Кто проводит экспертизы проекта

Оглавление:

Экспертиза проектной документации и результатов инженерных изысканий

Проектная документация объектов капитального строительства и результаты инженерных изысканий, выполненных для подготовки такой проектной документации, подлежат экспертизе, за исключением случаев, предусмотренных частями 2, 3 и 3.1 статьи 49 Градостроительного кодекса Российской Федерации.

Экспертиза проектной документации и (или) экспертиза результатов инженерных изысканий проводятся в форме государственной экспертизы или негосударственной экспертизы.

Застройщик или технический заказчик по своему выбору направляет проектную документацию и результаты инженерных изысканий на государственную экспертизу или негосударственную экспертизу, за исключением случаев, если в соответствии со статьей 49 Градостроительного кодекса Российской Федерации в отношении проектной документации объектов капитального строительства и результатов инженерных изысканий, выполненных для подготовки такой проектной документации, предусмотрено проведение государственной экспертизы.

Перечень нормативных правовых актов

Телефон для справок в Минстрое России: 8 (495) 647-15-80 доб. 57025

Ответственное структурное подразделение: Департамент разрешительной деятельности и контроля.

Директор – Лабыкин Дмитрий Владимирович

Телефон приемной: 8 (495) 647-15-80 доб. 57000

ФАУ «Главгосэкспертиза России»

Начальник — Манылов Игорь Евгеньевич

Федеральное автономное учреждение «Главное управление государственной экспертизы» (ФАУ «Главгосэкспертиза России») — государственное учреждение, подведомственное Министерству строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации, уполномоченное на проведение государственной экспертизы проектной документации:

объектов, строительство, реконструкцию которых предполагается осуществлять:

— на территориях двух и более субъектов Российской Федерации;

— на территориях посольств, консульств и представительств Российской Федерации за рубежом;

— в исключительной экономической зоне Российской Федерации;

— на континентальном шельфе Российской Федерации;

— во внутренних морских водах, в территориальном море Российской Федерации;

объектов обороны и безопасности, иных объектов, сведения о которых составляют государственную тайну;

автомобильных дорог федерального значения;

объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) федерального значения (в случае, если при проведении работ по сохранению объекта культурного наследия федерального значения затрагиваются конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности такого объекта);

указанных в статье 48.1 Градостроительного кодекса Российской Федерации особо опасных, технически сложных и уникальных объектов;

объектов, связанных с размещением и обезвреживанием отходов I-V классов опасности,

государственной экспертизы результатов инженерных изысканий, выполняемых для подготовки проектной документации вышеуказанных объектов,

проверки достоверности определения сметной стоимости объектов капитального строительства.

Часто задаваемые вопросы

Наполнение данного раздела официального сайта Мосгосэкспертизы нам бы хотелось делать вместе с вами. Здесь будут размещены ответы на наиболее часто встречающиеся вопросы по проведению государственной экспертизы проектной документации и (или) результатов инженерных изысканий. Если у вас есть предложения по материалам, которые бы вы хотели видеть в этой рубрике, сообщите о них по адресу [email protected] . Мы обязательно будем их учитывать при ведении этого раздела нашего сайта.

В настоящее время нами ведется разработка проектной документации по реконструкции экспериментальной ТЭЦ ОАО «Всероссийского теплотехнического института». Частично существующий главный корпус ЭТЭЦ находится в водоохраняемой зоне р. Москвы. Реконструкция проводится внутри главного корпуса. Просим разъяснить с какими организациями мы должны согласовывать проектную документацию до передачи ее в ГАУ «Мосгосэкспертиза».

Ответ: Для проведения экспертизы проектной документации, разработанной в соответствии с требованиями постановления Правительства Российской Федерации от 16.02.2008 г. № 87, её дополнительных согласований не требуется.

Вопрос: Прошу Вас дать разъяснения к ПП РФ от 03.06.13г. № 470. Объект «Автомобильная дорога» утвержден ГАУ Мосгосэкспертиза в 2008г. Строительство в 2013г. Постановлением устанавливается возможность корректировки проектной документации, прошедшей государственную экспертизу и получившей подтверждение достоверности сметной стоимости, с учетом включения в нее современных технологий, не предусмотренных в этой документации ранее, без необходимости проведения повторной государственной экспертизы и подтверждения достоверности сметной стоимости объекта. Означает ли это, что повторная экспертиза не требуется?

Ответ: В соответствии с пунктом 44 Положения об организации и проведении государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 05.03.2007 № 145, проектная документация, получившая положительное заключение государственной экспертизы, направляется повторно на государственную экспертизу при внесении в неё изменений в части технических решений, которые влияют на конструктивную надежность и безопасность объекта капитального строительства. Проектная документация, получившая положительное заключение государственной экспертизы, по инициативе застройщика или технического заказчика может быть направлена повторно (2 и более раза) на государственную экспертизу в случае внесения в нее изменений в части технических решений, которые не влияют на конструктивную надежность и безопасность объекта капитального строительства.

Вопрос: Согласно ГОСТ Р 21 1101-2009 наименование объекта строительства на титульном листе должно соответствовать сведениям, приводимым в графах 2 и 3 основной надписи. Соответствие — это не тождество, что порождает вопросы. Например, будет ли ошибкой, что мы не укажем в графе 3 наименование предприятия, которое уже указано в графе 2? Ходят слухи, что для ФЦП проектов ваша экспертиза требует в графе 3 указывать полное наименование объекта строительства с указанием наименования предприятия, в котором расположен этот объект (дублируя сведения из графы 2). Так ли это?

Ответ: Мосгосэкспертиза не уполномочена давать разъяснения по содержанию государственных стандартов.

