Налоговые преступления в 2014 году

Количество «налоговых» уголовных дел выросло в 2015 году на 68%

Как заявил в интервью «Российской газете» глава Следственного комитета РФ Александр Бастрыкин, в связи с возвращением полиции полномочий проводить оперативно-розыскные мероприятия по налоговым преступлениям, количество уголовных дел по этим статьям выросло на 68 % по сравнению с 2014 г.

«Новые нормы уже дали положительный (курсив — мой) результат. В 2015 году существенно повысился уровень выявления налоговых махинаций, увеличились объемы поступающих в госказну платежей. Количество возбужденных дел об уклонении от уплаты налогов возросло на 68%», — сообщил А.Бастрыкин.

Так же было отмечено, что в ходе доследственных проверок и расследования налоговых преступлений возмещен ущерб на сумму свыше 10 млрд. руб., а «результативность выявления налоговых преступлений в 2016 году будет повышаться, а суммы поступлений налоговых платежей в бюджет существенно возрастут».

Комментарий А.В. Брызгалина: Сам по себе показатель «рост на 68 %» еще ни о чем не говорит и мало что значит, кроме того, что сейчас у бизнесменов в 2 раза больше шансов неприятно встретиться со следователями.

Вы спросите почему же я не рассматриваю это обстоятельство «ужасным, кошмарным»?

Да очень просто.. После того, как осенью 2014 г. положения об упрощении порядка возбуждения уголовных дел по налоговым преступлениям были введены, я ожидал . более высоких показателей. Мне думалось, что при таком раскладе количество возбужденных уголовных дел возрастет в разы, а тут (как бы это не цинично звучало), всего-то 68%

Судите сами. Средняя цена ВНП в Москве в конце 2014 г. составляла почти 10 млн. руб. (источник газета «Учет.Налоги.Право» см. здесь).

А если учесть, что порог для возбуждения уголовных дел по ст.199 УК РФ от 2 млн. (за 3г>10%) или 6 млн. «чистыми», то фактически любая ВНП (а то и КНП) потенциально может закончиться уголовным делом.

Кроме того, для отчетности самого СК РФ, рост уголовных дел на 68 %, это может быть и хорошо (работают люди!). Но вот мне трудно сказать, хорошо это или плохо это для страны в целом?

То есть в условиях кризиса, на бизнес, который находится и без того на крайних точках рентабельности (а в большинстве своем надо говорить откровенно — «бизнес убыточен»), усиление угрозы уголовной репрессии отнюдь не способствует его дальнейшему бурному росту.

Если уж без уголовного наказания в налоговой сфере не обойтись, то надо понимать, что уголовная репрессия в области налогов — это не «оружие массового поражения», а очень тонкий и точечный «инструмент настройки», который должен применяться только в самых исключительных случаях. И очень хорошо, что наши правоохранители, пока это, понимают.

Правда, иногда у меня создается впечатление, что «дай волю» так некоторые ретивые слуги государевы всех налогоплательщиков готовы пересажать, что б «порядок навести».

Однако исторический опыт свидетельствует, что без частной инициативы общество обречено на деградацию и тогда мрачные сюжеты книги Айн Рэнд «Атлант расправил плечи», могут стать реальностью.

СК в 2016 и 2017 годах возместил ущерб от налоговых преступлений в Москве на 16 млрд руб.

За 2016 год возбуждено 197 уголовных дел о налоговых преступлениях

МОСКВА, 22 марта. /ТАСС/. Столичные следователи СК за прошлый год и начало нынешнего возместили ущерб от налоговых преступлений на 16 млрд рублей. Об этом в интервью ТАСС сообщил руководитель Главного следственного управления СК РФ по Москве Александр Дрыманов.

Он отметил повышение эффективности расследования уголовных дел о налоговых преступлениях, чему способствовало взаимодействие с ФНС, УФНС и ГУ МВД по Москве и столичной прокуратурой. «В 2016 году к нам поступило 669 сообщений о налоговых преступлениях. По итогам проверок возбуждено 197 уголовных дел», — сообщил Дрыманов.

«Всего в минувшем году в производстве наших следователей находилось 417 уголовных дел о налоговых преступлениях (в 2015 году — 324). Из них 81 направлено в суд, 33 уголовных дела прекращены в связи с возмещением ущерба бюджету в полном объеме», — отметил он.

За 2016 год в ходе доследственных проверок и расследования уголовных дел столичные следователи СК добились возмещения в бюджет 16,3 млрд рублей (в 2015 году — 2,6 млрд рублей, в 2014 году — 1,5 млрд рублей). «С начала 2017 года нами возбуждено 31 уголовное дело указанной категории, сумма возмещенного ущерба по прекращенным уголовным делам превысила 3 млрд рублей», — сказал Дрыманов. При этом часть ущерба по налоговым делам была возмещена в добровольном порядке после разъяснений о возможности освобождения от уголовной ответственности.

Так, уголовное дело в отношении гендиректора ЗАО «Пургаз» Владимира Евко, которому инкриминировалась неуплата 7,8 млрд рублей налога на добычу полезных ископаемых за счет необоснованно примененного понижающего коэффициента, было прекращено после уплаты 10 млрд рублей (с учетом пени и штрафов). «Далеко не все переданные в суд дела о налоговых преступлениях заканчиваются реальными сроками. Возмещение ущерба (полное или частичное) до первого заседания суда может быть учтено в качестве смягчающего обстоятельства, — подчеркнул глава ГСУ. — Но в прошлом году кардинально изменилась позиция судов, активнее стала применяться мера наказания в виде реального лишения свободы».

Так, Мещанский суд Москвы приговорил к 2 годам колонии гендиректора холдинговой компании «СТК», который, используя фирмы, зарегистрированные на чужие паспорта, уклонился от уплаты НДС на 124 млн рублей. «Совершенствование работы по расследованию налоговых преступлений необходимо продолжать. Как показали итоги 2016 года, выбран правильный вектор, имеется положительная динамика и ее необходимо сохранить», — отметил Дрыманов. Он напомнил, что председатель Следственного комитета РФ Александр Бастрыкин поручил усилить борьбу с налоговыми преступлениями, выявлять наиболее сложные схемы ухода от уплаты налогов, поскольку от поступлений в казну напрямую зависит выплата зарплат, пенсий и пособий.

