Объекты собственности включают в себя

Право собственности

Понятие права собственности . Собственность — обладание исключительными правами, определяющими владение, исключение и ограничение доступа, передачи, контроля и ответственности за то, чем владеешь. Очень важным вопросом является определение собственника и предоставление ему реального права собственности. Только в этом случае собственник может получать выгоду от экономической эксплуатации объекта собственности.

Право собственности включает целый комплекс (или пучок) прав. К наиболее важнейшим правам относится: право владения; право пользования и право распоряжения.

Право владения – это фактическое обладание имуществом и удержание его в собственном владении. Без этого права все остальные права собственности не могут быть реализованы.

Право пользования – возможность эксплуатации имущества, извлечения из него полезных свойств и (или) получения от него доходов.

Право распоряжения – возможность собственника по своему усмотрению и в своих интересах совершать действия, определяющие юридическую судьбу имущества. Это право определяет возможность реально распоряжаться объектами собственности. В практической деятельности существуют такие виды распоряжений как продажа; дарение; обмен; передача по наследству; сдача в аренду; залог и др.

Важным элементом отношений собственности являются отношения приобретения и прекращение права собственности. Право собственности может возникнуть следующим путем:

• в результате изготовления новой вещи субъектом собственности для себя;

• получения дохода, продукции от использования имущества;

• договора купли-продажи, мены, дарения или иной сделки об отчуждении этого имущества;

• внесения полного паевого взноса членами жилищного, жилищно-строительного, дачного, гаражного или иного потребительского кооператива и т. д.

Права собственности прекращаются при :

• отчуждении собственником своего имущества другим лицам;

• отказе собственника от права собственности;

• гибели или уничтожения имущества.

Право собственности предполагает, что собственник несет определенную ответственность за принадлежащее ему имущество. Собственник осуществляет все расходы, связанные с содержанием принадлежащего имущества.

Право собственности может принадлежать одному лицу (собственнику) или группе лиц — общая (коллективная) собственность (рис. 3.2).

Право собственности одного лица (собственника ) означает, что имущество, находящееся в собственности этого лица, принадлежит ему на праве индивидуальной собственности. В этом случае собственник самостоятельно решает вопросы, связанные с отношением владения, пользования и распоряжения имуществом.

Право общей собственности означает, что имущество, находящееся в собственности двух или нескольких лиц, принадлежит им на праве общей собственности. В рамках общей собственности различают общую долевую и общую совместную собственность.

Право долевой собственности предполагает, что имущество двух или нескольких лиц находится в общей собственности с определением доли каждого из собственников в праве собственности. Распоряжение имуществом, находящимся в долевой собственности, осуществляется по соглашению всех ее участников. В то же время участник долевой собственности вправе по своему усмотрению передать, подарить, завещать, отдать в залог свою долю.

Доходы от использования имущества, находящегося в долевой собственности, поступают в состав общего имущества и распределяются между участниками долевой собственности соразмерно их долям (если не предусмотрено иное).

Право общей совместной собственности означает, что имущество двух или нескольких лиц находится в общей собственности без определения доли каждого из собственников в праве собственности. Участники совместной собственности владеют и пользуются общим имуществом сообща. Распоряжение имуществом ведется с согласия всех участников.

Доверительное управление имуществом (траст). Собственник может сам управлять своим имуществом или передать его в доверительное управление. Доверительный управляющий обязан осуществлять управление имуществом в интересах собственника или указанного им третьего лица. Передача имущества в доверительное управление не влечет перехода права собственности на него к доверительному управляющему. Объектом доверительного управления являются предприятия, отдельные объекты, относящиеся к недвижимому имуществу, ценные бумаги и т. д.

Понятие собственности в экономической науке

Собственность представляет собой сложное общественное явление, которое с разных сторон изучается несколькими общественными науками (философией, экономикой, юриспруденцией и др.).

В экономической науке под собственностью понимают реальные отношения между людьми, складывающиеся в процессе присвоения и хозяйственного использования имущества. Система экономических отношений собственности включает в себя следующие элементы: 1)

отношения присвоения факторов и результатов производства; 2)

отношения хозяйственного использования имущества;

3) отношения экономической реализации собственности. Присвоением называется экономическая связь между людьми,

которая устанавливает их отношение к вещам как к своим. В отношениях присвоения различают четыре элемента: объект присвоения, субъект присвоения, собственно отношения присвоения и форма присвоения.

Объект присвоения — это то, что подлежит присвоению. Объектом присвоения могут быть результаты труда, т.е. материальные блага и услуги, недвижимость, рабочая сила, деньги, ценные бумаги и т.п. Особое значение экономическая наука придает присвоению материальных факторов производства, поскольку именно тот, кто владеет объектами присвоения, владеет и результатами производства.

Субъект присвоения — это тот, кто присваивает имущество. Субъектами присвоения могут быть отдельные граждане, семьи, группы, коллективы, организации и государство.

Собственно отношения присвоения представляют собой возможность полного отчуждения имущества одним субъектом от других субъектов (способы отчуждения могут быть различны). Однако присвоение может быть и неполным (частичным). Неполное присвоение реализуется через отношения пользования, владения и распоряжения.

Формы присвоения имущества могут быть различными. В эконо мическом аспекте различают индивидуальную, коллективную и государственную форму присвоения благ и услуг. Индивидуальная форма присвоения может существовать в виде личной собствен ности, индивидуальной трудовой деятельности или личного под собного хозяйства.

Собственники средств производства не всегда сами занимаются созидательной хозяйственной деятельностью. Часть из них дает возможность употреблять принадлежащее им имущество в хозяйственных целях на определенных условиях. Так, между собственником и предпринимателем возникают отношения хозяйственного использования имущества. Не являясь собственником материальных благ, предприниматель тем не менее получает возможность временно владеть и пользоваться ими. Примером такого рода отношений может служить аренда. По договору аренды одна сторона (арендодатель, как правило, собственник имущества) предоставляет во временное пользование другой стороне (арендатору) имущество за определенную плату.

Собственность реализуется экономически в том случае, если приносит своему владельцу доход. Такой доход представляет собой весь вновь созданный продукт или ту его часть, которые были получены благодаря принадлежащим собственнику средствам производства и (или) труда. Формами реализации собственности могут быть: прибыль, процент, рента, заработная плата, различного рода платежи. Величина формы реализации собственности является критерием ее эффективного или неэффективного экономического использования.

Система экономических отношений собственности охватывает от начала и до конца весь хозяйственный процесс, порождая у людей экономические (материальные, имущественные) интересы. Главный из этих интересов состоит в том, чтобы максимально умножать находящиеся в собственности материальные блага в целях наилучшего удовлетворения своих потребностей. Таким образом, собственность предопределяет направление и характер хозяйственного поведения людей.

ОБЪЕКТ СОБСТВЕННОСТИ

Райзберг Б.А., Лозовский Л.Ш., Стародубцева Е.Б. . Современный экономический словарь. — 2-е изд., испр. М.: ИНФРА-М. 479 с. . 1999 .

Экономический словарь . 2000 .