Вопрос: Получено положительное заключение гос. экспертизы №77-1-5-1039-11 от 30.12.11г. на объект капитального строительства: Строительство учебного корпуса и реконструкция существующего корпуса и переносом наружных инженерных сетей. Из-за ряда причин, Финуниверситет принял решение выделить строительство на этапы: 1 эт. реконструкция существующего корпуса; 2 эт. перенос (реконструкция) наружных инженерных сетей; 3 эт. новое строительство. Вопрос: возможно ли разбить строительство согласно перечисленных этапов, что для этого необходимо сделать. Кроме того принято решение об изменении ТЭПов, нужно ли в этом случае проходить повторно экспертизу.

Ответ:

Ответ: В соответствии с пунктом 44 Положения об организации и проведении государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий, утвержденным постановлением Правительства РФ от 05.03.2007 г. № 145, проектная документация направляется повторно (2 и более раза) на государственную экспертизу при внесении изменений в проектную документацию, получившую положительное заключение государственной экспертизы, в части изменения технических решений, которые влияют на конструктивную надежность и безопасность объекта капитального строительства. Проектная документация, получившая положительное заключение государственной экспертизы, по инициативе застройщика или технического заказчика может быть направлена повторно (2 и более раза) на государственную экспертизу в случае внесения в нее изменений в части технических решений, которые не влияют на конструктивную надежность и безопасность объекта капитального строительства.

Вопрос: При подаче на экспертизу проектной документации объекта капитального строительства нужно ли согласование с ОПС ГУП «Мосгоргеотрест» сводного плана инженерных сетей и стройгенплана?

Вопрос: Необходимо ли прохождение государственной экспертизы проектной документации проекта строительства опасного производственного объекта 3 класса опасности, не являющегося особо опасным, уникальным, технически сложным общей площадью менее 1500 кв.м одноэтажного исполнения? Если требуется, то на основании требований каких документов? Или необходимо прохождение экспертизы промышленной безопасности зданий и сооружений в Ростехнадзоре?

Ответ: Ваш вопрос не содержит достаточных сведений для однозначного ответа. На необходимость экспертизы проектной документации может влиять источник финансирования строительства объекта, месторасположения участка, отведенного под строительство и другие факторы. Критерии объектов, проектная документация которых не подлежит экспертизе, установлены статьей 49 Градостроительного кодекса Российской Федерации.

Вопрос: Требуется ли проведение государственной экспертизы построенного объекта и сданного в эксплуатацию в декабре 2011 года (газопровод низкого давления), для снабжение населения газом, промышленных предприятий нет. При строительстве использовались средства субъекта РФ. Все остальные экспертизы проведены.

Ответ: В соответствии с пунктом 3.4. статьи 49 градостроительного кодекса Российской Федерации проектная документация объектов, строительство, реконструкция которых финансируются за счет средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, подлежит государственной экспертизе. Однако государственная экспертиза проводится в отношении проектной документации объектов капитального строительства, т.е. объектов, строительство которых не завершено.

Ответ: Границы земельного участка и размещение дошкольного образовательного учреждения по адресу: Байкальская ул., вл. 28 соответствуют градостроительному плану земельного участка № RU77-125000-001494, утвержденному приказом Москомархитектуры от 30.04.2010 № 522.

Согласно пунктам 44, 45 раздела VI постановления Правительства Российской Федерации от 5 марта 2007 г. № 145 проектная документация может быть направлена повторно (2 и более раза) на государственную экспертизу после устранения недостатков, указанных в отрицательном заключении, или при внесении изменений в проектную документацию, получившую положительное заключение, в части изменения технических решений, которые влияют на конструктивную надежность и безопасность объекта капитального строительства. Экспертной оценке при проведении повторной государственной экспертизы подлежит часть проектной документации и (или) результатов инженерных изысканий, в которую были внесены изменения, а также совместимость внесенных изменений с проектной документацией и (или) результатами инженерных изысканий, в отношении которых была ранее проведена государственная экспертиза. В случае если после проведения первичной государственной экспертизы в законодательство Российской Федерации внесены изменения, которые могут повлиять на результаты государственной экспертизы, экспертной оценке может быть подвергнута представленная проектная документация в полном объеме.

Ответ: В соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации согласование проектной документации, представляемой для проведения государственной экспертизы, не требуется.

Экспертиза сметной документации в строительстве: заказал — работай спокойно

Проведение экспертизы сметной документации может выявить неточность расчетов, завышение или занижение стоимости материалов и сроков проведения работ, нецелевые расходы и другие недостатки, искажающие конечную стоимость.

Стоимость проведения экспертизы может зависеть от объекта проверки, срочности, наличия определенных документов по строительному проекту.

Проведение экспертизы сметной документации лучше доверить независимому специалисту, чтобы минимизировать риск личной заинтересованности в деятельности компании.

Экспертиза сметы до начала строительства позволит оценить перспективы капиталовложения и минимизировать риски.

Перед прохождением государственной экспертизы можно воспользоваться услугами независимых аудиторов. Это позволит своевременно откорректировать ошибки в документации, снизить риск получения отрицательного заключения, а также сократить сроки проверки.

Ни для кого не секрет, сколько досудебных и судебных споров возникает между застройщиком (техническим заказчиком) и подрядчиком из-за разногласий в расчетах, а также к каким финансовым и временным издержкам приводит некорректно составленная смета. Заказчику строительства избежать подобных проблем и сэкономить деньги еще до начала реализации проекта помогает независимая экспертиза сметной документации. О целях этой процедуры, ее методах и правилах проведения, а также возможном экономическом эффекте, который дает обращение к профессиональным экспертам, — читайте в нашем обзоре.

