В чём отличие налога от сбора

Актуально на: 28 февраля 2017 г.

Для того, чтобы найти отличия налога от сбора, нужно, в первую очередь, проанализировать их понятия, раскрываемые в НК РФ.

Налог – это обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им денег в целях финансового обеспечения деятельности государства, а также муниципальных образований (п. 1 ст. 8 НК РФ).

А сбор – это обязательный взнос, взимаемый с организаций и физических лиц, уплата которого (п. 2 ст. 8 НК РФ):

  • либо является одним из условий совершения в отношении плательщика сбора уполномоченными органами и должностными лицами юридически значимых действий, включая предоставление определенных прав или выдачу разрешений (лицензий);
  • либо обусловлена ведением отдельных видов предпринимательской деятельности в пределах территории, на которой введен сбор.
  • Какие же между налогом и сбором сходства и различия? Сразу можно заметить, что и налог, и сбор:

  • являются обязательными к уплате;
  • взимаются с организаций и физических лиц.
  • А вот дальше начинаются отличия.

    Чем отличается налог от сбора

    Начнем с того, что в отличие от сбора налог является индивидуально безвозмездным платежом. Уплачивать налоги – прямая обязанность каждого налогоплательщика (пп. 1 п. 1 ст. 23 НК РФ). И взамен в его интересах государство не должно совершать какие-либо действия обеспечивать благами или предоставлять определенные права.

    А вот уплата сбора предполагает совершение юридически значимых действий в пользу плательщика сбора, в которых он персонально заинтересован. То есть имеет место возмездность со стороны государства: плательщик уплачивает сбор, а взамен получает, к примеру, лицензию или разрешение.

    Разница между налогом и сбором в порядке их установления

    Как известно, налог считается законно установленным, если определены налогоплательщики и все элементы налогообложения: объект налогообложения, налоговая база, налоговый период и т.д. (п. 1 ст. 17 НК РФ).

    Вместе с тем при установлении сбора должны быть определены его плательщики, а также те элементы, которые необходимы, не обязательно все (п. 3 ст. 17 НК РФ). Эти элементы определяются в зависимости от характера самого сбора (п. 2 Определения КС РФ от 08.02.2001 N 14-О ).

    Таким образом, можно подытожить, что налоги и сборы имеют как общие, так и отличительные черты. И тот, и другой являются обязательными платежами, но исполняют разные функции, что влечет за собой и иные отличия.

    В чем заключаются отличия налогов от сборов?

    Не только юридические, но и физические лица достаточно часто должны выплачивать какой-либо налог или сбор в пользу государства.

    Являются ли данные понятия равнозначными, или между ними существуют отличия? Подробнее об этом — далее в статье.

    Определение понятий

    Налог – это обязательный платеж, уплачиваемый физическими и юридическими лицами в пользу государства. Это отчуждение части имущества плательщиков в государственный бюджет путем уплаты налоговых платежей.

    Выделяют его следующие характерные черты:

  • Обязательность – каждый должен уплачивать налоги, перечень которых закреплен нормативными актами в Налоговом кодексе РФ.
  • Безвозмездная уплата — уплачивая средства в пользу государства, субъекты не получают в ответ какие-либо права, имущество и т. д.
  • Отсутствие целевого назначения – с их помощью покрываются не какие-либо определенные траты государства (например, на здравоохранение, образование), а все расходы в целом.
  • Постоянность уплаты, так как налоги — это финансовая основа деятельности государства.
  • Уплата в денежном эквиваленте, то есть в какой-либо иной форме они законодательством не допускаются.
  • Налоги делят на:

    • Федеральные — обязательны к уплате на территории РФ.
    • Региональные — вводятся в действие в субъектах РФ.
    • Местные – устанавливаются местными органами власти и обязательны к уплате на территориях муниципальных образований.

    • Их основные функции:

    • распределительная – состоит в перераспределении денежных ресурсов, т. е. осуществляется передача средств в пользу менее защищенных слоев населения за счет увеличения налогового бремени на более сильные категории граждан;
    • регулирующая – заключается в регулировании при помощи налогов экономических процессов государства;
    • контрольная – состоит в государственном отслеживании своевременности и полноты поступлений в бюджет.
    • Под сбором понимается взнос, осуществляемый с целью получения от государства каких-либо услуг (выдача лицензий, получение разрешения и другие).

