Основные транспортные законы и законопроекты и их основная задача

Основные транспортные законы и законопроекты и их основная задача

(ред., принятая ГД ФС РФ в I чтении 09.11.2005)

Настоящий Федеральный закон устанавливает правовые основы деятельности в области обеспечения транспортной безопасности.

Статья 1. Основные понятия

В целях настоящего Федерального закона используются следующие понятия:

компетентный орган в области обеспечения транспортной безопасности — федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный Правительством Российской Федерации осуществлять функции по оказанию государственных услуг в области обеспечения транспортной безопасности;

объекты транспортной инфраструктуры — железнодорожные, трамвайные пути, внутренние водные пути, контактные линии, автомобильные дороги, тоннели, эстакады, мосты, железнодорожные и автобусные станции, железнодорожные, автобусные, морские и речные вокзалы, метрополитены, морские торговые, рыбные, специализированные и речные порты, портовые средства, гидротехнические сооружения, аэродромы, аэропорты, объекты систем связи, навигации и управления движением транспортных средств, а также иные обеспечивающие функционирование транспортного комплекса здания, сооружения, устройства и оборудование;

специализированные организации в области обеспечения транспортной безопасности — юридические лица, аккредитованные компетентным органом в области обеспечения транспортной безопасности для проведения отдельных видов работ по обеспечению транспортной безопасности на объектах транспортной инфраструктуры и транспортных средствах;

субъекты транспортной инфраструктуры — юридические и физические лица, являющиеся собственниками объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств или использующие их на ином законном основании;

транспортная безопасность — состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства в сфере транспортного комплекса, потребителей транспортных услуг, объектов и субъектов транспортной инфраструктуры от актов незаконного вмешательства, в том числе от актов терроризма во всех его формах;

транспортный комплекс — объекты и субъекты транспортной инфраструктуры, транспортные средства.

Статья 2. Цель и задачи обеспечения транспортной безопасности

Целью обеспечения транспортной безопасности является устойчивое и безопасное функционирование транспортного комплекса, защита интересов личности, общества и государства в сфере транспортного комплекса от актов незаконного вмешательства, в том числе от актов терроризма во всех его формах.

Основными задачами по обеспечению транспортной безопасности являются:

нормативное правовое регулирование в области обеспечения транспортной безопасности;

определение угроз совершения актов незаконного вмешательства, в том числе актов терроризма во всех его формах;

оценка уязвимости объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств;

категорирование объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств;

разработка и реализация требований по обеспечению транспортной безопасности;

разработка и реализация мер по обеспечению транспортной безопасности;

подготовка специалистов в области обеспечения транспортной безопасности;

осуществление контроля и надзора в области обеспечения транспортной безопасности;

информационное, материально-техническое и научно-техническое обеспечение транспортной безопасности.

Статья 3. Принципы обеспечения транспортной безопасности

Основными принципами обеспечения транспортной безопасности являются:

соблюдение баланса интересов личности, общества и государства;

взаимная ответственность личности, общества и государства по обеспечению транспортной безопасности;

интеграция в международные системы безопасности.

Статья 4. Обеспечение транспортной безопасности

1. Обеспечение транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств возлагается на субъекты транспортной инфраструктуры и осуществляется ими самостоятельно, если иное не установлено законодательством Российской Федерации.

2. Объекты транспортной инфраструктуры и транспортные средства, обеспечение транспортной безопасности которых осуществляется исключительно федеральными органами исполнительной власти, определяются Правительством Российской Федерации.

3. Государственный контроль и надзор в области обеспечения транспортной безопасности осуществляются уполномоченными федеральными органами исполнительной власти в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Статья 5. Оценка уязвимости объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств от актов незаконного вмешательства

1. Оценка уязвимости объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств — определение степени защищенности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств от угроз совершения актов незаконного вмешательства, в том числе актов терроризма во всех его формах, которые определяются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области транспорта, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти в области обеспечения безопасности и федеральным органом исполнительной власти в области внутренних дел.

2. Оценка уязвимости объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств проводится специализированной организацией в области обеспечения транспортной безопасности с учетом требований по обеспечению транспортной безопасности и осуществляется за счет средств субъектов транспортной инфраструктуры.

3. Категории объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств, подлежащих оценке уязвимости, и порядок проведения такой оценки устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области транспорта, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти в области обеспечения безопасности и федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области внутренних дел.

4. Результаты проведенной оценки уязвимости объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств утверждаются компетентным органом в области обеспечения транспортной безопасности.

5. Сведения о результатах проведенной оценки уязвимости объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств являются информацией с ограниченным доступом.

Статья 6. Категорирование объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств

1. Категорирование объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств — их объединение в группы с учетом степени угрозы совершения акта незаконного вмешательства, в том числе акта терроризма во всех его формах, и возможных его последствий.

2. Количество категорий и критерии категорирования объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области транспорта, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти в области обеспечения безопасности, федеральным органом исполнительной власти в области внутренних дел и федеральным органом исполнительной власти в области экономики.

3. Категорирование объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств осуществляется компетентным органом в области обеспечения транспортной безопасности.

4. Категорированные объекты включаются в реестр объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств, порядок ведения которого устанавливается федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области транспорта.

Статья 7. Уровни безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств

1. В целях принятия мер по обеспечению транспортной безопасности устанавливаются различные уровни безопасности в транспортном комплексе.

2. Количество уровней безопасности и порядок их объявления при изменении вероятности угрозы совершения акта незаконного вмешательства в деятельность транспортного комплекса, в том числе акта терроризма во всех его формах, устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Статья 8. Требования по обеспечению транспортной безопасности

1. Требования по обеспечению транспортной безопасности, учитывающие уровни безопасности, предусмотренные статьей 7 настоящего Федерального закона, для различных категорий объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области транспорта, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти в области обеспечения безопасности, федеральным органом исполнительной власти в области внутренних дел и федеральным органом исполнительной власти в области экономики.

Указанные требования являются обязательными для исполнения субъектами транспортной инфраструктуры.

Статья 9. Планирование и реализация мер по обеспечению транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств

1. На основании результатов проведенной оценки уязвимости объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств субъекты транспортной инфраструктуры разрабатывают планы обеспечения транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств, которыми предусматривается система мер по обеспечению транспортной безопасности.

2. Планы обеспечения транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств утверждаются компетентным органом в области обеспечения транспортной безопасности.

3. Сведения, содержащиеся в планах обеспечения транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств, являются информацией с ограниченным доступом.

4. Реализация планов обеспечения транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств осуществляется субъектами транспортной инфраструктуры.

Статья 10. Подготовка персонала, работа которого непосредственно связана с обеспечением транспортной безопасности

1. Организация подготовки персонала, работа которого непосредственно связана с обеспечением транспортной безопасности, возлагается на федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области транспорта.

2. Перечень программ подготовки персонала, работа которого непосредственно связана с обеспечением транспортной безопасности, определяется федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области транспорта.

3. Программы подготовки персонала, работа которого непосредственно связана с обеспечением транспортной безопасности, подлежат согласованию компетентным органом в области обеспечения транспортной безопасности.

4. Лицам из числа персонала, работа которого непосредственно связана с обеспечением транспортной безопасности, прошедшим соответствующую подготовку, выдается документ установленного федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области транспорта, образца.

Статья 11. Ограничения при приеме граждан на работу, непосредственно связанную с обеспечением транспортной безопасности

При приеме граждан на работу, непосредственно связанную с обеспечением транспортной безопасности, и заключении трудового договора могут быть предусмотрены ограничения.

На работу, непосредственно связанную с обеспечением транспортной безопасности, не принимаются, а в случае принятия подлежат увольнению лица:

имеющие непогашенную или неснятую судимость за совершение умышленного преступления;

состоящие на учете в учреждениях органов здравоохранения по поводу психического заболевания, алкоголизма или наркомании;

досрочно прекратившие полномочия по государственной должности или уволенные с государственной службы, в том числе из правоохранительных органов, из органов прокуратуры, судебных органов по основаниям, которые в соответствии с законодательством Российской Федерации связаны с совершением дисциплинарного проступка, грубым или систематическим нарушением дисциплины, совершением проступка, порочащего честь государственного служащего, утратой доверия к нему, если после такого увольнения или такого досрочного прекращения полномочий прошло менее чем три года;

в отношении которых по результатам проверки, проведенной в соответствии с Законом Российской Федерации от 18 апреля 1991 г. N 1026-1 «О милиции», имеется заключение органов внутренних дел о невозможности допуска этих лиц к осуществлению деятельности, связанной с объектами, представляющими повышенную опасность для жизни или здоровья человека, а также для окружающей среды.

