Новый налог с продаж 2014

Цена полезет в бутылку

Если налог введут, цены на разные товары поднимутся не одинаково — продавцы не будут автоматически закладывать эти 3 процента в каждый ценник, считает директор Института аграрного маркетинга Елена Тюрина. «Продукты повседневного спроса не должны подорожать значительно. Вероятнее всего, налоговое бремя будет «переложено» на товары длительного спроса. Цены также будут расти на продукцию тех сегментов, где невелика конкуренция», — предполагает эксперт.

Например, продажи колбасных изделий, особенно дорогих, сейчас сильно зависят от цены — конкуренция в этом сегменте велика. И продавец может потерять объемы, если сильно поднимет цену. Так что вряд ли налог будет «вложен» в цены на эту категорию.

А вот овощей и фруктов с конца осени по середину весны в России не хватает. «Покупателям в этом случае будет не важно, вырастут цены на 10-15 или на 18 процентов. Плодоовощная продукция и так всегда сильно дорожает в этот период», — говорит Тюрина. Но курица, которой на российских прилавках вдоволь, может подорожать из-за налога.

Курятина сейчас самый дешевый источник животного белка. Так что потребители вряд ли от нее откажутся, даже если цены несколько вырастут. А вот на дефицитную свинину цена уже вряд ли будет расти — дальнейшее подорожание может существенно снизить спрос на нее.

Непростая ситуация и в молочной группе. На фоне того, что производители испытывают дефицит сырья, в рознице сложилась высокая конкуренция. Поэтому цены на молочку вряд ли будут сильно расти, прогнозирует собеседница «Российской газеты».

По словам Тюриной, введение налога приведет к тому, что система ценообразования для торговых предприятий усложнится. Продавцам придется учитывать динамику спроса и предложения по разным товарным группам. Универсального правила здесь не будет, все будет меняться в зависимости от ситуации. И определять, в какие товары «вкладывать» бремя налога, придется по ходу дела.

Хотя наверняка будут и устоявшиеся практики, говорит эксперт. Большая часть налогового бремени, вероятнее всего, будет включена в цену таких товаров, как табак и алкоголь. А также товаров, к покупкам которых потребитель готовятся заранее, но цены наблюдает не постоянно. Но большинство «социальных» товаров — хлеб, макароны, яйца и так далее — вряд ли будут дорожать. Опять-таки в силу повышенного внимания покупателей и высокой эластичности спроса.

Ставку возможного налога с продаж пока еще обсуждают, она может составить до 3 процентов. Предполагается, что ее будет определять каждый регион самостоятельно. Таким образом предполагается пополнить региональные бюджеты.

«Налог с продаж фактически платит покупатель товара, а продавец просто перечисляет его в бюджет. Налоговое бремя на покупателя товара увеличится с нынешних 18 процентов (налог на добавленную стоимость, НДС) до 21 (плюс три процента налога с продаж), а значит, стоит ожидать увеличения цен почти на все товары и услуги», — считает партнер компании «Налоговик», руководитель направления по финансовому рынку и налоговому праву независимого экспертного центра «Общественная Дума» Дмитрий Липатов.

Эксперт считает, что от налога с продаж точно могут освободить определенные виды товаров и услуг (какие именно, сейчас неизвестно, но, скорее всего, освободят товары первой необходимости). Например, экспортируемая продукция не облагается НДС, поэтому, возможно, то же будет и с этим налогом.

Таким образом, под него попадут не только торговые сети. Ларьки и рынки, которые не являются индивидуальными предпринимателями, применяющими «упрощенку», наверняка будут платить налог с продаж, поскольку он взимается при покупке определенных товаров и услуг, а значит, продавая что-нибудь, рынки и ларьки будут обязаны платить данный налог.

Исполнительный директор Ассоциации компаний розничной торговли (АКОРТ), представляющей большинство российских крупных торговых сетей, Андрей Карпов надеется, что такой налог, в конечном счете, введен не будет.

Против этого высказалось и министерство экономического развития. При этом Карпов отмечает, что даже если небольшие магазины будут уклоняться от уплаты налога с продаж, цены там не окажутся ниже. Скорее, предприниматели таким образом попытаются получить дополнительную прибыль.

Кто заплатит налог с продаж

В России планируется ввести налог с продаж. Об этом заявил министр финансов Антон Силуанов, апеллируя к тому, что расширение полномочий поможет территориям увеличить бюджет. О том, как этот шаг скажется на бизнесе, каким игрокам рынка придется тяжелее всего и оправдаются ли ожидания чиновников – в материале Chel.ru.

В правительстве РФ рассматривается вопрос о представлении регионам права вводить налоги с продаж до 3%, сообщает ИТАР-ТАСС. По оценке главы Минфина, это позволит принести в бюджет около 200 млрд рублей, помогая территориям справиться с ростом расходных обязательств.

