Оспаривание в суде ненормативного правового акта

Оглавление:

Статья 195. Решение суда по делу об оспаривании нормативного правового акта

Статья 195. Решение суда по делу об оспаривании нормативного правового акта

1. Решение по делу об оспаривании нормативного правового акта принимается арбитражным судом по правилам, установленным в главе 20 настоящего Кодекса.

2. По результатам рассмотрения дела об оспаривании нормативного правового акта арбитражный суд принимает одно из решений:

1) о признании оспариваемого акта или отдельных его положений соответствующими иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу;

2) о признании оспариваемого нормативного правового акта или отдельных его положений не соответствующими иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, и не действующими полностью или в части.

3. В резолютивной части решения по делу об оспаривании нормативного правового акта должны содержаться:

1) наименование органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, его название, номер, дата принятия акта;

2) название нормативного правового акта, который имеет большую юридическую силу и на соответствие которому проверен оспариваемый акт;

3) указание на признание оспариваемого акта соответствующим нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, и на отказ в удовлетворении заявленного требования или на признание оспариваемого акта не соответствующим нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, и не действующим полностью или в части.

4. Решение арбитражного суда по делу об оспаривании нормативного правового акта вступает в законную силу немедленно после его принятия.

5. Нормативный правовой акт или отдельные его положения, признанные арбитражным судом недействующими, не подлежат применению с момента вступления в законную силу решения суда и должны быть приведены органом или лицом, принявшими оспариваемый акт, в соответствие с законом или иным нормативным правовым актом, имеющими большую юридическую силу.

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 27 июля 2010 г. N 228-ФЗ часть 6 статьи 195 настоящего Кодекса изложена в новой редакции, вступающей в силу по истечении девяноста дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

6. Копии решения арбитражного суда в срок, не превышающий десяти дней со дня его принятия, направляются лицам, участвующим в деле.

Постановлением Конституционного Суда РФ от 17 января 2008 г. N 1-П часть 7 статьи 195 настоящего Кодекса признана не противоречащей Конституции РФ в части, не допускающей обжалование в кассационном порядке решений и определений Высшего Арбитражного Суда РФ, вынесенных им в качестве суда первой инстанции, по делам об оспаривании нормативных правовых актов Президента РФ, Правительства РФ, федеральных органов исполнительной власти, затрагивающих права и законные интересы лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности

7. Решение арбитражного суда по делу об оспаривании нормативного правового акта, за исключением решения Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, может быть обжаловано в арбитражный суд кассационной инстанции в течение месяца со дня вступления в законную силу.

1.7.2. Оспаривание ненормативных правовых актов или признание действий незаконными

Гораздо чаще в хозяйственной практике возникает необходимость оспорить
ненормативный правовой акт, касающийся конкретного субъекта правоотношений.
Обратиться в суд с заявлением об оспаривании ненормативного правового акта
имеют право:
— граждане;
— организации;
— другие заинтересованные лица;
— прокурор;
— государственные органы;
— муниципальные органы.
Так сказано в статье 198 АПК РФ.

Основное требование: заявители (граждане и организации) должны полагать, что
оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не
соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и
законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности,
незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для
осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Прокурор, государственные и муниципальные органы обращаются в суд в случае,
если оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не
соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и
законные интересы граждан, организаций, иных лиц в сфере предпринимательской и иной
экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности,
создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной
экономической деятельности.
Заявление может быть подано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня,
когда гражданину, организации стало известно о нарушении их прав и законных
интересов, если иное не установлено федеральным законом. Пропущенный по
уважительной причине срок подачи заявления может быть восстановлен судом.
Арбитражный кодекс требует, чтобы в заявлении были указаны:
1) наименование органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение,
совершили оспариваемые действия (бездействие);
2) название, номер, дата принятия оспариваемого акта, решения, время совершения
действий;
3) права и законные интересы, которые, по мнению заявителя, нарушаются
оспариваемым актом, решением и действием (бездействием);
4) законы и иные нормативные правовые акты, которым, по мнению заявителя, не
соответствуют оспариваемый акт, решение и действие (бездействие);
5) требование заявителя о признании ненормативного правового акта
недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
Так сказано в статье 199 АПК РФ.
На этот документ также распространяются требования части 1, пунктов 1, 2 и 10
части 2, части 3 статьи 125 АПК РФ.
Вот образец заявления об оспаривании ненормативного правового акта:
В Арбитражный суд ___________________________
(города, края,
_____________________________________________
области, республики)
Заявитель: __________________________________
(наименование, адрес)
Ответчик: Министерство ______________________
(наименование, адрес)
ЗАЯВЛЕНИЕ
о признании недействительным ненормативного правового акта
В соответствии с приказом Министерства ________________ N __________ от
_________________ Заявитель, который был самостоятельным юридическим лицом,
преобразован в структурное подразделение _________________________________.
(наименование организации)
Данный приказ противоречит п. 1 ст. 57 Гражданского кодекса РФ,
согласно которому реорганизация юридического лица может быть осуществлена
по решению его учредителей (участников) либо органа юридического лица,
уполномоченного учредительными документами. В связи с этим реорганизацию
Заявителя мог провести лишь ______________________________________________.
Министерство ____________________ не вправе было принимать оспариваемый
приказ.
В результате принятия оспариваемого приказа были нарушены следующие

