Федеральный закон о выборах 67-фз

Последние новости

Федеральный закон «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» гарантирует, что выборы в органы государственной власти, органы местного самоуправления, а также референдум являются высшим непосредственным выражением принадлежащей народу власти.

Государством гарантируются свободное волеизъявление граждан РФ на выборах и референдуме, защита демократических принципов и норм избирательного права и права на участие в референдуме.

Основные положения закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации»

Гражданин РФ может принимать участие в выборах и референдуме, достигнув 18-летнего возраста. Не имеют права избирать, быть избранными, участвовать в референдуме граждане, признанные судом недееспособными или содержащиеся в местах лишения свободы по приговору суда, а также не являющиеся гражданами РФ.

Никто не вправе оказывать воздействие на избирателей – все участвуют в выборах и в референдуме на основе всеобщего равного и прямого волеизъявления при тайном голосовании – и при этом добровольно.

Для проведения референдума образуется инициативная группа (в ее составе должно быть не менее 20 человек) по проведению референдума. Количество членов группы устанавливается федеральным конституционным законом. Группа должна представить подписи референдума в поддержку инициативы его проведения.

Вопросы, выносимые на референдум

Вопросы референдума не должны ограничивать или отменять общепризнанные права и свободы человека и гражданина, противоречить законодательству. На местный референдум могут быть вынесены только вопросы местного значения.

Вопрос референдума должен быть сформулирован, чтобы исключалась возможность его множественного толкования.

Голосование

Согласно Федеральному закону «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», голосование на выборах и референдуме является тайным, исключающим возможность какого-либо контроля над волеизъявлением гражданина.

Гражданин РФ, проживающий за пределами ее территории, обладает всей полнотой избирательных прав – желающие могут проголосовать в российском консульстве на территории иностранного государства.

Голосование на референдуме может быть назначено только на воскресенье (если на него не выпадает праздник). Решение о референдуме должно быть опубликовано в СМИ не меньше чем за 60 дней до него (в случае местного – за 45 дней).

Выборы и референдумы организуют и проводят избирательные комиссии. Вмешательство в деятельность комиссий со стороны органов власти и граждан не допускается.

Регистрации подлежат все избиратели и участники референдума.

Референдум не назначается и не проводится в условиях военного или чрезвычайного положения.

По закону «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», решение, принятое на референдуме РФ, является обязательным, не нуждается в дополнительном утверждении и действует на всей территории РФ.

Федеральный закон от 12.06.2002 № 67-ФЗ/Приложение 2

(наименование выборов (референдума)) 1

ОТКРЕПИТЕЛЬНОЕ УДОСТОВЕРЕНИЕ № ____________

(фамилия, имя и отчество)

(серия и номер паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина)

включённый(ая) в список избирателей (участников референдума) 1 на избирательном участке (участке референдума) 1 № ___________

(адрес участковой комиссии) 2

образованном на территории ______________________________________________

(наименование муниципального образования 3

и субъекта Российской Федерации, номер и (или) наименование

одномандатного (многомандатного) избирательного округа 4 )

получил(а) настоящее открепительное удостоверение и имеет право принять участие в голосовании на избирательном участке (участке референдума) 1 , на котором он (она) будет находиться в день голосования.

(председатель, заместитель председателя, секретарь или
член комиссии)

(подпись) (фамилия и инициалы)

«__» _________________________ _____ г.

(дата выдачи открепительного
удостоверения)

1 Указывается в зависимости от того, используется открепительное удостоверение на выборах или референдуме.

2 Указываются наименование улицы, номер дома и наименование населённого пункта.

3 В случае, если избирательный участок (участок референдума) находится на территории поселения, также указывается наименование муниципального района.

4 При проведении выборов по единому избирательному округу и при проведении референдума в форме открепительного удостоверения слова «номер и (или) наименование одномандатного (многомандатного) избирательного округа» не указываются.

Статья 3. Принципы проведения в Российской Федерации выборов и референдума

1. Гражданин Российской Федерации участвует в выборах на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании.

2. Гражданин Российской Федерации участвует в референдуме на основе всеобщего равного и прямого волеизъявления при тайном голосовании.

3. Участие гражданина Российской Федерации в выборах и референдуме является свободным и добровольным. Никто не вправе оказывать воздействие на гражданина Российской Федерации с целью принудить его к участию или неучастию в выборах и референдуме либо воспрепятствовать его свободному волеизъявлению.

4. Гражданин Российской Федерации, проживающий за пределами ее территории, обладает всей полнотой избирательных прав при проведении выборов в федеральные органы государственной власти, а также обладает в полном объеме правом на участие в референдуме Российской Федерации. Дипломатические представительства, консульские учреждения Российской Федерации обязаны оказывать содействие гражданину Российской Федерации в реализации установленных настоящим Федеральным законом, иным федеральным законом избирательных прав при проведении выборов в федеральные органы государственной власти и права на участие в референдуме Российской Федерации.

