Кбм какой закон

Оглавление:

Закон об ОСАГО КБМ

Нормативная база относительно такого показателя, как КБМ, прописана в ФЗ№40 от 2002 года http://www.autoins.ru/ru/osago/legislation/federal/index.wbp. Закон определяет такой показатель, как КБМ, как один из показателей, которые напрямую влияют на стоимость полиса ОСАГО. Причем в зависимости от аварийности данный показатель может быть как понижающим, так и повышающим. Каждому коэффициенту бонус-малус соответствует свой класс на момент заключения ОСАГО.

Если же говорить более простым языком, то для водителя КБМ – это своего рода скидка за то, что водитель, приобретающий ОСАГО, совершает безаварийную езду.

Важно, что страховщики, осуществляющие продажу ОСАГО, должны использовать сведения о КБМ из РСА (Российского союза автостраховщиков), а если таковых сведений в системе нет, то следует использовать в качестве показателя единицу.

Такой коэффициент, как КБМ, начал действовать при расчетах уже с 2003 года. А в РСА числятся сведения о договорах начиная с начала 2011 года.

Права на скидку

Итак, кто и когда имеет право на скидку за счет КБМ?

Бонус КБМ присваивается за счет сведений о безаварийной езде на основании предыдущих договоров ОСАГО, которые закончились не более чем год назад. Если же таких договоров не имеется, то опять же КБМ будет равняться единице.

Класс водителя, являющегося собственником транспортного средства, по закону рассчитывается раз в год на период действия полиса ОСАГО, поэтом если за положенный период и совершится авария по вине водителя, то это повлияет на КБМ лишь во время заключения нового договора.

Новый КБМ будет учтен лишь в том случае, если прошлый полис равнялся одному году. То есть если договор был досрочно расторгнут, то КБМ учтен уже не будет. К слову, на коэффициент влияет лишь безаварийная езда, но никак не период, в течение которого вы используете свой автомобиль.

В том случае, если в полисе может быть прописано лишь ограниченное число лиц, допущенное к управлению, то тот водитель, который претендует на скидку по коэффициенту, должен быть вписан в полис с первого дня действия страховки. Если же водитель добавляется в договор уже после того, как был выкуплен и оформлен страховой полис, то коэффициент за неполны год в последующем году для них учтен уже не будет.

Важен тот факт, что скидка будет сохраняться даже в том случае, если водитель перейдет из одной страховой компании в другую – для этого и существует РСА, где фиксируются все аварийные случаи водителей и от куда каждая страховая компания может взять коэффициент КБМ.

Право на скидку имеет лишь тот водитель, у которого к моменту начала действия нового договора уже успел истечь срок старого полиса, оказавшегося «безаварийным».

В каких случаях коэффициент не применяется

Итак, разберем те случаи, когда коэффициент либо не применяется, либо равняется единицы. Это происходит в следующих случаях:

  • Это происходит при «транзитных» страховках, когда водитель следует к месту прохождения техосмотра или к месту регистрации.
  • Если было осуществлено страхование автомобиля, который ранее зарегистрировали в иностранном государстве.
  • Разновидности КБМ

    Страховые компании делят коэффициент на несколько видов. Разберем каждые из них.

    Так, существует такое понятие, как «коэффициент водителя». Это:

  • Тот коэффициент, который определяется для каждого конкретного водителя, допущенного к управлению автомобилем.

Так же существует показатель, именуемый как «коэффициент собственника». Он определяется как:

  • КБМ, который определяется для собственника страхуемого ТС.
  • Иногда говорят о «начальном КБМ», то есть о том коэффициенте, который был определен во время заключения страхового полиса.

    Ну и, наконец, «расчетный КБМ» — это тот коэффициент, который используется для расчета итоговой премии по страховому полису.

    Принципы расчета коэффициента »бонус-малус», применяемого при заключении договоров ОСАГО, могут быть пересмотрены

    РСА планирует ежегодно устанавливать коэффициент »аварийности» (далее – КБМ) для каждого автовладельца – физического лица, и определять индивидуально его значение по состоянию на 1 января нового года. Сейчас КБМ устанавливается на основе »истории» каждого страхового полиса в отдельности, а значит, таких коэффициентов у одного человека может быть несколько по нескольким отдельным полисам ОСАГО. Предполагается, что при заключении с автовладельцем любых договоров ОСАГО, или при его включении в такие договоры в качестве водителя, в течение календарного года будет применяться единый КБМ. А сведения обо всех страховых выплатах по ДТП с участием конкретного физического лица в текущем году будут направляться в АИС РСА, и эти данные будут учитываться при определении КБМ в будущем году. Это же будет касаться и случаев, когда водитель совершил ДТП находясь за рулем автомобиля, застрахованного по договору обязательного страхования, не предусматривающему ограничение количества лиц, допущенных к управлению транспортным средством. Одновременно предлагается передать полномочия по определению значения КБМ от страховых компаний непосредственно РСА. Соответствующие предложения автостраховщики передали в Банк России. Эти и другие возможные изменения анонсировал на состоявшейся вчера пресс-конференции исполнительный директор РСА Евгений Уфимцев.

    Представитель РСА рассказал, что основными предпосылками подготовки предложений РСА стали технические особенности применения КБМ в нынешней редакции Федерального закона от 25 апреля 2002 г. № 40-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств». »Страховым компаниям сложно учитывать все коэффициенты, если человек фигурирует в нескольких полисах: в одних он – автовладелец, в других – допущенное к управлению лицо. А если человек более года не заключал договора ОСАГО и не был вписан в такой договор, то его КБМ и вовсе обнуляется», – посетовал на несовершенство законодательства эксперт. Новые принципы позволят добиться определенности в этом вопросе, добавил он.

    Евгений Уфимцев отметил, что разработчики изменений предусмотрели и ситуацию, когда одно и то же лицо фигурирует в нескольких договорах ОСАГО одновременно и по которым установлены различные КБМ. При переходе к новому порядку для таких граждан предлагается устанавливать единый КБМ на основе наименьшего из имеющихся коэффициентов по разным договорам ОСАГО. При этом по оценкам автостраховщиков, примерно 20% потребителей смогут сэкономить при определении размера страховой премии, подчеркнул эксперт. Однако этот принцип будет применяться только в том случае, если водитель не становился виновником ДТП [за последние два года. – Ред.] . Если же в ЕИС РСА будут обнаружены сведения о причиненных водителем убытках, то к нему будет применен максимальный из установленных в страховых полисах КБМ.

    РСА не обошел вниманием и юридические лица, по которым КБМ планируют устанавливать на основе среднего значения коэффициента для всего принадлежащего им автопарка. Причем значение коэффициента аварийности будет сохранено и для новых автомобилей. Такой подход призван упростить систему расчета тарифа в отношении организаций, имеющих много машин. Кроме того, по словам страховщика, применение такого принципа не позволит нерадивым предпринимателям искусственно занижать КБМ при обновлении автопарка.

    Еще одной заметной инициативой, с которой планируют выступить автостраховщики, стало предложение закрепить приоритет такой формы удовлетворения требований клиентов, как ремонт пострадавшего транспортного средства, вместо денежной выплаты. По словам автостраховщика это предложение родилось в ответ на активизацию деятельности профессиональных юристов, специализирующихся на судебных исках против игроков страхового рынка. Непосредственный ремонт автомобиля в автосервисе за счет страховой фирмы позволит избежать большинства спорных ситуаций и эта мера напрямую будет направлена на защиту интересов страхователей, уверен эксперт.

    Исполнительный директор РСА рассказал также и о подготовке к переходу на бланки страховых полисов нового образца, начало осуществления которого запланировано на 1 июля. Так, Евгений Уфимцев подтвердил, что все новые договоры ОСАГО начиная с 1 июля будут оформляться уже на новых бланках, а потребители смогут по желанию бесплатно заменить бланки старого образца на новые. При этом эксперт напомнил, что договоры страхования, заключенные до 1 июля на старых бланках будут действительны до окончания сроков их действия с оговоркой, что они будут более жестко проверяться сотрудниками ГИБДД на подлинность с использованием АИС РСА. Новые бланки будут снабжены дополнительными степенями защиты от подделки, которые позволят отличить фальшивку в том числе и визуально.

    Проблемы определения Кбм (скидки за безубыточное ОСАГО)

    Что такое Кбм?

    В настоящее время практически всем автовладельцам известно, что при расчете ОСАГО применяется, так называемый коэффициент бонус-малус («бонус-малус» переводится с латинского как «хороший-плохой») или Кбм. Некоторые попросту называют его «скидкой», забывая, что Кбм учитывает не только безубыточность (бонус), но и наличие выплат по вине страхователя (малус – штраф за неаккуратное вождение). Также при определении Кбм используется термин «Класс страхователя».

    Кбм для каждого водителя – величина индивидуальная и зависит от его страховой истории. Для наглядности приведем таблицу, которая регламентирует определение Кбм и едина для всех страховых компаний. Она составлена таким образом, что зная класс каждого водителя при заключении договора ОСАГО , можно, в зависимости от числа произошедших по его вине в течение года ДТП, определить, какой Кбм он получит при страховании на следующий год.

    Таблица 1. Класс бонус-малус.

