Кто имеет право самостоятельно запрашивать сведения составляющие банковскую тайну

Оглавление:

Банковская система России

ПРЕДОСТАВЛЕНИЕ КРЕДИТНОЙ ОРГАНИЗАЦИЕЙ ГОСУДАРСТВЕННЫМ ОРГАНАМ СВЕДЕНИЙ, СОСТОВЛЯЮЩИХ БАНКОВСКУЮ ТАЙНУ.

Согласно п. 2 ст. 857 ПС РФ сведения, составляющие банковскую тайну, могут быть предоставлены только самим клиентам или их представителям. Государственным органам и их должностным лицам такие сведения могут быть предоставлены исключительно в случаях и в порядке, предусмотренных законом.

Статья 26 Закона о банках устанавливает, что справки по операциям и счетам юридических лиц и граждан, осуществляющих индивидуальную предпринимательскую деятельность, выдаются кредитной организацией им самим, судам и арбитражным судам (судьям). Счетной палате Российской Федерации, органам государственной налоговой службы и налоговой полиции, таможенным органам Российской Федерации в случаях, предусмотренных законодательными актами об их деятельности, а при наличии согласия прокурора — органам предварительного следствия по делам, находящимся в их производстве.

Справки по счетам и вкладам физических лиц выдаются кредитной организацией им самим, судам, а при наличии согласия прокурора — органам предварительного следствия по делам, находящимся в их производстве.

Справки по счетам и вкладам в случае смерти их владельцев выдаются кредитной организацией лицам, указанным владельцем счета или вклада в сделанном кредитной организации завещательном распоряжении, нотариальным конторам по находящимся в их производстве наследственным делам о вкладах умерших вкладчиков, а в отношении счетов иностранных граждан — иностранным консульским учреждениям.

Анализ приведенных законодательных норм позволяет сделать следующие выводы:

во-первых, законом определен исчерпывающий перечень государственных органов, которым кредитная организация предоставляет сведения, составляющие банковскую тайну;

во-вторых, случаи предоставления указанной информации устанавливаются законодательными актами о деятельности государственных органов, то есть в законах закрепляются специальные случаи, когда госорганы имеют право запрашивать (истребовать) у кредитной организации сведения, составляющие банковскую тайну, и обязанность кредитной организации предоставлять такие сведения, а также порядок такого предоставления.

Другими словами, основанием для получения госорганами сведений, составляющих банковскую тайну, является не общее полномочие госоргана запрашивать у предприятий, учреждений и организаций необходимую информацию для осуществления своей деятельности, а установленные в законах специальные случаи истребования у кредитной организации, сведений, составляющих банковскую тайну;

в-третьих, в законодательных актах о деятельности государственных органов должны быть указаны не только случаи и порядок предоставления указанных сведений, но и их объем, а также ответственность госорганов и их должностных лиц за разглашение конфиденциальной информации. Предоставление кредитной организацией сведений, составляющих банковскую тайну, гарантируется на законодательном уровне конфиденциальностью получаемой госорганами информации.

Учитывая изложенное, рассмотрим случаи предоставления кредитной организацией сведений, составляющих банковскую тайну, отдельным государственным органам.

Суды, арбитражные суды (судьи) запрашивают (истребуют) у кредитных организаций сведения, составляющие банковскую тайну, на основании ст. 63-65 ГПК РСФСР, ст. 54 АПК РФ, ст. 70 УПК РФ.

В деятельности кредитных организаций нередки случаи, когда судебные приставы-исполнители, ссылаясь на ст. 12 Федерального закона «О судебных приставах», закрепляющую их право получать при совершении исполнительных действий необходимую информацию, объяснения и справки, обязывают кредитные организации предоставлять им сведения о наличии денежных средств клиента-должника и их движении по банковскому счету.

Такие требования судебного пристава-исполнителя нельзя признать правомерными. Указанная информация является банковской тайной, а предоставление подобных сведений судебным приставам-исполнителям законодательными актами, регулирующими правовой режим банковской тайны, не предусмотрено. В соответствии с иной точкой зрения ст. 12 ФЗ «О судебных приставах» предоставляет право судебным приставам-исполнителям получать у банков сведения, составляющие банковскую тайну.

В соответствии с п. 3 ст. 46 Федерального закона «Об исполнительном производстве» сведения о наличии или отсутствии у должника — организации счетов и вкладов в кредитной организации судебный пристав-исполнитель запрашивает у налоговых органов, которые в трехдневный срок обязаны выдать ему необходимую информацию. При этом судебные приставы-исполнители и налоговые органы руководствуются совместным приказом Министерства юстиции РФ и Министерства РФ по налогам и сборам от 22 марта 1999 года «О порядке предоставления налоговыми органами информации по запросам судебных приставов-исполнителей».

Согласно ст. 13 Федерального закона «О Счетной палате Российской Федерации» при проведении ревизий и проверок Счетная палата получает от проверяемых предприятий, учреждений, организаций, банков и иных кредитно — финансовых учреждений всю необходимую документацию и информацию по вопросам, входящим в ее компетенцию. По требованию Счетной палаты Центральный банк РФ, коммерческие банки и иные кредитно-финансовые учреждения обязаны предоставлять ей необходимые документальные подтверждения операций и состояния счетов проверяемых объектов. Уголовным кодексом РФ (ст. 287) предусмотрена ответственность должностных лиц за неправомерный отказ в предоставлении информации (документов, материалов), а также за предоставление заведомо неполной либо ложной информации Счетной палате РФ.

В силу п. 2 ст. 86 Налогового кодекса РФ банки обязаны выдавать налоговым органам справки по операциям и счетам организаций и граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, в порядке, определяемом законодательством Российской Федерации, в течение пяти дней после мотивированного запроса налогового органа.

Предоставление налоговым органам сведений, составляющих банковскую тайну, неверно сводить только к предоставлению запрашиваемой ими информации. Следует учитывать, что предоставление определенного объема такой информации вменено в обязанность банков: например, банки обязаны сообщать налоговым органам по месту учета налогоплательщиков в пятидневный срок об открытии или закрытии ими счетов (п. 1 ст. 86 НК). Предоставление кредитной организацией налоговым органам сведений, составляющих банковскую тайну, гарантируется налоговой тайной, режим которой урегулирован ст. 102 Налогового кодекса. Режим налоговой тайны необходимо рассматривать в корреспонденции с режимом банковской тайны. В соответствии с Налоговым кодексом налоговую тайну составляют любые полученные налоговым органом сведения о налогоплательщике. Исключением являются сведения, перечисленные в п. 1 ст. 102 НК РФ: 1) разглашённые налогоплательщиком самостоятельно или с его согласия; 2) об идентификационном номере налогоплательщика; 3) о нарушениях законодательства о налогах и сборах и мерах ответственности за эти нарушения; 4) предоставляемые налоговым (таможенным) или правоохранительным органам других государств в соответствии с международными договорами (соглашениями), одной из сторон которых является Российская Федерация, о взаимной сотрудничестве между налоговыми (таможенными) или правоохранительными органами (в части сведений, предоставленных этим органам). Не вызывает сомнений, что к таким сведениям относятся и те, которые составляют банковскую тайну.

Статьей 1351 Налогового кодекса установлена налоговая ответственность за непредставление банками по мотивированному запросу налогового органа справок по операциям и счетам организаций и граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, в установленный НК РФ срок.

По Закону РФ «О федеральных органах налоговой полиции» у органов налоговой полиции есть право получать безвозмездно от министерств, ведомств, а также предприятий, учреждений и организаций независимо от форм собственности, физических лиц информацию, необходимую для исполнения возложенных на федеральные органы налоговой полиции обязанностей, за исключением случаев, когда законом установлен специальный порядок получения такой информации (п. 9 ст. 11). Однако такое полномочие органов налоговой полиции, по мнению автора, не предоставляет им право получать от кредитных организаций сведения, составляющие банковскую тайну, так как в приведенной норме указанное право специально не закреплено.

