Новый закон о культурном наследии

Закон «Об объектах культурного наследия»

Объекты культурного наследия народов РФ — это объекты в виде недвижимого имущества или иные предметы в виде памятника или скульптуры, которые обладают исторической ценностью. Для сохранения исторического наследия, был принят Федеральный закон №73.

Описание закона

Действующий ФЗ включает нормы и правила, которые способствуют защите культурного наследия народов РФ. Каждый гражданин РФ обязан защищать памятники и беречь скульптуры. Также законодательство направлено на реализацию прав по развитию и сохранению информации в первостепенном виде для создания собственной культуры. Объекты культурного наследия (памятники, скульптуры и т.д) — это особенная ценность для народа РФ. Подобные предметы формируют часть мирового культурного наследия.

Законопроект был принят 24 мая 2002 года, а вступил в силу на основании решения Совета федерации 14 июня 2002 года. Последние поправки были внесены 7 марта 2017 года.

Закон «Об объектах культурного наследия народов Российской Федерации» включает следующие аспекты:

  • Определение предмета регулирования действующего ФЗ;
  • Определение полномочий органов власти для сохранения, использования или восстановления исторических памятников;
  • Обеспечение финансирования мероприятий, которые способствуют сохранению, популяризации и созданию собственного культурного наследия;
  • Учет исторической недвижимости;
  • Проведение экспертизы;
  • Создание методов для сохранения исторических памятников;
  • Определения ситуаций, при которых возникают или прекращаются имущественные права на подобные виды недвижимости и исторические предметы;
  • Перечисление условий аренды недвижимости культурного наследия;
  • Определение ответственности в случае нарушения норм действующего Федерального закона.
  • Закон «Об объектах культурного наследия народов Российской Федерации» включает в себя 14 глав и 66 статей. В нем также описываются способы защиты исторических предметов и объектов. Следует сказать, что охрана памятников или скульптур — это одна из приоритетных задач органов государственной власти РФ, а также органов местного самоуправления Российской Федерации. Чтобы ознакомиться с последней редакцией действующего Федерального закона, перейдите по следующей ссылке.

    Последние изменения, внесенные в закон «Об объектах культурного наследия»

    Согласно закону, последние изменения проводились 7 марта 2017 года. Они коснулись смены наименования статьи 52.1 и дополнения настоящей статьи пунктом 7.1.

    Наименование статьи 52.1

    При последней редакции было изменено название статьи, а именно слово «федеральный» заменено на «государственный».

    Дополнение статьи 52.1 пунктом 7.1.

    Согласно закону, были перечислены дополнительные учреждения, которые входят в список тех, которым передается полномочие для восстановления и защиты памятников и скульптур.

    Таковыми являются:

    • Муниципальные образовательные организации;
    • Государственные муниципальные организации;
    • Научные организации/учреждения.
    • Кроме вышеперечисленных изменений, ниже рассмотрены следующие статьи:

      В ст 18 73-ФЗ определяется порядок, на основании которого объекты имущества (в т. ч. памятники) могут быть зарегистрированы как недвижимость культурного наследия. Для того чтобы характеристики объекта соответствовали культурным ценностям, необходимо провести государственное историко-культурное исследование.

      В ст 25 закона включены основания, по которым определяется право на включение в список объекта недвижимости.

      Чтобы хотя бы один из них был включен в список, памятник, скульптура или другой объект должен предоставлять следующую ценность:

    • Научную;
    • Художественную;
    • Эстетическую;
    • Антропологическую.
    • В 73-ФЗ ст 45 описывается порядок проведения восстановительных работ для сохранения целостности недвижимости, в том числе памятников или скульптур. Восстановительные работы проводятся только после специального поручения органами местной или государственной власти. В соответствии с законом, прежде чем начать выполнять строительные или реставрационные работы, необходимо получить разрешение.

      Чтобы просмотреть изменения, внесенные при последней редакции, скачайте закон по следующей ссылке.

      Новый закон об объектах культурного наследия в Подмосковье обсудят с общественниками

      РИАМО (КОРОЛЕВ) — 5 окт. Новый закон об объектах культурного наследия в Подмосковье обсудят с общественными организациями и деятелями, чтобы учесть мнения всех специалистов, сначала закон в новой редакции пройдет процедуру первого чтения в Мособлдуме, сообщил председатель комитета по вопросам образования, культуры и туризма Мособлдумы Олег Рожнов.

      Выездное заседание рабочей группы по разработке проекта Московской области об объектах культурного наследия прошло в Королеве в четверг. В группу вошли депутаты Мособлдумы и сотрудники Главного управления культурного наследия Московской области. На нем участники группы обсудили все поправки в закон, который будет вынесен на первое чтение в Думу 12 октября.

      «В закон уже внесено 17 изменений. Чтобы не вносить эти изменения дальше, мы решили выпустить его в новой редакции и выстроили целостный и логичный документ. Проект закона мы 12 октября представим на первое слушание в Мособлдуму, потом в конце октября проведем публичные слушания, и уже после этого можно будет принимать закон», – сказал Рожнов.

      В новой редакции закон об объектах культурного наследия Московской области не повторяет нормы федерального закона, а прописан лишь в той части, которую не регулирует федеральное законодательство. Также в новом законе появились новые статьи, например, касающиеся защитных зон. Эти зоны могут появляться у объекта культурного наследия и нести охранную функцию до того, пока не будут прописаны и утверждены все зоны охраны в деталях.

      Участники заседания обсудили памятники в Королеве, состояние дома Стройбюро и сгоревшего общежития на улице Дзержинского. После заседания для депутатов и членов правительства Московской области была проведена экскурсия по городу.

      В Госдуму внесли поправку в закон об объектах культурного наследия

      МОСКВА, 22 мар — РИА Новости. Группа депутатов Госдумы из комитета по культуре внесла законопроект по повышению эффективности госохраны территорий музеев-заповедников, следует из электронной базы данных.

      «Проектом федерального закона предложено дополнить ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов РФ» новой статьей 565 «Особенности государственной охраны историко-культурных музеев-заповедников и музейных комплексов, включенных в Перечень объектов исторического и культурного наследия федерального (общероссийского) значения»,- говорится в пояснительной записке.

