Право собственности и природопользования

Право собственности на природные ресурсы и природопользования

Право собственности на природные ресурсы регулируется Конституцией, Гражданским кодексом и актами экологического законодательства. Оно представляет собой совокупность правовых норм, которые закрепляют принадлежность природных ресурсов, регулируют условия их приобретения, порядок осуществления владения, пользования и распоряжения ими.

В настоящее время в Украине юридически признаются и защищаются государственная, частная и иные формы собственности. Классификация указанных форм проводится по субъектам права собственности (см. схему 15).

Государство продолжает оставаться крупнейшим собственником природных богатств страны. В соответствии с законодательством объектами государственной собственности являются большая часть земель, лесной и водный фонды, недра, дикая фауна и другие природные ресурсы.

Право частной собственности согласно законодательству распространяется на земельные участки и то, что расположено на них, — обособленные (замкнутые) водоемы и древесно-кустарниковая растительность(см. схему 18).

Поскольку основная часть природных ресурсов принадлежит государству, другим субъектам они предоставляются в пользование. Право природопользования — важнейший институт экологического менеджмента, который представляет собой систему норм, регулирующих порядок и условия использования природных ресурсов, права и обязанности природопользователей.

Право природопользования в субъективном смысле — это совокупность конкретных прав и обязанностей, приобретенных субъектом в связи с получением природного объекта в пользование.

Субъектами права природопользования выступают граждане и юридические лица, а его объектами — определенные части природных ресурсов, обособленные как физически (в натуре, на местности), так и юридически (путем оформления соответствующих юридических документов).

Право природопользования классифицируется на виды по нескольким основаниям: по порядку и условиям пользования — на общее и специальное; по объектам на землепользование, лесопользование, недропользование, водопользование и т. д.;

по срокам пользования — на бессрочное (постоянное) и срочное (временное), которое в свою очередь может быть долго- или краткосрочным.

Особое значение имеет деление права природопользования на общее и специальное. Право общего природопользования как гарантированная законом возможность для всех граждан пользоваться свободно и бесплатно природной средой предполагает использование природы в качестве места, условия и средства жизни каждого человека. Оно непосредственно вытекает из Конституции и конкретизируется в нормах текущего законодательства (лесного, водного и др.).

Право специального природопользования означает возможность использовать в установленном законом порядке определенные части природных ресурсов в соответствии с их целевым назначением в процессе удовлетворения хозяйственных и иных интересов общества и осуществляется на основании специального юридического документа (лицензии, договора аренды, государственного акта и др.). Оно, как правило, является платным.

Таким образом, право общего и специального природопользования отличаются друг от друга по нескольким признакам: субъектам, целям и порядку осуществления, основаниям возникновения(см. схему 21).

Основаниями прекращения права специального природопользования являются юридические факты (юридические составы), конкретные перечни которых установлены в земельном, лесном, водном и т. д. законодательстве применительно к соответствующим видам природных ресурсов.

Вместе с тем можно выделить несколько оснований прекращения права природопользования, которые относятся к числу общих для всех природных ресурсов, например истечение сроков пользования, ликвидация юридического лица -природопользователя, изъятие природного объекта из пользования для государственных или общественных нужд, нарушение правил целевого использования или охраны природного объекта и др. (см. схему 22).

Схема 15. Формы собственности на природные ресурсы

Схема 16. Государственная собственность на природные ресурсы

Схема 18. Частная собственность на природные ресурсы

Право собственности на природные ресурсы и природопользование в РФ

11.1.Виды собственности на природные ресурсы в РФ.Понятие собственности в праве относится к числу базовых, наряду с понятиями свободы, власти, здоровья, жизни и т.п. Право собственности в экологическом праве приобретает специфическое содержание и особое значение. Собственность можно рассматривать и как экономическую категорию — это отношения людей по поводу материальных благ, обусловленные их принадлежностью данным лицам, и отчужденностью от них всех других лиц, и как юридический институт, охватывающий правовые нормы, закрепляющие и охраняющие состояние принадлежности материальных благ конкретным лицам. О праве собственности на землю и другие природные ресурсы сказано в ст.ст. 9, 36 Конституции РФ. Ст. 9 Конституции РФ устанавливает, что земля и другие природные ресурсы могут находиться в частной собственности. В ст.36 Конституции прямо предусмотрено, что граждане и их объединения вправе иметь землю в частной собственности.

Объектами права собственности могут быть земля и другие природные ресурсы: вода, недра, леса и животный мир, а также природные комплексы (например, заповедники, заказники, национальные парки). Атмосферный воздух объектом права собственности не является, поскольку не может быть индивидуализирован, а поэтому исключается возможность владения им.

Субъектами права собственности на природные ресурсы являются физические и юридические лица, Российская Федерация, субъекты Федерации и муниципальные образования. Права собственника от имени государства осуществляет Правительство РФ, правительства субъектов РФ и специально уполномоченные государственные органы.

11.1.1.Право частной собственности на природные ресурсы.Земля отличается от остальных природных ресурсов тем, что выступает в качестве средства производства. Относительно земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в частной собственности, должен осуществляться строгий государственный и общественный контроль за их целевым использованием.

Возрождение частной собственности на землю является одним из главных проявлений земельной реформы в России, без чего невозможно развитие рыночной экономики. Это право закреплено также в ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения», принятом в 2002 г. Иные природные ресурсы (недра, воды, леса, животный мир) в основном пока образуют общественное достояние.

Согласно Водному кодексу РФ 1995 г., обособленные водные объекты также могут принадлежать гражданам и юридическим лицам, однако уточняется, что в частной собственности могут находиться обособленные водные объекты, не имеющие гидрологической связи с другими поверхностными водными объектами.

Лесной кодекс РФ 1997 г. также предусматривает в незначительной мере право частной собственности граждан и юридических лиц на древесно-кустарниковую растительность, расположенную на земельном участке, находящемся в частной собственности.

Представители животного мира (имеются в виду дикие животные, находящиеся в условиях естественной свободы) не могут быть объектами частной собственности (ФЗ «О животном мире»).

