Социальные законы философия

Социальные законы философия

ЛЕКЦИЯ № 4. Понятие социального закона и его виды

1. Понятие социального закона и его виды

Социальный закон – это существенные, устойчивые, повторяющиеся отношения между социальными явлениями и процессами, прежде всего в социальной деятельности людей или их действиях. Следует различать две группы социальных законов.

Первая группа – это законы, действующие на протяжении всей истории развития общества, (закон определяющей роли способа производства, закон последовательной причинной зависимости различных сторон жизнедеятельности общества, закономерности перехода от одной общественной формации к другой и т. д.). Эти законы определяют наиболее общие тенденции развития общества. Они, как и все другие социальные законы, реализуются через деятельность людей. Эти законы являются тем способом, в соответствии с которым функционирует и развивается общество (закон, определяющей роли способа производства).

Вторая группа – это законы, которые вытекают из сложившихся ранее обстоятельств и в которых проявляется ведущая тенденция развития общества, обусловленная объективными закономерностями его деятельности и развития. Этот вид социальных закономерностей есть не что иное, как результат конкретно складывающихся обстоятельств, которые обусловлены объективным положением производства и общества и в большей мере зависят от воли и действий составляющих общество классов, групп, индивидов.

Сущность социальных законов заключается в том, что они определяют отношения между различными индивидами и общностями, проявляясь в их деятельности. Это отношения между народами, нациями, классами, социально-демографическими и социально-профессиональными группами, городом и деревней, а также между обществом и трудовым коллективом, обществом и семьей, обществом и личностью. Законы различаются по времени их действия. Общие законы действуют во всех общественных системах (например, закон стоимости и товарно-денежных отношений). Действие же специфических законов ограничено одной или несколькими общественными системами (например, законы, связанные с переходом от одного типа общества к другому или период первичного накопления капитала).

Специфика социальных законов

Понятие социальных законов

Социальные законы — относятся к тем закономерностям, которые складываются в естественном ходе событий. Эти закономерности прежде всего проявляются в непреднамеренной последовательности действий многих индивидов в социальных ситуациях и непреднамеренных связях между элементами этих ситуаций.

Не все наблюдаемые закономерности социальных действий служат для формулирования социальных законов. Например: Закономерности, являются результатом конформности по отношению к особым предписаниям, соглашениям, договоренностям, разработанных человеком для регулирования поведения в обществе.

Человеческая или социальная сфера существования, совместно с физическими и органической сферами, образует естественно установленный и функциональный порядок. Такой порядок Флориан Знанецкий назвал «аксинормативным». А Эмиль Дюркгейм «моральным». Таким образом:

1) Нормальное функционирование общества зависит от конформности людей к нормам и ценностям (идеологическим моделям).

2) Помимо закономерностей, обусловленных аксионормативным порядком, значение имеют закономерности, имеющие естественный характер, т.е. естественным образом протекают в обществе. Эти закономерности и служат основанием формулирования научных законов.

Виды социальных законов

Законы, доказывающие инвариантное сосуществование социальных явлений.

«Любое общество независимо от его размеров, стратифицировано»,

«Всякая социализация начинается в первичных группах»,

«законы, не опирающиеся на моральные установки, не имеют силы».

Социальные законы не подчиняются волевым действиям человека.

2) Законы, утверждающие функциональную зависимость между социальными явлениями:

«Чем больше люди обращаются друг к другу на условиях равенства, тем больше разделяют нормы и ценности друг друга и тем больше нравятся друг к другу».

«При прочих равных условиях, в периоды, когда существующая культура или/и система социальные отношений переживают быструю трансформацию, внутренние беспорядки усиливаются, и наоборот».

3) 3аконы, утверждающие закономерности развития и регулярные тенденции:

«Основная индустриализация способствует изменению темпов роста городов, освоению новых регионов, оказывает косвенное влияние на организацию семьи и уровень жизни, усиления секуляризации. (Что в свою очередь приводит и открытию и утверждению классовой структуры)».

«Там, где существуют этнические проблемы, резкая мобильность по нисходящей, порождает этнические предрассудки».

«Харизматический авторитет не остается стабильным, а становятся либо традиционным, либо рациональным».

4) Законы, утверждающие возможность, или статистическая вероятность связей между социальными явлениями:

«Долгосрочная тенденция роста числа разводов (по крайней мере в Западных странах) повышается и колеблется вместе с экономическими циклами».

«Преступное поведение наиболее вероятно:

А) среди тех, кто не прочно привязан к социальной группе, или к обществу в целом (вследствие неразделяемых норм поведения);

Г) Среди молодежи;

Д) В городских районах;

Е) Среди менее религиозных;

Ж) В мирное время, нежели во время войны или бедствия».

«Уровень социальной мобильности в индустриальных обществах изменяется прямо пропорционально уровню достигнутой индустриализации».

«Враждебная внешняя реакция на дружеское устремление, превращающееся в дружеские устремления, а дружеское устремление во враждебную реакцию».

Специфика социальных законов

Особенностями социальных законов являются:

1) Социальные законы косвенно опираются на другие явления и законы;

2) Подразумеваемые социальными законами количественные отношения, как правило, не отражаются в цифрах;

3) техническая невозможность применения цифровых законов в социологии связано с трудностями точного измерения социального параметров (переменных) и практической невозможности проведения наблюдений в точных экспериментальных условиях;

4) В социологии преобладают частные законы (во многом это объясняется отсутствием крупномасштабных сравнительных исследований) над общими. Частные законы применимы к «частным» историческим периодам и культурным областям. Общие законы действуют в любое время и повсюду.

4. В ее структуре можно выделить общую социологическую теорию (общую социологию),частные социологические теории и, в качестве базового элемента, поставляющего материал для теоретического анализа, – эмпирическую социологию.

