Полномочия сотрудника налоговой инспекции

Оглавление:

ФНС: функции и полномочия

Актуально на: 13 апреля 2017 г.

ФНС (расшифровка – Федеральная налоговая служба) – это федеральный орган исполнительной власти. К функциям ФНС относятся (п. 1 Положения, утв. Постановлением Правительства от 30.09.2004 № 506):

  • контроль и надзор за соблюдением законодательства о налогах и сборах, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты налогов, сборов и иных обязательных платежей;
  • контроль и надзор за производством и оборотом табачной продукции;
  • контроль и надзор за применением ККТ;
  • функции органа валютного контроля в пределах компетенции налоговых органов.
  • О полномочиях ФНС расскажем в нашей консультации.

    Задачи ФНС

    На 2017-2021 гг. Службой (ФНС) разработана Стратегическая карта ведомства, включающая в себя цели, задачи и необходимые мероприятия для их достижения.

    К задачам ФНС на ближайшие 5 лет отнесены, в частности, следующие:

  • противодействие уклонению от уплаты налогов и страховых взносов;
  • обеспечение законности, обоснованности и мотивированности решений, принимаемых налоговыми органами и развитие системы досудебного урегулирования споров;
  • сокращение времени на подготовку и подачу налоговой отчетности (отчетности по страховым взносам) налогоплательщиком (плательщиком страховых взносов);
  • расширение спектра сервисных услуг и повышение качества обслуживания;
  • совершенствование электронного взаимодействия и удаленного доступа, максимальный переход на телекоммуникационные каналы связи;
  • сближение налогового и бухгалтерского учетов;
  • развитие информационной открытости.
  • Полномочия ФНС

    Полномочия налоговых органов – это совокупность их прав и обязанностей, предусмотренных ст.ст. 31-32 НК РФ. Полномочия ФНС представлены в разделе II Положения о ФНС (утв. Постановлением Правительства от 30.09.2004 № 506), где указаны, в частности, следующие полномочия ФНС:

    Полномочия ФНС при проведении проверки

    Столкнувшись с проверкой налогового органа вы должны быть «в полной боевой готовности». На что имеют право сотрудники налоговой? Могу ли я не пустить на территорию предприятия?

    Важно иметь в виду, что налоговики часто превышают круг своих полномочий и выходят за рамки. Распознать неправомерные действия возможно, зная права и обязанности сотрудников ФНС, в целях их пресечения и возможности обжалования в дальнейшем.

    В ходе выездной налоговой проверки должностные лица налогового органа имеют ряд прав, в свою очередь вы имеете ряд обязанностей, невыполнение которых грозит штрафом или доначислением суммы налогов.

    Запрашивать необходимые документы у вашей организации

    Но не любые, а только те которые установлены законом и служат основанием для исчисления и уплаты налогов, а также подтверждают правильность исчисления и своевременность уплаты. Первичные бухгалтерские документы или не являющимися таковыми, которые не имеют никакого отношения к формированию налоговой базы, например карточки счетов 60,62; отчеты; аналитические справки. Хранить первичные документы, связанные с исчислением налогов следует не менее 4-х лет, согласно пп. 8 п. 1 ст. 23 НК РФ.

    Проверяющие вправе запросить только копии необходимых документов в письменной форме, предъявив вашей организации требование о представлении документов. Запросить подлинники для ознакомления налоговики могут только с вашего согласия и в устной форме, не отказывайте в данном случае, так как согласно НК РФ это является вашей обязанностью. При этом обеспечьте условия для ознакомления с данными документами – при возможности предоставьте кабинет и столы со стульями.

    Выемка документов

    В случае возникновения сомнений у проверяющих в отношении документов, например подлинности или их подмены и изменения, для ознакомления с данными документами непосредственно по месту нахождения налоговой инспекции производится выемка на основании отдельного мотивированного постановления. Также при вашем отказе добровольно дать доступ к документам, проверяющие имеют право вскрывать помещения или иные места, где могут находиться подлежащие выемке документы и предметы.

    Проводить инвентаризацию имущества предприятия

    А также производить осмотр производственных, складских, торговых и иных помещений и территорий организации.

  • Содействуйте – обеспечьте проверяющих рабочей силой для перевешивания и перемещения грузов, исправными весами, измерительными и контрольными приборами, мерной тарой. Если вы откажете в такой просьбе, сотрудники ФНС могут расценить ваш ответ как воспрепятствование деятельности проверяющих и итогом проверки будет существенное доначисление налогов;
  • При воспрепятствовании доступу проверяющих на территорию или в помещения налогоплательщика налоговики имеют право составить акт и самостоятельно определить сумму налога, подлежащую уплате.
  • Для осмотра и иных действий в рамках проведения налогового контроля могут быть привлечены специалисты, обладающих специальными знаниями и навыками.

    Для дачи показаний в качестве свидетеля на допрос может быть вызвано любое физическое лицом, в том числе сотрудники организации, которым могут быть известны какие — либо обстоятельства имеющие значение для целей проверки.

    Не могут быть допрошены:

  • лица, не достигшие 14 лет;
  • лица, которые в силу своих физических или психических недостатков не способны правильно воспринимать обстоятельства, имеющие значение для налоговиков;
  • лица, которые в связи с исполнением ими своих профессиональных обязанностей получили информацию, интересующую налоговый орган и относящуюся к профессиональной тайне этих лиц (адвокат, аудитор, нотариус).
  • На практике многие руководители отказываются от дачи свидетельских показаний на основании того, что они не обязаны свидетельствовать против самого себя. Сотрудники ФНС расценивают данное поведение как отказ и налагают штраф, так как допрос проводится в отношении финансово-хозяйственной деятельности руководимой им организации, а не самого руководителя. Однако, если вы являетесь индивидуальным предпринимателем и вас вызвали на допрос, свидетельствовать против самого себя вы не обязаны, поэтому смело можете отказать.

    Производить фото- и видеосъемку при проведении осмотра, копировать документы

    Помните, перешагнув порог вашего предприятия, проверяющие в большинстве случаев, ведут видеосъёмку, которая является весомым доказательством вашего поведения и сотрудников предприятия. Вы должны содействовать проверке, а не воспрепятствовать, не стоит оскорблять, унижать или как – либо умалять честь и достоинство сотрудников ФНС.

