Конституционные полномочия органов судебной власти

Глава 7. Судебная власть (ст.ст. 118-129)

В Конституции РФ (статья 10) определено: «Государственная власть в РФ осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны». Судебная власть представляет собой в соответствии с теорией разделения властей систему судебных органов государства, осуществляющих правосудие. Характерными свойствами судебной власти являются самостоятельность, исключительность, подзаконность и полнота. Все эти качества нашли свое отражение в нормах Конституции РФ. Назначением судебной власти является защита прав и свобод граждан, конституционного строя РФ, обеспечение соответствия актов законодательной и исполнительной власти Конституции, соблюдение законности и справедливости при исполнении и применении законов и иных нормативных актов. Обеспечение реализации предусмотренных Конституцией прав и свобод человека и гражданина составляет основное содержание деятельности органов судебной власти (статья 18 Конституции). Именно этим предопределено особое положение судов в государственном механизме.

Судебная власть осуществляется специальными государственными органами-судами (статья 11 Конституции). В целях успешного осуществления судебной власти Конституция наделяет суды всеми необходимыми и достаточными полномочиями. Судебная власть в России принадлежит судам, образующим единую судебную систему. В основе ее организации лежат положения Конституции РФ, которая предусматривает порядок назначения судей высших судебных органов Конституционного Суда, Верховного Суда и Высшего Арбитражного Суда РФ, а также судей федеральных судов и определяет, что судебная система Российской Федерации устанавливается Конституцией и Федеральным законом «О судоустройстве». Единство судебной системы находит свое выражение в общности задач всех судов по обеспечению законности, защите конституционного строя, прав и свобод граждан и других социальных ценностей; единстве принципов организации и деятельности; в применении судами одних и тех же материальных и процессуальных законов; в единстве правового статуса судей; в инстанционных и иных взаимосвязях ниже- и вышестоящих судов; в порядке финансирования органов судебной власти за счет федерального бюджета. Социальное назначение судов — обеспечение надлежащего правового режима во всех областях общественной жизни. По своим задачам суды — правоохранительные органы, и им принадлежит ведущее место среди других органов государства, деятельность которых направлена на укрепление законности и правопорядка.

Полномочия судебной власти

Судебная власть представляет собой совокупность полномочий по осуществлению правосудия, т.е. полномочий:

• по рассмотрению и разрешению уголовных, гражданских, административных и конституционных дел (споров) в порядке, установленном процессуальным законом;
• по обязательному толкованию норм права (напр., Конституционный Суд РФ, Верховный Суд США);
• нормотворческих (создание прецедентов судебных судами в англо-саксонских странах);
• контрольных полномочий (например, проверка законности ареста или задержания) и некоторых других (установление фактов, регистрация корпораций в некоторых странах и т.п.

Полномочия судебных органов власти включают:

1. основные (исключительные):
• осуществление правосудия;
• конституционный контроль;
2. вспомогательные:
• контроль за законностью и обоснованностью решений и действий органов государственной власти и местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц;
• обеспечение исполнения приговоров и иных судебных решений;
• дача разъяснений по вопросам судебной практики;
• участие в формировании судейского корпуса и содействие органам судейского сообщества.

Полномочия судебной власти материализуются вовне в результате деятельности состоящих в судах профессиональных судей и привлекаемых в установленных законом случаях к осуществлению правосудия представителей населения.

Суды (судебные органы власти) как государственные органы составляют материальную основу судебной власти. Правовое регулирование их организации и деятельности как основных структурных формирований судебной власти осуществляется Конституцией РФ и Федеральным конституционным законом «О судебной системе Российской Федерации».

Этими правовыми актами определяются предназначение судов, их компетенция и основные функции, иерархия взаимосвязей, порядок образования и формирования судейского состава, структуры организационного руководства и материально-технического обеспечения.

Закон о судебной системе дает общую характеристику полномочий каждого из судов (ст. 17-28). Именно в этом Законе впервые районный суд определен не только как суд первой инстанции, но и как суд второй инстанции, вышестоящий по отношению к мировым судьям (ст. 21)

Переменные издержки
Постоянные издержки
Местный бюджет
Мировая торговля
Макроэкономические показатели

Назад | | Вверх

Место судебной власти в системе органов государственной власти Российской Федерации в решающей степени определяется положением о разделении властей, закрепленным в ст. 10 и 11 Конституции РФ.

Судебная власть признается как разновидность государственной власти наряду с законодательной и исполнительной, ее органы пользуются самостоятельностью. Эта самостоятельность судебной власти проявляется в независимости судей, которые подчиняются только Конституции РФ и закону. В своей деятельности по осуществлению правосудия они никому не подотчетны.

Судебная власть принадлежит не только высшим судебным инстанциям (Верховному Суду и др.), но всем судам Российской Федерации. Они стоят в одном ряду с Президентом РФ, Федеральным Собранием, Правительством РФ, осуществляющим государственную власть в Российской Федерации (ч. 1 ст. 11 Конституции РФ).

Принцип разделения властей не только распределяет функции государственной власти между тремя ветвями власти, но и устанавливает их самостоятельность и взаимную уравновешиваемость. В этой системе суды связаны с законодательной и исполнительной властью обязанностью применять законы и другие нормативные правовые акты, а также в отношении назначения судей на их должности, но судебная власть обладает возможностью фактической отмены законов, указов Президента РФ и постановлений Правительства РФ, если они будут ею признаны неконституционными.

Судебная власть полностью самостоятельна в вынесении судебных решений и приговоров, но их исполнение относится к обязанностям исполнительной власти. Возможность судебного обжалования гражданами действий (бездействия) должностных лиц и органов исполнительной власти позволяет судебной власти противостоять незаконным действиям этой власти. Функции и полномочия судебных органов, таким образом, служат своеобразным противовесом в отношении двух других ветвей власти, а в совокупности с ними образуют единую государственную власть.

Принцип разделения властей важен также для того, чтобы взаимный контроль и сбалансированность полномочий не привели к присвоению полномочий судебной власти какой-либо другой властью. Судить не вправе ни органы законодательной, ни органы исполнительной власти. Со своей стороны судебная власть не должна заниматься нормотворчеством, подменяя законодательные органы, вмешиваться в прерогативы исполнительной власти. Вместе с тем судебная практика, безусловно, влияет на направление законодательной деятельности, а также исправляет многие ошибки органов исполнительной власти; более того, своим толкованием права в процессе его применения, суды выявляют подлинное содержание правовых норм, часто отличное от первоначальных целей.