В каких случаях нужна экспертиза сметной документации

Проектно-сметная документация представляет собой комплект документов в графической и текстовой формах, включающий расчеты необходимых затрат. Сметную документацию, разработанную на стадии «проектная документация» (ПД), т.е. без чертежей, называют объектным и локальным сметным расчетом. Если сметная документация подготовлена на базе рабочих чертежей, — на стадии «рабочая документация» (РД), — она носит название локальной и объектной сметы.

При выполнении работ возможна ситуация, что первоначальных инвестиций на реализацию проекта недостаточно. Это может указывать на то, что смета была составлена некорректно. В других случаях суммы могут быть намеренно преувеличены исполнителем в расчете на то, что заказчик не обладает специальными знаниями, не в состоянии провести анализ проектно-сметной документации и выявить недостоверные показатели. Завышенными могут оказаться затраты на транспорт, оплату труда, коэффициенты для пересчета текущих цен, другие накладные расходы. Все это приводит к финансовым потерям со стороны заказчика. Подобные ситуации нередко заканчиваются длительными судебными разбирательствами.

Поэтому проведение экспертизы проектной документации в строительстве — важный этап, который всегда предшествует началу строительных работ. Согласно Градостроительному кодексу РФ экспертизе подлежит документация на объекты капитального строительства и результаты инженерных изысканий, выполненных для подготовки этой документации. Застройщик или технический заказчик по своему выбору направляет проект и результаты инженерных изысканий на государственную или негосударственную экспертизу. Для ряда объектов исследование не обязательно. Это частные жилые и многоквартирные дома, объекты с количеством этажей не больше двух, площадью не более 1500 м², а также некоторые другие здания и сооружения простых конструкций.

Негосударственную экспертизу проектно-сметной документации проводят для оценки экономической обоснованности проекта, социальной значимости планируемой постройки, степени соответствия нормам градостроительного регламента и т.д. Предмет проведения исследования оговаривается заранее и вносится в договор между заказчиком и аккредитованной организацией, которая будет проводить экспертизу.

Подготовленный отчет позволяет достоверно выяснить следующее:

  • являются ли представленные подрядчиком цены на строительно-монтажные работы и материалы завышенными или соответствуют рыночным;
  • действительно ли для данного объекта необходимо проведение всего комплекса работ, указанного подрядчиком в смете;
  • найдется ли применение технике, указанной в проекте, и в каких объемах;
  • насколько правомерно использование тех или иных коэффициентов;
  • верно ли выполнены расчеты;
  • правильно ли определены сроки;
  • не является ли итоговый объем финансирования завышенным;
  • насколько экономически привлекательным является проект;
  • соответствует ли проектная документация нормативным требованиям и др.
  • В ситуации, когда заказчик строительства обязан предоставить проектно-сметную документацию государственному эксперту, он вправе предварительно заказать проведение негосударственной экспертизы строительных смет. Она поможет исправить неточности в смете, повысить шанс быстрого прохождения государственной экспертизы и снизить риск возврата документов на доработку.

    Исследование проектно-сметной документации можно разделить на два блока: экспертиза проектной документации и исследование сметы на строительство. Ошибки, допущенные при проектировании, могут обернуться невозможностью сдачи объекта в эксплуатацию, неточности и просчеты — неправильным выбором схемы финансирования и крупным перерасходам.

    В корректности сметной документации заинтересованы, прежде всего, заказчик строительства или реконструкции либо инвестор, желающие избежать необоснованных и непредвиденных трат, реализовать экономически эффективный проект. Экспертиза может быть интересна и исполнителю, который желает получить полную и гарантированную оплату за выполненные работы. Грамотное проведение экспертизы сметной документации позволяет всем участникам строительства застраховать себя от угроз финансового и технического характера, которые могут возникнуть при реализации проекта.

    Кто проводит экспертизу

    Для проведения экспертизы негосударственным организациям необходима аккредитация, физическим лицам — аттестация. Претендовать на получение аттестата могут специалисты с высшим образованием и стажем работы в сфере подготовки проектной документации не менее 5 лет, обладающие расширенными знаниями в области градостроительной деятельности и технического регулирования в части проектирования, строительства и эксплуатации объектов. Полный перечень требований представлен в статье 49.1 ГрК РФ.

    Статья 50 ГрК РФ содержит требования к юридическим лицам, претендующим на получение аккредитации. В штате такой организации должно быть не менее пяти аттестованных работников. Необходим разработанный регламент проведения экспертизы, официальный сайт в интернете и т.д. Наличие аккредитации подтверждает свидетельство, выданное соответствующим федеральным органом исполнительной власти.

    С 1 апреля 2012 года ГрК РФ установил юридическое и правовое равенство между экспертными заключениями государственной и негосударственной экспертизы проектной документации — за исключением тех объектов, для которых обязательна только государственная экспертиза. Застройщик или заказчик вправе выбрать для прохождения экспертизы проектно-сметной документации независимый экспертный центр или доверить оценку государственному (муниципальному) экспертному органу.

    Критерии, объекты и методы экспертизы

    Проведение экспертизы проектно-сметной документации в строительстве включает в себя следующие процедуры:

  • оценка соответствия характера и объема работ, указанных в смете, проекту;
  • оценка обоснованности стоимости заявленных работ среднерыночным показателям в период проведения строительства;
  • проверка необходимости проведения заявленных в смете работ;
  • сверка фактически выполненных работ с актами о приемке формы КС-2;
  • расчет объемов, оставшихся до окончания строительства;
  • расчет количества машин и ресурсов, которые необходимы для завершения работ;
  • пересчет итоговой стоимости возведения (реконструкции) объекта с учетом результатов экспертизы;
  • разработка рекомендаций по улучшению проектных и расчетных операций.
  • Перечень документов, который потребуется для проведения экспертизы:

  • документация по всем разделам проекта;
  • задание на проектирование;
  • технико-экономическое обоснование проекта;
  • отчет о результатах инженерных изысканий на участке под строительство;
  • генеральный план проекта, технологическая, электротехническая часть, автоматизация процесса и др.
  • От заявителя также может потребоваться документ, позволяющий ему действовать от имени инвестора, застройщика, технического заказчика. Экспертиза проводится на основе изучения представленных отчетов и планов.