По данным Росстата, рост объема розничной торговли в январе–мае 2014 года сократился по сравнению с тем же периодом 2013 года с 3,9 до 3,1%, рост объема платных услуг населению – с 2,5 до 0,9%. Падение по месяцам еще более показательно: 4,1% в феврале, 4% в марте, 2,6% в апреле, 2,1% в мае (для торговли товарами). Высокие показатели начала года объясняются скорее ажиотажем в связи с девальвацией и украинским конфликтом.

Вместе с тем деловая газета «Ведомости» приводит следующие цифры: в следующие три года российские регионы получат 195 млрд, 211 млрд и 230 млрд рублей, максимальная ставка налога составит не три, а пять процентов, и понижать ее станет возможным на местах. Пятипроцентная ставка может дать 5-6% дополнительных доходов регионам, которым пришлось исполнять инаугурационные указы президента в условиях снижения налога на прибыль. При росте дефицита губернаторы начали привлекать дорогие банковские кредиты. Недавно федеральный центр решил заменить их дешевыми бюджетными, запланировав в этом году на эти цели 230 млрд рублей. Однако такие меры поддержки бессистемны, а потому малоэффективны.

Налог с продаж планируется ввести в дополнение к НДС, который идет в федеральный бюджет. Однако минэкономразвития не поддерживает такую нагрузку на бизнес, заявил замминистра Сергей Беляков. Он указывает на то, что власти приняли принципиальное решение о неувеличении налоговой нагрузки до 2018 года, а одновременное существование НДС и налога с продаж означает рост налогов в экономике и потребительских цен.

Дискуссия о введении налога с продаж ведется последние несколько лет, и ранее Минфин всегда возражал против этого налога. Сторонником налога с продаж является вице-премьер Аркадий Дворкович, при этом он выступает за отмену НДС. За рубежом обычно применяется либо НДС, либо налог с продаж.

Для России налог с продаж не в новинку: впервые он был введен в 1991 году и действовал один год. Вторая попытка состоялась в 1998 году, когда налог с продаж выступал как региональный налог с максимальной ставкой 5%. В течение двух лет его внедрили большинство регионов, однако в 2004-м он был вновь отменен: Конституционный суд счел, что он нарушает права индивидуальных предпринимателей, которые обязаны были платить его независимо от того, приобретают они товары для себя или для перепродажи, в то время как юридические лица не должны были платить налог в любом случае.

И вот спустя 10 лет налог с продаж заходит на очередной круг. При этом риски для экономики сохраняются прежние: под вопросом остается вариант роста розничных цен (как раз на 3%), ускорения инфляции, падения спроса и уменьшения бюджетов регионов, зависящих от налогов на прибыль и имущество и арендной платы.

Кроме того, Антон Силуанов отметил, что по прошлому опыту налог с продаж концентрируется в крупных регионах типа Москвы, Московской области, и собрать его можно только там, где есть крупные торговые сети.

«Не думаю, что в данном вопросе такое деление регионов имеет место быть, – сомневается коммерческий директор розничной сети «Проспект» Андрей Грибанов. – Налоговая нагрузка коснется всех. Соответственно, цены вырастут, возможно, даже более, чем на 3%. И в проигрыше окажется не только бизнес, но и потребители, которым и так приходится справляться с увеличившейся оплатой ЖКХ. Покупательский потенциал снижается, это не секрет. В сегодняшних условиях стагнации нашей экономики введение нового налога только усилит социальную напряженность и еще больше расшатает экономическую систему».

«Возвращение налога с продаж представляется весьма нецелесообразным и даже весьма опасным шагом, – поддерживает его генеральный директор трикотажной фабрики «Ян» Олег Кондрашкин. – Он перекладывает всю финансовую нагрузку на конечных покупателей товаров и услуг. Кроме того, рост розничных цен потребует повышения заработной платы сотрудников, повлечет за собой увеличение инфляции и в конечном итоге обесценит планирующиеся вливания в местные бюджеты. А неэффективность налогового администрирования будет способствовать формированию конкурентных преференций для недобросовестных компаний. Такая практика негативно скажется на предпринимательском сообществе в связи с тем, что формирование дохода происходит на конечном этапе торговой цепочки, состоящей в основном из субъектов малого и среднего бизнеса. Самой эффективной мерой налогового регулирования и экономического воздействия, направленного на поддержку этой категории предпринимателей, всегда была и остается стабильность».

