Федеральный закон о государственных закупках новый

Оглавление:

Новый закон о государственных и муниципальных закупках претерпел изменения еще до вступления в силу

28 декабря 2013 года Президент РФ Владимир Путин подписал Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. № 396-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации». Этим актом были внесены поправки в Федеральный закон от 5 апреля 2013 года № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон № 44-ФЗ), основная часть положений которого вступила в силу с 1 января 2014 года.

В частности, в новой редакции изложены требования к участникам закупки.

Так, из перечня обязательных требований исключено отсутствие в реестре недобросовестных поставщиков информации об участнике закупки-юридическом лице, в том числе о его учредителях, членах коллегиального исполнительного органа или исполняющем функции единоличного исполнительного органа лице (п. 6 ч. 1 ст. 31 Закона № 44-ФЗ признан утратившим силу). В то же время, заказчики получили возможность устанавливать такое требование по своему усмотрению (соответствующее полномочие закреплено в ч. 1.1 ст. 31 Закона № 44-ФЗ).

Одновременно перечень требований к участникам закупки был дополнен новым условием – теперь участник закупки обязан подтвердить отсутствие конфликта интересов с заказчиком (п. 9 ч. 1 ст. 31 Закона № 44-ФЗ). При этом под конфликтом интересов понимается один из следующих случаев:

  • руководитель заказчика, член комиссии по осуществлению закупок, руководитель контрактной службы заказчика или контрактный управляющий состоит в браке с участником закупки-индивидуальным предпринимателем либо с выгодоприобретателем, руководителем, членом исполнительного органа (либо лицом, выполняющим функции единоличного коллегиального органа) юридического лица-участника закупки;
  • указанные представители заказчика и участника закупки являются близкими родственниками (в том числе братьями и сестрами) либо состоят в отношениях усыновления.
  • Установленный решением суда конфликт интересов, в результате которого у представителя заказчика возникает личная заинтересованность в заключении и исполнении контракта, может послужить основанием для признания контракта недействительным (ч. 22 ст. 34 Закона № 44-ФЗ).

    Дмитрий Соколов, генеральный директор ООО «Альянс Консалтинг Групп»:

    «Введение пункта о недопустимости конфликта интересов Заказчика и Участников закупки укладывается в общую концепцию закона.

    Подобное требование содержалось и в старом законе, только для меньшего круга лиц и без определения понятия выгодоприобретателя.

    В соответствии с п. 9 ч. 1 ст. 31 Закона № 44-ФЗ, Заказчик вправе, но не обязан проверить Участника закупки на предмет наличия конфликта интересов и не вправе обязывать Участников подтверждать его отсутствие.

    В Типовом положении (регламенте) о контрактной службе, утвержденном Минэкономразвития [приказ от 29 октября 2013 г. № 631. – Ред.], требование к Контрактной службе обеспечить такую проверку, также отсутствует.

    Механизм остается прежним: Заказчик выдвигает требование (в том числе отсутствие конфликта интересов) – Участник закупки подачей документов для участия в торгах подтверждает, что конфликт интересов отсутствует. Никаких дополнительных документов оформлять не надо».

    Поправки также отменили обязанность участников закупки-юридических лиц сообщать о своих выгодоприобретателях, руководителе, единоличном исполнительном органе или членах коллегиального органа в случае, если начальная (максимальная) цена контракта превышает 1 млрд руб. (при осуществлении закупок для федеральных нужд) или 100 млн руб. (при осуществлении закупок на региональном или местном уровне) (постановление Правительства РФ от 4 сентября 2013 г. № 775 «Об установлении размера начальной (максимальной) цены контракта при осуществлении закупки товара, работы, услуги, при превышении которой в контракте устанавливается обязанность поставщика (подрядчика, исполнителя) предоставлять заказчику дополнительную информацию»). Часть 20 ст. 34 Закона № 44-ФЗ, исключенная поправками, предусматривала закрепление в контракте правила о взыскании пени за непредоставление этой информации в размере 1/300 ставки рефинансирования Банка России за каждый день просрочки. К слову, ранее действовавший Федеральный закон от 21 июля 2005 года № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» положений, аналогичных исключенным, не содержал.

    В то же время сохранилась другая обязанность участника закупки, в которой начальная цена контракта превышает установленный Правительством РФ размер, – сообщать о всех соисполнителях, субподрядчиках, заключивших договор (договоры) с поставщиком, подрядчиком, исполнителем, цена которого (общая цена которых) составляет более чем 10% цены контракта (ч. 23 ст. 34 Закона № 44-ФЗ).

    Помимо этого, новая редакция Закона № 44-ФЗ сократила сроки заключения контракта по итогам конкурса с 15 дней (с даты получения от заказчика проекта контракта) до 10 дней (с даты размещения в единой информационной системы в сфере закупок (далее – ЕИС) протокола рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсе либо с даты подписания такого протокола, если проводился закрытый конкурс) (ч. 3 ст. 54 Закона № 44-ФЗ).

    Круг случаев, в которых заказчики имеют право требовать обеспечение исполнения контракта, был расширен. Если ранее такая возможность была предусмотрена только в отношении некоторых случаев закупок у единственного поставщика (ст. 93 Закона № 44-ФЗ), то теперь заказчики могут требовать обеспечение при проведении запроса котировок, если начальная (максимальная) цена контракта не превышает 500 тыс. руб. (параграф 3 гл.3 Закона № 44-ФЗ), а также в некоторых случаях проведения запроса предложений (ч. 2 ст. 96 Закона № 44-ФЗ).

    Регионы получили право разрабатывать методические рекомендации по применению методов определения начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), для обеспечения нужд субъектов федерации – в дополнение к аналогичным рекомендациям, действующим на федеральном уровне (приказ Минэкономразвития России от 2 октября 2013 г. № 567 «Об утверждении Методических рекомендаций по применению методов определения начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем)») (ч. 20.1 ст. 22 Закона № 44-ФЗ).

    Кроме того, многие законы претерпели редакционные изменения, связанные с утратой Федеральным законом от 21 июля 2005 года № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» юридической силы с 1 января 2014 года.

    Были конкретизированы и некоторые положения гл. 7 КоАП РФ «Административные нарушения в области охраны собственности» в части госзакупок. В частности, с 10 тыс. до 15 тыс. руб. был увеличен штраф за нарушение должностным лицом заказчика сроков (не более чем на два рабочих дня) размещения в ЕИС информации и документов, если это предусмотрено Законом № 44-ФЗ (ч. 1 ст. 7.30 КоАП РФ). До начала работы ЕИС ответственность за этот проступок будет применяться при несоблюдении сроков размещения информации на портале госзакупок.

    Поправки также ограничили суммой в 30 тыс. руб. максимальный размер штрафа за незаконное отклонение котировочной заявки или рассмотрение котировочной заявки, которая должна быть отклонена (сейчас размер штрафа за это правонарушение определяется ч. 6 ст. 7.30 КоАП РФ следующим образом: «в размере 5 процентов начальной (максимальной) цены контракта, но не более тридцати тысяч рублей»).

