Назвать закон диалектики

Диалектика – философская теория развития природы, общества, мышления и основанный на этой теории метод познания и преобразования мира. Содержание диалектики формировалось в течение длительного периода духовного развития человечества. Можно выделить три основные исторические формы диалектики: стихийную диалектику древних (заложены идейные основы диалектики), диалектику Гегеля (создана теоретическая база для последующего развития) и марксистскую диалектику (материалистическая диалектика). Смена исторических форм диалектики происходила так, что каждая последующая форма вбирала в себя все ценное, что содержала предыдущая.

Теория материалистической диалектики имеет два взаимодополняющих уровня объяснения развития: идейный и теоретический. Идейный уровень составляют принципы диалектики – это предельно общие идеи, выражающие концептуальные основы диалектики. Теоретический уровень образуют законы материалистической диалектики: Первая группа законов, раскрывает структуру развития на уровне описания самого механизма развития (закон единства и борьбы противоположностей, раскрывающий источник развития; закон взаимного перехода количественных и качественных изменений, позволяющий показать, как происходит развитие; закон отрицания отрицания, на основе которого появляется возможность объяснить направленность развития). Во вторую группу входят законы, объясняющие ту часть структуры развития, которая обусловливает наличие в нем всеобщих противоположных сторон. Эти законы объясняют сущность взаимодействия противоположных сторон развивающегося мира.

Закон единства и борьбы противоположностей.

Согласно данному закону противоречие выступает источником и движущей силой всякого развития. Противоречие – это взаимодействие противоположностей. В материалистической диалектике противоречие представляет собой динамический процесс, который в своем развитии проходит три этапа: возникновение, собственно развитие и разрешение.

1. Возникновение противоречий. Процесс возникновения противоречия описывается с помощью категорий:

  • Тождество – это совпадение, равенство (разные предметы) или его тождественность самому себе (один предмет). Тождество всегда относительно. Это означает, что между предметами всегда существует разность.
  • Различие – категория, отражающая разность предметов. Ей характеризуется не столько несовпадение предметов, сколько тенденция нарастания их разности в процессе развития, что в результате приводит к их противоположности.
  • Противоположность – это различия между предметами, выросшие до предельных размеров в том смысле, что они оформились в определенный субстрат (элемент системы), который принуждает своей активностью (своим существованием) предметы, находящиеся в единстве (то есть в системе), развиваться в противоположных направлениях. С появлением противоположностей оформляется структура противоречия и завершается этап его возникновения.

2. Развития противоречий. Для характеристики этого этапа обычно используют два ряда понятий:

  • Единство и борьба противоположностей. Данные понятия используются для раскрытия механизма развития противоречия. Единство и борьба – это две стороны процесса взаимодействия противоположностей. Единство противоположностей может быть понято трояко: а) две противоположности находятся в единой системе; б) взаимодополнение и взаимопроникновение в функционировании системы; в) результат снятия их борьбы. Борьба противоположностей – это их постоянное противодействие.
  • Гармония, дисгармония, конфликт. Понятия, обозначающие, в какой форме происходит развитие противоречия, а так же состояние этого развития. Развитие противоречия может осуществляться как в одном из данных состояний, так и с их последовательным чередованием. Гармония – определенный порядок взаимодействия противоположностей, основанный на их связи и позволяющий системе развиваться. Дисгармония – существуют деформаций в развитии противоречия, которые приводят к некоторым нарушениям в функционировании системы. Конфликт – столкновение противоположностей достигает предела, за которым происходит разрушение существенных связей и крушение системы.
  • 3. Разрешение противоречий. Он происходит путем отрицания: а) состояния, в котором оно находилось прежде; б) одной из противоположностей; в) обеих противоположностей.

    Закон взаимного перехода количественных и качественных изменений.

    Согласно данному закону, развитие происходит путем количественных изменений, которые, переходя меру предмета, вызывают качественные изменения, протекающие в форме скачков. Содержание закона раскрывается с помощью следующих категорий:

  • Качество – это внутренняя определенность предмета (специфика), а так же совокупность существенных свойств предмета, отражающих его коренное отличие от других предметов.
  • Свойство – отражает проявление отдельных сторон качества предмета во внешней среде.
  • Количество – это степень развития свойств и пространственно-временных границ предмета, а та же его внешняя характеристика качества.
  • Мера – характеристика предмета в его качественной и количественной форме, она определяет те количественные границы, в которых качество предмета сохраняется.
  • Количественные изменения предмета, то есть прибавление к нему или убавление от него вещества, энергии, информации, непрерывны до тех пор, пока они не перейдут меру предмета.
  • Качественные изменения представляют собой коренное преобразование существенных свойств предмета.
  • Скачок – это разрыв непрерывности количественных изменений, дающий начало новому качеству.
  • Закон отрицания отрицания.

