Оплата госпошлины проводки бухгалтерские

Оглавление:

Проводки по начислению и оплате госпошлины в бухучете

Каждое предприятие в хозяйственной деятельности рано или поздно сталкивается с необходимостью уплаты госпошлины и ее отражением в бухгалтерском учете. При этом важно правильно отразить госпошлину в проводках бухгалтерского учета.

Госпошлина – взимаемая государственными органами плата за совершение юридически значимых действий: лицензирование, регистрационные и судебные процедуры, нотариальные действия.

Порядок оплаты и учета расходов на уплату госпошлин

Бухгалтерский учет государственных пошлин регламентирован ст.13 и гл. 25.3 Налогового Кодекса РФ (далее – НК РФ).

Плательщиками пошлин могут быть физические и юридические лица. При этом в случае уплаты пошлины юридическим лицом госпошлина в целях бухгалтерского учета относится к сборам и подлежит учету на выделенном субсчете счета 68 «Расчеты по налогам и сборам».

Статьей 333.18 НК РФ устанавлены сроки и особенности уплаты пошлин в зависимости от категорий плательщика и вида совершаемых действий; в статьях 333.19-333.39 указаны размеры госпошлин, взимаемых при осуществлении конкретных юридически значимых действий, а также основания предоставления льгот.

Учет госпошлины в бухгалтерском учете

Необходимость уплаты госпошлины может быть различной:

1. Приобретение активов (имущества и неимущественных прав), в том числе используемых в течение нескольких периодов. Например, оформление лицензии на недропользование; приобретение товарного знака или недвижимости.

Получите 267 видеоуроков по 1С бесплатно:

При этом госпошлина включается в стоимость имущества и отражается в бухгалтерском учете на основании первичных документов: договора, товарной накладной на приобретаемое имущество, а также квитанции об оплате госпошлины). Начисление госпошлины проводки Дт 08 Кт 68 на дату формирования первоначальной стоимости актива.

Учитывайте, что в налоговом учете данная операция отражается в дату регистрации имущества.

2. Осуществление операций, связанных с обычной (основной) деятельностью организации в соответствии с п.5 ПБУ 10/99. Например, получение сведений из ЕГРЮЛ; регистрация уставных документов.

Такие операции в бухучете отражаются на основании квитанции об оплате пошлины проводкой Дт 20 (26,44) Кт 68.

3. Осуществление операций, напрямую не связанных с обычной деятельностью общества. Например, регистрация разовых договоров, отражающих нетипичные для юридического лица сделки.

В данном случае госпошлина отражается проводкой Дт 91.2 Кт 76. При этом порядок учета таких госпошлин обязательно должен быть отражен в учетной политике. На практике организации чаще учитывают такие операции с использованием отдельного субсчета счета 76 «Расчеты с прочими дебиторами и кредиторами», такие расходы не включаются в налогооблагаемую базу.

4. Нотариальные услуги и судебное делопроизводство.

Услуги нотариуса могут быть как госпошлиной, так и непосредственной оплатой услуг по тарифам конкретного специалиста.

Например, госпошлина взимается нотариусом при регистрации продажи доли в уставном капитале.

Такая госпошлина включается в налогооблагаемую базу и учитывается проводкой Дт 20 (26,44) Кт 68. Тарифы установлены в качестве платы за нотариальные действия, для которых законом не предусмотрена обязательная нотариальная форма (удостоверение отдельных видов договоров, доверенностей, копий документов и пр.)

При осуществлении данной сделки одной из сторон может потребоваться заверить копию устава или другой документ, тогда оплата нотариусу будет произведена по тарифу и квитанцию о такой оплате бухгалтер отразит проводкой Дт 91.2 Кт 76 и не включит в базу по налогу при ОСНО и при УСНО.

Размеры и виды нотариальных госпошлин, которые допустимо учесть в расходах, приведены в ст. 333.24 НК РФ.

Ситуация с госпошлиной при судебном делопроизводстве несколько иная. Общество может быть как истцом, так и ответчиком в суде.

Например, выступая истцом, общество обязано оплатить госпошлину.

Необходимо отразить факт проводкой Дт76 Кт 51. Далее до окончания судебного процесса принять в расходы пошлину нельзя. Отразить факт расходов бухгалтер сможет на основании решения суда, вступившего в законную силу (в арбитраже по общему правилу – через 1 месяц со дня вынесения решения), операцией Дт 91.2 Кт 68.

Если стороны заключили мировое соглашение, то пошлина может быть поделена между ними. Тогда свою часть госпошлины ответчик уплачивает истцу, а последний отражает ее проводкой Дт 51 Кт 91.1 в составе прочих доходов.

Начисление и оплата госпошлины — проводки в бухучете

Подведем итоги. Оплата госпошлины проводка в бухучете отражается так: Д 68 (76) К 51. Наиболее распространенные проводки по учету государственной пошлины:

Учет судебных расходов в бухгалтерском учете

Решение спорных вопросов в порядке судебного разбирательства сопровождается расходами, связанными с рассмотрением иска. К судебным расходам относятся государственная пошлина и издержки, понесенные при рассмотрении иска. Сумма оплаты и порядок принятия в расходах зависят от характеристик иска. До внесения сумм в учет и принятия в тратах необходимо иметь представление о порядке их формирования. В статье расскажем про учет судебных расходов, дадим примеры бухгалтерских проводок.

Судебные расходы в виде госпошлины

Размер госпошлин по каждому виду обращений установлен гл. 25.3 НК РФ. Государственная пошлина – сбор, взимаемый при подаче искового заявления в суд. Первоначальным плательщиком выступает истец. Конечным плательщиком суммы является проигравшая процесс сторона, которой присуждается покрытие издержек.

Сумма сбора устанавливается в зависимости от характеристик:

  • Вида иска – хозяйственного, неимущественного, административного характера.
  • Категории обращения – искового заявления, апелляционной или кассационной жалобы.
  • Уровня судебного органа – третейского, общей юрисдикции, вышестоящего органа.
  • Наиболее часто производится подача исков хозяйственного характера. Величина пошлины зависит от цены иска, имеющего оценку. Для обращений лиц без указания цены иска предусмотрена фиксированная сумма сбора.