11.1.2.Право государственной собственности на природные ресурсы.Государственная собственность является доминирующей в структуре закрепленных законодательством форм собственности на природные ресурсы. Конституция РФ разграничивает право государственной собственности на федеральную (т.е. общегосударственную) и региональную (т.е. собственность субъекта федерации — отдельной области или края), что отражено в Федеративных договорах РФ и субъектов Федерации. В соответствии с Федеративным договором природные ресурсы являются достоянием (собственностью) народов, проживающих на территории субъекта Федерации.

Закон предусматривает, что к федеральным природным ресурсам относятся:

1. земельные участки, занятые под хозяйственными объектами федерального значения;

2. участки, предоставляемые для нужд обороны и безопасности страны;

3. особо охраняемые территории и курортные лечебно-оздоровительные зоны федерального значения;

4. виды растений и животных, занесенных в Красную книгу РФ и охраняемых международными договорами;

5. месторождения полезных ископаемых национального значения;

6. водные объекты, расположенные на территории двух или более субъектов Федерации, а также трансграничные водные объекты;

7. природные ресурсы территориального моря, континентального шельфа и особой экономической зоны РФ;

8. территории закрытых административно-территориальных образований, для которых необходим режим охраны государственной тайны.

В собственности субъектов Федерации, согласно Водному кодексу, могут находиться водные объекты, акватории которых полностью расположены на территории субъекта РФ.

Согласно Лесному кодексу РФ 1997 г., леса находятся преимущественно в государственной собственности. Закон допускает передачу части лесного фонда в собственность субъекта РФ.

Недра России находятся, в основном, в государственной федеральной собственности, являются общенациональным достоянием. По договоренности с субъектами РФ некоторые месторождения полезных ископаемых, не имеющие общенационального значения, могут быть переданы в собственность субъекта Федерации.

Таким образом, все природные ресурсы России, кроме земельных, находятся преимущественно в федеральной и частично в региональной собственности.

11.1.3.Право муниципальной собственности на природные ресурсы.Закон устанавливает, что в состав муниципальной собственности могут входить земельные участки, горные отводы, водоемы, лесные массивы. Это могут быть обособленные водные объекты, предназначенные для муниципальных нужд, особо охраняемые территории местного значения (например, лечебно-оздоровительные местности и курорты). Управляют муниципальной собственностью органы местного самоуправления.

11.1.4.Основания возникновения и прекращения права собственности на природные ресурсы.Эти основания в значительной мере зависят от формы собственности. Это право может быть приобретено на основании договора купли-продажи, мены, дарения или иной сделки об отчуждении имущества. Земельный участок сельскохозяйственного назначения может быть изъят у собственника, если в течение трех лет он не используется по назначению или его использование осуществляется с грубым нарушением правил рационального природопользования.

Статья 35 Конституции РФ устанавливает, что право частной собственности охраняется законом. В п. 3 той же статьи говорится: «никто не может быть лишен своего имущества иначе как по решению суда».

11.2.Природопользование в РоссиюПраво природопользования — это система норм, регулирующих отношения по использованию природных богатств, а также совокупность прав и обязанностей природопользователей. В зависимости от объекта различают право землепользования, лесопользования, водопользования, пользования атмосферным воздухом, животным миром, недропользования. По критерию основания возникновения различают общее и специальное природопользование.

Общее природопользование является общедоступным, нацелено на удовлетворение физических потребностей человека и связано с его конституционным правом на чистую, благоприятную окружающую среду (ст. 42 Конституции РФ). Оно не требует особого разрешения со стороны компетентных государственных органов и осуществляется бесплатно. В земельном законодательстве прямо не предусмотрено общее землепользование. Однако в городах, поселках, сельских населенных пунктах предусмотрены земли общего пользования: улицы, площади, набережные. Достаточно четко и полно право общего природопользования выражено в лесном и водном законодательстве.

В Лесном кодексе (имеется в виду Лесной кодекс РФ 1997 г.) установлено, что граждане могут свободно пребывать в лесном фонде. Там же разъяснено, что для собственных нужд можно собирать дикорастущие плоды, ягоды, грибы, лекарственные растения и техническое сырье, участвовать в культурно-оздоровительных мероприятиях, заниматься спортом. Однако при этом установлены некоторые ограничения: нельзя собирать дикорастущие растения, занесенные в Красную книгу РФ и в перечень наркосодержащего сырья.

Водный кодекс РФ 1995 г. разрешает общее водопользование без применения технических средств, сооружений и устройств. Оно может осуществляться гражданами и юридическими лицами без получения лицензии на водопользование. Общее водопользование реализуется при занятиях водными видами спорта, купании, плавании на маломерных судах, водопое скота.

Закон РФ «О животном мире» не предусматривает права общего пользования животным миром. Однако спортивный и любительский лов видов рыб, не отнесенных к ценным, может осуществляться свободно без применения технических средств (к последним относится рыболовная сеть).

Специальное природопользование связано, как правило, с удовлетворением экономических интересов общества. Оно сопряжено с более значительным, чем при общем природопользовании, воздействием на окружающую среду.

Хотя в земельном законодательстве отсутствует понятие специального землепользования, за исключением уже оговоренных случаев общего землепользования в городах и сельских поселениях, все землепользование в России является специальным. Земли предоставляются в пользование либо на основании разрешения (лицензии), выдаваемого специально уполномоченным государственным органом, либо на основании договора купли-продажи.

Специальное водопользование — это использование водных объектов с применением технических средств и устройств. Оно осуществляется гражданами и юридическими лицами только при наличии лицензии на водопользование. Особой разновидностью специального водопользования является предоставление прав на удаление жидких, газообразных и твердых отходов производства и быта.

К специальному относится пользование животным миром, за исключением спортивного и любительского лова рыбы без применения технических средств.

Субъектом права общего природопользования выступает каждый человек в России, поскольку он обладает вытекающими из закона возможностями пользоваться лесом, водой, землей для удовлетворения своих физических потребностей, собственных нужд, но не для осуществления хозяйственной предпринимательской деятельности.