права и обязанности Заявителя: ___________________________________________.
В связи с изложенным и в соответствии со ст. 13, 57 ГК РФ,
ст. 27, 29, 126, 197 — 199 АПК РФ
ПРОШУ:
1. Признать Приказ Министерства _________ N _______ от ______________ о
реорганизации ____________________ недействительным с момента его принятия.
Приложение:
1. Копия Приказа от «___» __________ _______ г.
2. Квитанция органов связи об отправлении ответчику копии заявления.
3. Платежное поручение на перечисление госпошлины.
4. Копия свидетельства о государственной регистрации Заявителя.
5. Копия доверенности представителя (если заявление подписывает
представитель).
Руководитель (представитель) __________________
(подпись)
«___» ___________ __________ г.
Заявление о признании действий незаконными может выглядеть так:
В Арбитражный суд _____________________
Заявитель: ____________________________
(наименование, адрес,
_______________________________________
для индивидуального предпринимателя
_______________________________________
дополнительно дата и место регистрации
_______________________________________
в качестве предпринимателя)
Ответчик: _____________________________
(фамилия, имя, отчество
________________________________________
должностного лица, место нахождения)
ЗАЯВЛЕНИЕ
о признании незаконными действий
Ответчиком по данному делу — __________________________________________
(фамилия, имя, отчество должностного лица)
«___» __________ _______ г.

(или в период с «___» ____________ ______ г. по
«___» _________ ______ г.) были совершены следующие действия: _____________
(указываются
__________________________________________________________________________,
оспариваемые действия)
что подтверждается ________________________________________________________
(указать, чем подтверждается
__________________________________________________________________________.
совершение оспариваемых действий)
Данные действия нарушают права и законные интересы Заявителя, а именно
право на __________________________________________________________________
(указываются нарушенные права и интересы Заявителя)
Также оспариваемые действия не соответствуют действующему
законодательству РФ, а именно: ____________________________________________
(указывается, каким нормам права
__________________________________________________________________________.
не соответствуют оспариваемые действия)
В связи с изложенным, в соответствии со ст. ___________________________
(указываются нормы
__________________________________________________________________, а также

права, которым не соответствуют действия)
ст. 29, 197 — 199 АПК РФ
ПРОШУ:
1. Признать незаконными действия Ответчика — __________________________
(фамилия, имя, отчество
_______________________, совершенные им «___» ___________ _________ г. (или
должностного лица)
в период с «___» __________ ________ г. по «___» __________ _________ г.) в
отношении ________________________________________________________________.
(наименование или фамилия, имя, отчество Заявителя)
2. Возвратить уплаченную госпошлину в размере ___________ рублей.
Приложение:
1. Копии документов, подтверждающих совершение оспариваемых действий
(при их наличии).
2. Копия свидетельства о регистрации Заявителя.
3. Уведомление о направлении копии заявления Ответчику.
4. Платежное поручение о перечислении госпошлины.
5. Копия документа, подтверждающего полномочия лица на подписание
заявления.
______________
(подпись)
«___» ____________ _________ г.
В Арбитражный суд _________________________
Адрес: ____________________________________
Заявитель: ________________________________
Адрес: ____________________________________
Ответчик: _________________________________
Адрес: ____________________________________
ЗАЯВЛЕНИЕ
о признании недействительным ненормативного акта ______
(государственных органов,
органов местного самоуправления, иных органов)
Ответчиком был принят _________________________________________________
(указывается точное и полное наименование
__________________________________________________________________________.
оспариваемого ненормативного акта, номер и дата принятия)
Указанный акт содержит положения, нарушающие права истца: _____________
(указывается,
___________________________________________________________________________
какие конкретно положения принятого акта нарушают права истца, в чем
___________________________________________________________________________
эти нарушения выражаются, в каких конкретно нормативных и иных
__________________________________________________________________________.
актах закреплены нарушенные права истца)
Также указанный акт не соответствует __________________________________
(указывается норма закона
__________________________________________________________________________.
или нормативного акта, которой не соответствует ненормативный акт)
В связи с вышеизложенным, в соответствии со ст. 29, 125, 126
Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации
ПРОШУ:

Признать недействительным (полностью или частично) ____________________
(указывается точное
___________________________________________________________________________
и полное наименование ненормативного акта, его номер, дата, конкретные
____________________________________, принятого ___________________________
разделы, части, пункты, параграфы) (указывается полное
__________________________________________________________________________.
наименование ответчика)
Приложение:
1. Копия оспариваемого ненормативного акта.
2. Уведомление о вручении копии заявления ответчику.
3. Документ, подтверждающий оплату госпошлины.
4. Иные документы, подтверждающие требования.
5. Копия свидетельства о регистрации.
6. Копия документа, подтверждающего полномочия лица, подписывающего
заявление.
«___» _____________ _______ г.
________________
(подпись)

Арбитражный суд Краснодарского края

ЮЖНОЕ ГУ БАНКА РОССИИ

Получатель

УФК по Краснодарскому краю (ИФНС РФ №3 г. Краснодара)

Расчетный счет

Оспаривание ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, наделенных федеральным законом отдельными государственными или иными публичными полномочиями, д

Право на обращение в арбитражный суд с заявлением о признании ненормативных правовых актов недействительными, решений и действий (бездействия) незаконными

1. Граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
2. Прокурор, а также органы, осуществляющие публичные полномочия, вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если они полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы граждан, организаций, иных лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
3. Заявления о признании ненормативных правовых актов недействительными, решений и действий (бездействия) незаконными рассматриваются в арбитражном суде, если их рассмотрение в соответствии с федеральным законом не отнесено к компетенции других судов.
4. Заявление может быть подано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации стало известно о нарушении их прав и законных интересов, если иное не установлено федеральным законом. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления может быть восстановлен судом.

