Результат образования в законе об образовании

Оглавление:

Оценка качества образования в положениях и нормах федерального закона «Об образовании в Российской Федерации»

Автор рассматривает понятие «Оценка качества образования» в контексте Федерального закона от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», в том числе понятие качества образования, оценки качества образования, формы оценки качества образования.

Качество образования – одна из центральных тем Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее – Закон). Обеспечение качества образования предполагает осуществление его оценки. Значимость оценки качества в Законе подчеркнута выделением и включением в структуру системы образования Российской Федерации в качестве самостоятельных элементов организаций, осуществляющих оценку качества образования.

Законом определены разнообразные формы оценки качества образова-ния, а ее регулярное проведение введено в норму функционирования си-стемы образования.

1. Понятие качества образования, оценки качества образования.
В Законе качество образования определено как комплексная харак-тери¬стика образовательной деятельности и подготовки обучающегося, вы-ражаю¬щая степень их соответствия федеральным государственным образователь¬ным стандартам, федеральным государствен¬ным требованиям и (или) потребностям физического или юридического лица, в интересах которого осуществляется образовательная деятельность, в том числе степень достижения планируемых результатов образовательной про¬граммы. Закон определяет федеральный государственный образовательный стандарт как совокупность обязательных требований к образованию определенного уровня и (или) к профессии, специальности и направлению подготовки и как основу объективной оценки соответствия установленным требованиям образовательной деятельности и подготовки обучающихся, освоивших образовательные программы соответствующего уровня и соответствующей направленности. Сравнивая эти два определения, следует охарактеризовать федеральный государственый образовательный стандарт как одну из основ оценки качества образования.

При реализации организациями, осуществляющими образовательную деятельность, образовательных программ, неподчиненных федеральным государственным образовательным стандартам, федеральным государственным требованиям (дополнительные общеразвивающие программы, дополнительные профессиональные программы), основами оценки становятся потребности физического или юридического лица, в интересах которого осуществляется образовательная деятельность, планируемые результаты образовательной программы. Из определения качества образования в Законе следует, что эту же основу оценки качества можно использовать и при реализации образовательных программ, подчиненных стандартам, чередуя и комбинируя оценки.

Вполне естественно, что Закон относит оценку качества образования к одной из функций управления системой образования. В соответствии с Законом управление системой образования осуществляется на принципах законности, демократии, автономии образовательных организаций, информационной открытости системы образования и учета общественного мнения и носит государственно-общественный характер. Согласно Закону управление системой образования включает в себя такие функции, как:
государственную регламентацию образовательной деятельности (лицензирование, государственную аккредитацию образовательной деятельности, государственный контроль (надзор) в сфере образования);

независимую оценку качества образования, общественную и профессионально-общественную аккредитацию.

Закон раскрывает эти функции, определяя формы оценки качества образования.

2. Формы оценки качества образования.
2.1. Государственную аккредитацию образовательной деятельности следует отнести к одной из форм оценки качества образования по следующим соображениям. Согласно Закону:
2.1.1. Государственная аккредитация образовательной деятельности проводится по основным образовательным программам, реализуемым в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, за исключением образовательных программ дошкольного образования.
2.1.2. Целью государственной аккредитации образовательной деятельности является подтверждение соответствия федеральным государственным образовательным стандартам образовательной деятельности по основным образовательным программам и подготовки обучающихся в образовательных организациях, организациях, осуществляющих обучение.
Учитывая, что согласно Закону качество образования – степень соответствия образовательной деятельности и подготовки обучающихся федеральным государственным образовательным стандартам, следует сделать вывод о совпадении цели и сущности государственной аккредитации с оценкой качества образования. Таким образом, государственная аккредитация – это оценка качества по двухуровневой шкале: соответствует (не соответствует).
2.2. Государственный контроль (надзор) в сфере образования, согласно Закону, включает в себя: федеральный государственный контроль качества образования и федеральный государственный надзор в сфере образования, осуществляемые уполномоченными федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации. Под федеральным государственным контролем качества образования понимается деятельность по оценке соответствия образовательной деятельности и подготовки обучающихся в организации, осуществляющей образовательную деятельность, по имеющим государственную аккредитацию образовательным программам, требованиям федеральных государственных образовательных стандартов посредством организации и проведения проверок качества образования. Или: федеральный государственный контроль – это оценка качества образования.
2.3. Независимая оценка качества образования, согласно Закону, осуществляется в отношении организаций, осуществляющих образовательную деятельность, и реализуемых ими образовательных программ в целях определения соответствия предоставляемого образования потребностям физического лица и юридического лица, в интересах которых осуществляется образовательная деятельность; повышения конкурентоспособности организаций, осуществляющих образовательную деятельность, и реализуемых ими образовательных программ на российском и международном рынках.
Положения Закона в части осуществления независимой оценки качества образования развиты в Методических рекомендациях Минобрнауки по проведению независимой системы оценки качества работы образовательных организаций от 14 октября 2013 года. Независимая оценка качества образования осуществляется по инициативе юридических лиц или физических лиц. При осуществлении независимой оценки качества образования используется общедоступная информация об организациях, осуществляющих образовательную деятельность, и о реализуемых ими образовательных программах.
Организация, осуществляющая оценку качества, устанавливает виды образования, группы организаций, осуществляющих образовательную деятельность, и реализуемых ими образовательных программ, в отношении которых проводится независимая оценка качества образования, а также условия, формы и методы проведения независимой оценки качества образования и порядок ее оплаты.
Независимая оценка качества образования осуществляется также в рамках международных сопоставительных исследований в сфере образования.
2.4. Общественную аккредитацию организаций, осуществляющих образовательную деятельность, также следует отнести к одной из форм оценки качества образования. Согласно Закону под общественной аккредитацией понимается признание уровня деятельности организации, осуществляющей образовательную деятельность, соответствующим критериям и требованиям российских, иностранных и международных организаций. Признание уровня образовательной деятельности установленным проводящей аккредитацию организацией критериям и требованиям идентично оценке качества образования, реализуемой при государственной аккредитации, но основано на иных критериях и требованиях. Порядок проведения общественной аккредитации, формы и методы оценки при ее проведении, а также права, предоставляемые аккредитованной организации, осуществляющей образовательную деятельность, устанавливаются общественной организацией, которая проводит общественную аккредитацию. Организации, осуществляющие образовательную деятельность, могут получать общественную аккредитацию в различных российских, иностранных и международных организациях.
2.5. Профессионально-общественная аккредитация профессиональных образовательных программ, реализуемых организацией, осуществляющей образовательную деятельность, может проводиться работодателями, их объединениями, а также уполномоченными ими организациями. В соответствии с Законом профессионально-общественная аккредитация профессиональных образовательных программ представляет собой признание качества и уровня подготовки выпускников, освоивших такую образовательную программу в конкретной организации, осуществляющей образовательную деятельность, отвечающими требованиям профессиональных стандартов, требованиям рынка труда к специалистам, рабочим и служащим соответствующего профиля. Признание качества и уровня подготовки выпускников установленным требованиям идентично оценке качества образования, реализуемой при государственной аккредитации, но основано на требованиях, которые могут отличаться от требований федеральных государственных образовательных стандартов. По результатам профессионально-общественной аккредитации профессиональных образовательных программ работодателями, их объединениями или уполномоченными ими организациями могут формироваться рейтинги аккредитованных ими профессиональных образовательных программ и организаций.
Порядок профессионально-общественной аккредитации профессиональных образовательных программ, формы и методы оценки при проведении указанной аккредитации, а также права, предоставляемые реализующей аккредитованные профессиональные образовательные программы организации и (или) выпускникам, освоившим такие образовательные программы, устанавливаются работодателем, объединением работодателей или уполномоченной ими организацией, которые проводят указанную аккредитацию.
Сведения об имеющейся у организации, осуществляющей образовательную деятельность, общественной аккредитации или профессионально-общественной аккредитации предоставляются в аккредитационный орган и рассматриваются при проведении государственной аккредитации. Общественная аккредитация и профессионально-общественная аккредитация проводятся на добровольной основе и не влекут за собой дополнительные финансовые обязательства государства.
2.6. Внутренняя система оценки качества образования реализует выбранную образовательной организацией модель оценки качества. Функционирование системы является атрибутивным требованием к образовательным организациям, а положение о внутренней системе оценки качества образования, согласно Закону, – необходимый локальный нормативный акт образовательной организации.
2.7. Многообразие введенных Законом форм оценки качества образования и их классификация приведены на представленной схеме.

