Структура аппарата конституционного суда

В Законе «О Конституционном Суде» 1991 года аппарат КС именовался Секретариатом. Штатная численность секретариата утверждалась Верховным Советом РСФСР по предложению Председателя КС. 22 ноября 1991 Верховный Совет РСФСР утвердил штатную численность секретариата КС в количестве 247 человек и поручил Министерству экономики и финансов открыть финансирование КС с 1 ноября 1991 года. К моменту принятия нового федерального конституционного закона о КС (лето 1995) в Аппарат КС входили: Секретариат; Управление хозяйственного и социально-бытового обслуживания; финансовый отдел; сектор кадров; редакционно-издательский отдел; пресс-служба; отдел охраны.

Федеральным конституционным законом о КС предусмотрено, что руководители Секретариата КС и других подразделений аппарата, иных служб Конституционного Суда Российской Федерации, а также Положение о Секретариате Конституционного Суда Российской Федерации и штатное расписание аппарата утверждаются Конституционным Судом по представлению его Председателя (ст.24). Председатель КС осуществляет общее руководство аппаратом (ст.24); непосредственное руководство работой аппарата КС осуществляет судья-секретарь (ст 27). Функции аппарата определены в статье 111: Секретариат КС РФ осуществляет организационное, научно-аналитическое, информационно-справочное и иное обеспечение Конституционного Суда Российской Федерации, проводит прием посетителей; рассматривает обращения в адрес Конституционного Суда Российской Федерации в предварительном порядке и в случаях, когда они не затрагивают вопросов, требующих изучения судьями Конституционного Суда Российской Федерации; содействует судьям в подготовке дел и иных вопросов к рассмотрению в заседаниях и на совещаниях; изучает и обобщает деятельность государственных органов по обеспечению исполнения решений Конституционного Суда Российской Федерации. Иные подразделения аппарата осуществляют материально-техническое и социально-бытовое обеспечение Конституционного Суда Российской Федерации. Конституционный Суд Российской Федерации в пределах своей сметы расходов устанавливает численность, структуру и штатное расписание аппарата; утверждает Положение о Секретариате Конституционного Суда Российской Федерации.

Охрану КС до осени 1992 осуществляли подразделения МВД, прикомандированные к Верховному Совету, с осени 1992 до лета 1993 — Главное управление охраны РФ, в сентябре — октябре 1993 — снова подразделения милиции, с 7 октября 1993 — Департамент охраны высших органов судебной власти, созданный при Министерстве безопасности. 27 июня 1994 Департамент охраны был упразднен, и с тех пор КС является единственным из высших органов государственной власти, который охраняют не спецслужбы, а подразделения милиции.

ТЕЛЕФОНЫ АППАРАТА КОНСТИТУЦИОННОГО СУДА

Секретариат Председателя КС РФ М.В.Баглая Руководитель Секретариата Председателя КРАВЧЕНКО Елена Владимировна — Тел.206-75-07 Главный консультант МИШИНА Екатерина Августовна — 206-78-40 Ведущий специалист — зав.делопроизводством БРАГИНА Нурия Насыховна — 206-19-20 Секретариат заместителя Председателя КС РФ Т.Г.Морщаковой Руководитель Секретариата заместителя Председателя МАКСИМОВСКИЙ Владимир Иванович — 206-15-75 Помощник (советник) заместителя Председателя ПАУЛЬ Георгий Дмитриевич — 206-70-29 Старший консультант НИКИТИНА Елена Владимировна — 206-19-51 Аппарат судьи-секретаря КС РФ Н.В.Селезнева Главный консультант БАБЕНЫШЕВА Галина Сергеевна — 206-78-73 Ведущий специалист — зав.делопроизводством ИЛЬИНА Светлана Ивановна — 206-75-72 Аппарат судьи КС РФ Э.М.Аметистова Главный консультант ГЕНДЗЕХАДЗЕ Екатерина Борисовна — 206-19-48 Старший консультант ТАРАСОВА Ольга Анатольевна — 206-75-54 Аппарат судьи КС РФ Н.Т.Ведерникова Главные консультанты ДЕРБЕНЕВ Евгений Анатольевич — 206-73-38 КУЗНЕЦОВ Владимир Владимирович — 206-17-91 Ведущий специалист — зав.делопроизводством КИРСАНОВА Татьяна Ивановна — 206-16-63 Аппарат судьи КС РФ Н.В.Витрука Помощник (советник) судьи ГОЛОВЕШКИН Георгий Леонидович — 206-74-50 Главный консультант ДЕДОВ Николай Николаевич — 206-85-08 Ведущий специалист — зав.делопроизводством ГАЛКИНА Антонина Алексеевна — 206-85-08 Аппарат судьи КС РФ Г.А.Гаджиева Помощник (советник) судьи ТАЛАНОВ Павел Матвеевич — 206-18-59 Главный консультант КУЗНЕЦОВА Светлана Антоновна — 206-15-18 Аппарат судьи КС РФ Ю.М.Данилова Ведущий специалист — зав.делопроизводством ОДИНЦОВА Екатерина Михайловна — 206-16-05 Аппарат судьи КС РФ Л.М.Жарковой Старший консультант РОДИОНОВ Сергей Юрьевич — 206-76-92 Аппарат судьи КС РФ В.Д.Зорькина Главный консультант ГРИГОРЬЕВА Тамара Викторовна — 206-76-93 Старший консультант БУДАРИН Виктор Антонович — 206-19-63 Аппарат судьи КС РФ А.Л.Кононова Ведущий специалист — зав.делопроизводством ДЕМИНА Светлана Анатольевна — 206-16-37 Аппарат судьи КС РФ В.О.Лучина Помощник (советник) судьи МОИСЕЕНКО Михаил Гордеевич — 206-15-57 Главные консультанты БЕРЧЕНКО Александр Яковлевич — 206-78-95 ОСАДЧИЙ Иван Павлович — 206-00-68 Ведущий специалист — зав.делопроизводством СМИРНОВА Анастасия Васильевна — 206-74-98 Аппарат судьи КС РФ В.И.Олейника Помощник (советник) судьи МЕДВЕДЕВ Юрий Константинович — 206-17-43 Главный консультант ЕРМАКОВА Наталья Владимировна — 206-78-60 Ведущий специалист — зав.делопроизводством ГОЛОЛОБОВА Елена Васильевна — 206-74-18 Аппарат судьи КС РФ Ю.Д.Рудкина Руководитель аппарата Судьи-Секретаря КС РФ БАВТРУКЕВИЧ Татьяна Алексеевна — 206-65-79 Старший консультант КОЗЛОВА Марина Сергеевна — 206-83-51 Аппарат судьи КС РФ В.Г.Стрекозова Ведущий специалист — зав.делопроизводством ГОЛУБИЦКАЯ Светлана Геннадьевна — 206-19-21 Аппарат судьи КС РФ О.И.Тиунова Помощник (советник) судьи ДУБИК Николай Николаевич — 206-95-08 Главный консультант БУРАНОВА Марина Геннадьевна — 206-65-24 Ведущий специалист — зав.делопроизводством КОМАРОВА Галина Александровна — 206-16-06 Аппарат судьи КС РФ в отставке В.А.Туманова Старший консультант СМИРНОВА Ирина Васильевна — 206-16-20 Аппарат судьи КС РФ О.С.Хохряковой Ведущий специалист — зав.делопроизводством КНЯЗЕВА Людмила Николаевна — 206-17-51 Аппарат судьи КС РФ Б.С.Эбзеева Главный консультант МАЗАЕВ Юсуф Мустафович — 206-75-87 Ведущий специалист — зав.делопроизводством ГЕРАСИМОВА Любовь Николаевна — 206-75-68 Аппарат судьи КС РФ В.Г.Ярославцева Помощник (советник) судьи ЕРОФЕЕВ Герман Алексеевич — 206-76-97 Ведущий специалист — зав.делопроизводством ДЕМЧЕНКО Светлана Станиславовна — 206-75-06