Требования к заявлению о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными

1. Заявление о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными должно соответствовать требованиям, предусмотренным частью 1, пунктами 1, 2 и 10 части 2, частью 3 статьи 125 настоящего Кодекса. В заявлении должны быть также указаны:
1) наименование органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение, совершили оспариваемые действия (бездействие);
2) название, номер, дата принятия оспариваемого акта, решения, время совершения действий;
3) права и законные интересы, которые, по мнению заявителя, нарушаются оспариваемым актом, решением и действием (бездействием);
4) законы и иные нормативные правовые акты, которым, по мнению заявителя, не соответствуют оспариваемый акт, решение и действие (бездействие);
5) требование заявителя о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными. В заявлении об оспаривании решений и действий (бездействия) должностного лица службы судебных приставов должны быть также указаны сведения об исполнительном документе, в связи с исполнением которого оспариваются решения и действия (бездействие) указанного должностного лица.
2. К заявлению прилагаются документы, указанные в статье 126 настоящего Кодекса, а также текст оспариваемого акта, решения. К заявлению об оспаривании решений и действий (бездействия) должностного лица службы судебных приставов прилагаются, кроме того, уведомление о вручении или иные документы, подтверждающие направление копии заявления и необходимых доказательств указанному должностному лицу и другой стороне исполнительного производства.
3. По ходатайству заявителя арбитражный суд может приостановить действие оспариваемого акта, решения.

Арбитражный суд Республики Бурятия

Об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействий) государственных органов, ОМСУ, иных органов

Требование о признании недействительным отказа в предварительном согласовании места размещения объекта. Суды отклонили доводы Департамента о наличии препятствий в предоставлении земельного участка обществу в связи с обременением его части правом аренды со стороны предпринимателя, поскольку указанное обстоятельство не являлось основанием отказа и не препятствует в предоставлении земельного участка.

Суд апелляционной инстанции дополнительно отклонил довод предпринимателя о ненадлежащем информировании населения о предстоящем предоставлении земельного участка для строительства объекта.

АС ВСО судебные акты отменил, дело направил на новое рассмотрение.

Установление и оценка указанных обстоятельств, на наличие которых прямо заявлено вышеуказанными лицами с представлением соответствующих доказательств, имеет значение для правильного разрешения спора, поскольку в отношении несвободных (обремененных) правами иных лиц земельных участков невозможно осуществление процедур, которые предусматривались статьями 30, 31 Земельного кодекса Российской Федерации.

Учитывая, что процессуальный закон не препятствует лицам, участвующим в деле, приводить доводы, возражения и представлять в этой связи определенные доказательства,

формальное суждение судов о том, что основанием для отказа в предварительном согласовании обществу места размещения объекта и утверждении акта выбора земельного

участка не являлось наличие прав предпринимателя как арендатора соответствующего земельного участка, не отвечает задачам судопроизводства в арбитражных судах.

Суд кассационной инстанции также признает заслуживающим внимание довод предпринимателя о ненадлежащем информировании населения о предстоящем предоставлении земельного участка.

Так, предприниматель в обоснование данного довода ссылался на отсутствие в публикации в газете «Читинское обозрение» № 52 (1275) от 25.12.2013 достаточных и полных сведений об адресных и иных ориентирах земельного участка, планируемого к предоставлению обществу.

Надлежащая правовая оценка указанным доводам с учетом содержания публикации и действительной возможности достижения целей информирования населения о предоставлении земельного участка судами не дана. При этом указание судом апелляционной инстанции на то, что предприниматель не претендует на планируемый к предоставлению земельный участок, не относится к предмету спора сторон.

Постановление АС ВСО от 19.06.2015 по делу № А78-7213/2014.

Об оспаривании распоряжения об отказе.

Фабула дела. Требование — о признании недействительным распоряжения «Об отказе в реализации преимущественного права». Суды в иске отказали, указали, что поскольку договоры аренды, заключенные с момента вступления в силу Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (26.10.2006), заключены без соблюдения требований указанного Закона (без проведения торгов либо без обязательного предварительного согласия антимонопольного органа в случае предоставления муниципальной помощи (преференции).

АС ВСО судебные акты отменил, направил дело на новое рассмотрение.

Согласно доводам и доказательствам общества, которые были заявлены при рассмотрении дела по существу, несмотря на истечение сроков действия договоров аренды, заключенных до 26.10.2006, оно продолжало непрерывно владеть и пользоваться помещением после истечения срока таких договоров и по состоянию на 1 июля 2013 года при отсутствии возражений со стороны Управления имущества как арендодателя, исполняло обязанности арендатора (в том числе по внесению арендной платы, которую арендодатель принимал и каких-либо действий, определенных абзацем вторым пункта 2 статьи 610 ГК РФ, не совершал).

Учитывая приведенные нормы права, указанные обстоятельства являются существенными и юридически значимыми для правильного разрешения спора сторон.

Постановление АС ВСО от 19.06.15 по делу № А33-15364/2014.

О признании незаконным отказа Комитета по градостроительству.

Требование о признании незаконным отказа Комитета по градостроительству администрации муниципального образования города Братск в утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории и обязании администрации муниципального образования города Братска устранить допущенные нарушения прав и интересов заявителя.