Однако аналитик инвестиционного холдинга «ФИНАМ» Антон Сороко полагает, что в будущем, возможно, налог с продаж принесет свои положительные плоды. «Данный налог призван прежде всего помочь региональным бюджетам, где сейчас наблюдается высокая закредитованность и существуют риски дальнейшего роста бюджетного дефицита. При этом ряд регионов вполне сможет в текущих условиях несколько лет не снижать свой аппетит, а вот у других такой возможности, к сожалению, не наблюдается. Таким образом, дублирующий сбор (по факту он аналогичен НДС, доходы от которого поступают в федеральный бюджет), конечно, в какой-то степени может снизить проблемы регионов. Но в то же время стоит помнить, что дополнительные отчисления в бюджет будет очень сложно выплачивать ритейлерам, которые в конечном итоге, скорее всего, переложат их на потребителя за счет роста отпускных цен – здесь и негативный фактор для инфляции».

По мнению эксперта, сложнее всего придется дискаунтерам. «Их маржинальность на данный момент низка, так что они даже при всем желании не смогут выплачивать этот налог за счет своей прибыли. В целом, считаю, данный взнос может быть эффективен в краткосрочной перспективе, но в контексте стратегического развития российской экономики он, безусловно, может оказаться драйвером замедления темпов роста ВВП РФ», – резюмирует Антон Сороко.

Налог с продаж – это косвенный налог, взимаемый с покупателей в момент приобретения товаров либо услуг. Как правило, он рассчитывается как определенная в процентах доля от стоимости реализованного продукта (услуги). При этом законодательством часть товаров и услуг может быть освобождена от налогообложения. Налог с продаж действует во многих странах мира, является одним из типов налога на потребление, который взимается непосредственно в торговой точке при покупке товаров и услуг.

Стоит ли в России возвращать налог с продаж

Правительство думает о том, чтобы вновь ввести налог с продаж, сообщает газета «Ведомости». Правда, представитель Минфина опроверг информацию о том, что этот вопрос обсуждается. Однако издание ссылается сразу на четырех федеральных чиновников. По данным «Ведомостей», налогом на продажи может быть заменен налог на движимое имущество компаний, который снова вводится со следующего года. Против него активно выступает бизнес, называющий его «налогом на модернизацию».

К каким последствиям может привести введение налога с продаж? Аналитик АО «Открытие брокер» Тимур Нигматуллин считает, что результат может оказаться позитивным, но при одном условии: «Если будет подобная замена — это позитивная тенденция. На сегодняшний день при сохранении прежнего уровня налоговых отчислений, например, НДС или налога с оборотных средств, имеются негативные влияния на инвестиции компаний, допустим, на развитие бизнеса. Если же налог с продаж не вытеснит другие сборы, а будет введен сам по себе, то, естественно, ничего хорошего в этом нет. Это приведет к увеличению как налоговой, так и административной нагрузок».

Предполагается, что право вводить налог с продаж будет предоставлено регионам. О том, какой будет его ставка, пока ничего неизвестно. Налог с продаж в стране уже существовал ранее — в начале девяностых, а затем в конце девяностых-начале двухтысячных. Он составлял 5% и был отменен в 2004 году. Такой налог взимается с потребителей во время совершения покупки товара, поскольку включается в цену.

Момент для возврата налога с продаж сейчас вполне подходящий. Но в долгосрочной перспективе ничего хорошего от этого ожидать не следует, считает управляющий партнер фонда DTI Александр Бутманов: «Налоговые администраторы мечтали снова ввести налог с продаж, но, думаю, им сопротивлялись экономисты, которые говорили, что это взвинтит инфляцию. Учитывая, что сейчас в России она под полным контролем, то тактически это наилучший момент для введения этого сбора. Он минимально отразится на инфляции. А вот по поводу того, как это отразится на покупателях, сложно сказать что-то доброе. Наверное, бюджет от этого на горизонте двух-трех лет выиграет. А вот что будет дальше, большой вопрос».

Вопрос о возврате к налогу с продаж, скорее всего, связан с происходящим сейчас техническим переоснащением розничной торговли, полагает налоговый юрист компании «Пепеляев групп» Вадим Зарипов: «Вопрос о введении этого налога — это вопрос политической и экономической целесообразности. В 2014-2015 годах шел спад розничной торговли, и в этих условиях дополнительная нагрузка на цену, конечно, ухудшила бы ситуацию. Сейчас к этому вопросу вернулись в связи с тем, что довольно эффективно вводятся онлайн-кассы, и правительство видит, что розница становится более контролируемым сектором, поэтому здесь появляются возможности для эффективного администрирования и взимания налогов».

Вопрос о введении налога с продаж уже обсуждался в 2014 году, но тогда бизнесу удалось отговорить правительство от этого шага. Предприниматели опасались, что он приведет к резкому сокращению покупательского спроса.

Новый налог с продаж 2014

Власти вернулись к давней идее – налогу с продаж. На сей раз чиновники обсуждают его как замену другого налога – на движимое имущество компаний, который возрождается со следующего года: сначала по ставке 1,1%, а с 2019 г. – по ставке 2,2%. Предприниматели называют его «налогом на модернизацию» и активно добиваются отмены, в частности, через обращение к первому зампреду правительства Игорю Шувалову.

