Ликвидация чс бжд

Оглавление:

Предупреждение и ликвидация чрезвычайных ситуаций

  • Характеристика и классификация чрезвычайных ситуаций
  • Общая характеристика чрезвычайных ситуаций техногенного характера
  • Аварии на радиационно опасных объектах
  • Аварии на химически опасных объектах
  • Предупреждение чрезвычайных ситуаций

    Проблемы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера приобретают все более острый и актуальный характер. Не только в России, но и во всем мире нарастает озабоченность в связи с возрастающим количеством ежегодно возникающих чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, увеличением их масштабов, ростом потерь и ущерба. Складывающаяся обстановка требует принятия мер по совершенствованию управления безопасностью. Но даже самые эффективные меры по предотвращению не могут свести риск возникновения чрезвычайных ситуаций к нулю (принцип “ненулевого”, “приемлемого” риска). Сегодня исключить чрезвычайные ситуации нельзя, но существенно снизить число, уменьшить масштабы и смягчить последствия чрезвычайных ситуаций возможно.

    Деятельность по предупреждению чрезвычайных ситуаций является более важной, чем их ликвидация. Связано это с тем, что социально-экономические результаты превентивных действий по предотвращению чрезвычайных ситуаций (снижение потерь и ущерба) могут быть более эффективными для граждан, общества и государства. С экономической точки зрения это обходится в десятки, а иногда и сотни раз дешевле, чем ликвидация последствий техногенных аварий и стихийных бедствий.

    Предупреждение чрезвычайных ситуаций — это комплекс мероприятий, проводимых заблаговременно и направленных на максимально возможное уменьшение риска возникновения чрезвычайных ситуаций, а также на сохранение здоровья людей, снижение размеров ущерба природной среде и материальных потерь в случае их возникновения. Это понятие характеризуется также как совокупность мероприятий, проводимых федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления и организационными структурами РСЧС, направленных на предотвращение чрезвычайных ситуаций и уменьшение их масштабов в случае возникновения. Предупреждение чрезвычайных ситуаций основано на мерах, направленных на установление и исключение причин возникновения этих ситуаций, а также обусловливающих существенное снижение потерь и ущерба в случае их возникновения.

    Предупреждение чрезвычайных ситуаций как в части их предотвращения (снижения рисков их возникновения), так и в плане уменьшения потерь и ущерба от них (смягчения последствий) проводится по следующим направлениям:

    • мониторингу и прогнозированию чрезвычайных ситуаций;
    • рациональному размещению производительных сил по территории страны с учетом природной и техногенной безопасности;
    • предотвращению в возможных пределах некоторых неблагоприятных и опасных природных явлений и процессов путем систематического снижения их накапливающегося разрушительного потенциала;
    • предотвращению аварий и техногенных катастроф путем повышения технологической безопасности производственных процессов и эксплуатационной надежности оборудования;
    • разработке и осуществлению инженерно-технических мероприятий, направленных на предотвращение источников чрезвычайных ситуаций, смягчение их последствий, защиту населения и материальных средств;
    • декларированию промышленной безопасности;
    • лицензированию деятельности опасных производственных объектов;
    • страхованию ответственности за причинение вреда при эксплуатации опасного производственного объекта;
    • проведению государственной экспертизы в области предупреждения чрезвычайных ситуаций;
    • государственному надзору и контролю по вопросам природной и техногенной безопасности;
    • информированию населения о потенциальных природных и техногенных угрозах на территории проживания;
    • подготовке населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций.
    • Мониторинг и прогнозирование чрезвычайных ситуаций

      Сущность и назначение мониторинга и прогнозирования заключаются в наблюдении, контроле и предвидении опасных процессов и явлений природы, техносферы, внешних дестабилизирующих факторов (террористических актов, вооруженных конфликтов и т.п.), являющихся источниками чрезвычайных ситуаций.

      Мониторинг и прогнозирование чрезвычайных ситуаций на территории субъектов РФ включают в себя:

      • мониторинг окружающей среды, опасных природных процессов и явлений;
      • прогнозирование чрезвычайных ситуаций природного характера;
      • мониторинг состояния безопасности зданий, сооружений и потенциально опасных объектов;
      • прогнозирование техногенных чрезвычайных ситуаций.
      • Основными задачами системы мониторинга, лабораторного контроля и прогнозирования чрезвычайных ситуаций являются:

        • оперативный сбор и обработка информации о потенциальных источниках чрезвычайных ситуаций природного, техногенного, природно-техногенного и биолого-социального характера;
        • создание и поддержание банка данных по чрезвычайным ситуациям, прогнозирование возникновения, характера развития чрезвычайных ситуаций и их последствий, заблаговременная разработка мер по предупреждению чрезвычайных ситуаций и смягчению их социально-экономических последствий;
        • принятие экстренных мер по защите населения, сельскохозяйственного производства от радиоактивных, отравляющих, аварийно химически опасных веществ и возбудителей инфекционных заболеваний.

        Координацию деятельности всех учреждений, работающих в этой области и руководство ими осуществляет Всероссийский центр мониторинга и прогнозирования чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера (ВЦМП) МЧС России, который начал функционировать с 1 июля 1999 г. Он имеет также название центр “Антистихия” и функционально он входит в Единую государственную систему предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.

        Качество мониторинга и прогноза чрезвычайных ситуаций влияет на эффективность деятельности в области снижения рисков их возникновения и масштабов. Оценка риска ведется на основе банка данных, полученного в результате мониторинга и прогнозирования, паспорта безопасности территорий, деклараций безопасности промышленных объектов.

        В зависимости от складывающейся обстановки, масштаба прогнозируемой или возникшей чрезвычайной ситуации система мониторинга и прогнозирования чрезвычайных ситуаций функционирует в режиме повседневной деятельности, режиме повышенной готовности или режиме чрезвычайной ситуации.

        В целом результаты мониторинга и прогнозирования являются основой для разработки долгосрочных, среднесрочных и краткосрочных программ, планов, а также принятия соответствующих решений по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций. Без учета данных мониторинга и прогнозирования чрезвычайных ситуаций нельзя планировать развитие территорий, принимать решения на строительство промышленных и социальных объектов, разрабатывать программы и планы по предупреждению и ликвидации возможных чрезвычайных ситуаций.

        Меры по предупреждению чрезвычайных ситуаций и уменьшению их масштабов в случае возникновения

        Предупреждение большинства опасных природных явлений (землетрясений, ураганов, смерчей) невозможно. Однако существует целый ряд опасных природных явлений и процессов, негативному развитию которых может воспрепятствовать целенаправленная деятельность людей. К ним относятся мероприятия по предупредительному спуску лавин, уменьшению масштабов наводнений и другие. Мерами, направленными на предупреждение аварий в техногенной сфере, являются совершенствование технологических процессов, повышение надежности технологического оборудования, своевременное обновление основных фондов и многое другое.