Согласно Конституции РФ (ч. 2 ст. 118) судебная власть в Российской Федерации осуществляется посредством четырех видов судопроизводства:

— конституционного;
— гражданского;
— административного;
— уголовного.

Каждому из этих видов соответствует свой комплекс установленных законом процессуальных правил.

Конституция РФ не содержит перечня конкретных судебных инстанций, а ограничивается закреплением общего правила о том, что судебная система РФ устанавливается Конституцией РФ и федеральным конституционным законом.
Отсюда вытекает, что ни один суд, входящий в судебную систему РФ, не может быть учрежден каким-либо правовым актом, кроме федерального конституционного закона. Следовательно, не могут создавать особые судебные системы и субъекты РФ, поскольку это привело бы к нарушению единства судебной системы страны.

Разумеется, на территориях субъектов РФ существуют судебные органы общей и арбитражной юрисдикции, но они строятся на единых принципах всей федеральной судебной системы и признании Верховного Суда РФ и Высшего Арбитражного Суда РФ высшей судебной инстанцией. Поэтому эти суды называются федеральными судами.

В настоящее время судебная система РФ состоит из следующих судов:

1. Конституционная юстиция. Она включает Конституционный Суд РФ, а также конституционные и уставные суды в субъектах РФ, которые, однако, не составляют единой системы с федеральным Конституционным Судом.

2. Суды общей юрисдикции. Они включают Верховный Суд РФ, верховные суды республик, краевые и областные суды, суды автономной области и автономных округов, городские суды Москвы и Санкт-Петербурга, районные суды, а также военные суды (в гарнизонах, армиях, флотилиях и т. д.). Они осуществляют правосудие по уголовным, гражданским делам и делам, возникающим из административных правонарушений.

Судьями общей юрисдикции субъектов РФ являются мировые судьи, которые в пределах своей компетенции рассматривают гражданские, административные и уголовные дела в качестве суда первой инстанции. Полномочия и порядок деятельности мирового судьи устанавливаются федеральным законом и законом субъекта РФ.

3. Арбитражные суды. В эту систему входят Высший Арбитражный суд РФ, федеральные арбитражные суды округов, арбитражные суды республик и других субъектов РФ. Они осуществляют правосудие путем разрешения экономических споров и рассмотрения ряда иных дел.

Судебная власть

Конституция РФ судебную власть поставила в один ряд с законодательной и исполнительной властью. Органы судебной власти наделены государственно-властными полномочиями. В соответствии с Конституцией России Правосудие в Российской Федерации осуществляется только судом.

Сегодня судебная система представлена следующими судами:

· Конституционный суд России (конституционные (уставные) суды субъектов Федерации);

· система арбитражных судов;

· суды общей юрисдикции.

Полномочия Конституционного суда России установлены ст. 125 Конституции России и Федеральным конституционным законом «О Конституционном Суде Российской Федерации» (1994 г.). К ним относятся:

· разрешение дел о соответствии Конституции России федеральных законов, нормативных указов Президента России палат федерального собрания Российской Федерации, Правительства России, нормативных актов субъектов Федерации; договоров между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Федерации; не вступивших в силу международных договоров;

· разрешение споров о компетенции между органами государственной власти;

· по жалобам на нарушение конституционных прав и свобод и по запросам судов проверка конституционности закона, примененного или подлежащего применению в конкретном деле;

· толкования Конституции России;

· заключение о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения Президента России в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления и др.

Система арбитражных судов России включает:

· Высший арбитражный суд;

· федеральные арбитражные суды округов (10);

· федеральные арбитражные суды апелляционной инстанции (20);

· арбитражные суды субъектов Федерации.

полномочия арбитражных судов установлены ст.127 Конституции России и Федеральным конституционным законом «Об арбитражных судах в Российской Федерации» (1995 г.). Арбитражные суды рассматривают экономические споры и иные дела между юридическими лицами, и гражданами-предпринимателями. Споры, подведомственные арбитражным судам, возникают в связи с признанием права собственности на имущество, с истребованием имущества, споры в сфере управления. Порядок производства в арбитражных судах определен Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации (2002 г.).

Система судов общей юрисдикции включает:

· Верховные суды республик в составе России, краевые, областные суды, суд автономной области, суды автономных округов, суды городов федерального значения;

· городские (районные) суды;

К судам общей юрисдикции относятся также военные суды, действующие в армии и на флоте.

Суды общей юрисдикции рассматривают гражданские, административные и уголовные дела между гражданами, гражданами и юридическими лицами. Порядок производства в судах общей юрисдикции определен Гражданским процессуальным кодексом РФ (2003 г.).

Конституция России устанавливает гарантии правосудия и независимости суда.

· судебная система устанавливается Конституцией Росси и федеральным конституционным законом;

· создание чрезвычайных судов не допускается;

· судьи независимы и подчиняются только Конституции и федеральному суду;

· судьи назначаются на должность в порядке, установленном законом;

· разбирательство во всех судах открытое;

· состязательность и равноправие сторон в процессе;

· финансирование судов из федерального бюджета.

Верховный Суд РФ. Верховный Суд является высшим судебным органом по рассмотрению гражданских, уголовный, административных и некоторых иных дел. Он возглавляет систему судов общей юрисдикции и осуществляет надзор за их деятельностью; дает разъяснения по вопросам судебной практики, которым следует нижестоящие суды; рассматривает жалобы граждан на нарушение избирательных прав.

Верховный Суд выступает в основном как суд кассационной инстанции, хотя в качестве суда первой инстанции он может принять к своему рассмотрению уголовные дела особой сложности, любое гражданское дело.

Верховный суд обладает правом законодательной инициативой.

Структурно Суд состоит из 125 судей, Председателя и заместителей Председателя. В составе суда имеются коллегии: по гражданским делам, по уголовным делам, военная коллегия, кассационная коллегия, Президиум и Пленум Верховного Суда.

Судьи Верховного Суда назначаются Советом Федерации по представлению Президента. Судьями могут быть граждане, достигшие 35 лет и имеющие стаж работы по юридической профессии не менее 10 лет.

Арбитражные суды. Арбитражные суды – это особая система судов, которые созданы специально для того, чтобы разрешить экономические споры.

Экономическими спорами называются споры между предприятиями и предпринимателями по поводу тех или иных сторон хозяйственной деятельности, а также споры предпринимателей с государством, государственными органами.