    Закон отрицания отрицания объясняет направление развития из последовательности сменяющих друг друга диалектических отрицаний. Основная категория закона – отрицание. Под отрицанием понимается переход объекта в новое качество, обусловленное развитием свойственных ему внутренних и/или внешних противоречий. При диалектическом отрицании объекта в нем, как правило, осуществляются четыре процесса: что-то уничтожается; что-то преобразуется; что-то сохраняется; что-то создается новое.

    Устанавливаемое на основе данного закона направление развития оказывается зависимым от цикличности как способа закономерной связи в цепи отрицаний. Каждый цикл отрицаний состоит из трех стадий: а) исходное состояние объекта; б) его превращение в свою противоположность; в) превращение этой противоположности в свою противоположность.

    Условием действия этого закона является рассмотрение прогрессивного развития в аспекте отрицания, а признаком его действия является завершение цикла отрицания, когда обнаруживается преемственность между исходным состоянием объекта и его существованием после второго отрицания.

    Диалектика и законы диалектики

    • Философия бытия и его формы
    • Категория бытия в онтологии
    • Сущность и формы бытия
    • Диалектика

      В науке есть несколько теорий, описывающих развитие различных систем. Наиболее применимой к разнообразным изменениям окружающего мира считается диалектика. В Древней Греции это понятие обозначало спор, столкновение противоположных взглядов, противоречие. Позже этим понятием стали обозначать противоречивый характер отношений не только в полемике, но и в природе, мире в целом. Целостную диалектическую концепцию развития разработал немецкий философ XIX в. Г. В. Ф. Гегель.

      В настоящее время диалектика рассматривается как теория развития, которая основывается на противоречивом характере отношений всех форм бытия.

      Понятие и принципы диалектики

      Содержанием научной теории выступают ее принципы и законы.

      Принципами называют основополагающие идеи, определяющие практическую или духовную активность человека, например в построении какой-либо системы знаний (теории). Для диалектики такими основополагающими идеями выступают:

    • принцип всеобщей связи;
    • принцип развития всех форм бытия.
    • Говоря о принципе всеобщей связи, подразумевают, что любой объект нашего мира прямо или через другие объекты связан со всеми объектами. Например, каждый человек связан с планетой Земля. Наша планета связана с Солнцем. Солнечная система связана физическими зависимостями с другими системами нашей Галактики, та, в свою очередь, с другими галактиками. Если мы графически изобразим эту ситуацию в виде точек (объектов), соединенных друге другом линиями (связями), то увидим, что каждый человек состоит в связи со всеми космическими объектами, т. е. со всей Вселенной. Другое дело, что эти зависимости могут быть практически незаметными. Подобным образом можно проследить цепочки связей всех объектов на Земле.

      Особое значение имеет понятие «закон». Многие люди, тем более осваивающие юридическую специальность, применяют данное понятие слишком узко, забывая, что кроме юридических существуют другие законы. Понятием «закон» обозначают особый род связей. Это существенная, устойчивая, необходимая связь между объектами.

      Связи между различными вещами и явлениями в природе имеют объективный характер. Независимо от того, знает или нет о них человек, понимает или не понимает суть событий, эти связи реализуются при наличии соответствующих условий. Такие устойчивые и необходимые естественные связи называют законами природы.

      Если человек силой разума проникает в суть протекающих процессов, если ему удается открыть причины определенных событий, условия осуществления тех или иных связей, то эти знания формулируются как законы науки. Это субъективное описание природных связей человеком. Совершенно очевидно, что законы науки чаще всего описывают природные связи приблизительно, ведь человек не знает всего. Поэтому люди часто терпят неудачу, когда слишком полагаются на свои знания, даже если считают их научными. Например, иногда людям становится непонятно, почему ломается техника.

      С пониманием отношений между людьми дело обстоит сложнее. Мотивы активности или пассивности людей различны и часто не устойчивы. Можно предугадать, как «поведет себя» дерево в течение часа. Как поведет себя человек в ближайшие минуты, — сказать трудно, а группа людей — еще труднее. Мотивы поступков одного человека даже в сходных ситуациях различны: вчера хотел выступить на семинаре, а сегодня уже не хочет; утром не хотел делать зарядку, а сейчас с удовольствием бы размялся; пять минут назад какое-то занятие ему казалось важным, а сейчас ему просто не до него; и т. д.

      Для того чтобы в обществе сохранялся порядок, в нем приходится устанавливать правила отношений, т. е. наличие или отсутствие зависимостей между людьми. Найти, определить связи, которые удовлетворяли бы всех людей, очень трудно, если вообще возможно. Поэтому законодательные органы разрабатывают обобщенные правила поведения. В данном смысле юридические законы — предписываемые людям связи с другими объектами. Это искусственные (функциональные) связи.

      Проявление законов диалектики в развитии общества

      Диалектика в экономике

      Обратимся к проявлениям диалектики в развитии экономической сферы общества, которая, как отмечалось выше, включает отношения людей по поводу производства, распределения, обмена и потребления материальных благ, а также отношения собственности. На заре развития общества люди имели возможность выжить, только приспосабливаясь к условиям окружающей среды. Первоначально они использовали для пропитания, жилья и т. д. только то, что могли найти в природе в готовом виде. В настоящее время такой способ жизни называют присваивающей экономикой. Эта экономика была представлена отношениями общинной собственности, распределения и потребления.