      Законодатели отмечают, что двойственный правовой статус историко-культурных музеев-заповедников одновременно как объектов культурного наследия и музейных учреждений приводит к правовой коллизии в вопросах государственного учета в едином государственном реестре.

      Проектом закона определяется, что на территории историко-культурных музеев-заповедников осуществляется деятельность, предусмотренная ФЗ «О Музейном фонде Российской Федерации и музеях в Российской Федерации» для музеев-заповедников, а так же определяется порядок и особенности внесения сведений в реестр об историко-культурных музеях-заповедниках и расположенных в их границах объектах культурного наследия народов РФ.

      Версия 5.1.11 beta. Чтобы связаться с редакцией или сообщить обо всех замеченных ошибках, воспользуйтесь формой обратной связи.

      © 2018 МИА «Россия сегодня»

      Сетевое издание РИА Новости зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) 08 апреля 2014 года. Свидетельство о регистрации Эл № ФС77-57640

      Учредитель: Федеральное государственное унитарное предприятие «Международное информационное агентство «Россия сегодня» (МИА «Россия сегодня»).

      Главный редактор: Анисимов А.С.

      Адрес электронной почты Редакции: [email protected]

      Телефон Редакции: 7 (495) 645-6601

      Настоящий ресурс содержит материалы 18+

      Регистрация пользователя в сервисе РИА Клуб на сайте Ria.Ru и авторизация на других сайтах медиагруппы МИА «Россия сегодня» при помощи аккаунта или аккаунтов пользователя в социальных сетях обозначает согласие с данными правилами.

      Пользователь обязуется своими действиями не нарушать действующее законодательство Российской Федерации.

      Пользователь обязуется высказываться уважительно по отношению к другим участникам дискуссии, читателям и лицам, фигурирующим в материалах.

      Публикуются комментарии только на тех языках, на которых представлено основное содержание материала, под которым пользователь размещает комментарий.

      На сайтах медиагруппы МИА «Россия сегодня» может осуществляться редактирование комментариев, в том числе и предварительное. Это означает, что модератор проверяет соответствие комментариев данным правилам после того, как комментарий был опубликован автором и стал доступен другим пользователям, а также до того, как комментарий стал доступен другим пользователям.

      Комментарий пользователя будет удален, если он:

    • не соответствует тематике страницы;
    • пропагандирует ненависть, дискриминацию по расовому, этническому, половому, религиозному, социальному признакам, ущемляет права меньшинств;
    • нарушает права несовершеннолетних, причиняет им вред в любой форме;
    • содержит идеи экстремистского и террористического характера, призывает к насильственному изменению конституционного строя Российской Федерации;
    • содержит оскорбления, угрозы в адрес других пользователей, конкретных лиц или организаций, порочит честь и достоинство или подрывает их деловую репутацию;
    • содержит оскорбления или сообщения, выражающие неуважение в адрес МИА «Россия сегодня» или сотрудников агентства;
    • нарушает неприкосновенность частной жизни, распространяет персональные данные третьих лиц без их согласия, раскрывает тайну переписки;
    • содержит ссылки на сцены насилия, жестокого обращения с животными;
    • содержит информацию о способах суицида, подстрекает к самоубийству;
    • преследует коммерческие цели, содержит ненадлежащую рекламу, незаконную политическую рекламу или ссылки на другие сетевые ресурсы, содержащие такую информацию;
    • имеет непристойное содержание, содержит нецензурную лексику и её производные, а также намёки на употребление лексических единиц, подпадающих под это определение;
    • содержит спам, рекламирует распространение спама, сервисы массовой рассылки сообщений и ресурсы для заработка в интернете;
    • рекламирует употребление наркотических/психотропных препаратов, содержит информацию об их изготовлении и употреблении;
    • содержит ссылки на вирусы и вредоносное программное обеспечение;
    • является частью акции, при которой поступает большое количество комментариев с идентичным или схожим содержанием («флешмоб»);
    • автор злоупотребляет написанием большого количества малосодержательных сообщений, или смысл текста трудно либо невозможно уловить («флуд»);
    • автор нарушает сетевой этикет, проявляя формы агрессивного, издевательского и оскорбительного поведения («троллинг»);
    • автор проявляет неуважение к русскому языку, текст написан по-русски с использованием латиницы, целиком или преимущественно набран заглавными буквами или не разбит на предложения.
    • Пожалуйста, пишите грамотно — комментарии, в которых проявляется пренебрежение правилами и нормами русского языка, могут блокироваться вне зависимости от содержания.

      Администрация имеет право без предупреждения заблокировать пользователю доступ к странице в случае систематического нарушения или однократного грубого нарушения участником правил комментирования.

      Пользователь может инициировать восстановление своего доступа, написав письмо на адрес электронной почты [email protected]

      В письме должны быть указаны:

    • Тема – восстановление доступа
    • Логин пользователя
    • Объяснения причин действий, которые были нарушением вышеперечисленных правил и повлекли за собой блокировку.
    • Если модераторы сочтут возможным восстановление доступа, то это будет сделано.

      В случае повторного нарушения правил и повторной блокировки доступ пользователю не может быть восстановлен, блокировка в таком случае является полной.

      Вступает в силу новый закон «Об объектах культурного наследия»

      Вступает в силу новый закон «Об объектах культурного наследия»

      «Впервые в достаточной степени определено понятие территории объекта культурного наследия, которую часто путают с земельным участком объекта. Для верного определения границ будет проводиться строго регламентированная историко-культурная экспертиза, результаты которой будут находиться в открытом доступе», — рассказал на брифинге в ТАСС, посвященном основным нормам вступающего в силу 22 января 2015 года нового закона «Об объектах культурного наследия», статс-секретарь — заместитель Министра культуры РФ Григорий Ивлиев.

      Территория объекта культурного наследия — это исторически связанное с памятником место, необязательно совпадающее с границами существующих земельных участков, — это могут быть и леса, и водоемы. Член Общественного совета при Минкультуры России Юрий Веденин сообщил, что при классификации ЮНЕСКО «Памятник — ансамбль — достопримечательные места» территории памятников с достопримечательными местами теперь будут правильно соотноситься.