    Уплата производится до подачи заявления в суд по реквизитам, предоставленным органом. При возрастании суммы в процессе заседания производится доплата. Законодательством установлен перечень лиц, освобожденных от уплаты или имеющих возможность снизить сумму уплаты. При подаче иска лица, принадлежащие к льготной категории, подтверждают право документально.

    Судебные расходы в виде издержек

    Список издержек, возникающих в процессе судебного разбирательства, определен в ст. 106 АПК РФ. Перечень открыт и индивидуален в каждом конкретном случае. Издержки возникают при рассмотрении искового требования и необходимы для более точного вынесения решения. Издержки считаются расходами только при условии их определения решением суда. В состав издержек включаются:

  • Вознаграждения, выплачиваемые привлекаемым специалистам – переводчикам, консультантам, специалистам в области юриспруденции.
  • Компенсация текущих расходов специалистов и свидетелей – проезда, суточных, найма жилья и прочих видов затрат.
  • Оплата стоимости проведения экспертизы или осмотра территории.
  • Компенсация затрат, связанных с почтовыми расходами на уведомление лиц.
  • Суммы, квалифицируемые как издержки, должны отвечать признакам разумности. Вознаграждения и компенсации лицам назначаются судом по согласованию со специалистами с в соответствии с затраченным временем или установленными нормами МРОТ. Выплата вознаграждений и компенсаций привлекаемым лицам производится с депозитного счета суда, куда денежные средства вносятся при запросе о приглашении специалиста. Суммы, затраченные по инициативе судебного органа, оплачиваются из бюджета.

    Расходы, понесенные выигравшей стороной на привлечение адвоката и подтвержденные договором, компенсируются проигравшей стороной и также исходя из принципа разумности. Проигравшая сторона компенсирует и другие траты, понесенные в процессе разбирательства. При частичном удовлетворении иска компенсация расходов производится частично. Читайте также статью: → «Как правильно подать документы на выплату алиментов в суд?».

    Бухгалтерский учет судебных расходов

    Принятие к учету расходов при участии в суде осуществляется после их документального подтверждения и фактического осуществления. Датой принятия в расходах госпошлины является день подачи искового заявления. Документ не принимают в делопроизводство без предъявления платежного документа или подтверждения освобождения. В случае отказа от иска после подачи заявления сумма истцу не возвращается.

    Для принятия расходов в виде издержек требуется иметь решение суда и подтверждающие затраты документы (п. 14.2 ПБУ 10/99). При компенсации понесенных расходов датой получения дохода считается день признания судом затрат – вынесения решения (п. 16 ПБУ 9/99). Решения судов считаются законными после их вступления в силу. Для учета госпошлины используется счет 68, судебных издержек – субсчет «Расчеты по претензиям» счета 76. Читайте также статью: → «Учет расчетов по налогам и сборам (счет 68). Проводки».

    Оплата расходов может осуществляться как безналичным, так и наличным способом. Отражение в учете у истца и ответчика диаметрально противоположно.

    Проводки истца и ответчика на примере уплаты госпошлины

    При проведении судебного разбирательства организация М. подала исковое заявление на действия ИП К. неимущественного характера, оценку которых невозможно произвести. Сумма госпошлины составила 6 000 рублей. Величина возмещаемых проигравшей стороной расходов признается в составе прочих доходов.

    Пример отражения расходов в бухгалтерском учете истца

    Предприятие «Подрядчик» после выполнения работ по договору строительного профиля не получило оплату за труд. Договорными условиями с компанией «Заказчик» установлены сроки платежей за строительство объекта. Переговоры об оплате за труд не принесли положительного результата, что повлекло необходимость решения вопроса в суде.

    При обращении в суд предприятие оплатило: госпошлину в размере 2 300 рублей, услуги адвоката в сумме 5 000 рублей и эксперта для подтверждения соответствия объекта условиям договора в сумме 7 000 рублей. По решению суда ответчик должен выплатить истцу стоимость договора и компенсировать судебные расходы. В учете предприятия производятся записи:

    Принятие решения судом о компенсации расходов производится на основании подтверждающих траты документов.

    Определение судебных издержек судебным органом

    Признание понесенных издержек осуществляется судом в каждом конкретном случае. Отнесение расходов проигравшей стороне не производится без подачи требований. О необходимости покрытия расходов требуется обратиться к суду и внести просьбу в исковое заявление либо в форме дополнительных требований, заявленных в ходе заседания. При покрытии расходов возникают несколько вариантов погашения.

    Не подлежат покрытию расходы, понесенные истцом в порядке досудебного рассмотрения требований. В составе расходов часто возникают затраты на услуги адвокатов, юристов. Суды не признают подобные расходы и не относят за счет проигравшей процесс стороны.

    В ряде случаев проигравшее иск лицо может избежать покрытия расходов выигравшей стороне. Для принятия судом решения необходимо обратиться к суду с заявлением представить документальное подтверждение сложного материального положения, непреднамеренности мотивов нанесения ущерба и погасить требования в процессе разбирательства или при получении отсрочки.

    Налоговый учет расходов

    Согласно пп.10 п.1 ст. 265 судебные расходы учитываются в составе внереализационных затрат. О порядке принятия расходов и дате списания в законодательстве не уточняется. Для подтверждения расходов потребуется иметь:

  • документальное подтверждение;
  • экономическую обоснованность затрат;
  • связь с судебным процессом (являться одной из сторон);
  • наличие вступившего в силу решения судебного органа;
  • подтверждение оплат при кассовом методе учета расходов и доходов.
  • Предприятия, использующие в учете общую систему налогообложения, включают судебные расходы в расчет налоговой базы прибыли. В составе расходов могут отражаться любые затраты, подтвержденные судом. При возмещении расходов сумма включается в состав внереализационных доходов. Читайте также статью: → «Расходы организации (ПБУ 10/99)».

    Организации, применяющие упрощенную систему налогообложения, имеют право учесть при подсчете единого налога судебные расходы. Положение закреплено в пп. 31 п.1 ст. 346.16 НК РФ. При включении затрат необходимо подтверждение факта оплаты. Организации, применяющие УСН, используют кассовый метод в учете.