Спорной представляется также правомерность использования органами налоговой полиции полномочия, закрепленного п. 2 ст. 11 Закона РФ «О федеральных органах налоговой полиции», в соответствии с которым указанные органы имеют право при исполнении служебных обязанностей пользоваться правами, предоставленными законодательством должностным лицам налоговых органов.

Вместе с тем полномочия органов налоговой полиции закреплены в ст. 36 Налогового кодекса. Хотя перечень этих полномочий не носит исчерпывающего характера, стоит согласиться с мнением о том, что нормы, закрепляющие полномочия органов налоговой полиции по самостоятельному осуществлению налоговых проверок и применению налоговых санкций, а также иные полномочия налоговых органов, предоставленные органам налоговой полиции Законом РФ «О федеральных органах налоговой полиции», противоречат нормам Налогового кодекса и должны быть приведены в соответствие с ним путем внесения изменений в названный Закон.

Исходя из функций органов налоговой полиции, которые состоят в предупреждении, выявлении, пресечении и расследовании нарушений законодательства о налогах и сборах, являющихся преступлениями или административными правонарушениями, и их полномочий, закрепленных ст. 36 Налогового кодекса, правомерно сделать вывод о том, что сведения, составляющие банковскую тайну, должны предоставляться органам налоговой полиции исключительно как органам предварительного следствия.

В иных случаях сведения, составляющие банковскую тайну, истребуются органами налоговой полиции через налоговые органы. Это предусмотрено нормой п. 3 ст. 36 Налогового кодекса, в силу которой органы налоговой полиции при выявлении обстоятельств, требующих совершения действий, отнесенных Налоговым кодексом к полномочиям налоговых органов, обязаны направить материалы в соответствующий налоговый орган для принятия решения.

Таким образом, в ст. 26 Закона о банках нужно внести изменения, исключив органы налоговой полиции из перечня государственных органов, которым выдаются справки по операциям и счетам юридических лиц и граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность. Органам предварительного следствия информация, составляющая банковскую тайну, предоставляется при наличии двух условий: во-первых, только по возбужденным уголовным делам, находящимся в их производстве, и, во-вторых, с согласия прокурора. Согласно ст. 125 УПК РСФСР органами предварительного следствия являются следователи прокуратуры, органов внутренних дел, органов федеральной службы безопасности и федеральных органов налоговой полиции.

Во всех иных случаях предоставление сведений, составляющих банковскую тайну, органам предварительного следствия, а также иным правоохранительным органам является неправомерным.

Перечислим такие случаи, так как они нередко возникают в практике кредитных организаций.

Во-первых, речь идет о ст. 109: УПК РСФСР, согласно которой следователь и орган дознания по поступившим заявлениям и сообщениям могут истребовать необходимые материалы до возбуждения уголовного дела.

Во-вторых, право получать от граждан и должностных лиц необходимые объяснения, сведения, справки, документы и копии с них предоставлено милиции (ст. 11 Закона РФ «О милиции»).

В-третьих, истребовать документы по возбужденным уголовным делам могут органы дознания, перечисленные в ст. 117 УПК РСФСР. За исключением таможенных органов и органов налоговой полиции, которые указаны в ст. 26 Закона о банках, предоставление сведений, составляющих банковскую тайну, иным органам дознания, в том числе милиции, является неправомерным.

В-четвертых, право требовать от руководителей и других должностных лиц представления необходимых документов, материалов, статистических и иных сведений имеют прокуроры (ст. 22 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации»). Предоставление прокурору сведений, составляющих банковскую тайну, правомерно только в связи с возбужденным уголовным делом.

Предоставление кредитными организациями органам предварительного следствия информации, составляющей банковскую тайну, гарантируется тайной следствия (ст. 139 ГПК РСФСР).

Доступ к банковской тайне органов внутренних дел

Дата размещения статьи: 11.07.2012

Д.С. РУДЬМАН

Одной из разновидностей информации с ограниченным доступом являются сведения о наличии денежных средств на счетах в банках и движении этих средств, а также сведения о вкладах и денежных обязательствах в банках и иных кредитных организациях, получение которых имеет решающее значение для выявления, пресечения, раскрытия и расследования многих преступлений.
Результаты опроса сотрудников органов внутренних дел (далее — ОВД), проведенного в рамках исследования, сводятся к следующему. Наиболее часто запрашиваемой информацией у юридических лиц или индивидуальных предпринимателей респонденты назвали сведения об учредителях юридических лиц и изменении состава учредителей — 81,7%. Сведения о наличии денежных средств на счетах в банках и движении этих средств стоят на втором месте и составляют 56,09%.
В связи с отсутствием четкого законодательного регулирования на сегодняшний день возникают случаи, когда сотрудники ОВД в своей деятельности сталкиваются с отказом в предоставлении им сведений, отнесенных законом к банковской тайне. На вопрос сотрудникам ОВД «как часто вы сталкивались с отказом в предоставлении запрошенных данных?» более половины опрошенных (76,82%) ответили отрицательно. Часть сотрудников ОВД (17%) считают, что в своей деятельности они часто сталкивались с отказом. Таким образом, более 90% сотрудников в своей деятельности так или иначе сталкивались с отказом в предоставлении сведений с ограниченным доступом.
В качестве оснований для отказа респонденты называют:
1) отсутствие возбужденного уголовного дела (15,85%);
2) отсутствие запрашиваемых сведений (10,97%);
3) подписание запроса не уполномоченным на это должностным лицом (3,65%).
Большинство респондентов (69,5%) затруднились ответить на данный вопрос. Приведенные результаты вполне закономерны. По общему правилу клиенты банков не хотят, чтобы кто-либо знал об их капиталах, а также о движении денежных средств по их счету. Однако как государство, так и международные контрольные органы стремятся получить такую информацию. Представляется, что в современных условиях актуальность соблюдения банковской тайны для законопослушных участников хозяйственного и имущественного оборота уже не столь высока. Важно, чтобы полученная соответствующими уполномоченными органами информация не получила распространения среди третьих лиц, кому такая информация необходима для иных целей.
В связи с изложенным представляется, что на сегодняшний день насущная потребность в предоставлении информации органам внутренних дел с ограниченным доступом имеется. Однако, чтобы требования сотрудников были законными, необходима детальная законодательная регламентация данной процедуры.
Основным объектом рассматриваемого правоотношения является банковская тайна, прямое определение которой в законодательстве отсутствует. Тем не менее анализ положений ст. 857 Гражданского кодекса Российской Федерации (часть вторая) от 26 января 1996 г. N 14-ФЗ (далее — ГК РФ), а также ст. 26 Федерального закона от 2 декабря 1990 г. N 395-1 «О банках и банковской деятельности» (далее — Закон о банках) позволяют прийти к следующему выводу. Под банковской тайной следует понимать защищаемые банками и иными кредитными организациями сведения о банковских операциях, счетах и вкладах своих клиентов и корреспондентов кредитной организации, а также иные сведения, в т.ч. о клиентах и корреспондентах, за разглашение которых наступает ответственность, предусмотренная законом.
———————————
Собр. законодательства Российской Федерации. 1996. N 5. Ст. 410.
Собр. законодательства Российской Федерации. 1996. N 6. Ст. 492.