Смотреть что такое «ОБЪЕКТ СОБСТВЕННОСТИ» в других словарях:

объект собственности — то, что находится в собственности, принадлежит субъекту собственности; материальный, финансовый, интеллектуальный продукт, экономические ресурсы, принадлежащие определенным лицам, организациям, государству … Словарь экономических терминов

ОБЪЕКТ СОБСТВЕННОСТИ ПРАВА СОБСТВЕННОСТИ — ОБЪЕКТ СОБСТВЕННОСТИ, ПРАВА СОБСТВЕННОСТИ все, что находится в собственности, принадлежит субъекту собственности; материальный, финансовый, интеллектуальный продукт, экономические ресурсы, принадлежащие определенным лицам, организациям,… … Юридическая энциклопедия

ОБЪЕКТ СОБСТВЕННОСТИ, ПРАВА СОБСТВЕННОСТИ — все, что находится в собственности, принадлежит субъекту собственности; материальный, финансовый, интеллектуальный продукт, экономические ресурсы, принадлежащие определенным лицам, организациям, государству … Энциклопедический словарь экономики и права

Собственность, или объект собственности — (PROPERTY) все, на что распространяется право собственности … Словарь инвестиционных и оценочных терминов

ОБЪЕКТ — экономический (от лат. objectum) предприятия, организации, средства и факторы производства, элементы социальной сферы, характеризуемые как объект, в котором сосредоточена или на который направлена экономическая деятельность, представляющие… … Экономический словарь

объект (экономический) — (от лат. objectum) предприятия, организации, средства и факторы производства, элементы социальной сферы, характеризуемые как объект, в котором сосредоточена или на который направлена экономическая деятельность, представляющие определенную… … Словарь экономических терминов

Объект капитального строительства — здание, строение, сооружение, объекты, строительство которых не завершено (объекты незавершённого строительства), за исключением временных построек, киосков, навесов и других подобных построек[1]. Законодательное определение исключает из объектов … Википедия

Объект культурного наследия общего пользования — объект культурного наследия, использование которого одновременно возможно заранее нерегламентированным широким кругом лиц (отдельные виды зданий, строений, сооружений и объектов науки и техники, произведения монументального искусства, центры… … Официальная терминология

ОБЪЕКТ ПРАВА СОБСТВЕННОСТИ — то, что находится в собственности, принадлежит субъекту собственности; материальный, финансовый, интеллектуальный продукт, экономические ресурсы, принадлежащие определенным лицам, организациям, государству. Экономический словарь. 2010 … Экономический словарь

Объект права собственности — предприятия, имущественные комплексы, земельные участки, горные отводы, здания, сооружения, оборудование, сырье и материалы, деньги, ценные бумаги, другое имущество производственного, потребительского, социального, культурного и иного назначения … Финансовый словарь

Государственная собственность

Что же входит в понятие «Государственная собственность»?

Собственность — совокупность финансовых и публичных взаимоотношений насчет присвоения и отчуждения вещественных и нематериальных удобств.

В законодательстве выделяют последующие виды принадлежности: частная, государственная собственность и другие формы собственности. Конкретнее рассмотрим государственную собственность.

Государственная собственность — 1 из форм принадлежности, её субъектами-распорядителями числятся органы гос власти, объектами собственности считаются: территория, естественные ресурсы, главные средства, строения, деньги, драгоценности, информация, культурные и духовные ценности.

Государственная собственность (как финансовая категория) — приспособление имущества народу в лице избранных им представительных органов гос власти.

Право гос собственности дает совокупность правовых норм, закрепляющих и оберегающих принадлежность вещественных удобств народу (населению соответственной местности) в лице избранного им представительного органа гос власти. Данные правовые нормы устанавливают порядок приобретения, применения и отчуждения муниципального имущества.

Принципиальная специфика гос собственности заключается в том, что орган, владеющий ею (другими словами правительство), считается и еще и органом, регулирующим отношения, связанные с ней. Таким образом, система управления гос собственностью разрабатывается и воспринимается лично владельцем.

Государственной собственностью считается

1) имущество, принадлежащее на праве принадлежности РФ (федеральная собственность).

2) имущество, принадлежащее на праве принадлежности субъектам РФ (республикам, краям, областям, городам федерального значения, автономной области, автономным округам).

3) территория, иные естественные ресурсы, которые не присутствуют в собственности людей, юридических лиц либо городских образований.

К видам гос собственности относятся

  1. Объекты, которые составляют базу государственного богатства державы (естественные ресурсы, объекты историко-культурного и естественного наследства, художественные ценности);
  2. Объекты, которые нужны для обеспечивания функционирования федеральных органов власти и управления, для решения общероссийских задач (Муниципальная казна России, имущество вооруженных сил, компании);
  3. Объекты оборонного производства;
  4. Объекты секторов экономики, обеспечивающих жизнедеятельность и становление секторов экономики этнического хозяйства;
  5. Федеральные авто дороги единого использования, также организации, которые их обслуживают.

Государственная собственность неоднородна (согласно со ст. 214 ГК РФ).

В государственной собственности РФ выделяется 2 значения:

  • Государственная собственность субъектов РФ.
  • Субъектами этих взаимоотношений могут считаться:

    • явные органы муниципального управления общегосударственного и районных значений (министерства, комитеты, управления),
    • отдельные муниципальные компании.
    • Казенное имущество закрепляется за муниципальными предприятиями и учреждениями в хозяйственное ведение и оперативное управление (ст.294, 296 Гражданского кодекса РФ), также составляет муниципальную казну.

      Имущество, которое располагаться в гос собственности, закрепляется за муниципальными предприятиями и учреждениями:

      — на праве владения,

      — на праве использования,

      — на праве распоряжения.

      Средства соответственного бюджета и другое казенное имущество, которое не прикреплено за муниципальными предприятиями и учреждениями, составляют муниципальную казну РФ, казну республик, краев, областей, мегаполисов федерального значения, автономной области, автономных округов.

      Муниципальная собственность играет весомую роль в деятельности страны и обеспечивании финансовой устойчивости и убежденности, благодаря исполнению явных соц функций:

      1) создает вещественные предпосылки для обеспечивания стабильного производства публичного капитала;

      2) разрешает государству быть самостоятельной единицей в финансовых правоотношениях внутри державы и за границей;

      3) гарантирует функционирование секторов экономики, сфер экономики (космическая индустрия, финансовая защищенность);

      4) гарантирует работу некоммерческой общественной сферы, национальную сохранность;

      5) может помочь ускорять освоение высоких технологий;

      6) национализирует собственность разорившихся компаний;

      7) считается гарантом почти всех интернациональных и внутренних договоров и согласований;

      8) делает подходящие условия для становления частного предпринимательства;

      9) разрешает выравнивать удары кризисов, методом понижения налогообложения и применения муниципальных запасных фондов.

      Управление гос собственностью – это управление ходом ее действенного применения и воспроизводства в нужном масштабе и качестве, также работа муниципальных органов, роль субъектов РФ в гражданско-правовых отношениях, воплощение правомочий владения, использования и постановления в отношении объектов гос принадлежности.

      Управление гос собственностью осуществляется

      — согласно с Гражданским кодексом РФ и прочими нормативно-правовыми актами, регулирующими имущественные дела в РФ,

      — системой федеральных органов исполнительной власти (Правительство РФ, министерства, муниципальные комитеты, агентства, уполномоченные правительством особые органы).

      Главные функции управления гос собственностью, возложены на Министерство имущественных взаимоотношений РФ.

      Органы, исполняющие управление, указание и использование гос собственностью выполняют принципиальные функции:

      — управляют пакетом муниципальных акций,

      — вырабатывают и реализуют стратегию управления развитием муниципального предпринимательства,

      — сформировывают муниципальные мотивированные программы, проекты и госзаказы,

      — создают приспособленную к рынку конкурентоспособную структуру управления объектами муниципального сектора,

      — вырабатывают политику ценообразования при размене между муниципальными предприятиями и рыночными формированиями,

      — занимаются решением стратегических и текущих задач ресурсного обеспечивания муниципальных компаний (хозяйств).

      Нормативно-правовые акты предусматривающие ведение Реестра федеральной собственности, Реестра собственности субъектов РФ и Реестра городской собственности:

      1) Распоряжение ВС РФ от 27 декабря 1991 года № 3020-I «О разделении гос принадлежности в России на федеральную собственность, муниципальную собственность республик в составе России, краев, областей, автономной области, автономных округов, населенных пунктов Столицы и Санкт-Петербурга и государственную собственность».

      2) Положение о определении пообъектного состава федеральной, гос и городской собственности и порядке оформления прав собственности, подтвержденное постановлением Президента РФ от 18 марта 1992 года.

      3) Распоряжение Правительства РФ от 16 октября 2000 года № 784 «О передаче отдельных видов объектов недвижимости, оказавшихся в федеральной собственности, в собственность субъектов РФ».

      Проблема разделения гос принадлежности допустима в Распоряжении Пленума ВАС РФ «О неких вопросах практики разрешения споров, связанных с охраной права собственности и прочих вещных прав» от 25.02.98 № 8.

      Разгосударствление и приватизация собственности

      При переводе экономики РФ на рыночные отношения одной из основных задач стали разгосударствление и приватизация собственности.