Субъектами права специального природопользования являются юридические лица и граждане-предприниматели, причем юридические лица выступают в двух качествах: как хозяйствующие субъекты, с одной стороны, и как государственные или муниципальные органы, наделенные правомочием распоряжаться природными ресурсами, — с другой. Субъекты специального природопользования должны обладать дееспособностью, т.е. иметь права и нести обязанности. Так, право на получение лицензии на специальное природопользование возникает у гражданина с 18 лет, а у юридического лица — с момента его государственной регистрации.

Объектами права природопользования являются, как правило, природные ресурсы, а также природные объекты (например, водный объект для сброса сточных вод, для купания). Предоставляемые в пользование природные объекты могут находиться в государственной, частной или муниципальной собственности.

ПРАВО СОБСТВЕННОСТИ НА ПРИРОДНЫЕ РЕСУРСЫ И ОБЪЕКТЫ

В результате изучения данной главы студент должен:

знать

• понятие права собственности на природные объекты и ресурсы;

• формы собственности на природные ресурсы, включая государственную, муниципальную, частную и иные формы собственности;

• виды собственности, особенности права общей собственности;

• основания приобретения и прекращения права собственности на природные ресурсы;

• способы защиты права собственности на природные ресурсы;

уметь

• оперировать юридическими понятиями и категориями;

• анализировать юридические факты и возникающие с ними правоотношения собственности на природные ресурсы;

• анализировать, толковать и правильно применять правовые нормы гражданского, природоресурсного и природоохранного законодательства;

• правильно применять юридическую терминологию;

• осуществлять правовую экспертизу нормативных правовых актов, регулирующих природопользование и охрану окружающей среды; правильно составлять и оформлять юридические документы, касающиеся права собственности на природные ресурсы;

владеть навыками

• работы с правовыми актами;

• анализа юридических фактов, правовых норм гражданского, природоресурсного и природоохранного законодательства и правовых отношений, правоприменительной и правоохранительной практики;

• реализации норм материального и процессуального права, регулирующего отношения собственности на природные ресурсы;

• принятия необходимых мер для защиты права собственности на природные ресурсы.

Понятие права собственности на природные ресурсы и объекты

Природные ресурсы и объекты как компоненты окружающей среды – это одно из богатств любого государства. Определяя их ценность и значение, законодатель представляет их как национальное достояние.

Признание того или иного имущества (земли, недр, культурных ценностей и т.д.) национальным достоянием порождает определенный порядок правового регулирования владения, эксплуатации, других видов использования, охраны этого имущества, а именно правовой режим этого имущества [1] .

В связи с тем, что природные ресурсы и объекты все больше и больше включаются в гражданский оборот в качестве имущественных объектов, роль и значение института собственности возрастает. Собственность рассматривается как две категории – экономическая и юридическая, которые отражены на рис. 5.1.

Рис. 5.1. Категории собственности

По мнению Б. В. Ерофеева, собственность – это определенный вид общественных отношений, выражающийся в том, что одни лица свободно господствуют над тем или иным объектом, и вмешательство в это господство иных лиц не допускается [2] .

Природные ресурсы и объекты вовлечены в гражданский оборот, хотя и со специальным правовым регулированием, включающим управление, использование и охрану природных объектов и ресурсов. В связи с этим целесообразно определить нормативно-правовую базу, регулирующую право собственности на природные объекты и ресурсы.

Конституционные основы собственности нашли свое отражение в ст. 8 Конституции РФ, закрепляющей, что в Российской Федерации признаются и защищаются равным образом частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности. Эта норма конкретизируется и развивается в последующих статьях Основного Закона, которые закрепляют правомочия собственника. В ст. 35 Конституции РФ содержится норма, которая определяет, что право частной собственности охраняется законом.

Конституционные положения являются общими, их конкретизация отражена в других нормативных правовых актах. Центральное место среди них принадлежит ГК РФ. Статья 209 ГК РФ закрепляет триаду полномочий, отражающих суть права собственности: владение, пользование и распоряжение природными объектами и ресурсами (рис. 5.2).

Рис. 5.2. Содержание права собственности

В соответствии с g. 2 ст. 209 ГК РФ собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества (в данном случае природные ресурсы и объекты) любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц, в том числе отчуждать свое имущество в собственность другим лицам, передавать им, оставаясь собственником, права владения, пользования и распоряжения имуществом, отдавать имущество в залог и обременять его другими способами, распоряжаться им иным образом.

Природные ресурсы и объекты относятся к тем объектам, оборотоспособность которых регулируется нормами гражданского законодательства с обязательным соответствием положениям специального законодательства. Это подтверждается и. 3 ст. 129 ГК РФ, закрепляющей, что земля и другие природные ресурсы могут отчуждаться или переходить от одного лица к другому иными способами в той мере, в какой их оборот допускается законами о земле и других природных ресурсах.

Кроме соблюдения норм специального законодательства о природных объектах и ресурсах, необходимо также учитывать ч. 2 ст. 36 Конституции РФ, устанавливающую, что владение, пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсами в той мерс, в какой их оборот допускается законом, осуществляется их собственником свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и интересов других лиц. Аналогичная позиция закрепляется и в п. 3 ст. 209 ГК РФ.

Кроме указанных норм, следует также учитывать и ст. 136 ГК РФ, устанавливающую, что плоды, продукция, доходы, полученные в результате использования вещи, независимо от того, кто использует такую вещь, принадлежат собственнику вещи, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами, договором или не вытекает из существа отношений.

Учитывая положения ст. 209 ГК РФ, А. В. Дмитриенко определяет право собственности на природные ресурсы как систему юридических норм, которая регулирует общественные отношения по поводу владения, пользования и распоряжения природными объектами и его составными частями, их охраны и рационального использования [3] .

Объектами права собственности в сфере рационального природопользования и охраны окружающей среды являются природные объекты и природные ресурсы.

Необходимо отметить, что не все природные ресурсы и объекты могут быть объектами собственности. Так, атмосферный воздух, его озон не могут быть ни в одной из форм собственности по объективным причинам.

