Безопасность жизнедеятельности законы

Правовые основы БЖД

Юридической базой всех отраслей законодательства является Конституция РФ (1993 г.), которая обладает наивысшей юридической силой. Основы конституционного строя РФ в области БЖД изложены в статье 7, а права и обязанности человека в данной области закреплены в статьях 37, 39, 41, 42 и 58 Конституции.

Правовую основу обеспечения безопасности жизнедеятельности составляют соответствующие законы и постановления, принятые представительными органами Российской Федерации (до 1992 г. РСФСР) и входящих в нее республик, а также подзаконные акты: указы президентов, постановления, принимаемые правительствами РФ и входящих в нее государственных образований, местными органами власти и специально уполномоченными на то органами. Среди них, прежде всего Министерство природных ресурсов, Министерство здравоохранения и социального развития, Министерство по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий и их территориальные органы.

Правовую основу охраны окружающей среды в стране и обеспечение необходимых условий труда составляет закон РФ «О санитарно–эпидемиологическом благополучии населения» (1999), в соответствии с которым введено санитарное законодательство, включающее указанный закон и нормативные акты, устанавливающие критерии безопасности и безвредности факторов среды обитания и требования к обеспечению благоприятных условий жизнедеятельности. Ряд требований по охране труда и окружающей среды зафиксирован в «Основах законодательства РФ об охране здоровья граждан» (1993) и в законе «О защите прав потребителей» (1992). Законодательным актом, направленным на обеспечение экологической безопасности, является закон РФ «Об охране окружающей среды» (2002). Из других законодательных актов в области охраны окружающей среды отметим Водный кодекс РФ (1995), Земельный кодекс РФ (2001), законы РФ «О недрах» (1992), «Об охране атмосферного воздуха» (1999), «Об отходах производства и потребления».

Среди законодательных актов по охране труда отметим федеральный закон «Об основах охраны труда в РФ» (1999) и Трудовой Кодекс РФ (2001), устанавливающие основные правовые гарантии в части обеспечения охраны труда, а также закон «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» (1998). Из подзаконных актов отметим постановления Правительства РФ «Об экспертизе условий труда», «О государственном надзоре и контроле за соблюдением законодательства РФ о труде и охране труда», «Положение об особенностях расследования несчастных случаев на производстве в отдельных отраслях и организациях», «Положение об аттестации рабочих мест по условиям труда» и «Правила сертификации работ по охране труда».

Правовую основу организации работ в чрезвычайных ситуациях и в связи с ликвидацией их последствий составляют законы РФ «О защите населения и территории от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» (1994), «О пожарной безопасности» (1994), «Об использовании атомной энергии» (1995). Среди подзаконных актов в этой области отметим постановление Правительства РФ «О единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций».

Правовые нормативные и организационные основы обеспечения безопасности жизнедеятельности

Управление безопасностью жизнедеятельности в техносфере — это целенаправленная деятельность государственных, отраслевых органов и ведомств, а также отдельных объединений, организаций, коллективов по обеспечению нормальных условий жизнедеятельности людей, их защите от любых опасностей и вредных факторов, предотвращению чрезвычайных ситуаций техногенного характера и ликвидации их последствий.

Основой управления является решение, которое определяет порядок и способы принимаемых действий и мер по обеспечению безопасности жизнедеятельности в техносфере. Можно сказать, что обеспечение безопасности жизнедеятельности в техносфере в конечном счете определяется правильностью и своевременностью принимаемых управленческих решений, оформляемых в нормативно-правовые акты.

Правовые, нормативные и организационные основы обеспечения безопасности жизнедеятельности

Законодательство РФ об охране труда основывается на Конституции РФ и состоит из федерального закона, других федеральных законов и иных нормативных правовых актов субъектов РФ. Среди них можно выделить федеральный закон “Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний”. Для реализации этих законов приняты Постановления Правительства РФ “О государственном надзоре и контроле за соблюдением законодательства РФ о труде и охране труда”, “О службе охраны труда”, “О Федеральной инспекции труда” и др.

Управление охраной труда осуществляет блок федеральных органов исполнительной власти, руководимый Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации (Минздравсоцразвития). Оно осуществляет функции государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения и социального развития, социального страхования, условий и охраны труда и т. д.

Функции по контролю и надзору, которые ранее осуществлялись Санэпиднадзором Минздрава России, переданы Федеральной службе по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (Роспотребнадзор).

Федеральная служба по труду и занятости (Роструд) осуществляет функции по надзору и контролю в сфере труда, а также государственный надзор и контроль за соблюдением, в частности, трудового законодательства и нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права; установленного порядка расследования и учета несчастных случаев на производстве.

Федеральное агентство по здравоохранению и социальному развитию (Росздрав) организует деятельность по установлению связи заболевания с профессией, государственной службы медико-социальной экспертизы и др.

Федеральная служба по надзору в сфере здравоохранения и социального развития (Росздравнадзор) осуществляет контроль за порядком организации осуществления медико-социальной экспертизы; порядком установления степени утраты профессиональной трудоспособности в результате несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний и др.

Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (Роспотребнадзор) — государственный санитарно-эпидемиологический надзор за соблюдением санитарного законодательства; организует деятельность системы санитарно-эпидемиологической службы РФ.

Правовую основу организации работ в чрезвычайных ситуациях и ликвидации их последствий составляет закон Российской Федерации “О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера” (1994), который определяет общие для Российской Федерации организационно-правовые нормы в области защиты ее граждан, иностранных граждан и лиц без гражданства, находящихся на территории Российской Федерации, всего земельного, водного, воздушного пространства в пределах Российской Федерации или его части, объектов производственного и социального назначения, а также окружающей природной среды от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

В федеральном законе “О пожарной безопасности” (1994) определяются общие правовые, экономические и социальные основы обеспечения пожарной безопасности в России, дается регулирование отношений между органами государственной власти, органами местного самоуправления, предприятиями, организациями, крестьянскими хозяйствами и иными юридическими лицами независимо от форм собственности. Федеральный закон “О промышленной безопасности опасных производственных объектов” (1997) определяет правовые, экономические и социальные основы обеспечения безопасной эксплуатации опасных производственных объектов и направлен на предупреждение аварий на опасных производственных объектах и обеспечение готовности организаций к локализации последствий аварий.