Так, например, два предприятия, не могу решить, кому из них принадлежит право собственности на какое-то здание. Или одно предприятие своей деятельностью (или неисполнением обязательства по договору) нанесло имущественный ущерб другому предприятию, и между ними возник спор сумме ущерба и порядок его возмещения. Или налоговые органы взыскали с предприятия штраф в сумме, которая предприятием оспаривается.

Все такого рода споры (дела) – предмет рассмотрения в арбитражных судах.

Третейские суды в России. Судопроизводство в государственных судах бывает очень длительным. Кроме того, открытость разбирательства порой иногда невыгодна отдельным предприятиям, не желающим раскрывать какие-то свои секреты и информацию. Наконец, в государственных судах решения принимают юристы, которые не всегда являются специалистами в вопросах, имеющих важное значение для спорящих сторон.

Все эти «минусы» устранены в негосударственных судах, называемых обобщенно третейскими судами. Третейскими судами называются негосударственные суды, в которые обращаются стороны по взаимному согласию для разрешения спора имущественного характера. Третейские суды бывают постоянно действующими или образованными для решения конкретного дела. В основном это постоянно действующие суды.

Правовой статус третейских судов в нашей стране определен Законом «О третейских судах в Российской Федерации» от 24 июля 2002 года.

Постоянно действующие третейские суды в России могут образовываться торговыми палатами, биржами, общественными объединениями, организациями, ассоциациями, союзами.

Обращаться к третейскому суду могут, как правило, предприятия (юридические лица) и предприниматели (физические лица), осуществляющие деятельность без образования юридического лица.

Спор передается на разрешение третейского суда, если об этом имеется соглашение сторон, и разрешается на основе Конституции, нормативных актов, международных договоров.

В качестве третейских судей избираются (назначаются) физические лица, способные обеспечить беспристрастное разрешение спора и являющиеся независимыми от сторон.

Прокуратура Российской Федерации. В России существует государственные органы, которые не входят ни в одну ветвь государственной власти, — такие, например, как Счетная палата, Центральная избирательная комиссия, Уполномоченный по правам человека и др.

Прокуратура Российской Федерации сегодня – это система органов, которые от имени России осуществляют надзор за соблюдением в стране Конституции и федеральных законов, а также преследование по уголовным делам. Прокуратура – система федеральная, централизованная: в ней нижестоящие прокуроры починяются вышестоящим и Генеральному прокурору.

В систему органов Прокуратуры входят: Генеральная прокуратура РФ, прокуратуры субъектов федерации, городские, районные прокуратуры, специализированные прокуратуры (например, военные).

Генеральный прокурор назначается на должность и освобождается от должности Советом Федерации по представлению Президента. Срок полномочий Генерального прокурора – 5 лет.

Прокуроры субъектов назначаются Генеральным прокурором по согласованию с органами государственной власти субъектов. Нижестоящие прокуроры назначаются Генеральным прокурором.

Структуры Генеральной прокуратуры составляют отделы, управления и главные управления, в которых работают прокуроры, старшие прокуроры, прокуроры-криминалисты, следователи (старшие следователи) по особо важным делам, их помощники.

В органах прокуратуры рассматриваются жалобы и заявления, касающиеся нарушения законов. Прокуроры участвуют в рассмотрении дел судами и при необходимости опротестовывают приговоры (решения) судов. В уголовном суде прокуроры выступают как государственные обвинители.

Прокуроры могут беспрепятственно входить в помещения органов, организаций, юридических лиц, требовать необходимые документы, вызывать должностных лиц и граждан, возбуждать уголовные и административные дела.

Полномочия органов судебной власти в сфере обеспечения безопасности и государства

Главная > Реферат >Государство и право

Содержание

1. Система судебных органов Российской Федерации 4

2. Принципы судопроизводства в РФ 10

3. Полномочия судов Российской федерации в сфере обеспечения безопасности государства 16

Список использованной литературы 27

Одной из незыблемых основ конституционного строя России является построение системы государственной власти в Российской Федерации в соответствии с принципом разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную.

Таким образом, судебная власть, являясь одной из ветвей власти в Российской Федерации, имеет способность и возможность воздействовать на поведение людей со стороны государства. Осуществляется это воздействие через суды и посредством деятельности судей в особых, установленных законом процедурных формах. Особенностью судебной власти является то обстоятельство, что ее материальная основа – судебные органы – создается по решению законодательной власти, формируется органами исполнительной власти, но действуют судебные органы независимо от законодательной и исполнительной власти.

Актуальность работы обусловлена, прежде всего, значимостью проблемы государственной безопасности России в современный период и возрастающей ролью судебных органов в жизни общества.

Цель работы – рассмотреть полномочия органов судебной власти в сфере обеспечения безопасности государства.

Рассмотреть систему судебных органов Российской Федерации.

Раскрыть принципы судопроизводства в РФ.

Рассмотреть основные полномочия судов Российской Федерации в сфере обеспечения безопасности государства.

Объект исследования – государство в целом и его судебная ветвь власти.

Предмет исследования – тексты нормативно-правовых и правоприменительных актов, содержание научной и учебной литературы.

Методы исследования: диалектический, метод историзма, системный и логический методы.

1. Система судебных органов Российской Федерации

Все суды РФ объединяются в единую систему — судебную систему РФ. Судебная система представляет собой совокупность судебных органов и учреждений, непосредственно обеспечивающих их деятельность, объединенных единством задач и принципов построения, руководствующихся единым законодательством. Правовой основой установления судебной системы РФ является Конституция РФ и Федеральный конституционный закон «О судебной системе Российской федерации». Единство судебной системы в соответствии со ст. 3 ФКЗ «О судебной системе РФ» 1 обеспечивается путем:

установления, судебной системы Российской Федерации Конституцией Российской Федерации и ФКЗ «О судебной системе РФ»;

соблюдения всеми федеральными судами и мировыми судьями установленных федеральными законами правил судопроизводства;

применения всеми судами Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов, общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров РФ, а также конституций (уставов) и других законов субъектов РФ;

признания обязательности исполнения на всей территории РФ судебных постановлений, вступивших в законную силу;

законодательного закрепления единства статуса судей;

финансирования федеральных судов и мировых судей из федерального бюджета.

В соответствии с ч. 3 ст. 118 Конституции РФ 2 , судебная система РФ устанавливается самой Конституцией и федеральным конституционным законом, которым в настоящее время является ФКЗ «О судебной системе РФ» от 31 декабря 1996 г. Создание чрезвычайных судов, не входящих в судебную систему и не предусмотренных ФКЗ «О судебной системе РФ», не допускается.