    Привлекать экспертов для разъяснения вопросов, требующих специальных познаний в науке, искусстве, технике или ремесле

    Экспертиза назначается на основании отдельного постановления, при этом вы вправе заявить отвод эксперту, предлагать кандидатуры экспертов, ставить вопросы перед экспертом, присутствовать во время проведения экспертизы, знакомиться с результатами экспертизы, давать объяснения и представлять возражения на заключения эксперта, просить о назначении дополнительной или повторной экспертизы.

    Проведение выездной проверки фиксируется в протоколе проверяющими, вы в свою очередь тоже записывайте каждый шаг и каждое действие сотрудников ФНС. При сомнениях и чувстве неуверенности вы можете обратиться к профессионалам для оказания юридического сопровождения. Своевременная консультация – залог вашего спокойствия при проведении проверки ФНС.

    Что делать, если неожиданно пришла налоговая проверка

    Визит налоговиков трудно назвать дружественным мероприятием. К счастью, выездные проверки теперь проводятся довольно редко – бравые служащие ФНС всё чаще ограничиваются камеральными. И всё же всегда нужно быть готовым к тому, что однажды сотрудники этого ведомства постучатся в двери вашей фирмы. Главное в таких случаях – не паниковать и быстро выстроить правильную стратегию взаимодействия с непрошеными гостями. Давайте разберёмся, как это сделать.

    Налоговая проверка организации: особенности

    Напомним: выездная налоговая проверка – это мероприятие, по результатам которого налоговые органы доначисляют налоги, сборы и пени, привлекают к ответственности (как налоговой, так и административной) налогоплательщика и занимаются другими узаконенными видами вымогательства.

    Плановые выездные проверки проводятся раз в три года, а внеочередные – максимум один раз в год. Внеплановые проверки начинают обычно в случае, если на вас в налоговые и правоохранительные органы неоднократно поступали жалобы от клиентов, контрагентов, конкурентов или просто «неравнодушных» граждан.

    Для предпринимателя налоговые проверки становятся хроническим источником конфликтов с ИФНС, злоупотребляющей своими полномочиями. Налоговики часто произвольно (в свою пользу) толкуют налоговое законодательство и допускают массу как мелких, так и очень значительных правонарушений. Ситуация усугубляется тем, что в 2015 году законодатель наделил служащих ФНС новыми возможностями.

    Права и полномочия налоговых инспекторов

    Служащие ФНС, непосредственно занимающиеся проверкой, наделены очень широким спектром полномочий. Они могут осуществлять следующие мероприятия:

    • инвентаризацию – в целях проверки достоверности данных, содержащихся в ваших документах;
    • осмотр любых помещений, связанных с вашей коммерческой деятельностью (магазинов, складов, торговых точек, цехов и так далее);
    • истребование документов (для последующей их проверки в отделении ИФНС);
    • выемку документов (для выявления и подтверждения каких-либо налоговых правонарушений);
    • проведение экспертизы (теоретически – с привлечением независимого стороннего эксперта);
    • получение экспертного заключения (со всеми выводами, которые эксперт посчитал нужным обозначить в этом акте);
    • допрос свидетелей, которые могут быть осведомлены по вопросам, важным для сотрудников налоговой службы;
    • вызов свидетелей непосредственно в ИФНС (для последующего допроса);
    • привлечение переводчика, если некоторые из ваших документов составлены на иностранном языке.
    • Как видим, список довольно солидный. Однако это не означает, что сотрудники налоговой имеют право на всё. Ваша задача – наблюдать за тем, чтобы они не выходили за рамки своих полномочий (и по возможности пресекать все эксцессы подобного рода).

      Как снег на голову

      Иногда налоговики приходят совершенно неожиданно. Вы не получали уведомлений и предупреждений (или получили соответствующий документ буквально за день до визита), а ФНС уже на пороге. Насколько это правомерно?

      Дело в том, что решение о проверке сперва обязательно должны отправить руководителю фирмы по почте. Причём не просто отправить, а дождаться ответа, в котором руководитель должен подтвердить получение письма с решением и уведомлением. Понятно, что письмо не всегда приходит прямо на следующей день после отправки, а вы не каждый день проверяете почтовый ящик. Но ФНС это не интересует – служащие просто отсчитывают 6 дней с момента отправки корреспонденции и приходят с проверкой, даже если так и не получили ответа. Но ведь требование о предупреждении считается выполненным только после получения подтверждающего письма! Следовательно, налоговая проверка без предупреждения должна признаваться неправомерной. Просто не пустить инспекторов нельзя – это чревато. Зато у вас появится дополнительный «козырь в рукаве», если впоследствии придётся обжаловать решение налогового органа.

      Порядок действий

      Если вы узнали о предстоящем визите инспекторов хотя бы за день или два, вам нужно срочно заняться подготовкой к встрече «гостей».

    • Немедленно приведите первичную документацию в соответствие с бумагами контрагентов. У них и у вас первые и вторые экземпляры всех документов должны быть абсолютно идентичными. Обратите внимание на подписи и печати, нумерацию, даты.
    • Сообщите своим контрагентам, что к ним, возможно, придёт встречная проверка. Они должны будут подтвердить налоговым инспекторам факт хозяйственной деятельности, иначе перечисленные контрагентам деньги (отнесённые к затратам) наверняка будут признаны дополнительным доходом. Для вас это будет означать доначисление налогов и назначение штрафов с пени.
    • Подготовьте офис. Оставьте там только те бумаги, наличие которых будет обоснованным и законным с юридической точки зрения. Запомните: никаких лишних сведений! Не относящиеся к делу документы, печати и штампы – временно заберите всё это домой. Ваша задача – максимально ограничить информацию, до которой смогут добраться проверяющие.
    • И вот он, момент истины – инспекторы на пороге. Налоговая проверка пришла, и надо что-то делать дальше.

    • Поинтересуйтесь, на каком именно основании проводится проверка (по жалобам граждан или же в результате окончания срока действия прежнего предписания).
    • Попросите продемонстрировать вам постановление о проведении проверки и внимательно прочтите его. Зачастую в состав проверяющей группы входят люди, никак не обозначенные в постановлении. Возможно, это простое следствие текучки кадров, но присутствие таких лиц – серьёзное правонарушение. Вы вправе не пустить «лишних проверяющих» за порог или поступить немного хитрее (ниже об этом будет сказано более подробно).
    • Записывайте на диктофон все переговоры с инспекторами. Запись может стать дополнительным доказательством какого-либо правонарушения, если инспекторы совершат таковое.
    • Сохраняйте самообладание и всегда думайте, прежде чем сказать что-либо. Почти все опытные налоговики – хорошие психологи. Не исключено, что они будут провоцировать вас «скользкими» вопросами или даже оказывать психологическое давление. Если вопросы явно выходят за рамки делового общения, решительно откажитесь на них отвечать (можно апеллировать при этом к 51 статье Конституции, которая позволяет гражданам не свидетельствовать против себя и своих близких).
    • Если вы будете следовать этим нехитрым правилам, пережить налоговый «налёт» станет гораздо проще. Кстати, бороться с произволом проверяющих можно и другими способами – более неоднозначными, но очень результативными. Некоторые из них могут показаться вам некрасивыми. Применять их или нет – вопрос личного выбора.

