Урок на тему закономерности наследования признаков

Оглавление:

Конспект открытого урока на тему: «Закономерности наследования признаков, установленные Г. Менделем. Моногибридное скрещивание»

Главная > Конспект

на тему: «Закономерности наследования признаков, установленные

Г. Менделем. Моногибридное скрещивание»,

проведённого учителем биологии

Белоомутской средней общеобразовательной школы №1

Володиной Ириной Владимировной.

Тема: Закономерности наследования признаков, установленные Г. Менделем. Моногибридное скрещивание.

Цели: сформировать у учащихся понятия о гибридологическом методе как основном методе изучения наследственности, о моногибридном скрещивании организмов, познакомить с сущностью первого и второго законов Менделя; научить школьников использовать знания основных понятий генетики для объяснения законов, открытых Г. Менделем; способствовать развитию познавательного интереса учащихся к изучению проблем генетики.

Оборудование: таблица «Моногибридное скрещивание», портрет Грегора Менделя, карточки с задачами для закрепления материала, раздаточный материал «Гибридологический метод изучения наследственности», «Первый и второй законы Г. Менделя».

Постановка цели и задач урока.

На доске : Увлечение может прославить человека и стать главным делом его жизни.

-Почему Г. Мендель, не будучи биологом, открыл законы наследования, хотя

до него это пытались сделать многие талантливые учёные?

2.Изучение нового материала. Вступительное слово учителя.

-Наука о наследственности и изменчивости начинает свою подлинную историю с открытия Грегора Менделя. В 1865 году вышла в свет его работа «Опыты над растительными гибридами», в которой изложены закономерности наследования, открытые им в результате многолетних исследований на различных сортах гороха. К сожалению, его работы не были поняты и по достоинству оценены его современниками. Только через 35 лет открытые Менделем закономерности были переоткрыты заново(1900 год) Г. де Фризом, К. Корренсом и Э. Чермаком и начался бурный период развития науки о наследственности и изменчивости, которую с 1907 года стали называть генетикой.

Генетика- наука , изучающая закономерности наследственности и изменчивости живых организмов.(Запись в тетради).

а)Сообщение учащегося о науке генетике.

Генетика- молодая наука, составляющая основу всей современной биологии. Её возраст чуть более 100 лет. Название «генетика» предложил английский учёный У. Бетсон в 1906 году. Оно происходит от греческого слова «genesis», что означает происхождение.

Генетика- это наука об одном из самых сокровенных таинств природы- наследственности и изменчивости. Речь пойдёт о материальных носителях наследственности- хромосомах и генах.

Думаю, что в наши дни трудно, а, может быть, даже и невозможно отыскать в научном мире человека, рискнувшего бы отрицать увлекательность познания ген и хромосом, изучения их функций. Генетика увлекает своей логикой, загадочностью явлений.

Генетика по праву может считаться одной из самых важных областей биологии. На протяжении тысячелетий человек пользовался генетическими методами для улучшения домашних животных и возделываемых растений, не имея представления о механизмах, лежащих в основе этих методов. Судя по разнообразным археологическим данным, уже 6000 лет назад люди понимали, что некоторые физические признаки могут передаваться от одного поколения к другому.

Отбирая определённые организмы из природных популяций, и скрещивая их между собой, человек создавал улучшенные сорта растений и породы животных, обладающих нужными ему свойствами.

б) Сообщение о жизни и научной деятельности Г. Менделя.

Грегор Мендель родился в крестьянской семье в Чешской Моравии в 1822 году. В 1843 году он поступил в Монастырь августинцев в городе Брио, где принял духовный сан. Позже он отправился в Вену, где провёл два года, изучая в университете естественную историю и математику, после чего в 1853 году вернулся в монастырь. Такой выбор предметов несомненно оказал существенное влияние на его последующие работы по наследованию признаков у гороха. Будучи в Вене, Мендель заинтересовался процессом гибридизации растений и, в частности, разными типами гибридных потомков и их статическими соотношениями. Эти проблемы и явились предметом научных исследований Менделя, которые он начал летом 1856 года.

в) Успехи, достигнутые Менделем, частично обусловлены удачным выбором объекта для экспериментов — гороха огородного. Мендель удостоверился, что по сравнению с другими этот вид обладает следующими преимуществами:

— имеется много сортов, чётко разделяющихся по ряду признаков;

— растения легко выращивать, имеют короткий период развития;

— горох- самоопыляющееся растение, его репродуктивные органы защищены от проникновения пыльцы с цветков других растений;

— возможно искусственное скрещивание сортов, гибриды, полученные от искусственного скрещивания разных сортов плодовиты, что позволяет следить за ходом наследования признаков в поколениях;

— имеет многочисленное потомство.

Из 34 сортов гороха Мендель выбрал 22 сорта, обладающих чётко выраженными различиями по ряду признаков, и использовал их в своих опытах по скрещиванию. Менделя интересовали 7 главных признаков:

Объяснение учителя. Скрещивание двух организмов называется гибридизацией; потомство от скрещивания двух особей с различной наследственностью называют гибридным; отдельную особь- гибридом.

Моногибридным называется скрещивание двух организмов, отличающихся по одной паре альтернативных (взаимоисключающих ) признаков.

Проведём скрещивание семян гороха по цвету. Для этого возьмём родительские организмы, отличающиеся наследственными задатками. Женская особь имеет гены, отвечающие за жёлтую окраску семян. Мужская особь имеет гены, отвечающие за зелёную окраску семян. В результате скрещивания образуются гаметы А и а, и в первом поколении все горошины будут жёлтого цвета.

Следовательно, у гибрида первого поколения из каждой пары альтернативных признаков проявляется только один. Второй признак как бы исчезает, не развивается. Преобладание у гибрида признака одного из родителей Г.Мендель назвал доминированием. Признак, проявляющийся у гибрида первого поколения и подавляющий развитие другого признака, был назван доминантным (от лат. dominantus- господствующий); противоположный, т.е. подавляемый признак-рецессивным (от лат.recessus- отступление, удаление). Доминантные гены обозначаются «А», «В», «С». Рецессивные гены- «а», «b», «с».

На основании этих данных Мендель сформулировал правило единообразия гибридов первого поколения: при скрещивании двух гомозиготных организмов, отличающихся друг от друга одним признаком, все гибриды первого поколения будут иметь признак одного из родителей, и поколение по данному признаку будет единообразным.

