Динамика поступлений косвенных налогов в бюджет рф

Оглавление:

Анализ структуры и динамики поступления косвенных налогов в Федеральный бюджет за 2007-2009 года

Федеративный характер российского государства, включающего 89 национально-государственных и административно-территориальных образований, существенное развитие в социально-экономическом развитии субъектов Федерации, демографической ситуации и экологической обстановке объективно требуют учета этих особенностей в налогово-бюджетном механизме. Расширение самостоятельности и ответственности субъектов РФ в социально- экономических вопросах должно сопровождаться укреплением финансовой базы регионов. Именно поэтому часть налоговых платежей путем бюджетного регулирования распределяется между федеральным, региональными (субъектов РФ) и местными бюджетами.

Федеральному бюджету отводится особая роль, так как он выражает экономические отношения, опосредующие процесс образования, распределения и использования централизованного фонда денежных средств федерации как единого государства, предназначенного для финансирования потребностей, имеющих общегосударственное значение.

В современной мировой практике доходы федерального бюджета, как правило, формируются за счет наиболее крупных, устойчивых и стабильно поступающих доходов, позволяющих обеспечивать бесперебойное финансирование неотложных, жизненно необходимых для функционирования государства расходов. В России к таким доходам относятся: налог на добавленную стоимость, акцизы, таможенные пошлины и иные доходы от внешнеэкономической деятельности, а так же налог на прибыль, доходы от целевых бюджетных фондов.

Рассмотрим и сравним фактические поступления налоговых доходов в федеральный бюджет за 2007-2009 года.

В 2007 году в федеральный бюджет Российской Федерации поступило 3 747,6 млрд. рублей администрируемых доходов. Основная масса налоговых доходов федерального бюджета обеспечена поступлениями НДС (37%) и налога на добычу полезных ископаемых (30%) (рисунок 1).

Структура поступлений налоговых доходов в федеральный бюджет в 2007 году (%)

В 2008 году в федеральный бюджет поступило 4 078,7 млрд. рублей налоговых доходов, что на 8,8% больше, чем в 2007 году. Основная масса доходов федерального бюджета обеспечена поступлениями налога на добычу полезных ископаемых (39%), НДС (24%) и налога на прибыль (19%) (рисунок 2).

Структура поступлений налоговых доходов в федеральный бюджет в 2008 году (%)

В 2009 году в федеральный бюджет поступило 3 012,4 млрд. рублей налоговых доходов, что на 26% меньше, чем в 2008 году. Основная масса налоговых доходов федерального бюджета обеспечена поступлениями НДС (39%), налога на добычу полезных ископаемых (33%), ЕСН (17%) и налога на прибыль (6%) (рисунок 3).

Структура поступлений налоговых доходов в федеральный бюджет в 2009 году (%)

Среди косвенных налогов НДС занимает одно из первых мест при формировании федерального бюджета. В 2007 году поступления налога на добавленную стоимость на товары (работы, услуги), реализуемые на территории Российской Федерации, в 2007 году составили 1 390,4 млрд. рублей и по сравнению с 2006 годом выросли в полтора раза.

Налога на добавленную стоимость на товары, ввозимые на территорию Российской Федерации из Республики Беларусь, поступило в 2007 году 34,3 млрд. рублей, что на 26,2% больше, чем в 2006 году.

В 2008 году поступления налога на добавленную стоимость на товары (работы, услуги), реализуемые на территории Российской Федерации, году составили 998,4 млрд. рублей и по сравнению с 2007 годом снизились на 28,2%. В сопоставимых условиях (поступления за 2007 год приведены в условиях 2008 года) темп роста НДС, по экспертным оценкам Службы, составляет 107,7%.

Налога на добавленную стоимость на товары, ввозимые на территорию Российской Федерации из Республики Беларусь, поступило в 2008 году 40,3 млрд. рублей, что на 17,4% больше, чем в 2007 году.

Что касается 2009 года, то поступления налога на добавленную стоимость на товары (работы, услуги), реализуемые на территории Российской Федерации, составили 1 176,6 млрд. рублей и по сравнению с 2008 годом выросли на 18%.

Налога на добавленную стоимость на товары, ввозимые на территорию Российской Федерации из Республики Беларусь, поступило в 2009 году 30,6 млрд. рублей, что на 24% меньше, чем в 2008 году.

Акцизы так же являются одними из важнейших источников пополнения бюджета.

В 2007 году поступления акцизов составили 108,8 млрд. рублей и выросли относительно 2006 года на 16,7%

Поступления акцизов на спирт этиловый из всех видов сырья и спиртосодержащую продукцию в федеральный бюджет Российской Федерации в 2007 году составили 4,3 млрд. рублей, что на 5,3% больше, чем в 2006 году.

В федеральный бюджет в 2007 году мобилизовано акцизов на табачную продукцию, производимую на территории Российской Федерации, 49,3 млрд. рублей, что на 39,1% больше поступлений 2006 года.

Познавательно о экономике:

Пути совершенствования лизинговой компании
Итак, подводя итоги важно отметить, что стратегической целью компании ЗАО «Европлан» является создание крупнейшей лизинговой компании по направлению лизинга автотранспортных средств в РФ, занимающей не менее 15% внутреннего рынка лизинга автотранспортных средств, сочетание высоких темпов роста и эф .

Перспективы развития фондов обязательного медицинского страхования в Российской Федерации
Начиная с января по ноябрь 2009 года, естественная убыль населения России составила 224 тысячи 310 человек, что на 113 тысяч человек меньше, чем за аналогичный период 2008 года. Естественная убыль населения сократилась за счет снижения смертности и роста рождаемости. Вместе с тем, смертность по-пре .

Региональные бюджеты, их основные доходы и расходы зарубежных стран
Рассмотрим пример построения бюджетных систем США и ФРГ, которые также как и Россия имеют федеративное государственное устройство. Германия имеет своеобразное федеративное устройство, имеющее признаки унитарного государства: широкие полномочия федерального правительства, единообразие законодательст .

ФНС в 2017 году увеличила налоговые поступления в консолидированный бюджет на 20%

Показатель достиг 17,3 трлн рублей

МОСКВА, 28 февраля. /ТАСС/. Федеральная налоговая служба (ФНС) за 2017 год перечислила в консолидированный бюджет страны 17,3 трлн рублей налоговых поступлений, что на 20% больше, чем в 2016 году. Об этом сообщил глава ведомства Михаил Мишустин, выступая на заседании расширенной коллегии ФНС России.

«В 2017 году ФНС России обеспечила рекордные за последние пять лет темпы роста налоговых поступлений в консолидированный бюджет страны — более 17,3 трлн рублей, что почти на 20%, или на 2,9 трлн рублей больше, чем в 2016 году. Увеличение поступлений составило 3,1% к ВВП», — сказал Мишустин. По его словам, в федеральный бюджет поступило — 9,2 трлн рублей, прирост составил 32%.

Ненефтегазовые доходы обеспечили 60% прироста налоговых поступлений, отметил глава ФНС.

«Более половины, 60% прироста поступлений обеспечили ненефтегазовые доходы. Драйверами роста стали налог на прибыль — 3,3 трлн рублей (рост на 18,8%) и НДС — 3,1 трлн рублей (рост на 15,5%)», — информировал Мишустин.

По его словам, двузначные темпы роста также показали акцизы — 1,5 трлн рублей с ростом на 17,6%, имущественные налоги — 1,2 трлн рублей с ростом на 11,9%, НДФЛ — 3,3 трлн рублей с ростом на 7,7%, что выше роста заработной платы, которая в 2017 году увеличилась на 7,2%.

Мишустин добавил, что прирост поступлений по ненефтегазовым доходам произошел не только благодаря росту ВВП после снижения в 2015-2016 годах и законодательным изменениям. «Около 400 млрд рублей, или четвертая часть в структуре прироста, обеспечены за счет налогового администрирования, что говорит о сокращении теневого сектора экономики и формировании более прозрачной и конкурентной деловой среды», — сообщил глава ведомства.

По информации ФНС, с 2013 года налоговые поступления (без НДПИ) выросли на 4,5 трлн рублей (с 8,8 до 13,3 трлн рублей), или в полтора раза. В реальном выражении за пять лет рост ненефтегазовых доходов составил 17,7%, при росте экономики на 1,2%. В целом с 2013 года рост налогов на 16 процентных пунктов опередил рост экономики, за счет чего бюджет дополнительно получил 1,9 трлн рублей.

Внебюджетные фонды

За 2017 год ведомство перечислило во внебюджетные фонды РФ 5,8 трлн рублей, что на 9,1% больше, чем годом ранее, отметил глава ФНС.

«Одной из основных задач для налоговых органов в 2017 году стало обеспечение эффективного администрирования страховых взносов. По итогам года во внебюджетные фонды поступило 5,8 трлн рублей, на 9,1% (на 483 млрд рублей) больше 2016 года, в том числе в бюджет Пенсионного фонда — 4,5 трлн рублей, что на 8,7% или почти на 360 млрд рублей больше, чем в 2016 году», — сказал он.

По словам Мишустина, дополнительно к уточненному бюджету ПФР поступило 42 млрд рублей, к бюджету Фонда обязательного медицинского страхования (ФОМС) — 27 млрд рублей.