Новые условия для образования

  • Матулевич Владимир | эксперт журнала «Юридический справочник руководителя»
  • С 1 сентября 2013 года начнет действовать (за исключением отдельных положений) Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее – Закон № 273-ФЗ). После его вступления в силу автоматически прекращает действовать целый ряд основополагающих нормативных правовых документов об образовании, принятых еще в 70–90 гг. прошлого века. Выясним, что нового приготовили законодатели и как это повлияет на будущие кадры.

    Модернизация пришла в образование

    На сегодняшний день общая проблема законодательства в области образования – его недостаточная четкость, а в ряде случаев и противоречивость используемого понятийного аппарата. Дело в том, что действующее законодательство в области образования (в первую очередь – Закон РФ от 10.07.1992 № 3266-1 «Об образовании») практически не содержит определений используемых терминов, а если и содержит, то они не всегда соответствуют современным требованиям. Это относится, например, к определению самого понятия «образование»: сейчас оно фактически ограничивает данную сферу рамками стандартизированного или цензового (уровневого) образования. Тем самым в стороне остаются дошкольное, начальное общее и дополнительное образование, которые вообще не являются уровнями образования в соответствии с нормой п. 5 ст. 27 старого закона. Новый закон исправил это недоразумение.

    Закон № 273-ФЗ представляет собой единый интегрированный базовый законодательный акт в сфере образования. Его авторы указывают, что он разработан с целью комплексной модернизации всего законодательства об образовании в соответствии с общими направлениями социально-экономического развития страны и мировых тенденций развития образования.

    Важно, что в новом законе сохранены базовые принципы и нормы, закрепленные действующим законодательством об образовании. Прежде всего в части государственных гарантий реализации образовательных прав, права выбора образовательной организации и получения образования в соответствии со склонностями и потребностями, обучения на родном языке, правовых гарантий доступности и качества образования, управления образованием на государственно-общественных началах.

    Что вошло в закон

    В основу Закона № 273-ФЗ легли принципы, которые были разработаны и апробированы еще в ходе реализации памятного всем Приоритетного национального проекта «Образование». Среди них:

  • открытость образования внешним запросам;
  • применение проектных методов;
  • конкурсное выявление и поддержка лидеров, успешно реализующих новые подходы на практике;
  • адресность инструментов ресурсной поддержки;
  • комплексный характер принимаемых решений.
  • В ст. 70 нового закона нашли отражение результаты многолетнего опыта применения Единого государственного экзамена (ЕГЭ) как формы государственной (итоговой) аттестации обучающихся и в то же время как формы вступительных испытаний по соответствующим предметам.

    Считается, что действующая сегодня система ЕГЭ показала свою эффективность и востребованность, хотя пока находится в стадии развития и далека от совершенства.

    В ст. 12 Закона № 273-ФЗ также нашли отражение практические результаты введения в систему образования федеральных государственных образовательных стандартов. Напомним, что они являются основным критерием объективной оценки качества образования (независимо от формы обучения).

    Новый закон сохранил такие категории вузов, как «федеральный университет» и «национальный исследовательский университет». Одновременно закреплено, что подобные вузы, а также МГУ и СПбГУ могут разрабатывать и реализовывать собственные образовательные программы.

    Кроме этого, Закон № 273-ФЗ учитывает опыт реализации механизмов государственно-частного партнерства в образовании – поддержки профессиональной школы со стороны бизнеса и работодателей.

    Важные изменения

    В плане глобальных изменений ожидается следующее. Во-первых, полномочие местных властей в части обеспечения государственных гарантий получения общедоступного и бесплатного дошкольного образования в муниципальных дошкольных образовательных организациях передано на уровень выше – соответствующим органам государственной власти субъектов РФ. И это понятно, поскольку для местных бюджетов это всегда было непосильной ношей из-за их патологической дефицитности и дотационности.