        Превентивные меры по снижению возможных потерь и ущерба, уменьшению масштабов чрезвычайных ситуаций осуществляются по ряду направлений. Одним из них может быть инженерная защита территорий и населенных мест от поражающего воздействия стихийных бедствий, аварий, природных и техногенных катастроф. Так, гидротехнические сооружения (плотины, шлюзы, насыпи, дамбы) используют также для защиты от наводнений. Для уменьшения ущерба от оползней, селей, лавин применяются защитные инженерные сооружения в населенных пунктах горной местности.

        Другим направлением уменьшения масштабов чрезвычайных ситуаций служат мероприятия по повышению физической стойкости объектов к воздействию поражающих факторов при авариях, природных и техногенных катастрофах.

        Уменьшению масштабов чрезвычайных ситуаций (особенно в части потерь) способствуют создание и использование систем своевременного оповещения населения, персонала объектов и органов управления. Это позволяет своевременно принять необходимые меры по защите населения и тем самым снизить потери.

        К организационным мерам, уменьшающим масштабы чрезвычайных ситуаций, могут быть отнесены охрана труда и соблюдение техники безопасности, поддержание в готовности убежищ и укрытий, эвакуация населения, обучение населения.

        Планирование предупредительных мероприятий на различных территориях страны осуществляется с учетом опасностей, характерных для той или иной территории. С этой целью производится зонирование территории страны, регионов, городов и населенных пунктов по критериям природного и техногенного рисков; выделяются зоны возможного опасного землетрясения, вероятного катастрофического затопления, возможного радиоактивного загрязнения и химического заражения.

        Снижению риска возникновения чрезвычайных ситуаций способствует рациональное размещение объектов экономики таким образом, чтобы они не попадали в зоны высокой природной и техногенной опасности. Они должны быть отнесены от жилых зон и друг от друга на расстояние, обеспечивающее безопасность населения и соседних объектов. Вокруг радиационно и химически опасных объектов предусматриваются санитарно-защитные зоны и зоны наблюдения. При этом не должно допускаться размещение зданий и объектов экономики на земельных участках, загрязненных органическими и радиационными отходами, в зонах оползней, селевых потоков и снежных лавин, возможного катастрофического затопления, сейсмических районах и зонах, непосредственно прилегающих к активным разломам земной коры.

        В проектах планировки необходимо предусматривать ограничение развития в крупных городах потенциально опасных объектов экономики, их постепенный вывод из городов, модернизацию, обеспечивающую снижение до приемлемого уровня риска поражения населения, среды его обитания и объектов экономики.

        В районах, подверженных воздействию землетрясений, наводнений, селей, оползней, обвалов, должно предусматриваться местное зонирование территорий. В зонах с наибольшей степенью риска размещаются парки, сады, открытые спортивные площадки и т. д. В сейсмических районах целесообразно рассредоточенное размещение объектов экономики, особенно пожаро- и взрывопожароопасных объектов. Для городов, расположенных в районах с сейсмичностью 7–9 баллов, как правило, должны планироваться одно- двухсекционные жилые здания не более 4 этажей, а также малоэтажная застройка с приусадебными участками. Пожаро- и взрывоопасные объекты необходимо выносить за пределы населенных пунктов.

        В настоящее время в соответствии с положениями Градостроительного кодекса Российской Федерации о соблюдении при градостроительной деятельности требований безопасности территорий и поселений и защиты их от воздействия чрезвычайных ситуаций в градостроительную документацию всех видов включаются разделы о защите территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также определяются мероприятия по гражданской обороне.

        Декларирование промышленной безопасности

        Эффективным мероприятием по предупреждению чрезвычайных ситуаций техногенного характера служит декларирование промышленной безопасности, одной из основных задач которой является возложение на предпринимателя обязанностей по осуществлению комплекса работ по оценке опасностей эксплуатируемых им объектов с учетом принятых им мер по предупреждению возникновения и развития аварий. Декларация промышленной безопасности представляется надзорным органам в качестве обязательного элемента для получения лицензии на эксплуатацию объектов, а также органам местного самоуправления для информирования о проделанной работе. Тем самым повышается ответственность руководителей организаций, эксплуатирующих опасные производственные объекты в части обеспечения безопасности.

        В соответствии с положениями федерального закона Российской Федерации “О промышленной безопасности опасных производственных объектов” (1997), наряду с всесторонней оценкой риска аварии на объекте и связанной с ней угрозы для производственного персонала, населения и территории декларация промышленной безопасности объекта должна содержать анализ достаточности принятых мер по предупреждению аварий, обеспечению готовности объекта функционировать в соответствии с требованиями безопасности, а также готовности к локализации, ликвидации и смягчению последствий аварии в случае ее возникновения.

        Лицензирование деятельности опасного производственного объекта

        Лицензирование деятельности опасных производственных объектов является частью социально-экономического механизма обеспечения безопасности населения и защиты окружающей среды от аварий на потенциально опасных промышленных объектах. Государственная стратегия в области лицензирования деятельности определена федеральным законом “О лицензировании отдельных видов деятельности” от 8 августа 2001г. № 128–ФЗ, а также подзаконными актами в свете требований данного закона.

        Особенность положений данного закона состоит в том, что он направлен преимущественно на лицензирование деятельности по эксплуатации потенциально опасных производственных объектов.

        Лицензия – специальное разрешение на осуществление конкретного вида деятельности при обязательном соблюдении лицензионных требований и условий, выданное лицензирующим органом юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю (лицензиату).

        Среди перечня видов деятельности, на осуществление которых требуется лицензия, значительное место занимают объекты, нарушение порядка эксплуатации которых может привести к чрезвычайным ситуациям.

        Выдача лицензии осуществляется при наличии у заявителя заключения экспертизы промышленной безопасности, договора страхования ответственности за причинение вреда при эксплуатации опасного производственного объекта, декларации промышленной безопасности опасного производственного объекта.

        В процессе рассмотрения документации на получение лицензий производится проверка предприятий органами исполнительной власти, осуществляющими лицензирование, на предмет соответствия представленной документации фактическому состоянию оборудования, подготовки кадров, а также устранению нарушений, замене изношенного оборудования и т. п.

        По данным МЧС, лицензирование эксплуатации объектов и работ повышенной опасности способствует более качественному обучению инженерно-технических работников и рабочих потенциально опасных производств и объектов, повышению ответственности за состояние безопасности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, а также повышению эффективности надзора и контроля за безопасностью производственной деятельности потенциально опасных объектов.