Таким образом, предметом охраны в режиме банковской тайны выступают сведения:
— о банковских операциях;
— о счетах;
— о вкладах клиентов и корреспондентов кредитной организации;
— об иных сведениях, устанавливаемых кредитной организацией.
В части определения предмета охраны возникает существенное противоречие в законодательстве, которое на сегодняшний день не устранено. Дело в том, что Закон о банках к банковской тайне относит тайну об операциях, счетах и вкладах его клиентов и корреспондентов, а также об иных сведениях, устанавливаемых кредитной организацией. Соответственно, исходя из положений ГК РФ можно заключить, что сведения о банковских операциях, совершаемых без использования банковского счета, не должны составлять банковской тайны. Кроме того, не являются банковской тайной и сведения (персональные данные) о лицах, получивших денежные средства с банковского счета (из банковского вклада) клиента, и т.д.
Полагаем, что приведение ГК РФ в соответствие с Законом о банках позволит избежать нарушения прав граждан на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну при предоставлении органам внутренних дел информации, относящейся к банковской тайне.
Учитывая название работы, характеристика субъекта будет посвящена анализу правового статуса только той стороны, которая может инициировать запрос о предоставлении сведений, отнесенных к банковской тайне, т.е. органов внутренних дел.
Статья 26 Закона о банках закрепляет право истребовать справки по операциям и счетам юридических лиц, граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, физических лиц лишь за органами предварительного следствия. Но, как известно, предварительное расследование может осуществляться также в форме дознания. Например, по таким составам, как мошенничество, присвоение или растрата, вымогательство, причинение имущественного ущерба путем обмана или злоупотребления доверием и другим преступлениям производство предварительного следствия необязательно. При совершении данных преступлений могут быть использованы банковские технологии, следовательно, может быть нарушена банковская тайна. Таким образом, по таким преступлениям может проводиться дознание, а исходя из буквального толкования положений ст. 26 Закона о банках кредитные организации вправе не выдавать справки по операциям и счетам юридических лиц, граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, а также физических лиц органам дознания. Отметим, что органы предварительного следствия могут направлять запросы только при наличии принятого к производству дела при наличии согласия руководителя следственного органа .
———————————
Вопрос: . в банк поступил запрос из Управления по налоговым преступлениям МВД России с просьбой представить справку по движению денежных средств по всем расчетам клиента, в том числе по конкретному счету за определенный период. Вправе ли банк предоставлять запрашиваемую информацию и если да, то в течение какого срока? // ЭЖ-Юрист. 2008. N 48.

При анализе запросов органов предварительного следствия у работников кредитных организаций может возникнуть вопрос о том, какие должностные лица осуществляют полномочия руководителя следственного органа. В ст. 5 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации от 18 декабря 2001 г. N 174-ФЗ (далее — УПК РФ) руководитель следственного органа определяется как должностное лицо, возглавляющее соответствующее следственное подразделение, а также его заместитель.
———————————
Собр. законодательства Российской Федерации. 2001. N 52. Ч. 1. Ст. 4921.

В соответствии с ч. 5 ст. 39 УПК РФ полномочия руководителя следственного органа применительно к ОВД осуществляют руководители следственных органов соответствующих федеральных органов исполнительной власти (при соответствующих федеральных органах исполнительной власти), их территориальных органов по субъектам Российской Федерации, по районам, городам, их заместители, иные руководители следственных органов и их заместители, объем процессуальных полномочий которых устанавливается руководителями следственных органов соответствующих федеральных органов исполнительной власти (при соответствующих федеральных органах исполнительной власти).
Таким образом, органы предварительного следствия имеют право запрашивать и получать у банков справки по операциям и счетам юридических лиц и граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, а также по счетам и вкладам физических лиц только при соблюдении двух условий:
1) по возбужденным уголовным делам, находящимся в их производстве;
2) с согласия руководителя следственного органа.
Анализ положений п. 4 ст. 13 Федерального закона от 7 февраля 2011 г. N 3-ФЗ «О полиции» (далее — Закон о полиции) дает основание прийти к следующему выводу. Помимо справок полиции предоставлено право «запрашивать и получать на безвозмездной основе по мотивированному запросу уполномоченных должностных лиц полиции от организаций документы (их копии), иную необходимую информацию в связи с расследуемыми уголовными делами, а также в связи с проверкой зарегистрированных в установленном порядке заявлений и сообщений о преступлениях. Полагаем, что данная законодательная неточность должна быть устранена внесением изменений в Закон о банках.
———————————
Собр. законодательства Российской Федерации. 2011. N 7. Ст. 900.

Правовым механизмом реализации изложенного выше права полиции может быть проведение такого следственного действия, как выемка документов, содержащих сведения, составляющие банковскую тайну. Однако для проведения выемки согласия руководителя следственного органа будет недостаточно, в этом случае необходимо судебное решение. Так, согласно п. 7 ч. 2 ст. 29 УПК РФ только суд правомочен принимать решение о производстве выемки предметов и документов, содержащих государственную или иную охраняемую федеральным законом тайну, а также предметов и документов, содержащих информацию о вкладах и счетах граждан в банках и иных кредитных организациях.
В Определении Конституционного Суда РФ от 19 января 2005 г. N 10-О «По жалобе открытого акционерного общества «Универсальный коммерческий банк «Эра» на нарушение конституционных прав и свобод частями второй и четвертой статьи 182 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации» отмечается, что требование о производстве выемки предметов и документов, содержащих информацию о вкладах и счетах граждан в банках и иных кредитных организациях, только на основании судебного решения обусловлено не особенностями проводимого в этих целях одноименного следственного действия, а специфическим характером содержащейся в изымаемых предметах и документах информации. Судебное решение в подобных случаях принимается вне зависимости от того, оформляется их изъятие как результат выемки, проводимой в порядке ст. 183 УПК РФ, или как результат какого-либо иного действия (в т.ч. обыска), направленного на обнаружение и изъятие именно таких предметов и документов .
———————————
Вестник Конституционного Суда РФ. 2005. N 3.

Данное Определение представляет интерес для кредитных организаций также в связи с тем, что в нем перечислены ситуации, в которых у кредитных организаций возникает обязанность при проведении выемки и других следственных действий передать органам предварительного следствия документы, содержащие сведения, составляющие банковскую тайну:
— выемка документов допустима, если эта информация имеет непосредственное отношение к обстоятельствам конкретного уголовного дела;
— выемка документов не должна приводить к получению сводной информации о всех клиентах банка;
— вынося перед судом постановление о возбуждении ходатайства о производстве выемки или обыска с целью изъятия документов о вкладах и счетах в банке или иной кредитной организации, следователь не вправе запрашивать информацию о счетах и вкладах, если такая информация не связана с необходимостью установления обстоятельств, значимых для расследования по конкретному уголовному делу.
Ситуация в отношении органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, аналогична ситуации с органами дознания. Выемка документов, содержащих информацию о счетах и операциях граждан, производится только по возбужденному уголовному делу. Вместе с тем, как показывает практика, в достаточно большом количестве случаев вопрос о возбуждении уголовного дела необходимо решать только после изучения финансовой деятельности подозреваемого. Понятно, что изучение финансовой деятельности имеет непосредственное отношение к банковской тайне. Согласно действующему законодательству такой возможности сегодня у оперативных работников нет. Однако анализ положений Федерального закона от 12 августа 1995 г. N 144-ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности» (далее — Закон об ОРД) позволяет говорить об обратном. В соответствии со ст. 6 Закона об ОРД представляется возможным при осуществлении оперативно-розыскной деятельности проводить отдельные мероприятия, направленные на получение сведений, относящихся к банковской тайне.
———————————
Собр. законодательства Российской Федерации. 1995. N 33. Ст. 3349.

Наконец, согласно ч. 3 ст. 26 Закона о банках в соответствии с законодательством Российской Федерации справки по операциям и счетам юридических лиц и граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, выдаются кредитной организацией органам внутренних дел при осуществлении ими функций по выявлению, предупреждению и пресечению налоговых преступлений. Корреспондирующее с данной обязанностью кредитной организации право полиции закреплено в п. 4 ч. 1 ст. 13 Закона о полиции. Между тем Уголовный кодекс Российской Федерации от 13 июня 1996 г. N 63-ФЗ (далее — УК РФ) предусматривает составы преступлений, не отнесенных к категории налоговых, для выявления и пресечения которых необходимо иметь сведения, касающиеся операций и счетов вышеуказанных лиц. К таким преступлениям, в частности, отнесены незаконное предпринимательство, незаконная банковская деятельность, легализация (отмывание) денежных средств или имущества, приобретенных незаконным путем. Таким образом, подразделения по борьбе с экономическими преступлениями, к компетенции которых отнесены данные составы, в своей работе не имеют доступа к соответствующим сведениям. Это, в свою очередь, не дает возможность выявить факты, которые в дальнейшем могут служить основаниями для возбуждения уголовного дела.
———————————
Собр. законодательства Российской Федерации. 1996. N 25. Ст. 2954.