СЕКРЕТАРИАТ КОНСТИТУЦИОННОГО СУДА РФ

Руководитель Секретариата КУДРЯВЦЕВ Юрий Владимирович — 206-78-74 Старший консультант ВОРОБЬЕВА Елена Юрьевна — 206-92-15 Заместитель руководителя Секретариата ГУРЕВИЧ Геннадий Семенович — 206-75-80 Консультант ПЕРЕЛЕШИНА Ирина Геннадиевна — 206-75-80

УПРАВЛЕНИЯ И ОТДЕЛЫ АППАРАТА

Управление N 1 (Конституционного права) Начальник управления — ЛАЗАРЕВ Леонид Васильевич — 206-17-56 Управление N 2 (Конституционных прав и свобод граждан) Начальник управления — ШЕЙНИН Хиил Борисович — 206-17-54 Управление N 3 (Конституционных основ федеративного устройства и самоуправления территорий) Начальник управления — ПОЛЯКОВ Юрий Андреевич — 206-18-90 Управление N 4 (Конституционных основ частного права) Начальник управления — ИВАНОВ Вячеслав Игоревич — 206-17-30 Управление N 5 (Конституционных основ трудового законодательства и социальной защиты) Начальник управления — ИВАНОВА Розалия Ивановна — 206-78-37 Управление N 6 (Конституционных основ административного права) Начальник управления — ДЕМЕНТЬЕВ Альберт Николаевич — 206-76-15 Управление N 7 (Конституционных основ уголовной юстиции) Начальник управления — КОНДРАТОВ Петр Емельянович — 206-16-96 Управление N 8 (Международного права) Начальник управления — СОБАКИН Вадим Константинович — 206-17-52 Управление N 9 (Судебных заседаний) Начальник управления — СУЕТЕНКОВ Юрий Сергеевич — 206-16-30 Отдел N 1 (Редакционно-издательский) Начальник отдела — СТРУННИКОВА Наталия Викторовна — 206-15-30 Отдел N 2 (международных связей, изучения и обобщения зарубежной практики конституционного контроля) Начальник отдела — ПЫРИКОВ Евгений Георгиевич — 206-18-82 Отдел N 3 (Контроля и исполнения решений) Начальник отдела — БОЛЬШАКОВА Татьяна Викторовна — 206-78-85 Отдел N 4 (Правовой информации) Начальник отдела — АНДРЕЕВА Ирина Георгиевна — 206-70-68 Библиотека Заведующий библиотекой — главный консультант СВЕЧНИКОВА Светлана Петровна — 206-16-92 Справочная при отделе — 206-77-85 Служба технического обеспечения правовой информации (на правах отдела) Начальник отдела — руководитель службы ВЕЛИГУРА Николай Павлович — 206-78-63 Группа по работе с письмами Руководитель группы — начальник отдела ГОЛИК Нина Михайловна — 206-76-53 Архив Заведующий архивом — старший консультант РУМЯНЦЕВА Людмила Сергеевна — 206-17-26 Канцелярия (на правах отдела) Заведующий канцелярией — ИВАНОВ Виктор Андреевич — 206-16-27 Отдел кадров Начальник отдела — ВОРОНЕНКОВ Александр Иванович — 206-16-60

ГРУППА СОВЕТНИКОВ КОНСТИТУЦИОННОГО СУДА

Руководитель группы советников Конституционного Суда СТРАШУН Борис Александрович — 206-68-23, 206-69-18 Советники Конституционного Суда БОБОТОВ Сергей Васильевич — 206-77-35 КРЯЖКОВ Владимир Алексеевич — 206-76-50 КИКОТЬ Виль Алексеевич — 206-75-45

УПРАВЛЕНИЕ ДЕЛАМИ КОНСТИТУЦИОННОГО СУДА

Управляющий делами ХЕСИН Лев Наумович — 206-77-21

СПЕЦОТДЕЛ МИЛИЦИИ ПО ОХРАНЕ КОНСТИТУЦИОННОГО СУДА

Заместитель начальника УВО при ГУВД — начальник спецотдела милиции ФРОЛОВ Василий Васильевич — 206-71-44 Дежурная часть — 206-62-50, 925-96-86

ГЕРАСИМЕНКО Елена Ивановна — 206-75-18

ПРИЕМНАЯ КОНСТИТУЦИОННОГО СУДА РФ

Заведующий Приемной — начальник отдела ЕРШОВ Владимир Иванович — 206-18-07 Справочная при Приемной — 206-17-62

ПРЕСС-СЛУЖБА КОНСТИТУЦИОННОГО СУДА Тел.206-68-41, факс 206-15-90 Руководитель службы — советник Конституционного Суда МАЛЫШЕВА Анна Жановна — 206-68-41 Старший консультант СИДОРЕНКО Екатерина Сергеевна — 206-19-82 Консультант ЕРМОЛОВА Татьяна Владимировна — 206-16-41 «Панорама»

10.5 Аппарат Конституционного Суда РФ

Функциями Секретариата Конституционного Суда РФ являются: —

организационное, научно-аналитическое, информационно- справочное и иное обеспечение Конституционного Суда РФ; —

рассмотрение обращений в адрес Конституционного Суда РФ в предварительном порядке и в случаях, когда они не затрагивают вопросов, требующих изучения судьями Конституционного Суда РФ; —

содействие судьям в подготовке дел и иных вопросов к рассмотрению в заседаниях и на совещаниях; —

изучение и обобщение деятельности государственных органов по обеспечению исполнения решений Конституционного Суда РФ. Иные подразделения аппарата осуществляют материально- техническое и социально-бытовое обеспечение Конституционного Суда РФ.