        Страхование ответственности за причинение вреда при эксплуатации опасного производственного объекта

        К механизмам государственного регулирования промышленной безопасности, возмещения ущерба, обусловленного авариями и катастрофами на опасных промышленных объектах, относятся различные формы государственной компенсации, самострахование объектов, различные формы финансовых гарантий. Наиболее широко применяемым механизмом возмещения ущерба во всем мире, а в последнее время и в России является страхование.

        Страхование — это особая форма финансовых перераспределительных отношений, направленная на создание специальных денежных резервов для возмещения ущерба, возникающего при непредвиденных событиях. Одним из видов страхования может быть страхование ответственности за причинение вреда имуществу, жизни и здоровью людей и природной среде (нанесение ущерба) в результате аварии (катастрофы) на опасном производственном объекте.

        Цель этого страхования — повышение промышленной безопасности путем использования экономического механизма компенсации вреда, причиненного жизни и здоровью, имуществу и природной среде в результате аварий при эксплуатации опасных производственных объектов, а также защита имущественных интересов организаций, эксплуатирующих опасные производственные объекты, на случай таких аварий.

        Для предприятий (страхователей) страхование ответственности создает:

        • финансовый резерв для ликвидации последствий аварий и возмещения ущерба пострадавшим гражданам и организациям, а также юридическую поддержку по претензиям и искам (страховая компания отклоняет неправомерные претензии к страхователю и оплачивает лишь действительные убытки);
        • финансирование при отсутствии страховых случаев превентивных мероприятий, направленных на повышение безопасности и противоаварийной устойчивости объекта.
        • Для населения (или третьих лиц, потерпевших в результате аварии) страхование — гарантия прав на получение возмещения ущерба жизни, здоровью и имуществу, в том числе, косвенно, на компенсацию за экономический ущерб от аварии.

          Для органов власти и управления страхование ответственности дает финансовый резерв для ликвидации последствий аварии и возмещения ущерба пострадавшим гражданам и организациям, а также контроль со стороны страховой компании за безопасностью и противоаварийной устойчивостью объекта страхования (страховой компании невыгодны аварии и она будет предпринимать все меры, чтобы их предотвратить).

          Максимальный размер возмещения (страховая сумма), выплачиваемый при страховом случае, — 70 тыс. минимальных размеров оплаты труда (МРОТ) для опасных производств, если на нем получаются, перерабатываются, хранятся, транспортируются или уничтожаются опасные вещества; 1 тыс. МРОТ — для иного опасного производства.

          Несмотря на государственное значение данного вида страхования, темпы его реализации недостаточно высоки и возмещение ущерба от чрезвычайных ситуаций в настоящее время по-прежнему в значительной степени осуществляется за счет средств федерального и регионального бюджетов.

          Государственная экспертиза в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций. Надзор и контроль в области защиты от чрезвычайных ситуаций

          В соответствии с федеральным законом “О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера” (ст. 26) государственная экспертиза проектов и решений организуется и проводится по тем объектам производственного и социального назначения и процессам, которые могут быть источниками чрезвычайных ситуаций или влиять на обеспечение защиты населения.

          Цель государственной экспертизы в области защиты населения и территорий — выявление степени соответствия объектов экспертизы установленным нормам, стандартам и правилам в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, а также в области проектирования инженерно-технических мероприятий гражданской обороны.

          Экспертный совет при Межведомственной комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций должен рассматривать программные документы федерального уровня, проекты нормативных правовых актов и нормативно-технических документов.

          Государственная экспертиза проектов МЧС России должна рассматривать градостроительную документацию по планированию развития территории субъектов Российской Федерации, генеральные планы городов, отнесенных к группам по гражданской обороне или с численностью населения 250 тыс. человек или более, декларации промышленной безопасности опасных производственных объектов, проекты строительства потенциально опасных промышленных, энергетических и транспортных объектов.

          Важным направлением деятельности органов управления РСЧС всех уровней в области предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций может быть осуществление надзора и контроля.

          Основными методами надзора и контроля, осуществляемого МЧС России и его территориальными органами, являются участие в проведении государственной экспертизы градостроительной документации, организации и проведении декларирования безопасности опасных производственных объектов, а также участие в расследовании чрезвычайных ситуаций.

          Ликвидация последствий чрезвычайных ситуаций

          Ликвидация последствий чс должна выполняться в максимально короткие сроки. В этой деятельности различают три основных этапа.

          На первом этапе реализуются мероприятия по экстренной защите населения. Через систему оповещения население информируют о возникновении чс и о необходимости использования сиз. Проводятся эвакуация людей из опасных зон и оказание им первой медицинской помощи. Принимаются неотложные меры для локализации аварий, в случае необходимости вводится в действие комплекс противопожарных мероприятий. Возможны также временная остановка технологических процессов на предприятиях или их изменение. На этом этапе проводится подготовка к выполнению спасательных и других неотложных работ. Для этого заблаговременно создаются специально обученные спасательные формирования. На промышленных объектах спасательные подразделения формируются из числа работников этого объекта (гражданские организации гражданской обороны объекта). Для получения сведений о сложившейся в результате чс обстановке проводят разведку очага поражения — территории, на которой возникли негативные последствия в результате действия опасных и вредных факторов, вызванных чс. Форма очага поражения зависит от вида чс. Различают простые и комбинированные очаги поражения. Простые очаги возникают под действием одного фактора чс, а комбинированные — от воздействия нескольких факторов.

          На втором этапе проводятся аварийно-спасательные и другие неотложные работы (АСиДНР), а также продолжается выполнение задач по защите населения и уменьшению последствий чс, начатых на первом этапе. Продолжаются локализация и тушение пожаров, а также спасение людей из горящих зданий и сооружений. Если в результате чс разрушены или завалены защитные укрытия и убежища, в которых находились люди, проводятся их розыск и извлечение из завалов. Пострадавших и получивших ранения доставляют в медицинские учреждения. Продолжается также эвакуация населения из опасных зон. В случае необходимости (выброса в окружающую среду радиоактивных или токсичных химических веществ, а также бактериологических агентов) проводят специальную обработку, которая представляет собой комплекс мероприятий, проводимых с целью восстановления готовности людей, входящих в состав специальных формирований, и используемой техники к продолжению АСиДНР в очагах поражения, а также подготовки объектов к возобновлению производственной деятельности. Специальная обработка состоит из обеззараживания и санитарной обработки. Обеззараживание включает в себя следующие операции: дезактивацию, дегазацию, дезинфекцию и дератизацию.