    Порядок проведения экспертизы сметной документации

    Экспертиза сметной стоимости предполагает прохождение нескольких этапов:

  • Оценка капитальных вложений. Объем капитальных вложений в строительство или реконструкцию рассчитывают путем анализа сметной стоимости проекта. В рамках капитальных вложений можно выделить несколько групп: строительно-монтажные работы, покупка производственного оборудования и пр.
  • Анализ прямых затрат. Эта величина напрямую связана с объемом строительно-монтажных работ, указанных в сметной документации. Прямые затраты — это основная статья расходов на строительство. Сюда входят покупка материалов, оплата труда рабочих и специалистов, расходы на использование техники и т.п.
  • Анализ накладных расходов. К этой группе относятся затраты на административно-хозяйственную деятельность строительного предприятия, организацию строительных работ, обеспечение условий для работы, косвенные расходы (уплата процентов по банковским кредитам, расходы на рекламу и т.п.).
  • Важный этап экспертизы — это определение себестоимости строительной продукции. Себестоимость указывает на эффективность строительного производства в целом, позволяет контролировать объемы текущих затрат на выполнение работ и оценивать результаты финансовой деятельности предприятия. Себестоимость может быть сметной (рассчитанной исходя из нормативов трудовых и материальных ресурсов и их стоимости) и фактической (все затраты на строительство, включая штрафы, пени и т.п.). Разница между сметной стоимостью и фактической — это реальная прибыль строительной организации.

    Заключение эксперта

    По итогам проведения экспертизы выдается заключение, оформленное в установленном порядке. Оно может быть положительным или отрицательным. Положительное заключение клиент получает, если проектная документация соответствует строительным нормативам, а выявленные недочеты оперативно и полностью устранены (в срок, не превышающий период проведения экспертизы). В случае, если замечаний много и внести изменения в проект до завершения экспертных работ не представляется возможным, заказчику выдают отрицательное заключение.

    Однако такой категоричности придерживаются, преимущественно, государственные организации. При проведении негосударственной экспертизы клиенту, как правило, предлагают заключить дополнительный договор о продлении срока исследования на то время, которое требуется для устранения недочетов. Отсутствие законодательных ограничений по срокам и ценам позволяет коммерческим организациям быть лояльными, предлагать клиентам максимально комфортные для них условия.

    Длительность процедуры

    Законодательством установлен стандартный срок прохождения экспертизы проектно-сметной документации — не более 30 дней. Государственные органы придерживаются именно такой схемы.

    При обращении в негосударственную организацию через 7–10 дней после получения документов эксперт выставит замечания. Если неточности и ошибки оперативно устранены, уже через 15 дней клиент может получить готовое заключение. Также срок может быть сокращен при наличии в штате большого количества экспертов и при острой необходимости быстрого проведения исследования. Изменения возможны и в обратную сторону: при исследовании сметы на объект повышенной сложности или большом объеме работ продолжительность экспертизы может быть увеличена. Все особые условия прописываются в договоре и обговариваются с заказчиком перед подписанием документа.

    Стоимость услуг экспертизы сметной документации

    Для государственной экспертизы стоимость определяется алгоритмом, установленным в постановлении Правительства РФ от 5 марта 2007 г. № 145 «О порядке организации и проведения государственной экспертизы». Негосударственные организации устанавливают цену индивидуально. На ее величину влияют следующие факторы:

  • предмет исследования;
  • площадь будущего объекта;
  • уникальность строения и сложность;
  • стоимость проектно-изыскательских работ;
  • срочность составления экспертного заключения.
  • Следует отметить, что работа экспертов оплачивается вне зависимости от характера итогового заключения. На практике проведение негосударственной экспертизы проектно-сметной документации оказывается на 15–20% дешевле, чем запрашивают государственные органы.

    Подводя итог, можно отметить, что негосударственная экспертиза обладает целым перечнем преимуществ. Частные центры более мобильны, лишены бюрократических барьеров и жесткой административной регламентации, ориентированы, прежде всего, на удобство клиента. Короче и сроки выполнения работ. Замечания по проектной документации эксперт выставляет по ходу всей экспертизы, в то время как госорган представляет отчет после завершения проверки, лишая заказчика права оперативно внести изменения. При негосударственной экспертизе с клиентом общается персональный менеджер. В государственной структуре любое разъяснение требует официального запроса.

    Как выбрать экспертную организацию

    Еще одна важная особенность негосударственных экспертных организаций — возможность повышать качество экспертизы проектов, привлекая к работе аттестованных экспертов высокого профессионального уровня, специалистов-практиков с большим опытом работы. Подробнее о том, как налажена работа в негосударственных экспертных центрах, рассказал директор департамента сопровождения строительства и проектов КСК групп Виктор Конкин:

    «Услугами независимых экспертов в настоящее время предпочитает пользоваться все большее количество заказчиков. Клиенты ценят собственное время и предпочитают услышать, прежде всего, не итоговое мнение эксперта, а рекомендации по улучшению проектной документации, обоснованные замечания специалистов, являющихся профессионалами в своем деле. Эксперты КСК групп проводят полный анализ заявленных показателей и выявляют их достоверность. В большинстве случаев это позволяет сократить расходы на строительство еще до его начала. Мы устраняем ошибки в выборе коэффициентов, доказываем необоснованность установления подрядчиком слишком высоких цен на материалы, оспариваем сроки работ. Все процедуры проходят в соответствии с установленным порядком. По результатам экспертизы мы готовим заключение и помогаем клиенту корректно и быстро исправить выявленные в смете недочеты».