      Качественным скачком явился переход к производству материальных благ, которое разделилось на производство продуктов питания и производство орудий труда. Это привело к появлению отношений по поводу производства. Данные отношения проявлялись в разделении общественного труда на различные формы, самые крупные из них — земледелие, скотоводство, а затем ремесленничество. Дальнейшее развитие производства привело лишь к количественному росту профессий и увеличению возможностей потреблении различных продуктов.

      По мере развития племен и родов, их перемещении родовые отношении стали трансформироваться в территориальные. Кровнородственные связи в родовой общине с общностью имущества стали вытесняться отношениями между обособленными семьями с частной собственностью на имущество, орудии труда и производимую продукцию.

      Следствием преобразовании родовой общины в гражданскую с выделением государства как института политического управления явилось закрепление частной собственности за отдельными гражданами, т. е. смена господствующих отношений собственности. Совершенствование производства, накопление избытка продуктов приводило к развитым отношениям обмена посредством денег и новой формы общественною труда — торговли. Таким образом, полное развитие всей совокупности отношений в экономической сфере произошло в два этапа. Теория К. Маркса предлагала диалектический возврат к общественной собственности на средства производства материальных благ. Исторический опыт реализации этой теории в нашей стране оказался неудачным. Одной из форм возврата к коллективной экономике является ее глобализация, мировая экономическая интеграция.

      Диалектика в социальной сфере

      Не менее диалектична социальная сфера, включающая разнообразные отношения между индивидами, группами и организациями. В этой совокупности отношений исторически первыми выступают половозрастные отношения. Наиболее важные роли в обеспечении жизни племени играли взрослые мужчины. Женщинам, старикам и детям отводились роли вспомогательные. Общественное разделение труда привело к появлению отношений между группами, представляющими различные виды производственной активности (межпрофессиональные отношения). Частная собственность породила межклассовые отношения. Развитие религий и государств стало источником межконфессиональных и межнациональных отношений. Развитие культуры различных слоев общества, возникновение разнообразных общественных институтов (братства, советы, союзы и т. п.) привело к появлению большого количества субкультур, отношения между представителями которых стали все больше усложнять социальную сферу общества. В разных странах и регионах заметную роль играли то одни, то другие социальные отношения.

      Диалектика в политической сфере

      Политическая сфера представляет собой диалектическую совокупность отношений социальных субъектов в области общественного управления, призванной обеспечить коллективную безопасность. В первобытном обществе безопасность обеспечивалась коллективным контролем за соблюдением обычаев и традиций, предписаний и табу (запретов, основанных на страхе перед возмездием какого-нибудь божества). Затем функция обеспечения безопасности закрепилась за постоянными правителями (вождями). Следующим шагом в развитии политической сферы было появление государства как специальной организации, обеспечивающей безопасность общества, и права как предписанной системы отношений, нарушение которой влечет возмездие государства. Диалектическим возвратом к коллективному обеспечению безопасности граждан является развитие организаций гражданского общества, стремящихся к участию в управлении общественными процессами. К ним относятся церковь, политические партии, корпорации и т. д.

      Диалектические отношения в духовной сфере

      Духовная сфера общества по своей сути сходна с экономической сферой, только продуктами здесь являются не вещи, а идеи и образы. Она включает отношения, возникающие между людьми в процессе производства, освоения (потребления) и передачи (распределения и обмена) духовных ценностей. По аналогии с отраслями производства материальных благ в духовном производстве можно выделить мораль, религию, искусство, философию, право, науку.

      Еше в дописьменный период люди накапливали знания в области морали, религии, искусства и передавали их следующим поколениям. Эти знания формировались стихийно. Так же как владение материальными благами, владение духовными ценностями имело коллективный характер.

      С развитием письменности, а позже с множественными процессами разделения общественного труда, усложнением социальной структуры, развитием государств некоторые специальные знания становятся товаром. Они приобретаются в процессе обучения за определенную плату, т. е. и здесь возникают своего рода отношения обмена. Появление философских школ, возглавляемых духовными авторитетами, борьба идейных течений свидетельствуют о явной частнособственнической претензии на определенные знания.

      Античность характеризовалась множественностью учений о природе, об общественном устройстве, множественностью божеств. Средние века в Западной Европе — это господство единобожия, борьба христианства со всевозможными ересями. Такое единомыслие требовало однообразия в морали, праве, философии, искусстве, знаниях о природе. Эпоха Возрождения и Новое время представляют собой возврат к множественности в области духовного производства.