Общая социологическая теория– это систематическое изложение наиболее общих законов, по которым развивается общественная жизнь, а также основных категорий и понятий, описывающих функционирование общества и его элементов. Именно в рамках общей социологии происходит теоретическое осмысление и включение в общую социологическую «картину мира» результатов, полученных в рамках частных социологических теорий.

В литературе часто встречается другое название – «теории среднего уровня», введенное видным американским социологом Р. Мертоном. Однако, как отмечает ряд отечественных специалистов, в русском языке слово «уровень» автоматически указывает на вертикальную иерархичность и, кроме того, имеет оценочную нагрузку (например: «средний» – это явно не «лучший», а «так себе»). Чтобы передать мысль Р. Мертона, правильнее было бы называть их «теориями среднего радиуса действия».

Частные социологические теории (теории среднего уровня, среднего радиуса действия)имеют самые разные основания для их обособления. Так, к числу теорий среднего уровня относят:

• социологические направления, ориентированные на отдельные сферы деятельности: экономическая социология, разрабатывающая социальные проблемы экономики; медицинская социология; социология менеджмента и др.;

• отрасли институциональной социологии, исследующие устойчивые формы организации и регулирования общественной жизни: социология образования; социология брака, семьи, религии и др.

Существуют десятки других социологических концепций, которые также можно отнести к разряду теорий среднего уровня: социология города, социология досуга и т. д. и т. п. Совершенно очевидно, что с усложнением общественной жизни их количество будет только возрастать.

Под эмпирической социологией, несмотря на определенные разногласия специалистов, чаще понимают не только «совокупность методических и технических приемов для сбора первичной социологической информации», но и сами результаты конкретных исследований. Понятно, что, будучи осмысленными в более широком контексте, в совокупности с материалами других социологических исследований, результаты исследований укладываются в логику той или иной теории среднего уровня (не теряя при этом своего эмпирического происхождения).

Ранее за этой частью социологии было закреплено название «прикладная социология», что не совсем корректно. Самая высокая социологическая теория может (и должна) использоваться в прикладных целях, ибо иначе теряется смысл самой социологии. Если наука о законах развития общества не может быть применена на практике – она не нужна. Собственно, бурное развитие социологии в XX в. было обеспечено именно ее практическим, прикладным использованием.

В последнее время принято выделять четвертый элемент социологического знания –социальную инженерию. Это социальные технологии, обеспечивающие социоинженерную деятельность, т. е. практическую деятельность руководителей и специалистов по управлению современным народным хозяйством и обществом. Почти дословно повторяя слова Питирима Сорокина, можно сказать, что социологизация общественной жизни – это знамение времени.

Однако существует обстоятельство, изрядно нарушающее стройность структуры социологического знания. Общая социологическая теория не является общепринятой для представителей всех социологических школ и направлений. На протяжении ХХ в. предпринимались, по выражению Роберта Мертона, «всеохватные систематические попытки развить единую теорию, которая будет объяснять все наблюдаемые типы социального поведения, социальных организаций и социальных изменений». Эти попытки не увенчались успехом, и в рамках той части социологии, которая носит название «общая социологическая теория», сосуществуют и конкурируют несколько исследовательских парадигм.

К основным из этих парадигм в современной литературе принято относить: структурный функционализм, символический интеракци-онизм и парадигму социального конфликта.

Существует и другой подход. В нем выделяются пять парадигм, различающихся в зависимости от точки зрения авторов на содержание социальной реальности:

1. Парадигма социально-исторического детерминизма, основанная на марксистской социологической традиции.

2. Парадигма социальных фактов, сводящая социальную реальность к двум группам социальных фактов – социальным структурам и социальным институтам. Начало этого подхода относят к трудам Э. Дюркгейма. В рамках этой парадигмы ведущим направлением является структурный функционализм.

3. Парадигма социальных дефиниций, в которой социальная реальность выступает как совокупность значений, символов, в которых люди оценивают окружающий мир. Родоначальником ее является М. Вебер, впоследствии выделились направления феноменологической социологии, символического интеракционизма и этнометодологии.

4. Парадигма социального поведения, связанная с бихевиористским подходом и теорией социального обмена, продолжающая психологическое направление в социологии.

5. Парадигма психологического детерминизма, развиваемая в теориях неофрейдизма и фрейдомарксизма.

5.Социологическое видение мира — вот тот инструмент, при помощи которого люди добиваются успеха в любой области. Почему? Да потому, что это — комплексное знание, включающее в себя элементы психологии, социальной психологии, экономики, педагогики и т.п. Экономист сильнее экономического социолога (есть такая специальность) в части узкотехнических, профессиональных вопросов. Но социолог с экономической ориентацией видит предмет шире и правильнее.

То же самое касается и политических деятелей. Примеров ошибок, связанных с отсутствием у многих политиков социологической культуры, более чем достаточно. Вы сами можете привести массу примеров того, к чему приводит незнание социокультурных факторов, традиций и обычаев народа, отношения к жизни и труду, социальных норм и законов развития социальных институтов.

Все мы в той или иной мере — стихийные социологи. Мы расставляем других по шкале престижа, социальному положению, уровню образования и воспитания; одних относим к бедным, других — к богатым; с одними стремимся во что бы то ни стало познакомиться (памятуя о их связях и власти), а других сторонимся. Все мы взвешиваем на «социальных весах», которые внутри каждого из нас. Разница лишь в том, что взвешивать можно неумело или грамотно и точно.