    Когда водитель заключает договор автострахования ОСАГО впервые, ему присваивается 3 класс (Кбм= 1). Затем за каждый безаварийный год ему предоставляется 5%-ная скидка, а его класс увеличивается. Если же по его вине происходят аварии, «классность» понижается, а Кбм, соответственно, увеличивается.

    1. Страхователь имел Кбм=0,85 (6 класс, скидка 15%). По его вине произошло 1 ДТП, и пострадавшему была произведена выплата. На следующий год при заключении договора ОСАГО он будет иметь 4 класс и Кбм=0,95 (скидка 5%).
    2. Начинающий водитель с Кбм=1 стал в первый год вождения виновником ДТП. На второй год страхования он, вместо скидки в 5%, получает повышающий Кбм = 1,55. А если он снова попадет по своей вине в аварию, на третий год страхования полис ему будет рассчитываться с Кбм=2,45.

    Из истории Кбм

    С момента введения обязательной автогражданки в 2003 году и вплоть до 2008 года класс страхователя был «привязан» исключительно к транспортному средству. То есть когда водитель приобретал новый автомобиль и приходил оформлять полис ОСАГО, то он автоматически терял все свои скидки. Ситуация получалась абсурдная: понятие «страховая история» не существовало, и Кбм не выполнял своей основной функции – поощрять аккуратное вождение и стимулировать безаварийность «бонусами». В марте 2008 года все-таки был учтен опыт других стран и система «бонус-малус» кардинальным образом изменилась. С этого момента класс стал присваиваться каждому водителю в индивидуальном порядке, сохраняясь при покупке другого авто. И сейчас, если даже вписанный ранее в чужой полис водитель впервые становится автовладельцем, он имеет полное право рассчитывать на уже «заработанную» ранее скидку.

    Как определить Кбм, если в полис ОСАГО вписано несколько водителей или страховка оформлена «без ограничения лиц, допущенных к управлению»?

    Если в полис вписывается несколько человек, Кбм для расчета его стоимости берется по тому водителю, чей Кбм максимален. Поэтому, когда к компании солидных и опытных мастеров вождения дописывается водитель с небольшим стажем, нужно быть готовым, что страховка существенно увеличится в цене. Немногие понимают и еще один важный момент. В случае аварии Кбм повышается только у того, кто управлял автомобилем в момент ДТП, и был признан инспекторами ГИБДД виновным. Остальные, вписанные в страховку водители, благополучно сохраняют свои скидки. И если на следующий год виновника в полис не вписывать, общая скидка по нему станет, как и полагается, на 5% больше.

    Если же страхователь оформляет договор на условии, что к управлению авто допущены любые водители, Кбм определяется по собственнику ТС. При этом неважно, кто собственник, это может быть и бабушка на деревне, в жизни не державшая в руках руля. Просто при «неограниченном» полисе ОСАГО больше ни к кому, кроме собственника для определения Кбм не «привяжешься». Страхователь – не в счет, потому что страхователь – это лицо, которое платит страховой компании деньги и определяет условия страхования.

    Проблемы Кбм

    Когда в Закон об ОСАГО были внесены изменения, касающиеся Кбм, в первый момент показалось, что обязательное автострахование в России стало более цивилизованным: добросовестность за рулем поощряется, недисциплинированность наказывается рублем. Все справедливо. Но оказалось, реальность далека от совершенства.

    В теории все выглядит замечательно. Любой автовладелец в состоянии хотя бы приблизительно определить свой Кбм, основываясь на собственном опыте ОСАГО: количестве лет страхования, количестве страховых случаев и таблице, приведенной выше. А как быть сотрудникам компаний, страховым агентам и брокерам? Идеальной для определения Кбм может служить только та ситуация, когда водитель все годы (или хотя бы последние несколько лет) страховался в одной и той же компании, и в базе данных про него есть любая информация. Если же человек пришел из другой СК, с Кбм возникают проблемы.

    С одной стороны все просто – по предыдущему полису всегда можно вычислить прошлогоднюю скидку и добавить еще 5%. Но где гарантия, что в предыдущей компании за водителя не было выплат? Поверить ему на слово? Несерьезно. До тех пор, пока страховые компании усиленно держат в секрете данные на своих страхователей и упорно не желают создавать единой базы данных, неразбериха с Кбм будет продолжаться. Даже злостному нарушителю правил дорожного движения, который то и дело доставляет кому-нибудь на дороге неприятности, ничего не стоит каждый год перебегать из одной компании в другую и с честными глазами требовать очередную скидку за безаварийность.

    Калькулятор ОСАГО расчет и онлайн покупка по 50 компаниям.

    Выберите тип ТС

    Описанная ситуация, конечно, крайность, но скрыть пару-тройку выплат труда никому сегодня не составляет. Благо, что страховщиков, занимающихся ОСАГО по-прежнему чересчур много, даже несмотря на то, что ежегодно рынок автострахования навсегда покидают десятки компаний. А бывает, что автовладелец и готов представить справку о безубыточности, справедливо претендуя на скидку, но, увы, его страховая компания лишилась лицензии. Другой страхователь даже не интересуется какими-то «бонус-малусами», покупает каждый год новое авто и страхуется в салоне, как в первый раз, ни на что не претендуя.

    Еще одно нередкое явление – это, когда в полис вписан водитель со стажем, предположим, 6 лет, а общая скидка по страховке составляет 40%. Ну, очевидно, что никак не может быть у человека с таким стажем скидка 40%, максимум – 25%. А вот страхователей, имеющих 1 класс или самый низкий – М, совсем немного, хотя аварий на наших улицах происходит предостаточно. И все эти факты в совокупности именуются беспорядком.

    Впрочем, в настоящее время серьезные страховые компании стали более жестко относиться к «пришлым» со стороны страхователям. Некоторые требую принести справку из предыдущей компании, что год был безаварийным, другие предоставляют скидку только, если страхователь дополнительно оформит ДСАГО, третьи придумывают еще какие-нибудь меры. Если же клиент не собирается идти за справкой, не хочет принудительное ДСАГО, не согласен страховаться без скидки, ему просто говорят «до свидания». Но такую политику ведут крупные компании. Мелкие страховщики, делающие ставку исключительно на ОСАГО (и в дальнейшем, как правило, разоряющиеся), готовы ухватиться за любого, и поэтому усиленно заманивают к себе клиентов максимальными скидками.

    Еще надо заметить, что причина избегать по возможности повышающих коэффициентов кроется не только в российской привычке обманывать. Если бы страхование ОСАГО в нашей стране «работало» полноценно, без сбоев, задержек и постоянного занижения выплат, у страхователей не было бы повода относиться к страховщикам неуважительно.

    В заключении

    Из всего вышесказанного, очевидно, что система «бонус-малус» в нашей стране практически не выполняет возложенной на него Правительством задачи – более объективно оценивать степень риска и страховой тариф по ОСАГО. Человеческий фактор пока остается главным критерием определения Кбм для каждого конкретного водителя. Один клиент убедителен до невозможности, другой похож на мошенника. Одни агенты раздают скидки по поводу и без, лишь бы застраховать и получить комиссионное вознаграждение, другие, наоборот, делают вид, что понятия Кбм вообще не существует и усиленно «ловят» клиентов, не имеющих о нем представления. И так далее.

    В настоящее время решение о создании Единой базы данных по ОСАГО, наконец-то, было принято законодательно, и к концу 2012 года страховые компании обязаны ввести в единую базу информацию обо всех своих клиентах. Если это будет реализовано, и с 2013 года общая для всех страховщиков база начнет функционировать. Возможно, тогда проблемы с определением Кбм навсегда уйдут в прошлое.

    Самостоятельный расчет стоимости полиса ОСАГО-2017: проверяем страховщиков перед покупкой

    Перед тем, как нанести визит в офис страховой компании для покупки полиса ОСАГО, автолюбителям будет нелишним прикинуть, в какую сумму обойдется страховка. Портал ГАРАНТ.РУ разобрался в правилах расчета страховой премии по ОСАГО.

    Помимо базового страхового тарифа на цену страховки влияют множество других переменных – возраст водителя и его водительский стаж, наличие или отсутствие в прошлом ДТП по вине водителя, количество лиц, допущенных к управлению машиной, и т. п. (Указание Банка России от 19 сентября 2014 г. № 3384-У «О предельных размерах базовых ставок страховых тарифов и коэффициентах страховых тарифов, требованиях к структуре страховых тарифов, а также порядке их применения страховщиками при определении страховой премии по обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств»; далее – Указание).

    Рассчитаем стоимость страхового полиса ОСАГО для водителя 33 лет, зарегистрированного в Москве и имеющего водительский стаж с 2000 года. Страховать он будет легковой автомобиль категории В с мощностью двигателя 148 л.с., ездить на нем собирается один. В качестве такси автомобиль использоваться не будет. Ни одной аварии по своей вине раньше водитель не допускал.

    Расчет страховой премии производится по формуле:

    Т = ТБ x КТ x КБМ x КВС x КО x КМ x КС x КН, где:

    ТБ – базовый тариф. Указание закрепляет «вилку» базовых тарифов для каждой категории транспортных средств – от мопедов до тракторов (Приложение 1 к Указанию). Страховые компании самостоятельно выбирают наиболее приемлемый для них размер тарифа в установленном диапазоне для каждого вида транспортных средств, после чего обязаны опубликовать его на своем официальном сайте в течение трех дней со дня утверждения (п. 1 Порядка применения страховых тарифов страховщиками при определении страховой премии по договору обязательного страхования). Добавим, что если страховщик решит изменить базовый страховой тариф, это никак не отразится на водителях, уже заключивших с ним договоры автострахования, то есть доплачивать они ничего не будут (п. 3 ст. 8 Федерального закона от 25 апреля 2002 г. № 40-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств»; далее – закон об ОСАГО).

