54 федеральный закон о митингах шествиях

Закон «О митингах»

Действующий ФЗ-54 создан для защиты прав жителей РФ во время мирных сборов без оружия для проведения демонстраций, митингов, пикетирования и шествий.

Описание закона

Настоящий ФЗ-54 был принят Государственной думой 4 июня 2004 года. Когда как последние поправки в законе осуществлены 7 июня 2017 года.

Федеральный закон №54 создан на основе Конституции Российской Федерации. Учитываются нормы и принципы международных аспектов. Также обладает и другими нормативно-правовыми документами. Их содержание позволяет проводить демонстрации, митинги, собрания, пикетирования и шествия по мирным условиям.

Президент Российской Федерации самостоятельно определяет условия проведения подобных собраний. Дополнительные требования представлены в Правительстве РФ. Члены партий, согласно ФЗ-54, самостоятельно принимают принципы международных соглашений и издают свои правила и нормы поведения по закону.

Настоящее законодательство содержит всего 3 главы и 19 статей. Некоторые выдержки из 54-ФЗ о собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях подверглись изменению. Чтобы просмотреть внесенные поправки или проанализировать законодательные положения, скачайте закон по следующей ссылке.

Последние изменения, внесенные в закон «О митингах»

Закон редактировался последний раз 7 июня 2017 года. Основные изменения ФЗ-54 коснулись публичного мероприятия. Для проведения мирного собрания, органов государственной или местной власти предупреждают о митинге, собрании, демонстрации или пикетировании. Слияние граждан воедино означает единственную цель — свободное выражение мнений и недовольство граждан. Во время шествий жители самостоятельно выдвигают требования в области:

  • экономической;
  • политической;
  • культурной;
  • социальной отрасли.
  • Ниже рассмотрены статьи текущего Федерального закона с изменениями и без:

    Статья 2: Рассмотрено понятие с дополнением от 4 июня 2017 года

    Под публичным мероприятием в ФЗ-54 понимается форма собрания, доступная каждому гражданину Российской Федерации по закону. Цель — объединить мнения граждан воедино для предоставления требований социального, политического или экономического характера Правительству Российской Федерации. Митинги также проводятся в ходе предвыборной кампании по ФЗ-54. Иногда на таких мероприятиях депутат встречается со своими избирателями.

    Статья 4: Описывает способы организации мероприятия

    Чтобы провести аналогичное мероприятие в связи с законом, потребуется:

    • Уведомить участников-организаторов о том, что планируется проведение мероприятия. Они, в свою очередь, передают информацию в орган государственной власти или местного самоуправления;
    • Жители получают флайеры, которые несут информацию о проводимом событии и активном участии;
    • Изготавливаются буклетные листы, печатается объявление в газетах, пишется информация на официальном сайте организации о проведении акции или агитации с назначенной датой и временем.
    • В последней редакции в ФЗ-54 изменения не проводились.

      Статья 5: Уточняется, кто может быть руководителем собрания после последней редакции.

      Событие организовывается одним или несколькими гражданами Российской Федерации. Минимальный возраст — 16 лет (для проведения собраний и митингов). Совершеннолетнему допускается организовывать шествия, демонстрации и пикетирования по ФЗ-54.

      Организатором не может быть:

    • Житель, признанный в судебном порядке недееспособным или лицо, которое пребывает в местах лишения свободы по ФЗ-54;
    • Жителю, обладающему непогашенной судимостью;
    • Политической партией, а также региональными подразделениями с приостановленной или ликвидированной деятельностью.
    • В последней редакции закона изменения не внесены.

      Статья 10: описывает способы проведения предварительной агитации.

      Организатор мероприятия или другие органы после согласования с Правительством Российской Федерации проводят предварительную рекламу. Также уведомляют о месте и целях проведения публичного мероприятия согласно ФЗ-54.

      Дополнительно предоставляют информацию об этапах подготовки к этому событию. Каждый гражданин РФ может принять участие, если готовится публичное собрание. Изменения в последней редакции в этой части закона не вносились.

      Статья 15: Описывает основания, по которым может произойти приостановление мероприятия.

      Если во время сбора один из участников оказался нарушителем дисциплины по ФЗ-54, местные органы власти потребуют от организатора устранения нарушителя от мероприятия. Если нарушитель не отстраняется, уполномоченное лицо на время приостанавливает собрание.

      После устранения нарушителя правопорядка из среды участников, собрание возобновляется. Как правило, орган исполнительной власти предоставляет организатору временной промежуток, в течение которого нарушение устраняется по ФЗ-54. Если эти требования не выполняются, публичное мероприятие прекращается в соответствии со статьей 17 Федерального закона.

