История возникновения правил дорожного движения

Оглавление:

Из истории Правил дорожного движения

Что включает в себя термин «Правила дорожного движения»?

Первые попытки регламентировать движение на улицах города

В тот самый период была сформирована специальная служба, задачей которой являлось обеспечение выполнения вышеуказанных требований и предотвращение возникновения конфликтов между владельцами различных транспортных средств. Формировалась она преимущественно из бывших работников пожарных служб.

Однако многие перекрестки города не регулировались, а вельможи обеспечивали себе возможность беспрепятственной езды, посылая впереди себя скороходов, расчищающих дорогу для экипажей своих хозяев. При этом если кто-то из пешеходов зазевается и вовремя не уберется с пути, то ему несдобровать.

В Российской империи первые трения, возникающие между пешеходами и управляющими гужевым транспортом, разрешались с помощью царских указов, регламентирующих максимально допустимую скорость движения на отдельных участках пути, а также определяющих меру наказания для нарушителей.

Что послужило предпосылкой для учреждения современных правил движения?

Нечто подобное современным правилам дорожного движения возникло в Лондоне, когда там, в 1868 году, был установлен первый в истории светофор, изобретенный инженером по фамилии Найт. Светофор радикально отличался от своих сегодняшних собратьев. Устройство было оснащено двумя семафорными крыльями и управлялось вручную. Кроме того, при смене показаний оно издавало такой оглушительных скрежет, что лошади, находившиеся во главе тогдашних транспортных средств, часто пугались и становились на дыбы.

К прототипам сегодняшних дорожных знаков можно отнести таблички, на которых было указано направление движения, а также расстояние до населенного пункта.

В 1909 году на конференции всемирного масштаба, проводимой в Париже, ввиду существенного возрастания количества автомобильных транспортных средств был утвержден проект принятия единой общеевропейской системы правил движения на дорогах. Последующим важным действием стало принятие в 1931 году свода правил, называющихся «Конвенцией о внедрении единообразия в сигнализацию на дорогах». В реализации конвенции в числе других государств был также и Советский Союз.

История Правил дорожного движения

Регулирование дорожного движения это вопрос, поставленный в далеком прошлом. Движение пешеходов и конных упряжек так же требовало регулирования. В те времена это осуществлялось царскими указами.

История Правил дорожного движения берет свое начло в Древнем Риме. Юлий Цезарь в 50-х годах до нашей эры ввел на нескольких улицах в городе одностороннее движение. От восхода солнца и примерно за два часа до заката (время окончания рабочего дня) проезд частных повозок и колесниц был запрещен.

Посетители города должны были в Риме передвигаться пешком либо на паланкине (носилки на длинных шестах), а транспорт парковать за границей города..

Уже в то время существовала служба надзора, следящая за соблюдением этих правил. Она состояла в основном из бывших пожарных

В обязанности этой службы входило не допускать конфликтных ситуаций среди владельцев транспортных средств. Перекрестки не регулировались. Вельможи для обеспечения себе свободного проезда высылали вперед скороходов. Они освобождали улицы и вельможи таким образом могли беспрепятственно проехать к месту назначения.

Со временем в правила вносились изменения и дополнения, оговаривались особенности при проезде перекрестков, изменение скоростного режима при подъезде к перекрестку, запрет обгона на сложных участках. Одним из дополнений стало правило предоставляющее приоритет в движении для пешеходов. Так же преимуществом в движении пользовались крестный ход или например похоронная церемония.

Основа современных Правил дорожного движения положена 10 декабря 1868 года в Лондоне. В этот день, перед Парламентом на площади появился первый железнодорожный семафор в виде цветного диска с механическим управлением. Изобрел этот семафор Дж. П. Найт – специалиста по семафором того времени.

Устройство состояло из двух семафорных крыльев, и в зависимости от положения крыльев обозначался соответствующий сигнал:

  • Горизонтальное положение – движение запрещено
  • Положение под углом 45 градусов – движение разрешено, но с соблюдением мер предосторожности.

В темное время суток использовался газовый фонарь, сигнализирующий красным и зеленым цветом. Управлял светофором слуга в ливрее.

Техническая реализация семафора оказалась не столь удачной. Цепь механизма для подъема и опускания стрел была настолько шумной, что сильно пугала лошадей, что осложняло управление для кучера. Менее чем через месяц семафор взорвался, в результате чего был ранен полицейский.

Количество транспортных средств продолжало нарастать, на смену повозкам стали приходить первые автомобили. Потребность в организация дорожного движения значительно выросла. Первые жезлы для ручного регулирования движения по перекресткам появились в 1908 году. Первыми дорожными знаками можно считать таблички с указанием движения к населенному пункту.

В 1909 году в Париже на всемирной конференции было принято решение создать единые европейские Правила дорожного движения, так как число автомобилей продолжало расти, а скоростной режим и интенсивность движения по городским улицам увеличивались.

Следующий шаг развития организации дорожного движения — на конференции по дорожному движению в Женеве в 1931 году принята «Конвенция о введении единообразия в сигнализацию на дорогах». Участником этой конференции был также и Советский союз.

Первая официальная публикация Правил дорожного движения в СССР состоялась в 1920 году. Документ имел название «Об автодвижении по г.Москве и ее окрестностях». Этот документ уже подробно описывал многие немаловажные вопросы. Появились водительские удостоверения на право вождения, обозначена максимальная скорость движения. В 1940 году выпущены общее ПДД для всего союза, которое редактировались для каждого города.

Единые общие Правила дорожного движения, действующие на всей территории СССР был введены в 1961 году.«Правила движения по улицам городов, населенных пунктов и дорогам СССР»

Самая важная дата в истории Правил дорожного движения — 8 ноября 1968 года. В этот день в Вене была принята «Конвенция о дорожном движении». Документ был подписан представителями 68 стран мира и является действующим по настоящее время.

К 1973 году Правила дорожного движения СССР были написаны в соответствии в венской конвенцией. С течением времени и соответствующими изменениями на дорогах, постоянным ростом транспорта, технологического развития дорожных сетей в Правила дорожного движения постоянно вводятся корректировки и дополнения.

Последние изменения на день написания данного материала вступили в силу 24 ноября 2012 года и всегда в государственной думе находятся на рассмотрении законопроекты направленные на адаптацию правил к реальной обстановке сложившейся на дорогах.

Не пропустите последние новости, отвечайте на оригинальные опросы, вступайте в открытую группу ВКонтакте.

МБУ ДО ЦДП «Эдельвейс»

История ПДД началась очень давно, еще задолго до появления первых транспортных средств, практически с появлением первых дорог. Для обозначения маршрута первобытные путешественники надламывали сучья и делали метки на коре деревьев, устанавливали вдоль дорог камни определённой формы. Следующим шагом стало придание придорожным сооружениям конкретной формы, чтобы выделить их на фоне окружающего пейзажа. С этой целью вдоль дорог стали ставить скульптуры. Одну из таких скульптур – половецкую бабу – можно увидеть в музее-заповеднике «Коломенское». После возникновения письменности на камнях стали делать надписи, обычно писали название населённого пункта, в который ведёт дорога. Самые первые дорожные знаки появились на римских дорогах. Первая в мире система дорожных указателей возникла в Древнем Риме в III в. до н. э. Вдоль важнейших дорог римляне ставили мильные столбы цилиндрической формы с высеченным на них расстоянием от Римского форума. Возле храма Сатурна в центре Рима находился Золотой мильный столб, от которого отмерялись все дороги, идущие во все концы необъятной империи.

ПОЯВЛЕНИЕ ДОРОЖНЫХ ЗНАКОВ В ЕВРОПЕ И РОССИИ

При французском министре Зулли и кардинале Ришелье были изданы предписания, согласно которым перекрестки улиц и дорог должны быть обозначены крестами, столбами или пирамидами, для того, чтобы облегчить путешественникам ориентировку. В России повсеместное распространение дорожных указателей началось значительно позже, со времён Петра I, повелевшего своим указом «ставить верстовые столбы крашенные и подписанные цифрами, ставить по верстам на перекрёстках руки с надписанием, куда которая лежит». Довольно быстро верстовые столбы появились на всех основных дорогах государства. Со временем эта традиция постоянно совершенствовалась. Уже в XVIII в. на столбах стали указывать расстояние, название местности и границы владений. Верстовые столбы стали красить в чёрные и белые полоски, обеспечивавшие лучшую их видимость в любое время суток.

