Учебный уголовный суд

Модель Международного уголовного суда

Модель Международного уголовного суда – 2018

Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики» при участии и поддержке Международного уголовного суда и Российского национального отделения Международной ассоциации уголовного права провёл в 2017–2018 гг. очередную русскоязычную Модель Международного уголовного суда–2018.

В Модели приняло участие 13 команд из Российской Федерации и Беларуси.

По итогам финала модели победу одержала команда Московского государственного университета им. М. В. Ломоносова, второе и третье места заняли соответственно команды НИУ ВШЭ — Нижний Новгород и НИУ ВШЭ — Москва.

Очередная модель стартует в начале октября 2018 г.

Контакты

Руководство организацией модели от имени Высшей школы экономики осуществляет доктор юридических наук, профессор, заведующий кафедрой уголовного права и криминалистики Есаков Геннадий Александрович (факс +7 (495) 772 95 90 доб. 23005, e-mail: [email protected]).

119991, ГСП-1, Москва, Ленинские горы, д. 1,
строение 13 (4-й учебный корпус), каб. 428а
(Научно-образовательный центр международного
и сравнительного уголовного права имени Н.Ф. Кузнецовой)
+7 (495) 938-24-94

Учебный уголовный суд

О ПОЗИЦИИ РОССИИ ПО ОТНОШЕНИЮ К ПОДПИСАНИЮ РИМСКОГО СТАТУТА МЕЖДУНАРОДНОГО УГОЛОВНОГО СУДА

На сегодня Римский Статут (Устав) Международного Уголовного Суда (МУС) подписали 95 государств, в числе которых Германия, Франция, Австрия, Финляндия, Канада. Ратифицировало его 7 государств, последним стала Норвегия. Ни Россия, ни США до сих пор его не подписали. В соответствии с ч.1 ст.125 Статута МУС он открыт для подписания до 31 декабря 2000 года. После этой даты к нему можно будет только присоединиться. В случае присоединения к нему, Россия уже не будет входить в число учредителей МУС.
Какова же сегодня позиция российских официальных структур, в первую очередь МИД РФ? По мнению Правового департамента МИД РФ, некоторые основополагающие положения Статута МУС противоречат не только внутреннему законодательству, но и Конституции РФ. Основное противоречие состоит в том, что ч.1 ст.61 Конституции РФ гласит: «Гражданин Российской Федерации не может быть выслан за пределы Российской Федерации или выдан другому государству». Таким образом, по мнению МИД РФ, Конституция РФ в случае совершения гражданином России преступления, подпадающего под юрисдикцию МУС, не позволяет выдать его для проведения в отношении него следственных действий структурами МУС. Разрешить это противоречие можно было бы внесением поправки в Конституцию РФ, но этот путь практически неосуществим, поскольку механизм внесение поправок в Конституцию РФ крайне громоздок. В соответствии со ст. 135 внесение любой поправки в 1, 2 и 9 главы Конституции РФ означает разработку новой Конституции и принятие ее либо Конституционным собранием, либо референдумом. В настоящее время МИД РФ пытается найти другие пути разрешения этой коллизии.
Еще одно противоречие, по мнению МИД РФ, кроется в иммунитете ряда лиц, перечень которых определяется законами РФ, в частности Президента РФ, депутатов Федерального Собрания РФ (Думы и Совета Федерации), судей и др. Разрешить это противоречие легче, чем первое, поскольку для этого требуется внести ряд поправок только в действующие законы, что с точки зрения процедуры гораздо проще. Тем не менее, реальные шансы на принятие таких поправок нынешним и, скорее всего, даже следующим составом Государственной Думы невелики, поскольку депутаты крайне неохотно расстаются со своими привилегиями. Более того, многие из них стремились в Думу именно для того, чтобы приобрести столь вожделенный иммунитет.
Но существует и иная точка зрения, что никакого противоречия между Конституцией РФ и Статутом МУС нет. Согласно ей трактование МИД РФ ч. 1 ст. 61 Конституции РФ является излишне расширительным. Эта норма запрещает выдачу гражданин РФ только другому государству и не регулирует процесса выдачи их межгосударственным организациям, каковым является МУС. Эта проблема вообще не регулируется в рамках Конституции РФ. В случае необходимости применения к гражданину России процедур, предусмотренных Статутом МУС, и требующих выдачи подозреваемого или обвиняемого в совершении преступлений, подпадающих под юрисдикцию МУС — геноцид, преступления против человечности, военные преступления, преступления агрессии — в распоряжение структур МУС, не происходит выдачи гражданина РФ другом государству или высылки за пределы РФ. Он будет выдаваться межгосударственной организации. Запрета на подобное действие Конституция РФ не содержит.
Вторая коллизия (в отношении иммунитета) разрешается на основе ч. 4 ст. 15 Конституции РФ, которая гласит: «Общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора». Таким образом, Конституция РФ устанавливает безусловный приоритет международного права над правом внутренним. Например, такой общепризнанной нормой международного права является Статут Нюрнбергского трибунала над гитлеровскими военными преступникам.
Сам по себе Статут МУС только фиксирует в целостном виде уже существующие общепризнанные принципы и нормы международного гуманитарного права, признаваемые и Россией. На самом деле он не вносит в эти нормы ничего того, что не было бы признаваемо большинством стран в соответствии с международными соглашениями, которые, как уже отмечалось выше, приоритетны по отношению к внутреннему праву. Следует также принимать во внимание, что сама Конституция РФ в соответствии с ч. 1 ст. 15 «имеет высшую юридическую силу», т. е. приоритетна по отношению к любым правовым актам РФ и имеет прямое действие.
Следует помнить, что МУС становится действующей межгосударственной структурой после ратификации его Статута 60 государствами. Если Россия не изменит своей позиции по отношению к подписанию и ратификации Статута, может сложиться ситуация, когда она сделает еще один шаг к самоизоляции от мирового сообщества и окажется вне столь важного и на сегодняшний день одного из самых актуальных институтов международного права, каким является Международный Уголовный Суд.

Механизм реализации Международного Уголовного Суда, как и всякий механизм, основанный на межгосударственных соглашениях, связанных с процедурой ратификации, очень инерционен. Можно предположить, что даже процесс подписания и ратификации Статута МУС 60-ю государствами, что необходимо для вступления его в силу, может затянуться на неопределенно долгий срок. В этой связи возникает вопрос: что еще можно сделать, чтобы уменьшить число нарушений международного гуманитарного права?
Можно предположить, что достаточно значительное количество нарушений международного гуманитарного права объясняется правовой неграмотностью тех, кто потенциально, по роду своей деятельности, могут стать его нарушителями. Нам трудно судить об уровне правового образования западных военнослужащих, но уровень правосознания российских офицеров и генералов, не говоря уже о рядовом составе, ниже всякой критики — практически он нулевой. Об этом свидетельствует хотя бы опыт двух чеченских войн. Незнание закона не освобождает от ответственности, но знание закона может остановить от его нарушения. Именно эту цель преследует нижеследующее предложение.