Из семян, полученных в F1 , Мендель вырастил растения гороха и снова скрестил их между собой. У растений второго поколения F2 большинство горошин были жёлтого цвета, но встречались и зелёные горошины. Всего Мендель получил 6022 жёлтые горошины и 2001 зелёную горошину. Легко сосчитать, что 3\4 гибридных семян имели жёлтую окраску и 1\4 зелёную.

Опыты с другими признаками подтвердили эти результаты, и Мендель сформулировал правило расщепления: при скрещивании гибридов первого поколения между собой во втором поколении наблюдается расщепление и, снова появляются особи с рецессивными признаками.

Закон чистоты гамет.

В клетках гибридов F1 , хотя они и имеют только жёлтые горошины, обязательно должны присутствовать оба «элемента» (жёлтого и зелёного цветов), иначе у гибридов F2 не могут возникнуть горошины зелёного цвета.

Связь между поколениями обеспечивается через половые клетки- гаметы. Каждая гамета получает только один « элемент наследственности»(ген)-жёлтый или зелёный.

Эту гипотезу Менделя о том, что при образовании гамет в каждую из них попадает только один из двух аллельных генов, называют законом чистоты гамет. ( Учащиеся записывают схему скрещивания в тетради, пользуясь раздаточными карточками).

Символы, используемые при составлении схем скрещивания.

Р- перента. Родители.

Родительские организмы, взятые для скрещивания, отличающиеся наследственными задатками.

F- филис. Дети. Гибридное потомство.

F1-гибриды первого поколения.

F2-гибриды второго поколения.

А, В- доминантные гены, отвечающие за доминантные признаки(за жёлтую окраску и гладкую поверхность семян).

а, b- рецессивные гены, отвечающие за развитие рецессивных признаков(за зелёную окраску и морщинистую поверхность семян).

А,а- аллельные гены, определяющие конкретный признак.

В,b- аллельные гены, определяющие другой признак.

АА, ВВ- доминантные гомозиготы.

аа, bb- рецессивные гомозиготы.

— символ, обозначающий женский пол особи(символ Венеры- зеркальце с ручкой).

— символ, обозначающий мужской пол особи(символ Марса- копьё и щит).

Решение задачи на моногибридное скрещивание.

Решая любую задачу по генетике, необходимо придерживаться следующего алгоритма.

в) Записать условие задачи в краткой форме.

д) Прочитать условие задачи ещё раз и сверить с решением, то ли найдено.

Образец решения задачи.

У крупного рогатого скота ген комолости(безрогости) доминирует над геном рогатости. Какой фенотип и генотип будет иметь потомство от скрещивания рогатого быка с гомозиготными комолыми коровами? Определите формулу расщепления гибридов 2 поколения по генотипу и фенотипу.

1.Переводим данные задачи в генетические символы:

А – комолость а – рогатость

2. Записываем условие задачи в краткой форме.

Гомозиготные комолые коровы будут иметь генотип АА, рогатый бык может быть только гомозиготным рецессивным аа. Запишем генотипы родительских особей после символа Р. На первом месте укажем генотип коровы , на втором – быка . Между генотипами поставим знак скрещивания. Под генотипами кратко обозначим фенотипы.

Запишем типы гамет под генотипами родителей на следующей строке после символа G. У гомозиготной коровы АА образуются гаметы одного типа А, а у быка с генотипом аа – а. Вспомните почему так?

В данном случае выполняется условие первого закона Менделя – скрещиваются гомозиготные особи. Следовательно, согласно этому закону всё потомство будет единообразно по фенотипу и генотипу. При полном доминировании аллеля комолости над аллелем рогатости всё потомство будет комолым, по генотипу – гетерозиготным Аа.

На третьей строке F1 запишем генотип потомства Аа, под ним кратко фенотип – комолые:

С целью получения гибридов второго поколения необходимо скрестить гибриды первого поколения друг с другом. Определить и записать сорта мужских и женских гамет. На основании правила чистоты гамет в женском организме созревают в равном количестве два сорта гамет: одни с геном А, другие – с геном а. Такие же два сорта гамет созревают у отца.

Определим возможные типы зигот, образующихся при оплодотворении, т. е. в результате случайной встречи указанных двух сортов женских гамет(А и а) с такими же мужскими гаметами(А и а). Запишем их после символа F2. Определим формулу расщепления гибридного потомства по генотипу и фенотипу.

Соотношение по генотипу 1АА : 2Аа : 1 аа

Соотношение по фенотипу 3 комолые : 1 рогатые.

4. Прочитываем условие задачи ещё раз и сверяем с решением, то ли найдено.

5. Ответ: всё потомство F1 будет единообразно: по генотипу Аа, по фенотипу – комолым; формула расщепления гибридов F2 по генотипу – 1АА : 2Аа : 1аа, по фенотипу – 3 комолые :1 рогатые.

5.Домашнее задание. Параграф 3.5(чтение, ответы на ?? после параграфа).

План-конспект урока по биологии по теме:
Закономерности наследования признаков. Грегор Мендель и его законы.

Подробный крнспект урока по теме «Закономерности наследования признаков. Грегор Мендель и его законы.»

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочий лист для самостоятельной работы учащихся. Учебник Каменский А.А., Крискунов Е.А., Пасечник В.В. Биология. Введение в общую биологию и экологию. 9 класс.

Данная презентация способствует изучению учащимися законов Менделя , имеются формулировки законов, показано решение задач пр полном и неполном доминировании, анализирующем скрещивании. Есть элементы и.

«Закономерности наследования признаков, установленные Г.Менделем. Моногибридное скрещивание.»Урок № 4 в теме «Закономерности наследственности и изменчивости».

Презентация содержит материал по законам Менделя, видам скрещивания и решению генетических задач на полное и неполное доминирование, а также анализирующее скрещивание. Имеется интерактивное действие.

Знакомство с сновами генетики. Примеры решения задач.

На выполнение работы отводится 15 минут. Работа состоит из 2 частей и включает 13 заданий.Часть А включает 7 заданий базового уровня. К каждому заданию дается 4 варианта ответа, из которых только один.

Опорный конспект «Закономерности наследования признаков, установленные Г. Менделем. Моногибридное скрещивание. Первый и второй законы Г. Менделя» включает основные понятия генетики.

9 класс. Обобщающий урок по теме «Закономерности наследования признаков»

Успейте воспользоваться скидками до 60% на курсы «Инфоурок»

9 класс. Обобщающий урок по теме

«Закономерности наследования признаков «

Цель: обобщить и систематизировать знания по данной теме.

• повторить основные понятия темы, проверить умения решать генетические задачи, отвечать на вопросы, делать выводы, уметь работать с дополнительной литературой.