В Конституции РФ судебная система установлена лишь в общих чертах. В ст. 125 Конституции РФ закреплены общие вопросы организации и компетенции Конституционного Суда РФ; ст. 126 Конституции РФ дает общее представление о Верховном Суде РФ, а ст. 127 Конституции РФ — о Высшем Арбитражном Суде РФ.

Более подробно судебная система представлена в ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации». В Российской Федерации действуют федеральные суды и суды субъектов Федерации. К федеральным судам относятся: Конституционный Суд Российской Федерации; Верховный Суд Российской Федерации, верховные суды республик, краевые и областные суды, суды городов федерального значения, суды автономной области и автономных округов, районные суды, военные и специализированные суды, составляющие систему федеральных судов общей юрисдикции; Высший Арбитражный суд Российской Федерации, федеральные арбитражные суды округов, арбитражные суды субъектов Федерации, составляющие систему федеральных арбитражных судов. К судам субъектов Российской Федерации относятся: Конституционные (уставные) суды субъектов Федерации; мировые судьи, являющиеся судьями общей юрисдикции субъектов.

Федеральные суды осуществляют судебную власть от имени Российской Федерации, их судьи назначаются исключительно федеральными органами государственной власти — члены Конституционного Суда РФ, Верховного Суда РФ и Высшего Арбитражного Суда РФ — Советом Федерации Федерального Собрания РФ по представлению Президента РФ, а судьи всех остальных судов — Президентом РФ (ст. 128 Конституции РФ).

Суды субъектов РФ (республик, краев, областей, городов федерального значения, автономной области и автономных округов) находятся в настоящее время в стадии формирования. К ним относятся конституционные (уставные) суды субъектов РФ и мировые судьи (ч. 4 ст. 4 ФКЗ «О судебной системе РФ»).

Деление судов по их компетенции основано на видах судопроизводства, перечисленных в ч. 2 ст. 118 Конституции РФ. Конституционное судопроизводство осуществляют конституционные и уставные суды; гражданское и административное судопроизводство в экономической сфере — арбитражные суды; гражданское, административное (в сферах, не входящих в компетенцию арбитражных судов) и уголовное судопроизводство — суды общей юрисдикции.

Статьей 26 ФКЗ «О судебной системе РФ» предусмотрено также создание специализированных федеральных судов по рассмотрению гражданских и административных дел, входящих в судебную систему РФ. Специализированные федеральные суды учреждаются путем внесения изменений в ФКЗ «О судебной системе РФ». Полномочия, порядок образования и деятельности специализированных федеральных судов устанавливаются федеральным конституционным законом.

Система федеральных судов общей юрисдикции включает три группы судов.

Первая группа – Верховный Суд РФ, верховные суды республик, краевые, областные, суды автономной области, автономных округов, городов федерального значения, районные суды, осуществляющие правосудие по гражданским, уголовным, административным и иным делам, подсудным им.

Вторая группа – военные суды, создаваемые по территориальному принципу, по месту дислокации войск и флотов, осуществляющие судебную власть в войсках и формированиях.

Третья группа – специализированные суды, которые благодаря специализации судей способны быстрее и правильнее рассматривать определенные категории гражданских и административных дел.

Система арбитражных судов делится на три уровня: Высший Арбитражный суд; федеральные арбитражные суды округов; арбитражные суды республик, краев, областей, автономной области и автономных округов, городов федерального значения.

Функции арбитражного суда и его структура имеют много схожего с судами общей юрисдикции. Отличие в том, что последние создаются в самых малых административно-территориальных подразделениях, чтобы быть ближе к населению. Система судов общей юрисдикции построена на основе централизованной организационной модели в условиях федеративного государства. Федеральные суды и суды субъектов Федерации находятся в единой иерархической судебной системе, при этом первые выступают в качестве вышестоящих судов по отношению ко вторым, которые являются судами первой либо второй инстанции.

По Закону «О мировых судьях в Российской Федерации» 3 от 17 декабря 1998 г. мировой судья избирается на пять лет населением или назначается органом законодательной власти субъекта Федерации. Мировые судьи могут действовать в пределах судебных участков, которые создаются в соответствии с законами субъектов Федерации из расчета один участок на 15-30 тыс. жителей. Мировым судьям закон дал статус судей общей юрисдикции, они входят в единую судебную систему России, но относятся к судам субъектов Федерации. Их постановления, распоряжения, требования, поручения и вызовы обязательны для всех юридических и физических лиц и органов власти.

Схематично система судебных органов Российской Федерации показана на рисунке 1.

По процессуальной компетенции суды подразделяются на суды первой инстанции; суды второй (кассационной) инстанции; суды надзорной инстанции.

Конституционный Суд Российской Федерации представлен в единственном числе — не существует поднадзорных и нижестоящих в отношении него судов. Конституционные суды действуют в настоящее время и в ряде республик в составе РФ, но они относятся к подсистеме судов субъектов РФ и не имеют отношения к Конституционному Суду РФ.

Конституционный Суд Российской Федерации состоит из 19 судей, которые делятся на две палаты. Судьи назначаются Советом Федерации по представлению Президента РФ в индивидуальном порядке тайным голосованием сроком на 15 лет. Помимо заседаний палат Конституционного Суда проводятся пленарные заседания, в которых участвуют все члены суда.

Решения Конституционного Суда называются постановлениями, определениями и заключениями; они окончательны, не подлежат обжалованию и вступают в силу сразу после их провозглашения.

Постановления и заключения Конституционного Суда РФ подлежат опубликованию в официальных изданиях органов государственной власти. Кроме того, все материалы о деятельности Конституционного Суда РФ публикуются в специальном вестнике.

Решения Конституционного Суда РФ обязательны на всей территории Российской Федерации, для всех представительных, исполнительных и судебных органов государственной власти, органов местного самоуправления, предприятий, учреждений, организаций, должностных лиц, граждан и их объединений. Государственные органы и должностные лица обязаны привести законы и иные нормативные акты в соответствие с Конституцией и с решением Конституционного Суда РФ.

Особое место среди правоохранительных органов Российской Федерации занимает прокуратура. Несмотря на то, что в Конституции РФ статья, регулирующая и закрепляющая порядок организации и деятельности этого органа, входит в гл. 7, которая называется «Судебная власть», прокуратура не является органом этой ветви власти.

Р

Система судебных органов РФ

Суды субъектов РФ

Конституционный Суд РФ

Верховный Суд РФ

Высший Арбитражный суд РФ

Конституционные (уставные) суды субъектов РФ

Высшие арбитражные суды республик в составе РФ

Краевые, областные, городские арбитражные суды

Арбитражные суды автономной области, автономных округов

Верховные суды республик в составе РФ

Краевые, областные суды

Суды автономной области, автономных округов

Городские суды городов федерального значения

Районные (городские) народные суды

исунок 1. Система судебных органов РФ.