Статистика привлечения к уголовной ответственности по налоговым преступлениям за 2009 – 2016 годы

Специалистом компании «Щекин и партнеры», адвокатом Александром Меньшиковым, произведен анализ судебной практики по привлечению к уголовной ответственности лиц, совершивших налоговые преступления, за период с 2009 по 2016 год (использована информация сайта Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации). Охваченный период обусловлен наличием в статистической отчетности Судебного департамента при ВС РФ информации о налоговых преступлениях, начиная с 2009 года (до 2009 года статистическая отчетность о налоговых преступлениях не предоставлялась отдельно, являясь составной частью отчетности о преступлениях экономической направленности).

В материале представлена информация по уголовным делам, поступившим в суд с обвинительным заключением, исходя из критерия «по числу лиц, привлекаемых к уголовной ответственности».

Как следует из ниже приведенного графика, с 2009 года число лиц, привлеченных к уголовной ответственности за налоговые преступления, снизилось в несколько раз.

Если общее число лиц, в отношении которых уголовные дела были направлены в суд, в 2009 году составило 3852, то в 2013 году их число составило 674 (минимальный показатель за весь период), то есть снижение произошло в 5,72 раза. Аналогичным образом снизилось число осужденных лиц: с 2656 в 2009 году до 449 в 2013 году (в 5,92 раза).

В качестве причин такого резкого снижения числа лиц, привлекаемых к ответственности за налоговые преступления, можно было бы рассматривать следующие:

§ Изменена процедура возбуждения уголовных дел по налоговым преступлениям – возбуждение уголовного дела возможно только на основании материалов, предоставленных налоговыми органами. Однако, такие изменения вступили в силу 07.12.2011 (часть 1.1 ст. 140 УПК РФ введена Федеральным законом от 06.12.2011 № 407-ФЗ), в связи с чем начали применяться с 2012 года.

§ Полномочия осуществления предварительного расследования по налоговым преступлениям переданы Следственному комитету РФ. Однако, и это изменение подследственности произошло с 1 января 2011 года.

§ Как «политическую» причину можно назвать обращение к правоохранительным органам в то время Президента Российской Федерации Д.А. Медведева с требованием «перестать кошмарить бизнес», прозвучавшее в конце июля 2008 года и имевшее «отложенный» положительный эффект в виде снижения числа привлекаемых к уголовной ответственности лиц.

Однако, в данном случае прямой причиной снижения числа привлекаемых к ответственности лиц является юридическая – повышение нижнего предела крупного размера неуплаты налогов (сборов), необходимого для квалификации деяния как налогового преступления (изменения, внесенные Федеральным законом от 29.12.2009 № 383-ФЗ «О внесении изменений в часть первую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации», вступили в силу с 1 января 2010 года).

Именно с 2010 года значительное число деяний, содержащих признаки налоговых преступлений, перестали достигать минимально необходимого для привлечения к уголовной ответственности размера неуплаты, особенно по ч. 1 ст. 198 и ч. 1 ст. 199 УК РФ, следовательно, уголовные дела с таким размером неуплаты с 2010 года перестали возбуждаться либо подлежали прекращению еще на стадии предварительного следствия. Значительная часть переданных в суд уголовных дел также была прекращена за отсутствием состава преступления.

Тем не менее, с 2013 по 2016 год число лиц, привлекаемых к уголовной ответственности по налоговым преступлениям, ежегодно растет.

В 2014 году по отношению к 2013 году число привлекаемых к уголовной ответственности лиц выросло на 7,72 %, в 2015 году к 2014 году – на 6,39 %, в 2016 году к 2015 году – на 5,68 %. Рост числа привлекаемых к ответственности за налоговые преступления лиц в 2016 году к 2013 году составил 32,49 %.

Аналогичным образом с 2013 по 2016 год растет число осужденных лиц – произошел ежегодный рост на 0,67 %, 8,80 %, 0,74 % соответственно; рост в 2016 году по отношению к 2013 году составил 20,49 %.

Существенная разница между числом лиц, привлекаемых к ответственности, и числом осужденных лиц (что следует из первого графика) не должна вводить в заблуждение относительно большого числа оправданных или освобожденных от уголовной ответственности.

В отношении большинства освобожденных от уголовной ответственности, уголовные дела прекращены по нереабилитирующим основаниям, что связано главным образом с предусмотренным уголовным законом условием освобождения от уголовной ответственности в случае уплаты виновными лицами сумм недоимки, пеней, штрафа в размерах, вменяемых обвинением (примечание 3 к ст. 198 УК РФ, примечания 2 к статьям 199, 199.1 УК РФ, в настоящее время также примечания 2 к статьям 199.3, 199.4 УК РФ).

Соотношение числа лиц, осужденных к различным видам наказания, а также освобожденных от уголовной ответственности, приведено ниже.

Несмотря на увеличение с 2014 года общего числа осужденных, в приведенной выше диаграмме мы видим уменьшение числа осужденных к лишению свободы и к штрафу в 2015 и 2016 годах.

Дело в том, что в 2015 и 2016 годах большое число осужденных освобождено от наказания в связи с амнистией – 312 и 288 осужденных соответственно. Статистика не приводит точных сведений об основаниях амнистии. Скорее всего, этим основанием является амнистия, посвященная 70-летию Победы в Великой Отечественной войне (Постановление ГД ФС РФ от 24.04.2015 № 6576-6 ГД «Об объявлении амнистии в связи с 70-летием Победы в Великой Отечественной войне 1941 — 1945 годов»).

В этот же период была применена так называемая «амнистия капиталов» (Федеральный закон от 08.06.2015 № 140-ФЗ «О добровольном декларировании физическими лицами активов и счетов (вкладов) в банках и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»).

Однако, с уголовно-правовой точки зрения, в соответствии с частью 3 ст. 76.1 УК РФ, закон «об амнистии капиталов» ввел дополнительное основание освобождения от уголовной ответственности, а не освобождения от наказания, тогда как в статистических таблицах Судебного департамента при Верховном Суде РФ в этой части приведены сведения об освобождении именно от наказания.

В связи с этим, сведения о лицах, подпадающих под действие закона об «амнистии капиталов», применительно к уголовно-правовым категориям, должны находиться в соответствующих разделах, содержащих информацию о лицах, в отношении которых уголовное преследование прекращено по нереабилитирующим основаниям.

Необходимо иметь ввиду, что при отсутствии амнистии, послужившей основанием освобождения от уголовной ответственности, общее число лиц, привлеченных к уголовной ответственности в 2015-2016 годах, составляло бы еще большую цифру.

