В полномочия прокурора входит

Полномочия прокурора в досудебном производстве

Прокурор является должностным лицом, уполномоченным в пределах компетенции осуществлять от имени государства уголовное преследование в ходе уголовного судопроизводства, а также надзор за процессуальной деятельностью органов дознания и органов предварительного следствия (ст. 37 УПК РФ).

В ходе досудебного производства по уголовному делу прокурор уполномочен:

  1. проверять исполнение требований федерального закона при приеме, регистрации и разрешении сообщений о преступлениях;
  2. возбуждать уголовное дело и поручать его расследование дознавателю, следователю, нижестоящему прокурору либо принимать его к своему производству;
  3. участвовать в производстве предварительного расследования и в необходимых случаях давать письменные указания о направлении расследования, производстве следственных и процессуальных действий;
  4. давать согласие дознавателю, следователю на возбуждение уголовного дела;
  5. давать согласие дознавателю, следователю на возбуждение перед судом ходатайства об избрании, отмене или изменении меры пресечения либо о производстве иного процессуального действия, которое допускается на основании судебного решения;
  6. разрешать отводы, заявленные нижестоящему прокурору, следователю, дознавателю, а также их самоотводы;
  7. отстранять дознавателя, следователя от дальнейшего производства расследования, если ими допущено нарушение при производстве предварительного расследования;
  8. изымать любое уголовное дело у органа дознания и передавать его следователю, передавать уголовное дело от одного следователя прокуратуры другому с обязательным указанием оснований такой передачи;
  9. передавать уголовное дело от одного органа предварительного расследования другому;
  10. поручать органу дознания производство следственных действий, а также давать ему указания о проведении оперативно-разыскных мероприятий;
  11. продлевать срок предварительного расследования;
  12. утверждать постановление дознавателя, следователя о прекращении производства по уголовному делу;
  13. утверждать обвинительное заключение или обвинительный акт и направлять уголовное дело в суд;
  14. возвращать уголовное дело дознавателю, следователю со своими указаниями о производстве дополнительного расследования;
  15. приостанавливать или прекращать производство по уголовному делу (п. 2 ст. 37 УПК РФ).

Письменные указания прокурора органу дознания, дознавателю, следователю являются обязательными, и если они обжалуются, то это не приостанавливает их исполнение.

Данные полномочия осуществляются прокурорами района, города, их заместителями, приравненными к ним прокурорами и вышестоящими прокурорами (п. 3 ст. 37 УПК РФ).

Статья 22. Полномочия прокурора

Статья 22. Полномочия прокурора

См. комментарии к статье 22 настоящего Федерального закона

О конституционно-правовом смысле положений статьи 22 настоящего Федерального закона см. постановление Конституционного Суда РФ от 18 июля 2003 г. N 13-П

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 7 марта 2017 г. N 27-ФЗ пункт 1 статьи 22 настоящего Федерального закона внесены изменения

1. Прокурор при осуществлении возложенных на него функций вправе:

по предъявлении служебного удостоверения беспрепятственно входить на территории и в помещения органов, указанных в пункте 1 статьи 21 настоящего Федерального закона, иметь доступ к их документам и материалам, проверять исполнение законов в связи с поступившей в органы прокуратуры информацией о фактах нарушения закона;

требовать от руководителей и других должностных лиц указанных органов представления необходимых документов и материалов или их копий, статистических и иных сведений в сроки и порядке, которые установлены пунктами 2, 2.1, 2.3, 2.4, 2.5 статьи 6 настоящего Федерального закона; выделения специалистов для выяснения возникших вопросов; проведения проверок по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям, ревизий деятельности подконтрольных или подведомственных им организаций;

вызывать должностных лиц и граждан для объяснений по поводу нарушений законов.

Федеральным законом от 5 июня 2007 г. N 87-ФЗ в пункт 2 статьи 22 настоящего Федерального закона внесены изменения, вступающие в силу по истечении 90 дней после дня официального опубликования вышеназванного Федерального закона

2. Прокурор или его заместитель по основаниям, установленным законом, возбуждает производство об административном правонарушении, требует привлечения лиц, нарушивших закон, к иной установленной законом ответственности, предостерегает о недопустимости нарушения закона.

Постановлением Конституционного Суда РФ от 18 июля 2003 г. N 13-П норма, содержащаяся во взаимосвязанных пункте 2 статьи 1, пункте 1 статьи 21 и пункте 3 статьи 22 настоящего Федерального закона, пункте 2 части первой статьи 26, части первой статьи 251 ГПК РФ, наделяющая прокурора правом обращаться в суд общей юрисдикции с заявлением о признании положений конституций и уставов субъектов РФ противоречащими федеральному закону, признана несоответствующей Конституции РФ

3. Прокурор или его заместитель в случае установления факта нарушения закона органами и должностными лицами, указанными в пункте 1 статьи 21 настоящего Федерального закона:

освобождает своим постановлением лиц, незаконно подвергнутых административному задержанию на основании решений несудебных органов;

Постановлением Конституционного Суда РФ от 11 апреля 2000 г. N 6-П положение абзаца третьего пункта 3 статьи 22 настоящего Федерального закона в части, наделяющей суды общей юрисдикции полномочием признавать закон субъекта Российской Федерации, противоречащий федеральному закону, недействительным и утрачивающим юридическую силу, признано не соответствующим Конституции

опротестовывает противоречащие закону правовые акты, обращается в суд или арбитражный суд с требованием о признании таких актов недействительными;

вносит представление об устранении нарушений закона.

4. Должностные лица органов, указанных в пункте 1 статьи 21 настоящего Федерального закона, обязаны приступить к выполнению требований прокурора или его заместителя о проведении проверок и ревизий незамедлительно.

ПОЛНОМОЧИЯ ПРОКУРОРА ПРИ ОБСУЖДЕНИИ ПОСЛЕДСТВИЙ ВЕРДИКТА
ПРИСЯЖНЫХ ЗАСЕДАТЕЛЕЙ

Правовая природа производства в суде с участием присяжных заседателей определяет специфику вынесения решений по уголовным делам, которая заключается в разделении полномочий между присяжными заседателями и профессиональным судьей.