      Хитрости и чит-коды

      Опыт многих предпринимателей позволяет выделить несколько эффективных контрдействий. С их помощью можно свести к минимуму вероятность попадания под пресс штрафов и дополнительных выплат.

    • Никогда не пытайтесь дать налоговикам взятку. Это чистой воды самоубийство. Помните совет записывать все переговоры на диктофон? Так вот, налоговые инспекторы делают то же самое, причём зачастую фиксируют происходящее ещё и на видео.
    • Если вы заметили, что налоговики совершили пару незначительных правонарушений, не обязательно сразу же уличать и разоблачать своих визитёров. Зафиксируйте все допущенные ими ошибки (незаконные запросы документов, неправомерные требования о предоставлении сведений, провокационные вопросы), а затем, уже после вынесения заключения, оспорьте их в ведомственном порядке. Велик шанс, что действия проверяющих будут официально признаны неправомерными, а итоговый акт проверки – недействительным.
    • Таким же образом можно поступить, если в составе комиссии присутствуют люди, которых нет в списке. Зафиксируйте факт их присутствия, уточните ФИО и должности, а после вынесения акта обратитесь в ИФНС с жалобой. Грубое нарушение процессуального порядка ведёт к отмене решения, вынесенного проверяющей комиссией.
    • Внимательно проверьте акт по итогу выездной проверки. Сумма начисленных штрафов будет указана как в этом акте, так и в требовании об уплате налогов (либо в решении о привлечении к ответственности, если до такого дойдёт). Возможен вариант, когда в акте налоговики указывают одни суммы, а в требовании или решении – другие. Это несоответствие – ещё один неплохой повод для признания решения налоговых служащих незаконным.
    • На непредвиденный случай вроде наложения имущественного взыскания или блокировки счёта можно завести резервный расчётный счёт.
    • Всегда смотрите по ситуации, стоит ли применять перечисленные способы. Помните, что неумело предпринятые меры могут иногда обернуться против вас же. Утверждение, что делать при налоговой проверке нужно всё возможное – мол, в критической ситуации все средства хороши – неверно.

      Самые распространённые процессуальные нарушения при проверках

      Итак, схема понятна: нарушение – жалоба в ведомственном или судебном порядке – признание заключения проверяющей комиссии незаконным (или хотя бы отмена отдельного решения). Действует такая связка не всегда, но довольно часто, и при должном упорстве можно добиться своего. А если вы не любите рисковать – просто внимательно следите за ходом проверки и сразу указывайте сотрудникам ФНС на их ошибки.

    • Очень часто налоговики произвольно расширяют вопросы проверки. Изучение сведений, не относящихся к отражённым в первоначальном постановлении налогам и налоговым периодам, запрещено – нужны новое решение и отдельная проверка.
    • Инспекторы не вправе проверять уже «обработанные» ими прежде периоды. Исключений три: ликвидация (либо реорганизация) фирмы, предоставление уточнённой налоговой декларации и принятие решения вышестоящим налоговым органом о проверке деятельности нижестоящего. Часто это правило игнорируется.
    • Ещё одно грубое нарушение – проведение в течение одного года более двух выездных проверок. Третья и последующие считаются недопустимыми (в соответствии с 89 статьёй Трудового кодекса).
    • Осуществлять проверку может только тот орган ФНС, в котором вы стоите на учёте. Проведение проверок ненадлежащим органом – явление редкое, но возможное.
    • Предоставить возражения по результатам проверки можно в течение 15 дней. Иногда инспекторы идут на хитрость и предлагают бухгалтеру подписать акт с неправильной датой. В результате срок подачи жалобы искусственно сокращается (зачастую как раз на две недели).
    • Угрозы и психологическое давление – методы, широко используемые налоговиками. Прямые угрозы привлечением к административной ответственности и прозрачные намёки на непорядочность равно недопустимы.
    • Выемка документов без мотивированного и обоснованного постановления.
    • Хитростей и нарушений может быть много, и некоторые из них почти невозможно распознать. Обезопасить себя на 100 % не получится – увы, но это так. Можно лишь минимизировать риски, следуя приведённым выше рекомендациям.

      В 2015 году налоговые проверки организаций стали носить более «хардкорный» характер из-за расширения полномочий ИФНС. Но опасаться инспекторов не следует – они не всемогущи. Не теряйте голову, демонстрируйте им абсолютную готовность защищать свои интересы – и всё закончится благополучно для вас. Налоговики предпочитают не связываться с предпринимателями, способными постоять за себя.

      Полномочия налоговой инспекции при выездной проверке

      Добрый день! Вопрос про полномочия налоговой инспекции при выездной проверки. Я работаю индивидуальным предпринимателем. На прошлой неделе мне почтальонша принесла письмо под расписку. В письме было решение на проверку меня, как ИП. В решении указывалось, что через десять дней меня должна посетить плановая выездная налоговая проверка. Но инспекторы с налоговой инспекции пришли на проверку раньше на один день и потребовали все бухгалтерские документы. Вопрос: в какие сроки должна начаться налоговая выездная проверка, если такое решение было принято начальником налоговой? Считается ли нарушением, если выездная налоговая проверка началась раньше указанного в решении срока, что имеет право сделать ИП, если такое случилось?

      Ответы юристов (7)

      Порядок проведения выездной плановой проверки установлен в ст.89 Налогового кодекса РФ. п.2 ст 89 НК РФ не содержит данных о дате начала проведения проверки. п.8 ст.89 НК РФ установлено, что «Срок проведения выездной налоговой проверки исчисляется со дня вынесения решения о назначении проверки и до дня составления справки о проведенной проверке».

      Таким образом, лучше не конфликтовать с сотрудниками инспекции по поводу их явки ранее срока.

      Есть вопрос к юристу?