    Для транспортных средств категорий «В» и «ВЕ», принадлежащих гражданам либо ИП и не используемым в качестве такси, минимальный базовый тариф равен 3432 руб., максимальный – 4118 руб. Для расчета будем применять максимальный размер тарифа (4118 руб.).

    КТ – коэффициент страховых тарифов в зависимости от территории преимущественного использования транспортного средства. Он определяется по месту прописки (или временной регистрации) собственника автомобиля. Для Москвы этот коэффициент составляет 2, для Санкт-Петербурга – 1,8. Максимальный коэффициент (2,1) установлен для Мурманска и Челябинска, минимальный (0,6) – для Симферополя, Севастополя, Байконура и т. д. (с полным перечнем коэффициентов этого вида можно ознакомиться в п. 1 Приложения 2 к Указанию).

    КБМ – так называемый коэффициент «бонус-малус». Он отражает, были ли в период действия прошлых договоров ОСАГО страховые случаи по вине водителя. В зависимости от этого по итогам каждого года КБМ может увеличиваться или снижаться. Водителя из нашего примера отличает безаварийная езда на протяжении всего водительского стажа – поэтому коэффициент «бонус-малус» у него будет максимальным (0,5), что соответствует 13-му классу. Проще говоря, полис ОСАГО он сможет купить со «скидкой» в 50%.

    Данные о наличии или отсутствии ДТП по вине водителя содержатся в автоматизированной системе, за ведение которой отвечает Российский Союз Автостраховщиков (РСА). АИС РСА содержит сведения о договорах ОСАГО, заключенных с 1 января 2011 года. На своем сайте РСА подчеркивает, что не уполномочен вносить какие-либо изменения в систему – все данные заносятся в нее страховыми компаниями, что является их обязанностью. Если информация о КБМ конкретного водителя в базе отсутствует, следует обратиться с претензией к страховщикам, с которыми этот водитель ранее заключал договоры ОСАГО. В случае, если это не даст желаемого результата, действия страховой компании могут быть обжалованы в Службу Банка России по защите прав потребителей финансовых услуг и миноритарных акционеров. Обращение может быть направлено в электронном виде через интернет-приемную Банка России по адресу www.cbr.ru.

    КВС – коэффициент страховых тарифов в зависимости от возраста и стажа водителя. Стаж водителя начинает исчисляться с момента выдачи водительского удостоверения (а если были замены водительского – с момента выдачи первого удостоверения). Дороже всех полис ОСАГО обойдется молодому водителю в возрасте до 22 лет включительно со стажем вождения до 3 лет включительно – КВС составит в этом случае 1,8.

    В нашем примере этот коэффициент будет равен 1 (табл. 1).

    Таблица 1. Коэффициент страховых тарифов в зависимости от возраста и стажа водителя, допущенного к управлению транспортным средством (п. 4 Приложения 2 к Указанию)

    Возраст и стаж водителя транспортного средства

    Как правильно определить КБМ

    Тема Кбм (коэффициент бонус-малус), или иными словами «скидка за безубыточность» касается почти каждого автовладельца. В кавычках — потому что все привыкли, что есть только скидка. Но Кбм подразумевает и увеличение стоимости полиса, причем серьезное, для тех, у кого аварии были.

    Для начала немного истории. С самого начала вступления в силу закона об ОСАГО предполагалось, что будет создана единая база данных (АИС РСА — автоматизированная информационная система Российского союза страховщиков), по которой страховщики смогут «пробивать» водителей на предмет наличия страховых случаев по предыдущему полису. Но в течение первых 10 лет действия закона об ОСАГО единая база данных так и не заработала. Закон четко регламентирует применение понижающего Кбм. Он может быть применен только при наличии справки из предыдущей страховой компании или при обращении в единую базу данных. Так как базы не было, то, чтобы не терять клиентов, страховые агенты просто закрывали глаза на закон и применяли понижающий Кбм всем подряд. Понижающий Кбм применялся только на основании предыдущего полиса.

    С 1 января 2013 г единая база (АИС РСА) наконец заработала.

    И страховщиков обязали для определения Кбм пользоваться единой базой. В случае нарушения законодательства к страховым компаниям начали применять довольно серьезные штрафные санкции. Но так как не все компании успели предоставить данные о своих клиентах, полноценно АИС РСА заработала весной 2013 года. Таким образом в настоящее время для при оформлении полиса ОСАГО. страховая компания либо обращается к базе, либо просит у клиента справку из предыдущей компании.

    Некоторые страховые компании до сих пор применяют понижающий Кбм просто на основании старого полиса (на основании заявления страхователя). Недобросовестные компании используют это как конкурентное преимущество. Однако это грозит штрафами самой страховой компании, но и крупными неприятностями для страхователя . При наступлении страхового случая клиент рискует «попасть на деньги». Страховщик вправе предъявить регрессное требование в размере части выплаченного страхового возмещения, пропорционально сумме недоплаченной страховой премии. Поясним на примере:

    Предположи вам применили необоснованный кбм равный 0,7 (30% скидка за безубыточность). В прошлом году у вас была 1 выплата, и Кбм должен был быть 1,55. Таким образом вы не доплатили более чем 50% от стоимости полиса. Предположим происходит страховой случай и сумма выплаты составила 100000 рублей. Страховая компания вправе взыскать с вас 50 000 рублей.

    Помимо регрессного требования за необоснованно примененный Кбм при расчете стоимости полиса на следующий год может быть применен повышающий коэффициент 1,5 за грубое нарушение условий страхования.

    КБМ — Бонус-малус

    Бонус-малус по ОСАГО — коэффициент КБМ

    КБМ (коэффициент бонус-малус) это один из параметров, определяющих стоимость полиса ОСАГО в России. КБМ — самый сложный для определения коэффициент, поэтому на этой странице собрана информация, разъясняющая принципы и порядок определения класса бонус-малус водителя, расчет бонус-малуса для страхователя, таблица КБМ, проверку КБМ в АИС РСА…

    Бонус-малус — Оглавление страницы

    НОВЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ ПО ИЗМЕНЕНИЮ СИСТЕМЫ БОНУС-МАЛУС
    (март 2016 года)

    В связи с многочисленными жалобами страхователей и водителей на некорректное определение коэффицентов КБМ при заключении договоров ОСАГО в марте 2016 года РСА подготовил свои предложения по совершенствованию системы КБМ.

    КБМ для физических лиц (для договоров с ограничением):

  • Единый КБМ для водителя на календарный год.
  • КБМ для водителя ежегодно рассчитывает РСА, а страховые компании обязаны его применять при заключении договора.
  • Отменяются бумажные справки (Сведения о страховании) — вся информация для определния КБМ получается только из АИС РСА.
  • Водитель получает бонус (скидку) за каждый календарный год без аварий (даже если он не вписан в полис как водитель).
  • Водитель получает малус (надбавку) за каждый календарный год, в котором были страховые случаи по вине данного водителя (даже если он не вписан в полис как водитель).
  • Результат:
    Водитель гарантированно сохраняет свои накопленные бонусы (при переходе из компании в компанию, при банкротстве СК, вне зависимости от количества договоров страхования, и даже при перерыве в страховании), но при этом он гарантировано получает малус по итогам года за каждый страховой случай по своей вине (вне зависимости по какому договору страхования был данный убыток).

    КБМ для физических лиц (для договоров без ограничения лиц, допущенных к управлению):

  • Отменяется учет КБМ по физическому лицу-собственнику ТС, при котором все страховые случаи по данному ТС (вне зависимости от того, кто был виновен в ДТП) ухудшали КБМ собственника ТС. Теперь в части КБМ каждый водитель отвечает только сам за себя.
  • При тарификации договоров с физическими лицами без ограничения лиц, допущенных к управлению, применяеться максимальный КБМ — 2,45.
  • Обоснование:
    В последние годы договоры без ограничений лиц, допущенных к управлению, активно использовались высокоаварийными водителями, чтобы избежать применения к ним повышенных значений КБМ. Это привело к значительному росту убыточности по таким договорам, т.к. определить какой именно водитель управляет ТС невозможно.
    Чтобы закрыть данную лазейку для аварийных водителей и сбалансировать систему КБМ необходимо по договорам с физическими лицами без ограничения лиц, допущенных к управлению, применять максимальное значение КБМ.

    Результат:
    Изменения приведут к значительному сокращению количества договоров с физическими лицами без ограничения лиц, допущенных к управлению. При этом, водители с хорошей страховой историей (отсутствием ДТП) сохранят свой накопленный бонус и смогут заключить договоры ОСАГО с ограничением значительно дешевле. Водители с плохой аварийностью не смогут больше избегать повышения КБМ и будут платить за свои полисы ОСАГО малусы (надбавки).