      Разгосударствление и приватизация собственности считаются трудным и противоречивым действием, энергичную роль в нем обязано играть правительство, которое должно обеспечить баланс интересов частных лиц и всего сообщества.

      Приватизация — это процесс перевоплощения гос собственности в личную собственность физических и юридических лиц, переход прав принадлежности от страны к частным лицам на критериях абсолютной реализации муниципальных компаний частным лицам либо реализации доли активов и делегирования прав по постановлению муниципальным имуществом.

      Цели приватизации собственности:

    • обеспечивание равенства в функционировании разных форм собственности;
    • уравнивание прибылей разных групп и слоев народонаселения;
    • перераспределение заработков и имущества, создание класса собственников;
    • становление фондового рынка.

    Методы проведения приватизации принадлежности:

  • реализация компаний, активов ликвидированных компаний по состязанию;
  • реализация компаний на аукционе;
  • реализация долей (акций) в капитале компаний (акционирование);
  • выкуп имущества компаний, сданных в аренду.
  • Приватизация должна содействовать увеличению производительности функционирования российских компаний; при отчуждении гос принадлежности обязаны предусматриваться общественные нюансы проблемы.

    Приватизация носит возмездный характер, а разгосударствление сможет иметь различные формы.

    Приватизация — это процесс разгосударствления принадлежности на средства производства, имущество, жилище, территорию, естественные ресурсы, исполняется методом бесплатной передачи либо распродажи объектов гос принадлежности в собственность заинтересованных лиц.

    Приватизацию следует рассматривать как 1 из форм разгосударствления, хотя разгосударствление может быть и в отсутствии приватизации (смена владельца не случается, следует процесс децентрализации в пределах муниципального управления собственностью).

    Разгосударствление — это уменьшение удельного веса гос принадлежности в целом ее размере. Главным направлением разгосударствления стала приватизация гос и городской собственности.

    Соответствующие специфики разгосударствления в РФ:

  • реализация гос собственности по наименьшим тарифам.
  • Разгосударствление взаимоотношений собственности сводится к 3 главным нюансам:

    — к созданию разнообразных типов хозяйств;

    — к преображению хозяйств, остающихся в муниципальном ведении, освобождении их от административно-командного диктата;

    Принято выделять 3 процесса разгосударствления:

    1. Конкретное разгосударствление: уменьшение функции муниципальных органов по управлению предприятиями, расширение их прав в принятии финансовых решений. Не случается перемена форм собственности.
    2. Переустройство гос собственности в фирмы иных (негосударственных) форм собственности.
    3. Преображение гос и разных видов коллективной собственности в личную.

    Объекты собственности включают в себя

    Право собственности представляет собой наиболее широкое по содержанию вещное право, которое даёт возможность своему обладателю – собственнику, и только ему – определять содержание и направление использования принадлежащего ему имущества, осуществляя над ним полное хозяйственное господство. Гражданский кодекс РФ в пункте 1 статьи 209 правомочия собственника раскрывает с помощью традиционной для гражданского права «триады» правомочий: владения, пользования и распоряжения.

    Право владения – это охраняемая законом возможность фактического обладания вещью. В этом праве находит юридическое выражение состояние присвоенности, принадлежности вещи определенному лицу. Правомочие пользования представляет собой основанную на законе возможность эксплуатации, хозяйственного или иного использования имущества путём извлечения из него полезных свойств, его потребления. Оно тесно связано с правомочием владения, т.к., по общему правилу, можно пользоваться имуществом, только владея им.

    Право распоряжения выражается в охраняемой законом возможности определять юридическую судьбу вещи: передавать её другим лицам в собственность , а также в производное владение и пользование, а иногда – и в распоряжение.

    Раскрытие содержания права собственности ещё не завершается определением принадлежащих собственнику правомочий. Дело в том, что одноимённые правомочия могут принадлежать не только собственнику, но и иному лицу, в том числе носителю права хозяйственного ведения или права пожизненного наследуемого владения. Поэтому необходимо выявить специфический признак, который присущ указанным правомочиям именно как правомочиям собственника. Он состоит в том, что собственник принадлежащие ему правомочия осуществляет по своему усмотрению.

    Применительно к праву собственности осуществление права по своему усмотрению, в том числе и распоряжение им, означает, что власть (воля) собственника опирается непосредственно на закон и существует независимо от власти всех других лиц в отношении той же вещи. Власть же всех других лиц не только определяется законом, но и зависит от власти собственника, обусловлена ею. Правоотношения собственности возникают чаще всего по поводу таких объектов гражданских прав, как вещи.

    Экономические и физические свойства вещей неодинаковы, что предопределяет различия в характере возникающих по их поводу правоотношений. Такие различия принято называть правовым режимом вещи, под которым понимаются установленный законодательством порядок её использования, допустимые способы и пределы распоряжения ею.

    Традиционно в гражданском праве вещи подразделяются на движимые и недвижимые. Деление вещей на движимые и недвижимые введено в современной России Основами гражданского законодательства Союза ССР и республик от 31.05.1991 г. (ст.4) в связи с введением в РФ частной собственности на землю. К недвижимости относятся земельные участки, участки недр, обособленные водные объекты и всё, что прочно связано с землёй, то есть объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе леса, многолетние насаждения, здания, сооружения. Также статья 130 Гражданского кодекса РФ (ГК РФ) к недвижимым вещам относит подлежащие государственной регистрации воздушные и морские суда, суда внутреннего плавания, космические объекты, что объясняется целесообразностью распространения на эти объекты специального правового режима, установленного для недвижимого имущества. Перечень объектов, приравненных к недвижимым вещам, раскрытый в статье 130 ГК РФ, не является исчерпывающим. Законодатель может признать недвижимыми вещами и другие предметы.

    Нормальный гражданский оборот предполагает не только признание за субъектами определённых гражданских прав, но и обеспечение их надёжной правовой защиты. В наиболее общем смысле защита есть противодействие незаконным нарушениям и ограничениям прав, предупреждение этих нарушений и ограничений, а также возмещение причинённого вреда в случае, если предупредить или отразить нарушения не удалось.

    Как и любое другое субъективное право, право на защиту включает в себя, с одной стороны, возможность совершения уполномоченным лицом собственных положительных действий и, с другой стороны, возможность требования определённого поведения от обязанного лица.

    Допустимость защиты права собственности предусмотрена Конституцией РФ, часть 2 статьи 45 которой указывает, что каждый вправе защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещёнными законом. Уже первая статья ГК РФ относит беспрепятственное осуществление гражданских прав, обеспечение восстановления нарушенных прав и их судебную защиту к основополагающим принципам гражданского законодательства. Кроме того, ст.11 ГК РФ определяет судебный порядок защиты права как основной. Помимо Конституции РФ и ГК РФ большое количество норм, регламентирующих способы защиты гражданских прав, содержат Арбитражный процессуальный кодекс РФ и Гражданский процессуальный кодекс РФ. Защита субъективных гражданских прав и охраняемых законом интересов осуществляется в предусмотренном законом порядке, т.е. посредством применения надлежащей нормы, средств и способов защиты. Под способами защиты прав понимаются законодательно установленные средства, с применением которых может быть достигнуто пресечение, предотвращение, устранение нарушений права, его восстановление и (или) компенсация потерь, вызванных нарушением права [1] .

    Понятие защиты гражданских прав предполагает и защиту права собственности на недвижимое имущество, как частный случай общего. В теории гражданского права часто выделяют два способа защиты права собственности: вещно-правовой и обязательственно-правовой [2] . Некоторые исследователи помимо названных двух способов выделяют иные (способы, которые не относятся к указанным, но вытекают из различных институтов гражданского права; способы, которые направлены на защиту интересов собственника при прекращении права собственности по основаниям, предусмотренным в законе; оспаривание решений органов государственной власти) [3] .

    [1] Брагинский М.И., Витрянский В.В. Договорное право. Общие положения. – М.: Статут, 1997. – С. 628.

    [2] Крашенинников П.В. Право собственности на жилые помещения. – М.: Статут, 2000. – С. 85.