    Состав расходов при банкротстве

    Процедура несостоятельности осуществляется под надзором Арбитражного суда. Орган определяет этап процедуры и управляющего, проводящего финансовый контроль операций. Покрытие расходов осуществляется за счет должника и не компенсируется третьими лицами. В состав расходов при одобрении судебного органа включают:

  • Вознаграждение управляющему.
  • Оплата текущей деятельности в виде почтовых, канцелярских, транспортных расходов.
  • Суммы, необходимые для публикации в Вестнике уведомлений о начале процедуры.
  • Средства, затрачиваемые на проведение открытых торгов имущества должника.
  • Оплаты услуг оценщиков, аудиторов, экспертов и прочие.
  • При определении сумм расходов учитывается обоснованность затрат, разумная величина и соразмерность результату.

    Рубрика «Вопросы и ответы»

    Вопрос №1. Компенсируются ли издержки получения юридической помощи или оплаты труда специалиста при использовании в судебном разбирательстве штатного юриста?

    Заработная плата штатного юриста при участии его в процессе не относится к судебным издержкам и компенсируемыми расходами не является. Получение компенсации выигравшей стороной возможно при заключении с юристом гражданско-правового договора. В должностной инструкции юриста не указывается обязанность представления интересов в суде.

    Вопрос №2. Можно ли оспорить размер расходов, предъявляемых управляющим должнику при проведении банкротства?

    Можно, при условии их явной несоразмерности – превышения суммы над стоимостью имущества должника, имеющегося для покрытия расходов. Должник имеет право обратиться с заявлением к контролирующему процедуру судебному органу.

    Вопрос №3. Как можно предъявить иск по издержкам, если достигнуто мировое соглашение в период досудебного рассмотрения вопроса?

    Требования рассматриваются в отдельном исковом заявлении, где указывается взаимосвязь с предыдущим иском и сумма понесенных издержек.

    Вопрос №4. Признаются ли расходами затраты по оплате юриста, приглашенного для защиты прав работника предприятия по административному иску?

    Не признаются. Траты на рассмотрение административных исков не являются расходами предприятия и покрываются сотрудником самостоятельно.

    Вопрос №5. Можно ли учесть в расходах истца для учета налогообложения прибыли судебные издержки, если сумма не была компенсирована ответчиком?

    При отказе от удовлетворения иска расходы также учитываются в налогообложении и не зависят от присуждения взыскания их с потерпевшей стороны. По вопросу имеются положительные решения судебных органов.

    Звонок в один клик
    Санкт-Петербург, Ленинградская область звоните: +7 (812) 317-60-16

    Как отразить госпошлину в бухучете

    gosposhlina.jpg

    Похожие публикации

    Процедура взимания государственных пошлин регламентирована Налоговым кодексом в гл. 25.3. Госпошлина применяется при обращении в госорганы и к должностным лицам, уполномоченным совершать определенные юридически значимые действия. Оплачивать этот сбор могут как юридические, так и физические лица. Субъекты предпринимательства должны отражать операции по начислению и погашению пошлины в бухгалтерском и налоговом учете.

    Способ отражения на бухгалтерских счетах суммы госпошлины зависит от вида госуслуги, за которую производится платеж. Уплата пошлинного сбора может потребоваться, например, в таких случаях:

  • регистрация прав на имущественные активы;
  • регистрация сделок в рамках основных направлений работы компании;
  • внесение изменений в учредительные документы;
  • участие субъекта хозяйствования в судебных тяжбах.
  • Когда начисляется госпошлина, бухгалтерские проводки составляются с участием счета 68. Для обособленного учета в рабочий план счетов вводят субсчет 68/Госпошлина. Он кредитуется при начислениях сборов, а дебетуется в момент погашения обязательств перед бюджетом.

    При отражении пошлины, уплата которой необходима в связи с приобретением имущественного актива, в учете формируется запись:

  • Д08 – К68 / Госпошлина. Корреспонденция включает весь объем уплаченных государству пошлинных сборов в первоначальную стоимость купленного объекта.
  • Пошлины, которые платятся в связи с осуществлением деятельности, напрямую не затрагивающей основной сегмент работы предприятия, учитываются следующим образом:

  • судебные сборы показываются как прочие издержки на 91 счете (в дебете);
  • внесение корректировок в уставные или регистрационные документы отражается через корреспонденции с дебетованием счета 26 или 44.
  • Госпошлина в бухгалтерском и налоговом учете: проводки

    Налоговый учет госпошлины

    Для налогового учета характерно следующее разграничение госпошлин, уплачиваемых за регистрацию прав на приобретенные материальные активы:

  • если объект регистрируется до фактического ввода в эксплуатацию, сумма сбора будет отнесена на первоначальную стоимость актива;
    • если оплата госпошлины связана с недвижимостью, которая уже находится в пользовании у предприятия, то размер платежа не может быть учтен как элемент стоимости объекта, все потраченные средства на оплату пошлины списываются в расходы.
    • При выведении налоговой базы по налогу на прибыль госпошлины по дате начисления включаются в прочие расходы (пп. 1 п. 1 ст. 264 НК РФ). При УСН, применяемом с объектом «доходы минус расходы», пошлинные сборы отражаются в учете датой их фактической оплаты (п. 2 ст. 346.17 НК РФ).

      Учет госпошлины в бухгалтерском учете: проводки

      Если обязательства по уплате пошлин возникли в процессе основной деятельности компании, начисление госпошлины отражается записью

    • Д20 (или 25, 26, 44) – К68 / Госпошлина.
    • Примеры операций этого типа – оформление договорной документации, заверение подписей должностных лиц, перевод документов на иностранный язык и т.д.