Под социологическим воображением П. Штомпка понимает способность рассматривать общество под определенным углом зрения. Это умение включает пять компонентов: а) рассматривать любое событие как результат деятельности социальных агентов, умение их четко идентифицировать; б) понимать скрытые за поверхностью явлений культурные ресурсы и ограничения, влияющие на социальную жизнь; в) изучать настоящее в связи с предшествующей традицией; г) воспринимать общественную жизнь в динамике; д) признавать вариативность форм проявления общественной жизни2. Эверетт Хьюз относил к социологическому воображению способность расширять границы человеческого мира, проникать во внутренний мир других людей, сравнивать одни культуры с другими. В этом заключается одна из главных задач социологического образования.

Для того чтобы понимать малое в тесной связи с большим, считает Ю.В. Фененко, нужно развивать социологическое воображе-ние2. Это особый угол зрения, прием в познании действительности. Человек может осмыслить свой жизненный опыт, только поместив себя в определенную социальную среду и сопоставив свое положение в ней с положением тех, кто находится в сходных обстоятельствах. Социологическое воображение предполагает восприятие и личности, и социальной группы, а также всех фактов реальности, в конкретном социальном контексте. Формировать социологическое мышление и развивать социологическое воображение — это задача каждого изучающего социологию.

6.Со второй половины XVIII в. философия (в европейской традиции ведущая свое начало с античности) начинает терять статус «науки наук». Из нее постепенно выделились такие науки, как экономика, правоведение, историография. Объект изучения у них оставался по-прежнему один — общество, но он оказался достаточно сложным, и различные стороны его стали предметом самостоятельно развивающихся обществоведческих дисциплин. В XVIII-XIX вв. появилась еще одна новая наука об обществе — социология.

Социология стала изучать общество в его конкретных проявлениях, опираясь на социальные факты, положив в основу их анализа экспериментальные методы. Если философия изучает внутреннюю природу мира и человека, наиболее общие мировоззренческие вопросы природного и общественного бытия, то социология изучает специфику социальных явлений, опираясь на социальные факты, опытно-экспериментальные, статистико-математические методы анализа.

Законы и закономерности социальных отношений

Несмотря на разнонаправленность, многообразие и многовариантность социальных связей, их возникновение, развитие и прекращение подчиняется определенным законам и выражается в некоторых закономерностях.

Конечным результатом всех научных исследований является обнаружение, описание и использование предметных законов и закономерностей, определяющих функционирование объекта исследования.

Научные законы, в отличие от законов права, выражают не субъективные правила и не директивные нормы, а объективные связи между явлениями. Например, объективный закон описывает вероятность наступления события. А вследствие или совместно с событием Б.

В зависимости от жесткости и тесноты выявленных связей правила, по которым они организуются, относятся или к законам, или к закономерностям.

Закон описывает однозначные зависимости при соблюдении определенных условий. Понятием «закономерность» характеризуются вероятностные зависимости.

В задачи социологии управления входят:

· познание социальных законов управления;

· организация управления на основании выявленных социальных законов.

Социальные законы, по мнению многих классиков социологической науки, не обязательно являются столь же безусловными, как, скажем, законы физики. В большинстве учебников социологии специально подчеркивается, что социальные законы выражают лишь тенденции развития социальных процессов и высокую вероятность наступления социальных явлений, но вследствие существенного влияния субъективных факторов, и в первую очередь свободной воли личности, не могут быть безусловными. Мы рискуем с этим не согласиться и постараемся четко отделять безусловные социальные законы от условных социальных закономерностей.

К сожалению, на настоящий момент следует отметить, что социальные законы недостаточно систематизированы и классифицированы. Многими исследователями отмечались взаимные зависимости, существующие между социальными процессами и явлениями. О. Конт пытался очертить основные детерминирующие факторы развития общества; З. Фрейд показывал связи сознательных и бессознательных психических процессов; К. Юнг раскрывал природу интроверсивной и экстраверсивной ориентации личности; А. Маслоу структурировал внутреннюю организацию личностных процессов и т. д. Но далеко не все из них решались называть выявленные взаимосвязи законами. И этот пробел так и остался не заполненным последующими систематизаторами социологических знаний*.

* Примеры социальных законов и закономерностей

1. Общественные явления строго подчинены детерминизму, принимающему форму неминуемого изменения общества под давлением прогресса разума человека (Основной закон О. Конта).

2. Общественные знания проходят последовательно три разных теоретических состояния: а) теологическое или фиктивное; б) метафизическое или абстрактное; в) научное или позитивное (Закон трех фазисов общественного развития О. Конта).

3. Подражание идет от внутреннего к внешнему: внутренние образцы побуждают к подражанию скорее, чем внешние, например:

• Дух религии распространяется раньше, чем обряды.

• Низшие подражают высшим, периферия центру и т. д. (Внелогические законы Г. Тарда).

4. Каждый человек уникален, нет двух людей с одинаковыми способностями, следовательно, невозможно равенство двух людей во всех без исключения сферах.

5. Нет людей равных друг другу во всем, но каждый из них уникален своими индивидуальными качествами, следовательно, один человек не может быть абсолютно возвышен над другим; его преимущества распространяются лишь на ту сферу, где его качества более эффективны.

6. Человек как личность выражает собой триединство биологического, психического и социального начал.

7. Все социальные отношения имеют иерархическую структуру в силу разности потенциалов их участников.

8. Мотивом деятельности и поведения человека и общества являются осознаваемые и неосознаваемые цели, зависимые от объективных условий.

9. Человек всегда выступает в качестве субъекта социальных отношений.

10. Управление деятельностью человека невозможно без компенсации связанных с ней затрат.

11. Человек — равновесная система. Ущемление одной из его составляющих в сознательной плоскости немедленно компенсируется ее усилением в сфере бессознательного, и наоборот. Исключение потребности из сферы активного выражения возмещается пассивной концентрацией чувств и мыслей на этой потребности.

1. Опыт увеличивает знания.

2. Усложнение решаемых социальных задач снижает агрессивность действий.