Один из вариантов – дать регионам право отменить налог на движимое имущество и ввести торговый сбор с оборота, рассказали «Ведомостям» четыре федеральных чиновника, но ставку этого сбора не сообщили. Представитель Минфина опроверг информацию, что обсуждается сбор с оборота. Представитель Минэкономразвития не ответил на вопросы «Ведомостей», а представитель Шувалова отказался от комментариев.

Это возрождение именно налога с продаж, утверждает Вадим Зарипов из юридической компании «Пепеляев групп»: торговый сбор взимается не с выручки, а рассчитывается по торговой площади. Речь идет не о классическом налоге с продаж, а о торговом сборе, объясняет чиновник: он не включается в цену товара и не отражается в чеке. У него может быть другая база, например, процент с оборота, но не менее определенной суммы 1 кв. м, продолжает чиновник, вычитаются из сбора другие налоги и стоимость патента.

Сейчас торговый сбор взимается только в Москве – с торговой площади. Ввести этот сбор имеют право два других города федерального подчинения – Санкт-Петербург и Севастополь. Возможно, это будет такой же обычный сбор, полагает один из чиновников, но вводить его смогут все регионы. Решение в любом случае принимать следующему правительству, предупреждают собеседники «Ведомостей».

Налог с продаж действовал дважды – в конце 1980-х (в СССР) и в конце 1990-х гг.; отменен в 2004 г. В 2014 г. министр финансов Антон Силуанов говорил, что налог снова обсуждался – бизнес отговорил правительство.

Дополнительно подей­ствовало на решение правительства опасение, что в ответ на введение налога с продаж розница начнет уходить в тень.

Теперь ситуация другая, объясняет один из чиновников: бизнес в первую очередь беспокоит именно налог на новое движимое имущество. Компании не платят его с 2013 г., и восстановление этого налога сократит стимулы для модернизации производства: чем больше купят оборудования, тем выше налог. Просто отменить налог на движимое имущество большинство регионов не могут из-за проблем бюджета. Восстановив его, они могли бы получить более 160 млрд руб., следует из данных Федеральной налоговой службы. Введение онлайн-касс упрощает администрирование налога с продаж. Их появление дает регионам большие возможности для развития налоговой системы, считает еще один чиновник.

Проблема может возникнуть и с администрированием, сначала нужно полностью -перейти на новые кассы (с июля 2017 г. они обязательны для тех, кто использует кассы, для остальных срок – июль 2019 г. – -«Ведомости»), обкатать систему, а потом уже вводить, считает Соколов.

Если сохранить налог на добавленную стоимость и ввести дополнительно торговый сбор, в России станет сразу два оборотных налога, предупреждает Александра Суслина из Экономической экспертной группы. В мире немного примеров сочетания НДС и налога с продаж, продолжает она, – такое есть в Канаде, Китае, Индии, Индонезии, Джибути. Но, например, Китай и Индия вводили налог с продаж лишь на время и только с предметов роскоши, напоминает ведущий научный сотрудник Академии народного хозяйства и государственной службы Илья Соколов.

Для регионов решение будет вредным, считает директор Fitch Ratings Владимир Редькин, такой сбор еще увеличит разрыв между ними. Выиграют города и регионы с большой долей розничного оборота, другим же собирать налог с розничного мелкого бизнеса будет тяжело, объясняет он. По весенним оценкам Института Гайдара, 15,6% всех поступлений от налога с продаж получила бы Москва, 6,3% – Московская область, Краснодарский край и Санкт-Петербург – по 4,2%; всего 60% всех доходов получили бы только 20 регионов с крупнейшим розничным оборотом. Новые налоги и сборы сейчас регионам не нужны, уверен Редькин, бюджет большинства из них близок к сбалансированности. За январь – сентябрь 2017 г. число регионов с дефицитом сократилось с 36 до 29.

Едва ли регионы активно будут пользоваться таким инструментом, им придется выбирать – пожертвовать торговым сектором или промышленным, говорит партнер Dentons Василий Марков, выгодным он будет для единиц, прежде всего Москвы и Санкт-Петербурга, доля розницы в доходах которых велика, а промышленности – мала. Зато налог ударит по карману потребителей и разгонит инфляцию, предупреждает Суслина. Сильнее всего цены вырастут в секторах с низким уровнем конкуренции и на товары первой необходимости, говорит Соколов: нагрузка на потребителя будет высокой. Повышение налоговой нагрузки автоматически приведет к сопоставимому повышению розничных цен, подтверждает сотрудник одного из крупнейших ритейлеров.