      При оформлении лицензий с определенным сроком действия возникают нюансы учета госпошлины в бухгалтерском учете – проводки могут оформляться несколькими способами:

    • весь объем госпошлины списывается на расходы одномоментно Д20 (26, 44 и т.д.) – К68 / Госпошлина;
    • отнесение затрат к будущим периодам с постепенным их погашением:
    • начисление госпошлины показывается как Д97 – К68 / Госпошлина,

      ее оплата через Д68 / Госпошлина – К51,

      а списание расходов происходит равными частями через Д20 – К97 в течение срока действия лицензии;

      • путем формирования стоимости НМА. Такой вариант возможен, если лицензия подпадает под критерии нематериального актива (п. 3 ПБУ 14/2007). В этом случае бухгалтер сделает такой комплекс записей:
      • Д08 – К68 / Госпошлина – корреспонденция показывает включение суммы пошлины в стоимость актива;

        Д04 – К08 – лицензия оприходована;

        Д44 – К05 – была начислена амортизация по объекту.

        Законодательно разрешено осуществлять операцию по перечислению госпошлины через представителей. В этой ситуации платежные документы должны быть подкреплены доверенностью, копиями учредительных документов, кассовых ордеров, свидетельствующих о факте выдачи представителю денежных средств. После того как произведена оплата госпошлины, бухгалтерские проводки будут иметь вид:

      • Д71 – К50 – подотчетные средства выданы кассиром представителю компании для уплаты государственного пошлинного сбора;
      • Д 20 (или 23, 25, 26 44, 91.2) – К71 – обязанность по уплате госпошлины исполнена через доверенное лицо.
      • Если ранее оплаченная пошлина по решению суда должна быть возмещена субъекту хозяйствования, то поступившие на расчетный счет средства отражаются так:

      • Д76 – К91.1 – начислена сумма пошлины, которая подлежит возмещению виновной стороной;
      • Д51 – К76 – поступили деньги на счет в качестве возмещения госпошлины.
      • Предприятие обратилось в суд с иском неимущественного характера. В связи с инициированием судебного разбирательства фирмой оплачена госпошлина в сумме 6 000 рублей. Дело было выиграно, виновная сторона возместила затраты, понесенные фирмой при подаче искового заявления. В бухучете это отразится следующим образом:

      • Д91.2 – К68 / Госпошлина – 6 000 руб., отражено обязательство истца по внесению оплаты госпошлины;
      • Д68 / Госпошлина – К51 – 6 000 руб., госпошлина уплачена в бюджет;
      • Д76 – К91.1 – 6 000 руб., вступило в силу решение суда о признании вины ответчика, в результате чего виновная сторона должна возместить истцу затраты по уплаченной госпошлине;
      • Д51 – К76 – 6 000 руб., виновное лицо перечислило средства за уплаченную истцом госпошлину.
      • Порядок отражения госпошлины в бухучете

        Согласно статье 13 Налогового кодекса РФ, госпошлина является федеральным сбором. В силу этого в бухучете начисление и уплата госпошлины учитывается на счете 68 Расчеты по налогам и сборам . Для этого к счету 68 необходимо открыть субсчет Государственная пошлина .

        Уплату госпошлины отражается следующей проводкой:

      • Дебет 68 субсчет Государственная пошлина Кредит 51 — уплачена госпошлина
      • При учете госпошлины в бухучете следует обратить внимание на вид госпошлины. Уплата госпошлины может быть обусловлена следующими факторами:

      • приобретением / созданием некоторых видов имущества;
      • операциями, которые проводятся в рамках основной деятельности организации;
      • операциями, не связанными с основной деятельностью;
      • приобретением прав, используемых в течение нескольких отчетных периодов;
      • рассмотрением дела в суде.
      • Рассмотрим наиболее распространенные ситуации уплаты госпошлины и отражение их в бухучете в таблице.

        Организация заплатила госпошлину при покупке/создании имущества

        Госпошлину включить в фактическую стоимость имущества (п. 6 ПБУ 5/01, п. 24 приказа Минфина России от 13 октября 2003 г. № 91н, п. 8 ПБУ 6/01, п. 8 ПБУ 14/2007)

        Кредит 68 субсчет Государственная пошлина

        Начислена госпошлина, связанная с приобретением (созданием) имущества

        Организация платит сбор в ходе текущей деятельности

        Например, организация заверяет документы, делает их копии, регистрирует договоры и т. д.

        Дебет 20 (26, 25, 44. )

        Начислена госпошлина по операциям, связанным с основной деятельностью организации

        Организация платит госпошлину по операциям, которые не относятся к основной деятельности

        Сумма сбора включается в состав прочих расходов (п. 11 ПБУ 10/99). Например, при отчуждении имущества по договору мены (абз. 5 п. 11 ПБУ 10/99).

        Начислена госпошлина по операциям, не связанным с основной деятельностью организации

        Пример

        Какой установлен порядок отражения в бухучете для сборов, которые взимаются нотариусами?

        Отражение сборов в бухучете будет зависеть от того, где совершались нотариальные действия: в государственной нотариальной конторе или у частного нотариуса.

        Если уплаченный сбор является госпошлиной, то проводка будет следующей:

      • Дебет 20 (25, 26, 91-2. ) Кредит 68 субсчет Государственная пошлина — Начислена госпошлина

      Платежи частным нотариусам являются установленным тарифом, а не госпошлиной (ст. 22 Основ законодательства РФ о нотариате).

    • Дебет 20 (25, 26, 91-2. ) Кредит 76 — Начислена плата частному нотариусу
    • Бухгалтерский и налоговый учет расходов по уплате государственной пошлины при регистрации купли-продажи и аренды недвижимости

      В практике консультирования аудиторско-консалтинговых компаний нередко возникают вопросы, касающиеся порядка бухгалтерского и налогового учета затрат на уплату государственной пошлины при регистрации договоров купли-продажи и аренды недвижимости. Особенности учета затрат на уплату государственной пошлины в отдельных ситуациях рассмотрены в настоящей статье.

      Приведем условную ситуацию. На балансе общества по счету 41 «Товары» числятся 14 квартир и встроенное помещение, предназначенные для перепродажи. Объекты построены подрядным способом, строительство завершено в 2011 г. Общество ведет работу по регистрации права собственности на указанные объекты. Уплачена государственная пошлина, документы переданы в отдел управления Федеральной службы государственной регистрации.

      В настоящее время общество отозвало документы для их корректировки и повторной подачи в регистрационный орган. В бухгалтерию поступили копии платежных поручений о частичном погашении (половина суммы) государственной пошлины.