Формировать познавательный интерес к предмету через использование нестандартных форм обучения и создание ситуации успеха;

Обратить внимание учащихся на практическое применение генетики.

Тип урока: обобщающий, комбинированный с использованием ИКТ

Девиз урока: «Плохо приходится тому, кто полагает, что генетикой можно пренебрегать. Даже самый умный не подозревает, сколько недостатков он может таскать в своих хромосомах.»

Вильгельм Швебель, немецкий ученый и публицист

I . Организационный этап

— Добрый день ребята! Я рада вас видеть! Нам сегодня на уроке предстоит очень большая работа.

— Спасибо, я уважаю смелых и отзывчивых людей!

— Сегодня на ваших партах расположены смайлики – выберите для себя один понравившийся, который отразил бы ваше настроение

б ) Озвучивание темы

Тема урока: «Закономерности наследственности»

— С незапамятных времен людей волновал вопрос о причинах сходства потомков и родителей, о природе вновь возникающих изменений, но в чем причины сходства и различия организмов, долгое время установить не удавалось. Свойство организмов обеспечивать морфологическую и функциональную преемственность между поколениями получило название наследственности. Закономерности наследственности изучил и впервые опубликовал в 1865 г. чешский ученый Грегор Мендель.

в) Постановка целей урока.

Обобщить и закрепить знания о закономерностях наследственности живых организмов

II. Этап Обобщение и систематизация знаний учащихся.

Для того, чтобы понять закономерности наследования признаков и уметь решать задачи по генетике необходимо владеть знанием терминов и символов генетики.

Кодоминирование — это такой тип взаимодействия аллельных генов, при котором каждый из аллелей проявляет своё действие, и ни один аллель не подавляет действие другого. В результате у гетерозигот формируется новый признак.

Взаимодействие неаллельных генов, при котором происходит подавление генов одной аллели генами другой. (Эпистаз)

Взаимодействие неаллельных генов, при котором ген одной аллельной пары способствует проявлению действия генов другой аллельной пары. (Комплементарность)

Взаимодействие неаллельных генов, при котором один ген определяет развитие нескольких признаков. (Плейотропия)

Взаимодействие неаллельных генов, когда один и тот же признак определяется несколькими аллелями. (Полиомерия).

1. Может ли в семье, где родители голубоглазые родиться ребёнок с карими глазами? И почему?

2. Может ли в семье, где родители имеют карие глаза родиться ребёнок с голубыми глазами? И почему?

2 . Основные законы генетики. По рисункам дать определения законам Г. Менделя и Т. Моргана

1 закон Менделя – единообразие первого поколения

При скрещивании двух гомозиготных особей по одной паре альтернативных признаков, все гибриды первого поколения окажутся единообразными и будет проявляться только доминантный признак

Неполное доминирование или промежуточное наследование

2 закон Г. Менделя – закон расщепления

При скрещивании двух гетерозиготных потомков первого поколения во втором поколении происходит расщепление признаков в соотношении по фенотипу 3:1, по генотипу 1:2:1

3 закон Г. Менделя – закон независимого наследования признаков

При скрещивании двух гомозиготных особей по двум парам признаков, каждая пара при расщеплении в потомстве наследуется независимо от другой пары признаков

Закон Т. Моргана – закон сцепленного наследования

Гены, локализованные в одной хромосоме не расходятся при мейозе, а наследуются сцеплено

4. Решение генетических задач.

Перед учащимися на парте лежат напечатанные на листочках задачи.

При скрещивании темных морских свинок с белыми (альбинос) получаются гибриды с промежуточной (полутемной) окраской. Какое потомство получится в результате скрещивания гибрида с альбиносом?

Задача 2 . Мать гомозиготна, имеет 2 группу крови, отец гомозиготен, имеет 3 группу крови. Какие группы крови возможны у их детей.
Ответ: четвёртая группа крови

Задача 3 . Кучерявые волосы у человека доминируют над прямыми (в гетерозиготном состоянии – волнистый волос). Муж и жена имеют волнистые волосы. Какова вероятность рождения кучерявого ребёнка в этой семье?

Задача 4 . Голубоглазый мужчина (у его родителей карий цвет глаз) женился на кареглазой женщине, отец которой имел карие, а мать голубые глаза. Каковы генотипы всех лиц? Какова вероятность рождения голубоглазого ребёнка у этой супружеской пары?

Ответ: 50% с карими и 50% с голубыми

Задача 5 .. Растение с желтыми гладкими плодами скрещивается с растением с белыми и ребристыми плодами. В потомстве все плоды желтые и гладкие. Каковы генотипы родителей гибридов?

Задача 6 .. Фенотипы родителей-те же, но результат иной. В потомстве 25% желтых гладких, 25% желтых ребристых, 25% белых гладких, 25% белых ребристых.

Задача 7 . Фенотипы родителей те же, но результат иной, в потомстве 50% желтых гладких, 50% желтых ребристых растений. Каковы генотипы родителей и гибридов?

Задача 8. Перед судебно-медицинской экспертизой поставлена задача выявить: является ли мальчик, имеющий в семье супругов Р, родным или приёмным. Исследования крови мужа, жены и ребёнка показало: жена – АВ (IY) группа крови, муж – О (I) группа крови, ребёнок – О (1).Какое заключение должен дать эксперт и на чем оно будет основано?

Задача 9 . У матери I группа крови, у отца IV. Могут ли дети унаследовать группу крови одного из родителей?

III. Заключительный этап урока.

Я думаю, что генетика – это наука настоящего и будущего, потому что _______ .

Изучая генетику, я хочу _____________ .

На мой взгляд, знания по генетике необходимы мне в жизни, так как ___________

Ребята, сегодня в начале изучения новой темы нами были поставлены задачи, удалось ли нам их достичь?

А так же были вами выбраны смайлики, хотите ли вы поменять их и изменилось ли ваше настроение?

Я вам их дарю и хочу, чтобы эти смайлики приносили вам удачу в учёбе.

Этап 5: домашнее задание.

Дифференцированное домашнее задание для ребят осуществляется по выбору, чтобы было комфортным и развивающим для каждого ученика.

Придумываем и оформляем кроссворд, ребусы по теме: Закономерности наследования. Ищем примеры из реальной жизни, иллюстрирующие изучаемые законы.

План-конспект урока по биологии (9 класс) по теме:
Технологическая карта урока биологии по теме «Закономерности наследования. Решение задач на моногибридное скрещивание».

Технологическая карта к уроку № 3 в теме «Основы учения о наследственности и изменчивости организмов».