5. Деятельность комиссий при подготовке и проведении выборов, референдума, подсчете голосов, установлении итогов голосования, определении результатов выборов, референдума осуществляется открыто и гласно.

6. Иностранные граждане, за исключением случая, указанного в пункте 10 статьи 4 настоящего Федерального закона, лица без гражданства, иностранные организации, международные организации и международные общественные движения, некоммерческие организации, выполняющие функции иностранного агента, не вправе осуществлять деятельность, способствующую либо препятствующую выдвижению кандидатов, списков кандидатов, избранию зарегистрированных кандидатов, выдвижению инициативы проведения референдума и проведению референдума, достижению определенного результата на выборах, референдуме, а также в иных формах участвовать в избирательных кампаниях, кампаниях референдума. Участие в избирательных кампаниях, кампаниях референдума указанных лиц и представителей указанных организаций в качестве иностранных (международных) наблюдателей регулируется в соответствии с федеральным законом.

7. Выборы и референдумы организуют и проводят комиссии. Вмешательство в деятельность комиссий со стороны законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти, органов местного самоуправления, организаций, должностных лиц, иных граждан не допускается.

67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав»

В современном обществе демократия позволяет реализовывать права гражданина в избирательной системе и использовать все присущие ей принципы. Также демократия гарантирует исполнение всех условий, которые способствуют реализации принципов избирательного права.

Описание закона

Согласно ФЗ-67, народная власть периодически организует свободные и демократичные выборы для избрания кандидата в органы государственной власти, местного самоуправления, а также для осуществления референдума. Государство защищает мнение каждого гражданина на референдуме и выборах, обеспечивает безопасность демократических принципов и норм избирательного права.

Федеральный закон был принят Государственной думой 22 мая 2002 года, а одобрен Советом федерации 29 мая 2002 года. Последние поправки ФЗ-67 вступили в силу 1 июня 2017 года.

Заметили нарушения? Используйте сове право на обращение. Подробности в законе 59 о порядке рассмотрения обращений граждан в новой редакции.

Федеральный закон диктует принципы для граждан Российской Федерации. Исполнение аспектов является обязательным.

Согласно ФЗ-67, каждый гражданин РФ участвует в выборах на правах избирателя. Государственная власть должна обеспечить тайное голосование. Условия участия в референдуме аналогичны. Никто не имеет права воздействовать на решение избирателя, а также принуждать его к участию в выборах.

Жители, проживающие за пределами Российской Федерации, имеют право участвовать в избирательных выборах, которые проводятся федеральными органами государственной власти. Перечисленные в законодательном акте права для участия в выборах реализуются при помощи дипломатических представительств и консульских учреждений РФ.

Чтобы скачать последнюю редакцию ФЗ-67 с изменениями, дополнениями и корректировками, перейдите по следующей ссылке.

Последние изменения, внесенные в 67-ФЗ

При последней редакции ФЗ-67 изменения были внесены лишь в пункт 3.3. статьи 33. В него добавлена следующая информация:

Понятие «Иностранные финансовые инструменты» используется в действующем законодательстве в значении, которое определяется в ФЗ-79 от 7 мая 2013 года.

Ниже рассмотрены следующие статьи:

В ст 4 ФЗ-67 описываются общие права, которые применяются в случае, если гражданин выступает в качестве избирателя. Если в день голосования житель Российской Федерации достиг совершеннолетнего возраста, он может участвовать:

  • В избрании депутата;
  • В голосовании на референдуме.
  • Также у него есть возможность быть избранным в качестве должностного лица для работы в учреждениях муниципального управления. Согласно ФЗ-67, если гражданин РФ в день голосования достигнет совершеннолетнего возраста, он может участвовать в формировании законодательных методов иных избирательных действий по подготовке и проведению референдума.

    В ст 12 ФЗ-67 перечисляются вопросы, которые задаются на референдуме. Если организовывается местный референдум, то на обсуждение выносятся вопросы местного характера избирательного права. Также Федеральным законом определяются вопросы, на основании которых на обсуждение выносится деятельность субъектов Российской Федерации. Вынесенные на общее собрание вопросы не должны запрещать или отменять избирательное право, а также свободу гражданина и человека.

    В ст-29 67-ФЗ определяется статус членов комиссий избирательного права. Иными словами, членами комиссии не могут быть :

  • Лица без гражданства или с иностранным гражданством;
  • Некоторые должностные лица, включая руководителей местных государств;
  • Кандидаты и уполномоченные представители избирательного права;
  • Лица, имеющие непогашенную или неснятую судимость и другие.
  • В статье 70 ФЗ «Об основных гарантиях» перечисляются методы подсчета голосования на избирательных участках. Члены специальной комиссии имеют право на решающий голос. Их задача — также определить итог голосования.

    На основании результатов составляется итоговая таблица и протокол в двух экземплярах. Сводную таблицу подписывает председатель или секретарь этой комиссии. Основываясь на протоколе о результатах выборов/референдума, комиссия оглашает итоги согласно избирательному праву.