      Относительно рассматриваемой ситуации ответим на следующие вопросы.

      1. Каков порядок бухгалтерского и налогового учета расходов по уплате государственной пошлины, связанной с регистрацией права собственности, в том числе каков момент признания затрат в бухгалтерском и налоговом учете; на основании каких документов отражаются затраты:

    • по госпошлине за регистрацию договора купли-продажи, регистрацию самого объекта недвижимости — при оформлении права собственности на общество (в том числе при постановке объекта на баланс в качестве товара для перепродажи);
    • по госпошлине за регистрацию договора купли-продажи, регистрацию самого объекта недвижимости на покупателя (при условии, что общество самостоятельно оплачивает госпошлину) — при оформлении перехода права собственности от общества к покупателю (в том числе при продаже объекта как товара)?
    • 2. Каков порядок отражения в бухгалтерском и налоговом учете операций по частичному погашению госпошлины в связи с приостановкой регистрации, а также порядок учета расходов по оплате госпошлины при повторном обращении в регистрационный орган?

      3. В каком порядке отражаются в бухгалтерском и налоговом учете операции по уплате государственной пошлины за регистрацию договора аренды имущества (в том числе земельных участков), каков момент признания расходов и порядок документального обоснования затрат?

      Учет расходов на уплату государственной пошлины, связанной с регистрацией объекта недвижимости

      Налоговый учет пошлины за государственную регистрацию права собственности общества на квартиры

      В статье 264 НК РФ содержится специальный пункт об учете пошлин, связанных с регистрацией прав на объекты недвижимости. Так, в соответствии с подп. 40 п. 1 ст. 264 НК РФ платежи за регистрацию прав на недвижимое имущество и землю, сделок с указанными объектами учитываются в составе прочих расходов, связанных с производством и реализацией.

      Таким образом, налоговое законодательство содержит прямую норму, согласно которой пошлина за регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним учитывается в составе прочих расходов, связанных с производством и реализацией.

      В то же время Минфин России полагает, что данная норма не применяется в отношении пошлин за регистрацию объектов недвижимости, относящихся к основным средствам. По мнению контролирующего органа, затраты на уплату госпошлины за регистрацию права на недвижимое имущество должны быть включены в первоначальную стоимость объекта основных средств (см., например, письма от 8 июня 2012 г. № 03-03-06/1/295 (п. 3), от 12 августа 2011 г. № 03-03-06/1/481).

      По нашему мнению, позиция Минфина России противоречит нормам НК РФ. Расходы по уплате государственной пошлины действительно можно рассматривать как расходы, связанные с приобретением объекта основных средств (ОС), однако в отношении расходов в виде пошлины действует специальная норма ст. 264 НК РФ, которая имеет приоритет над общим правилом п. 1 ст. 257 НК РФ.

      Учитывая, что в соответствии с п. 4 ст. 252 НК РФ по затратам, которые с равными основаниями могут быть отнесены одновременно к нескольким группам расходов, налогоплательщик имеет право выбора порядка их учета, в отношении расходов в виде пошлины налогоплательщик вправе самостоятельно решить, к какой группе расходов их отнести.

      Из описания ситуации следует, что квартиры, числящиеся на балансе общества, представляют собой товары, предназначенные для перепродажи, и не учитываются в качестве ОС.

      Из содержания подп. 2 п. 1 ст. 268 НК РФ следует, что расходы в виде стоимости квартир учитываются в периоде их реализации. При этом стоимость квартир определяется как цена приобретения (создания) этого имущества.

      Формально упомянутые разъяснения Минфина России о формировании стоимости основных средств к рассматриваемой ситуации не относятся. Однако поскольку под ценой приобретения (создания) имущества следует понимать не только сумму, уплаченную продавцу (подрядчику), но и иные расходы, непосредственно связанные с приобретением (созданием) имущества, то, следуя логике финансового ведомства, расходы на уплату государственной пошлины за регистрацию квартир могут включаться в их стоимость.

      Разъяснения и арбитражная практика в отношении учета пошлин за регистрацию объекта недвижимости, предназначенного для реализации, отсутствуют.

      В связи с изложенным полагаем, что общество вправе выбрать порядок учета пошлин за государственную регистрацию права собственности на квартиры, руководствуясь правом, предоставленным п. 4 ст. 252 НК РФ.

      По нашему мнению, более обоснованным будет учет государственной пошлины в составе прочих расходов, связанных с производством и реализацией, поскольку это соответствует специальной норме подп. 1, 40 п. 1 ст. 264 НК РФ. Однако учет суммы пошлины в составе стоимости квартир вряд ли встретит возражения со стороны контролирующих органов, поскольку такой подход соответствует разъяснениям Минфина России в отношении пошлин, уплачиваемых при регистрации объектов недвижимости, относящихся к ОС.

      Если общество будет учитывать расходы в виде пошлины за государственную регистрацию прав собственности на квартиры в составе прочих расходов, связанных с производством и реализацией, то момент признания расходов определяется в соответствии с подп. 1 п. 7 ст. 272 НК РФ. Данной нормой определено, что датой осуществления прочих расходов в виде сумм налогов (авансовых платежей по налогам), сборов и иных обязательных платежей признается дата начисления налогов (сборов). Однако что следует понимать под датой начисления государственной пошлины (сбора), НК РФ не установлено.

      В связи с этим считаем, что в целях определения даты начисления государственной пошлины следует исходить из ее фактической сути и содержания.

      Согласно п. 1 ст. 333 16 НК РФ государственная пошлина представляет собой сбор, взимаемый с лиц, указанных в ст. 333 17 НК РФ, при их обращении в государственные органы, органы местного самоуправления, иные органы и (или) к должностным лицам, которые уполномочены в соответствии с законодательными актами РФ, законодательными актами субъектов РФ и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, за совершением в отношении этих лиц юридически значимых действий, предусмотренных главой 25 3 «Государственная пошлина» НК РФ, за исключением действий, совершаемых консульскими учреждениями РФ.