Федеральный закон “О радиационной безопасности населения” (1995) характеризует правовые основы обеспечения радиационной безопасности населения в целях охраны его здоровья.

Федеральный закон “О гражданской обороне” (1998) отражает задачи в области гражданской обороны и правовые основы их осуществления, полномочия органов государственной власти РФ, органов исполнительной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления организаций независимо от форм собственности, а также силы и средства гражданской обороны.

Среди подзаконных актов в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций выделяется Постановление Правительства РФ “О единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций” (1995), в котором определены принципы построения, состав сил и средств, порядок выполнения задач и взаимодействие основных элементов, а также регулируются основные вопросы функционирования Единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС). В Москве принят закон города Москвы “О защите населения и территорий города от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера”, а также постановления, среди которых важнейшими являются: “Об индексации платы за загрязнение окружающей природной среды”, “О ставках платы и порядке исчисления платежей за загрязнение окружающей природной среды на территории Москвы”, “О ходе работ по созданию автоматизированной системы экомониторинга”, “О мерах по обеспечению взрывобезопасности на промышленных объектах Москвы”.

Управление безопасностью жизнедеятельности в чрезвычайных ситуациях осуществляет Министерство по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (МЧС), которое реализует государственную политику в области предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, осуществляет координацию деятельности государственных и местных органов в этой области. Управление безопасностью в чрезвычайных ситуаций обеспечивается единой государственной системой предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС), которая объединяет органы управления, силы и средства федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления и организаций, в полномочия которых входит решение вопросов защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.

Постоянно действующими органами управления Московской городской системы чрезвычайных ситуаций МГСЧС являются:

  1. на городском уровне — Главное управление МЧС России по Москве;
  2. на уровне административных округов города Москвы — структурные подразделения Главного управления МЧС России по Москвы, осуществляющие свою деятельность на территории соответствующих административных округов города Москвы;
  3. на уровне районов города Москвы — структурные подразделения управ районов, специально уполномоченные решать задачи в области защиты населения и территории от чрезвычайных ситуаций и (или) гражданской обороны;
  4. на объектовом уровне — структурные подразделения или работники, специально уполномоченные решать задачи в области защиты населения и территории от чрезвычайных ситуаций и (или) гражданской обороны.

Постоянно действующие органы управления МГСЧС создаются и осуществляют свою деятельность в соответствии с законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и города Москвы.

Компетенция и полномочия постоянно действующих органов управления МГСЧС определяются соответствующими положениями о них и другими документами указанных органов управления.

Органами повседневного управления силами и средствами МГСЧС являются:

  • Центр управления в кризисных ситуациях Главного управления МЧС России по Москве, Центр управления силами Государственной противопожарной службы Главного управления МЧС России по Москве и специальное структурное подразделение Управления гражданской защиты Москвы для оперативно-диспетчерского управления в чрезвычайных ситуациях, объединяемые в Единый дежурно-диспетчерский центр реагирования на чрезвычайные ситуации города Москвы;
  • дежурно-диспетчерские службы отраслевых и функциональных органов исполнительной власти города Москвы, территориальных органов федеральных органов исполнительной власти и организаций, объединяемые в Единую систему оперативно-диспетчерского управления в чрезвычайных ситуациях города Москвы.
  • Указанные органы создаются и осуществляют свою деятельность в соответствии с законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и города Москвы.

    Размещение органов повседневного управления МГСЧС в зависимости от обстановки осуществляется на стационарных или подвижных пунктах управления, оснащаемых соответствующими средствами связи, оповещения, сбора, обработки и передачи информации и поддерживаемых в состоянии постоянной готовности к использованию.

    МЧС России осуществляют надзор за выполнением федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, организациями и гражданами установленных требований по гражданской обороне и пожарной безопасности (за исключением пожарного надзора на подземных объектах и при ведении взрывных работ), а также защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций в пределах своих полномочий.

    Нормативно-правовая база обеспечения безопасности жизнедеятельности в техносфере

    Нормативно-правовая база обеспечения безопасности жизнедеятельности в техносфере регламентирует обязанности и права государственных органов, общественных организаций, должностных лиц и всех граждан, закрепляет и регулирует структуру и назначение специальных органов управления в области защиты от чрезвычайных ситуаций техногенного характера, определяет ответственность всех уровней власти и граждан. Она направлена на то, чтобы каждый гражданин страны знал основные положения законодательства и был защищен им, чтобы его повседневное поведение строго соответствовало правовым нормам.

    Правовой основой законодательства в области обеспечения безопасности жизнедеятельности, в том числе и в техносфере, является Конституция — Основной закон государства. Законы и иные правовые акты, принимаемые в Российской Федерации, не должны ей противоречить; гарантом Конституции Российской Федерации является Президент.

    Другими источниками права в области обеспечения безопасности жизнедеятельности в техносфере являются:

  • федеральные законы;
  • указы Президента Российской Федерации;
  • постановления Правительства Российской Федерации;
  • приказы, директивы, инструкции, наставления и другие нормативные акты министерств и ведомств;
  • правовые акты субъектов Российской Федерации и муниципальных образований (указы, постановления):
  • приказы (распоряжения) руководителей организаций (учреждений, объектов).
  • Правовой основой обеспечения безопасности в техносфере является целый ряд федеральных законов:

  • «О безопасности гидротехнических сооружений»;
  • «О безопасности дорожного движения»;
  • «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера»;
  • «О газоснабжении в Российской Федерации»;
  • «О пожарной безопасности»;
  • «О промышленной безопасности опасных производственных объектов»;
  • «О радиационной безопасности населения»;
  • «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»;
  • «Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей»;
  • «Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан».