В условиях падения доходов населения новый сбор может еще сильнее сократить спрос, предупреждает Соколов. Сбор вреден, подхватывает Суслина: отменяя налог на модернизацию, чиновники рассчитывают увеличить производство, но торговый сбор сократит внутренний спрос. Пока же именно спрос остается основным драйвером роста экономики, в III квартале его вклад был больше, чем вклад инвестиционного спроса, на который ставку делает правительство. Если вводить подобный сбор, то взимать его с торговой площади, считает Соколов, но поступления от него будут несопоставимы с поступлениями от налога с продаж.

Налог с продаж: возвращение. К чему готовиться простым россиянам?

Власти рассматривают вопрос введения в России налога с продаж вместо увеличения НДС до 22 %. К чему приведёт эта инициатива, рассказывает АиФ.ru.

В правительстве обсуждается вопрос о возвращении налога с продаж (НСП). Как пишут «Ведомости» со ссылкой на федеральных чиновников, введение НСП может стать альтернативой повышению налога на добавленную стоимость (НДС) с 18 до 22 %.

По словам одного из собеседников издания, НСП не может быть больше 2-3 %. В противном случае бизнес будет уходить «в тень». Он отметил, что идея рассматривается только в cвязке с отказом от увеличения НДС при налоговом манёвре: повышение налога на добавленную стоимость усилит налоговую нагрузку на всех, а налог с продаж почувствует только розничная торговля.

Из двух зол

Налог с продаж в России вводился дважды. Сначала он действовал в 1991 году, но уже в 1992 был отменён. Затем налог появился в 1998 году, решение о размере НСП принимали региональные власти. В 2004 году Конституционный суд РФ признал региональный налог неконституционным и отменил его. Максимальная ставка НСП составляла 5 %.

Последний раз вопрос о возвращении НСП поднимался три года назад. Тогда СМИ писали о том, что идею поддержал президент Владимир Путин. Вероятность того, что в России будет введён налог с продаж, источники из президентской администрации оценивали в 90 %. В то время в правительстве также обсуждалось повышение НДС, и от него готовы были отказаться в случае возрождения НСП.

Введение налога с продаж обеспечит поступления именно в региональные бюджеты. НДС же поступает в федеральную казну и затем в субъекты в виде дотаций. На сегодняшний день число регионов-получателей превышает число регионов-доноров. Значит, в денежном объёме нуждающиеся субъекты могут получать гораздо меньше, чем отчисляют. Таким образом, введение налога с продаж поможет региональным властям самостоятельно решать местные проблемы. Однако вместе с тем существует высокая вероятность того, что розничные цены увеличатся более чем на 3 %.

Стоит отметить, что повышение налоговых ставок и введение новых налогов не всегда приводит к увеличению бюджетных доходов, а чаще всего провоцирует рост цен и тормозит развитие розничной торговли. Дело в том, что налоговые новшества всегда перекладываются на плечи простых потребителей, а это не стимулирует их больше покупать.

Что касается манёвра с налогом с продаж, то тут есть один несомненный плюс: он ударит только по розничному сектору, в то время как НДС повлиял бы на все отрасли сразу. Есть и дополнительные плюсы: он не предусматривает вычетов, контроль за его оплатой осуществлять проще. Ведь в случае с НДС компании, особенно малый бизнес, всегда могут забыть пробить чек. В случае с налогом с продаж такая ситуация невозможна», — говорит главный аналитик «Международного финансового центра» Станислав Солдатов.

Фонд содействия кредитованию
малого и среднего предпринимательства
Тверской области
(микрокредитная компания)

Налог с продаж возвращается

Принципиальное решение о предоставлении российским регионам вводить налог с продаж (НСП) в размере до 3% принято на совещании у главы государства в среду, сообщил «Интерфаксу» источник в финансово-экономическом блоке правительства. Минэкономразвития и Минфин возражали против введения налога с продаж, предлагая альтернативу — повысить с 2015 года НДС на 2 п. п. — до 20%. В поддержку этого решения выступал, в частности, помощник президента Андрей Белоусов. Президент поддержал налог с продаж, рассказали «Ведомостям» два федеральных чиновника и чиновник финансово-экономического блока правительства.

Между тем, только вчера вице-премьер Дмитрий Козак уверял, что в России нет политического решения о введении новых налогов и, скорее всего, они вводиться не будут. По его словам, все федеральные органы власти и органы власти субъектов хотели бы получить больше денег на финансирование тех или иных мероприятий, однако они должны принимать решения исходя из возможностей экономики страны, чтобы не дестимулировать дальнейшее экономическое развитие.