      В соответствии с подп. 5 2 п. 1 ст. 333 18 НК РФ плательщики при обращении за государственной регистрацией прав на недвижимое имущество уплачивают государственную пошлину, если иное не установлено главой 25 3 НК РФ, до подачи заявлений на совершение юридически значимых действий либо в случае, если заявления на совершение таких действий поданы в электронной форме, после подачи указанных заявлений, но до принятия их к рассмотрению.

      Порядок государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним регулируется Федеральным законом от 21 июля 1997 г. № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» (далее — Закон о государственной регистрации недвижимости).

      В силу п. 4 ст. 16 названного Закона, устанавливающей порядок представления документов на государственную регистрацию прав, представление документа об уплате государственной пошлины вместе с заявлением о государственной регистрации прав и иными необходимыми для государственной регистрации прав документами не требуется. Заявитель вправе представить документ об уплате государственной пошлины в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав, по собственной инициативе. Вместе с тем, если информация об уплате государственной пошлины отсутствует в Государственной информационной системе о государственных и муниципальных платежах и документ об уплате пошлины не представлен вместе с заявлением о государственной регистрации прав, документы, необходимые для государственной регистрации прав, к рассмотрению не принимаются.

      Иными словами, при отсутствии подтверждения факта уплаты государственной пошлины орган, осуществляющий государственную регистрацию прав, не примет к рассмотрению документы, необходимые для государственной регистрации прав, т.е. не осуществит юридически значимые действия. Однако при наличии факта уплаты пошлины, но при отсутствии обращения лица за совершением юридического действия государственный орган по собственной инициативе регистрационные процедуры не начнет. Для этого у регистратора нет полномочий и объективной возможности (отсутствуют документы).

      Учитывая указанную связь между уплатой государственной пошлины и подачей заявлений на государственную регистрацию объектов недвижимого имущества, можно сделать вывод, что датой начисления государственной пошлины в целях налогообложения прибыли признается та дата, по состоянию на которую выполнено как условие осуществления уплаты пошлины, так и условие совершения обращения за выполнением юридически значимых действий, за которые такая государственная пошлина уплачивается.

      В соответствии с п. 6 ст. 16 Закона о государственной регистрации недвижимости заявителю выдается расписка в получении документов на государственную регистрацию прав с их перечнем, а также с указанием даты и времени их представления с точностью до минуты. Расписка подтверждает получение документов на государственную регистрацию прав. Согласно п. 8 ст. 16 данного Закона днем приема заявления о государственной регистрации прав и иных документов, необходимых для государственной регистрации прав, является день получения таких заявления и документов соответствующим органом, осуществляющим государственную регистрацию прав.

      Таким образом, на дату приема заявления о государственной регистрации прав на объект недвижимости соблюдаются оба условия:

      1. пошлина фактически уплачена;
      2. заявитель подал документы на государственную регистрацию (обратился за совершением юридически значимых действий).

      Из изложенного следует, что пошлину за регистрацию прав на недвижимое имущество, учитываемую в составе прочих расходов, следует признавать на дату приема заявления о государственной регистрации. При этом пошлина признается в размере, фактически уплаченном на указанную дату.

      В качестве документального подтверждения расходов в виде государственной пошлины необходимо иметь следующие документы:

    • платежное поручение на уплату государственной пошлины;
    • расписку о приеме заявления органом, осуществляющим государственную регистрацию.
    • Налоговый учет пошлины за государственную регистрацию договора купли-продажи квартир

      В рассматриваемой ситуации общество как покупатель по договору купли-продажи квартир, а также как продавец по следующему договору купли-продажи квартир обязано подать заявление на государственную регистрацию указанных договоров и оплатить причитающуюся в отношении общества пошлину.

      Расходы в виде пошлины за государственную регистрацию договора купли-продажи квартир при их приобретении могут как учитываться обществом в составе прочих расходов для целей налогообложения на основании подп. 1, 40 п. 1 ст. 264 НК РФ, так и включаться в стоимость приобретенных квартир (подп. 2 п. 1 ст. 268 НК РФ).

      При последующей реализации квартир расходы на оплату государственной пошлины подлежат учету только в составе прочих расходов, связанных с производством и реализацией.

      Арбитражная практика подтверждает правомерность учета расходов в виде пошлины за регистрацию договора купли-продажи объекта недвижимости в составе прочих расходов (см., например, Постановления ФАС Северо-Кавказского округа от 23 ноября 2009 г. по делу № А32-18821/2006-45/288-46/475-59/48, ФАС Западно-Сибирского округа от 4 июня 2007 г. № Ф04-3586/2007(34911-А27-26)).

      Если общество также уплачивает пошлину за регистрацию договора купли-продажи от имени покупателя недвижимости, то налоговый учет данной пошлины осуществляется в порядке, который будет описан далее, в зависимости от того, как сформулированы условия договора купли-продажи.

      Налоговый учет пошлины за государственную регистрацию права собственности на покупателя

      Таким образом, с заявлением о государственной регистрации права собственности на приобретенный объект недвижимости должен обратиться покупатель. Продавец также может обратиться с таким заявлением, но в этом случае он будет действовать на основании доверенности, выданной покупателем.

      По смыслу ст. 333 16 , 333 17 НК РФ плательщиками государственной пошлины являются лица, которые обратились в государственный орган за совершением юридических действий. Оплата пошлины лицом, отличным от заявителя, не допускается. На это указывают контролирующие органы (см. письма Минфина России от 11 сентября 2013 г. № 03-05-06-03/37427, УФНС России по г. Москве от 6 декабря 2005 г. № 09-17/89166).

      Запрет на оплату пошлины лицом, отличным от заявителя, означает, что в случае с государственной регистрацией права собственности на приобретенный объект плательщиком государственной пошлины является покупатель недвижимого имущества. Как указал Минфин России в письме от 29 ноября 2011 г. № 03-05-06-03/90, за государственную регистрацию перехода права собственности на жилое помещение уплату государственной пошлины за государственную регистрацию права собственности на недвижимое имущество на основании договора купли-продажи производит покупатель, у которого возникает право на приобретаемое жилое помещение.