3. При наличии альтернатив человек руководствуется соображениями выгоды в соответствии с ее пониманием.

4. Социальные отношения несут в себе конфликты.

Единственный социальный закон, который сразу же приходит на память каждому изучавшему политэкономию социализма, — это основной закон социализма, гарантировавший неуклонный рост благосостояния трудящихся в социалистическом обществе. Но сейчас, когда устранен идеологический пресс на научное сознание, большинству понятно, что закон этот недостаточно объективен и даже не директивен, а носит скорее декларативный характер. Мало того, что «эталонный социализм» не был построен в странах «социалистического лагеря» и никогда не строился в западных моделях развития. Но даже в условиях «идеального социализма» этот закон может быть нарушен действием бесконечного множества внешних причин, им не учитываемых. Войны, стихийные бедствия, катастрофы и катаклизмы столь же неизбежны и столь же губительны для роста общественного благосостояния в условиях как социально, так и не социально ориентированного государства.

Зачастую критический анализ других не столь идеологизированных социальных законов выявляет в них те же самые недостатки. Не все формулировки законов четко обозначают границы и условия их действия, определяют объекты регулирования данных законов и многое другое, в силу чего сами законы представляются расплывчатыми, неоднозначными, допускающими многочисленные необъяснимые исключения.

Недостаток систематизации во множестве социальных законов побуждает особо остановиться на рекомендациях по ее проведению и на правилах, в соответствии с которыми те или иные социальные проявления могут быть отнесены к числу законов или рассматриваться в ряду закономерностей.

Социальные законы служат следующему:

· выражают связи социальных явлений и процессов, связи социальной деятельности или действий;

· характеризуют отношения между индивидами и общностями (демографическими, профессиональными, территориальными и институциональными группами);

· объясняют последовательность и направления развития личности, общества и культуры под воздействием социальных факторов.

Социальные законы действительно имеют двойственную: объективную и субъективную природу, но их субъективизм выражается не в том, что они могут нарушаться, а в том, что они могут быть недостаточно точно сформулированы.

В своей основе социальные законы базируются на объективных физических, биологических и психических свойствах людей, отраженных, как правило, общественным сознанием.

Однако всем изучаемым законам присуща и известная доля субъективизма. Связи, описываемые законами, существуют объективно, но законы, как вербальное отражение этих связей, формулируются людьми не чуждыми современным им политическим и идеологическим заблуждениям. Так, современная отечественная социологическая литература стремится избегать упоминания многих постулатов, изучаемых ранее в качестве законов.

Если свести социальную систему к совокупности социальных процессов и социальных агрегатов, то содержание социальных законов может быть выражено схемой на рисунке 1.2.

Любая социальная закономерность должна определять: •поведение социального агрегата, порождающего или провоцирующего рождение социального процесса, участвующего в каком-либо социальном процессе или оказывающегося под влиянием социального процесса;

· поведение другого (других) социального агрегата, вызванное социальным процессом;

· поведение или условия внешней среды, связанные с социальным процессом;

· поведение внутренних составляющих социального агрегата, связанное с социальным процессом.

В зависимости от фрагмента схемы, в котором проявляются социальные законы, они могут различаться:

· по масштабу обобщения (общество, классы и сословия, группы);

· по срокам действия (постоянные; специфические и периодические);

· по способу проявления (динамические и статические);

· по характеру детерминации (внешняя или внутренняя).

Общие законыописывают свойства и процессы, протекающие на уровне всего общества, всей социальной сферы. Классовые и сословные законы справедливы лишь в рамках своих социальных слоев.

Часть социальных законовдействует всегда, вне зависимости от уровня развития общества, часть — характерна лишь для конкретных социальных условий, действие остальных связано с периодическим повторением определенных социальных ситуаций.

Различия по способу проявления заключаются в ориентации на социальные процессы (динамические законы) или на свойства социальных объектов (статические законы).

Динамические законыподразделяются на причинные, когда последующее состояние является результатом предыдущего, и функциональные, когда между процессами наблюдается взаимная зависимость.

Статические законывключают законы развития (описывают свойства, обусловливающие развитие системы) и законы функционирования (свойства, возникающие вследствие ее функционирования и обеспечивающие ее сохранение).

Всякий закон содержит в себе указание основных аргументов, результатов их взаимодействия и условий, на фоне которых осуществляется это взаимодействие. Например: Контом выделялись три основных фактора исторического разнообразия народов: раса, климат и политическая деятельность — и рассматривались тенденции, определяемые этими факторами.

Практическое использование выявленных законов и закономерностей требует однозначного толкования того, что отнесено нами к условиям и их классификации.

Условия — психологические, социальные, экономические, правовые, природно-климатические и иные характеристики конкретной организации, группы, выступающие в качестве второстепенных в данной ситуации.

Для целей классификации выделяются формы, структуры, принципы построения и развития социальных отношений в процессе управления, а также методы социального воздействия, наиболее типичными из них являются:

· формальная и неформальная организации, характер и степень формализации, открытость;

· уровень структурированности группы, детерминированность ее элементов, замкнутость;

· индивидуальные, групповые и социальные знания и опыт.

В процессе изучения курса будут описываться различные проявления законов.

Контрольные вопросы к лекции 2

1. Дайте определение объекта исследования социологии управления, проанализировав понятие объекта исследования общей социологии.

2. Рассмотрите различные подходы к определению предмета исследования общей социологии и социологии управления, указав их достоинства и недостатки.

3. Охарактеризуйте понятия «социальное», «социум» и приведите собственные примеры проявления собственно социологических факторов социальных отношений.

4. Очертите различия и смежные области в предметных полях социологии управления, общей социологии, теории управления, управления персоналом, политологии, психологии, философии.

5. Докажите, приведя аргументы «за» и «против», необходимость и целесообразность развития социологии управления как самостоятельной научной дисциплины. Соотнесите свою аргументацию с историей развития социологии.