Субъектами права собственности на природные ресурсы и объекты являются физические и юридические лица, Российская Федерация, субъекты РФ и муниципальные образования.

В соответствии с ч. 2. ст. 9 Конституции РФ земля и другие природные ресурсы могут находиться в частной, государственной, муниципальной и иных формах собственности.

Хотя в юридической литературе имеется мнение о том, что поскольку природные ресурсы не являются результатом труда человека, то и не должны присваиваться и поступать в чью-либо собственность [4] .

До недавнего времени такая точка зрения была бесспорна. Однако в связи с развитием технологий, экономических механизмов и рычагов точка зрения о том, что природные ресурсы не являются результатом труда человека, может быть подвергнута сомнению. Это связано с тем, что некоторые природные объекты стали возникать при непосредственном участии труда человека. Эта позиция нашла свое отражение в нормативных правовых актах. Так, Федеральный закон от 19.07.2011 № 246-ФЗ «Об искусственных земельных участках, созданных на водных объектах, находящихся в федеральной собственности, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» в ч. 1 ст. 3 закрепляет, что искусственный земельный участок, созданный на водном объекте, находящемся в федеральной собственности, – сооружение, создаваемое на водном объекте, находящемся в федеральной собственности или его части, путем намыва или отсыпки грунта либо использования иных технологий и признаваемое после ввода его в эксплуатацию также земельным участком.

Употребляемые законодателем термины: «путем намыва», «отсыпки грунта» либо применения «иных технологий» говорят о том, что речь идет о создании земельного участка с использованием труда человека.

Данный пример не единственный. Так, исходя из ст. 5 ВК РФ, озера обоснованно понимаются как водоемы. Однако в современном законодательстве термин «водоем» не был раскрыт. С точки зрения гидрологии водоемы есть постоянные или временные скопления вод в естественных или искусственных понижениях земной поверхности [5] .

Исходя из этого следует, что водоемы могут быть также образованы и в искусственных (т.е. созданных не природой) понижениях земной поверхности.

Пределы собственности на природные компоненты окружающей среды, по мнению Р. С. Маковик, ограничены уровнем развития цивилизации, пределами планеты, «полезностью» ее составных частей [6] .

Кроме права собственности законодательством установлены и другие виды прав на природные ресурсы и объекты. К ним относятся:

• право постоянного (бессрочного) пользования;

• право пожизненного наследуемого владения;

• сервитут (публичный и частный);

• право безвозмездного срочного пользования.

  • [1] См.: Петухова Е. П. Национальное достояние как разновидность конституционно-правового режима (на примере природных ресурсов) // Право, 2014. № 1. С. 83.
  • [2]Ерофеев Б. В. Земельное право : учебник. 2-е изд., перераб. и доп. М. : Форум : ИНФРА-М, 2012. С. 55.
  • [3]Дмитриенко А. В. Экологическое право : учеб, пособие. М.: Дашков и К° ; Ростов н/Д : Наука-Спектр, 2012. С. 46.
  • [4] См.: Суханов Е. А. Лекции о праве собственности. М.: Юрид. лит., 1991. С. 29, 64.
  • [5] Правовая охрана озера Байкал : науч.-практ. пособие. М.: Юстицинформ, 2011. С. 20 (гл. 2 ; автор главы – Д. О. Сиваков).
  • [6] 2 Маковик Р. С. Экологическое право России : учеб, пособие для вузов. М. : Экзамен, 2008. С. 87.
  • Лекция 3. Право собственности на природные ресурсы и природопользования

    3.4. Понятие и виды природопользования

    Право природопользования — это институт экологического права, который представляет собой систему норм, регулирующих использование природных ресурсов, совокупность прав и обязанностей, возникающих в связи с использованием природных ресурсов. Речь идет о праве по использованию природных объектов и ресурсов для определенных целей, что относится в основном к праву природоресурсному.

    В зависимости от основания как критерия для классификации выделяются разные виды права природопользования. Наиболее распространенной в науке экологического права признают следующую классификацию права природопользования в зависимости от требования по наличию разрешительной документации: право общего природопользования и право специального природопользования.

    Право общего природопользования представляет собой право использования природных ресурсов без получения разрешительных документов со стороны государства и иных уполномоченных лиц. Право специального природопользования представляет собой право использования природных ресурсов с обязательным получением соответствующих разрешительных документов. Так, к примеру, сбор грибов гражданами в лесу для личного пользования является общим правом природопользования, и для этого не требуется получения каких-либо документов, а вот использование земельного участка для строительства уже требует получения документов как на земельный участок, так и на возведение здания, строения, сооружения.

    Существует еще одна распространенная классификация права природопользования в зависимости от использования природного объекта, природного ресурса: землепользование, лесопользование, недропользование, водопользование, пользование животным миром и т.д.

    Можно выделить еще одну классификацию права природопользования. Так, общим критерием, объединяющим право природопользования отдельными природными ресурсами, является срок пользования ими. Таким образом, можно выделить постоянное право природопользования (без определенного срока) и срочное. Срочное делится на долгосрочное и краткосрочное. Выделяется также право ограниченного пользования чужим имуществом (сервитут). Так, существует лесной сервитут, водный сервитут, земельный сервитут.

    Право природопользования тесно связано с понятием оборотоспособности природных ресурсов. В соответствии со ст. 129 Гражданского кодекса РФ оборотоспособностью является возможность объекта гражданского права свободно отчуждаться или переходить от одного лица к другому. Земля и другие природные ресурсы, согласно данной статье, могут отчуждаться или переходить от одного лица к другому иными способами в той мере, в какой их оборот допускается законами о земле и других природных ресурсах.

    Объединяющим показателем для природных ресурсов и объектов является также понятие изъятых из оборота или ограниченных в обороте природных ресурсов. Изъятие из оборота подразумевает невозможность прежде всего находиться в частной собственности, ограничение в обороте подразумевает наличие ограниченной возможности по совершению сделок и возможность находиться в частной собственности только при прямом указании на то в законе.