      Значимая часть закона — обременение объекта культурного наследия как объекта недвижимости. Собственник обязан сохранять и реставрировать здание. «Обременения часто в обороте терялись, новые собственники пытались сбросить с себя обязательства. Теперь обременения будут следовать за объектом вне зависимости от того, какие сделки с ним совершаются», — отметил Григорий Ивлиев. По словам замминистра культуры, в этой ситуации будет проще самим арендаторам и новым собственникам, так как они будут сразу осведомлены, с каким «наследством» к ним поступает объект.

      Авторы закона отметили, что в нем не менее важны и частные нормы. «Наряду с достопримечательным местом мы ввели понятие религиозно-исторического места. Это позволит формировать статусы наших монастырей. Министерство культуры восстанавливает Соловки, практически восстановили Ново-Иерусалимский монастырь. Отреставрировали Новодевичий монастырь, Николо-Угрешский монастырь приведен в порядок. Таких объектов десятки, и мы сталкивались каждый раз с препятствиями к финансированию, связанными с тем, что могли финансировать только объекты нашей собственности. Теперь эти барьеры сняты, и религиозные объекты могут финансироваться с любого субъектного уровня», — сказал Григорий Ивлиев.

      В законе прописаны нормы, способствующие развитию государственно-частного партнерства: введено понятие «памятник в неудовлетворительном состоянии». Такие объекты можно сдавать и продавать на льготных условиях. Механизмы стимулирования предусматривают обязательное условие — вложение средств на полное восстановление. В этом случае руинированные памятники культурного наследия могут стать привлекательным объектом для инвестирования, а для государства обеспечены гарантии сохранности.

      Что касается обеспечения доступа к объектам, то здесь учтен европейский опыт, и теперь такая обязанность возлагается на собственника объекта культурного наследия.

      Заместитель директора Департамента культурного наследия Москвы Сергей Мирзоян отметил, что многие проблемы с вступлением в силу нового закона будут устранены: «Для нас, как для «практиков», важны изменения по нормам госконтроля. Утверждены строгие нормы надзора, введены дополнительные, помимо непосредственных проверок на объектах, формы контроля, вводится практика систематического наблюдения за выполнением обязательств, а также постоянный мониторинг состояния объекта», — сказал Сергей Мирзоян. Он добавил, что в качестве «наказания» за неисполнение восстановительных работ, помимо изъятия объекта, в законе предусмотрен вычет средств на восстановительные работы из тех денег, которые возвращаются собственнику, купившему объект на аукционе.

      Участники — замдиректора Департамента контроля, надзора и лицензирования в сфере культурного наследия Георгий Сытенко, замдиректора Департамента управления имуществом и инвестиционной политики Юрий Бородавка, заместитель руководителя Мосгорнаследия Сергей Мирзоян, член Общественного совета при Минкультуры России Юрий Веденин.

      Закон «Об объектах культурного наследия» вызывает новые вопросы

      Прошло 20 дней с момента вступления в силу новой редакции закона «Об объектах культурного наследия». Он усиливает контрольную функцию государства в процессе сохранения памятников истории и культуры. В новом законе предусмотрена возможность изъятия памятника у недобросовестных собственников. Также вводится понятие «территория объекта культурного наследия». Её границы могут не совпадать с границами земельных участков. Не обошлось и без вопросов к новому закону.

      Быть архитектором или реставратором теперь недостаточно, надо быть еще и юристом. Новый закон диктует сохранять памятники в их нынешних объемах. То есть со всеми пристройками, пусть и не историческими. Это практически консервация. Что убрать, а что оставить на территории Университета, Никольского рынка, Новой Голландии – возможно, решат потом. А пока, фактически, ввели мораторий на любые работы. Под угрозой регламентный ремонт на всех памятниках. Причем, некоторые объекты еще и непонятно, как содержать. Речь о зданиях, где, как в восемнадцатом веке, нет центрального водопровода и электросетей.

      «Это означает, что для тех объектов, которые не обеспечены инженерной инфраструктурой, например, Ораниенбаум – в большинстве объектов нет ни отопления, ни света, ни воды – невозможно будет построить подстанцию, которая будет обеспечивать эти объекты инженерными ресурсами», – поясняет председатель Комитета по государственному контролю, использованию и охране памятников истории и культуры администрации Санкт-Петербурга Сергей Макаров.

      Ограничения коснулись даже реставрации. С Сергеем Макаровым мы встретились в здании бывшего министерства государственных имуществ. Именно от этого парадного подъезда швейцар прогнал крестьян в одноименном стихотворении Некрасова. Только здесь – на Литейном, 39 – предстоит восстановить сотни квадратных метров исторических интерьеров. А во всем Петербурге уже тысячи таких залов и комнат ждут своей очереди.

      Без своевременного вмешательства старинные дворцы и особняки долго существовать не могут. Там должны жить и работать современные петербуржцы. Но для этого надо сделать ремонт.

      «Если мы говорим о приспособлении объектов под современное использование, то обойтись без сооружения объектов на территории памятника, конечно, нереально. Сегодня основная проблема – замена коммуникаций, а стало быть, и замена объектов инженерной инфраструктуры», – комментирует глава архитектурной мастерсткой Рафаэль Даянов.

      Все же, сторонники нового архитектурного закона есть. Эксперты из Всероссийского общества охраны памятников видят плюсы. По их словам, это правила, которых ждали давно и которые надо просто принять.

      «Уже много лет запрещено строительство в охранной зоне, все к этому привыкли, ну а на территории памятников запрет должен быть еще строже. Между тем, мы каждый год теряем культурную среду за счет застройки территорий этих памятников», – говорит заместитель председателя Санкт-Петербургского отделения Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры Александр Кононов.

      При этом некоторые положения вызывают вопросы и у градозащитников. Например, статус выявленных памятников. К таким все чаще относят образцы российской промышленной архитектуры и, например, легендарный следственный изолятор «Кресты». На их территории строить можно.