6. Дайте схематичное определение структуры социологических знаний, определите роль и место социологии управления, попытайтесь самостоятельно дополнить ряд общественных институтов, процессов и явлений, сопоставимых по значимости с процессом управления, которые заслуживают самостоятельного социологического исследования.

7. Сформулируйте основные принципы и методологию исследования, применяемые в социологии управления.

8. Опишите значение, содержание, принципы построения, виды социальных законов и закономерностей.

Дополнительно рекомендуемая литература

1. Алексич М. Т. Социология и менеджмент. М.: РИЦ ИСПИ, 1995.

2. Арон Р. Этапы развития социологической мысли. М., 1993.

3. Закон Мерфи: Мерфология — общая и частная; Принцип Питера, или Почему дела всегда идут вкривь и вкось / Питер Л. Дж.; К сб. в целом: Пер. с англ. Мн.: ООО «Попурри», 1998.

4. Громов И. А., МацкевичА. Ю., Семенов В. А. Западная социология. СПб., 1997.

5. Гайденко П. П., Ионан Л. Г., Йоас X. и др. История социологии в Западной Европе и США. М.: Наука, 1993.

6. Кравченко А. И. Социология менеджмента: Учебное пособие для вузов. М.: ЮНИТИ, 1999.

7. Пригожин А. И. Современная социология организаций. М., 1995.

8. Радугин А. А., Радугин К. А. Введение в менеджмент: социология организаций и управления. Воронеж, 1995.

9. Смелзер Н. Социология. М., 1994.

10. Социология как предмет специального научного исследования: Сб. ст. / Ред. кол.: Г. Л. Скитер (отв. ред.) и др. М.: Институт социологии, 1992.

11. Фролов С. С. Социология. М., 1994.

Социальный закон

Понятие социального закона

Социальный закон по определению Г. В. Осипова, — это относительно устойчивые и систематически воспроизводимые отношения между социальными субъектами.

Социальные законы обладают следующими характерными признаками:

  • закон может вступать в действие только при наличии определенных, строго оговоренных условий;
  • при этих условиях закон действует всегда и везде без каких-либо исключений;
  • условия, при которых действует закон, реализуется не полностью, а частично и приблизительно.

В сфере действия закона могут находиться общество в целом или же его части. В социологии действие социального закона имеет смысл только при выполнении специфического условия, а именно социальной установки на готовность к совершению определенных действий. Эта установка измеряется показателем, называемым валидностью.

Социальные законы различаются между собой по степени общности, времени действия, способу их проявления и другим признакам. Общесоциологические законы касаются общества в целом.

Формационные законы обусловлены особенностями той или иной формации. Особую группу составляют социальные законы, отражающие функционирование и развитие общностей, социальных связей и отношений на разных уровнях организации. Различаются законы функционирования и законы развития, законы статистические и законы динамические и т.д.

Признаки социальных законов

В процессе изучения общественных отношений огромное значение имеют так называемые социальные законы.

Г. В. Осипов определяет социальный закон как относительно устойчивые и систематически воспроизводимые отношения между социальными объектами (индивидами, группами, народами, классами и т.д.).

Социальные законы, закономерности действуют во всех областях человеческой деятельности и могут различаться по сфере своего распространения. Так, существуют законы, действие которых распространяется на малую группу, на определенную социальную страту (социальный слой или класс) и, наконец, на все общество. Иными словами, в сфере действия закона может находиться общество в целом или его часть.

Как и все научные законы, социальные законы обладают следующими основными признаками: 1) закон может вступать в действие только при определенных, строго оговоренных условиях; 2) при этих условиях закон действует всегда и везде без каких-либо исключений; 3) сами условия, при которых действует закон, реализуются не полностью, частично и приблизительно. Наличие указанных признаков у всех без исключения научных законов имеет чрезвычайно важное значение для исследователей.

В качестве примера рассмотрим социальный закон, приведенный А. Зиновьевым. «Если водном учреждении человеку платят за такую же работу больше, чем в другом, то человек поступит работать в первое из них при том условии, что для него работа в этом учреждении не отличается ничем, кроме зарплаты». Может случиться, что работник выберет учреждение, в котором платят меньше, но которое расположено ближе к дому или имеет лучшие условия труда. Это не опровергает приведенного выше утверждения, так как в данном случае явно не выполняются условия действия закона. Не может быть учреждений с абсолютно одинаковыми условиями работы, кроме зарплаты, однако приблизиться к этому вполне возможно. Принципиальная схема действия социального закона вполне различима и достаточно проста, его проявления всегда видимы для членов общества. Вместе с тем исследователи единодушны в том, что социальные законы крайне трудно обнаружить и изучить. Это объясняется существованием множества условий, их сложностью, а также тем, что они накладываются друг на друга, переплетаются, усложняя поле исследования. Именно поэтому повторяемость поведения людей в социальных группах, а значит, и действие социального закона часто просто трудно выделить из-за нагромождения деталей, обилия исходных данных и допущений.

Однако существует обстоятельство, несколько упрощающее научный подход к изучению социальных законов. Дело в том, что социальные законы — это существующие независимо от сознания объективные правила, которые регулируют поведение людей по отношению друг к другу. Основой их являются исторически сложившиеся мотивы, интересы и стремления людей к удовлетворению своих потребностей в улучшении условий существования, в безопасности и признании со стороны других, в самовыражении и т.д. Люди поступают в соответствии с социальными законами неосознанно и обучаются такому «узаконенному» поведению в процессе общения с другими людьми и социальными институтами, исходя при этом из своих потребностей. Поэтому, изучая социальные законы, необходимо, прежде всего, выявлять потребности индивидов, составляющих социальный класс, группу или общество в целом, и, отталкиваясь от этих потребностей, искать повторяемость в их поведении, определять условия, в которых наблюдается найденная повторяемость, и формулировать сами социальные законы, знание которых необходимо для успешного управления социальными процессами, происходящими в обществе.