    Во-вторых, установлена обязанность региональных властей обеспечивать (а фактически – увеличить) уровень средней заработной платы педагогических работников за выполняемую ими учебную (преподавательскую) и другую работу.

    Также предусмотрено увеличение стипендий по каждому уровню профессионального образования и категориям обучающихся с учетом уровня инфляции. Вдобавок введена новая форма государственной стипендии студентам – социальная; регламентирован порядок ее назначения.

    Среднее профессиональное образование будет включать в себя и программы подготовки специалистов среднего звена, и программы подготовки квалифицированных рабочих (в настоящее время это только программы начального профессионального образования).

    Расширяется видовое разнообразие образовательных программ. Оно имеет целью обеспечить мобильность и гибкое реагирование системы образования на запросы общества и рынка труда. Так, помимо основной программы профессиональной подготовки вводятся программы повышения квалификации и переподготовки по рабочим профессиям. Более того, законодательную регламентацию получили учебные центры профессиональной квалификации (ч. 6 ст. 73 Закона № 273-ФЗ). Предусмотрено, что они могут создаваться в различных организационно-правовых формах юридических лиц, предусмотренных гражданским законодательством, или в качестве структурных подразделений юридических лиц.

    Кроме того, впервые на законодательном уровне закреплены особенности организации получения образования:

  • лицами с выдающимися способностями (правда, какие способности считать таковыми, закон не поясняет);
  • иностранцами и лицами без гражданства;
  • осужденными к лишению свободы, к принудительным работам, подозреваемыми и обвиняемыми, содержащимися под стражей;
  • в определенных сферах деятельности (оборона, безопасность, обеспечение законности и правопорядка, медицина и фармацевтика, искусство, физическая культура и спорт, транспорт).
  • И чтобы держать руку на пульсе, законодатели предусмотрели, что Правительство РФ будет ежегодно представлять Федеральному Собранию доклад о реализации государственной политики в области образования.

    Образование «поделили»

    Статья 72 Конституции РФ относит общие вопросы образования к совместному ведению федерального центра и субъектов РФ. Проблема в том, что на практике было не ясно, что считать «общими вопросами» и как делить полномочия. В прежнем законе об образовании этот вопрос урегулирован лишь общими нормами. Теперь же в ст. 6–9 Закона № 273-ФЗ подробно перечислены полномочия каждого уровня власти в сфере образования, вплоть до местных администраций.

    Например, полномочие подтверждать документы об образовании и (или) о квалификации закреплено за региональными властями.

    Разобрали «по понятиям»

    Новый закон составлен более продуманно и четко структурирован. В отличие от прежнего документа, он содержит перечень основных понятий и раскрывает их.

    Так, с более «творческим» подходом дано само понятие образования. Если ранее было указано, что образование сопровождается констатацией достижения гражданином (обучающимся) установленных государством образовательных уровней (образовательных цензов), то теперь это «… совокупность приобретаемых знаний, умений, навыков, ценностных установок, опыта деятельности и компетенции определенных объема и сложности в целях интеллектуального, духовно-нравственного, творческого, физического и (или) профессионального развития человека, удовлетворения его образовательных потребностей и интересов».

    Общий посыл такой (это видно и из других положений нового закона), что в триаду «человек – общество – государство» в контексте образования законодатели вклинили и семью, дабы поддержать основной курс государства.

    Также даны понятия воспитания, обучения, образовательного стандарта, образовательной программы, общего и профессионального образования, дополнительного образования, образовательной деятельности, педагогического работника, учебного плана, профиля образования, средств обучения и воспитания, инклюзивного образования (учет индивидуальных потребностей и возможностей), присмотра и ухода за детьми и др.

    Кстати, понятие «инклюзивного образования» в российском законодательстве появилось впервые.

    На заметку при работе с кадрами

    Целесообразно привести некоторые понятия целиком, поскольку впоследствии их удобно использовать при разработке кадрово-стажерской политики и соответствующей документации:

  • уровень образования – завершенный цикл образования, характеризующийся определенной единой совокупностью требований;
  • квалификация – уровень знаний, умений, навыков и компетенций, характеризующий подготовленность к выполнению определенного вида профессиональной деятельности;
  • профессиональное обучение – вид образования, который направлен на приобретение обучающимися знаний, умений, навыков и формирование компетенций, необходимых для выполнения определенных трудовых, служебных функций (определенных видов трудовой, служебной деятельности, профессий);
  • практика – вид учебной деятельности, направленной на формирование, закрепление, развитие практических навыков и компетенций в процессе выполнения определенных видов работ, связанных с будущей профессиональной деятельностью;
  • качество образования – характеристика образовательной деятельности и подготовки, выражающая степень соответствия образовательным стандартам, государственным требованиям и (или) потребностям физического или юридического лица, в интересах которого они осуществляются, в том числе степень достижения планируемых результатов образовательной программы.
  • Кто образовывает и кто обучает

    Закон № 273-ФЗ выделяет три типа организаций – образовательные, обучающие и ведущие образовательную деятельность.

    К первой категории относятся некоммерческие организации, осуществляющие на основании лицензии образовательную деятельность в качестве основного вида деятельности и в соответствии с целями создания.

    Обучающие организации могут быть как некоммерческими, так и коммерческими. При этом образовательная деятельность для них – дополнительный вид деятельности. То есть по сути законодатели вовлекают в образовательную деятельность организации, не имеющие такого профиля.

    Наконец, третий тип – организации, осуществляющие образовательную деятельность, – это первый и второй типы, вместе взятые. Причем в ряде случаев к ним приравнены индивидуальные предприниматели. Этому посвящена отдельная ст. 32 Закона.

    Попутно скажем, что к участникам отношений в сфере образования Закон № 273-ФЗ отнес, помимо прочих, работодателей и их объединения.

    Новый закон об образовании распространяет свое действие на все организации, осуществляющие образовательную деятельность на территории России, включая иностранные.