      С введением нового закона работы у специалистов профильного комитета должно прибавиться. Дело в том, что нет четкой инструкции: какое здание может быть объектом культурного наследия, а какое нет. Выходит, любой неравнодушный гражданин имеет право пригласить экспертов по любому адресу. Лишь бы зданию было не меньше 40 лет.

      То есть экспертизу сроком до 90 дней уже можно проводить даже в спальных районах. Кировский, Невский, Красносельский – эти земли застроили хрущевками полвека назад.

      «Есть здание. может быть, принято даже решение о его капремонте. Даже за счет бюджета, например. И в это время подается заявление – с точки закона, все эти работы надо свернуть. Даже если речь идет о школе. Такие моменты надо более четко прописывать», – замечаетгГенеральный директор компании-застройщика Александр Вахмистров.

      Это должны исправить поправки к закону. Их, скорее всего, будет не мало, считают эксперты. Они в целом приветствует закон. И надеются, что в историческом центре строители получат не только ограничения, но и привилегии. Как, например, было в столице. Инвесторам Москвы уже несколько лет предлагают долгосрочную аренду памятников, где стартовая цена равна одному рублю за квадратный метр. Обязательное условие такого контракта – реставрация объекта. Какие поправки внесут теперь, тоже приблизительно понятно. И точно – изменения планируют с учетом петербургских реалий.

      СОВРЕМЕННОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО ОБ ОХРАНЕ ОБЪЕКТОВ КУЛЬТУРНОГО
      НАСЛЕДИЯ НАРОДОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

      Событием в сфере охраны культурного наследия стало принятие Федерального закона «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» от 25 июня 2002 г. № 73-ФЗ. Данный Федеральный закон учел новейший европейский опыт и реалии экономической и социокультурной ситуации в стране. В нем подчеркивается ценность объектов культурного наследия России как символа национально-культурной самобытности, важнейших элементов историко-культурной среды обитания и информативных исторических источников.

      К объектам культурного наследия согласно ст. 3 указанного Закона относятся объекты недвижимого имущества со связанными с ними произведениями живописи, скульптуры, декоративно-прикладного искусства, объектами науки и техники и иными предметами материальной культуры, возникшие в результате исторических событий, представляющие собой ценность с точки зрения истории, археологии, архитектуры, градостроительства, искусства, науки и техники, эстетики, этнологии или антропологии, социальной культуры и являющиеся свидетельством эпох и цивилизаций, подлинными источниками информации о зарождении и развитии культуры.

      Согласно той же ст. 3 данного Закона объекты культурного наследия подразделяются на следующие категории:

      памятники — отдельные постройки, здания и сооружения с исторически сложившимися территориями (в том числе памятники религиозного назначения — церкви, колокольни, часовни; мемориальные квартиры; мавзолеи; отдельные захоронения; произведения монументального искусства; объекты науки и техники и пр.);

      ансамбли — четко локализуемые на исторически сложившихся территориях группы изолированных или объединенных памятников, строений и сооружений фортификационного, дворцового, жилого, общественного, административного, торгового, производственного, научного, учебного назначения, а также памятников и сооружений религиозного назначения (храмовые комплексы, монастыри, подворья), в том числе фрагменты исторических планировок и застроек поселений, которые могут быть отнесены к градостроительным ансамблям; произведения ландшафтной архитектуры и садово-паркового искусства, некрополи;

      достопримечательные места — объекты, созданные человеком или совместные творения человека и природы, в том числе места бытования народных художественных промыслов; центры исторических поселений или фрагменты градостроительной планировки и застройки; памятные места, культурные и природные ландшафты, связанные с историей формирования народов и иных этнических общностей на территории Российской Федерации, историческими событиями, жизнью выдающихся исторических личностей; культурные слои, остатки построек древних городов, селищ, стоянок, места совершения религиозных обрядов.

      Все предыдущие законодательные документы предлагали более краткие, но отнюдь

      не более четкие определения и классификацию объектов культурного наследия, что вызывало трудности при выявлении, паспортизации и присвоении памятникам категорий. Данная классификация кажется излишне громоздкой и детальной, но такая подробность позволяет более точно определить круг объектов, включаемых в государственные списки.

      К объектам культурного наследия отнесены исторические поселения — городские или сельские поселения, в границах территории которых расположены объекты культурного наследия (памятники, ансамбли, достопримечательные места). Таким образом, под действие этого Закона подпадают исторические города, поселки с сохранившейся исторической планировкой, природным ландшафтом.

      Особую группу культурного наследия составляют памятники археологии, которые не могут быть приватизированы и являются исключительно государственной собственностью.

      В статье 6 данного Закона приводится дефиниция государственной охраны культурного наследия народов Российской Федерации — система правовых, организационных, финансовых, материальных и иных мер, принимаемых органами государственной власти Российской Федерации, направленных на учет, изучение объектов культурного наследия, предотвращение их разрушения или причинения им вреда, контроль за сохранением и использованием.

      В статьях 9—10 Закона определены полномочия органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия. Государственный контроль в рассматриваемой сфере общественных отношений осуществляется в соответствии с Положением о государственном контроле в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2009 г. № 1204 с изменениями и дополнениями от 18 мая 2011 г. № 399, от 20 июля 2011 г. № 590.

      Важное место в Законе отведено решению проблемы учета культурного наследия (гл. IV). Закон ставит задачу подготовки Государственного реестра объектов культурного наследия — информационной системы, включающей в себя банк данных об объектах культурного наследия России. Информация входит в Государственный реестр на основании специально оговоренного в Законе пакета документов об объекте наследия, которые содержат сведения о времени его возникновения, этапах перестройки, о собственнике, а также описание историко-художественных особенностей памятника.

      В статье 33 Закона определены цели и задачи государственной охраны объектов культурного наследия. Среди них установление ответственности за повреждение или разрушение памятников, разработка проектов зон охраны объектов наследия, выдача разрешений на проведение землеустроительных и хозяйственных работ на их территории, контроль за состоянием объектов наследия.