При этом темп роста поступлений страховых взносов на 1,9 процентных пункта (п.п.) превысил темп роста среднемесячной заработной платы (107,2%), отметил глава ФНС. Таким образом, за счет превышения динамики поступлений над заработной платой дополнительно поступило порядка 100 млрд рублей, в том числе по Пенсионному фонду превышение составило 1,5 п.п. (60 млрд рублей). «Доходы, поступившие сверх установленных бюджетных показателей, позволят снизить нагрузку на федеральный бюджет в части выделения трансферта на покрытие дефицита бюджета фондов», — сообщил Мишустин.

Также, по его словам, ФНС провела работу по урегулированию задолженности по страховым взносам — из 522 млрд рублей образовавшейся на 1 января 2017 года задолженности, принятой от государственных внебюджетных фондов, урегулировано более 173 млрд рублей. Глава ведомства пояснил, что значительную долю составила накопленная задолженность индивидуальных предпринимателей, рассчитанная исходя из восьмикратного размера МРОТ в случае непредставления отчетности — 111 млрд рублей на начало 2018 года.

Этот долг не может быть взыскан в полном объеме в связи с фактическим отсутствием доходов или прекращением налогоплательщиками предпринимательской деятельности без снятия с налогового учета. «Во избежание социальной напряженности руководством страны было принято решение о ее списании. Задача службы на 2018 год — списать эту задолженность без участия налогоплательщиков — по информации, которую нам передадут фонды. Работу планируется завершить в мае 2018 года», — сказал Мишустин.

Процедуры банкротства

Компании в результате применения процедур банкротства в 2017 году перечислили в бюджет РФ 101 млрд рублей, что на 35% больше, чем в 2016 году, добавил глава ФНС.

«Всего по итогам 2017 года при применении процедур банкротства компаниями перечислено в бюджет 101 млрд рублей, что на 35% больше, чем в 2016 году», — сказал Мишустин.

По его словам, служба усилила в 2017 году роль согласительных процедур, направленных на погашение задолженности в рассрочку для сохранение бизнеса, рабочих мест и деловой репутации налогоплательщика. По его словам, в 2017 году заключено 741 мировое соглашение, что на 19% больше, чем в 2016 году.

Поступления в бюджет в рамках мировых соглашений составили 4,2 млрд рублей и выросли по сравнению с 2016 годом более чем втрое, а по сравнению с 2015 годом — в 14,3 раза. Данный тренд продолжится и в 2018 году, считает Мишустин.

Судебные споры

Количество судебных споров между ФНС и бизнесом снизилось с 53 тыс. в 2013 году до 11 тыс. в 2017 году, сообщил руководитель ведомства.

«Снижение жалоб (по результатам выездных проверок — прим. ТАСС) способствует и снижению судебных споров с бизнесом — их количество в 2017 году по сравнению с 2013 годом снизилось почти в пять раз (с 53 [тыс.] до 11 тыс.), в том числе в 2017 году более чем на 9%», — сказал Мишустин.

По его словам, выездные проверки стали крайне редкой мерой со стороны налоговой службы. По итогам 2017 года количество выездных налоговых проверок снизилось на 23% (с 26 [тыс.] до 20 тыс.), всего за пять лет число выездных проверок снизилось более чем в два раза, сообщил глава ФНС. При этом, количество жалоб бизнеса по результатам выездных проверок в 2017 году снизилось на 11%, а за пять лет — более чем на 32% (с 10,2 [тыс.] до 7 тыс.).

По его словам, в 2017 году по результатам аналитической работы, в том числе благодаря работе АСК НДС, в бюджет дополнительно поступило 56 млрд рублей, что в два раза больше 2016 года.

Выручка по каждой кассе организаций и индивидуальных предпринимателей с момента ввода онлайн-ККТ (контрольно-кассовая техника) выросла в полтора раза, отметил Мишустин.

«Сегодня более 500 тыс. налогоплательщиков зарегистрировали 1,6 млн касс, что превышает дореформенный парк касс на 40%. Пробито 28 млрд чеков на сумму свыше 18,7 трлн рублей, включая НДС — более 1,6 трлн рублей. Ежедневно пробивается более 120 млн чеков. По разным подсчетам выручка по каждой кассе в 1,5 раза больше, чем была до реформы», — сказал он, отметив успешность проведенного первого этапа реформы ККТ.

Второй этап реформы, по словам главы ФНС, предусматривает переход на кассы организаций и индивидуальных предпринимателей в сфере торговли и общепита на патентной системе и едином налоге на вмененный доход (применяющих наемный труд), что составляет порядка 1 млн касс. «Это очень чувствительная категория налогоплательщиков, так как ранее они не применяли кассовые аппараты. Задача службы на текущий год — обеспечить их планомерный и безболезненный переход на новую технологию ККТ», — подчеркнул Мишустин.

Глава 2. Анализ структуры и динамики поступления косвенных налогов в Федеральный бюджет за 2012 – 2013 годы

Бюджетная политика считается одним из основных инструментов экономической политики государства, ее важнейшая задача – управление сальдо бюджета и государственным долгом. Налогообложение в рамках финансовой системы страны существует в рамках бюджетной политики государства, то есть должно быть ориентировано на соблюдение интересов государственных финансов. Налоговая политика призвана обеспечивать государство финансовыми ресурсами при разумном распределении налоговой нагрузки и осуществлять пополнение государственных доходов за счет экономического роста (увеличения доходов и имущества налогоплательщиков), а не ужесточения налоговых условий.

Все доходы подразделяются на федеральные, субъектов Российской Федерации и местные. Эти доходы Бюджетный кодекс Российской Федерации именует «собственными» доходами соответственно федерального бюджета, бюджета субъекта Российской Федерации и местного бюджета.

Рассмотрим доходы Федерального бюджета за 2010 – 2012 годы:

«Прогнозируемый общий объем доходов федерального бюджета (тыс. рублей)»

«Исполнение бюджета в доходной части (тыс. рублей)»

На рисунке 2.1. представлено сравнение прогноза и исполнения федерального бюджета в доходной части:

Рис.2.1. «Сравнение прогнозного и фактического поступления доходов в федеральный бюджет за 2010 – 2012 годы»

Как видно из вышеприведенных данных, фактические доходы в 2010 и 2011 годах, поступившие в федеральный бюджет, превышают прогнозируемые. В 2012 году, наоборот, фактические доходы не превысили прогнозируемые.

Бюджетное регулирование – распределение доходов федерального бюджета между различными уровнями в целях их сбалансированности [6]. Послание президента РФ [текст] / Финансы. – 2007. – №7. – С. 5 – 7.

Процесс бюджетного регулирования начинается с того, что все виды государственных расходов распределяются по различным звеньям и уровням бюджетной системы. Например, устанавливается, что судебная система будет финансироваться за счет федерального бюджета, а школы – будут содержаться за счет бюджетов субъектов Российской Федерации. Одновременно все виды бюджетных доходов также распределяются по различным звеньям бюджетной системы. Например, устанавливается, что налог на добавленную стоимость будет зачисляться в доход федерального бюджета, налог на недвижимость – в доход бюджетов субъектов Российской Федерации, налог на рекламу – в доход местных бюджетов.

При строении бюджетной системы на основе принципов централизации и единства распределение государственных доходов между звеньями бюджетной системы осуществляется таким образом, что доходов, закрепленных за бюджетами субъектов Российской Федерации и местными бюджетами (собственных доходов бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов), недостаточно для обеспечения финансовых потребностей этих общественно-территориальных формирований. Поэтому вступает в силу механизм бюджетного регулирования.

В соответствии с Бюджетным Кодексом существуют нормативы распределения доходов от налогов между бюджетами бюджетной системы Российской Федерации. Эти нормативы могут изменяться. Обычно же в качестве регулирующих доходов субъектов Российской Федерации федеральный центр использует акцизы, отнесенные к разряду доходов федерального уровня.

В таблице 2.3. представлено соотношение распределяемых доходов между Федеральным бюджетом и бюджетами регионов РФ:

«Нормативы распределения доходов от акцизов между бюджетами бюджетной системы РФ»

Анализ и оценка поступлений прямых налогов в бюджеты всех уровней

Состав и структура прямых налогов в доходах федерального бюджета

Роль налогов в формировании доходов бюджета определяется удельным весом следующих показателей:

— налоговых поступлений в общей сумме доходов бюджета;

— отдельной группы налогов (прямых или косвенных) в общей сумме налоговых доходов бюджета;

— конкретных налогов (налога на прибыль организаций, налога на доходы физических лиц, налога на имущества и другие) в общей сумме налоговых доходов бюджета и пр.

Для определения роли и места прямых налогов в доходах федерального бюджета рассмотрим доходную часть федерального бюджета РФ. Основные характеристики доходной части федерального бюджета РФ в 2007-2009 гг. представлены в таблице 2.1.1., составленной на основе федеральных законов о исполнении федерального бюджета на соответствующий год.

Таблица 2.1.1 Укрупненная структура доходов федерального бюджета РФ за 2007-2009г.г. в млн.руб.