Численность, структура и штатное расписание аппарата в пределах своей сметы расходов Конституционный Суд РФ устанавливает сам. Им же утверждается Положение о Секретариате Конституционного Суда РФ.

10.6 Решения Конституционного Суда РФ, их виды, порядок принятия и юридическое значение

Решение Конституционного Суда РФ — это документ, в котором фиксируются выводы Конституционного Суда РФ по итогам разрешения дела в пленарном заседании или в заседании палаты Конституционного Суда РФ.

Конституционный Суд РФ выносит: —

решения, принимаемые по вопросам организации деятельности Конституционного Суда РФ.

Постановление — это итоговое решение Конституционного Суда РФ, которым: 1)

разрешено дело о соответствии Конституции РФ:

а) федеральных законов, нормативных актов Президента РФ, Совета Федерации, Государственной Думы, Правительства РФ;

б) конституций республик, уставов, а также законов и иных нормативных актов субъектов Российской Федерации, изданных по вопросам, относящимся к ведению органов государственной власти Российской Федерации и совместному ведению органов государственной власти Российской Федерации и органов государственной власти субъектов Российской Федерации;

в) договоров между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, договоров между органами государственной власти субъектов Российской Федерации;

г) не вступивших в силу международных договоров Российской Федерации; 2)

разрешен спор о компетенции:

а) между федеральными органами государственной власти;

б) между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации;

в) между высшими государственными органами субъектов Российской Федерации; 3)

проверена конституционность закона, примененного или подлежащего применению в конкретном деле; 4)

дано толкование Конституции РФ.

Заключением в свою очередь именуется итоговое решение Конституционного Суда РФ по существу запроса о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения Президента РФ в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления.

Все иные решения Конституционного Суда РФ, принимаемые в ходе осуществления конституционного судопроизводства, называются определениями. Притом, что в заседаниях Конституционного Суда РФ принимаются также решения по вопросам организации его деятельности.

Порядок принятия решения Конституционным Судом РФ предполагает: —

принятие постановления и дачу заключения только по предмету, указанному в обращении, и лишь в отношении той части акта или компетенции органа, конституционность которых подвергается сомнению в обращении; —

решение, не соответствующее правовой позиции, выраженной в ранее принятых решениях Конституционного Суда РФ, может быть принято только на пленарном заседании; —

обоснование решения материалами, исследованными в судебном заседании; —

принятие решения большинством участвовавших в голосовании судей; —

запрет воздерживаться при голосовании (уклоняться от голосования); —

проведение открытого голосования; —

подготовку постановления (заключения) в виде отдельного документа с обязательным указанием мотивов его принятия; —

подписание итогового решения всеми судьями, участвовавшими в голосовании; —

право судьи на особое мнение; —

провозглашение решения в полном объеме в открытом заседании немедленно после его подписания.

Открытое голосование осуществляется путем поименного опроса судей.

При толковании Конституции РФ решение принимается большинством не менее двух третей от общего числа судей Конституционного Суда РФ.

Определения Конституционного Суда РФ оглашаются в заседании и заносятся в протокол, если иное не установлено Федеральным конституционным законом «О Конституционном Суде Российской Федерации» или решением Конституционного Суда РФ.

Не согласный с решением судья Конституционного Суда РФ вправе письменно изложить свое особое мнение. Особое мнение судьи приобщается к материалам дела и публикуется вместе с решением Конституционного Суда РФ. Оставшийся в меньшинстве при голосовании по какому-либо другому вопросу или по мотивировке принятого решения судья Конституционного Суда РФ вправе письменно изложить свое мнение о несогласии с большинством судей. В таком случае письменное несогласие судьи также приобщается к материалам дела и подлежит опубликованию в «Вестнике Конституционного Суда Российской Федерации».

Постановления и заключения Конституционного Суда РФ незамедлительно публикуются в официальных изданиях органов государственной власти Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, которых касается принятое решение. Решения Конституционного Суда РФ публикуются также в «Вестнике Конституционного Суда Российской Федерации», а при необходимости и в иных изданиях.

Любое решение Конституционного Суда РФ окончательно, обжалованию не подлежит и вступает в силу немедленно после его провозглашения. Исполнению оно подлежит также немедленно, но уже после опубликования либо вручения его официального текста, если иные сроки специально в нем не оговорены.

Решение Конституционного Суда РФ действует непосредственно и не требует подтверждения другими органами и должностными лицами. Юридическая сила постановления Конституционного Суда РФ о признании акта неконституционным не может быть преодолена повторным принятием этого же акта.

Признанные неконституционными акты или их отдельные положения утрачивают силу; признанные несоответствующими Конституции РФ не вступившие в силу международные договоры Российской Федерации не подлежат введению в действие и применению. Решения судов и иных органов, основанные на актах, признанных неконституционными, не подлежат исполнению и должны быть пересмотрены в установленных федеральным законом случаях.

Решения Конституционного Суда РФ обязательны на всей территории Российской Федерации для всех представительных, исполнительных и судебных органов государственной власти, органов местного самоуправления, предприятий, учреждений, организаций, должностных лиц, граждан и их объединений. За неисполнение, ненадлежащее исполнение либо воспрепятствование исполнению решения Конституционного Суда РФ предусмотрена ответственность

§3. Структура Конституционного Суда РФ

Конституционный Суд России состоит из 19 судей и вправе осуществлять свою деятельность при наличии в его составе не менее трех четвертей от общего числа судей. Суд действует как в пленарных заседаниях, так и в заседаниях двух палат, включающих в себя соответственно десять и девять судей Конституционного Суда.