Статья 12. Информационное обеспечение в области транспортной безопасности

1. В целях осуществления мер по обеспечению транспортной безопасности федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области информационных технологий и связи, создается единая государственная информационная система обеспечения транспортной безопасности, являющаяся собственностью Российской Федерации.

Указанная информационная система состоит, в том числе, из автоматизированных централизованных баз данных персональных сведений о пассажирах, формируемых при осуществлении следующих видов перевозок:

внутренние и международные перевозки воздушным транспортом;

перевозки в дальнем следовании железнодорожным транспортом;

международные перевозки морским, внутренним водным и автомобильным транспортом;

перевозки железнодорожным, морским, водным и автомобильным транспортом по отдельным маршрутам, определенным федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области транспорта, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти в области обеспечения безопасности и федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области внутренних дел.

Автоматизированные централизованные базы данных персональных сведений о пассажирах формируются на основании информации, предоставленной:

субъектами транспортной инфраструктуры;

федеральными органами исполнительной власти;

иностранными государствами и организациями в рамках международного сотрудничества по вопросам обеспечения транспортной безопасности.

Информационные ресурсы указанной информационной системы являются информацией с ограниченным доступом.

2. Передаче в автоматизированные централизованные базы данных персональных сведений о пассажирах подлежат следующие содержащиеся в проездных документах (билетах) сведения:

фамилия, имя, отчество;

дата и место рождения;

вид и номер документа, удостоверяющего личность, по которому приобретается проездной документ (билет).

3. Порядок создания и ведения автоматизированных централизованных баз данных персональных сведений о пассажирах, а также предоставления содержащихся в них сведений устанавливается Правительством Российской Федерации.

4. Субъект транспортной инфраструктуры иностранного государства, являющийся собственником транспортного средства, которое выполняет международные перевозки пассажиров в Российскую Федерацию, из Российской Федерации и (или) через территорию Российской Федерации, либо использующий его на иных законных основаниях, обеспечивает передачу сведений, содержащихся в проездных документах (билетах), в базу данных персональных сведений о пассажирах в соответствии с настоящим Федеральным законом и международными договорами Российской Федерации.

5. Контроль за соблюдением порядка передачи сведений, предусмотренных настоящей статьей, в автоматизированные централизованные базы данных персональных сведений о пассажирах осуществляется федеральным органом исполнительной власти по надзору в сфере транспорта.

Статья 13. Права и обязанности субъекта транспортной инфраструктуры

1. Субъект транспортной инфраструктуры обязан:

незамедлительно информировать в установленном порядке федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области транспорта, федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области внутренних дел, и федеральный орган исполнительной власти в области обеспечения безопасности об угрозах совершения и совершенных актах незаконного вмешательства, в том числе актах терроризма во всех его формах, на объектах транспортной инфраструктуры и транспортных средствах;

выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц уполномоченных федеральных органов исполнительной власти об устранении нарушений требований по обеспечению транспортной безопасности;

оказывать содействие представителям уполномоченных федеральных органов исполнительной власти в выявлении, предупреждении и пресечении актов незаконного вмешательства, в том числе актов терроризма во всех его формах, а также ликвидации их последствий, установлении причин и условий их совершения.

2. Субъект транспортной инфраструктуры имеет право:

в установленном порядке получать от уполномоченных федеральных органов исполнительной власти информацию по вопросам обеспечения транспортной безопасности;

вносить в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области транспорта, федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области внутренних дел, и федеральный орган в области обеспечения безопасности предложения по обеспечению транспортной безопасности.

3. Субъекты транспортной инфраструктуры несут ответственность за несоблюдение требований по обеспечению транспортной безопасности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Статья 14. Финансирование обеспечения транспортной безопасности

Финансирование обеспечения транспортной безопасности осуществляется субъектами транспортной инфраструктуры.

Статья 15. Вступление в силу настоящего Федерального закона

Настоящий Федеральный закон вступает в силу по истечении шести месяцев со дня его официального опубликования.

Пояснительная записка к проекту федерального закона «О транспортной безопасности»

Проект Федерального закона «О транспортной безопасности» разрабатывается в соответствии с поручениями Президента Российской Федерации N Пр-482 от 21.03.2003 и N К 1875 от 03.09.2004 и Правительства Российской Федерации N МК-П4-03365 от 26.03.2003, предусматривающими создание правовых и организационных основ безопасности на транспорте в целях обеспечения защиты от актов незаконного вмешательства.

Необходимость Закона обусловлена рядом факторов. Основным из них является фактор террористической угрозы, опасность которого для объектов транспортного комплекса резко возросла. Так, в 2004 году совершен целый ряд террористических актов на различных объектах транспорта и транспортных средствах, в том числе в гражданской авиации, на железнодорожном транспорте, метрополитене, еще несколько десятков попыток таких актов предотвращено. В целом эти события показали недостаточность существующей системы мер обеспечения транспортной безопасности.

Другим важным фактором социально-экономического характера является необходимость реализации международных требований в области обеспечения транспортной безопасности как обязательного условия безопасного и конкурентоспособного присутствия российских перевозчиков на мировом рынке перевозок пассажиров и грузов.

Серьезные меры правового регулирования по усовершенствованию норм обеспечения транспортной безопасности были предприняты во многих государствах после событий 11 сентября 2001 года в США. Учитывая особую уязвимость транспортного комплекса к терактам, руководители восьми ведущих государств мира в Кананаскисе, Эвиане и Саванне подписали ряд совместных документов, предусматривающих повышенные обязательства сторон по мерам противодействия терроризму, что накладывает на Россию дополнительные обязательства в этой сфере.

В настоящее время отдельные вопросы в области обеспечения транспортной безопасности нашли свое отражение в ряде законодательных актов, таких как: Воздушный кодекс РФ, Кодекс торгового мореплавания РФ, Кодекс внутреннего водного транспорта РФ и некоторых других. В то же время единая государственная система обеспечения транспортной безопасности в российском законодательстве отсутствует, а вышеперечисленные действующие отдельные правовые нормы не соответствуют имеющемуся характеру и уровню угроз.

Так, в нормативном правовом и организационно-управленческом плане до настоящего времени в недостаточной мере решены вопросы:

— реализации системы государственного управления в области обеспечения транспортной безопасности;

— упорядочения отношений между государственными органами и субъектами транспортной инфраструктуры в области транспортной безопасности (которые в результате экономических реформ все более становятся негосударственными предприятиями);

— ресурсного обеспечения транспортной безопасности, в том числе финансирования, подготовки квалифицированных кадров, внедрения научно-технических разработок, особенно в условиях государственно-частного партнерства;

— информационного обеспечения в области транспортной безопасности, включая порядок получения от субъектов транспортной инфраструктуры и предоставления уполномоченным федеральным органам исполнительной власти персональных сведений о пассажирах;

— гармонизации российского законодательства и правовой практики с международными нормами и стандартами, которые Российская Федерация должна соблюдать в силу взятых на себя обязательств.

Перечисленные и ряд других пробелов правового регулирования в области транспортной безопасности в Российской Федерации призван восполнить Федеральный закон «О транспортной безопасности», который должен стать основным нормативным правовым актом в области обеспечения транспортной безопасности, определить единый порядок построения системы обеспечения транспортной безопасности для всех видов транспорта.

Предметом нормативного регулирования в настоящем законопроекте являются правовые, организационные, экономические и иные отношения в сфере транспорта, направленные на обеспечение защиты транспортного комплекса от актов незаконного вмешательства. Действие законопроекта распространяется на объекты и субъекты транспортной инфраструктуры, транспортные средства.

Целями настоящего законопроекта являются:

создание условий для устойчивого и безопасного функционирования транспортного комплекса, защита интересов личности, общества и государства в транспортном комплексе, объектов и субъектов транспортной инфраструктуры, транспортных средств от актов незаконного вмешательства, обеспечивающих национальную безопасность и экономическое развитие страны;

создание эффективной системы государственного управления в области транспортной безопасности;

содействие внедрению современных технологий и стандартов в области обеспечения транспортной безопасности;

гармонизация российского законодательства с международными нормативными правовыми актами.

Основные положения законопроекта «О транспортной безопасности» призваны объединить правовые нормы, регулирующие вопросы обеспечения транспортной безопасности для различных видов транспорта, в единый институт законодательства, устранить пробелы и противоречия в действующем законодательстве, конкретизировать нормы законодательства по противодействию терроризму применительно к транспортному комплексу с учетом его специфики.