    Чтобы узнать последние изменения в настоящих статьях, проанализировать дополнения и корректировки, скачайте закон по указанной ссылке.

    Часто задаваемые вопросы

    1.Каков порядок перехода к проведению выборов органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления в установленные единые дни голосования?
    Если срок полномочий органа государственной власти субъекта Российской Федерации или органа местного самоуправления либо депутатов указанных органов истекает после 31 декабря 2012 года, то на основании пункта 1 статьи 81.1 Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» следующие выборы проводятся во второе воскресенье сентября года, в котором истекает указанный срок, а в год проведения выборов депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации очередного созыва — в день голосования на указанных выборах.

    2.Какие категории граждан Российской Федерации имеют право принимать участие в голосовании?
    В соответствии с пунктом 1, пунктом 3 статьи 4 Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» гражданин Российской Федерации, достигший возраста 18 лет, имеет право избирать в соответствии с законодательством Российской Федерации независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств, за исключением граждан, признанных судом недееспособными или содержащиеся в местах лишения свободы по приговору суда.

    3.Каким образом избиратель может получить информацию о местонахождении своего избирательного участка?
    На основании пункта 2 статьи 64, подпункта «а» пункта 6 статьи 27 Федерального закона Российской Федерации от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» о времени и месте голосования территориальные и участковые комиссии обязаны оповестить избирателей, участников референдума не позднее чем за 10 дней до дня голосования через средства массовой информации или иным способом. Участковая комиссия информирует население об адресе и о номере телефона участковой комиссии, времени ее работы, а также о дне, времени и месте голосования.
    В соответствии с пунктом 7 статьи 19 Федерального закона Российской Федерации от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» списки избирательных участков, участков референдума с указанием их границ, либо перечня населенных пунктов, номеров, мест нахождения участковых комиссий и помещений для голосования должны быть опубликованы главой местной администрации муниципального района, городского округа, внутригородской территории города федерального значения, в случаях, предусмотренных законом субъекта Российской Федерации — города федерального значения, — руководителем территориального органа исполнительной власти города федерального значения, а при проведении выборов в орган местного самоуправления поселения — главой местной администрации поселения не позднее чем за 40 дней до дня голосования. В Санкт-Петербурге списки избирательных участков публикуют главы администраций районов Санкт-Петербурга.

    4.На основании каких документов участковая избирательная комиссия имеет право выдать гражданину избирательный бюллетень?
    В соответствии с пунктом 5 статьи 64 Федерального закона Российской Федерации от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» бюллетени выдаются избирателям, участникам референдума, включенным в список избирателей, участников референдума, по предъявлении паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина, а если избиратель, участник референдума голосует по открепительному удостоверению, — по предъявлении также открепительного удостоверения. Документы, заменяющие паспорт гражданина, определены пунктом 16 статьи 2 Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации».

    5.В каком порядке избиратели имеют право ознакомиться со списком избирателей?
    На основании пункта 15 статьи 17 Федерального закона Российской Федерации от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» участковая комиссия за 10 дней до дня голосования представляет список избирателей, участников референдума для ознакомления избирателей, участников референдума. 6.

    6.Каков порядок действий гражданина в случае его отсутствия в списке избирателей?
    Пунктом 16 статьи 17 Федерального закона Российской Федерации от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» предусматривается, что гражданин Российской Федерации, обладающий активным избирательным правом, правом на участие в референдуме, вправе обратиться в участковую комиссию с заявлением о включении его в список избирателей, участников референдума, о любой ошибке или неточности в сведениях о нем, внесенных в список избирателей, участников референдума. В течение 24 часов, а в день голосования в течение двух часов с момента обращения, но не позднее момента окончания голосования участковая комиссия обязана проверить сообщенные заявителем сведения и представленные документы и либо устранить ошибку или неточность, либо принять решение об отклонении заявления с указанием причин такого отклонения, вручив заверенную копию этого решения заявителю.
    Решение участковой комиссии об отклонении заявления о включении гражданина Российской Федерации в список избирателей, участников референдума может быть обжаловано в вышестоящую комиссию или в суд.

    7.Предусмотрено ли проведение досрочного голосования?
    Порядок проведения досрочного голосования избирателей установлен статьей 65 Федерального закона Российской Федерации от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации».
    Досрочное голосование на выборах всех уровней допускается на одном или нескольких избирательных участках, участках референдума, образованных в труднодоступных или отдаленных местностях, на судах, находящихся в день голосования в плавании, на полярных станциях, а также в значительно удаленных от помещения для голосования местах, транспортное сообщение с которыми отсутствует или затруднено и где в связи с этим невозможно провести досрочное голосование в целом по избирательному участку, участку референдума. В случаях, предусмотренных федеральным законом, при проведении выборов в федеральные органы государственной власти, референдума Российской Федерации Центральная избирательная комиссия Российской Федерации вправе разрешить провести досрочно (но не ранее чем за 15 дней до дня голосования) голосование всех избирателей, участников референдума на одном или нескольких избирательных участках, участках референдума, образованных за пределами территории Российской Федерации, и (или) голосование групп избирателей, участников референдума, проживающих за пределами территории Российской Федерации.
    Досрочное голосование участника референдума, который в день голосования по уважительной причине будет отсутствовать по месту своего жительства и не сможет прибыть в помещение для голосования на участке референдума, на котором он включен в список участников референдума возможно при проведении референдума субъекта Российской Федерации, местного референдума путем заполнения бюллетеня в помещении соответствующей территориальной комиссии, избирательной комиссии муниципального образования (за 15 — 4 дня до дня голосования) или участковой комиссии (не ранее чем за три дня до дня голосования).