Для реализации требований законов необходимо принятие подзаконных актов, определяющих порядок их исполнения. Подзаконными актами исполнения могут быть постановления Правительства Российской Федерации и правительств субъектов Российской Федерации. а также постановления специально уполномоченных органов в области управления безопасностью жизнедеятельности, в частности, об утверждении разного рода положений и правил.

Основные постановления Правительства Российской Федерации в области обеспечения безопасности жизнедеятельности в техносфере:

  • «О создании локальных систем оповещения в районах размещения потенциально опасных объектов»;
  • «О подготовке населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера»;
  • «О классификации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера»;
  • «О силах и средствах Единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций»;
  • «О Правительственной комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности»;
  • «О единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций»;
  • «Об организации и осуществлении государственного мониторинга окружающей среды (государственного экологического мониторинга)».
  • Для осуществления практической деятельности в области обеспечения безопасности жизнедеятельности в техносфере необходимы нормативы и правила ведения соответствующих работ, позволяющие их обеспечить. Это прежде всего нормативы качества среды обитания человека, нормативы допустимых нагрузок на природные среды, оборудование, здания и сооружения. Такого рода документация разрабатывается Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации (Минздравсоцразвития России), Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации (Минприроды России). Министерством регионального развития Российской Федерации (Минрегион России), Федеральным агентством по техническому регулированию и метрологии (Ростехрегули- рование). Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (Роспотребнадзор), Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору (Ростехнадзор) и специально уполномоченными органами управления по отдельным направлениям обеспечения безопасности жизнедеятельности в техносфере.

    Документация Минздравсоцразвития России включает в себя гигиенические нормативы (ГН), санитарные нормы (СН), санитарные правила (СП), Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (Роспотребнадзор) — санитарные правила и нормы (СаНПиНы), Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии — Государственные стандарты (ГОСТ), Минрегиона России — строительные нормы и правила (СНиП). На уровне отраслей это ОСТы, правила и т.д. Законы и подзаконные акты объединяются понятием «нормативные правовые акты».

    Правовое обеспечение безопасности жизнедеятельности

    1. Основные законодательные акты, регламентирующие

    безопасность жизнедеятельности

    1. Конституция РФ. принятая 12 декабря 1993 года.
    2. Трудовой кодекс Российской Федерации от 21.12.2001г. №197-ФЗ // СЗ РФ. – 2001.
    3. Федеральный закон «Об основах охраны труда в Российской Федерации» от 17 июля 1999 года № 181-ФЗ // СЗ РФ. – 1999.
    4. Гражданский кодекс Российской Федерации (1часть — от 30 11 94 г. N 51-ФЗ 2 часть от 26 01 96 г. 14-ФЗ с изм. от 17.12.99) // СЗ РФ. – 1994, 1996, 1999.
    5. Уголовный кодекс Российской Федерации от13.06.96 г. №63-ФЗ с изм. на 01.10.99 г. // СЗ РФ. – 1996, 1999.
    6. Кодекс об административных правонарушениях от 30.12.01г. №195-ФЗ // СЗ РФ. – 2002.
    7. Федеральный закон « Об основах обязательного социального страхования» от 16 июля 1999 г. №165-ФЗ.
    8. Федеральный закон «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» от 24 июля 1998 года №125-ФЗ.
    9. Федеральный закон « О порядке разрешения коллективных трудовых споров» от 23 ноября 1995 г. №175-ФЗ.
    10. Земельный кодекс Российской Федерации от 25 октября 2001 г.
    11. Градостроительный кодекс Российской Федерации от 7 мая 1998 г. №73-ФЗ.
    12. Федеральный закон «Об охране окружающей среды» от 10 января 2002 г. №7-ФЗ.
    13. Федеральный закон «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» от12 марта 1999 г.
    14. Федеральный закон о пожарной безопасности, (от 21 декабря 1994 г. № 69-ФЗ).
    15. Федеральный закон «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» от 21.12.94г. № 68-ФЗ.
    16. Постановление Правительства РФ от 5.11.95г. № 1113 «О единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций».
    17. Постановление Правительства РФ от 24.07.95г. № 738 «О порядке подготовки населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций».
    18. Федеральный закон «О коллективных договорах и соглашениях», от 11 марта 1992 г с изменениями и дополнениями, внесенными ФЗ от 24 ноября 1995 г. № 176-ФЗ.
    19. Федеральный закон «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности» от 12 января 1996 г. № 10-ФЗ.
    20. Это далеко не полный перечень законодательных актов регулирующих безопасность жизнедеятельности, практически все законы прямо или косвенно предназначены для решения проблем жизнедеятельности.

      2. Системы правовых норм, регулирующих охрану труда

      Строительные нормы и правила (СНиП):

      СНиП 10-01-94*. Система нормативных документов в строительстве. Основные положения.

      СНиП 12-03-2001 Безопасность труда в строительстве. Часть 1. Общие требования.

      СНиП 12-04-2002 Безопасность труда в строительстве. Часть 2. Строительное производство.

      СНиП 23-05-95. Естественное и искусственное освещение. Приняты и введены в действие постановлением Минстроя России от 2 августа 1995 г. № 18-78 и др.

      Указания и инструкции (СН):

      СН 305-77 Указания по проектированию и устройству молниезащиты зданий и сооружений и др.

      Санитарные правила и нормы (СанПиН):

      СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов.

      СанПиН 2.2.1/2.1.1.1278-03 Гигиенические требования к естественному, искусственному и совмещенному освещению жилыхи общественных зданий.