Именно наличие и действие социальных законов обеспечивают возможность применения научного подхода в социологии. Предсказуемость, повторяемость, заданность многих сторон человеческого поведения позволяют ученым, занимающимся исследованием человеческого общества, открывать социальные законы, определять условия их действия и предвидеть поведение людей в социальных группах и обществе.

Законы хода общественного процесса. Концепции формационного и цивилизационного развития общества

Законы, обусловливающие протекание общественного процесса, то есть законы общества, как и законы природы, объективны. Это означает, что они возникают и функционируют независимо от воли и сознания людей. Однако законы общества ограничены социальным временем и пространством, так как они возникают и действуют только с определённого этапа развития универсума — с этапа становления общества, как его высшей материальной системы.

Законы общества, в отличие от законов природы, — это законы деятельности людей. Вне этой деятельности они не существуют. Чем более глубоко мы познаём законы общественного строения, функционирования и развития, чем выше осознанность их применения, тем предметнее протекают исторические события, осуществляется социальный прогресс.

Подобно тому, как знание законов и процессов развития природы даёт возможность с наибольшей целесообразностью использовать природные ресурсы, знание общественных законов, движущих сил развития общества позволяет его правящей национальной элите сознательно творить историю с использованием наиболее прогрессивных методов руководства и управления. Познавая объективные общественные законы и используя их, руководство страны может действовать неспонтанно, а научно выверено, с выстраиванием концепций и программ как в целом, так и по всем сферам жизнедеятельности, главное — целеполагающе и достаточно свободно.

Законы общества имеют различный характер и степень проявления. По своему характеру это могут быть законы строения, законы функционирования и законы развития; по степени — всеобщие, общие и частные.

В соответствии с собственной сущностью законы строения характеризуют социальную и общественную организационно-структурную динамику в тот или иной исторический период; законы функционирования обеспечивают сохранение общественной системы в состоянии относительной устойчивости, а также создают предпосылки для перехода от одного её качественного состояния к другому; законы развития предполагают вызревание таких условий, которые способствуют изменению меры и переходу в новое состояние.

В соответствии со степенью проявления к всеобщим законам относится триада философских законов (законов диалектики), действующих в природе и обществе (о них мы говорили в лекции VII).

К общим законам, действующим в обществе, относятся:

— закон влияния способа производства на характер общественного процесса (на становление, функционирование и развитие сфер общественной жизни и областей деятельности, структуру общества);

— закон определяющей роли общественного бытия по отношению к общественному сознанию, в специфике обратных связей;

— закон зависимости уровня персонификации индивида (формирования личности) от состояния системы общественных отношений;

— закон социальной и общественной преемственности (закон социализации);

— закон приоритета общечеловеческих ценностей над групповыми.

К частным законам относятся законы, проявляющиеся в конкретной сфере жизни или области деятельности общества. Например, в сфере управления (политика) предметно функционируют такие законы, как «закон разделения властей», «закон приоритета прав личности над правами государства», «закон политического плюрализма», «закон приоритета права по отношению к политике», «закон возникновения и развития политических потребностей» и т.п.

В силу диалектики необходимости и случайности общественные законы, особенно законы развития, выступают чаще всего как тенденции. Они прокладывают себе дорогу через субъективные и объективные препятствия, социальные коллизии, через хаос непредсказуемых столкновений с противоположными общественными тенденциями. Столкновение различных тенденций ведёт к тому, что в каждый исторический момент общественного развития существует целый спектр возможностей для их осуществления. Поэтому, сознательно создавая условия, социум, общество способствуют реализации уже обусловленных ими (т.е. реальных) возможностей в наличествующую действительность, по сферам жизни и областям деятельности. Чтобы возобладавшая тенденция трансформировалась в закономерность (закон), необходимы разнообразные факторы, способствующие этому. Одним из таких факторов стали достижения (результаты) научно-технического прогресса. Сам научно-технический прогресс выступает как закономерность общественного развития. В силу этого одним из законов устойчивого общественного функционирования является закон соединения реальных возможностей общества (потенциала) с достижениями научно-технического прогресса. Этот закон историчен и объективирован во времени и пространстве общественными потребностями и способностями, связанными с предметным взаимодействием науки и техники

(начиная со второй половины XIX в.). Закон функционально проявляется во всех сферах жизни и областях деятельности общества. Открытие его состоялось в конце XX столетия автором курса лекций профессором В.П. Петровым. В новейшее время, в соответствии с законом, речь идёт о новационно-инновационном процессе, обусловленном возможностями общества.

В чём суть отличия проявления законов природы и общества?

Ответ: в механизмах реализации.

Объективность законов природы и общества очевидна. Законы выражают необходимую, устойчивую, существенную и обязательно повторяющуюся связь между процессами и явлениями. Но если в природе это связь как бы «застывшая» (камень, брошенный вверх, обязательно упадёт на землю — сила притяжения), то в социуме объективность законов связана с человеческим фактором, с личностью, с существом мыслящим, то есть способным как убыстрять, так и замедлять процесс общественного развития. Общественные законы историчны, они появляются и проявляются в определённые периоды становления и функционирования общества и открываются по мере его развития.

Механизм реализации общественных законов заключается в целеполагающей деятельности людей. Там, где люди разъединены или пассивны, общественные законы не проявляются.

Учитывая то общее, что есть у законов природы и общества и то, что их различает, они характеризуют общественное развитие как естественноисторический процесс (К. Маркс). С одной стороны, этот процесс естественный, то есть столь же закономерный, необходимый и объективный, как природные процессы; с другой стороны, исторический, в том смысле, что он представляет собой результаты деятельности многих поколений людей.