    8.Существует ли форма открепительного удостоверения и какой порядок его получения?
    На основании пункта 1, пункта 3 и пункта 6 статьи 62 Федерального закона Российской Федерации от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» избиратель, участник референдума, который в день голосования не сможет прибыть в помещение для голосования того избирательного участка, участка референдума, где он включен в список избирателей, участников референдума, вправе в установленные законом сроки получить в определяемой законом комиссии открепительное удостоверение и принять участие в голосовании на том избирательном участке, участке референдума, на котором он будет находиться в день голосования.
    Открепительное удостоверение выдается комиссией на основании письменного заявления избирателя, участника референдума с указанием причины, по которой ему требуется открепительное удостоверение. Открепительное удостоверение выдается лично избирателю, участнику референдума либо его представителю на основании нотариально удостоверенной доверенности. Доверенность может быть удостоверена также администрацией стационарного лечебно-профилактического учреждения (если избиратель, участник референдума находится в этом учреждении на излечении), администрацией учреждения, в котором содержатся под стражей подозреваемые или обвиняемые (если избиратель, участник референдума содержится в этом учреждении в качестве подозреваемого или обвиняемого).
    Открепительные удостоверения изготавливаются по определенной форме согласно приложению 2 или 3 к Федеральному закону от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», являются документами строгой отчетности и имеют единую нумерацию на всей территории проведения выборов, референдума.

    9.Какие документы являются основанием для включения участковой избирательной комиссией гражданина в реестр заявок для голосования вне помещения? Голосование вне помещения для голосования проводится в соответствии с пунктом 2 статьи 66 Федерального закона Российской Федерации от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» только в день голосования и только на основании письменного заявления или устного обращения (в том числе переданного при содействии других лиц) избирателя, участника референдума о предоставлении ему возможности проголосовать вне помещения для голосования. Заявления (устные обращения) могут быть поданы в любое время в течение 10 дней до дня голосования, но не позднее чем за шесть часов до окончания времени голосования.

    10.Каковы действия граждан в случае выявления нарушений избирательного законодательства Российской Федерации?
    Пункт 1, пункт 6 статьи 75 Федерального закона Российской Федерации от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» устанавливают, что решения и действия (бездействие) комиссий и их должностных лиц, нарушающие избирательные права граждан и право граждан на участие в референдуме, могут быть обжалованы в непосредственно вышестоящую комиссию или суд.

    11.Каковы сроки начала и окончания агитационного периода в средствах массовой информации?
    В соответствии с пунктом 2 статьи 49 Федерального закона Российской Федерации от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» предвыборная агитация, агитация по вопросам референдума на каналах организаций телерадиовещания и в периодических печатных изданиях проводится в период, который начинается за 28 дней до дня голосования и прекращается в ноль часов по местному времени за одни сутки до дня голосования.

    12.Что означает понятие «день тишины»?
    В законодательстве, регулирующем избирательные права граждан и право граждан на участие в референдуме, понятие «день тишины» не определено. Пункт 3 статьи 49 Федерального закона Российской Федерации от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» устанавливает запрет на проведение предвыборной агитации, агитации по вопросам референдума в день предшествующий дню голосования и в день голосования. А также в день голосования запрещается опубликование (обнародование) результатов опросов общественного мнения, прогнозов результатов выборов и референдумов, иных исследований, связанных с проводимыми выборами и референдумами.

    13.Каков порядок формирования участковой избирательной комиссии?
    До вступления в силу Федерального Закона от 2 октября 2012 года № 157-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О политических партиях» и Федеральный закон «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» формирование участковых комиссий осуществлялось в период избирательной кампании, кампании референдума в сроки, установленные законом. Срок полномочий участковой комиссии истекал через десять дней со дня официального опубликования результатов выборов, референдума, если в вышестоящую комиссию не поступили жалобы (заявления) на действия (бездействие) данной комиссии, в результате которых были нарушены порядок голосования и (или) порядок подсчета голосов, либо если по данным фактам не ведется судебное разбирательство.
    После вступления в силу Федерального Закона от 2 октября 2012 года № 157-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О политических партиях» и Федеральный закон «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации»» участковые комиссии формируются в соответствии с пунктом 1, пунктом 2 статьи 22, пунктом 1, пунктом 2 и пунктом 4 статьи 27 Федерального закона Российской Федерации от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» территориальными комиссиями на основе предложений политических партий, выдвинувших списки кандидатов, допущенные к распределению депутатских мандатов в Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации, законодательном (представительном) органе государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации. Формирование указанных избирательных комиссий осуществляется также на основе предложений политических партий, выдвинувших списки кандидатов, которым переданы депутатские мандаты в соответствии с законом субъекта Российской Федерации, предложений других политических партий и иных общественных объединений, предложений избирательных объединений, выдвинувших списки кандидатов, допущенные к распределению депутатских мандатов в представительном органе муниципального образования, а также предложений представительного органа муниципального образования, собраний избирателей по месту жительства, работы, службы, учебы.
    Срок полномочий сформированной участковой комиссии составляет пять лет.