В число основных положений законопроекта входят:

— введение в российское законодательство правовой категории «транспортная безопасность»;

— формулирование целей, задач и принципов регулирования в области обеспечения транспортной безопасности;

— создание системы обеспечения транспортной безопасности;

— упорядочение механизмов создания, исполнения и надзора за исполнением правовых норм в области обеспечения транспортной безопасности;

— гармонизация национальных процедур в области обеспечения транспортной безопасности с международными стандартами и требованиями.

Реализация принятого законопроекта предусматривает создание системы дополнительных нормативных правовых актов, регулирующих отдельные вопросы обеспечения транспортной безопасности применительно к различным видам транспорта с учетом их особенностей и специфики деятельности субъектов транспортной инфраструктуры.

Социально-экономическими последствиями принятия законопроекта являются: повышение защищенности жизни, здоровья, имущественных интересов субъектов транспортной инфраструктуры; создание условий для увеличения грузо- и пассажироперевозок российскими транспортными компаниями, а также перевозок, выполняемых международными транспортными операторами на российских участках международных транспортных коридоров.

Принятие законопроекта обеспечит укрепление внешнеполитического престижа Российской Федерации, сохранение за Российской Федерацией одного из ведущих мест на международном рынке транспортных услуг, повышение конкурентоспособности российских транспортных компаний на международном рынке транспортных услуг.

Финансово-экономическое обоснование к проекту федерального закона «О транспортной безопасности»

Законопроект вводит в действие ряд механизмов, ведущих к затратам собственных средств субъектов транспортной инфраструктуры.

Объем затрат для части мероприятий, вводимых законопроектом, может быть определен только после проведения оценки уязвимости и категорирования объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств (статьи 5 и 8 законопроекта).

В соответствии с положениями законопроекта обеспечение требований транспортной безопасности осуществляется за счет средств субъектов транспортной инфраструктуры. Конкретные нормы законопроекта , ведущие к финансовым расходам, следующие:

— категорирование и проведение оценки уязвимости объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств от актов незаконного вмешательства (статьи 5 и 8 законопроекта);

— подготовка персонала, работа которого непосредственно связана с обеспечением транспортной безопасности (статья 10 законопроекта). Расходы осуществляются за счет собственных средств субъектов транспортной инфраструктуры. Согласно оценке, затрат из федерального бюджета на создание новой учебной базы не потребуется, так как существующая сеть образовательных учреждений обладает достаточным учебным потенциалом;

— создание единой государственной информационной системы обеспечения транспортной безопасности (статья 12 законопроекта). Благодаря возможности использования уже существующих информационных баз и систем хозяйствующих субъектов различных видов транспорта данные расходы могут быть уменьшены;

— наделение дополнительными функциями компетентного органа в области обеспечения транспортной безопасности федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в области транспорта.

Размер возможных расходов федерального бюджета на реализацию законопроекта будет определяться в соответствии с бюджетным законодательством при разработке и принятии закона о федеральном бюджете на соответствующий финансовый год на основании заявок федеральных органов исполнительной власти, участвующих в реализации законопроекта.

Реализация основных мероприятий, предусмотренных законопроектом , позволит получить определенный экономический эффект, который достигается благодаря следующему:

— сокращается ущерб здоровью и жизни людей, потери и порча грузов, подвижного состава, элементов транспортной инфраструктуры и т.п.;

— снижаются экономические и социальные потери, вызываемые задержками и сбоями в движении пассажиро- и грузопотоков;

— предотвращается возможный экологический ущерб в связи с загрязнением окружающей природной среды.

На основании прогнозных оценок на пять лет, выполнение мер безопасности на транспорте позволит сократить экономический ущерб на треть (или 6% в среднем в год) и получить величину эффекта от снижения экономического ущерба в 4,5 млрд. руб. в среднем в год.

Предполагая по мировым аналогам, что укрепление мер безопасности позволит обеспечить увеличение объема перевозок дополнительно на 1 — 1,5% ежегодно, получим, что совокупный выигрыш отечественной экономики может составить также порядка 4 млрд. руб. в год.

Указанный эффект для федерального бюджета и экономики страны в целом может быть еще выше, учитывая возможности транзитного потенциала России. Примеры Китая и Казахстана говорят о возможности роста вклада транзитных перевозок в ВВП до 10% и более. В 2003 году вклад транспортной системы в экономику Казахстана вырос до 13% ВВП. На сегодняшний день общий вклад транспортной системы в экономику РФ упал до 7% ВВП в 2003 году по сравнению с 8% ВВП в 2002 году.

Таким образом, экономические последствия принятия Закона прогнозируются как положительные.

Перечень актов федерального законодательства, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению, дополнению или принятию в связи с принятием Федерального закона «О транспортной безопасности»

В связи с принятием Федерального закона «О транспортной безопасности» необходимости признания утратившими силу каких-либо актов федерального законодательства не возникает.

— Уголовный кодекс Российской Федерации от 13 июня 1996 г. N 63-ФЗ (с изменениями и дополнениями от 27 мая, 25 июня 1998 г., 9 февраля, 15, 18 марта, 9 июля 1999 г., 9, 20 марта, 19 июня, 7 августа, 17 ноября, 29 декабря 2001 г., 4, 14 марта, 7 мая, 25 июня, 24, 25 июля, 31 октября 2002 г., 11 марта, 8 апреля, 4, 7 июля, 8 декабря 2003 г., 21, 26 июля 2004 г.);

— Кодекс Российской Федерации об административных нарушениях от 30.12.2001 N 195-ФЗ;

— Федеральный закон от 08.08.2001 N 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности»;

— Указ Президента Российской Федерации от 19 июля 2004 г. N 927 «Вопросы Министерства внутренних дел»;

— Постановление Правительства Российской Федерации от 30.07.2004 N 395 «Об утверждении Положения о Министерстве транспорта Российской Федерации»;

— Постановление Правительства Российской Федерации от 30.07.2004 N 398 «Об утверждении Положения о Федеральной службе по надзору в сфере транспорта»;

— Постановление Правительства Российской Федерации от 30.07.2004 N 396 «Об утверждении Положения о Федеральном агентстве воздушного транспорта»;

— Постановление Правительства Российской Федерации от 30.07.2004 N 397 «Об утверждении Положения о Федеральном агентстве железнодорожного транспорта»;

— Постановление Правительства Российской Федерации от 23.07.2004 N 371 «Об утверждении Положения о Федеральном агентстве морского и речного транспорта»;

— Постановление Правительства Российской Федерации от 23.07.2004 N 374 «Об утверждении Положения о Федеральном дорожном агентстве»;

— Постановление Правительства Российской Федерации от 26.06.2004 N 311 «Об утверждении положения о Министерстве информационных технологий и связи Российской Федерации»;

— Постановление Правительства Российской Федерации от 30.07.1994 N 897 «О федеральной системе обеспечения защиты деятельности гражданской авиации от актов незаконного вмешательства»;

— Постановление Правительства Российской Федерации от 11.04.2000 N 324 «Об утверждении Положения о федеральной системе защиты морского судоходства от незаконных актов, направленных против безопасности мореплавания».

Необходимо принятие следующих нормативных правовых актов:

— Федерального закона «О безопасности на трубопроводном транспорте»;

— постановления Правительства Российской Федерации, утверждающего перечень объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств, обеспечение безопасности которых осуществляется исключительно подразделениями федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в области внутренних дел, федерального органа по контролю и надзору в сфере государственной охраны, федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в области транспорта;

— постановления Правительства Российской Федерации, утверждающего порядок проведения обязательного освидетельствования объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств;

— постановления Правительства Российской Федерации, утверждающего порядок создания и ведения баз данных пассажиров, а также порядок передачи персональных сведений о пассажирах федеральному органу исполнительной власти, уполномоченному в области внутренних дел, федеральному органу исполнительной власти в области обеспечения безопасности, федеральному органу по контролю и надзору в сфере государственной охраны, иностранным и международным организациям.

См. Федеральный закон от 9 февраля 2007 г. N 16-ФЗ О транспортной безопасности

Проект N 213407-4 Федеральный закон РФ О транспортной безопасности

Закон «О транспортной безопасности»

В России «транспортная безопасность» подразумевает проведение мер, направленных на защиту жизненно важных интересов граждан, населения и государства в области транспорта от внешних и внутренних угроз. Все нюансы проведения подобных мер заключены в 16 ФЗ Минтранса.

Описание закона

Федеральный Закон № 16 «О транспортной безопасности» был принят членами Государственной Думы 19 января 2007 года. Совет Федерации одобрил законопроект второго февраля того же года. Принят законопроект был для обеспечения гражданской безопасности в различного рода ТС. Данный закон официально вступил в силу через 180 дней после опубликования.

Цель ФЗ № 16 осуществить устойчивое и безопасное действие транспортного комплекса, также защитить отдельных граждан и население в целом от актов незаконного вмешательства.