Отстаивая право ОВД на получение информации, составляющей банковскую тайну, в предусмотренных законом случаях необходимо определить требования к запросу. Законом форма запроса не регламентирована, поэтому она может быть произвольной. Тем не менее анализ действующего законодательства (в т.ч. письма МВД России от 21 декабря 2009 г. N 1/10268 «О направлении информации» ), а также рекомендаций, высказанных Правовым департаментом Ассоциации российских банков по порядку применения ч. 3 ст. 26 Закона о банках, приводит к выводу о том, что запрос в обязательном порядке должен:
———————————
Вестник Ассоциации российских банков. 2010. N 1 — 2.

1) быть оформлен в соответствии с Приказом МВД России от 4 декабря 2006 г. N 987 «О документационном обеспечении управления в системе органов внутренних дел Российской Федерации» (в ред. Приказа МВД России от 9 декабря 2008 г. N 1075);
2) содержать:
— информацию о том, кто именно запрашивает справку;
— номер и дату возбуждения уголовного дела, по которому запрашиваются сведения;
— ссылку на статью УК РФ с обоснованием необходимости применения запрашиваемой информации в рамках предварительного следствия;
— ссылки на ст. ст. 2, 6 Закона об ОРД, ст. 13 Закона о полиции, п. 2 (3) ст. 26 Закона о банках;
— разумный срок предоставления информации по запросу, который определяется органом, инициирующим запрос, самостоятельно.
На основании вышеизложенного следует констатировать, что законодателю предстоит решить непростую задачу по упорядочиванию норм, предоставляющих органам внутренних дел возможность запрашивать сведения, составляющие банковскую тайну. Представляется, что эффективным будет указание в ст. 26 Закона о банках на право соответствующих органов получать такую информацию в порядке, предусмотренном федеральным законом. В этой связи в Закон о полиции необходимо внести дополнения, предусматривающие такой порядок.

Если вы не нашли на данной странице нужной вам информации, попробуйте воспользоваться поиском по сайту:

Вернуться на предыдущую страницу

Кто обязан соблюдать банковскую тайну

Рассматривается понятие банковской тайны, кто из внешних органов может запрашивать и получать такую информацию от коммерческих банков и от Банка России.

Прокомментируем последние изменения в статью 26 Федерального закона «О банках и банковской деятельности» и оценим суть изменений данной статьи.

Что такое банковская тайна?

Банковская тайна – это общее определение того, что любой коммерческий банк и Банк России должны сохранять в ограниченном доступе или с соблюдением полной конфиденциальности.

Определённая информация о клиентах, их документы, а также сведения, связанные с клиентами, которые становятся известны банку в ходе его регулярной коммерческой деятельности (для Банка России – в ходе исполнения ним своих контрольно-регулирующих функций), подлежит неразглашению, нераспространению или весьма ограничена в этом, согласно законодательным актам.

Кроме банков, под обязательность соблюдения банковской тайны подпадают:

  • Все другие кредитные организации небанковской формы;
  • Аудиторские компании;
  • Операторы платёжных систем, сами платёжные системы;
  • Операционные центры, платёжные клиринговые центры;
  • Банковские платёжные агенты и субагенты;
  • Организации, оказывающие услуги страхования.
  • За распространение либо ненадлежащую сохранность банковской тайны, банки и лица, указанные выше, могут быть привлечены к административной, уголовной и финансовой ответственностям.

    В ряде случаев также предусмотрена ответственность за ухудшение репутации клиентов из-за разглашения банковской тайны.

    Кто и почему имеет доступ к банковской тайне

    Доступ к сведениям, составляющим банковскую тайну, имеют:

  • Суды любой юрисдикции;
  • Налоговые и таможенные органы;
  • Орган валютного контроля, уполномоченный Президентом РФ;
  • Счетная палата РФ;
  • Фонд соцстраха РФ;
  • Пенсионный Фонд РФ;
  • Органы исполнения судебных решений (судебные приставы);
  • Милиция, как следственный орган, при наличии постановления о предварительном следствии по находящимся в производстве делам, при обязательном наличии согласия руководителя такого следственного органа;
  • Нотариальные конторы;
  • Консульские учреждения иностранных государств;
  • Орган по противодействую отмывания преступных доходов и противодействующий финансированию терроризма;
  • Единое бюро кредитных историй РФ;
  • Другие должностные лица, за которыми законодательно закреплено право запроса и получения сведения, составляющих банковскую тайну (согласно их отраслевого законодательства);

    • Материнские (управляющие) компании организаций, в случае их не нахождения на территории Российской Федерации (им могут передаваться сведения, содержащие банковскую тайну, за исключением сведений, являющихся государственной тайной).
    • Упомянутые органы имеют право запрашивать и получать следующую информацию:

    • Справки о наличии текущих, расчётных счетов и вкладов у юридических лиц, физических лиц и лиц, являющихся предпринимателями, что ведут свою деятельность без образования юрлица (далее – «субъекты тайны»), об операциях и остатках по этим счетам;
    • Документы, связанные с проведением субъектам тайны валютных операций, открытию и закрытию счетов;
    • Данные о корреспондентах и связанных лицах субъектов тайны;
    • Данные о наличии, получении и отправке электронных средств оплаты (денег) субъектами тайны;
    • Данные о корпоративных платёжных системам, которые используются для перевода и получения электронных денежных средств, про их реквизиты, об изменениях реквизитов.
    • Вам наверняка будет интересно посмотреть ментальную карту «Кредитный договор с банком», где подробно объясняются наиболее распространенные нарушения банков

      Или ТУТ вы узнаете как производится реструктуризация кредита

      Оформление аренды банковской ячейки:

      Чем регламентируется банковская тайна. Изменения 2015 года

      Статья 26 Федерального Закона РФ определяет:

      • Все основные понятия банковской тайны и её составляющие части;
      • Круг организаций и учреждений, которые обязаны соблюдать требования о сохранности банковской тайны;
      • Органы, имеющие право на получение сведений, составляющих банковскую тайну, с определением того, какая её часть может быть получена каждым конкретным органом в каждом конкретном случае;
      • Ответственность за разглашение банковской тайны.
      • Отдельно также определены требования к перечню сведений, которые может передавать Банк России регулирующим и надзорным организациям РФ и других стран, центральным банкам других стран, кредитно-финансовым холдингам, банковским объединениям, кредитным организациям, за исключением сведений, составляющих государственную тайну.

        В прошлом, 2014 году, было принято два законодательных акта, которые вносят изменения в статью 26 упомянутого Федерального закона:

      • Федеральный закон от 28.06.2014 № 189-ФЗ, в редакции от 22 декабря 2014 (вступает в силу с 01.03.2015 года);
      • Федеральной закон от 22.12.2014 № 432-ФЗ (вступает в силу с 01.03.2015 года).
      • Наши комментарии по изменениям к банковской тайне

        Статья 26 Федерального закона № 189-ФЗ

        Федеральный закон № 189-ФЗ внёс такие изменения к статье 26: были исключены слова «с их согласия» в части 16 статьи 26.

        Фактически это означает, что ранее сведения о субъектах тайны, их операциях и счетах могли передаваться в Единое бюро кредитных историй только с разрешения самих субъектов тайны.

        Такое положение вещей не могло устраивать коммерческие банки, кредитные организации и создателей Единого бюро кредитных историй, ведь его наполнения реально не происходило.

        Да и какая должна быть система, когда у каждого субъекта тайны необходимо было запрашивать его согласие на такую передачу?

        Скорее всего, все банковские и кредитные организации должны были дополнять анкеты и договора с клиентами пунктом о согласии последних на передачу сведений о них в Единое бюро кредитных историй.

        При этом, система могла заработать только для новых клиентов.

        И то – спустя какое-то время, необходимое для проведения банками подготовительной работы, что обычно занимает месяцы.