      СанПиН 2.2.4.548-96. Гигиенические требования к микроклимату производственных помещений. Утверждены постановлением Госкомсанэпиднадзора России от 1 октября 1996 г. № 21.

      СанПиН 2.2.2/2.4.1340-03 Гигиенические требования к персональным электронно-вычислительным машинам и организации работы.

      Системы стандартов безопасности труда (ГОСТ, ОСТ, СП):

      ГОСТ 12.0.004-90. ССБТ. Организация обучения безопасности труда. Общие положения.

      ГОСТ 12.1.005-88. ССБТ. Общие санитарно-гигиенические требования к воздуху рабочей зоны.

      ГОСТ 12.1.046-85. ССБТ. Строительство. Нормы освещения строительных площадок.

      ГОСТ 12.3.003-86. ССБТ. Работы электросварочные. Требования безопасности. С изм. № 1 от августа 1989 г.

      ГОСТ 12.4.059-89. ССБТ. Строительство. Ограждения предохранительные инвентарные. Общие технические условия.

      СП 12-132-99. Безопасность труда в строительстве. Макеты стандартов предприятий по безопасности труда для организаций строительства, промышленности строительных материалов и жилищно-коммунального хозяйства. Принят и введен в действие постановлением Госстроя России от 15 апреля 1999 г. № 25.

      СП 12-135-2003. Безопасность труда в строительстве. Отраслевые типовые инструкции по охране труда.

      Правила регулирующие организацию охраны труда на предприятии, в отрасли в том числе:

      Рекомендации по организации работы службы охраны труда в организации. Утверждены постановлением Минтруда России от 8 февраля 2000 года № 14.

      Рекомендации по организации работы уполномоченного (доверенного) лица по охране труда профессионального союза или трудового коллектива. Утверждены постановлением Минтруда России от 8 апреля 1994 года № 30.

      Положение о порядке разработки и утверждения правил и инструкций по охране труда и методических указаний по разработке правил и инструкций по охране труда. Утверждены постановлением Минтруда России от 1 июля 1993 г. № 129 (с изменениями и дополнениями от 28 марта 1994 г. № 27).

      Руководство Р 2.2.755-99 “Гигиенические критерии оценки и классификация условий труда по показателям вредности и опасности факторов производственной среды, тяжести и напряженности трудового процесса”

      Положение о порядке проведения аттестации рабочих мест по условиям труда. Утверждены постановлением Минтруда России от 14 марта 1997 г. № 12.

      ТИ Р О-001-2003 …. ТИ Р О-054-2003. Типовые инструкции по охране труда для работников строительства, промышленности строительных материалов и жилищно-коммунального хозяйства. Утверждены постановлением Госкомитета РФ по строительству и жилищно-комунальному комплексу от 08.01.2003 г. №2. Введены в действие с 1 июля 2003 года.

      Список производств, цехов, профессий и должностей с вредными условиями труда, работа в которых дает право на дополнительный отпуск и сокращенный рабочий день.

      Перечень производств, профессий и должностей, работа в которых дает право на бесплатное получение лечебно-профилактического питания в связи с особо вредными условиями труда.

      Списки №1 и № 2 производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих право на льготное пенсионное обеспечение.

      Правила регулирующие деятельность органов государственного надзора и общественного контроля в области охраны труда:

      ППБ 01-93 Правила пожарной безопасности в Российской Федерации. Утверждены МВД России.

      ПБ 10-14-92. Правила устройства и безопасной эксплуатации грузоподъемных кранов. Утверждены Госгортехнадзором России.

      ПБ 10-115-96. Правила устройства и безопасной эксплуатации сосудов, работающих под давлением. Утверждены Госгортехнадзором России.

      Правила и нормы по специальной охране труда женщин, молодежи и лиц с пониженной трудоспособностью.

      СанПиН 2.2.0.555-96 Гигиенические требования к условиям труда женщин. Утверждены постановлением Госкомсанэпиднадзора РФ № 32 от 28 октября 1996 г. и др.

      3. Понятие системы стандартов безопасности труда

      Система стандартов безопасности труда объединяет группу нормативно-технических документов, устанавливающих комплекс норм, правил требований к объектам стандартизации в области безопасности.

      Пример: ССТБ ГОСТ 12.0.004-90. ССБТ. Организация обучения безопасности труда. Общие положения.

      Где: 12 — класс стандарта безопасности труда, 0 — группа стандартов, в стандарте предусмотрено девять групп (0….9)

      1-стандарты общих требований и норм

      2-общие требования безопасности к производственному оборудованию

      3- общие требования безопасности к производственному процессу

      4-требования к средствам защиты

      5-общие требования к зданиям и сооружениям в части обеспечения безопасности работающих в них людей, а также при строительстве, эксплуатации, ремонте, реконструкции.

      004 – номер стандарта в данной группе.

      97 – год издания стандарта.

      Стандарты подлежат пересмотру раз в пять лет. Информация об изменениях внесенных в стандарт публикуется ежегодно в указателе действующих на текущий год стандартах.

      6. Правовая основа обеспечения безопасности жизнедеятельности в рф.

      Наука о безопасности жизнедеятельности исследует мир опасностей, действующих в среде обитания человека, разрабатывает системы и методы защиты человека от опасностей

      Основой законодательного обеспечения безопасности является основной закон государства – Конституция Российской Федерации. В конституции Российской Федерации базовой статьей является статья 37: «труд свободен».Каждый имеет право распоряжаться своими способностями к труду, выбирать вид деятельности; запрет принудительного труда. Каждый имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены…» В Трудовом кодексе Российской Федерации устанавливаются права и обязанности работодателей и работников в отношении охраны труда; оговариваются ограничения к труду в особо тяжелых условиях некоторых групп населения (беременных женщин и т.д.).