    В отдельный состав правонарушения выделено ненаправление или несвоевременное направление информации, подлежащей включению в реестр недобросовестных поставщиков (в ФАС России), а также сведений и документов для включения в реестр контрактов (в государственные и местные органы, уполномоченные на ведение этих реестров) (ст. 7.31 КоАП РФ). Размер штрафа за этот проступок установлен в сумме 20 тыс. руб. В соответствии с ранее действовавшей редакцией ст. 7.31 КоАП РФ административная ответственность налагалась только за предоставление заведомо недостоверных сведений.

    Уточнено, что соблюдение требования об осуществлении закупок у субъектов малого предпринимательства и социально ориентированных организаций в установленном размере оценивается на дату окончания календарного года.

    Вступил в силу новый закон № 223-фз о закупках

    Андрей Пауков,
    ООО «Электронный экспресс»

    С 1 января 2012 года вступает в силу Федеральный закон от 18 июля 2011 г. № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – 223-ФЗ), устанавливающий общие принципы и требования к закупкам товаров, работ, услуг компаниями, в уставном капитале которых доля участия Российской Федерации, субъекта РФ, муниципального образования в совокупности превышает пятьдесят процентов.

    Что нового принесет закон?

    Новый закон важен как для заказчиков, так и для поставщиков с точки зрения организации закупочных процессов в госкомпаниях. По данным экспертов, закупки для нужд государства – это 6 триллионов рублей ежегодно, которые из бюджета напрямую направляются в нашу экономику. Объем закупок государственных компаний и естественных монополий еще выше, около 7 триллионов рублей. 223-ФЗ призван обеспечить такие механизмы регулирования, при которых бюджетные деньги будут расходоваться наиболее рационально для государственных предприятий и приоткроют завесу тайны для общества, создавая тем самым благоприятную конкурентную среду для поставщиков.

    Минэкономразвития России начало масштабную реформу всего закупочного законодательства, состоящую из двух главных компонентов:

    1) Реформа закупок для государственных нужд.

    Разработан и внесен в правительство закон о Федеральной контрактной системе, который должен заменить 94-ФЗ. Переход к Федеральной контрактной системе планируется начать с 1 июля 2012 года с некоторыми переходными положениями, чтобы субъекты экономической деятельности могли адаптироваться к новым условиям регулирования.

    2) Реформа закупок гос-сектора.

    В настоящее время закупки компаний с долей государственного имущества практически не регулируются. В результате, только некоторым компаниям удалось построить собственные эффективные закупочные системы. Ситуация должна измениться с вступлением в силу 1 января закона о закупках госсектора.

    С 1 января 2012 года субъекты регулирования закона обязаны публиковать информацию о своих закупках на собственных сайтах. С 1 июля 2012 года планируется интеграция с госзакупками в единой информационной системе. Госкомпании должны будут разработать свои положения о закупках, публиковать планы закупок и извещения о проведении торгов.

    Согласно новому закону каждому автономному учреждению, унитарному (казенному) предприятию, государственной компании и корпорации, субъекту естественной монополии необходимо разработать, утвердить и опубликовать внутреннее положение о закупках, соответствующее Федеральному закону от 18 июля 2011 г. № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».

    Помимо прочей обязательной документации заказчику понадобится обнародовать извещение о закупке, исходя из которого желающим принять участие в торгах станут известны: предмет договора с указанием количества поставляемого товара, объема выполняемых работ / оказываемых услуг, место поставки, сведения о начальной (максимальной) цене договора (цене лота), а также способ закупки и контакты заказчика. Покупателя обяжут установить требования к качеству, техническим характеристикам товара, содержанию, форме, оформлению и составу заявки на участие в закупке. Все это делается для того, чтобы обезопасить как самих заказчиков от возможных рисков потери качества выполняемых заказов, так и поставщиков от необоснованных отклонений их заявок на ­
    торгах.

    Как подготовиться к работе на электронной площадке по 223-ФЗ?

    Одна из главных целей законопроекта – сделать равным для всех доступ к участию в государственных закупках. Согласно новому закону участниками закупок могут стать юридические, физические лица, в том числе индивидуальные предприниматели, которые соответствуют требованиям, установленным заказчиком в соответствии с положением о закупке. Одним из наиболее прогрессивных и удобных способов проведения закупки является аукцион в электронной форме. Важно, что место нахождения участника не регламентируется, а это значит, что в торгах могут принимать участие все субъекты РФ. Механизм участия в электронных торгах остается прежним – потребуется наличие электронной подписи и аккредитация на электронной торговой площадке. К тому же участники торгов могут повысить эффективность пребывания на электронных площадках и свести к минимуму временные затраты на поиск новых заказов за счет развития электронных ­сервисов.

    Еще одной немаловажной новостью для участников торгов стала возможность привлечь к ответственности за действия (бездействие) заказчика при закупке товаров, работ, услуг в оговоренных законом случаях. Новшество должно повлиять на соблюдение со стороны заказчиков всех норм и регламентов о порядке полного информирования участников торгов о требованиях к товару, услуге или выполняемой работе, сроке выполнения и минимальной стоимости заказа.

    И, наконец, все данные о закупках в госсекторе планируется собирать на едином ресурсе – официальном сайте госзакупок. Размещение информации на этом сайте возможно только при наличии электронной цифровой подписи.

    Публикации

    Закон о закупках: до и после

    Юлия Полякова, Юрист Коммерческой группы

    VEGAS LEX_Тормагова_Полякова_Корпоративный юрист_01.2014

    С 1 января 2014 г. изменилось регулирование сферы государственных и муниципальных закупок. Федеральный закон от 21.07.2005 № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон № 94-ФЗ) утратил силу.

    Вместо него начал действовать Федеральный закон от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон № 44-ФЗ) .
    Закон № 44-ФЗ стал результатом компромисса между ФАС России и Минэкономразвития России. Проект последнего предусматривал кардинальное реформирование системы государственных и муниципальных закупок, в то время как антимонопольный орган настаивал на сохранении преемственности с Законом № 94-ФЗ.

    Усложнение регулирования

    Для обеспечения нормального функционирования Закона № 44-ФЗ требуется принятие множества подзаконных нормативных актов, а также ряда документов регионального уровня. Например, субъекты РФ могут самостоятельно устанавливать дополнительные перечни товаров, работ, услуг, для закупки которых заказчик обязан проводить аукцион в электронной форме (п. 2 ст. 59 Закона № 44-ФЗ) .
    Основная роль в подзаконном регулировании сферы государственных и муниципальных закупок отводится Правительству РФ, которое до вступления Закона № 44-ФЗ в силу должно было принять более 30 конкретизирующих постановлений.
    Таким образом, значительный круг вопросов, касающихся контрактной системы в области закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд, отнесен к сфере регулирования подзаконных нормативных актов и региональных документов. От их содержания и своевременности принятия будет напрямую зависеть эффективность функционирования контрактной системы в России.