В пленарных заседаниях участвуют все судьи Конституционного Суда, а в заседаниях палат — судьи, входящие в состав соответствующей палаты. Ст. 21 и 22

Закона «О Конституционном Суде РФ» устанавливают перечни вопросов, которые должны рассматриваться Конституционным Судом в пленарных заседаниях и в заседаниях палат. Причем Конституционный Суд вправе

рассмотреть в пленарном заседании любой вопрос, входящий в его компетенцию.

Исключительно в пленарных заседаниях рассматриваются следующие вопросы:

разрешение дел о соответствии Конституции РФ конституций и уставов

дача толкования Конституции РФ;

дача заключения о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения Президента РФ в государственной измене или совершении иного

принятие посланий Конституционного Суда РФ;

решение вопроса о выступлении с законодательной инициативой;

избрание Председателя, заместителя Председателя, судьи-секретаря Конституционного Суда;

формирование персональных составов палат Конституционного Суда;

принятие Регламента Конституционного Суда и внесение в него изменений и дополнений;

установление очередности рассмотрения дел в пленарных заседаниях

Конституционного Суда, а также распределение дела между палатами;

принятие решения о приостановлении или прекращении полномочий судьи Конституционного Суда, а также о досрочном освобождении от должности Председателя, заместителя Председателя и судьи-секретаря.

Выделим основные правила проведения заседаний Конституционного Суда РФ. Рассмотрение дел и вопросов и принятие решений по ним производятся Конституционным Судом коллегиально. Решение принимается только теми

судьями, которые участвовали в рассмотрении дела в судебном заседании.

Рассмотрение дел в заседаниях Конституционного Суда проводится открыто. Проведение закрытых заседаний допускается лишь в случаях,

предусмотренных Законом «О Конституционном Суде РФ» — когда это необходимо для сохранения охраняемой законом тайны, обеспечения безопасности граждан или защиты общественной нравственности. Решения,

принятые как в открытых, так и в закрытых заседаниях, провозглашаются публично.

Разбирательство дел в заседаниях Конституционного Суда происходит на русском языке, устно и на основе непосредственного исследования доказательств.

В ходе рассмотрения дел Конституционный Суд заслушивает объяснения сторон, показания экспертов и свидетелей, оглашает имеющиеся документы.

Заседание Конституционного Суда по каждому делу происходит

непрерывно, за исключением времени, отведенного для отдыха или необходимого для подготовки участников процесса к дальнейшему разбирательству, а также для устранения обстоятельств, препятствующих нормальному ходу заседания.

На заседаниях присутствуют участники процесса — стороны, их представители, свидетели, эксперты и переводчики. Сторонами именуются заявители (органы, лица, направившие в Суд обращение, послужившее поводом

для рассмотрения данного дела), органы и должностные лица, издавшие или подписавшие акт, конституционность которого подлежит проверке, а также государственные органы, компетенция которых оспаривается. Им в силу принципа состязательности предоставляются права, необходимые для активного

отстаивания их позиций (например, право знакомиться с материалами, которые выносятся на обсуждение, излагать свое мнение по возникающим вопросам,

заявлять ходатайства). При этом в конституционном судопроизводстве в полной

мере действует принцип равноправия сторон — какие бы то ни было привилегии, в том числе зависящие от должностного положения сторон или их представителей, недопустимы.

Активная роль в судебных заседаниях отведена судье,

председательствующему в заседании. В этой роли на пленарных заседаниях должны выступать: Председатель Конституционного Суда РФ, а в случае его отсутствия — заместитель Председателя; на заседаниях в составе палат — один из судей данной палаты в порядке очередности. В соответствии со ст. 58 Закона «О Конституционном Суде РФ» председательствующий наделен рядом полномочий, которые необходимы для обеспечения нормального хода заседания. Он, в частности, во время заседания принимает меры к обеспечению установленного порядка разбирательства, фиксации его хода и результатов; предоставляет слово судьям и участникам процесса, может прерывать их выступления, если они отходят от существа рассматриваемого дела, либо при определенных условиях лишить слова. Лица, нарушающие порядок в заседании и не подчиняющиеся распоряжениям председательствующего, могут быть решением Суда подвергнуты штрафу в размере до десяти минимальных месячных размеров оплаты труда.

Ст. 24 Закона «О Конституционном Суде РФ» и п. 2 Регламента Конституционного Суда РФ определяют полномочия Председателя Конституционного Суда.

Председатель Конституционного Суда РФ:

руководит подготовкой пленарных заседаний Конституционного Суда, представляет на утверждение Конституционного Суда календарный план

проведения пленарных заседаний и рабочих совещаний судей, созывает плановые, а также по собственной инициативе или по требованию одного или более судей —

внеплановые пленарные заседания Конституционного Суда или рабочие совещания судей, председательствует на них;

вносит на обсуждение Конституционного Суда вопросы, подлежащие

рассмотрению в пленарных заседаниях и заседаниях палат;

представляет Конституционный Суд в отношениях с государственными органами и организациями, общественными объединениями, по уполномочию Конституционного Суда выступает с заявлениями от его имени;

осуществляет общее руководство аппаратом Конституционного Суда, представляет на утверждение Конституционного Суда кандидатуры руководителей Секретариата и других подразделений аппарата, иных служб

Конституционного Суда, а также Положение о Секретариате Конституционного Суда и штатное расписание аппарата;

осуществляет прием на работу и увольнение с работы сотрудников

аппарата Конституционного Суда; применяет к сотрудникам аппарата Конституционного Суда меры поощрения и меры дисциплинарного взыскания; организует работу по повышению квалификации сотрудников аппарата Конституционного Суда;

представляет на рассмотрение и утверждение Конституционного Суда проект сметы расходов на очередной финансовый год и отчет о ее исполнении;

дает согласие на служебные командировки судей Конституционного

Суда, с согласия судей направляет их в такие командировки.

в конце года представляет на пленарном заседании доклад о

деятельности Конституционного Суда, а также регулярно информирует судей о своей деятельности.

Заместитель Председателя Конституционного Суда РФ призван выполнять функции, возложенные на него Председателем или Судом. Он также замещает Председателя в тех случаях, когда тот отсутствует по тем или иным

Полномочия судьи-секретаря Конституционного Суда РФ установлены ст. 27 Закона «О Конституционном Суде РФ» и п. 4 Регламента Конституционного Суда РФ.