Для достижения поставленной цели необходимо выполнение нескольких задач. Задачи по 2 ст. настоящего закона «О транспортной безопасности»:

  • обеспечить нормативно правовое регулирование в сфере транспорта;
  • заранее определять потенциальные угрозы акта незаконного вмешательства;
  • проводить оценку уязвимости средств передвижения;
  • присуждать определенные категории различным видам средств передвижения;
  • разрабатывать и приводить в действие меры для устранения потенциальной опасности;
  • проводить подготовку и аттестацию сил обеспечения транспортной безопасности;
  • проводить контроль и надзор на государственном уровне;
  • создавать и приводить в действие информационное, материально-техническое и научное обеспечение;
  • проводить периодическую сертификацию технических средств.
  • Основные положения ФЗ 16 «О транспортной безопасности»

    Состоит законопроект о транспорте из 13 статей, которые описывают процедуры и меры, направленные на устранение опасностей при передвижении на технических средствах. Согласно 1 статье, под действие закона попадают транспортные средства, предназначенные для транспортировки:

  • физических лиц;
  • груза;
  • багажа;
  • личных вещей граждан;
  • животных;
  • оборудования.
  • По вышеуказанным характеристикам, подходят транспортные средства:

  • автомобили, осуществляющие перевозки по специальному разрешению;
  • воздушные суда;
  • морские торговые суда;
  • морские суда, предназначенные для перевозки пассажиров;
  • ТС наземного электрического транспорта;
  • железнодорожные составы (17 ФЗ о железнодорожном транспорте в Российской Федерации тут: ).
  • По настоящему Федеральному Закону «О транспортной безопасности», под объектами транспортной инфраструктуры подразумеваются:

  • железнодорожные вокзалы;
  • автомобильные вокзалы;
  • метрополитены;
  • тоннели;
  • эскады;
  • мосты;
  • терминалы морских судов.
  • Федеральный Закон «О транспортной безопасности» содержит некоторые основные принципы, которые обуславливает 3 статья. В качестве принципов настоящего закона выступают:

  • законность;
  • взаимная ответственность граждан, населения и государства;
  • непрерывность;
  • проведение мер, направленных на интеграцию в международные системы безопасности;
  • взаимопонимание и содействие субъектов транспортной инфраструктуры, органов гос. власти и органов местного самоуправления.

Положения ФЗ № 16 направлены на обеспечение безопасности для жизни и здоровья пассажиров. Также они направлены осуществлять перевозку грузов, без угрозы их порчи или потери. При ограждении от угрозы граждан и их имущества, по закону, необходимо соблюдать безопасность — пожарную, санитарную, химическую и т. д.

Для более детального изучения всех нюансов нормативного акта, необходимо рассмотрение всех его статей. Скачать Закон «О транспортной безопасности» в редакции на 2017 год можно, перейдя по ссылке.

Последние изменения в законе о транспортной безопасности

Члены Государственной Думы вносят в законопроекты изменения, дополнения и поправки. Новшества необходимы для усовершенствования закона и для приведения его в соответствие со временем. Например, закон изданный в 1997 году, не может быть актуальным в 2017 из-за происходящих изменений в обществе.

В ФЗ № 16 были внесены изменения 23 июня 2016 года. Оформленные нововведения вступили в законную силу спустя 180 дней после опубликования новой редакции, т.е. 21 декабря того же года. Дополнениям подверглась 12 статья.

Ст 12 Закона № 16

Данная статья содержит положения, касающиеся прав и обязанностей субъектов транспортной инфраструктуры и перевозчиков. Внесенные дополнения в пункты:

2.1 — в случае, когда собственники объектов инфраструктуры не определены, то застройщики обязаны послать им уведомление о предстоящем этапе строительства или реконструкции;

2.2. — устанавливает правила, по которым государственные органы обязаны предоставлять на безвозмездной основе подсобные помещения на объектах инфраструктуры.

2.3 — указывает на требования, которым должно соответствовать предоставленное подсобное помещение.

2.4. — содержит информацию о том, что требования к подсобным помещениям устанавливают государственные органы.

Ст 8 ФЗ «О транспортной безопасности»

  • граждане, ранее судимые;
  • у которые есть психические болезни;
  • ранее служили в государственных органах, но уволены за совершение дисциплинарного проступка;
  • подозреваемые в принятии участия в экстремистской деятельности;
  • сообщившие о ложной информации о себе при устройстве на работу;
  • у которых есть медицинское противопоказание на выполнение подобной работы;
  • которые употребляли запрещенные вещества и подвергнуты административному наказанию.
  • В последней редакции законопроекта не были внесены изменения в 8 и 10 статьи.

    Комментарии к 16 ФЗ «О транспортной безопасности»

    Комментарии к законам пишут опытные юридические специалисты. Нужны подобные услуги юристов для более подробного понимания всех аспектов Закона. Скачать комментарии к настоящему законопроекту можно по ссылке.

    Написанные комментарии поясняют основные и важные моменты Федерального Закона № 16 «О транспортной безопасности». Экспертные высказывания помогают лучше понять положения документа и необходимость его создания. Важно знать, что написанные пояснения не имеют никакой юридической значимости, поэтому при возникновении каких-либо споров, стоит обращаться непосредственно к самому акту.

    Отрасль и рынок N 1/2 2007 год

    Главная задача — обеспечить нормативно-правовую основу транспортной деятельности

    В 2007 году принят Государственной Думой и одобрен Советом Федерации и подписан Президентом Российской Федерации Федеральный закон «О транспортной безопасности». Кроме того, принят в первом чтении проект Федерального закона «Устав автомобильного и городского наземного электрического пассажирского транспорта Российской Федерации».

    Редакция благодарит за содействие в подготовке интервью Алексея Петрова, советника статс-секретаря, заместителя министра транспорта Сергея Аристова.

  • N 139 2012 год
  • N 138 2012 год
  • N 137 2011 год
  • N 136 2011 год
  • N 135 2011 год
  • N 134 2011 год
  • N 133 2010 год
  • N 11/12 2009 год
  • N 9/10 2009 год
  • N 7/8 2009 год
  • N 5/6 2009 год
  • N 3/4 2009 год
  • N 1/2 2009 год
  • N 11/12 2008 год
  • N 9/10 2008 год
  • N 7/8 2008 год
  • N 5/6 2008 год
  • N 3/4 2008 год
  • N 1/2 2008 год
  • N 11/12 2007 год
  • N 9/10 2007 год
  • N 7/8 2007 год
  • N 5/6 2007 год
  • N 3/4 2007 год
  • N 1/2 2007 год
    • Отрасль и рынок
    • МСОТ
    • Транспорт и пассажир
    • Конференции и выставки
    • Технологии
    • Производство
    • Регион
    • Архивариус
    • Зарубежье
    • Калейдоскоп
    • N 7/8 2006 год
    • N 5/6 2006 год
    • N 3/4 2006 год
    • N 1/2 2006 год
    • N 3/4 2005 год
    • N 1/2 2005 год
    • N 8 2003 год
    • N 7 2003 год
    • N 6 2003 год
    • N 5 2003 год
    • N 4 2003 год
    • N 3 2003 год
    • N 2 2003 год
    • N 1 2003 год
    • N 12 2002 год
    • N 11 2002 год
    • N 10 2002 год
    • N 9 2002 год
    • N 7/8 2002 год
    • N 6 2002 год
    • N 5 2002 год
    • N 4 2002 год
    • N 3 2002 год
    • N 2 2002 год
    • N 1 2002 год
    • N 12 2001 год
    • N 11 2001 год
    • N 10 2001 год
    • N 9 2001 год
    • N 8 2001 год
    • N 7 2001 год
    • N 6 2001 год
    • N 5 2001 год
    • N 4 2001 год
    • N 3 2001 год
    • N 2 2001 год
    • N 1 2001 год
    • N 12 2000 год
    • N 11 2000 год
    • N 10 2000 год
    • N 9 2000 год
    • N 8 2000 год
    • N 7 2000 год
    • N 6 2000 год
    • N 5 2000 год
    • N 4 2000 год
    • N 3 2000 год
    • N 2 2000 год
    • N 1 2000 год
    • Наша антология
    • Новые и старые номера нашей газеты можно приобрести в Санкт-Петербурге в магазине «Модель-экспресс» по адресу Транспортный пер., д. 8. Тел. для справок: (812) 764-27-80.

      Готовая домашняя работа гдз онлайн по алгебре и русскому языку за 6 класс. Решения онлайн и ответы.