          дезактивация — это удаление радиоактивных веществ с поверхностей различных предметов, а также очистка от них воды. Различают механический и химический способы удаления радиоактивных веществ с очищаемых поверхностей. Механическое удаление радиоактивной пыли сводится к смыванию ее водой. При использовании химического способа радиоактивную пыль связывают специальными растворами, препятствуя тем самым ее распространению в окружающей среде. для этого используют поверхностно-активные и комплексообразующие вещества, кислоты и щелочи. Если загрязненная территория имеет твердое покрытие, то ее дезактивируют механическим способом. Территории без твердого покрытия обрабатывают пленкообразующими и закрепляющими растворами (латекс, спиртосульфатная барда, нефтяные шламы и др.) или просто водой, после чего связанную таким образом радиоактивную пыль удаляют с зараженной территории, срезая бульдозерами или грейдерами загрязненный слой грунта толщиной 5—10 см. Этот грунт помещают в металлические контейнеры и захоранивают на специальных полигонах. Обработанную территорию засыпают слоем грунта толщиной 9—10 см. дезактивацию поверхностей зданий проводят путем связывания радиоактивной пыли пленкообразующими составами с последующим ее удалением мощными пылесосами. Для дезактивации воды используют фильтрование, отстаивание, перегонку, очистку с использованием ионообменных смол. Зараженные открытые водоемы дезактивируют, обрабатывая абсорбирующими и комплексообразующими глинами. Очистку рек, ручьев и иных стоков проводят, пропуская воду через плотины фильтрующего типа. В качестве фильтрующего элемента в них используют адсорбирующий наполнитель. Дезактивацию колодцев проводят многократным откачиванием из них воды и удалением зараженного грунта со дна. Для дезактивации упакованных продуктов питания заменяют загрязненную тару. Если продукты не были упакованы, то с их поверхности снимают зараженный слой.

          дегазация — это операция по разложению отравляющих и сильнодействующих ядовитых веществ до нетоксичных продуктов. В качестве дегазирующих веществ используются химические соединения, которые вступают в реакцию с отравляющими и ядовитыми веществами. для удаления отравляющих и химических веществ с зараженных поверхностей используют моющие растворы, приготовленные на основе порошка СФ-24 или бытовых синтетических моющих веществ. Эти растворы не обезвреживают отравляющие вещества, а лишь позволяют быстро смыть их с зараженной поверхности. При комбинированном загрязнении радиоактивными и отравляющими веществами сначала проводят дегазацию, а уж затем дезактивацию.

          для уничтожения возбудителей инфекционных заболеваний человека и животных проводят дезинфекцию. Ее осуществляют физическими, химическими и механическими методами. Физические методы применяют в основном при кишечных инфекциях. К ним относятся кипячение белья, посуды, предметов ухода за больными, сжигание ненужных и непригодных для дальнейшего использования вещей. Химический метод заключается в уничтожении болезнетворных микробов и разрушении токсинов дезинфицирующими веществами, в качестве которых используются этанол, пропанол, фенол (карболовая кислота) и его производные. Механический метод заключается в удалении заражённого слоя грунта или устройстве настилов.

          С целью предотвращения распространения инфекционных заболеваний используют методы дератизации, заключающиеся в уничтожении переносчиков этих заболеваний (мышей, крыс, других грызунов). Как и дезинфекция, дератизация может осуществляться химическим, механическим и биологическим методами.

          под санитарной обработкой понимают комплекс мероприятий по ликвидации заражения личного состава спасательных формирований и населения радиоактивными и отравляющими веществами, а также бактериологическими средствами. При санитарной обработке обеззараживают поверхность тела человека и наружные слизистые оболочки. Обрабатывают также одежду, обувь и средства защиты. Различают полную и частичную санитарную обработку. Первой из них подвергается личный состав спасательных формирований, а также эвакуированное население после выхода из загрязненных зон. При полной обработке обеспечивается полное обеззараживание от радиоактивных, отравляющих и бактериальных средств. Она проводится на пунктах специальной обработки людей. Одежда и другие предметы и вещи обеззараживают камерным или газовым методом, а также замачиванием в растворах дезинфектов и последующей стиркой, кипячением и др. Частичная обработка осуществляется непосредственно в очаге поражения для исключения вторичного инфицирования людей. При этом проводят механическую очистку и обработку открытых участков кожи, поверхностей одежды, обуви и индивидуальных средств защиты.

          На заключительном (третьем) этапе начинаются работы по восстановлению функционирования объектов экономики, которые выполняются строительными, монтажными и другими специальными организациями. Кроме этого, осуществляется ремонт жилья или возведение временных жилых построек. Восстанавливаются также энерго- и водоснабжение, объекты коммунального обслуживания и линии связи. После окончания этих и ряда других работ производится возвращение (реэвакуация) населения к месту постоянного жительства.

          4.5. Ликвидация последствий чрезвычайных ситуаций

          Ликвидация ЧС осуществляется силами и средствами предприятий, учреждений и организаций, на территории которых сложилась ЧС, под руководством соответствующих комиссий по ЧС.

          К ликвидации ЧС в соответствии с законодательством Российской Федерации могут привлекаться Вооруженные силы РФ, войска гражданской обороны РФ, другие войска и воинские формирования.

          В очагах поражения проводят спасательные и другие неотложные работы: разведку маршрутов движения формирования ГО и участков работ; локализацию и тушение пожаров, спасение людей из горящих зданий; вскрытие разрушенных, поврежденных защитных сооружений и спасение людей; санитарную обработку людей, обеззараживание транспорта, технических систем, зданий, сооружений и промышленных объектов и т.д.; прокладку колонных путей и устройство проездов в завалах и зараженных участках; локализацию аварий на газовых, энергетических, водопроводных, канализационных, технологических сетях; укрепление или обрушение конструкций зданий и сооружений, угрожающих обвалом, и т.д.

          Спасательные и другие неотложные работы проводят непрерывно, в любую погоду, до полного их завершения. Для организа-

          ции этих работ решением начальника ГО и ЧС создается группировка сил и средств. При ЧС федерального масштаба в работу включается аэромобильный спасательный отряд МЧС России.

          В качестве технических средств используют как объектную технику (бульдозеры, самосвалы, автогрейдеры, экскаваторы и др.), так и спецтехнику, находящуюся в распоряжении спасательных формирований.

          Технология проведения спасательных и других неотложных работ зависит от характера разрушений зданий и сооружений, коммунально-энергетических сетей и радиационно-химического заражения территории.

          В первую очередь проводят работы по устройству проходов и проездов к разрушенным зданиям, заводским сооружениям, где находятся люди. Затем приступают к поиску и освобождению пострадавших из-под завалов. Спасательные группы начинают поиск с уцелевших подвальных помещений, дорожных сооружений, подземных переходов, у наружных оконных и лестничных проемов, околостенных пространств нижних этажей зданий. Далее обследуется весь без исключения участок спасательных работ.