Данная особенность обусловливает деление судебного разбирательства на две стадии: до вынесения присяжными заседателями вердикта и после его оглашения.

Вердикт — решение о виновности или невиновности подсудимого, вынесенное коллегией присяжных заседателей (п. 5 ст. 5 УПК РФ).

Правовые последствия вынесения присяжными вердикта заключаются не только в установлении наличия или отсутствия вины подсудимого. Его вынесение определяет также структуру, ход и направленность обсуждения последствий признания лица виновным в соответствии с решением присяжных заседателей, отраженным в вердикте(1).

Исходя из разграничения компетенции присяжных и профессионального судьи, многие ученые рассматривают обсуждение последствий вердикта как этап судебного следствия в суде присяжных, на котором подлежат исследованию обстоятельства, связанные с разрешением вопросов правового (юридического) характера(2).

Разделяя точку зрения, согласно которой процесс доказывания не завершается вынесением присяжными заседателями вердикта, продолжаясь после провозглашения вердикта, при исследовании вопросов, не находящихся в компетенции присяжных, мы не можем согласиться с тем, что данная деятельность осуществляется в рамках судебного следствия.

Судопроизводство в суде с участием присяжных заседателей проходит в несколько этапов. Для каждого этапа характерны определенные признаки.

Этап судебного следствия следует за подготовительной частью судебного разбирательства и предшествует судебным прениям сторон. При этом в УПК РФ четко определены момент начала судебного следствия (ч. 1 ст. 335 УПК РФ) и момент его окончания (ст. 291 УПК РФ). То есть судебное следствие является целостным отдельным этапом рассмотрения уголовного дела в суде присяжных.

Согласно ч. 1 ст. 347 УПК РФ после провозглашения вердикта присяжных

заседателей судебное разбирательство продолжается с участием сторон. Однако, на наш взгляд, продолжение судебного разбирательства является не продолжением судебного следствия как этапа рассмотрения уголовного дела в суде присяжных, а отдельным специфическим этапом, присущим данному виду судопроизводства.

Задачи данного этапа схожи с задачами судебного следствия. Судом исследуются обстоятельства, связанные с разрешением правовых вопросов, стороны осуществляют доказывание в рамках ограниченного круга вопросов. Обсуждение последствий вердикта можно считать аналогом судебного следствия, имеющим специфический характер, обусловленный правовой природой суда с участием присяжных заседателей.

Основной целью данного этапа судебного разбирательства является обсуждение последствий вынесенного вердикта, в котором государственный обвинитель принимает непосредственное участие. При этом надлежащая реализация прокурором своих полномочий служит основой для выполнения одной из основных задач, стоящих перед ним в судебном разбирательстве: всемерное способствование принятию судом законного, обоснованного и справедливого решения(1). Кроме того, от правильного разрешения вопросов на данном этапе рассмотрения уголовного дела зависит законность и обоснованность приговора.

Исходя из сущности производства в суде присяжных и определяемых ею особенностей обвинения, после провозглашения вердикта прокурор продолжает поддержание обвинения в части, содержащей вопросы, не подлежащие исследованию в присутствии присяжных заседателей. При этом объем и характер полномочий прокурора при обсуждении последствий вердикта присяжных заседателей зависит от того, какой вердикт вынесен по делу: обвинительный или оправдательный.

В случае вынесения обвинительного вердикта производится исследование обстоятельств, связанных с квалификацией содеянного подсудимым, назначением ему наказания, разрешением гражданского иска и другими вопросами, разрешаемыми судом при постановлении обвинительного приговора (ч. 3 ст. 347 УПК РФ).

С. А. Насонов выделяет следующие этапы обсуждения последствий обвинительного вердикта:

1) подготовительная часть, во время которой разрешаются вопросы о рассмотрении дела в отсутствие какого-либо свидетеля, по предложению сторон определяется круг доказательств, подлежащих исследованию, и т. д.;

2) судебное следствие, во время которого исследуются обстоятельства, не подлежащие исследованию с участием присяжных заседателей;

3) выслушивание судом прений сторон и реплик сторон;

4) предоставление подсудимому последнего слова(2).

С учетом обозначенной градации, а также положений чч. 3, 4 ст. 347 УПК РФ на этапе обсуждения последствий обвинительного вердикта государственный обвинитель обладает следующими полномочиями:

участвовать в разрешении организационных вопросов, касающихся порядка обсуждения последствий вердикта;

представлять доказательства, не подлежащие исследованию с участием присяжных заседателей, участвовать в их исследовании;

заявлять ходатайства, касающиеся обстоятельств, подлежащих исследованию после вынесения вердикта;

участвовать в судебных прениях сторон и выступать с репликой;

выражать свою позицию по вопросам квалификации деяния, совершенного подсудимым, меры наказания, наличия смягчающих или отягчающих наказание обстоятельств, разрешения гражданского иска, распределения судебных издержек, относительно того, как поступить

с вещественными доказательствами, и по другим вопросам, разрешаемым судом при постановлении обвинительного приговора.

При обсуждении последствий обвинительного вердикта государственный обвинитель вправе ходатайствовать о допросе лиц, которые могут что-либо пояснить об обстоятельствах, исследование которых не входит в компетенцию присяжных заседателей. При этом в ходе допроса недопустимо затрагивать доказательства, которым уже дана оценка в вердикте присяжных заседателей, и ставить под сомнение установленные в нем факты.

По окончании обсуждения последствий обвинительного вердикта суд переходит к прениям сторон, которые также имеют существенные особенности.

Выступая в судебных прениях, государственный обвинитель не вправе ставить под сомнение вердикт присяжных заседателей, оспаривать его. Обвинение поддерживается в рамках круга обстоятельств, признанных присяжными заседателями доказанными. Позиция прокурора о назначении подсудимому наказания юридически связана решением присяжных о том, что подсудимый заслуживает снисхождения (ч. 1 ст. 61, ст. 62, ч. 1 ст. 65 УК РФ).