Площадь части земельного участка, занятой зданием, строением, сооружением и необходимой для их использования, определяется в соответствии с пунктом 3 статьи 33 указанного Кодекса, согласно которой предельные размеры земельных участков устанавливаются в соответствии с утвержденными в установленном порядке нормами отвода земель для конкретных видов деятельности или в соответствии с правилами землепользования и застройки, землеустроительной, градостроительной и проектнойдокументацией (пункт 2 статьи 35 Земельного кодекса Российской Федерации).

Согласование местоположения границ земельного участка является обязательной стадией кадастровых работ, производимых в целях осуществления кадастрового учета статьи 38, 39, 40 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости»).

По смыслу пункта 7 статьи 36 Земельного кодекса РФ и разъяснений в Постановлении Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 24.03.2005 N 11 «О некоторых вопросах, связанных с применением земельного законодательства» утверждение схемы расположения земельного участка под объектом недвижимости, принадлежащим на праве собственности заявителю, является безусловной обязанностью государственного органа и необходимой предпосылкой для подачи документов на оформление земельного участка в собственность или аренду.

В рассматриваемом случае администрация необоснованно со ссылкой на пункт 4 статьи 11.2 Земельного кодекса Российской Федерации отказала заявителю в утверждении схемы расположения земельного участка.

Постановление АС ВСО от 30.07.2015 по делу № А19-12388/2014.

О признании незаконным предписания Службы строительного надзора и жилищного контроля.

По результатам проверки обществу выдано предписание, согласно которому заявителем за период с октября 2013 по март 2014 произведено начисление платы за коммунальную услугу (электрическая энергия на общедомовые нужды) в нарушение Правил устройства электроустановок, утвержденных Минэнерго СССР, а также в нарушение части 1 статьи 157 ЖК РФ, пунктов 44, 59 (1), 60 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 № 354. Определение объемов потребления электрической энергии на общедомовые нужды учитывалось обществом по показаниям прибора учета электрической энергии, не являющимся общедомовым прибором учета, в связи с чем, собственнику квартиры № 61 за указанный период неправомерно начислена сумма 544 рубля 96 копеек.

Суды двух инстанций требование заявителя удовлетворили. АС ВСО судебные акты отменил, дело направил на новое рассмотрение.

Вместе с тем, судами не учтено, что действующим законодательством, в том числе Федеральным законом от 26.03.2003 № 35-ФЗ «Об электроэнергетике», а также подзаконными актами на потребителя электроэнергии не возложена обязанность оплачивать потери в бесхозяйных сетях. К тому же, потребитель (в отличие от профессиональных сетевых организаций и иных владельцев сетей) лишён возможности эффективно контролировать объекты электросетевого хозяйства и влиять на величину фактических потерь, тем более, если к бесхозяйной сети присоединены несколько потребителей. Возложение на потребителей электроэнергии обязанности по оплате сверхнормативных потерь, возникших в бесхозяйных сетях, влечёт для последних дополнительное бремя по оплате электроэнергии, которую они не получают. Такое правовое регулирование противоречит как нормам законодательства об электроэнергетике

(пункт 28 постановления Правительства РФ от 04.05.2012 № 442 «О функционировании розничных рынков электрической энергии, полном и (или) частичном ограничении режима потребления электрической энергии»), так и нормам гражданского законодательства (пункт 1 статьи 539, пункт 1 статьи 544 Гражданского кодекса Российской Федерации), обязывающим абонента (потребителя, покупателя) оплатить принятое им количество энергии.

Следовательно, порядок определения объема потребления электрической энергии, установленный абзацем 2 пункта 144 постановления Правительства РФ от 04.05.2012 № 442 «О функционировании розничных рынков электрической энергии, полном и (или) частичном ограничении режима потребления электрической энергии», применен к спорным правоотношениям необоснованно.

Помимо этого, судами не принято во внимание, что прибор учета подлежит установке в месте, максимально приближенном к границе балансовой принадлежности, в котором имеется техническая возможность его установки, только при отсутствии технической возможности установки прибора учета на границе балансовой принадлежности объектов электроэнергетики (энергопринимающих устройств) смежных субъектов розничного рынка.

Суд кассационной инстанции приходит к выводу о том, что суды не установили факт отсутствия технической возможности установки прибора учета на границе балансовой принадлежности, а обществом данные обстоятельства не доказаны.

Постановление АС ВСО от 29.07.2015 по делу № А33-14684/2014.

Правопреемство в лицензионных правоотношениях.

Таким образом, ни Закон об охоте, ни Закон о животном мире не исключают применение общих положений гражданского законодательства РФ о переходе имущественных прав в порядке универсального правопреемства при реорганизации юридического лица.

Кроме того, реорганизация юридического лица не является в соответствии со статьей 20 Федерального закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» основанием прекращения действия лицензии.

Вместе с тем, сделанные судами с помощью логических приемов на основании применения норм материального права выводы по делу № А19-2437/2013 Арбитражного

суда Иркутской области об отсутствии у общества долгосрочной лицензии на пользование

объектами животного мира не являются обстоятельством по смыслу части 2 статьи 69 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. При этом выводы суда преюдициального значения не имеют.

Таким образом, при рассмотрении настоящего дела суды не могли рассматривать отсутствие у общества долгосрочной лицензии на пользование объектами животного мира в качестве установленного обстоятельства, так как это вывод суда, а не обстоятельство.

Постановление АС ВСО от 23.07.15 по делу № А19-13654/2014.

о признании недействительным предписания Федеральной службы по надзору в сфере транспорта.(морской, речной надзор)

Как видно из материалов дела, вменяемые обществу нарушения связаны с несоблюдением предусмотренных приведёнными нормами требований безопасности при эксплуатации принадлежащих ему причалов.