      Налоговики должны уведомить заранее о проведение проверки (обычно звонят и просят забрать уведомление или присылают)

      Уведомительный характер закреплен в форме Решения о проведения выездной налоговой проверки . Форма Решения отражена в Приказе

      Приказ ФНС РФ от 25.12.2006 N САЭ-3-06/[email protected] (ред. от 21.07.2011)

      В силу ст.89 НК РФ Решение о проведении выездной налоговой проверки должно содержать следующие сведения:

      полное и сокращенное наименования либо фамилия, имя, отчество налогоплательщика;

      предмет проверки, то есть налоги, правильность исчисления и уплаты которых подлежит проверке;

      периоды, за которые проводится проверка;

      должности, фамилии и инициалы сотрудников налогового органа, которым поручается проведение проверки.

      Если приехали раньше, значит нарушили Сроки указанные в Решении, вы обязаны указать на сроки налоговикам, поскольку они приехав на день раньше, они нарушают режим работы и дестабилизируют ее. Вы также вправе написать жалобу на указанные нарушения руководству налогового органа или в вышестоящий налоговый орган.

      Срок проведения проверки любого вида не может превышать двадцать рабочих дней.

      Результаты проверки, проведенной органом государственного контроля (надзора), органом муниципального контроля с грубым нарушением установленных требований к организации и проведению проверок, не могут являться доказательствами нарушения юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем обязательных требований и требований, установленных муниципальными правовыми актами, и подлежат отмене вышестоящим органом государственного контроля (надзора) или судом на основании заявления юридического лица, индивидуального предпринимателя (ст. 20 ФЗ РФ от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О Защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля»).

      Грубыми нарушениями являются: нарушение сроков уведомления проведения плановой проверки юридического лица, индивидуального предпринимателя (не позднее чем в течение трех рабочих дней до начала ее проведения посредством направления копии распоряжения или приказа руководителя, заместителя руководителя органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля о начале проведения плановой проверки заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении или иным доступным способом).

      В силу ч.2 ст. 9 указанного Закона плановые проверки проводятся не чаще чем один раз в три года, которые проводятся на основании разрабатываемых органами государственного контроля (надзора), органами муниципального контроля в соответствии с их полномочиями ежегодных планов.

      Таким образом, Закон не устанавливает конкретные даты проведения плановых проверок.

      в отношении налоговых проверок ФЗ №294 не применяется — п.3.1. ст.1 294-ФЗ

      Здравствуйте!

      В письме было решение на проверку меня, как ИП. В решении указывалось, что через десять дней меня должна посетить плановая выездная налоговая проверка.

      Скорее всего Вы получили информационное письмо или уведомление. Решение, как правило вручается налогоплательшику уже прибывшей проверкой, в которой Вы расписываетесь. В решении не может быть указано, «через десять дней». В решении указывается точная дата составления этого решения.

      Срок проведения выездной налоговой проверки согласно п. 8 ст. 89 НК РФ исчисляется со дня вынесения решения о назначении проверки и до дня составления справки о проверке.

      Таким образом обжаловать информационное письмо или уведомление, в котором были некорректно указаны сроки проведения проверки будет проблематично.

      Уточнение клиента

      в письме была указана конкретная дата, а налоговики приехали на день раньше. Мы не успели упорядочить все документы.

      25 Июня 2012, 12:38

      Доброго Вам дня!

      Согласно п. 8 ст. 89 НК РФ срок проведения выездной налоговой проверки исчисляется со дня вынесения решения о назначении проверки и до дня составления справки о проведенной проверке.

      Именно с даты вынесения решения, а не вручения его копии Вам или сроков, в нем указанных, начинается выездная налоговая проверка.

      Законодательно прямо не установлена обязанность налогового органа направлять налогоплательщику копию решения о назначении налоговой проверки. Однако такую обязанность налогового органа усматиривают суды, ссылаясь на пп. 9 п. 1 ст. 21, пп. 9 п. 1 ст. 32 НК РФ.

      Соответственно налоговики выходят на проверку не ранее дня получения налогоплательщиком копии решения о проведении проверки.

      Именно с даты вынесения решения (с даты получения налогоплательщиком копии решения) о проведении проверки сотрудники налогового органа имеют право заявлять требования о предоставлении налогоплательщиком документов. Поэтому в данной ситуации налоговики имели право требовать от Вас документы, при этом их действия обжаловать будет невозможно.

      Также необходимо учитывать, что по общему правилу, установленному п. 6 ст. 89 НК РФ, выездная налоговая проверка не может продолжаться более двух месяцев. При этом срок начинает исчисляться со дня вынесения (включительно) решения о проведении проверки.

      — в письме была указана конкретная дата, а налоговики приехали на день раньше. Мы не успели упорядочить все документы

      К сожалению, бывает и так. Сообщение о проведении проверки обжаловать невозможно. Они не имеют права приезжать и требовать предоставления документов только до вынесения решения о проверки.

      Ищете ответ?
      Спросить юриста проще!

      Задайте вопрос нашим юристам — это намного быстрее, чем искать решение.

      Права и обязанности налоговых органов и их должностных лиц

      О правах и обязанностях налоговиков по отношению к налогоплательщикам

      Налоговые органы вправе:

    • требовать от налогоплательщика документы (в т. ч. в электронной форме), служащие основанием для исчисления и уплаты налогов, а также документы, необходимые для контроля за исчислением и уплатой налогов;
    • проводить налоговые проверки, производить выемку документов (при угрозе их уничтожения, изменения, замены, сокрытия) и осматривать территорию и помещения;
    • вызывать должностных лиц налогоплательщика для дачи пояснений по поводу уплаты налогов;
    • приостанавливать операции по счетам налогоплательщиков;
    • арестовывать имущество налогоплательщиков;
    • определять сумму налога, подлежащую уплате налогоплательщиком, расчетным путем, если налогоплательщик:
      • не допускает налоговых инспекторов к осмотру своих производственных, складских, торговых и иных помещений;
      • более двух месяцев не представляет требуемые от него документы;
      • не ведет учета объектов налогообложения или ведет его с такими нарушениями, что рассчитать налог невозможно;
    • требовать от налогоплательщиков устранения выявленных нарушений;
    • взыскивать недоимки, пени, проценты и штрафы;
    • вызывать в качестве свидетелей лиц, обладающих информацией, которая необходима налоговым органам для контроля за налогоплательщиками, привлекать экспертов и переводчиков;
    • просить орган, выдавший налогоплательщику лицензию на право осуществления какой‑либо деятельности, аннулировать или приостановить ее действие;
    • предъявлять в суды общей юрисдикции или арбитражные суды иски:
      • о взыскании недоимки, пеней и штрафов за налоговые правонарушения;
      • о возмещении ущерба, причиненного действиями банка по списанию денежных средств со счета налогоплательщика, по которому были приостановлены операции;
      • о досрочном расторжении договора об инвестиционном налоговом кредите.
      • Обязанности налоговых органов и их должностных лиц