    14.Имеют ли право граждане иностранных государств, постоянно проживающие на территории соответствующего муниципального образования, право избирать и быть избранными в органы местного самоуправления?
    Пункт 10 статьи 6 Федерального закона Российской Федерации от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» устанавливает, что на основании международных договоров Российской Федерации и в порядке, установленном законом, иностранные граждане, постоянно проживающие на территории соответствующего муниципального образования, имеют право избирать и быть избранными в органы местного самоуправления, участвовать в иных избирательных действиях на указанных выборах, а также участвовать в местном референдуме на тех же условиях, что и граждане Российской Федерации.

    Законодательная база Российской Федерации

    Бесплатная консультация
    Федеральное законодательство

  • Главная
  • ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН от 12.06.2002 N 67-ФЗ (ред. от 07.05.2013 с изменениями, вступившими в силу с 19.05.2013) «ОБ ОСНОВНЫХ ГАРАНТИЯХ ИЗБИРАТЕЛЬНЫХ ПРАВ И ПРАВА НА УЧАСТИЕ В РЕФЕРЕНДУМЕ ГРАЖДАН РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»
    • В данном виде документ опубликован не был
    • Документ в электронном виде ФАПСИ, НТЦ «Система»
    • (в ред. от 12.06.2002 — «Российская газета», N 106, 15.06.2002;
    • «Собрание законодательства РФ», 17.06.2002, N 24, ст. 2253
    • «Парламентская газета», N 110-111, 15.06.2002)

    Статья 64. Порядок голосования

    1. Время начала и окончания голосования на выборах, референдуме устанавливается законом. Продолжительность голосования не может составлять менее десяти часов. Законом может быть предусмотрено, что в случае, если при проведении выборов в органы государственной власти, референдума субъекта Российской Федерации на территории избирательного участка, участка референдума расположено место жительства избирателей, участников референдума, рабочее время которых совпадает с временем голосования (при работе на предприятиях с непрерывным циклом работы или вахтовым методом), по решению избирательной комиссии субъекта Российской Федерации время начала голосования на этом избирательном участке, участке референдума может быть перенесено на более раннее время, но не более чем на два часа. При совмещении дня голосования на выборах в органы государственной власти субъекта Российской Федерации, органы местного самоуправления, на референдуме субъекта Российской Федерации, местном референдуме с днем голосования на выборах в федеральные органы государственной власти, Палату Представителей Парламента Союзного государства, на референдуме Российской Федерации время начала и окончания голосования определяется в соответствии с федеральным законом.

    2. О времени и месте голосования территориальные и участковые комиссии обязаны оповестить избирателей, участников референдума не позднее чем за 10 дней до дня голосования через средства массовой информации или иным способом, а при проведении досрочного и повторного голосования — в порядке и сроки, которые предусмотрены законом, но не позднее чем за пять дней до дня голосования.

    (в ред. Федерального закона от 05.04.2013 N 40-ФЗ)

    3. В день голосования непосредственно перед наступлением времени голосования председатель участковой комиссии предъявляет к осмотру членам участковой комиссии, присутствующим лицам, указанным в пункте 3 статьи 30 настоящего Федерального закона, пустые ящики для голосования (соответствующие отсеки технического средства подсчета голосов — при его использовании), которые вслед за этим опечатываются печатью участковой комиссии (пломбируются).

    4. Каждый избиратель, участник референдума голосует лично, голосование за других избирателей, участников референдума не допускается.

    5. Бюллетени выдаются избирателям, участникам референдума, включенным в список избирателей, участников референдума, по предъявлении паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина, а если избиратель, участник референдума голосует по открепительному удостоверению, — по предъявлении также открепительного удостоверения.

    6. При получении бюллетеня избиратель, участник референдума проставляет в списке избирателей, участников референдума серию и номер своего паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина. С согласия избирателя, участника референдума либо по его просьбе серия и номер предъявляемого им паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина, могут быть внесены в список избирателей, участников референдума членом участковой комиссии с правом решающего голоса. Избиратель, участник референдума проверяет правильность произведенной записи и расписывается в соответствующей графе списка избирателей, участников референдума в получении бюллетеня. В случае голосования по открепительному удостоверению в списке избирателей, участников референдума делаются дополнительные отметки. В случае проведения голосования одновременно по нескольким бюллетеням избиратель, участник референдума расписывается за каждый бюллетень. Член участковой комиссии, выдавший избирателю, участнику референдума бюллетень (бюллетени), также расписывается в соответствующей графе списка избирателей, участников референдума.