      Правовую основу обеспечения безопасности жизнедеятельности составляют соответствующие законы и постановления, принятые представительными органами Российской Федерации (до 1992 г. РСФСР) и входящих в нее республик, а также подзаконные акты: указы президентов, постановления, принимаемые правительствами Российской Федерации (РФ) и входящих в нее государственных образований, местными органами власти и специально уполномоченными на то органами. Среди них прежде всего Министерство природных ресурсов РФ, Государственный комитет РФ по охране окружающей среды, Министерство труда и социального развития РФ, Министерство здравоохранения РФ, Министерство РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий и их территориальные органы.

      Правовую основу охраны окружающей среды в стране и обеспечение необходимых условий труда составляет закон РСФСР «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (1991 г.), в соответствии с которым введено санитарное законодательство, включающее указанный закон и нормативные акты, устанавливающие критерии безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды его обитания и требования к обеспечению благоприятных условий его жизнедеятельности. Ряд требований по охране труда и окружающей среды зафиксировано в законе РСФСР «О предприятиях и предпринимательской деятельности» (1991 г.) и в законе РФ «О защите прав потребителей» (1992 г.).

      Важнейшим законодательным актом, направленным на обеспечение экологической безопасности, является закон РФ «Об охране окружающей природной среды» (2002 г.).

      7. Культура безопасности жизнедеятельности.

      под культурой безопасности жизнедеятельности понимается уровень развития человека и общества, характеризуемый значимостью задачи обеспечения безопасности жизнедеятельности в системе личных и социальных ценностей, распространенностью стереотипов безопасного поведения в повседневной жизни и в условиях опасных и чрезвычайных ситуаций, степенью защищенности от угроз и опасностей во всех сферах жизнедеятельности.

      А если сказать проще, то культура безопасности жизнедеятельности — это состояние развития человека, социальной группы, общества, характеризуемое отношением к вопросам обеспечения безопасной жизни и трудовой деятельности и, главное, активной практической деятельностью по снижению уровня опасности. Очевидно, что объектом формирования культуры безопасности жизнедеятельности начального уровня целесообразно рассматривать личность. Несомненно, качества личности, проявляемые в повседневной жизни и при воздействии опасностей, являются определяющими в том, чтобы не допустить развития опасных и чрезвычайных ситуаций, минимизировать их негативные последствия. Бесспорно также и то, что безопасность поведения коллективов людей, социальных групп, общества в целом будет в существенной степени зависеть от качеств и свойств составляющих их людей. Культура безопасности общества как компонент культуры включает различные социальные явления и процессы:

      — материальные продукты человеческой деятельности, специально предназначенные для профилактики травм, болезней, причинения человеку, обществу ущерба, вреда. Основная функция таких предметов заключается в профилактике и преодолении воздействия на человека вредных и опасных факторов жизнедеятельности;

      — социальные институты, основная задача которых состоит в обеспечении безопасности человека и общества: пожарная охрана, подразделения МЧС, аварийная газовая служба и т.д.;

      — формы организации жизни и деятельности людей, их взаимоотношения, основная задача которых состоит в обеспечении индивидуальной и коллективной безопасности;

      — личностное воплощение культуры безопасности в жизни и деятельности профессиональных специалистов, членов общественных организаций и объединений;

      — отрасли научного знания, обобщающие, исследующие законы безопасной жизнедеятельности человека и общества, нормы, значения, знания, фиксирующие основные закономерности и правила безопасной жизнедеятельности. Результаты научного познания правил и закономерностей безопасности человека и общества фиксируются при помощи знаков, символов, графики, в виде текстов и т.д.;

      Таким образом, комплексное и системное развитие КБЖ на всех указанных уровнях позволит повысить уровень образованности людей не только в области безопасности жизнедеятельности, но и в других смежных областях знаний, усилить сплоченность общества перед природными (в том числе экологическими), техногенными и иными опасностями, повысить уровень духовно-нравственного и патриотического воспитания молодежи, имидж государства, государственных служб, обеспечивающих безопасность жизнедеятельности населения. Кроме этого, эффект от развития КБЖ будет связан с развитием науки, передовых наукоемких информационных технологий, промышленности, систем связи и телекоммуникации, созданием новых рабочих мест для производства оборудования, разработки информационного контента и т.п.

      uristinfo.net

      Тема 1. Правовые основы БЖД. Федеральные законы «О защите населения и территорий от ЧС природного и техногенного характера». «О гражданской обороне»

      ВВЕДЕНИЕ
      Несмотря на достижения технического прогресса проблемы безопасности жизнедеятельности приобретают всё большую социальную актуальность и научную значимость. Идет процесс дифференциации и интеграции в области знаний, именуемой безопасность жизнедеятельности (БЖД). Со словами безопасность жизнедеятельности сочетаются определения весьма сложной и неожиданной природы. В итоге, создается спектр направлений, между которыми нелегко выделить пограничные области и зависимости.
      Поэтому, представляется целесообразным, прежде всего, рассмотреть возможность построения единой концепции БЖД, в рамках которой следует:
      — дать общее определение опасности и безопасности;
      — разработать общие принципы и методы идентификации опасностей и причин;
      — сформулировать требования к системам защищенности, обеспечивающим заданный уровень безопасности. Затем рассмотреть профилактику триады «причины опасностей — защита
      — безопасность». С учетом требований концепции разрабатываются конкретные области безопасности применительно к той или иной сфере.
      Итак, мы приступаем к изучению дисциплины «Безопасность жизнедеятельности».
      Жизнедеятельность человека — это способность человека к существованию, труду. Это учеба, работа, быт, отдых и т.д. Это процесс обеспечения всех потребностей жизни. БЖД — это сложный многогранный комплекс взаимоотношения человека с животным и растительным миром, со всеми природными явлениями планеты. Жизнь и деятельность человека везде должна быть безопасной
      — на земле, на воде, в воздухе, в космосе, под землей и т.п. БЖД — это наука будущего для человечества потому, что жизнь развивается, усложняется. Прогрессивный процесс увеличивает количество и глубину возможных проблем. Освоение природных богатств, новые технологии порождают новые материалы и явления (ядерные, космические и т.п.), невиданные технические средства (транспортные, научные, военные и др.), а вместе с тем и сложные отрицательные явления, экстремальные или чрезвычайные ситуации. В дальнейшем мы дадим им конкретное определение, классификацию, характеристику, идентификацию параметров. БЖД это проблема не только нашей страны, а международная. Сейчас появились только отдельные элементы знаний о БЖД, но нет стройной научной системы, методология учения не разработана, сумятица в определении названий, понятий, терминов, величин ущерба.
      Международные эффективно действующие документы и организации по БЖД только зарождаются.
      БЖД в широком смысле включает в себя экологическую безопасность, национальную (государственную) безопасность, социально-политическую, экономическую (например, сейчас широко дискуссируется проблема — безопасность бизнеса, инвестиций, фермерства и т.п.), техногенную безопасность и др.
      БЖД связана с экологией, с техногенными проблемами, с физикохимическими процессами, с военными конфликтами (защита от ОМП), с медикобиологической защитой и Гражданской обороной, именуемой сейчас РСЧС. Рассмотрим конкретные проблемы, темы и вопросы по БЖД.