    Узнают все

    Явно положительным является то, что новый закон предусматривает открытость образовательных организаций. Во-первых, это проявляется в участии заинтересованных представителей общества, работодателей и обучающихся в управлении организацией и оценке эффективности образовательной деятельности. Во-вторых, открытость проявляется в том, что каждая образовательная организация должна:

    • иметь свой сайт в Интернете;
    • размещать обязательную информацию, доступную для потребителей образовательных услуг (родителей, обучающихся, воспитанников).
    • Советы детей и родителей

      Закон № 273-ФЗ допускает участие обучающихся и родителей (законных представителей) в управлении образовательной организацией. Это происходит путем создания советов самих обучающихся и советов родителей, законных представителей (ст. 26).

      Названные представительные органы необходимы, в частности, для учета мнения входящих в них лиц в случае принятия образовательной организацией локального нормативного акта, затрагивающего права и законные интересы участников образовательного процесса.

      Помимо этого, впервые на законодательном уровне предусмотрено создание в образовательных организациях комиссий по урегулированию споров между участниками образовательных отношений.

      Особый статус педагогов

      Значительное внимание в Законе № 273-ФЗ уделено закреплению правового статуса основных субъектов образовательных отношений – педагогических работников, обучающихся и образовательных организаций. Более того, впервые на законодательном уровне признается особый статус педагогических работников в обществе, вводятся обязательства по созданию условий для осуществления их профессиональной деятельности (ст. 47).

      В указанной статье перечислены довольно обширные, так называемые академические права и свободы педагогов, а также их трудовые права и социальные гарантии.

      «Принципиальные» вопросы

      Количество и содержание принципов образования заметно расширилось, в том числе за счет развития современных технологий и постановки перед государством новых задач.

      Например, введен такой принцип, как создание благоприятных условий для интеграции российской системы образования с системами образования других стран. Более обстоятельно раскрыт принцип свободы выбора получения образования в зависимости от склонностей и потребностей. Педагогам предоставлено право свободного выбора форм и методов обучения (воспитания).

      Установлены принципы информационной открытости и публичной отчетности образовательных организаций.

      Интересно, что одной из основных задач правового регулирования отношений в сфере образования названо создание условий для получения российского образования иностранцами и лицами без гражданства. Помимо этого, сгенерирован общий принцип: если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем Законом № 273-ФЗ, применяются правила международного договора.

      Новое наполнение образовательной системы

      Структура системы образования (ст. 10 Закона № 273-ФЗ) теперь представлена не так абстрактно, как это было прежде. В старом законе указано на некие «преемственные образовательные программы» и «сети реализующих их образовательных учреждений и научных организаций». И ни слова об участниках системы.

      Отныне четко указано, что система образования включает:

    • федеральные государственные образовательные стандарты и федеральные государственные требования, образовательные стандарты, образовательные программы различных вида, уровня и (или) направленности;
    • организации, осуществляющие образовательную деятельность;
    • органы государственного управления в сфере образования и соответствующие органы местного самоуправления (вдобавок созданные ими консультативные, совещательные и иные органы);
    • независимые организации, обеспечивающие образовательную деятельность посредством оценки качества образования (в том числе они определяют достоверность публикуемой информации о качестве образования, его соответствии ожиданиям заказчиков и потребителей образовательных услуг);
    • объединения юридических лиц, общественные объединения, осуществляющие деятельность в сфере образования.

    Немаловажно, что в эту систему добавлены ее непосредственные и опосредованные участники – педагоги, обучающиеся, родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся, а также работодатели и их объединения.

    Ближе к международным стандартам

    Новый закон подразделяет образование на общее, профессиональное, дополнительное, а также профессиональное обучение. Сразу обратим внимание на три важных момента:

  • термин «высшее профессиональное образование» заменен на «высшее образование» (это сделано, чтобы привести терминологию в соответствие со ст. 43 Конституции РФ);
  • уровни образования приведены в соответствие с Конституцией РФ, Болонской декларацией (Совместная декларация министров образования Европы, г. Болонья, 19.06.1999) и Международной стандартной классификацией образования (принята на 35-й сессии Международной конференции по образованию (Женева, 27 августа – 4 сентября 1975 г.));
  • в перечень уровней образования введено дошкольное образование как уровень общего.
  • Уровни и виды (подвиды) образования представим в таблице.

    Уровни, виды и подвиды образования

    Заметим, что подготовка кадров высшей квалификации – это новый законодательно установленный уровень высшего образования. К нему отнесены программы подготовки научно-педагогических кадров, программы ординатуры и ассистентуры-стажировки.

    Вообще, введение подготовки кадров высшей квалификации как самостоятельного уровня высшего образования соответствует принятой в большинстве стран Международной стандартной классификации образования.

    В перечне отсутствует такая форма самостоятельной научно-исследовательской деятельности, как докторантура. Дело в том, что теперь она рассматривается как форма подготовки научных кадров. Поэтому ее вывели из перечня образовательных программ и уровней образования. Отныне ее будет регулировать не законодательство об образовании, а законодательство о науке и государственной научно-технической политике.

    Образовательный процесс на новый лад

    Помимо основных образовательных программ, выделены и дополнительные. Они имеют разную направленность и сложность с учетом возраста, интересов, способностей, уровня образования и профессиональной квалификации обучающихся.

    Особое внимание в Законе № 273-ФЗ уделено более объективным и современным подходам к образовательному процессу. Среди них:

  • кредитно-модульная система;
  • система зачетных единиц;
  • сетевое взаимодействие при реализации образовательных программ (например, зачет результатов освоения отдельных частей образовательной программы в сторонних организациях);
  • дистанционное обучение;
  • интегрированные образовательные программы;
  • использование образовательных и информационных ресурсов.
  • Иными словами, обучающимся предоставляется возможность выбора:

  • различных учебных курсов в самом образовательном учреждении или вне его с использованием электронного обучения и дистанционных образовательных технологий;
  • электронных и (или) печатных образовательных ресурсов.
  • Впервые на законодательном уровне особое внимание уделено правовой регламентации экспериментальной и инновационной деятельности в сфере образования.