    КБМ для юридических лиц:

    1. Единый КБМ для юридического лица на календарный год.
    2. КБМ для юридического лица ежегодно рассчитывает РСА как средний КБМ по всем ТС данного юридического лица.
    3. При тарификации новых ТС применяется КБМ юридического лица (сохраняется накопленный собственником КБМ).
    4. Результат:
      Значительно упрощается порядок тарификации договоров ОСАГО по большим паркам (по единому КБМ). Юридическое лицо сохраняется накопленный КБМ при обновлении автопарка (при заключении договоров ОСАГО в отношении новых ТС).

      ПРЕДЛОЖЕНИЯ ПО РЕФОРМИРОВАНИЮ СИСТЕМЫ БОНУС-МАЛУС ОТ НАШИХ ЧИТАТЕЛЕЙ

      У меня предложение для внесения изменений в полис ОСАГО по применению КБМ. Считаю не справедливым безвозмездного сбора денег для водителей безаварийного вождения автомобиля 10 лет и более. Почему безаварийный водитель должен оплачивать ответственность водителей виновных в авариях. В этом случае практика солидарности не подходит. Считаю платить должен тот, кто совершает аварии, а без аварийщики должны освобождены от оплаты, за исключением оплаты себестоимости оформления полиса до тех пор пока не станет виновником. Думаю это существенно повысит ответственность водителей с агрессивным вождением.
      (Александр, водитель с сорокалетним стажем безаварийного вождения автомобилей всех категорий)

      Вы подняли очень интересный вопрос, который обсуждался практически во всех страна, где вводилась система бонус-малус.
      Вы правильно написали, что Ваше предложение по сути — отказаться от принципа солидарности в страховании ОСАГО.
      Солидарность это основа любого страхования — страховые премии платят все, а выплату получает только тот, с кем произошел страховой случай. Не бывает страхования без солидарности — уберем солидарность и получим ситуацию, когда каждый просто сам оплачивает свой ущерб, о каком страховании тогда можно говорить?
      Поэтому, система бонус-малус всегда ограничивает максимальный размер скидок (максимальная скидка — 50%) и надбавок (у нас в России — 245%). Система бонус-малус дополнительно стимулирует граждан к безопасной езде, но не отменяет принципа солидарности в страховании ОСАГО.
      (Андрей Знаменский)

      Переформулирую предложение своего безаварийного тезки. Стаж правда поменьше, с 86 года, но КБМ = 0.8 по базе РСА при безаварийном вождении. Справедливо будет при установке КБМ с 01.01.17 г. водителям, в отношении которых в АИС РСА нет сведений о наличии страховых возмещений по ВСЕМ. имеющимся данным, применить начальный КБМ с учетом водительского СТАЖА и безубыточности, по принципу трактования сомнений в пользу водителя. По мне в АИС содержатся данные, начиная с 12 года (я вписан в полисы с ограничениями на 4 автомобиля родственников «на всякий случай», первый полис переданный в АИС имеет период действия 06.06.2011 — 05.06.2012) с КБМ 0,75 по окончании, далее подана разными СК забавная чехарда цепочек из «обнулений на 1 по причине невозможности проверить КБМ». Сейчас занимаюсь писаниной по восстановлению КБМ по всем этим СК, вытягивая КБМ на основании данных, в ней же и содержащихся. Уже настраиваюсь на восстановление КБМ по суду на основании отсутствия сведений о выплатах по моей вине какой — либо СК и фактическом незаконном завышении КБМ при этом. Одна СК уперлась, потому что при страховании в АИС первый полис еще действовал, 1 поставили в соответствии с рекомендациями РСА, а при пролонгации договора их же первый полис «затер» КБМ 0.75 выдаваемый на предыдущий день и показал КБМ 0.95 и отсутствие выплат, исказив безаварийную историю. Такого ведь по закону быть не должно, оснований для повышения КБМ нет, но он повысился. Старая машина продана, КБМ по ней перестал приходить. Если жалоба в РСА и ЦБ не поможет — дорога только в суд.
      Но зачем загружать суды, если можно «безаварийным» водителям пусть и по 5 — летней зафиксироварнной в АИС безаварийной истории, применить КБМ в зависимости от водительского стажа? Это тоже своего рода «исключение в пользу аккуратных», но ничуть не хуже применения КБМ=1 к водителю, фактически имеющему стаж 30 лет, управляющему по доверенности без ограничений или работающему у юрлица с 01.01.17 в виду «отсутствия сведений в АИС». А тут и стаж и сведения в АИС есть и все равно приходится писать как Льву Толстому, чтобы вытянуть КБМ на 0.55 опираясь на данные, поданные в РСА, хотя по закону давным — давно уже 0.5 должен быть.

      СИСТЕМА БОНУС-МАЛУС

      Известно несколько определений существующих систем бонус-малус.

      Наиболее наукообразное определение предложил Жан Лемер в своей книге «Системы бонус-малус в автомобильном страховании»:

      Система бонус-малус — Апостериорная система тарификации в зависимости от частоты страховых случаев в течение действия предыдущих договоров страхования с конкретным страхователем.

      Можно предложить более простые определения системы бонус-малус:

    5. Расчет ставок страховой премии с учетом индивидуальной практики вождения
    6. Система скидок за отсутствие страховых случаев
    7. Рейтинговая система, основанная на страховом опыте водителей
    8. Рейтинговая система, основанная на прошлых заслугах водителей (страхователей)
    9. Цели системы бонус-малус:

    10. Учет индивидуальных рисков страхователей – более точный расчет тарифа (заставить плохих водителей платить большие премии)
    11. Повышение заинтересованности водителей в более аккуратном вождении
    12. Эффект франшизы – снижение количества обращений за страховыми выплатами – «жажда бонуса»
    13. Система бонус-малус должна эффективно побуждать страхователей осторожно управлять автомобилем и требовать такой же осторожности от тех водителей, которым они могут время от времени одалживать свой автомобиль: друзья, дети и другие члены семьи.
      (Отчет «О классификационной системе скидок и начетов (бонус/малус) для ОСАГО на рынке страхования Германии» (проект ТАСИС)

      НОРМЫ ПРАВА О СИСТЕМЕ БОНУС-МАЛУС В ОСАГО

      В настоящее время применение системы бонус-малус в России законодательно регулируется только в обязательном страховании, в первую очередь — в ОСАГО.

      Ниже приведены выдержки из нормативных актов, касающиеся применения коэффициента бонус-малус (КБМ) в ОСАГО и регулирующие порядок информационного обеспечения системы бонус-малус.

      Закон об ОСАГО

      Закон РФ №40-ФЗ от 5 апреля 2002 г. «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» — (ред. от 28.07.2012)

      Статья 9. Базовые ставки и коэффициенты страховых тарифов

      2. Коэффициенты, входящие в состав страховых тарифов, устанавливаются в зависимости от:

      б) наличия или отсутствия страховых выплат, произведенных страховщиками в предшествующие периоды при осуществлении обязательного страхования гражданской ответственности владельцев данного транспортного средства, а в случае обязательного страхования при ограниченном использовании транспортного средства, предусматривающем управление транспортным средством только указанными страхователем водителями, наличия или отсутствия страховых выплат, произведенных страховщиками в предшествующие периоды при осуществлении обязательного страхования гражданской ответственности каждого из этих водителей;

      Статья 15. Порядок осуществления обязательного страхования

      7. При заключении договора обязательного страхования страховщик вручает страхователю страховой полис, являющийся документом, удостоверяющим осуществление обязательного страхования, а также вносит сведения, указанные в заявлении о заключении договора обязательного страхования и (или) представленные при заключении этого договора, в автоматизированную информационную систему обязательного страхования, созданную в соответствии со статьей 30 настоящего Федерального закона. Бланк страхового полиса обязательного страхования является документом строгой отчетности.

      (действие п.7 приостановлено до 30 июня 2014 года)

      10. При прекращении договора обязательного страхования страховщик предоставляет страхователю сведения о количестве и характере наступивших страховых случаев, об осуществленных страховых выплатах и о предстоящих страховых выплатах, о продолжительности страхования, о рассматриваемых и неурегулированных требованиях потерпевших о страховых выплатах и иные сведения о страховании в период действия договора обязательного страхования (далее — сведения о страховании). Сведения о страховании предоставляются страховщиками бесплатно в письменной форме, а также вносятся в автоматизированную информационную систему обязательного страхования, созданную в соответствии со статьей 30 настоящего Федерального закона.

      Сведения о страховании предоставляются владельцем транспортного средства страховщику при осуществлении обязательного страхования в последующие периоды и учитываются страховщиком при расчете страховой премии по договору обязательного страхования.

      10.1. Заключение договора обязательного страхования без внесения сведений о страховании в автоматизированную информационную систему обязательного страхования, созданную в соответствии со статьей 30 настоящего Федерального закона, и проверки соответствия представленных страхователем сведений содержащейся в автоматизированной информационной системе обязательного страхования и в единой автоматизированной информационной системе технического осмотра информации не допускается.

      Правила ОСАГО

      Постановление правительства РФ №263 от 7 мая 2003 г. «Об утверждении Правил обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств» — (ред. от 30.12.2011):

      20. Вместе с заявлением о заключении договора обязательного страхования страхователь представляет страховщику сведения о количестве и характере наступивших страховых случаев, об осуществленных и о предстоящих страховых выплатах, сроке страхования, рассматриваемых и неурегулированных требованиях потерпевших, касающихся страховых выплат, и иные сведения о страховании в период действия договора обязательного страхования, представленные страховщиком, с которым был заключен последний договор обязательного страхования, в порядке, предусмотренном пунктом 35 настоящих Правил (далее именуются — сведения о страховании).