    [3] См.: Гражданское право. Том 1. Учебник. / Под ред. А.П. Сергеева, Ю.К. Толстого. – М.: Проспект, 2001. – С. 459; Суханов Е.А. Лекции о праве собственности. – М., 1991. – С. 208-209.

    Понятие, содержание и виды права собственности

    Собственность можно определить как общественное отношение по поводу благ, присвоенных лицом (собственником), которое относится к ним как к своим, что влечет их отчуждение для прочих лиц (несоб­ственников).

    Для закрепления существующих в обществе отношений собственно­сти используется такая юридическая конструкция, как право собствен­ности, то есть наиболее полная юридически обеспеченная возможность владеть, пользоваться и распоряжаться индивидуально-определенной вещью по своему усмотрению независимо от других лиц и без ограничения по сроку. Право собственности в субъективном смысле определяет меру возможного поведения управомоченного лица-собственника. Согласно ст. 209 ГК РФ собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не про­тиворечащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц.

    Содержание права собственности раскрывается в п. 1 ст. 209 ГК РФ с помощью традиционной для российского гражданского права «триа­ды» правомочий: права владения, права пользования и права распоря­жения.

    • Право владения — основанная на законе возможность иметь у себя данное имущество и фактически обладать им.

    • Право пользования — основанная на законе возможность эксплуа­тации и хозяйственного использования имущества путем извлече­ния из него полезных свойств. Право пользования непосредствен­но связано с правом владения, поскольку пользоваться имуществом можно, лишь владея им.

    • Право распоряжения — возможность определения юридической судьбы имущества путем изменения его принадлежности или со­стояния (например, передача по договору или уничтожение). Пра­во распоряжения отличает собственника от иных владельцев иму­щества, поскольку права владения и пользования имуществом могут принадлежать не только его собственнику.

    Право собственности не заключается в наличии у собственника всех перечисленных выше трех правомочий. Главная отличительная черта права собственности заключается в том, что собственник имеет право устранять других лиц от господства над принадлежащим ему имуще­ством, то есть действует согласно ст. 209 ГК РФ по своему усмотрению. Все остальные лица, которые владеют, пользуются и даже распоряжа­ются имуществом, принадлежащим им на том или ином праве, осу­ществляют свои полномочия, руководствуясь не только законом, но и указаниями собственника.

    Право собственности не только предоставляет собственнику абсо­лютные права, но и налагает на него определенные обязанности. В со­ответствии со ст. 210 ГК РФ собственник несет бремя содержания при­надлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором, то есть на нем лежит обязанность несения расходов по со­держанию, ремонту и охране имущества, уплате с него налогов, а также риск гибели или уничтожения имущества.

    Субъектами права собственности, согласно ст. 212 ГК РФ, явля­ются:

    • Российская Федерация и субъекты Российской Федерации в от­ношении государственной собственности;

    • муниципальные образования в отношении муниципальной соб­ственности;

    • граждане и юридические лица в отношении частной собствен­ности.

    Законодательство РФ основывается на признании равенства всех собственников и равной защиты их прав.

    Объектом права собственности является определенное имуще­ство, понятие которого толкуется законодателем ограничительно, в связи с чем объектом права собственности могут являться только вещи.

    Часть 2 ст. 8 Конституции РФ, а также ст. 212-218 ГК РФ называют три формы собственности: частную, государственную и муниципаль­ную, а также содержат оговорку о признании в РФ «и иных форм соб­ственности». В то же время иных форм собственности, предусмотрен­ных ч. 2 ст. 8 Конституции РФ и п. 1 ст. 212 ГК РФ, в настоящее время в России не существует. В п. 1 ст. 212 ГК РФ воспроизведена лишь конституционная формула, в действительности не имеющая особого гражданско-правового смысла. Упоминание о «иных формах собствен­ности» может дать базу лишь для экономических построений (типа «коллективной», «арендной», «общинной собственности»), не имеющих реального юридического смысла.

    Принадлежность имущества гражданам и юридическим лицам озна­чает нахождение этого имущества в частной собственности.

    Субъектами частной собственности выступают отдельные граждане (физические лица), их простая совокупность (супруги, семья), а также юридические лица. В собственности граждан и юридических лиц может находиться любое имущество, за исключением отдельных видов, которые в соответствии с законом не могут принадлежать гражданам или юри­дическим лицам. Количество и стоимость имущества, находящегося в собственности граждан и юридических лиц, могут быть ограничены только на основании закона.

    В соответствии со ст. 214 ГК РФ государственной собственностью в Российской Федерации является имущество, принадлежащее на праве собственности Российской Федерации (федеральная собствен­ность), а также субъектам Российской Федерации (собственность субъектов РФ).

    Права собственника от имени Российской Федерации и субъектов Российской Федерации осуществляют органы государственной власти в рамках их компетенции. Так, права собственника в отношении феде­рального имущества в настоящее время осуществляют Правитель­ство РФ и уполномоченный им орган — Федеральное агентство по управлению федеральным имуществом.

    Круг объектов государственной собственности не ограничен, по­скольку в собственности государства может находиться любое иму­щество. При этом некоторые виды имущества являются объектом исключительно государственной собственности и могут принадле­жать только Российской Федерации (например, имущество Воору­женных Сил РФ может находиться исключительно в федеральной собственности).

    Имущество, находящееся в государственной собственности, закре­пляется за государственными предприятиями и учреждениями во вла­дение, пользование и распоряжение. При этом государственные пред­приятия и учреждения приобретают на переданную им государственную собственность право хозяйственного ведения или право оперативного управления и самостоятельно используют переданное им имущество в рамках предоставленных им вещных прав. Имущество, поступившее в государственную собственность и не закрепленное за государствен­ными предприятиями и учреждениями, составляет государственную казну РФ либо казну субъекта РФ.

    Специфика государственной собственности, таким образом, состоит в следующем:

    • в собственности государства может находиться любое имущество, в том числе и изъятое из оборота;

    • некоторые способы возникновения права собственности присущи только государственной собственности (например, взимание на­логов);

    • только государству предоставлено право осуществлять принуди­тельное изъятие имущества у других собственников;

    • государство само устанавливает правила использования иму­щества.

    Согласно п. 1 ст. 215 ГК РФ муниципальной собственностью явля­ется имущество, принадлежащее на праве собственности городским и сельским поселениям, а также другим муниципальным образовани­ям. Правовая конструкция муниципальной собственности в некотором роде копирует государственную собственность, хотя и не тождествен­на ей.

    В соответствии с п. 2 ст. 125 ГК РФ от имени муниципальных об­разований права собственника осуществляют органы местного само­управления, рамки, компетенции которых устанавливаются норматив­ными актами, определяющими статус этих органов.

    Кмуниципальной собственности относится значительно меньше объ­ектов, чем к государственной собственности. Они включают в себя в основном жилой фонд, объекты инженерной инфраструктуры, про­изводственного назначения, а также учреждения образования, здраво­охранения и культуры.

    Имущество, находящееся в муниципальной собственности, закре­пляется за муниципальными предприятиями и учреждениями, которые осуществляют владение, пользование и распоряжение имуществом в рамках переданных им вещных прав. Средства местного бюджета и иное муниципальное имущество, не закрепленное за муниципальными предприятиями и учреждениями, составляют муниципальную казну соответствующего муниципального образования.

    63. Понятие и содержание права собственности. Субъекты права собственности.

    Понятие права собственности

    Объект права собственности — индивидуально-определенная вещь.

    Первым (родовым) признаком права собственности является то, что его объектом выступает индивидуально-определенная вещь.

    Понятие объекта права собственности не зависит от оборотоспособности этого объекта. В собственности находятся как объекты, не изъятые из оборота и ограниченные в обороте, так и объекты, изъятые из оборота (ст. 129 ГК).

    Абсолютность права собственности. Вторым (родовым) признаком права собственности является его абсолютность. Во-первых, т.к. удовлетворение интереса собственника зависит лишь от его действий; собственник не нуждается в чьей-либо помощи, чьем-либо посредничестве. Во-вторых, несобственники должны признавать, что данная вещь для них чужая; они обязаны воздерживаться от произвольного вмешательства в сферу хозяйственного господства собственника над вещью.