      В настоящее время приходится говорить о двух противоположных тенденциях в развитии отношений в духовной сфере общества. С одной стороны, потребности гуманизации и демократизации общественных отношений диктуют необходимость терпимости к идейному плюрализму (множественности). С другой стороны, процессы глобализации во всех сферах общества ведут к пропаганде однообразных духовных ценностей.

      Подводя итоги рассуждений об общественном развитии, можно заметить, что общество развивается под воздействием объективных и субъективных факторов. Объективные факторы действуют независимо от сознания людей. Это законы природы и естественные зависимости между социальными субъектами. Они реализуются в том числе в соответствии с законами диалектики, что было показано выше. Субъективные факторы — это осознанная активность и волевые усилия людей: творчество выдающихся личностей, наличие или отсутствие организаторских способностей и инициативы у лидеров общества, социальные институты, использование технических объектов и т. д.

      История человечества показывает, что активность является способом существования общества. Только активное противостояние стихиям природы, стремление к преобразованию окружающей среды позволили разрозненным группам превратиться в общество. Дальнейшее развитие общества также зависит от упорной духовной и практической активности людей.

      Возможность выбора тех или иных решений создает условие для альтернативности общественного развития, наличия вариантов эволюции, которые исключают друг друга. История человечества — это цепь уникальных событий, поскольку нет ни одного народа, государства с одинаковой исторической судьбой. Ступени человеческой истории характеризуются многообразием путей и форм общественного развития.

      Законы и категории диалектики, их эвристичсекий характер 227

      Диалектика – признанная в современной философии теория развития всего сущего и основанный на ней философский метод.

      1) Закон единства и борьбы противоположностей обычно записывается следующим образом: «наличие противоречий в системе вызывает движение, направленное на разрешение этих противоречий» /прямая формулировка/ и «движение системы означает существование в ней противоречий» /обратная формулировка/. Данный закон позволяет рассматривать эволюцию замкнутой системы, не прибегая к посторонним силам.

      2) второй закон диалектики, который принято называть законом перехода количества в качество, чаще всего записывается в следующем виде: накопление незаметных, постепенных изменений в определенный для каждого процесса момент приводит к существенным, коренным, качественным изменениям, к скачкообразному переходу от старого качества к новому.

      Наиболее простая и точная структурная формулировка второго закона диалектики выглядит следующим образом: «структурные факторы системы квазиустойчивы». /Закон динамики структур./ В развернутой форме данное утверждение означает, что в течение определенного /длительного/ времени система развивается, сохраняя свою структуру, а затем происходит качественный скачок, выражающийся в замене одной структуры другой.

      3) Закон отрицания отрицания. У В. Свидерского: «данный закон содержит в себе четыре основные черты: развитие как отрицание, поступательный характер развития, ступенчатость развития и известное повторение на последней стадии развития некоторых существенных черт первой ступени, но на новой основе». Структурная формулировка третьего закона диалектики: «Структурность системы сохраняется в процессе движения».

      Категории диалектики — общие понятия, отражающие наиболее существенные закономерные связи и отношения реальности. В современной диалектике к базовым категориям относят:

      · Сущность — нечто сокровенное, глубинное, пребывающее в вещах, их внутренних связях и управляющее ими, основание всех форм их внешнего проявления. Сущность всегда конкретна, не бывает сущности вообще.

      · Явление — непосредственно воспринимаемые свойства объекта, то или иное видение которых зависит от строения и действия органов чувств субъекта познания. Явление — это проявление сущности.

      · Единичность — категория, выражающая относительную обособленность, дискретность, отграниченность друг от друга в пространстве и времени объектов, с присущими им специфическими особенностями, составляющими их неповторимую качественную и количественную определённость.

      · Случайность — такой тип связи, который обусловлен несущественными, внешними дл данного явления причинами. Бывает внешней и внутренней.

      · Необходимость — закономерный тип связи явлений, определяемый их устойчивой внутренней основой и совокупностью существенных условий их возникновения и развития.

      · Свобода — способность человека принимать решения и совершать поступки в соответствии со своими целями, интересами, идеалами.

      Эвристическая роль диалектического материализма обеспечивается тем, что он ориентирует исследования на раскрытие объективной диалектики, выражая ее в законах и категориях. Мировоззрение выступает как предпосылка и основание методологии, поскольку материалистической диалектике присуще единство мировоззренческих и методологических функций. Вся система методологического знания непременно включает в себя мировоззренческую интерпретацию оснований исследования и его результатов.

      Назвать закон диалектики

      1. закон единства и борьбы противоположностей;

      Закон единства и борьбы противоположностей раскрывается через категории: противоположность, противоречие, тождество, различие.

      Противоположность – черты, стороны, признаки предмета, которые коренным образом отличаются друг от друга и вместе с тем не могут сущ. друг без друга, взаимно дополняют друг друга (день и ночь, добро и зло, верх и низ).

      “Противоречие – это импульс, толчок к изменению и развитию предмета.

      Различают виды противоречий:

      1. Антагонистические и неантагонистические.

      Антагонистические — это такие противоречия, которые сущ. между классами, группами, слоями, интересы которых различные, взаимоисключающие.