Согласно данным выше приведенной диаграммы число оправданных лиц, а также лиц, в отношении которых уголовное преследование прекращено по реабилитирующим основаниям, незначительно по отношению к общему числу лиц, привлекаемых к уголовной ответственности.

Число указанных лиц с 2009 года по 2014 годы неуклонно уменьшалось (за исключением незначительного увеличения числа оправданных в 2015 и 2016 годах).

Значительный рост в 2010 году числа лиц, в отношении которых уголовные дела прекращены по реабилитирующим основаниям (см. диаграмму), связан с рассмотренной выше причиной общего снижения в 2010 году числа лиц, привлеченных к уголовной ответственности за налоговые преступления – в связи с повышением с 2010 года нижнего предела крупного размера неуплаты налогов (сборов), являющегося обязательным признаком налоговых преступлений.

По той же причине в 2016 году увеличилось число лиц, в отношении которых уголовные дела прекращены по реабилитирующим основаниям – произошло очередное повышение нижнего предела крупного и особо крупного размеров неуплаты налогов, сборов (изменения внесены Федеральным законом от 03.07.2016 № 325-ФЗ «О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации», вступили в силу с 15.07.2016).

Однако, повторения ситуации 2010-2011 года не произошло: несмотря на указанное повышение границы крупного размера неуплаты налогов (сборов) не только не произошло снижения общего числа привлекаемых к ответственности лиц, но общий рост привлеченных к уголовной ответственности по налоговым преступлениям продолжился.

Общее число оправданных лиц, а также лиц, освобожденных от уголовной ответственности по реабилитирующим основаниям, по отношению к числу привлекаемых к уголовной ответственности лиц всегда было незначительным: в 2009 году это число в процентном отношении к числу привлекаемых к уголовной ответственности составило 1,59 %; в 2010 – 15,51 % (высокий процент — исключение в связи с рассмотренным повышением минимального порога крупного размера неуплаты, о чем сказано выше); в 2011 году – 4,53 %; в 2012 году – 3,38 %; в 2013 – 0,59 %; в 2014 году – 1,79 %; в 2015 – 1,07 %; в 2016 году – 4,81 %.

Если же брать только количество оправданных лиц к количеству осужденных (не рассматривая количество прекращенных уголовных дел по реабилитирующим и нереабилитирующим основаниям), то в 2009 году число оправданных к осужденным составит 1,88 %; в 2010 – 1,47 %; в 2011 – 2,5 %; в 2012 – 2,8 %; в 2013 – 0,66 %; в 2014 – 0,88 %; в 2015 – 1,65 %; в 2016 – 1,46 %. То есть число лиц оправданных к лицам осужденным, крайне незначительно. Что наглядно демонстрируют приведенные ниже диаграммы.

Что касается лиц, которым назначено наказание в виде реального лишения свободы, имеется общая тенденция резкого снижения назначения такого вида наказания с 2009 по 2011 годы и примерно один количественный уровень с 2011 по 2014 год, причем с минимальным числом наказаний в виде реального лишения свободы в 2014 году (см. соответствующий график).

Однако, в 2015 и 2016 годах число наказаний в виде назначения реальных сроков лишения свободы увеличивается, опережая в процентном отношении общую тенденцию увеличения числа привлеченных к ответственности лиц: если рост числа привлеченных к ответственности в 2016 году по отношению к 2013 году составил 32,49 %, то рост числа осужденных лиц с назначением наказания в виде реального лишения свободы за аналогичный период вырос на 62 % (по отношению к 2014 году рост еще выше – на 213,33%).

При рассмотрении сроков реального лишения свободы, назначаемых судами, мы видим, что если в 2009 году количество осужденных к лишению свободы сроком до одного года, от года до двух, от двух до трех лет было примерно равным, то с 2010 года большая доля сроков лишения свободы назначалась в пределах от года до двух лет, вплоть до 2016 года. Однако, в 2016 году произошло существенное увеличение доли назначения судами наказаний со сроками реального лишения свободы от двух до трех и от трех до пяти лет.

Проанализировав имеющиеся статистические данные, а также с учетом формирующейся позиции правоприменительных органов (см.: «Методические рекомендации «Об исследовании и доказывании фактов умышленной неуплаты или неполной уплаты сумм налога (сбора)», утв. Следственным комитетом России и ФНС России ( ФНС России от 13.07.2017 № ЕД-4-2/[email protected]), а также ФНС России от 16.08.2017 № СА-4-7/[email protected] «О применении норм Федерального закона от 18.07.2017 N 163-ФЗ «О внесении изменений в часть первую Налогового кодекса Российской Федерации»), в соответствии с которой налоговым и правоохранительным органам рекомендовано уделить повышенное внимание необходимости доказывания умысла налогоплательщика на неуплату налогов (сборов, страховых взносов) уже на стадии налоговой проверки, можно предполагать, что тенденция к росту возбуждения уголовных дел по налоговым преступлениям, а соответственно, к увеличению числа лиц, привлекаемых к уголовной ответственности за их совершение, будет сохраняться.

Вероятен резкий рост числа привлеченных к уголовной ответственности лиц в 2018-2019 годах. Дело в том, что новые требования СК РФ и ФНС России о доказывании умысла налогоплательщика на неуплату налогов (сборов, страховых взносов), будут распространяться на налоговые проверки, начиная с лета 2017 года. С учетом сроков проведения налоговых проверок, передачи материалов проверок следственным органам, сроков производства предварительного следствия, — рассмотрение судами возросшего количества уголовных дел будет приходиться на вторую половину 2018 года, 2019 год.

ВЫВОДЫ

§ В последние годы количество лиц, привлекаемых к уголовной ответственности по налоговым преступлениям, неуклонно растет.

§ Снижение числа лиц, привлекаемых к ответственности по налоговым преступлениям, произошедшее в 2010-2011 году, было связано с повышением нижнего предела крупного размера неуплаты налогов (сборов), являющегося обязательным признаком состава налоговых преступлений. Однако, начиная с 2012 года, тенденция к росту числа лиц, привлекаемых к уголовной ответственности, не меняется.

§ Большая часть наказаний за налоговые преступления назначается судами в виде лишения свободы условно, а также в виде штрафа. Существенное число лиц освобождается от уголовной ответственности по нереабилитирующим основаниям, в связи с уплатой подсудимыми в полном размере сумм недоимки, пеней, штрафа.