      Для ознакомления с полным перечнем измененных статей в ФЗ-54, скачайте закон здесь:

      ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

      от 19 июня 2004 года №54-ФЗ

      О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях

      В редакции Федеральных законов Российской Федерации от 08.12.2010 г. №344-ФЗ, 07.02.2011 г. №4-ФЗ, 08.12.2011 г. №424-ФЗ, 08.06.2012 г. №65-ФЗ, 21.07.2014 г. №258-ФЗ, 04.10.2014 г. №292-ФЗ, 02.05.2015 г. №114-ФЗ, 09.03.2016 г. №61-ФЗ, 03.07.2016 г. №227-ФЗ, 07.06.2017 г. №107-ФЗ)

      Принят Государственной Думой 4 июня 2004 года

      Одобрен Советом Федерации 9 июня 2004 года

      Настоящий Федеральный закон направлен на обеспечение реализации установленного Конституцией Российской Федерации права граждан Российской Федерации собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги, демонстрации, шествия и пикетирования.

      Глава 1. Общие положения

      Статья 1. Законодательство Российской Федерации о собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях

      1. Законодательство Российской Федерации о собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях основывается на положениях Конституции Российской Федерации, общепризнанных принципах и нормах международного права, международных договорах Российской Федерации и включает в себя настоящий Федеральный закон и иные законодательные акты Российской Федерации, относящиеся к обеспечению права на проведение собраний, митингов, демонстраций, шествий и пикетирований. В случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, нормативные правовые акты, касающиеся обеспечения условий проведения собраний, митингов, демонстраций, шествий и пикетирований, издают Президент Российской Федерации, Правительство Российской Федерации, принимают и издают органы государственной власти субъектов Российской Федерации.

      Статья 2. Основные понятия

      1) публичное мероприятие — открытая, мирная, доступная каждому, проводимая в форме собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования либо в различных сочетаниях этих форм акция, осуществляемая по инициативе граждан Российской Федерации, политических партий, других общественных объединений и религиозных объединений, в том числе с использованием транспортных средств. Целью публичного мероприятия является свободное выражение и формирование мнений, выдвижение требований по различным вопросам политической, экономической, социальной и культурной жизни страны и вопросам внешней политики или информирование избирателей о своей деятельности при встрече депутата законодательного (представительного) органа государственной власти, депутата представительного органа муниципального образования с избирателями;

      2) собрание — совместное присутствие граждан в специально отведенном или приспособленном для этого месте для коллективного обсуждения каких-либо общественно значимых вопросов;

      3) митинг — массовое присутствие граждан в определенном месте для публичного выражения общественного мнения по поводу актуальных проблем преимущественно общественно-политического характера;

      4) демонстрация — организованное публичное выражение общественных настроений группой граждан с использованием во время передвижения, в том числе на транспортных средствах, плакатов, транспарантов и иных средств наглядной агитации;

      6) пикетирование — форма публичного выражения мнений, осуществляемого без передвижения и использования звукоусиливающих технических средств путем размещения у пикетируемого объекта одного или более граждан, использующих плакаты, транспаранты и иные средства наглядной агитации, а также быстровозводимые сборно-разборные конструкции;

      8) регламент проведения публичного мероприятия — документ, содержащий повременное расписание (почасовой план) основных этапов проведения публичного мероприятия с указанием лиц, ответственных за проведение каждого этапа, а в случае, если публичное мероприятие будет проводиться с использованием транспортных средств, информацию об использовании транспортных средств;

      Федеральный закон от 19 июня 2004 г. N 54-ФЗ О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях

      Изменения и поправки

      Принят Государственной Думой 4 июня 2004 года
      Одобрен Советом Федерации 9 июня 2004 года

      Глава 1. Общие положения

      Статья 1. Законодательство Российской Федерации о собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях

      2. Проведение собраний, митингов, демонстраций, шествий и пикетирований в целях предвыборной агитации, агитации по вопросам референдума регулируется настоящим Федеральным законом и законодательством Российской Федерации о выборах и референдумах. Проведение религиозных обрядов и церемоний регулируется Федеральным законом от 26 сентября 1997 года N 125-ФЗ «О свободе совести и о религиозных объединениях».

      Статья 2. Основные понятия

      Для целей настоящего Федерального закона используются следующие основные понятия:

      1) публичное мероприятие — открытая, мирная, доступная каждому, проводимая в форме собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования либо в различных сочетаниях этих форм акция, осуществляемая по инициативе граждан Российской Федерации, политических партий, других общественных объединений и религиозных объединений. Целью публичного мероприятия является свободное выражение и формирование мнений, а также выдвижение требований по различным вопросам политической, экономической, социальной и культурной жизни страны и вопросам внешней политики;

      4) демонстрация — организованное публичное выражение общественных настроений группой граждан с использованием во время передвижения плакатов, транспарантов и иных средств наглядной агитации;

      5) шествие — массовое прохождение граждан по заранее определенному маршруту в целях привлечения внимания к каким-либо проблемам;

      6) пикетирование — форма публичного выражения мнений, осуществляемого без передвижения и использования звукоусиливающих технических средств путем размещения у пикетируемого объекта одного или более граждан, использующих плакаты, транспаранты и иные средства наглядной агитации;

      7) уведомление о проведении публичного мероприятия — документ, посредством которого органу исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органу местного самоуправления в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, сообщается информация о проведении публичного мероприятия в целях обеспечения при его проведении безопасности и правопорядка;

      8) регламент проведения публичного мероприятия — документ, содержащий повременное расписание (почасовой план) основных этапов проведения публичного мероприятия с указанием лиц, ответственных за проведение каждого этапа;

      9) территории, непосредственно прилегающие к зданиям и другим объектам, — земельные участки, границы которых определяются решениями органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органов местного самоуправления в соответствии с нормативными правовыми актами, регулирующими отношения в сфере землеустройства, землепользования и градостроительства.