СОВРЕМЕННЫЕ ДОРОЖНЫЕ ЗНАКИ.

Первые дорожные знаки в современном понимании появились в 1903 году во Франции. Толчком для пересмотра системы дорожного оповещения стало появление первых автомобилей и, соответственно, аварии, которые неизбежно случались то тут, то там. Автомобиль был быстрее конного экипажа и в случае опасности затормозить так быстро, как обычный конь, железный просто не мог. Кроме того, лошадь – живая, она сама способна среагировать, не дожидаясь решения кучера. Впрочем, аварии были довольно редким явлением, но вызывали огромный интерес общественности именно потому, что и были редкостью. Чтобы унять общественность, на улицах Парижа были установлены три дорожных знака: «крутой спуск», «опасный поворот», «неровная дорога». Дорожный знак с изображением символа -«Впереди крутой спуск» впервые появился в середине XIX столетия на горных дорогах Швейцарии и Австрии. Знак изображали на придорожных скалах и изображали на нем колесо или тормозной башмак, используемый на каретах. Знаки стали распространяться вслед за первыми автомобильными правилами движения, которые не могли предусмотреть всего многообразия дорожных ситуаций. Автомобильный транспорт, естественно, развивался не только во Франции, и каждая страна думала над тем, как обезопасить дорожное движение. Для обсуждения этой проблемы представители европейских стран собрались в 1906 году и разработали «Международную конвенцию относительно передвижения автомобилей». Конвенцией прописывались требования к самому автомобилю и основные правила дорожного движения, так же вводилось четыре дорожных знака: «неровная дорога», «извилистая дорога», «перекресток», «пересечение с железной дорогой». Устанавливать знаки следовало за 250 метров до опасного участка. Немного позже, после ратификации конвенции, дорожные знаки появились и в России, и, что характерно, автолюбители на них внимания не обращали. Несмотря на конвенцию, каждая страна принялась придумывать свои знаки дорожного движения, что не мудрено: четырех знаков на все случаи жизни не хватит. Например, Япония и Китай ограничивались парой иероглифов, обозначавших какое-то правило, европейские страны были лишены возможности двумя знаками письменности выразить целое правило, поэтому придумывали символы и образы. В СССР был придуман человечек, переходящий пешеходный переход. Внутри страны со знаками было все понятно, но вот выезжающий за границу человек попадал в неприятную ситуацию, где из множества знаков знакомыми оказывались два-три. Чтобы облегчить жизнь водителям, в 1931 году в Женеве была принята «Конвенция о введении единообразия и сигнализации на дорогах», которую подписали СССР, большинство европейских стран и Япония. Хотя к полному единообразию дорожных знаков это не привело. Так, например, в довоенное время одновременно действовали две системы дорожных знаков: европейская, на основе той самой конвенции 1931 года, и англо-американская, в которой вместо символов использовались надписи, а сами знаки были квадратными или прямоугольными.

ИСТОРИЯ ДОРОЖНЫХ ЗНАКОВ В РОССИИ.

В России дорожные знаки стали появляться в 1911 году. Журнал Автомобилист № 1, 1911 года писал на своих страницах: «Первый Русский Автомобильный Клуб в Москве с осени настоящего года приступает к расстановке предупредительных автомобильных знаков по шоссейным дорогам Московской губернии. . Рисунки предупредительных знаков международные, принятые всюду в Западной Европе». К Международной конвенции по дорогам и моторному транспорту Советский Союз присоединился в 1959 году, а с 1 января1961 года стали действовать единые Правила дорожного движения по улицам городов, населенных пунктов и дорогам СССР. Вместе с новыми правилами были введены новые дорожные знаки: число предупреждающих возросло до 19, запрещающих – до 22, указательных – до 10. Знаки, обозначающие разрешённые направления движения, были выделены в отдельную группу предписывающих и получили синий фон и символы белого цвета в виде конусообразных стрел. Многое в этих знаках непривычно современному водителю. Знак «Проезд без остановки запрещён» имел форму круга жёлтого цвета с каймой красного цвета с вписанным в него равносторонним треугольником вершиной вниз, на котором по-русски было написано «Стоп». Знак мог применяться не только на перекрёстках, но и узких участках дорог, где обязывал уступить дорогу встречному транспорту. Действующие с 1973г. знаки привычны современным автолюбителям. Предупреждающие и запрещающие знаки приобрели белый фон и красную кайму, число указательных знаков увеличилось с 10 до 26 за счёт включения в их состав различных указателей.

ВОЗНИКНОВЕНИЕ ПРАВИЛ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ.

Первые попытки упорядочить дорожное движение предпринимались в Древнем Риме, где на некоторых улицах вводилось одностороннее движение для колесниц. За выполнением этого правила следили специально отведенные надзиратели. В нашей стране Петр Первый издал указ о соблюдении безопасности дорожного движения, в котором регламентировал передвижение на лошадях. За несоблюдение правил человека могли сослать на каторгу. С 1718 года за соблюдение правил движения начали отвечать полицейские. Первые правила дорожного движения звучали достаточно забавно. Например, в России было такое требование, чтобы впереди автомобиля бежал мальчик, громкими криками извещающий о приближении экипажа, дабы добропорядочные горожане не падали в обмороки от ужаса при появлении на дороге движущегося с кошмарной скоростью чудовища. Также, правила предписывали водителям сбавлять скорость и останавливаться, если их приближение будет вызывать беспокойство у лошадей. В Англии впереди кaждогo пaровогo дилижaнcа на раccтоянии 55 мeтров дoлжeн идти человeк с красным флагoм. При встречe с карeтами или всадниками oн должeн предупрeждать о тoм, что за ним следуeт парoвик. Также, мaшинистам стрoго воспрeщaется пугать лошaдей свисткaми. Выпускaть пар из мaшин допускaeтся тoлько в случae отсутствия на дорогe лошaдей.

СОВРЕМЕННЫЕ ПРАВИЛА ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ.

Первые правила движения для автомобилей были введены во Франции 14 августа 1893 г. В 1908 году было придумано выдавать полиции белые трости, которыми полицейские регулировали движение, показывали направление для водителей и пешеходов. В 1920 году появились первые официальные правила дорожного движения: «Об автодвижении по г. Москве и ее окрестностям (правила)». В этих правилах уже досконально регламентировались многие важные вопросы. Упоминались и водительские права, которые должен был иметь водитель. Был введен скоростной режим движения, превышать который было нельзя. Современные правила дорожного движения были введены в нашей стране в январе 1961 года.

ПОЯВЛЕНИЕ ПЕРВОГО СВЕТОФОРА.

Первый светофор появился в конце 1868 года в Лондоне на площади у здания английского парламента. Он представлял собой две газовые лампы с красными и зелеными стеклами. Устройство дублировало сигналы регулировщика в темное время суток и тем самым помогало членам парламента спокойно переходить проезжую часть улицы. Автором изобретения был инженер Дж. П. Найт. К сожалению, его детище просуществовало всего четыре недели. Газовый фонарь взорвался, ранив дежурившего около него полицейского. Только через полвека — 5 августа 1914 года — в американском городе Кливленде были установлены новые светофоры. Они переключали красный и зеленый цвет и издавали предупреждающий звуковой сигнал. С тех пор и началось триумфальное шествие светофора по всему миру, 5 августа отмечается как Международный день светофоров. Первый трехцветный светофор появился в 1918 году в Нью-Йорке. Спустя еще какое то время их авторитет признали автомобилисты Детройта и Мичигана. Авторами «трехглазого» выступили Уильям Поттс и Джон Харрис. За океан, в Европу светофор вновь вернулся лишь к 1922 году. Но не сразу в город, где о нем впервые заговорили — в Лондон. Светофоры сначала появились во Франции, в Париже на пересечении Рю де Риволи и Севастопольского бульвара. А затем в Германии, в городе Гамбург на площади Стефанплатц. В Соединенном Королевстве электрический регулировщик появился лишь в 1927 году в городе Вулвергемптон. А вот первый светофор в нашей стране заработал 15 января 1930 года на углу Невского и Литейного проспектов в Ленинграде, а 30 декабря того же года на углу Петровки и Кузнецкого моста в Москве.

ИНТЕРЕСНЫЕ ФАКТЫ.