Судья-секретарь осуществляет следующие полномочия:

непосредственное руководит работой аппарата Конституционного

организационно обеспечивает подготовку и проведение заседаний

Конституционного Суда, в т.ч. контролирует работу Секретариата по подготовке материалов к заседаниям Конституционного Суда по обращениям и запросам, принятым к рассмотрению, к посланиям и выступлениям Конституционного Суда с законодательной инициативой;

доводит до сведения соответствующих органов, организаций и лиц решения, принятые Конституционным Судом, контролирует работу Секретариата по подготовке аналитических и информационных материалов об исполнении решений Конституционного Суда. Обобщенные данные этой работы по мере необходимости, а также по итогам календарного года направляет судьям Конституционного Суда;

организует информационное обеспечение судей Конституционного

организует работу комиссии по присвоению классных чинов,

определению стажа работы и выслуги лет сотрудников аппарата Конституционного Суда;

визирует проекты приказов и распоряжений Председателя Конституционного Суда, представления начальника Секретариата о приеме на работу и увольнении с работы сотрудников Секретариата Конституционного Суда.

В состав аппарата Конституционного Суда входит секретариат и пресс-

служба, которые действуют в соответствии с принимаемыми Конституционным Судом положениями и правилами внутреннего трудового распорядка.

Секретариат осуществляет организационное, научно-аналитическое, информационно-справочное и иное обеспечение. Он проводит прием посетителей, рассматривает в предварительном порядке поступающие в Суд обращения, дает

на них ответы, если они не затрагивают вопросов, требующих изучения судьями, содействует судьям в подготовке дел и иных вопросов к рассмотрению на заседаниях и совещаниях, изучает и обобщает практику исполнения решений

Суда. В Секретариате образуются специализированные подразделения (отделы, сектора, группы). Руководители Секретариата и его подразделений утверждаются по представлению Председателя Суда на пленарных заседаниях. Действует

Секретариат под общим руководством Председателя Суда и непосредственным руководством судьи-секретаря.

Кроме того, в соответствии с п. 61 Регламента Конституционного Суда РФ для подготовки вопросов об изменении и дополнении Регламента Конституционного Суда, кадровых, бюджетных, информационных вопросов, обобщения практики Конституционного Суда и для других целей Конституционный Суд может создавать как временные, так и постоянные комиссии из числа судей Конституционного Суда. В состав комиссий могут включаться сотрудники аппарата Конституционного Суда.

Согласно п. 62 регламента Конституционного суда РФ при

Конституционном Суде действует Научно-консультативный совет, из числа ученых и практикующих специалистов в области права. Основная его задача —

обсуждение сложных проблем, возникающих перед Конституционным Судом и дача рекомендаций. Состав Научно-консультативного совета, его функции и порядок деятельности утверждаются Конституционным Судом.

7.3. Состав и структура Конституционного Суда РФ

Конституционный Суд РФ состоит из девятнадцати судей, назначаемых на должность Советом Федерации по представлению Президента РФ. Конституционный Суд РФ вправе осуществлять свою деятельность при наличии в его составе не менее трех четвертей от общего числа судей.

В пленарном заседании Конституционного Суда РФ судьи тайным голосованием большинством от общего числа судей избирают из своего состава в индивидуальном порядке Председателя, заместителя Председателя и судью – секретаря Конституционного Суда РФ сроком на три года.

Согласно Закону о Конституционном Суде Председатель Конституционного Суда РФ осуществляет следующие полномочия:

– руководит подготовкой пленарных заседаний Конституционного Суда РФ, созывает их и председательствует на них;

– вносит на обсуждение Конституционного Суда РФ вопросы, подлежащие рассмотрению в пленарных заседаниях и заседаниях палат;

– представляет Конституционный Суд РФ в отношениях с государственными органами и организациями, общественными объединениями, по уполномочию Конституционного Суда РФ выступает с заявлениями от его имени;

– осуществляет общее руководство аппаратом Конституционного Суда РФ;

– осуществляет другие предоставленные ему полномочия. Во всех случаях, когда Председатель Конституционного Суда РФ не в состоянии исполнять свои обязанности, их временно исполняет заместитель Председателя Конституционного Суда РФ.

Судья – секретарь Конституционного Суда РФ исполняет следующие обязанности:

– осуществляет непосредственное руководство работой аппарата Конституционного Суда РФ;

– организационно обеспечивает подготовку и проведение заседаний Конституционного Суда РФ;

– доводит до сведения соответствующих органов, организаций и лиц решения, принятые Конституционным Судом РФ, и информирует Конституционный Суд РФ об их исполнении;

– организует информационное обеспечение судей Конституционного Суда РФ;

– осуществляет другие предоставленные ему полномочия. Судьей Конституционного Суда РФ может быть назначен гражданин Российской Федерации, достигший ко дню назначения возраста не менее 40 лет, с безупречной репутацией, имеющий высшее юридическое образование и стаж работы по юридической профессии не менее 15 лет, обладающий признанной высокой квалификацией в области права.

Предложения о кандидатах на должности судей Конституционного Суда РФ могут вноситься Президенту РФ членами (депутатами) Совета Федерации и депутатами Государственной Думы, а также законодательными (представительными) органами субъектов РФ, высшими судебными органами и федеральными юридическими ведомствами, всероссийскими юридическими сообществами, юридическими научными и учебными заведениями.

Совет Федерации рассматривает вопрос о назначении на должность судьи Конституционного Суда РФ в срок не позднее 14 дней с момента получения представления Президента РФ.

Каждый судья Конституционного Суда РФ назначается на должность в индивидуальном порядке тайным голосованием. Назначенным на должность судьи Конституционного Суда РФ считается лицо, получившее при голосовании большинство от общего числа членов (депутатов) Совета Федерации.

Судья Конституционного Суда РФ несменяем. Полномочия судьи Конституционного Суда РФ не ограничены определенным сроком. Предельный возраст пребывания в должности судьи Конституционного Суда РФ – 70 лет. Судья Конституционного Суда РФ считается вступившим в должность с момента принятия им присяги.

Судья Конституционного Суда РФ неприкосновенен. Он не может быть привлечен к уголовной или административной ответственности, налагаемой в судебном порядке, задержан, арестован, подвергнут обыску без согласия Конституционного Суда РФ, за исключением случаев задержания на месте преступления, а также подвергнут личному досмотру, за исключением случаев, когда это предусмотрено законом для обеспечения безопасности других людей.

Полномочия судьи Конституционного Суда РФ могут быть приостановлены в случаях, если: 1) было дано согласие Конституционного Суда РФ на арест судьи или привлечение его к уголовной ответственности; 2) судья по состоянию здоровья временно не способен выполнять свои обязанности.