    Большинство природных объектов и ресурсов, предоставляемых в пользование, относится к недвижимости. Так, в соответствии с п. 1 ст. 130 Гражданского кодекса РФ к недвижимым вещам относятся земельные участки, участки недр, обособленные водные объекты и все, что прочно связано с землей, т.е. объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе леса, многолетние насаждения, здания, сооружения, объекты незавершенного строительства. Для недвижимости законодателем закреплено возникновение права только после осуществления государственной регистрации права на недвижимое имущество. Возникновение таких прав, ограничение этих прав, переход и прекращение права подлежат государственной регистрации в Едином государственном реестре учреждениями юстиции. Указанные действия осуществляются в рамках специального Федерального закона «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним».

    Лекция: Право собственности и право природопользования

    1. Право собственности на природные ресурсы

    2. Формы собственности на природные ресурсы

    4. Понятие права природопользования. Виды. Принципы, субъекты и объекты

    1.Право собственности на природные ресурсы.

    Право собственности на природные ресурсы следует понимать в объективном и субъективном смысле.

    Право собственности на природные ресурсы (в объективном смысле) – это совокупность правовых норм, регулирующая собственность на природные ресурсы

    Право собственности на природные ресурсы (в субъективном смысле) – это совокупность конкретных полномочий по владения, пользования и распоряжению природными ресурсами.

    Главным источников явл К СР и др источники, например ВК РФ. Согласно конституционных норм, право собственности на природные ресурсы ограничено в публичных интересах. В этом заключается доктрина соц функции в собственности на землю и иные природные ресурсы (оно всегда ограничено). Причина ограничения собственника всегда имеет вой объект:

    v Специфика объекта (количество и состав ограничен природных ресурсов)

    v Их использование затрагивает интерес общества в целом, а также всю экосистему

    Параметры ограничений права собственности на природные ресурсы:

    o Экологические требования

    o Необходимость соблюдения и защиты всех относящихся к земле и др природным ресурсам прав и законных интересов других лиц

    Положения соответствующие развиты в ст. 123 ГК РФ 9 ограничены объекты в обороте) В отраслевом законодательстве эти положения детализируются и некоторые природные ресурсы вообще изъяты из оборота.

    Объект права собственности – это природные ресурсы. Природные ресурсы – это компоненты природной среды. Природные объекты и природно-антропогенные объекты, кот используются или кот могут быть использованы при осуществлении хозяйственной или иной деятельности, в качестве источников энергии, продуктов производства и потребления и имеют потребительскую ценность)

    Природные ресурсы (исчерпаемые (лесные)/неисчерпаемые (солнечные); возобновляемые (фаунистические)/ невозобновляемые /относительно возобновляемые (атмосферный воздух, почвенные и т.д.)

    1. Земля – определённая часть земной поверхности, рассматриваемая в качестве природного объекта и природного ресурса и его почвенный слой. К непосредственным объектам относится земельный участок (часть земной поверхности, границы кот определены в соответствии с законодательством) или его часть. – это природный или исскуственный водоём (водоток) либо иной объект, постоянно или временно сосредоточение вод в кот имеет характерные формы и признаки водного режима. Они подразделяются на поверхностные и подземные

    2. Леса. Объект – лесной участок – земельный участок, кот определяется в процесс лесоустройства и прошедший гос кадастровый контроль лесных участков.

    3. Недра – часть земной коры, расположенной ниже почвенного слоя. А при его отсутствии – ниже земной поверхности и дна водоёмов и водотоков, простирающихся до глубин доступных для геологического изучения и освоения.

    4. Животный мир – совокупность живых организмов всех видов диких животныхпостоянно или временно населяющих территорию РФ и находящихся в состоянии постоянной свободы, а также относящихся к природным ресурсам, континентального шельфа и исключительной экон зоны

    Объектами могут быть:

    ü Отдельные природные объекты

    ü Кот предусмотрены только законом (солнечная, ветровая не мб)

    ü Они дб осуществлены

    ü Индивидуализированы ( не явл объектами перелётные птицы)

    ü Д находится в экологической связи с окружающей средой

    Природные ресурсы исключительной экономической зоны тоже относятся к объектам. ИЭЗ – находящейся за пределами территорий РФ и прилегающей к нему особым правовым режимом. Внутренняя граница ИЭЗ является внешняя граница территориального моря, а внешняя граница находится на расстоянии 200 морских миль от исходных линий, от которых измеряется расстояние ширины моря. Например: миниральные ресурсы вод, покрывающих морское дно, в том числе, содержащиеся в воде химические элементы и их соединение и др. виды неживых ресурсов. Ст.4 и ст. 15 ФЗ «Об ИЭЗ» анадромные виды рыб, катадромные виды рыб. Трансграничные виды рыб, трансзональные виды рыб, далеко мигрирующие виды рыб. Природные ресурсы континентального шельфа ФЗ . континентальный шельф включает морское дно и недра подводных районов, находящихся за пределами территориального моря РФ на всём протяжении естественного продолжения её сухопутной нормы до внешней границы подводной окраины материка. Внутренней границей континентального шельфа явл внешняя граница территориального моря, а внешняя граница находится на расстоянии 200 морских миль от исходных линий от кот отмеряется ширина территориального моря. Если подводная окраина материка простирается более 200 миль (больше), то водная граница континентального шельфа совпадает с внешней границы подводной окраины материка. Природные ресурсы континентального шельфа – это минеральные и др неживые ресурсы морского дна и его недр, а также живые организмы, относящиеся к сидячим видам (т.е. это организмы, кот в период, когда возможна их добыча находятся не в подвижном состоянии или под ним или неспособные передвигаться иначе, как находятся в постоянном физическом контакте с морским дном или его недрами).

    Природные ресурсы внутренних морских вод. ВМВ – воды расположенные от исходных линий от кот расположены. Территориальные моря – прилегающие к сухопутным территориям или к внутренним морским водам морской пояс шириной 18 морских миль и внешняя граница территориального моря явл гос границей РФ.