Актуальным для прокурора, участвующего в обсуждении последствий обвинительного вердикта, является вопрос о возможности отказа от обвинения или его изменения на данном этапе рассмотрения уголовного дела.

Положения УПК РФ не предусматривают особенностей прекращения уголовного дела вследствие отказа прокурора от обвинения в суде с участием присяжных заседателей, оно происходит в общем порядке в соответствии со ст. 254 УПК РФ.

По смыслу ч. 7 ст. 246 УПК РФ прокурор вправе отказаться от обвинения до удаления суда в совещательную комнату для вынесения приговора. Согласно позиции Пленума Верховного Суда Российской Федерации при обсуждении последствий обвинительного вердикта государственный обвинитель не вправе отказаться от обвинения либо изменить его, поскольку таким правом он может воспользоваться лишь до удаления коллегии присяжных заседателей в совещательную комнату(1).

По нашему мнению, такая позиция небесспорна.

Правовая природа производства в суде с участием присяжных заседателей подразумевает разделение компетенции суда между председательствующим и коллегией присяжных заседателей.

В компетенцию присяжных заседателей входит разрешение вопросов о том, имело ли место соответствующее деяние, совершил ли его подсудимый и виновен ли он в совершении этого преступления (ч. 1 ст. 339 УПК РФ). Вопросы, выходящие за пределы компетенции присяжных заседателей, но имеющие значение для вынесения приговора, разрешаются судом после провозглашения присяжными заседателями вердикта.

Окончательное решение по делу суд выносит в виде приговора, основанного на вердикте коллегии присяжных заседателей.

При вынесении обвинительного вердикта присяжные заседатели констатируют доказанность предъявленного подсудимому обвинения. Коллегия присяжных заседателей приходит к выводу, что представленными сторонами и исследованными в ходе судебного следствия доказательствами в полной мере подтверждены: факт совершения деяния, факт совершения его подсудимым и его виновность.

Обвинительный вердикт присяжных заседателей обязателен для председательствующего. Однако УПК РФ предусматривает два исключения из данного правила, при которых обвинительный вердикт не влечет за собой постановление обвинительного приговора:

если председательствующий признает, что деяние подсудимого не содержит признаков преступления;

если председательствующий признает, что обвинительный вердикт вынесен в отношении невиновного и имеются достаточные основания для постановления оправдательного приговора ввиду того, что не установлено событие преступления либо не доказано участие подсудимого в совершении преступления.

В первом случае председательствующий должен постановить оправдательный приговор, а во втором — вынести постановление о роспуске коллегии присяжных заседателей и направить уголовное дело на новое рассмотрение иным составом суда со стадии предварительного слушания (чч. 4, 5 ст. 348 УПК РФ).

Введение законодателем обозначенных правил обусловлено назначением уголовного судопроизводства, а именно тем, что уголовное преследование и назначение виновным справедливого наказания в той же мере отвечают назначению уголовного судопроизводства, что и отказ от уголовного преследования невиновных (ч. 2 ст. 6 УПК РФ).

В соответствии с ч. 7 ст. 246 УПК РФ государственный обвинитель обязан отказаться от обвинения, если он придет к выводу, что представленные доказательства не подтверждают предъявленное подсудимому обвинение. По смыслу указанной нормы государственный обвинитель, отказываясь от обвинения, должен изложить суду мотивы отказа исходя из указанных в пп. 1 и 2 ст. 24 и пп. 1 и 2 ст. 27 УПК РФ оснований(1).

Прокурор обязан отказаться от обвинения, если он придет к выводу, что отсутствует событие преступления, в деянии подсудимого отсутствует состав преступления или подсудимый не причастен к совершению преступления. Реализация прокурором права отказаться от обвинения в случае, если он придет к убеждению, что оно не подтверждается представленными доказательствами, является одним из способов обеспечения законности и обоснованности обвинения.

При этом УПК РФ наделяет прокурора таким полномочием вплоть до удаления суда в совещательную комнату для вынесения приговора, т. е. окончательного решения суда по уголовному делу.

С учетом того, что после вынесения присяжными заседателями вердикта рассмотрение уголовного дела продолжается, становится допустимой ситуация, при которой прокурор, анализируя вынесенный присяжными вердикт, придет к выводу, что имеются основания для изменения обвинения в сторону смягчения либо установленные обстоятельства не образуют состав преступления, подсудимый не виновен в его совершении или не причастен к нему. То есть ситуация, когда прокурор в силу функций, выполняемых им при участии в рассмотрении уголовного дела, руководствуясь положениями чч. 7, 8 ст. 246 УПК РФ, обязан отказаться от обвинения или изменить его.

Позиция Верховного Суда Российской Федерации, в соответствии с которой прокурор лишается права отказаться от обвинения или изменить его после вынесения вердикта коллегией присяжных заседателей, не отвечает назначению уголовного судопроизводства, обязывая государственного обвинителя продолжать уголовное преследование невиновного лица.

Таким образом, представляется, что при обсуждении последствий обвинительного вердикта прокурор должен обладать полномочиями отказаться от обвинения или изменить его.

Тем более что, как указывалось выше, чч. 4, 5 ст. 348 УПК РФ наделяют председательствующего правом постановить оправдательный приговор, если, несмотря на вынесение присяжными обвинительного вердикта, им будет признано, что деяние подсудимого не содержит признаков преступления, либо распустить коллегию присяжных заседателей и направить дело на новое рассмотрение иным составом суда.

При наделении председательствующего правом устанавливать отсутствие в деянии подсудимого состава преступления, а также виновности подсудимого в совершении деяния при вынесении присяжными

обвинительного вердикта, полагаем, что лишать аналогичного права государственного обвинителя, в обязанность которого входит обеспечение законности и обоснованности обвинения, нецелесообразно и нелогично.

Обозначенная позиция согласуется и с положением ч. 7 ст. 246 УПК РФ, в соответствии с которым отказ прокурора от обвинения возможен в ходе судебного разбирательства, так как после вынесения присяжными заседателями вердикта судебное разбирательство не оканчивается, а продолжается с участием сторон (ч. 1 ст. 347 УПК РФ).