    Выбираем поставщика

    В отличие от Закона № 94-ФЗ, которым предусматривалось проведение торгов в форме конкурса и аукциона (в т. ч. аукциона в электронной форме), а также закупок без проведения торгов (п. 1 ст. 10 Закона № 94-ФЗ) , Закон № 44-ФЗ существенно расширяет перечень способов определения поставщика (исполнителя, подрядчика).
    Так, ст. 24 Закона № 44-ФЗ относит к способам определения поставщика (исполнителя, подрядчика):
    _ открытый конкурс;
    _ конкурс с ограниченным участием;
    _ закрытый конкурс;
    _ закрытый конкурс с ограниченным участием;
    _ двухэтапный конкурс;
    _ закрытый двухэтапный конкурс;
    _ электронный аукцион;
    _ закрытый аукцион;
    _ запрос котировок;
    _ запрос предложений.

    Вводя новые способы определения поставщика (исполнителя, подрядчика), законодатель стремился учесть специфику отдельных предметов закупки (например, товаров, носящих инновационный характер, научно-исследовательских работ) и обеспечить ее эффективность.

    В ходе обсуждения Закона № 44-ФЗ возникли разногласия в отношении основной формы проведения закупок. ФАС России предлагала сохранить указанный статус за аукционом, тем самым сохранив цену контракта в качестве ключевого критерия определения победителя процедуры.

    Минэкономразвития России настаивало на том, чтобы основной формой закупок стал конкурс. Возобладала последняя позиция. Закон № 44-ФЗ ограничил сферу применения электронного аукциона только закупкой простых, типовых товаров, включенных в перечень, установленный Правительством РФ, или дополнительный перечень, определенный субъектом РФ (ст. 59 Закона № 44-ФЗ) .
    Тем не менее данное нововведение не всеми оценивается позитивно. Так, отдельные представители органов законодательной власти обеспокоены тем, что в рамках конкурсов «субъективная оценка заявок будет осуществляться по субъективным принципам», в результате чего будет потеряна открытость и прозрачность процедуры государственного (муниципального) заказа (см.: Депутаты СР: Новый закон о госзакупках вызывает много вопросов // Госзаказ: портал государственных закупок: сайт. Дата размещения: 17.04.2013. URL: www.pro-goszakaz.ru/news/86372/ (дата обращения: 16.12.2013)) .

    Законом № 44-ФЗ изменены последствия признания конкурса несостоявшимся (ст. 55 Закона № 44-ФЗ) . Ранее заказчик имел возможность выбирать между проведением повторного конкурса и заключением контракта с единственным поставщиком. Теперь же он утратил подобное право, и такие последствия зависят только от основания признания конкурса несостоявшимся. Так, в случае если не была подана ни одна заявка либо ни один из участников не был допущен к торгам, закупка у единственного поставщика не допускается.

    В случае уклонения победителя от заключения контракта заказчик больше не вправе обратиться в суд с требованием о понуждении заключить его. Он может потребовать лишь возмещения убытков в части, не покрытой суммой обеспечения заявки (п. 4 ст. 54 Закона № 44-ФЗ) .

    Этапы проведения государственных (муниципальных) закупок

    Одно из основных отличий Закона № 44-ФЗ от действовавшего ранее Закона № 94-ФЗ заключается в том, что он регулирует всю сферу государственных (муниципальных) закупок в целом, начиная от их планирования и заканчивая исполнением государственного контракта, а также оценкой эффективности процедуры.

    Требование об обязательном планировании государственных (муниципальных) закупок вступает в силу с 1 января 2015 г. Такое планирование должно будет осуществляться посредством утверждения заказчиком планов закупок и планов-графиков закупок (ст. 16 Закона № 44-ФЗ) .
    План закупки утверждается заказчиком на трехлетний период и содержит информацию о целях, объемах, сроках и обоснованиях закупок. В соответствии с ним каждый год формируются планы-графики, содержащие перечень закупок товаров, работ, услуг и являющиеся основанием для их осуществления. Указанные документы являются публичными – законодательство предусматривает обязанность заказчика размещать их в единой информационной системе в сфере закупок, доступ к которой обеспечивается посредством соответствующего сайта в сети Интернет.

    Закон № 44-ФЗ расширяет обязанность заказчика обосновывать закупки. Если ранее от него требовалось обосновывать лишь начальную (максимальную) цену контракта, то теперь он должен устанавливать соответствие планируемой закупки целям ее осуществления, предусмотренным ст. 18 Закона № 44-ФЗ.

    Новым для системы государственных (муниципальных) закупок является также введение их нормирования. Оно заключается в установлении требований к закупаемым товарам, работам, услугам и (или) нормативных затрат на обеспечение функций заказчиков (ст. 19 Закона № 44-ФЗ) .

    Оценка эффективности

    Регулирование процесса оценки эффективности государственных (муниципальных) закупок также претерпело существенные изменения. В дополнение к контролю, являвшемуся единственным способом оценки эффективности закупок по Закону № 94-ФЗ, Законом № 44-ФЗ предусматриваются два новых метода: мониторинг и аудит.
    Мониторинг в сфере государственных (муниципальных) закупок осуществляется Минэкономразвития России, а аудит – Счетной палатой РФ, контрольно-счетными органами субъектов РФ и муниципальных образований.
    Полномочиями по контролю в сфере государственных (муниципальных) закупок наделяются:
    _ ФАС России;
    _ Рособоронзаказ;
    _ Казначейство России;
    _ финансовые органы субъектов РФ и муниципальных образований;
    _ органы внутреннего государственного и муниципального финансового контроля, определенные в соответствии с БК РФ.
    В соответствии со ст. 102 Закона № 44-ФЗ, помимо уполномоченных государственных органов, контроль за государственными (муниципальными) закупками могут осуществлять также граждане, общественные объединения и объединения юридических лиц в рамках осуществления общественного контроля.
    Изменилась и направленность мероприятий по оценке эффективности государственных (муниципальных) закупок. Мониторинг, аудит и контроль согласно Закону № 44-ФЗ ориентированы на проверку эффективности закупки, осуществленной заказчиком, а не формального соответствия процедуры законодательству, как это было ранее.

    Есть отличия!

    Кроме рассмотренных выше отличительных черт Закона № 44-ФЗ, можно выделить и другие нововведения. Так, заметно скорректирован порядок обеспечения исполнения государственных (муниципальных) контрактов. Установление обеспечения теперь является обязанностью заказчика независимо от способа определения исполнителя контракта (ст. 96 Закона № 44-ФЗ) . Исключение составляют только отдельные виды контрактов, заключаемых по результатам осуществления закупки у единственного поставщика, в случае с которыми установление обеспечения их исполнения является лишь правом заказчика. В качестве способа обеспечения исполнения контракта могут выступать внесение денежных средств на счет заказчика либо предоставление банковской гарантии. Помимо этого, ст. 37 Закона № 44-ФЗ предусматривает антидемпинговые меры в отношении участников закупки. В случае если при проведении конкурса или аукциона начальная (максимальная) цена контракта была снижена участником закупки на 25% и более, то он может быть заключен только после предоставления таким участником повышенного (в 1,5 раза) обеспечения исполнения контракта. Если же начальная (максимальная) цена контракта не превышает 15 млн руб., то он обязан предоставить информацию, подтверждающую его добросовестность.
    Также ст. 31 Закона № 44-ФЗ введен ряд новых требований к участникам закупок, например:
    _ правомочность заключать контракт;
    _ отсутствие у руководителя, членов коллегиального исполнительного органа или главного бухгалтера юридического лица судимости за преступления в сфере экономики.
    При проведении конкурсов с ограниченным участием, закрытых конкурсов с ограниченным участием, двухэтапных конкурсов, закрытых двухэтапных конкурсов или аукционов предусмотрена возможность Правительства РФ устанавливать дополнительные требования к участникам закупок отдельных видов товаров, работ, услуг.