      Федеральный закон от 6 марта 2006 г. N 35-ФЗ О противодействии терроризму

      Изменения и поправки

      Комментарии Российской Газеты

      Принят Государственной Думой 26 февраля 2006 года

      Одобрен Советом Федерации 1 марта 2006 года

      Настоящий Федеральный закон устанавливает основные принципы противодействия терроризму, правовые и организационные основы профилактики терроризма и борьбы с ним, минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма, а также правовые и организационные основы применения Вооруженных Сил Российской Федерации в борьбе с терроризмом.

      Статья 1. Правовая основа противодействия терроризму

      Правовую основу противодействия терроризму составляют Конституция Российской Федерации, общепризнанные принципы и нормы международного права, международные договоры Российской Федерации, настоящий Федеральный закон и другие федеральные законы, нормативные правовые акты Президента Российской Федерации, нормативные правовые акты Правительства Российской Федерации, а также принимаемые в соответствии с ними нормативные правовые акты других федеральных органов государственной власти.

      Статья 2. Основные принципы противодействия терроризму

      Противодействие терроризму в Российской Федерации основывается на следующих основных принципах:

      1) обеспечение и защита основных прав и свобод человека и гражданина;

      3) приоритет защиты прав и законных интересов лиц, подвергающихся террористической опасности;

      4) неотвратимость наказания за осуществление террористической деятельности;

      5) системность и комплексное использование политических, информационно-пропагандистских, социально-экономических, правовых, специальных и иных мер противодействия терроризму;

      6) сотрудничество государства с общественными и религиозными объединениями, международными и иными организациями, гражданами в противодействии терроризму;

      7) приоритет мер предупреждения терроризма;

      8) единоначалие в руководстве привлекаемыми силами и средствами при проведении контртеррористических операций;

      9) сочетание гласных и негласных методов противодействия терроризму;

      10) конфиденциальность сведений о специальных средствах, технических приемах, тактике осуществления мероприятий по борьбе с терроризмом, а также о составе их участников;

      11) недопустимость политических уступок террористам;

      12) минимизация и (или) ликвидация последствий проявлений терроризма;

      13) соразмерность мер противодействия терроризму степени террористической опасности.

      Статья 3. Основные понятия

      В настоящем Федеральном законе используются следующие основные понятия:

      1) терроризм — идеология насилия и практика воздействия на принятие решения органами государственной власти, органами местного самоуправления или международными организациями, связанные с устрашением населения и (или) иными формами противоправных насильственных действий;

      2) террористическая деятельность — деятельность, включающая в себя:

      а) организацию, планирование, подготовку, финансирование и реализацию террористического акта;

      б) подстрекательство к террористическому акту;

      в) организацию незаконного вооруженного формирования, преступного сообщества (преступной организации), организованной группы для реализации террористического акта, а равно участие в такой структуре;

      г) вербовку, вооружение, обучение и использование террористов;

      д) информационное или иное пособничество в планировании, подготовке или реализации террористического акта;

      е) пропаганду идей терроризма, распространение материалов или информации, призывающих к осуществлению террористической деятельности либо обосновывающих или оправдывающих необходимость осуществления такой деятельности;

      3) террористический акт — совершение взрыва, поджога или иных действий, связанных с устрашением населения и создающих опасность гибели человека, причинения значительного имущественного ущерба либо наступления экологической катастрофы или иных особо тяжких последствий, в целях противоправного воздействия на принятие решения органами государственной власти, органами местного самоуправления или международными организациями, а также угроза совершения указанных действий в тех же целях;

      4) противодействие терроризму — деятельность органов государственной власти и органов местного самоуправления по:

      а) предупреждению терроризма, в том числе по выявлению и последующему устранению причин и условий, способствующих совершению террористических актов (профилактика терроризма);

      б) выявлению, предупреждению, пресечению, раскрытию и расследованию террористического акта (борьба с терроризмом);

      в) минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма;

      5) контртеррористическая операция — комплекс специальных, оперативно-боевых, войсковых и иных мероприятий с применением боевой техники, оружия и специальных средств по пресечению террористического акта, обезвреживанию террористов, обеспечению безопасности физических лиц, организаций и учреждений, а также по минимизации последствий террористического акта.

      Статья 4. Международное сотрудничество Российской Федерации в области борьбы с терроризмом

      1. Российская Федерация в соответствии с международными договорами Российской Федерации сотрудничает в области противодействия терроризму с иностранными государствами, их правоохранительными органами и специальными службами, а также с международными организациями.

      2. Российская Федерация, руководствуясь интересами обеспечения безопасности личности, общества и государства, преследует на своей территории лиц, обвиняемых (подозреваемых) в причастности к терроризму, в соответствии с законодательством Российской Федерации.

      Статья 5. Организационные основы противодействия терроризму

      1. Президент Российской Федерации определяет:

      1) основные направления государственной политики в области противодействия терроризму;

      2) компетенцию федеральных органов исполнительной власти, руководство деятельностью которых он осуществляет, по борьбе с терроризмом.

      2. Правительство Российской Федерации:

      1) определяет компетенцию федеральных органов исполнительной власти, руководство деятельностью которых оно осуществляет, в области противодействия терроризму;

      2) организует разработку и осуществление мер по предупреждению терроризма и минимизацию и (или) ликвидацию последствий проявлений терроризма;

      3) организует обеспечение деятельности федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления по противодействию терроризму необходимыми силами, средствами и ресурсами.

      3. Федеральные органы исполнительной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления осуществляют противодействие терроризму в пределах своих полномочий.

      4. В целях обеспечения координации деятельности федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления по противодействию терроризму по решению Президента Российской Федерации могут формироваться органы в составе представителей федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и иных лиц. Для реализации решений указанных органов могут издаваться акты (совместные акты) указанных органов, представители которых входят в состав соответствующего органа.

      Статья 6. Применение Вооруженных Сил Российской Федерации в борьбе с терроризмом

      В борьбе с терроризмом Вооруженные Силы Российской Федерации могут применяться для:

      1) пресечения полетов воздушных судов, используемых для совершения террористического акта либо захваченных террористами;

      2) пресечения террористических актов во внутренних водах и в территориальном море Российской Федерации, на объектах морской производственной деятельности, расположенных на континентальном шельфе Российской Федерации, а также для обеспечения безопасности национального морского судоходства;

      3) участия в проведении контртеррористической операции в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным законом;

      4) пресечения международной террористической деятельности за пределами территории Российской Федерации.

      Статья 7. Пресечение террористических актов в воздушной среде

      1. Вооруженные Силы Российской Федерации применяют оружие и боевую технику в порядке, установленном нормативными правовыми актами Российской Федерации, в целях устранения угрозы террористического акта в воздушной среде или в целях пресечения такого террористического акта.

      2. В случае если воздушное судно не реагирует на радиокоманды наземных пунктов управления прекратить нарушение правил использования воздушного пространства Российской Федерации и (или) на радиокоманды и визуальные сигналы поднятых на его перехват летательных аппаратов Вооруженных Сил Российской Федерации либо отказывается подчиниться радиокомандам и визуальным сигналам без объяснения причин, Вооруженные Силы Российской Федерации применяют оружие и боевую технику для пресечения полета указанного воздушного судна путем принуждения его к посадке. Если воздушное судно не подчиняется требованиям о посадке и существует реальная опасность гибели людей либо наступления экологической катастрофы, оружие и боевая техника применяются для пресечения полета указанного воздушного судна путем его уничтожения.

      3. В случае если имеется достоверная информация о возможном использовании воздушного судна для совершения террористического акта или о захвате воздушного судна и при этом были исчерпаны все обусловленные сложившимися обстоятельствами меры, необходимые для его посадки, и существует реальная опасность гибели людей либо наступления экологической катастрофы, Вооруженные Силы Российской Федерации применяют оружие и боевую технику для пресечения полета указанного воздушного судна путем его уничтожения.

      Статья 8. Пресечение террористических актов во внутренних водах, в территориальном море, на континентальном шельфе Российской Федерации и при обеспечении безопасности национального морского судоходства

      1. Вооруженные Силы Российской Федерации применяют оружие и боевую технику в порядке, установленном нормативными правовыми актами Российской Федерации, в целях устранения угрозы террористического акта во внутренних водах, в территориальном море, на континентальном шельфе Российской Федерации и при обеспечении безопасности национального морского судоходства, в том числе в подводной среде, или в целях пресечения такого террористического акта.

      2. В случае, если морские или речные суда и корабли (плавательные средства) не реагируют на команды и (или) сигналы прекратить нарушение правил использования водного пространства Российской Федерации (подводной среды) либо отказываются подчиниться требованиям об остановке, оружие военных кораблей (летательных аппаратов) Вооруженных Сил Российской Федерации применяется для принуждения к остановке плавательного средства в целях устранения угрозы террористического акта. Если плавательное средство не подчиняется требованиям об остановке и (или) невозможно принудить его к остановке и при этом были исчерпаны все обусловленные сложившимися обстоятельствами меры, необходимые для его остановки, и существует реальная опасность гибели людей либо наступления экологической катастрофы, оружие военных кораблей (летательных аппаратов) Вооруженных Сил Российской Федерации применяется для пресечения движения плавательного средства путем его уничтожения.