Определенные процессуальные особенности имеет и реализация прокурором полномочий при обсуждении последствий оправдательного вердикта.

Как отмечается в литературе, если после вынесения коллегией присяжных заседателей обвинительного вердикта обвинительная деятельность прокурора продолжается, то его участие в обсуждении последствий оправдательного вердикта скорее можно расценивать лишь как реализацию им полномочий как стороны в процессе(1).

Данная позиция обусловлена правилами обязательности оправдательного вердикта при вынесении приговора.

С учетом положений ч. 2 ст. 347 УПК РФ при обсуждении последствий оправдательного вердикта государственный обвинитель вправе выразить свое мнение по вопросам, связанным:

с разрешением гражданского иска;

с распределением процессуальных издержек;

с решением судьбы вещественных доказательств.

С. А. Насонов, анализируя приведенные положения закона, справедливо отмечает, что они отличаются некоторой неточностью, так как в рамках обсуждения последствий вердикта присяжных заседателей предметом суждений должна служить содержательная сторона вердикта. Автор обращает внимание на то, что при отрицательном ответе на вопросы о доказанности совершения деяния подсудимым или его виновности речь об удовлетворении гражданского иска идти не может(2).

С учетом данной позиции при отрицательном ответе присяжных на вопрос о виновности подсудимого государственный обвинитель, выражая свое мнение в отношении разрешения гражданского иска, предлагает суду оставить исковое заявление без рассмотрения, а при непричастности подсудимого к совершению преступления — отказать в удовлетворении иска.

Формулируя позицию о распределении процессуальных издержек при вынесении оправдательного приговора, государственный обвинитель основывается на положениях ч. 5 ст. 132 УПК РФ, согласно которым процессуальные издержки, связанные с производством по уголовному делу, возмещаются за счет федерального бюджета.

Позиция государственного обвинителя относительно судьбы вещественных доказательств формулируется с учетом положений ст. 82 УПК РФ.

Таким образом, полномочия прокурора при обсуждении последствий вердикта коллегии присяжных заседателей определяются особенностями и правовой природой рассмотрения уголовного дела судом с участием присяжных заседателей.

В ходе обсуждения последствий обвинительного вердикта прокурор продолжает уголовное преследование в объеме обвинения, признанного присяжными заседателями доказанным в ходе рассмотрения уголовного дела. При обсуждении последствий оправдательного вердикта прокурор не осуществляет функцию уголовного преследования, однако он обязан продолжить участие в судебном заседании как сторона в процессе, продолжая реализовывать при этом правоохранительную функцию и способствуя вынесению законного приговора.

14.6 Полномочия прокурора по иным направлениям деятельности

Осуществляя уголовное преследование, прокурор самостоятельно производит предварительное расследование в форме предва-

Производя предварительное следствие, прокурор обладает всеми правами следователя54. Однако при этом он не лишается пол- номочий, являющихся средствами такой отрасли прокурорского надзора как надзор за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие. Поэтому ему не нужно получать согласия на возбуждение, к примеру, уголовного дела, несмотря на то, что это решение согласно уголовно-процессуальному закону принимается с согласия прокурора.

Прокурор осуществляет уголовное преследование самостоятельно. Закон не возлагает на него обязанности получения санкций или согласия у вышестоящего прокурора на производство какого- либо действия (принятие процессуального решения), за исключением тех решений, которые вправе выносить только суды.

Производя предварительное следствие, прокурор обращается к вышестоящим прокурорам только в случаях необходимости продления срока предварительного следствия. Это происходит тогда, когда собственные полномочия по продлению срока прокурором исчерпаны.

14.6.2 Координация деятельности по борьбе с преступностью

Прокурорами координируется деятельность по борьбе с преступностью: —

органов внутренних дел; —

органов федеральной службы безопасности; —

органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ; —

органов таможенной службы; —

иных правоохранительных органов.

Координация деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью осуществляется на основе: —

равенства всех участников координационной деятельности при постановке вопросов, внесении предложений, разработке рекомендаций и мероприятий; —

самостоятельности каждого правоохранительного органа в пределах предоставленных ему законодательством Российской Федерации полномочий при выполнении согласованных решений, рекомендаций и проведении мероприятий; —

гласности в той мере, в какой она не противоречит требованиям законодательства Российской Федерации о защите прав и свобод человека и гражданина, о государственной и иной охраняемой законом тайне;

— ответственности руководителя каждого правоохранительного органа за выполнение согласованных решений.

В связи с чем прокурорам предоставлено право: 1)

созывать координационные совещания; 2)

истребовать статистическую и другую необходимую информацию; 3)

способствовать обмену информацией между правоохранительными органами по вопросам борьбы с преступностью; 4)

осуществлять совместные выезды в регионы для проведения согласованных действий, проверок и оказания помощи местным правоохранительным органам в борьбе с преступностью; 5)

изучать и распространять положительный опыт; 6)

организовывать проведение совместных целевых мероприятий для выявления и пресечения преступлений, а также устранения причин и условий, способствующих их совершению; 7)

проводить совместные семинары, конференции; 8)

издавать совместные приказы, указания, готовить информационные письма и иные организационно-распорядительные документы; 9)

разрабатывать и утверждать согласованные планы координационной деятельности; 10)

осуществлять иные полномочия.

Прокурор не только созывает координационное совещание, но и председательствует в таковом. В связи с чем он также вправе: 11)

истребовать информацию, необходимую для организации координационной деятельности; 12)

организовывать рабочие группы из представителей правоохранительных органов; 13)

назначать из числа работников прокуратуры ответственного секретаря координационного совещания, который возглавляет секретариат координационного совещания; 14)

давать поручения секретарю координационного совещания; 15)

подписывать решения и протоколы координационного совещания.

Помимо прокурора в состав координационного совещания входят его члены — руководители правоохранительных органов или исполняющие их обязанности. Координационное совещание созывается прокурором по мере необходимости, но не реже одного раза в квартал, а также по инициативе одного из членов координационного совещания.