§ Из числа привлеченных к уголовной ответственности лиц ежегодно, начиная с 2013 года, увеличивается число лиц, в отношении которых судами назначено наказание в виде реального лишения свободы. Сроки лишения свободы, к отбытию которых приговариваются осужденные, также ежегодно увеличиваются.

§ Число оправданных лиц, а также лиц, в отношении которых уголовные дела прекращены по реабилитирующим основаниям, крайне незначительно к общему числу лиц, привлекаемых к уголовной ответственности, и, за исключением 2016 года, их общее число ежегодно снижается.

§ С учетом официально выраженной позиции правоприменителей (СК РФ и ФНС России) о необходимости доказывания умысла налогоплательщика на неуплату налогов (сборов, страховых взносов) в рамках налоговой проверки, во второй половине 2018 и в 2019 году вероятен значительный рост числа лиц, привлекаемых к уголовной ответственности за совершение налоговых преступлений.

Специалисты компании «Щекин и партнеры» готовы предоставить консультации по вопросам уголовной ответственности налогоплательщиков (плательщиков сборов, страховых взносов), оказать юридическую помощь в представлении интересов лиц, ответственных за их неуплату, в том числе адвокатское сопровождение в случае привлечения к уголовной ответственности.

Налоговые преступления в 2014 году

Госдума возвращает следователям право возбуждать уголовные дела по налоговым преступлениям без согласия налоговиков. Бизнес-сообщество не смогло отстоять ни одной поправки, смягчающей контрреформу. Почему так произошло и что именно потеряли предприниматели.

Порядок, существовавший почти три года, предусматривал, что до попадания к следователям СКР предпринимателя, обвиняемого в налоговом преступлении, должна была проверить налоговая инспекция – самостоятельно или с подачи МВД. У налоговиков и силовиков есть разница в понимании «уклонения от уплаты налогов», но реформа и была направлена на то, чтобы заставлять оперативные подразделения МВД сотрудничать с налоговыми инспекциями и документировать уклонение от уплаты налогов в период налоговой проверки. Оперативным уполномоченным и налоговым инспекторам приходилось работать профессиональнее, быстрее, лучше взаимодействовать.

И при самом худшем для предпринимателя варианте (когда ни на одной из стадий не удается доказать необоснованность претензий) тот мог быть уверен в последовательности действий: налоговая проверка, обжалование, процесс в арбитражном суде, требование об уплате налогов, передача материала в СК, возбуждение уголовного дела.

Теперь законопроект о возвращении к прежнему порядку принят в третьем чтении и вскоре, вероятно, станет законом. Что будет дальше? Стоит вспомнить, как выглядели такие уголовные дела до 2011 года. Оперативники МВД приходят на проверку в организацию, проверяют ряд контрагентов, считают часть сделок фиктивными. Затем специалисты ведомства высчитывают сумму неуплаченных налогов за любой период, в том числе за пределами трех последних лет, которыми ограничена налоговая проверка, и материал передается в СКР. Следователи запрашивают налоговую службу, получают, например, ответ, что проверки не было и нарушений не выявлялось, и возбуждают уголовное дело.

Впрочем, поскольку в МВД успело сильно уменьшиться число оперативников, занимающихся этими преступлениями, будущее, возможно, интереснее. Не исключено, что через год – со ссылкой на сложность новых схем уклонения от уплаты налогов – вновь начнут обсуждать создание финансовой полиции, специальных оперативников при СКР. В конце концов, все больше сложных экономических дел передается в СК, практики по ним мало.

Статистика силовых ведомств малоинформативна, но кое-что можно понять и из нее. В 2013 году налоговых преступлений они выявили 6893, расследовали 4699. Из них 3269 расследовал СК, а 1342 – МВД (можно предположить, что это были случаи незаконного возмещения НДС, квалифицированные как мошенничество), ущерб по оконченным делам составил 76,6 млрд руб. Суды за тот же год рассмотрели дела в отношении 674 человек, обвиненных в «чисто» налоговых преступлениях: 449 осудили, 3 оправдали, дела в отношении 222 человек прекратили. За первые полгода 2014-го выявление преступлений немного подросло – 4008, расследовали меньше – 2117 (не все из них ушли в суд), ущерб по оконченным делам составил 25,9 млрд руб. Среди этих дел и крупные уклонения на сотни миллионов, и гораздо более мелкие дела, с трудом преодолевающие критерий «крупного размера» – 600 тыс. руб. для индивидуального предпринимателя и 2 млн руб. для юридического лица.

Эта статистика подсказывает ответы на два вопроса: почему бизнес не смог отстоять прежний порядок и кто больше всего от этого пострадает.

Для силовых структур бизнес виновен всегда. Есть распространенное мнение, что вести бизнес в России честно невозможно: оперативников, нацеленных на экономические преступления, так учат. Если не уклонялся от уплаты налогов, то участвовал в «распилах», если не отмывал деньги, то точно обналичивал, или хотя бы где-то кого-то обманул, так что на мошенничество потянет. Какие бы аргументы ни приводило бизнес-сообщество о фабрикации уголовных дел в отношении предпринимателей, в каждом конкретном случае следователям удается или доказать свою правоту, или хотя бы уговорить гипотетического проверяющего, решившего вступиться за конкретного предпринимателя, что «суд разберется».

А какие, собственно, примеры используются при лоббировании изменений законов? Можно предположить, что при этом никого не волнуют мелкие предприниматели. На уровне Главного следственного управления СКР в Москве расследуется несколько крупных, серьезных дел, возможно, с миллиардными суммами ущерба, где уклонение от уплаты налогов – лишь первый шаг, выводящий на целый ряд других составов. Вероятно, на примере таких дел и показывается масштаб проблемы, сложность применения уголовно-процессуального законодательства, необходимость изменений – и в том числе отказа от обязательности налоговой проверки. Решения принимаются исходя из преступлений на миллиарды, а последствия достаются всем.

Пострадают от такого подхода как раз те самые остатки мелкого и среднего бизнеса, которые снова можно будет проверять без налоговиков. А о том, сколько таких проверок в масштабах страны не дойдет даже до регистрации сообщения о преступлении, можно только догадываться. В открытом доступе нет данных о том, сколько сообщений по налоговым преступлениям поступило в МВД и СКР и по скольким из них не были возбуждены дела. А ведь именно от таких проверок со стороны оперативников, многое не регистрировавших, и защищал предпринимателей порядок, действовавший последние три года.