      Статья 3. Принципы проведения публичного мероприятия

      Проведение публичного мероприятия основывается на следующих принципах:

      1) законность — соблюдение положений Конституции Российской Федерации, настоящего Федерального закона, иных законодательных актов Российской Федерации;

      2) добровольность участия в публичном мероприятии.

      Глава 2. Порядок организации и проведения публичного мероприятия

      Статья 4. Организация публичного мероприятия

      К организации публичного мероприятия относятся:

      1) оповещение возможных участников публичного мероприятия и подача уведомления о проведении публичного мероприятия в соответствующий орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления;

      2) проведение предварительной агитации;

      3) изготовление и распространение средств наглядной агитации;

      4) другие действия, не противоречащие законодательству Российской Федерации, совершаемые в целях подготовки и проведения публичного мероприятия.

      Статья 5. Организатор публичного мероприятия

      1. Организатором публичного мероприятия могут быть один или несколько граждан Российской Федерации (организатором демонстраций, шествий и пикетирований — гражданин Российской Федерации, достигший возраста 18 лет, митингов и собраний — 16 лет), политические партии, другие общественные объединения и религиозные объединения, их региональные отделения и иные структурные подразделения, взявшие на себя обязательство по организации и проведению публичного мероприятия.

      2. Не могут быть организатором публичного мероприятия:

      1) лицо, признанное судом недееспособным либо ограниченно дееспособным, а также лицо, содержащееся в местах лишения свободы по приговору суда;

      2) политическая партия, другое общественное объединение и религиозное объединение, их региональные отделения и иные структурные подразделения, деятельность которых приостановлена или запрещена либо которые ликвидированы в установленном законом порядке.

      3. Организатор публичного мероприятия имеет право:

      1) проводить митинги, демонстрации, шествия и пикетирования в местах и во время, которые указаны в уведомлении о проведении публичного мероприятия либо изменены в результате согласования с органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления, собрания — в специально отведенном или приспособленном для этого месте, позволяющем обеспечить безопасность граждан при проведении собрания;

      2) проводить предварительную агитацию в поддержку целей публичного мероприятия через средства массовой информации, путем распространения листовок, изготовления плакатов, транспарантов, лозунгов и в иных формах, не противоречащих законодательству Российской Федерации;

      3) уполномочивать отдельных участников публичного мероприятия выполнять распорядительные функции по его организации и проведению;

      4) организовывать сбор добровольных пожертвований, подписей под резолюциями, требованиями и другими обращениями граждан;

      5) использовать при проведении собраний, митингов, демонстраций и шествий звукоусиливающие технические средства (аудио-, видеоустановки и другие устройства) с уровнем звука, соответствующим стандартам и нормам, установленным в Российской Федерации.

      4. Организатор публичного мероприятия обязан:

      1) подать в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления уведомление о проведении публичного мероприятия в порядке, установленном статьей 7 настоящего Федерального закона;

      2) не позднее чем за три дня до дня проведения публичного мероприятия (за исключением собрания и пикетирования, проводимого одним участником) информировать орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления в письменной форме о принятии (непринятии) его предложения об изменении места и (или) времени проведения публичного мероприятия, указанных в уведомлении о проведении публичного мероприятия;

      3) обеспечивать соблюдение условий проведения публичного мероприятия, указанных в уведомлении о проведении публичного мероприятия или измененных в результате согласования с органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления;

      4) требовать от участников публичного мероприятия соблюдения общественного порядка и регламента проведения публичного мероприятия. Лица, не подчинившиеся законным требованиям организатора публичного мероприятия, могут быть удалены с места проведения данного публичного мероприятия;

      5) обеспечивать в пределах своей компетенции общественный порядок и безопасность граждан при проведении публичного мероприятия, а в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, выполнять эту обязанность совместно с уполномоченным представителем органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органа местного самоуправления и уполномоченным представителем органа внутренних дел, выполняя при этом все их законные требования;

      6) приостанавливать публичное мероприятие или прекращать его в случае совершения его участниками противоправных действий;

      7) обеспечивать соблюдение установленной органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления нормы предельной заполняемости территории (помещения) в месте проведения публичного мероприятия;

      8) обеспечивать сохранность зеленых насаждений, помещений, зданий, строений, сооружений, оборудования, мебели, инвентаря и другого имущества в месте проведения публичного мероприятия;

      9) довести до сведения участников публичного мероприятия требование уполномоченного представителя органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органа местного самоуправления о приостановлении или прекращении публичного мероприятия;

      10) иметь отличительный знак организатора публичного мероприятия. Уполномоченное им лицо также обязано иметь отличительный знак.