В этой связи суд апелляционной инстанции ошибочно применил к возникшим правоотношениям положения статьи 8 Кодекса внутреннего водного транспорта РФ, регламентирующей содержание внутренних водных путей, нарушение которой обществу не вменялось, и не дал оценку оспариваемому предписанию на соответствие нормам, нарушение которых установлено административным органом.

Между тем суд первой инстанции, проанализировав положения статьи 9 Кодекса внутреннего водного транспорта Российской Федерации, пришел к правильному выводу о

направленности данной нормы на создание безопасных условий плавания судов и обеспечение сохранности искусственных сооружений на внутренних водных путях. При этом суд принял во внимание правовой смысл и содержание понятий причала и речного порта, определённых статьей 3 Кодекса внутреннего водного транспорта Российской Федерации.

И порт, и причал являются гидротехническими сооружениями, имеющими единое функциональное и технологическое назначение в части обслуживания пассажиров и судов, осуществления операций с грузами (погрузки, выгрузки, приема, хранения и выдачи грузов). В связи с этим именно общество, как владелец вышеназванных гидротехнических сооружений, обязано обеспечить выполнение требований, предусмотренных пунктом 1 статьи 56 Кодекса внутреннего водного транспорта Российской Федерации и иных вышеприведённых норм вне зависимости от источника финансирования этих работ.

Постановление АС ВСО от 22.07.2015 по делу № А58-6198/2014.

Единственным доказательством наличия воли собственника (РФ) на отчуждение спорного земельного участка будет решение, принятое федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим полномочия собственника имущества. Принятие соответствующего решения иными органами, не уполномоченными на распоряжение федеральной собственностью, означает, что воля собственника на отчуждение соответствующего имущества отсутствует.

Таким образом, факт снятия земельного участка с кадастровым номером 38:06:00000:2527 с государственного кадастрового учета, сам по себе, не свидетельствует о прекращении права государственной федеральной собственности на земельный участок с кадастровым номером 38:06:000000:5142.

Таким образом, в случае установления судом факта нарушения указанных процедур, предусмотренных Федеральным законом «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан», отмена указанных актов органов местного самоуправления, как не соответствующих требованиям действующего законодательства, также является обоснованной.

Вывод суда апелляционной инстанции о том, что возникшие в данном случае гражданские права заявителя могут быть оспорены только в судебном порядке, тогда как возможность решения этого вопроса в административном порядке законодательством не допускается, со ссылкой на правовую позицию Президиума ВАС РФ, изложенную в постановлении от 25.02.2010 № 15951/09, признан судом кассационной инстанции не основанным на нормах действующего законодательства. Данная правовая позиция сформулирована применительно к иным фактическим обстоятельствам, в том числе, связанным с созданием нового объекта гражданских прав (здания), нарушением прав собственников этого объекта в результате признания недействительным разрешения на строительство и ввод объекта в эксплуатацию.

Наличие между ДНТ «Листопад» и комитетом договора безвозмездного срочного пользования земельным участком, само по себе, не препятствует реализации полномочий органа местного самоуправления по отмене вынесенных актов в порядке самоконтроля.

Постановление АС ВСО от 16.07.2015 по делу № А19-13499/2014.

Оспаривание решения Роспотребнадзора.

С учетом толкования норм указанных санитарных правил арбитражные суды пришли к выводу о том, что соответствующие требования установлены применительно к проектированию вновь строящихся и реконструируемых административных, бытовых зданий и помещений промышленных предприятий, дополнительных специальных помещений и устройств социально-бытового назначения; приведенные требования не могут распространяться на уже построенные и эксплуатируемые здания и сооружения.

Данные выводы судов являются неправомерными в связи со следующим.

Согласно пункту 1.5 СП 2.2.1.1312-03 данные санитарные правила предназначены для организаций, специалистов, деятельность которых связана с проектированием, строительством и эксплуатацией производственных объектов, а также с осуществлением государственного санитарно-эпидемиологического надзора.

Исходя из установленной сферы применения СП 2.2.1.1312-03, суд кассационной инстанции полагает, что требования названных санитарных правил применимы к спорным правоотношениям и обязательны для соблюдения ООО «Комбинат «Волна» в производственной деятельности.

Постановление АС ВСО от 15.07.15 по делу № А33-21948/2014.

Требование о признании недействительным распоряжения администрации города Якутска об отказе в предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка.

Судами установлено, что отказ администрации в предоставлении предпринимателю разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка мотивирован единственным основанием – расположенный на нем объект построен без разрешительной документации. При этом ни оспариваемое решение, ни заключение по результатам публичных слушаний не содержат указаний об отсутствии какой «разрешительной» документации сделан вывод при принятии оспариваемого решения.

На отсутствие разрешительной документации без уточнения ее вида, состава и иных признаков также указано в протоколе публичных слушаний от 18.06.2014. Помимо этого в протоколе указано, что по сообщению жителей дома № 23/4 по ул. Лермонтова окна первых этажей указанного дома выходят на построенный объект, дорога к которому является узкой и небезопасной в эксплуатации.

Постановление АС ВСО от 17.08.2015 по делу №А58-4718/2014.

Оспаривание действий Росреестра.

Управление не осуществило надлежащим образом правовую экспертизу представленных документов на предмет соблюдения требований действующего в тот период времени законодательства (с учетом положений закона Иркутской области от 15.07.2013 № 69-оз «О внесении изменений в отдельные законы Иркутской области») в отношении наличия у лица, обратившегося с заявлением о прекращении обременения, полномочий на совершение каких-либо действий в рамках договора.