Существуют понятия «объективных условий» и «субъективного фактора» в проявлении и реализации законов общественного процесса.

Под объективными условиями имеются в виду те независящие от воли и сознания людей феномены и обстоятельства (прежде всего, социально-экономического характера), которые необходимы для порождения конкретного исторического явления (например: смены общественно-экономической формации). Но сами по себе они ещё недостаточны.

Как и когда произойдет конкретное историческое, общественное событие и произойдет ли вообще, зависит от субъективного фактора. Субъективный фактор — это сознательная, целеустремленная деятельность общества, социальных групп, общественно-политических движений, национальной элиты, отдельных личностей, направленная на изменение, развитие или сохранение объективных условий общественного бытия. По своей природе субъективный фактор может быть как прогрессивного, так и регрессивного характера.

Взаимодействие объективных условий и субъективного фактора находит своё выражение в том, что историю творят люди, но творят не по своему усмотрению, а будучи вписанными в определённые общественно-исторические условия: не Наполеон I (1769-1821 гг.), не Ф. Рузвельт (1882-1945 гг.), не В. Ленин (1870-1924 гг.), не А. Гитлер (1889-1945 гг.) и не И. Сталин (1879—1953 гг.) определяли характер конкретной исторической эпохи, а эпоха «породила» этих людей, в соответствии с присущими ей особенностями. Не было бы этих индивидов, были бы иные люди, с иными именами, но с близкими им потребностями и способностями, личностными качествами.

В чём сущность формационной и цивилизационной концепций общественного развития?

Процесс общественного развития сложен и противоречив. Диалектика его предполагает как поступательное развитие, так и скачкообразное движение. По мнению некоторых учёных общественное развитие идёт по синусоиде, то есть от первичного начала к пику совершенства, а затем наступает упадок.

В силу означенного, определимся с концепциями общественного развития: формационной и цивилизационной.

Формационная концепция. Понятие «общественно-экономической формации» применено в марксизме. Стержнем формации является способ производства материальных благ. Общественно-экономическая формация, по Марксу, — это исторически конкретное общество на определённом этапе его экономического развития. Каждая формация — особый социальный организм, развивающийся на базе внутренне присущих ему законов. Вместе с тем, общественно-экономическая формация — это конкретная ступень в развитии общества.

К. Маркс представлял общественное развитие как закономерную череду формаций, обусловленную изменением способа производства, влекущего изменения в производственных отношениях. В связи с этим история общества делилась им на пять общественно-экономических формаций: первобытнообщинную, рабовладельческую, феодальную, буржуазную, коммунистическую. В понятии Маркса в процессе общественного развития наступает определённый момент обострения противоречий, характеризующий несоответствие способа производства, сложившимся ранее производственным отношениям. Это противоречие обусловливает ускорение общественно-экономического процесса, которое приводит к смене одной общественно-экономической формации другой, которая должна быть, по его мнению, более прогрессивной.

Можно предположить, что деление Марксом общественной истории на формации в чём-то несовершенное, но стоит признать, что на тот период времени — XIX в., это было несомненным вкладом в науку об обществе, в социальную философию.

С позиций современного понимания формационной концепции, требуют своего уточнения ряд вопросов. В частности, отсутствуют характерные признаки перехода от одной формации к другой. Например, в России не было рабовладения; Монголия не испытала многообразия буржуазного развития; в Китае феодальные отношения эволюционировали в конвергенциональную плоскость. Вызывают вопросы, касающиеся определения меры производительных сил рабовладельческого и феодального обществ. Весьма специфической оценки требует фаза социализма в предполагаемой коммунистической формации, а сама коммунистическая формация выглядит утопично. Существует проблема межформационного периода, когда не исключается возможность возврата к предыдущей формации или некоего повторение её характерных особенностей или этапов в течение периода времени, не имеющего конкретных исторических очертаний.

В силу этих причин цивилизационная концепция общественного развития представляется более предметной.

Авторство цивилизационной концепции, с долей условности, принадлежит британскому учёному Арнольду Тойнби. Его двенадцатитомный труд «Исследование истории» (1934— 1961 гг.) представляет попытку уяснения смысла исторического процесса на основе систематизации огромного фактического материала при помощи общенаучной классификации и философско-культурологических понятий.

Здесь необходимо отметить тот факт, что задолго до Арнольда Тойнби проблемой и периодикой общественно-исторического развития занимался русский социолог Николай Яковлевич Данилевский (1822-1885 гг.). Ранее в курсе лекций была отмечена его позиция по этой проблеме. В своем труде «Россия и Европа» (1869 г.) он выдвинул теорию «культурно-исторических типов» (цивилизаций), развивающихся подобно биологическим организмам. Н. Данилевский выделяет 11 культурно-исторических типов: египетский, китайский, ассиро-вавилонско-финикийский, халдейский или древнесемитический, индийский, иранский, еврейский, греческий, римский, новосемитический или аравийский, романо-германский или европейский. Поэтому игнорировать вклад русского учёного в проблему общественного развития было бы несправедливо.

Прежде чем мы обозначим позицию Тойнби, определимся с понятием цивилизации.

Современные представления о цивилизации связаны с идеей целостности мира, его единства. Категория «цивилизации» охватывает совокупность духовно-материальных достижений общества, иногда её соотносят с понятием «культура», однако это неверно, так как культура более широкое понятие, оно соотносится с цивилизацией как общее и единичное.

В общефилософском смысле — цивилизация есть социальная форма движения материи. Её можно определить и как меру конкретной стадии развития общества.

В социально-философском смысле цивилизация характеризует всемирно-исторический процесс, выделяя определённый тип развития общества.