У Минфина много аргументов против НСП. Первый замминистра финансов Татьяна Нестеренко недавно озвучила два главных. Во-первых, налог с продаж менее выгоден бюджету: по оценкам чиновников, в следующие три года он принесет 195 млрд, 211 млрд и 230 млрд рублей соответственно, а увеличение НДС на 2 п. п. — около 500 млрд рублей только в 2015 году. Во-вторых, Минфин ожидает проблем с собираемостью этого налога. НСП вводился в начале 90-х и в 2000-х, и тогда его собираемость была очень низкой — порядка 30%. Правда, сейчас показатель может быть выше, поскольку доля крупных магазинов и сетей в товарообороте увеличилась до 22%, но не превысит 50%, подсчитали в Центре макроэкономических исследований (ЦМИ) Сбербанка. По расчетам аналитиков, введение налога с продаж на уровне 3% может дать бюджету максимум 350 млрд рублей (при допущении о 50%), минимум — 150 млрд (если уплачивать налог в полном объеме будут только крупные торговые сети). Доходы же от повышения НДС (по двум ставкам — с 10% до 12% и с 18% до 20%) составят 375 млрд рублей, при этом собираемость налога оценивается правительством на уровне 94%, замечают эксперты ЦМИ.

Преимущество НСП в том, что он зачисляется в региональный бюджет, так как на спасение регионов и направлено повышение налогов (из-за выполнения президентских указов и падения поступлений по налогу на прибыль у них сильно растут дефициты). Однако большие масштабы уклонения от уплаты НСП не позволят решить проблему региональных бюджетов, уверены эксперты ЦМИ Сбербанка. Выиграют те регионы, у которых высокие показатели по доле розничного товарооборота, генерируемого розничными сетями. По прогнозам, Санкт-Петербург (доля — 53%), Ленинградская область (41%), Московская область (33%), а также Алтай и Камчатский край — во всех регионах по итогам 2013 года был профицит бюджета. А в проблемных Северо-Кавказском федеральном округе и Якутии этот показатель ниже 10%. Налог поможет лишь Алтайскому краю, Адыгее и Татарстану: у них относительно высокий показатель, и есть дефицит бюджета. Но дефицит невелик, и эффект от повышения НДС был бы для их бюджетов таким же.

В «Опоре России» считают, что введение налога с продаж чревато каскадным налогообложением: поскольку выявить «конечного потребителя» невозможно, комплектующие, облагаемые НСП, будут облагаться повторно в составе изделия, изготовленного из этих комплектующих. Кроме того, малому бизнесу, применяющему налоговые спецрежимы, придется вести учет выручки и использовать контрольно-кассовую технику, а это дополнительные расходы. Таким образом, указанные величины будут собраны с налогоплательщиков, в большей степени с розничной торговли. «Говорить о точных цифрах не представляется возможным, поскольку налог с продаж может быть на разных циклах производства, а также переложен на конечного потребителя», — указывал президент «Опоры» Александр Бречалов в письмах вице-премьеру Игорю Шувалову и помощнику президента Андрею Белоусову. Эффект для бюджетной системы от введения нового налога сомнительный подтверждает руководитель Центра экспертизы и аналитики проблем предпринимательства «Опоры России» Иван Ефременков. «Основной розничный оборот в силу объективных причин происходит в трех субъектах Федерации — Москва, Московская область, Санкт-Петербург. Это означает, что и большая часть налога будет взиматься в указанных регионах. Таким образом, введение налога с продаж не приведет к справедливому распределению дополнительных налоговых доходов между субъектами Российской Федерации», — комментирует он.

Напомним: налог с продаж — не единственная налоговая идея властей: наряду с ним готовится повышение отчислений в ФОМС (уплата текущего взноса в 5,1% со всего фонда оплаты труда, а не до определенного порога). А после президентских выборов 2018 года возможно повышение на 2 п. п. НДС и НДФЛ до 15% и 20% соответственно. Если все эти инициативы будут реализованы, налоговая нагрузка в России вырастет на 1,7% ВВП, по условиям 2013 года она составила бы 37,5%, подсчитал Андрей Чернявский из Центра развития Высшей школы экономики. Кроме того, власти РФ обсуждали в качестве альтернативы повышению налоговой нагрузки вопрос о расходовании средств Резервного фонда. Минфин выступает категорически против — такой механизм поможет ненадолго, и непопулярные решения в налоговой политике все равно придется принимать, заявила первый замминистра финансов Татьяна Нестеренко. Член комитета по налогам «Опоры России» Михаил Орлов уверен, что бизнес будет категорически против повышения налогов в любом виде и отреагирует поднятием цен и увольнениями. «Вместе с тем надо понимать, что расходование Резервного фонда на текущие задачи дает лишь временную передышку. Если возникла острая необходимость в решении сиюминутных проблем, можно прибегнуть к резервам. Но они имеют свойство заканчиваться, поэтому в перспективе надо рассматривать в качестве источника пополнения бюджета только налоги, — пояснил он «Эксперт Online». – По-хорошему, надо провести аудит расходных обязательств бюджета и найти способы их сокращения».