      5. Организатор публичного мероприятия не вправе проводить его, если уведомление о проведении публичного мероприятия не было подано в срок либо если с органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления не было согласовано изменение по их мотивированному предложению места и (или) времени проведения публичного мероприятия.

      Статья 6. Участники публичного мероприятия

      1. Участниками публичного мероприятия признаются граждане, члены политических партий, члены и участники других общественных объединений и религиозных объединений, добровольно участвующие в нем.

      2. Участники публичного мероприятия имеют право:

      1) участвовать в обсуждении и принятии решений, иных коллективных действиях в соответствии с целями публичного мероприятия;

      2) использовать при проведении публичного мероприятия различную символику и иные средства публичного выражения коллективного или индивидуального мнения, а также средства агитации, не запрещенные законодательством Российской Федерации;

      3) принимать и направлять резолюции, требования и другие обращения граждан в органы государственной власти и органы местного самоуправления, общественные и религиозные объединения, международные и иные органы и организации.

      3. Во время проведения публичного мероприятия его участники обязаны:

      1) выполнять все законные требования организатора публичного мероприятия, уполномоченных им лиц, уполномоченного представителя органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органа местного самоуправления и сотрудников органов внутренних дел;

      2) соблюдать общественный порядок и регламент проведения публичного мероприятия.

      Статья 7. Уведомление о проведении публичного мероприятия

      1. Уведомление о проведении публичного мероприятия (за исключением собрания и пикетирования, проводимого одним участником) подается его организатором в письменной форме в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления в срок не ранее 15 и не позднее 10 дней до дня проведения публичного мероприятия. При проведении пикетирования группой лиц уведомление о проведении публичного мероприятия может подаваться в срок не позднее трех дней до дня его проведения.

      2. Порядок подачи уведомления о проведении публичного мероприятия в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления регламентируется соответствующим законом субъекта Российской Федерации.

      3. В уведомлении о проведении публичного мероприятия указываются:

      1) цель публичного мероприятия;

      2) форма публичного мероприятия;

      3) место (места) проведения публичного мероприятия, маршруты движения участников;

      4) дата, время начала и окончания публичного мероприятия;

      5) предполагаемое количество участников публичного мероприятия;

      6) формы и методы обеспечения организатором публичного мероприятия общественного порядка, организации медицинской помощи, намерение использовать звукоусиливающие технические средства при проведении публичного мероприятия;

      7) фамилия, имя, отчество либо наименование организатора публичного мероприятия, сведения о его месте жительства или пребывания либо о месте нахождения и номер телефона;

      8) фамилии, имена и отчества лиц, уполномоченных организатором публичного мероприятия выполнять распорядительные функции по организации и проведению публичного мероприятия;

      9) дата подачи уведомления о проведении публичного мероприятия.

      4. Уведомление о проведении публичного мероприятия в соответствии с принципами, изложенными в статье 3 настоящего Федерального закона, подписывается организатором публичного мероприятия и лицами, уполномоченными организатором публичного мероприятия выполнять распорядительные функции по его организации и проведению.

      Статья 8. Места проведения публичного мероприятия

      1. Публичное мероприятие может проводиться в любых пригодных для целей данного мероприятия местах в случае, если его проведение не создает угрозы обрушения зданий и сооружений или иной угрозы безопасности участников данного публичного мероприятия. Условия запрета или ограничения проведения публичного мероприятия в отдельных местах могут быть конкретизированы федеральными законами.

      2. К местам, в которых проведение публичного мероприятия запрещается, относятся:

      1) территории, непосредственно прилегающие к опасным производственным объектам и к иным объектам, эксплуатация которых требует соблюдения специальных правил техники безопасности;

      2) путепроводы, железнодорожные магистрали и полосы отвода железных дорог, нефте-, газо- и продуктопроводов, высоковольтных линий электропередачи;

      3) территории, непосредственно прилегающие к резиденциям Президента Российской Федерации, к зданиям, занимаемым судами, к территориям и зданиям учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы;

      4) пограничная зона, если отсутствует специальное разрешение уполномоченных на то пограничных органов.

      3. Порядок проведения публичного мероприятия на территориях объектов, являющихся памятниками истории и культуры, определяется органом исполнительной власти соответствующего субъекта Российской Федерации с учетом особенностей таких объектов и требований настоящего Федерального закона.

      4. Порядок проведения публичного мероприятия на территории Государственного историко-культурного музея-заповедника «Московский Кремль», включая Красную площадь и Александровский сад, определяется Президентом Российской Федерации.

      Статья 9. Время проведения публичного мероприятия

      Публичное мероприятие не может начинаться ранее 7 часов и заканчиваться позднее 23 часов текущего дня по местному времени.

      Статья 10. Предварительная агитация

      1. Организатор публичного мероприятия и иные граждане с момента подачи уведомления о проведении публичного мероприятия имеют право беспрепятственно проводить предварительную агитацию среди граждан, сообщая им информацию о месте (местах), времени, целях проведения публичного мероприятия и иную информацию, связанную с подготовкой и проведением публичного мероприятия, а также призывать граждан и их объединения принять участие в готовящемся публичном мероприятии.