Автор УМК: И. Н. Пономарёва, О. А. Корнилова, Н. М. Чернова. Биология 9 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. М.:Вентана-Граф, 2010.

Предварительный просмотр:

Учитель биологии МОАУ «СОШ №18»

города Кирова 1 квалификационной категории

Савчук Светлана Николаевна.

Технологическая карта урока биологии по теме «Закономерности наследования. Решение задач на моногибридное скрещивание».

Урок № 3 в теме «Основы учения о наследственности и изменчивости организмов».

Автор УМК : И. Н. Пономарёва, О. А. Корнилова, Н. М. Чернова. Биология 9 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. М.: Вентана-Граф, 2010.

Общедидактическая цель : создать условия для применения знаний и умений в знакомой и новой учебной ситуации средствами технологии самостоятельного обучения.

Цели по содержанию :

  • образовательные : создать условия для понимания закономерностей наследования признаков при моногибридном скрещивании, сущности 1и2 законов Г. Менделя.
  • развивающие : способствовать обучению школьников правильно анализировать условие генетических задач, устанавливать причинно-следственные связи, объяснять и записывать решение генетических задач, создать условия для развития познавательной самостоятельности учащихся в процессе выполнения заданий для самостоятельной работы.
  • воспитательные : способствовать развитию чувства ответственности за результаты своего труда, развитию творческой активности и самореализации, воспитанию чувства толерантности к чужому мнению, коммуникативной и информационной компетентности, культуры речи через средства парной, фронтальной работы, созданию позитивного микроклимата.

Методы обучения : репродуктивный, частично-поисковый.

ФОПД : индивидуальная, парная, фронтальная.

Тип урока : урок-практикум.

Оборудование и средства обучения : ПК, мультимедийный проектор, экран, ЭОР «1С: Школа. Биология. 9 класс», инструктивные карты для домашней практической работы, приложение «Алгоритмы решения генетических задач», карты урока.

Осуществляемые учащимися действия

Формируемые у учащихся способы действия

Учитель приветствует учащихся, проверяет, насколько комфортно чувствуют себя ученики, готовность своего рабочего места, настраивает на продуктивную деятельность, создаёт ситуацию успеха.

Проверяют свою готовность к уроку.

2.Целеполагание и мотивация.

Использует эпиграф для формулировки темы и целей урока.

Формулируют цели урока:

Знать : закономерности наследования признаков при моногибридном скрещивании; формулировки 1и2 законов Г. Менделя.

анализировать условие генетической задачи;

устанавливать причинно-следственные связи;

объяснять и записывать решение генетических задач.

3.Актуализаця, обобщение и систематизация знаний, понимание способов действия.

Приём «Интеллектуальная разминка»

Учитель предлагает задания «Установи соответствие», «Соотнеси термин и определение понятий» с

вариантами правильных ответов через проектор.

Приём «Программированный опрос»

Учитель организует фронтальную работу с демонстрацией ответов через проектор.

Учащиеся в парах выполняют задания.

Выполняют тестовую работу с комментариями, осуществляют самопроверку, заполняют карту урока.

ЭОР «1С: Образование. Биология. 9 класс» Тестовые задания для самостоятельной работы

«Проверь себя» к П.17 Из истории развития генетики, элемент №6 и №7.

ЭОР «1С: Образование. Биология. 9 класс» Тестовые задания для самостоятельной работы «Проверь себя» к П.19

Генетические опыты Г. Менделя, 11 элементов.

4. Применение знаний и способов действия в знакомой, изменённой и новой ситуации.

Приём «Точка зрения»

Учитель организует работу в парах по систематизации знаний с использованием ЭОР.

1)Г. Мендель выбрал в качестве объекта для исследования горох посевной. Почему?

2)Контрастные признаки гороха Г. Мендель назвал альтернативными доминантными и рецессивными. Дайте определения понятий.

3)Учитель предлагает прослушать 1закон Г. Менделя с объяснением закономерностей наследования, используя проектор со звуком.

4) Учитель предлагает учащимся сформулировать2закон Г. Менделя с объяснением закономерностей наследования, используя проектор без звука.

Учитель решает задачу№1 с объяснением на ПК, использует проектор. Предлагает решить учащимся задачи №2 и №3 с объяснением, используя проектор, задачу№4 самостоятельно, используя ЭОР и карту урока.

Учитель выводит учащихся на промежуточное наследование признаков и неполное доминирование.

Учитель напоминает, что, решая задачи, следует придерживаться алгоритма (Приложение 1). Учитель подводит итог.

Учащиеся последовательно выполняют задания.

Учащиеся слушают 1 закон Г. Менделя.

Учащийся работает с ЭОР у доски, объясняя 2 закон Г. Менделя с закономерностями наследования.

Решают задачи, проверяют, устанавливая причинно-следственные связи, записывают схемы скрещиваний задачи№4 в карте урока, используя алгоритм.

Делают вывод о расщеплении при неполном доминировании 1: 2: 1.

Генетические опыты Г. Менделя, наглядные материалы.

Информационный текст с описанием гороха.

Иллюстрированная таблица с признаками гороха, выделенными Г. Менделем.

Анимация. «Первый закон Г. Менделя.

Демонстрация механизма закона единообразия гибридов F 1 »

Анимация. «Второй закон Г. Менделя. Демонстрация механизма закона расщепления»

Генетические опыты Г. Менделя, наглядные материалы. Папка «Задачи на моногибридное скрещивание» Интерактивные задания на определение наследования признака при полном и неполном доминировании.

Генетические опыты Г. Менделя, учебник, «Это интересно»

5.Информация о домашнем задании.

Приём «Обсуждаем домашнее задание»

выполнить задания на инструктивной карточке (Приложение 2)

2. По желанию решить задачи на моногибридное скрещивание с использованием ЭОР.

Записывают домашнее задание, задают необходимые вопросы.

ЭОР «1С: Образование. Биология. 9 класс» П.19

Генетические опыты Г. Менделя, учебник.

6.Рефлексия (подведение итогов)

Учитель проводит рефлексию. Закончите предложения

Самым сложным на уроке было…

Самым интересным на уроке было…

Работают в карте урока

Алгоритм решения генетических задач.

1.Прочитать условие задачи от начала и до конца.

2.Перевести данные задачи в генетические символы.

3.Записать условие в краткой форме (схема скрещивания).

4.Осуществить решение, опираясь на соответствие закономерностей наследования

( мысленно излагая ход рассуждения).

5.Написать ответ в согласии с условием задачи.

Карта урока по теме

«Закономерности наследования. Решение задач на моногибридное скрещивание».