Доходы федерального бюджета всего

Целевые отчисления от гос и мун лотерей

По данным таблицы мы видим, что за рассматриваемый период удельный вес налоговых доходов превышал удельный вес неналоговых доходов. Однако, в 2009 году наблюдается резкое снижение налоговых доходов в абсолютной величине с 5 231 785,21 млн. руб. в 2008 году до 3 895 641,85 млн. руб. в 2009 году, что связано с последствиями финансово-экономического кризиса.

Динамику роста доходной части федерального бюджета РФ за 2007-2009 гг. представим на рисунке 2.1.1.

Рис. 2.1.1. Динамика роста налоговых и неналоговых доходов федерального бюджета РФ за 2007-2009 гг.

Динамика изменения поступлений доходов федерального бюджета за 2007-2009 года показывает, что наибольшее поступление налоговых и неналоговых доходов в абсолютной величине приходится на 2008 год. В связи с финансово-экономическим кризисом мы видим, что в 2009 году наблюдается уменьшение как налоговых, так и неналоговых доходов.

Более подробно остановимся на изучении поступлений прямых и косвенных налогов в общем объеме налоговых доходов федерального бюджета Российской Федерации. В таблице 2.1.2 представлена укрупненная структура поступлений прямых и косвенных налогов в доходы федерального бюджета за 2007-2009 года.

Таблица 2.1.2 Укрупненная структура налоговых доходов федерального бюджета за 2007-2009 гг. в млн.руб.

Всего налоговые доходы, в т.ч.

Из таблицы 2.1.2 видно, что структура налоговых доходов федерального бюджета РФ за 2007 и 2009 гг. характеризуется незначительным преобладанием косвенных налогов, а в 2008 году преобладанием прямых налогов. Мы видим, что в 2009 г. значительно уменьшаются всего налоговые доходы, это связано с уменьшением поступлений от прямых налогов, которые снизились в 2009 г. по сравнению с 2008 г. на 1 194 954,03 млн.руб. Это связано с последствиями финансово-экономического кризиса. Несмотря на то, что доля косвенных налогов увеличилась в 2009 г., однако в абсолютном выражении поступления по косвенным налогам остались примерно на таком же уровне.

Доля прямых и косвенных налогов в налоговых доходах федерального бюджета за 2006-2008 гг. представлена на рисунке 2.1.2.

Налоговые доходы от прямых налогов подлежат зачислению в бюджеты разных уровней, согласно нормативам, установленным Бюджетным Кодексом РФ и представленным в приложении 2. В федеральный бюджет зачисляются следующие виды налогов: налог на прибыль организаций, налоги, сборы и регулярные платежи за добычу полезных ископаемых, сборы за пользование объектами животного мира, сборы за пользование объектами водных биологических ресурсов, водный налог, единый социальный налог и государственная пошлина.

Рис. 2.1.2. Структура прямых и косвенных налогов в налоговых доходах федерального бюджета за 2006-2008 гг.

Детально остановимся на составе и структуре налоговых доходов федерального бюджета РФ от прямых налогов за 2006-2008 гг. и представим данные в виде таблице 2.1.3.

Таблица 2.1.3 Состав и структура налоговых доходов федерального бюджета за 2007-2009 гг. в млн.руб.

Всего налоговых доходов, в т.ч.

Прямые налоги, в т. ч.

Налог на прибыль, доходы

Единый социальный налог

Налоги, сборы и регулярные платежи за пользование природными ресурсами

Косвенные налоги, т.ч.

Структуру налоговых доходов федерального бюджета Российской Федерации за 2009 г. наглядно продемонстрируем в виде диаграммы, представленной на рисунке 2.1.3.

Рис. 2.1.3. Структура налоговых доходов федерального бюджета за 2009 год

Рисунок показывает, что наибольшую долю в налоговых доходах федерального бюджета занимает налог на добавленную стоимость, который составляет 52,6 процентов, далее следуют налоги, сборы и регулярные платежи за пользование природными ресурсами — 25,8 процентов, единый социальный налог — 13,1 налог на прибыль — 5 процентов, процентов, акцизы — 2,6 процента, государственная пошлина — 0,8 процент.

Рассмотрим более подробно динамику поступлений от некоторых прямых налогов, занимающих основной удельный вес в общем объеме доходов федерального бюджета.

Динамика поступлений наиболее значимых прямых налогов в федеральный бюджет за 2007-2009 гг. представлена на рисунке 2.1.4.

Рис. 2.1.4 Динамика поступления наиболее значимых прямых налогов федеральный бюджет за 2007-2009 гг.

На рисунке видно, что в 2009 году значительно снижаются поступления по налогу на прибыль и налогам, сборам и регулярным платежам за пользование природными ресурсами, однако поступления от единого социального налога остаются примерно на том же уровне. На протяжении всего рассматриваемого периода наибольший удельный вес занимают поступления от налогов, сборов и регулярных платежей за пользование природными ресурсами, особенно в 2008 г. поступления от данного налога значительно возросли и составили в абсолютной величине 1637515,10 млн.руб. Данные изменения вызваны, главным образом, увеличением объема доходов по налогу на добычу полезных ископаемых при добыче нефти и углеводородного сырья. Это, в свою очередь, может быть вызвано благоприятной конъюнктурой мировых цен на данные виды продукции.

Также наблюдается уменьшений поступлений налога на прибыль в 2009 г., Поступления по данному налогу составили в 2009 г. в абсолютной величине 195419,82 млн.руб., что почти в 4 раза меньше по сравнению с 2008 г. причинами снижения поступлений по налогу на прибыль является проявление финансово-экономический кризис, который значительно задел экономику нашей страны. Останавливаются множество предприятий, а следовательно у них нет заказов и практически останавливается сбыт продукции, поэтому уменьшается прибыль, в связи с этим наблюдается такое снижения налога на прибыль. А также снижение поступлений по данному налогу связано с уменьшением налоговой ставки по налогу на прибыль организаций на 4 процента, если в 2008г. налоговая ставка составляла 24 процента, то с 2009г. — 20 процентов, что произошло за счет снижения доли федерального бюджета.

Следует отметить, что на протяжении рассматриваемого периода наблюдается незначительный рост поступлений по единому социальному налогу. Такую тенденцию можно связать, во-первых, с ростом заработной платы на территории Российской Федерации, а во-вторых, с уменьшением так называемых выплат «в конвертах».

Государственная пошлина составляет около 1 процента налоговых доходов федерального бюджета. В течение рассматриваемого периода наблюдался положительная динамика по данному налогу, однако в 2009 г. происходит незначительное снижение в абсолютной величине по сравнению с 2008 г. на 998,45 млн.руб., так в 2009 г. поступления от государственных пошлин составили 32 681,08 млн. руб. Поступления налоговых доходов федерального бюджета от государственной пошлины зависит от совершения гражданами и организациями юридически значимых действий в их пользу со стороны государства. К ним относятся рассмотрение вопросов в судах, регистрация актов гражданского состояния, выдача и замена паспорта и другие.

Таким образом, проведенный анализ общих доходов федерального бюджета за 2007-2009 гг. показал, что налоговые доходы федерального бюджета превышают неналоговые доходы бюджета. В тоже время можно отметить, что в связи с последствиями мирового финансово-экономического кризиса в 2009 г. наблюдается значительное уменьшение доходов федерального бюджета, это связано с уменьшением поступлений как по налоговым, так и неналоговым доходам. По сравнению с 2008 г. доходы федерального бюджета снизились в абсолютной величине на 1 939 158,35 млн.руб.

Налоговые доходы федерального бюджета представлены достаточно большим количеством прямых налогов: налоги, сборы и регулярные платежи за пользование природными ресурсам, налог на прибыль организаций, единый социальный налог, и т.д. Среди прямых налогов наибольшую долю в налоговых доходах федерального бюджета занимают налоги, сборы и регулярные платежи за пользование природными ресурсами — 25,8 процентов, единый социальный налог — 13,1 процентов, налог на прибыль — 5 процентов, государственная пошлина — 1 процент.

Поступление косвенных налогов в бюджет РФ

Сущность налогов, их виды и роль в экономике государства. Общая характеристика налоговой системы РФ на современном этапе. Динамика поступлений прямых косвенных налогов в бюджет. Принципы налогообложения. Порядок исчисления и сроки уплаты налогов.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

  • ВВЕДЕНИЕ 2
  • ГЛАВА I.РОЛЬ И ЗНАЧЕНИЕ НАЛОГОВ В РЕГУЛИРОВАНИИ ЭКОНОМИКИ 4
    • 1.1 Сущность налогов, их виды и роль в экономике государства 4
    • 1.2 Косвенные налоги 9
    • 1.2.1 Налогоплательщики и объект обложения НДС 9
    • 1.2.2 Налогооблагаемая база и налоговые ставки 11
    • 1.2.3 Порядок исчисления и уплаты налога 14
    • 1.2.4 Акцизы: налогоплательщики и объект налогообложения 16
    • ГЛАВАII. АНАЛИЗ НАЛОГОВЫХ ПОСТУПЛЕНИЙ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 21
      • 2.1 Общая характеристика налоговой системы РФ на современном этапе 21
      • 2.2 Динамика поступлений прямых косвенных налогов в бюджет 29
      • 2.3 Анализ динамики и структуры налоговых поступлений 36
    • ЗАКЛЮЧЕНИЕ 43
    • СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 46
    • Налоги являются необходимым звеном экономических отношений в обществе с момента возникновения государства. Развитие и изменение форм государственного устройства всегда сопровождаются преобразованием налоговой системы. В современном цивилизованном обществе налоги — основной источник доходов государства. Помимо этой сугубо финансовой функции налоговый механизм используется для экономического воздействия государства на общественное производство, его динамику и структуру, на состояние научно-технического прогресса. Налоги стали известны давным-давно, еще на заре человеческой цивилизации. Их появление связано с самыми первыми общественными потребностями.