Конституционные полномочия органов судебной власти

1. Правосудие в Российской Федерации осуществляется только судом.

2. Судебная власть осуществляется посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства.

3. Судебная система Российской Федерации устанавливается Конституцией Российской Федерации и федеральным конституционным законом. Создание чрезвычайных судов не допускается.

Судьями могут быть граждане Российской Федерации, достигшие 25 лет, имеющие высшее юридическое образование и стаж работы по юридической профессии не менее пяти лет. Федеральным законом могут быть установлены дополнительные требования к судьям судов Российской Федерации.

1. Судьи независимы и подчиняются только Конституции Российской Федерации и федеральному закону.

2. Суд, установив при рассмотрении дела несоответствие акта государственного или иного органа закону, принимает решение в соответствии с законом.

1. Судьи несменяемы.

2. Полномочия судьи могут быть прекращены или приостановлены не иначе как в порядке и по основаниям, установленным федеральным законом.

1. Судьи неприкосновенны.

2. Судья не может быть привлечен к уголовной ответственности иначе как в порядке, определяемом федеральным законом.

1. Разбирательство дел во всех судах открытое. Слушание дела в закрытом заседании допускается в случаях, предусмотренных федеральным законом.

2. Заочное разбирательство уголовных дел в судах не допускается, кроме случаев, предусмотренных федеральным законом.

3. Судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон.

4. В случаях, предусмотренных федеральным законом, судопроизводство осуществляется с участием присяжных заседателей.

Финансирование судов производится только из федерального бюджета и должно обеспечивать возможность полного и независимого осуществления правосудия в соответствии с федеральным законом.

1. Конституционный Суд Российской Федерации состоит из 19 судей.

2. Конституционный Суд Российской Федерации по запросам Президента Российской Федерации, Совета Федерации, Государственной Думы, одной пятой членов Совета Федерации или депутатов Государственной Думы, Правительства Российской Федерации, Верховного Суда Российской Федерации, органов законодательной и исполнительной власти субъектов Российской Федерации разрешает дела о соответствии Конституции Российской Федерации:

в) договоров между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, договоров между органами государственной власти субъектов Российской Федерации;

3. Конституционный Суд Российской Федерации разрешает споры о компетенции:

а) между федеральными органами государственной власти;

б) между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации;

4. Конституционный Суд Российской Федерации по жалобам на нарушение конституционных прав и свобод граждан и по запросам судов проверяет конституционность закона, примененного или подлежащего применению в конкретном деле, в порядке, установленном федеральным законом.

5. Конституционный Суд Российской Федерации по запросам Президента Российской Федерации, Совета Федерации, Государственной Думы, Правительства Российской Федерации, органов законодательной власти субъектов Российской Федерации дает толкование Конституции Российской Федерации.

6. Акты или их отдельные положения, признанные неконституционными, утрачивают силу; не соответствующие Конституции Российской Федерации международные договоры Российской Федерации не подлежат введению в действие и применению.

7. Конституционный Суд Российской Федерации по запросу Совета Федерации дает заключение о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения Президента Российской Федерации в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления.

Верховный Суд Российской Федерации является высшим судебным органом по гражданским, уголовным, административным и иным делам, подсудным судам общей юрисдикции, осуществляет в предусмотренных федеральным законом процессуальных формах судебный надзор за их деятельностью и дает разъяснения по вопросам судебной практики.

Исключена поправкой к Конституции Российской Федерации (Закон Российской Федерации о поправке к Конституции Российской Федерации «О Верховном Суде Российской Федерации и прокуратуре Российской Федерации»).

1. Судьи Конституционного Суда Российской Федерации, Верховного Суда Российской Федерации назначаются Советом Федерации по представлению Президента Российской Федерации.

2. Судьи других федеральных судов назначаются Президентом Российской Федерации в порядке, установленном федеральным законом.

3. Полномочия, порядок образования и деятельности Конституционного Суда Российской Федерации, Верховного Суда Российской Федерации и иных федеральных судов устанавливаются федеральным конституционным законом.

1. Полномочия, организация и порядок деятельности прокуратуры Российской Федерации определяются федеральным законом.

2. Генеральный прокурор Российской Федерации и заместители Генерального прокурора Российской Федерации назначаются на должность и освобождаются от должности Советом Федерации по представлению Президента Российской Федерации.

3. Прокуроры субъектов Российской Федерации назначаются на должность Президентом Российской Федерации по представлению Генерального прокурора Российской Федерации, согласованному с субъектами Российской Федерации. Прокуроры субъектов Российской Федерации освобождаются от должности Президентом Российской Федерации.

4. Иные прокуроры, кроме прокуроров городов, районов и приравненных к ним прокуроров, назначаются на должность и освобождаются от должности Президентом Российской Федерации.

5. Прокуроры городов, районов и приравненные к ним прокуроры назначаются на должность и освобождаются от должности Генеральным прокурором Российской Федерации.

6. Судебная власть в Российской Федерации

В последующем его назначение и полномочия достаточно широко фиксируются. В частности, в последнем варианте отражено то, что КС есть высший орган судебной власти по защите конституционного строя РФ. В отношении компетенции КС проект воспроизводит уже действовавшие правовые нормы.

Судебная власть осуществляется специальными государственными органами — судами (статья 11 Конституции РФ). Особое положение судов в государственном механизме предопределяется стоящими перед ними задачами, ответственными обязанностями, наконец характером деятельности, в ходе которой могут существенно затрагиваться права и свободы граждан, права и законные интересы различных органов, учреждений и организаций.

В целях успешного осуществления судебной власти закон наделяет суды всеми необходимыми и достаточными полномочиями. Судебная власть в России принадлежит судам, образующим единую судебную систему. В основе ее организации лежат положения конституции, которая предусматривает порядок назначения судей высших судебных органов — Конституционного Суда, Верховного Суда и Высшего Арбитражного Суда, а также судей федеральных судов и определяет, что судебная система Российской Федерации устанавливается конституцией и федеральным конституционным законом «О судебной системе РФ».

Судебную власть уполномочены осуществлять только суды, входящие в судебную систему России. Создание чрезвычайных судов не допускается (статья 118 Конституции РФ).