        Налоговые органы обязаны:

        1. осуществлять государственную регистрацию юридических и физических лиц, вести их учет и выдавать выписки из ЕГРН;
        2. соблюдать налоговое законодательство;
        3. бесплатно информировать (в т. ч. письменно) налогоплательщиков о действующих налогах и сообщать им при регистрации реквизиты для заполнения платежных поручений на перечисление налогов, включая номера счетов Федерального казначейства;
        4. представлять формы отчетности и разъяснять правила их заполнения;
        5. давать разъяснения по вопросам уплаты налогов;
        6. возвращать или зачитывать излишне уплаченные или излишне взысканные налоги, пени и штрафы;
        7. направлять налогоплательщику:
          • копии акта налоговой проверки и решения по ней;
          • налоговое уведомление и (или) требование об уплате на‑ лога.
          • справки о состоянии расчетов (по запросу);
          • руководствоваться письменными разъяснениями Минфина РФ;
          • при неуплате налоговых платежей, имеющей признаки преступления, направлять материалы в следственные органы для решения вопроса о возбуждении уголовного дела.

        Как устроена налоговая система России?

        Эта статья написана по материалам электронной книги «Налоговая система России». Это и множество других зарекомендовавших себя изданий Вы найдете в нашем каталоге. Посмотреть каталог >>

        Читайте также по теме:

        Практическая энциклопедия бухгалтера

        Все изменения 2018 года уже внесены в бератор экспертами. В ответе на любой вопрос у вас есть всё необходимое: точный алгоритм действий, актуальные примеры из реальной бухгалтерской практики, проводки и образцы заполнения документов.

        Налоговые органы — полномочия не безграничны

        Налоговый кодекс как главный регламентирующий документ налоговых правоотношений для разрешения спорных ситуаций предоставляет налогоплательщику два пути отстаивания своих прав при неправомерных действиях сотрудника налогового органа. Первый наиболее распространенный и наиболее действенный — обращение за защитой своих прав в судебные инстанции. Однако защиту своих прав в судебном порядке нельзя назвать быстрым и своевременным способом. Убытки налогоплательщика от примененных мер налогового органа до вынесения судебного решения часто могут сделать принятое решение бесполезным, так как деятельность приостановлена, клиенты и партнеры отношения порвали, деловой репутации нанесен непоправимый вред. Статьей 101.2 Налогового кодекса РФ установлен порядок обжалования решения налогового органа в вышестоящий налоговый орган, однако, практика обращений в вышестоящие налоговые органы показывает, что такие действия, как правило, не влекут каких-то изменений в положении налогоплательщика. Позиция вышестоящего налогового органа подтверждает правильность привлечения налогоплательщика за совершение налогового правонарушения нижестоящим налоговым органом.

        Тем не менее, судебная практика отмены актов налоговых органов, вынесенных по итогам проверок, подтверждает тот факт, что сотрудниками налоговых органов допускаются многочисленные нарушения закона при проведении проверок. Подтверждение вышестоящими налоговыми органами отмененных актов на стадии обжалования говорит о том, что при рассмотрении жалоб налогоплательщиков большое влияние на принятие решения имеет корпоративность фискальных органов, а не объективность ее рассмотрения.

        Способы, предложенные налоговым законодательством, не позволяют в полной мере защитить интересы налогоплательщика при нарушении его прав. Однако защита прав налогоплательщика не ограничивается только нормами Налогового кодекса РФ, за рамками Налогового кодекса РФ осталась возможность обжалования действий налогового органа в прокуратуру.

        Правовым основанием для этого является Федеральный закон от 17.01.1992 № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» (далее — Закон о Прокуратуре РФ). В соответствии с абзацем 2 п. 2 ст. 1 Закона прокуратура уполномочена осуществлять надзор за исполнением законов федеральными министерствами, государственными комитетами, службами и иными федеральными органами исполнительной власти, органами контроля, их должностными лицами, органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций и рядом иных органов и их должностных лиц. Таким образом, если налогоплательщик считает, что налоговый орган при проведении проверки и привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения не соблюдал нормы законодательства, то он имеет право о данном нарушении направить жалобу, рассмотрение которой входит в компетенцию органов прокуратуры.

        В соответствии с Приказом Генерального прокурора РФ от 11.02.2003 № 9 «О мерах по повышению эффективности прокурорского надзора за исполнением законодательства о налогах и сборах» к важнейшим задачам прокуроров отнесены обеспечение законности при взыскании и перечислении налоговых платежей в бюджеты всех уровней, а также защита прав налогоплательщиков. Данным приказом Генеральный прокурор России обязал органы прокуратуры своевременно выявлять и безотлагательно реагировать на все факты нарушений в сфере налогообложения, привлекать виновных к ответственности.

        Необходимо отметить, что прокурору не предоставлено право осуществлять общую проверку соблюдения законодательства о налогах и сборах налоговыми органами. Следовательно, прокуратура может провести проверку исключительно в отношении фактов нарушения законодательства, указанных налогоплательщиком в жалобе.

        Рассмотрение и разрешение органами прокуратуры жалоб, заявлений и иных обращений производится на основании ст. 10 Закона о Прокуратуре РФ, в соответствии с п. 1 которой решение, принятое прокурором, не препятствует обращению в суд. В то же время, говоря о рассмотрении жалоб прокурором, следует особо отметить, что в соответствии с п. 5 ст. 10 Закона о Прокуратуре РФ запрещается пересылка жалобы в орган или должностному лицу, решения или действия которого обжалуются, а обжалуется вышестоящему прокурору. Данный элемент правового регулирования является мерой, эффективно повышающей объективность рассмотрения жалобы, поскольку при процедуре рассмотрения жалобы в административном порядке вышестоящим налоговым органом достаточно часто формирование позиции по жалобе поручается налоговому органу, вынесшему обжалуемый ненормативный акт.

        Поступающие в органы прокуратуры заявления и жалобы, иные обращения рассматриваются в порядке и сроки, установленные федеральным законодательством. Общий срок рассмотрения обращений граждан, должностных и иных лиц — 30 дней со дня регистрации обращения в прокуратуре.