14.6.3 Участие прокурора в рассмотрении дел судами общей юрисдикции и арбитражными судами

Прокурор не осуществляет надзора за деятельностью судов, он лишь вправе в соответствии с процессуальным законодательством принимать участие в рассмотрении дел судами. Основные полномочия прокурора применительно к данной отрасли прокурорского надзора закреплены в УПК, ГПК и АПК.

У прокурора в любом процессе будь то уголовный, гражданский или арбитражный процесс имеются следующие права: 1)

знакомиться с материалами дела (ч. 4 ст. 246 УПК, ч. 1 ст. 41 ГПК); 2)

иметь время, необходимое для подготовки к участию в судебном разбирательстве (ч. 4 ст. 246 УПК); 3)

делать выписки из материалов дела, снимать копии (ч. 1 ст. 41 ГПК); 4)

в определенных законом случаях принять участие в судебном разбирательстве дела (ч. 1 ст. 246 УПК, ч. 1 ст. 41 ГПК); 5)

заявлять отводы (ч. 1 ст. 41 ГПК); 6)

заявлять ходатайства (ст. 230 УПК, ч. 1 ст. 41 ГПК); 7)

представлять доказательства (ч. 5 ст. 246 УПК, ч. 1 ст. 41

участвовать в исследовании доказательств (ч. 5 ст. 246 УПК, ч. 1 ст. 41 ГПК) и некоторые иные права.

Осуществляя уголовное преследование в суде, прокурор выступает в качестве государственного обвинителя. Поэтому при осуществлении уголовного судопроизводства прокурор вправе: 1)

получить копию постановления судьи:

а) о направлении уголовного дела по подсудности,

б) о назначении предварительного слушания,

в) о назначении судебного заседания (ч. 1 ст. 227 УПК);

г) о прекращении уголовного дела на стадии подготовки к судебному заседанию (ч. 4 ст. 239 УПК); 2)

поддерживать перед судом государственное обвинение (ч. 4 ст. 246 УПК); 3)

отказаться в порядке и по основаниям, установленным УПК, от осуществления уголовного преследования (ч. 5 ст. 37 УПК), от обвинения (ч. 7 ст. 246 УПК); 4)

изменять обвинение в сторону смягчения в ходе предварительного слушания (ч. 5 ст. 236 УПК), а также во время судебного разбирательства вплоть до удаления суда в совещательную комнату для постановления приговора (ч. 8 ст. 246 УПК); 5)

в начале судебного следствия по уголовным делам публичного и частно-публичного обвинения изложить предъявленное подсудимому обвинение (ч.

излагать суду свое мнение по существу обвинения, а также по другим вопросам, возникающим в ходе судебного разбирательства (ч. 5 ст. 246 УПК); 7)

участвовать в прениях сторон (ст. 292 УПК); 8)

высказывать суду предложения о применении уголовного закона и назначении подсудимому наказания (ч. 5 ст. 246 УПК); 9)

знакомится с протоколом судебного заседания (ч. 7 ст. 259

Прокурор в уголовном судопроизводстве имеет и иные права.

При рассмотрении судом уголовным дел прокурор обязан: 1)

участвовать в судебном разбирательстве уголовных дел публичного и частно-публичного обвинения (ч. 2 ст. 246 УПК); 2)

подчиняться законным распоряжениям председательствующего в судебном заседании; 3)

отказаться от обвинения и изложить суду мотивы отказа, если в результате судебного разбирательства прокурор придет к убеждению, что данные судебного следствия не подтверждают предъявленного подсудимому обвинения (ч. 7 ст. 246 УПК); 4)

опровергать доводы, представленные стороной защиты, при рассмотрении ходатайства об исключении доказательства, заявленного стороной защиты на том основании, что доказательство было получено с нарушением требований УПК (ч. 4 ст. 235 УПК); 5)

предъявить или поддержать предъявленный потерпевшим гражданский иск, если этого требует охрана прав граждан, общественных или государственных интересов (ч. 6 ст. 246 УПК); 6)

выполнять иные предусмотренные законом обязанности.

В гражданском процессе у прокурора не меньше прав и обязанностей. Он считается лицом, участвующим в деле. И соответственно, имеет право: 1)

обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований (ч. 1 ст. 45 ГПК); 2)

задавать вопросы другим лицам, участвующим в деле, свидетелям, экспертам и специалистам (ч. 1 ст. 41 ГПК); 3)

давать объяснения суду в устной и письменной форме (ч. 1 ст. 41 ГПК); 4)

приводить свои доводы по всем возникающим в ходе судебного разбирательства вопросам (ч. 1 ст. 41 ГПК); 5)

возражать относительно ходатайств и доводов других лиц, участвующих в деле (ч. 1 ст. 41 ГПК); 6)

обжаловать судебные постановления (ч. 1 ст. 41 ГПК); 7)

вступить в процесс и дать заключение по делам о выселении, о восстановлении на работе, о возмещении вреда, причиненного жизни или здоровью, а также в иных случаях, предусмотренных федеральными законами, в целях осуществления возложенных на него полномочий (ч. 3 ст. 45 ГПК); 8)

использовать предоставленные законодательством о гражданском судопроизводстве другие процессуальные права (ч. 1 ст. 41 ГПК).

Прокурор, подавший заявление, пользуется всеми процессуальными правами и несет все процессуальные обязанности истца, за исключением права на заключение мирового соглашения и обязанности по уплате судебных расходов (ч. 2 ст. 45 ГПК).

Статус прокурора в арбитражном процессе аналогичен правам и обязанностям прокурора в гражданском процессе.

14.6.4 Внесение представлений на противоречащие закону решения, приговоры, определения и постановления судов

Согласно ст. 336 ГПК прокурор, участвующий в рассмотрении по первой инстанции судом общей юрисдикции гражданского дела, вправе принести кассационное представление на решение любого суда в Российской Федерации, принятое по первой инстанции, за исключением решений мировых судей. На решение мирового судьи прокурор, участвующий в деле, может принести апелляционное представление (ч. 2 ст. 320 ГПК). Установленные ГПК должностные лица прокуратуры вправе обратиться в суд надзорной инстанции с представлением о пересмотре вступивших в законную силу решений и определений суда, если прокурор участвовал в рассмотрении этого дела (ч. 3 ст. 376 ГПК).