      Статья 9. Участие Вооруженных Сил Российской Федерации в проведении контртеррористической операции

      1. Подразделения и воинские части Вооруженных Сил Российской Федерации привлекаются для участия в проведении контртеррористической операции по решению руководителя контртеррористической операции в порядке, определяемом нормативными правовыми актами Российской Федерации.

      2. Соединения Вооруженных Сил Российской Федерации привлекаются для участия в проведении контртеррористической операции по решению Президента Российской Федерации в порядке, определяемом нормативными правовыми актами Российской Федерации.

      3. Подразделения, воинские части и соединения Вооруженных Сил Российской Федерации, привлеченные для участия в проведении контртеррористической операции, применяют боевую технику, оружие и специальные средства в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации.

      Статья 10. Выполнение Вооруженными Силами Российской Федерации задач по пресечению международной террористической деятельности за пределами территории Российской Федерации

      1. Вооруженные Силы Российской Федерации в соответствии с международными договорами Российской Федерации, настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами осуществляют пресечение международной террористической деятельности за пределами территории Российской Федерации посредством:

      1) применения вооружения с территории Российской Федерации против находящихся за ее пределами террористов и (или) их баз;

      2) использования формирований Вооруженных Сил Российской Федерации для выполнения задач по пресечению международной террористической деятельности за пределами территории Российской Федерации.

      2. Решение о применении Вооруженными Силами Российской Федерации вооружения с территории Российской Федерации против находящихся за ее пределами террористов и (или) их баз принимается Президентом Российской Федерации.

      3. Решение об использовании за пределами территории Российской Федерации формирований Вооруженных Сил Российской Федерации, применяемых для выполнения задач по пресечению международной террористической деятельности (далее — формирования Вооруженных Сил Российской Федерации), принимается Президентом Российской Федерации на основании соответствующего постановления Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации.

      4. Общая численность формирований Вооруженных Сил Российской Федерации, районы их действий, стоящие перед ними задачи, срок их пребывания за пределами территории Российской Федерации и порядок замены определяются Президентом Российской Федерации.

      5. Предложение о направлении формирований Вооруженных Сил Российской Федерации за пределы территории Российской Федерации, которое Президент Российской Федерации вносит в Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, включает в себя сведения об их общей численности, о районах их действий, сроке их пребывания за пределами территории Российской Федерации и порядке его продления в случае необходимости.

      6. Решение об отзыве формирований Вооруженных Сил Российской Федерации принимается Президентом Российской Федерации в случае:

      1) выполнения ими поставленных задач по пресечению международной террористической деятельности;

      2) нецелесообразности их дальнейшего пребывания за пределами территории Российской Федерации.

      7. Президент Российской Федерации информирует Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации об отзыве формирований Вооруженных Сил Российской Федерации.

      8. Формирования Вооруженных Сил Российской Федерации, направляемые за пределы территории Российской Федерации, комплектуются на добровольной основе военнослужащими, проходящими военную службу по контракту. Указанные военнослужащие проходят предварительную специальную подготовку.

      9. Обеспечение формирований Вооруженных Сил Российской Федерации материально-техническими средствами и предоставление входящим в их состав военнослужащим медицинского и иных видов обеспечения осуществляет Правительство Российской Федерации.

      10. Для обеспечения деятельности формирований Вооруженных Сил Российской Федерации Правительство Российской Федерации по поручению Президента Российской Федерации принимает решение о направлении за пределы территории Российской Федерации на добровольной основе гражданского персонала. Правительство Российской Федерации определяет районы действий указанного персонала, стоящие перед ним задачи, срок его пребывания за пределами территории Российской Федерации, порядок замены, а также решает вопросы его обеспечения.

      11. Решение об отзыве гражданского персонала, направляемого за пределы территории Российской Федерации в соответствии с частью 10 настоящей статьи, принимается Президентом Российской Федерации одновременно с решением об отзыве формирований Вооруженных Сил Российской Федерации. Решение об отзыве указанного гражданского персонала принимается Президентом Российской Федерации или по его поручению Правительством Российской Федерации также в случае, если дальнейшее пребывание этого персонала за пределами территории Российской Федерации становится нецелесообразным.

      Статья 11. Правовой режим контртеррористической операции

      1. В целях пресечения и раскрытия террористического акта, минимизации его последствий и защиты жизненно важных интересов личности, общества и государства по решению должностного лица, принявшего в соответствии с частью 2 статьи 12 настоящего Федерального закона решение о проведении контртеррористической операции, в пределах территории ее проведения может вводиться правовой режим контртеррористической операции на период ее проведения.

      2. Решение о введении правового режима контртеррористической операции (включая определение территории (перечня объектов), в пределах которой (на которых) такой режим вводится, и перечня применяемых мер и временных ограничений) и решение об отмене правового режима контртеррористической операции подлежат незамедлительному обнародованию.

      3. На территории (объектах), в пределах которой (на которых) введен правовой режим контртеррористической операции, в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации, на период проведения контртеррористической операции допускается применение следующих мер и временных ограничений:

      1) проверка у физических лиц документов, удостоверяющих их личность, а в случае отсутствия таких документов — доставление указанных лиц в органы внутренних дел Российской Федерации (иные компетентные органы) для установления личности;

      2) удаление физических лиц с отдельных участков местности и объектов, а также отбуксировка транспортных средств;

      3) усиление охраны общественного порядка, объектов, подлежащих государственной охране, и объектов, обеспечивающих жизнедеятельность населения и функционирование транспорта, а также объектов, имеющих особую материальную, историческую, научную, художественную или культурную ценность;

      4) ведение контроля телефонных переговоров и иной информации, передаваемой по каналам телекоммуникационных систем, а также осуществление поиска на каналах электрической связи и в почтовых отправлениях в целях выявления информации об обстоятельствах совершения террористического акта, о лицах, его подготовивших и совершивших, и в целях предупреждения совершения других террористических актов;

      5) использование транспортных средств, принадлежащих организациям независимо от форм собственности (за исключением транспортных средств дипломатических представительств, консульских и иных учреждений иностранных государств и международных организаций), а в неотложных случаях и транспортных средств, принадлежащих физическим лицам, для доставления лиц, нуждающихся в срочной медицинской помощи, в лечебные учреждения, а также для преследования лиц, подозреваемых в совершении террористического акта, если промедление может создать реальную угрозу жизни или здоровью людей. Порядок возмещения расходов, связанных с таким использованием транспортных средств, определяется Правительством Российской Федерации;

      6) приостановление деятельности опасных производств и организаций, в которых используются взрывчатые, радиоактивные, химически и биологически опасные вещества;

      7) приостановление оказания услуг связи юридическим и физическим лицам или ограничение использования сетей связи и средств связи;

      8) временное отселение физических лиц, проживающих в пределах территории, на которой введен правовой режим контртеррористической операции, в безопасные районы с обязательным предоставлением таким лицам стационарных или временных жилых помещений;

      9) введение карантина, проведение санитарно-противоэпидемических, ветеринарных и других карантинных мероприятий;

      10) ограничение движения транспортных средств и пешеходов на улицах, дорогах, отдельных участках местности и объектах;

      11) беспрепятственное проникновение лиц, проводящих контртеррористическую операцию, в жилые и иные принадлежащие физическим лицам помещения и на принадлежащие им земельные участки, на территории и в помещения организаций независимо от форм собственности для осуществления мероприятий по борьбе с терроризмом;

      12) проведение при проходе (проезде) на территорию, в пределах которой введен правовой режим контртеррористической операции, и при выходе (выезде) с указанной территории досмотра физических лиц и находящихся при них вещей, а также досмотра транспортных средств и провозимых на них вещей, в том числе с применением технических средств;

      13) ограничение или запрещение продажи оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ, специальных средств и ядовитых веществ, установление особого режима оборота лекарственных средств и препаратов, содержащих наркотические средства, психотропные или сильнодействующие вещества, этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции.

      4. На отдельных участках территории (объектах), в пределах которой (на которых) введен правовой режим контртеррористической операции, могут устанавливаться (вводиться) как весь комплекс мер и временных ограничений, предусмотренных частью 3 настоящей статьи, так и отдельные меры и временные ограничения.

      Статья 12. Условия проведения контртеррористической операции

      1. Контртеррористическая операция проводится для пресечения террористического акта, если его пресечение иными силами или способами невозможно.