С правилами дорожного движения и знаками связано много курьезных случаев и интересных фактов. Остановимся только на двух из них: Например, интересно происхождение слова «шофер»: первый «самодвижущийся автомобиль» предназначался для перевозки пушек и представлял собой трехколесную телегу с паровым котлом. Когда пар кончался, машина останавливалась, и котел нужно было прогревать заново. Для этого под ним на земле разводили костер и ждали, пока вновь образуется пар. Так, большую часть времени водители первых автомобилей нагревали котел и кипятили в нем воду. Поэтому их стали называть шоферами, что в переводе с французского означаете «кочегар». Еще одна история связана с дорожными знаками. На сегодняшний день только в России применяется больше двух с половиной сотен дорожных знаков, охватывающих практически все стороны дорожного движения, и система постоянно развивается и совершенствуется. Не обходилось и без забавных моментов: в какой-то момент из перечня куда-то пропал знак «неровная дорога», вернувшийся в строй только в 1961 году. По какой причине знак пропал, неизвестно, то ли дороги вдруг стали ровные, то ли состояние их было настолько печальным, что особого смысла ставить предупреждение не было.

История создания и развития организации дорожного движения

Содержимое

История правил дорожного движения

Вопросы безопасности дорожного движения беспокоили людей еще в древности. Так, первые известные нам Правила Дорожного Движения ввел император Гай Юлий Цезарь в 50-х годах до нашей эры. Согласно им в Риме был запрещен проезд экипажей, колесниц и частных повозок в рабочее время (с восхода солнца вплоть до двух часов до его захода), а на некоторых улицах действовало одностороннее движение. Приезжим полагалось оставлять свой транспорт за чертой города и далее перемещаться пешком, либо наняв паланкин (носилки). На дорогах империи действовало левостороннее движение, чтобы правая рука (с оружием) была на всякий случай свободна. Из вольноотпущенных пожарных был набран состав для первой службы надзора за соблюдением данных правил, которых назвали регулировщиками и обязали не допускать конфликты между владельцами транспортных средств. Еще для оперативного проезда нерегулируемых перекрестков знатные граждане высылали вперед скороходов, расчищающих улицы и организующих свободный проезд.

В Средние века в Европе был установлен правосторонний разъезд рыцарей, закрепившийся и действующий по сей день в большинстве стран, в том числе в России. В Великобритании, Индии, Японии, Бирме и на Кипре действует левостороннее движение, взятое из правил, регулирующих движение судов.

Со временем во всех странах появлялись документы, устанавливавшие правила дорожного движения — утверждались особенности проезда перекрестков, необходимость сбрасывать скорость при приближении к перекрестку, запрет обгона на трудных участках дорог, вводилось преимущество пешехода на движение, а также приоритет движения крестного хода или похоронной процессии, для контроля деятельности частных извозчиков были введены лицензии, получить которые можно было только соответствуя требованиям к внешнему виду и соблюдая правила.

С появлением первых автомобилей в XIX веке необходимость в качественной организации дорожного движения значительно возросла. Уже в 1868 году 10 декабря в Лондоне на площади перед Парламентом был установлен первый семафор с цветным диском, созданный специалистом по железнодорожным семафорам Джоном П. Найтом. Устройство было механическим, управлялось вручную и имело два семафорных крыла. При горизонтальном положении крыльев движение запрещалось, а при опущенных под углом 45 градусов крыльях можно было осторожно двигаться. Для работы семафора ночью его оснастили газовым фонарем, подающим сигналы красным и зеленым светом. Управлял механизмом слуга в ливрее, который поднимал и опускал стрелу и поворачивал фонарь. К сожалению, устройство имело существенные недостатки конструкции — скрежет цепей механизма регулировки стрел был настолько сильным, что проезжавшие мимо лошади вставали на дыбы, а спустя почти месяц семафор взорвался, ранив находившегося при нем полицейского.

14 августа 1893 года во Франции были приняты первые правила движения для автомобилей. В России документ, регулирующий движение «самодвижущихся экипажей» появился в сентябре 1896 года, а в 1900 году в Санкт-Петербурге был утвержден порядок движения пассажирских и грузовых автомобилей по городу. Уже тогда были определены многие правила, действующие и сейчас.

Первая международная Конвенция, установившая международные правила дорожного движения была принята 1909 году в Париже. На ней же определили дорожные знаки, очень похожие на современные — «Неровная дорога», «Опасный поворот», «Пересечение равнозначных дорог» и «Железнодорожный переезд со шлагбаумом». В России эти знаки начали устанавливать в 1911 году.

Первые электрические светофоры, оснащенные двумя сигналами — зеленым и красным, появились в 1914 году в США, предупреждал о смене цвета свисток полицейского. С 1918 года электрическими светофорами стали оснащать и европейские дороги.

В 20-х годах в США появился вид обязательного страхования, связанный с рисками гражданской ответственности владельцев транспортных средств по обязательствам, возникшим в результате их использования и причинения вреда имуществу, здоровью или жизни потерпевших, названный ОСАГО. В 40-х — 50-х годах он получил широкое распространение и в Европе, а позже и в остальном мире. В России решение о его внедрении было принято в 2003 году.

Серьезный вклад в мировую безопасность дорожного движения внесло принятие «Конвенции о дорожном движении» и «Протокола о дорожных знаках и сигналах» на международной конференции в Женеве в 1949 году, на основе которых все страны разрабатывали свои ПДД и к которым в 1959 году присоединился Советский Союз, выпустив на их базе в 1961 году единые «Правила движения по улицам городов, населенных пунктов и дорогам СССР».

Но самым важным событием в истории ПДД стало принятие участниками конференции ООН по дорожному движению 8 ноября 1968 года в Вене «Конвенции о дорожном движении», подписанной представителями 68 стран мира, в том числе СССР, и до сих пор действующей, хоть и претерпев некоторые изменения и дополнения.

В наше время работа в направлении безопасности дорожного движения идет огромными темпами: благодаря развитию техники и технологий появляются новые средства подготовки водителей, контроля дорожного движения. Широко используется автоматизированные автодромы, компьютерные классы и системы для обучения и сдачи экзаменов по ПДД. Средства фотовидеофиксации нарушений ПДД и единые информационные системы автоматизации деятельности автоинспекций позволяют выявлять нарушителей и выносить административные наказания практически без участия инспекторов дорожно-патрульных служб. Проводятся международные конгрессы и конференции по обеспечению безопасности дорожного движения, вопросы БДД обсуждают и решают на самых высших уровнях, например в Генеральной Ассамблее ООН, ведется активная пропаганда среди граждан всех стран.

Технический прогресс не стоит на месте. С изобретением новых средств транспорта будут меняться и правила их движения, всегда соответствуя текущим реалиям. Кто знает, возможно, через несколько лет в нашу жизнь войдут автомобили на воздушной подушке, а с ними и правила перемещения в «трехмерном» пространстве. Может быть, эти правила будут проверять у нас сами транспортные средства непосредственно перед поездкой (или полётом) соединяясь с общемировыми банками данных, разрешая только включить автопилот, в случае получения оценки «НЕ СДАЛ».

История правил дорожного движения в России

История российских ПДД началась при Иване III (XV век), который утвердил общие правила пользования почтовыми трактами с перекладными лошадьми, позволяющие быстро преодолевать большие расстояния.

Император Петр I (годы правления — 1682-1725) издал в 1683 году указ, запрещающий быструю езду по Москве, езду без возниц и на невзнузданных лошадях, а также запрещающий кучерам бить прохожих хлыстами, ввел правила разъезда с правой стороны. В 1718 году в Санкт-Петербурге Петр Великий учредил генерал-полицмейстерское управление (полицию), на которую была возложена ответственность за безопасность дорожного движения.

В 1730 году императрица Анна Иоановна ввела наказание за несоблюдение скоростного режима — любителей быстрой езды полагалось штрафовать, сечь розгами и ссылать на каторгу.

В 1883 году была издана «Инструкция городовым Московской полиции», которая вручалась каждому городовому. Этот документ они обязаны были всегда иметь при себе и руководствоваться им в своих действиях. В числе прочих пунктов, инструкция предписывала следить за соблюдением правил дорожного движения, в том числе скоростным режимом, обгоном, выполнением требований к транспортным средствам.