        Текущими изменениями Федеральный закон № 189-ФЗ исключил необходимость выполнения такой работы и сделал систему единой для всех клиентов, как для уже существующих, так и всех новых автоматически, упростив жизнь кредитным операторам.

        С другой стороны, банки и кредитные учреждения не обязаны передавать никакие сведения в Единое бюро кредитных историй, поскольку нет законодательных актов, накладывающих такое обязательство.

        Надеемся, что это будет следующим логичным шагом в построении реально действующего бюро кредитных историй, из которого со временем можно будет получить не только достоверную, но и полную информацию.

        Статья 26 часть 29 Федерального закона № 189-ФЗ

        Федеральный закон № 189-ФЗ излагает 29-ую часть статьи 26 в новой формулировке, которая теперь включает слова: «разработки и поддержания в актуальном состоянии планов восстановления финансовой устойчивости».

        Суть изменений можно выразить в том, что новая редакция направлена на лучшее урегулирование деятельности по повышению финансово-операционной устойчивости кредитных и банковских организаций.

        Её необходимость, как следует понимать, была обусловлена началом периода кризиса в 2014 году и, как следствие, требованием банков дать им возможность вывести свою устойчивость на новый уровень.

        Это изменение формулировки позволяет кредитным учреждениям передавать сведения, составляющие банковскую тайну, во внешние органы (включая материнские компании) в ходе процесса по разработке и внедрению шагов по улучшению краткосрочной и долгосрочной ликвидности, сокращению издержек и финансовому оздоровлению, на период кризиса.

        Статья 26 часть 31 Федерального закона № 189-ФЗ

        Этим же Федеральным Законом вносятся аналогичные изменения к части 31 статьи 26, только уже для Банка России.

        Последний должен разработать общие рекомендации для кредитных учреждений по преодолению негативных последствий экономического кризиса и дать им возможность согласовать такую деятельность с положениями статьи 26 Закона «О банках и банковской деятельности».

        Статья 26 часть 32 Федерального закона № 189-ФЗ

        Этим же Федеральным Законом вносится новая часть 32 статьи 26, которая гласит, что Банк России может передавать сведения согласно части 31, при условии, что получающие такие сведения органы (в т.ч. других государств):

      • будут соблюдать такую же или более высокую защиту данных сведений, как и Банк России;
      • не передавать их правоохранительным органам без письменного согласия на это Банка России;
      • не использовать их иначе, кроме как для исполнения своих прямых функций, без письменного согласия на это Банка России.

      Такое дополнение призвано повысить защищённость Банка России от запросов надзорных, регуляторных, кредитно-финансовых и правоохранительных органов, за счёт создания дополнительных требований, которые таки органы теперь будут обязаны соблюдать, чтобы получить сведения от Банка России.

      Кроме того, дальнейшая судьба передаваемой информации теперь также будет зависеть от Банка России, который может разрешить или запретить использование информации различными инстанциями, если они отличны от тех, кто изначально такую информацию получал.

      Банковская тайна. Предоставление сведений государственным органам

      Уважаемые клиенты!
      Вы всегда можете обратиться к нам, если Вам нужны:
      юридическая консультация по договору;
      помощь в правовом анализе и разработке договора;
      необходимо составить исковое заявление (отзыв на исковое заявление), претензию, иные документы;
      адвокат для защиты Ваших прав в суде;
      нужно подать апелляционную, кассационную жалобу или надзорную жалобу на решение суда;
      иные юридические услуги.

      Самостоятельно разобраться в данном вопросе Вам поможет следующая статья:

      В течение 2007 г. дважды вносились изменения в ст. 26 Закона «О банках и банковской деятельности», регулирующую вопросы предоставления сведений, составляющих банковскую тайну. В каких случаях требование государственных органов к кредитным организациям предоставить такого рода сведения является правомерным?

      Так, изменения ст. 26 указанного Закона сводятся к следующему:
      1) перечень государственных органов, имеющих право запрашивать и получать сведения, составляющие банковскую тайну, дополнен органами принудительного исполнения судебных актов, актов других органов и должностных лиц;

      2) уточнено, что органам предварительного следствия по делам, находящимся в их производстве, такие сведения предоставляются с согласия руководителя следственного органа, а не с согласия прокурора, как предусматривала ранее действовавшая норма Федерального закона.
      Рассмотрим, какие положительные и отрицательные стороны несут данные изменения.

      В последние годы проблемы правового регулирования банковской тайны неоднократно становились предметом рассмотрения Конституционного Суда РФ, в результате чего были выработаны конституционно-правовые подходы к определению и содержанию банковской тайны, ее правовой природе, пределам отступлений от банковской тайны.

      Так, из решений Конституционного Суда РФ можно вывести следующие определения, касающиеся банковской тайны.

      1. Банковская тайна, включающая тайну банковского счета и банковского вклада, сведений об операциях по счету и о клиентах кредитной организации, означает защиту банком в силу требования Закона сведений, разглашение которых может нарушить права клиента. Пределы возложенной на банк обязанности хранить банковскую тайну определяются Законом.

      2. Банковская тайна, будучи по своей природе и назначению публично-частным правовым институтом, служит как обеспечению условий для эффективного функционирования банковской системы и гражданского оборота, основанного на свободе его участников, так и гарантированию основных прав граждан и защищаемых Конституцией РФ интересов физических и юридических лиц.

      3. Закрепление в Законе отступлений от банковской тайны — исходя из конституционного принципа демократического правового государства, обязанности государства соблюдать и защищать права и свободы человека и гражданина как высшую ценность и обеспечивать их баланс в законодательстве и правоприменении, верховенства Конституции РФ и ее высшей юридической силы, свободы экономической деятельности и свободного предпринимательства — не может быть произвольным.

      Такие отступления (в частности, предоставление банками, иными кредитными организациями и их служащими сведений о счетах и вкладах и операциях по счету, а также сведений о клиентах государственным органам и их должностным лицам) должны отвечать требованиям справедливости, быть адекватными, соразмерными и необходимыми для защиты конституционно значимых ценностей, в том числе частных и публичных прав и интересов граждан, не затрагивать существо соответствующих конституционных прав.

      Иными словами, указанные отступления не должны ограничивать пределы и применение основного содержания закрепляющих эти права конституционных положений и могут быть оправданы лишь необходимостью обеспечения указанных в ст. 55 (ч. 3) Конституции РФ целей защиты основ конституционного строя РФ, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц и общественной безопасности.

      Из этого следует, что федеральный законодатель вправе возложить на банк, иную кредитную организацию обязанность по предоставлению государственным органам и их должностным лицам сведений, составляющих банковскую тайну, только в пределах и объеме, необходимых для реализации указанных в Конституции РФ целей, включая публичные интересы и интересы других лиц.

      Предоставление сведений, составляющих банковскую тайну, регулируют нормы ст. 857 ГК РФ и ст. 26 Федерального закона от 02.12.1990 N 395-1 «О банках и банковской деятельности» (далее — Закон о банках).

      Согласно п. 2 ст. 857 ГК РФ сведения, составляющие банковскую тайну, могут быть предоставлены только самим клиентам или их представителям. Государственным органам и их должностным лицам такие сведения могут быть предоставлены исключительно в случаях и порядке, предусмотренных законом.

      Статьей 26 Закона о банках установлен исчерпывающий перечень государственных органов, которым банки обязаны предоставлять сведения, составляющие банковскую тайну.
      В зависимости от того, к какой категории клиентов относятся такие сведения (к юридическим лицам и гражданам, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, или к физическим лицам), различают и перечень государственных органов, имеющих к ним право доступа.

      Федеральным законом от 02.10.2007 N 225-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» внесены изменения в ст. 26 Закона о банках в части дополнения перечня государственных органов и должностных лиц, имеющих право доступа к сведениям, составляющим банковскую тайну, органами принудительного исполнения судебных актов, актов других органов и должностных лиц.

      Согласно ст. 1 Федерального закона от 21.07.1997 N 118-ФЗ «О судебных приставах» задачи по исполнению судебных актов и актов других органов, предусмотренных Федеральным законом об исполнительном производстве, возлагаются на судебных приставов.