      2. Решения о проведении контртеррористической операции и о ее прекращении принимает руководитель федерального органа исполнительной власти в области обеспечения безопасности, либо по его указанию иное должностное лицо федерального органа исполнительной власти в области обеспечения безопасности, либо руководитель территориального органа федерального органа исполнительной власти в области обеспечения безопасности, если руководителем федерального органа исполнительной власти в области обеспечения безопасности не принято иное решение.

      З.В случае если для проведения контртеррористической операции требуются значительные силы и средства и она охватывает территорию, на которой проживает значительное число людей, руководитель федерального органа исполнительной власти в области обеспечения безопасности уведомляет о введении правового режима контртеррористической операции и о территории, в пределах которой она проводится, Президента Российской Федерации, Председателя Правительства Российской Федерации, Председателя Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, Председателя Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, Генерального прокурора Российской Федерации и при необходимости иных должностных лиц.

      Статья 13. Руководство контртеррористической операцией

      1. Руководство контртеррористической операцией осуществляет ее руководитель, который несет персональную ответственность за ее проведение.

      2. Руководитель контртеррористической операции:

      1) определяет структуру и порядок работы оперативного штаба, а также задачи и функции должностных лиц, включенных в состав оперативного штаба;

      2) определяет состав сил и средств, необходимых для проведения контртеррористической операции, а также принимает решение о привлечении к участию в работе оперативного штаба иных лиц;

      3) отдает распоряжения оперативному штабу о подготовке расчетов и предложений по проведению контртеррористической операции;

      4) в порядке, определяемом нормативными правовыми актами федерального органа исполнительной власти в области обеспечения безопасности, согласованными с федеральными органами исполнительной власти, ведающими вопросами обороны, внутренних дел, юстиции, иностранных дел, гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах, привлекает силы и средства этих органов, а также иных федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, необходимые для проведения контртеррористической операции и минимизации последствий террористического акта;

      5) определяет представителя оперативного штаба, ответственного за поддержание связи с представителями средств массовой информации и общественности;

      6) определяет территорию (объекты), в пределах которой (на которых) вводится правовой режим контртеррористической операции, и устанавливает комплекс мер и временных ограничений, предусмотренных частью 3 статьи 11 настоящего Федерального закона, о чем незамедлительно уведомляет должностное лицо, принявшее решение о проведении контртеррористической операции;

      7) принимает решение и отдает боевое распоряжение (боевой приказ) о проведении контртеррористической операции;

      8) реализует иные полномочия по руководству контртеррористической операцией.

      Статья 14. Компетенция оперативного штаба

      1. Руководитель оперативного штаба и его состав определяются в порядке, установленном Президентом Российской Федерации.

      2. Оперативный штаб:

      1) осуществляет сбор сведений об обстановке, обобщение, анализ и оценку информации в целях определения характера и масштаба готовящегося или совершаемого террористического акта;

      2) подготавливает расчеты и предложения по проведению контртеррористической операции;

      3) разрабатывает план проведения контртеррористической операции и после утверждения указанного плана организует контроль за его исполнением;

      4) подготавливает боевые распоряжения (боевые приказы), другие документы, определяющие порядок подготовки и проведения контртеррористической операции, правовой режим контртеррористической операции;

      5) организует взаимодействие привлекаемых для проведения контртеррористической операции сил и средств;

      6) принимает другие меры по предотвращению и минимизации последствий террористического акта.

      Статья 15. Силы и средства, привлекаемые для проведения контртеррористической операции

      1. Пресечение террористического акта осуществляется силами и средствами органов федеральной службы безопасности, а также создаваемой группировки сил и средств.

      2. Для проведения контртеррористической операции по решению руководителя контртеррористической операции создается группировка сил и средств.

      3. В состав группировки сил и средств могут включаться подразделения, воинские части и соединения Вооруженных Сил Российской Федерации, подразделения федеральных органов исполнительной власти, ведающих вопросами безопасности, обороны, внутренних дел, юстиции, гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах, и других федеральных органов исполнительной власти, а также подразделения органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

      4. Единое управление силами и средствами, входящими в состав группировки, включая переподчинение представителей и подразделений федеральных органов исполнительной власти, указанных в части 3 настоящей статьи, осуществляет руководитель контртеррористической операции. Все военнослужащие, сотрудники и специалисты, привлекаемые для проведения контртеррористической операции, с момента начала контртеррористической операции и до ее окончания подчиняются руководителю контртеррористической операции.

      5. С момента, когда руководителем контртеррористической операции отдан приказ о проведении контртеррористической операции, руководители подразделений, входящих в состав группировки сил и средств, непосредственно управляют возглавляемыми ими подразделениями и приданными им силами. Вмешательство любого другого лица независимо от занимаемой должности, за исключением руководителя контртеррористической операции, в управление данными подразделениями не допускается.

      6. Участвующие в контртеррористической операции подразделения федеральных органов исполнительной власти, указанных в части 3 настоящей статьи, применяют боевую технику, оружие и специальные средства в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации.

      Статья 16. Ведение переговоров в ходе контртеррористической операции

      1. В целях сохранения жизни и здоровья людей возможно ведение переговоров лицами, специально уполномоченными на то руководителем контртеррористической операции.

      2. При ведении переговоров с террористами не должны рассматриваться выдвигаемые ими политические требования.

      Статья 17. Окончание контртеррористической операции

      1. Контртеррористическая операция считается оконченной в случае, если террористический акт пресечен (прекращен) и ликвидирована угроза жизни, здоровью, имуществу и иным охраняемым законом интересам людей, находящихся на территории, в пределах которой проводилась контртеррористическая операция.

      2. Лицо, принявшее решение о проведении контртеррористической операции, по предложению руководителя контртеррористической операции объявляет контртеррористическую операцию оконченной.

      Статья 18. Возмещение вреда, причиненного в результате террористического акта

      1. Государство осуществляет в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, компенсационные выплаты физическим и юридическим лицам, которым был причинен ущерб в результате террористического акта. Компенсация морального вреда, причиненного в результате террористического акта, осуществляется за счет лиц, его совершивших.

      2. Возмещение вреда, причиненного при пресечении террористического акта правомерными действиями, осуществляется за счет средств федерального бюджета в соответствии с законодательством Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

      3. Вред, причиненный при пресечении террористического акта правомерными действиями здоровью и имуществу лица, участвующего в террористическом акте, а также вред, вызванный смертью этого лица, возмещению не подлежит.

      Статья 19. Социальная реабилитация лиц, пострадавших в результате террористического акта

      Социальная реабилитация лиц, пострадавших в результате террористического акта, а также лиц, указанных в статье 20 настоящего Федерального закона, включает в себя психологическую, медицинскую и профессиональную реабилитацию, правовую помощь, содействие в трудоустройстве, предоставление жилья, проводится в целях социальной адаптации лиц, пострадавших в результате террористического акта, и их интеграции в общество и осуществляется за счет средств федерального бюджета в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации, а также средств бюджета субъекта Российской Федерации, на территории которого совершен террористический акт, и иных источников, предусмотренных законодательством Российской Федерации.

      Статья 20. Категории лиц, участвующих в борьбе с терроризмом, подлежащих правовой и социальной защите

      1. Лица, участвующие в борьбе с терроризмом, находятся под защитой государства и подлежат правовой и социальной защите. К указанным лицам относятся:

      1) военнослужащие, сотрудники и специалисты федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих борьбу с терроризмом;

      2) лица, содействующие на постоянной или временной основе федеральным органам исполнительной власти, осуществляющим борьбу с терроризмом, в выявлении, предупреждении, пресечении, раскрытии и расследовании террористических актов и минимизации их последствий;

      3) члены семей лиц, указанных в пунктах 1 и 2 настоящей части, если необходимость в обеспечении их защиты вызвана участием указанных лиц в борьбе с терроризмом.

      2. Социальная защита лиц, участвующих в борьбе с терроризмом, осуществляется с учетом правового статуса таких лиц, устанавливаемого федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

      Статья 21. Возмещение вреда лицам, участвующим в борьбе с терроризмом, и меры их социальной защиты

      1. Возмещение вреда, причиненного жизни, здоровью и имуществу лиц, указанных в статье 20 настоящего Федерального закона, в связи с их участием в борьбе с терроризмом, осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

      2. В случае гибели лица, принимавшего участие в осуществлении мероприятия по борьбе с терроризмом, членам семьи погибшего и лицам, находившимся на его иждивении, выплачивается единовременное пособие в размере шестисот тысяч рублей, а также гарантируется сохранение очереди на получение жилья, компенсаций по оплате жилья и жилищно-коммунальных услуг, если имелось право на получение таких компенсаций. Нетрудоспособным членам семьи погибшего и лицам, находившимся на его иждивении, назначается пенсия по случаю потери кормильца.