ПРЕДЛОЖЕНИЕ ПО ПРОВЕРКЕ ЗНАНИЯ ВОЕННОСЛУЖАЩИМИ НОРМ МЕЖДУНАРОДНОГО ГУМАНИТАРНОГО ПРАВА

Предлагаю, чтобы правозащитные организации, в первую очередь, Комитеты солдатских матерей, Движение против насилия, Антимилитаристская радикальная ассоциация и др. антивоенные организации выступили с инициативой заключения международной конвенции или договора «О международном контроле знания офицерским составом вооруженных сил, внутренних войск и других военизированных формирований, в том числе и сил, применяемых в чрезвычайных ситуациях, а также солдатами-контрактниками международного гуманитарного права, в первую очередь, правил ведения войны». В случае, если государства располагаю только профессиональными воинскими формированиями, т.н. контрактниками, такому контролю должен подвергаться весь состав воинских формирований. Особо важно, чтобы такой экзамен сдавали все без исключения офицеры, включая генералитет, и руководители всех силовых структур государств при их вступлении в должность, если они гражданские лица.
Для осуществления контроля должна быть создана международная инспекция, экзаменационные комиссии которой будут принимать специальный экзамен у лиц, подпадающих под действие такой конвенции или договора. Эти комиссии должны состоять из специалистов по международному гуманитарному праву — граждан иностранных государств относительно экзаменуемых. Ежегодно такому экзамену должны подвергаться 20% личного офицерского состава и лиц, служащих по контракту, а также все выпускники военных учебных заведений. Сведения о сданном экзамене должны заноситься в специальную книжку, находящуюся у военнослужащего и в международную базу данных, доступную всем.
Таким образом, раз в пять лет каждый офицер и контрактник будут проверяться на знание международного гуманитарного права. В случае не сдачи такого экзамена, военнослужащий должен быть временно отстранен от несения воинской службы до его пересдачи. В случае вторичной не сдачи экзамена он подлежит безусловному увольнению из вооруженных сил.
Как один из вариантов, такая инспекция может быть создана в рамках Международного комитета красного креста, в рамках Комиссариата по правам человека или других структур ООН. Это решение может быть принято в рамках ООН как обязательное для всех ее членов.
Введение института международного контроля за знанием военнослужащими норм международного гуманитарного права автоматически влечет необходимость серьезного преподавания этого предмета в военных учебных заведениях и военных соединениях, а действительное, неформальное знание этих норм безусловно сократит число преступлений геноцида, преступлений против человечности, военных преступлений, преступлений агрессии.

Деловая игра «Судебный уголовный процесс»

Презентация к уроку

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

Подготовительная работа: при подготовке к занятию в виде деловой игры, на предыдущих урок по изучению Уголовного права, студентам были предложены основные участники в деловой игре, студенты выбрали себе роли( секретарь, помощник судьи, адвокат, прокурор, обвиняемые, присяжные, свидетели, психолог и журналист). Роль судьи достается преподавателю, так как он является направляющим и координирующим в игре. Ситуация которая рассматривается в игре была спланирована заранее студентами на уроке, их домашним заданием было подготовка основных слов для игры. Основной деятельностью студентов на занятии является четкое соблюдение регламента деловой игры и своих обязанностей в ней. Регламент урока представлен в технологической карте (Приложение 1)

Организация места проведения урока: вывеска на двери кабинета «Зал судебных заседаний” и “Тихо! Идет судебный процесс над гражданином Обвиняемый 1 и гражданкой Обвиняемый 2 «. Организация мест для Судьи, Прокурора, Защиты, Подсудимого. Планы-протоколы судебного заседания.

Ответственный секретарь: Встать! Суд идет! Прошу всех сесть. Ввести подсудимого гражданина Обвиняемы 1 и гражданку Обвиняемая 2. Государственного обвинителя и защитников прошу занять свои места. Всех присутствующих прошу записывать ход судебного заседания в виде конспекта по предложенному протоколу. В конце заседания протоколы надо сдать для принятия объективного решения по слушаемому делу. Начинаем судебное заседание. Слово имеет судья (фамилия, имя, отчество ).

Судья: Прошу садиться. Объявляется к слушанию дело по обвинению Обвиняемый 1 и Обвиняемая 2 в совершении преступления, предусмотренного статьями 207 и 213 УК РФ. Дело № 01-34-12 (при нумерации дела сначала идет номер дела, потом судебный участок, потом год заведения дела).
Суду необходимо:

  1. Понять состав преступления, заслушав прокурора.
  2. Подтвердить состав преступной деятельности подсудимых показаниями свидетелей,
  3. Заслушать показания обвиняемых
  4. Познакомиться с показаниями защитников обвиняемого.
  5. Принять справедливое решение.

– А сейчас (студентка), нам расскажет, что же это за статьи 207 и 213 УК РФ, она дома подготовила сообщение по этим статьям.

Судья: Секретарь, доложите о явке участников судебного разбирательства.

Секретарь говорит кто отсутствует сегодня.

Судья: Судебной процедурой предусмотрено, что свидетели не могут находиться в зале судебного заседания до тех пор, пока они не будут допрошены. Но исходя из обстоятельств прошу свидетелей просто оставаться на своих местах. Напоминаю свидетелям о том, что они не должны общаться и обсуждать какие-либо обстоятельства и детали данного дела. ни между собой, ни с кем-либо еще.

Помощник судьи: (поочередно задает вопросы, сначала подсудимому, затем подсудимой) Подсудимый, встаньте. Назовите свои фамилию, имя, отчество

Ответ подсудимого (обвиняемого)

– Год, месяц, день и место Вашего рождения

– Владеете ли Вы языком, на котором ведется судопроизводство?

– Укажите свое место жительства, место работы, род занятий и образование.

– Ваше семейное положение.

(Судья сверяет анкетные данные и место проживания с паспортом, иные сведения – с соответствующими документами).

Помощник судьи: Подсудимых прошу встать. Объявляется состав суда и участников судебного процесса:

  1. Председательствующий судья Ф. И. О.
  2. Помощник судьи ФИО
  3. Государственное обвинение представляет прокурор ВАО г. Москвы ФИО (студент)
  4. защиту подсудимых осуществляет адвокат юридической консультации № 5 г. Москвы ФИО (студент)
  5. Протокол судебного заседания ведет секретарь суда ФИО (студент)
  6. В судебном заседании так же участвует педагог-психолог ФИО (студент)
  7. Судья: Разъясняю подсудимым и всем участникам процесса, что вы имеете право заявить отводы суду в целом или кому-либо из судей отдельно, а также государственному обвинителю, защитникам, адвокату – представителю потерпевшего, секретарю и эксперту. Отвод в судебном процессе – это запрет на участие в процессе для какого-нибудь ранее представленного лица.( например: если участники процесса находятся в родстве, лично или косвенно заинтересованы в исходе).(прошу записать с моих слов)
    Судья: Подсудимые, на судебном заседании вы имеете право: (прошу это записать с моих слов): на защиту – это означает, что вы можете защищаться как самостоятельно, так и с помощью своего защитника. вы можете отказаться от выбранного вами защитника в любой момент судебного разбирательства; знать, в чем вас обвиняют; дать свои объяснения по существу предъявленного обвинения; представлять суду какие-либо доказательства и участвовать в исследовании всех других доказательств; заявлять различные ходатайства, относящиеся к исследованию доказательств. Ходатайство– это просьба о выполнении каких-либо процессуальных действий, обращений; обжаловать в кассационную инстанцию любые действия суда, которые вы сочтете незаконными или несправедливыми; выступить в судебных прениях, если вы откажитесь от услуг вашего защитника; ьна последнее слово; обжаловать приговор суда. Кроме того, обратите особое внимание на то, что в соответствии со ст. 51 Конституции РФ «никто не обязан свидетельствовать против себя самого, своего супруга и близких родственников». Если что-то из разъяснений прав осталось вам непонятным, вы можете задать вопросы.

    – Подсудимый Янин, понятны ли Вам ваши права?

    – Подсудимая Кизерова, понятны ли Вам ваши права?

    Помощник судьи: Свидетели обвинения, защиты, педагог-психолог. В случае дачи вами заведомо ложного заключения, вы будете привлечены к уголовной ответственности по ст. 307 УК РФ.
    Ст. 307 заведомо ложные показания наказываются лишением свободы на срок до пяти лет.