В то же время в крупных городах появилось большое количество частных извозчиков. Для того, чтобы регулировать их деятельность и следить за качеством обслуживания пассажиров, государственные органы стали выдавать лицензии. Для получения «номера» извозчики должны были опрятно выглядеть, следить за внешним видом лошадей и соблюдать правила — управлять конным транспортом только в трезвом виде и не останавливать повозки посреди улиц. С возникновением «конки» появилось новое правило проезда перекрестков — преимущество тяжелых «вагонов» перед другими транспортными средствами.

Появление первых автомобилей в XIX веке значительно увеличило необходимость в качественной организации дорожного движения. Уже в 1896 году в России был принят документ, регулирующий движение «самодвижущихся экипажей», а в 1900 году в Санкт-Петербурге утвердили порядок движения пассажирских и грузовых автомобилей по городу. Уже тогда были определены многие правила, действующие и сейчас.

Автомобиль должен был быть зарегистрирован, оснащен номерными знаками спереди и сзади и исправен, что подтверждалось ежегодным обязательным осмотром специальной комиссией. Интересно, что выдавались номерные знаки, имеющие разные размеры в разных городах и называемые «жестянками», в то время на один год, подтверждая оплату водителем ежегодного транспортного налога. Старые номера можно было оставить себе, и многие украшали ими помещения. Запрещалось ездить с открытым глушителем или без такового. За неисправность выхлопной системы полагался штраф.

В 1908 году в Санкт-Петербурге полицейским, работавшим на дорогах с наиболее интенсивным движением, начали выдавать белые трости для подачи сигналов водителям. При поднятии жезла вверх все — и автомобилисты, и велосипедисты и вагоновожатые в трамваях должны были немедленно остановиться и продолжить движение только после того, как он будет опущен. Спустя некоторое время трость получила известную нам сегодня полосатую окраску.

В 1911 году в России начали устанавливать знаки, принятые первой международной Конвенцией в Париже в 1909 году, установившей международные правила дорожного движения. Первыми знаками были — «Неровная дорога», «Опасный поворот», «Пересечение равнозначных дорог» и «Железнодорожный переезд со шлагбаумом».

В 1921 и 1922 году были выпущены Приказ по Рабоче-Крестьянской милиции №225, обязывающий её сотрудников учиться русскому языку, арифметике, политграмоте и обязательно — регулированию уличного движения, а также «Инструкция постовому милиционеру по порядку пользования жезлом». Жезлы в то время были красного цвета с желтой рукоятью и имели длину около 11 вершков (48,9 см). В 1923 и 1924 годах были приняты инструкции для участковых и волостных милиционеров, на которых возлагались и обязанности по контролю дорог и дорожного движения. Тогда же в Москве появились первые светофоры, например на Страстной (ныне Пушкинской) площади были установлены два семафора с поворачивающими крыльями, которыми регулировщик управлял вручную, поворачивая крылья вокруг оси на 90 градусов. В 30-х годах устанавливались светофоры с циферблатами наподобие часов, поделенными на красные и зеленые сектора. В дальнейшем ввиду плохой различимости стрелки эти конструкции были заменены более привычными нам. Первые такие семафоры (мачтовый и висячий) установили в 1932 году в Москве на пересечении Кузнецкого моста с улицами Неглинной и Петровкой.

В 1931 году в Женеве при участии представителей Советского Союза прошла международная конференция, на которой приняли единую европейскую систему дорожных знаков, основанную преимущественно на символах. Было разработано и утверждено 26 знаков, классифицированных по трем группам — указательные, предупреждающие и предписывающие.

В 60-е годы проводилась работа по стандартизации для всей территории страны бланков водительских удостоверений, технических паспортов и номерных знаков для автомототранспорта, принятию единых правил регистрации и учёта транспорта, проведения технических осмотров и методов учёта ДТП.

Важным шагом в мировой безопасности дорожного движения стало принятие «Конвенции о дорожном движении» и «Протокола о дорожных знаках и сигналах» на международной конференции в Женеве в 1949 году, на основе которых все страны разрабатывают свои ПДД. В 1959 году к ним присоединился и Советский Союз, выпустив на их базе в 1961 году единые «Правила движения по улицам городов, населенных пунктов и дорогам СССР», пересмотренные и переутверженные в 1965 году. До принятия 1 января 1973 года ГОСТ 10807-71 у нас действовала утвержденная протоколом система дорожных знаков.

В 1963 году Советом Министров РСФСР были введены номерные знаки для тракторов, самоходных шасси и тракторных прицепов, повысившее ответственность трактористов-машинистов за соблюдение правил дорожного движения и состояние техники.

Самым важным событием в истории ПДД стало принятие участниками конференции ООН по дорожному движению 8 ноября 1968 года в Вене «Конвенции о дорожном движении», подписанной представителями 68 стран мира, в том числе СССР. Данный документ действует и в настоящее время, хоть и претерпел некоторые изменения и дополнения. В соответствии с конвенцией в 1973 году в СССР были выпущены новые ПДД. Конечно, со временем, с ростом количества и появлением новых моделей транспорта, с принятием Комиссией Совета экономической взаимопомощи по сотрудничеству в области транспорта и Комитетом по внутреннему транспорту Европейской экономической комиссии ООН новых рекомендаций в Правила вносились изменения — в 1975, 1976, 1979 годах, в связи с появлением новых ГОСТов 1 июня 1980 года была принята новая редакция с изменениями 1984 года, которую впоследствии сменили Правила 1987 года. Эти документы изменили раздел дорожных знаков, требования к техническому состоянию эксплуатируемых транспортных средств, порядок использования проезжей части, поведения водителей при ДТП, применение противотуманных фар, ввели ограничение скорости движения в городах — 60 км/ч, а на дорогах страны — 90 км/ч для легковых автомобилей и 70 км/ч для грузовых автомобилей, ввели предписание об обязательном применении ремней безопасности и комплектации автомобилей аптечками и огнетушителями, регламентировали порядок движения транспорта со специальными световыми и звуковыми сигналами.

В переходный для страны период 90го-2000го годов работа над безопасностью дорожного движения также велась высокими темпами. Были изменены порядок регистрации транспортных средств и приема экзаменов, в том числе сдача практической части экзамена в два этапа — площадка и город, введены новые паспорта транспортных средств, свидетельства об их регистрации и номерные знаки, новые водительские удостоверения.

В 2003 году в России впервые было введено обязательное страхование гражданской ответственности владельцев транспортных средств (ОСАГО).

Серьезным шагом в борьбе с нарушениями ПДД стало принятие в России в 2008 году положений, позволяющих применять средства фотовидеофиксации нарушений правил дорожного движения, работающих в автоматическом режиме, для привлечения владельцев транспортных средств к ответственности и создание центров обработки данных фотовидеофиксации нарушений (ЦАФАП).

Последние десять лет работа по совершенствованию правил дорожного движения идет огромным темпами: принято более двухсот нормативных правовых актов, ужесточается наказание за нарушения ПДД, связанные с состояниями алкогольного и наркотического опьянения, совершенствуют процесс приема экзаменов на право пользования транспортом.

Первые водительские документы в Российской империи

Итак, оставим извечный спор Франции и Германии кто первый, в том числе и у кого из них раньше был выдан документ «о способности управлять транспортным средством с механическим мотором». Останемся в России. В 1895 году в Санкт-Петербурге появляются два велосипеда, оснащённых бензиновыми моторами, созданные Даймлером и Майбахом. Первый прообраз современного мотоцикла. А вот можно ли было ездить на этих «чудовищах» по улицам столицы Российской империи никто не знал. Исключительно из любопытства, «в виде опыта» градоначальник Санкт-Петербурга генерал-лейтенант Виктор Вильгельмович фон Валь выдал разрешение владельцам моторных велосипедов ездить по городу. Получается, что первое такое разрешение в России совмещало в себе современные свидетельство о регистрации транспортного средства и водительское удостоверение. И как просто было сдать экзамен по ПДД – достаточно было ни с кем не столкнувшись и ничего не задев проехать на своём транспортном средстве перед градоначальником.