    7. Голосование проводится путем нанесения избирателем, участником референдума в бюллетене любого знака в квадрате (квадратах), относящемся (относящихся) к кандидату (кандидатам) или списку кандидатов, в пользу которого (которых) сделан выбор, либо к тому из вариантов волеизъявления, в отношении которого сделан выбор.

    8. Бюллетень заполняется избирателем, участником референдума в специально оборудованной кабине, ином специально оборудованном месте, где не допускается присутствие других лиц, за исключением случая, указанного в пункте 10 настоящей статьи.

    9. Если избиратель, участник референдума считает, что при заполнении бюллетеня допустил ошибку, он вправе обратиться к члену комиссии, выдавшему бюллетень, с просьбой выдать ему новый бюллетень взамен испорченного. Член комиссии выдает избирателю, участнику референдума новый бюллетень, делая при этом соответствующую отметку в списке избирателей, участников референдума против фамилии данного избирателя, участника референдума. Испорченный бюллетень, на котором член комиссии с правом решающего голоса делает соответствующую запись и заверяет ее своей подписью, заверяется также подписью секретаря участковой комиссии, после чего такой бюллетень незамедлительно погашается.

    10. Избиратель, участник референдума, не имеющие возможности самостоятельно расписаться в получении бюллетеня или заполнить бюллетень, принять участие в электронном голосовании, вправе воспользоваться для этого помощью другого избирателя, участника референдума, не являющихся членом комиссии, зарегистрированным кандидатом, уполномоченным представителем избирательного объединения, членом или уполномоченным представителем инициативной группы по проведению референдума, доверенным лицом кандидата, избирательного объединения, наблюдателем. В таком случае избиратель, участник референдума устно извещает комиссию о своем намерении воспользоваться помощью для заполнения бюллетеня, участия в электронном голосовании. При этом в соответствующей (соответствующих) графе (графах) списка избирателей, участников референдума указываются фамилия, имя, отчество, серия и номер паспорта или документа, заменяющего паспорт, лица, оказывающего помощь избирателю, участнику референдума.

    11. Заполненные бюллетени опускаются избирателями, участниками референдума в опечатанные (опломбированные) ящики для голосования либо в технические средства подсчета голосов при их использовании.

    12. Член участковой комиссии немедленно отстраняется от участия в ее работе, а наблюдатель и иные лица удаляются из помещения для голосования, если они нарушают закон о выборах, референдуме. Мотивированное решение об этом принимается участковой или вышестоящей комиссией в письменной форме. Правоохранительные органы обеспечивают исполнение указанного решения и принимают меры по привлечению отстраненного члена участковой комиссии, а также удаленного наблюдателя и иных лиц к ответственности, предусмотренной федеральными законами.

    13. Зарегистрированным кандидатам, избирательным объединениям, доверенным лицам и уполномоченным представителям избирательных объединений, доверенным лицам зарегистрированных кандидатов, членам и уполномоченным представителям инициативной группы по проведению референдума, а также организациям, учредителями, собственниками, владельцами и (или) членами органов управления или органов контроля которых являются указанные лица и организации, иным физическим и юридическим лицам, действующим по просьбе или по поручению указанных лиц и организаций, запрещается предпринимать действия, направленные на обеспечение доставки избирателей, участников референдума для участия в голосовании.

    (в ред. Федерального закона от 21.07.2005 N 93-ФЗ)

    14. Законом субъекта Российской Федерации может быть предусмотрена возможность голосования избирателей, участников референдума по почте. При этом учитываются голоса избирателей, участников референдума, поступившие в соответствующую комиссию не позднее окончания времени голосования в день голосования. Порядок голосования по почте при проведении выборов в органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, референдума субъекта Российской Федерации, местного референдума до урегулирования этого вопроса федеральным законом определяется Центральной избирательной комиссией Российской Федерации.

    15. При проведении выборов, референдума вместо голосования с использованием бюллетеней, изготовленных на бумажном носителе, может проводиться электронное голосование. Общее число избирательных участков, участков референдума, где проводится электронное голосование, не должно превышать 1 процент от числа избирательных участков, участков референдума, образованных на территории, на которой проводятся выборы, референдум, а если 1 процент от числа избирательных участков, участков референдума, образованных на территории, на которой проводятся выборы, референдум, составляет менее пяти избирательных участков, участков референдума, указанное общее число не может быть менее пяти избирательных участков, участков референдума. Решение о проведении электронного голосования принимается Центральной избирательной комиссией