      Подробную информацию о федеральных налогах и сборах смотрите на следующем видео:

      Разница между ними

      На первый взгляд может показаться, что между налогом и сбором нет никакой разницы, т. к. оба этих платежа устанавливаются государством и имеют обязательный характер. Но различия есть, причем существенные:

    • В соответствии с НК РФ, устанавливая налог, должны быть определены плательщик и элементы налогообложения – объект, налоговая база, период, ставка, а также порядок исчисления и сроки уплаты. Для определения сбора требуются лишь налогоплательщик и величина взноса.
    • Налог – это платеж в денежном эквиваленте, сбор же может быть внесен в любой форме, не зря ведь налог именуется «платеж», а сбор – «взнос».
    • Законодательство определило в качестве цели уплаты налогов финансовое обеспечение деятельности государства. Целью же сборов является финансирование определенных сфер деятельности государства либо органов власти
    • Налог имеет принудительный характер, то есть обязателен к уплате субъектами налогообложения независимо от их желаний. Сбор – это добровольное волеизъявление плательщика.
    • Уплачивая налог, физическое или юридическое лицо не ждет от государства ответных действий. В свою очередь сбор взимается с плательщика за предоставление определенных услуг или прав. Это возмездный платеж, то есть органы власти гарантируют его плательщику получение права или услуги.
    • Для того чтобы исчислить и уплатить в бюджет налог, необходимо процентную ставку умножить на налоговую базу. Сбор – это фиксированная сумма.
    • Сбор — это разовый платеж, а налог уплачивается на постоянной основе и с определенной периодичностью (ежеквартально, ежемесячно и т. д.).
    • Государство может при определении размера налога учитывать платежеспособность и социальный статус налогоплательщиков, величина сбора одинакова для всех.
    • О том, как правильно заполнить декларацию 3-НДФЛ, читайте здесь.

      Отличие от пошлины

      Под пошлиной понимается сбор в денежном эквиваленте, уплачиваемый юридическими и физическими лицами, которые вступают с государством в определенные отношения. Пошлина носит обязательный характер, но только для тех граждан, кто вступает в юридические отношения друг с другом или с государством.

      Государственная пошлина взимается с физических и юридических лиц при их обращении в государственные или местные органы власти за определенные действия с их стороны, а именно:

    • при обращении с исковым заявлением в суд;
    • за осуществление нотариальных действий;
    • при оформлении заграничных паспортов, виз;
    • при получении гражданства РФ и т. д.
    • В чем же ее отличие?

    • Во-первых, уплата пошлины – это прямое волеизъявление налогоплательщика обратиться к государству за определенной услугой.
    • Во-вторых, она взимается в доход государства напрямую.
    • В-третьих, что немаловажно, пошлина имеет возмездный характер за услугу.
    • Такие термины как налог и сбор в экономической литературе употребляются совместно, поскольку подразумевают под собой уплату обусловленной суммы денежных средств в бюджет определенного уровня. И, казалось бы, все ясно и понятно – законодательство страны устанавливает, какие платежи необходимо совершать в обязательном порядке, раз они закреплены законом. Вот только как отличить налог от сбора? Есть ряд определенных признаков, которые помогут разобраться в этом вопросе.

      Определение

      Налог – определенная сумма денежных средств, которая уплачивается как юридическими, так и физическими лицами в бюджет государства. Такая плата является обязательной и безвозмездной, то есть субъект налогообложения не получает ничего взамен. Деньги эти расходуются на государственные нужны, как федерального, так и регионального, и местного значения. Можно сказать о том, что государство принудительно изымает часть средств у хозяйствующих субъектов и населения для обеспечения своей деятельности. В основном расчет суммы налога напрямую зависит от налогооблагаемой базы.

      Сбор представляет собой платеж, который необходимо произвести юридическому или физическому лицу с целью получения какой-либо услуги от государственных органов. Таким образом, подобного рода оплата носит единовременный характер и осуществляется на добровольной основе. Но если услуга очень необходима, придется за нее заплатить, поскольку такое сотрудничество между хозяйствующими субъектами и государством имеет под собой законодательную основу. В основном сбор имеет фиксированное значение суммы денежных средств, необходимых для платы за определенную услугу.

      Казалось бы, существенной разницы между налогом и сбором нет, ведь все деньги, уплачиваемые предприятиями и населением, в конечном итоге поступают в казну государства. Однако существенные различия у этих понятий все же есть, и отражают они отношения между плательщиками и страной. Так, налоги являются обязательными платежами, в то время как сборы могут быть осуществлены или нет в зависимости от того, насколько сильно в этом нуждается субъект. Кроме того, в первом случае государство установило право за собой изымать часть средств без разрешения субъекта, во втором же – согласие плательщика обязательно. Разница между налогом и сбором заключается и в расчете суммы платежа, то есть налог – это определенный процент от чего-либо, а сбор – это фиксированная сумма.