    Наличие правомочия пользования в праве собственности. В качестве третьего (родового) признака права собственности как вещного права следует назвать наличие правомочия пользования. Этот признак подробно раскрывался в предыдущей главе; здесь же напомним лишь, что пользование — это юридически обеспеченная возможность извлечения из вещи полезных свойств, плодов и иных доходов в процессе ее эксплуатации.

    Наличие правомочия владения в праве собственности. Четвертый признак права собственности — наличие, наряду с правомочием пользования, также правомочия владения — является уже не родовым, а видообразующим, так как характерен не для всех вещных прав. Характеристика владения также давалась в предыдущей главе. Напомним лишь, что под владением понимается юридически обеспеченная возможность волевого, фактического и непосредственного господства лица над вещью.

    Наличие правомочия распоряжения в праве собственности. Пятый (видообразующий) признак права собственности состоит в наличии правомочия распоряжения вещью. Распоряжение — это юридически обеспеченная возможность определения судьбы вещи (продажа вещи, сдача ее в залог, передача в уставный капитал хозяйственного общества, объединение имущества для совместной деятельности и т.д.). Распоряжение нередко смешивают с отчуждением вещи, т.е. передачей права собственности на вещь. НО НЕ всякое распоряжение связано с отчуждением. Передача вещи во временное пользование (в аренду) является распоряжением ею, но не отчуждением. При этом всякое отчуждение есть акт распоряжения вещью.

    Формами распоряжения вещью также являются : уничтожение, отказ от права собственности.

    Понятие собственного усмотрения является ключевым для права собственности. Его можно определить как правомерную интеллектуально-волевую деятельность по выбору наиболее оптимального варианта реализации предоставленных правомочий. При определении пределов усмотрения в праве собственности следует учитывать уровень внутренней культуры, образованности и степень профессионализма собственника, а также состояние нравственности в обществе. Высокообразованный, культурный профессионал вправе рассчитывать на расширение усмотрения при реализации правомочий собственника.

    Право собственности небеспредельно. Коллизия между индивидуальными интересами собственника и публичным порядком неизбежна в тех случаях, когда владение, пользование (а в некоторых случаях — даже непользование*(723) и распоряжение вещью приводит к нарушению прав и законных интересов т ретьих лиц .

    Для юриста важно уяснить прежде всего форму, в которой право собственности может быть ограничено — путем принятия закона и иного правового акта. В п. 3 ст. 55 Конституции РФ указано: «Права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства». Учитывая высшую юридическую силу Конституции РФ, мы должны прийти к выводу, что право собственности может быть ограничено только федеральным законом. Ограничения права собственности, содержащиеся в иных правовых актах (указах Президента РФ, постановлениях Правительства РФ, актах федеральных органов исполнительной власти, органов власти субъектов Федерации, органов местного самоуправления) незаконны и исполнению не подлежатsub_729.

    Бессрочность права собственности. седьмой (видообразующий) признак — бессрочность права собственности, так как не ограничено по закону или договору каким-либо сроком и прекращается лишь в результате гибели вещи, являющейся объектом этого праваsub_736.

    Собственник обычно заинтересован в возможно более долгом существовании своего права, по крайней мере до тех пор, пока не изменятся его интересы в отношении вещи. Ради продления существования вещи он готов нести бремя ее содержания, что является вполне справедливым. Согласно ст. 210, 211 ГК собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества и риск его случайной гибели или случайного повреждения, если иное не предусмотрено законом или договором.

    Под бременем содержания имущества понимается необходимость поддерживать его пригодное для эксплуатации и безопасное состояние, оплачивать предусмотренные законом налоги и сборы, страховать имущество в случае необходимости. Собственник не вправе требовать этого от других лиц, если только такая обязанность для них не предусмотрена законом или договором*(738).

    Риск случайной гибели (повреждения) имущества означает вероятность его уничтожения (уменьшения полезных свойств, товарного вида) по причинам, которые не обусловлены поведением, за которое какое-либо лицо несет ответственность (например, в результате непреодолимой силы). Этот принцип понуждает собственника максимально разумно и осмотрительно подходить к процессу эксплуатации и содержания вещи по сравнению с несобственниками. Но правило о несении указанного риска собственником носит диспозитивный характер и может быть изменено договором (например, в этом состоит одна из целей договора страхования имущества). Более того, в ряде случаев сам законодатель, руководствуясь принципом справедливости, меняет распределение данного риска, возлагая его на несобственника, например на лизингополучателя (ст. 669 ГК) или профессионального хранителя (ст. 901 ГК)*(739). Впрочем, и в этом случае правило о риске случайной гибели (повреждения) имущества остается диспозитивным, что позволяет его «развернуть» назад, к общему принципу ст. 211 ГК.

    Формы собственности

    Понятие форм собственности. Согласно п. 2 ст. 8 Конституции РФ в России признаются и защищаются равным образом частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности . В п. 1 ст. 212 ГК перечисляются основные формы собственности. Понятие формы собственности употребляется в экономическом смысле. Оно объединяет в себе тип собственника и виды имущества, которые могут находиться в собственности. Таким образом, под формой собственности понимаются экономические отношения, характеризуемые индивидуализацией собственника, выступающего в качестве субъекта данных отношений, и разновидностью имущества, принадлежащего собственнику.

    Объектами частной собственности, которая считается основной формой собственности, являются все виды имущества, не относящиеся к государственной собственности. В то же время один вид имущества должен служить общим интересам всего общества и быть доступен для каждого его члена. К такому имуществу, находящемуся в собственности государства, могут относиться, например, площади, улицы, парки, реки.

    В п. 2 ст. 212 ГК определяется перечень субъектов права собственности, совпадающий с составом участников отношений, регулируемых гражданским законодательством. Соответственно выделяются частная, государственная и муниципальная формы собственности. Существование у нас трех форм собственности объясняется государственным устройством современной России: местное самоуправление не входит в систему государственных органов.

    Имущество, находящееся в частной собственности граждан и юридических лиц, составляет наиболее важную часть имущества в общем балансе имущественного оборота экономически развитых стран мира. Эффективность использования данного вида имущества базируется на началах получения частными собственниками наибольшей отдачи от этого.

    Согласно Конституции РФ и ГК под государственной собственностью в нашей стране подразумевается два уровня государственной собственности: федеральный и субъектов РФ. По содержанию право государственной собственности не отличается от содержания права собственности, рассмотренного ранее. Специфика этого права заключается в том, что Российская Федерация и нередко ее субъект в законодательном порядке сами устанавливают для себя правила поведения как собственника. Кроме того, в собственность государства обычно передается имущество, представляющее особую ценность для общества в связи с его особым назначением или экономическим значением.

    Субъектами муниципальной собственности могут выступать муниципальные образования, в частности городские и сельские поселения, а также другие муниципальные образования. В состав муниципальной собственности входят средства местного бюджета, муниципальные внебюджетные фонды, имущество органов местного самоуправления, а также муниципальные земли и другие природные ресурсы, другое имущество.

    Невозможность установления «иных» форм собственности. Перечень форм собственности, данный как в Конституции РФ, так и в ГК, не является исчерпывающим, поскольку сопровождается оговоркой, в силу которой в РФ признаются и иные формы собственности. Иных форм собственности, предусмотренных в ч. 2 ст. 8 Конституции РФ и в п. 1 ст. 212 ГК, в настоящее время в России не существует. В п. 1 ст. 212 ГК воспроизводится конституционная формула, в действительности не имеющая особого гражданско-правового смысла. Упоминание в ней об «иных формах собственности» может дать базу лишь для экономических построений (типа «коллективной», «арендной» или «общинной собственности»), не имеющих реального юридического смысла. Образования, не имеющие гражданской правосубъектности, в частности трудовые и иные коллективы, различные «общины» и тому подобные объединения, не могут выступать в качестве субъектов права.

    Статья 212 ГК РФ. Субъекты права собственности

    1. В Российской Федерации признаются частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности.