      2. Для проведения предварительной агитации могут использоваться средства массовой информации, устные призывы, распространяться листовки, плакаты и объявления, использоваться иные не запрещенные законодательством Российской Федерации формы агитации.

      3. Недопустимо проведение предварительной агитации в формах, оскорбляющих и унижающих достоинство человека и гражданина.

      4. Предварительная агитация не может проводиться в форме публичного мероприятия, если порядок его организации и проведения не соответствует требованиям настоящего Федерального закона.

      5. В случае отказа организатора публичного мероприятия от его проведения он обязан принять меры по прекращению предварительной агитации и информированию граждан и органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органа местного самоуправления, которым подано уведомление о проведении данного публичного мероприятия, о принятом решении.

      Статья 11. Материально-техническое и организационное обеспечение проведения публичного мероприятия

      1. Материально-техническое обеспечение проведения публичного мероприятия осуществляется его организатором и участниками за счет собственных средств, а также за счет средств и имущества, собранных и (или) переданных для проведения данного публичного мероприятия, если федеральными законами, актами Правительства Российской Федерации, законами субъекта Российской Федерации не установлено иное.

      2. Полномочия участников публичного мероприятия, осуществляющих материально-техническое обеспечение проведения публичного мероприятия, должны быть письменно удостоверены его организатором.

      Статья 12. Обязанности органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органа местного самоуправления

      1. Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления после получения уведомления о проведении публичного мероприятия обязан:

      1) документально подтвердить получение уведомления о проведении публичного мероприятия, указав при этом дату и время его получения;

      2) довести до сведения организатора публичного мероприятия в течение трех дней со дня получения уведомления о проведении публичного мероприятия (а при подаче уведомления о проведении пикетирования группой лиц менее чем за пять дней до дня его проведения — в день его получения) обоснованное предложение об изменении места и (или) времени проведения публичного мероприятия, а также предложения об устранении организатором публичного мероприятия несоответствия указанных в уведомлении целей, форм и иных условий проведения публичного мероприятия требованиям настоящего Федерального закона;

      3) в зависимости от формы публичного мероприятия и количества его участников назначить своего уполномоченного представителя в целях оказания организатору публичного мероприятия содействия в проведении данного публичного мероприятия в соответствии с требованиями настоящего Федерального закона. Назначение уполномоченного представителя оформляется письменным распоряжением, которое заблаговременно направляется организатору публичного мероприятия;

      4) довести до сведения организатора публичного мероприятия информацию об установленной норме предельной заполняемости территории (помещения) в месте проведения публичного мероприятия;

      5) обеспечить в пределах своей компетенции совместно с организатором публичного мероприятия и уполномоченным представителем органа внутренних дел общественный порядок и безопасность граждан при проведении публичного мероприятия, а также оказание им при необходимости неотложной медицинской помощи;

      6) информировать о вопросах, явившихся причинами проведения публичного мероприятия, органы государственной власти и органы местного самоуправления, которым данные вопросы адресуются;

      7) при получении сведений о проведении публичного мероприятия на трассах проезда и в местах постоянного или временного пребывания объектов государственной охраны, определенных Федеральным законом от 27 мая 1996 года N 57-ФЗ «О государственной охране», своевременно информировать об этом соответствующие федеральные органы государственной охраны.

      2. В случае, если информация, содержащаяся в тексте уведомления о проведении публичного мероприятия, и иные данные дают основания предположить, что цели запланированного публичного мероприятия и формы его проведения не соответствуют положениям Конституции Российской Федерации и (или) нарушают запреты, предусмотренные законодательством Российской Федерации об административных правонарушениях или уголовным законодательством Российской Федерации, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления незамедлительно доводит до сведения организатора публичного мероприятия письменное мотивированное предупреждение о том, что организатор, а также иные участники публичного мероприятия в случае указанных несоответствия и (или) нарушения при проведении такого мероприятия могут быть привлечены к ответственности в установленном порядке.

      Статья 13. Права и обязанности уполномоченного представителя органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органа местного самоуправления

      1. Уполномоченный представитель органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органа местного самоуправления имеет право:

      1) требовать от организатора публичного мероприятия соблюдения порядка его организации и проведения;

      2) принимать решение о приостановлении или прекращении публичного мероприятия в порядке и по основаниям, предусмотренным настоящим Федеральным законом.

      2. Уполномоченный представитель органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органа местного самоуправления обязан:

      1) присутствовать на публичном мероприятии;

      2) оказывать организатору публичного мероприятия содействие в его проведении;

      3) обеспечивать совместно с организатором публичного мероприятия и уполномоченным представителем органа внутренних дел общественный порядок и безопасность граждан, а также соблюдение законности при его проведении.