Поскольку с заявлением о прекращении права аренды обратилось ненадлежащее лицо (не сторона по договору), правовые основания для государственной регистрации прекращения обременения данного договора у административного органа отсутствовали.

Постановление АС ВСО от 21.09.2015 по делу № А19-14419/2014.

Оспаривание в суде ненормативного правового акта

Прокуратура Республики Коми Официальный сайт

Порядок рассмотрения арбитражным судом дел об оспаривании ненормативных правовых актов

Развитие страны и формирование правового государства в современных условиях непосредственно связаны с правовым просвещением. Согласно Основам государственной политики Российской Федерации в сфере развития правовой грамотности и правосознания граждан важнейшей задачей государства является пропаганда и разъяснение необходимости соблюдения гражданами своих обязанностей, уважения прав и законных интересов других лиц. Развитие страны и формирование правового государства в современных условиях непосредственно связаны с правовым просвещением. Немалая роль в этих процессах отведена органам прокуратуры. Осуществляя надзорные полномочия, прокурор выполняет и просветительскую функцию.

Правовое просвещение неразрывно связано с решением задач профилактики и предупреждения правонарушений. Вопросам организации этой работы посвящен приказ Генерального прокурора Российской Федерации от 10.09.2008 № 182 «Об организации работы по взаимодействию с общественностью, разъяснению законодательства и правовому просвещению».

Своевременное правовое информирование, разъяснение населению законодательства является особым видом прокурорской деятельности. Возможности настоящего раздела официального сайта прокуратуры Республики Коми направлены не только на информирование населения о существующих нормах закона, но и формирование навыков, способов ориентирования человека в значимой для него правовой ситуации, осознанного выбора своего правового поведения на основе должных правовых взглядов и убеждений.

Дела об оспаривании ненормативных правовых актов, затрагивающих права и законные интересы лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, рассматриваются арбитражным судом по общим правилам искового производства, предусмотренным Арбитражным процессуальным кодексом РФ, с особенностями, установленными в 24 главе АПК РФ.

Производство по делам данной категории возбуждается на основании заявления заинтересованного лица, обратившегося в арбитражный суд. Граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительным ненормативного правового акта, если полагают, что оспариваемый акт, не соответствует закону или иному нормативному правовому акту и нарушает их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагает на них какие-либо обязанности, создает иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Правом на обращение в суд о признании недействительным ненормативного правового акта наделены также прокурор, государственные органы, органы местного самоуправления, иные органы. Правом на обращение в Арбитражный суд субъекта Российской Федерации наделен прокурор субъекта Российской Федерации или его заместитель и приравненные к ним прокуроры и их заместители.

Исходя из требований пункта 3 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 23.03.2012 № 15 «О некоторых вопросах участия прокуроров в арбитражном процессе», прокурор вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительным ненормативного правового акта, если полагает, что оспариваемый акт не соответствует закону или иному нормативному правовому акту и нарушает права и законные интересы неопределенного круга лиц и иные публичные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Если при рассмотрении заявления прокурора об оспаривании ненормативного правового акта арбитражный суд установит, что оно предъявлено в интересах конкретного лица (лиц), в отношении которого акт принят, суд со ссылкой на пункт 1 статьи 150 АПК РФ прекращает производство по делу об оспаривании ненормативного правого акта. В этом случае заинтересованное лицо вправе самостоятельно обратиться в арбитражный суд с заявлением на основании статьи 4 и части 1 статьи 198 АПК РФ.

Заявление может быть подано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации стало известно о нарушении их прав и законных интересов, если иное не установлено федеральным законом. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления может быть восстановлен судом.

Заявление о признании ненормативного правового акта недействительным должно соответствовать требованиям, предусмотренным частью 1, пунктами 1, 2 и 10 части 2, частью 3 статьи 125, статьей 199 АПК РФ.

Заявление подается в арбитражный суд в письменной форме, подписывается заявителем или его представителем. В заявлении должны быть указаны: наименование арбитражного суда, в который подается заявление; наименование заявителя, его место нахождения; если заявителем является гражданин, его место жительства, дата и место его рождения, место его работы или дата и место его государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя; наименование органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение, совершили оспариваемые действия (бездействие); название, номер, дата принятия оспариваемого акта, решения, время совершения действий; права и законные интересы, которые, по мнению заявителя, нарушаются оспариваемым актом, решением и действием (бездействием); и иные нормативные правовые акты, которым, по мнению заявителя, не соответствуют оспариваемый акт, решение и действие (бездействие); требование заявителя о признании ненормативного правового акта недействительным; перечень прилагаемых документов.

Заявитель обязан направить другим лицам, участвующим в деле, копии заявления и прилагаемых к нему документов, которые у них отсутствуют, заказным письмом с уведомлением о вручении. К заявлению прилагаются документы, указанные в статье 126 АПК РФ, а также текст оспариваемого акта. По ходатайству заявителя арбитражный суд может приостановить действие оспариваемого акта.

Дела об оспаривании ненормативных правовых актов рассматриваются судьей единолично в срок, не превышающий двух месяцев со дня поступления соответствующего заявления в арбитражный суд. Арбитражный суд извещает о времени и месте судебного заседания заявителя, а также орган или должностное лицо, которые приняли оспариваемый акт и иных заинтересованных лиц. Неявка указанных лиц, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, не является препятствием для рассмотрения дела, если суд не признал их явку обязательной.

При рассмотрении дела арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности. Обязанность доказывания соответствия оспариваемого акта закону возлагается на орган или лицо, которые приняли акт.