      1.1. Задачи и цель курса «безопасность жизнедеятельности»
      1.2. Международный опыт в области ГО и ЧС
      1.3. Правовые основы по ГО и ЧС. Основные требования законов РФ «О защите населения и территорий от ЧС природного и техногенного характера», «О гражданской обороне»

      1.1. Задачи и цель курса «безопасность жизнедеятельности»

      В соответствии с Организационными Указаниями Г осКомВуза и МинЧС Российской Федерации и учебными планами всех факультетов дневной формы обучения СПбГУЭФ кафедра Безопасности и защиты в чрезвычайных ситуациях проводит занятия со студентами по программе дисциплины «Безопасность жизнедеятельности» раздел III — «Защита населения и территорий в чрезвычайных ситуациях».
      Постановлением Правительства Российской Федерации от 04.09.2003 г. № 547 подготовка населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций является обязательной и в ВУЗах — специальной дисциплиной.
      В целом программа по БЖД состоит из 7 разделов.
      Обучение дисциплине БЖД на кафедре проводится в объеме 14 учебных часов обязательных аудиторных занятий.
      Основные задачи дисциплины — вооружить студентов теоретическими знаниями и практическими навыками, необходимыми для:
      — руководства в служебной деятельности законоположениями по защите от ЧС;
      — идентификации (определения) негативных воздействий среды обитания естественного и антропогенного происхождения;
      — разработки и реализации мер защиты населения и территорий от ЧС;
      — обеспечения устойчивости функционирования объектов экономики и технических систем в ЧС;
      — прогнозирования развития и оценки последствий ЧС;
      — принятия мер по ликвидации последствий ЧС. В результате изучения дисциплины БЖД студент должен знать:
      — теоретические основы безопасности жизнедеятельности;
      — правовые и организационные основы защиты от ЧС;
      — идентификацию воздействия и последствия поражающих факторов ЧС;
      — мероприятия по предупреждению ЧС и повышению устойчивости функционирования объектов экономики в ЧС;
      — средства, способы и мероприятия повышения безопасности жизнедеятельности населения;
      — методы прогнозирования ЧС по видам поражающих факторов;
      — принципы и способы, формы и методы обучения населения по социальным и возрастным группам в области защиты от ЧС;
      — силы и средства прогнозирования, наблюдения, контроля и ликвидации последствий ЧС. Студент должен уметь:
      — эффективно применять средства защиты от негативных воздействий ЧС;
      — разрабатывать и планировать мероприятия по защите населения и объектов от ЧС;
      — организовать и проводить учебные занятия с производственным персоналом и с личным составом спасательных формирований;
      — осуществлять мероприятия по предупреждению ЧС и повышению устойчивости функционирования объектов экономики;
      — оценивать радиационную, химическую и пожарную обстановку, организовывать и проводить эвакомероприятия;
      — определять материальные потери и экономический ущерб от ЧС и осуществлять финансовое обеспечение мероприятий по ликвидации ЧС;
      — в качестве командно-начальствующего состава руководить действиями служб или формирований по проведению аварийно-спасательных работ при ликвидации последствий ЧС.
      По дисциплине БЖД студенты изучают следующие темы и учебные вопросы.
      Тема 1. Правовые основы БЖД. Федеральные законы «О защите населения и территорий от ЧС природного и техногенного характера» «О гражданской обороне».
      1. Правовые основы БЖД.
      2. Международный опыт в области ГО и ЧС.
      3. Правовые основы по ГО и ЧС. Основные требования законов РФ «О защите населения и территорий от ЧС природного и техногенного характера», «О гражданской обороне».
      Тема 2. Организационная структура и задачи Единой Государственной Системы ликвидации и предупреждения ЧС (Положение о РСЧС).
      1. Цели создания РСЧС и её основные задачи.
      2. Организационная структура и система управления РСЧС.
      3. Режимы функционирования, содержание и направление деятельности РСЧС.
      Тема 3. Чрезвычайные ситуации, характеристика и классификация. Стихийные бедствия, аварии и катастрофы.
      1. Классификация и общая характеристика чрезвычайных ситуаций.
      2. Чрезвычайные ситуации природного, экологического, техногенного и социального характера.
      Тема 4. Пожары и взрывы. Чрезвычайные ситуации военного времени. Проблемы разоружения и уничтожения ракетно-ядерного оружия.
      1. Пожары и взрывы.
      2. Краткая характеристика оружия массового поражения и обычных средств нападения.
      3. Проблемы разоружения и уничтожения лю бого вида оружия.
      Тема 5. Радиационная опасность и её источники, влияние их на организм человека.
      1. Общий радиационный фон земли, источники радиоактивного загрязнения.
      2. Характеристика радиоактивных излучений.
      3. Понятие об острой лучевой болезни (ОЛБ).
      Тема 6. Химически опасные объекты. Аварийно-химически опасные вещества и их влияние на организм человека.
      1. Основные понятия, определения и общая характеристика АХОВ.
      2. Краткая характеристика основных АХОВ, технических жидкостей и их влияние на организм человека.
      Тема 7. Первая медицинская помощь пострадавшим при ЧС. Проведение реанимационных мероприятий.
      1. Первая медицинская помощь пострадавшим при ЧС. Принципы оказания первой медицинской помощи.
      2. Проведение реанимационных мероприятий пострадавшим в ЧС. По окончании изучения дисциплины «БЖД» студенты сдают зачет.