В логике общего развития (или деградации?) государственного управления в стране происходящая контрреформа закономерна. Когда контролирующие органы не работают, на прокуратуру взваливается новая функция – заставлять их работать. Это порождает еще один виток регулирования. Когда предприниматели массово закрывают бизнес, причиной бюджетных проблем оказывается сложность возбуждения уголовных дел, а не отсутствие экономической деятельности, с которой платятся налоги. Поэтому не стоит удивляться, что УПК теперь регламентирует порядок действий сотрудников налоговой службы – устанавливает сроки и варианты ответа на запросы следователей. Возможно, новые УК и УПК, слухи о котором в последнее время оживились, просто урегулируют сразу все сферы российской жизни? Тогда можно было бы сэкономить на всем остальном госаппарате, возложив управление страной на силовиков.

Обман валют

Александр Иванович, коррупция — одно из самых серьезных угроз государству. А пожалуй, единственное, чего боятся отечественные коррупционеры, — знакомства с вашим ведомством. Какой вклад СКР вносит в противодействие коррупции?

Александр Бастрыкин: К компетенции Следственного комитета отнесено расследование преступных деяний, совершаемых представителями всех ветвей государственной власти, что дает нам реальную возможность пресекать любые коррупционные проявления, в том числе в высших органах госвласти. За пять лет нашей деятельности в качестве самостоятельного федерального государственного органа в суд направлено более 44 тысяч уголовных дел о преступлениях коррупционной направленности. Из них свыше 27 тысяч — в отношении должностных лиц и почти 18 тысяч уголовных дел в отношении взяткодателей. Без преувеличения можно констатировать то, что нам удалось нанести существенный урон организованной преступности. В суд направлено 242 уголовных дела об организованных коррупционных группах и 15 — о преступных сообществах.

Никто не спорит, поймать коррупционера за руку сложно, но куда сложнее вернуть в казну то, что потеряно. Как возмещаете потери от коррупционных преступлений?

Александр Бастрыкин: За пять лет размер ущерба, причиненного государству, гражданам и юридическим лицам от коррупционных преступлений, составил свыше 90 млрд. рублей. Возмещено 22,3 млрд. рублей и почти на такую же сумму наложен арест на имущество обвиняемых. Если точнее, 21 млрд 334 млн.

Какие технологии помогают выявлять коррупционеров?

Александр Бастрыкин: Всем очевидно, что победу определяет сосредоточение сил на важнейших участках борьбы. Для этого в Следственном комитете созданы и активно действуют специализированные подразделения как по расследованию, так и по процессуальному контролю по уголовным делам о коррупции. В том числе в отношении лиц особого правового статуса, а также о наиболее сложных — налоговых преступлениях.

Нами заключены соглашения о сотрудничестве со Счетной палатой РФ, Федеральной налоговой службой, Росфинмониторингом. Созданы межведомственные рабочие группы, проведены совместные заседания коллегий. Весь этот комплекс организационно-управленческих мер позволил нам значительно эффективнее пресекать хищения в сфере финансирования государственных программ по укреплению обороноспособности нашей страны.

Своих «героев» коррупционного фронта желательно знать в лицо. Давайте поговорим о них не в общих цифрах, а на конкретных примерах.

Александр Бастрыкин: Завершены следственные действия по делу в отношении бывшего начальника «Дальспецстроя» Хризмана и главного бухгалтера предприятия Ашихмина, обвиняемых в злоупотреблении должностными полномочиями при строительстве космодрома Восточный.

С помощью специалистов Счетной палаты следствием установлено, что в 2011-2013 годах указанные лица из 22 миллиардов 600 миллионов рублей, полученных в качестве авансов по одиннадцати государственным контрактам на выполнение работ по строительству объектов космодрома, незаконно израсходовали свыше 5 миллиардов рублей.

По версии следствия, эти денежные средства были использованы для погашения кредитных обязательств «Дальспецстроя», что привело к причинению бюджету России значительного материального ущерба в сумме 5 миллиардов 160 миллионов рублей.

Среди ваших «клиентов» немало непростых коррупционеров, тех, кого в народе назвали неприкасаемыми, а вы называете их лицами с особым правовым статусом.

Александр Бастрыкин: В своей работе мы стараемся добиться изобличения и наказания любого взяточника, невзирая на его должностное положение. За 5 лет работы в отношении 3067 обвиняемых, обладающих особым правовым статусом, уголовные дела направлены в суд.

В их числе 270 следователей органов внутренних дел, 52 следователя Следственного комитета, 36 следователей наркоконтроля, 76 прокуроров, 261 адвокат, 1060 депутатов органов местного самоуправления, 1017 глав муниципальных образований органов местного самоуправления, 52 депутата законодательных органов субъектов России и 20 судей.

Достаточно сказать, что к длительным срокам лишения свободы за взяточничество осуждены бывший губернатор Тульской области Дудка, а также мэры Ставрополя Бестужев, Астрахани Столяров, глава города Рыбинска Ярославской области Ласточкин. Признан виновным в покушении на мошенничество бывший член Совета Федерации Федерального Собрания РФ от Ненецкого автономного округа Сабадаш, который создал организованную преступную группу с целью хищения денежных средств из бюджета России путем незаконного возмещения НДС.

Кто из нерядовых привлекает самое пристальное внимание Следственного комитета?

Александр Бастрыкин: Мы делаем упор на выявление наиболее опасных форм взяточничества, совершаемого организованными преступными группами, невзирая на прошлые заслуги и занимаемые должности.

К примеру, в марте 2015 года Главным следственным управлением предъявлено обвинение губернатору Сахалинской области Александру Хорошавину в получении взятки в сумме свыше пяти с половиной миллионов долларов США за совершение действий в пользу Сахалинской компании «Энергострой».

А в сентябре 2015 года управлением по расследованию особо важных дел предъявлено обвинение главе Республики Коми Вячеславу Гайзеру и его заместителю Чернову в организации преступного сообщества и мошенничестве. Они, а также еще 13 высших должностных лиц республики арестованы. У них изъяты финансовые документы по легализации похищенных активов на общую сумму свыше одного миллиарда рублей.

Именно такие жесткие меры необходимы для обеспечения экономической безопасности страны.

В целом же для этой цели при президенте РФ действует специальный орган — Совет по противодействию коррупции.