    Судья: объявляю подготовительную часть судебного разбирательства оконченной. Суд переходит к судебному следствию. Слово по составу преступления предоставляется прокурору (Фамилия, имя, отчество).

    Прокурор: Прокуратура ВАО г. Москвы возбудила уголовное дело против гражданина Обвиняемый 1 и Обвиняемая 2 по статьям 213 и 207 УК РФ.
    24 декабря 2011 года, был учебный день Обвиняемая 2 , как и все остальные пришла на занятия. Спустя 15 минут 1 пары Обвиняемой 2, кто то позвонил и она отпросилась у учителя выйти. Ее отпустили, через 5 минут в кабинет зашла Свидетель 1( которая сегодня присутствует в качестве свидетеля). Пара продолжалась дальше, через 10 минут вернулась Обвиняемая 2 и вместе с ней Обвиняемый 1, как только они вошли то сразу начали что то бурно обсуждать на задней парте. Еще через 7 минут по громкой связи в колледже объявили об экстренной эвакуации. Как показало предварительное следствие пока Обвиняемая 2 и Обвиняемый 1 отсутствовали на занятии они проникли в комнату охраны и с телефона охраны сделали ложный вызов в полицию и сообщили о заложенной бомбе в колледже. Прошу суд и присяжных наказать обвиняемых, обвинение просит лишить свободы подсудимых на срок 1 год. Мои слова подтверждает свидетель обвинения Свидетель 1.

    Секретарь: Слово имеет свидетель обвинения Ф. И. О.

    Прокурор: Свидетель 1, расскажите, что вы слышали в этот день?

    Свидетель 1: Я немного опаздывала на занятия, поднималась по лестнице и видела как Обвиняемая 2 в этот момент спускала по лестнице и я отчетливо слышала, как она говорила по телефону.

    Прокурор: Свидетель 1, дайте ответ конкретнее, что вы слышали?

    Свидетель 1: Обвиняемая 2 сказала: я отпросилась с пары и сейчас иду.

    Судья: Адвокат у вас есть вопросы к свидетелю.

    Адвокат: Да, ваша честь, Свидетель 1, скажите, вы слышали конкретные даты, имена или время?

    Свидетель 1: Нет не слышала.

    Прокурор: Ваша честь, прошу пригласить еще одного Свидетеля 2: Ф. И. О.

    Секретарь: Приглашается свидетель ФИО .

    Прокурор: Свидетель 2, расскажите суду, о чем вы за день до случившегося говорили с Обвиняемой 2?

    Свидетель 2: 23 декабря я сидела на занятиях в колледже вместе с Обвиняемой 2. Мы с ней разговаривали и она рассказывала, что вчера договорилась с Обвиняемым 1 о том, что они не пойдут завтра на пары а пойдут веселиться. Или придут, но учиться все равно не будут.

    Адвокат: Ваша честь у меня тот же вопрос к Свидетелю 2 как и к предыдущему свидетелю. Скажите вы обсуждали или может просто слышали от Обвиняемой 2 что конкретно они собирались делать? Какие то нюансы кроме общей картины можете рассказать?

    Свидетель 2: Просто сказала, что будет весело и они отдохнут в это день от учебы, но при этом будут в колледже.

    Судья: Я так понимаю свидетели обвиненья закончились, слово предоставляется защите, адвокату ВАО г. Москвы, изложите суть дела и ваши требования.

    Адвокат: Исходя из материалов дела и показаний моих подзащитных могу сказать: 24 декабря Обвиняемая 2 пришла в колледж на занятия к первой паре, к 8.30, но на отсидев на занятии 15 минут, захотела выйти в дамскую комнату. Да, за 1 день до происшествия Обвиняемая 2 разговаривала с Обвиняемым 1, что 24 декабря они прогуляют занятия и будет им весело, потому что они собирались пойти в кино на комедию( конечно это их не оправдывает как учеников, но к сущности дела имеет только косвенное отношение), о чем в материалах дела сказано и к нему приобщены электронные билеты. Мои подзащитные никогда не привлекались к какому либо виду ответственности и имеют удовлетворительную характеристику из колледжа, что позволяет освободить их от уголовной ответственности, тем более, что вина полностью не доказана. Состав преступления отсутствует.
    В защиту обвиняемых 1 и 2 прошу вызвать для дачи показаний: педагога психолога колледжа, и свидетелей. Хочу пригласить Свидетеля защиты 1

    Адвокат: Скажите, Обвиняемая хорошо учится?

    Свидетель защиты 1: Ну не сказать чтобы хорошо, но не хуже некоторых в нашем колледже.

    Прокурор: Ваша честь, у меня есть вопрос к свидетелю. Дарья скажите, означает ли это, то что поведение обвиняемых 1 и 2 оставляет желать лучшего и , что на подобные совершенные преступные действия совершенно спокойно могли пойти.

    Адвокат: Ваша честь, я протестую вопрос является провокационным.

    Судья: Протест принимается.

    Адвокат: Свидетель защиты 1, вы являетесь одногруппниками обвиняемых. Охарактеризуйте их пожалуйста.

    Адвокат: Представляю суду педагога-психолога Ф.И. О, она так же даст краткую характеристику подзащитным.

    Педагог психолог: (речь подготавливает студент – это характеристика студентов как бы от психолога)

    Судья: Спасибо, суд учтет ваше мнение. У суда есть видео интервью о статистике преступлений совершаемых подростками.

    Судья: Суд заслушал все свидетельские показания. Кто желает еще засвидетельствовать о преступной деятельности подсудимых? Нет желающих?

    Судья: Уважаемые защита и обвинение, прежде чем вы начнете свое выступление я хочу чтоб вы обратили внимание, на основные моменты Ст. 336 и 337 УПК РФ. суд приступает к пениям сторон (статьи выводятся на экран)

    (336 УПК РФ и статью 337 УПК РФ).

    Прокурор: … (речь готовит студент)

    Адвокат: … (речь готовит студент)

    Судья: Подсудимый! Вы признаете свою виновность в содеянном?

    Ответ Подсудимого: Да, очень прошу суд учесть мое чистосердечное раскаяние в содеянном и, смягчив мне приговор, дать возможность искупить свою вину.

    Судья: Подсудимая вы признаете свою вину? Вам предоставляется последнее слово.

    Обвиняемая 2:

    Судья: Суд над гражданином Обвиняемый 1 и гражданкой Обвиняемой 2 выслушал все показания Прокурора, Свидетелей, Подсудимого и Защиты. Для принятия объективного решения Присяжным заседателям высказать свое мнение по данному делу. Уважаемые присяжные заседатели сейчас вам будет роздан текст статей, внимательно прочитайте текст в течении 2 минут и меры наказания за эти преступления и сравните их с делом, которое было только что рассмотрено и дайте ответы на вопросы: (на экране выводятся 207 и 213 статьи, чтоб каждый из присяжных заседателей мог оценить происходящее)

    1. Виновен или не виновен?
    2. Почему вы так считаете?
    3. (Присяжные по очереди высказывают свое мнение, суд считает голоса для принятия решения и вынесения приговора.).

      Ответственный секретарь: Внимание! В зале судебных заседаний работают журналисты радио и телевидения. Они хотят побеседовать с участниками сегодняшнего заседания для подготовки своих передач. Журналисты! Пожалуйста, вы можете приступить к работе. ( опрос проводится как рефлексия)

      Журналист:

      1) Какое впечатление произвел на Вас Подсудимый?
      2) Вы за то, чтобы осудить этих граждан?
      3) Как Вы оцениваете работу Судьи, Прокурора, Защиты?
      4) Вы хотели бы, чтобы с обвиняемых, было снято обвинение и почему?
      5) Как вы думаете такие уроки будут интересны если провести их по другим предметам?
      6) Опыт полученный на этом уроке может пригодиться вам в жизни?