    P.S. КСК групп — аудиторско-консалтинговая компания, работающая с частным бизнесом. Помимо строительного аудита, основными направлениями деятельности являются: юридический, налоговый и стратегический консалтинг, финансовый аудит, оценочная деятельность. В этих сегментах компания на протяжении нескольких лет удерживается в десятке лучших по России.

    Тех­ни­чес­кая экс­пер­ти­за стро­и­тель­ных смет, ис­пол­ни­тель­ной и от­чет­ной до­ку­мен­та­ции, — суть стро­и­тель­но­го ауди­та. Это не фор­маль­ность, не­об­хо­ди­мая толь­ко кон­тро­ли­ру­ю­щим ор­га­нам. Бла­го­да­ря не­за­ви­си­мо­му стро­и­тель­но­му ауди­ту за­каз­чик мо­жет ре­шить за­да­чу вы­бо­ра бла­го­на­деж­но­го под­ряд­чи­ка, за­яв­ля­ю­ще­го спра­вед­ли­вые це­ны на свои услу­ги, из­бе­жать до­пол­ни­тель­ных фи­нан­со­вых и вре­мен­ных за­трат на пе­ре­дел­ку не­ка­чест­вен­но вы­пол­нен­ных ра­бот, а так­же опла­ты «фан­том­ных» услуг и ма­те­ри­а­лов, ко­то­рые ни­ког­да не бу­дут за­куп­ле­ны.

    Экспертиза проектно-сметной документации

    Экспертиза проектно-сметной документации – важнейший шаг при переходе от этапа планирования непосредственно к выполнению строительных работ. Зачастую судьба успеха или неудачи при строительстве и реконструкции зависит от правильности составления проектно-сметной документации. Экспертиза проектно-сметной документации представляет собой определенный порядок исследований пакета документов, необходимых для начала строительства. Этот комплекс мер по анализу документации предписан нормативными актами и разработан в четком соответствии с техническим заданием, требованиями исходно-разрешительной документации, нормами и правилами, действительными на территории Российской Федерации. Проектная документация представляет собой большой комплект документов, включающий расчеты всех систем, которые будет включать в себя планируемый объект. Проектная документация имеет четыре основных стадии подготовки:

  • Разработка эскизного проекта. Производится для получения исходно-разрешительной документации.
  • Разработка непосредственно проекта строительства. Основной этап планирования строительных работ.
  • Подготовка рабочей документации – всех бумаг, необходимых для проведения строительных и монтажных мероприятий.
  • Подготовка рабочего проекта. Эта стадия совмещает в себе две предыдущих. Совмещение второго и третьего этапов возможно при проектировании простых объектов. При планировании больших сложных зданий или сооружений подготовка рабочей и проектной документации проводится отдельно и последовательно.
  • Государственная экспертиза проводится на втором этапе – при подготовке комплекта проектных документов. Негосударственная экспертиза может быть осуществлена на любом этапе подготовки документации – в зависимости от предмета исследования.

    Особое значение экспертиза проектно-сметной документации имеет в области градостроительства. Еще несколько лет назад негосударственной экспертизе проектно-сметной документации отводилась факультативная, незначительная роль. Однако в настоящее время Правительство Российской Федерации прилагает значительные усилия по поддержке негосударственной экспертизы для создания альтернативного института проектной экспертизы. Целью этих мероприятий является в глобальном смысле развитие экономики России путем создания конкуренции на рынке и развития экспертного дела в стране. Развитие негосударственной экспертизы проектно-сметной документации во многом способствует устранению излишней бюрократизации и «семейственности» традиционной государственной экспертизы. Государственная экспертиза проектной документации проводится с целью установления безопасности проектируемого здания или сооружения, его соответствия предписаниям технического регламента. При проведении строительства на бюджетные средства осуществляется обязательный контроль сметной стоимости с целью определить достоверность расчетов, эффективность и целесообразность расходования бюджетных денежных средств.

    Негосударственная экспертиза проектно-сметной документации проводится также с целью оценки экономической обоснованности проекта, социальной значимости планируемой постройки, а также установления соответствия проекта предписаниям градостроительного регламента. В каждом конкретном случае проведения негосударственной экспертизы четко определяется предмет проведения исследования. Предмет экспертизы заносится в договор, заключаемый заказчиком проведения экспертизы с аккредитованной организацией. Вот неполный перечень вопросов, которые могут быть предметом проведения исследования:

  • Финансовая целесообразность и экономическая привлекательность планируемого сооружения.
  • Социальная значимость планируемого объекта.
  • Социальная значимость планируемого строительства (предоставление рабочих мест, заложенные в смету расходы на страхование работников, социальная поддержка семей работников и т.д.).
  • Соответствие проектных документов предписаниям инженерной безопасности объекта.
  • Правильность проведенных сметных расчетов.
  • Соответствие проектных документов предписаниям нормативных актов в области строительства.
  • В большинстве случаев экспертизу проектно-сметной документации проводят несколько экспертов – опытных специалистов в области строительства, планирования, монтажных работ, юриспруденции, управления и экономики. Эксперты обязаны обладать специальными знаниями в своей предметной области, которые дают им право на проведение исследований. Все больший объем в общем количестве анализа проектной и сметной документации отводится доле негосударственной экспертизы. Экспертиза проектно-сметной документации, как правило, распадается на два больших этапа – экспертиза проектной части и тщательное исследование смет. Экспертиза проектных документов – обязательный этап любого строительства. Вследствие допущенных ошибок при подготовке проектных документов уже готовый объект может быть не сдан в эксплуатацию. Экспертиза строительного проекта обнаруживает ошибки, неточности, просчеты, к тому же поможет избежать перерасхода средств из-за выбора неверной схемы финансирования строительства. Исследование смет проводится с целью проверки правильности расходования денежных средств. Избыточные траты средств способен обнаружить только очень опытный специалист в области экспертизы. Зачастую правильно оформленные документы содержат серьезные ошибки в расчетах стоимости строительства и составлении сметных бумаг. Неправильное ведение документации при строительстве может повлечь серьезные штрафные санкции.