Автомобильный транспорт в то время развивался не менее быстро, чем сейчас, поэтому 11 сентября 1896 года министр путей сообщения князь Михаил Иванович Хилков подписал постановление «О порядке и условиях перевозки тяжестей и пассажиров по шоссе ведомства Путей сообщения в самодвижущихся экипажах». 25 июня 1900 года Городская Дума Санкт-Петербурга утвердила постановление «О порядке пассажирского и грузового движения по городу Санкт-Петербургу на автомобилях». В 1911 году вступают в силу правила «О безопасности движения по улицам», которые определяли отношения не только между участниками движения, но и полицейскими, которые это движение контролировали. Были установлены очень жёсткие наказания за нарушения правил дорожного движения. Штрафы достигали 100 рублей (по тем временам это была очень большая сумма), второе нарушение могло повлечь за собой арест на две – три недели.

В 1914 году было принято «Обязательное постановление об испытании и регистрации шоферов при Городской Управе». Создавалась комиссия, состоящая из техников, назначаемых Городской управой, и представителей общественных автомобильных организаций. Комиссия и проводила испытания кандидатов в водители. Испытания проводились 4 раза в месяц. Кандидат в устной беседе должен был показать дословное знание правил движения в городе, после чего проверялись его практические навыки вождения. Перед поездкой нужно было суметь запустить, а после поездки остановить двигатель (что, кстати, вполне логично). Кандидат в водители должен был разъехаться с встречным транспортом, обогнать его, проехать в узком месте, развернуться, применить тормоза и задний ход. В заключение проводилась поездка по оживленным улицам города. По результатам испытаний, если они прошли успешно, выдавалась шоферская книжка с указанием класса и разряда автомобиля.

Экзамены по ПДД в молодой Советской Республике

В Советской России уже в 1923 году Совет народных комиссаров утвердил «Свидетельство на право управления экипажем». Документ выдавался городской администрацией. Единого стандарта не было, и в каждом городе свидетельства имели различную форму. Более того, свидетельства, выданные, например, в Киеве, были не действительны в Москве или Петрограде. В каждом городе были собственные испытания. Представьте, как Вы приезжаете на своём автомобиле из Петрограда в Москву и. Оставалось только оставлять автомобиль на какой-нибудь стоянке и идти получать местное свидетельство. Или иметь при себе какой-нибудь самый «решительный» или «разрешающий» документ.

Создание ГАИ. Первые стандарты приёма экзаменов по ПДД

И только в 1936 году, после создания в составе НКВД Государственной автомобильной инспекции, была разработана единая форма «удостоверения шофёра». Отделом ГАИ НКВД были подготовлены первые «Типовые правила движения по улицам городов и дорогам СССР». В состав ГАИ была включена квалификационная комиссия, которая занималась организацией экзаменационной работы, выдачей удостоверений, контролем подготовки шофёров. Экзамены по правилам дорожного движения сдавались только устно. Сотрудник квалификационной комиссии задавал кандидату вопросы по ПДД, на которые кандидат и должен был ответить. Желательно правильно. Только тогда он допускался к практическому вождению автомобиля или мотоцикла.

Применение международных стандартов ПДД в Советском Союзе. Первые экзаменационные билеты ПДД

В 1959 году Советский Союз присоединился к Международной конвенции о дорожном движении и к Протоколу о дорожных знаках и сигналах. В 60-х годах в стране разрабатываются единые Правила дорожного движения, стандартизируются дорожные знаки и разметка, появляется международное водительское удостоверение. В 1968 году СССР присоединяется к международной Венской конвенции о дорожном движении (в 1971 году конвенция была дополнена в Женеве). С 70-х годов вводятся пять категорий водительских прав, каждая из которых обозначает право на управление определенным видом транспортных средств.

В это время экзамен по ПДД принимает привычный для нас вид ответов на вопросы экзаменационных билетов. Экзаменационный билет содержал 10 вопросов. К каждому вопросу прилагалось несколько вариантов ответов, один из которых правильный. Кандидат должен был ответить на все вопросы билета. Ответы вписывались от руки в экзаменационный лист, отпечатанный в типографии или на печатной машинке. Инспектор ГАИ проверял правильность ответов кандидата, сверяя их со специальной таблицей, и лично выставлял оценку.

Даже в наше время современных технологий и повсеместного применения компьютеров, когда многие уже забывают, как держать в руке авторучку, такая методика применяется во многих подразделениях ГИБДД. Конечно, при этом используются экзаменационные билеты ПДД соответствующие действующим правилам, но всё равно, напечатанные на бумаге.

Механизация и автоматизация сдачи экзамена по ПДД

Идея автоматизировать процессы сдачи экзамена появилась ещё в 70-х годах. По заказам ГАИ в некоторых регионах на мощных оборонных предприятиях разрабатывались специализированные электронно-механические приборы, позволяющие механизировать процесс экзамена. Наиболее известные и широко распространённые в то время были универсальные экзаменационные комплексы «Вятка-5» и «Вятка-20».

С массовым появлением в нашей стране в 90-х годах персональных компьютеров, появились компьютерные системы, помогающие инспекторам ГАИ-ГИБДД автоматизировать сдачу теоретического экзамена по ПДД.

История Автоинспекции

Каждый из нас неоднократно видел и даже лично общался на дорогах с сотрудниками МПС, иногда одетыми в яркие светоотражающие жилеты, испытывая при этом смешанное чувство. Наверняка, все согласятся, что эти, такие разные, люди вносят определённую и несомненно важную роль по управлению Дорожным движением и сохранению в нём порядка. Часто мы слышим о различных нововведения и изменениях в работе Госавтоинспекции или ГИБДД (допустимы оба варианта). А вот какова история создания, формирования и развития данных служб, отвечающих за порядок на наших дорогах? И каковы перспективы их развития? Именно об этом и пойдёт речь в данной статье.

Как только люди сформулировали первые Правила Дорожного Движения, возникла необходимость в службах, контролирующих их соблюдение. В 50-х годах до нашей эры император Гай Юлий Цезарь создал первую службу надзора за соблюдением принятых им правил, в которую набирали в основном вольноотпущенных пожарных. Основной задачей названных регулировщиками служащих было недопущение конфликтов между владельцами транспортных средств.

Император Петр I уделял большое внимание безопасности дорожного движения и в 1718 году в Санкт-Петербурге учредил генерал-полицмейстерское управление (полицию), на которую была возложена ответственность за безопасность дорожного движения.

В 1900-х годах с принятием первых законов по регулированию движения автомобильного транспорта были организованы службы, выдающие номерные знаки и проводящие обязательный осмотр транспорта. Тогда же были введены экзамены по вождению и разрешения на управление автомобилем. В 1908 году в Санкт-Петербурге полицейским, работавшим на дорогах с наиболее интенсивным движением, начали выдавать белые трости (жезлы) для подачи сигналов водителям.

В 1918 году была организована рабочая милиция, а чуть позже к ней присоединились общественные организации (дружинники), обеспечивающие в том числе и надзор за порядком дорожного движения.

В 1920 году был опубликован подписанный В.И. Лениным Декрет «Об автодвижении по городу Москве и ее окрестностям (правила)», возложивший контроль за соблюдением ПДД на Автоинспекцию Транспортного Отдела Московского Совета Рабочих и Красноармейских Депутатов, а милиция и прочие власти обязаны были оказывать любое содействие вплоть до применения в крайних случаях оружия.

В 1921 и 1922 году были выпущены Приказ по Рабоче-Крестьянской милиции №225, обязывающий её сотрудников учиться русскому языку, арифметике, политграмоте и обязательно — регулированию уличного движения, а также «Инструкция постовому милиционеру по порядку пользования жезлом». В 1923 и 1924 годах были приняты инструкции для участковых и волостных милиционеров, на которых возлагались и обязанности по контролю дорог и дорожного движения.

В 1925 году Президиум Моссовета создал в составе своего коммунального хозяйства отдел по регулированию уличного движения. В 1928 году в штате Московской городской милиции впервые появилась должность инспектора по регулированию уличного движения, а менее чем через три года при управлении рабоче-крестьянской милиции Москвы возникла отдельная структура — ОРУД (отряд регулирования уличного движения), в состав которого входила инспекция по выдаче разрешений (прав) на управление автомототранспортом. В ноябре 1934 года при ЦУДОРТРАНСе организовали Государственную автомобильную инспекцию, имеющую свои органы в союзных и автономных республиках, краях, областях и районах, которая в марте 1936 года была включена в состав Главного управления Рабоче-крестьянской милиции НКВД СССР.