      В пункте 1 ст. 48 Закона указано, что объекты культурного наследия независимо от категории их историко-культурного значения могут находиться в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, муниципальной собственности, частной собственности, а также в иных формах собственности, если иной порядок не установлен федеральным законом.

      Государству принадлежат объекты культурного наследия, отнесенные к особо ценным объектам культурного наследия народов Российской Федерации, памятники и ансамбли, включенные в Список всемирного наследия, историко-культурные заповедники и объекты археологического наследия. Такие объекты отчуждению не подлежат.

      Определение особо ценных объектов культурного наследия дается на основании указа Президента Российской Федерации «Об особо ценных объектах культурного наследия народов Российской Федерации» от 30 ноября 1992 г. № 1487 с изменениями и дополнениями. К особо ценным объектам культурного наследия народов Российской Федерации относятся расположенные на ее территории историко-культурные

      и природные комплексы, архитектурные ансамбли и сооружения, предприятия, организации и учреждения культуры, а также другие объекты, представляющие собой материальные, интеллектуальные и художественные ценности эталонного или уникального характера с точки зрения истории, археологии, культуры, архитектуры, науки и искусства.

      В рассматриваемом Законе (ст. 48) указано, что собственник объекта культурного наследия «несет бремя содержания принадлежащего ему объекта». Во-первых, он должен обеспечить сохранность объекта в неизменном облике, во-вторых, не имеет права производить землеустроительные, мелиоративные или хозяйственные работы без согласования с органами охраны памятников, в-третьих, обеспечивает доступ к объекту. Если собственник не выполняет взятых на себя обязательств, то его собственность — объект культуры — может быть выкуплена или продана в ходе публичных торгов на основании судебного решения.

      Собственник или арендатор объекта культурного наследия, выполняющий свои обязательства, может рассчитывать на определенные финансовые льготы со стороны государства.

      Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях предусматривает ответственность за нарушение требований сохранения, использования и охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) федерального значения, включенных в Государственный реестр объектов культурного наследия (ст. 7.13), а также за ведение археологических разведок или раскопок без полученного в установленном порядке разрешения (открытого листа) либо с нарушением условий, предусмотренных разрешением (открытым листом) (ст. 7.15).

      В число законодательных документов, касающихся памятников культурного наследия, входят также нормативно-правовые акты региональных органов власти, которые обычно издаются как рефлексия на общегосударственные законы, но вместе с тем имеют особенности, связанные с экономическим и социокультурным развитием региона.

      Последнее десятилетие с его новыми экономическими и социально-поли-тическими реалиями обострило ряд проблем в области охраны объектов культурного наследия.

      Одна из них — приватизация памятников и формирование различных форм собственности на них. Позиция властей однозначна — без частных инвестиций не обойтись. Приватизация объектов культурного наследия в России началась с 1 января 2008 г. В связи с этим регламентация прав собственников со стороны государства, выработка оптимальных отношений сторон — один из важнейших вопросов сегодняшней политики в области охраны памятников.

      На наш взгляд, приватизация возможна не как единственное и универсальное средство спасения памятников, а как одно из возможных. И долгосрочная аренда — серьезный и действенный способ. Медленно начинает внедряться такая форма, как доверительное управление, которая активно используется в Европе. Но для ее широкой реализации в России нужны серьезные изменения в Гражданском кодексе Российской Федерации. При этом охранные обязательства должны быть жесткими, а предмет охраны четко прописан.

      Требует регулирования вопрос об окончательном распределении ответственности за памятники истории и культуры между центром и регионами. Важным достижением является запрет на самостоятельное исключение здания из списка памятников региональными органами власти. Это может быть сделано только на федеральном уровне. В последние годы порой срабатывала такая цепочка: сначала статус памятника понижался с федерального до регионального значения, потом появлялась возможность его приватизации, а затем его могли вообще вычеркнуть из списка памятников, снести и т. д.

      Представляется необходимым принятие закона о поощрении добросовестных владельцев и пользователей памятников. В мире эти технологии отработаны, в каждой стране по-своему. В Великобритании и Германии корпорации и частные лица, вкладывающие свои средства в восстановление или поддержку памятников, освобождаются от

      уплаты НДС на эти суммы или выплаты значительно снижаются.

      Параллельно во многих странах есть система прямых государственных компенсаций. Если кто-либо вкладывает значительные суммы в восстановление памятников, государство обеспечивает свое софинансирование либо предоставляет возможность льготного кредитования, что для предпринимателей, конечно, очень ценно.

      Во всем мире лучшим субъектом контроля за культурным наследием считаются трасты. Речь идет о негосударственных некоммерческих организациях, которые получают доверие со стороны государства управлять, пользоваться, распоряжаться памятниками в интересах общества. Они получают памятники не только в доверительное управление, но и в собственность. Организации могут их покупать, продавать, сдавать в аренду, но они несут ответственность за них перед государством и каждым гражданином. Трастам предоставляются определенные полномочия. Но все, что зарабатывают трасты, они тратят на реставрацию.

      Церковь в наши дни стала собственником ценных архитектурных монастырских ансамблей, церковных зданий, предметов прикладного искусства. Сохранение этого уникального наследия — также один из важнейших вопросов сегодняшнего дня, решение которого невозможно без принятия конкретных законодательных актов об охране объектов культурного наследия, переданных РПЦ.

      Крайне необходимо принятие четких и конкретных правовых актов, охраняющих объекты культурного наследия при строительстве, направленных на сохранение особенностей архитектурно-исторической среды.

      Новый Закон о памятниках истории и культуры

      25 июня 2002 года принят Федеральный закон « Об объектах культурного наследия ( памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации». Он содержит на редкость большое количество гражданско-правовых норм, что нетипично для комплексных нормативных актов. Впрочем, в этом нет ничего странного. С одной стороны, объекты культурного наследия как достояние государства нуждаются в публично-правовой охране. С другой стороны, они являются объектами гражданских прав. Их специфика обусловливает ряд ограничений, как гражданско-, так и публично-правовых, которые служат цели сохранения культурного наследия РФ.

      В статье будут затронуты только гражданско-правовые аспекты правового режима объектов культурного наследия ( памятников истории и культуры). Прежде всего, разберемся, что же представляют собой указанные объекты согласно новому Закону.