Полномочия судьи Конституционного Суда РФ прекращаются ввиду:

1) нарушения порядка его назначения на должность судьи Конституционного Суда РФ, установленного Конституцией и федеральным конституционным законом;

2) достижения судьей предельного возраста пребывания в должности судьи;

3) личного письменного заявления судьи об отставке до достижения им предельного возраста пребывания в должности судьи;

4) утраты судьей гражданства Российской Федерации;

5) вынесенного в отношении судьи обвинительного приговора, вступившего в законную силу;

6) совершения судьей поступка, порочащего честь и достоинство судьи;

7) продолжения судьей, несмотря на предупреждение со стороны Конституционного Суда РФ, занятий или совершения действий, не совместимых с его должностью;

8) неучастия судьи в заседаниях Конституционного Суда РФ или уклонения его от голосования свыше двух раз подряд без уважительных причин;

9) признания судьи недееспособным решением суда, вступившим в законную силу;

10) признания судьи безвестно отсутствующим решением суда, вступившим в законную силу;

11) объявления судьи умершим решением суда, вступившим в законную силу;

12) смерти судьи.

Полномочия судьи Конституционного Суда РФ могут быть прекращены также ввиду его неспособности по состоянию здоровья или иным уважительным причинам в течение длительного времени (не менее десяти месяцев подряд) исполнять обязанности судьи. Прекращение полномочий судьи Конституционного Суда РФ осуществляется по решению Конституционного Суда РФ, которое направляется Президенту РФ, в Совет Федерации, и является официальным уведомлением об открытии вакансии.

Конституционный Суд РФ рассматривает и разрешает дела в пленарных заседаниях и заседаниях палат Конституционного Суда РФ.

Конституционный Суд РФ состоит из двух палат, включающих в себя соответственно десять и девять судей. Персональный состав палат определяется путем жеребьевки, порядок проведения которой устанавливается Регламентом Конституционного Суда РФ.

В пленарных заседаниях участвуют все судьи Конституционного Суда РФ, в заседаниях палат – судьи, входящие в состав соответствующей палаты. Председатель и заместитель Председателя Конституционного Суда РФ не могут входить в состав одной и той же палаты.

Персональный состав палат не должен оставаться неизменным более чем три года подряд. Очередность исполнения судьями, входящими в состав палаты, полномочий председательствующего в ее заседаниях определяется на заседании палаты.

Структура аппарата конституционного суда

Аппарат Конституционного Суда

Конституционный Суд Российской Федерации сам устанавливает численность, структуру и штатное расписание аппарата, которые он же может и изменить. В настоящее время аппарат Конституционного Суда включает в себя: Секретариат, Управление делами, Финансовое управление, Отдел кадров. Секретариаты Председателя Конституционного Суда, его заместителя и судьи-секретаря Суда, а также аппараты судей представляют собой самостоятельную часть аппарата.

Секретариат Конституционного Суда, функции которого определены частью второй ст. 111 Федерального конституционного закона «О Конституционном Суде Российской Федерации» и конкретизированы в ряде других его статей, состоит из юристов-профессионалов (ученых и практиков), специалистов других отраслей знания, а также высококвалифицированного технического персонала (операторы ЭВМ, стенографистки, делопроизводители и т.д.). В Секретариате трудятся 10 докторов и 32 кандидата юридических наук, 4 заслуженных деятеля науки и 14 заслуженных юристов Российской Федерации.

В Секретариат входят следующие отраслевые и функциональные подразделения:

Управление конституционного права, занимающееся общими проблемами конституционной законности и осуществляющее экспертизу законодательства о представительных, исполнительных и судебных органах государственной власти, об избирательной системе, о местном самоуправлении;

Управление конституционных прав и свобод граждан, занимающееся комплексными проблемами обеспечения прав и свобод в законодательстве России и в правоприменительной практике, оценкой законодательства с точки зрения соблюдения международных стандартов в сфере прав человека;

Управление конституционных основ федеративного устройства и самоуправления территорий, занимающееся проблемами статуса субъектов Федерации, взаимоотношений Федерации, республик и автономий, административно — территориальных отношений, самоуправления территорий, осуществляющее экспертизу законодательства субъектов Федерации;

Управление конституционных основ частного права, осуществляющее экспертизу гражданского, гражданского процессуального и хозяйственного законодательства, а также жилищного, семейного, предпринимательского, экологического, земельного законодательства, отчасти законодательства о финансах, банках (в части договорных отношений);

Управление конституционных основ трудового права и социальной защиты, занимающееся законодательством в сферах труда и пенсионного обеспечения, вопросами охраны трудовых и иных социальных прав, обеспечения льгот и компенсаций; защиты материнства и детства, здоровых условий труда и отдыха;

Управление конституционных основ административного права, занимающееся проблемами административного права, процесса, административного принуждения, статуса и деятельности правоохранительных органов и спецслужб, армии, а также работы таможни, банков, налоговых служб (в части организации и управления ими);

Управление конституционных основ уголовной юстиции, изучающее общие проблемы уголовной политики, осуществляющее экспертизу уголовного, уголовно-процессуального и уголовно-исполнительного законодательства, а также законодательства о судоустройстве и статусе судей;

Управление международного права, в ведении которого находятся экспертиза международных договоров Российской Федерации, вопросы взаимодействия государств — членов СНГ, проблемы международного публичного и частного права;

Управление судебных заседаний, обеспечивающее организационно-техническое обслуживание заседаний пленума и палат Конституционного Суда, стенографирование и протоколирование, систематизацию и хранение материалов конституционного судопроизводства, порядок в заседаниях Суда, рассылку материалов и т.д.;

Научно — аналитический центр конституционного правосудия, разрабатывающий теоретические проблемы конституционного права и правосудия, проводящий экспертизу и готовящий заключения по наиболее сложным делам, имеющим комплексный, межотраслевой характер;

Редакционно — издательский отдел, осуществляющий выпуск «Вестника Конституционного Суда Российской Федерации», а также литературное редактирование текстов судебных решений и других документов;

Отдел международных связей, анализа и обобщения зарубежной практики конституционного контроля, на который возложены также разработка и реализация соглашений о сотрудничестве между Конституционным Судом Российской Федерации и аналогичными зарубежными органами, обеспечение протокольных мероприятий, оформление выездных документов, переводы;

Отдел контроля исполнения решений Суда, осуществляющий контроль за своевременным опубликованием и точным исполнением судебных решений, обобщение практики исполнения (неисполнения) решений Суда, вырабатывающий рекомендации по обеспечению их исполнения;