    Особый объект – лечебные курорты (их ресурсы). В качестве самостоятельного объекта некоторые учёные относят информацию об информации.

    ü Физ и юр лица

    1). Лесные участки находятся в федеральной собственности, формы собственности на лесные участки в составе земель иных категорий определяются в соответствии с законодательством (ст. 8 ЛК РФ). Недра находятся в гос собственности и владение, пользование и распоряжение недрами находится в совместном ведении РФ и суб РФ, а добытые из недр полезные ископаемые и иные ресурсы могут находится в различных формах собственности.

    2). Земля может находится в различных формах собственности. В гос собвеннсти находятся земли, не находящиеся в собственности ОМС, частных лиц и суб РФ. Разграничение ст. 3.1 ФЗ «О введении в действие ЗК РФ». Вместе с тем, что отсутсвие гос регистрации права собсвенности на земельные участки, гос собственность на кот не разграничена, не явл препятствием для распоряжения ими ст.3 п.2.10 ФЗ «О введении в действие ЗК РФ». Распоряжение зем уч, находящимися не в разграниченной собственности осуществляется ОМС. Исключение: Москва и СПб (ОГВ суб) распоряжение зем участками в административных центрах распоряжение осуществляет, то тоже ОМС, но в этом суб может быть принят закон суб РФ, устанавливающий, что распоряжение такими зем участками осуществляется органами власти суб РФ. Закон Вол обл от 20.11.2006г. № 1518-ОЗ «О распоряжении зем участками гос собственность, на кот не разграничена территории мун образования г Вологда», распоряжение осуществляет Департамент земельных отношений Волю обл.

    3). ООПТ ФЗ «Об ООПТ»

    К ООПТ фед значения относятся: заповедники и национальные парки. Те, кот мб отнесены к фед или региональному: заказники, памятники, дендрологические парки и сады, дечебно оздоровительные курорты. К региональному значению относятся только природные парки. Местного значения – лечебно оздоровительные местность и курорты, поэтому они находятся в собственности ОМС и рапоряжаются ими.

    4). Водные объекты.

    Находятся в фед собственности. Частная и мун собственность распространяется только на пруд и обводнённый карьер.

    5). Животный мир (ст.4 ФЗ «О животном мире»)

    ЖМ явл гос собственностью. Владение, пользование и распоряжение относится к совместному ведению РФ и суб РФ. Объекты ЖМ, изъятые из среды обитания могут находится в различной форме собственности.

    6). Природные ресурсы территориальных вод, континентального шельфа, ИЭЗ находятся в фед собственности.

    Вывод: частноправовые начала развиты применительно к земле, а горных водных, фаунистических и иных отношениях преобладает преимущество публичной собственности на землю. Какая форма собственности явл оптимальной и более предпочтительной (публичная или частная), все учёные сходятся к тому мнению, что такая форма собственности на природные ресурсы, кот максимально будет способствовать их рациональному использованию и охране. Частная собственность на землю более предпочтительна.

    3. Основания возникновения и прекращения права собственности на природные ресурсы

    Основания возникновения можно разделить на следующие:

    1. Договоры (Дк-п, ДА) развиты применительно к зем отношениям

    2. Административные акты (разрешение органа власти на предоставление зем участка)

    3. Судебные решения ()

    4. Разграничение гос собственности на природные ресурсы

    Прекращения права собственности (к зем отношениям):

    1. Добровольное основание

    · Отчуждение собственником своим имуществом (продажа).Добровольный отказ собственника от права собственности

    2. Принудительное возмездное изъятие зем участка у собственника (путём выкупа для гос и мун нужд, реквизиция, национализация. Изъятие объекта используемого с нарушением прав законодательства (использование зем участка не по целевому назначению), отчуждение зем участка. Кот не может принадлежать к конкретному лицу на праве собственности в силу закона (например превышен максимальный размер зем участка)

    3. Случае безвозмезного изъятия имущества

    · Обращение взыскания на имущество по обязательтвам

    4.Понятие права природопользование. Виды.

    Право природопользования (как институт) – комплексный институт, кот представляет собой совокупность правовых норм, регулирующих отношения природопользования.

    Право природопользования (в суб) – субъективное право субъекта природопользование на получение полезных свойств природных ресурсов.

    2. по сроку (бессрочное/временное)

    3. по критерию возмезного (платное/бесплатное)

    4. по объекту природы (право землепользования, недропользования водопользования и т.д.)

    Основная классификация даётся в отраслевом законодательства с учётом специфики природных ресурсов. Землепользование предопределены из возможным использованием. Водопользование перечислены в ст. 8 ВК РФ. Совместное или обособленное водопользование. По способу использования вод объектов (водопользование с забором водных ресурсов из вод объектов без возврата воды/ с заборор водных ресурсов с возвратом вод объектов/ водопользование без забора вод объектов). Для хозяйственно питьевого водоснабжения/для сброса сточных и дренажных работ и т.д. (гл.5 ВК РФ)

    Виды использования лесов перечислены в ст. 45 ЛК РФ. Заготовка древисины, живицы и т.д.

    Животный мир: ст. 34 ФЗ «О живот мире» охота, рыболовство. С изъятием объектов животного мира и объектов их обитания либо без таковых.

    1. Рациональное природопользование

    2. Целевой характер пользования природными ресурсами

    3. Платность специального природопользования

    Субъекты права природопользования. Права и обязанности

    Субъектами явл любой гражданин. Любой чел может использовать природные ресурсы. Отдельные природные ресурсы – юр лица или ИП.

    Права и обязанности в отраслевом законодательства. Права и обязанности частных лиц, то гл.6 ЗК РФ.

    5. Основания возникновения, изменения и прекращения права природопользования.

    Выделяют общее (доступное и бесплатное, носит личностный характер (т.е. для бытовых нужд)) и специальное водопользование (ст. 11 ЛК РФ, ст. 6 ВК РФ, ст. 19 ФЗ «О недрах») (платное, лицензия договоров, суб – это лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность)

    Основания возникновения, прекращения и изменения права природопользования.