Несколько слов о концепции А. Тойнби: он рассматривает историю человечества через чередование ряда цивилизаций. Под цивилизацией у него понимается устойчивая общность людей, связанных духовными (религиозными) традициями и географическими границами.

Всемирная история предстаёт как совокупность цивилизаций: шумерская, вавилонская, минойская, эллинская и ортодоксально христианская, индусская, исламская. Согласно типологии Тойнби, в истории человечества существовало более двух десятков локальных цивилизаций.

Свои взгляды А. Тойнби гипотетически построил по двум основаниям:

— во-первых, не существует единого процесса развития человеческой истории, эволюционируют лишь конкретные локальные цивилизации;

— во-вторых, нет жесткой взаимосвязи между цивилизациями. Прочно связаны между собой лишь компоненты самой цивилизации.

Признание уникальности жизненного пути каждой цивилизации заставляет А. Тойнби перейти к анализу собственно исторических факторов общественного развития. К ним он относит, прежде всего, «закон вызова и ответа». Само возникновение цивилизации, так же как и её дальнейший прогресс, определяются им способностью людей дать адекватный «ответ» на «вызов» исторической ситуации, в которую входят не только человеческие, но и все природные факторы. Если нужный ответ не найден, в социальном организме возникают аномалии, которые, накапливаясь, приводят к «надлому», а затем и к упадку. Выработка адекватной реакции на изменение ситуации есть социальная функция «творческого меньшинства» (управленцы), которое выдвигает новые идеи и самоутверждение проводит их в жизнь, увлекая за собой всех остальных.

По мере развития цивилизации готовится и её упадок. Строй, подточенный внутренними противоречиями, рушится. Но этого можно и избежать, отсрочить посредством рациональной политики правящего класса.

Тойнби Арнолд Джозеф (1889-1975 гг.), английский историк, дипломат, общественный деятель, философ и социолог. Родился в Лондоне. Под влиянием идей О. Шпенглера стремился переосмыслить общественно-политическое развитие человечества в духе теории круговорота локальных цивилизаций. В начале исследования он обосновывал 21 локальную цивилизацию, уточнив, оставил 13. Движущей силой их развития считал «творческую элиту», отвечающую на различные исторические «вызовы» и увлекающую за собой «инертное большинство». Своеобразие этих «вызовов» и «ответов» определяет специфику каждой цивилизации.

Умер А. Тойнби 22 октября 1975 г. в Йорке.

Анализ обеих концепций общественного развития — формационной и цивилизационной — показывает как их различия, так и сходства; как достоинства, так и недостатки. Суть в том, что общественно-исторический процесс диалектичен и происходит в соответствии с определёнными законами, закономерностями и тенденциями общественного развития.

Анализ формационной и цивилизационной концепций развития общества предполагает:

— применение принципа системности, суть которого не в описательном раскрытии общественных явлений, а их целостное исследование в совокупности элементов и связей между ними;

— применение принципа многомерности, учитывающего, что каждая составляющая общественного развития может выступать подсистемой других: экономических, управленческих, экологических, научных, оборонных. ;

— применение принципа поляризации, что означает изучение противоположных тенденций, свойств, параметров общественных явлений: актуальное — потенциальное, предметно-вещественное — личностное;

— применение принципа взаимосвязи, предполагающего анализ каждого общественного явления в совокупности его свойств, в отношении с другими общественными явлениями и их свойствами, причём эти отношения могут обладать отношениями координации и субординации;

— применение принципа иерархичности бытия общественных явлений и возникающими в связи с этим проблемами — локальными, региональными, глобальными.

Смотрите еще:

  • Оформить спортзал в детском саду Оборудование спортзала в детском саду по фгос: делаем правильно При обустройстве спортзала в детском саду существуют три главных непреложных правила: оборудование должно быть в первую очередь безопасным, то есть соответствовать нормам […]
  • Закон 221-з от 28042018 Республика Башкортостан: Закон № 221-з от 28.04.2015 Республика Башкортостан Статья 1. Налоговая ставка в размере 0 процентов при применении патентной системы налогообложения на территории Республики Башкортостан В соответствии с пунктом […]
  • Закон о банковских операциях Федеральный закон от 2 декабря 1990 года № 395-1 «О банках и банковской деятельности» Федеральный закон «О банках и банковской деятельности» от 2 декабря 1990 года № 395-1 – основной документ, регулирующий создание и деятельность […]
  • Штраф за непробитый чек ооо Штрафы за неприменение ККТ рассчитываются по-новому С 15.07.2016 вступили в силу изменения в КоАП, касающиеся штрафных санкций за неприменение контрольно-кассовой техники. Теперь сумма штрафа зависит от суммы непробитого чека. До […]
  • Спайсы наказание Наказание за хранение травки (спайс) Добрый вечер! У сына обнаружили в кармане 0,3 грамма спайса.Какое наказание ему грозит? Ранее не привлекался нигде,в техникуме учится на 4 и 5. Ответы юристов (3) Здравствуйте. СПАЙС — ЭТО БОЛЬШАЯ […]
  • Как оформить родителей в дом Отец или супруг: имеет ли "гражданский" муж право на жильё, купленное на материнский капитал Семейный, или, как его чаще называют, материнский капитал, – господдрежка детей, а не родителей. Тем не менее, если выделенные государством […]
  • Приказ обрнадзора сайт Приказ Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки (Рособрнадзор) от 29 мая 2014 г. N 785 г. Москва "Об утверждении требований к структуре официального сайта образовательной организации в информационно телекоммуникационной […]
  • Закон от 271192 4015 Закон об организации страхового дела Глава II. Договор страхования (исключена) Глава III. Обеспечение финансовой устойчивости и платежеспособности страховщиков Страхование может осуществляться в добровольной и обязательной формах. 3. […]