    В каких случаях необходима экспертиза проектно-сметной документации?

    К экспертизе проектно-сметной документации прибегают в случаях, когда при оформлении документации допущены ошибки либо подозревается их наличие. Вот примерный список ситуаций, когда следует провести подобное исследование:

    1. Возникает вопрос о соответствии проведенных проектных работ предписаниям нормативных актов.
    2. Неправильно определены объемы плановой себестоимости, сопутствующих расходов, коэффициентов пересчета цен с учетом инфляции, общих затрат.
    3. Требуется рассчитать стоимость строительства в смешанных, базисных, текущих или прогнозируемых ценах.
    4. Случаи неправильного определения сроков строительства, что приводит к итоговому неоправданному увеличению затрат (ввиду повышения расходов на оплату труда, аренду строительной техники и т.п.).
    5. Требуется установить, соответствуют ли стоимость и объем выполненных проектных работ техническому заданию, задачам проектирования, а также предписаниям исходно-разрешительных и договорных документов.
    6. Согласно методической документации (имеющей рекомендательный характер), расчет стоимости строительства может проводиться в следующих видах цен:

    7. Базисным считается уровень цен 2000 г. (согласно ФСНБ-2001 в редакции 2014 г.)
    8. Текущие цены. Цены, действительные на момент расчета стоимости строительства. Их еще называют фактическими или актуальными ценами.
    9. Прогнозируемые цены. Цены, которые предположительно будут действительными на момент выполнения расчетного объема работ.
    10. Кроме того, расчет стоимости строительства может быть произведен в смешанных ценах – имеется в виду, что расчет выполняется в российских ценах и в ценах, действительных в какой-либо другой стране. Подобные расчеты производятся, если материалы, оборудование или трудовые ресурсы поставляются из-за рубежа. Все расчеты с использованием различных цен чрезвычайно сложны, они должны проводиться квалифицированными специалистами во избежание значительных убытков, а также внезапного возникновения дефицита строительного бюджета. Неправильно рассчитанные цены могут иметь последствия в виде штрафных санкций проверяющих организаций. Сложность расчетов и серьезные последствия допущенных ошибок – еще один аргумент в пользу проведения экспертизы проектно-сметной документации.

      Правовое обеспечение экспертизы проектно-сметной документации

      Градостроительный кодекс Российской Федерации от 29 декабря 2004 года впервые предписал возможность проведения негосударственной экспертизы проектно-сметной документации. В статье 50 Градостроительного кодекса говорится, что лицо (или лица), осуществляющее подготовку проектной документации, может обратиться для проведения экспертизы в негосударственную организацию. Проведение негосударственной экспертизы сопровождается заключением договора. Организация, проводящая негосударственную экспертизу проектно-сметной документации, должна быть аккредитована в определенном порядке, который устанавливается Правительством Российской Федерации.

      Следующим шагом утверждения законности негосударственной экспертизы проектно-сметной документации стало Постановление Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2008 года, закрепленное под номером 1070. Постановление утвердило следующие документы, прилагаемые к Градостроительному кодексу:

      Положение о порядке проведения негосударственной экспертизы. Это положение на сегодняшний момент утратило силу. Вместо него теперь действует Постановление Правительства РФ от 31 марта 2012 года.

      Правила проведения аккредитации юридических лиц на право проведения негосударственной экспертизы проектно-сметной документации. Данные правила были скорректированы Постановлением Правительства РФ от 12 апреля 2012 года.

      Правила аккредитации определяют направления негосударственной экспертизы проектно-сметной документации, которые может осуществлять юридическое лицо, получившее аккредитацию. Позднее Минрегиона России выпустило Приказ, содержащий перечень направлений деятельности специалистов по экспертизе проектно-сметной документации:

    11. Схемы планирования земельных участков.
    12. Архитектурные решения и объемное планирование.
    13. Область конструктивных решений.
    14. Организация процесса строительства.
    15. Системы водоснабжения, водоотведения и канализации.
    16. Газоснабжение.
    17. Электрические системы, автоматизированные системы, системы сигнализации.
    18. Электроснабжение и потребление электроэнергии.
    19. Вопросы охраны окружающей среды.
    20. Область противопожарной безопасности.
    21. Обеспечение санитарно-эпидемиологической безопасности.

    Федеральный закон Российской Федерации от 28.11.2011 № 337-ФЗ внес следующие изменения в Градостроительный кодекс: установление порядка аккредитации юридических лиц на право проведения негосударственной экспертизы проектно-сметной документации, определение процедуры ведения государственного реестра организаций, проводящих негосударственную экспертизу проектно-сметной документации. Кроме того, закон определил порядок аттестации и переаттестации лиц на право составления экспертных заключений, процедуру ведения государственного реестра аттестованных (переаттестованных) лиц.

    В настоящее время регламент проведения негосударственной экспертизы проектно-сметной документации определяется Градостроительным кодексом Российской Федерации со всеми внесенными изменениями.

    Экспертиза проектной документации

    По общему правилу, проектная документация , разработанная для строительства или реконструкции, подлежит экспертизе.