      В информационном письме от 29 мая 2007 г. № 118 «Об уплате государственной пошлины российскими и иностранными лицами через представителей» Президиум ВАС РФ подчеркнул, что государственная пошлина может быть уплачена представителем от имени представляемого. В платежном документе на перечисление суммы государственной пошлины в бюджет с банковского счета представителя должно быть указано, что плательщик действует от имени представляемого.

      Из изложенного следует, что общество, уплачивая государственную пошлину за регистрацию прав собственности покупателя объекта недвижимости, может действовать только от имени покупателя.

      Данные выводы относятся также к пошлине за регистрацию договора купли-продажи. Уплачивая государственную пошлину за регистрацию договора купли-продажи, причитающуюся в отношении покупателя, общество действует от имени покупателя.

      Налоговый учет расходов на уплату государственной пошлины за покупателя зависит от условий заключенного договора купли-продажи:

    • если договором купли-продажи предусмотрено, что расходы общества на оплату пошлины подлежат возмещению покупателем, то отношения сторон в этой части можно рассматривать как посреднические. Следовательно, сумма расходов по уплате пошлины не учитывается обществом в составе расходов (п. 9 ст. 270 НК РФ), а сумма возмещения не учитывается в составе доходов (п. 9 ст. 251 НК РФ);
    • если договором купли-продажи квартир установлено, что цена квартиры определяется с учетом расходов продавца на совершение регистрационных действий, в том числе расходов на оплату пошлины за государственную регистрацию права собственности покупателя, то расходы общества в этом случае квалифицируются как расходы, связанные с реализацией. В этом случае они учитываются на основании подп. 1, 40 п. 1 ст. 264 НК РФ;
    • если договором купли-продажи не предусмотрено положений касательно того, каким образом обществу возмещаются понесенные в интересах покупателя расходы (в составе цены либо в составе возмещаемых расходов), то расходы также учитываются в составе прочих расходов, связанных с производством и реализацией, на основании ст. 264 НК РФ.
    • Отметим, что в последнем случае налоговый учет расходов может встретить возражения со стороны контролирующих органов. Налоговый орган может посчитать, что общество несет экономически необоснованные расходы в интересах третьего лица (покупателя), не получая от него встречного представления в этой части. Однако данные аргументы, на наш взгляд, противоречат фактическим обстоятельствам. Продавец объекта недвижимости заинтересован в получении дохода по договору, который, в свою очередь, связан с фактом перехода права собственности на объект. Переход права собственности на объект недвижимости невозможен без государственной регистрации (п. 1 ст. 551 Гражданского кодекса РФ). Следовательно, регистрационные действия, совершаемые продавцом, в том числе за покупателя, направлены на получение дохода по сделке и являются экономически обоснованными. Аналогичную позицию по данному вопросу занимает высшая судебная инстанция (см. Определение ВАС РФ от 1 апреля 2010 г. № ВАС-2878/10).

      Бухгалтерский учет расходов по уплате государственной пошлины за регистрацию договора купли-продажи и права собственности при приобретении недвижимого имущества

      Согласно п. 2 ПБУ 5/01[1] товары являются частью материально-производственных запасов, приобретенных или полученных от других юридических или физических лиц и предназначенных для продажи.

      В соответствии с п. 6 ПБУ 5/01 фактической себестоимостью материально-производственных запасов (МПЗ), приобретенных за плату, признается сумма фактических затрат организации на приобретение, за исключением налога на добавленную стоимость и иных возмещаемых налогов. Перечень затрат, включаемых в фактическую себестоимость МПЗ, является открытым и включает в себя, в частности, такие затраты, как:

    • суммы, уплачиваемые в соответствии с договором поставщику (продавцу);
    • суммы, уплачиваемые организациям за информационные и консультационные услуги;
    • таможенные пошлины;
    • затраты по доведению МПЗ до состояния, в котором они пригодны к использованию в запланированных целях;
    • иные затраты, непосредственно связанные с приобретением МПЗ.
    • Таким образом, критерием включения затрат в фактическую себестоимость МПЗ является наличие непосредственной связи данных затрат с приобретением соответствующих материально-производственных запасов.

      Согласно п. 1 ст. 4 Закона о государственной регистрации недвижимости государственной регистрации подлежат права собственности и другие вещные права на недвижимое имущество. Государственная регистрация перехода права собственности проводится на основании заявления обеих сторон, участвующих в договоре купли-продажи недвижимости, или уполномоченного ими на то лица при наличии у него нотариально удостоверенной доверенности, если иное не установлено федеральным законом (п. 1 ст. 16 Закона).

      В соответствии с п. 1 ст. 551 ГК РФ переход права собственности на недвижимость по договору продажи недвижимости к покупателю подлежит государственной регистрации.

      Подпунктом 22 п. 1 ст. 333 33 НК РФ предусмотрен размер государственной пошлины за государственную регистрацию договора об отчуждении недвижимого имущества, а также за государственную регистрацию прав на недвижимое имущество.

      Таким образом, необходимость государственной регистрации права собственности на товары в виде недвижимого имущества установлена законодательно; без осуществления государственной регистрации права собственности на квартиры и помещения общество не сможет осуществить последующую продажу данного имущества.

      На основании изложенного можно сделать вывод, что затраты в виде государственной пошлины, уплачиваемой при регистрации договора купли-продажи и оформлении права собственности на квартиры и помещения, предназначенные для перепродажи, непосредственно связаны с приобретением данного имущества и доведением его до состояния, в котором оно будет пригодно для использования в запланированных целях. Поэтому указанные затраты подлежат включению в фактическую стоимость материально-производственных запасов (товаров).

      Бухгалтерский учет расходов по уплате государственной пошлины за регистрацию договора купли-продажи и права собственности при продаже недвижимого имущества

      Как указал Минфин России в письме от 16 января 2014 г. № 03-05-06-03/1011, учитывая положение п. 2 ст. 333 18 НК РФ, за государственную регистрацию договора об отчуждении недвижимого имущества, являющегося жилым помещением, государственная пошлина уплачивается обеими сторонами (продавцом и покупателем) в размере, определенном подп. 22 п. 1 ст. 333 33 НК РФ, разделенном на количество участников договора.