      Сведения о страховании не представляются лицом, ежегодно перезаключающим договор обязательного страхования у одного страховщика.

      При заключении договора обязательного страхования, предусматривающего управление транспортным средством только указанными страхователем водителями (ограниченное использование), страхователь представляет страховщику сведения о страховании в отношении каждого указанного им водителя.

      При заключении договора обязательного страхования без ограничения лиц, допущенных к управлению транспортным средством, страхователь представляет страховщику сведения о страховании в отношении собственника транспортного средства.

      Страховщик вносит в автоматизированную систему страхования сведения, указанные в заявлении о заключении договора обязательного страхования и (или) представленные при заключении такого договора.

      При заключении договора обязательного страхования страховщик осуществляет сверку представленных страхователем сведений о страховании и сведений, указанных в заявлении о заключении договора обязательного страхования и (или) представленных при заключении такого договора, с информацией, содержащейся в автоматизированной системе страхования и в единой автоматизированной информационной системе технического осмотра.

      При выявлении несоответствия представленных страхователем сведений информации, содержащейся в автоматизированной системе страхования и в единой автоматизированной информационной системе технического осмотра, страховщик заключает договор обязательного страхования в соответствии с указанными страхователем в заявлении о заключении договора обязательного страхования сведениями и вносит сведения о выявленном несоответствии в автоматизированную систему страхования для последующей проверки оператором этой системы причин несоответствия данных и их корректировки в случае необходимости.

      Информация о владельцах транспортных средств, представивших страховщику заведомо ложные сведения, в случае, если эти сведения повлекли уменьшение размера страховой премии, заносится страховщиком в автоматизированную систему страхования и используется при заключении договора обязательного страхования на новый срок для применения коэффициента страховых тарифов, предусмотренного пунктом 3 статьи 9 Федерального закона «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств».

      35. При досрочном прекращении или по окончании действия договора обязательного страхования страховщик предоставляет страхователю сведения о страховании по форме, утверждаемой федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере страховой деятельности. Сведения о страховании предоставляются страховщиком бесплатно в письменной форме в 5-дневный срок с даты соответствующего обращения страхователя и вносятся в автоматизированную систему страхования.

      Сведения о страховании предоставляются страхователем страховщику при осуществлении обязательного страхования в последующие периоды и учитываются страховщиком при расчете страховой премии по договору обязательного страхования.

      Тарифы по ОСАГО

      Постановление правительства РФ №739 от 8 декабря 2005 г. «Об утверждении страховых тарифов по обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств, их структуры и порядка применения страховщиками при определении страховой премии» — (ред. от 13.07.2011):

      3. Коэффициент страховых тарифов в зависимости от наличия или отсутствия страховых выплат при наступлении страховых случаев, произошедших в период действия предыдущих договоров обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств (далее — договор обязательного страхования) (КБМ).

      1. Коэффициент КБМ применяется при заключении, изменении или продлении договора обязательного страхования со сроком действия 1 год.

      2. Для определения коэффициента КБМ произведенные страховщиком страховые выплаты по одному страховому случаю рассматриваются как одна страховая выплата.

      3. Информация о предыдущих договорах обязательного страхования (в том числе досрочно прекращенных), необходимая для определения класса собственника транспортного средства (водителя), может быть получена из представленных страхователем сведений о страховании и (или) на основании имеющихся у страховщика данных о наличии (отсутствии) страховых выплат (далее — информация).

      4. По договору обязательного страхования, не предусматривающему ограничение количества лиц, допущенных к управлению транспортным средством, класс определяется на основании информации в отношении собственника транспортного средства применительно к транспортному средству, указанному в договоре обязательного страхования, а также класса, который был определен при заключении последнего договора обязательного страхования. Класс присваивается собственнику транспортного средства, указанного в договоре обязательного страхования. При отсутствии информации (ранее заключенных и окончивших свое действие (прекращенных досрочно) договоров) в отношении собственника транспортного средства применительно к транспортному средству, указанному в договоре обязательного страхования, собственнику данного транспортного средства присваивается класс 3.

      5. По договору обязательного страхования, предусматривающему ограничение количества лиц, допущенных к управлению транспортным средством, и управление этим транспортным средством только указанными страхователем водителями, класс определяется на основании информации в отношении каждого водителя. Класс присваивается каждому водителю, допущенному к управлению транспортным средством. При отсутствии информации указанным водителям присваивается класс 3. Если водителем представлена информация, согласно которой предыдущий договор обязательного страхования был заключен на условиях, не предусматривающих ограничение количества лиц, допущенных к управлению транспортным средством, то представленная информация учитывается только в том случае, если водитель являлся собственником транспортного средства.

      6. При представлении информации в отношении водителя по нескольким договорам обязательного страхования класс определяется на основании суммирования количества страховых выплат, содержащихся в информации о предыдущих договорах обязательного страхования, закончившихся не более чем за 1 год до даты заключения договора обязательного страхования, а также класса, который был определен при заключении последнего закончившегося договора обязательного страхования.

      7. Для договоров обязательного страхования, предусматривающих ограничение числа лиц, допущенных к управлению транспортным средством, страховой тариф рассчитывается с применением максимального значения коэффициента КБМ, определенного в отношении каждого водителя, допущенного к управлению транспортным средством.

      8. Если представлена информация по договору обязательного страхования, который был досрочно прекращен, то сведения о страховых выплатах, произведенных в течение срока действия досрочно прекращенного договора обязательного страхования, учитываются при заключении договора обязательного страхования на новый срок.

      9. В случае отсутствия страховых выплат в течение срока действия досрочно прекращенного договора при заключении договора обязательного страхования на новый срок присваивается класс, который был присвоен собственнику (если договор обязательного страхования не предусматривает ограничение количества лиц, допущенных к управлению транспортным средством) или водителю (если договор обязательного страхования предусматривает ограничение лиц, допущенных к управлению транспортным средством) при заключении досрочно прекращенного договора обязательного страхования.

      10. Для определения класса учитывается информация по договорам обязательного страхования, прекратившим свое действие не более чем за 1 год до даты заключения договора обязательного страхования.

      МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ РСА ПО ОБУЧЕНИЮ СОТРУДНИКОВ СТРАХОВЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ № 7 (ред. от 25 апреля 2013 года)

      Применение коэффициента страховых тарифов в зависимости от наличия или отсутствия страховых выплат, произведенных страховщиками при осуществлении обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств в предшествующие периоды (КБМ), и заполнение сведений об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств

      Следует отметить, что Методические пособия РСА не имеют статуса нормативного документа ни для страхователей (водителей), ни для страховых компаний. По сути это только «рекомендации» и не более того. К сожалению, многие вопросы применения бонус-малуса в ОСАГО просто не урегулированы законодательством, и порядок их разрешения приходится «додумывать».

      1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

      1.1. Настоящее Методическое пособие разработано в соответствии с законодательством Российской Федерации, регулирующим порядок действий страховой организации при определении коэффициента страховых тарифов в зависимости от наличия или отсутствия страховых выплат при наступлении страховых случаев, произошедших в период действия предыдущих договоров обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств, состоящим из Федерального закона от 25 апреля 2002 года № 40-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» (далее — Закон об ОСАГО), Постановления Правительства Российской Федерации от 8 декабря 2005 года № 739 «Об утверждении страховых тарифов по обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств, их структуры и порядка применения страховщиками при определении страховой премии».

      Настоящее Методическое пособие разработано с целью унификации подходов по применению КБМ страховщиками при заключении договоров обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств, а также с целью установления единообразного понимания страховщиками положений нормативно-правовых актов, регламентирующих порядок применения КБМ.

      1.2. Настоящее Методическое пособие разъясняет:

      1.2.1. Порядок применения КБМ.

      1.2.2. Способы определения КБМ при заключении договора ОСАГО в зависимости от информации, имеющийся у страховщика и (или) страхователя на момент заключения договора страхования.

      1.2.3. Порядок заполнения Сведений об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств по форме, утвержденной Приказом Министерства финансов Российской Федерации, в соответствии с требованиями пункта 11 статьи 15 Федерального закона от 25 апреля 2002 года № 40-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств».

      1.3. В целях настоящего Методического пособия используются термины и определения, приведенные в настоящем пункте. Термины, которые специально не определены в настоящем пункте или по тексту настоящего Методического пособия используются в соответствии с их значением, определенным законодательством или в соответствии с общепринятым лексическим значением.

      1.3.1. Обязательное страхование, ОСАГО — обязательное страхование гражданской ответственности владельцев транспортных средств.

      1.3.2. КБМ — коэффициент страховых тарифов в зависимости от наличия или отсутствия страховых выплат при наступлении страховых случаев, произошедших в период действия предыдущих договоров обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств.

      1.3.3. Новый договор — заключаемый договор ОСАГО, для расчета премии по которому определяется КБМ.

      1.3.4. Исходный договор — договор ОСАГО, из которого берется Начальный КБМ

      1.3.5. Водитель — лицо, указанное в договоре ОСАГО, как допущенное к управлению транспортным средством.

      1.3.6. Начальный КБМ — КБМ, который был определен для водителя (собственника) на момент заключения Исходного договора. Начальный КБМ используется для определения КБМ по новому договору в соответствии с Таблицей КБМ.