      3. В случае, если лицо, принимавшее участие в осуществлении мероприятия по борьбе с терроризмом, получило увечье, повлекшее за собой наступление инвалидности, этому лицу за счет средств федерального бюджета выплачивается единовременное пособие в размере трехсот тысяч рублей и назначается пенсия в соответствии с законодательством Российской Федерации.

      4. В случае, если лицо, принимавшее участие в осуществлении мероприятия по борьбе с терроризмом, получило ранение, не повлекшее за собой наступления инвалидности, этому лицу выплачивается единовременное пособие в размере ста тысяч рублей.

      5. В случае, если имущество лица, принимавшего участие в осуществлении мероприятия по борьбе с терроризмом, утрачено или повреждено, это лицо имеет право на возмещение его стоимости в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

      6. При одновременном возникновении в соответствии с законодательством Российской Федерации нескольких оснований для указанных единовременных выплат выплата осуществляется по одному основанию по выбору получателя.

      Статья 22. Правомерное причинение вреда

      Лишение жизни лица, совершающего террористический акт, а также причинение вреда здоровью или имуществу такого лица либо иным охраняемым законом интересам личности, общества или государства при пресечении террористического акта либо осуществлении иных мероприятий по борьбе с терроризмом действиями, предписываемыми или разрешенными законодательством Российской Федерации, являются правомерными.

      Статья 23. Льготное исчисление выслуги лет, гарантии и компенсации лицам, участвующим в борьбе с терроризмом

      1. Военнослужащим и сотрудникам федеральных органов исполнительной власти, проходящим (проходившим) службу в подразделениях, непосредственно осуществляющих (осуществлявших) борьбу с терроризмом, в выслугу лет (трудовой стаж) для назначения пенсий один день службы засчитывается за полтора дня, а время непосредственного участия в контртеррористических операциях — из расчета один день службы за три дня.

      2. Периоды непосредственного участия военнослужащих и сотрудников федеральных органов исполнительной власти в контртеррористических операциях для льготного исчисления выслуги лет (трудового стажа) для назначения пенсий устанавливаются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.

      3. Военнослужащим и сотрудникам федеральных органов исполнительной власти, непосредственно участвующим в борьбе с терроризмом, Президентом Российской Федерации и Правительством Российской Федерации устанавливаются оклады по воинским должностям (должностные оклады) с учетом повышения, а также могут устанавливаться дополнительные гарантии и компенсации.

      Статья 24. Ответственность организаций за причастность к терроризму

      1. В Российской Федерации запрещаются создание и деятельность организаций, цели или действия которых направлены на пропаганду, оправдание и поддержку терроризма или совершение преступлений, предусмотренных статьями 205-206, 208, 211, 277-280, 2821, 2822 и 360 Уголовного кодекса Российской Федерации.

      2. Организация признается террористической и подлежит ликвидации (ее деятельность — запрещению) по решению суда на основании заявления Генерального прокурора Российской Федерации или подчиненного ему прокурора в случае, если от имени или в интересах организации осуществляются организация, подготовка и совершение преступлений, предусмотренных статьями 205-206, 208, 211, 277-280, 2821, 2822 и 360 Уголовного кодекса Российской Федерации, а также в случае, если указанные действия осуществляет лицо, которое контролирует реализацию организацией ее прав и обязанностей. Решение суда о ликвидации организации (запрете ее деятельности) распространяется на региональные и другие структурные подразделения организации.

      3. Оставшееся после удовлетворения требований кредиторов имущество организации, ликвидируемой по основаниям, предусмотренным настоящей статьей, подлежит конфискации и обращению в доход государства в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Решение о конфискации указанного имущества и его обращении в доход государства выносится судом одновременно с решением о ликвидации организации.

      4. Положения настоящей статьи распространяются на иностранные и международные организации, а также на их отделения, филиалы и представительства в Российской Федерации.

      5. Федеральный орган исполнительной власти в области обеспечения безопасности ведет единый федеральный список организаций, в том числе иностранных и международных организаций, признанных судами Российской Федерации террористическими. Указанный список подлежит опубликованию в официальных периодических изданиях, определенных Правительством Российской Федерации.

      Статья 25. Вознаграждение за содействие борьбе с терроризмом

      1. Лицам, оказывающим содействие в выявлении, предупреждении, пресечении, раскрытии и расследовании террористического акта, выявлении и задержании лиц, подготавливающих, совершающих или совершивших такой акт, из средств федерального бюджета может выплачиваться денежное вознаграждение.

      2. Источники финансирования выплат денежного вознаграждения устанавливаются Правительством Российской Федерации.

      3. Размер, основания и порядок выплат денежного вознаграждения определяются федеральным органом исполнительной власти в области обеспечения безопасности.

      Статья 26. О признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации

      1. Со дня вступления в силу настоящего Федерального закона признать утратившими силу:

      1) статьи 1-16, 18, 19, 21 и 23-27 Федерального закона от 25 июля 1998 года N 130-ФЗ «О борьбе с терроризмом» (Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, N 31,

      2) Федеральный закон от 21 ноября 2002 года N 144-ФЗ «О внесении дополнения в Федеральный закон

      «О борьбе с терроризмом» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, N 47, ст. 4634);

      3) статью 33 Федерального закона от 30 июня 2003 года N 86-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Российской Федерации, признании утратившими силу отдельных законодательных актов Российской Федерации, предоставлении отдельных гарантий сотрудникам органов внутренних дел, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и упраздняемых федеральных органов налоговой полиции в связи с осуществлением мер по совершенствованию государственного управления» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2003, N 27, ст. 2700).

      2. Признать утратившими силу с

      1 января 2007 года:

      1) Федеральный закон от 25 июля 1998 года N 130-ФЗ «О борьбе с терроризмом» (Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, N31, ст. 3808);

      2) пункт 22 статьи 4 Федерального закона от 7 августа 2000 года N 122-ФЗ «О порядке установления размеров стипендий и социальных выплат в Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2000, N 33, ст. 3348);

      3) статью 106 Федерального закона от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, N 35, ст. 3607).

      Статья 27. Вступление в силу настоящего Федерального закона

      1. Настоящий Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования, за исключением статей 18, 19, 21 и 23 настоящего Федерального закона.

      2. Статьи 18, 19, 21 и 23 настоящего Федерального закона вступают в силу с 1 января 2007 года.

      Президент Российской Федерации

      Смотрите еще:

      • Закон о банковских операциях Федеральный закон от 2 декабря 1990 года № 395-1 «О банках и банковской деятельности» Федеральный закон «О банках и банковской деятельности» от 2 декабря 1990 года № 395-1 – основной документ, регулирующий создание и деятельность […]
      • Новый закон по мсэ Путин поручил упростить порядок установления инвалидности Президент России Владимир Путин поручил правительству упростить порядок установления инвалидности, а также развивать центры комплексной реабилитации. Такое поручение глава […]
      • Закон 221-з от 28042018 Республика Башкортостан: Закон № 221-з от 28.04.2015 Республика Башкортостан Статья 1. Налоговая ставка в размере 0 процентов при применении патентной системы налогообложения на территории Республики Башкортостан В соответствии с пунктом […]
      • За какие года начисляют пенсию За какие года начисляют пенсию Ежегодно у нас в стране выходит на пенсию около двух миллионов человек. Как начисляется пенсия в 2017 году, что влияет на ее размер - для большинства из них загадка . Разберемся как это делается и поможем […]
      • Областной закон смоленской области 109 з Закон Смоленской области от 29 ноября 2007 г. N 109-з "Об отдельных вопросах муниципальной службы в Смоленской области" (с изменениями и дополнениями) Закон Смоленской области от 29 ноября 2007 г. N 109-з"Об отдельных вопросах […]
      • Нормативные акты регламентирующие деятельность суда Нормативные акты регламентирующие деятельность суда НОРМА ТИВНЫЕ ПРАВОВЫЕ АКТЫ, РЕГЛАМЕНТИРУЮЩИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ СУДА 1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 г.); 2. Федеральный конституционный закон […]
      • Приказ 706 н от 230810 Холодильники строгого режима Каждое четвертое аптечное учреждение нарушает температурный режим при хранении ЛП Еще в феврале 2014 г. федеральный Росздравнадзор разослал информационное письмо территориальным органам и всем фармацевтическим […]
      • 223 закону рф Закон № 223-ФЗ - изменения с 2018 года 31.12.2017 г. был опубликован Законопроект № 821534-6. Часть содержащихся в нем изменений действует с момента опубликования. Что касается другой части поправок, то они вступят в силу 01.07.2018 г. У […]