    Экстернат уже не тот

    В новом законе уточнены формы получения образования: это, как и прежде, очная, очно-заочная и заочная. А вот экстернат рассматривается не как форма получения образования, а как инструмент, обеспечивающий возможность прохождения лицами, получившими образование вне образовательных организаций, промежуточной и итоговой государственной аттестации в аккредитованных образовательных организациях, а также возможность получения документа об образовании. Этим весь экстернат и ограничивается.

    Как вузы будут внедрять свои разработки

    В отдельную ст. 103 выделены особенности создания образовательными организациями высшего образования (бюджетными и автономными учреждениями) хозяйственных обществ и хозяйственных партнерств. Их деятельность должна заключаться в практическом применении (внедрении) различных результатов интеллектуальной деятельности – программ для ЭВМ, баз данных, изобретений, полезных моделей, промышленных образцов, селекционных достижений, топологий интегральных микросхем, секретов производства (ноу-хау), исключительные права на которые принадлежат вузам.

    Примечательно, что вузы вправе привлекать других лиц в качестве учредителей (участников) хозяйственного общества (партнерства). При этом минимальный размер доли участия вуза в уставном капитале созданного общества не установлен. То есть частный бизнес может «вливаться» в этот процесс практически без ограничений.

    За свой счет

    В Законе № 273-ФЗ прописано право образовательных организаций вести деятельность за счет средств физических и юридических лиц по договорам об оказании платных образовательных услуг. Соответствующий доход можно использовать только на уставные цели. При этом платные образовательные услуги не могут быть оказаны вместо образовательной деятельности, которую финансирует бюджет.

    Образовательным организациям предоставлено право вести деятельность за счет средств физических и юридических лиц, не предусмотренную государственным (муниципальным) заданием или соглашением о предоставлении субсидии на возмещение затрат. При этом установлено, что условия оказания одних и тех же услуг должны быть одинаковыми.

    О бесплатном образовании

    Часть 3 ст. 5 Закона № 273-ФЗ гарантирует общедоступность и бесплатность дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования, среднего профессионального образования. И даже бесплатность впервые получаемого высшего образования, но только на конкурсной основе.

    И вроде бы все осталось как раньше. Однако загвоздка в том, какой набор предметов и дисциплин включен (будет включен) в государственные стандарты образования. Напомним, что именно они являются основным критерием объективной оценки качества образования.

    По новому закону федеральные государственные образовательные стандарты устанавливают сроки получения образования с учетом формы обучения, образовательных технологий и особенностей отдельных категорий обучающихся.

    Также новый закон урегулировал вопросы назначения и выплаты стипендий (ст. 36), предоставления мест в общежитиях, обеспечения учебниками, питанием, обмундированием, вопросы транспортного обслуживания (ст. 35, 37–40).

    За выдачу документов об образовании и (или) о квалификации, документов об обучении и дубликатов таких документов плата не взимается. На это прямо указано в ч. 16 ст. 60 Закона № 273-ФЗ.

    Кредит на образование

    В Законе № 273-ФЗ есть нормы о предоставлении гражданам, обучающимся по основным профессиональным образовательным программам, соответствующих кредитов (ст. 104). Предполагается, что Правительство РФ примет документ, который будет регламентировать условия, размеры и порядок предоставления таких кредитов в рамках их поддержки государством.

    В частности, предусмотрено два вида образовательных кредитов:

  • основной (на оплату обучения полностью или частично);
  • сопутствующий (на оплату проживания, питания, приобретения учебной и научной литературы и других бытовых нужд в период обучения).
  • В целом новый закон создает правовые условия для обновления и развития российской системы образования, включая усовершенствование ее экономической составляющей, повышение конкурентоспособности и эффективности.

    Закон № 273-ФЗ носит стратегический и системный характер, ориентирован на длительную перспективу. По сути, он всесторонне охватывает всю отрасль образования. В связи с этим имейте в виду, что с 1 сентября 2013 года утратит силу не только старый Закон РФ от 10.07.1992 № 3266-1 «Об образовании», но и Федеральный закон от 22.08.1996 № 125-ФЗ «О высшем и послевузовском профессиональном образовании».

    Гражданская инициатива

    За бесплатное образование и медицину

    Рубрика: Скверная идеология и пагубные результаты реформы

    О роли контроля над образованием…

    Автор: М.Ю.Богданов, Председатель Санкт-Петербургского городского родительского комитета

    О роли контроля над образованием…

    Продолжаем публикацию серии статей, посвященных важнейшему вопросу образования в современной России, автором которых является Михаил Юрьевич Богданов председатель общественной организации «Санкт-Петербургский городской родительский комитет». (Первую часть можно прочитать здесь)
    (далее…)

    «Инициаторов отмены пятибалльной системы оценок надо судить за развал российского образования»

    Автор: А. В. Шевкин

    «Инициаторов отмены пятибалльной системы оценок надо судить за развал российского образования»

    Демонтаж традиционного российского образования происходит с калейдоскопической скоростью. Министерство просвещения фактически превратилось в придаток Высшей школы экономики, «эксперты-модернизаторы» которой, не боясь ни Бога, ни народных протестов, внедряют толпо-элитарную кастовую систему обучения в российских школах.
    (далее…)

    Либералы от образования потерпели поражение Главный идеолог модернизации может покинуть свой пост из-за несогласия с политикой власти

    Автор: Наталья Савицкая

    Либералы от образования потерпели поражение Главный идеолог модернизации может покинуть свой пост из-за несогласия с политикой власти

    Федеральный институт развития образования (ФИРО) недавно присоединили к Российской академии народного хозяйства при президенте РФ (РАНХиГС). На днях руководитель ФИРО Александр Асмолов вновь напомнил о себе, заявив о несогласии с выбранным курсом системы общего образования. И выразил сомнение, что будет полезен своей организации в дальнейшем.
    (далее…)