      Судья: Суд, состоявшийся в технологическом колледже №21 над гражданином Обвиняемый 1 и гражданкой Обвиняемой 2, принял следующее решение:

      1. Если господа присяжные внимательно читали, то они бы обратили внимание, что статья 213 отношение к наши обвиняемым не имеет, т.к. статья «хулиганство» – это с применением оружия, а у наших обвиняемых го не было.
      2. Учитывая чистосердечное признание и молодой возраст Подсудимого оставить его на свободе в качестве меры пресечения назначить обязательные работы в количестве 300 часов, а гражданке Обвиняемой 2, так она является совершеннолетней назначить арест на срок 3 месяца.
      3. Судебное решение вступает в законную силу через 10 дней, в этот срок вы можете обжаловать приговор.

      Заключительное слово преподавателя, домашнее задание. (Приложение 2)

      Студенты МГУ выиграли русскоязычную версию конкурса Международного уголовного суда

      Награду «Лучший спикер» получил Павел Чесноков из нижегородской «Вышки»

      ГААГА, 31 мая. /ТАСС/. Московский государственный университет (МГУ) стал победителем русскоязычной версии конкурса учебных судебных процессов Международного уголовного суда (МУС). Об этом сообщили в четверг в пресс-службе инстанции.

      В рамках конкурса учащиеся должны были провести слушания по вымышленному делу с участием прокурора, защиты и законного представителя жертв. Студенты из «Высшей школы экономики» Нижнего Новгорода и Москвы заняли, соответственно, второе и третье место. Награду «Лучший спикер» получил Павел Чесноков из нижегородской «Вышки». Оценивали работу студентов сотрудники МУС во главе с судьей Петром Хофманьским.

      Ежегодный конкурс организуется факультетом права московской «Вышки» при поддержке МУС, а также финансовой и организационной помощи ряда учебных заведений, неправительственных организаций и юридических фирм. В предварительном раунде приняли участие более 70 студентов в составе 13 команд (12 из России и одна из Белоруссии).

      Подобные конкурсы МУС проводятся также на китайском, английском и испанском языках. В будущем в список планируется добавить французский и арабский языки. Как считают в МУС, данная инициатива «играет важную роль в привлечении внимания к работе суда со стороны академического сообщества, а также способствует развитию международного уголовного права».

      Модель Международного уголовного суда: этап в ВШЭ

      17-19 апреля на факультете права ВШЭ прошел конкурс — вторая модель Международного уголовного суда для студентов высших учебных заведений.

      Это международное соревнование поначалу проводилось только на английском языке, потом добавилась испаноязычная версия, и вот уже второй год соревнование проходит и на русском языке. Участие в модели (так называется этот конкурс Международного уголовного суда) могут принимать как российские, так и зарубежные высшие учебные заведения, исходя из принципа «один университет — одна команда». В команду может входить от 3 до 6 студентов или аспирантов с единственным ограничением: они не должны быть практикующими юристами.

      В этом году участие в конкурсе приняли девять команд из России и две с Украины. Они представляли следующие высшие учебные заведения: Высшую школу экономики (московский факультет права); Балтийский федеральный университет имени Иммануила Канта; Волго-Вятский институт (филиал) Московского государственного юридического университета имени О.Е. Кутафина (МГЮА); Казанский (Приволжский) федеральный университет; Киевский национальный университет имени Тараса Шевченко; Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова; собственно МГЮА; Нижегородский филиал Высшей школы экономики; Одесская юридическая академия; Сибирский федеральный университет; Челябинский институт экономики и права имени Н.П. Ладошина.

      По итогам первых двух этапов модели первое место занял Киевский национальный университет имени Тараса Шевченко, далее — Балтийский федеральный университет имени Иммануила Канта и Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова.

      Кроме того, были присуждены награды за лучший меморандум (лучший меморандум за прокурора подготовила команда Балтийского федерального университета, за защиту — Киевского национального университета, за представителей потерпевших — Высшей школы экономики).

      Команда Высшей школы экономики, шедшая по итогам первого этапа на первом месте, в финальном зачете опустилась на четвертое место. Команда нижегородской Вышки в общем зачете стала пятой.

      В конце мая этого года три лучшие команды проведут финальный раунд в Гааге.

      По словам администратора модели, заведующего кафедрой уголовного права ВШЭ Геннадия Есакова, соревнование прошло на по-настоящему международном уровне благодаря участию в его организации управления по организации и сопровождению научных конференций и семинаров ВШЭ. Спонсорскую помощь модели оказали Международный Комитет Красного Креста, журнал «Международное правосудие», компания «КонсультантПлюс».

      Матвей Кармаков, студент 2 курса факультета права, стажер новостной службы портала ВШЭ

      Учебный суд. Школьники в Иркутске провели процесс по уголовному делу…

      В Иркутске на скамье подсудимых оказался одиннадцатиклассник. Впрочем, и обвинитель, и судья — тоже школьники. Это был, конечно, ненастоящий процесс. Чему он научил?

      В зале Октябрьского районного суда Иркутска — необычное заседание. Все роли выполняют школьники. Судья, государственный обвинитель и даже подсудимый — одиннадцатиклассники. Участники процесса разбирают вымышленное уголовное дело с весьма недетским сценарием. Его придумали юристы, а подростки дополнили и расширили.

      — Для нас это было большой возможностью для того, чтобы где-то запутать след. Где-то, наоборот, его вывернуть. Поэтому у нас была полная свобода в этом плане, — говорит участница школьного процесса Маргарита Карева.

      По сценарию, этот молодой человек напал на парня с девушкой. И отнял ценные вещи. Но оказалось, что не всё так просто. Сам потерпевший, возможно, отчасти виноват в произошедшем. Ранее он ограбил родственника подсудимого. И тот решил отомстить. Школьники при помощи юристов разбирают запутанное дело. При создании сценария они большое внимание уделили и таким персонажам, как родители участников процесса. Подростки постарались представить, что чувствуют родители тех, кто попал подобную в неприятную историю.

      — У них более широкий круг общения. Они очень много и через интернет сейчас узнают. И, на мой взгляд, более образованнее. Вот посмотрите, они в этом процессе ведут себя живо, естественно, — говорит классный руководитель Лариса Кириллова.

      Педагоги говорят, что эта игра — не только учебный процесс. Это ещё и возможность больше узнать о взрослом мире. В акции приняли участие и полицейские. Инспекторы ГИБДД рассказали о том, почему нужно соблюдать правила поведения на дорогах.

      Рекомендованы к применению решением Координационного совета по развитию ювенальных технологий в Липецкой области от 25 марта 2009 года

      Производство по материалам о помещении несовершеннолетних в специальные учебно-воспитательные учреждения закрытого типа (СУВУЗТ)

      Порядок, основания и условия помещения несовершеннолетних в специальные учебно-воспитательные учреждения закрытого типа регулируются положениями Федерального закона Российской Федерации № 120-ФЗ от 24 июня 1999 года «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» (далее – Закона), ст. 92 УК РФ и ст. 432 УПК РФ.

      Согласно ст. 15 Закона, к специальным учебно-воспитательным учреждениям закрытого типа органов управления образованием относятся:

      1) специальные общеобразовательные школы закрытого типа;

      2) специальные профессиональные училища закрытого типа;

      3) специальные (коррекционные) образовательные учреждения закрытого типа.