Александр Иванович, а какова роль Следственного комитета в реализации государственных мер по противодействию терроризму?

Александр Бастрыкин: По инициативе Следственного комитета и ФСБ России в ноябре 2013 года принят закон, которым Уголовный кодекс РФ дополнен нормами, устанавливающими уголовную ответственность за прохождение обучения в целях осуществления террористической деятельности; за организацию террористического сообщества и участие в нем; за организацию деятельности террористической организации и участие в деятельности такой организации.

Этим Федеральным законом также установлено, что возмещение вреда (включая моральный вред), причиненного в результате террористического акта, осуществляется за счет средств лица, совершившего террористический акт. И, что очень важно, — за счет средств его близких родственников и близких лиц при наличии данных о том, что деньги и ценности получены ими в результате террористической деятельности и являются доходом от такого имущества.

Подчеркну, что расследованию террористических актов Следственным комитетом уделяется особое внимание. За 5 лет нашей работы в суд направлено 408 уголовных дел о преступлениях террористической направленности и 1209 — о преступлениях экстремистского характера.

Совместно с нашими коллегами из ФСБ и МВД России раскрыты террористические акты, совершенные в Москве, Волгограде, Ставропольском крае. В Кабардино-Балкарской Республике по результатам нашей совместной работы признаны виновными в нападении на Нальчик в 2005 году 57 участников вооруженного мятежа.

Изобличен и осужден бывший мэр Махачкалы Амиров, готовивший террористический акт против главы регионального Пенсионного фонда. Успешно расследованы и другие преступления террористического характера.

Особый по сложности регион для ваших сотрудников — Северо-Кавказский федеральный округ. Как бы вы оценили работу своего ведомства в этом непростом регионе?

Александр Бастрыкин: В Северо-Кавказском федеральном округе на постоянной основе активно действует межведомственная оперативная группа, состоящая из работников Следственного комитета, ФСБ, Национального антитеррористического комитета и МВД.

Кроме того, в каждом субъекте округа эффективно работают постоянно действующие межведомственные координационно-аналитические следственно-оперативные группы, к главным задачам которых отнесено раскрытие и расследование убийств и преступлений террористического характера. В экстремальных условиях нам совместно удалось изобличить и изолировать большинство участников преступных групп, дестабилизирующих обстановку в округе. И это — не рядовые дела.

К примеру, пресечена преступная деятельность банды «Виллаят Галгайче», совершившей более 30 особо тяжких преступлений на территории Северной Осетии и Ингушетии.

Следует также отметить, что Указом президента РФ от 18 ноября 2015 года образована межведомственная комиссия по противодействию финансированию терроризма, куда в целях блокировки счетов террористов Следственный комитет будет направлять материалы, содержащие сведения о причастности организаций и физических лиц к террористической деятельности.

Как организована деятельность Следственного комитета в новых субъектах Российской Федерации — Республике Крым и городе федерального значения Севастополе?

Александр Бастрыкин: До исторического воссоединения Крыма с Россией в Крыму и Севастополе не было органов, аналогичных Следственному комитету. Поэтому в короткие сроки здесь были образованы следственное управление по г. Севастополю, Главное следственное управление по Республике Крым и районные органы в этих субъектах, в которых служат сотрудники более чем из пятидесяти регионов России.

Какие еще были приняты меры для обеспечения безопасности и спокойной жизни населения Крыма?

Александр Бастрыкин: К примеру, по результатам проведенного нами расследования в июле 2015 года вынесен приговор одному из руководителей банды «Казиновская», который признан виновным в бандитизме, совершении убийств с применением огнестрельного оружия и вымогательстве в период с 1994 года по 2005 год в городах Керчи, Феодосии и Симферополе.

Наступательно ведется борьба с взяточничеством. В декабре 2015 года, как вы знаете, за покушение на получение от предпринимателя взятки в размере 300 тысяч долларов арестован глава администрации города Феодосии Щепетков, такая же мера пресечения избрана его заместителю Макарову.

Всего в производстве следственных органов СК, расположенных в Крымском федеральном округе, в 2015 году находилось 4658 уголовных дел, из которых 2046 уже направлены прокурору с обвинительным заключением. Криминогенная обстановка в Крымском федеральном округе остается стабильной, о чем свидетельствует то, что удельный вес преступлений относящихся к категории тяжких и особо тяжких, не превышает 20 процентов.

Вы не раз выдвигали важные законодательные инициативы, ваши предложения часто вызывали бурные споры, но многие из них уже приняты. Какие изменения в законодательстве вы считаете необходимыми?

Александр Бастрыкин: Противодействие преступности требует не только репрессивных, но и научно обоснованных, хорошо выверенных законодательных мер.

С 1997 года действует Уголовный кодекс, реализация которого, несомненно, стала одним из значимых этапов проводимой в стране правовой реформы. Вместе с тем активная правоприменительная деятельность следственных органов Следственного комитета выявила его определенные недостатки, замедляющие правовую реформу. Для ее дальнейшего развития нашим ведомством установлены тесные контакты с профильными комитетами Государственной Думы и Совета Федерации, Государственно-правовым управлением президента РФ, правовыми подразделениями силовых ведомств.

Благодаря такой поддержке в октябре 2014 года вступили в силу подготовленные по инициативе Следственного комитета поправки, изменяющие порядок возбуждения уголовных дел о налоговых преступлениях. Теперь поводом для возбуждения уголовного дела могут быть материалы, направляемые не только налоговым органом, но и органами, осуществляющими оперативно-разыскную деятельность.

И каковы конкретные итоги применения новых норм закона?

Александр Бастрыкин: Новые нормы уже дали положительный результат. В 2015 году существенно повысился уровень выявления налоговых махинаций, увеличились объемы поступающих в госказну платежей. Количество возбужденных дел об уклонении от уплаты налогов возросло на 68 процентов.

В ходе доследственных проверок и расследования налоговых преступлений возмещен ущерб на сумму свыше десяти миллиардов рублей. К примеру, в 2015 году благодаря взаимодействию с Федеральной налоговой службой по делу, возбужденному в отношении подозреваемого в уклонении от уплаты налогов генерального директора «Спецнефтегаза» Канайкина, в бюджет государства удалось вернуть свыше 787 миллионов рублей.

Полагаю, что результативность выявления налоговых преступлений в 2016 году будет повышаться, а суммы поступлений налоговых платежей в бюджет существенно возрастут.