    2. Имущество может находиться в собственности граждан и юридических лиц, а также Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

    3. Особенности приобретения и прекращения права собственности на имущество, владения, пользования и распоряжения им в зависимости от того, находится имущество в собственности гражданина или юридического лица, в собственности Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования, могут устанавливаться лишь законом.

    Законом определяются виды имущества, которые могут находиться только в государственной или муниципальной собственности.

    4. Права всех собственников защищаются равным образом.

    Статья 212. Субъекты права собственности

    1. В п. 1 ст. 212 ГК воспроизводится положение, закрепленное в п. 2 ст. 8 Конституции, о формах собственности. Понятие формы собственности в данном контексте употребляется в экономическом смысле слова. Оно объединяет в себе два компонента: тип собственника и виды (объекты) имущества, которые могут находиться в собственности. В обществах с развитой рыночной экономикой обычно существуют две формы собственности: частная и государственная. Объектами частной собственности, которая считается основной формой собственности, являются все виды имущества, не относящиеся к государственной собственности. В этом же направлении идет процесс экономического развития и российского общества.

    2. В п. 2 ст. 212 ГК определяется перечень субъектов права собственности, полностью совпадающий с составом участников отношений, регулируемых гражданским законодательством (см. коммент. к ст. 2).

    Граждане, юридические лица, Российская Федерация, субъекты РФ, муниципальные образования могут выступать как в качестве единоличных субъектов права собственности, так и совместно осуществлять принадлежащие им права собственности. Все субъекты права собственности вправе создавать общую собственность на объединяемое им имущество. Помимо этого Российская Федерация и субъекты РФ в соответствии со ст. 72 Конституции рассматриваются как соучастники совместного права владения, пользования и распоряжения землей, недрами, водными и другими природными ресурсами, сохраняя за собой право собственности на данные объекты. Порядок указанного соучастия определяется законами по отдельным видам природных ресурсов (см., например, Закон о животном мире, ФЗ от 23.02.1995 N 26-ФЗ «О природных лечебных ресурсах» (в ред. от 27.12.2009)*(154), ФЗ от 14.03.1995 N 33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях» (в ред. от 27.12.2009)*(155), ст. 1.2 Закона о недрах).

    В названных случаях по существу речь идет о том, что права собственников, принадлежащие Российской Федерации и субъектам РФ, осуществляются совместно в отношении одних и тех же объектов на основе создания сложноструктурных образований по использованию права собственности.

    3. Пункт 3 ст. 212 ГК включает в себя две нормы различной направленности.

    В абз. 1 ст. 212 отмечены особенности приобретения и прекращения права собственности на имущество, владения, пользования и распоряжения им применительно к отдельным категориям субъектов права собственности.

    Такие особенности могут устанавливаться лишь законом. При национализации, например, имущество переходит из собственности граждан и юридических лиц в государственную собственность, при приватизации — все происходит наоборот (ст. 235). Именно эти особенности отражены в гл. 14 «Приобретение права собственности» и гл. 15 «Прекращение права собственности» ГК. В отношении необходимости иметь особое законодательство об особенностях права владения, пользования и распоряжения имуществом, принадлежащим различным категориям субъектов права собственности, положения п. 3 ст. 212 ГК должны толковаться ограничительно. Скорее, речь должна идти не о правах собственников как таковых, а об осуществлении данных прав отдельными категориями собственников с учетом специфических особенностей объектов права собственности, например оружия. Иначе можно вступить в противоречие с основополагающей конституционной нормой, воспроизведенной в п. 4 ст. 212 ГК. «Права всех собственников, — указано в ней, — защищаются равным образом». В данном случае под защитой понимается не только равный доступ к правосудию, но в целом равенство всех субъектов права собственности перед законом.

    Отсылочная норма, содержащаяся в абз. 2 п. 3 ст. 212 ГК, имеет принципиальное значение для всего гражданского права. Она устанавливает, что отдельные виды имущества могут находиться только в государственной или муниципальной собственности. Перечень такого имущества устанавливается законом. В Конституции и гражданском законодательстве СССР такое имущество называлось исключительной собственностью государства. В зарубежных государствах существование данного имущества с приведением его перечня предусмотрено в гражданских кодексах (например, во Франции, Италии) или иных законах.

    Было бы более правильным указанное имущество вообще не относить к государственной или муниципальной собственности и считать его всенародным достоянием, как это определено во Французском гражданском кодексе, или национальным достоянием народов Российской Федерации (по формулировке преамбулы ФЗ «О природных лечебных ресурсах»). Российская Федерация, ее субъекты и муниципальные образования должны находиться на положении управляющих данным имуществом, но не собственников. Это имущество не подлежит отчуждению, оно не может быть предметом залога, на него, естественно, не распространяются нормы о приобретательной давности; пользование им подчинено особым правилам.

    В Российской Федерации указанное имущество не поименовано ни в ГК, ни в каком-либо ином отдельно взятом законе. На фрагментарной основе отдельные положения об имуществе общего пользования содержатся в законах, посвященных отдельным видам природных ресурсов, в законах и других правовых актах (преимущественно в указах Президента РФ) о приватизации. При этом перечень такого имущества постоянно сокращается.

    Настоятельно требуется принятие специального общего закона об объектах национального достояния народов Российской Федерации. В перечне указанных объектов наряду с другими видами обязательно должны быть названы земли общего пользования (улицы, бульвары, площади, проезды, дороги, набережные, сады, скверы, парки в населенных пунктах); побережья океанов морей, рек, озер и других водоемов, имеющих общегосударственное региональное и местное значение, и другие объекты, не подлежащие передаче в собственность граждан, юридических лиц, иностранных государств и международных организаций.

    Статья 213. Право собственности граждан и юридических лиц

    1. Действие ст. 213 ГК распространяется на граждан, а также на юридических лиц независимо от формы собственности, к которой относится принадлежащее им имущество. Это могут быть и юридические лица, функционирующие на основе частного капитала, и юридические лица — АО со 100%-ным государственным капиталом. По этой причине Термин «право частной собственности» в отношении имущества, принадлежащего юридическим лицам, в ГК не употребляется. Юридические лица со 100%-ным государственным капиталом должны рассматриваться лишь как субъекты частного права в сфере гражданских правоотношений, но не как субъекты права частной собственности. Иначе обстоит дело с гражданами, которых одновременно можно считать и субъектами частного права, и субъектами права частной собственности. Однако в связи с тем, что право собственности граждан и право собственности юридических лиц функционируют в рамках одного и того же правового режима, законодатель пошел по пути объединения двух этих прав в единую юридическую категорию, принеся в жертву вполне законную формулу права частной собственности граждан.

    2. В п. 3 ст. 213 ГК содержатся три важные новеллы, вводимые в гражданское законодательство РФ в части видов имущества, которое может находиться в собственности граждан и юридических лиц. Во-первых, законодатель не дает перечня видов имущества, которое может быть объектами права собственности граждан, как это имело место в советском гражданском законодательстве. Во-вторых, граждане и юридические лица располагают одинаковыми правами в отношении имущества, которое может находиться в их собственности. И, в-третьих, определение видов имущества, которое может быть в собственности граждан и юридических лиц, в том числе средств производства, производится по принципу: разрешено все, что не запрещено законом. Данный запрет прежде всего касается видов имущества, составляющих национальное достояние народов Российской Федерации (см. коммент. к ст. 212), а также имущества, призванного обслуживать специфические потребности Российской Федерации, субъектов РФ и муниципальных образований (см. коммент. к ст. 214 и 215). Подавляющая часть производственных фондов в стране, не говоря уже о фондах потребления, находится в настоящее время в собственности граждан и юридических лиц.

    3. В п. 2 ст. 213 ГК предусматривается положение об отсутствии в законе количественных и стоимостных ограничений в отношении имущества, находящегося в собственности граждан и юридических лиц. Исключение могут составлять лишь случаи, когда ограничения вводятся законом в целях, предусмотренных п. 2 ст. 1 ГК. Под ограничениями, например, в отношении отдельных видов имущества, принадлежащих гражданам, о которых упоминается в п. 2 ст. 213 ГК, понимается юридический запрет со стороны федерального государства, касающийся количества и стоимости имущества, которое может находиться в собственности граждан и юридических лиц. Отсутствие такового запрета не означает, что государство лишено возможности устанавливать дополнительные требования экономического порядка к собственникам имущества, количество и стоимость которого превышает разумные пределы, например повышать тарифы оплаты коммунальных услуг применительно ко вторым и последующим квартирам, увеличивать ставки налогообложения и т.д.