Единство судебной системы находит свое выражение:

? в общности задач всех судов по обеспечению законности, защите конституционного строя, прав и свобод граждан и других социальных ценностей;

? в единстве принципов организации и деятельности; в применении судами одних и тех же материальных и процессуальных законов;

? в единстве правового статуса судей;

? в инстанционных и иных взаимосвязях ниже- и вышестоящих судов;

? в порядке финансирования органов судебной власти за счет федерального бюджета.

Судебная власть осуществляется различными правовыми способами в следующих формах:

1) Путем конституционного производства, т. е. разрешения дел о соответствии Конституции федеральных законов, нормативных актов Президента, палат Федерального Собрания и других актов (статья 3 Закона о Конституционном Суде).

2) Путем осуществления правосудия судами общей юрисдикции, т. е. рассмотрения и разрешения гражданских и уголовных дел и дел об административных правонарушениях — в формах гражданского, уголовного и административного судопроизводства.

3) Путем арбитражного разрешения споров, вытекающих из гражданских правоотношений (экономические споры) либо из правоотношений в сфере управления, т. е. арбитражного судопроизводства.

Принципами правосудия в Российской Федерации являются: 1) осуществление правосудия только судом; 2) осуществление правосудия в точном соответствии с законом; 3) положение о порядке назначения судей; 4) право граждан на судебную защиту; 5) равенство граждан перед судом и законом; 6) независимость судей и подчинение их только закону; 7) коллегиальность рассмотрения дел и единоличное осуществление правосудия; 8) участие в осуществлении правосудия представителей народа; 9) открытое разбирательство дел во всех судах; 10) национальный язык судопроизводства; 11) равенство сторон и состязательность процесса; 12) обеспечение подозреваемому и обвиняемому права на защиту; 13) презумпция невиновности; 14) всестороннее, полное и объективное исследование обстоятельств дела; 15) судебный надзор.

Суды в Российской Федерации (ФКЗ «О судебной системе РФ» (Статья 4).

В Российской Федерации действуют федеральные суды, конституционные (уставные) суды и мировые судьи субъектов Российской Федерации, составляющие судебную систему Российской Федерации. К федеральным судам относятся:

? Конституционный Суд Российской Федерации;

? Верховный Суд Российской Федерации, верховные суды республик, краевые и областные суды, суды городов федерального значения, суды автономной области и автономных округов, районные суды, военные и специализированные суды, составляющие систему федеральных судов общей юрисдикции;

? Высший Арбитражный Суд Российской Федерации, федеральные арбитражные суды округов (арбитражные кассационные суды), арбитражные апелляционные суды, арбитражные суды субъектов Российской Федерации, составляющие систему федеральных арбитражных судов.

К судам субъектов Российской Федерации относятся: конституционные (уставные) суды субъектов Российской Федерации, мировые судьи, являющиеся судьями общей юрисдикции субъектов Российской Федерации.

Таким образом, в настоящее время в соответствии с Конституцией РФ и ФКЗ «О судебной системе» (ст. 4) в Российской Федерации действуют следующие суды:

? Конституционный Суд РФ;

? система судов общей юрисдикции во главе с Верховным Судом РФ.

? система федеральных арбитражных судов во главе с Высшим Арбитражным Судом РФ;

? конституционные (уставные) суды субъектов Федерации.

Полномочия, порядок образования и деятельности Конституционного Суда Российской Федерации определяются Конституцией Российской Федерации и Федеральным конституционным законом «О Конституционным суде Российской Федерации». Состав, порядок образования и срок полномочий Конституционного Суда Российской Федерации. Конституционный Суд Российской Федерации состоит из девятнадцати судей, назначаемых на должность Советом Федерации по представлению Президента Российской Федерации. Полномочия Конституционного Суда Российской Федерации не ограничены определенным сроком.

Организационные формы конституционного судопроизводства.

Конституционный Суд Российской Федерации рассматривает и разрешает дела в пленарных заседаниях и заседаниях палат Конституционного Суда Российской Федерации. Конституционный Суд РФ состоит из двух палат, включающих в себя соответственно десять и девять судей Конституционного Суда Российской Федерации. Персональный состав палат определяется путем жеребьевки, порядок проведения которой устанавливается Регламентом Конституционного Суда Российской Федерации. Деятельность Конституционного Суда Российской Федерации обеспечивает аппарат, состоящий из Секретариата Конституционного Суда Российской Федерации и иных подразделений.

Полномочия КС РФ. 1. Конституционный Суд Российской Федерации по запросам Президента Российской Федерации, Совета Федерации, Государственной Думы, одной пятой членов Совета Федерации или депутатов Государственной Думы, Правительства Российской Федерации, Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, органов законодательной и исполнительной власти субъектов Российской Федерации разрешает дела о соответствии Конституции Российской Федерации:

а) федеральных законов, нормативных актов Президента Российской Федерации, Совета Федерации, Государственной Думы, Правительства Российской Федерации;

б) конституций республик, уставов, а также законов и иных нормативных актов субъектов Российской Федерации, изданных по вопросам, относящимся к ведению органов государственной власти Российской Федерации и совместному ведению органов государственной власти Российской Федерации и органов государственной власти субъектов Российской Федерации;

г) не вступивших в силу международных договоров Российской Федерации.

2. Конституционный Суд Российской Федерации разрешает споры о компетенции:

в) между высшими государственными органами субъектов Российской Федерации.

3. Конституционный Суд Российской Федерации по жалобам на нарушение конституционных прав и свобод граждан и по запросам судов проверяет конституционность закона, примененного или подлежащего применению в конкретном деле, в порядке, установленном федеральным законом.

4. Конституционный Суд Российской Федерации по запросам Президента Российской Федерации, Совета Федерации, Государственной Думы, Правительства Российской Федерации, органов законодательной власти субъектов Российской Федерации дает толкование Конституции Российской Федерации.

5. Акты или их отдельные положения, признанные неконституционными, утрачивают силу; не соответствующие Конституции Российской Федерации международные договоры Российской Федерации не подлежат введению в действие и применению.

6. Конституционный Суд Российской Федерации по запросу Совета Федерации дает заключение о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения Президента Российской Федерации в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления (Статья 125 Конституции РФ).

Основные вопросы, поставленные гражданами, их объединениями и государственными органами в своих обращениях в Конституционный Суд РФ (с 1 января 1995 г. по 31 декабря 2006 г.)

Перечень основных вопросов,

содержащихся в обращениях Количество обращений,

поступивших в КС РФ Защита конституционных прав

и свобод граждан 37733 Равенство прав и свобод 659 Охрана трудовых прав 3818 Охрана жилищных прав 5993 Здравоохранение 427 Образование 179 Социальная защита 22663 Гражданство, въезд в РФ и выезд из РФ 890 Иные вопросы по защите конституционных

прав и свобод граждан 3104 Источник: официальный сайт Конституционного Суда РФ.