Датой рождения ГАИ считается 3 июля 1936 года, когда Союз народных комиссаров утвердил «Положение о Государственной автомобильной инспекции Главного управления Рабоче-крестьянской милиции НКВД СССР». На тот момент в нее входило всего 7 отделений с общим штатом 57 сотрудников.

В годы Великой Отечественной Войны многие сотрудники ГАИ приняли участие в боевых действиях, а оставшиеся проводили мобилизацию транспорта и готовили водителей для нужд армии, строили военные и прочие сооружения, организовывали эвакуацию жителей блокадного Ленинграда по Дороге Жизни.

В послевоенные годы ГАИ продолжила работу по обеспечению безопасности дорожного движения и в 1956 году ей были переданы полномочия по лишению прав водителей, управлявших транспортными средствами в нетрезвом виде, и запрещению управления транспортными средствами не имеющим водительских удостоверений лицам.

Для научного подхода к вопросам организации дорожного движения в 1954 году в Научно-исследовательском институте криминалистики (НИИК) МВД СССР создали отдел безопасности движения.

В 70е годы служба ГАИ активно развивалась, было принято Положение о ГАИ и Наставление по службе ГАИ, впервые полностью охватившее деятельность инспекции. В это же время были созданы научно-исследовательские лаборатории проблем безопасности дорожного движения при ВНИИ МООП и МВД СССР, начато применение радиолокационных измерителей скорости, вертолетов и патрульно-санитарных автомобилей, стереосъемки мест ДТП и диагностических станций для проведения гостехосмотра.

В 1969 году были внедрены типовые штаты строевых подразделений дорожного надзора и подразделений по организации движения, ставшие основой для разработки современных подразделений ДПС и дорожного надзора.

С 1976 года в г. Орле начали вести подготовку работников дорожно-патрульной службы в открытой средней специальной школе милиции МВД СССР, действующей сейчас как Высшая школа МВД РФ.

В 1988 году начали разрабатывать и внедрять различные аппаратные средства для контроля за движением на дорогах и экзаменационной работы в ГАИ, создавать единую информационно-поисковую систему учёта транспортных средств, водительских удостоверений, случаев нарушений ПДД, ДТП и т.п.

В 1998 году указом Президента РФ Бориса Ельцина Государственная автоинспекция (ГАИ) была переименована в Государственную инспекцию безопасности дорожного движения (ГИБДД), но в 2002 году Президент РФ Владимир Путин допустил два наименования — ГИБДД и Госавтоинспекция.

В переходный для страны период 90го-2000го годов ГАИ продолжила свою работу невзирая на кризисную и криминогенную обстановку, начала разработку и внедрение новых автоматизированных систем для улучшения деятельности. В эти годы было выработано понимание приоритетной функции ГАИ — контроль за безопасностью дорожного движения, обеспечение общественного дорожного порядка и борьба с преступностью на дорогах, в результате чего с нее были сняты организационно-хозяйственные функции, а статус поднят до уровня министерств и ведомств.

Начиная с 2001 года ГИБДД активно работает над внедрением различных комплексов автоматизации деятельности в области БДД, в том числе в 2005 году уникальной для всего мира федеральной информационной системы (ФИС) ГИБДД, позволяющей обмениваться информацией ГАИ и МВД на всех уровнях; проводит регулярные и масштабные акции пропаганды безопасности дорожного движения, проводит и принимает участие в международных конференциях по борьбе за безопасность дорожного движения.

Мы не сомневаемся, что Государственная Автоинспекция и далее будет вести активную борьбу за безопасность на дорогах, за то, чтобы и автомобилисты и пешеходы могли чувствовать себя на них спокойно и уверенно, что с развитием технологий будут внедряться новые «передовые» методы борьбы с нарушителями. Мы желаем ей успехов и, со своей стороны, приложим максимум усилий, чтобы помочь в этом важном деле.

История организации и безопасности дорожного движения

С давних времен, с возникновения первых крупных городов и активного дорожного движения, люди начали задумываться о его организации.

Еще во времена Древнего Рима возникли первые дорожные указатели — Гай Семпроний Гракх во II веке до н.э. измерил дороги и через каждые 10 стадий (примерно 1800 метров) установил каменные столбы для указания расстояний до Рима и ближайшего населенного пункта, счет велся от бронзового столба, который установили около Римского форума и назвали «золотым».

Чуть позднее были сформулированы первые Правила Дорожного Движения — император Гай Юлий Цезарь в 50-х годах до нашей эры ввел одностороннее движение на ряде улиц города, а также запрет на проезд экипажей, колесниц и частных повозок в рабочее время (с восхода солнца вплоть до двух часов до его захода). Приезжие должны были оставить свой транспорт за чертой города, а перемещаться внутри него пешком, желающие могли нанять специальные носилки — паланкины. На дорогах было принято левостороннее движение, чтобы правая рука (с оружием) была на всякий случай свободна.

Тогда же возникла первая служба надзора за соблюдением данных правил, набирали в которую в основном вольноотпущенных пожарных. Основной задачей названных регулировщиками служащих было недопущение конфликтов между владельцами транспортных средств.

Поскольку некоторые перекрестки не регулировались, знатные граждане высылали вперед скороходов, которые расчищали улицы и обеспечивали свободный проезд.

В Средние века в Европе появились правила разъезда рыцарей, установившие правостороннее движение.

В России при Иване III (XV век) были утверждены общие правила пользования почтовыми трактами с перекладными лошадьми, позволяющие быстро преодолевать большие расстояния.

В XVI веке царь Фёдор Иоаннович повелел установить верстовые столбы высотой 4 м, увенчанные орлами, на дороге из Москвы в Коломенское, где располагалось царское имение.

Император Петр I издал в 1683 году указ, запрещающий быструю езду по Москве, езду без возниц и на невзнузданных лошадях, а также запрещающий кучерам бить прохожих хлыстами. Он же приказал устанавливать крашенные и подписанные цифрами верстовые столбы, а на перекрёстках «руки» с указанием направлений, ввел правила разъезда с правой стороны. В 1718 году в Санкт-Петербурге Петр Великий учредил генерал-полицмейстерское управление (полицию), на которую была возложена ответственность за безопасность дорожного движения.

В XVIII веке столбы стали красить в черно-белые полоски, чтобы их было лучше видно, а также указывать расстояние и название местности. Император Александр I в 1817 году издал указ, в котором повелел установить при въезде в каждое селение столб с информацией о его названии и числе душ.

С течением времени в правила вносились изменения и дополнения: утверждались особенности проезда перекрестков, необходимость сбрасывать скорость при приближении к перекрестку, запрет обгона на трудных участках дорог, вводилось преимущество пешехода на движение, а также приоритет движения крестного хода или похоронной процессии.

В то же время в крупных городах появилось большое количество частных извозчиков. Для того, чтобы регулировать их деятельность и следить за качеством обслуживания пассажиров, государственные органы стали выдавать лицензии. Для получения «номера» извозчики должны были опрятно выглядеть, следить за внешним видом лошадей и соблюдать правила — управлять конным транспортом только в трезвом виде и не останавливать повозки посреди улиц. С появлением «конки» появилось новое правило проезда перекрестков — преимущество тяжелых «вагонов» перед другими транспортными средствами.

Не обходилось и без курьезных, на современный взгляд, правил — для того, чтобы прохожие не пугались «огненного чудовища» впереди автомобиля должен был бежать мальчик и извещать о приближении экипажа.

14 август 1893 года во Франции были приняты первые правила движения для автомобилей. В России документ, регулирующий движение «самодвижущихся экипажей» появился в сентябре 1896 года, а в 1900 году в Санкт-Петербурге был утвержден порядок движения пассажирских и грузовых автомобилей по городу. Уже тогда были определены многие правила, действующие и сейчас.

Управлять автомобилем мог гражданин старше 21 года, знающий грамоту и русский язык, соответствующий требованиям по состоянию здоровья, сдавший специальный экзамен по вождению и имеющий разрешение на управление. Здесь можно обратить внимание на то, что уже с 1900-х годов существовали специальные учебные заведения, где велась подготовка будущих водителей. Передача прав третьим лицам, не имеющим специальной подготовки, и оставление автомобиля на улице без присмотра были запрещены.