    4. В п. 3 ст. 213 ГК содержится норма, устанавливающая, что все коммерческие и некоммерческие организации, являющиеся юридическими лицами, считаются собственниками имущества, находящегося на их балансе. В состав данного имущества входит имущество, внесенное в качестве вкладов (взносов) их учредителями (участниками, членами), а также иное имущество, произведенное и приобретенное этими юридическими лицами в процессе их деятельности. Исключение составляют государственные и муниципальные предприятия, а также учреждения. В отношении имущества, закрепленного за ними, применяется режим права хозяйственного ведения или права оперативного управления (ст. 294, 296 ГК), но не права собственности.

    5. В особом положении находятся общественные и религиозные организации (объединения), а также благотворительные и иные фонды. Являясь собственниками принадлежащего им имущества, они вместе с тем в части использования данного имущества должны подчиняться двум требованиям, указанным в п. 4 ст. 213 ГК. Во-первых, использование имущества производится лишь для достижения целей, предусмотренных учредительными документами организаций (объединений) и фондов. Во-вторых, в случае ликвидации организаций (объединений) и фондов оставшееся имущество не подлежит распределению между их учредителями (членами), а используется в целях, указанных в учредительных документах.

    Статья 214. Право государственной собственности

    1. В п. 1 ст. 214 ГК рассматриваются два вида государственной собственности, существующей в Российской Федерации: федеральная собственность и собственность субъектов РФ. Соответственно, субъектом права федеральной собственности является Российская Федерация как государство, субъектами права собственности второго вида — республики, края, области, города федерального значения, автономная область, автономные округа. При этом под государством (государственным образованием) следует понимать государственно-политическую организацию, осуществляющую публичную власть в стране (на территории субъекта РФ), связанную, но не совпадающую с гражданским обществом. Право собственности каждого вида государственной собственности, а в пределах второго вида и каждого отдельно взятого субъекта РФ, считается самостоятельным правом. Вместе с тем в условиях федеративного государства указанные права следует рассматривать как части федеративной системы государственной собственности страны.

    2. Остаточный принцип в отношении права собственности на землю и другие природные ресурсы, закрепленный в п. 2 ст. 214 ГК, не соответствует основным направлениям в развитии современного законодательства в данной сфере. Так, он вообще не распространяется на недра, которые (ст. 1.2 Закона о недрах) объявлены государственной собственностью, и многие другие природные ресурсы, а также отдельные категории земель. В свете развивающегося законодательства о природных ресурсах следует толковать и положения п. 2 ст. 214 ГК.

    3. В п. 3 ст. 214 ГК содержится отсылочная норма к ст. 125 ГК (см. коммент. к данной статье).

    4. В п. 4 ст. 214 ГК определены два вида имущества, находящегося в государственной собственности: 1) имущество, закрепленное за государственными предприятиями и учреждениями соответственно на праве хозяйственного ведения и праве оперативного управления, и 2) имущество, составляющее государственную казну Российской Федерации и казну субъектов РФ.

    Применительно к названным видам имущества было бы правильным говорить о праве государственной собственности так, как это обозначено в названии ст. 214 ГК, а не государственной собственности вообще. Понятие государственной собственности как экономической категории включает в себя наряду с указанными видами имущества также имущество государственных хозяйственных товариществ и обществ. Имущество первого вида предназначается для использования в производственных, научных, образовательных, социально-культурных целях.

    Что касается имущества казны, то под таковым понимаются все виды имущества, в том числе и финансовые ресурсы, не закрепленные Российской Федерацией или соответствующим субъектом РФ за государственными предприятиями и учреждениями. Это — финансовые ресурсы, находящиеся в ведении Федерального казначейства (Казначейства России), которое является федеральным органом исполнительной власти (федеральной службой) (см. постановление Правительства РФ от 01.12.2004 N 703 «О Федеральном казначействе» (в ред. от 15.06.2010)*(156)), его территориальных органов; материальные ресурсы, находящиеся в ведении Федерального агентства по управлению федеральным имуществом и его территориальных органов, а также других указанных в законе органов государства, управомоченных выступать от имени Российской Федерации и соответствующих субъектов РФ.

    5. Согласно п. 5 ст. 214 ГК, разграничение государственной собственности производится на основании ФЗ и принимаемых в соответствии с ними законов и иных нормативных правовых актов субъектов РФ.

    Впредь до издания указанных законов на федеральном уровне разграничение государственной собственности между Российской Федерацией и субъектами РФ осуществляется на основании постановления Верховного Совета РФ от 27.12.1991 N 3020-1 «О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность» (в ред. от 21.07.1993)*(157).

    Статья 215. Право муниципальной собственности

    1. Муниципальная собственность представляет собой отдельную форму собственности, существующую параллельно с государственной. Соответственно, право муниципальной собственности должно рассматриваться как самостоятельное право собственности. По своему характеру и юридической природе оно находится в одном ряду с правом государственной собственности. Их сближает то, что через посредство органов публичной власти оба названных права призваны обеспечивать общественные, а не частные интересы. Но между ними имеются и значительные различия. Если субъектами права государственной собственности являются государство и государственные образования как публично-властные структуры, отделенные от гражданского общества, то в качестве субъектов муниципальной собственности выступают городские и сельские поселения, другие муниципальные образования, иными словами, население, проживающее на территории данных поселений и образований, наделенное правом на местное самоуправление и осуществляющее функции публичной власти через систему избираемых ими органов местного самоуправления. Как отмечено в ст. 130 Конституции, местное самоуправление обеспечивает владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью, т.е. имуществом, находящимся в муниципальной собственности, а управляют муниципальной собственностью, согласно ст. 131 Конституции, органы местного самоуправления. Аналогичное положение закреплено и в п. 2 ст. 215 ГК.

    2. Имущество, являющееся объектом права муниципальной собственности, подразделяется на те же группы, что и государственное имущество. Это: 1) имущество, закрепленное за муниципальными предприятиями и учреждениями на режиме права хозяйственного ведения и права оперативного управления, и 2) имущество, не закрепленное за муниципальными предприятиями и учреждениями, составляющее муниципальную казну соответствующего поселения или иного муниципального образования. Имущество первой группы имеет в основном социальное (образование, медицина, культура) и производственное значение. Имущество второй группы призвано удовлетворять потребности населения, связанные с проживанием на территории соответствующего поселения или иного муниципального образования, а также финансово и материально обеспечивать деятельность органов местного самоуправления.

    Имущество, находящееся в муниципальной собственности, по своему видовому, количественному и стоимостному состоянию, естественно, не совпадает с тем имуществом, которое является объектом права государственной собственности. По указанным параметрам оно более ограничено, поскольку предназначено для решения функционально отличных от государственных задач местного значения.

    Статья 216. Вещные права лиц, не являющихся собственниками

    1. Вещное право, в отличие от обязательственного, характеризуется следующими двумя признаками. Во-первых, оно может быть противопоставлено праву всех других лиц, не имеющих имущества, являющееся его объектом, в качестве более предпочтительного с точки зрения закона, права. В этом смысле вещное право условно называется абсолютным правом. Во-вторых, вещное право следует за имуществом, переходящим во владение другого лица. Это становится возможным при условии сохранения за обладателем вещного права прав, составляющих содержание вещного права (см. коммент. к ст. 209).

    Указанные признаки понятия вещного права нельзя абсолютизировать, поскольку в ряде случаев отдельные признаки могут быть присущи и некоторым обязательственным правам, например праву на удержание вещи (ст. 359 ГК). В совокупности же они дают более или менее полное представление о том, что такое вещное право.