      В специальные учебно-воспитательные учреждения закрытого типа в соответствии с Законом Российской Федерации «Об образовании» могут быть помещены несовершеннолетние в возрасте от одиннадцати до восемнадцати лет, нуждающиеся в особых условиях воспитания, обучения и требующие специального педагогического подхода в случаях, если они:

      1) не подлежат уголовной ответственности в связи с тем, что к моменту совершения общественно опасного деяния не достигли возраста, с которого наступает уголовная ответственность.

      2) достигли возраста, предусмотренного частями первой или второй статьи 20 Уголовного кодекса Российской Федерации, и не подлежат уголовной ответственности в связи с тем, что вследствие отставания в психическом развитии, не связанного с психическим расстройством, во время совершения общественно опасного деяния не могли в полной мере осознавать фактический характер и общественную опасность своих действий (бездействия) либо руководить ими.

      Факт отставания в психическом развитии, не связанном с психическим расстройством, в обязательном порядке должен быть подтвержден заключением психолого-психиатрической экспертизы в отношении несовершеннолетнего, проведенной в соответствии с требованиями ст.ст. 196, 421 УПК РФ.

      3) осуждены за совершение преступления средней тяжести и тяжкие преступления, и освобождены судом от наказания в порядке, предусмотренном частью второй статьи 92 Уголовного кодекса Российской Федерации.

      Следует учитывать, что хотя Законом и не предусмотрено направление в СУВУЗТ несовершеннолетнего, совершившего тяжкие преступления, однако изменения, внесенные 8 декабря 2003 года в Уголовный кодекс РФ, позволяют применять положения ч.2 ст. 92 УК РФ и к несовершеннолетним, совершившим тяжкое преступление. Поскольку данные изменения внесены после введения в действие ФЗ РФ № 120-ФЗ, они подлежат применению, несмотря на отсутствие соответствующих изменений в Законе.

      Несовершеннолетний может быть направлен в специальное учебно-воспитательное учреждение закрытого типа до достижения им возраста восемнадцати лет, но не более чем на три года.

      Досрочное прекращение пребывания несовершеннолетнего в специальном учебно-воспитательном учреждении закрытого типа либо перевод в другое специальное учебно-воспитательное учреждение закрытого типа по основаниям, предусмотренным подпунктом 4 пункта 9 настоящей статьи, осуществляется по постановлению судьи по месту нахождения учреждения на основании совместного представления администрации учреждения и комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав по месту нахождения учреждения либо на основании ходатайства несовершеннолетнего, его родителей или иных законных представителей при наличии заключения администрации учреждения и комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав по месту нахождения учреждения.

      Продление срока пребывания несовершеннолетнего в специальном учебно-воспитательном учреждении закрытого типа по истечении срока, установленного судом, в случае необходимости завершения им общеобразовательной или профессиональной подготовки осуществляется по постановлению судьи по месту нахождения учреждения только на основании ходатайства несовершеннолетнего.

      В специальные учебно-воспитательные учреждения закрытого типа не могут быть помещены несовершеннолетние, имеющие заболевания, препятствующие их содержанию и обучению в указанных учреждениях. Перечень таких заболеваний утверждается Правительством Российской Федерации.

      Для определения возможности помещения несовершеннолетних, не подлежащих уголовной ответственности, в специальные учебно-воспитательные учреждения закрытого типа учреждения здравоохранения проводят их медицинское, в том числе психиатрическое, освидетельствование на основании:

      1) постановления начальника органа внутренних дел или прокурора при наличии согласия несовершеннолетнего на медицинское освидетельствование либо согласия его родителей или иных законных представителей в случае, если несовершеннолетний не достиг возраста пятнадцати лет;

      2) постановления судьи в случаях, когда несовершеннолетний и (или) его родители или иные законные представители не дали согласия на медицинское освидетельствование.

      В случаях, когда у несовершеннолетних, не подлежащих уголовной ответственности, во время медицинского освидетельствования выявлены заболевания, препятствующие их содержанию и обучению в специальных учебно-воспитательных учреждениях закрытого типа, материалы на указанных лиц передаются в комиссию по делам несовершеннолетних и защите их прав для применения к ним мер воспитательного воздействия.

      Основания и порядок подготовки материалов о помещении несовершеннолетних, не подлежащих уголовной ответственности, в специальные учебно-воспитательные учреждения закрытого типа

      Согласно п.5 ст. 15 Закона, основаниями содержания несовершеннолетних в специальных общеобразовательных школах закрытого типа и специальных профессиональных училищах закрытого типа являются:

      1) постановление судьи — в отношении:

      — лиц, не подлежащих уголовной ответственности в связи с тем, что к моменту совершения общественно опасного деяния они не достигли возраста, с которого наступает уголовная ответственность;

      — лиц, достигших возраста, предусмотренного частями первой или второй статьи 20 Уголовного кодекса Российской Федерации, и не подлежащих уголовной ответственности в связи с тем, что вследствие отставания в психическом развитии, не связанном с психическим расстройством, во время совершения общественно опасного деяния не могли в полной мере осознавать фактический характер и общественную опасность своих действий (бездействия) либо руководить ими.

      2) приговор суда — в отношении лиц, осужденных за преступления средней тяжести или тяжких преступлений, и освобожденных судом от наказания в порядке, предусмотренном частью второй статьи 92 Уголовного кодекса Российской Федерации.

      В специальные (коррекционные) образовательные учреждения закрытого типа помещаются несовершеннолетние с ограниченными возможностями здоровья или несовершеннолетние, имеющие заболевания, вызывающие необходимость их содержания, воспитания и обучения в таких учреждениях, также на основании вышеуказанных документов (постановление судьи или приговор суда).

      Прекращенное уголовное дело в отношении несовершеннолетних, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 4 статьи 15 настоящего Федерального закона, или материалы об отказе в его возбуждении незамедлительно (не позднее 5 суток с момента вынесения постановления о прекращении уголовного дела или об отказе в его возбуждении) передаются органом внутренних дел или прокурором в комиссию по делам несовершеннолетних и защите их прав для рассмотрения возможности применения к указанным несовершеннолетним мер воспитательного воздействия или ходатайства перед судом об их помещении в специальные учебно-воспитательные учреждения закрытого типа в соответствии с Законом Российской Федерации «Об образовании».

      Рассматривая поступившие материалы, комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав может принять одно из следующих решений:

      — отказать в применении мер воспитательного воздействия к несовершеннолетнему и в заявлении ходатайства перед судом о помещении ребенка в СУВУЗТ. Такое решение может быть принято, если установлено, что преступление несовершеннолетний совершил в силу случайного стечения обстоятельств, что он раскаивается в содеянном, исправился, законные представители ребенка надлежаще осуществляют свои функции по воспитанию и содержанию ребенка.

      — отказать в применении помещения несовершеннолетнего в СУВУЗТ и применить к нему меры воспитательного воздействия.

      — принять решение о необходимости помещения несовершеннолетнего в специальное учебно-воспитательное учреждение закрытого типа.

      В случае принятия комиссией по делам несовершеннолетних и защите их прав решения ходатайствовать перед судом о помещении несовершеннолетних, не подлежащих уголовной ответственности, в специальные учебно-воспитательные учреждения закрытого типа соответствующее постановление указанной комиссии и представленные материалы незамедлительно (но не позднее 5 суток) направляются в орган внутренних дел или прокурору.

      Несовершеннолетние, не подлежащие уголовной ответственности, в отношении которых готовятся материалы о помещении их в специальные учебно-воспитательные учреждения закрытого типа, могут быть переданы под надзор родителей или иных законных представителей, а несовершеннолетние, содержащиеся в детском доме, школе-интернате или в ином детском учреждении, — под надзор администрации указанных детских учреждений.