При проезде железнодорожных переездов водитель был обязан подать звуковой сигнал о своем приближении, а при проезде перекрестков, если его приближение будет пугать лошадей, сбросить скорость и в случае надобности остановиться. При остановке экипажи полагалось ставить вдоль тротуара в один ряд по направлению движения, не загораживая проезд. При встречном разъезде экипажи держались правой стороны, а обгоняли по левой, был разрешен выезд на встречную полосу, но езда по ней в течение долгого времени запрещена. Ограничивалась максимально разрешенная скорость езды — по Москве 20 верст в час для легковых автомобилей (1 верста соответствует 1066,8 м), 12 верст для автомобилей весом более 350 пудов и ночью — 10 верст в час, по Санкт-Петербургу — 15 верст, в Киеве — 10 верст в час по оживленным улицам и 20 по всем остальным. Регулировался и вес машин, особенно в весенний период — 300 пудов. Трасса могла и закрыться на просушку, о чем вывешивались соответствующие объявления.

Нарушителей правил наказывали в зависимости от степени вины и повторности нарушения- штрафом до 100 рублей или арестом на две недели. За агрессивную езду, нахождение за рулем в пьяном виде и перегораживание дорог можно было лишиться прав на управление автомобилем.

Известно, что уже тогда существовали платные дороги — на шоссе, где располагались заставы, экипажи должны были оплатить специальные сборы.

Первым советским документом, связанным с безопасностью дорожного движения, была «Инструкция о пользовании автомобилями и мотоциклами и о порядке движения по городу Москве и ее окрестностям», утвержденная Моссоветом 31 июля 1918 года. Следом за ней в 1920 году был опубликован подписанный В.И. Лениным Декрет «Об автодвижении по городу Москве и ее окрестностям (правила)», установивший ограничение скорости для легковых автомобилей 25 верст в час, а для грузовых — 15 верст в час, при перемещении ночью — 10 верст в час. Здесь же были определены требования к состоянию автомобилей, их регистрации, номерным знакам, наличию у водителей документов — прав, удостоверения личности, путевых листов и требованиям к их оформлению, определялся круг лиц, отвечающих за нарушение ПДД. Контроль возлагался на Автоинспекцию Транспортного Отдела Московского Совета Рабочих и Красноармейских Депутатов, а милиция и прочие власти обязаны были оказывать любое содействие вплоть до применения в крайних случаях оружия. В этом же документе были запрещены обгон на узком месте и срезание углов, было утверждено правостороннее движение.

В Великобритании, Индии, Японии, Бирме и на Кипре действует левостороннее движение, взятое из правил, регулирующих движение судов.

С ростом количества транспорта увеличивалось и применение дорожных знаков и дорожной разметки. В 1926 году Международная система дорожных знаков пополнилась еще двумя — «Неохраняемый железнодорожный переезд» и «Остановка обязательна». В СССР в 1926 году впервые разработали и ввели в действие ТУ на дорожные сигнальные знаки.

В 1928 году в штате Московской городской милиции впервые появилась должность инспектора по регулированию уличного движения, а менее чем через три года при управлении рабоче-крестьянской милиции Москвы возникла отдельная структура — ОРУД (отряд регулирования уличного движения), в состав которого входила инспекция по выдаче разрешений (прав) на управление автомототранспортом.

В 1931 году в Женеве при участии представителей Советского Союза прошла международная конференция, на которой приняли единую европейскую систему дорожных знаков, основанную преимущественно на символах. Было разработано и утверждено 26 знаков, классифицированных по трем группам — указательные, предупреждающие и предписывающие. В настоящее время эта система применяется во всем мире, хотя до окончания Второй мировой войны в ряде стран применялась англо-американская система, вместо символов использующая надписи.

Начиная с 1932 года органы милиции стали проводить мероприятия по централизации учёта аварийности и происшествий на транспорте.

В июле 1936 года в Советском Союзе был создан первый специальный орган по контролю за соблюдением ПДД — Государственная автомобильная инспекция. На тот момент в нее входило всего 7 отделений с общим штатом 57 сотрудников.

До принятия в 1940 году единых для всего союза Правил Дорожного Движения каждый регион и город разрабатывал и утверждал свои ПДД, теперь они создавались на базе общих. В 1957 году были выпущены новые типовые ПДД, из которых были исключены многие неоправданные ограничения. На основе этого документа в 1957-1959 году разрабатывались и вводились республиканские правила.

Важно отметить, что даже в годы Великой Отечественной Войны работы в направлении безопасности дорожного движения не прекращались, например в 1944 году в Москве приняли новые ПДД, повысившие требования к водителям и пешеходам, а 30 марта 1945 года появились акты, регламентирующие требования к внешнему виду автомобилей в г. Москва.

В 1953 году появилась первая дорожная разметка для обозначения пешеходного перехода, которую за «полосатость» сразу назвали «Зебра».

В рамках борьбы с транспортными авариями в 1956 году Госавтоинспекция получила полномочия лишать водителей прав за управление транспортными средствами в нетрезвом виде и запрещать управление транспортными средствами лицам, не имеющим при себе водительских удостоверений.

В эти годы проводилась работа по стандартизации для всей территории страны бланков водительских удостоверений, технических паспортов и номерных знаков для автомототранспорта, принятию единых правил регистрации и учёта транспорта, проведения технических осмотров и методов учёта ДТП.

В 1967 году было запрещено ездить на мотоциклах и мотороллерах без защитных шлемов.

Начиная с 1968 года в рамках борьбы за понижения количества ДТП было введено повсеместное изучение ПДД в общеобразовательных школах и профтехучилищах, с 1971 года такие занятия начали проводить в старших группах дошкольных учреждений, а в дальнейшем в рамках борьбы за БДД и снижение травматизма среди детей в повсеместную практику вошли различные слеты, совещания и семинары для юных участников дорожного движения. В это же время были созданы научно-исследовательские лаборатории проблем безопасности дорожного движения при ВНИИ МООП и МВД СССР, введена в Москве первая ЭВМ для регулирования движения одновременно на семи перекрестках.

В 1994 году Российская Федерация присоединилась к «Европейскому соглашению о международной дорожной перевозке опасных грузов».

В переходный для страны период 90го-2000го годов работа над безопасностью дорожного движения также велась высокими темпами. Были изменены порядок регистрации транспортных средств и приема экзаменов, в том числе сдача практической части экзамена в два этапа — площадка и город, введены новые паспорта транспортных средств, свидетельства об их регистрации и номерные знаки, новые водительские удостоверения. Разрабатывались и внедрялись новые автоматизированные системы для улучшения деятельности ГАИ.

В эти годы было выработано понимание приоритетной функции ГАИ — контроль за безопасностью дорожного движения, обеспечение общественного дорожного порядка и борьба с преступностью на дорогах, в результате чего с нее были сняты организационно-хозяйственные функции, а статус поднят до уровня министерств и ведомств.

Начиная с 2001 года ГИБДД активно работает над внедрением различных комплексов автоматизации деятельности в области БДД, проводит регулярные и масштабные акции пропаганды безопасности дорожного движения, проводит и принимает участие в международных конференциях по борьбе за безопасность дорожного движения.

В 2005 году была внедрена уникальная для всего мира федеральная информационная система (ФИС) ГИБДД, позволяющая обмениваться информацией ГАИ и МВД на всех уровнях.

Последние десять лет работа в направлении безопасности дорожного движения идет огромным темпами: принято более двухсот нормативных правовых актов, ужесточается наказание за нарушения ПДД, связанные с состояниями алкогольного и наркотического опьянения, инспекторов оснащают специальными техническими средствами для видеофиксации нарушений и навигации, а также проведения оперативного анализа на алкоголь. Многие подразделения ГИБДД, осуществляющие экзаменационную деятельность, были оборудованы аппаратно-программными комплексами для автоматизации приема экзаменов, легковыми и грузовыми автомобилями. Россия принимает активное участие в международных движениях по обеспечению безопасности дорожного движения, участвует и проводит международные конгрессы, формулирует национальную программу по снижению смертности на дорогах.

Прошлое и настоящее дорожной разметки

Мы видим ее каждый день, проезжая по дорогам, паркуя автомобиль, переходя улицу. Она встречается нам повсюду и давно стала привычной. Но мало кто знает, как, где и когда она возникла, какой прошла путь, прежде чем стать такой знакомой нам. Попробуем исправить это упущение. И вначале давайте разберемся, что же такое дорожная разметка?