      1.3.7. КБМ водителя — КБМ, определенный для конкретного водителя, допущенного к управлению транспортным средством.

      1.3.8. КБМ собственника — КБМ, определенный для собственника конкретного транспортного средства.

      1.3.9. Расчетный КБМ — КБМ, используемый для расчета премии по Новому договору.

      1.3.10. Класс бонус-малус — разряд по системе бонус-малус от М до 13, которому соответствует определенный в соответствии с Таблицей КБМ коэффициент. Понятия Расчетный класс, Класс собственника, Класс водителя, Начальный класс применяются в рамках настоящего методического пособия в значениях, аналогичных значениям соответствующих понятий для КБМ.

      1.3.11. АИС РСА — автоматизированная информационная система обязательного страхования, содержащая сведения о договорах обязательного страхования, страховых случаях, транспортных средствах и об их владельцах, статистические данные и иные необходимые сведения об обязательном страховании, созданная в соответствии с требованиями Закона об ОСАГО. В рамках системы АИС РСА для целей определения КБМ используются подсистемы Договоры и КБМ АИС РСА (далее — ДиКБМ). Описание подсистем ДиКБМ приведено в правилах профессиональной деятельности «Создание и использование информационных систем РСА», утвержденных Президиумом РСА 29 декабря 2012 года, и в технической документации на АИС РСА, размещенной в закрытом разделен официального сайта РСА.

      1.3.12. КИС — корпоративная информационная система страховщика.
      В рамках настоящего Методического пособия к сведениям, полученным из КИС Страховщика относятся сведения, имеющиеся у Страховщика, на основании которых он может определять КБМ в соответствии с положениями пункта 3 статьи 6 Федерального закона от 25 декабря 2012 года № 267-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации»

      1.3.13. Сведения о страховании — сведения об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств указанные в пункте 11 статьи 15 Федерального закона от 25 апреля 2002 года N 40-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств», форма которых утверждена приказом Министерства финансов Российской Федерации,

      1.3.14. Таблица КБМ — таблица, на основании которой определяется Расчетный КБМ исходя из Начального КБМ и количества страховых выплат, утвержденная Тарифами по ОСАГО. Данная таблица приведена в Приложении №1 к настоящим Методическим пособиям.

      1.3.15. ТС — транспортное средство, указанное в договоре ОСАГО.

      1.3.16. Собственник ТС — собственник ТС, указанного в договоре ОСАГО.

      1.3.17. Заявление ОСАГО — заявление о заключении договора обязательного страхования по форме, утвержденной Приказом Министерства финансов Российской Федерации.

      1.3.17.1. Закон об ОСАГО — Федеральный закон от 25 апреля 2002 года № 40-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств»

      1.3.18. Правила ОСАГО — Правила обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 7 мая 2003 года N 263.

      1.3.19. Тарифы по ОСАГО — Страховые тарифы по обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств, их структура и порядок применения страховщиками при определении страховой премии, утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 8 декабря 2005 года № 739.

      1.3.20. Осуществленные выплаты — произведенные страховщиком выплаты по предыдущим договорам ОСАГО.

      1.3.21. Предстоящие выплаты — страховые выплаты по предыдущим договорам страхования, которые не осуществлены, но страховщиком уже принято решение о признании события страховым случаем и осуществлении страховой выплаты (подписан соответствующий документ — Акт о страховом случае, Распоряжении о выплате и т.п.).

      1.4. Общие условия использования настоящего Методического пособия:

      1.4.1. Настоящее Методическое пособие не является нормативным документом, определяющим права и обязанности страхователей, водителей или собственников ТС. Не допускается использование ссылок на настоящее Методическое пособие в официальных ответах, направляемых страховщиком страхователям, органам страхового надзора и (или) иным государственным органам.

      2. ПОРЯДОК И СПОСОБЫ ПОЛУЧЕНИЯ ИСХОДНОЙ ИНФОРМАЦИИ, НЕОБХОДИМОЙ ДЛЯ РАСЧЕТА КБМ

      2.1.1. Сведения о страховании, имеющиеся у Страхователя и полученные им у страховщика, с которым заключался предыдущий договор ОСАГО в соответствии с требованиями пункта 10 статьи 15 Закона об ОСАГО и пункта 35 Правил ОСАГО.

      2.1.2. Информация, содержащаяся в АИС РСА.

      2.1.3. Информация, содержащаяся в КИС Страховщика.

      2.1.4. Сведения, указанные Страхователем в заявлении о заключении договора ОСАГО.

      2.2. Особенности определения КБМ на основании Сведений о страховании:

      2.2.1. На основании Сведений о страховании КБМ может определяться Страховщиком только при условии, что на момент заключения договора страхования Страховщик не имеет возможности определить КБМ на основании информации, содержащейся в КИС страховщика и (или) в АИС РСА. Информация, содержащаяся в КИС страховщика и (или) в АИС РСА имеет приоритет перед информацией, содержащейся в Сведениях о страховании.

      2.2.1.1. Сведения о страховании предоставляются по договорам страхования, срок страхования которых истек, либо по досрочно прекращенным договорам страхования (на момент начала действия Нового договора) в порядке и сроки установленные законодательством.

      2.2.2. При заключении договора, предусматривающего ограничение числа лиц, допущенных к управлению, страховщик определяет на основании Сведений о страховании КБМ Водителей. При этом в Сведениях о страховании в таблице «а» указывается информация по каждому Водителю, таблица «б» не заполняется.

      КБМ Водителей определяется на основании Начального КБМ (графа 11 Сведений о страховании), количества осуществленных страховых выплат (графа 9 Сведений о страховании) и количества предстоящих выплат (графа 10 Сведений о страховании).

      2.2.3. При заключении договора, не предусматривающего ограничения числа лиц, допущенных к управлению, Страховщик определяет на основании Сведений о страховании КБМ собственника ТС применительно к ТС, которое указывается в Новом договоре. При этом в Сведениях о страховании таблица «а» не заполняется, в таблице «б» указывается информация по собственнику транспортного средства.

      КБМ собственника определяется на основании Начального КБМ (графа 7 Сведений о страховании), количества осуществленных страховых выплат (графа 5 Сведений о страховании) и количества предстоящих выплат (графа 6 Сведений о страховании).

      В случае, если в Сведениях о страховании информация о собственнике ТС и о ТС не совпадает с информацией, указанной в Новом договоре, Сведения о страховании не учитываются при определении КБМ.

      2.2.4. Требования по заполнению Сведений о страховании и пример заполненных Сведений приведены в Приложении №2 к настоящему Методическому пособию.

      2.2.5. Страховщик обязан обеспечить хранение Сведений о страховании, на основании которых был определен КБМ, в течение пяти лет с момента окончания договора ОСАГО, при заключении которого КБМ был определен на основании Сведений о страховании.

      2.3. Особенность определения КБМ на основании информации, содержащейся в АИС РСА.

      2.3.1. Порядок, способы и формы направления запросов в АИС РСА и получения ответов, порядок информационного взаимодействия между КИС страховщика и АИС РСА, порядок подключения страховщиков к АИС РСА и иные вопросы технического характера приведены Правилах профессиональной деятельности по созданию и использованию информационных систем РСА, утвержденных Президиумом РСА 29 декабря 2012 года, и в технической документации на АИС РСА, размещенной в закрытом разделен официального сайта РСА.

      2.3.2. Расчет КБМ определяется на дату, указанную при направлении запроса в АИС РСА (дата начала действия Нового договора). При направлении запроса указывается информация, необходимая для идентификации объекта расчета КБМ.

      2.3.2.1. В случае, если КБМ определяется для договора, предусматривающего ограничение по числу лиц, допущенных к управлению, по каждому Водителю указывается следующая информация:

    14. Ф.И.О.;
    15. Дата рождения;
    16. Серия водительского удостоверения;
    17. Номер водительского удостоверения.
    18. 2.3.2.2. В случае, если КБМ определяется для договора, не предусматривающего ограничений по числу лиц, допущенных к управлению, указывается следующая информация:

      а) Данные, необходимые для идентификации ТС (один из параметров):

    19. VIN;
    20. Номер кузова;
    21. Номер шасси.
    22. Государственных регистрационный номер.
    23. б) Данные, необходимые для идентификации собственника ТС (если собственник — физическое лицо):

    24. Тип документа, удостоверяющего личность;
    25. Номер документа, удостоверяющего личность;
    26. Серия документа, удостоверяющего личность.
    27. в) Данные, необходимые для идентификации собственника ТС (если собственник — юридическое лицо):

    28. ИНН;
    29. Полное наименование с указанием организационно-правовой формы.
    30. 2.3.3. В ответ на запрос АИС РСА направляет страховщику информацию необходимую для применения КБМ.

      Перечень информации, содержащейся в ответе, и требования к ее формату приведены в Правилах профессиональной деятельности по созданию и использованию информационных систем РСА, утвержденных Президиумом РСА 29 декабря 2012 года, и в технической документации на АИС РСА. В настоящем Методическом пособии данная информация приведена для справки.

      2.4. Особенность определения КБМ на основании сведений, содержащихся в КИС Страховщика.

      2.4.1. Если КИС страховщика содержит сведения обо всех Водителях, допущенных к управлению по договору, то КБМ может быть определен только на основании этих сведений, без направления запроса в АИС РСА и без предоставления Страхователем Сведений о страховании.