    Общая классификация возникновения:

    1. Акты органов власти и ОМС

    2. Акты внутрихозяйственных органов управления

    3. Гражданско-правовые сделки и договоры

    4. Решение суда о предоставление участка природного ресурса в пользование

    5. Заключение трудового контракта с отдельными категориями работников (н-р: лесного хоз, заповедников, влекущие за собой право пользования служебного земельного надела)

    Право специального природопользования дб специальные основания возникновения права природопользования (либо договор к-пр лесных отношений), некоторые осуществляются без заключения договора.

    Основанием недропользования явл лицензия. Если в процессе радиоактивное сырьё, то необходимо разовое разрешении. Пользование объектами животного мира, до 1 апреля 2010г. предусматривал выдачу именных разовых лицензий для граждан и выдачу для ИП и юр лиц, сейчас эти положения утратили силу и применительно эти нормы присутсвуют в охоте. Охотник должен иметь: охотничий билет, разрешение на хранение и ношение оружение, разрешение на добычу природных ресуросв (вид охоты, о добываемых охотнич ресурсов, где производится охота, предоставлет орган власти суб РФ, в закреплённых охотничьих угодьях их выдают юр лица или индивидуальные предприниматели, заключившие охотхозяйственное разрешение). Разрешение ОВ суб РФ (по атмосферному воздуху) для объектов подлежащих федеральному контролю.

    Прекращение права природопользования:

    1. Добровольный отказ природопользователя

    2. Принудительное прекращение в следствии нарушений правил природопользования

    3. Прекращение действия прекращение права природопользования

    4. Прекращение в случае, прекращения деятельности суб природопользования

    Право собственности на природные ресурсы

    Экономическим базисом управления природными ресурсами, природопользования и охраны окружающей среды является собственность на природные ресурсы, объекты окружающей среды, концептуальное отношение к ним со стороны общества, законодательства, государства. Значение этого возрастает в условиях рыночных отношений, развития конкуренции, обеспечения антимонопольной и предпринимательской деятельности.

    В Болгарии земля признается основным национальным богатством, которое пользуется особой защитой государства и общества. Обрабатываемая земля используется только для сельскохозяйственных целей; изменение се предназначения допускается в порядке исключения, если доказана необходимость этого и при условиях и в порядке, определенных законом.

    В Италии закон в целях достижения рациональной эксплуатации земли и установления справедливых социальных отношений налагает обязательства на владельцев частной земельной собственности, устанавливает ее предельные размеры, содействует улучшению качества земель, преобразованию крупных землевладений, поддерживает мелкое и среднее предпринимательство.

    В Греции в соответствии с определенной особым законом процедурой допускаются перераспределение сельскохозяйственных угодий в целях наиболее эффективного использования земли, а также принятие мер для избежания чрезмерной чересполосицы и облегчения реорганизации мелкой земельной собственности.

    Законом могут регулироваться вопросы реализации заброшенных территорий с целью использования в интересах национальной экономики и содействия безземельным крестьянам. Законом определяются также вопросы выплаты частичной или полной компенсации владельцам земель.

    Все природные богатства Македонии, растительный и животный мир в соответствии с законом пользуются особой зашитой государства.

    В Румынии для работ, представляющих общий интерес, публичная власть может использовать недра под любой недвижимостью при обязательном возмещении собственнику ущерба, нанесенного почве, насаждениям или строениям. Право собственности обязывает к выполнению задач охраны окружающей среды и обеспечения добрососедства, а также других задач, выполнение которых согласно закону или обычаю возлагается на собственника.

    Полезные ископаемые и природные ресурсы Эстонии являются национальным богатством, пользоваться которым надлежит рачительно.

    В Казахстане земля, ее недра, воды, растительный и животный мир, другие природные ресурсы находятся в государственной собственности. Земля может находиться также в частной собственности на основаниях, условиях и в пределах, установленных законом.

    По Конституции Кипра права Республики на подземные воды, разработки и ископаемые неприкосновенны. В случае аграрных реформ земля предоставляется только тем лицам, которые входят в общину владельца экспроприированных земель.

    На праве исключительной собственности Литве принадлежат дороги, воздушное пространство над ее территорией, ее континентальный шельф и экономическая зона в Балтийском морс.

    В Греции законы регулируют вопросы собственности и распределения рудников, карьеров, пещер, минеральных, проточных и подземных вод, а также богатств недр вообще.

    Исключительной собственностью Болгарии являются подземные богатства, прибрежная пляжная полоса, воды, леса и парки, имеющие национальное значение, природные и археологические резерваты, определенные в законе. Государство осуществляет суверенные права над континентальным шельфом и в особой экономической зоне с целью изучения, разработки, использования и хозяйствования по отношению к биологическим, минеральным и энергетическим ресурсам морских пространств.

    В Хорватии море, морское побережье и острова, воды, воздушное пространство, полезные ископаемые и другие природные богатства, а также земля, леса, растительный и животный мир, другие природные объекты, недвижимость, имеющая особое культурное, историческое, экономическое и экологическое значение и определенная законом как объект, представляющий интерес для республики, находятся под ее особой защитой.

    Турецкая Республика пытается успешно совмещать частную и публичную формы собственности на природные ресурсы. Большое внимание уделяется земельной собственности и ее сельскохозяйственному использованию. Государство принимает необходимые меры для поддержания и развития эффективного культивирования земли, предупреждения ущерба вследствие эрозии и обеспечения землей малоземельных и безземельных фермеров.

    Законом определяется размер наделов земельной собственности в соответствии с различиями сельскохозяйственных регионов и типами сельскохозяйственных угодий. Обеспечение землей малоземельных и безземельных фермеров не должно вести к сокращению производства или истощению лесных заповедников и другой земли и подземных ресурсов.

    Государство способствует повышению уровня урожая и увеличению поголовья домашнего скота, приобретению сельскохозяйственного и иного оборудования с целью предупреждения неправомерного использования и уничтожения сельскохозяйственных угодий, лугов и пастбищ, а также увеличения урожая и производства домашнего скота.