«Недостаточно точно обладать мудростью, нужно уметь пользоваться ею».

1.Программированный опрос «Проверь себя»

2.Наследование форм томатов при полном доминировании.

В-округлая форма G: ⊙⊙ ⊙

генотипы расщепление 1:1

В-округлая форма G: ⊙⊙ ⊙ ⊙

b-грушевидная форма F 1 :

генотипы расщепление 3:1

3. Закончите предложения

Сегодня я научился…

Использование образовательных комплексов «1С: Школа» на уроках биологии.

( из опыта работы учителя биологии МОАУ «СОШ№18» города Кирова

Савчук Светланы Николаевны).

Значительный объём программы и большое количество фактического материала заставляют пересматривать прежние методики ведения уроков. Уроки не должны ограничиваться содержанием минимального уровня, необходимо использовать факты из истории биологических открытий, интересные биологические задачи, опыты, эксперименты, «заглядывать» внутрь объекта, процесса. Работая учителем биологии, я стараюсь показать учащимся значимость биологических знаний, возможность применения их в повседневной жизни, помочь увидеть взаимосвязи, соединяющие факты в целостную систему, понять себя и окружающий мир, осознать величайшую ценность жизни. Уроки с использованием ЭОР вызывают большой эмоциональный подъём и повышают уровень усвоения материала, стимулируют инициативу и творческое мышление.

2012-13 учебный год я начала с апробации дисков образовательного комплекса «1С: Школа». На уроках биологии я знакомилась с возможностями использования ЭОР с лицензионных дисков с помощью ПК и мультимедийного проектора. Итогом работы явилась статья «Возможности использования образовательного комплекса «1С: Школа. Биология, 9 класс» в сборнике «Методические рекомендации по подготовке урока в современной информационной образовательной среде с использованием образовательных комплексов серии «1С: Школа».

Так как с 2013-14 учебного года школа получила лицензию на Образовательное учреждение, была организована электронная библиотека на платформе «1С: Образование» в локальной сети, у меня появилась возможность использования ЭОР для самостоятельной и индивидуальной деятельности учащихся. Так же я провожу уроки с использованием дисков с ЭОР по химии, физике, обществознанию, развивая межпредметные и метапредметные связи.

Особенностями образовательного комплекса «1С: Школа», который я использую на уроках биологии в 6,7,8,9,10,11 классах, являются наглядность, образность, научная достоверность материала, иллюстраций, красочность объектов анимации, материал запоминается легче, можно наглядно продемонстрировать последовательность событий, обозначить причинно-следственные связи.

ЭОР на платформе «1С: Образование» по биологии разработаны в соответствии с ФГОС и ориентированы на учебники авторского коллектива под руководством И. Н. Пономарёвой. Имея большую учебную нагрузку, мне самой создавать качественные продуктивные презентации сложно. На дисках представлены образовательные ресурсы к каждому уроку учебной программы, поэтому я не затрудняюсь в отборе материалов к уроку. С целью экономии времени все используемые ЭОР на уроке я отправляю в портфель, как учителя, так и учащихся.

Хочется отметить, что большой интерес у учащихся вызывает работа с интерактивными рисунками.

Кроме того, это повышает мотивацию к изучаемому предмету, так как заложенные возможности позволяют рассматривать рисунки не только в тестовом режиме, но и в обучающем и в режиме подсказки.

Как при объяснении нового материала, так и при опросе (составление опорных конспектов, при сравнении биологических объектов), я использую интерактивные схемы , которые состоят из логически связанных между собой блоков.

Большие возможности проверки и закрепления знаний даёт работа с видеофрагментами и анимацией . Фрагмент или анимацию я могу остановить на любом кадре и попросить ученика прокомментировать его, раскрыть содержание терминов. Кроме того анимации раскрывают суть некоторых опытов, которые нельзя воспроизвести в классе и дома.

При изучении нового материала я использую ленты времени , которые отражают хронологию событий, биографии учёных.

Для организации индивидуальной работы учащихся, самоконтроля, фронтального опроса, для отработки навыков я предлагаю учащимся тестовые задания из рубрики «Проверь себя». Демонстрируя на экране при помощи мультимедийного проектора «Вопросы к тексту» и вопросы, расположенные в «Заключении к параграфу темы» , провожу устные фронтальные опросы, письменные работы по вариантам или индивидуально.

В 8 классе раздел ГИА и ЕГЭ с проверкой я использую при подготовке учащихся к итоговой аттестации.

Очень удобно, что в разделе «Галерея» в рубрике «Файлы для печати» содержатся все проверочные работы, которые распечатываю прямо с диска.

В разделе «Справочник» включён «Словарь», где в алфавитном порядке кратко и в доступной форме даны основные термины и понятия курса биологии. Ученикам предлагаю возможные формы работы с терминами: повторение, диктанты, составление кроссвордов.

Для повышения эффективности урока часто использую иллюстрации, фотографии, интерактивные таблицы, конструктор.

На мой взгляд, уроки биологии формируют учебные действия и навыки через положительную мотивацию. ИКТ улучшают образовательный процесс, делают урок более эффективным, интересным, результативным. Практика в преподавании биологии показала, что освоение нового материала протекает с положительной эмоциональной окраской в темпе, удобном для учащихся, даёт более высокие результаты. У учащихся наблюдается положительная динамика роста (за последние 3 года) качества обучения биологии с 64,24% до 77,14. При подготовке учащихся к олимпиадам и внеклассным мероприятиям я использую образовательный комплекс «1С: Школа». В 2012-13 учебном году мной были подготовлены 2 призёра городской и участница областной Всероссийской олимпиады школьников по биологии. В 2013-14 учебном году 4 призёра городской олимпиады и 3участника областной олимпиады по биологии и экологии. Второй год моя ученица 9 класса Губина Олеся участвует в областном Интернет — конкурсе «Природа родного края», в 2013 году отмечена Дипломом 2 степени, в 2014 году награждена Дипломом за 1 место и грамотой за творческое задание. В 2014 году я участвую в 4 Всероссийском сетевом конкурсе «Профессиональный успех – 21».

Таким образом, использование образовательного комплекса «1С: Школа» становится актуальным при переходе к новым ФГОС, так как позволяет включать активные формы обучения в привычную структуру урока.

В 2014–15 учебном году я начну апробацию дисков «Дыхание» и «Биологический конструктор». А на тех, с которыми я работаю, хотелось бы видеть задания разных уровней сложности, включая повышенный, для работы с группами учащихся по их способностям и инструктивные карточки к лабораторным работам в соответствии с ФГОС.