Отдел правовой информации, ведущий учет и систематизацию российского законодательства, контрольных экземпляров действующих нормативных актов (федеральных законов, указов Президента, постановлений Правительства, актов субъектов Федерации, международных договоров России), решений Конституционного Суда Российской Федерации, информационное обеспечение судей и сотрудников Суда, в том числе библиотечно-справочное обслуживание;

Отдел технического обеспечения правовой информации, отвечающий за создание банков данных, предусмотренных Регламентом Конституционного Суда, установку и обслуживание ПЭВМ и другой техники, связь с Интернетом, обучение сотрудников и т.д.;

Канцелярия (на правах отдела), на которую возложены регистрация поступающих документов, движения дел в Конституционном Суде, прием и отправка корреспонденции;

Приемная (на правах отдела), ведущая прием посетителей, дачу консультаций по вопросам компетенции Конституционного Суда и другим правовым вопросам, прием обращений;

Группа по работе с письмами (на правах отдела), осуществляющая первичную обработку и экспертизу всей поступающей в Суд корреспонденции;

Пресс-служба Конституционного Суда, которая занимается аккредитацией при Конституционном Суде российских и иностранных журналистов; поддерживает рабочие контакты со средствами массовой информации; выпускает пресс-релизы о работе Конституционного Суда; организует пресс-конференции и интервью с судьями; ежедневно готовит для судей и руководителей подразделений аппарата обзоры печати по проблемам власти, политической жизни страны, конституционного процесса.

Отраслевые управления Секретариата готовят для судей заключения на поступающие в Суд обращения, справки и другие информационные материалы по законодательству и практике его применения, проводят научные исследования по проблемам теории государства и права, отраслевых дисциплин, вопросам конституционного судопроизводства. Значительное место в работе Секретариата занимает обобщение зарубежной практики конституционного контроля.

Бoльшую часть нагрузки отраслевых управлений Секретариата занимает ежедневная работа с письмами и жалобами граждан. В Конституционный Суд ежегодно поступает порядка 11 тысяч писем и обращений, из которых лишь несколько процентов принимаются Судом к рассмотрению по существу. В остальных случаях заявителям даются подробные мотивированные ответы, разъясняются компетенция Конституционного Суда, возможности заявителя в защите его прав в общих судах и других государственных органах. Это и делают специалисты отраслевых управлений.

Управление делами, Финансовое управление, Отдел кадров осуществляют, соответственно, хозяйственное, транспортное, материально — техническое, социально-бытовое, финансовое и кадровое обеспечение Конституционного Суда Российской Федерации.

2. Состав и структура Конституционного Суда рф

Состав суда – это должностной и численный перечень работников согласно штатному расписанию Конституционного Суда РФ.

Конституционный Суд Российской Федерации состоит из девятнадцати судей и вправе осуществлять свою деятельность при наличии в его составе не менее трех четвертей от общего числа судей.

В состав Конституционного Суда РФ входят Председатель Конституционного Суда РФ, заместитель Председателя, судья-секретарь, судьи Конституционного Суда РФ, работники аппарата, секретариата и иных подразделений Конституционного Суда РФ.

Председатель, заместитель Председателя и судья-секретарь Конституционного Суда Российской Федерации избираются из числа судей Конституционного Суда РФ сроком на три года в пленарном заседании Конституционного Суда РФ тайным голосованием большинством от общего числа.

Председатель, заместитель Председателя, судья-секретарь Конституционного Суда Российской Федерации по истечении срока их полномочий могут быть избраны на новый срок.

Председатель Конституционного Суда Российской Федерации:

1) руководит подготовкой пленарных заседаний Конституционного Суда Российской Федерации, созывает их и председательствует на них;

2) вносит на обсуждение Конституционного Суда Российской Федерации вопросы, подлежащие рассмотрению в пленарных заседаниях и заседаниях палат;

3) представляет Конституционный Суд Российской Федерации в отношениях с государственными органами и организациями, общественными объединениями, по уполномочию Конституционного Суда Российской Федерации выступает с заявлениями от его имени;

4) осуществляет общее руководство аппаратом Конституционного Суда Российской Федерации, представляет на утверждение Конституционного Суда Российской Федерации кандидатуры руководителей Секретариата Конституционного Суда Российской Федерации и других подразделений аппарата, иных служб Конституционного Суда Российской Федерации, а также Положение о Секретариате Конституционного Суда Российской Федерации и штатное расписание аппарата;

5) осуществляет другие полномочия в соответствии с Федеральным конституционным законом «О Конституционном Суде РФ» и Регламентом Конституционного Суда Российской Федерации.

Председатель Конституционного Суда Российской Федерации издает приказы и распоряжения.

Заместитель Председателя Конституционного Суда РФосуществляет по уполномочию Председателя Конституционного Суда Российской Федерации отдельные его функции, а также выполняет свои обязанности, возложенные на него Конституционным Судом Российской Федерации.

Судья-секретарь Конституционного Суда РФ:

1) осуществляет непосредственное руководство работой аппарата Конституционного Суда Российской Федерации;

2) организационно обеспечивает подготовку и проведение заседаний Конституционного Суда Российской Федерации;

3) доводит до сведения соответствующих органов, организаций и лиц решения, принятые Конституционным Судом Российской Федерации, и информирует Конституционный Суд Российской Федерации об их исполнении;

4) организует информационное обеспечение судей Конституционного Суда Российской Федерации;

Конституционный Суд РФ состоит из двух палат, включающих в себя 9 и 10 судей. Персональный состав палат определяется путем жеребьевки, порядок проведения которой установлен Регламентом Конституционного Суда РФ. При открытии вакансий в палатах жеребьевка не обязательна: порядок замещения вакансий определяется в каждом случае специальным решением пленарного заседания КС (§ 7 Регламента). Председатель и заместитель председателя не могут входить в состав одной и той же палаты. Персональный состав палаты не должен оставаться неизменным более трех лет.

Палаты являются полностью равноправными.

Большинство дел рассматривается на заседаниях палат. В заседаниях палат может рассматриваться любое дело, кроме отнесенных к исключительной компетенции пленарных заседаний (т.е. кроме вопросов о конституционности основных законов регионов; о толковании Конституции РФ; о заключении по поводу отрешения Президента от должности; о принятии посланий; о выступлении с законодательной инициативой). Само собой, в заседаниях палат не могут решаться вопросы, не относящиеся к рассмотрению дел (избрание руководителей КС, деление на палаты, принятие Регламента, приостановление и прекращение полномочий судей). Очередность рассмотрения дел и решения о передаче дел на рассмотрение палат принимаются пленарным заседанием.