          Спасение людей начинают с тщательного осмотра завала с привлечением кинологов с собаками, соответствующих приборов, а также с опроса очевидцев. При этом устраняют условия, способствующие обрушению отдельных конструкций. Принимаются меры к установлению связи с людьми, попавшими в завалы. Деблокирование производят разными способами: устраивают лазы, разбирают завалы, делают проходы сбоку или сверху с одновременным креплением неустойчивых конструкций и элементов.

          При этом нужно помнить, что использование тяжелой техники для ликвидации завалов резко ускоряет процесс, но может нанести непоправимый вред пострадавшим.

          Пострадавших выносят на руках, плащах, брезенте, одеялах, а также волоком и на носилках. После оказания первой медицинской помощи людей эвакуируют. Эффективность спасательных работ зависит от их своевременности.

          К другим неотложным работам относятся ремонт и отключение поврежденных коммунально-энергетических и технологических сетей. Поврежденные системы теплоснабжения отключают от внешней сети задвижками на вводах в здания и в теплоцентрах. Очень важно отключить газовые сети на любых магистралях за пределами и внутри зданий и т.д.

          Значительная часть работ в очаге поражения приходится на локализацию и ликвидацию пожаров. Эти работы производятся формированиями пожаротушения системы ГО, штатными пожарными частями промышленных объектов, пожарными частями территориального подчинения вместе со спасательными формированиями.

          Очень важно при тушении пожара как можно быстрее оценить обстановку, предугадать развитие пожаров и на этой основе принять правильное решение по их локализации и тушению.

          Пожарные подразделения в первую очередь тушат и локализуют пожары там, где находятся люди, и одновременно с тушением огня эвакуируют людей.

          Работам по ликвидации очагов поражения сильнодействующими ядовитыми веществами (СДЯВ), как правило, предшествуют (или проводятся одновременно) мероприятия, направленные на снижение величины выброса и растекания СДЯВ на местности, уменьшение интенсивности испарения ядовитых веществ и снижение глубины распространения зараженного воздуха. Для этого проводят работы по: •

          ограничению и приостановлению выброса СДЯВ; •

          обваловыванию мест разлива СДЯВ; •

          сбору разлившихся СДЯВ, попавших в закрытые резервуары; •

          организации отсечных водяных завес на пути распространения облака зараженного воздуха; •

          изоляции разлива СДЯВ пеной; •

          поглощению ядовитых веществ адсорбентами.

          После проведения этих мероприятий проводят обеззараживание территории и санитарную обработку населения и личного состава спасательных формирований.

          Обеззараживание включает дезактивацию, дегазацию, дезинфекцию, дератизацию, демеркуризацию и т.д.

          Под дезактивацией понимают механическое и физико-химическое удаление радиоактивных веществ (РВ) с поверхностей различных предметов, а также очистку от них воды.

          Обеззараживание техники и транспорта производится на станциях обеззараживания, располагаемых обычно в автохозяйствах или пунктах контроля и обработки, расположенных на выездах из зараженных зон.

          Дезактивацию воды проводят фильтрованием, перегонкой, отстаиванием или с помощью ионообменных смол.

          Упакованное продовольственное и пищевое сырье дезактивируют путем обработки или замены зараженной тары, а не упакованные — путем снятия зараженного слоя.

          Дегазация — процесс удаления или разложения отравляющих веществ (ОВ) и СДЯВ до нетоксичных продуктов.

          Удаление СДЯВ и ОВ проводят путем механического срезания и засыпки фунта.

          Для нейтрализации СДЯВ на одежде, снаряжении используют физико-химические способы — кипячение и обработку паром. Эффективность нейтрализации СДЯВ и ОВ оценивается полнотой дегазации.

          Дезинфекция — процесс уничтожения и удаления возбудителей инфекционных болезней человека и животных во внешней среде, а также процесс уничтожения насекомых, сельскохозяйственных вредителей, осуществляемый физическими, химическими и биологическими способами. Основным является химический способ.

          Дератизация — профилактические мероприятия по уничтожению грызунов с целью предотвращения разноса инфекционных заболеваний.

          Демеркуризация — удаление ртути и ее соединений физико-химическими или механическими способами с целью исключения отравления людей и животных.

          Санитарная обработка — комплекс мероприятий по механической очистке и обеззараживанию одежды и обуви, а также кожных покровов людей, пораженных РВ, СДЯВ и бактериальными веществами. Санитарную обработку личного состава формирований и населения проводят в санитарно-обмывочных пунктах, создаваемых на базе бань, санпропускников, душевых, а также на специальных обмывочных площадках.

          Существует два вида санитарной обработки — частичная и полная.

          Частичную обработку проводят непосредственно в очаге поражения для предотвращения вторичного инфицирования людей. Полной санитарной обработке подвергают личный состав формирований и эвакуированное население после выхода из загрязненных зон.

          Нанесенный ЧС материальный ущерб складывается из прямого (разрушения промышленных и жилых объектов) и косвенного (недополученный доход, товаров и др.) ущерба.

          Для определения прямого ущерба необходимо знать стоимость основных фондов производства и жилого фонда до и после наступления ЧС. Их разность и есть размер прямого материального ущерба. Для его определения необходимо располагать данными о степени поражения объекта, которую определяют исходя либо из численного значения пораженной площади объекта по отношению к его общей площади, либо из отношения числа пораженных элементов этого объекта к их общему числу. Поскольку предусмотреть место возникновения и масштаб чрезвычайного события на объекте невозможно, для определения степени поражения объекта используют стохастическую основу.

          Ущерб и число жертв при ЧС подсчитывают, как правило, при проведении комплекса спасательных работ или после них.

          Готовность предприятия к выполнению восстановительных работ оценивается наличием проектно-технической документации по вариантам восстановления, обеспеченностью рабочей силой и материальными ресурсами. Восстановление работоспособности предприятия может быть первоочередным (выполняться силами самого предприятия, создающего для этой цели восстановительные бригады) или капитальным.

          Предупреждение и ликвидация последствий ЧС — одна из актуальных проблем современности. Хорошо организованная система предупреждения и ликвидации ЧС, умелые действия по проведению аварийно-спасательных работ в очагах поражений, оказание необходимой помощи пострадавшим позволяют сократить число погибших, уменьшить материальные потери и обеспечить успешную работу объектов экономики.

          Повышение безопасности жизнедеятельности возможно только при постоянном совершенствовании органами ГО системы оповещения, обучении населения способам защиты от опасностей, предоставлении убежищ и средств индивидуальной защиты, проведении эвакомероприятий.

          Вопросы и задания для самопроверки 1.

          Какова классификация ЧС? 2.

          Какие опасные природные явления часто встречаются на территории нашей страны? 3.

          Что такое радиационные и ядерные аварии? 4.