      Неантагонистические – противоречия, противоположные антагонистическим. Этот вид противоречий характерен только для общества.

      2. Внутренние и внешние.

      Внутренние – противоречия между противоположными сторонами предмета (пр. между производством и потреблением).

      Внешние — противоречия между данным явлением и другими явлениями (пр. между обществом и природой, живым организмом и внешней средой).

      3. Основные и неосновные.

      Основные — противоречия между ведущими (главными) сторонами предмета.

      Неосновные — противоречия между другими сторонами предмета.

      Сущность закона. Любой предмет обладает: противоположностями, которые в процессе взаимодействия приводят к противоречию. Противоречие дает толчок к изменению и развитию предмета.

      2. закон перехода количественных изменений в качественные и обратно

      Любой предмет и явление обладают как количеством, так и качеством.

      1. свойство предмета — такие черты и особенности предмета, которые характеризуют его способность взаимодействовать с другими предметами.

      2. структура предмета, то из чего состоит предмет, из каких элементов

      3. функции предмета, т.е. то, для чего предмет предназначен.

      4. место предмета, т.е. является он исходным пунктом или его результатом, находится он в развитом или неразвитом состоянии.

      Любое явление обладает как количественными, так и качественными показателями. Связь их проявляется в том, что количественные изменения не приводят к качественным до определенного момента, которым является мера.

      Сущность закона. Проявляется в том, что количественные изменения по достижению определенного момента приводят к качественным, а качественные изменения приводят к определенным количественным изменениям. Данный закон показывает механизм развития предмета.

      3. закон отрицания отрицания

      Каждое явление, предмет, изменяясь, имеет определенный исходный пункт и результат. При этом результат данного процесса составляет исходный пункт дальнейшего процесса, который также имеет определенный результат. Так происходит в обществе, природе и мышлении. Одни явления отмирают, уходят в прошлое, другие становятся на их место.

      Отрицание – такая связь старого и нового в процессе развития, когда новое возникает на базе старого под влиянием свойственных ему внутренних противоречий, преодолевает его и при этом сохраняет в той или иной степени, некоторые положительные черты, присущие старому.

      Сущность закона. Закон отрицания отрицания показывает связь старого и нового в процессе развития, которая состоит в том, что новое качество отбрасывает старое и вместе с тем включает в себя, в преобразованном виде, некоторые черты, стороны старого. Данный закон носит противоречивый характер, показывает направленность развития предмета (явления).

      alexlotov

      Алексей Лотов

      Теперь разберемся с «Законом единства и борьбы противоположностей»:

      Каждый объект заключает в себе противоположности, которые находятся в неразрывном единстве, взаимоисключают друг друга — единство противоположностей относительно, борьба противоположностей абсолютна.

      Ничто в целостном Мире не взаимоисключает друг друга и, поэтому, нет никакой борьбы противоположностей, потому что «Закон» противоречит научной картине мира.

      По «Закону» противоположности должны бороться перманентно, но при другом взгляде на вещи, они могут оказаться и не противоположностями.

      То есть, если «Закон» верен, то противоположности одновременно борются и не борются — смотря как посмотреть!

      Эта манипуляция по принципу «разделяй и властвуй» оказалась крайне неудачной, потому что любому очевидна ее несостоятельность и никто и не пытается ее применять даже для создания более изощренных манипуляций.

      В единственном Мире нет ничего, кроме движущейся материи, которая изоморфна потоку информации, структурированному по принципу (объект в ОБЪЕКТЕ) и описывается «Теорией Физических Структур» — ТФС.

      Видимая Вселенная, как Метагалактика, есть бесконечно малая часть от всей материи Мира, в своей основе состоит из структур, которые строго подчиняются «Принципу тождественности одинаковых частиц», для которых действует Теорема Белла и Теорема Эмми Нётер. А в силу того, что материя изоморфна потоку математических моделей, в отношении ее структуры верны Теоремы Гёделя о неполноте, да и любые теоремы из математики, благодаря чему мы имеем феномен «Непостижимой эффективности математики в естественных науках».

      Природа единственного Мира стремится к переходу от менее вероятных состояний к более вероятным.

      Качественно, чем выше энтропия, тем в большем числе существенно различных микросостояний может находиться объект при данном макросостоянии.

      Рассматривая эволюцию как энтропийный процесс, мы можем говорить о создании форм, противостоящих росту энтропии.

      Развитие цивилизации есть развитие феномена сознания.

      Искусственный разум будет создан в точке Технологической сингулярности не позднее середины 21 века.

      Предел развития всех живых цивилизаций в Мире есть самая сложная сущность Мира — Идеальная Разумная Осознающая Сущность (Бог)

      На Земле мы имеем толпоэлитарную пирамиду власти по концепции Второзакония и Чисел.