      Среди экономических рычагов, при помощи которых государство воздействует на рыночную экономику, важное место отводится налогам. В условиях рыночной экономики любое государство широко использует налоговую политику в качестве определенного регулятора воздействия на негативные явления рынка. Налоги, как и вся налоговая система, являются мощным инструментом управления экономикой в условиях рынка.

      Рассматривая любую налоговую систему, следует сделать вывод, что она представляет собой сложный, эволюционный социальный феномен тесно связанный с состоянием экономики страны. Налоговая политика страны меняется с учетом политических, экономических и социальных требований, предъявляемых к ней. Налоги из простого инструмента мобилизации доходов бюджетов государства превращаются в основной регулятор всего воспроизводственного процесса, влияя на все пропорции, темпы и условия функционирования экономического процесса.

      Применение налогов является одним из экономических методой управления и обеспечения взаимосвязи общегосударственных интересов с коммерческими интересами предпринимателей, предприятий независимо от ведомственной подчиненности, форм собственности и организационно -правовой формы предприятия. С помощью налогов, в частности прямых, определяются взаимоотношения предпринимателей, предприятий всех форм собственности с государственными и местными бюджетами, с банками, а также с вышестоящими организациями. При помощи налогов регулируется внешнеэкономическая деятельность, включая привлечение иностранных инвестиций, формируется хозрасчетный доход и прибыль предприятия. Очевидно, что любому государству для выполнения своих функций необходимы фонды денежных средств. Очевидно также, что источником этих финансовых ресурсов могут быть только средства, которые правительство собирает со своих «подданных» в виде физических и юридических лиц. Именно таким образом, налоги выражают обязанность всех юридических и физических лиц, получающих доходы, участвовать в формировании государственных финансовых ресурсов. Особая роль при этом отводится прямым налогам. Таким образом, налоги выступают важнейшим звеном финансовой политики государства в современных условиях.

      Цель — рассмотреть поступление косвенных налогов в РФ.

      Для реализации поставленной цели, необходимо решить следующие задачи:

      1. Изучить сущность налогов, их виды и роль в экономике государства;

      2. Рассмотреть косвенные налоги;

      3. Дать общую характеристику налоговой системы РФ на современном этапе;

      4. Проследить динамику поступлений прямых косвенных налогов в бюджет.

      Данная курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы.

      ГЛАВА I. РОЛЬ И ЗНАЧЕНИЕ НАЛОГОВ В РЕГУЛИРОВАНИИ ЭКОНОМИКИ

      1.1 Сущность налогов, их виды и роль в экономике государства

      Существование любого современного государства неразрывно связано с налогами. Каждый человек в какой-то мере ощущает это на себе. Бенджамин Франклин писал, что «платить налоги и умереть должен каждый». Данный принцип заложен и в российском законодательстве: «Каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы». Лавров А. Бюджетный федерализм и финансовая стабилизация //Вопросы экономики, 2006. — № 8. — С.60-65.

      Налоги играют важнейшую роль среди государственных доходов, так как они составляют более 80% доходной части бюджета.

      Сколько веков существует государство, столько же существуют и налоги и столько же экономическая теория ищет принципы оптимального налогообложения.

      Адам Смит сформулировал четыре основополагающих, ставших классическими, принципа налогообложения, желательных в любой системе экономики:

      1) Подданные государства должны участвовать в содержании правительства соответственно доходу, каким они пользуются под покровительством и защитой государства. Соблюдение этого положения или пренебрежение им приводит к так называемому равенству или неравенству налогообложения.

      2) Налог, который обязывается уплачивать каждое отдельное лицо должен быть точно определен (срок уплаты, способ платежа, сумма платежа).

      3) Каждый налог должен взиматься тем способом или в то время, когда плательщику удобнее всего оплатить его.

      4) Каждый налог должен быть так задуман и разработан, чтобы он брал и удерживал из кармана народа как можно меньше сверх того, что он приносит казне государства. (Налог может брать и удерживать из кармана народа гораздо больше, чем он приносит казне, если, например, его сбор требует такой армии чиновников, жалованье которых будет поглощать значительную часть суммы, которую приносит налог.)

      Современные налоговые системы используют оба принципа налогообложения, в зависимости от экономической и социальной целесообразности. Крылов Т.З. Бюджетный процесс и бюджетный календарь в США //Финансы, 2006. — №11. — С.56-66.

      Налог — это обязательный платеж, поступающий в бюджетный фонд в определенных законом размерах и в установленные сроки.

      В силу традиций платеж, являющийся налогом, может быть назван пошлиной, сбором. Под сбором понимается обязательный взнос, взимаемый с организаций и физических лиц, уплата которого является одним из условий совершения государственными органами юридически значимых действий в отношении плательщиков сборов.

      Экономическая сущность налогов характеризуется денежными отношениями, складывающимися у государства с юридическими и физическими лицами. Эти денежные отношения объективно обусловлены и имеют специфическое общественное назначение — мобилизацию денежных средств в распоряжение государства. Поэтому налог может рассматриваться в качестве экономической категории с присущими ей функциями.

      Налог является индивидуально безвозмездным, взыскивается на условиях безвозвратности методами государственного принуждения и не носит характер наказания или контрибуции. Налоги устанавливаются законодательной властью в одностороннем порядке.

      Совокупность разных видов налогов, в построении и методах, исчисления которых реализуются определенные принципы, образуют налоговую систему страны. Объектами налогообложения являются доходы (прибыль), стоимость определенных товаров, отдельные виды деятельности налогоплательщиков, операции с ценными бумагами, пользование природными ресурсами, имущество физических и юридических лиц, передача имущества, добавленная стоимость произведенных товаров и услуг и другие объекты, установленные законодательными актами. В России основы налоговой системы закреплены в Налоговом кодексе РФ.

      -справедливости — все субъекты должны ставиться в равные условия;

      — разумное сочетание прямых и косвенных налогов, использование разнообразных их видов, позволяющее учесть как имущественное положение налогоплательщиков, так и получаемые ими доходы. В период обострения кризисной ситуации в экономике лучше иметь много источников пополнения бюджета со сравнительно низкими ставками и широкой налогооблагаемой базой, чем один — два вида поступлений с высокими ставками изъятия;

      — универсализация налогообложения, обеспечивающая, во-первых, одинаковые для всех плательщиков требования к эффективности хозяйственной деятельности, не зависящие от видов собственности, организационно — правовых форм хозяйствования и так далее, а, во-вторых, одинаковый подход к исчислению величины налога вне зависимости от источника полученного дохода, сферы хозяйственной деятельности, отрасли экономики;

      — однократность обложения, состоящая в том, что один и тот же объект может облагаться налогом одного вида только один раз за определенный законом период;

      — научный подход к определению конкретной величины ставки налога, состоящей в обосновании той доли изъятия, которая позволит субъекту налога иметь доход, обеспечивающий ему нормальное развитие. Научный подход исключает как механический перенос на нашу страну ставок налогообложения, используемых в других странах, так и сугубо фискальный подход к их установлению

      — дифференциация ставок налогообложения в зависимости от уровня доходов, которая тем не менее не должна превращаться ни в запретительную прогрессию, ни в индивидуализацию ставок, противоречащую основам рыночного хозяйствования;

      — стабильность ( устойчивость ) ставок налогообложения, действующих в течении довольно длительного периода и простота исчисления платежа;

      — использование системы налоговых льгот, реально стимулирующих процессы инвестирования средств в предпринимательскую деятельность и одновременно реализующих принцип социальной справедливости, в том числе гарантируемый гражданам прожиточный минимум. Льготы не должны устанавливаться для конкретных плательщиков, они едины для всех; Калиниченко Н., Рубченко М., Привалов А. Налоговая «чрезвычайка» (ВЧК-2) //Эксперт, 2006. — № 40. — С.60-65.

      Социально-экономическая сущность, внутреннее содержание налогов проявляется через их функции. Налоги выполняют пять важнейшие функции:

      1. Обеспечение финансирования государственных расходов (фискальная функция).

      2. Государственное регулирование экономики (регулирующая функция).

      3. Поддержание социального равновесия путем изменения соотношения между доходами отдельных социальных групп с целью сглаживания неравенства между ними (социальная функция).

      4. Стимулирующая функция.