      2.4.2. Если КИС страховщика содержит информацию не по всем лицам, допущенным к управлению, то для определения КБМ по Водителям, информация по которым отсутствует, должна использоваться информация из АИС РСА, или из Сведений о страховании или из Заявления ОСАГО.

      2.5. Особенности определения КБМ на основании сведений, указанных Страхователем в Заявлении ОСАГО.

      2.5.1. При отсутствии у страховщика возможности получения информации из АИС РСА, КИС Страховщика и Сведений о страховании, КБМ может быть определен на основании сведений, указанных Страхователем в Заявлении ОСАГО.

      Наличие ответа об отсутствии данных о Водителе или собственнике ТС в АИС РСА не является основанием для применения КБМ на основании сведений, указанных в Заявлении ОСАГО. В этом случае при заключении договора должен применяться начальный класс 3 (КБМ=1).

      2.5.2. В случае определения КБМ на основании сведений, указанных в Заявлении ОСАГО, КБМ не может быть ниже значения указанного коэффициента, применяемого в случае отсутствия информации о предыдущих договорах страхования. То есть, если исходя из сведений, указанных в Заявлении ОСАГО, значение КБМ должно быть больше 1, то страховщик при заключении договора ОСАГО применяет КБМ рассчитанный на основании указанных сведений. Если, исходя из сведений, указанных в Заявлении ОСАГО, значение КБМ должно быть равно или меньше 1, то страховщик при заключении договора ОСАГО применяет КБМ = 1.

      2.5.3. В случае определения КБМ на основании сведений, указанных в Заявлении ОСАГО, страховщик не позднее 15 рабочих дней с даты заключения договора проверяет соответствие данных, указанных в Заявлении ОСАГО, сведениям о страховании, содержащимся в АИС РСА. В случае несоответствия данных, указанных Заявлении ОСАГО и необходимых для расчета КБМ, сведениям, содержащимся в АИС РСА, страховщик осуществляет следующие действия:

      2.5.3.1. Направляет Страхователю уведомление о несоответствии данных, указанных Страхователем в Заявлении ОСАГО, сведениям, содержащимся в АИС РСА, и о перерасчете страховой премии (примерная форма уведомления приведена в Приложении 5). Уведомление может быть направлено как по почте, так и любым другим способом в соответствии с контактной информацией, указанной Страхователем в Заявлении ОСАГО (смс-сообщение, сообщение по электронной почте и т.д.).

      2.5.3.2. Вносит в АИС РСА сведения о Страхователях, представивших страховщику заведомо ложные сведения, в случае, если эти сведения повлекли уменьшение размера страховой премии. Указанные сведения учитываются страховщиками при заключении следующих договоров ОСАГО (применяется повышающий коэффициент, предусмотренный пунктом 3 статьи 9 Закона об ОСАГО и пунктом 9 Раздела I Тарифов по ОСАГО 2.5.3.3. Возвращает Страхователю излишне полученную часть страховой премии при наличии соответствующего письменного заявления Страхователя, в случае, если данные, указанные в Заявлении ОСАГО, повлекли увеличение размера страховой премии по сравнению с данными, содержащимися в АИС РСА.

      Возврат излишне полученной части страховой премии осуществляется Страховщиком в течение 14 календарных дней со дня получения письменного заявления страхователя.

      2.5.4. При определении КБМ на основании сведений, указанных в Заявлении ОСАГО, страховщик передает в АИС РСА информацию о КБМ, определенном на основании Заявлении ОСАГО и о размере страховой премии.

      В случае, если по результатам проверки соответствия данных, указанных в Заявлении, сведениям о страховании, содержащимся в АИС РСА, значение КБМ и размер страховой премии по договору ОСАГО были изменены, страховщик передает в АИС РСА информацию о внесенных изменениях в течение 15 рабочих дней после внесения этих изменений и перерасчета страховой премии. При этом информация о внесенных изменениях передается в АИС РСА независимо от факта осуществления возврата или доплаты страховой премии.

      2.7. Срок действия расчета КБМ.

      2.7.1. Страховщик вправе осуществлять расчет КБМ (на основании информации, содержащейся в КИС или на основании информации, содержащейся в АИС РСА) не более чем за 60 дней до даты, на которую осуществляется расчет (дата начала действия договора ОСАГО, в целях заключения которого осуществляется расчет).

      2.7.2. Договор может быть заключен на основании осуществленного ранее расчета КБМ (без дополнительного пересчета) в случае, если такой договор заключается в период с даты осуществления расчета до даты, на которую осуществлялся расчет (даты начала действия договора).

      2.7.3. В случае изменения даты начала действия договора, перечня допущенных к управлению Водителей или условия об ограничении количества лиц, допущенных к управлению ТС, страховщик осуществляет пересчет КБМ с указанием новой даты начала действия договора.

      2.7.4. Примеры определения возможной даты расчета КБМ в зависимости от даты начала действия договора приведены в Приложении №3.

      3. АЛГОРИТМ РАСЧЕТА КБМ ПРИ ЗАКЛЮЧЕНИИ ДОГОВОРА ОСАГО

      3.1. КБМ не учитывается при расчете тарифов в следующих случаях:

      3.1.1. При страховании гражданской ответственности владельцев прицепов;

      3.1.2. При страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств, зарегистрированных в иностранных государствах;

      3.1.3. При страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств на срок следования к месту регистрации или к месту проведения технического осмотра транспортного средства.

      3.2. По договору ОСАГО, не предусматривающему ограничения количества лиц, допущенных к управлению, Расчетный КБМ определяется, как КБМ Собственника ТС применительно к ТС, указанному в договоре. КБМ собственника ТС определяется в соответствии со следующим алгоритмом:

      3.2.1. Определяется последний закончившийся договор ОСАГО (Исходный договор), в котором собственник и ТС совпадают с собственником и ТС по Новому договору. Предыдущий договор должен соответствовать следующим критериям:

    31. Срок с момента окончания Предыдущего договора до момента начала нового договора должен составлять не более 1 (одного) года;
    32. Предыдущий договор не должен содержать ограничения лиц, допущенных к управлению (на момент окончания своего действия).
    33. В случае, если предыдущий договор не определен или предыдущий договор не соответствует одному или нескольким критериям, указанным в настоящему пункте, в том числе, если договор в отношении данного ТС с данным собственником заключается впервые (независимо от предыдущей истории собственника и предыдущий истории ТС) применяется коэффициент, применяемый в случае отсутствия информации о предыдущих договорах страхования (собственнику ТС присваивается класс 3, КБМ = 1).

      В случае, если предыдущий договор определен и соответствует указанным в настоящем пункте критериям, за Начальный КБМ в целях расчета КБМ по новому договору берется КБМ, примененный для расчета премии по определенному договору.

      3.2.2. Определяется количество выплат, осуществленных страховщиком по Предыдущему договору и количество предстоящих выплат по предыдущему договору. Количество страховых выплат считается исходя из того, что все страховые произведенные и предстоящие выплаты по одному страховому случаю учитываются как одна страховая выплата.

      3.2.3. Расчётный КБМ собственника определяется по Таблице КБМ, на основании Начального КБМ, определенного в соответствии с пунктом 3.2.1, и количества страховых выплат, определенного в соответствии с пунктом 3.2.2 .

      При этом в случае, если Исходный договор, действовал менее одного года (был досрочно прекращен) и по указанному договору не было произведено страховых выплат, то Расчетный КБМ принимается равным Начальному КБМ, определенному в соответствии с пунктом 3.2.1 .

      В случае если договор, на основании которого был определен Начальный КБМ, действовал менее одного года (был досрочно прекращен) и по указанному договору производились страховые выплаты или были приняты решения о выплатах, то сведения о страховых выплатах, произведенных в течение срока действия досрочно прекращенного договора, учитываются при заключении договора обязательного страхования на новый срок (в соответствии с Таблицей КБМ).

      Аналогичный порядок определения КБМ действует в случаях, если в Исходном договоре менее одного года действовало условие, не предусматривающее ограничения числа лиц, допущенных к управлению (в течение действия договора данное условие менялось).

      3.3. По договору ОСАГО, предусматривающему ограничение количества лиц, допущенных к управлению транспортным средством, Расчетный КБМ определяется как максимальное значение коэффициента КБМ, из всех значений КБМ, определенных в отношении лиц, допущенных к управлению транспортным средством (Водителей).

      КБМ каждого лица, допущенного к управлению, определяется в соответствии со следующим алгоритмом:

      3.3.1. Определяется последний закончившийся договор ОСАГО, в котором Водитель, для которого определяется КБМ, был лицом, допущенным к управлению, или был Собственником ТС (если последний закончившийся договор не предусматривал ограничения числа лиц, допущенных к управлению). Предыдущий договор должен соответствовать следующим критериям:

    34. Срок действия Предыдущего договора истек на момент начала действия Нового договора;
    35. Срок с момента окончания Предыдущего договора до момента начала нового договора должен составлять не более 1 (одного) года.
    36. В случае если договор, соответствующий указанным критериям не определен, Водителю присваивается класс 3 (КБМ = 1).

      В случае, если предыдущий договор определен и соответствует указанным в настоящем пункте критериям, за Начальный КБМ Водителя в целях расчета КБМ по Новому договору берется КБМ, определенный для Водителя в определенном договоре.