Вступил в силу закон о налогообложении контролируемых иностранных организаций, в подготовке которого Следственный комитет принимал активное участие. Что это даст казне?

Александр Бастрыкин: Реализация закона даст возможность облагать в России налогом прибыль, которая выводится нашими резидентами за рубеж под видом дивидендов или посредством других искусственных схем.

Помимо этого вступил в силу подготовленный в Следственном комитете закон, который расширил сферу применения конфискации имущества. И сейчас предусмотрена возможность конфискации иного личного имущества осужденного на соответствующую сумму в случае недостаточности у виновного денежных средств .

Законодателями поддержаны и предложенные нами меры по устранению пробелов в правовом регулировании процесса приватизации. Внесен проект закона, который предусматривает запрет на участие в приватизации офшорных компаний и компаний с офшорной подконтрольностью, а также установление права проверять юридическую личность претендентов на совершение приватизационных сделок и представляемых им документов методами и средствами оперативно-разыскной деятельности.

Много в последнее время говорят о введении уголовной ответственности юридических лиц.

Александр Бастрыкин: В Следственном комитете подготовлен законопроект о введении уголовной ответственности юридических лиц, без которой невозможно экстерриториальное уголовное преследование иностранных организаций, финансирующих терроризм и спонсирующих дестабилизацию политической обстановки, а также другие транснациональные преступления, совершаемые на территории России. Без этого института невозможна и репатриация капитала, нажитого преступным путем и выведенного за рубеж.

23 марта 2015 года зампред Комитета Госдумы по гражданскому, уголовному, арбитражному и процессуальному законодательству Александр Ремезков внес в нижнюю палату законопроект, предусматривающий введение указанного института.

Можно ли подробней поговорить об этом законе?

Александр Бастрыкин: Предполагается, что уголовная ответственность юридических лиц будет наступать по ряду статей Уголовного кодекса: за дачу взятки, за коммерческий подкуп, организацию экстремистского сообщества, теракт, массовые беспорядки, легализацию (отмывание) денежных средств, принуждение к изъятию органов или тканей человека для трансплантации, за торговлю людьми, использование рабского труда и другие.

Такие виды наказаний, как запрет на осуществление деятельности на территории России, а также принудительная ликвидация, определяются в проекте закона в качестве исключительных мер наказания. Они могут быть назначены юридическому лицу, причастному к совершению особо тяжкого преступления, при невозможности применения к нему более мягкого вида наказания с учетом тяжести совершенного деяния, а также характера наступивших последствий.

Безусловно, установление уголовно-правовых запретов для организаций, а также адекватных санкций за их нарушение позволит создать эффективный механизм противодействия преступности юридических лиц, под которым понимается совокупность преступлений, совершенных в интересах юридических лиц либо с использованием финансовых и иных возможностей юридических лиц.

Вами подготовлен законопроект о введении уголовной ответственности за создание и руководство деятельностью финансовых пирамид.

Александр Бастрыкин: Пирамиды представляют собой не что иное, как «мыльный пузырь» в сфере финансов. В июле 2013 года группой из 16 депутатов проект закона внесен в Государственную Думу. Думаю, что не стоит объяснять, что скорейшее введение в России уголовной ответственности за создание финансовых пирамид имеет принципиально важное значение для обеспечения экономической безопасности государства, особенно в современных условиях «антикризисных мер», предпринимаемых Правительством России.

Кстати, Следственный комитет активно старается исправить те деформации российского законодательства, которые произошли в девяностых годах в результате перестройки нашего общества по так называемому западному образцу.

К сожалению, из отечественного уголовного судопроизводства был исключен основополагающий принцип (в том числе и для суда) полного, всестороннего и объективного исследования обстоятельств уголовного дела, то есть установления объективной истины.

Это отрицательно сказалось на качестве правосудия и доверии граждан к его справедливости, поскольку судья стал заложником спорящих сторон, вместо того чтобы разрешить уголовное дело по своему внутреннему убеждению.

В Государственную Думу депутатом Александром Ремезковым внесен законопроект «О внесении изменений в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации в связи с введением института установления объективной истины по уголовному делу», в разработке которого Следственный комитет принимал самое активное участие.

Взамен состязательности с пассивной ролью суда законопроектом предлагается модель так называемой сбалансированной состязательности, когда судья в случае недостаточности имеющихся доказательств будет проявлять активность для выяснения подлинных обстоятельств дела именно для того, чтобы вынести справедливое итоговое решение.

Это даст судье возможность при недостатке предъявляемых сторонами сведений, не поступаясь совестью, получить все необходимые доказательства для формирования собственного внутреннего убеждения и вынести обоснованный приговор, который может быть как обвинительным, так и оправдательным.

Подчеркну, что в настоящее время на законопроект получен в целом положительный отзыв Верховного Суда.

Известно, что СКР внимательно следит за общественным мнением о самом себе. И как оно выглядит на ваш первый юбилей — пятилетие создания Следственного комитета?

Александр Бастрыкин: По данным Всероссийского центра изучения общественного мнения, граждане страны считают, что создание Следственного комитета позволило гораздо эффективнее бороться с преступностью. Мы стремимся идти в ногу со временем, предотвращая негативные явления, встречающиеся на пути развития нашего государства. В каждом субъекте работают общественные приемные Председателя СК, «телефоны доверия», действует Интернет-приемная СКР и прямая линия телефонной связи граждан с Председателем СК. Ведь от того, как мы выполняем свои обязанности, зависит настрой, жизнь и здоровье людей.

Пользуясь случаем, поздравляю всех сотрудников Следственного комитета, членов их семей, ветеранов следственных органов страны, наших кадетов с пятой годовщиной образования Следственного комитета и желаю здоровья, счастья, спокойствия и оптимизма.

С учетом сложившейся в стране экономической ситуации нужно ли законодательно обеспечить защиту национальной валюты?

Александр Бастрыкин: В современных условиях на курс рубля оказывают давление не только фундаментальные экономические факторы (цены на энергоресурсы, политика США по укреплению доллара США и т.д.), но и спекулятивное воздействие. Особенно негативное воздействие оказывают спекуляции, основанные на манипулировании валютным рынком и использовании инсайдерской информации.

Уголовная ответственность за эти деяния предусмотрена статьями 185.3 и 185.6 Уголовного кодекса РФ. Вместе с тем в связи с редакционным несовершенством они имеют крайне низкий правоприменительный потенциал, о чем свидетельствует и статистика. За три года действия этих статей возбуждено всего три дела, при том, что ни одно из них не направлено в суд.