      5. Контрольная функция

      Во всех государствах, при всех общественных формациях налоги в первую очередь выполняли фискальную функцию — изъятие части доходов предприятий и граждан для содержания государственного аппарата, обороны страны и той части непроизводственной сферы, которая не имеет собственных источников доходов, либо они недостаточны для обеспечения должного уровня развития — учреждения культуры, здравоохранения, образования и др.

      Налогам принадлежит решающая роль в формировании доходной части государственного бюджета. Важную роль играет функция, без которой в экономике, базирующейся на товарно-денежных отношениях, нельзя обойтись. Рыночная экономика в развитых странах — это регулируемая экономика. Представить себе эффективно функционирующую рыночную экономику, не регулируемую государством, невозможно. Иное дело — как она регулируется, какими способами, в каких формах. Здесь возможны варианты, но каковы бы ни были эти формы и методы, центральное место в самой системе регулирования принадлежит налогам. Развитие рыночной экономики регулируется финансово-экономическими методами — путем применения отлаженной системы налогообложения, маневрирования ссудным капиталом и процентными ставками, выделения из бюджета капитальных вложений и дотаций и т. п. Центральное место в этом комплексе экономических методов занимают налоги. Маневрируя налоговыми ставками, льготами и штрафами, изменяя условия налогообложения, вводя одни и отменяя другие налоги, государство создает условия для ускоренного развития определенных отраслей и производств, способствует решению актуальных для общества проблем.

      Социальная или перераспределительная функция налогов. Посредством налогов в государственном бюджете концентрируются средства, направляемые затем на решение народнохозяйственных проблем, как производственных, так и социальных, финансирование крупных межотраслевых, комплексных целевых программ — научно-технических, экономических и др. С помощью налогов государство перераспределяет часть прибыли предприятий и предпринимателей, доходов граждан, направляя ее на развитие производственной и социальной инфраструктуры, на инвестиции в капиталоемкие и фондоемкие отрасли с длительными сроками окупаемости затрат (железные дороги, автострады, добывающие отрасли, электростанции и др.). В современных условиях значительные средства из бюджета должны быть направлены на развитие сельскохозяйственного производства, отставание которого наиболее болезненно отражается на всем состоянии экономики и жизни населения. Исправников В. Налоговые камни в бюджетном огороде // Экономика и жизнь, 2006. — № 20. — С.40-45.

      Контрольная функция налогов. Сущность ее состоит в количественном отражении и соответствии налоговых платежей и налоговых поступлений. Осуществление контрольной функции налогов, ее полнота и глубина, в известной мере, зависит от налоговой дисциплины. Суть ее в том, чтобы налогоплательщики (юридические и физические лица) своевременно и в полном объеме уплачивали установленные законодательством налоги. Практика работы налоговых органов показывает, что нарушение сроков и полноты уплаты налогов явление частое.

      Указанное разграничение функций налоговой системы носит условный характер, так как все они переплетаются и осуществляются одновременно.

      1.2 Косвенные налоги

      1.2.1 Налогоплательщики и объект обложения НДС

      — лица, перемещающие товары через таможенную границу РФ.

      Они подлежат обязательной постановке на учет в налоговом органе.

      Организации и индивидуальные предприниматели имеют право на освобождение от обязанности исчислять и уплачивать НДС, если за 3 предшествующие календарных месяца сумма выручки от реализации без учета НДС не превысила 2 млн. руб.

      Рассчитывая выручку, бухгалтер должен учесть все поступления от реализации товаров (работ, услуг), облагаемых и не облагаемых НДС. Причем учитываются средства, полученные как в денежной, так и в натуральной форме, включая оплату ценными бумагами.

      Не могут получить освобождение от НДС те организации, которые в последние три месяца продавали подакцизные товары. При этом размер выручки, который они получили, значения не имеет. А если организация, воспользовавшаяся освобождением от налога, ввозит товары в Россию, то НДС на таможне она должна уплачивать на общих основаниях.

      Лица, желающие не платить налог, должны подать в ИФНС заявление и приложить к нему документы, подтверждающие право на освобождение. Полный перечень документов, которые подтверждают право организации на освобождение, приведен в НК:

      — выписка из бухгалтерского баланса (у организаций);

      — выписка из книги учета доходов и расходов и хозяйственных операций (у индивидуальных предпринимателей);

      — выписка из книги продаж;

      — копия журнала полученных и выставленных счетов-фактур.

      1) реализация товаров, работ и услуг на территории РФ, в т.ч. реализация предметов залога и передача товаров по соглашению о предоставлении отступного (передача права собственности на товары и оказание услуг на безвозмездной основе признается реализацией);

      2) передача товаров, выполнение работ для собственных нужд, расходы на которые не принимаются к вычету при исчислении налога на прибыль;

      3) выполнение строительно-монтажных работ для собственного потребления;

      4) ввоз товаров на таможенную территорию РФ.

      Не признаются реализацией товаров:

      — операции, связанные с обращением российской или инвалюты;

      — передача ОС, НМА и др. имущества организации ее правопреемнику;

      — передача имущества, носящая инвестиционный характер (вклады в уставный капитал, вклады по договору простого товарищества);

      — передача на безвозмездной основе жилых домов, детских садов и др. объектов социально-культурного и жилищно-коммунального назначения, а также дорог, газовых сетей органам государственной власти и органам местного самоуправления; Илларионов А. Теория «денежного дефицита» как отражение платежного кризиса в российской экономике // Вопросы экономики, 2006. — №12. — С.40-60.

      — передача на безвозмездной основе объектов ОС органам государственной власти и управления и органам местного самоуправления, а также бюджетным учреждениям, государственным и муниципальным унитарным предприятиям.

      косвенный налог бюджет экономика

      1.2.2 Налогооблагаемая база и налоговые ставки

      При определении налоговой базы выручка от реализации товаров определяется исходя из всех доходов, связанных с расчетами по уплате указанных товаров, полученных им в денежной или натуральной формах. Налоговая база при реализации товаров (работ) определяется как стоимость этих товаров, исчисленная исходя из рыночных цен, с учетом акцизов.

      При реализации товаров на безвозмездной основе, при оплате труда в натуральной форме налоговая база определяется аналогично.

      Налоговая база при реализации товаров из давальческого сырья определяется как стоимость их обработки, переработки с учетом акцизов.

      Если организация осуществляет предпринимательскую деятельность в интересах другого лица на основе договоров поручения, комиссии или агентских договоров, то налоговая база определяется как сумма дохода, полученная в виде вознаграждений.

      При выполнении строительно-монтажных работ (СМР) для собственного потребления налоговая база определяется как стоимость выполненных работ, исчисленная из всех фактических расходов на их выполнение.

      При строительстве для собственных нужд НДС следует начислять в последний день налогового периода. «Входной» НДС по материалам, работам и услугам, использованным при строительстве, можно принять к вычету сразу же, как только эти материалы (работы, услуги) будут приняты на учет.

      При ввозе товаров на таможенную территорию РФ налоговая база определяется как сумма таможенной стоимости товаров, таможенной пошлины и акцизов.

      При экспорте товаров с таможенной территории РФ налог не уплачивается.

      Не должна включаться в налоговую базу по НДС предоплата (частичная или полная), полученная продавцом по товарам и услугам:

      1) не подлежащим налогообложению;

      2) облагаемым по ставке 0%.

      Налоговый период для всех организаций (налогоплательщиков и налоговых агентов) — квартал.

      Налогообложение производится по ставке 0% при реализации:

      — товаров (в т.ч. нефти, природного газа, которые экспортируются на территории государств-участников СНГ), помещенных под таможенный режим экспорта при условии их фактического вывоза за пределы таможенной территории РФ и представлении в ИФНС соответствующих документов, а также работ, услуг, непосредственно связанных с производством и реализацией этих товаров;

      — работ, непосредственно связанных с перевозкой через таможенную территорию РФ товаров, помещенных под таможенный режим транзита;

      — услуг по перевозке пассажиров и багажа при условии, что пункт отправления или назначения расположены за пределами РФ;

      — топливо и горюче-смазочные материалы (припасами), вывезенные из России в таможенном режиме перемещения припасов, необходимых для эксплуатации воздушных и морских судов, а также судов смешанного плавания; Дубов В.В. Действующая налоговая система и пути ее совершенствования //Финансы, 2006. — №4. — С.22-24.

      — работ в сфере космической деятельности;

      — товаров, используемых в космической деятельности (космической техники, космических объектов, объектов космической инфраструктуры, подлежащих обязательной сертификации).

      К соответствующим документам относятся: копия контракта, выписка банка, подтверждающая получение экспортной выручки, грузовая таможенная декларация (ГТД) с отметками о вывозе товара за пределы таможенной территории РФ, копии транспортных и товаросопроводительных документов с отметками пограничных таможенных органов, подтверждающих вывоз товара за пределы РФ.

      Моментом определения налоговой базы для применения налоговой ставки 0% при реализации товаров является последний день месяца, в котором собран полный пакет документов.

      Документы представляются для подтверждения обоснованности применения налоговой ставки 0% в срок не позднее 180 дней, считая с даты оформления ГТД на вывоз груза. Иначе применяются ставки 10 и 18%.