    Советы по адаптации

    1. Проведите обучение сотрудников требованиям, предусмотренным Законом № 44-ФЗ.
    2. Обновите внутренние регламенты и процедуры под новые правила.
    3. Следите за формирующейся практикой контрольно-надзорных органов и судов по применению Закона № 44-ФЗ.
    4. Займите активную общественную позицию, т. к. Закон № 44-ФЗ направлен именно на публичность сферы государственных (муниципальных) закупок и привлечение общественности к регулированию данной сферы.

    Закон о государственных закупках

    Система государственных контрактов и установление правового института госзакупок в России (начатая еще в 90х годах прошлого века) привели к созданию обширной инфраструктуры. Этот немаловажный сегмент экономической жизни государства охватывает не только многие отрасли промышленности, но и вовлекает в свою сферу государственные органы власти, государственный сектор экономики, большое количество предприятий малого и среднего бизнеса, позволяя им найти устойчивый рынок сбыта своей продукции и оказания услуг.

    Сформированная на текущий момент система государственного регулирования госзакупки и ее дальнейшее совершенствование направлена на создание унифицированной контрактной системы, основанной на принципах равного доступа всех участников, информационной открытости, и применении наиболее совершенных методов реализации контрактов, в том числе с помощью передовых информационных технологий.

    В этой статье будет рассказано о некоторых особенностях работы правовой системы регулирования государственных закупок и контрактов, а также о том, какие перспективные направления в развитии этого интересного экономического сектора (в том числе изменение в законе о государственных закупках) следует ожидать в ближайшем будущем и какую это может принести пользу предпринимателям.

    Основные принципы правового регулирования госзакупок в РФ

    Система правового регулирования государственного контракта и закупки опирается на фундаментальные положения, закрепленные в Конституции РФ и кодифицированных нормативных актах, — таких как Налоговый Кодекс, Гражданский Кодекс, Земельный Кодекс, Таможенный Кодекс и другие.

    В общем виде эта правовая система должна не только регулировать определенные типы отношений между субъектами в сфере госзакупки, но и создавать условия для развития эффективных и современных методов заключения контрактов, проведения торгов и аукционов, обеспечительных гарантий и т.п.

    Для более полного представления общей системы правового регулирования государственных контрактов и закупок можно обратиться к представленной выше таблице. В ней собраны в единый формат все типы отношений между субъектами, перечень технических и правовых факторов, подлежащих контролю и государственному регулированию и т.п.

    Одним из таких основных правовых актов в сфере государственных контрактов, например, является ФЗ 94 «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд».

    Главным стержнем и целями этого законодательного акта является:

  • эффективное расходование государственных средств, выражающееся в экономии средств, выделяемых на размещение государственного заказа;
  • полное, качественное и своевременное удовлетворение государственных нужд;
  • повышение прозрачности государственных расходов.
  • Кроме этого, ФЗ — 94 определяет порядок и виды конкурсов, на которых проводится размещение государственных заказов:

  • открытым конкурсом;
  • открытым аукционом в электронной форме;
  • запросом котировок цен;
  • размещением заказа у единственного поставщика (подрядчика);
  • закрытым конкурсом;
  • закрытым аукционом
  • Одним из главных недостатков (требует изменение закона о государственных закупках) Федерального закона от 21.07.2005 № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнении работ, оказания услуг для государственных и муниципальных нужд» является его ограниченность в смысле регламентирования лишь стадии размещения заказа. Он не регулирует процесса планирования закупок и фактически не встроен в бюджетный процесс.

    В Законе № 94-ФЗ также отсутствует системный подход (проблемы закона о государственных закупках) ко всем этапам организации закупок – от прогнозирования и планирования до исполнения контрактов, анализа их эффективности, приемки и оценки контрактных результатов.

    С точки зрения функциональности и практического применения в бизнесе, для предпринимателей представляет больший интерес и участие в конкурсных торгах на электронных торговых площадках. Это в основном регулируется положениями ФЗ 44 от 5 апреля 2013 г.

    В частности этим законодательным актом (включая последние изменения в законе о государственных закупках) регулируются такие нормы и действия на рынке госзакупок:

  • открытый конкурс; конкурс с ограниченным участием;
  • двухэтапный конкурс;
  • закрытый конкурс;
  • закрытый конкурс с ограниченным участием;
  • закрытый двухэтапный конкурс;
  • электронный аукцион (см. Электронные площадки для торгов: госзакупки);
  • закрытый аукцион;
  • запрос котировок;
  • запрос предложений;
  • закупка у единственного поставщика.
  • Реестры контрактов, банковских гарантий;
  • реестр недобросовестных поставщиков; реестр жалоб (см. Реестр госзакупок: единая база);
  • единое информационное пространство;
  • план закупок, план — графики закупок;
  • электронные торговые площадки
  • Отдельный интерес при изучении правоприменительной практики в области государственных контрактов и закупок является система контроля прозрачности сделок, равного доступа к ним участников, антикоррупционные и антимонопольные механизмы защиты и контроля. В частности можно рассмотреть некоторые положения правовых актов, устанавливающие нормы государственного контроля, проследить за исполнением государственных заказов и торгов.

    Мониторинг закупок. Мониторинг осуществляется федеральным органом исполнительной власти по регулированию контрактной системы – Минэкономразвития РФ. А на основе решений (актов) высших исполнительных органов государственной власти субъектов РФ и местных администраций может осуществляться мониторинг закупок для обеспечения соответственно нужд субъектов РФ и муниципальных нужд органами исполнительной власти субъектов РФ по регулированию контрактной системы в сфере закупок.

    Положение (фз о государственных закупках) о мониторинге вступает в силу только 01.01.2017 года, но Министерство экономического развития (МЭР) реализует свое полномочие через участие в конференциях, проведение on-line семинаров. Также МЭР публикуются методические разъяснения, презентации с обзорами результатов функционирования контрактной системы (в частности уже опубликована презентация о достижениях 2015 года на официальном сайте министерства).

    Принципы и механизм мониторинга закупок прописаны в ст. 97 Закона № 44-ФЗ. Контроль в сфере государственных закупок. Контролю в сфере закупок отведена отдельная глава (гл. 5 Закона № 44-ФЗ).

    Согласно положениям данной главы, контроль в сфере закупок осуществляется:

    1. Уполномоченными государственными органами контроля.
    2. Государственными органами в отношении подведомственных им заказчиков (ведомственный контроль).
    3. Заказчиками.
    4. Гражданами и общественными объединениями (объединениями юридических лиц) (общественный контроль).