      В этих целях в соответствии с постановлением начальника органа внутренних дел или его заместителя должностное лицо подразделения по делам несовершеннолетних органа внутренних дел получает от одного из родителей или иных законных представителей либо руководителя данного детского учреждения письменное обязательство обеспечить надлежащее поведение несовершеннолетних и их явку по вызовам в суд.

      Несовершеннолетние, их родители или иные законные представители, уклоняющиеся от явки в суд, могут быть по постановлению судьи подвергнуты приводу. Поэтому указанным лицам изначально необходимо разъяснить, что в случае уклонения от явки в суд они могут быть подвергнуты приводу.

      До рассмотрения судьей материалов о помещении несовершеннолетних, не подлежащих уголовной ответственности, в специальные учебно-воспитательные учреждения закрытого типа такие лица могут быть направлены на срок до 30 суток в центр временного содержания для несовершеннолетних правонарушителей органа внутренних дел на основании постановления судьи в случаях:

      1) необходимости обеспечения защиты жизни или здоровья несовершеннолетнего;

      2) необходимости предупреждения повторного общественно опасного деяния;

      3) отсутствия у несовершеннолетнего места жительства, места пребывания;

      4) злостного уклонения несовершеннолетнего от явки в суд либо от медицинского освидетельствования. Под злостным уклонением несовершеннолетнего от явки в суд либо от медицинского освидетельствования понимаются случаи, когда он по неуважительным причинам два или более раза не явился в суд или учреждение здравоохранения, осуществляющее медицинское освидетельствование, либо скрылся с места жительства, места пребывания.

      Порядок направления в суд материалов о помещении несовершеннолетних, не подлежащих уголовной ответственности, в специальные учебно-воспитательные учреждения закрытого типа

      Для рассмотрения вопроса о возможности помещения несовершеннолетних, не подлежащих уголовной ответственности, в специальные учебно-воспитательные учреждения закрытого типа начальник органа внутренних дел или прокурор направляют в суд по месту их жительства:

      1) прекращенное уголовное дело в отношении несовершеннолетнего или материалы об отказе в его возбуждении;

      2) постановление комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, содержащее ходатайство о направлении несовершеннолетнего в специальное учебно-воспитательное учреждение закрытого типа;

      3) характеристику с места учебы (работы) несовершеннолетнего;

      4) акт обследования семейно-бытовых условий жизни несовершеннолетнего;

      5) справку органа внутренних дел, содержащую сведения о правонарушениях, ранее совершенных несовершеннолетним, и принятых в этой связи мерах воздействия;

      6) заключение учреждения здравоохранения о состоянии здоровья несовершеннолетнего и возможности его помещения в специальное учебно-воспитательное учреждение закрытого типа.

      Данный перечень документов является обязательным и предусмотрен ст. 27 Закона.

      Помимо указанных, материалы должны содержать и иные необходимые для помещения подростка в СУВУЗТ документы, указанные в перечне-приложении №1.

      Все представляемые документы должны быть оформлены надлежащим образом, с указанием даты составления, подписаны уполномоченным лицом (лицами) и в установленных законом случаях иметь соответствующий штамп, печать. Постановление о прекращении уголовного дела или уголовного преследования в отношении несовершеннолетнего должно соответствовать требованиям ст. 213 УПК РФ.

      Перечень лиц, правомочных направлять в суд материал о помещении несовершеннолетнего в СУВУЗТ (начальник органа внутренних дел и прокурор), является исчерпывающим и расширительному толкованию не подлежит.

      В целях подготовки для рассмотрения судом материалов о помещении несовершеннолетних, не подлежащих уголовной ответственности, в специальные учебно-воспитательные учреждения закрытого типа (далее также — материалы) органы внутренних дел и (или) органы прокуратуры направляют в соответствующие органы и учреждения запросы о представлении необходимых документов. Указанные запросы подлежат исполнению на безвозмездной основе в течение 10 суток со дня их получения.

      Собранные материалы направляются в суд по месту жительства несовершеннолетнего, не подлежащего уголовной ответственности, в течение 30 суток со дня вынесения постановления о прекращении уголовного дела в отношении указанного несовершеннолетнего или об отказе в его возбуждении. В исключительных случаях этот срок может быть продлен до 30 суток на основании постановления начальника органа внутренних дел или прокурора.

      Закон не раскрывает, что в данном случае понимается под исключительными обстоятельствами. Полагается, что таковыми обстоятельствами можно признать болезнь несовершеннолетнего, необходимость проведения обследования его здоровья в стационарных условиях для выдачи соответствующего заключения и т.д.

      Если срок направления материалов в суд продлялся, то в представленных материалах обязательно должны содержаться сведения, подтверждающие наличие исключительных обстоятельств.

      Направление в суд материалов после истечения указанных сроков не основано на Законе и является основанием к отказу в удовлетворении ходатайства.

      Местом жительства несовершеннолетнего является место, где он постоянно или преимущественно проживает (жилой дом, квартира, общежитие, интернат и др.)

      Материалы перед их направлением в суд представляются для ознакомления несовершеннолетнему, не подлежащему уголовной ответственности, и его родителям или иным законным представителям, которые имеют право пользоваться юридической помощью адвоката, иметь представителя, давать объяснения, заявлять ходатайства, обжаловать принятые решения. О разъяснении им процессуальных прав, об ознакомлении с указанными материалами и о получении ответов на свои ходатайства, жалобы и заявления заинтересованные лица делают в представленном материале соответствующую запись.

      В случае отказа вышеуказанных лиц от ознакомления в материалах должны быть сведения о том, что право на ознакомление им разъяснялось.

      Закон не раскрывает, какие лица понимаются под «иными законными представителями» несовершеннолетнего. В данном случае возможно провести аналогию с уголовно-процессуальным законодательством, а именно – с п.12 ст. 5 УПК РФ, согласно которого под законными представителями, наряду с родителями, понимаются усыновители, опекуны или попечители несовершеннолетнего, представители учреждений или организаций, на попечении которых находится несовершеннолетний, органы опеки и попечительства.

      Представляемые в суд материалы должны содержать документальные подтверждения личности родителей или иных законных представителей.

      Полномочия адвоката на участие в деле должны быть подтверждены соответствующим ордером.

      Порядок рассмотрения материалов о помещении несовершеннолетних, не подлежащих уголовной ответственности, в специальные учебно-воспитательные учреждения закрытого типа

      Материалы о помещении несовершеннолетних, не подлежащих уголовной ответственности, в специальные учебно-воспитательные учреждения закрытого типа рассматриваются судьей единолично в течение 10 суток со дня их поступления в суд.

      Учитывая положения ст. 22 Минимальных стандартных правил ООН, касающихся отправления правосудия в отношении несовершеннолетних, и рекомендаций п.11 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 14 февраля 2000 года №7 «О судебной практике по делам о преступлениях несовершеннолетних», при рассмотрении материала должен соблюдаться принцип специализации судей, рассматривающих дела в отношении несовершеннолетних.

      В суд вызываются несовершеннолетний, не подлежащий уголовной ответственности, его родители или иные законные представители, представитель комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, а по усмотрению судьи и иные лица. Участие прокурора и адвоката в рассмотрении указанных материалов является обязательным.

      Полагается правильным вынесение судьей постановления о назначении судебного заседания, хотя это и не предусмотрено Законом. Принятие такого решения не ущемляет чьи-либо права, а напротив, является оправданным, поскольку из постановления видно, кто именно и каким образом извещался о рассмотрении материала.

      Необходимо обратить внимание на реализацию такого права несовершеннолетнего, как право на конфиденциальность, которое должно быть обеспечено на всех этапах – при подготовке материалов, направлении их в суд и при рассмотрении в судебном заседании, с целью избежать причинения подростку вреда из-за излишней гласности или ущерба репутации. Поэтому поступившие материалы следует рассматривать в закрытом судебном заседании, о чем должно быть указано в протоколе.