      Ст. 3 Закона относит к ним объекты недвижимого имущества вместе со связанными с ними произведениями живописи, скульптуры, декоративно-прикладного искусства, объектами науки и техники и иными предметами материальной культуры, возникшие в результате исторических событий, представляющие собой ценность с точки зрения истории, археологии, архитектуры, градостроительства, искусства, науки и техники, эстетики или антропологии, социальной культуры и являющиеся свидетельством эпох и цивилизаций, подлинными источниками информации о зарождении и развитии культуры.

      Приведенное определение громоздко по объему. Законодателю так и не удалось кратко сформулировать наиболее важные признаки, наличие которых позволяет отнести тот или иной объект к культурному наследию Российской Федерации. Однако закрепленное в законе определение не бесполезно. Напротив, с практической точки зрения подробное перечисление видов объектов культурного наследия поможет избежать ненужных споров, которые, как правило, вызывают обтекаемые формулировки.

      Тем не менее, попробуем вычленить общие признаки, присущие объектам культурного наследия.

      Во-первых, это их исторический характер. Они выступают отражением той или иной исторической эпохи. При этом не имеет значения, идет ли речь о Средних веках или о недавнем прошлом. Конечно, здесь возникают определенные проблемы. По большому счету, даже вчерашний день можно считать историей. В таком случае исторический характер имеет все, что нас окружает. Где же та граница, которая отделяет прошлое от настоящего? Для каждой категории объектов она своя. Приведем пример. В 40−50-е годы XX века в России широкое распространение получило строительство так называемых « сталинских» домов. Впоследствии их сменили « хрущевки», а потом и «брежневские» новостройки. Стиль всех трех эпох узнаваем, он отражает исторические события. Можно сказать, что данные произведения архитектуры имеют исторический характер. Однако в последние годы стиль архитектуры изменился. Большинство домов строится по индивидуальным проектам, которые, тем не менее, пока не ассоциируются с каким-либо периодом времени. По сути, указанные образцы архитектуры отражают не прошлое, а настоящее. В этом плане большинство домов последнего десятилетия являют собой не историческую, а нынешнюю эпоху.

      В других сферах жизни граница между прошлым и настоящим может совсем незначительно отстоять от сегодняшнего дня. Скажем, квартира, в которой проживал какой-либо выдающийся деятель, приобретает исторический характер с момента смерти его обитателя.

      Второй признак объекта культурного наследия неразрывно связан с первым. Речь идет о его ценности с точки зрения истории. Скажем, те же «брежневские» дома, безусловно, отражают историческую эпоху, но ценности, как объект истории, они в данный момент не представляют. Их стоимость пока что зависит только от потребительских свойств. В то же время Петропавловская крепость, к примеру, не только отражает историческую эпоху, но и обладает ценностью с точки зрения истории. Ее стоимость, если о таковой уместно говорить, складывается не только из потребительской стоимости, которая не слишком высока, но и из более значительной ценности как « свидетеля» истории.

      Закон относит к числу объектов культурного наследия только недвижимое имущество. Это новелла в отечественном законодательстве. Ранее действовавший Закон СССР « Об охране и использовании памятников истории и культуры» относил к их числу как движимое, так и недвижимое имущество. Честно говоря, непонятно, чем руководствовался законодатель, сужая перечень памятников истории и культуры. Как теперь должен теперь определяться правовой режим картин, предметов старинной утвари и т. д.

      Правда, объекты культурного наследия ограничиваются недвижимым имуществом только для целей обсуждаемого Закона. Таким образом, в любом случае движимые вещи не «выпадают» из числа объектов культурного наследия. Однако от этого не легче.

      Другим сглаживающим данную проблему фактором является то, что к объектам культурного наследия отнесено не только недвижимое имущество, но и связанные с ним произведения живописи, скульптуры, декоративно-прикладного искусства и т. д. Иными словами, движимое имущество может приобретать режим объекта культурного наследия в тех случаях, когда оно выступает в качестве одного из его элементов. И тогда объект культурного наследия в целом образует сложную вещь. Тем не менее, это не отменяет ранее сделанного вывода — движимое имущество не может выступать в качестве самостоятельного объекта культурного наследия.

      Объекты культурного наследия в соответствии с Законом подразделяются на три вида: 1) памятники, 2) ансамбли, 3) произведения ландшафтной архитектуры и садово-паркового искусства. При этом памятники и ансамбли могут быть объединены в одну группу. Их отличие от произведений ландшафтной архитектуры и садово-паркового искусства состоит в том, что они — плод исключительно человеческого труда. А произведения ландшафтной архитектуры и садово-паркового искусства создаются не только как результат труда людей, но и как продукт природы. Более того, несмотря на тот труд, который к ним приложил человек, с точки зрения гражданского оборота они сохраняют режим природных ресурсов.

      В свою очередь, общность черт памятников и ансамблей проявляется еще и в том, что они соотносятся между собой как частное и общее. Ансамбли по сути представляют собой совокупность памятников, расположенных на четко локализуемых исторически сложившихся территориях, и образуют сложную вещь.

      Закон решает вопрос о вещных правах на объекты культурного наследия. Прежде всего, речь идет о праве государственной ( муниципальной) собственности на такие объекты. П. 4 ст. 2 выделяет соответствующее имущество, находящееся в федеральной собственности, собственности субъектов Федерации и муниципальной собственности. Однако такое разграничение, как следует из данной нормы, должно производиться на основании специального закона, вероятно, аналогичного Федеральному закону « О разграничении государственной собственности на землю».