Технологичсекая карта содержит разработки уроков (3 блока) по биологии для 7-х классов по теме «Класс Насекомые» согласно требованиям новых стандартов.

Технологическая карта для подготовки и проведения урока биолгии по теме «Вирусы».

Технологическая карта урока биологии по теме «Жизнедеятельность клетки» в 5 классе(учебник В. В. Пасечник)Тема урока: Жизнедеятельность клетки Тип урока: урок-проект «открытия&r.

Данная разработка содержит технологическую карту урока и приложения. Материал ориентирован на УМК Лапшиной В.И., Рокотовой, изд-во «Академкнига/Учебник».

Данная работа поможет учителю быстро и эффективно подготовиться к уроку. Содержит цели и задачи, планируемый результат, методы и технологии применяемые на уроке.

Урок с использованием технологии проблемного обучения.

Технологическая карта урока биологии «Строение легких. Газообмен в легких и тканях&quot.

КОНСПЕКТ УРОКА ПО ТЕМЕ «ЗАКОНОМЕРНОСТИ НАСЛЕДОВАНИЯ ПРИЗНАКОВ. ГРЕГОР МЕНДЕЛЬ И ЕГО ЗАКОНЫ»

Транскрипт

1 Сидоренко Тамара Константиновна Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение «Средняя общеобразовательная школа 7 имени Героя России И.В.Ткаченко» г. Тынды Амурской области КОНСПЕКТ УРОКА ПО ТЕМЕ «ЗАКОНОМЕРНОСТИ НАСЛЕДОВАНИЯ ПРИЗНАКОВ. ГРЕГОР МЕНДЕЛЬ И ЕГО ЗАКОНЫ» Тип урока: Лекция обзор. Цель урока: Развитие познавательной активности учащихся, умение реализовать имеющие знания путем активизации логического мышления в различных ситуациях. Задачи урока: Обучающая задача: Расширить кругозор учащихся о деятельности чешского ученого Г. Менделя; его гибридологического метода. Познакомить с законами Г. Менделя. Развивающая задача: Продолжить развитие учебно-интеллектуальных умений (выделять главное и существенное), формировать умения системного анализа при обсуждении поставленной цели. Воспитательная задача: Формировать познавательный интерес к предмету, развивать коммуникативность учащихся через совместную работу. Оборудование: Интерактивная доска, компьютер, мультимедийный проектор. Раздаточные карточки задания «Макет рабочей тетради учащегося», информационные карточки «Законы Менделя», презентация «Закономерности наследования признаков. Грегор Мендель и его законы».

2 Ход урока I. Организационный момент (2 мин.) II. Основная часть урока (20 мин.) 1. Вступительное слово учителя Краткая биография Г. Менделя (выступление учащегося). (Слайд 4,5,6,7) Проблемный вопрос? В чем сущность гибридологического метода изучения наследования признаков и законов Г. Менделя? Темы изучаемого раздела (на интерактивной доске): 1. Г. Мендель основоположник генетической науки; 2. Основные генетические термины и символика; 3. Гибридологический метод изучения наследственности признаков; 4. Законы Г. Менделя. 1. Учащиеся получают раздаточные карточки с заданиями, в ходе изложения материала заполняют их. Макет рабочей тетради учащегося. Учитель: заполнить в ходе урока: 1. Какие законы открыл Грегор Мендель? Слайды 9,11,13 1) 2) 3) 2. Найдите потомство первого поколения в моногибридном скрещивании (генотип родителей АА, аа). Слайд 10

3 3. Найдите потомство второго поколения в моногибридном скрещивании (генотип родителей Аа, Аа). Слайд Найдите потомство первого и второго поколения в дигибридном скрещивании (генотип родителей ААВВ, аавв). Слайд 14, Выберите из приведенных ниже схему, которая выражает смысл первого закона Менделя. 1. АА х аа 2. Аа х Аа 3. Аа х аа Аа 3А : 1аа ½Аа : ½ аа 6. Из нижеприведенных вариантов соотношения фенотипов потомства при скрещивании дигетерозигот выберите тот, который соответствует комплементарности. 1) 9 : 3 : 3 : 1; 2) 15 : 1; 3) 13 : 3; 4) 1 : 4 : 6 : 4 : 1. III. Изложение материала учителем Г. Мендель проводил свои опыты с горохом, используя разные признаки растения: высота стебля; форма семян; окраска семян; форма плодов; окраска плодов; расположение цветков; окраска лепестков (Слайд 8). IV. Знакомство с генетической символикой и применение ее к внешним признакам растения гороха (Слайд 9) Генетические термины ученик выписывает на интерактивной доске. В случае появления ошибки в написании термина, ее можно исправить. V. Изучение гибридологического метода наследования признаков Метод Менделя получил название гибридологического. Закономерности наследования признаков, выявленных Менделем и описанных в работе «Опыты над растительными гибридами», в настоящее время принято формулировать в виде законов, носящих его имя.

4 VI. Знакомство с законами Менделя Первый закон: При скрещивании двух гомозиготных организмов, относящихся к разным чистым линиям и отличающихся друг от друга по одной паре альтернативных признаков, все первое поколение гибридов (F 1 ) окажется однообразным и будет нести признак одного из родителей. Пример: Скрещивание двух растений гороха, различающихся по окраске горошин (желтые, зеленые). Моногибридное скрещивание это скрещивание, в котором родительские формы отличаются по одной паре признаков. (Слайд 12, 13) Учащиеся заполняют карточки. Физминутка для глаз Г. Мендель выяснил, как будет наследоваться признак (цвет семян) у гибридов F 2? (Слайд 15) Полученную закономерность в F 2 Г. Мендель назвал законом расщепления признаков. Второй закон: В потомстве, полученном от скрещивания F1, наблюдается явление расщепления признаков в соотношении 3:1. Организмы отличаются друг от друга по многим признакам. Установить закономерности наследования двух и более пар альтернативных признаков, гены которых находятся в разных парах гомологичных хромосом, можно путем дигибридного или полигибридного скрещивания. (Слайд 17,18) Поскольку в каждом организме образуется много половых клеток, в силу статистических закономерностей у гибрида возникают четыре сорта гамет в одинаковом количестве (по 25%): АВ, Аb, ав, аb. Все возможные сочетания мужских и женских гамет можно легко установить с помощью решетки Пеннета.