      Налогообложение производится по ставке 10% при реализации:

      — продовольственных товаров (скота и птицы, мяса и мясопродуктов, молока и молокопродуктов, яйца, сахара, маргарина, муки, крупы);

      — товаров для детей (трикотажных и швейных изделий, обуви, подгузников, школьных принадлежностей;

      — периодических печатных изданий (кроме изданий рекламного и эротического характера), учебной и научной книжной продукции;

      — медицинских товаров отечественного и зарубежного производства (лекарственных средств и изделий медицинского назначения);

      — швейные изделия и верхняя одежда из натуральной овчины и кролика (в том числе с кожаными вставками).

      В других случаях налогообложение производится по ставке 18%.

      Если организация осуществляет операции, подлежащие налогообложению, и операции, не облагаемые НДС, нужно вести раздельный учет таких операций.

      1.2.3 Порядок исчисления и уплаты налога

      Сумма налога определяется как произведение налоговой базы и соответствующей ставки. Момент реализации товаров определяется по мере отгрузки и предъявлению покупателям расчетных документов, дата берется как день отгрузки (передачи) товара.

      Общую сумму НДС можно уменьшить на установленные вычеты. Вычетам подлежат суммы НДС, предъявленные организации при приобретении товаров (работ) либо уплаченные ею при ввозе товаров на таможенную территорию РФ в отношении:

      — товаров (работ), приобретаемых для осуществления производственной деятельности или иных операций, подлежащих налогообложению;

      — товаров, приобретаемых для перепродажи.

      Для вычета НДС условие оплаты его поставщику не применяется. Вычетам подлежат также суммы налога, исчисленные с сумм авансовых платежей. Налоговые вычеты производятся на основании счетов-фактур, выставленных продавцами.

      Нужно восстанавливать НДС по основным средствам и нематериальным активам в следующих случаях:

      а) при переходе на упрощенную систему налогообложения и отчетности;

      б) при переходе на уплату единого налога на вмененный доход;

      в) при использовании объектов в нескольких видах деятельности, облагаемых и необлагаемых НДС;

      г) при внесении имущества в уставный капитал.

      С 2007 г. при оплате товаров в не денежной форме (товарообменных операциях, зачете взаимных требований, расчетах ценными бумагами) сумму НДС нужно перечислять поставщику. Государственный бюджет: Учебное пособие. /Под ред. М. И. Ткачук — Минск: Высшая школа, 2006. — 300с

      Сумма налога, подлежащая уплате в бюджет, исчисляется по итогам каждого налогового периода, как уменьшенная на сумму вычетов общая сумма налога.

      Если сумма вычетов превысит общую сумму налога, то к перечислению в бюджет сумма равная нулю. Положительная разница между суммой вычетов и суммой налога подлежит возмещению налогоплательщику. Эта разница направляется в течение 3-х календарных месяцев, следующих за истекшим налоговым периодом, на исполнение обязанностей по уплате налогов и сборов, уплату пени, недоимки, санкций, подлежащих зачислению в тот же бюджет. По истечении 3-х месяцев остаток незачтенной суммы возвращается организации.

      Уплата налога производится по итогам каждого квартала исходя из фактической реализации товаров за период не позднее 20-го числа следующего месяца.

      Декларация в налоговые органы подается не позднее 20 числа следующего месяца.

      При реализации товаров выставляются счета-фактуры не позднее 5 дней считая со дня отгрузки товаров. В расчетных документах, первичных учетных документах и счетах-фактурах соответствующая сумма налога выделяется отдельной строкой. Если операции не облагаются налогом, то указывается «Без НДС».

      Счет-фактура является документом, служащим основанием для принятия предъявленных сумм налога к вычету или возмещению. Организации обязаны вести журналы учета полученных и выставленных счетов-фактур, книги покупок и продаж.

      В счете-фактуре должны быть указаны: порядковый номер и дата выписки; наименование, адрес и ИНН налогоплательщика и покупателя; наименование и адрес грузоотправителя и грузополучателя; номер платежно-расчетного документа в случае получения авансовых и иных платежей; наименование товаров и единица измерения; количество товаров; цена (тариф) за единицу без НДС; стоимость товаров без НДС; сумма акциза по подакцизным товарам; налоговая ставка; сумма налога; стоимость с НДС; страна происхождения товара; номер ГТД.

      Ведутся книга покупок и книга продаж.

      1.2.4 Акцизы: налогоплательщики и объект налогообложения

      Подакцизными товарами признаются:

      1) спирт этиловый из всех видов сырья (кроме спирта коньячного);

      2) спиртосодержащая продукция с объемной долей спирта более 9%;

      3) алкогольная продукция (спирт питьевой, водка, ликероводочные изделия, коньяки, вино и иная пищевая продукция с объемной долей этилового спирта более 1,5%, кроме виноматериалов);

      5) табачная продукция;

      6) автомобили легковые и мотоциклы с мощностью двигателя свыше 150 л.с.;

      7) автомобильный бензин;

      9) моторные масла для дизельных и карбюраторных двигателей;

      10) прямогонный бензин (таковым считаются бензиновые фракции, которые получены в результате переработки нефти, газового конденсата, попутного нефтяного газа, горючих сланцев, угля и т.д.). Горегляд В., Подпорина И. Бюджетный кризис и пути его преодоления //Российский экономический журнал, 2007. — №10, — С.23-33

      Объектом налогообложения признаются следующие операции:

      Реализация на территории РФ лицами произведенных ими подакцизных товаров.

      Реализация организациями с акцизных складов алкогольной продукции, приобретенной у производителей либо с др. акцизных складов (не является объектом обложения реализация алкогольной продукции с акцизного склада одной оптовой фирмы складу другой оптовой фирмы).

      Передача на территории РФ лицом произведенных им из давальческого сырья подакцизных товаров собственнику этого сырья либо другим лицам.

      Передача в структуре организации произведенных подакцизных товаров для дальнейшего производства неподакцизных товаров.

      Передача лицами произведенных ими подакцизных товаров для собственных нужд, а также в уставный капитал организаций.

      Передача произведенных подакцизных товаров на переработку на давальческой основе.

      Ввоз подакцизных товаров на таможенную территорию РФ.

      Не подлежат налогообложению следующие операции:

      — передача подакцизных товаров одним структурным подразделением организации, не являющимся самостоятельным налогоплательщиком, для производства других подакцизных товаров другому такому же структурному подразделению этой организации;

      — первичная реализация конфискованных или бесхозяйных подакцизных товаров.

      Налоговая база определяется отдельно по каждому виду подакцизного товара. Налоговая база определяется как:

      — как объем реализованных (переданных) подакцизных товаров в натуральном выражении — по товарам, в отношении которых установлены твердые (специфические) налоговые ставки (в абсолютной сумме на единицу измерения);

      — как стоимость реализованных товаров, исчисленная исходя из рыночных цен, без учета акциза, НДС — по товарам, в отношении которых установлены адвалорные (в %) ставки.

      При ввозе подакцизных товаров на таможенную территорию РФ налоговая база определяется:

      — по подакцизным товарам с твердыми ставками — как объем ввозимых товаров в натуральном выражении;

      — по подакцизным товарам с адвалорными ставками как сумма их таможенной стоимости и таможенной пошлины.

      Для организаций и предпринимателей налоговый период — каждый календарный месяц.

      Сумма акциза по товарам с твердыми ставками исчисляется как произведение налоговой ставки и налоговой базы.

      Сумма акциза по товарам, в отношении которых установлены адвалорные ставки, исчисляется как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы.

      Таблица 1. Налоговые ставки

      Виды подакцизных товаров

      Налоговая ставка (в % или в руб. и коп. за единицу измерения)

      Этиловый спирт из всех видов сырья

      25 руб. 15 коп. за 1 литр безводного этилового спирта.

      Алкогольная продукция с объемной долей этилового спирта до 9% (кроме вин)

      110 руб. за 1 литр безводного этилового спирта.

      Алкогольная продукция с объемной долей этилового спирта свыше 9% (кроме вин) и спиртосодержащая продукция

      173 руб. 50 коп. за 1 литр безводного этилового спирта.

      Вина шампанские и вина игристые

      10 руб. 50 коп. за литр.

      Вина натуральные с содержанием этилового спирта не более 6% от объема готовой продукции

      2 руб. 35 коп. за литр.

      Пиво с нормативным содержанием объемной доли этилового спирта свыше 0,5 до 8,6%

      2 руб. 74 коп. за литр.

      Пиво с нормативным содержанием объемной доли этилового спирта свыше 8,6%

      8 руб. 94 коп. за литр.

      232 руб. за 1000 шт.

      Сигареты с фильтром

      120 руб. за 1000 штук + 5,5% от их расчетной стоимости, исчисляемой исходя из максимальной розничной цены, но не менее 142 руб. за 1000 шт.

      Сигареты без фильтра и папиросы

      55 руб. за 1000 штук + 5,5% от их расчетной стоимости, исчисляемой исходя из максимальной розничной цены, но не менее 72 руб. за 1000 шт.

      Бензин с октановым числом до «80» включительно

      2 657 руб. за 1 тонну.

      3 629 рублей за 1 тонну.