        Получив жалобу, прокурор обязан провести проверку изложенных в ней фактов. При этом прокурор вправе беспрепятственно входить на территории и в помещения органов, чьи действия проверяются, иметь доступ к их документам и материалам; требовать от руководителей и других должностных лиц указанных органов представления необходимых документов, материалов, статистических и иных сведений; выделения специалистов для выяснения возникших вопросов; проведения проверок. При этом адресанты требования о проведении проверок обязаны приступить к их проведению незамедлительно (ст. 22 Закона по прокуратуре). Кроме того, прокурору предоставлено право вызывать должностных лиц для дачи объяснений по поводу нарушений законов.

        В случае подтверждения факта совершения изложенных в жалобе противоправных действий прокурор обязан принять меры прокурорского реагирования, к которым относятся:

      • представление об устранении нарушений закона;
      • постановление прокурора;
      • протест прокурора.
      • 1. Внесение представления прокурора регламентируется нормами ст. 24 Закона о Прокуратуре РФ, в соответствии с которой представление вносится прокурором или его заместителем в орган или должностному лицу, уполномоченному устранить допущенные нарушения, и подлежит безотлагательному рассмотрению. Четко определенный срок рассмотрения в данной статье не установлен, однако в абзаце 2 говорится, что в течение месяца должны быть приняты конкретные меры по устранению допущенных нарушений закона, причин и условий, им способствующих, с последующим сообщением результатов принятых мер прокурору в письменной форме.

        2. Согласно ст. 23 Закона протест подлежит обязательному рассмотрению не позднее чем в десятидневный срок. Прокурор вправе установить сокращенный срок устранения нарушения закона в исключительных обстоятельствах.

        Данная мера процессуального реагирования является достаточно эффективной, и по результатам рассмотрения протеста незаконный акт налогового органа может быть отменен, что подтверждается, в частности, материалами арбитражной практики (Постановление ФАС Поволжского округа от 08.12.2003 по делу № А65-5896/03-СА2-11).

        3. Постановление прокурора при проведении проверки по жалобам налогоплательщиков может быть вынесено при обнаружении в действиях должностных лиц налогового органа состава административного правонарушения либо преступления. В первом случае прокурор выносит мотивированное постановление о возбуждении производства об административном правонарушении (ст. 25 Закона о прокуратуре). Данное постановление подлежит рассмотрению уполномоченным на то органом или должностным лицом в срок, установленный законом. О результатах рассмотрения сообщается прокурору в письменной форме.

        Практика свидетельствует, что меры прокурорского реагирования на нарушения закона осуществляются по жалобам налогоплательщиков в самых разных ситуациях. Например, по фактам несвоевременного сообщения налогоплательщикам о выявленных переплатах по налогам, фактам несвоевременного возврата переплат, возврата переплат без начисления процентов по ст. 78 НК РФ. Это не исчерпывающий список нарушений, также данная мера реагирования может применяться прокурором, в том числе при обнаружении фактов нарушения сроков налоговых проверок, отказов в выдаче решений по ним и так далее.

        Кроме того, уведомления о ставших известными налоговым органам случаях излишней уплаты налогов и сумме излишне уплаченного налога налогоплательщикам направляются редко. Между тем, в соответствии с пунктом 3 статьи 78 Налогового кодекса Российской Федерации налоговый орган обязан сообщить налогоплательщику о каждом ставшем известным налоговому органу факте излишней уплаты налога и сумме излишне уплаченного налога в течение 10 дней со дня обнаружения такого факта.

        Закон не разъясняет, какими именно должны быть действия органа или должностного лица, получившего протест прокурора на вынесенный правовой акт. Поэтому возможны ситуации как с изменением принятого акта (например Постановление ФАС ЦО от 18.07.2002 № А48-2754/01-2), так и с его полной отменой (например отмена незаконных актов органов местного самоуправления по протесту прокуроров Амурской области об актах, незаконно вводивших местные налоги и устанавливавших не предусмотренные НК РФ сборы).

        Прокуратурой Амурской области были привлечены к ответственности руководители межрайонной налоговой инспекции Федеральной налоговой службы России № 3 по Амурской области, сотрудники которой в нарушение ст.70 Налогового кодекса РФ требования об уплате налога в 2006 году направляли налогоплательщикам по истечении трех месячного срока после наступления срока уплаты налога.

        Так, в отношении налогоплательщика ООО «Теплоэнергия», требование № 84122 об уплате Единого социального налога направлено 15.12.2006г., когда срок уплаты налога истек 15.08.2006г. В отношении налогоплательщика МУП «Белогорские коммунальные системы» требование № 8679 об уплате налога на добавленную стоимость направлено 23.05.2007г., когда установленный законодательством срок истек 20.02.2006г.

        С нарушением трехмесячного срока также были направлены требования № 356 и № 359 в отношении налогоплательщика МУП «Белогорские коммунальные системы».

        Прокуратура Башкирии провела проверку законности вынесения решения о приостановлении операций по банковским счетам ГУП «УПО «Геофизприбор», которое вынесло ИФНС РФ по Советскому району Уфы. По результатам проверки прокуратурой республики в Арбитражный суд республики было направлено исковое заявление о признании незаконным и недействительным вышеуказанного решения ИФНС РФ по Советскому району Уфы, которое судом было удовлетворено в полном объеме. Налоговый орган, не согласившись с указанным решением, обратился в суд апелляционной инстанции, который также признал требования прокуратуры обоснованными и оставил указанное решение без изменений.

        Бальзамом на «раненую душу» налогоплательщика может быть тот факт, что в случае игнорирования налоговым органом требований прокуратуры, к лицу, виновному в нарушении законодательства могут быть применены меры административной ответственности. Отрадно, что в данном случае ответственность настигает именно конкретного инспектора, а не весь орган в целом. К примеру, по данным Управления Генпрокуратуры РФ по Дальневосточному федеральному округу в первой половине этого года привлечение к «дисциплинарной ответственности» осуществлялось по результатам рассмотрения каждого второго представления, вынесенного при выявлении нарушений в налоговой сфере.