      Отличие налога от сбора по законодательству РФ (виды)

      Отличие налога от сбора закреплено на уровне налогового законодательства. Хотя оба этих фискальных платежа являются источниками пополнения бюджета, механизм их начисления и основания для уплаты делают разницу между этими двумя категориями.

      Где закрепляются виды налогов и сборов, существующие в РФ?

      Все нормы, которые составляют костяк налогового законодательства России, собраны в одном правовом акте — Налоговом кодексе РФ. Но некоторые вопросы налогообложения, в связи с особенностями государственного устройства страны, могут решаться на региональном и местном уровнях.

      Поэтому в НК РФ предусмотрена возможность для региональных и местных властей самостоятельно устанавливать особенности взимания налогов и сборов на своей территории. Делается это при помощи законов, принимаемых субъектами федерации, и нормативных актов муниципальных образований.

      На практике это выглядит следующим образом: в НК РФ закрепляется вид налога или сбора, порядок его исчисления и уплаты, другие основные моменты, а местные или региональные власти уже конкретизируют все эти нормы.

      Итак, в РФ действует три вида налогов и сборов:

      Каждый конкретный вводимый в действие налог или сбор сразу же закрепляется в НК РФ за одной из названных категорий. Это определяет, кто именно в дальнейшем будет детализировать ставки.

      О каких отличиях между налогом и сбором идет речь в законодательстве?

      Проанализировав нормы налогового законодательства, можно выделить следующиеотличия налогов от сборов.

      Как только физическое или юридическое лицо подпадает под действие норм НК РФ, становясь налогоплательщиком, оно обязано регулярно уплачивать налог. Периоды для исчисления налога могут быть длиннее или короче, но уплата налогов носит систематический характер. Если произошла регистрация юрлица, то после выбора системы налогообложения оно постоянно должно перечислять деньги в бюджет. И заканчивается это только с ликвидацией компании.

      Сбор уплачивается единожды.

      Налогоплательщик обязан уплачивать налоги в силу действия закона.

      Платить или не платить сбор – лицо может решить самостоятельно.

      У налогов просматривается безвозмездный характер.

      Сбор имеет возмездный характер. За то что лицо оплатило сбор, оно получает нужное ему право или государство выполнит в его пользу определенное действие.

      Сумма налогового платежа рассчитывается в зависимости от размера налоговой базы и ставки, тут также могут применяться льготы.

      Размер сбора фиксированный.

      Законодатель, устанавливая размеры налогов, принимает во внимание финансовые способности налогоплательщика.

      Размер сбора одинаков для всех.

      Отличия между налогом и сбором существенны. Объединяет их главное: при помощи этих двух инструментов государство пополняет бюджет. Поэтому за неуплату как налога, так и сбора предусмотрена ответственность.

      Отличие налога от сбора

      Несмотря на то, что и налог, и сбор – это фискальные платежи, при помощи которых пополняется бюджет, механизм их начисления и основания для уплаты различны. Из данной статьи вы сможете узнать, какие существуют основные отличия налога от сбора.

      Разница между налогом и сбором

      В соответствии с НК РФ, налог представляет собой индивидуально безвозмездный платеж обязательного характера, который взимается с юр. и физ. лиц в форме отчуждения принадлежащих им денежных средств в целях фин. обеспечения государства и муниципальных образований.

      Сбор же, в соответствии с НК РФ, представляет собой взнос обязательного характера, взимаемый с юр. и физ. лиц, уплата которого:

    • Либо связана с ведением определенных видов предпринимательства на территории, на которой действует уплата взноса;
    • Либо является одним из обязательных условий совершения по отношению к плательщику сбора уполномоченными органами юридически значимых действий, в том числе предоставление прав и выдача спец. разрешений.
    • Налоги и сборы – общие и отличительные черты

      Налог и сбор схожи только по двум признакам:

    • Их обязательно нужно уплачивать;
    • Они взимаются с юр. и физ. лиц.
    • Похожие публикации

      В нашем экономически развитом мире среди населения страны существует тенденция к изучению информации, которая касается финансовых вопросов. В частности, полезно все, что относится к вероятным расходам, в том числе сведения о налогах и сборах. Хотя, к примеру, обычный обыватель не всегда понимает, в чем отличие налога от сбора. Ведь эти понятия несут разную смысловую нагрузку.

      Отличие налога от сбора: законодательная база

      В статье 8 части 1 Налогового Кодекса РФ прописаны точные обозначения понятий «налог» и «сбор». Насчет этих определений на законодательном уровне велись дискуссии, начиная с девятнадцатого века, прежде чем были утверждены настоящие формулировки. В результате, организации и физические лица в нашей стране платят налоги и сборы, общие и отличительные черты которых можно определить, исходя из характеристик каждого из этих понятий.