    Ликвидаторы образования озвучили свои далеко идущие планы

    Ликвидаторы образования озвучили свои далеко идущие планы

    Пока министр просвещения Ольга Васильева озабочена превращением российских школ в объекты строгого режима спринудительным сбором биометрии детей, реальные авторы стратегии и фактические руководители министерства рассуждают, как бы поскорее добить остатки традиционного образования. Команда либерал-глобалистов под вывеской Университета Национальной технологической инициативы (НТИ) собрала в кампусе Дальневосточного федерального университета (ДВФУ) на острове Русский 1000 «технологических лидеров», чтобы сделать из них «агентов перемен», «трансформирующих» основы национального образовательного пространства. В роли главных «пророков» нового мирового порядка выступили Дмитрий Песков (руководитель «Молодых профессионалов» АСИ, спецпредставитель по цифровизации страны при Президенте ) и прославившийся своими гомосексуальными похождениями Исак Фрумин (научный руководитель Института развития образования ВШЭ), имеющие самые широкие полномочия по воплощению в жизнь программ, написанных за пределами России. Сами авторы образовательного интенсива «Остров 10-21» называют программу экспериментальной. Не случайно она реализуется на острове Русский, который недавно стал одной из офшорных зон для активов российских олигархов и международных холдинговых компаний, последовательно выводящих деньги из России (такая схема, кстати, вызвала возмущение даже у руководства Центробанка ). Кроме того, под началом того же АСИ реализуется проект по превращению острова в «территорию киборгов» — специальную зону, где можно будет в упрощенном порядке получать регистрацию медицинских изделий в области инвазивной биоинженерии и на легальной основе устанавливать нейроимпланты. В описании проекта прямо говорится, что речь идет о создании на острове трансграничной зоны чипирования людей. До отмены национальных юрисдикций остается не так много этапов, так что на наших глазах возводится опорный пункт мондиалистов.
    (далее…)

    Извращения в системе образования — 2

    Автор: Павел Расинский

    Извращения в системе образования — 2

    Можно поступить мудро, как это сделал Ушинский, объединив два противоположных подхода. Но только в том случае, если цель преобразований — повышение качества образования. А если цель — разрушение, искоренение всего советского?
    (далее…)

    Школа как супермаркет

    Школа как супермаркет

    Марина Ярдаева о том, кому нужны бессмысленные эксперименты в образовании

    Школьную реформу надо срочно… реформировать! Нужно экстренно переделать все переданное! Преобразование образования пошло не по тому пути! Школе требуются кардинальные изменения! Изменения изменений…
    (далее…)

    Электронное обучение или разучение? Мнения священнослужителей

    Электронное обучение или разучение? Мнения священнослужителей

    Департамент образования Москвы в принудительном порядке массово переводит столичные школы на электронное обучение с сентября нынешнего года. Процесс идет очень активно, но пока в полуофициальном формате — в рамках внутренних приказов и межведомственного взаимодействия. По мнению одного из главных «инноваторов» образования, московского чиновника Исаака Калины, время испытаний прошло — пора нести «вай-фай», интернет и гаджеты в каждый класс, пишет ИА«Катюша».
    (далее…)

    «Реформа образования единообразна лишь черномырдинским «как всегда»»

    Автор: Анна Смирнова

    «Реформа образования единообразна лишь черномырдинским «как всегда»»

    Школа учит, но не выдает аттестаты. Вузы готовят кадры, но не выбирают студентов. Превращение единого Минобрнауки в «трехглавого Горыныча» – Минпрос, Миннауки и Рособрнадзор – пока вызывает больше вопросов, чем дает ответов. Почему власти отделили надзорное образовательное ведомство от профильных министерств, оставив ему все рычаги влияния на школы, вузы и науку, и чем это грозит, в интервью Накануне.RU рассказал профессор Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена, народный учитель РФ Сергей Рукшин.
    (далее…)

    Истерика российской школы О том, почему современное образование пресмыкается перед несуществующим завтра

    Автор: Марина Ярдаева

    Истерика российской школы О том, почему современное образование пресмыкается перед несуществующим завтра

    Что не так с нашим образованием? Обыватель ответит: все. И едва ли ошибется. Во всяком случае я, человек, ныне работающий в школе, точно не стану его, обывателя, переубеждать. Но вот почему с нашим образованием все не так? Кто виноват?
    (далее…)

    С такой школой у России нет будущего

    Автор: Сергей Сардыко

    С такой школой у России нет будущего

    Любимый учитель многих поколений ялтинцев Юрий Монастырев ушел из школы, в которой проработал 35 лет, полгода назад. Никого не обвинял, просто ушел, и все. На днях ялтинский журналист Сергей Сардыко обнародовал у себя в Facebook признание учителя. Монастырев рассказывает, почему он не выдержал школьных реформ. «Примечания» публикуют текст полностью.
    (далее…)

    Глава 2. Система образования

    Пресс-служба Общественной палаты РФ

    Комментарии

    Уважаемые коллеги!
    Сайт: http://sites.google.com/site/axiomaticsofnature обосновал правила точности идей, запрещающие использование в законодательстве двусмысленных и иных обманных и избыточных слов, препятствующих точному выражению, пониманию и исполнению законов.
    Этим правилам не отвечает и данный закон, где неточным представляется уже исходный термин “образование”, требующий замены словом ОБУЧЕНИЕ.
    Пример такой замены в главе 2, доказывающий её преимущества, дан ниже.
    =========================================================================

    Глава 2. Система обучения
    Статья 11. Структура системы обучения

    1. Система обучения включает в себя:
    1) федеральные государственные обучающие стандарты и федеральные государственные требования, обучающие стандарты, обучающие программы различного вида, уровня и (или) направленности;
    2) организации, осуществляющие обучение, индивидуальных предпринимателей, обучающих без образования юридического лица, педагогических работников, обучающихся и их родителей (законных представителей);
    3) органы государственной власти и органы местного самоуправления, осуществляющие управление в сфере обучения, создаваемые ими консультативные, совещательные и иные органы;
    4) организации, обеспечивающие обучение, оценку качества обучения;
    5) объединения юридических лиц, работодателей и их объединений, общественные объединения, работающие в сфере обучения.
    2. Обучение подразделяется на общее, профессиональное, дополнительное (детей и взрослых, профессиональное) и профессиональное обучение, реализующее возможность обучения на протяжении всей жизни (непрерывное обучение).
    3. Общее и профессиональное обучение реализуются по уровням обучения.
    4. В Российской Федерации устанавливаются следующие уровни общего обучения:
    1) дошкольное;
    2) начальное общее;
    3) основное общее;
    4) среднее общее.
    5. В Российской Федерации устанавливаются следующие уровни профессионального обучения:
    1) среднее профессиональное;
    2) высшее — бакалавриат;
    3) высшее — специалитет, магистратура;
    4) высшее — подготовка кадров высшей квалификации.
    6. Система обучения создает условия для непрерывного обучения, используя преемственность основных обучающих и различных дополнительных обучающих программ, предоставления возможности одновременного освоения нескольких обучающих программ, а также учета прежних данных о квалификации, опыта практической деятельности при получении обучения.