      В случае если найдено несколько договоров, закончившихся одновременно, за Начальный КБМ берется максимальное значение КБМ из всех определенных договоров.

      Если последним закончившимся договором является договор, в котором Водитель, для которого определяется КБМ, был указан в качестве лица, допущенного к управлению, менее одного года (был добавлен в течение действия договора или исключен в течение действия договора), КБМ из такого договора может быть принят за Начальный КБМ только при условии, что отсутствуют другие договоры, закончившиеся не более года назад, в которых Водитель был лицом, допущенным к управлению на протяжении всего срока действия договора.

      3.3.2. Определяется количество произведенных страховщиком и предстоящих выплат, учитываемых в целях расчета КБМ по лицу, допущенному к управлению. Количество выплат считается исходя из следующих критериев:

    37. Учитываются выплаты по всем договорам, закончившимся не более чем за один год до даты начала действия нового договора;
    38. Учитываются выплаты, произошедшие по страховым случаям, связанным с причинением вреда при управлении транспортным средством Водителем, для которого рассчитывается КБМ, при условии, что данный Водитель являлся лицом, допущенным к управлению (для договоров, предусматривающих ограничение лиц, допущенных к управлению) и все выплаты по договорам, не предусматривающим ограничения по количеству лиц, допущенных к управлению, при условии, что Водитель, для которого определяется КБМ, является собственником ТС.
    39. Все страховые выплаты по одному страховому случаю учитываются как одна страховая выплата;
    40. 3.3.3. КБМ каждого Водителя определяется по Таблице КБМ, на основании Начального КБМ, определенного в соответствии с пунктом 3.3.1., и количества страховых выплат, определенного в соответствии с пунктом 3.3.2.

      При этом в случае, если Исходный договор, действовал менее одного года (был досрочно прекращен) или Водитель был указан в качестве лица, допущенного к управлению, менее одного года (был добавлен в течение действия договора или исключен в течение действия договора) и по указанному договору не было произведено страховых выплат, то Расчетный КБМ Водителя принимается равным Начальному КБМ, определенному в соответствии с пунктом 3.3.1 (класс не улучшается).

      В случае, если договор, из которого был взят Начальный КБМ, действовал менее одного года (был досрочно прекращен) или Водитель был указан в качестве лица, допущенного к управлению менее одного года (был добавлен в течение действия договора или исключен в течение действия договора) и по указанному договору производились страховые выплаты, то сведения о страховых выплатах, произведенных по страховым случаям, произошедшим в течение срока действия такого договора, учитываются при заключении договора обязательного страхования на новый срок (в соответствии с Таблицей КБМ).

      Аналогичный порядок определения КБМ действует в случаях, если в Исходном договоре менее одного года действовало условие, предусматривающее ограничение числа лиц, допущенных к управлению (в течение действия договора данное условие менялось) и Водитель, для которого определяется КБМ, не являлся собственником по данному договору.

      4. ПЕРЕСЧЕТ КБМ В ТЕЧЕНИЕ ДЕЙСТВИЯ ДОГОВОРА ОСАГО

      4.1. В течение действия договора ОСАГО пересчет КБМ может осуществляться в следующих случаях:

      4.1.1. Изменение в перечне лиц, допущенных к управлению транспортным средством (исключение или добавление нового Водителя) — для договоров, предусматривающих ограничения числа лиц, допущенных к управлению.

      4.1.2. Смена собственника ТС — для договоров, не предусматривающих ограничения числа лиц, допущенных к управлению.

      4.1.3. Изменение условий договора в отношении ограничения количества лиц, допущенных к управлению транспортным средством (переход с неограниченного использования транспортного средства на ограниченное или с ограниченного использования транспортного средства на неограниченное).

      4.1.4. В результате проверки по АИС РСА, проведенной после заключения договора с применением КБМ на основании сведений, содержащихся в Заявлении ОСАГО, было выявлено, что информация, указанная в Заявлении ОСАГО не соответствует информации, содержащейся в АИС РСА.

      4.2. Порядок пересчета КБМ при изменении в перечне лиц, допущенных к управлению транспортным средством:

      4.2.1. При добавлении в число лиц, допущенных к управлению, нового Водителя расчет КБМ по такому Водителю осуществляется в соответствии с порядком, предусмотренным пунктом 3.3 (при этом расчет осуществляется на дату, с которой Водитель добавлен в договор в качестве лица, допущенного к управлению). Если коэффициент КБМ для нового Водителя больше, чем Расчетный коэффициент по договору, то страховая премия пересчитывается с учетом КБМ нового Водителя.

      4.2.2. При исключении Водителя из числа лиц, допущенных к управлению, пересчет премии по договору осуществляется в том случае, если Коэффициент КБМ данного Водителя был максимальным на момент заключения договора. При этом в качестве Расчетного КБМ при пересчете премии берется максимальный из коэффициентов КБМ оставшихся Водителей. Пересчет премии осуществляется за период, оставшийся до конца действия договора.

      4.3. Порядок пересчета КБМ при смене собственника ТС:

      4.3.1. Если новый собственник уже выступал собственником в договорах ОСАГО, заключенных в отношении ТС, указанного в Новом договоре, закончившихся не более года, то пересчет КБМ осуществляется в порядке, предусмотренном пунктом 3.2. Пересчет премии осуществляется за период, оставшийся до конца действия договора.

      4.3.2. В иных случаях новому собственнику присваивается третий класс (КБМ = 1). Пересчет премии осуществляется за период, оставшийся до конца действия договора.

      4.4. Порядок определения КБМ при изменении условия ограничения числа лиц, допущенных к управлению транспортным средством, в течение срока действия договора.

      4.4.1. Если в договор обязательного страхования, не предусматривающий ограничения числа лиц, допущенных к управлению транспортным средством, вносятся изменения, в соответствии с которыми ограничивается перечень лиц, допущенных к управлению транспортным средством, порядок определения КБМ по Водителям соответствует порядку, приведенному в пункте 3.3 (при этом расчет КБМ осуществляется на дату начала действия условия, предусматривающего ограниченный перечень лиц, допущенных к управлению).

      4.4.2. Если в договор обязательного страхования, предусматривающий ограничения числа лиц, допущенных к управлению транспортным средством, вносятся изменения в соответствии с которыми не ограничивается перечень лиц, допущенных к управлению транспортным средством, порядок определения КБМ собственника ТС соответствует порядку, приведенному в пункте 3.2 (при этом расчет КБМ осуществляется на дату начала действия условия, предусматривающего неограниченный перечень лиц, допущенных к управлению).

    41. Приложение 1 Таблица КБМ
    42. Приложение 2 Требования по заполнению Сведений о страховании и пример заполненных Сведений о страховании.
    43. Приложения 3 Примеры определения допустимой даты расчета КБМ в зависимости от даты начала действия Нового договора.
    44. Приложение 4 Практические рекомендации по определению КБМ
    45. Приложение 5 Образец Уведомления о несоответствии данных, указанных Страхователем в Заявлении, сведениям, содержащимся в АИС РСА.
    46. Смотрите еще:

      • Проверка осаго по гос номеру автомобиля Проверка осаго по гос номеру автомобиля Получите квалифицированную помощь прямо сейчас! Наши адвокаты проконсультируют вас по любым вопросам вне очереди. Проверка полиса ОСАГО по номеру автомобиля на официальном сайте РСА По базе […]
      • Расчет выплаты по осаго при дтп Как рассчитать стоимость выплаты по ОСАГО после ДТП Как проводится расчет стоимости выплат по ОСАГО при наступлении страхового случая? Этот вопрос задается всеми автовладельцами, которые попали в дорожно-транспортное […]
      • Приказ мвд 631 от 02072002 Приказ МВД РФ от 31 декабря 2002 г. N 1272 "Об утверждении Инструкции о порядке погребения погибших (умерших) сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации, лиц, уволенных со службы в органах внутренних дел, оплаты ритуальных […]
      • Шоты на адвокате Горгадзе Шота Олегович Горгадзе Шота Олегович родился 26 июля 1973 года в творческой семье работников музыкального образования (мать — дирижер хора, заведующая отделением факультета «Хоровое дирижирование» Музыкального училища г. Сухуми […]
      • Постановление правительства о передаче полномочий Постановление Правительства Нижегородской области от 13 октября 2003 г. N 302 "О передаче полномочий по управлению и распоряжению земельными участками (долями в праве общей собственности на земельные участки) из земель […]
      • Судья корчагин районный суд Судья Корчагин Александр Юрьевич В 1992 г. окончил юридический факультет Кубанского государственного университета. В 2008 г. защитил диссертацию, имеет ученую степень доктора юридических наук, профессор. Трудовую деятельность в судебной […]
      • Гражданство в питере Помощь в получении гражданства РФ КОМФОРТ+ оказывает помощь в приобретении гражданства РФ, а также предоставляет консультации всем категориям граждан. Воспользовавшись услугами наших юристов, вы сможете получить гражданство без […]
      • Порядок назначения судебных экспертиз Статья 195. Порядок назначения судебной экспертизы Статья 195. Порядок назначения судебной экспертизы См. комментарии к статье 195 УПК РФ О конституционно-правовом смысле положений части 1 статьи 195 настоящего Кодекса см. Определение […]