В уголовном процессе прокурор также наделен правом внесения апелляционного или кассационного представления на принятое судебное решение, если он участвовал в деле в качестве государственного обвинителя или является вышестоящим к последнему прокурором (ч. 4 ст. 354 УПК). Помимо того прокурор путем внесения надзорного представления ходатайствовать о пересмотре вступивших в законную силу приговора, определения, постановления суда (ст. 402 УПК).

В арбитражном судопроизводстве по делам, по которым он согласно ст. 52 АПК вправе обратиться в арбитражный суд, прокурор может внести представление на вступивший в законную силу судебный акт арбитражного суда. И оно будет пересмотрено в порядке надзора Высшим Арбитражным Судом РФ (ч. 1 ст. 292 АПК).

Для того чтобы прокурор в полной мере мог реализовать данное направление деятельности прокуратуры, ему предоставлены права: 1)

подать в апелляционном или кассационном порядке представление на приговор или иное решение суда первой инстанции в течение 10 суток со дня провозглашения приговора (ч. 1 ст. 356 УПК); 2)

ходатайствовать перед судом, постановившим приговор или вынесшим иное обжалуемое решение, о восстановлении пропущенного срока, в случае пропуска срока обжалования по уважительной причине (ч. 1 ст. 357УПК); 3)

быть извещенным о принесенных жалобах и получить копию каждой жалобы, с разъяснением возможности подачи на указанные жалобы возражений в письменном виде с указанием срока подачи (ч. 1 ст. 358УПК); 4)

подготовить указанные возражения; 5)

быть извещенным о направлении дела с представлением (жалобами и др.) в суд апелляционной или кассационной инстанции (ч. 2 ст. 359 УПК); 6)

отозвать свое представление до начала заседания суда апелляционной или кассационной инстанции (ч. 3 ст. 359 УПК); 7)

до начала судебного заседания изменить апелляционное или кассационное представление либо дополнить новыми доводами. При чем в дополнительном представлении прокурора или его заявлении об изменении представления, поданном по истечении срока обжалования, не может быть поставлен вопрос об ухудшении положения осужденного, если такое требование не содержалось в первоначальном представлении (ч. 4 ст. 359 УПК); 8)

реализовывать иные предоставленные законом полномочия прокурора.

В связи с наделением части прокуроров полномочиями по принесению представления в надзорном порядке они наделены также правами: 1)

принимать участие в судебном заседании надзорной инстанции (ч. 2 ст. 407 УПК); 2)

знакомиться с надзорными жалобами (ч. 2 ст. 407 УПК); 3)

поддерживать внесенное им надзорное представление и получить для этого слово в судебном заседании (ч. 5 ст. 407 УПК); 4)

иметь некоторые иные права.

14.6.5 Участие в правотворческой деятельности

Установив в ходе осуществления своих полномочий необходимость совершенствования действующих нормативных правовых актов, прокурор вправе вносить в законодательные органы и органы, обладающие правом законодательной инициативы, соответствующего и нижестоящего уровней предложения об изменении, о дополнении, об отмене или о принятии законов и иных нормативных правовых актов. 14.7

ПОЛНОМОЧИЯ ПРОКУРОРА В ГРАЖДАНСКОМ ПРОЦЕССЕ В СУДАХ ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ

Правовой статус прокурора в гражданском судопроизводстве определяется ст. 35 Закона «О прокуратуре Российской Федерации» и ст.45 Гражданского процессуального кодекса РФ, согласно которым прокурор участвует в гражданском судопроизводстве во всех стадиях процесса и во всех видах судопроизводства в зависимости от категорий рассматриваемых судом дел.

При этом выделяются три формы участия прокурора в гражданском судопроизводстве:

-инициирование возбуждения производства путем подачи иска или заявления в защиту прав и охраняемых законом интересов граждан и организаций;

-вступление в процесс для дачи заключения;

-обжалование судебных постановлений.

Прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

В апреле 2009 (05.04. 2009 года N 43-Ф3) года внесены изменения в ст. 45 ГПК РФ, которые значительно расширили полномочия прокуроров по обращению с исками в суд.

Так, если ранее прокуроры были вправе предъявить в суд иски в защиту прав, свобод и законных интересов гражданина только в случае, если гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд, то ныне действующая редакция ст. 45 ГПК РФ, кроме названных полномочий, предоставляет прокурору право при наличии заявления гражданина обращаться с заявлениями в суд о защите нарушенных или оспариваемых социальных прав, свобод и законных интересов в сфере трудовых (служебных) отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений; защиты семьи, материнства, отцовства и детства; социальной защиты, включая социальное обеспечение; обеспечения права на жилище в государственном и муниципальном жилищных фондах; охраны здоровья, включая медицинскую помощь; обеспечения права на благоприятную окружающую среду; образования.

Возникает вопрос: может ли прокурор по своей инициативе либо инициативе суда вступить в любое гражданское дело?

Особенностью участия прокурора в гражданском судопроизводстве является возможность вступления прокурора в рассмотрение гражданских дел только в строго определенных законом случаях.