Система арбитражных судов в Российской Федерации возглавляется Высшим арбитражным судом Российской Федерации, который является высшим судебным органом по разрешению экономических споров и иных дел, рассматриваемых арбитражными судами и, соответственно, выступает вышестоящей судебной инстанцией по отношению к федеральным арбитражным судам округов, арбитражным апелляционным судам и арбитражным судам субъектов Российской Федерации.

Высший Арбитражный Суд Российской Федерации является высшим судебным органом по разрешению экономических споров и иных дел, рассматриваемых арбитражными судами, осуществляет в предусмотренных федеральным законом процессуальных формах судебный надзор за их деятельностью и дает разъяснения по вопросам судебной практики (Статья 127 Конституции РФ).

Помимо осуществления правосудия на Высший Арбитражный Суд Российской Федерации возложена реализация следующих функций: 1) осуществление в предусмотренных федеральным законом процессуальных формах судебного надзора за деятельностью арбитражных судов.

2) разъяснения по вопросам судебной практики.

Федеральный арбитражный суд округа (в соответствии с действующим законодательством на территории Российской Федерации функционирует 10 таких судов — по числу округов). В пределах своей компетенции рассматривает дела в качестве суда кассационной инстанции, а также по вновь открывшимся обстоятельствам и является вышестоящей судебной инстанцией по отношению к действующим на территории соответствующего судебного округа арбитражным апелляционным судам и арбитражным судам субъектов Российской Федерации.

Арбитражный апелляционный суд (в настоящее время действует 20 апелляционных судов в системе арбитражных судов) в пределах своей компетенции рассматривает дела в качестве суда апелляционной инстанции, а также по вновь открывшимся обстоятельствам. Арбитражный суд субъекта Российской Федерации в пределах своей компетенции рассматривает дела в качестве суда первой инстанции, а также по вновь открывшимся обстоятельствам.

Верховный Суд Российской Федерации является высшим судебным органом по гражданским, уголовным, административным и иным делам, подсудным судам общей юрисдикции, осуществляет в предусмотренных федеральным законом процессуальных формах судебный надзор за их деятельностью и дает разъяснения по вопросам судебной практик (Статья 126 Конституции РФ).

Судебные инстанции. Суды делятся на судебные инстанции в соответствии с выполняемыми ими функциями (принятие решения по существу дела, проверка законности и обоснованности этих решений). В гражданском и уголовном процессе различают: суды первой, кассационной и надзорной инстанций.

Суд первой инстанции — это суд, уполномоченный принимать решение по существу вопросов, основных для данного дела. Это именно тот суд, в который обычно обращаются граждане. Решения или приговоры этих судов — до вступления их в законную силу — могут быть обжалованы в суд кассационной инстанции. При рассмотрении гражданского дела суд первой инстанции обязан заслушать объяснения лиц, участвующих в деле, показания свидетелей, заключения экспертов, ознакомиться с письменными доказательствами, осмотреть вещественные доказательства. В качестве суда первой инстанции может выступить любой суд, в том числе высшие суды.

Суд второй (кассационной) инстанции. Суд второй (кассационной) инстанции — суд, рассматривающий дело по кассационной жалобе или протесту на решения и приговоры суда первой инстанции, не вступившие в законную силу. Это именно тот суд, в который граждане обращаются с кассационной жалобой. После рассмотрения дела судом кассационной инстанции решение суда первой инстанции либо вступает в законную силу, либо отменяется и передается на новое рассмотрение в суд первой инстанции. В качестве суда кассационной инстанции может выступить любой суд, кроме судов основного звена. Исключение. Кассационной инстанцией для мирового суда является суд основного звена.

Надзорная инстанция — суды, обладающие правом проверять законность и обоснованность решений и приговоров суда, уже вступивших в законную силу. Пересмотр решений или приговоров суда, вступивших в законную силу, возможно только в порядке судебного надзора в случае принесения протеста на судебные решения или приговоры прокурором или председателем суда субъекта Федерации, Генеральным прокурором, Председателем Верховного Суда РФ или их заместителями.

Вышестоящей судебной инстанцией называют суды, занимающие более высокую ступень по отношению к данному суду. Так, например, кассационная инстанция является вышестоящей для судов первой инстанции. Высшей судебной инстанцией называют Верховный Суд РФ, а также Высший арбитражный суд РФ.

Институт мировых судей. Мировые суды впервые были созданы в Англии (в XIV веке), во Франции (в XVIII веке), в России — в 1864 году. Однако уже в 1889 году мировые суды в России были упразднены, а их восстановление началось в 1912 году. Мировые судьи избирались земским собранием или городской думой. В 1917 году восстановление еще не было полностью закончено, а существование мировых судов вновь прекратилось в результате революции. В 1996 году было предусмотрено восстановление мировых судов.

Мировые судьи в Российской Федерации (далее — мировые судьи) являются судьями общей юрисдикции субъектов Российской Федерации и входят в единую судебную систему Российской Федерации. Полномочия, порядок деятельности мировых судей и порядок создания должностей мировых судей устанавливаются Конституцией Российской Федерации, Федеральным конституционным законом «О судебной системе Российской Федерации», иными федеральными конституционными законами, Федеральным законом «О мировых судьях в Российской Федерации», а порядок назначения (избрания) и деятельности мировых судей устанавливается также законами субъектов Российской Федерации.

Мировые судьи осуществляют правосудие именем Российской Федерации. Порядок осуществления правосудия мировыми судьями устанавливается федеральным законом. Вступившие в силу постановления мировых судей, а также их законные распоряжения, требования, поручения, вызовы и другие обращения являются обязательными для всех без исключения органов власти и лиц. То есть для федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, других физических и юридических лиц и подлежат неукоснительному исполнению на всей территории Российской Федерации.

Категории дел, рассматриваемые мировым судьей: 1) уголовные дела о преступлениях, за совершение которых может быть назначено максимальное наказание, не превышающее 3 лет лишения свободы; 2) дела о выдаче судебного приказа; 3) дела о расторжении брака, если между супругами отсутствует спор о детях; 4) дела о разделе между супругами совместно нажитого имущества; 5) иные дела, возникающие из семейно-правовых отношений, за исключением дел об оспаривании отцовства (материнства), установлении отцовства, о лишении родительских прав, об усыновлении (удочерении) ребенка; 6) дела по имущественным спорам при цене иска, не превышающей 500 минимальных размеров оплаты труда, установленных законом на момент подачи заявления; 7) дела, возникающие из трудовых отношений, за исключением дел о восстановлении на работе; 8) дела об определении порядка пользования земельными участками, строениями и другим недвижимым имуществом; 9) дела об административных правонарушениях, отнесенные к компетенции мирового судьи Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.