      Тем не менее, нельзя говорить о том, что попытки разграничить государственную собственность на объекты культурного наследия не предпринимались ранее. Согласно Постановлению Верховного Совета Р Ф от 27 декабря 1991 года « О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность» объекты историко-культурного наследия общероссийского значения были отнесены к федеральной собственности. Соответственно, иные объекты историко-культурного значения должны были поступить в собственность субъектов Российской Федерации на основании предложений их органов. В п. 3 указанного Постановления было указано, что до момента определения соответствующего собственника данные объекта продолжают оставаться в федеральной собственности. Очевидно, описанных правил оказалось недостаточно для проведения полномасштабного разграничения государственной собственности на объекты культурного наследия, которое, вероятно, уже по новым правилам будет осуществлено в недалеком будущем. Не совсем понятно, повлечет ли за собой принятие специального закона передел собственности в обсуждаемой сфере. Скажем, насколько вероятно, что объект, учтенный регистрирующими органами в качестве федерального, согласно будущему закону окажется в собственности субъекта Федерации, и наоборот. На этот вопрос пока нет ответа. В то же время, чтобы исключить появление подобных проблем в период до принятия закона о разграничении государственной собственности на объекты историко-культурного наследия, п. 2 ст. 63 Закона приостановил регистрацию права федеральной собственности и собственности субъектов Федерации на указанные объекты.

      Разграничение государственной собственности на объекты культурного наследия нельзя смешивать с их делением на различные категории. Ст. 4 Закона о культурном наследии выделяет объекты культурного наследия федерального, регионального и местного значения. Хотя это прямо и не предусмотрено Законом, но такое деление носит исключительно учетный характер и достоверно не свидетельствует о принадлежности какого-либо объекта культурного наследия соответствующему субъекту. Ранее действовавшие нормативные акты об охране памятников содержали на сей счет более четкие положения. В частности, в ст. 17 Закона РСФСР « Об охране и использовании памятников истории и культуры» было указано, что деление памятников истории и культуры на памятники общесоюзного, республиканского и местного значения преследует цель организации их учета и охраны.

      Своеобразно решается в Законе и вопрос о содержании объекта культурного наследия, находящегося в частной собственности. Согласно ст. 210 ГК собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества. Несение данного бремени, по общему правилу, составляет не столько обязанность, сколько право собственника. В принципе, собственник может и не содержать принадлежащее ему имущество, тем самым принимая на себя риск наступления неблагоприятных последствий в отношении него.

      Из этого правила установлено несколько исключений. Так, ст. 293 ГК признает бесхозяйственное содержание жилого помещения одним из оснований его изъятия у собственника. Аналогичная норма установлена и в отношении бесхозяйственно содержимых культурных ценностей ( ст. 240 ГК). В этих случаях бремя содержания имущества выступает исключительно в форме обязанности. По сути, правило ст. 240 ГК продублировано и в п. 4 ст. 48 Закона о культурном наследии. В нем сказано, что собственник принимает на себя обязательства по сохранению объекта культурного наследия, которые являются ограничениями ( обременениями) его права собственности на данный объект. Неясно, правда, перед кем возникает такое обязательство. Юридическая неточность данной формулировки очевидна. Никакое обязательство у собственника ни перед кем не возникает. Другое дело, что в силу закона на собственника возлагается бремя содержания принадлежащего ему имущества. Причем он не вправе отказаться от осуществления подобных затрат. В случае неисполнения этих возложенных на собственника обязанностей его право на объект культурного наследия может быть прекращено по решению суда ( п. 1 ст. 54 Закона).

      Однако любопытен следующий момент. Согласно п. 3 ст. 14 Закона о культурном наследии физическое или юридическое лицо, являющееся собственником объекта культурного наследия федерального значения, имеет право на компенсацию произведенных им затрат при условии выполнения таких работ в соответствии с Законом. Размер компенсации определяется в соответствии с законом о федеральном бюджете и входит в целевую программу охраны объектов культурного наследия. Таким образом, в данном случае бремя содержания имущества ложится не только на собственника. Это вполне соответствует ст. 210 ГК, которая допускает возложение законом бремени содержания имущества и на несобственника.

      Очевидно, что в Законе о культурном наследии речь идет о возмещении затрат, которые направлены на содержание тех компонентов ( особенностей) объекта, которые составляют предмет охраны. Скажем, если охраняется фасад исторического здания, то затраты частного собственника на его ремонт должны быть компенсированы из бюджета. В то же время если речь идет о ремонте интерьеров данного здания, которые не представляют историко-культурной ценности и модифицируются для офисных целей, то подобные затраты, естественно, не должны возмещаться.

      Закон о культурном наследии содержит еще одно важное правило, которое противоречит ГК. Согласно п. 2 ст. 54 Закона памятники и ансамбли, находящиеся в общей собственности, включая те, которые относятся к жилищному фонду, а также земельные участки, в границах которых расположены указанные памятники и ансамбли, разделу не подлежат. Выдел их сособственникам доли в натуре не осуществляется. Данное правило противоречит ст. 252 ГК, которая, напротив, допускает как раздел общего имущества, так и выдел из него доли в натуре.

      Достаточно широко в Законе о культурном наследии отражены вопросы оборота объектов культурного наследия. Согласно ст. 129 ГК все объекты гражданских прав делятся на три группы: полностью оборотоспособные, ограниченно оборотоспособные и изъятые из оборота. Объекты культурного наследия могут быть как полностью, так и ограниченно оборотоспособными. По общему правилу, закрепленному в п. 1 ст. 48 Закона, объекты культурного наследия полностью оборотоспособны. В то же время есть исключения. Скажем, объекты культурного наследия, отнесенные к особо ценным и включенные в Список всемирного наследия, не подлежат отчуждению из государственной собственности. Объекты культурного наследия религиозного назначения могут отчуждаться в собственность только определенных частных лиц — религиозных организаций. Наконец, существует еще одно ограничение, которое действует до принятия закона, разграничивающего государственную собственность на объекты культурного наследия. Согласно п. 2 ст. 63 Закона до принятия закона о разграничении приостанавливается приватизация объектов культурного наследия федерального значения.

      Помимо купли-продажи, другой распространенной сделкой с объектами культурного наследия выступает аренда, опосредующая передачу имущества в возмездное владение и пользование ( либо только пользование). Применительно к объектам культурного наследия и здесь есть нюансы.