Решение по делу об оспаривании ненормативных правовых актов, подлежат немедленному исполнению, если иные сроки не установлены в решении суда. Со дня принятия решения арбитражного суда о признании недействительным ненормативного правового акта полностью или в части указанный акт или отдельные его положения не подлежат применению.

Копия решения арбитражного суда направляется в пятидневный срок со дня его принятия заявителю, в государственный орган, в орган местного самоуправления, в иные органы, должностным лицам, которые приняли оспариваемый акт. Суд может также направить копию решения в вышестоящий в порядке подчиненности орган или вышестоящему в порядке подчиненности лицу, прокурору, другим заинтересованным лицам.

Разъяснения относительно оспаривания ненормативных правовых актов, содержащиеся в настоящем разъяснении, применяются и при оспаривании решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия. Возврат к списку

Региональная служба по тарифам Ханты-Мансийского автономного округа – Югры

Согласно части 2 статьи 46 Конституции Российской Федерации решения и действия (или бездействие) органов государственной власти могут быть обжалованы в суд.

В статье 1 Закона Российской Федерации от 27 апреля 1993 года № 4866-1 «Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан» определено, что каждый гражданин вправе обратиться с жалобой в суд, если считает, что неправомерными действиями (решениями) государственных органов нарушены его права и свободы.

I. Порядок оспаривания нормативных правовых актов органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации

Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации
(далее – ГПК РФ)

Согласно пункту 2 части 1 статьи 27 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее — ГПК РФ) верховный суд республики, краевой, областной суд, суд города федерального значения, суд автономной области и суд автономного округа рассматривают в качестве суда первой инстанции гражданские дела об оспаривании нормативных правовых актов органов государственной власти субъектов Российской Федерации, затрагивающих права, свободы и законные интересы граждан и организаций.

Заявления об оспаривании нормативного правового акта полностью или в части рассматриваются по правилам, установленным главой 24 ГПК РФ «Производство по делам о признании недействующими нормативных правовых актов полностью или в части». Отдельные аспекты рассмотрения дел данной категории указаны в Постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 10.02.2009 № 2 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих».

«Статья 251. Подача заявления об оспаривании нормативных правовых актов

1. Гражданин, организация, считающие, что принятым и опубликованным в установленном порядке нормативным правовым актом органа государственной власти, органа местного самоуправления или должностного лица нарушаются их права и свободы, гарантированные Конституцией Российской Федерации, законами и другими нормативными правовыми актами, а также прокурор в пределах своей компетенции вправе обратиться в суд с заявлением о признании этого акта противоречащим закону полностью или в части.

2. С заявлением о признании нормативного правового акта противоречащим закону полностью или в части в суд вправе обратиться Президент Российской Федерации, Правительство Российской Федерации, законодательный (представительный) орган субъекта Российской Федерации, высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления, глава муниципального образования, считающие, что принятым и опубликованным в установленном порядке нормативным правовым актом нарушена их компетенция.

3. Не подлежат рассмотрению в суде в порядке, предусмотренном настоящей главой, заявления об оспаривании нормативных правовых актов, проверка конституционности которых отнесена к исключительной компетенции Конституционного Суда Российской Федерации.

4. Заявления об оспаривании нормативных правовых актов подаются по подсудности, установленной статьями 24, 26 и 27 настоящего Кодекса. В районный суд подаются заявления об оспаривании нормативных правовых актов, не указанных в статьях 26 и 27 настоящего Кодекса. Заявление подается в районный суд по месту нахождения органа государственной власти, органа местного самоуправления или должностного лица, принявших нормативный правовой акт.

5. Заявление об оспаривании нормативного правового акта должно соответствовать требованиям, предусмотренным статьей 131 настоящего Кодекса, и содержать дополнительно данные о наименовании органа государственной власти, органа местного самоуправления или должностного лица, принявших оспариваемый нормативный правовой акт, о его наименовании и дате принятия; указание, какие права и свободы гражданина или неопределенного круга лиц нарушаются этим актом или его частью.

6. К заявлению об оспаривании нормативного правового акта приобщается копия оспариваемого нормативного правового акта или его части с указанием, каким средством массовой информации и когда опубликован этот акт.

7. Подача заявления об оспаривании нормативного правового акта в суд не приостанавливает действие оспариваемого нормативного правового акта.

8. Судья отказывает в принятии заявления, если имеется вступившее в законную силу решение суда, которым проверена законность оспариваемого нормативного правового акта органа государственной власти, органа местного самоуправления или должностного лица, по основаниям, указанным в заявлении».

Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации
(далее — АПК РФ)

В соответствии со статьей 191 АПК РФ дела об оспаривании нормативных правовых актов, затрагивающих права и законные интересы лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, рассматриваются арбитражными судами по общим правилам искового производства, предусмотренным АПК РФ, с особенностями, установленными в главе 23 АПК РФ «Рассмотрение дел об оспаривании нормативных правовых актов».

Статья 191. Порядок рассмотрения дел об оспаривании нормативных правовых актов

1. Дела об оспаривании нормативных правовых актов, затрагивающих права и законные интересы лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, рассматриваются арбитражным судом по общим правилам искового производства, предусмотренным настоящим Кодексом, с особенностями, установленными в настоящей главе.

2. Производство по делам об оспаривании нормативных правовых актов возбуждается на основании заявлений заинтересованных лиц, обратившихся с требованием о признании такого акта недействующим.