      Порядок истребования судебными приставами-исполнителями в банках сведений, составляющих банковскую тайну, а также объем таких сведений и срок их предоставления банками установлены Федеральным законом от 02.10.2007 N 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» (вступил в силу 01.02.2008).

      Из ч. 2 и 8 ст. 69 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» следует, что если сведений о наличии у должника имущества не имеется, то судебный пристав-исполнитель запрашивает эти сведения у налоговых органов, иных органов и организаций исходя из размера взыскиваемой задолженности, то есть размера, необходимого для исполнения требований, содержащихся в исполнительном документе, с учетом взыскания расходов по совершению исполнительных действий, исполнительского сбора и штрафов, наложенных судебным приставом-исполнителем в процессе исполнения исполнительного документа.

      У налоговых органов, банков и иных кредитных организаций могут быть запрошены следующие сведения:

      1) о наименовании и местонахождении банков и иных кредитных организаций, в которых открыты счета должника;

      2) о номерах расчетных счетов, количестве и движении денежных средств в рублях и иностранной валюте;

      3) об иных ценностях должника, находящихся на хранении в банках и иных кредитных организациях.

      На банки и иные кредитные организации возложена обязанность предоставлять запрошенные сведения в течение семи дней со дня получения запроса.

      Статья 69 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» также содержит требование о том, что судебный пристав-исполнитель запрашивает у банков и иных кредитных организаций необходимые сведения с разрешения в письменной форме старшего судебного пристава. Из приведенного положения следует, что поступивший в банк запрос судебного пристава-исполнителя должен содержать разрешение старшего судебного пристава на истребование сведений, составляющих банковскую тайну.

      Федеральный закон от 02.10.2007 N 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» устанавливает обязанность банков при исполнении постановления судебного пристава-исполнителя о наложении ареста на денежные средства должника сообщать судебному приставу-исполнителю реквизиты счетов должника и размер денежных средств должника, арестованных по каждому счету (п. 3 ст. 81).

      Следует отметить, что судебный пристав-исполнитель вправе запросить у банка сведения о движении средств по счетам клиента только за период, ограниченный тремя годами, предшествующими дате такого запроса. Как справедливо указывается в Постановлении ФАС Московского округа от 27.08.2007 N КА-А40/8260-07, «согласно требованиям гражданского законодательства любое взыскание может быть произведено в пределах общего трехгодичного срока исковой давности. Поэтому требование о предоставлении справки о движении денежных средств по счету с момента открытия счета, который мог быть открыт много лет назад, не основано на законодательстве».

      Отметим то обстоятельство, что еще до внесения изменений в ст. 26 Закона о банках в части включения органов принудительного исполнения судебных актов, актов других органов и должностных лиц в перечень государственных органов, имеющих право запрашивать и получать сведения, составляющие банковскую тайну, право судебных приставов-исполнителей запрашивать и получать в банках такие сведения было подтверждено Постановлением Конституционного Суда РФ от 14.05.2003 N 8-П.

      В указанном Постановлении Конституционного Суда РФ отмечается, что взаимосвязанные положения п. 2 ст. 12 и п. 2 ст. 14 Федерального закона «О судебных приставах» в части, касающейся обязательности для банков, иных кредитных организаций и их служащих требований судебного пристава-исполнителя о предоставлении ему — в связи с исполнением им постановления суда — сведений о денежных вкладах физических лиц, в их конституционно-правовом истолковании означают, что судебный пристав-исполнитель, действуя в рамках публичной функции по принудительному исполнению постановления суда, вправе требовать предоставления сведений о банковском вкладе физического лица, а банк, иная кредитная организация обязаны предоставить такие сведения — в пределах задолженности, подлежащей взысканию согласно исполнительному документу.

      Если до принятия Конституционным Судом РФ указанного Постановления арбитражные суды не признавали за судебными приставами-исполнителями право запрашивать и получать у банков сведения, составляющие банковскую тайну, то после его принятия судебная практика изменилась.

      Так, согласно п. 19 Информационного письма Президиума ВАС РФ от 21.06.2004 N 77 «Обзор практики рассмотрения дел, связанных с исполнением судебными приставами-исполнителями судебных актов арбитражных судов» судебный пристав-исполнитель при исполнении исполнительного листа суда вправе требовать от банка сведения о наличии денежных средств, находящихся на счетах его клиентов — должников, в пределах суммы, подлежащей взысканию в соответствии с исполнительным листом.

      Таким образом, законодатель, дополнив на основании Федерального закона от 02.10.2007 N 225-ФЗ перечень государственных органов, имеющих право запрашивать и получать у банков сведения, составляющие банковскую тайну, органами принудительного исполнения судебных актов, актов других органов и должностных лиц, на законодательном уровне закрепил уже сложившуюся на основании Постановления Конституционного Суда РФ от 14.05.2003 N 8-П практику, согласно которой судебные приставы-исполнители запрашивали и получали у банков такие сведения.

      Федеральным законом от 24.07.2007 N 214-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О внесении изменений в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации и Федеральный закон «О прокуратуре Российской Федерации» были внесены изменения в ст. 26 Закона о банках, согласно которым справки по операциям и счетам юридических лиц и граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, а также справки по счетам и вкладам физических лиц выдаются кредитными организациями органам предварительного следствия по делам, находящимся в их производстве, с согласия руководителя следственного органа.

      Ранее действовавшая редакция ч. 2 ст. 26 Закона о банках предусматривала предоставление сведений, составляющих банковскую тайну, органам предварительного следствия по делам, находящимся в их производстве, с согласия прокурора.

      Указанные изменения, внесенные в ст. 26 Закона о банках, явились результатом практической реализации концепции разделения в деятельности прокуратуры РФ функций надзора и функций следствия, в том числе создания Следственного комитета при прокуратуре РФ.

      В деятельности кредитной организации при анализе запросов органов предварительного следствия может возникнуть вопрос о том, какие должностные лица осуществляют полномочия руководителя следственного органа.

      В ст. 5 УПК РФ руководитель следственного органа определяется как должностное лицо, возглавляющее соответствующее следственное подразделение, а также его заместитель.

      В соответствии с ч. 5 ст. 39 УПК РФ полномочия руководителя следственного органа, предусмотренные настоящей статьей, осуществляют Председатель Следственного комитета при прокуратуре РФ, руководитель Главного следственного управления Следственного комитета при прокуратуре РФ, руководители следственных управлений Следственного комитета при прокуратуре РФ по субъектам Российской Федерации, следственных отделов Следственного комитета при прокуратуре РФ по районам, городам, их заместители, а также руководители следственных органов соответствующих федеральных органов исполнительной власти (при соответствующих федеральных органах исполнительной власти), их территориальных органов по субъектам Российской Федерации, районам, городам, их заместители, иные руководители следственных органов и их заместители, объем процессуальных полномочий которых устанавливается Председателем Следственного комитета при прокуратуре РФ, руководителями следственных органов существующих федеральных органов исполнительной власти (при соответствующих федеральных органах исполнительной власти).

      Таким образом, органы предварительного следствия имеют право запрашивать и получать у банков справки по операциям и счетам юридических лиц и граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, а также по счетам и вкладам физических лиц только при соблюдении двух условий:

      1) по возбужденным уголовным делам, находящимся в их производстве;

      2) с согласия руководителя следственного органа.

      Органами предварительного следствия может осуществляться доступ к документам, содержащим сведения, составляющие банковскую тайну (расчетные документы, банковские карточки, кассовые документы, договоры на расчетно-кассовое обслуживание, выписки из банковских счетов клиентов, другие документы, в том числе содержащиеся в юридических делах клиентов), в результате проведения такого следственного действия, как выемка. Но для проведения выемки документов, содержащих сведения, составляющие банковскую тайну, согласия руководителя следственного органа будет недостаточно, в этом случае необходимо также судебное решение. Согласно п. 7 ч. 2 ст. 29 УПК РФ только суд правомочен принимать решения о производстве выемки предметов и документов, содержащих государственную или иную охраняемую федеральным законом тайну, а также предметов и документов, содержащих информацию о вкладах и счетах граждан в банках и иных кредитных организациях. Согласно ст. 39 УПК РФ руководитель следственного органа уполномочен давать согласие следователю о производстве процессуального действия, которое допускается на основании судебного решения.