      Статья 14. Права и обязанности уполномоченного представителя органа внутренних дел

      1. По предложению органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органа местного самоуправления начальник органа внутренних дел, в обслуживании которого находится территория (помещение), на которой (в котором) планируется проведение публичного мероприятия, обязан назначить уполномоченного представителя органа внутренних дел в целях оказания организатору публичного мероприятия содействия в обеспечении общественного порядка и безопасности граждан. Назначение указанного представителя оформляется распоряжением начальника органа внутренних дел.

      2. Уполномоченный представитель органа внутренних дел имеет право:

      1) требовать от организатора публичного мероприятия объявления о прекращении допуска граждан на публичное мероприятие и самостоятельно прекратить допуск граждан на него в случае нарушения предельной нормы заполняемости территории (помещения);

      2) требовать от организатора и участников публичного мероприятия соблюдения порядка его организации и проведения;

      3) по просьбе организатора публичного мероприятия удалять с места его проведения граждан, не выполняющих законных требований организатора публичного мероприятия.

      3. Уполномоченный представитель органа внутренних дел обязан:

      1) оказывать содействие в проведении публичного мероприятия в пределах своей компетенции;

      2) обеспечивать совместно с организатором публичного мероприятия и уполномоченным представителем органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органа местного самоуправления общественный порядок и безопасность граждан, а также соблюдение законности при его проведении.

      Статья 15. Основания и порядок приостановления публичного мероприятия

      1. Если во время проведения публичного мероприятия по вине его участников произошло нарушение правопорядка, не влекущее угрозы для жизни и здоровья его участников, уполномоченный представитель органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органа местного самоуправления вправе потребовать от организатора публичного мероприятия самостоятельно или совместно с уполномоченным представителем органа внутренних дел устранить данное нарушение.

      2. В случае невыполнения требования об устранении нарушения, указанного в части 1 настоящей статьи, уполномоченный представитель органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органа местного самоуправления вправе приостановить публичное мероприятие на время, установленное им для устранения нарушения. При устранении нарушения публичное мероприятие по согласованию между его организатором и соответствующим уполномоченным представителем может быть продолжено.

      3. Если нарушение не было устранено по истечении времени, установленного уполномоченным представителем органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органа местного самоуправления, то публичное мероприятие прекращается в порядке, предусмотренном статьей 17 настоящего Федерального закона.

      Статья 16. Основания прекращения публичного мероприятия

      Основаниями прекращения публичного мероприятия являются:

      1) создание реальной угрозы для жизни и здоровья граждан, а также для имущества физических и юридических лиц;

      2) совершение участниками публичного мероприятия противоправных действий и умышленное нарушение организатором публичного мероприятия требований настоящего Федерального закона, касающихся порядка проведения публичного мероприятия.

      Статья 17. Порядок прекращения публичного мероприятия

      1. В случае принятия решения о прекращении публичного мероприятия уполномоченный представитель органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органа местного самоуправления:

      1) дает указание организатору публичного мероприятия прекратить публичное мероприятие, обосновав причину его прекращения, и в течение 24 часов оформляет данное указание письменно с вручением организатору публичного мероприятия;

      2) устанавливает время для выполнения указания о прекращении публичного мероприятия;

      3) в случае невыполнения организатором публичного мероприятия указания о его прекращении обращается непосредственно к участникам публичного мероприятия и устанавливает дополнительное время для выполнения указания о прекращении публичного мероприятия.

      2. В случае невыполнения указания о прекращении публичного мероприятия сотрудники милиции принимают необходимые меры по прекращению публичного мероприятия, действуя при этом в соответствии с законодательством Российской Федерации.

      3. Порядок прекращения публичного мероприятия, предусмотренный частью 1 настоящей статьи, не применяется в случае возникновения массовых беспорядков, погромов, поджогов и в других случаях, требующих экстренных действий. В этих случаях прекращение публичного мероприятия осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации.

      4. Неисполнение законных требований сотрудников милиции или неповиновение (сопротивление) им отдельных участников публичного мероприятия влечет за собой ответственность этих участников, предусмотренную законодательством Российской Федерации.

      Глава 3. Гарантии реализации гражданами права на проведение публичного мероприятия

      Статья 18. Обеспечение условий для проведения публичного мероприятия

      1. Организатор публичного мероприятия, должностные лица и другие граждане не вправе препятствовать участникам публичного мероприятия в выражении своих мнений способом, не нарушающим общественного порядка и регламента проведения публичного мероприятия.

      2. Органы государственной власти или органы местного самоуправления, которым адресуются вопросы, явившиеся причинами проведения публичного мероприятия, обязаны рассмотреть данные вопросы по существу, принять по ним необходимые решения в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, и сообщить о принятых решениях организатору публичного мероприятия.

      3. Поддержание общественного порядка, регулирование дорожного движения, санитарное и медицинское обслуживание в целях обеспечения проведения публичного мероприятия осуществляются на безвозмездной основе.