    Субъекты контроля определены частью 2 ст. 99 Закона № 44-ФЗ и включают в себя всех задействованных авторов государственных закупок, от заказчиков и его должностных лиц до операторов электронных торговых площадок. Деятельность по контролю и предотвращению коррупции в сфере государственных закупок и контрактов осуществляет прокуратура РФ, Следственный комитет, ФАС (федеральная антимонопольная служба) и другие.

    Выделяются следующие нарушения, допускаемые при организации и проведении закупок:

    • при определении потребности: реальная потребность «изобретается» или преувеличивается;
    • обеспечение интересов подобранного поставщика;
    • при разработке технических требований: технические спецификации «подгоняются» под конкретного поставщика;
    • заблаговременное информирование необходимого поставщика;
    • установление стандартов соответствия под технические возможности конкретного поставщика;
    • приглашение к участию в торгах: установление времени подачи заявок на участие в конкурсе, удовлетворяющее только избранного поставщика;
    • конкретный поставщик получает доступ к информации аукционной комиссии и др.
    • Кроме контрольных функций и законодательного обеспечения процедур проведения конкурсов может представлять интерес и система государственных закупок, ориентированная на международное сотрудничество.

      Так, например, с 1 января 2015 г. официально начал функционировать Евразийский экономический союз (ЕАЭС). В рамках ЕАЭС создается единый рынок государственных закупок. Для всех стран Союза предоставляется национальный режим, что позволит компаниям участвовать в государственных закупках наравне с национальными поставщиками. Таким образом удастся избежать монополии на участие в аукционе только представителей конкретной страны.

      В случае присоединения к Соглашению России придется создавать новый проект закона о государственных закупках или вносить поправки в Федеральный закон от 05.04.2013 N 44-ФЗ (ред. от 31.12.2014) «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», который в настоящее время фактически разрешает введение протекционистских мер с целью защиты национальных производителей.

      44-ФЗ о закупках

      ФЗ №44 “О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» был принят в середине 2013 года, а именно 5 апреля. Несмотря на это, полностью вступил в силу он только 1 января 2014 года, когда заменил ФЗ №94.

      Самым востребованным методом определения поставщика является электронный аукцион.

      Вторым по популярности идет — закупка у единственного поставщика. Около 90% всех торговых процедур осуществляется двумя данными методами.

      Самым крупным государственным заказчиков году стала Служба автомобильных дорог Республики Крым, заключившая контрактов на 152,5 млрд. руб.

      Второе место по объему заказов, на треть меньше, занимает Минпромторг России.

      Преимущества 44-ФЗ

      Обеспечение конкуренции в сфере государственных закупок и муниципальных заказов, а значит — реальная борьба с коррупцией;

      прозрачные правила проведения тендеров, одинаковые для всех участников;

      создание единой информационной системы для заказчиков и участников тендеров, которая объединяет закупки всех государственных торговых площадок;

      невозможность ограничивать количество участников размещения заказа путем создания искусственного дефицита информации;

      произвольное определение победителя торгов исключено: закон обязывает заказчика заранее установить и опубликовать критерии оценки заявок и предложений участников;

      исчерпывающий список требований к участнику закупок прописан в законе, а это значит, что заказчик не может ограничить участие в тендере путем выставления дополнительных требований.

      Подготовка заявки на торги по 44-ФЗ

      любой сложности, от 1 рабочего дня с оплатой за результат

      Контроль в 44-ФЗ

      планирование закупок любого рода, предметом которых могут быть товары, услуги и т.д.;

      процедура определения исполнителя заказа (поставщика или подрядчика);

      заключение контрактов по итогам закупки;

      контроль исполнения условий заключенных договоров, мониторинг и аудит;

      контроль за соблюдением всех нормативно-правовых актов о контрактной системе в сфере закупок.

      Другими словами 44-ФЗ контролирует и регламентирует все отношения, связанные с обеспечением государственных и муниципальных нужд.

      Если заказчик своими действиями противоречит требованиям, установленным в 44 Федеральном Законе, то поставщик имеет право подать жалобу в ФАС для защиты своих интересов и проведения закупки согласно закону.

      Преимущество тендеров, проходящих согласно закону о контрактной системе, состоит в том, что действия заказчика и поставщика строго регламентированы законом и поэтому никто из них не может действовать за рамками 44-ФЗ. При этом стать участником госзакупки может любая организация, т.к. ТРУ, закупаемые для нужд муниципальных и государственных учреждений, весьма разнообразны и охватывают широкий спектр отраслей.

      Изменения 44-ФЗ

      С 2018 года вступают в силу ряд важных нововведений. Подробно о них мы рассказали в этой статье.

      Вкратце крупнейшие изменения можно отразить следующими пунктами:

    • госзакупки переводятся в электронную форму;
    • обязательное использование в государственных торгах только квалифицированной электронной подписи;
    • необходимость регистрации в ЕИС;
    • возможность вносить обеспечение заявки банковской гарантией;
    • изменятся условия и размер обеспечения заявки на участие;
    • внесение обеспечения заявки на специальный банковский счет, вместо счета на ЭТП;
    • введение типовой формы заявки и документации;
    • платное участие в закупках
    • Скачать 44-ФЗ о закупках с последними изменениями 2018

      ©ООО МКК «РусТендер»

      44-ФЗ: госзакупки по правилам

      Участие в тендерах от госкомпаний давно перестало быть прерогативой лишь гигантов рынка или компаний, с которыми у заказчиков зачастую была предварительная договоренность. Сегодняшнее законодательство одновременно и усложняет процедуру организации торгов (путем создания условий для конкуренции), и упрощает ее (делая процесс более прозрачным). В этой статье мы расскажем о законе №44-ФЗ, регулирующем процедуру госзакупок.

      История вопроса

      В 2014 году вступил в силу Федеральный закон «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», который пришел на смену № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» (принятому в 2005 году). Разработка нового закона шла несколько лет и была продиктована множеством претензий к № 94-ФЗ (только за два последних года его существования в закон вносили около 30 поправок).

      К маю 2012 года ФАС и Минэкономразвития удалось прийти к согласию и разработать проект закона, принятого в третьем чтении уже в марте 2013 года. С 1 января 2014 года № 94-ФЗ окончательно утратил силу, а основные положения закона о контрактной системе в сфере закупок начали действовать. Конечно, и в новый документ вносилась не одна поправка, но, в целом, и нормотворческие органы, и участники процесса закупок признают, что он гораздо более совершенен, чем №94-ФЗ.

      Отличия нового нормативного акта от старого весьма существенны, и о них мы расскажем ниже.

      Содержание 44-ФЗ: о контрактах и не только

      Как следует из названия, этот нормативный документ регламентирует использование контрактной системы для проведения закупок для государственных и муниципальных нужд. Говоря проще — закон делает систему формирования и размещения госзаказа для торгов, а также его исполнения прозрачной и понятной для всех сторон-участников.