        Следует учесть, что применительно к рассмотрению жалоб налогоплательщиков привлечение инспекторов к административной ответственности возможно именно в качестве санкции за игнорирование мер прокурорского реагирования. Так, ст. 19.4 КоАП РФ предусматривает ответственность за неповиновение законному распоряжению должностного лица органа, осуществляющего государственный надзор; ст. 19.5 КоАП РФ — за невыполнение в срок законного предписания (постановления, представления, решения) органа (должностного лица), осуществляющего государственный надзор; ст. 19.6 КоАП РФ — за непринятие мер к устранению причин нарушения законодательства.

        Несмотря на определенную «ограниченность» административного преследования виновных должностных лиц налоговых органов, именно наличие перечисленных составов обеспечивает эффективность реализации мер прокурорского реагирования, в значительной степени гарантируя исполнение законных представлений, протестов и иных прокурорских актов чиновниками. Последнее связано с применением финансовых и иных санкций (как и в случае с дисциплинарной ответственностью) к конкретным должностным лицам.

        Обобщая вышесказанное, можно заявить, что использование прокуратуры в качестве инстанции при досудебном рассмотрении жалоб налогоплательщиков и, соответственно, в разрешении налоговых споров несет в себе большой потенциал. Реализация его должна идти в двух направлениях:

        во-первых, путем налаживания взаимодействия органов прокуратуры с налоговыми органами, формирования соответствующей нормативной базы на уровне подзаконных актов;

        во-вторых, путем системного подхода со стороны надзирающих органов к жалобам налогоплательщиков, с учетом того, что взаимоотношения между налогоплательщиком и налоговым органом порождают не только обязанности, но и права для участников отношений в равной степени.

        Федеральная налоговая служба в РФ

        Федеральная налоговая служба, а по сокращению ФНС РФ, считается федеральным органом, относящимся к исполнительной власти.

        Состав и структура в 2017 году

        Система налогообложения сейчас имеет трехступенчатый контроль. Изначально осуществляет его Федеральная налоговая служба, затем Межрегиональная, а потом дело переходит на управление ФНС России.

        Возглавляет ФНС России руководитель, назначенный Министром Финансов РФ. Руководитель несет полную ответственность за все действия, а также персональную ответственность за выполнение задач.

        Исходя из вышеописанной структуры, руководитель налоговой службы утверждает структурные подразделения, в том числе департаменты и офисы управления. Для определения и анализа состава подразделений берут условия в виде наличия у налоговой службы основных и дополнительных видов деятельности.

        Финансирование и оплата заработной платы осуществляется за счет федерального бюджета страны. Сама структура и ее территориальные отделения считаются юридическими лицами, имеющими собственные бланки и печати государственного образца. На таковых объектах находится наименование организации, эмблема.

        Федеральная налоговая служба ведет свою деятельность через территориальные отделения с взаимодействием с остальными государственными структурами. Структура представленного органа утверждается приказом. При этом каждое подразделение считается отдельным юридическим лицом. При этом каждый из них находится в подчинении и входит в центральный офис.

        Часто можно услышать о реформировании структуры. В данном случае это возможно с целью создания межрегиональных и межрайонных инстанций. Отличием работы становится строительство своего рабочего процесса исходя из категории налогоплательщика, его деятельности и статуса.

        Основная задача и функции

        Данная структура осуществляет функции по контролю и надзору выполнения обязанностей налогоплательщиков, исчисляет налоги и уведомляет каждого о сумме, подлежащей к уплате. Действует на основании действующего законодательства в интересах государства.

        Также осуществляет контроль за своевременным внесением денежных средств в государственную казну.

        Федеральная налоговая служба подразделяется на:

        1. Центральный аппарат, который выполняет функции по изучению и анализу практики применения различных законодательств. Помимо этого, участвует в подготовке необходимых законодательных актов, разрабатывает инструкции и рекомендации.
        2. Краевые и областные отделения организуют рабочий процесс нижестоящих инстанций, анализируют отчетность, где прописана проделанная работа, осуществляет рекомендации.
        3. Районная инспекция выполняет контроль за исполнением обязательств в соответствии с законодательством, анализирует и предоставляет отчетность в вышестоящие инстанции.
        4. Основной задачей государственной инстанции становится контроль за исполнением Налогового кодекса и остальных правовых актов, касаемо налогообложения в России. Также налоговая следит за корректностью исчисления платежей, полнотой исполнения обязательств и корректностью заполнения деклараций.

          Осуществляет валютный контроль в соответствии с действующим законодательством.

          Если объединить все вышесказанное, то основными функциями представленной организации становятся:

        5. соблюдение исполнения законодательных мер, установленных в Российской Федерации касаемо налога и сбора;
        6. контроль за исчислением и полнотой внесения денежных средств в государственную казну;
        7. контроль за производством спиртосодержащей и алкогольной продукции, в том числе и табачной;
        8. соблюдение валютного оборота и соответствующего законодательства;
        9. уведомление граждан об уплате налога в установленные сроки.
        10. Также Федеральная налоговая служба осуществляет:

        11. государственную регистрацию юрлиц, физлиц и ИП;
        12. предоставление требований об уплате долга при подаче лицом дела о банкротстве в судебную инстанцию.
        13. Федеральная налоговая служба создавалась для:

        14. взаимодействия с представителями правительства и с президентом Российской Федерации по вопросам налогообложения;
        15. для соблюдения всеми гражданами законодательства;
        16. проведения налоговых проверок и корректности заполнения документации;
        17. контроля переработки, разведки и добычи нефтепродуктов;
        18. контроля за разведкой, добычей и транспортировкой газа;
        19. контроля за производством табачной продукции;
        20. передачи и производства электроэнергетики;
        21. реализации металлургии;
        22. оказания транспортировочных услуг;
        23. связи.
        24. У налоговой службы субъекта несколько ограниченный функционал – контроль за соблюдением законодательства и обеспечение поступления денежных средств по налогам.

          Цели и полномочия

          Основной целью Федеральной службы становится контроль за соблюдением норм и правил законодательства.

          ФНС имеет следующие полномочия:

        25. Контролировать и анализировать все действия, которые связаны с выполнением законодательства. Осуществляет надзор за соблюдением нормативно-правовых актов, правильностью исчисления и уплату налогов. Контролирует подачу налоговой декларации и правильность ее заполнения.
        26. Регистрировать юридических и физических лиц в качестве ИП.
        27. Осуществлять постановку граждан в Единый государственный реестр.
        28. Информировать граждан о действующих налогах в соответствии с законодательством, а также о порядке их исчисления и правах, обязанностях сторон.
        29. Помогать гражданам заполнять налоговую декларацию для исчисления и уплаты государственных сборов, разъяснять порядок уплаты.
        30. Принимает в соответствии с законопроектом изменения о сроках уплаты.
        31. Самостоятельно разрабатывает политику и порядок заполнения расчетов по налогообложению, иных документов, касаемо уплаты сборов в государственную казну.
        32. Проверяет деятельность юрлиц, физлиц и фермерских компаний.
        33. Проводит испытания и анализ касаемо контроля за соблюдением выполнения законодательных норм.
        34. Права налоговых органов

          Федеральная налоговая служба не вправе оказывать платные услуги и управлять государственным имуществом, если этого не предусмотрено действующими правовыми актами.