      Религиозный уровень сознания должен быть отброшен Осознающей Сущностью (ОС), ибо реальный Бог, существуй он в реальности, не верит ни в какие догмы о самом себе ни на одной планете, точно как и Вы с улыбкой слушаете лепет своего ребенка.

      Смена парадигм мировоззрения неизбежна в свете Ускорения исторического времени в русле Глобального исторического процесса.

      Противоречий нет вообще нигде, если только за противоречие не считать разницу между ментальными картинками у Вас в голове, которые непрерывно сменяют друг друга.

      Как конструктор сознания мы можем использовать этот способ рассуждений. Самый известный способ манипуляции — «разделяй и властвуй». Вот вам и «борьба противоположностей», правда, искусственно созданная.

      Этот конструктор нам только мешает увидеть целостность Мира и его движущие пружины.

      Относительно общества этот конструктор скрывает мировую элиту, которая стремится к безраздельному мировому господству через обман, смерть и мировые войны.

      >разделяй и властвуй

      Наоборот — объединяй разделения. Как инь и ян.

      Как инь и ян.

      С наукой спорить могут только дилетанты и фрики. Науку надо только поддерживать и развивать.

      Я же работаю над Новой парадигмой мировоззрения, что находится на стыке науки, математики, философии и духовного развития.

      Вот Вы юморист. Наука это математически точные знания о Мире, а философия должна на пальцах объяснить каждому, как тут все утроено. Кому этого недостаточно, тот идет в институт.

      Это не законы диалектики, а тонкий троллинг, чтобы мы над ними посмеялись и пошли своей дорогой.

      Я очень сильно хочу узнать что-то Новое, но все оказыва

      Диалектический экзистенциализм

      Алексей, отрицать что-либо из созданного умами других людей — не самый продуктивный способ. Тут же появляется какая-нибудь «противоположность», с который Вы поневоле вступаете в «борьбу» — отсюда бесполезные энергетические затраты. Честно говоря сам не знаю, как этого избежать в общем случае, но для данного у меня есть некоторые наработки, которые не отрицают диалектику, а наоборот — расширяют оную (в целых 4 раза) :

      Диалектическая трактовка «борьбы противоположностей» немало способствует пониманию того, откуда «растут ноги» у пронизывающего наш социум навязчивого мотива спасения. Для этого достаточно обратить внимание на то, что борьбой на самом-то деле страдают конкретные люди, а не какие-то там абстрактные противоположности. И переводить тут стрелки на ни в чём не повинные понятия некорректно ни с научной точки зрения, ни с этической. А если вспомнить, что кроме «противоположностей» бывают ещё и «идентичности», то в сочетании с «единством и борьбой» можно получить целых 4 комбинации:

      а) единство идентичностей (идентичностям обычно несложно найти общий язык, поэтому нет ничего удивительного в том, что дружат) ;
      б) единство противоположностей (в том случае, когда они дополняют друг друга, это тоже естественно) ;
      в) борьба идентичностей (а бывает, они не могут прийти к согласию именно в силу своей идентичности – конкуренция тому пример. Которая при правильном подходе, как и любые виды соревнований, ведёт в развитию сторон) ;
      г) борьба противоположностей (и только са-а-мая последняя, четвёртая комбинация, отражает негативный <по крайней мере, с точки зрения противоположностей>аспект взаимодействия «абстрактных сущностей»)

      То есть, как бы, получается, что один негативный аспект заслоняет (а то и вытесняет) три остальных, позитивная роль которых очевидна. И почему-то именно на нём базируются «движущие силы эволюции». Диалектику тут не в чем упрекнуть – она пытается по-своему отразить то, что «видит». А то ведь действительно, если так подумать – кругом полно противоположностей, которые так и норовят вступить с тобой в борьбу, и на каждую приходится покупать или придумывать какую-нибудь панацею. Но это же не повод забывать об остальных трёх способах, которые только и нужны для построения взаимовыгодных отношений – как между «идентичностями», так и между «противоположностями» ? Несправедливо, однако, получается по отношению к этой тройке. Ну неужели только обмен пинками может способствовать личностному росту ? И вообще, насколько правомерно с этической точки зрения совмещение «личности» с «пинками» ? Ведь если перейти от теоретических выкладок к конкретным социальным проявлениям, то можно убедиться в том, что к четвёртому способу люди обычно прибегают, когда нужно спасаться. Ну или нападать – для тех, кто считает, что лучший способ спасения – это нападение. В любом случае получается «борьба противоположностей», просто в первом случае она идёт внутри, а во втором направлена «наружу», откуда, опять же, бумерангом возвращается «вовнутрь».

      Есть в этом некоторая лажа, и начинается она с того места, где диалектика ненавязчиво предлагает ассоциировать «развитие» с «борьбой», причём именно в деструктивном контексте. Хотя, вроде бы, очевидно, что развитие должно подразумевать позитивное взаимодействие, отражённое в трёх «альтернативных» способах, но никак не борьбу, которая только и «делает», что отнимает время и силы на решение несуществующих проблем.