      Автомобили легковые с мощностью двигателя свыше 67,5 кВт (90 л.с.) и до 112,5 кВт (150 л.с.) включительно

      19 руб. 26 коп. за 0,75 кВт (1 л.с.)

      Автомобили легковые с мощностью двигателя свыше 112,5 кВт (150 л.с.), мотоциклы с мощностью двигателя 112,5 кВт (150 л.с.)

      194 руб. за 0,75 кВт (1 л.с.)

      * Примечание: в 2009 и 2010 г.г. ставки акцизов опять увеличатся

      Дата реализации подакцизных товаров определяется как день их оплаты. Богачева О. Бюджетные механизмы в мировой практике развития депрессивных и отсталых регионов //Вопросы экономики, 2007. — №6. — С.100-109.

      Налогоплательщик, реализующий производимую им подакцизную продукцию, либо производящий подакцизные товары из давальческого сырья, обязан предъявить к оплате покупателю соответствующую сумму акциза. В расчетных документах сумма акциза выделяется отдельной строкой.

      При экспорте подакцизных товаров для подтверждения обоснованности освобождения от уплаты акциза налогоплательщик обязан в течение 180 дней представить в ИФНС пакет документов (аналогичный НДС).

      Для определения суммы акциза вначале рассчитывается облагаемый оборот, а затем сам акциз.

      Плательщики акцизов имеют право уменьшить общую сумму акциза на налоговые вычеты. Вычетам подлежат суммы акциза, предъявленные продавцами и уплаченные при приобретении подакцизных товаров. При передаче подакцизных товаров, произведенных из давальческого сырья (если оно является подакцизным), вычетам подлежат суммы акциза, предъявленные продавцами и уплаченные собственниками сырья.

      Вычету подлежат суммы авансового платежа, уплаченные при приобретении акцизных марок или специальных региональных марок (по товарам, подлежащим обязательной маркировке).

      Основанием для налоговых вычетов служат расчетные документы и счета-фактуры, полученные от поставщиков подакцизных товаров. Сумма акциза должна быть выделена в них отдельной строкой. Выделять акциз в счетах-фактурах могут только те поставщики, которые реализуют производимые ими подакцизные товары либо изготовляют подакцизные товары из давальческого сырья. Кроме того, указывать в счетах-фактурах акциз должны организации оптовой торговли, реализующие алкогольные напитки со своих акцизных складов. Организации, реализующие подакцизные товары, но не обязанные уплачивать акцизы в бюджет, не должны выделять суммы акциза в расчетных документах и счетах-фактурах.

      ГЛАВА II. АНАЛИЗ НАЛОГОВЫХ ПОСТУПЛЕНИЙ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

      2.1 Общая характеристика налоговой системы РФ на современном этапе

      Отсутствие элементарной дисциплины, порядка, ответственности, инициативы, наличие настроения иждивенчества, пассивности, а также некомпетентности, низкого профессионализма и делового уровня многих руководителей государственного управления, министерств и ведомств, предприятий и организаций;

      Проведение общественно-экономических преобразований без тщательно продуманной и обоснованной программы действий, их непоследовательности, часто авантюристического эксперимента, сопровождаемое кадровой чехардой, пренебрежение общественным мнением, объективными факторами экономического развития;

      Отсутствие оптимальной идеологии перехода к новым отношениям, некомпетентности ее проводников на практике;

      Полный развал роли государства в регулировании экономики, появление и расцвет таких элементов теневой экономики, как хищение, рэкет, взяточничество, коррупция, воровство, уклонение от налогов, мошенничество и др.

      В условиях рыночных отношений возникает острая необходимость создания и функционирования сложной инфраструктуры, служащей в качестве приводного ремня механизма рыночной экономики, который движется по определенным правилам, вырабатываемым и действующим с учетом удовлетворения интересов участников рыночного процесса. Все это обуславливает объективную необходимость в постоянном контроле соблюдения законов и правил функционирования рыночной экономики, изыскание путей достижения высоких конечных результатов, рентабельности работы, соблюдения деловой этики партнерских отношений.

      Рыночная экономика также нуждается в управлении, как и любая модель государственного устройства, но это управление строится не на командах, а на экономических мерах воздействия и косвенного регулирования с использованием в основном методом бюджетной, налоговой и денежно- кредитной политики.

      Если бюджет нормальный, здоровый, он «покрывает «государственные нужды, то есть обеспечивает содержание не только органов управления и воспроизводства, но и тех сфер, которые государство традиционно берет на себя обеспечение здравоохранения, образование, пенсионные вопросы, социальную защиту и т. д. Осуществляемый переход к рыночным отношениям позволил Правительству по новому посмотреть на многие привычные органы управления народным хозяйством, изменить деятельность старых органов и создать новые организационные структуры. Например, к числу последних относятся образование налоговых инспекций, которые действуют на основе Закона «О государственной налоговой службе КР». Их главная функция — соблюдение налогового законодательства, налоговой дисциплины.

      Исходя из анализа нормативной базы по налоговому и финансовому законодательству необходимо выделить 2 этапа развития системы налогообложения:

      До принятия Налогового Кодекса;

      После принятия Налогового Кодекса.

      Первый этап, в свою очередь, состоит из нескольких ступеней развития. Осуществление рыночных преобразований в экономике активизировало работу по совершенствованию налоговой системы. Вместо налога с оборота и его новоиспеченного «сателлита» — налога продаж были введены 2 других косвенных налога: акцизный (на ограниченный круг товаров) и на добавленную стоимость. Введение с 1992 года НДС соответствовало требованиям рыночных отношений, ибо охватывало и потребительские товары (которыми в основном ограничивался налог с оборота), и товары производственно-технического назначения на всех статьях их производства и реализации вплоть до конечного потребления.

      Все налоги, сборы и другие платежи «питают» бюджетную систему страны. Существование большого количества законодательных актов и налогов, двойного обложения одних и тех же объектов усложняло деятельность хозяйствующих субъектов, предпринимателей и вело к большим затратам в администрировании. Отсутствие знаний в своих обязательствах по налогам у большинства налогоплательщиков, также потребовало пересмотра законодательных актов. В связи, с чем был введен Налоговый Кодекс РФ.

      В Налоговом кодексе предусмотрен ряд экономических льгот, облегчающих положение налогоплательщиков, которые отсутствовали в ранее действовавшем законодательстве, важнейшие из которых следующие:

      — система увеличенных коэффициентов амортизации, что позволяет увеличить необлагаемую прибыль и ускорить замену основных фондов;

      — принятие единой ставки налога на прибыль;

      — применение нового механизма взимания налога на добавленную стоимость;

      — обеспечение переноса потерь прошлых лет для всех отраслей народного хозяйства;

      — уменьшение величины дохода, облагаемого подоходным налогом.

      Основной принцип в области управления и контроля за налогами, заложенный в Налоговом кодексе, заключается в обеспечении ответственности налоговой службы, которая определена единственным органом, осуществляющим налоговое управление и контроль за исполнением налогового законодательства в целях обеспечения эффективного сбора всех налогов.

      В целях поддержки малого предпринимательства увеличен регистрационный порог налога на добавленной стоимости до 2,5 миллион руб.

      В целях упрощения налогообложения малого и среднего бизнеса постоянно расширяется перечень видов предпринимательской деятельности, осуществляемых физическими лицами на патентной основе.

      Наряду с положительными изменениями и дополнениями в Налоговый кодекс было также внесено более 500 поправок, в основном усложняющих администрирование налогов, предоставляющих дополнительные льготы отдельным или группе хозяйствующих субъектов. Такое частое изменение налогового законодательства без предварительного анализа и в угоду отдельным категориям налогоплательщиков подрывало стабильность налоговой системы, создавало трудности в ее администрировании и нарушало целостность налоговой структуры.

      Таким образом, можно сказать, что изменения в налоговой системе принимались, прежде всего, с целью ее совершенствования. Кроме того, в целях дальнейшего развития рынка ценных бумаг в РФ, в законодательное собрание было внесено предложение, где предусмотрено освобождение от налога на прибыль, доходов, получаемых от операций (владение, продажи, распоряжения и других видов) с государственными ценными бумагами.

      К наиболее важными кардинальным изменениям, произошедших с введением Налогового Кодекса по видам налогов до 2009 года, можно отнести:

      По налогу на прибыль. Основной целью раздела «Налог на прибыль» является устранение антистимулов, тормозящих развитие бизнеса. В этом разделе упорядочены и систематизированы различные виды доходов, подлежащих включению в состав совокупного дохода, и введена система вычетов из совокупного дохода.

      Система учета налога на прибыль увязывается с условиями, которые сложились в РФ. Наряду с методами начислений, которые лучше всего подходят для среднего и крупного бизнеса, в настоящее время разрешается использование и кассового метода. К основным изменениям по налогу на прибыль относятся:

      Принятие единой ставки налога на прибыль в размере 30%, вместо ранее действовавших различных ставок.

      Принципиально новым по налогу на прибыль по сравнению с действующим, где ставки составляли от 15 до 50% в зависимости от вида деятельности, является внедрение концепции, предполагающей равноправие всех объектов хозяйственной деятельности (единая ставка в размере 30%). Это позволит упорядочить контроль и учет налоговых органов и предприятий.