      Законодательные и правовые акты в области безопасности жизнедеятельности

      Правовую основу обеспечения безопасности жизнедеятельности составляют соответствующие законы и постановления, принятые представительными органами Российской Федерации и входящих в нее субъектов, а также подзаконные акты: указы президентов, постановления, принимаемые правительствами Российской Федерации (РФ) и входящих в нее государственных образований, местными органами власти и специально уполномоченными на то органами. Среди них прежде всего Министерство природных ресурсов и экологии РФ, Министерство здравоохранения РФ, Министерство РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, а также территориальные органы.

      Правовую основу охраны окружающей среды в стране и обеспечения необходимых условий труда составляет Федеральный закон РФ от 30 марта 1999 г. № 53-Φ3 “О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения”, в соответствии с которым введено санитарное законодательство, включающее указанный закон и нормативные акты, устанавливающие критерии безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды его обитания и требования к обеспечению благоприятных условий его жизнедеятельности. Ряд требований по охране труда и окружающей среды зафиксирован в Федеральном законе РФ от 27 декабря 2002 г. № 184-ФЗ “О техническом регулировании”, Федеральном законе от 21 ноября 2011 г. № 323-Φ3 “Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации, Законе РФ от 7 февраля 1992 г. № 2300-1 «О защите прав потребителей”.

      Важнейшим законодательным актом, направленным на обеспечение экологической безопасности, является Федеральный закон от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ “Об охране окружающей среды”.

      Из других законодательных актов в области охраны окружающей среды отметим Водный кодекс РФ от 3 июня 2006 г. № 74-ФЗ, Земельный кодекс РФ от 25 октября 2001 г. № 136-Φ3, Закон РФ от 21 февраля 1992 г. № 2395-1 “О недрах” и Федеральный закон от 23 ноября 1995 г. № 173-Φ3 “Об экологической экспертизе”. Среди законодательных актов по охране труда отметим и Трудовой кодекс РФ от 30 декабря 2001 г. № 197-ФЗ, устанавливающие основные правовые гарантии в части обеспечения охраны труда.

      Правовую основу организации работ в чрезвычайных ситуациях и в связи с ликвидацией их последствий составляют Федеральный закон от 21 декабря 1994 г. № 68-ФЗ “О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера”, Федеральный закон от 21 декабря 1994 г. № 69-ФЗ “О пожарной безопасности”, Федеральный закон от 21 ноября 1995 г. № 170-ФЗ “Об использовании атомной энергии”. Среди подзаконных актов в этой области отметим постановление Правительства РФ от 30 декабря 2003 г. № 794 “О единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций”.

      Нормативно-техническая документация по охране окружающей среды включает федеральные, региональные, местные санитарные нормы и правила, строительные нормы и правила, систему стандартов “Охрана природы”, документы Министерства природных ресурсов и экологии РФ, Федеральной службы по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды и др.

      Санитарные нормы устанавливают ПДК загрязняющих веществ в атмосферном воздухе и в воде различного назначения, а также предельные уровни физических воздействий на окружающую среду (шума, вибрации, инфразвука, электромагнитных полей и излучений от различных источников, ионизирующих излучений). Система государственных стандартов в области охраны природы и улучшения использования природных ресурсов – совокупность взаимосвязанных стандартов, направленных на сохранение, восстановление и рациональное использование природных ресурсов. Эта система разрабатывается в соответствии с действующим законодательством с учетом экологических, санитарно-гигиенических, технических и экономических требований.

      В отношении системы стандартов безопасности труда все правила и нормы по охране труда можно объединить в несколько групп:

      — нормы и правила по технике безопасности и производственной санитарии, содержащие требования охраны труда, предъявляемые к средствам и предметам труда, требования индивидуальной защиты работающих от производственных травм и профессиональных заболеваний, требования по обеспечению работающих нейтрализующими, компенсирующими и другими средствами защиты организма;

      — правила, регулирующие организацию охраны труда администрацией, а также учет и расследование несчастных случаев на производстве;

      — правила и нормы по специальной охране труда женщин, подростков и лиц с пониженной трудоспособностью;

      — правила, регулирующие деятельность органов надзора и контроля за соблюдением правил по охране труда.

      Различают единые, межотраслевые, отраслевые правила и нормативные документы по охране труда предприятий и организаций. Единые правила распространяются на все отрасли народного хозяйства, межотраслевые – на ряд отраслей или видов производств, отдельные виды оборудования, для которых правила санитарии общие. Отраслевые правила распространяются на отдельные отрасли и обязательны для всех предприятий данной отрасли при выполнении соответствующих работ.

      Отраслевые правила и нормы по охране труда утверждаются министерствами и ведомствами совместно или по согласованию с соответствующими профессиональными союзами и распространяются только на те предприятия и организации, рабочие и служащие которых объединяются данным профсоюзом.