    Статья 12. Федеральные государственные обучающие стандарты и федеральные государственные требования. Обучающие стандарты

    1. Федеральные государственные обучающие стандарты и федеральные государственные требования, а также обучающие стандарты обеспечивают:
    1) единство обучающего пространства Российской Федерации;
    2) преемственность основных обучающих программ;
    3) вариативность содержания обучающих программ соответствующего уровня обучения, возможность формирования обучающих программ различного уровня сложности и направленности с учетом потребностей и способностей обучающихся;
    4) государственные гарантии уровня и качества обучения на основе единства обязательных требований к условиям реализации основных обучающих программ и результатам их освоения.
    2. Федеральные государственные обучающие стандарты и федеральные государственные требования, а также обучающие стандарты являются основой объективной оценки качества обучения лиц, освоивших обучающие программы соответствующего уровня и направленности, независимо от формы обучения.
    3. Федеральные государственные обучающие стандарты являются обязательными при реализации основных обучающих программ в дошкольных обучающих организациях и в аккредитованных организациях, осуществляющих обучающую деятельность.
    4. Федеральные государственные обучающие стандарты включают в себя требования:
    1) к структуре основных обучающих программ, в том числе к соотношению обязательной части основной обучающей программы и части, формируемой участниками обучающих отношений, и их объему;
    2) к условиям реализации основных обучающих программ, в том числе кадровым, финансовым, материально-техническим и иным;
    3) к результатам освоения основных обучающих программ.
    5. Федеральными государственными обучающими стандартами устанавливаются сроки получения общего и профессионального обучения.
    6. В целях обеспечения реализации права на обучение людей с ограниченными возможностями здоровья в федеральные государственные обучающие стандарты включаются специальные требования и (или) устанавливаются специальные федеральные государственные обучающие стандарты.
    7. Федеральные государственные обучающие стандарты общего обучения разрабатываются по уровням обучения, федеральные государственные обучающие стандарты профессионального обучения — также по профессиям, специальностям и направлениям подготовки соответствующих уровней профессионального обучения.
    При формировании федеральных государственных обучающих стандартов профессионального обучения учитываются положения соответствующих профессиональных стандартов.
    ………………………………………………………………………….
    ……………………………………………………………………….
    ……………………………………………………………………………..

    Главная | Закон РФ «Об образовании» | Статья 15. Общие требования к организации образовательного процесса

    Статья 15. Общие требования к организации образовательного процесса

    1. Организация образовательного процесса в образовательном учреждении осуществляется в соответствии с образовательными программами и расписаниями занятий.

    (п. 1 в ред. Федерального закона от 01.12.2007 N 309-ФЗ)

    2. Органы государственной власти и органы местного самоуправления не вправе изменять учебный план и учебный график гражданского образовательного учреждения после их утверждения, за исключением случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации.

    (в ред. Федерального закона от 29.12.2006 N 258-ФЗ)

    3. Образовательное учреждение самостоятельно в выборе системы оценок, формы, порядка и периодичности промежуточной аттестации обучающихся.

    4. Освоение образовательных программ основного общего, среднего (полного) общего образования и профессиональных образовательных программ завершается обязательной итоговой аттестацией обучающихся.

    В образовательных учреждениях, имеющих государственную аккредитацию, освоение указанных образовательных программ завершается обязательной государственной (итоговой) аттестацией обучающихся.

    Федеральным законом от 09.02.2007 N 17-ФЗ со дня его официального опубликования до 1 января 2009 года установлен переходный период для введения и проведения единого государственного экзамена:

    — в 2007 году — единый государственный экзамен проводится в порядке, установленном Правительством Российской Федерации для проведения эксперимента по введению единого государственного экзамена;

    — в 2008 году — в порядке, установленном пунктом 5 статьи 3 Федерального закона от 09.02.2007 N 17-ФЗ.

    Государственная (итоговая) аттестация обучающихся, освоивших образовательные программы среднего (полного) общего образования, проводится в форме единого государственного экзамена. Иные формы проведения государственной (итоговой) аттестации могут быть установлены федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования, для обучающихся, освоивших образовательные программы среднего (полного) общего образования в специальных учебно-воспитательных учреждениях закрытого типа для детей и подростков с девиантным (общественно опасным) поведением, а также в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы, или для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, освоивших образовательные программы среднего (полного) общего образования.

    (в ред. Федерального закона от 30.06.2007 N 120-ФЗ)

    (п. 4 в ред. Федерального закона от 09.02.2007 N 17-ФЗ)

    4.1. Единый государственный экзамен представляет собой форму объективной оценки качества подготовки лиц, освоивших образовательные программы среднего (полного) общего образования, с использованием заданий стандартизированной формы (контрольных измерительных материалов), выполнение которых позволяет установить уровень освоения ими федерального государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования. Единый государственный экзамен проводится федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере образования, совместно с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими управление в сфере образования.

    (п. 4.1 введен Федеральным законом от 09.02.2007 N 17-ФЗ; в ред. Федеральных законов от 20.04.2007 N 56-ФЗ, от 01.12.2007 N 309-ФЗ)

    4.2. Результаты единого государственного экзамена признаются образовательными учреждениями, в которых реализуются образовательные программы среднего (полного) общего образования, как результаты государственной (итоговой) аттестации, а образовательными учреждениями среднего профессионального образования и образовательными учреждениями высшего профессионального образования как результаты вступительных испытаний по соответствующим общеобразовательным предметам.