Решение, принятое палатой, считается решением Конституционного Суда РФ. Палата может при необходимости дать разъяснение принятому ей решению.

Если большинство палаты склоняется к решению, не соответствующему правовой позиции, выраженной в ранее принятых решениях КС, дело передается на рассмотрение в пленарном заседании.

Конституционный Суд РФ предусмотрел в Регламенте существование рабочих комиссий судей,Научно-консультативного советаи Пресс-службы.

Созданы следующие комиссии:

— Комиссия по бюджету, финансам и управлению.

— Комиссия по совершенствованию структуры аппарата Конституционного Суда и кадрам.

— Аналитическая комиссия по Регламенту и вопросам применения Федерального конституционного закона «О Конституционном Суде Российской Федерации».

— Комиссия по координации с органами судебного конституционного контроля субъектов Российской Федерации и государств-участни- ков СНГ.

АППАРАТ КОНСТИТУЦИОННОГО СУДА РФ

После возобновления деятельности Конституционного суда в 1995г. была усовершенствована структура его аппарата, утверждено новое штатное расписание. Если оставить в стороне существующие в каждой крупной организации хозяйственно-административные подразделения, в аппарате суда можно выделить две составные части. Одна из них – это так называемый аппарат судей. При каждом судье состоят три работника, призванных помогать непосредственно ему и ему подчиненных (аппарат Председателя суда, его заместителя и судьи-секретаря по численности несколько больше).

Вторая часть — это секретариат, состоящий из ряда управлений, названия которых говорят сами за себя (например, Управление конституционного права, Управление конституционных проблем частного права, Управление конституционных основ федеративного устройства и самоуправления территории, Управление международного права и др.).

В задачи этих управлений входят первичное ознакомление с поступившими обращениями, подготовка экспертных заключений по принятым к рассмотрению делам, подготовка аналитических материалов по соответствующей проблематике.

В секретариате имеются также подразделения, занимающиеся организацией судебных заседаний, контролем за исполнением решений Конституционного суда, обеспечением суда необходимой правовой информацией.

Общая численность секретариата – около 150 штатных единиц[13].

Секретариат, осуществляет организационное, научно-аналитическое, информационно-справочное и иное обеспечение суда. Он проводит прием посетителей, рассматривает в предварительном порядке поступающие в суд обращения, дает на них ответы, если они не затрагивают вопросов, требующих изучения судьями, содействует судьям в подготовке дел и иных вопросов к рассмотрению на заседаниях и совещаниях, изучает и обобщает практику исполнения решений суда.

Руководители Секретариата и его подразделений утверждаются по представлению Председателя суда на пленарных заседаниях. Действует Секретариат под общим руководством Председателя и непосредственным руководством судьи-секретаря.

В составе аппарата Конституционного суда РФ возрожден существовавший до 1917г. институт судебных приставов. На них возлагается поддержание порядка в заседаниях суда. Их требования о соблюдении правил, установленных для посетителей суда и участников процесса, являются обязательными. Отказ от их выполнения может повлечь применение судом санкций, в том числе при определенных обстоятельствах – штрафа.

В целом аппарат Конституционного суда РФ укомплектован специалистами высокой квалификации. В нем трудится немало правоведов, хорошо зарекомендовавших себя на научном и практическом поприще.

Как и при Верховном суде РФ и Высшем Арбитражном суде РФ, при Конституционном суде РФ образуется Научно-консультативный совет из числа ученых и практикующих специалистов в области права. Его персональный состав и положение о нем утверждается судом. Основная задача этого Совета – обсуждение сложных проблем, возникающих перед судом, и дача рекомендаций.

Конституционный суд РФ издает «Вестник Конституционного суда РФ», в котором публикуются решения, принимаемые этим судом, особые мнения судей, высказанные при вынесении решений по конкретным делам, и иные материалы.

Смотрите еще:

  • Закон о браке 1969 Кодекс о браке и семье РСФСР от 30 июля 1969 г. (КоБС РСФСР) (с изменениями и дополнениями) (утратил силу) Кодекс о браке и семье РСФСР от 30 июля 1969 г. С изменениями и дополнениями от: 4 декабря 1979 г., 30 января, 25 апреля 1984 г., […]
  • Ст 112 113 ук рф Статья 112. Умышленное причинение средней тяжести вреда здоровью См. комментарии к статье 112 УК РФ Федеральным законом от 7 декабря 2011 г. N 420-ФЗ в часть 1 статьи 112 внесены изменения 1. Умышленное причинение средней тяжести вреда […]
  • Приказ о спортивной подготовке в рф Проект Приказа Министерства спорта РФ "О внесении изменений в требования к обеспечению подготовки спортивного резерва для спортивных сборных команд Российской Федерации, утвержденные приказом Минспорта России от 30.10.2015 № 999" […]
  • Луганск 24 о пенсиях С 1 июля доплаты к пенсии получат 170 тысяч пенсионеров ЛНР В эфире телеканала «Луганск 24» председатель Пенсионного фонда ЛНР Татьяна Васильева 27 июня объяснила, каких категорий пенсионеров коснётся введение с 1 июля дополнительных […]
  • Положение о порядке проведения экспертизы Постановление Правительства РФ от 11 июня 1996 г. N 698 "Об утверждении Положения о порядке проведения государственной экологической экспертизы" Постановление Правительства РФ от 11 июня 1996 г. N 698"Об утверждении Положения о порядке […]
  • Долгов а и теория организации учебное пособие Теория организации: учебное пособие (3-е издание, стереотипное) В пособии освещены научные основы и прикладные аспекты теории организации - дисциплины, входящей в систему наук об организации, изучающей сущность, типы, структуры, […]
  • Образец заявление на проведения митинга бланк заявки на митинг (публичное мероприятие) Страницы 1 Чтобы отправить ответ, вы должны войти или зарегистрироваться Сообщений [ 1 ] 1 Тема от admin 2012-05-15 21:54:11 admin Administrator Неактивен Зарегистрирован: […]
  • Нотариус покровский бульвар Нотариусы Москвы на станции метро Чистые пруды Ниже представлен список нотариусов в выбранной категории. Чтобы посмотреть подробную информацию по конкретному нотариусу, кликните по ФИО нотариуса. Нотариус Гончарова Олеся […]