      Корни диалектики лежат в древности. Иоган Фихте первым разработал основную схему того, что мы сейчас понимаем, как диалектика Гегеля. Фихте определил три основные позиции философии в терминах тезис, антитезис и синтез, которые разрешаются между собой диалектически.

      Гегель продвинул диалектический метод ещё дальше. Он усмотрел диалектику, как основной закон, пронизывающий весь мир. Он сформулировал его как закон развития мысли и применил его так же к развитию природы и общества, видя в синтезе всех противоположностей кульминацию истории.

      Этот механизм был крайне интересен Марксу. Ведь если убрать из этого процесса идеалистическую основу, то диалектика может показаться процессом, посредством которого, простое может стать сложным без всякой внешней причины. Таким образом, он оказывается саморегулируемым процессом.

      Гегель рассматривал вопрос развития разума. Он использовал немецкое слово «Geist», которое иногда переводится как Разум или Дух. Но более точно может быть понято как Бог. Он размышлял над тем, как и почему Бог творил, и он сделал главный акцент на интеллектуальном развитии человека.

      Маркс не раз критиковал философию Гегеля, но одной её частью, которую он использовал, была сама диалектика. Он взял диалектику и перенёс её на свою материалистическую основу. Он верил, что создал абсолютный материализм, не нуждающийся в ссылке на Бога.

      Гегелевская диалектика описывает все существующее как тезис, который содержит в себе собственную противоположность или противоречие — антитезис. И через противоречивые отношения между тезисом и антитезисом возникает развитие. Формируется синтез, и происходит шаг в развитии и истории.

      Маркс произвел некоторые критические изменения в Гегелевской диалектике и затем использовал её в анализе капиталистического общества, и позже расширил этот анализ для всей истории.

      39. Основные законы диалектики.

      Классики марксизма, материалистически изучив учение Гегеля, сформулировали учение о законах и категориях. Закон — отражение определенной связи между явлениями, объектами, процессами. Связь внутренняя, существенная, повторяющаяся, необходимая связь между явлениями и объектами материального мира. Законы могут быть самыми различными. Частные (специфические) законы используются в ограниченной сфере деятельности. Сфера применения законов диалектики практически безгранична. Они находят проявление в природе, обществе, человеческом сознании. Законы диалектики:

      1) Закон единства и борьбы противоположностей – вскрывает проблему источника, причины развития. Существовали теория первоидеи, первотолчка, однако, в конце концов, эти идеи приводили к Богу. В диалектике признается саморазвитие и самодвижение, т.е. каждый объект мира развивается не в силу каких-либо внешних причин, а в силу наличия в себе противоположных процессов. Основная заслуга в обосновании принципа единства противоположностей принадлежит Гегелю. «Противоречие – вот что на самом деле движет миром. » — считал он. Гегелевская диалектика оказала влияние на философские взгляды К. Маркса, Ф. Энгельса, которые единство и борьбу противоположностей рассматривали как сущность диалектики. Основные понятия закона. Противоположности – это стороны, моменты, тенденции единого, которые допускают и взаимоисключают друг друга. Отношения противоположностей принято называть противоречием, которое есть только там, где есть развитие и самодвижение. В развитии противоположностей можно выделить следующие этапы: тождественность, отличие, этап выявленных противоречий, конфликт, разрешение противоречий. Развитие представляет собой процесс возникновения и разрешения противоречий. Основные виды противоречий. Внутренние – это противоречия, характерные для самих предметов и явлений, которые находятся внутри системы. Внешние – это противоречия между системами (предметами и явлениями). Такое деление, конечно, относительно, но в каждом конкретном случае, в системе определенных отношений это сделать и возможно и необходимо. Основные – это противоречия, которые связаны с основой системы, оказывают решающее воздействие на ее развитие, а также объединяют противоречия воедино. Главные – это противоречия, которые на данном этапе, в определенных условиях определяют развитие.

      Методологическое значение закона. Этот закон имеет важное методологическое значение для научного познания и социальной практики. Он раскрывает внутренний источник движения и развития, принцип самодвижения. Всеобщность единства и борьбы противоположностей указывает на то, что противоречивая действительность должна отражаться в противоречивых формах мышления.

      2) Закон взаимоперехода количественных и качественных изменений — вскрывает механизм диалектического развития, т.е. отвечает на вопрос: как, каким образом происходит развитие в природе и в человеческом сознании. Согласно этому закону, развитие происходит путем постепенных количественных изменений, а затем скачкообразного перехода к новому качеству. Основные понятия закона. Качество – это философская категория, которая определяет неотделимую от бытия объекта существенную конкретность, целостность через органическое единство ее общих и специфических свойств. Качество – это: 1) внутренняя определенность предмета, которая указывает на его границы; 2) то, что неотделимо от бытия вещей (предметов); 3) интегрированная совокупность свойств. Качество имеет свою противоположность – категорию количества. Количество – это философская категория, которая определяет величину, объем предметов, темп протекания процессов, степень наличия свойств и качеств предметов. Чаще всего количественная определенность выражается числом, которое позволяет охарактеризовать вещи, применить математические методы исследования. Количество выражает: 1) дифференцированность предмета на множество примет; 2) степень отличия свойств предметов и явлений; 3) подобие, однородность вещи (предмета) с другими вещами. Единство, взаимосвязь качества и количества измеряются мерой. Мера – это философская категория, которая определяет интервал количественных изменений, в границах которого основное качество остается прежним. Мера – одна из основных категорий материалистической диалектики. Она имеет объективный характер и всеобщее значение. Каждая вещь есть мера. Однако границы меры, изменяются, что объясняется условиями того или иного процесса.