          Налоговые органы имеют право на:

        35. требование выполнения норм законодательства, предоставление отчетности и уплаты налогов и сборов в установленном порядке;
        36. проведение налоговой проверки в установленном порядке Российской Федерации, в том числе исполнение обязательств кредитными учреждениями по переводу денежных средств;
        37. выемку документации у клиента для проведения налоговой проверки на корректность заполнения;
        38. вызов налогоплательщика после письменного уведомления для пояснения ответственности за невыполнения обязательств;
        39. приостановление операции, если клиент не оплачивает налоги, арест имущества в соответствии с законодательством;
        40. осмотр всех помещений, которые используются налогоплательщиком для получения прибыли в порядке, предусмотренном законодательством;
        41. корректное определение суммы к уплате по налогам на основании имеющихся сведений о налогоплательщике;
        42. устранение нарушений касаемо налогооблагаемой базы;
        43. взыскание недоимок при их обнаружении в соответствии с Федеральным законом от 17 декабря 2009 года №318;
        44. требование из кредитного учреждения документов, подтверждающие списание денежных средств со счетов должника;
        45. привлечение сторонних специалистов для проверки налогоплательщика;
        46. вызов свидетелей для осуществления налогового контроля;
        47. заявление о лишении юридического лица лицензии на осуществление деятельности;
        48. посещение суда и подачи искового заявления по нарушению Налогового законодательства.
        49. ФНС как субъект государственного финансового контроля

          Переход к рыночному отношению в сфере экономики превратили государственные сборы в основной источник дохода. Следовательно, появилась необходимость назначения нового органа, который будет осуществлять контроль за исполнением обязательств.

          Указ Президента позволил НС преобразоваться в Министерство РФ по налогообложению. Затем, по указу президента, данная инстанция переименовалась в Федеральную налоговую службу.

          Именно она выполняет все функции касаемо контроля финансового оборота в Российской Федерации. Финансовый контроль за исполнением обязательств осуществляется различными методами, в том числе в виде ревизии, наблюдения, анализа и обследования.

          Все эти методы позволяют в полной мере ознакомиться с финансовой деятельность налогоплательщика и проанализировать его доходы. Иногда структура проводит обследование в виде опроса. Основным же методом, как и ранее, остается ревизия, осуществляемая за счет документации.

          Действующие правовые акты оговаривают обязательный характер ревизии, который основывается на проверке первичной документации и учетного регистра. Затем уже проверяется фактическое наличие денежных средств и бухгалтерская отчетность.

          Развитие в России

          Для минимизации рисков обмана со стороны налогоплательщика, в России планируется усовершенствовать контроль ФНС. Также из приоритетных задач стоит выделить повышение качества сервиса. Основной акцент сейчас ставится на уровень развития электронных услуг.

          Если будет усовершенствован сервис, то декларацию налогоплательщик сможет подать дистанционно, не посещая отделение. Это поможет снизить нагрузку на специалистов, а также минимизировать затраты времени самого клиента. Положительным моментом данного вопроса становится возможность постоянного доступа налогоплательщика к своему личному кабинету. Изначально такая услуга внедрялась, но в кризисное время не хватило достаточного финансирования.

          Как показывает практика прошлых лет на Западе, такая возможность не даст значительного уменьшения личного посещения. А вот если обязать налогоплательщика подавать декларацию в электроном виде, это несколько снизит процент посещаемости. Мало того, планируется утверждение Единого стандарта обслуживания клиентов, что значительно повысит уровень оплаты налогов в срок.

          Михаил Мишустин в данном видео-обращении рассказал про сердце ФНС России.

          Смотрите еще:

          • Документы на пенсию по льготному стажу Какие документы нужны, чтобы оформить льготную пенсию в 2018 году Право на получение пенсии имеет каждый трудящийся человек. В зависимости от рода деятельности, профессии, вредных и тяжелых и прочих условий, можно получить также льготную […]
          • Жестокое обращение с детьми законы Жестокое обращение с детьми Основные факты Одна четверть всех взрослых сообщают о том, что в детстве они подвергались физическому насилию. Одна из 5 женщин и 1 из 13 мужчин сообщают о том, что в детстве они подвергались актам […]
          • Заявление супругов о распределении имущественного налогового вычета Правила составления заявления на распределение имущественного вычета между супругами В соответствии с налоговым законодательством РФ каждый, кто приобрел недвижимость, имеет право получить назад часть уплаченных средств в виде возврата […]
          • Госпошлина за рассмотрение апелляционной жалобы Девятый арбитражный апелляционный суд Главное управление Банка России по Центральному федеральному округу г. Москва (сокращенное наименование- ГУ Банка России по ЦФО) Получатель Управление Федерального казначейства (УФК) по г.Москве (ИФНС […]
          • Сколько стаж работы надо Стаж работы для начисления пенсии по старости Для того, чтобы получать пенсию по старости, необходимо иметь минимальный стаж работы. Если такого стажа нет, то гражданин будет получать социальную пенсию. Пенсия по старости, как сказано в […]
          • Закон права потребителей возврат товара рк Закон права потребителей возврат товара рк ЗАКОН РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН О защите прав потребителей Настоящий Закон определяет правовые, экономические и социальные основы защиты прав потребителей, а также меры по обеспечению потребителей […]
          • Ковров юристы Юристы в Коврове +1 ✉ Адрес Владимирская обл., Ковров г., ул. Лепсе, 11 +7 (49232) 3-57-00 ⌚ Часы работы пн-пт 08:00-18:00 Расстояние от центра: 2.2 км. ✉ Адрес Владимирская обл., Ковров, просп. Ленина, 28 +7 (49232) […]
          • Как оформить альбом моя семья для детского сада Интересные варианты создания детского альбома своими руками Новичкам в скарпбукинге (оформление, создание альбомов) свойственно покупать готовые чистые альбомы, затем украшать их по собственному вкусу. Но если вы решили изготовить […]