Рост налоговой нагрузки от введения налога с продаж оценивается экспертами ЦМИ в 0,26% ВВП, от повышения НДС — 0,58%. Однако общий эффект для экономики будет более болезненным при введении налога с продаж, предупреждают. При повышении НДС на 2 п. п. скачок цен не превысил бы 1,7%, при введении налога с продаж — максимум на 2,1%. Налог отразится в первую очередь на потребителях — производители просто повысят цены, уверен исполнительный директор Ассоциации компаний розничной торговли Андрей Карпов. «При огромных оборотах рентабельность бизнеса торговых сетей невысока – порядка 5-7%, так что им ничего не останется, как переложить дополнительную нагрузку на плечи потребителей, — пояснил он «Эксперт Online». – А для пополнения региональных бюджетов, надо активней выявлять сектора экономики, работающие в тени».

Скачок цен приведет к падению розничных продаж. В сценарии с повышением НДС на 0,8% это привело бы к вычету 0,3-0,4 п. п. из роста ВВП, а при введении налога с продаж на 1% вычет из роста ВВП — 0,5 п. п., оценивают эксперты ЦМИ. Если бы налог был введен в этом году, это привело бы к обнулению экономического роста. Заместитель заведующего кафедрой корпоративного управления ВШКУ РАНХиГС Людмила Дуканич замечает, что не всегда попытки пополнить бюджет за счет увеличения налогового бремени увенчиваются успехом. «Конечно, это положительно скажется на региональных бюджетах, которые получат возможность собирать НСП. Но это бремя падет на тот же объект, что и НДС, что не приветствуется в теории налогообложения, и в мировой практике сочетание этих налогов встречается очень редко. Понятно, что бизнес переложит этот гнет на плечи потребителей, а поскольку доходы населения в последнее время почти не растут, это негативно скажется на экономике», — пояснила она «Эксперт Online».

Справка

Налог с продаж впервые появился в последние годы существования СССР в 1991 году и был отменен в России в 1992-м. В 1998 году он был введен снова — как региональный налог с максимальной ставкой в 5%. С 2004 года он был отменен по решению Конституционного суда (в том числе из-за сложностей при определении объекта налогообложения). Введение налога с продаж обсуждали в декабре 2012 года премьер Дмитрий Медведев, его первый зам Игорь Шувалов и тогдашний министр экономразвития, а ныне помощник президента Андрей Белоусов. Последний говорил, что в некоторых регионах можно взимать и НДС, и налог с продаж.

Мясо обложат новым налогом

Проект закона о налоге с продаж обсуждается в министерствах

Минфин внес в правительство законопроект о возвращении налога с продаж. Текст законопроекта практически полностью повторяет предыдущую версию закона, отмененного в 2004 году. Впрочем, источники «Газеты.Ru» в правительстве утверждают, что пока ведомство Антона Силуанова не вносило законопроект на рассмотрение кабинета — документ рассматривается на уровне министерств.

Минфин внес в правительство РФ законопроект о введении регионами налога с продаж. Об этом в среду сообщил агентству «Интерфакс-АФИ» источник в финансово-экономическом блоке правительства, знакомый с текстом документа.

Пенсии россиян заморозят еще на год

При этом текст законопроекта пока не согласован с Минэкономразвития и по нему еще нет заключения Минюста, отметил источник агентства.

Ранее в СМИ уже появилась информация, что ведомство Антона Силуанова отправило текст законопроекта на согласование другим министерствам.

Подготовленный Минфином законопроект по сути является копией прежней редакции закона о НСП, действовавшей до 1 января 2004 г. Главные отличия заключаются лишь в том, что в новой редакции налог предлагается взимать с продаж за наличный и безналичный расчет (предыдущая версия закона предполагала облагать налогом только наличные платежи), а его ставка снижена с 5% до 3%.

По замыслу Минфина налог не должен распространяться на большинство товаров, входящих в перечень социально значимых (облагаются льготной 10%-ной ставкой НДС): хлеб и хлебобулочные изделия, молоко и молокопродукты, растительное масло, маргарин, мука, яйца, крупы, сахар, соль, картофель, лекарства, детское и диабетическое питание, детская одежда и обувь. Однако на мясо, рыбу и овощи новый налог будет распространяться.
Освободят от НСП услуги предприятий ЖКХ, транспортных организаций, банков, сферы образования, культуры и социального обслуживания. Не придется его платить и тем, кто реализует недвижимость и ценные бумаги. По подсчетам Минфина налог с продаж сможет принести бюджету в 2015 году порядка 195 млрд рублей.

Впрочем, сразу два источника «Газеты.Ru» опровергли информацию о том, что Минфин внес законопроект на рассмотрение в правительство.

«Пока никакого законопроекта от министерства финансов насчет налога с продаж в правительстве нет», — отметил источник «Газеты.Ru» в правительстве, — Скорее всего он еще находится на финальном согласовании в министерстве финансов».