5 Во втором поколении наблюдается расщепление признаков по фенотипу 9:3:3:1. По генотипу 1:2:2:1:4:2:1:2:1. Третий закон Г. Менделя При скрещивании двух гомозиготных особей, отличающихся друг от друга по двум (и более) парам альтернативных признаков, гены и соответствующие им признаки наследуются независимо друг от друга и комбинируются во всех возможных сочетаниях. Рефлексия 1. В чем сущность гибридологического метода, разработанного Г.Менделем? 2. Какое скрещивание называется моногибридным? Дигибридным? 3. Сформулируйте первый, второй, законы Грегора Менделя. 4. Обоснуйте основные положения третьего закона Г. Менделя. 5. Проверка макета рабочей тетради учащихся, исправление допущенных ошибок (Слайд 20, 5мин). Итог урока (2 мин.) Сущность гибридологического метода заключается в том, что при скрещивании особей, получается потомство, которое отличается по альтернативным признакам. Благодаря этому методу возможно получение разных сортов растений. Домашнее задание (3 мин.) 1. Повторить термины, определения законов Г. Менделя, ответить на вопросы стр учебника (обязательный уровень); 2. Решить задачи 353, 357стр , используя «Задачи и упражнения по общей биологии» Г. М. Муртазин (повышенный уровень); 3. Подготовить мультимедийную презентацию по теме «Генетика пола» (по желанию ученика).

6 Использованные источники и литература 1. С. В. Кульневич, Т. П. Лакоценина «Современный урок» часть 2, Ростов н/д: Изд во «Учитель», В. Б. Захаров, С. Г. Мамонтов, Н.И. Сонин методическое пособие к учебнику «Общая биология», Дрофа, Москва В. Б. Захаров, С. Г. Мамонтов, Н.И. Сонин учебник «Общая биология «10 класс. Дрофа. Москва С. С. Акимов, А. Х. Ахмалишева, А. В. Хренов «Биология в таблицах и схемах для школьника», Москва «Лист Нью», И. Р. Мухамеджанов «Тесты и зачеты, блицопросы» класс. Москва* «ВАКО»*2007.

Урок биологии в 10 классе на тему «Закономерности наследования признаков. Моногибридное скрещивание»

Разработка урока включает конспет урока, краткосрочный план и задания для самостоятельного решения. Учащиеся сами оценивают выполненные задания по предложенным критериям и переводят полученные баллы в отметку.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока _Закономерности наследования признаков. Моногибридное скрещивание»

Тема: «Закономерности наследования признаков. Моногибридное скрещивание. 1 и 2 законы Г.Менделя».

Цели обучения: сформировать у учащихся понятия о гибридологическом методе как основном методе изучения наследственности, о моногибридном скрещивании организмов, познакомить с сущностью первого и второго законов Менделя; научить школьников использовать знания основных понятий генетики для объяснения законов, открытых Г. Менделем; способствовать развитию познавательного интереса учащихся к изучению проблем генетики. Оборудование: учебник, Рабочая тетрадь, раздаточный материал

I. Организационный момент

Найти соответствие термин-определение

Совокупность генов организма

Участок молекулы ДНК, содержащий информацию о первичной структуре одного белка

Парные гены, расположенные в одинаковых точках гомологичных хромосом.

Гены, подавляющие действие других генов

Совокупность внешних и внутренних признаков организма

Гены, подавляемые действием других генов

Клетка или организм, содержащие одинаковые аллели одного и того же гена

Наука о наследственности и изменчивости

Клетка или организм, содержащие разные аллели одного и того же гена

Способность организма передавать признаки от родителей потомству

Проверка правильности выполнения, взаимооценивание, выставление баллов: за каждый правильный ответ – 1 балл (максимально – 10 баллов)

Ответ: 1 – З; 2 – Г; 3 – Е; 4 – А; 5 – Б; 6 – К; 7 – В; 8 – Ж; 9 – Д; 10 — И

В далеком 1843 году в Чехии в монастырской школе работал преподавателем физики и природоведения молодой послушник. В комнате его жил ёжик, белые и серые мыши, был он хорошим флористом. В маленьком монастырском садике занимался опытами по скрещиванию гороха. Он поставил перед собой задачу – разрешить проблему наследования признаков в числовом охвате – и в этом его гениальность. Этот знаменитый учёный… (Грегор Мендель)

Именно он сформулировал основные законы наследственности. Но эта работа была не замечена научным миром. И в 1871 году Мендель оставил опыты навсегда. В конце своей жизни он сказал: “мои научные труды доставили мне много удовольствия, и я убежден, что не пройдет много времени – и весь мир признает результаты моих трудов”.

И он не ошибся. Законы наследования признаков, установленные Менделем, определили развитие генетики как науки на весь последующий период. Однако работы Менделя опередили своё время; они были оценены по достоинству только через 35 лет»

. Основоположником какой науки является Г. Мендель?

— Что изучает генетика?

-Что такое наследственность?

-Что такое изменчивость?

-Что такое наследование?

Запишите тему урока: Закономерности наследования. Моногибридное скрещивание.

Формулирование целей урока:

Когда вы в математике или физике пытаетесь доказать или опровергнуть какую-то теорему чем вы пользуетесь? (правилами и законами)

Генетика, как и математика, является точной наукой. Значит, в генетике тоже есть законы и правила, которые можно проверить через задачи

Значит, какая цель стоит сегодня перед вами, чему вы должны научиться, что узнать?

Учащиеся формулируют цели урока:

Узнать некоторые законы генетики

Научиться решать генетические задачи на основе этих законов.

Наука о наследственности и изменчивости начинает свою подлинную историю с открытия Грегора Менделя. В 1865 году вышла в свет его работа «Опыты над растительными гибридами», в которой изложены закономерности наследования, открытые им в результате многолетних исследований на различных сортах гороха.

Через 35 лет открытые Менделем закономерности были переоткрыты заново(1900 год) Хуго де Фризом, Карлом Корренсом и Эрихом Чермаком и начался бурный период развития науки о наследственности и изменчивости, которую с 1907 года стали называть генетикой.

. Почему именно Г. Менделю удалось открыть основные закономерности наследования признаков?

Успех Г. Менделя определяется рядом причин:

1. Выбрал удобный объект – горох посевной ( самоопыляемое, неприхотливое растение, дает несколько урожаев в год, много сортов, которые отличаются друг от друга рядом хорошо различимых признаков, дает много семян).

2. Начал изучать сложное явление наследственности с простой модели – моногибридного скрещивания.

3. Разработал новый метод исследования – гибридологический, основой которого является генетический анализ результатов скрещивания.

Вот кто поработал во славу науки — горох!

Зеленых и желтых цветков для неё, не жалея,

Вот кто для генетики мок под дождями и сох

Под ветром, кого увлекала и грела идея!