    В ст. 216 ГК называются пять вещных прав дополнительно к праву собственности, являющемуся основным вещным правом: право пожизненного наследуемого владения земельным участком (ст. 265), право постоянного (бессрочного) пользования земельным участком (ст. 268), сервитуты (ст. 274, 277), право хозяйственного ведения имуществом (ст. 294) и право оперативного управления имуществом (ст. 296). Основное назначение названных вещных прав состоит в обеспечении доступа к использованию имущества лицами, не являющимися его собственниками. По существу, речь идет о правах на чужое имущество. Поэтому странным и нелогичным выглядит положение, содержащееся в п. 2 ст. 216 ГК, о том, что вещные права на имущество могут принадлежать лицам, не являющимся собственниками этого имущества.

    Указанные вещные права на чужое имущество имеют одну примечательную особенность. Будучи связанными с правом собственности на то же самое имущество, а в ряде случаев и возникая по воле собственника, они имеют самостоятельное параллельное с правом собственности существование. Свидетельством тому служат положения, предусмотренные п. 3 и 4 ст. 216 ГК.

    Безусловным основанием прекращения всех вещных прав служит гибель имущества, являющегося объектом права собственности и соответствующего вещного права, предусмотренного в ст. 216 ГК. Все другие основания прекращения вещных прав на имущество строго индивидуализированы с учетом особенностей каждого вещного права, существующего параллельно с правом собственности.

    2. В ст. 216 ГК не дается исчерпывающий перечень вещных прав. Среди названных в ней вещных прав отсутствуют так называемые придаточные вещные права, служащие обеспечением к правам кредитора в обязательственном правоотношении. Речь прежде всего идет об ипотеке.

    Согласно нормотворческой практике, принятой в зарубежных странах, гражданское право которых основано на традициях римского права, вещные права должны предусматриваться законом. К сожалению, в ГК решение этого вопроса осталось открытым. Представляется целесообразным и в российском гражданском праве, по аналогии с тем, что действующие вещные права предусмотрены ГК, а не иным нормативным правовым актом, новые вещные права, если такая потребность возникнет, вводить только законом. При этом не требуется внесение изменений и дополнений в ГК. Оговорка, содержащаяся в п. 1 ст. 216 ГК, — «в частности», дает право Федеральному Собранию РФ предусматривать новые вещные права отдельным законом. Подзаконными нормативными актами, равным образом, как и доктриной, такие права вводиться не могут.

    Статья 217. Приватизация государственного и муниципального имущества

    1. Под приватизацией в данном случае понимается переход имущества из государственной или муниципальной собственности в собственность граждан и юридических лиц. Точнее было бы говорить о переходе государственного и муниципального имущества в частную собственность граждан и юридических лиц. В Законе о приватизации имущества специально оговорено, что в качестве покупателей приватизируемого имущества не могут выступать государственные и муниципальные унитарные предприятия, казенные предприятия, государственные и муниципальные учреждения, а также иные юридические лица, в уставном капитале которых доля Российской Федерации, субъектов РФ и муниципальных органов превышает 25%.

    Приватизация осуществляется в порядке, предусмотренном законами о приватизации государственного и муниципального имущества. При этом понятие порядка приватизации имущества трактуется достаточно широко. Оно включает в себя также право Российской Федерации на определение органов государственной власти (в том числе и в субъектах РФ) и местного самоуправления, правомочных принимать решения о приватизации государственного и муниципального имущества, а также видов имущества, подлежащего приватизации.

    Общего закона о приватизации государственного и муниципального имущества не существует. Приватизация проводится по следующим основным направлениям: приватизация государственных и муниципальных предприятий, приватизация земельных участков, приватизация жилья и иных объектов социального, научного и культурного назначения. По ряду из указанных направлений были приняты законы, например Закон о приватизации жилищного фонда. Но в большинстве процесс приватизации государственного и муниципального имущества в настоящее время впредь до принятия соответствующих законов регулируется указами Президента РФ (см., например, Указ Президента РФ от 22.07.1994 N 1535 «Об Основных положениях государственной программы приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации после 1 июля 1994 года» (в ред. от 21.10.2008)*(158)).

    2. В ч. 2 ст. 217 ГК содержится специальная норма отсылочного характера, согласно которой при определении порядка приобретения и прекращения права собственности применяются законы о приватизации и, лишь при отсутствии таковых, нормы ГК.

    Статья 218. Основания приобретения права собственности

    ГК исходит из того, что юридические и физические лица свободны в установлении своих прав и обязанностей (п. 2 ст. 1 ГК). Они по своему усмотрению осуществляют принадлежащие им гражданские права (п. 1 ст. 9 ГК). Поэтому они свободны при изготовлении и создании новых вещей.

    Однако эта свобода не является беспредельной. Абзац 1 п. 1 ст. 218 ГК требует, чтобы при изготовлении вещи был соблюден закон и иные правовые акты. Существует обширный круг правовых норм, которые оказывают влияние на процесс создания новых вещей. Они настолько многочисленны, что невозможно привести даже примерный перечень. Можно лишь дать самое общее представление о том, в каком направлении идут эти ограничения.

    Прежде всего, существуют прямые запреты заниматься некоторыми видами деятельности, в ходе которой создаются новые вещи. Например, изготовление поддельных денежных знаков. Кроме того, существуют многочисленные правила, устанавливающие, что некоторые виды деятельности могут осуществляться исключительно в разрешительном порядке. Правила о лицензировании содержатся в Законе о лицензировании.

    Помимо этого, существует законодательство, требующее разрешений на создание конкретной новой вещи. В частности, такое решение необходимо для создания нового жилого дома, другого строения, сооружения или иного недвижимого имущества. Наконец, существуют правила, предписывающие определенный порядок деятельности, который должен соблюдаться при создании новых вещей данного рода. В частности, существуют градостроительные и строительные нормы, противопожарные правила, правила об охране окружающей среды и т.п.

    Отдельно регулируется случай, когда создание новой вещи происходит в результате использования имущества, которое не принадлежит создающему на праве собственности. Отличие состоит в том, что в первом случае лицо использует собственное имущество, а во втором — чужое.

    ГК в этом случае устанавливает внутреннюю отсылку: право собственности на плоды, продукцию, доходы, полученные в результате использования имущества, принадлежат лицу, использующему это имущество на законном основании, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или договором об использовании этого имущества, как это предусмотрено ст. 136 ГК.

    Смотрите еще:

    • Правила узлов учета тепловой энергии Подготовлены новые правила коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя Минстрой России разработал новую редакцию правил коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя. Одно из основных изменений — проводить обязательные […]
    • Безопасность жизнедеятельности законы Правовые основы БЖД Юридической базой всех отраслей законодательства является Конституция РФ (1993 г.), которая обладает наивысшей юридической силой. Основы конституционного строя РФ в области БЖД изложены в статье 7, а права и […]
    • Оформить спортзал в детском саду Оборудование спортзала в детском саду по фгос: делаем правильно При обустройстве спортзала в детском саду существуют три главных непреложных правила: оборудование должно быть в первую очередь безопасным, то есть соответствовать нормам […]
    • Приказ минздравсоцразвития от 260411 Приказ минздравсоцразвития от 260411 Выполнять, иду 342н 26.04.11 рф от приказ минздравсоцразвития существовала Ей это 26.04.11 удалось, залезли в головной приказ глубже, порылись там хорошо, а уж 342н привели в […]
    • Авторское свидетельство и патент Патент и авторское свидетельство: сходство и различия В нашей стране право собственности на любое изобретение может быть передано непосредственно государству, в результате чего выдается авторское свидетельство, действительное 15 лет с […]
    • Страховой стаж без начислений Что такое страховой стаж Наличие стажа играет первостепенную роль в финансовом обеспечении гражданина, как в период его активной трудовой деятельности, так и в годы его нахождения на пенсии. Одним из видов стажа, то есть времени, когда […]
    • Подать иск во время суда Обращение в суд. С чего начать? Если предстоит первое обращение в суд, то всегда возникает закономерный вопрос — с чего начать? Этот материал мы подготовили специально для тех кто не имеет опыта подготовки и подачи в суд документов для […]
    • Закон о банковских операциях Федеральный закон от 2 декабря 1990 года № 395-1 «О банках и банковской деятельности» Федеральный закон «О банках и банковской деятельности» от 2 декабря 1990 года № 395-1 – основной документ, регулирующий создание и деятельность […]