      Статья 19. Обжалование решений и действий (бездействия), нарушающих право граждан на проведение публичного мероприятия

      Решения и действия (бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, нарушающие право граждан на проведение публичного мероприятия, могут быть обжалованы в суд в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

      Президент Российской Федерации
      В. Путин

      Судебная практика по Федеральному закону от 19 июня 2004 года № 54-ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях»

      1) Московским городским судом, в порядке надзора была рассмотрена жалоба Истца на постановление судьи Тверского районного суда г. Москвы от 30 сентября 2013 года и решение судьи Московского городского суда от 12 ноября 2013 года по делу об административном правонарушении. Так, было установлено, что постановлением судьи Тверского районного суда г. Москвы от 30 сентября 2013 года истец признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 5 статьи 20.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП Российской Федерации), и ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 3 000 (трех тысяч) рублей.

      Решением судьи Московского городского суда от 12 ноября 2013 года указанное выше постановление оставлено без изменения, жалоба истца – без удовлетворения.

      В своей жалобе истец, выражая несогласие с указанными судебными актами, просит об их отмене и прекращении производства по делу, ссылаясь на то, что в его действиях отсутствует состав административного правонарушения, предусмотренного ч. 5 ст. 20.2 КоАП Российской Федерации, поскольку акция в которой он принимал участие не является публичным мероприятием; в постановлении судьи районного суда событие вменяемого правонарушения описано противоречиво; Лобное место не является территорией, прилегающей к резиденции Президента Российской Федерации, поскольку расположено на расстоянии 100 метров от Московского Кремля; рапорта сотрудников полиции и протокол об административном правонарушении являются недопустимыми доказательствами, так как рапорты, положенные в основу протокола, имеют

      тождественное содержание и противоречивое описание события; в нарушение требований пункта 2 части 4 статьи 5 Федерального закона от 7 февраля 2011 года № 3-ФЗ «О полиции» сотрудники полиции не разъяснили ему причину и основания административного задержания.

      Проверив представленные материалы, изучив доводы жалобы заявителя, нахожу обжалуемые судебные акты законными и обоснованными. В соответствии с частью 5 статьи 20.2 КоАП Российской Федерации административным правонарушением признается нарушение участником публичного мероприятия установленного порядка проведения собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования, за исключением случаев, предусмотренных частью 6 настоящей статьи, предусматривающей административную ответственность за те же действия, повлекшие причинение вреда здоровью человека или имуществу, если они не содержат уголовно наказуемого деяния. В статье 2 Закона о собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях публичное мероприятие определено как открытая, мирная, доступная каждому, проводимая в форме собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования либо в различных сочетаниях этих форм акция, осуществляемая по инициативе граждан Российской Федерации, политических партий, других общественных объединений и религиозных объединений.

      Пикетирование – форма публичного выражения мнений, осуществляемого без передвижения и использования звукоусиливающих технических средств путем размещения у пикетируемого объекта одного или более граждан, использующих плакаты, транспаранты и иные средства наглядной агитации. В соответствии с пунктом 3 части 2 статьи 8 указанного Федерального закона территории, непосредственно прилегающие к резиденциям Президента Российской Федерации, относятся к местам, в которых проведение публичного мероприятия запрещаются. На основании Указа Президента Российской Федерации № 82 от 31 января 1992 года «Об официальной резиденции Президента Российской Федерации» официальной резиденцией Президента Российской Федерации является Московский Кремль.

      При рассмотрении дела судьей районного суда установлено, что

      25 августа 2013 года, в 18 часов 15 минут истец, находясь по адресу: г. Москва, Красная площадь, д. 5, то есть на территории, прилегающей к резиденции Президента Российской Федерации, принимал участие в пикете в количестве 10 человек, в руках держал баннер с надписью «За нашу и вашу свободу», чем нарушил пункт 3 части 2 статьи 8 Федерального закона от 19 июня 2004 года № 54-ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях», то есть совершил административное правонарушение, предусмотренное частью 5 статьи 20.2 КоАП Российской Федерации.

      Факт совершения административного правонарушения и виновность истца подтверждены совокупностью доказательств, достоверность и

      допустимость которых сомнений не вызывают, а именно: протоколом об административном правонарушении; протоколом об административном задержании; рапортами сотрудников полиции.

      Таким образом, постановление судьи Тверского районного суда г. Москвы от 30 сентября 2013 года и решение судьи Московского городского суда от 12 ноября 2013 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 5 статьи 20.2 КоАП Российской Федерации, в отношении истца оставлено без изменения, жалоба истца – без удовлетворения.

      2) Истец обратился в Московский городской суд с жалобой на постановление судьи первой инстанции от 16 января 2014 года, которым истец признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 20.2.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях(далее – КоАП Российской Федерации), и ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 10 000 рублей, в которой ставят вопрос о его отмене, прекращении производства по делу в связи с отсутствием события правонарушения, ссылаются на то, что массовое одновременное пребывание и передвижение граждан было организовано должностными лицами Управы района и являлось публичным мероприятием – встречей главы Управы с жителями; перед получением объяснений истцу не были предварительно разъяснены его права и обязанности, предусмотренные частью 1 статьи 25.1 КоАП Российской Федерации, в том числе право пользоваться юридической помощью защитника; показания свидетеля являются недопустимыми доказательствами; совокупность исследованных доказательств не является достаточной для вывода о виновности истца в совершении инкриминируемого ему деяния.