    Результаты инженерных изысканий направляются на экспертизу отдельно или вместе с проектной документацией.

    Не требуется экспертиза проектной документации и результатов инженерных изысканий для:

  • объектов индивидуального жилищного строительства .
  • блокированных жилых домов (таунхаусов) не выше трех этажей, и не более десяти блоков (если он строятся без привлечению бюджетных средств).
  • многоквартирных домов не выше трех этажей и не более четырех блок-секций (подъездов), если он строятся без привлечения бюджетных средств.
  • нежилых зданий площадью до 1500 кв.м., если для них не требуется санитарно-защитная зона.
  • объектов, не требующих получения разрешения на строительство .
  • При использовании типовой проектной документации и ее модификаций экспертиза такой документации не требуется, но проводится экспертиза результатов инженерных изысканий.

    Экспертиза проектной документации может быть государственной либо негосударственной. Государственная экспертиза обязательна в отношении ряда, перечисленных в Градостроительном кодексе категорий, в том числе:

    • объектов, строящихся за счет бюджетных средств
    • технически сложных, особо опасных и уникальных объектов
    • объектов, используемых для обезвреживания и (или) захоронения отходов I — V классов опасности
    • объектов культурного наследия
    • объектов на особо охраняемых природных территориях
    • В остальных случаях форма экспертизы определяется застройщиком.

      Негосударственная экспертиза проектной документации проводится в организациях, прошедших специальную аттестацию.

      Правовой центр «Два М» оказывает услуги по юридическому сопровождению строительных проектов на всех этапах реализации:

    • Подготовка комплексных юридических заключений в отношении порядка осуществления строительства (отдельно могут быть рассмотрены наиболее сложные и юридически значимые вопросы будущего проекта);
    • Юридическое сопровождение согласований с компетентными органами на всех стадиях строительства;
    • Осуществление функций технического заказчика ;
    • Претензионная работа по договорам подряда, поставки, оказания услуг и т.д.;
    • Защита интересов инвесторов и застройщиков в суде .
    • Негосударственная экспертиза проектной документации и результатов инженерных изысканий

      Негосударственная экспертиза проектной документации и результатов инженерных изысканий – это оценка соответствия проектной документации требованиям Законодательства РФ, строительным нормам, правилам и стандартам. Экспертиза проектной документации проводится уполномоченным государственным органом или юридическим лицом, аккредитованным на право проведения негосударственной экспертизы проектной документации и (или) негосударственной экспертизы результатов инженерных изысканий.

      Экспертиза проектной, сметной документации и результатов инженерных изысканий является важным этапом обеспечения безопасности возводимых объектов. Экспертиза устанавливает контроль соответствия градостроительной, предпроектной и проектной документации исходным данным, техническим условиям и требованиям по проектированию и строительству. Экспертиза отслеживает обеспечение в документации эксплуатационной безопасности, конструктивной надежности и устойчивости создаваемых объектов, высокого качества архитектурных решений, рационального использования природных ресурсов, а также материальных, энергетических и финансовых ресурсов.

      Согласно данным статистики в последние месяцы негосударственная экспертиза становится всё более востребованной среди заказчиков. Основной причиной этого явления служит тот факт, что негосударственная экспертиза проектов отличается сроками проведения (в среднем: от 10 рабочих дней) и значительно более выгодной (по сравнению с госэкспертизой) ценой. Кроме того, результат негосударственной экспертизы является таким же официальным документом, как и положительное заключение государственной экспертизы. А значит, дает право оперативно получить разрешение на строительство.

      В соответствии с Федеральным законом от 28.11.2011 г. № 337-ФЗ «О внесении изменений в Градостроительный кодекс РФ и отдельные законодательные акты РФ» проектная документация капитального строительства, реконструкции и капитального ремонта должна пройти обязательную экспертизу. С 1 апреля 2012 г. вступили в силу поправки в Градостроительный кодекс, внесенные Федеральным законом № 337-ФЗ от 28.11.2011 г., которые установили юридическое «равноправие» между заключениями государственной и негосударственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий. Форма заключения и порядок его оформления устанавливаются Федеральным агентством по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству.(в ред. Постановления Правительства РФ от 23.09.2013 N 840)

      Согласно новым нормам, застройщик или технический заказчик вправе выбирать, оправлять проектную документацию и результаты инженерных изысканий на государственную экспертизу или же обратиться в независимую экспертную организацию для проведения негосударственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий (часть 1 ст. 49 Градостроительного кодекса РФ — ст. 1, пункт 9, подпункт б) ФЗ № 337 от 28.11.2011 г.). В случае если проверка сметной стоимости проводится одновременно с проведением экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий, такая проверка осуществляется в пределах срока проведения экспертизы, установленного договором на ее проведение.

      При расчёте размера капитальных вложений, сметная стоимость определяет базис финансирования. Кроме того, она оказывает непосредственное влияние на формирование договорных цен строительной продукции, расчетов за выполнение подрядных (строительно-монтажных, ремонтно-строительных и др.) работ. Не в меньшей степени ею регулируются оплаты расходов по приобретению оборудования, а также возмещения других затрат за счет средств, предусмотренных сводным сметным расчетом. Сметная документация состоит из локальных смет, локальных сметных расчетов, объектных смет, объектных сметных расчетов, сметных расчетов на отдельные виды затрат, сводных сметных расчетов стоимости строительства (ремонта), сводок затрат и др.