    Федеральный закон о выборах 67-фз

    Агитационный период в СМИ по выборам президента РФ (на телевидении, в печатных и интернет-изданиях) начнется 17 февраля 2018 года — за 28 дней до дня голосования, как того требует законодательство.
    Однако, в нарушении вышеуказанной нормы 15 февраля 2018 года в периодическом печатном издании «Репортеръ» № 6 (1212) от 15.02.2018 (учредитель: ООО «Редакция газеты» «Наш Вариант», Св. ПИ № ТУ 43-117 от 22.06.2009, индекс издания:51971, 73987), выпускающемся в г. Кирове, на странице №5 размещена статья «Мы должны быть сильными». В статье присутствует фотография зарегистрированного кандидата в Президенты РФ от Либерально-демократической партии России — Владимира Вольфовича Жириновского (приложение 1, 2, 3), раскрывается информация о его деятельности, о деятельности его партии, а также планах на будущее. По подзаголовкам прослеживаются политические лозунги: «Русские не сдаются», «Увековечить память», «Перевести армию на контракт», «Сила в честности».
    Согласно статье 2 Федерального закона № 67-ФЗ агитационные материалы — печатные, аудиовизуальные и иные материалы, содержащие признаки предвыборной агитации, агитации по вопросам референдума и предназначенные для массового распространения, обнародования в период избирательной кампании, кампании референдума.
    В соответствии с пунктом 2 статьи 48 Федерального закона от № 67-ФЗ предвыборной агитацией, осуществляемой в период избирательной кампании, признается деятельность, способствующая созданию положительного или отрицательного отношения избирателей к кандидату, избирательному объединению, выдвинувшему кандидата, список кандидатов.
    В связи с тем, что вышеуказанная статья в печатном издании имеет признаки массового распространения именно в период проведения избирательных компаний и содержит признаки предвыборной агитации, указанная заметка попадает под понятие предвыборной агитации, поскольку способствуют созданию положительного отношения избирателей к кандидату на должность Президента РФ от партии ЛДПР Владимира Жириновского.
    В соответствии с пунктом 2 статьи 54 Федерального закона № 67-ФЗ все печатные и аудиовизуальные агитационные материалы должны содержать наименование, юридический адрес и идентификационный номер налогоплательщика организации (фамилию, имя, отчество лица и наименование субъекта Российской Федерации, района, города, иного населенного пункта, где находится место его жительства), изготовившей (изготовившего) данные материалы, наименование организации (фамилию, имя, отчество лица), заказавшей (заказавшего) их, а также информацию о тираже и дате выпуска этих материалов и указание об оплате их изготовления из средств соответствующего избирательного фонда, фонда референдума.
    Однако, в нарушение пункта 2 статьи 54 Федерального закона № 67-ФЗ на указанных агитационных материалах отсутствуют данные предусмотренные действующим законодательством.
    Таким образом, присутствует умысел на публикацию агитационных материалов в период проведения избирательных компаний в нарушение Федерального закона № 67-ФЗ.
    Также, допускаем возможность оплаты данных агитационных материалов вне избирательного фонда.

    16 февраля
    ответ от редакции газеты «Репортеръ»:
    Анонимный составитель жалобы на газету «Репортеръ» путает понятие «деятельность» и «содержание сообщения». Деятельность могут осуществлять кандидаты и их доверенные лица. А вот организации, осуществляющие выпуск средств массовой информации, редакции сетевых изданий свободны в своей деятельности по информированию избирателей, участников референдума, осуществляемой в соответствии с федеральными законами (Ч. 4 ст.45 Федерального закона от 12.06.2002 N 67-ФЗ (ред. от 05.02.2018) «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации». Организации, осуществляющие выпуск средств массовой информации, редакции сетевых изданий вправе на основании пункта 2 настоящей статьи публиковать (обнародовать) интервью с кандидатами, выпускать в свет (в эфир) ИНЫЕ сообщения и материалы о кандидатах, избирательных объединениях, передачи с участием кандидатов. Рекомендуем внимательнее прочитать закон и удалить сообщение о нарушении.