      Необходимость принятия судебного решения распространяется и на другие следственные действия, если их результатом является изъятие предметов и документов, содержащих сведения, составляющие банковскую тайну.

      В Определении Конституционного Суда РФ от 19.01.2005 N 10-О отмечается, что требование о производстве выемки предметов и документов, содержащих информацию о вкладах и счетах граждан в банках и иных кредитных организациях, только на основании судебного решения обусловлено не особенностями проводимого в этих целях одноименного следственного действия, а специфическим характером содержащейся в изымаемых предметах и документах информации. Судебное решение в подобных случаях принимается вне зависимости от того, оформляется их изъятие как результат выемки, проводимой в порядке ст. 183 УПК РФ, или как результат какого-либо иного действия (в том числе обыска), направленного на обнаружение и изъятие именно таких предметов и документов.

      Определение Конституционного Суда РФ от 19.01.2005 N 10-О представляет интерес для кредитных организаций также в связи с тем, что в нем перечислены случаи, когда кредитные организации не обязаны при проведении выемки или других следственных действий передавать органам следствия документы, содержащие сведения, составляющие банковскую тайну:

      — выемка документов, содержащих информацию о вкладах и счетах в банках и иных кредитных организациях, которая осуществляется в рамках следственных действий, проводимых в ходе уголовного судопроизводства, допустима, если эта информация имеет непосредственное отношение к обстоятельствам конкретного уголовного дела;

      — выемка документов не должна приводить к получению сводной информации о всех клиентах банка;

      — вынося постановление о возбуждении перед судом ходатайства о производстве выемки или обыска с целью изъятия документов о вкладах и счетах в банке или иной кредитной организации, следователь не вправе запрашивать информацию о счетах и вкладах, если такая информация не связана с необходимостью установления обстоятельств, значимых для расследования по конкретному уголовному делу.

      Следует отметить, что ч. 7 ст. 115 УПК РФ предусматривает обязанность руководителей банков и иных кредитных организаций предоставлять информацию о денежных средствах и иных ценностях, на которые наложен арест, для обеспечения исполнения приговора в части гражданского иска, других имущественных взысканий или возможной конфискации имущества. Такая информация может быть предоставлена только по запросу суда, а также следователя или дознавателя на основании судебного решения.

      Согласно ч. 3 ст. 26 Закона о банках в соответствии с законодательством РФ справки по операциям и счетам юридических лиц и граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, выдаются кредитной организацией органам внутренних дел при осуществлении ими функций по выявлению, предупреждению и пресечению налоговых преступлений.

      При этом следует отметить, что законодательством РФ, в том числе Законом РФ от 18.04.1991 N 1026-1 (в ред. Федерального закона от 02.10.2007 N 225-ФЗ) «О милиции», Налоговым кодексом РФ, содержащим гл. 6 «Органы внутренних дел», не предусмотрены случаи и порядок предоставления кредитными организациями таких сведений органам внутренних дел. В условиях отсутствия соответствующего законодательного регулирования органы внутренних дел при осуществлении ими функций по выявлению, предупреждению и пресечению налоговых преступлений самостоятельно устанавливают в запросах объем подлежащих предоставлению им сведений, составляющих банковскую тайну, а также порядок и сроки их предоставления.

      В плане права доступа к сведениям, составляющим банковскую тайну, указанные государственные органы находятся в более выгодном положении, чем, например, органы предварительного следствия, которым такие сведения могут быть предоставлены только при соблюдении установленных законодательством условий, о чем указывалось выше.

      По нашему мнению, случаи и порядок предоставления кредитными организациями сведений, составляющих банковскую тайну, органам внутренних дел при осуществлении ими функций по выявлению, предупреждению и пресечению налоговых преступлений должны быть регламентированы на законодательном уровне. При этом в целях исключения злоупотребления правом доступа к сведениям, составляющим банковскую тайну, целесообразно установить, что такие сведения предоставляются указанным органам только с согласия прокурора.

      Большинство запросов о предоставлении сведений, составляющих банковскую тайну, поступают в кредитные организации, как правило, из налоговых органов.

      Согласно п. 2 ст. 86 Налогового кодекса РФ (далее — НК РФ) банки обязаны выдавать налоговым органам справки о наличии счетов в банке и (или) об остатках денежных средств на счетах, выписки по операциям на счетах организаций (индивидуальных предпринимателей) в соответствии с законодательством Российской Федерации в течение пяти дней со дня получения мотивированного запроса налогового органа.

      При этом п. 2 ст. 86 НК РФ предусматривает исчерпывающий перечень случаев, когда указанная информация может быть запрошена налоговыми органами:
      — в случаях проведения мероприятий налогового контроля;
      — после вынесения решения о взыскании задолженности по налогам;
      — в случае принятия решений о приостановлении операций или об отмене приостановления операций по счетам организации (индивидуального предпринимателя).

      Статьей 135.1 НК РФ установлена налоговая ответственность банков за непредставление документов, запрашиваемых налоговым органом в соответствии с п. 2 ст. 86 НК РФ, — взыскание штрафа в размере 10 тыс. руб.

      За непредставление сведений, необходимых для осуществления налогового контроля, установлена также административная ответственность (ст. 15.6 Кодекса РФ об административных правонарушениях).

      Пункт 3 ст. 86 НК РФ предусматривает, что форма и порядок направления налоговым органом запроса в банк устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов, а форма и порядок представления банками информации по запросам налоговых органов — федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов, по согласованию с Банком России.
      Указанные формы и порядок утверждены Приказами ФНС России от 05.12.2006 N САЭ-3-06/[email protected] и от 30.03.2007 N ММ-3-06/[email protected]

      Как разъясняется в п. 3 Письма ФНС России от 11.10.2007 N ШТ-6-06/[email protected] «Об истребовании у банков документов и информации, необходимых для осуществления налогового контроля», в случае предоставления налоговым органом запросов в банк по форме, отличной от утвержденной Приказом ФНС России от 05.12.2006 N САЭ-3-06/[email protected], такой запрос в силу положений ст. 86 Кодекса не может быть признан запросом о наличии счетов в банке (запросом об остатках денежных средств на счетах, запросом о предоставлении выписок по операциям на счетах) и, соответственно, исполнению банком не подлежит. В свою очередь, в случае предоставления банком в налоговый орган информации по форме, отличной от установленной Приказом ФНС России от 30.03.2007 N ММ-3-06/[email protected], соответствующий запрос налогового органа не может считаться исполненным.

      В Письме ФНС России от 11.10.2007 N ШТ-6-06/[email protected] отмечается, что при составлении запросов мотивировочная часть запросов должна быть заполнена налоговым органом в строгом соответствии с п. 2 ст. 86 Кодекса и Приказом ФНС России от 05.12.2006 N САЭ-3-06/[email protected] При этом обращается внимание на то обстоятельство, что в мотивировочной части запросов недопустимо указание таких оснований, как отсутствие налогоплательщика по месту нахождения (месту жительства), непредставление налоговой декларации, невыполнение требования об уплате налога, и иных обстоятельств, не предусмотренных п. 2 ст. 86 НК РФ и указанным Приказом ФНС России.

      На право банка отказаться от исполнения требования налогового органа о представлении справок по операциям и счетам, если их необходимость не подтверждается целями и задачами налогового контроля, указывается в Определении Конституционного Суда РФ от 14.12.2004 N 453-О. В этом случае отказ банка не может повлечь ответственность, предусмотренную ст. 135.1 НК РФ. Налоговые споры же банка и налогового органа по вопросу законности и обоснованности истребования соответствующих справок подлежат рассмотрению судами в установленном законом порядке.