Это маркировка на покрытии автомобильных дорог, которая сообщает участникам дорожного движения определенную информацию и используется как самостоятельный элемент или в сочетании с другими устройствами безопасности дорожного движения (светофорами, дорожными знаками).

Первая дорожная разметка возникла в 1911 году в штате Мичиган, США, когда Эдвард Н. Хайнз, член дорожной комиссии Wayne County, для повышения безопасности движения по Woodward Avenue в Детройте (на тот момент это была единственная бетонная дорога в мире), предложил нанести центральную линию для разделения полос движения. Спустя десять лет в Великобритании решили также решили ввести дорожную разметку и выбрали для этого белый цвет. Прошедший в пригороде Бирмингема, городке Sutton Coldfield эксперимент оказался столь успешным, что белая маркировка дорог стала стандартом для Великобритании, а затем и других стран мира.

В те времена проводилось много различных экспериментов с разметками дорог. Например, в 30-е годы в Германии маркировку наносили черной краской, но так как ее видимость, а следовательно и эффективность была низкой, от нее отказались и в наши дни черный цвет можно встретить только в сочетании с белым, например в вертикальной разметке.

Это был не единственный вклад Соединенного королевства в развитие дорожной разметки. В 1930-м году британец Перси Шоу изобрел и запатентовал первое световозвращающее устройство (катафот), которое назвал «Кошачий глаз». Устройство активно использовалось во время Второй мировой войны, помогая водителям видеть дорогу даже в темноте.

После войны эксперименты со светоотражателями продолжили и в США. В 1950-х в Калифорнийском транспортном департаменте(Калтранс) инженер доктор Элберт Дайсарт Боттс, специализировавшийся на химии красок, взялся за задачу улучшения видимости красок для дорожной разметки. Он решил использовать стеклянные сферы, придававшие краске световозвращающие свойства. Проблема заключалась в том, что при дожде слой воды резко снижал видимость разметки. Даже придание краске гидрофобных свойств не решило данное затруднее. Тогда Боттс попробовал поднять маркеры над дорогой примерно на 6 мм (четверть дюйма) и обнаружил, что это полностью решает проблему видимости маркировки, но создает новую сложность — при наезде на нее водитель слышал глухие удары. Подумав, Боттс пришел к выводу, что это к лучшему — новые маркеры шумом предупреждали незаметивших ее водителей о пересечении разметки.

Первые катафоты — чертеж и фотография. Ночной вид дороги, оснащенной катафотами.

Первые маркеры делали из пластика или керамики и прибивали к дорожному полотну гвоздями, но они быстро расшатывались, а выскочившие гвозди наносили вред шинам автомобилей. С этой задачей в конце 1950-х годов успешно справился бывший студент Боттса, Херб Руни, который создал специальную эпоксидную смолу, надежно приклеивающую маркеры к поверхности дорог.

В 1966 году маркеры, названные Botts’ Dots, «точки Боттса», начали использовать на двух американских автомагистралях, а после и на других дорогах США и мира.

Почти одновременно с маркерами Боттса в 1955 г. в Америке в штате Нью-Джерси появился другой способ маркировки дорог — шумовые полосы. На парковой дороге округов Мидлсекс и Монмут соорудили «поющие» обочины — полосы из рифленого бетона, производящие шум при движении по ним. Сейчас фрезерованные шумовые полосы широко используются в США, Канаде, а также некоторых странах Европы — Финляндии, Швеции, Норвегии.

Шумовые полосы различных видов

В наше время используют разные шумовые полосы — фрезерованные, приподнятые, пресованные и формованные. Приподнятые используют в основном в местах с теплым климатом, т. к. зимой при уборке снега они портятся и сильно изнашивают кромки отвалов снегоуборочной техники. Пресованные и формованные шумовые полосы устраиваются в горячий асфальтобетон во время строительства дорог и потому тоже менее распространены.

Использоваться шумовая разметка может с двумя целями — с целью большей мотивации водителей снижать скорость при приближении, например, к переходному переходу или опасному участку дороги, а также на междугородних дорогах для борьбы с потерей бдительности и засыпанием водителей за рулем — пересекая разделительную полосу или край проезжей части водитель слышит шум и чувствует вибрацию, мгновенно пробуждаясь.

В России первая дорожная разметка появилась в июне 1933 года в Москве, где для организации дорожного движения нитрокраской наносились линии безопасности, которые назвали «штуц-линии». В первую очередь разметили проезжую часть на Театральной площади и перекрестках улиц Петровка и Неглинная с Кузнецким мостом, а вскоре разметку уже наносили и в других городах страны. До 60-х годов отсутствовала четкая законодательная база, регламентирующая нанесение разметки, затем в СССР были введены единые правила движения, а в 1975 году был введен ГОСТ, касающийся дорожной разметки и разработанный на основе международных соглашений.

Сегодня дорожная разметка используется не только на дорогах, но и на прилегающих территориях, таких как парковки, заправки, а также на территории аэропортов.

Бывает временная и постоянная разметка. Во всем мире для обозначения постоянной разметки используют белую краску, кроме обозначения желтой краской мест с запрещенной стоянкой или остановкой и мест остановки маршрутных транспортных средств и такси.

Для обозначения временной разметки, наносимой при ремонтных работах или реорганизации дорожного движения, могут использовать желтую краску (в Германии, Эстонии), оранжевую или красную (Австрия, Швейцария). Обычно она наносится недолговечной краской и к окончанию ремонта дороги стирается сама, хотя иногда ее приходится специально удалять. Каждый водитель знает, что видя одновременно постоянную и временную разметку, необходимо руководствоваться временной.

Наносится разметка может разными способами, в зависимости от ситуации: вручную (с помощью кисти по шаблонам, ручным термоукладчиком или из пистолета-краскораспылителя), а также с помощью маркировочных машин различного устройства.

Нанесение разметки вручную и с помощью маркировочных машин

Как видим, всего за сто лет дорожная разметка претерпела множество изменений и усовершенствований, став неотъемлемой частью обеспечения безопасности дорожного движения. Мы не сомневамся, что на этом ее развитие не остановится, и дальше нас ждет, например, синхронизация разметки с автомобильными компьютерами, когда при чрезмерном приближении и угрозе пересечения в машине будет раздаваться специальный сигнал или наливаться чашечка кофе или что-то совсем фантастическое, о чем мы сегодня и догадываться не можем )))

Смотрите еще:

  • Правила узлов учета тепловой энергии Подготовлены новые правила коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя Минстрой России разработал новую редакцию правил коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя. Одно из основных изменений — проводить обязательные […]
  • Безопасность жизнедеятельности законы Правовые основы БЖД Юридической базой всех отраслей законодательства является Конституция РФ (1993 г.), которая обладает наивысшей юридической силой. Основы конституционного строя РФ в области БЖД изложены в статье 7, а права и […]
  • Оформить спортзал в детском саду Оборудование спортзала в детском саду по фгос: делаем правильно При обустройстве спортзала в детском саду существуют три главных непреложных правила: оборудование должно быть в первую очередь безопасным, то есть соответствовать нормам […]
  • Приказ минздравсоцразвития от 260411 Приказ минздравсоцразвития от 260411 Выполнять, иду 342н 26.04.11 рф от приказ минздравсоцразвития существовала Ей это 26.04.11 удалось, залезли в головной приказ глубже, порылись там хорошо, а уж 342н привели в […]
  • Авторское свидетельство и патент Патент и авторское свидетельство: сходство и различия В нашей стране право собственности на любое изобретение может быть передано непосредственно государству, в результате чего выдается авторское свидетельство, действительное 15 лет с […]
  • Страховой стаж без начислений Что такое страховой стаж Наличие стажа играет первостепенную роль в финансовом обеспечении гражданина, как в период его активной трудовой деятельности, так и в годы его нахождения на пенсии. Одним из видов стажа, то есть времени, когда […]
  • Подать иск во время суда Обращение в суд. С чего начать? Если предстоит первое обращение в суд, то всегда возникает закономерный вопрос — с чего начать? Этот материал мы подготовили специально для тех кто не имеет опыта подготовки и подачи в суд документов для […]
  • Закон о банковских операциях Федеральный закон от 2 декабря 1990 года № 395-1 «О банках и банковской деятельности» Федеральный закон «О банках и банковской деятельности» от 2 декабря 1990 года № 395-1 – основной документ, регулирующий создание и деятельность […]