Например, обязательным признаком состава манипулирования рынком является последствие в виде существенного отклонения цены, спроса, предложения или объема торгов финансовым инструментом от уровня, который сформировался бы без учета манипуляционных действий. Однако установить с предельной точностью параметры рынка, которые сформировались бы без указанных действий, практически невозможно. Кроме того, эти выводы все равно будут носить вероятностный характер, что недопустимо в уголовном праве. Также неясно, какой размер отклонения может носить существенный характер.

Также обязательным признаком составов рассматриваемых преступлений является крупный ущерб или излишний доход либо избежание убытков в крупном размере. Точный расчет этих показателей также не всегда возможен, так как преступления данной категории могут причинять прямо или косвенно ущерб неопределенному кругу лиц, интересы которых часто носят разнонаправленный характер. То есть ослабление рубля может соответствовать интересам одних участников рынка (играющих на повышение его курса) и не соответствовать интересам (причинять ущерб) других участников.

В связи с этим предлагается в статье 185.3 УК РФ криминообразующий размер манипулирования рынком связать не с суммой причиненного ущерба или полученного сверхдохода, а с долей (в процентном или ином выражении), на которую изменились показатели цены, спроса, предложения или объема торгов в результате неправомерного вмешательства.

Кроме того, существенное отклонение показателей цены, спроса, предложения, объема торгов и иных параметров в результате манипулирования рынком и использования инсайдерской информации уже само по себе представляет общественную опасность, так как влечет за собой причинение вреда добросовестным участникам, а в конечном счете, и потребителям.

Также необходимо активно бороться с различного рода «мыльными пузырями» на финансовом рынке, то есть финансовыми инструментами, не обеспеченными какими-либо ликвидными активами. Зачастую именно перенасыщенность рынка такими средствами влечет за собой финансовый кризис, который в дальнейшем переходит и на другие рынки.

И что делать в таком случае?

Александр Бастрыкин: Заинтересованными ведомствами во взаимодействии со Следственным комитетом предложено установить уголовную ответственность за выпуск и оборот денежных суррогатов, то есть не предусмотренных законом средств платежа.

Необходимость введения уголовной ответственности за рассматриваемое деяние обусловлена получившим широкое распространение в последние годы оборотом так называемых виртуальных криптовалют, наиболее известной из которых является биткоин.

Виртуальные валюты выпускаются физическими лицами, не обеспечены никакими ликвидными активами, поэтому подвержены существенным курсовым колебаниям, в том числе спекулятивного характера. Курс биткоина только за последние два года вырос более чем на 1000 процентов .

Транзакции в системе криптовалют производятся анонимно, без централизованного контроля и бесплатно. Анонимность платежей мотивирует к использованию виртуальной валюты для совершения преступлений, в том числе таких, как торговля наркотиками, оружием, финансирование терроризма, уклонение от уплаты налогов. По данным Генеральной прокуратуры РФ, оплата незаконно поставляемых запрещенной в России террористической организацией ИГИЛ нефти и газа, а также вербовка новых членов этой террористической организации осуществлялись с помощью виртуальных валют.

О необходимости запрета подобного рода платежных средств указано и в рекомендациях, подготовленных по итогам экстренной встречи министров юстиции стран ЕС, прошедшей в ноябре прошлого года в Брюсселе. Встреча прошла после терактов во Франции.

Кроме того, денежные суррогаты более конкурентоспособны по сравнению с легальными деньгами, что влечет их стремительное распространение. По экспертным оценкам, объем оборота денежных суррогатов в России уже достигает 1 процента от ВВП. При превышении этого показателя более чем на 10 процентов данный инструмент будет представлять реальную угрозу финансовой стабильности государства. Ведь неконтролируемое расширение фактического объема денежной массы в обороте за счет суррогатов повлечет обесценение и постепенное вытеснение с валютного рынка рубля. В результате государство может утратить монополию на эмиссию денег и доход от этой деятельности.

Поэтому лучше было бы пресечь распространение денежных суррогатов уже на этапе начального становления этого рынка.

Смотрите еще:

  • Основание выплаты пособия при рождении ребенка Единовременное пособие при рождении ребенка в 2016 году и с 1 февраля 2017 года Дополнительные региональные программы по поддержке материнства и детства в: Алименты на ребенка: понятие, размер, порядок уплаты Размер пособия, лица имеющие […]
  • Возмещение подоходного налога 2014 Возврат налога при покупке квартиры в 2016 году Что такое возврат налога и как его получить в 2016 году При покупке квартиры (или другой недвижимости) Вы можете вернуть деньги, уплаченные в виде налога на доходы физических лиц. Как […]
  • Гринфлайт челябинск суд Суд в Челябинске начал рассмотрение дела экс-главы «Гринфлайта» с ущербом в 10 млрд В Центральном районном суде Челябинска началось рассмотрение уголовного дела Сергея Мануйлова — бывшего директора ООО «Гринфлайт». Мануйлов обвиняется в […]
  • Социальный закон с 1 января 2014 Социальное обслуживание по новым правилам 25 октября 2010 года, выступая на заседании президиума Государственного совета о социальной политике в отношении пожилых граждан, Дмитрий Медведев, занимавший на тот момент пост президента, […]
  • Приказ об аттестации в мвд Приказ МВД России от 21 декабря 2015 г. № 1207 “О внесении изменений в Порядок проведения аттестации сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации, утвержденный приказом МВД России от 14 марта 2012 г. № 170” Внести изменения в […]
  • Областной закон смоленской области 109 з Закон Смоленской области от 29 ноября 2007 г. N 109-з "Об отдельных вопросах муниципальной службы в Смоленской области" (с изменениями и дополнениями) Закон Смоленской области от 29 ноября 2007 г. N 109-з"Об отдельных вопросах […]
  • Закон от 19112014 г 52 Закон г. Москвы от 19 ноября 2014 г. N 51 "О налоге на имущество физических лиц" (с изменениями и дополнениями) Закон г. Москвы от 19 ноября 2014 г. N 51"О налоге на имущество физических лиц" С изменениями и дополнениями от: 28 сентября […]
  • Охрана труда федеральный закон 2014 Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. N 426-ФЗ "О специальной оценке условий труда" (с изменениями и дополнениями) Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. N 426-ФЗ"О специальной оценке условий труда" С изменениями и дополнениями от: 23 […]