      В практике банков встречаются случаи, когда налоговые органы запрашивают у них на основании п. 2 ст. 86 НК РФ одновременно с выписками по операциям на счетах налогоплательщика копии расчетных документов, являющихся основаниями для проведения указанных в выписке операций. За непредставление запрашиваемых документов налоговые органы привлекают банки к ответственности, предусмотренной ст. 135.1 НК РФ.

      Такие действия налоговых органов, по нашему мнению, являются неправомерными по следующим основаниям.

      Во-первых, п. 2 ст. 86 НК РФ предусматривает обязанность банков выдавать только два вида документов: справки о наличии счетов в банке и/или об остатках денежных средств на счетах и выписки по операциям на счетах организаций (индивидуальных предпринимателей). Формы таких документов установлены Приказом ФНС России от 30.03.2007 N ММ-3-06/[email protected], на что указывалось выше.

      Во-вторых, ст. 135.1 НК РФ установлена ответственность банков за непредставление в налоговый орган справок (выписок) по операциям и счетам, а не любых запрашиваемых документов.

      При анализе банком запроса налогового органа возникает вопрос о периоде времени, за который он вправе предоставить выписки по операциям клиентов. По нашему мнению, такой период времени не может превышать срок давности привлечения к ответственности за совершение налогового правонарушения, установленный ст. 113 НК РФ (три года).

      Учитывая, что основанием для запроса налогового органа служит, как правило, проведение мероприятий налогового контроля в отношении налогоплательщика — клиента банка, при решении этого вопроса следует применять норму п. 4 ст. 89 НК РФ (выездная налоговая проверка) по аналогии. Исходя из этого, период времени, указанный в запросе налогового органа о предоставлении выписок по операциям клиентов, не может превышать трех календарных лет, непосредственно предшествующих году направления в банк такого запроса.

      НК РФ (кроме п. 2 ст. 86) содержит еще три нормы, предусматривающие право налоговых органов запрашивать сведения, составляющие банковскую тайну, и обязанность банков предоставлять такие сведения:

      — согласно пп. 10 п. 1 ст. 31 налоговые органы вправе требовать от банков документы, подтверждающие факт списания со счетов налогоплательщика, плательщика сбора или налогового агента и с корреспондентских счетов банков сумм налогов, сборов, пеней и штрафов и перечисления этих сумм в бюджетную систему РФ;

      — согласно п. 5 ст. 76 банк обязан сообщить в налоговый орган об остатках денежных средств налогоплательщика-организации на счетах в банке, операции по которым приостановлены, не позднее следующего дня после дня получения решения этого налогового органа о приостановлении операций по счетам налогоплательщика-организации в банке;

      — согласно п. 1 ст. 86 банк обязан сообщить об открытии или закрытии счета, об изменении реквизитов счета организации (индивидуального предпринимателя) на бумажном носителе или в электронном виде в налоговый орган по месту своего нахождения в течение пяти дней со дня соответствующего открытия, закрытия или изменения реквизитов такого счета.

      Следует отметить, что для истребования (изъятия) необходимых документов, содержащих сведения, составляющие банковскую тайну, налоговые органы применяют также положения ст. ст. 93.1 НК РФ (истребование документов (информации) о налогоплательщике, плательщике сборов и налоговом агенте или информации о конкретных сделках) и 94 НК РФ (выемка документов и предметов).

      Согласно п. 1 ст. 93.1 НК РФ должностное лицо налогового органа, проводящее налоговую проверку, вправе истребовать у контрагента или иных лиц, располагающих документами (информацией), касающимися деятельности проверяемого налогоплательщика (плательщика сбора, налогового агента), эти документы (информацию).

      В п. 2 Письма ФНС России от 11.10.2007 N ШТ-6-06/[email protected] разъясняется, что «банки в данном случае относятся к категории иных лиц, располагающих документами (информацией), касающимися деятельности проверяемого налогоплательщика (плательщика сбора, налогового агента), и налоговые органы при истребовании документов (информации) в предусмотренном ст. 93.1 НК РФ порядке вправе истребовать такие документы (информацию) в том числе у банков как юридических лиц. Отдельного законодательного закрепления права налоговых органов истребовать такие документы (информацию) у банков не требуется. Следует при этом учитывать, что, в отличие от статьи 86 Кодекса, перечень таких документов (информации) не ограничен».

      Согласно п. 1 ст. 94 НК РФ выемка документов и предметов производится на основании мотивированного постановления должностного лица налогового органа, осуществляющего выездную налоговую проверку. Указанное постановление подлежит утверждению руководителем (его заместителем) соответствующего налогового органа.

      Гражданско-правовая ответственность банков за разглашение сведений, составляющих банковскую тайну, установлена п. 3 ст. 857 ГК РФ, согласно которому в случае разглашения банком сведений, составляющих банковскую тайну, клиент, права которого нарушены, вправе потребовать взыскания убытков. В соответствии с п. 2 ст. 15 ГК РФ под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).

      За незаконное получение и разглашение сведений, составляющих коммерческую, налоговую или банковскую тайну, ст. 183 УК РФ установлена уголовная ответственность.

      Разглашение банком сведений, составляющих банковскую тайну, в том числе предоставление их государственным органам, которые не обладают правом их получения, или предоставление таких сведений в объеме большем, чем предусмотрено законодательством, может негативно отразиться на репутации банка.

      На основании изложенного правомерно сделать вывод о том, что вопросы сохранности сведений, составляющих банковскую тайну, должны постоянно находиться в центре внимания органов управления банка, а каждый запрос о предоставлении таких сведений — подвергаться тщательному анализу на предмет правомерности их предоставления.

      Смотрите еще:

      • Закон рф о признании собственности Самовольная постройка: ВС РФ против формального подхода Минувший год был для ВС РФ плодотворным, и в конце декабря 2014 года наиболее значимые судебные акты были объединены в "Обзоре судебной практики ВС РФ" (утв. Президиумом ВС РФ 24 […]
      • Водительская медкомиссия правила прохождения 2018 Как оформить медсправку на права 1. Где пройти медкомиссию для справки на водительские права? Чтобы оформить справку для получения или замены водительских прав, вам нужно будет пройти: обследование у психиатра и психиатра-нарколога — […]
      • Приказ фсин 407 от 26072007 Приказ Федеральной службы исполнения наказаний от 26 февраля 2018 г. № 160 “Об осуществлении ФСИН России, территориальными органами ФСИН России, учреждениями и иными организациями уголовно-исполнительной системы полномочий заказчика” (не […]
      • На свадьбе у дочери прокурора Роскошная свадьба дочери «золотой судьи» Елены Хахалевой: что с этим не так? Детали скандала и биографий его участников Скриншот ТК «МИР» Читайте также «Казус Хахалевой». О скандальной свадьбе дочери судьи с точки зрения этики Дочь судьи […]
      • Защита прав потребителей в домодедове Домодедовский Адрес суда: 142000, Московская область, городской округ Домодедово, ул. Советская, д.26Председатель суда: Капичников Иван Васильевич тел.: 8(49679)304-14Телефон секретаря председателя суда: 8(49679)304-14Телефон канцелярии: […]
      • Приказ министра обороны no 435 Приказ Министра обороны РФ от 26 ноября 1997 г. N 435 "Об утверждении Норм и Методики нормирования расхода топлива на коммунально-бытовые нужды воинских частей, учреждений, военно-учебных заведений, предприятий и организаций Министерства […]
      • Пособие по беременности и родам за счет средств работодателя Пособие по беременности и родам и НДФЛ Актуально на: 26 ноября 2015 г. Работодатель должен выплатить своей работнице пособие по беременности и родам за период отпуска, который предоставляется ей в связи с беременностью. В общем случае он […]
      • 385 приказ мвд 2018 года 385 приказ мвд 2018 года Приказ МВД России от 31 марта 2015 г. N 385"Об утверждении Порядка организации подготовки кадров для замещения должностей в органах внутренних дел Российской Федерации" С изменениями и дополнениями от: Приказом […]