      Приведем основные «вехи» документа:

    • Заказчиков обязали планировать закупки (предоставлять ежегодные планы-графики). При этом в созданной единой информационной системе размещаются планы закупок, данные об их реализации, реестры заключенных контрактов и недобросовестных поставщиков и т.д.
    • Установлены требования к товарам, услугам, работам. В том числе подлежат обязательному общественному обсуждению закупки на сумму более 1 000 000 000 рублей.
    • Регламентируются способы размещения заказа: электронные, закрытые аукционы, конкурсы, запросы котировок, закупки у единственного поставщика (при ограничениях).
    • В законе прописаны способы борьбы с демпингом (повышение обеспечения при понижении начальной цены на услуги более чем на 25%).
    • Введено банковское сопровождение контрактов.
    • Преимущество при выборе поставщика отдается учреждениям УИС, организациям людей с ограниченными возможностями здоровья, малому бизнесу и социально ориентированным некоммерческим организациям. Также приоритет закреплен за инновационной продукцией.
    • Установлены ограничения на закупку иностранных товаров и услуг.
    • Введен обязательный единый реестр банковских гарантий (как на обеспечение заявок, так и на обеспечение исполнения контракта). При этом электронные площадки обязаны вернуть участнику и полученное обеспечение, и доход с него.
    • Изменен порядок изменения и расторжения контрактов.
    • Введен общественный контроль над закупками.
    • Ниже мы чуть более подробно разберем некоторые из пунктов.

      В целях исполнения…

      Конечно, написать и принять закон — мало, важнее — принять меры, чтобы он мог правильно работать. Для этого законодательные и исполнительные органы инициируют создание различных ресурсов (наличие которых предусмотрено законом) и подзаконных документов. Все основные материалы, касающиеся проведения государственных закупок, в том числе список ЭТП, ссылки на нормативную документацию, планы закупок — можно найти на сайте www.zakupki.gov.ru .

      Электронные площадки

      На сегодняшний день пять ЭТП (электронных торговых площадок) являются официальными для проведения электронных торгов и аукционов для муниципальных или государственных нужд:

    • ЗАО «Сбербанк-АСТ» ( www.sberbank-ast.ru)
    • ОАО «Единая электронная торговая площадка» (etp.roseltorg.ru )
    • ООО «РТС-тендер» (www.rts-tender.ru)
    • ЗАО «ММВБ-Инфомационые технологии» (www.etp-micex.ru)
    • ГУП «Агентство по государственному заказу РТ» (etp.zakazrf.ru)
    • Планы закупок

      Как уже говорилось, теперь все заказчики обязаны составлять графики-планы закупок на ближайший год. На сайте госзакупок можно с помощью поисковой системы найти:

    • План закупок (введя наименование или номер реестровой записи плана, а также по наименованию или ИНН заказчика).
    • Планы-графики закупок по № 44-ФЗ.
    • Запросы цен работ, товаров и услуг по закону о контрактной системе в сфере закупок (по уникальному номеру, наименованию объекта закупки либо по наименованию или ИНН организации, поставившей запрос).
    • Правила нормирования в сфере закупок (по номеру или наименованию правила либо по наименованию/ИНН организации, его разместившей).
    • Реестры

      В целях исполнения нормативного акта создан реестр недобросовестных поставщиков. Также с 01.08.2016 года заказчики получили право использовать реестр субъектов МСП для проверки соответствия участника закупки критериям отнесения к субъектам малого и среднего бизнеса. В октябре 2016 года Минкомсвязи объявил о планах создания автоматического реестра добросовестных поставщиков.

      В единый реестр вносятся данные о выданных поставщикам банковских гарантиях для обеспечения заявки или обеспечения исполнения контракта).

      Основная задача всех перечисленных реестров — обеспечить защиту заказчика (он может сразу выяснить, не внесен ли поставщик в список недобросовестных, получить сведения о гарантии, изучить опыт участия заявителя в тендерах). Но и поставщик в выигрыше — он может мгновенно проверить подлинность банковской гарантии, выданной ему и узнать больше о потенциальном заказчике своих услуг/товаров/работ.

      Просветительская деятельность

      Официальный портал госзакупок в качестве одного из важнейших направлений своей работы декларирует обучение поставщиков (да и заказчиков тоже) правильному проведению процедуры конкурса/аукциона и подготовки к ней. Здесь предложены руководства пользователя: как в текстовом, так и в видеоформате. Текстовые материалы разнообразны: описание системы ЕИС, ее возможностей и функций, правила формирования и размещения планов закупок, руководство по общественному обсуждению, контролю, аудиту и т.п.

      Видеоролики содержат обучающие материалы по пользованию системой ЕИС, в доступной форме демонстрируют пользователю как действовать на портале.

      Проблемы и перспективы применения Закона о госзакупках

      Любой закон всегда нуждается в «обкатке» и доработке. Минэкономразвития провел мониторинг эффективности ЕИС, выявил ряд проблем и недостатков. Они отражены в докладе о результатах мониторинга применения документа за I полугодие 2016 года. Например, в этом докладе выявлена возможность различных нарушений со стороны заказчиков:

    • неверное указание заказчиком информации о контрактах, размещаемых в реестрах контрактов;
    • указание заказчиком на применение типового контракта, который не соответствует
    • объекту закупки;
    • указание единиц измерения количества товаров/объема работ/ услуг, не соответствующих объекту закупки;
    • прикрепление к одному реестровому номеру закупки нескольких контрактов с различными реестровыми номерами, и наоборот — присвоения одному контракту различных реестровых номеров.
    • На данный момент в целях улучшения работы ФЗ прорабатывают ряд вопросов, в том числе:

    • установление порядка формирования и ведения каталога товаров/работ/услуг;
    • определение критериев включения товаров российских производителей/работ/услуг, изготавливаемых/оказываемых российскими юрлицами, в перечни, которыми устанавливаются запреты и ограничения допуска товаров/работ/услуг от иностранных государств;
    • исключение случаев определения единственными поставщиками (исполнителями, подрядчиками) посредников при реализации государственных контрактов;
    • установление закрытого перечня оснований для одностороннего отказа от исполнения контрактов;
    • снижение значимости субъективных факторов при оценке заявок;
    • ограничение сроков расчетов по контрактам;
    • совершенствование системы контроля в сфере закупок;
    • введение системы электронной подачи жалоб;
    • установление порядка расчетов неустоек и т.д.
    • Участие в государственных конкурсах и аукционах — непростое дело для поставщика, особенно поначалу. Поэтому тем, кто собирается участвовать в государственных тендерах впервые (да и впоследствии тоже), стоит заручиться поддержкой опытного тендерного брокера, который поможет правильно оформить документы, подать заявку, оформить ЭЦП, а также окажет помощь в получении банковской гарантии. «Тендер-Гарант» осуществляет полное тендерное сопровождение: от подачи заявки до подписания контракта. Если вам нужна поддержка или консультация профессионалов — обращайтесь к нам.

      Читайте также

      Аукцион в электронной форме — самый популярный вид торгов в сфере госзакупок. Он выгоден и заказчикам, и поставщикам, прозрачен. Уже сегодня более.