      3) Закон отрицания отрицания — показывает направленность развития. Согласно этому закону, развитие представляет собой процесс бесконечных отрицаний, в результате которых происходит поступательное развитие от простого к сложному, от низшего к высшему. Основные понятия закона. Отрицание — выражает определенный тип отношений между стадиями, состояниями развивающегося объекта. Отрицание – это: 1) результат внутренней противоречивости вещей и явлений, это то, что им присуще самим по себе, т.е. налицо самоотрицание; 2) диалектическое отрицание противоречиво по природе своей и результативно: оно представляет единство уничтожения (разрушения) и возникновения (создания) нового; 3) отрицание конкретно и разнообразно, что зависит от природы вещи и условий развития. Диалектическое отрицание содержит в себе два момента: обязательное изменение старого качества вещи (системы) – негативный аспект и сохранение отдельных элементов, сторон и свойств, развитие их на новой основе – позитивный аспект. Методологическое значение закона. При конкретном анализе развития надо иметь в виду, что отрицание всегда связано с решением определенных противоречий и переходом к новому качеству (изменение элементов, сторон, свойств вещей). Специфическим является действие закона в обществе, ибо оно включает в себя объективные и субъективные факторы. Отрицание затрагивает интересы людей. Поэтому всегда надо учитывать: что отрицается, кто отрицает, каков характер отрицания (стихийный, сознательный, прогрессивный и т.д.), каковы средства и методы отрицания, каков объективный и реальный результат отрицания. Поскольку в обществе отрицание реализуется через действие людей, то необходимо различать: 1) отрицание как объективный закономерный результат развития и разрешения противоречий (внутренних, внешних); 2) осознание людьми (классами, социальными группами, партиями, общественно-политическими организациями) этого объективного процесса, который может быть или адекватным условиям развития, или искаженным; 3) практические действия людей в соответствии с объективными процессами и вопреки им. Итак, закон отрицания отрицания, опираясь на два других закона диалектики, дает возможность наиболее конкретно и полно представить развитие, определить его направление и тенденции, сознательно содействовать (или мешать) становлению нового. Эти три закона диалектики достаточно раскрывают принцип диалектического развития, охватывая его со всех сторон.

      Смотрите еще:

      • Правила узлов учета тепловой энергии Подготовлены новые правила коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя Минстрой России разработал новую редакцию правил коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя. Одно из основных изменений — проводить обязательные […]
      • Оформить спортзал в детском саду Оборудование спортзала в детском саду по фгос: делаем правильно При обустройстве спортзала в детском саду существуют три главных непреложных правила: оборудование должно быть в первую очередь безопасным, то есть соответствовать нормам […]
      • Закон трехлетней давности Да, могут, причем бесконечное количество раз, срок действия исполнительного приказа начинает течь заново. Автовладельцы, у которых есть долги по транспортному налогу (ТН) трехлетней давности, полагают, что о таких задолженностях […]
      • Безопасность жизнедеятельности законы Правовые основы БЖД Юридической базой всех отраслей законодательства является Конституция РФ (1993 г.), которая обладает наивысшей юридической силой. Основы конституционного строя РФ в области БЖД изложены в статье 7, а права и […]
      • 253 ст ук рф Статья 253. Нарушение законодательства Российской Федерации о континентальном шельфе и об исключительной экономической зоне Российской Федерации См. комментарии к статье 253 УК РФ Информация об изменениях: Часть 1 изменена с 8 июля 2018 […]
      • Приказ минздравсоцразвития от 260411 Приказ минздравсоцразвития от 260411 Выполнять, иду 342н 26.04.11 рф от приказ минздравсоцразвития существовала Ей это 26.04.11 удалось, залезли в головной приказ глубже, порылись там хорошо, а уж 342н привели в […]
      • Авторское свидетельство и патент Патент и авторское свидетельство: сходство и различия В нашей стране право собственности на любое изобретение может быть передано непосредственно государству, в результате чего выдается авторское свидетельство, действительное 15 лет с […]
      • Страховой стаж без начислений Что такое страховой стаж Наличие стажа играет первостепенную роль в финансовом обеспечении гражданина, как в период его активной трудовой деятельности, так и в годы его нахождения на пенсии. Одним из видов стажа, то есть времени, когда […]