      Права арендатора ограничены в следующем. Во-первых, он обязан обеспечить неизменность облика и интерьера объекта культурного наследия в соответствии с его особенностями, являющимися предметом охраны. Во-вторых, при проектировании и проведении землеустроительных, земляных, строительных, мелиоративных, хозяйственных и иных работ на территории объекта культурного наследия либо на земельном участке или участке водного объекта, в пределах которого располагается объект археологического наследия, арендатор обязан получить согласование федерального органа охраны объектов культурного наследия ( если речь идет об объекте культурного наследия федерального значения) или органа, указанного в законах субъектов Федерации ( если речь идет об объекте культурного наследия регионального или местного значения). В-третьих, арендатор должен обеспечить режим содержания земель историко-культурного назначения, который определен Земельным кодексом РФ. В-четвертых, пользователь объекта культурного наследия обязан обеспечить доступ к нему, условия которого определяются соглашением между собственником объекта и соответствующим органом охраны объектов культурного наследия. Очевидно, заключение такого договора обязательно для арендатора. В связи с этим при недостижении согласия между сторонами по поводу условий договора соответствующий спор должен быть разрешен в суде ( ст. 445 ГК).

      Арендатор имеет определенные льготы. Ст. 14 Закона о культурном наследии устанавливает, что физическое или юридическое лицо, вложившее свои средства в работы по сохранению объекта культурного наследия и обеспечившее их выполнение, имеет право на льготную арендную плату. В свою очередь, ст. 15 Закона содержит положение о том, что лицо, обеспечившее выполнение работ по сохранению данного объекта, имеет право на уменьшение установленной арендной платы на сумму произведенных затрат или части затрат. Различие между указанными нормами не совсем понятно. Очевидно, что в ст. 15 речь идет о зачете встречных однородных требований, предусмотренном ст. 410 ГК. В качестве зачитываемых выступают, с одной стороны, требование об уплате арендной платы, а с другой, требование о возмещении затрат на текущий и ( или) капитальный ремонт, обязанность оплачивать который по смыслу Закона ложится на арендодателя. Гораздо сложнее понять, что же представляет собой льготная арендная плата. Вероятно, в данном случае речь идет не о зачете, а об абстрактном уменьшении арендной платы, не привязанном и не зависящем от конкретной суммы расходов, произведенной арендатором. Иными словами, предлагаемый механизм исходит из возложения на арендатора обязанности производить и финансировать и текущий, и капитальный ремонт объекта. В то же время арендатор приобретает право на установление в договоре пониженной ставки арендной платы.

      Неясно, в каких случаях применяется механизм, указанный в ст. 14, а в каких сформулированный в ст. 15. В первом случае инвестор, вроде бы, не только вкладывает средства в работы по сохранению объекта культурного наследия, но и обеспечивает их выполнение. Во втором же случае только обеспечивает выполнение таких работ. Но что же представляет собой обеспечение выполнения работ? Об этом остается только догадываться.

      Ст. 14 и 15 Закона о культурном наследии демонстрируют нам неудачный пример предоставления участникам гражданского оборота большей свободы в сфере оборота объектов культурного наследия, приводящей к обратным последствиям. Все механизмы, которые попытались придумать создатели Закона, уже давно предусмотрены ГК, и даже в большем объеме. В итоге складывается парадоксальная ситуация, когда неказистые нормы Закона о культурном наследии дают возможность чиновникам ограничивать предпринимательскую инициативу потенциальных инвесторов, готовых вкладывать средства в реконструкцию объектов культурного наследия. Ведь закрепленные в Законе правила на практике дают основание существенно сузить варианты условий так называемого инвестиционного договора по сравнению с теми возможностями, которые предоставляет ГК. В то же время необходимо отметить, что ст. 14 и 15 Закона о культурном наследии нигде не содержат запрета на использования иных форм привлечения частных инвесторов к сохранению объектов культурного наследия. Следуя же известному принципу гражданского права — разрешено все то, что не запрещено, — можно предположить, что ст. 14, 15 Закона о культурном наследии ни в коей мере не парализуют действие норм ГК, которые в части определения порядка расчетов по договору аренды подлежат применению в полном объеме.

      Смотрите еще:

      • Челябинская область сосновский районный суд Сосновский районный суд Челябинской области Сосновский район Челябинской области образовался 24 декабря 1934 года. Точной даты образования Сосновского районного суда в архивах не обнаружено, но постановлением Президиума Сосновского […]
      • Расчет выплаты по осаго при дтп Как рассчитать стоимость выплаты по ОСАГО после ДТП Как проводится расчет стоимости выплат по ОСАГО при наступлении страхового случая? Этот вопрос задается всеми автовладельцами, которые попали в дорожно-транспортное […]
      • За какие года начисляют пенсию За какие года начисляют пенсию Ежегодно у нас в стране выходит на пенсию около двух миллионов человек. Как начисляется пенсия в 2017 году, что влияет на ее размер - для большинства из них загадка . Разберемся как это делается и поможем […]
      • Как считается срок патента Какие права дает патент? Сроки его действия, на что обращать особое внимание? Ответ: патент - документ, подтверждающий право иностранного гражданина, прибывшего в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы, на временное […]
      • Убила подсудимого в суде Убила подсудимого в суде Выпуск N 5 (543) от 14 января 2003 года [ N 6 ]публикации: [ Предыдущая ] [ Следующая ] [ Содержание выпуска ] Убила, чтобы не быть убитой Зоя Светова Новые Известия, N 4 Что произошло 15 февраля 2002 года между […]
      • Постановление правительства о передаче полномочий Постановление Правительства Нижегородской области от 13 октября 2003 г. N 302 "О передаче полномочий по управлению и распоряжению земельными участками (долями в праве общей собственности на земельные участки) из земель […]
      • Третейские суды фз С 1 сентября 2016 года вступает в силу Федеральный закон "Об арбитраже (третейском разбирательстве) в Российской Федерации" Данный Закон регулирует порядок образования и деятельности третейских судов и постоянно действующих арбитражных […]
      • Образец приказа о назначении ответственного лица за экологию Примерная форма приказа о назначении ответственных за природоохранную деятельность (подготовлено экспертами компании "Гарант") Настоящая форма разработана в соответствии со ст. 16 Федерального закона от 10 января 2002 г. N 7-ФЗ "Об охране […]