          Какие исходные данные необходимы штабу ГО для оценки радиационной и химической обстановки? 5.

          Расскажите о действиях населения, направленных на защиту от радиационного и химического поражения, при пожарах и взрывах. 6.

          Какова основная цель создания PC и ЧС? 7.

          Каковы основные задачи системы ГО РФ? 8.

          Перечислите общие принципы оказания первой медицинской помощи. 9.

          Какие факторы влияют на устойчивость функционирования объекта экономики в ЧС? 10.

          В чем состоят особенности организации аварийно-спасательных и других неотложных работ при ЧС? 11.

          В чем заключается превентивная защита от террористического акта? 12.

          Каковы правила поведения людей, захваченных террористами?

          5.1. Классификация чрезвычайных ситуаций

          Низкий либо высокий температурный режим окружающей среды, энергетическое воздействие на незащищенного человека, попавшего в шторм или смерч, оказавшегося в зоне землетрясения, вблизи кратера действующего вулкана или грозовом районе, могут превысить допустимый для человеческого организма уровень и нести опасность его травмирования или гибели. Современные технологии и технические средства позволяют в какой-то мере снизить их опасность, однако сложность прогнозирования природных процессов и изменений в биосфере, недостаточность знаний о них создают трудности в обеспечении безопасности человека в системе «человек – природная среда».
          Появление техногенных источников тепловой и электрической энергии, высвобождение ядерной энергии, освоение месторождений нефти и газа с сооружением протяженных коммуникаций породили опасность разнообразных негативных воздействий на человека и среду обитания. Энергетический уровень техногенных негативных воздействий растет – и неконтролируемый выход энергии в техногенной сфере является причиной роста числа увечий, профессиональных заболеваний и гибели людей.
          Как отмечалось ранее, чрезвычайная ситуация – это нарушение нормальных условий жизнедеятельности людей на определенной территории, вызванное аварией, катастрофой, стихийным или экологическим бедствием, а также массовым инфекционным заболеванием, которые могут приводить к людским и материальным потерям. Развитие общей теории защиты природы и человека требует четкого определения и классификации чрезвычайных ситуаций.
          Каждая ЧС имеет присущие только ей причины, особенности и характер развития.
          В основе большинства ЧС лежат дисбаланс между деятельностью человека и окружающей средой, дестабилизация специальных контролирующих систем, нарушение общественных отношений.
          Научно-технический прогресс, отставание от него общекультурного развития человечества, создает разрыв между повышением риска и готовностью людей к обеспечению безопасности. Нерегулируемое воздействие человека на крупномасштабные процессы в природе может приводить к глобальным катастрофам.
          ЧС могут классифицироваться по следующим признакам:

        • по степени внезапности: внезапные (непрогнозируемые) и ожидаемые (прогнозируемые). Легче прогнозировать социальную, политическую, экономическую ситуации, сложнее – стихийные бедствия. Своевременное прогнозирование ЧС и правильные действия позволяют избежать значительных потерь и в отдельных случаях предотвратить ЧС;
        • по скорости распространения: ЧС может носить взрывной, стремительный, быстрораспространяющийся или умеренный, плавный характер. К стремительным чаще всего относятся большинство военных конфликтов, техногенных аварий, стихийных бедствий. Относительно плавно развиваются ситуации экологического характера;
        • по масштабу распространения: локальные, объектовые, местные, региональные, национальные и глобальные. К локальным, объектовым и местным относят ЧС, не выходящие за пределы одного функционального подразделения, производства, населенного пункта. Региональные, национальные и глобальные ЧС охватывают целые регионы, государства или несколько государств;
        • по продолжительности действия: могут носить кратковременный характер или иметь затяжное течение. Все ЧС, в результате которых происходит загрязнение окружающей среды, относятся к затяжным;
        • по характеру: преднамеренные (умышленные) и непреднамеренные (неумышленные). К первым следует отнести большинство национальных, социальных и военных конфликтов, террористические акты и другие. Стихийные бедствия по характеру своего происхождения являются непреднамеренными, к этой группе относятся также большинство техногенных аварий и катастроф.
        • Существует множество классификаций ЧС по причине возникновения. Федеральный закон «О защите населения и территорий от ЧС природного и техногенного характера» (об этом говорит само название закона) классифицирует ЧС по характеру возникновения на две группы:
          > ЧС природного характера;
          > ЧС техногенного характера.
          ЧС природного характера возникают вследствие аномальных явлений в окружающей нас природной среде: землетрясений, наводнений, геологически опасных явлений, стихийных бедствий и пр.
          ЧС техногенного характера возникают вследствие нарушения технологического процесса, превышения сроков эксплуатации техники и оборудования, нарушения правил их эксплуатации.
          Для установления единого подхода к оценке ЧС природного и техногенного характера, определения границ зон ЧС и адекватного реагирования на них, разработана следующая классификация ЧС:

        • локальные;
        • местные;
        • территориальные;
        • региональные;
        • федеральные;
        • трансграничные.
        • Чрезвычайные ситуации классифицируются в зависимости от количества людей, пострадавших в этих ситуациях, людей, у которых оказались нарушены условия жизнедеятельности, от размера материального ущерба, а также от границы зон распространения поражающих факторов чрезвычайной ситуации.
          К локальной относится чрезвычайная ситуация, в результате которой пострадало не более 10 человек, либо нарушены условия жизнедеятельности не более 100 человек, либо материальный ущерб составил не более 1 тыс. минимальных размеров оплаты труда на день возникновения чрезвычайной ситуации и зона ЧС не выходит за пределы территории объекта производственного или социального назначения. Ликвидация локальной ЧС осуществляется силами и средствами предприятий, учреждений и организаций независимо от их организационно-правовой формы.
          К местной относится чрезвычайная ситуация, в результате которой пострадало свыше 10, но не более 50 человек, либо нарушены условия жизнедеятельности свыше 100, но не более 300 человек, либо материальный ущерб составляет свыше 1 тыс., но не более 5 тыс. минимальных размеров оплаты труда и зона ЧС не выходит за пределы населенного пункта, города, района. Ликвидация местной ЧС осуществляется силами и средствами органов местного самоуправления.
          К территориальной относится чрезвычайная ситуация, в результате которой пострадало свыше 50, но не более 500 человек, либо нарушены условия жизнедеятельности свыше 300, но не более 500 человек, либо материальный ущерб составляет свыше 5 тыс., но не более 0,5 млн. минимальных размеров оплаты труда и зона ЧС не выходит за пределы субъекта РФ. Ликвидация территориальной ЧС осуществляется силами и средствами органов исполнительной власти субъекта РФ.
          К региональной относится чрезвычайная ситуация, в результате которой пострадало свыше 50, но не более 500 человек, либо нарушены условия жизнедеятельности свыше 500, но не более 1000 человек, либо материальный ущерб составляет свыше 0,5 млн., но не более 5 млн. минимальных размеров оплаты труда и зона ЧС охватывает территорию двух субъектов РФ. Ликвидация региональной ЧС осуществляется силами и средствами органов исполнительной власти субъектов РФ, оказавшихся в зоне ЧС.
          К федеральной относится чрезвычайная ситуация, в результате которой пострадало свыше 500 человек, либо нарушены условия жизнедеятельности свыше 1000 человек, либо материальный ущерб составляет свыше 5 млн. минимальных размеров оплаты труда на день возникновения чрезвычайной ситуации и зона ЧС выходит за пределы двух субъектов РФ. Ликвидация федеральной чрезвычайной ситуации осуществляется силами и средствами органов исполнительной власти субъектов РФ, оказавшихся в зоне ЧС.
          К трансграничной относится чрезвычайная ситуация, поражающие факторы которой выходят за пределы РФ, либо чрезвычайная ситуация, которая произошла за рубежом и затрагивает территорию РФ. Ликвидация трансграничной чрезвычайной ситуации осуществляется по решению Правительства РФ в соответствии с нормами международного права и международными договорами РФ.
          К ликвидации чрезвычайных ситуаций могут привлекаться Войска гражданской обороны РФ, Вооруженные Силы РФ, другие войска и воинские формирования в соответствии с законодательством РФ.