И, пышный, цеплялся, и, цепкий, по палочке полз,

Стараясь для Грегора признак явить доминантный.

Вот кто в беспросветном сцепленье зацепок и лоз

В наследственность верил и гибко считал варианты.

И ежели друга найти в поколенье другом

Не смог, не печалься, быть может, еще его встретим

Средь желтых цветов стебелёк, зацепив рукавом,

Заметишь зеленый, обласкан приветствием этим

. Как вы думаете, почему Мендель выбрал именно эти растения?

Работа с учебником (стр. 211)

— имеет короткий жизненный цикл;

— большое количество потомков;

— особое строение цветка, которое позволяет контролировать опыление;

— наличие альтернативных признаков (окраска венчика цветка, семян, форма семени, окраска боба);

— возможность создавать чистые линии т.к. является строгим самоопылителем.

Основной метод, который Г.Мендель положил в основу своих экспериментов – гибридологический.

Давайте подумаем, что может быть заложено в основу данного метода, почему он так называется. Его суть заключается в скрещивании организмов отличающихся друг от друга по одному или нескольким признакам и получение гибридов

Гибридологический метод имеет две особенности. Первая заключается в том, что для получения гибридов должны быть использованы только чистые линии, т.е. живые организмы, в которых не наблюдается расщепление по данному признаку.

. Как будет называться такой генотип? (гомозиготный) Как мы сможем его записать? (АА, аа).

Вторая особенность гибридологического метода в том, что Г.Мендель наблюдал за наследованием альтернативных признаков.

. Как вы понимаете это слово? (взаимоисключающие, контрастные).

Фронтальная устная работа:

Задание: назвать альтернативные признаки к имеющимся.

Низкий рост – высокий

Белые цветки – красные

Гладкие семена – морщинистые

Гладкая шерсть – мохнатая

Темная окраска — светлая

Карие глаза – голубые

Темные волосы – светлые

Прямые волосы – кудрявые и т.д.

Первый закон Менделя

Г. Мендель выбрал растения гороха, которые различаются только по одному признаку, т.е. какую особенность гибридологического метода он применил? (Скрещивание альтернативных признаков).

Скрестил растение, имеющее желтую окраску семени с растением, имеющим зеленую окраску, причем эти растения гомозиготны. Значит, какую особенность гибридологического метода использовал Г.Мендель? (использование чистых линий)

В результате все получившиеся растения оказались с желтыми семенами. Следовательно, у гибридов первого поколения проявился признак только одного родителя, который подавил действие другого признака. А как мы называем эти признак? (доминантный). А какой признак не проявился вообще? (зеленая окраска – рецессивный признак)

Раз все гибриды получились одинаковые Г. Мендель назвал, это правилом единообразия гибридов первого поколения, т.е. все гибриды имеют одинаковую окраску. И это правило впоследствии получило название 1 закона Менделя или закона доминирования.

Второй закон Менделя

Далее Г. Мендель взял гибридные растения, полученные в первом скрещивании, вырастил эти растения, которые путем самоопыления дали второе поколение. Всего получилось 8023 растения второго поколения, причем 6022 – с желтыми семенами, а 2001 – с зелеными . Подсчитайте, какую часть составляют растения с зелеными семенам? (третью часть). Т.е. расщепление произошло 3 к 1 (три части растений с желтыми семенами и одна часть с зелеными).

Основываясь на полученных результатах, Г. Мендель сформулировал второй закон — закон расщепления: «При скрещивании гибридов первого поколения между собой, во втором поколении наблюдается расщепление по фенотипу 3:1»

Решение задачи на моногибридное скрещивание.

Решая любую задачу по генетике, необходимо придерживаться следующего алгоритма:

а) Прочитать условие задачи от начала до конца.

б) Перевести данные задачи в генетические символы.

г) Осуществить решение, опираясь на соответствующую закономерность.

е) Написать ответ в согласии с условием задачи.

IV. Закрепление изученного материала

Решение задач на моногибридное скрещивание (Приложение 2)

12 – 16 баллов – «3»

17 – 21 баллов – «4»

22 – 25 баллов – «5»

Решить задачи из РТ: Тема 8 № 2, №3, №6

Творческое задание: придумать 3 задачи на моногибридное скрещивание.

Смотрите еще:

  • Консультант плюс правила Консультант плюс правила Система Консультант Плюс: Строительство является наследником Базы Данных "Строительные Нормативы". Но в отличие от нее выпускается в новой оболочке Консультант Плюс и может работать в общем комплекте систем […]
  • Программа для реестра клиентов Программа для реестра клиентов Хотели бы Вы Воспользоваться Акцией Августа? 1. Cкидку 10% на приобретение полной версии программы, которая будет закреплена за Вами; 2. Возможность оперативного получения информации о выходе обновлений […]
  • Споры грибов образуются г. Выкса Нижегородская область Съедобные трубчатые грибы - это в основном представители семейства болетовых. При определении трубчатых грибов очень важно учитывать длину и цвет трубочек и их отверстий (пор), которые могут быть круглыми, […]
  • Пособие по производству работ по безопасному производству работ грузоподъемными машинами Раздел 1. Введение. 1.1. Настоящая Инструкция предназначена для стропальщиков всех видов грузоподъемных кранов, грузоподъемностью до 10 т, управляемых с пола, которые не подлежат […]
  • Нотариус ловинюков лишен лицензии Понятие нотариата. Задачи. Функции. Источники. В соответствии со ст.1 « Основ законодательства РФ о нотариате от 11.02.93г» Нотариат признан обеспечить в соответствии с Конституцией, ОЗОНОМ, защиту прав и законных интересов граждан и […]
  • Выпускной коллектор на мазду 6 Выпускной коллектор / паук 4-2-1 Mazda 6 1.8/2.0L '02-07 Возможна установка Для покупателей из Москвы и области мы предлагаем услуги по установке (оптика, решетки, сетка и др.) - приобретенных у нас запчастей и аксессуаров. […]
  • Закон гольдшмидта Геохимическая классификация элементов ГЕОХИМИЧЕСКАЯ КЛАССИФИКАЦИЯ ЭЛЕМЕНТОВ (а. geochemical classification of elements; н. geochemische Elementenklassifizierung; ф. classification geochimique des elements; и. clasificacion geoquimica de […]
  • Адвокат монина Здравствуйте, Уважаемый Посетитель! Адвокатская профессия всегда требовала хороших профессиональных знаний, высокой нравственности, соответствующих морально этических и деловых качеств. Профессиональный адвокат это, в первую очередь, […]