      Законодательство о госзакупках: чем обернутся ошибки на официальном сайте

      Статьи по теме

      О.Н. Толстобоков,
      канд. техн. наук, эксперт по комплексному контролю государственных и общественных закупок

      В этой статье вы прочитаете:

    • Ошибки размещения проектной документации на Официальном сайте по Федеральному закону 2016 от 18.07.2011 № 223-ФЗ
    • Чем грозят ошибки на сайте в информации о Законодательстве госзакупок
    • Законодательство о госзакупках требует скрупулезного изучения и точного исполнения. Небольшие, казалось бы, оплошности заказчика могут обернуться для него серьезными последствиями и наказаниями со стороны антимонопольных органов. Разберемся, чем грозят небрежности при размещении на Официальном сайте информации о закупках по Федеральному закону от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».

      Требования Законодательства о госзакупках

      Подрядчик обязан осуществлять строительство и связанные с ним работы на основании:

      а) технической документации, определяющей объем и содержание работ;

      б) сметы, определяющей цену работ (ч. 1 ст. 743 ГК РФ).

      При этом строительство, реконструкция, капитальный ремонт объекта капитального строительства ведутся в соответствии с проектной документацией (ч. 6 ст. 52 ГрК РФ).

      Эта документация содержит текстовые материалы и карты (схемы). Согласно ч. 2 ст. 48 ГрК РФ она определяет архитектурные, функционально-технологические, конструктивные и инженерно-технические решения для обеспечения строительства, реконструкции объектов капитального строительства, их частей, капитального ремонта, если при их проведении затрагиваются конструктивные характеристики надежности и безопасности этих объектов.

      Соответственно, при осуществлении подрядных закупок (строительство, реконструкция, капитальный ремонт) как конкурентными, так и неконкурентными способами определения подрядчика у заказчика обязательно должна иметься проектная документация.

      Из решения ФАС России по делу от 10.12.2014 № 223ФЗ-147/14 следует, что требования к содержанию разделов проектной документации с учетом требований Градостроительного кодекса РФ в части необходимости обеспечения строительства установлены Положением о составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию, утв. постановлением Правительства РФ от 16.02.2008 № 87 (далее — Положение). В соответствии с п. 9 Положения проектная документация на объекты капитального строительства производственного и непроизводственного назначения состоит из 12 разделов. Их содержание должно отвечать пп. 10–32.

      Федеральный закон РФ о закупках: для справки

      Несоблюдение предусмотренных законодательством о госзакупках требований к содержанию извещений о закупке товаров, работ, услуг и (или) документации о закупке товаров, работ, услуг влечет наложение административного штрафа:

      — на должностных лиц в размере от 2 тыс. до 3 тыс. руб.;

      — на юридических лиц — от 5 тыс. до 10 тыс. руб.

      Часть 7 ст. 7.32.3 КоАП РФ

      В частности, согласно п. 28 раздел 11 «Смета на строительство объектов капитального строительства» должен включать:

      1) текстовую часть в составе пояснительной записки к сметной документации;

      2) сметную документацию.

      В сметную документацию по п. 28 должны входить:

      1) сводка затрат;

      2) сводный сметный расчет стоимости строительства;

      3) объектные сметные расчеты;

      4) локальные сметные расчеты (сметы);

      5) сметные расчеты на отдельные виды затрат п. 30 Положения.

      Также согласно п. 42 Положения раздел 9 «Смета на строительство» и раздел 10 «Иная документация в случаях, предусмотренных федеральными законами» должны содержать документы, сведения и расчеты, указанные соответственно в пп. 28–31 и п. 32 Положения.

      Даже при наличии на Официальном сайте отдельных разделов проектной документации заказчик обязан разместить ее на нем полностью в составе документации о закупке.

      Размещение только перечня видов закупаемых подрядных работ

      По мнению ФАС России, участники конкурса не смогут сформировать заявку на участие, в т. ч. в части ценового предложения, если в документации не будет исчерпывающих сведений о работах, являющихся предметом конкурса, а именно об их:

    • объеме;
    • качестве;
    • технических характеристиках;
    • результатах.

    Такое размещение документации о закупке является нарушением п. 3 ч. 9 ст. 4, п. 1 ч. 10 ст. 4 Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее — Закон № 223-ФЗ) и содержит признаки состава административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена ч. 7 ст. 7.32.3 КоАП РФ.

    При проведении открытого конкурса на право заключения договора на выполнение работ по завершению строительства объектов энергетического комплекса в Грязинском районе Липецкой области требования к качеству, техническим характеристикам, результатам работ и иные показатели, связанные с определением соответствия выполняемых работ потребностям заказчика, были установлены сообразно проекту договора и его технической части. Вместе с тем на Официальном сайте в составе документации был размещен только перечень видов закупаемых работ (решение ФАС России от 19.01.2015 по делу № 223ФЗ-08/15).

    Нарушение сроков размещения проектной документации

    Неразмещение в течение 5 рабочих дней с момента заключения договора проектной документации для предоставления ее генподрядчику является нарушением требований Закона № 223-ФЗ.

    В техническом задании содержатся выдержки из проектной документации «Реконструкция производства». Согласно п. 1.1 проекта договора генеральный подрядчик, с которым заключается договор по итогам конкурса, принимает на себя обязательства выполнить собственными силами и (или) привлеченными силами и средствами комплекс работ по реализации проекта «Реконструкция производства» в соответствии с условиями, в т. ч. проектной документацией.

    Из пункта 4.2.1 проекта договора следует, что проектная документация предоставляется генеральному подрядчику в течение 5 рабочих дней с момента заключения договора.

    При этом проектно-сметная документация, на основании которой должны выполняться работы, являющиеся предметом конкурса, не размещена на Официальном сайте. Это делает невозможным формирование участниками конкурса заявки, включая и ценовое предложение.

    Такое положение нарушает п. 3 ч. 9 ст. 4, п. 1 ч. 10 ст. 4 Закона № 223-ФЗ и содержит признаки состава административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена ч. 7 ст. 7.32.3 КоАП РФ (решение ФАС России от 16.12.2014 по делу № 223ФЗ-153/14).

    Предоставление участникам проектной документации только по предварительной договоренности и при официальном запросе

    В рассмотренном ФАС России деле п. 8.7 информационной карты установлено, что объем выполняемых работ определяется в соответствии с ч. V «Проект договора на выполнение подрядных работ» и ч. VI «Техническая часть» документации.

    Согласно п. 1.3 ч. VI «Техническая часть» документации объем выполняемых работ определяется в соответствии с проектной документацией.

    В соответствии с п. 8.9 информационной карты начальная (максимальная) цена включает, в частности, все расходы и затраты участника процедуры закупки, связанные с исполнением им обязательств по договору — все комиссии, консультационные и иные расходы по привлечению или организации кредитования.

    Порядок формирования цены договора (лота) указан в протоколе формирования начальной (максимальной) цены договора (приложение 1 к информационной карте).

    Из приложения 1 к информационной карте следует, что начальная (максимальная) цена договора сформирована на основании сводного сметного расчета стоимости строительства (приложение 1 к проекту договора), прошедшего государственную экспертизу в составе проектной документации на реконструкцию здания, модернизацию и техническое переустройство его инженерных сетей. По результатам экспертизы выдано положительное заключение.