      Относительно государственной пошлины за регистрацию перехода права собственности на объект недвижимости к покупателю отметим, что обязанность продавца уплачивать такую пошлину не предусмотрена законодательством.

      Однако законодательством не запрещено по согласованию сторон договора купли-продажи возложить обязанность по уплате пошлины как за государственную регистрацию договора, так и за государственную регистрацию перехода права собственности на продавца.

      Как отметил ВАС РФ в Определении от 1 апреля 2010 г. № ВАС-2878/10, правовой интерес в регистрации перехода права собственности на отчуждаемый объект недвижимости имеют в равной степени как покупатель, так и продавец. Уплата продавцом государственной пошлины за регистрацию перехода права собственности к покупателю направлена на исполнение указанной обязанности.

      По своему экономическому содержанию затраты общества на государственную регистрацию договора купли-продажи и перехода права собственности при продаже квартир и помещений являются связанными с продажей данных товаров (недвижимого имущества) при условии, что по условиям договора купли-продажи обязанность по несению данных затрат не возложена на покупателя.

      В соответствии с п. 5 ПБУ 10/99[2] расходами по обычным видам деятельности являются расходы, связанные с изготовлением и продажей продукции, приобретением и продажей товаров. Согласно п. 7 ПБУ 10/99 расходы по обычным видам деятельности формируют в том числе расходы, возникающие непосредственно в процессе переработки (доработки) МПЗ для целей производства продукции, выполнения работ и оказания услуг и их продажи, а также продажи (перепродажи) товаров (расходы по содержанию и эксплуатации ОС и иных внеоборотных активов, а также по поддержанию их в исправном состоянии, коммерческие расходы, управленческие расходы и др.). Для целей формирования организацией финансового результата от обычных видов деятельности коммерческие и управленческие расходы могут признаваться в себестоимости проданных продукции, товаров, работ, услуг полностью в отчетном году их признания в качестве расходов по обычным видам деятельности (п. 9 ПБУ 10/99).

      Согласно Инструкции по применению Плана счетов[3] счет 44 «Расходы на продажу» предназначен для обобщения информации о расходах, связанных с продажей продукции, товаров, работ и услуг. В организациях, осуществляющих торговую деятельность, на счете 44 могут быть отражены, в частности, следующие расходы (издержки обращения): на перевозку товаров; оплату труда; аренду; содержание зданий, сооружений, помещений и инвентаря; по хранению и подработке товаров; на рекламу; представительские; другие аналогичные по назначению расходы. При частичном списании в организациях, осуществляющих торговую и иную посредническую деятельность, подлежат распределению расходы на продажу в части расходов на транспортировку (между проданным товаром и остатком товара на конец каждого месяца). Остальные расходы, связанные с продажей продукции, товаров, работ, услуг, ежемесячно относятся на себестоимость проданной продукции (товаров, работ, услуг).

      Таким образом, уплата продавцом (обществом) государственной пошлины за регистрацию договора купли-продажи в полном объеме, а также за регистрацию перехода права собственности к покупателю не противоречит условиям договора купли-продажи, данные затраты для целей бухгалтерского учета следует квалифицировать в качестве коммерческих расходов и признавать в качестве расходов текущего отчетного периода.

      Окончание в следующем номере.

      [1] Положение по бухгалтерскому учету «Учет материально-производственных запасов» ПБУ 5/01 утверждено приказом Минфина России от 9 июня 2001 г. № 44н.

      [2] Положение по бухгалтерскому учету «Расходы организации» ПБУ 10/99 утверждено приказом Минфина России от 6 мая 1999 г. № 33н.

      [3] План счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций и Инструкция по его применению утверждены приказом Минфина России от 31 октября 2000 г. № 94н.

      Подписывайтесь на главное от «Клерка» на Яндекс.Дзен. Самый умиротворяющий бухгалтерский сервис.

      Смотрите еще:

      • Закон о тишине 2013 в москве Закон г. Москвы от 9 декабря 2015 г. N 68 "О внесении изменений в Закон города Москвы от 12 июля 2002 года N 42 "О соблюдении покоя граждан и тишины в ночное время в городе Москве" и статью 3.13 Закона города Москвы от 21 ноября 2007 года […]
      • Основание выплаты пособия при рождении ребенка Единовременное пособие при рождении ребенка в 2016 году и с 1 февраля 2017 года Дополнительные региональные программы по поддержке материнства и детства в: Алименты на ребенка: понятие, размер, порядок уплаты Размер пособия, лица имеющие […]
      • Зачет налогов проводка В организации имеется переплата налога по УСН, которая образовалась в 2010 году. Так как прошло более трех лет, налоговый орган отказывается осуществить списание суммы переплаты в счет текущих платежей - утверждает, что надо представить […]
      • Армия сша пенсия Возраст пенсионеров в США Каждая страна имеет свои возрастные показатели при выходе на пенсию. США в данном случае не является исключением, но каждый американец имеет дополнительные права, например, пожилой человек может выбрать период, […]
      • Проводка перечислены налоги Проводки по налогу на прибыль дебет и кредит Похожие публикации Расчет и уплата налога на прибыль – это обязанность каждой компании, которая работает по правилам общей системы налогообложения. То, как именно происходят эти действия, […]
      • Нормативные акты регламентирующие деятельность суда Нормативные акты регламентирующие деятельность суда НОРМА ТИВНЫЕ ПРАВОВЫЕ АКТЫ, РЕГЛАМЕНТИРУЮЩИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ СУДА 1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 г.); 2. Федеральный конституционный закон […]
      • Штрафы пфр в 1с Штрафы пфр в 1с Вопрос: Организация пропустила срок подачи расчета по страховым взносам. Инспекция потребовала уплатить штраф. Как отразить штраф за налоговое правонарушение в бухгалтерском учете? Расходы в виде налогов, страховых […]
      • Проводки списание налогов Счет 68 в бухгалтерском учете Актуально на: 6 октября 2017 г. Уплачивать законно установленные налоги – обязанность налогоплательщиков (пп. 1 п. 1 ст. 23 НК РФ). А как начисление тех или иных налогов отражать в бухгалтерском учете? […]