      Нарушением прав несовершеннолетнего, принципов конфиденциальности и индивидуализации проведения профилактической работы с несовершеннолетними следует рассматривать случаи, когда в одном производстве рассматриваются вопросы о направлении в СУВУЗТ нескольких несовершеннолетних.

      В начале судебного заседания судья объявляет, какие материалы подлежат рассмотрению, кто их рассматривает, а также представляет участников рассмотрения, разъясняет их процессуальные права и обязанности. После этого оглашаются необходимые документы, исследуются материалы, указанные в пункте 1 статьи 27 настоящего Федерального закона, рассматриваются ходатайства, выясняются обстоятельства, имеющие значение для принятия обоснованного решения, заслушиваются выступления несовершеннолетнего, не подлежащего уголовной ответственности, его родителей или иных законных представителей, иных лиц, прокурора и адвоката.

      Закон не раскрывает, какие именно права следует разъяснять участникам процесса при рассмотрении материала. На практике этот вопрос разрешается по-разному.

      Представляется, что необходима ссылка как на вышестоящие акты по отношению к Закону – Конституцию РФ, международные нормы, имеющие приоритет над национальными, так и на ст. 8 Закона «Права лиц, в отношении которых проводится индивидуальная профилактическая работа».

      Таким образом, применительно к рассмотрению материалов о направлении несовершеннолетних в СУВУЗТ могут разъясняться ст. 15, ч.3 ст. 27, ч.3 ст. 28, 30 Закона, ст.ст. 9, 12, 37, 47 Конвенции ООН о правах ребенка, ст.ст. 19, 46 Конституции РФ.

      В судебном заседании необходимо выяснять все обстоятельства, имеющие существенное значение для принятия законного и обоснованного решения.

      В первую очередь суду необходимо проверять обоснованность отказа в возбуждении уголовного дела в отношении несовершеннолетнего. Данная проверка обусловлена тем, чтобы исключить факты направления несовершеннолетнего в СУВУЗТ в случаях незаконного и необоснованного постановления об отказе в возбуждении уголовного дела, когда фактически в действиях несовершеннолетнего отсутствуют признаки состава преступления либо его причастность к преступлению вызывает большие сомнения. В этом случае оснований для направления несовершеннолетнего в СУВУЗТ не имеется.

      В судебном заседании необходимо исследовать данные о личности несовершеннолетнего, условиях его жизни и воспитания, состояние здоровья.

      По результатам рассмотрения материалов судья выносит постановление, которое подлежит оглашению в судебном заседании.

      В постановлении судьи указываются наименование суда и фамилия судьи, вынесшего постановление, дата рассмотрения материалов, сведения о несовершеннолетнем, не подлежащем уголовной ответственности, и иных лицах, участвовавших в рассмотрении материалов, обстоятельства, установленные при их рассмотрении, а также излагается принятое решение о:

      1) направлении несовершеннолетнего, не подлежащего уголовной ответственности, в специальное учебно-воспитательное учреждение закрытого типа с указанием срока применения этой принудительной меры воспитательного воздействия и помещении его в центр временного содержания для несовершеннолетних правонарушителей органа внутренних дел на время, необходимое для доставления несовершеннолетнего в указанное учреждение;

      2) направлении материалов в комиссию по делам несовершеннолетних и защите их прав для применения к несовершеннолетнему, не подлежащему уголовной ответственности, мер воспитательного воздействия в случаях, если судом установлены обстоятельства, подтверждающие возможность перевоспитания указанного несовершеннолетнего без его помещения в специальное учебно-воспитательное учреждение закрытого типа, либо выявлены причины, препятствующие его помещению в указанное учреждение;

      3) прекращении производства по материалам.

      Постановление судьи о помещении несовершеннолетнего в СУВУЗТ должно содержать данные, характеризующие личность несовершеннолетнего, уровень его психического развития; сведения о семейно-бытовых условиях жизни несовершеннолетнего и влиянии на него старших по возрасту лиц; сведения о ранее совершенных правонарушениях и принятых по ним мерам; сведения о состоянии здоровья несовершеннолетнего и возможности его помещения в учебно-воспитательное учреждение закрытого типа; доказательства, подтверждающие совершение несовершеннолетним общественно опасного деяния, а также обстоятельства, свидетельствующие о том, что он не может быть перевоспитан без помещения в СУВУЗТ, нуждается в особых условиях воспитания, обучения и требует специального педагогического подхода. Установление последних обстоятельств обусловлено требованиями Закона, а именно – п.4 ст. 15, где указано, что в СУВУЗТ помещаются несовершеннолетние, нуждающиеся в особых условиях воспитания, обучения и требующие специального педагогического подхода.

      Мотивировочная часть постановления должна также содержать указание на цели помещения несовершеннолетнего в ЦВСНП, а также мотивы, обосновывающие выводы суда.

      В резолютивной части вышеуказанного постановления необходимо обязательно указывать:

      — срок, на который несовершеннолетний помещается в СУВУЗТ. Если несовершеннолетний до принятия решения о направлении его в СУВУЗТ содержался под стражей или в ЦВСНП, в постановлении необходимо указать о зачете срока в соответствии с п.6 ст. 28 Закона.

      — конкретный тип учреждения (специальная общеобразовательная школа закрытого типа, специальное профессиональное училище закрытого типа, специальное (коррекционное) образовательное учреждение закрытого типа).

      — факт помещения несовершеннолетнего в центр временного содержания несовершеннолетних правонарушителей (ЦВСНП) на время, необходимое для доставления несовершеннолетнего в СУВУЗТ (но не более 30 суток)

      — порядок обжалования постановления.

      Кроме указанных обстоятельств, в постановлении возможно указание органов и учреждений, которым суд поручает исполнение постановления, а именно: орган управления образованием – в части предоставления путевки для направления несовершеннолетнего в СУВУЗТ; администрацию СУВУЗТ – в части обеспечения исправления и реабилитации несовершеннолетнего в течение срока его содержания в указанном учреждении, а также о необходимости учитывать при обращении с несовершеннолетним определенных особенностей его личности (например, из карты сопровождения, подготовленной помощником судьи с функциями социального работника); ЦВСНП – в части доставления несовершеннолетнего в СУВУЗТ.

      В срок содержания несовершеннолетних, не подлежащих уголовной ответственности, в специальных учебно-воспитательных учреждениях закрытого типа, предусмотренный пунктом 7 статьи 15 настоящего Федерального закона, на основании постановления судьи засчитываются:

      1) срок предварительного заключения несовершеннолетних, если они до освобождения от уголовной ответственности содержались под стражей в порядке меры пресечения или задержания;

      2) срок нахождения несовершеннолетних в центре временного содержания для несовершеннолетних правонарушителей органа внутренних дел.

      Копия постановления судьи в течение трех суток вручается под расписку либо высылается несовершеннолетнему, не подлежащему уголовной ответственности, его родителям или иным законным представителям, а также органам и учреждениям, обеспечивающим исполнение указанного постановления. Подлинник постановления хранится в суде.

      Прекращенное уголовное дело в отношении несовершеннолетнего, не подлежащего уголовной ответственности, материалы об отказе в его возбуждении и иные документы, необходимые для рассмотрения материалов о направлении несовершеннолетнего в СУВУЗТ, возвращаются представившим их органу внутренних дел или прокурору.