    20 февраля, ответ заявителя:
    Составитель жалобы не является анонимным, сведения с ФИО не публикует система.
    Печатное издание «Репортеръ» читает только один пункт статьи, безответственно пропустив другие, возможно по причине недостаточности знаний.
    Согласно п. 2 ст. 45 Федерального закона от 12.06.2002 № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 67-ФЗ) содержание информационных материалов, размещаемых в средствах массовой информации или распространяемых иным способом, должно быть объективным, достоверным, НЕ ДОЛЖНО НАРУШАТЬ РАВЕНСТВО КАНДИДАТОВ, избирательных объединений.
    Указанный пункт содержит требования к публикуемым информационным материалам, а именно: объективность и достоверность.
    Соответствие материала данным требованиям является одним из отличий информационного материала от агитационного, к которому не предъявляются перечисленные требования.
    Из требования, согласно которому содержание информационных материалов НЕ ДОЛЖНО НАРУШАТЬ РАВЕНСТВО КАНДИДАТОВ, избирательных объединений, следует принцип беспристрастности СМИ в отношении сообщаемой ими информации. Как указывается в пункте 3 мотивировочной части постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 30 октября 2003 года № 15-П, «выполнение организациями, осуществляющими выпуск средств массовой информации, такой социальной функции, как информационное обеспечение выборов и референдумов в Российской Федерации как демократическом правовом государстве призвано способствовать осознанному волеизъявлению граждан, гласности выборов и референдумов.
    Исходя из того, что пользование свободой массовой информации – по смыслу статьи 29 Конституции Российской Федерации, пункта 2 статьи 10 Конвенции о защите прав человека и основных свобод и пункта 3 статьи 19 Международного пакта о гражданских и политических правах – налагает на организации, осуществляющие выпуск средств массовой информации, особые обязанности и особую ответственность, представители этих организаций, действующих на основе редакционной независимости и вырабатываемых журналистским сообществом норм саморегуляции, т.е. правил профессии и этических принципов, должны занимать этичные и ВЗВЕШЕННЫЕ ПОЗИЦИИ и освещать избирательные кампании справедливым, СБАЛАНСИРОВАННЫМ и БЕСПРИСТРАСТНЫМ образом».
    Упоминание иных кандидатов в Президенты РФ в рассматриваемом номере газеты в аналогичных объемах отсутствует.
    Таким образом, согласно положений подпунктов «в», «г», «д», «е» пункта 2 и пункта 2.1 статьи 48 Федерального закона 67-ФЗ распространение объективной, достоверной информации, ОДНОСТОРОННЕ, ТОЛЬКО В ОТНОШЕНИИ ОДНОГО КАНДИДАТА, не только нарушает положения пункта 2 вышеуказанной статьи, но и может свидетельствовать о наличии в деятельности по распространению информации названным образом признаков ПРЕДВЫБОРНОЙ АГИТАЦИИ.

    Использование материалов допустимо при условии указания источника информации: «Карта нарушений на выборах 2018 при поддержке движения «Голос» и наличия ссылки на сайт kartanarusheniy.org.

    Материалы сайта являются добровольными сообщениями пользователей о возможных нарушениях избирательного законодательства которые публикуются без предварительной проверки в версии пользователей для проверки содержащихся в них сведений и принятия мер реагирования со стороны избирательных комиссий, правоохранительных органов, средств массовой информации, политических партий и кандидатов. Материалы сайта не являются результатами опросов общественного мнения, прогнозов результатов выборов и референдумов, иных исследований, связанных с проводимыми выборами и референдумами.

    Смотрите еще:

    • Комментарий к ук рф статья 1281 Статья 1281. Срок действия исключительного права на произведение Комментарий к Ст. 1281 ГК РФ 1. Нормы данной статьи не являются новеллами и в основном повторяют положения ст. 27 Закона об авторском праве и смежных правах, за исключением […]
    • Делопроизводство приказ о назначении Примерная форма приказа о назначении ответственного за делопроизводство (подготовлено экспертами компании "Гарант") Приказо назначении ответственного за делопроизводство г. [ вписать нужное ] [ число, месяц, год ] Для решения вопросов, […]
    • Как правильно составить денежную расписку АДВОКАТСКИЕ ТАЙНЫ Адвокатские тайны ౹ Алексей Колегов ౹ Адвокат Колегов Как правильно написать расписку Люди часто занимают друг у друга деньги. Но люди часто забывают возвращать свои доги. И здесь неважно, одолжил ты знакомому или […]
    • Какой конфликт является основным в романе преступление и наказание Основной конфликт «Преступления и наказания» Последние записи Эволюция взглядов Достоевского. Основной конфликт «Преступления и наказания» Многие детали в произведениях Достоевского говорят о преемственности традиций Н. В. Гоголя и А. С. […]
    • Оргштатные мероприятия закон Орг.штатные мероприятия - положены ли выплаты, пенсия? Меня зовут Александр (капитан-лейтенант). Ситуация в следующем. В 2007 году окончил военный институт. По распределению служил на СФ, до 2013 года. С 2013 года службу продолжил на […]
    • Размер налога на недвижимость с 2018 года Налог на недвижимость в 2018 году С 1 января 2018 года действует новый порядок расчета налоговых ставок на недвижимое имущество физических лиц. Главное изменение – учитывается не инвентаризационная, а кадастровая стоимость объекта. Чтобы […]
    • Ватерлиния на судне Термины :: Ватерлиния Ватерли́ния - линия соприкосновения спокойной поверхности воды с корпусом плавающего судна. конструктивная ватерлиния (КВЛ) — ватерлиния, принятая за основу построения теоретического чертежа и соответствующая […]
    • Как платить налоги по упрощенке ооо Налоги ООО на УСН Самостоятельно зарегистрировать ООО? Это легко! Мы бесплатно поможем вам подготовить все документы, необходимые для регистрации вашего бизнеса, и подробно расскажем, что с этими документами нужно делать. Упрощенная […]