      Регламент по организации и проведению негосударственной экспертизы проектной документации и (или) результатов инженерных изысканий

      Независимый экспертный центр «Промэкспертиза» оказывает комплекс услуг по проведению негосударственной экспертизы проектной документации на соответствие:

    • техническим регламентам (в том числе санитарно-эпидемиологическим, экологическим требованиям, требованиям пожарной, промышленной и иной безопасности и т.д.);
    • результатам инженерных изысканий;
    • установленным (утвержденным, выбранным для расчета) сметным нормативам;
    • градостроительным регламентам и градостроительному плану земельного участка;
    • национальным стандартам и стандартам организаций;
    • заданию на проектирование.
    • Негосударственная экспертиза, по которой принято положительное заключение, является основанием для получения Разрешения на строительство (согласно Градостроительному кодексу РФ в ред. Федерального закона от 28.11.2011 г. № 337-ФЗ). Напомним, согласно новым нормам, застройщиком или техническим заказчиком наравне с государственной может быть выбрана негосударственная экспертиза проектной документации в независимой экспертной организации.

      ГК «Промэкспертиза» также предлагает:

    • Помощь в подготовке проектной документации и результатов инженерных изысканий к прохождению негосударственной экспертизы (применительно к объектам, для проектной документации которых законодательно установлена необходимость прохождения экспертизы);
    • Экспертизу проектно-сметной документации.
    • Кроме того, компанией, по желанию заказчика, в качестве отдельной работы осуществляется проверка проектно-сметной документации.

      Порядок проведения проверки достоверности определение сметной стоимости объектов капитального строительства .

      Обратившись в независимый экспертный центр «Промэкспертиза», вы приобретете:

    • надежного и опытного эксперта в лице компании ГК «Промэкспертиза»;
    • индивидуальный алгоритм оказания услуг;
    • тщательный аудит всех разделов проектной документации;
    • консультации грамотных специалистов, работающих в области экспертизы проектной документации более 10 лет;
    • личного менеджера, который будет курировать ваш проект;
    • при необходимости — сопровождение в государственных тендерах;
    • минимально возможные сроки проведения экспертизы (негосударственной экспертизы) проектной документации.
    • Для проведения экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий, выполненных для подготовки такой проектной документации, в экспертный центр предоставляются:

    • заявление о проведении экспертизы;
    • проектная документация на объект капитального строительства в соответствии с требованиями (в том числе к составу и содержанию разделов документации), установленными законодательством Российской Федерации;
    • копия задания на проектирование;
    • результаты инженерных изысканий в соответствии с требованиями (в том числе к составу указанных результатов), установленными законодательством Российской Федерации;
    • копия задания на выполнение инженерных изысканий;
    • документы, подтверждающие полномочия заявителя действовать от имени застройщика, технического заказчика.
    • Вся документация должна быть представлена в полном объеме, соответствовать установленным стандартам по форме и содержанию. В противном случае положительное заключение негосударственной экспертизы получено быть не может.

      Уважаемые клиенты, за более подробной информацией обращайтесь к специалистам компании «Промэкспертиза» по телефону +7 (495) 241-30-64 или по E-mail: [email protected]

      Наши клиенты

      Наши лицензии

      Вопрос-ответ

      Какова сфера применения Постановления Правительства РФ от 18.05.2009 г. № 427 «О порядке проведения проверки достоверности определения сметной стоимости объектов капстроительства, строительство которых финансируется с привлечением средств федерального бюджета»? Распространяется ли его действие в отношении объектов капитального ремонта?

      Ответ:
      В соответствии с Письмом Министерства регионального развития РФ № 6825-ИП/08 от 27 февраля 2010 г., Постановления Правительства РФ от 18.05.2009 г. № 427 «О порядке проведения проверки достоверности определения сметной стоимости объектов.

      Смотрите еще:

      • Бондаренко станислав личная жизнь развод Актер Станислав Бондаренко впервые показал лицо дочки Больше месяца назад звезда фильма «Стритрейсеры» стал отцом во второй раз. Станислав Бондаренко искренне рад долгожданному пополнению в семье. Поклонники актера считают, что его […]
      • Нотариусы советский район тула 38 Нотариусов в Туле Нотариусы Тулы На страницах нашего тематического каталога вы сможете найти абсолютно всех нотариусов Тулы, что позволит очень быстро и комфортно осуществить поиск подходящего специалиста. Нотариат входит в число […]
      • Договор безвозмездной передачи квартиры в собственность граждан Обратная связь Договор на передачу квартиры в собственность Таким договором оформляется передача квартиры в собственность граждан в порядке приватизации. Договор на передачу квартиры в собственность не требует нотариального […]
      • Дарение квартиры документы госпошлина Что такое госпошлина при дарении квартиры и как ее можно оплатить в 2018 году? Последним этапом сделки дарения недвижимого имущества является ее регистрация в подразделении Росреестра. Для совершения этих действий получатель жилья обязан […]
      • Управление конфликтами стили разрешения конфликтов 1.2.9. УПРАВЛЕНИЕ КОНФЛИКТАМИ Конфликт – процесс развития и разрешения противоречия. Конфликт – основанное на противоречиях взаимодействие преследующих несовместимые интересы сторон, действия которых непосредственно направлены друг против […]
      • Бостонские юристы Юристы Бостона (сериал 2004 – 2008) В главных ролях: показать всех » Во 2 сезоне 3 серии, Алан говорит Дэнни, что морских вшей называют клингонцами, Дэнни повторил: «клингонцы?» — это отсылка к фильмам «Звездный путь», где Уильям […]
      • Функции и полномочия учредителя учреждения Правительство уточняет функции учредителей казенных учреждений Минэкономразвитие РФ опубликовало проект постановления Правительства Российской Федерации "О порядке осуществления федеральными органами исполнительной власти функций и […]
      • Образцы заявления в военный суд Исковое заявление в военный суд о признании незаконным увольнения военнослужащего с военной службы, восстановлении на службе и возмещении убытков и морального вреда, причиненных незаконным увольнением Исковое заявление о признании […]