      Порядок обжалования, опротестования постановления судьи и рассмотрения жалобы, протеста

      Несовершеннолетний, не подлежащий уголовной ответственности, достигший возраста четырнадцати лет, либо его родители или иные законные представители или по их просьбе адвокат могут обжаловать в вышестоящий суд постановление судьи в течение 10 суток со дня получения копии указанного постановления. В случае пропуска указанного срока по уважительным причинам он может быть восстановлен судьей или председателем суда по просьбе заинтересованных лиц.

      Круг заинтересованных лиц Законом не установлен, но полагается, что в данном случае имеются в виду лица, правомочные обжаловать или опротестовать постановление.

      Постановление судьи может быть отменено по протесту (представлению) прокурора, а также независимо от наличия протеста (представления) прокурора председателем вышестоящего суда.

      Жалоба или протест (представление) прокурора на постановление судьи рассматриваются председателем вышестоящего суда в течение 10 суток со дня их поступления.

      По результатам рассмотрения жалобы или протеста (представления) прокурора на постановление судьи председатель вышестоящего суда принимает одно из следующих решений:

      1) оставляет постановление судьи без изменения, а жалобу или протест прокурора без удовлетворения;

      2) отменяет постановление судьи и направляет материалы на несовершеннолетних, не подлежащих уголовной ответственности, в суд для нового рассмотрения.

      Копия решения по жалобе или протесту (представлению) прокурора на постановление судьи в течение трех суток высылается судье, вынесшему постановление, прокурору, несовершеннолетнему, не подлежащему уголовной ответственности, и (или) его родителям или иным законным представителям.

      Исполнение постановления судьи обеспечивают:

      1) центр временного содержания для несовершеннолетних правонарушителей органа внутренних дел — в части доставления несовершеннолетних в специальные учебно-воспитательные учреждения закрытого типа;

      2) орган управления образованием — в части предоставления путевок для направления несовершеннолетних в специальные учебно-воспитательные учреждения закрытого типа в течение 20 суток со дня получения запроса о выдаче путевки;

      3) комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав — в части применения мер воспитательного воздействия в отношении несовершеннолетних в случаях, предусмотренных подпунктом 2 пункта 5 статьи 28 настоящего Федерального закона;

      4) администрация специального учебно-воспитательного учреждения закрытого типа — в части обеспечения исправления и реабилитации несовершеннолетнего в течение срока его содержания в указанном учреждении.

      Особенности помещения несовершеннолетних в СУВУЗТ по приговору суда

      В соответствии с ч.2 ст. 92 УК РФ, несовершеннолетний, осужденный к лишению свободы за совершение преступления средней тяжести, а также тяжкого преступления, может быть освобожден судом от наказания и помещен в СУВУЗТ. Помещение несовершеннолетнего в СУВУЗТ применяется как принудительная мера воспитательного воздействия в целях исправления несовершеннолетнего, нуждающегося в особых условиях воспитания, обучения и требующего специального педагогического подхода.

      Порядок освобождения от наказания по вышеуказанному основанию предусмотрен ч.2 ст. 432 УПК РФ, где указано, что если при рассмотрении уголовного дела о преступлении средней тяжести или тяжком преступлении будет признано достаточным помещение несовершеннолетнего подсудимого в специальное учебно-воспитательное учреждение закрытого типа органа управления образованием, то суд, постановив обвинительный приговор, освобождает несовершеннолетнего осужденного от наказания и в соответствии со ст. 92 УК РФ направляет его в указанное учреждение на срок до наступления совершеннолетия, но не более трех лет.

      Исходя из требований ч.2 ст. 92 УК РФ, и ч.2 ст. 432 УПК РФ, в описательно-мотивировочной части приговора должны содержаться выводы суда о том, что для исправления несовершеннолетнего достаточно помещение его в СУВУЗТ, и приведены доводы, подтверждающие необходимость помещения несовершеннолетнего в СУВУЗТ, т.е. то, что он нуждается в особых условиях воспитания, обучения и требует специального педагогического подхода.

      Согласно п.17 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 14 февраля 2000 года №7 «О судебной практике по делам о преступлениях несовершеннолетних», назначение наказания в данном случае не требуется (пункт 3 части 5 статьи 302 УПК РФ). Однако изложенная в Постановлении Пленума позиция о том, что назначать наказание не следует, является спорной, поскольку в соответствии с ч.2 ст. 92 УК РФ в СУВУЗТ может быть помещен несовершеннолетний, осужденный лишь к определенному виду наказания, а именно – к лишению свободы. Поэтому полагается правильным указывать в резолютивной части приговора о назначении наказания в виде лишения свободы, а затем – об освобождении несовершеннолетнего от наказания и помещении его в СУВУЗТ.

      Какие еще сведения необходимо указывать в описательно-мотивировочной и резолютивной частях приговора, изложено выше в разделе «Порядок рассмотрения материалов о помещении несовершеннолетних, не подлежащих уголовной ответственности, в специальные учебно-воспитательные учреждения закрытого типа».

      Несовершеннолетние, совершившие преступления, предусмотренные частями первой и второй статьи 111, частью второй статьи 117, частью третьей статьи 122, статьей 126, частью третьей статьи 127, частью второй статьи 161, частями первой и второй статьи 162, частью второй статьи 163, частью первой статьи 205, частью первой статьи 205-1, частью первой статьи 206, статьей 208, частью второй статьи 210, частью первой статьи 211, частями второй и третьей статьи 223, частями первой и второй статьи 226, частью первой статьи 228-1, частями первой и второй статьи 229 Уголовного кодекса освобождению от наказания в вышеуказанном порядке не подлежат.

      Смотрите еще:

      • Виза в бельгию оформить Виза в Бельгию: для поездки россиянам потребуется оформление Шенгена Бельгия входит в состав Шенгенской зоны, поэтому для въезда туда россиянам нужно иметь действующую Шенгенскую визу. Ни одна туристическая фирма не имеет аккредитации […]
      • Закон 2181 от 21122000 Парус Iнтернет-Консультант ДЕРЖАВНА МИТНА СЛУЖБА УКРАЇНИ ЛИСТN 3/15-3699-ЕП від 25.07.2001 Начальникам регіональних митницьНачальникам митниць ( Лист втратив чинність на підставі Листа Державноїмитної службиN 11/6-15/11246-ЕП від […]
      • Локализация и ликвидация разливов нефтепродуктов Неотложные меры и методы ликвидации аварийных разливов нефти. Справка Спасибо за подписку Пожалуйста, проверьте свой e-mail для подтверждения подписки Разливы нефти и нефтепродуктов классифицируются как чрезвычайные ситуации и […]
      • Сайт мирового суда самары Сайт мирового суда самары Судебный участок №4 Железнодорожного судебного района г.Самары Аппарат мирового судьи мировой судья Мокеева Марина Викторовна помощник мирового судьи Пинчук Елена Викторовна секретарь судебного […]
      • Реестр картографии московской области Реестр картографии московской области На территории Московской области функции по организации единой системы государственного кадастрового учета недвижимости, государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, а […]
      • Законы для работы социального работника Министерство социальной защиты населения Ставропольского края горячая линия (8652) 71-34-78 8-800-7070-126 личный кабинет гражданина адаптированная версия сайта Социальные работники готовятся к работе по новому […]
      • Адвокаты в усть-илимске Юристы и адвокаты г. Усть-Илимск проверенных юристов со всей страны лет — средний стажнаших специалистов Мы вернём деньги, если юрист не сможет вам помочь! Узнать больше Найдено 5 юристов: Усть-Илимск Проверенный специалист […]
      • Нотариус крылатское москва Нотариус города Москвы Ситникова Ольга Вячеславовна Московская городская нотариальная палата г. Москва. Рублевское шоссе дом 22. корпус 1 Тел.: +7 (495) 415-26-45 E-mail: [email protected] Открытие наследственного дела в день […]