3. Дела об оспаривании нормативных правовых актов рассматриваются в арбитражном суде, если их рассмотрение в соответствии с федеральным законом отнесено к компетенции арбитражных судов.

Статья 192. Право на обращение в арбитражный суд с заявлением о признании нормативного правового акта недействующим

1. Граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействующим нормативного правового акта, принятого государственным органом, органом местного самоуправления, иным органом, должностным лицом, если полагают, что оспариваемый нормативный правовой акт или отдельные его положения не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности или создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

2. Прокурор, а также государственные органы, органы местного самоуправления, иные органы вправе обратиться в арбитражный суд в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, с заявлениями о признании нормативных правовых актов недействующими, если полагают, что такой оспариваемый акт или отдельные его положения не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, и нарушают права и законные интересы граждан, организаций, иных лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

3. Обращение заинтересованного лица в вышестоящий в порядке подчиненности орган или к должностному лицу не является обязательным условием для подачи заявления в арбитражный суд, если федеральным законом не установлено иное.

Статья 193. Требования к заявлению о признании нормативного правового акта недействующим

1. Заявление о признании нормативного правового акта недействующим должно соответствовать требованиям, предусмотренным частью 1, пунктами 1, 2 и 10 части 2, частью 3 статьи 125 настоящего Кодекса.

В заявлении должны быть также указаны:

1) наименование органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, должностного лица, принявших оспариваемый нормативный правовой акт;

2) название, номер, дата принятия, источник опубликования и иные данные об оспариваемом нормативном правовом акте;

3) права и законные интересы заявителя, которые, по его мнению, нарушаются этим оспариваемым актом или его отдельными положениями;

4) название нормативного правового акта, который имеет большую юридическую силу и на соответствие которому надлежит проверить оспариваемый акт или его отдельные положения;

5) требование заявителя о признании оспариваемого акта недействующим;

6) перечень прилагаемых документов.

2. К заявлению прилагаются документы, указанные в пунктах 1-5 статьи 126 настоящего Кодекса, а также текст оспариваемого нормативного правового акта.

3. Подача заявления в арбитражный суд не приостанавливает действие оспариваемого нормативного правового акта».

II. Порядок оспаривания ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, должностных лиц

Граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Прокурор, а также государственные органы, органы местного самоуправления, иные органы вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если они полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы граждан, организаций, иных лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Заявления о признании ненормативных правовых актов недействительными, решений и действий (бездействия) незаконными рассматриваются в арбитражном суде, если их рассмотрение в соответствии с федеральным законом не отнесено к компетенции других судов.

Согласно статье 197 АПК РФ дела об оспаривании затрагивающих права и законные интересы лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, должностных лиц, в том числе судебных приставов — исполнителей, рассматриваются арбитражными судами по общим правилам искового производства, предусмотренным АПК РФ, с особенностями, установленными в главе 24 АПК РФ «Рассмотрение дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц».

В соответствии со статьей 255 ГПК РФ к решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, должностных лиц, государственных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятсяколлегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых:

нарушены права и свободы гражданина;

созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод;

на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности.

Дела данной категории рассматриваются судами общей юрисдикции по правилам, установленным главой 25 ГПК РФ «Производство по делам об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих».

Смотрите еще:

  • Порядок назначения судебных экспертиз Статья 195. Порядок назначения судебной экспертизы Статья 195. Порядок назначения судебной экспертизы См. комментарии к статье 195 УПК РФ О конституционно-правовом смысле положений части 1 статьи 195 настоящего Кодекса см. Определение […]
  • Штрафы гибдд реквизиты для оплаты по номеру постановления Автоправозащита.RU Автоправозащита.RU Данные ГИБДД для оплаты штрафа Многие водители сталкиваются с трудностями, когда им необходимо оплатить штраф за нарушение правил дорожного движения. Попросту никто не знает, как это сделать. Но […]
  • Социальный закон с 1 января 2014 Социальное обслуживание по новым правилам 25 октября 2010 года, выступая на заседании президиума Государственного совета о социальной политике в отношении пожилых граждан, Дмитрий Медведев, занимавший на тот момент пост президента, […]
  • Оплатил ли я транспортный налог Оплаченный транспортный налог числится неоплаченным В 2015 году из налоговой пришло уведомление о задолжености по транспортному налогу за 2010 год.Я представил в налоговую квитанцию об оплате.Там,сделали копию моей квитанции и сказали, […]
  • Исковая давность по трудовым спорам в рф Восстановление срока исковой давности по трудовым спорам с работодателем За подробными консультациями обращайтесь к менеджерам по телефонам: в Санкт-Петербурге: +7 (812) 325-48-60 в Москве: +7 (495) 223-27-69 Установленный срок давности, […]
  • Заявление о пропуске истцом исковой давности о пропуске срока исковой давности (наименование судебного участка либо суда) (адрес суда либо судебного участка) Истец: ____________________________________________ (почтовый адрес истца, телефон, эл. адрес) Ответчик: […]
  • Жалобы 8 поликлиники Жалоба на врача При наличии претензии по вопросу медицинского обслуживания конкретным медицинским работником оформляются жалоба на врача. На сайте размещены также примеры и рекомендации к составлению жалобы на поликлинику и на больницу. В […]
  • Штраф за передачу транспортного средства лицу не вписанному в страховку Управление автомобилем лицом, не вписанным в страховку. Нужна ли доверенность? Управление автомобилем лицом, не вписанным в страховку Здравствуйте! Возникла ситуация, когда необходимо перегнать автомобиль. Страховка ограниченная, водитель […]