Прокурор вправе участвовать в рассмотрении судами следующих категорий гражданских дел:

-о выселении, о восстановлении на работе, о возмещении вреда, причиненного жизни или здоровью (ч. 3 ст. 45 ГПК РФ);

-об оспаривании нормативных правовых актов (ст. 252 ГПК РФ);

-о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации (ст. 260.1 ГПК РФ);

-о лишении родительских прав, о восстановлении в родительских правах, об ограничении родительских прав (ст. 70, 72, 73 Семейного кодекса Российской Федерации);

-об усыновлении и отмене усыновления (ст. 125, 140 Семейного кодекса Российской Федерации, ст. 273 ГПК РФ);

— о признании гражданина безвестно отсутствующим или об объявлении гражданина умершим (ст. 278 ГПК РФ);

— об ограничении дееспособности гражданина, о признании гражданина недееспособным, об ограничении или о лишении несовершеннолетнего в возрасте от четырнадцати до восемнадцати лет права самостоятельно распоряжаться своими доходами (ст. 284 ГПК РФ);

-об объявлении несовершеннолетнего полностью дееспособным (ст. 288 ГПК РФ); о принудительной госпитализации гражданина в психиатрический стационар или о продлении срока принудительной госпитализации гражданина, страдающего психическим расстройством (ст. 304 ГПК РФ);

-об обжаловании действий медицинских работников, иных специалистов, работников социального обеспечения и образования, а также врачебных комиссий, ущемляющих права и законные интересы граждан при оказании им психиатрической помощи (ст. 48 Закона РФ от 02.07.1992 № 3185-1 «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании»);

-об обязательном обследовании и лечении (о госпитализации) больных туберкулезом (ст. 10 Федерального закона от 18.06.2001 № 77-ФЗ «О предупреждении

распространения туберкулеза в Российской Федерации»);

-о временном размещении иностранного гражданина, подлежащего реадмиссии, в специальном учреждении или о продлении срока пребывания иностранного гражданина, подлежащего реадмиссии, в специальном учреждении (ст. 261.3 ГПК РФ);

-об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы (ст. 261.7 ГПК РФ).

Вступление прокурора в уже начатый процесс возможно в любой стадии гражданского процесса.

В иные категории дел прокурор не может вступить для дачи по нему заключения ни по своей инициативе, ни по инициативе суда.

Кроме того, только по указанным категориям дел прокурор обладает правом на принесение апелляционного, кассационного представления, представления в порядке надзора независимо от его личного присутствия в судебном заседании суда первой инстанции.

по обеспечению участия прокуроров в гражданском процессе

20. Полномочия прокурора при осуществлении надзора за исполнением законов. — alekssandrs Jimdo-Page!

Прокурор при осуществлении возложенных на него функций вправе:

– по предъявлении служебного удостоверения беспрепятственно входить на территории и в помещения учреждений и организаций, поднадзорных органам прокуратуры. Единственным ограничением, не позволяющим прокурору реализовать право свободного доступа, может служить отсутствие у него допуска надлежащей формы, обязательного для проведения проверок на режимных предприятиях;

– при реализации надзорных полномочий иметь свободный доступ к документам и материалам, проверять исполнение законов в связи с поступившей в органы прокуратуры информацией о фактах нарушения закона;

– требовать от руководителей и других должностных лиц указанных органов представления необходимых документов, материалов, статистических и иных сведений;

– выделять специалистов для выяснения возникших вопросов;

– проводить проверки по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям, ревизии деятельности подконтрольных или подведомственных ему организаций;

– вызывать должностных лиц и граждан для объяснений по поводу нарушений законов;

– по основаниям, установленным законом, возбуждать уголовное дело или производство об административном правонарушении, требовать привлечения лиц, нарушивших закон, к иной установленной законом ответственности;

– предостерегать о недопустимости нарушения закона;

– освобождать своим постановлением лиц, незаконно подвергнутых административному задержанию на основании решений несудебных органов;

– опротестовывать противоречащие закону правовые акты, обращаться в суд или арбитражный суд с требованием о признании таких актов недействительными;

– вносить представление об устранении нарушений закона.

Правовые средства прокурорского реагирования входят в систему полномочий, предоставленных прокурору для осуществления надзора за соблюдением Конституции и исполнением законов. Надлежащим образом используя эти правовые средства, прокурор добивается пресечения выявленных нарушений закона, восстановления нарушенных прав и свобод граждан, интересов общества и государства. Протест прокурора – это акт (документ) прокурорского реагирования на нормативно-правовой акт государственного органа, органа местного самоуправления или должностного лица, содержащий подкрепленное фактическими данными требование об отмене данного акта или приведении его в соответствие с законом. Право принести протест на противоречащий закону правовой акт принадлежит исключительно прокурору или его заместителю. Следует отметить, что принесение протеста – это не только право, но и обязанность прокурора реализовать свое полномочие по принесению протеста в каждом случае обнаружения нормативных правовых актов, противоречащих Конституции и федеральным законам. Протест может быть принесен: 1) в орган или должностному лицу, которые издали этот акт; 2) в вышестоящий орган или вышестоящему должностному лицу органа, издавшего нормативный акт; 3) в суд в порядке, предусмотренном процессуальным законодательством РФ.

Представление прокурора – это документ прокурорского реагирования на выявленные нарушения закона, которые наступили в результате действий (бездействий) или принятия незаконных решений государственными органами и их должностными лицами. Представление об устранении нарушений закона вносится прокурором или его заместителем в орган или должностному лицу, которые полномочны устранить допущенные нарушения, и подлежит безотлагательному рассмотрению.

Если в ходе проведения прокурорской проверки обнаружены обстоятельства, указывающие на наличии в действии (бездействии) или принятых решениях признаков состава преступления или административного правонарушения, то в этом случае прокурор, исходя из характера нарушения закона должностным лицом, на основании мотивированного постановления передает материалы проверки по подследственности следователю для решения вопроса о возбуждении уголовного дела или самостоятельно принимает решение о возбуждении административного производства. В соответствии с ч. 2 ст. 28.4 КоАП о возбуждении дела об административном правонарушении прокурором выносится постановление. В соответствии с указанием Генерального прокурора РФ от 06.07.1999 № 39/7 «О применении предостережения о недопустимости нарушения закона» применение предостережения отнесено к исключительной компетенции прокурора и его заместителей. Другие работники прокуратуры такими полномочиями не обладают. Предостережение применяется только при осуществлении надзора за исполнением законов и законностью правовых актов. Для профилактики нарушений закона при производстве дознания, предварительного следствия и рассмотрении дел судами прокурорам надлежит использовать иные средства прокурорского реагирования, предусмотренные законом. Предостережение должно быть объявлено во всех случаях, когда у прокурора имеются сведения о готовящихся противоправных деяниях. Основанием для предостережения должностного лица могут быть только достоверные сведения о готовящихся противоправных деяниях, которые могут привести к совершению правонарушения и причинению вреда государственным или общественным интересам либо охраняемым законом правам и свободам граждан, не влекущих уголовную ответственность. Предостережение о недопустимости нарушений закона не может быть адресовано гражданам и юридическим лицам. Его следует объявлять должностным лицам поднадзорных прокуратуре органов, а также руководителям или иным лицам общественных (религиозных) объединений. Применению предостережений в обязательном порядке должна предшествовать проверка прокурором сведений о готовящихся противоправных деяниях конкретными должностными лицами с истребованием от них письменных объяснений. Предостережение о недопустимости нарушений закона должно быть оформлено в виде специального прокурорского акта в письменной форме.