      Включение в состав расходов, связанных с получением доходов, затрат на предоставление материальных льгот работающим (ранее не включаемые). Главное внимание здесь уделяется уточнению состава затрат, и в первую очередь, амортизационным отчислениям. Эти отчисления должны стать реальным источником для восстановления производственных фондов предприятий. Одним из важных моментов, облегчающих положение налогоплательщиков, является пролонгация убытков прошлых лет для всех отраслей народного хозяйства сроком до 5 лет.

      Применение увеличенных коэффициентов амортизации, что позволило хозяйствующим субъектам уменьшить налогооблагаемую прибыль и своевременно обновлять свой производственный потенциал.

      Обложение доходов предприятий, полученных по процентам от вкладов в банках снижено с 30-50 до 15%, а снижение ставок налогов на дивиденды и проценты, выплачиваемые юридическим лицам, с 15 до 5%.

      Известно, что некоторые отрасли промышленности (например, горнодобывающая) являются фондоемкими, и порядок исчисления амортизации, предусмотренный в Налоговом кодексе, не позволяет им в короткий срок восстановить основные средства. Они морально и физически устаревают, и снижается эффективность их использования. В связи с этим возникает необходимость применения в таких отраслях отдельных схем ускоренной амортизации для целей налогообложения. Сейчас уже внесены поправки в соответствующую статью Налогового кодекса.

      Следует особо отметить, что в новом Налоговом кодексе введен и прописан принцип, согласно которому налоговые органы страны могут осуществлять свои действия только в том случае, если эти действия разрешены кодексом, а налогоплательщики, в свою очередь, могут действовать во всех случаях, которые не запрещены данным Налоговым кодексом.

      Также предусмотрена возможность для налогоплательщиков предоставлять налоговые отчетности в электронной форме с использованием сети Интернет без непосредственного контакта с представителями налоговых органов.

      В тоже время налоговые органы обязаны не только контролировать исполнение налогового законодательства, но и оказывать содействие налогоплательщикам в исполнении ими этих обязательств. Что касается бланков налоговой отчетности, то они предоставляются налоговыми органами бесплатно.

      Помимо этого установлены сроки давности для налоговых целей — начисление или пересмотр суммы налоговой задолженности налогоплательщика может быть проведен в течение 6 лет после окончания налогового периода (в действующем кодексе ограничений по сроку давности не установлено). В тоже время возврат и зачет переплаченных сумм налога может быть произведен в течение 6 лет после окончания налогового периода (в действующем кодексе 3 года).

      Введена классификация налоговых проверок, которые делятся на документальные проверки (плановые, внеплановые и перепроверки) и камеральные проверки. А при планировании налоговых проверок налоговые органы обязаны учитывать вероятность неуплаты налогов. Поэтому в новом Налоговом кодексе предусмотрена методика анализа оценки рисков неуплаты налогов, как основание для проверки, а также определены механизмы и случаи начисления налоговых обязательств налогоплательщика на основе косвенных и расчетных методов определения налоговой базы.

      С другой стороны, введены ограничения на проведение перепроверок налогоплательщиков — перепроверка может быть проведена в случае мотивированного заявления уполномоченного лица налогового органа, с указанием причин, по которым документы не были проверены ранее. При этом перепроверка должна быть проведена уполномоченным лицом налоговых органов, не участвовавшем в налоговой проверке, результаты которой перепроверяются.

      Также предусмотрен механизм помощи налогоплательщикам по соблюдению требований налогового законодательства при заполнении налоговой отчетности. В частности, он реализуется с помощью камеральных проверок, которые направлены на выявление ошибок, допущенных налогоплательщиками при составлении налоговых отчетов с целью предупреждения доначисления штрафных санкций при проведении налоговых проверок.

      Помимо этого установлены общие принципы привлечения к ответственности за совершение налогового правонарушения. Например, никто не может быть привлечен дважды к ответственности за совершение одного и того же налогового правонарушения.

      В новом Налоговом кодексе упрощены налоговые процедуры представления отчетности и уплаты налогов — количество ежемесячной и квартальной отчетности и сроки уплаты налогов сокращены более чем в 3 раза. Что касается ставки НДС, то она сокращена с 20 до 12 процентов. Ставка единого налога для субъектов малого бизнеса, работающих по упрощенной системе налогообложения, снижена с 10 до 6 процентов.

      В тоже время, вместо отчислений на воспроизводство и развитие минерально-сырьевой базы, введен налог на недра (роялти и разовый платеж — бонус).

      Кроме этого, заложены механизмы для реального введения налога на недвижимое имущество — на основе натуральных показателей. При этом предусмотрено освобождение от налога социально-уязвимых слоев населения и вычеты на каждого налогоплательщика.

      Введены стимулирующие меры для развития определенных отраслей республики: для горнодобывающей промышленности предусмотрена ускоренная амортизация основных средств, стабилизация режима налогообложения; для отраслей переработки плодов, овощей и ягод — освобождение от уплаты налога на прибыль части прибыли, направленной на реинвестирование, а также освобождение от НДС; для отраслей переработки сельскохозяйственной продукции — полное освобождение от НДС в случае переработки собственной продукции, а также снижение НДС на 35% в остальных случаях. Для стимулирования развития сельского хозяйства и сельскохозяйственной инфраструктуры, товарно-сервисные кооперативы освобождены от налога на прибыль и от НДС.

      2.2 Динамика поступлений прямых косвенных налогов в бюджет

      В качестве косвенного воздействия на экономику и формирования своих доходов государство использует целую совокупность налогов которая требует своего упорядочения. Для того чтобы выяснить какое влияние оказывают косвенные налоги на бюджет РФ необходимо проанализировать доходную часть государственного бюджета за несколько лет. Из таблицы № 1, наглядно видно какую долю в доходах государственного бюджета занимают косвенные налоги. Для полного анализа воздействия косвенных налогов на бюджет, мы взяли данные за три отчетных года и план на 2008 год.

      Постренная таблица включает в себя такие основные косвенные налоги такие как НДС, акцизные сборы, налог с товарооборота и с розничных продаж и таможенные пошлины. Такая сводная таблица говорит о многом. Так например то, что в совокупности эти косвенные налоги составляют более половины — 50.8 — 51.6 % доходов государственного бюджета. Данное соотношение косвенных налогов сохраняется на протяжении нескольких последних лет, и имеет тенденцию незначительного, но все же увеличения.

      Анализ государственного бюджета РФ показал, что косвенные налоги занимают определяющую роль в формировании доходов государства, так как 50 % доходов бюджета страны это более 50 % налоговых поступлений.

      Столь значительная доля косвенных налогов в доходах государственного бюджета не является негативным фактором, так как во всем мире в сфере налогообложения наблюдается переход к косвенным налогам или, другими словами, к обложению потребления.

      Таблица 2 Структура доходов государственного бюджета КР 2006-2009 гг. Рассчитано по данным Минфина РФ.

      Смотрите еще:

      • Алименты на содержание жены не имеющих детей Алименты на содержание жены Обязанность взаимной материальной поддержки для лиц, находящихся в браке относится к основным принципам семейных отношений. Это относится также и к парам, прекратившим брачные отношения. Поэтому необходимость […]
      • Бланк на алименты до 3 лет Образец искового заявления о взыскании алиментов на супругу Мировому судье судебного участка № ______ города___________ Истец: Ф.И.О., год и место рождения, проживающий по адресу:__________________ Ответчик: : Ф.И.О. полностью, год и […]
      • Прокурор мохов Прокурор мохов Адрес 107140, г. Москва, ул. Краснопрудная 22Б (схема проезда) Телефоны для обращения граждан +7 (495) 785-70-00 Телефон для обращения СМИ +7 (495) 785-70-00 (доб. 180) Факс +7 (499) 266-16-75 Отдел с дислокацией в г. […]
      • Е и ё в фамилии закон 2014 Как заменить букву "е" на "ё" в фамилии при получении паспорта? Моему ребенку исполнилось 14-ть лет. Получил паспорт. Все дело в том, что его раздражает, что в нашей фамилии Аксеновы, все документы через букву Е, а исторически мы звучим […]
      • Двойняшки материнский капитал Материнский капитал за двойню Содержание статьи: Материнский капитал за двойню в первые роды: условия получения Дают ли материнский капитал за двойню? Согласно федеральному закону эта субсидия выплачивается при условии рождения либо […]
      • Приказ 2080 Приказ Федеральной таможенной службы от 17.11.2009 № 2080 «Отозвано свидетельство о включении в реестр таможенных брокеров ООО "Северо-Западный Таможенный Брокер"» В связи с отсутствием обеспечения уплаты таможенных платежей на основании […]
      • На получение материнского капитала имеют право Право на материнский капитал в 2018 году Современная демографическая политика в России представляет собой комплекс мер, нацеленных на улучшение режима демографического воспроизводства. Одной из них является программа стимулирования […]
      • Ходатайство потерпевшего о назначении экспертизы Ходатайство о назначении повторной судебной экспертизы +7(988)248-44-03 Образцы формы исковых заявлений, ходатайств, возражений от кого __________________ ХОДАТАЙСТВО о назначении повторной судебной экспертизы В вашем производстве […]