    При этом согласно п. 8.7 информационной карты, п. 1.3 ч. VI «Техническая часть» документации участники конкурса могут ознакомиться с проектной документацией «в рабочие дни с 10:00 до 14:00 (время московское) по предварительной договоренности при предоставлении официального письменного запроса, заверенного печатью и подписью уполномоченного лица». На Официальном сайте в составе документации законодательства в сфере услуг указанная проектная документация не размещена.

    Таким образом, в документации отсутствуют исчерпывающие сведения об объеме и технических характеристиках работ, являющихся предметом конкурса. Это делает невозможным для участника конкурса сформировать заявку на участие в нем.

    Возможность предоставления проектной документации участникам только по предварительной договоренности и при предоставлении официального запроса является нарушением п. 3 ч. 9 ст. 4,п. 1 ч. 10 ст. 4 Закона № 223-ФЗ и содержит признаки состава административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена ч. 7 ст. 7.32.3 КоАП РФ (решение ФАС России от 21.07.2014 по делу № 223ФЗ-88/14).

    Неразмещение проектной документации на Официальном сайте в полном объеме

    Объектом долгосрочного инвестиционного соглашения на строительство, содержание, ремонт и капитальный ремонт объекта являлся участок объекта. Планировалось осуществить комплекс работ по подготовке территории строительства, строительству, содержанию, ремонту и капитальному ремонту в соответствии с положениями документации.

    В приложении II тома 1 документации законодательства указано, что детальная информация по объекту долгосрочного инвестиционного соглашения представлена в проектной документации, получившей положительные заключения ФГУ «Главгосэкспертиза России».

    Приложение I тома 1 документации определяет, что проектная документация представляет собой «утвержденный Государственной экспертизой технический (инженерный) проект или совокупность технических (инженерных) проектов, содержащий материалы в текстовой форме, в виде карт (схем) и определяющий основные архитектурно-планировочные, функционально-технологические, конструктивные, эксплуатационные и инженерно-технические решения для обеспечения строительства и эксплуатации» объекта.

    Приложением IV тома 1 документации установлено, что заинтересованные лица имеют возможность ознакомиться с материалами проектной документации, размещенными в электронном виде на интернет-сайте заказчика. При этом проектная документация в полном объеме не размещена на Официальном сайте в составе документации.

    На заседании комиссии ФАС России представители заказчика подтвердили отсутствие проектной документации в полном объеме на Официальном сайте и на сайте заказчика.

    В соответствии с подп. «д» п. 5.2.10 тома 2 документации решение о несоответствии конкурсной заявки требованиям документации может быть принято конкурсной комиссией, если одно или несколько условий, содержащихся в конкурсной заявке, не соответствует установленным параметрам критериев конкурса, указанным в разд. 6 тома 2 документации.

    Пунктом 2.1 приложения 5а тома 2 документации «Требования к подготовке и представлению конкурсных предложений по критерию „Организационно-техническое предложение по реализации инвестиционного соглашения“» установлено, что предложения разрабатываются участниками конкурса на основе материалов документации, по результатам ознакомления с материалами проектной документации.

    Исполнителем считается лицо, с которым заключается долгосрочное инвестиционное соглашение по итогам конкурса. В соответствии со ст. 1.1 тома 3 документации исполнитель обязан в порядке и на условиях, установленных долгосрочным инвестиционным соглашением, обеспечить разработку рабочей документации, подготовку территории строительства, выполнение работ по строительству в соответствии с утвержденной проектной документацией.

    Таким образом, требования к качеству, техническим характеристикам, результатам работ в рамках долгосрочного инвестиционного соглашения, а также иные критерии, позволяющие определить соответствие выполняемых работ потребностям заказчика, в полном объеме содержатся исключительно в проектной документации.

    ФАС России посчитала, что действия заказчика, выразившиеся в неразмещении на Официальном сайте проектной документации в полном объеме в составе документации на закупку, нарушают требования п. 3 ч. 9 ст. 4, п. 1 ч. 10 ст. 4 Закона № 223-ФЗ и содержат признаки состава административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена ч. 7ст. 7.32.3 КоАП РФ (решение ФАС России от 10.12.2014 по делу № 223ФЗ-147/14).

    Изучая чужие ошибки, заказчики накапливают полезный опыт и уже не совершают собственных. И не несут убытков в виде штрафов.

    Итак, при размещении закупки на строительство, реконструкцию, капитальный ремонт не ограничивайтесь только перечислением видов закупаемых подрядных работ в документации на Официальном сайте. Сведения о них должны быть исчерпывающими — объем, качество, технические характеристики, результаты.

    Следите за тем, чтобы проектная документация размещалась на Официальном сайте вовремя, без ограничений для участников конкурса и в полном объеме в составе документации на закупку, сответственно Федеральному закону РФ о закупках.

    Смотрите еще:

    • Закон 396-фз от 28 декабря 2013 г Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. N 396-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (с изменениями и дополнениями) Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. N 396-ФЗ"О внесении изменений в отдельные […]
    • Социальный закон с 1 января 2014 Социальное обслуживание по новым правилам 25 октября 2010 года, выступая на заседании президиума Государственного совета о социальной политике в отношении пожилых граждан, Дмитрий Медведев, занимавший на тот момент пост президента, […]
    • Правила домино 5 Правила игры в домино козёл Научится играть в классическое домино козёл не так уж и сложно, как это может показаться. Всё что нужно сделать так это подробно прочитать правила игры для начинающих что здесь написаны. Инструкция с правилами […]
    • Закон о защите курения Закон "О запрете курения" Федеральный закон от 23 февраля 2013 г. N 15-ФЗ"Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака" С изменениями и дополнениями от: 14 октября, 31 декабря 2014 […]
    • Приказ мф рф 87н Приказ Минфина РФ от 1 сентября 2008 г. N 87н "О Порядке санкционирования оплаты денежных обязательств получателей средств федерального бюджета и администраторов источников финансирования дефицита федерального бюджета" (с изменениями и […]
    • Минрегион приказ 44 Приказ Минрегиона РФ от 11.04.2008 №44 МИНИСТЕРСТВО РЕГИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПРИКАЗ от 11 апреля 2008 г. N 44 ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОРЯДКА РАЗРАБОТКИ И УТВЕРЖДЕНИЯ НОРМАТИВОВ В ОБЛАСТИ СМЕТНОГО НОРМИРОВАНИЯ И ЦЕНООБРАЗОВАНИЯ […]
    • Как проверить поступление пенсии Узнайте, как посмотреть накопительную часть пенсии в Сбербанке: используем онлайн портал и разбираем частые ошибки НПФ Сбербанка — организация с безупречной репутацией, заслужившая доверие миллионов россиян. Множество граждан нашей […]
    • Фз о следственном комитете российской федерации от 2010 года Федеральный закон от 28 декабря 2010 г. N 403-ФЗ "О Следственном комитете Российской Федерации" (с изменениями и дополнениями) Федеральный закон от 28 декабря 2010 г. N 403-ФЗ"О Следственном комитете Российской Федерации" С изменениями и […]