      Задача отраслевых норм – уточнять уровень требований по охране труда по сравнению с едиными и межотраслевыми нормами, отражать достижения науки и техники в нашей стране, своевременно дополнять действующие правила и нормы, направленные на повышение безопасности труда.

      Нормативно-техническая документация по охране труда подразделяется на стандарты безопасности труда (государственные – ГОСТ, отраслевые – ОСТ, предприятий – СТП); строительные нормы и правила (СНиП); санитарные нормы и правила (СН); правила техники безопасности и производственной санитарии; инструкции, указания и руководящие технические материалы; положения, наставления, директивные и методические письма.

      Существенное место среди правил и норм занимает система стандартов безопасности труда (ССБТ). ССБТ представляет собой комплекс взаимосвязанных стандартов, направленных на обеспечение безопасности труда. Разрабатывается ССБТ в соответствии с постановлением Правительства РФ.

      Основная цель стандартизации требований безопасности труда наравне с ускорением технического прогресса и повышением эффективности производства состоит в обеспечении безопасности труда работающих. ССБТ создается с целью упорядочения нормативно-технической документации в области безопасности труда. Задача ее – установление общих требований и норм по видам опасных и вредных производственных факторов, общих требований безопасности к производственному оборудованию и производственным процессам, к средствам защиты работающих методам оценки безопасности труда.

      С помощью системы стандартов безопасности труда требования безопасности систематизированы и взаимоувязаны. Кроме того, она отражает достижения всех стран в области охраны труда.

      В соответствии с межотраслевыми и отраслевыми правилами по охране труда министерства и ведомства по согласованию с соответствующими органами разрабатывают и утверждают типовые инструкции по охране труда. Они служат основой инструкций для работающих, разрабатываемых администрацией учреждения (по ее указанию непосредственными руководителями работы) и утверждаемых руководителем учреждения (предприятия совместно с профсоюзным комитетом). Инструкции периодически пересматривают, в них вносят необходимые изменения.

      Основные нормативно-технические документы по чрезвычайным ситуациям объединены в комплекс стандартов “Безопасность в чрезвычайных ситуациях” (БЧС). Основные цели комплекса:

      — повышение эффективности мероприятий по предупреждению и ликвидации ЧС на всех уровнях (федеральном, региональном, местном) для обеспечения безопасности населения и объектов народного хозяйства в природных, техногенных, биолого-социальных и военных ЧС; предотвращение или снижение ущерба в ЧС;

      — эффективное использование и экономия материальных и трудовых ресурсов при проведении мероприятий по предупреждению и ликвидации ЧС.

      Задача комплекса – установление:

      — терминологии в области обеспечения безопасности в ЧС, номенклатуры и классификации ЧС, источников ЧС, поражающих факторов; основных положений по мониторингу, прогнозированию и предотвращению ЧС, по обеспечению безопасности продовольствия, воды, сельскохозяйственных животных и растений, объектов народного хозяйства в ЧС, по организации ликвидации ЧС;

      — уровней поражающих воздействий, степеней опасности источников ЧС;

      — методов наблюдения, прогнозирования, предупреждения и ликвидации ЧС; способов обеспечения безопасности населения и объектов народного хозяйства, а также требований к средствам, используемым для этих целей.

      Обозначение отдельного стандарта в комплексе состоит из индекса (ГОСТ Р), номера системы по классификатору (ГСС-22), номера (шифра) группы, порядкового номера стандарта в группе и года утверждения или пересмотра стандарта.

      Смотрите еще:

      • Гражданство сша за службу в армии Порядок службы иностранных граждан в армиях ряда стран. Досье ТАСС-ДОСЬЕ. Практика привлечения иностранных граждан к службе в армии по контракту существует во многих странах мира. Старейшая наемная армия мира, сохранившаяся до наших дней, […]
      • Положение о порядке проведения экспертизы Постановление Правительства РФ от 11 июня 1996 г. N 698 "Об утверждении Положения о порядке проведения государственной экологической экспертизы" Постановление Правительства РФ от 11 июня 1996 г. N 698"Об утверждении Положения о порядке […]
      • Правила благоустройства ростов-на-дону 282 Решение Ростовской-на-Дону городской Думы от 14 февраля 2017 г. N 290 "О внесении изменений в решение Ростовской-на-Дону городской Думы "Об утверждении "Правил благоустройства территории города Ростова-на-Дону" (утратило силу) Решение […]
      • Пенсии с 01 января 2018 года Повышение пенсии с 1 января 2018 года и на сколько, последние новости: индексация пенсий в России пройдет в три этапа Повышение пенсии в 2018 году пенсионерам по старости, последние новости: СМИ выяснили, как пройдет индексация […]
      • Минимальная пенсия крым россия В пенсионном фонде рассказали, какие изменения ждут россиян в 2018 году СИМФЕРОПОЛЬ, 6 янв — РИА Новости Крым. С 2018 года в России вводится новый вид выплат – социальная пенсия детям, оба родителя которых неизвестны. Об этом сообщает […]
      • Изменения в выплате пенсий 2018 ЧТО ВАЖНО ЗНАТЬ О НОВОМ ЗАКОНОПРОЕКТЕ О ПЕНСИЯХ Повышение страховых пенсий и социальных выплат С 1 января 2018 года проведена опережающая индексация страховых пенсий на 3,7%, что выше показателя прогнозной инфляции за 2017 год. В […]
      • Что такое повторность и совокупность преступлений Что такое повторность и совокупность преступлений Множественность преступлений - это совершение лицом не менее двух дея­ний (преступлений), каждое из которых является самостоятельным преступлением, не утратившим юридической […]
      • В январе пенсию выдадут 5000 рублей пенсионерам в 2018 году 5 тысяч рублей в качестве единовременной выплаты от правительства в 2017 году пришлись пенсионерам очень кстати. Повторит ли правительство подобный шаг и в 2018 году. Давайте разберемся вместе. К […]