Компетенция органов прокуратуры

Деятельность органов прокуратуры Российской Федерации регламентирована Федеральным законом от 17.01.1992 № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации», в соответствии с которым прокуратура осуществляет:

  • надзор за исполнением законов федеральными министерствами, государственными комитетами, службами и иными федеральными органами исполнительной власти, представительными (законодательными) и исполнительными органами субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций, а также за соответствием законам издаваемых ими правовых актов;
  • надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина федеральными министерствами, государственными комитетами, службами и иными федеральными органами исполнительной власти, представительными (законодательными) и исполнительными органами субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, а также органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций;
  • надзор за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие; надзор за исполнением законов судебными приставами;
  • надзор за исполнением законов администрациями органов и учреждений, исполняющих наказание и применяющих назначаемые судом меры принудительного характера, администрациями мест содержания задержанных и заключенных под стражу;
  • уголовное преследование в соответствии с полномочиями, установленными уголовно-процессуальным законодательством Российской Федерации; координацию деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью.

Прокуроры в соответствии с процессуальным законодательством Российской Федерации участвуют в рассмотрении дел судами, арбитражными судами, опротестовывают противоречащие закону решения, приговоры, определения и постановления судов.

Проверки исполнения законов проводятся на основании поступившей в органы прокуратуры информации о фактах нарушения законов, требующих принятия мер прокурором.

В соответствии с приказом Генерального прокурора Российской Федерации от 07.05.2008 № 84 «О разграничении компетенции прокуроров территориальных, военных и других специализированных прокуратур» на прокуроров субъектов Российской Федерации среди прочих возложены полномочия по надзору за соблюдением Конституции Российской Федерации, исполнением законов, соблюдением прав и свобод человека и гражданина представительными (законодательными) и исполнительными органами субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, территориальными органами федеральных органов исполнительной власти, в том числе контролирующими органами, их должностными лицами, органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций, а также за соответствием законам издаваемых ими правовых актов; рассмотрение обращений, содержащих сведения о нарушении законов территориальными органами федеральных органов исполнительной власти, законодательными (представительными) и исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, их должностными лицами, органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций соответствующего уровня.

В компетенцию прокурора города Москвы, как прокурора субъекта Российской Федерации, входит рассмотрение обращений, содержащих сведения о нарушениях законодательства, охраняемых законом прав, свобод и интересов человека и гражданина государственными органами (учреждениями) города Москвы.

В органах прокуратуры в соответствии с их полномочиями разрешаются заявления, жалобы и иные обращения, содержащие сведения о нарушении законов.

При осуществлении надзора за исполнением законов органы прокуратуры не подменяют иные государственные органы и должностных лиц, не вмешиваются в оперативно-хозяйственную деятельность организаций.

Основной рекомендацией для граждан в случае нарушения их прав обратиться непосредственно в тот орган или к тому должностному лицу, в компетенцию которых входит разрешение поставленных в обращении вопросов. Данное требование к гражданину закреплено ст. 8 Федерального закона «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» от 02.05.2006 № 59-ФЗ.

Смотрите еще:

  • Входит ли в трудовой стаж время в центре занятости Центр юридической помощи Оказываем бесплатную юридическую помощь населению Создание центра занятости осуществлялось с целью оказания поддержки безработным лицам. Периоды, в которые человек стоял на учете биржи труда, имеют свои […]
  • 190 лС налог Какой автомобильный налог на лошадиные силы в 2018 году? Каждый владелец автомобиля, зарегистрированного в установленном порядке, обязан ежегодно выплачивать налог за каждую лошадиную силу своего автомобиля — правильно он называется […]
  • Как продлить разрешение на охотничье оружие Продление разрешения на охотничье оружие Закон под номером 150 «Об оружии» регламентирует правила и сроки продления лицензии на травматическое или охотничье оружие . Это обязательная процедура, которая позволяет в дальнейшем хранить дома […]
  • Расчёт осаго с октября 2014 Рассчитать ОСАГО 2016 Автогражданский полис ОСАГО в противоречие КАСКО является обязательным страхованим для владельца автотранспортного средства. Страхованием ОСАГО предполагается покрытие материального ущерба в случае аварии третьим […]
  • Работа в сочи проживание питание Работа в сочи проживание питание Вадим Никуличeв • Сочи Няня к грудничку с проживанием Агентство Калейдоскоп услуг • Сочи Требуется горничная с проживанием калейдоскоп услуг • Сочи Домработница с проживанием (Сочи) Гросс/год: 60 000 […]
  • Поощрение и наказание подростка в семье План-конспект на тему: Меры поощрения и наказания в семье Предварительный просмотр: Меры поощрения и наказания в современных семьях Цель: определение значения поощрений и наказаний в семейном воспитании. структурировать знания […]
  • Правила альтернативы Правила оформления и написания реферата Правила оформления и написания реферата Работа над рефератом носит самостоятельный характер. Материалы, полученные из интернета, могут использоваться при освоении выбранной темы (в этом случае […]
  • Главным признаком преступления является Признаки преступления Вернуться назад на Преступление Из данного выше определения преступлению по российскому уголовному праву необходимо выделить следующие признаки. - запрещенное уголовным законом; - общественно опасное; - виновное; […]