          5.2. ЧС природного характера, их сущность и классификация

          К природным чрезвычайным ситуациям следует отнести стихийные бедствия, связанные с пожарами, паводками, наводнениями, землетрясениями, циклонами, смерчами, снежными заносами и обледенением и др. Классификация ЧС природного характера показана на схеме 5.2.
          Остановимся на ЧС, наиболее характерных для условий Среднего Урала.
          Пожар – это неконтролируемый процесс горения, сопровождающийся уничтожением ценностей и создающий опасность для жизни и здоровья людей, животных и растений.
          Крупномасштабные (массовые) пожары, представляющие собой совокупность сплошных и отдельных пожаров, могут возникать в городах, лесах и торфяниках на фоне засушливой погоды и усиления приземного ветра в результате взрывов, стихийных бедствий, аварий и катастроф, неосторожного обращения с огнем. Лесные пожары подразделяются на низовые, верховые и почвенные (торфяные). Основными поражающими факторами пожаров являются воздействие огня (горение), теплоизлучение, температура газовой среды, токсичные продукты горения и дым.
          Для эффективности борьбы с пожарами крайне важны своевременность обнаружения пожара и немедленное сообщение о нем соответствующему подразделению, организующему тушение пожара.
          В целях противопожарной безопасности запрещается:
          — хранить в помещениях бензин, керосин или другие легковоспламеняющиеся средства;
          — загромождать чердаки и лестничные клетки;
          — оставлять без присмотра включенные электроприборы;
          — курить в не установленных для этого местах.
          Землетрясение – одно из наиболее страшных стихийных бедствий. Ему принадлежит первое место по причиняемому ущербу и числу человеческих жертв. Пятая часть территории России подвержена землетрясениям силой более 7 баллов.
          Получив информацию или почувствовав первые толчки, необходимо:
          — быстро покинуть здание;
          — на втором и последующем этажах встать в проем входной двери, отойти от окон и занять место в углу, образованном капитальными стенами;
          — держаться дальше от стен, заборов, столбов.

          Категорически запрещается пользоваться лифтом, зажигать спички, свечи.

          Наводнение – это временное затопление суши водой в результате обильных осадков, интенсивного таяния снега, нагонных ветров у морских побережий, подводных землетрясений, когда возникают гигантские волны – цунами. По количеству человеческих жертв и материальному ущербу наводнения занимают второе место после землетрясений.
          При угрозе наводнения необходимо постоянно слушать информацию об обстановке и порядке действий, своевременно доводить ее до окружающих, материальные ценности перенести на верхние этажи.
          Ураганный ветер разрушает прочные и сносит легкие строения, обрывает провода, валит столбы, топит суда, повреждает транспортные средства, вызывает аварии на энергетических сетях. Скорость ветра при урагане составляет более 30 метров в секунду и по своему пагубному действию он приближается к землетрясению.
          Получив штормовое предупреждение, необходимо закрыть окна, двери, чердачные помещения, потушить огонь в печах и подготовить фонари, свечи, лампы, постоянно прослушивать информацию. На открытой местности лучше всего укрыться в канаве, яме, овраге, любой выемке: лечь на дно и плотно прижаться к земле.
          При ЧС природного характера необходимо помнить, что легче предупредить, чем в последующем бороться с ЧС. Поэтому в практике большое внимание уделяется прогнозированию возникновения ЧС.

          5.3. ЧС техногенного характера, их сущность и классификация

          В перспективе следует ожидать обострения обстановки в сфере техногенной безопасности. Сегодня риск ЧС от старения производственных фондов и технологий в какой-то мере компенсируется спадом промышленного производства. Однако с подъемом экономики фактор стареющих технологий и оборудования может стать определяющим в росте ЧС. Довольно частыми стали аварии, которые сопровождаются взрывами и пожарами, разливами сильнодействующих ядовитых веществ. Радиоактивными веществами загрязняются окружающая местность, помещения, продукты питания и вода.
          Авария – это повреждение машины, станка, оборудования, здания, сооружения, транспортных средств, которое не повлекло за собой серьезных человеческих жертв.
          Катастрофа – событие с трагическими последствиями, крупная авария, влекущая за собой большие человеческие жертвы.
          Классификация ЧС техногенного характера показана на рис. 5.3.
          Среди техногенных катастроф преобладают события на авиационном, автомобильном, железнодорожном, морском и речном транспортах (примерно две трети всех техногенных катастроф).
          В целом соотношение природных и техногенных катастроф составляет примерно 1:4.
          Рассмотрим практические рекомендации при ЧС техногенного характера, наиболее характерных для Среднего Урала.
          При авариях с взрывами и пожарами необходимо:

          • оповестить население;
          • немедленно использовать первичные средства – огнетушители;
          • не допустить распространения огня, задействовав пожарные гидранты (краны);
          • помочь тем, кто оказался придавлен обломками и конструкциями;
          • извлечь пострадавших из завалов;
          • вывести людей в безопасное место;
          • оказать пострадавшим первую медицинскую помощь (остановить кровотечение, перевязать раны, наложить шины на переломы конечностей);
          • оцепить район (с помощью местного населения) и сообщить об аварии или пожаре по телефону.
          • При поражении сильнодействующими ядовитыми веществами необходимо:
            — в первую очередь защитить органы дыхания от дальнейшего воздействия СДЯВ;
            — надеть противогаз или ватно-марлевую повязку, предварительно смочив ее водой, а лучше 2% раствором питьевой соды при хлоре и 5% раствором лимонной кислоты при аммиаке;
            — вывести или вынести пострадавших из зоны заражения;
            — удалить ядовитое вещество с открытых участков тела;
            — на улице снять с пораженного загрязненную одежду и обувь;
            — промыть глаза и открытые участки тела водой, дать обильное питье;
            — в случае попадания ядовитых веществ внутрь вызвать рвоту или сделать промывание желудка;
            — если человек перестал дышать – сделать искусственное дыхание методом «изо рта в рот»;
            — дать дышать кислородом и обеспечить покой;
            — госпитализировать пораженного.
            Особую опасность представляют собой аварии на атомных электростанциях. Они были в США, Англии и Советском Союзе. Особенно памятна всем Чернобыльская катастрофа в апреле 1986 года.
            Главную опасность для человека представляет внутреннее облучение, то есть попадание радионуклидов внутрь организма при дыхании, при приеме пищи и воды. Для исключения этого проводится герметизация помещений, строжайший контроль за радиоактивной загрязненностью продуктов питания и воды. Если по условиям радиационной обстановки дальнейшее пребывание населения в данной местности небезопасно – проводится его эвакуация.
            Оценка ущерба вследствие ЧС проводится по 5 основным параметрам:
            — прямые потери вследствие ЧС;
            — затраты на проведение аварийно-спасательных и других неотложных работ;
            — объем эвакуационных мероприятий и затраты на их проведение;
            — затраты на ликвидацию ЧС;
            — косвенные потери.

            5.4. Прогноз развития ЧС и их оценочная классификация

            В основе долгосрочного прогнозирования чрезвычайных ситуаций и их источников лежит характер и динамика гелиогеофизических факторов. Очевидно, что определяющим фактором в комплексе гелиогеофизических параметров является состояние солнечной активности. Общепринятым показателем этой активности является число Вольфа – относительное число солнечных пятен, вычисляемых по формуле
            W=k (10n + f),
            где: k – инструментальный коэффициент,
            n — число групп и отдельных пятен,
            f — общее число пятен в группах и отдельных пятен.
            Изменение этого параметра имеет достаточно четко выраженную одиннадцатилетнюю цикличность. В настоящее время мы находимся в эпохе 23-го цикла солнечной активности, который начался в 1996-1997 гг. и завершится в 2006-2007 гг. Осреднение значений чисел Вольфа за 8-22 циклы (по данным ВНИИ МЧС России) показывает, что среднее многолетнее значение чисел Вольфа в максимальной фазе цикла составляет 115-120, минимальное 10-15. Нарастание солнечной активности и достижение максимального значения чисел Вольфа происходит в первые 4 года цикла, падение соответственно составляет 6-7 лет.
            Таким образом, исходя из среднемноголетних значений, на 2000-2001гг. приходится максимум солнечной активности 23-го цикла солнечной активности.
            Анализ связи динамики солнечной активности и динамики ЧС по данным ВНИИ показывает, что наиболее очевидна связь между ростом значений чисел Вольфа и ростом крупных природных пожаров (коэффициент корреляции R=0,89), засух и заморозков (R=0,82). В менее очевидной зависимости от значений чисел Вольфа находятся ураганы, дожди, снегопады (R= 0,58).
            Следует особо отметить, что эпоха максимума солнечной активности характеризуется переменой направленности магнитного поля Солнца, что предопределяет увеличение периодичности вариации атмосферного давления в приполярных зонах и в свою очередь приводит к увеличению числа дней застоя холодных масс воздуха в северных широтах.
            Специалистами ВНИИ было спрогнозировано негативное воздействие солнечной активности на организм человека в 2000 – 2001 гг., что создает более высокий потенциал операторских ошибок всех уровней (пример – катастрофа самолета ТУ-154 Екатеринбург – Владивосток в июне 2001 г.).
            В целом максимум солнечной активности негативно сказывается и на уровне заболеваемости населения. С учетом цикличности солнечной активности необходимо вырабатывать механизм, обеспечивающий его учет в деятельности объектов экономики с повышенным риском техногенных чрезвычайных ситуаций.

            1. В соответствии с Федеральным законом «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» по своему характеру они подразделяются на ЧС природного и техногенного характера.
            2. По масштабу и границам распространения ЧС подразделяются на локальные, местные, территориальные, региональные, федеральные и трансграничные.
            3. Прогноз возможных ЧС основывается на изменении солнечной активности в 11-летнем цикле и определяется с использованием чисел Вольфа.

            Смотрите еще:

            • Приказ минздравсоцразвития от 260411 Приказ минздравсоцразвития от 260411 Выполнять, иду 342н 26.04.11 рф от приказ минздравсоцразвития существовала Ей это 26.04.11 удалось, залезли в головной приказ глубже, порылись там хорошо, а уж 342н привели в […]
            • Закон служебная командировка Служебная командировка Неизбежной частью рабочего процесса многих организаций являются командировки. Причем в этом процессе участвует не только сотрудник, который командируется организацией, но и кадровая служба. Кадровая служба является […]
            • Страховой стаж без начислений Что такое страховой стаж Наличие стажа играет первостепенную роль в финансовом обеспечении гражданина, как в период его активной трудовой деятельности, так и в годы его нахождения на пенсии. Одним из видов стажа, то есть времени, когда […]
            • Фмс патент в москве Патент на работу для граждан Украины Стоимость: согласно официальным ценам ММЦ в Сахарово. Легальность патента: в итоге вы получите 100% легальный патент, подлинность которого сможете проверить самостоятельно на официальном сайте […]
            • За какие года начисляют пенсию За какие года начисляют пенсию Ежегодно у нас в стране выходит на пенсию около двух миллионов человек. Как начисляется пенсия в 2017 году, что влияет на ее размер - для большинства из них загадка . Разберемся как это делается и поможем […]
            • Всё о передачи мама в законе Мама в законе 16+ Кадры из фильма Каждая женщина, не раздумывая, бросится спасать своего ребенка, если ему угрожает хоть малейшая опасность. Как хищный зверь она накинется на обидчика, пусть даже им […]
            • Права и обязанности ученика в школе по новому закону об образовании Права и обязанности учащихся Неотъемлемой составляющей образования является воспитание - педагогически рациональное управление процессам развития личности ребенка. Такое его понимание закреплено в Законе РФ «Об образовании» и находит […]
            • Как правильно оформить безналичный расчет Что собой представляют безналичная форма расчета Безналичная оплата – это один из наиболее удобных вариантов ведения расчетов; это высокая их скорость и практически полное отсутствие нормативных ограничений в осуществлении […]