    (п. 4.2 введен Федеральным законом от 09.02.2007 N 17-ФЗ)

    4.3. Лицам, сдавшим единый государственный экзамен (далее — участники единого государственного экзамена), выдается свидетельство о результатах единого государственного экзамена. Срок действия такого свидетельства истекает 31 декабря года, следующего за годом его получения.

    (п. 4.3 введен Федеральным законом от 09.02.2007 N 17-ФЗ)

    4.4. Лицам, освоившим образовательные программы среднего (полного) общего образования в предыдущие годы, в том числе лицам, у которых срок действия свидетельства о результатах единого государственного экзамена не истек, предоставляется право сдавать единый государственный экзамен в последующие годы в период проведения государственной (итоговой) аттестации обучающихся.

    (п. 4.4 введен Федеральным законом от 09.02.2007 N 17-ФЗ)

    4.5. Лицам, проходившим военную службу по призыву и уволенным с военной службы, в течение года после увольнения с военной службы при поступлении в государственные образовательные учреждения среднего профессионального образования и государственные и муниципальные образовательные учреждения высшего профессионального образования предоставляется право использовать результаты единого государственного экзамена, сданного ими в течение года до призыва на военную службу.

    (п. 4.5 введен Федеральным законом от 09.02.2007 N 17-ФЗ, в ред. Федерального закона от 01.12.2007 N 309-ФЗ)

    4.6. Порядок проведения государственной (итоговой) аттестации в любых формах, в том числе порядок подачи и рассмотрения апелляций, форма и порядок выдачи свидетельства о результатах единого государственного экзамена определяются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования.

    (п. 4.6 введен Федеральным законом от 09.02.2007 N 17-ФЗ)

    5. Научно-методическое обеспечение итоговых аттестаций и контроль качества подготовки выпускников, которым по завершении каждого уровня или каждой ступени образования выдаются документы государственного образца о соответствующем уровне образования и (или) квалификации, обеспечиваются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере образования, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими управление в сфере образования, в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами.

    (в ред. Федеральных законов от 09.02.2007 N 17-ФЗ, от 20.04.2007 N 56-ФЗ, от 01.12.2007 N 309-ФЗ)

    5.1. Для организации проведения единого государственного экзамена и учета его результатов формируются федеральные базы данных и базы данных субъектов Российской Федерации, в которые вводятся данные об участниках единого государственного экзамена и о результатах единого государственного экзамена. Формирование, ведение указанных баз данных и обеспечение их взаимодействия, доступ к содержащейся в них информации осуществляются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации. Участник единого государственного экзамена имеет право на беспрепятственный доступ к информации о себе, содержащейся в указанных базах данных.

    (п. 5.1 введен Федеральным законом от 09.02.2007 N 17-ФЗ)

    6. Дисциплина в образовательном учреждении поддерживается на основе уважения человеческого достоинства обучающихся, воспитанников, педагогов. Применение методов физического и психического насилия по отношению к обучающимся, воспитанникам не допускается.

    7. Родителям (законным представителям) несовершеннолетних обучающихся, воспитанников должна быть обеспечена возможность ознакомления с ходом и содержанием образовательного процесса, а также с оценками успеваемости обучающихся.

    8. Образовательное учреждение осуществляет индивидуальный учет результатов освоения обучающимися образовательных программ, а также хранение в архивах данных об этих результатах на бумажных и (или) электронных носителях в порядке, утвержденном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования.

    (п. 8 введен Федеральным законом от 10.01.2003 N 11-ФЗ, в ред. Федерального закона от 29.12.2006 N 258-ФЗ)

    Общество защиты прав потребителей в социальных сетях:

    Смотрите еще:

    • Виза в бельгию оформить Виза в Бельгию: для поездки россиянам потребуется оформление Шенгена Бельгия входит в состав Шенгенской зоны, поэтому для въезда туда россиянам нужно иметь действующую Шенгенскую визу. Ни одна туристическая фирма не имеет аккредитации […]
    • Телефоны коллекторов сотовые Что обычно предпринимает человек, которому надоели звонки коллекторов с требованиями вернуть заемные средства? Существует несколько вариантов развития событий: 1) он усердно уплачивает весь долг и благополучно забывает об этом периоде […]
    • Жалобы банк возрождение Служба поддержки клиентов Для оперативного решения всех вопросов, связанных с использованием банковских карт, в Банке «Возрождение» организована и функционирует круглосуточная служба поддержки клиентов: (495) 725-77-77 8-800-333-7777 (для […]
    • Налог на имущество организаций на енвд с 2014 года Рассчитываем налог на имущество организаций по-новому Осталось совсем немного времени до 30 марта – последнего дня сдачи налоговой декларации по налогу на имущество организаций. Сама форма декларации осталась прежней, а вот порядок […]
    • Ковров юристы Юристы в Коврове +1 ✉ Адрес Владимирская обл., Ковров г., ул. Лепсе, 11 +7 (49232) 3-57-00 ⌚ Часы работы пн-пт 08:00-18:00 Расстояние от центра: 2.2 км. ✉ Адрес Владимирская обл., Ковров, просп. Ленина, 28 +7 (49232) […]
    • Бланк на получение жилищной субсидии Скачать бланк формы запроса 1 отдела жилищных субсидий — образец заполнения Субсидирование оплаты ЖКХ – важная и нужная программа помощи нуждающимся людям. Правительство берет на себя часть расходов по квартплате, снижая тем самым […]
    • Правило богданова Богданова Екатерина Комментарии А КАК ЧИТАТЬ ПО ДИАГОНАЛЕ? Я ВОТ ПОПЫТАЛСЯ НО ЧЁТА БУКВЫ В СЛОВА НЕ СКЛАДЫВАЮТЬСЯ. Оценка 1 из 5 звёзд от Молодчага 04.11.2017 19:09 Даже по диагонали читая, все равно не смогла одолеть. Непонятно Елена […]
    • Адреса арбитражных судов города москвы Арбитражный суд г. Москвы Адрес суда: 115191, Москва, ул. Большая, Тульская, д, 17 Адрес арбитражного суда до 29 мая 2009 года здесь. Реквизиты для уплаты госпошлины при подаче заявлений в Арбитражный суд г. Москвы Получатель: УФК […]