      Основные признаки налога:

    • Налог является обязательным платежом согласно статье 57 Конституции РФ. То есть, в том случае, когда государство утверждает необходимость оплаты налога, организация или физическое лицо обязаны уплатить его не зависимо от собственного желания;
    • Налог является персонально безвозмездным, ведь налогоплательщик не получает ничего взамен. Относительно же общества в целом, налоги – это финансовый ресурс для осуществления различных практических мероприятий, направленных на улучшение условий всего населения налогоплательщиков;
    • Смысл налога в том, чтобы обеспечивать государству и его субъектам возможность исполнять возложенные на них функции и задачи;
    • Налог является отчуждением денежных средств от одного субъекта к другому.

    Основные признаки сбора:

  • Сбор – это обязательный взнос. Обязательность утверждается все той же статьей 57 Конституции РФ, а формулировка «сбор» подчеркивает единоразовость платежа;
  • Сбор считается одним из требований для осуществления юридически значимых действий, выполняемых по отношению к плательщику сбора.
  • Теперь, если консолидировать все характеристики этих терминов, можно четко определить, чем отличается налог от сбора.

    Налог и сбор: сходства и различия

    Разница между налогом и сбором:

  • Налог – это платеж, он выражен в денежном эквиваленте, в то время как сбор – это взнос, который может быть осуществлен не только деньгами;
  • Налоговые платежи подразумевают некую периодичность, тогда как сбор является единоразовым обязательством;
  • В отличие от сбора, налог является не фиксированным платежом. Суммы налога рассчитываются по нормам законодательства исходя из финансового положения налогоплательщика. Величина сбора одинакова для каждого;
  • Считается, что отличие налога от сбора также выражается в безвозмездности первого, в то время как за сбор, по сути, получают какое-либо ответное действие. Чаще всего размер сбора существенно отличается в стоимостном выражении от величины ответной услуги государства. Поэтому теория налогового права сходится в том, что сбор так же, как и налог, является безвозмездным;
  • За неуплату сбора плательщик всего лишь не получит необходимую ему услугу, в то время, как за неуплату налога полагается административная и даже уголовная ответственность;
  • Налог может быть не выплачен ошибочно на основании неправильных бухгалтерских расчетов. Сбор же может быть не уплачен только умышленно. Плательщик заведомо знает о необходимости внесения сбора и о возможных последствиях отказа в этом.
  • Сходства между налогом и сбором:

  • И налог, и сбор являются обязательными (статья 57 Конституции РФ);
  • И налог, и сбор взимаются с организаций и физических лиц;
  • Безвозмездность, которой отличаются налог и сбор. Сходства и различия данных понятий включают в себя этот признак, так как в некоторых случаях сбор все же считают возмездным взносом.
  • Вот чем отличается налог от сбора, хотя в определение сбора входит еще одно понятие. Пошлина – это один из видов сбора, утверждаемый только на федеральном уровне и применяемый именно за совершение действий от государственных органов власти. К примеру, за регистрацию права собственности, за осуществление нотариальных услуг и т. д. Тогда как сбор включает в себя также плату за обладание особенным правом на что-либо.

    С организаций и физических лиц в зависимости от сложившейся ситуации взимаются налог, сбор, пошлина. Сходства и различия данных отчуждений определяются по нормативам налогового права, а применение регулируется Налоговым Кодексом РФ.

    Отличия налогов и сборов (от 03.06.2013)

    — Дата публикации: 03.06.2013

    — Вид налога: Все налоги

    Правовое регулирование налогов и сборов не во всем одинаково.

    Вот основные отличия налогов и сборов:

  • Налоги и сборы как обязательные платежи в бюджет имеют различную правовую природу. Налог — это индивидуальный безвозмездный платеж в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований. Сбор — это взнос, уплата которого плательщиком является одним из условий совершения в отношении него государственными органами, органами местного самоуправления и должностными лицами юридически значимых действий, включая предоставление определенных прав или выдачу разрешений (лицензий).
  • Различный подход к установлению названных обязательных платежей. Налог считается установленным лишь в том случае, когда определены налогоплательщики и все перечисленные в Кодексе элементы налогообложения, включая налоговую ставку (пункт 1 статьи 17 Кодекса). При установлении сбора его элементы определяются индивидуально, т.е. применительно к конкретному виду данного платежа (пункт 3 статьи 17 Кодекса). Следовательно, вопрос о том, какие именно элементы сбора должны быть закреплены в законе, решает сам законодатель, исходя из характера данного сбора (определение КС РФ от 08.02.2001 № 14-О).
  • Различные последствия неуплаты. КС РФ вводит различие между налогом и сбором по правовым последствиям их неуплаты (определение от 10.12.2002 № 283-О). Неуплата налога влечет принудительное взыскание недоимки и применение санкции. Неуплата сбора — отказ соответствующего государственного органа от совершения необходимых лицу (плательщику сбора) юридически значимых действий.
  • Различные последствия уплаты. Отличительным признаком сбора КС РФ называет индивидуальную возмездность. Он понимает ее как получение за плату возможности удовлетворить интерес плательщика, состоящий в приобретении каких-либо преимуществ, выгод. Таким образом, последствием уплаты сбора, в отличие от налога, можно считать получение доступа к праву или получение самого права либо получение возможности реализовать право.
  • Регулярность. Уплата налога предполагает известную регулярность, систематичность и периодичность, то есть важнейшим элементом налога является налоговый период, по окончании которого устанавливается налоговая база и исчисляется сумма самого налога. Сбор носит разовый характер, уплачивается в строго определенных случаях, когда у плательщика возникает потребность в получении от государства каких-либо публично-правовых услуг, в которых он индивидуально заинтересован:

  • предоставление прав;
  • выдача лицензии;
  • осуществление регистрационных или иных юридически значимых действий в пользу плательщика.
  • Соответственно, уплата сбора не связана напрямую с тем или иным промежутком времени, а обусловлена стремлением плательщика вступить в публично-правовые отношения с государством.

    ФАС Центрального округа от 07.09.2005 № А08-11197/04-21

    ФАС Центрального округа от 30.03.2004 № А23-2716/03А-5-281

    ФАС Западно-Сибирского округа от 23.06.2004 № Ф04/3436-422/А67-2004

    Смотрите еще:

    • Новые постановления о пенсиях Новый пенсионный закон Каждый работающий человек, на протяжении всех рабочих лет, обязан выплачивать взносы в социальный и страховой фонды Российской Федерации. Производятся отчисления для получения пенсии при достижении определенного […]
    • Заявление на мат Помощь Материальная помощь к отпуску Актуально на: 8 июня 2016 г. В разных организациях доплаты к отпуску называют по-разному: премией, пособием, но чаще материальной помощью. Однако такого понятия, как материальная помощь к отпуску, в статьях […]
    • Повышение военной пенсии с апреля 2018 Кому повышают пенсию с 1 апреля 2018 Социальная пенсия увеличится с 1 апреля. В Постановлении Правительства от 20.03.2018 № 302 «Об утверждении коэффициента индексации с 1 апреля 2018 г. социальных пенсий», который пока не вступил в […]
    • Нотариус ашихмина Нотариус Ашихмина Алла Петровна +7 (499) 653-60-72 доб. 342 – Москва и МО Телефон нотариуса: +7(342)2440127 Адрес: 614000,г.Пермь,ул.П.Осипенко,44 понедельник: 09:00 18:00 четверг: 09:00 18:00 пятница: 09:00 18:00 Лицензия […]
    • Нотариус в белоярском районе свердловской области Нотариус Дубовицкая Галина Михайловна +7 (499) 653-60-72 доб. 342 – Москва и МО Телефон нотариуса: 8 965 501 47 99 Адрес: 624030, п. Белоярский, ул. Юбилейная, д. 39А понедельник: 09:00 18:00 вторник: 09:00 18:00 среда: 09:00 […]
    • Областной закон смоленской области 109 з Закон Смоленской области от 29 ноября 2007 г. N 109-з "Об отдельных вопросах муниципальной службы в Смоленской области" (с изменениями и дополнениями) Закон Смоленской области от 29 ноября 2007 г. N 109-з"Об отдельных вопросах […]
    • Федерального конституционного закона о судах общей юрисдикции Федеральный конституционный закон от 7 февраля 2011 г. N 1-ФКЗ "О судах общей юрисдикции в Российской Федерации" (с изменениями и дополнениями) Федеральный конституционный закон от 7 февраля 2011 г. N 1-ФКЗ"О судах общей юрисдикции в […]
    • Судебные участки мирового суда г Абакан Судебный участок мирового судьи №10 г.Абакана ВНИМАНИЕ! ИЗМЕНИЛСЯ АДРЕС ЭЛЕКТРОННОЙ ПОЧТЫ УЧАСТКА Мировой судья судебного участка № 10 г.Абакана Байгашев Артем Николаевич Телефон: 8 (3902) 22-00-73 помощник мирового судьи Воробьева […]