Мировым судьей может быть гражданин РФ, достигший возраста 25 лет, имеющий высшее юридическое образование, стаж работы по юридической профессии не менее 5 лет, сдавший квалификационный экзамен и получивший рекомендацию квалификационной коллегии судей соответствующего субъекта РФ.

Институт присяжных заседателей. Рассмотрение уголовных дел с участием присяжных заседателей. Рассмотрение уголовных дел с участием присяжных заседателей федеральных судов общей юрисдикции (далее — присяжные заседатели) проводится в Верховном Суде Российской Федерации, верховных судах республик, краевых, областных судах, судах городов федерального значения, автономной области и автономных округов, окружных (флотских) военных судах (далее — суды).

Участие граждан Российской Федерации в осуществлении правосудия в качестве присяжных заседателей. Граждане Российской Федерации (далее — граждане) имеют право участвовать в осуществлении правосудия в качестве присяжных заседателей при рассмотрении судами первой инстанции подсудных им уголовных дел с участием присяжных заседателей. Ограничение данного права устанавливается только федеральным законом. Участие в осуществлении правосудия в качестве присяжных заседателей граждан, включенных в списки кандидатов в присяжные заседатели, является их гражданским долгом.

Уставный Суд (на примере субъекта РФ города федерального значения Санкт-Петербурга). П. 1 статьи 16 Устава Санкт-Петербурга определил: «Систему органов государственной власти Санкт-Петербурга образуют: высший и единственный законодательный орган государственной власти — Законодательное Собрание Санкт-Петербурга; Правительство Санкт-Петербурга — высший исполнительный орган государственной власти Санкт-Петербурга, возглавляемый высшим должностным лицом Санкт-Петербурга — Губернатором Санкт-Петербурга, и возглавляемые Правительством Санкт-Петербурга иные исполнительные органы государственной власти Санкт-Петербурга, составляющие систему исполнительных органов государственной власти Санкт-Петербурга — Администрацию Санкт-Петербурга; судебные органы государственной власти — Уставный суд Санкт-Петербурга, мировые судьи».

С учреждением в Санкт-Петербурге Уставного суда был в полной мере реализован конституционный принцип разделения властей и сформированы все ветви власти Субъекта Федерации.

Пункт 1 статьи 50 Устава Санкт-Петербурга определил круг полномочий Уставного суда СПб: «Уставный суд Санкт-Петербурга создается для рассмотрения вопросов соответствия законов и иных нормативных правовых актов Санкт-Петербурга, нормативных правовых актов органов государственной власти Санкт-Петербурга и органов местного самоуправления, образованных на территории Санкт-Петербурга, Уставу Санкт-Петербурга, а также для официального толкования Устава Санкт-Петербурга».

В п. 1 статьи 1 Закона СПб «Об Уставном суде Санкт-Петербурга» написано, что «Уставный суд Санкт-Петербурга — судебный орган, самостоятельно и независимо осуществляющий судебную власть». В него могут обратиться губернатор, Законодательное Собрание, группа депутатов Законодательного Собрания (не менее пяти человек), органы местного самоуправления муниципальных образований, а также в ряде случаев, предусмотренных в Законе Санкт-Петербурга «Об Уставном суде Санкт-Петербурга», отдельные граждане. Основанием к рассмотрению дела служит неопределенность в вопросе о том, соответствует ли Уставу Санкт-Петербурга какой-либо региональный закон или нормативный правовой акт или обнаружившаяся неопределенность в понимании положений Устава Санкт-Петербурга. Обращение в суд возможно в двух формах — запрос или жалоба. Постановление Уставного суда окончательно, обжалованию не подлежит и вступает в законную силу немедленно после его провозглашения

Смотрите еще:

  • Заявление анкета на загранпаспорт старого образца до 14 лет Загранпаспорт старого образца на ребенка Загранпаспорт старого образца (64 серия) на ребенка до 18 лет (выдается сроком на 5 лет). С 1 марта 2010 года каждый ребенок (включая младенцев) должен иметь личный загранпаспорт для выездов за […]
  • Фсб приказы 2018 Приказ ФСБ России от 23 апреля 2018 г. № 182 “О внесении изменений в приказ ФСБ России от 10 июля 2007 г. N 355 "Об определении участков (районов) внутренних вод Российской Федерации, в пределах которых устанавливается пограничный режим" […]
  • Приказ о проверке документации школы Электронное образование в Республике Татарстан МБОУ «Сартыкская начальная общеобразовательная школа» Мамадышского муниципального района РТ (реорганизация) Визитная карточка Приказы основные По МБОУ «Сартыкская НОШ» от 10января 2012 […]
  • Таблица по расчету неустойки Таблица расчета неустойки по алиментам Таблица РАСЧЕТА НЕУСТОЙКИ ПО АЛИМЕНТАМ. ВЫШЛЮ И сколько вышло можно поинтересоваться? ) в суде то выйграли с этой таблицей? Помогите понять принцип расчета пени неустойки по выплате алиментов […]
  • Разрешение на оружие центральный район Районные отделы лицензионно-разрешительной работы Разрешение на охотничье оружие выдается отделами лицензионно-разрешительной работы УВД. Адреса и телефоны районных отделов лицензионно-разрешительной работы. • Адмиралтейский район: ул. […]
  • Болгария закон о собственности Болгария закон о собственности Глава вторая. УПРАВЛЕНИЕ ЭТАЖНОЙ СОБСТВЕННОСТИ . Раздел І. Основные положения Рамки управления Статья 8. (1) Управление в режиме этажной собственности охватывает установление порядка и контроль над […]
  • Признаки делимости правило Признаки делимости правило Пример. 7150 делится на 25 (оканчивается на 50), 4855 не делится на 25. Признаки делимости на 10, 100 и 1000. На 10 делятся только те числа, последняя цифра которых нуль, на 100 - только те числа, у которых две […]
  • Закон о собраниях 2018 г Закон о собраниях 2018 г Ссылка не верна или страница была удалена Портал ГАРАНТ.РУ зарегистрирован в качестве сетевого издания Федеральной службой по надзору в сфере связи,информационных технологий и массовых коммуникаций […]