Минфину не хватает денег для финансирования расходов бюджета

Законопроект об НСП может быть внесен в правительство уже на следующей неделе, заявил «Газете.Ru» источник, знакомый с ходом обсуждения.

Налог с продаж (НСП) — косвенный налог, взимаемый с покупателей в момент приобретения ими товаров либо услуг. Как правило, рассчитывается он как доля от стоимости товара или услуги. НСП вводился в России дважды. В первый раз НСП в размере 5% был введен в 1991 году в качестве замены существовавшему ранее налогу с оборота. Собранные средства пошли на стабилизацию денежного обращения в СССР, а также обеспечение программы поддержки малообеспеченного населения.

После распада СССР НСП был заменен налогом на добавленную стоимость. Однако уже в 1998 году правительство разрешило регионам самостоятельно принимать решение о введении налога с продаж на своей территории в диапазоне от 0 до 5%. При этом сборы от НСП делились между региональными и муниципальными бюджетами в пропорции 40 на 60.

На Украине вводятся новые налоги для финансирования борьбы с сепаратистами

Введение НСП вызвало недовольство со стороны российского бизнеса. Ряд предпринимателей обратились в Конституционный Суд (КС) с просьбой оценить введенный налог. В январе 2003 года КС постановил, что НСП нарушает конституционный принцип равного налогового бремени и создает дополнительные преимущества для юридических лиц, работающих по безналичному расчету. В итоге с 1 января 2004 года налог с продаж был отменен.

Вопрос о возвращении НСП был снова поднят в 2012 году. Тогда вице-премьер Аркадий Дворкович высказался за идею замены НДС на налог с продаж, а также сообщил, что в правительстве уже прорабатываются такие варианты. Однако заявление Дворковича не было поддержано профильными министерствами. Тогдашний глава Министерства финансов Алексей Кудрин выступил с критикой предложения Дворковича и пообещал, что не допустит замены НДС на НСП. С аналогичной позиции выступило и Минэкономразвития. Возглавлявшая министерство Эльвира Набиуллина отметила, что в России должно быть меньше налогов на деятельность и больше на имущество.

Смотрите еще:

  • Ст 15 закон ооо Федеральный закон "Об ООО" Федеральный закон от 8 февраля 1998 г. N 14-ФЗ"Об обществах с ограниченной ответственностью" С изменениями и дополнениями от: 11 июля, 31 декабря 1998 г., 21 марта 2002 г., 29 декабря 2004 г., 27 июля, 18 […]
  • Закон о ветеринарии 2014 Закон РФ от 14 мая 1993 г. N 4979-I "О ветеринарии" (с изменениями и дополнениями) Закон РФ от 14 мая 1993 г. N 4979-I "О ветеринарии" С изменениями и дополнениями от: 30 декабря 2001 г., 29 июня, 22 августа 2004 г., 9 мая, 31 декабря […]
  • Закон о банкродстве Федеральный закон "О несостоятельности (банкротстве)" Федеральный закон от 26 октября 2002 г. N 127-ФЗ"О несостоятельности (банкротстве)" С изменениями и дополнениями от: 22 августа, 29, 31 декабря 2004 г., 24 октября 2005 г., 18 июля, 18 […]
  • Изменения в приказ 628 от 13122010 Изменения в приказ 628 от 13122010 Ссылка не верна или страница была удалена Если Вы попали на эту страницу, перейдя по ссылке внутри нашего сайта, пожалуйста, сообщите нам неверный адрес. Для заказа бесплатной демонстрации возможностей […]
  • Законы об инвалидах гарант Статья 1. Понятие "инвалид", основания определения группы инвалидности Федеральным законом от 1 декабря 2014 г. N 419-ФЗ в статью 1 настоящего Федерального закона внесены изменения, вступающие в силу с 1 января 2016 г. Статья 1. Понятие […]
  • Методические пособия к учебнику домогацких География. 10-11 кл.: Методическое пособие к учебникам Е.М. Домогацких Сообщить о поступлении Мнения и отзывы: Здесь еще никто ничего не написал! Вы можете быть первым: Вас могут заинтересовать следующие товары: Издательство: Дрофа; […]
  • Закон о собраниях 2018 г Закон о собраниях 2018 г Ссылка не верна или страница была удалена Портал ГАРАНТ.РУ зарегистрирован в качестве сетевого издания Федеральной службой по надзору в сфере связи,информационных технологий и массовых коммуникаций […]
  • Выполнение закона о защите персональных данных На страже безопасности, или Локализация персональных данных Наделавший немало шума закон о локализации персональных данных россиян вступил в силу с 1 сентября и действует уже два месяца (Федеральный закон от 21 июля 2014 г. № 242-ФЗ "О […]