    Порядок выплат компенсаций за землю, конфискованную с целью проведения земельной реформы, осуществления крупных энергетических и ирригационных проектов, выращивания новых лесов, охраны побережья и развития туризма, предусмотрен законом. Рассрочка оплаты не может превышать пять лет. Компенсация за конфискованную земельную собственность, принадлежащую мелкому фермеру, непосредственно обрабатывающему землю, во всех случаях выплачивается предварительно.

    Большое внимание уделяется лесам в Турции, где развивается законодательство и принимаются меры для защиты лесных заповедников и расширения лесных угодий. Районы лесных заповедников, уничтоженные пожарами, перезасаживаются лесом; другие сельскохозяйственные работы, а также размножение племенного скота в этих районах не проводятся. Все иные заповедники находятся на попечении и под контролем государства.

    Собственность государства на лесные заповедники неотчуждаема. Государственные лесные заповедники управляются и эксплуатируются государством в соответствии с законом. Эти леса не могут приобретаться в собственность под видом истечения срока давности и не могут быть предметом отчуждения, кроме как в интересах общества.

    Действия и акты, которые могли бы повредить лесным заповедникам, запрещаются. Никакая политическая пропаганда, которая могла бы привести к уничтожению лесных заповедников, не должна иметь место; амнистии или помилования, касающиеся преступлений против лесных заповедников (поджог или разрушение лесных заповедников, сокращение районов лесного заповедника), не могут быть применены.

    Усечение границ лесного заповедника запрещается, за исключением тех областей лесных заповедников, чье сохранение с научно-технической точки зрения считается бесполезным, и наоборот, преобразование в сельскохозяйственную земельную собственность считается определенно выгодным, кроме мест, которые считаются полностью утратившими лесохозяйственное значение и используются под виноградники, садоводство, посадку оливковых рощ в районах интенсивного городского, поселкового и сельскохозяйственного строительства.

    Закон определяет меры для обеспечения сотрудничества между государством и жителями деревень, расположенных в лесных заповедниках или около них, контроля и эксплуатации лесных заповедников с целью обеспечения их сохранности и улучшения условий жизни жителей. Закон регулирует также: развитие областей, которые с научно-технической точки зрения утратили ценность лесов; выявление и вынесение за границы лесов районов, сохранение которых в качестве лесов с научно-технической точки зрения найдено бесполезным; обустройство упомянутых районов силами государства в целях полного или частичного расселения жителей деревень лесного заповедника по деревням. Земельные участки, принадлежащие сельским жителям, выводимые из лесного заповедника, перезасаживаются лесом, и создаются государственные заповедники.

    В настоящее время увеличивается внимание к минеральным и биологическим ресурсам побережий и морского дна, к юрисдикции государств на них. Борьба за добычу полезных ископаемых активизирует принятие правовых мер по защите месторождений и выходов к морю для рекреации и мореходства.

    Согласно Конституции Турции побережья находятся под суверенитетом и в распоряжении государства. При использовании морских побережий, берегов озер или проточных вод, прибрежной полосы морей и озер прежде всего учитываются интересы общества. Ширина побережий и прибрежных полос в соответствии с целями и условиями их использования людьми определяется законом.

    В Турции государство гарантирует сохранение исторического, культурного и естественного богатства и ценностей и принимает необходимые для этого меры. Природные богатства и ресурсы находятся в распоряжении и под контролем государства. Право исследовать и эксплуатировать ресурсы принадлежит государству, оно может делегировать это право физическим и юридическим лицам на определенный срок. Какие из природных богатств и ресурсов исследуются и эксплуатируются государством совместно с ними, а какие непосредственно ими самими – определяется законом. Условия, процедуры и принципы контроля и надзора со стороны государства, а также применения санкций определяются законом [1] .

  • [1] Сравнительное экологическое право и законотворчество : учебник / А. В. Козачек, Л. Н. Чуксина, С. Д. Бунтов, Е. А . Белокрылова. Тамбов : Юлис, 2008.

Смотрите еще:

  • Правила узлов учета тепловой энергии Подготовлены новые правила коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя Минстрой России разработал новую редакцию правил коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя. Одно из основных изменений — проводить обязательные […]
  • Безопасность жизнедеятельности законы Правовые основы БЖД Юридической базой всех отраслей законодательства является Конституция РФ (1993 г.), которая обладает наивысшей юридической силой. Основы конституционного строя РФ в области БЖД изложены в статье 7, а права и […]
  • Оформить спортзал в детском саду Оборудование спортзала в детском саду по фгос: делаем правильно При обустройстве спортзала в детском саду существуют три главных непреложных правила: оборудование должно быть в первую очередь безопасным, то есть соответствовать нормам […]
  • Приказ минздравсоцразвития от 260411 Приказ минздравсоцразвития от 260411 Выполнять, иду 342н 26.04.11 рф от приказ минздравсоцразвития существовала Ей это 26.04.11 удалось, залезли в головной приказ глубже, порылись там хорошо, а уж 342н привели в […]
  • Авторское свидетельство и патент Патент и авторское свидетельство: сходство и различия В нашей стране право собственности на любое изобретение может быть передано непосредственно государству, в результате чего выдается авторское свидетельство, действительное 15 лет с […]
  • Страховой стаж без начислений Что такое страховой стаж Наличие стажа играет первостепенную роль в финансовом обеспечении гражданина, как в период его активной трудовой деятельности, так и в годы его нахождения на пенсии. Одним из видов стажа, то есть времени, когда […]
  • Подать иск во время суда Обращение в суд. С чего начать? Если предстоит первое обращение в суд, то всегда возникает закономерный вопрос — с чего начать? Этот материал мы подготовили специально для тех кто не имеет опыта подготовки и подачи в суд документов для […]
  • Закон о банковских операциях Федеральный закон от 2 декабря 1990 года № 395-1 «О банках и банковской деятельности» Федеральный закон «О банках и банковской деятельности» от 2 декабря 1990 года № 395-1 – основной документ, регулирующий создание и деятельность […]