      По результатам исследования материалов дела, проверки доводов жалобы, опросив в судебном заседании в качестве свидетелей оснований для изменения или отмены постановления судьи не найдено.

      Как следует из материалов дела, 15 января 2014 года в 22 часа 30 минут истец по адресу: г. Москва, ул. ***, д. **, корп. ** принимал участие в массовом одновременном пребывании и передвижении граждан в общественном месте, повлекшем нарушение общественного порядка, создав помехи для движения транспортных средств и пешеходов.

      Факт совершения административного правонарушения и вина истца подтверждаются всеми необходимыми материалами. Согласно пункту 1 статьи 2 Федерального закона от 19 июня 2004 года № 54-ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» публичное мероприятие – открытая, мирная, доступная каждому, проводимая в форме собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования либо в различных сочетаниях этих форм акция, осуществляемая по инициативе граждан Российской Федерации, политических партий, других общественных объединений и религиозных объединений, в том числе с использованием транспортных средств. Целью публичного мероприятия

      является свободное выражение и формирование мнений, а также выдвижение требований по различным вопросам политической, экономической, социальной и культурной жизни страны и вопросам внешней политики.

      Вопреки доводам жалобы, согласно исследованным доказательствам, истец принимал участие в массовом одновременном пребывании и передвижении граждан в общественном месте, не являющимся публичным мероприятием.

      Совокупность исследованных доказательств является достаточной для установления обстоятельств, входящих в предмет доказывания по делу об административном правонарушении по части 1 статьи 20.2.2 КоАП Российской Федерации по делу в отношении истца. Действия истца правильно квалифицированы по части 1 статьи 20.22 КоАП Российской Федерации, поскольку он, принимал участие в массовом одновременном пребывании и передвижении граждан в общественном месте, которое повлекло нарушение общественного порядка и создало помехи движению пешеходов и транспортных средств.

      Порядок и срок давности привлечения истца к административной ответственности не нарушены.

      В соответствии с общими правилами назначения административных наказаний административное наказание за совершение административного правонарушения назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение в соответствии с КоАП Российской Федерации (часть 1 статьи 4.1 КоАП Российской Федерации). При назначении административного наказания физическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, личность виновного, его имущественное положение, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность (часть 2 статьи 4.1 КоАП Российской Федерации). Наказание истцу назначено в пределах санкции части 1 статьи 20.2.2 КоАП Российской Федерации, с учетом характера и обстоятельств совершенного деяния, личности виновного, который ранее привлекался к административной ответственности, вместе с тем, при определении минимального размера предусмотренного санкцией данной части статьи наказания, судом учтено состояние здоровья истца.

      Нарушений норм материального и процессуального права, в том числе права на защиту, влекущих отмену или изменение обжалуемого судебного постановления, по делу не имеется.

      Таким образом, постановление суда первой инстанции от 16 января 2014 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 20.2.2 КоАП Российской Федерации, в отношении истца оставлено без изменения.

      Соблюдение прав несовершеннолетних, участвующих в собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях

      Статьей 31 Конституции Российской Федерации предусмотрено право граждан Российской Федерации собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирование.

      Согласно ст.13, 14, 15 «Конвенции о правах ребенка» (ратифицирована Постановлением ВС СССР от 13.06.1990 №1559-I) дети имеют право на свободу мысли, имеют право свободно выражать свое мнение, встречаться и объединяться в группы, имеют право на свободу мирных собраний, если это не нарушает государственную безопасность и общественный порядок.

      При этом необходимо иметь в виду, что свобода волеизъявления и собраний должна означать осознанность и юридическую дееспособность субъекта правоотношений. Так, федеральный закон от 19.06.2004 №54-ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» не содержит каких-либо специальных требований к участнику публичного мероприятия с точки зрения его возраста. Однако в подавляющем большинстве случаев дееспособность возникает с 18 лет, следовательно, именно с этого возраста можно говорить об осознанности действий участника публичного мероприятия.

      Указанный федеральный закон «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» направлен на обеспечение реализации установленного Конституцией Российской Федерации права граждан Российской Федерации собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги, демонстрации, шествия и пикетирования.

      При этом организатор публичного мероприятия имеет право проводить его только в местах и во время, которые были им указаны в уведомлении о проведении публичного мероприятия либо изменены в результате согласования с органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления (администрацией г. Рязани) – то есть в специально отведенном или приспособленном для этого месте, позволяющем обеспечить безопасность граждан при проведении собрания.

      Если организатором не выполнены указанные требования или имеется угроза для жизни и здоровья граждан, а также для имущества физических и юридических лиц; или участниками публичного мероприятия совершаются противоправные действия — публичное мероприятие прекращается, а виновные лица могут быть привлечены к уголовной или административной ответственности.
      Что касается наступления административной ответственности за совершение правонарушений участниками собраний и митингов, то следует иметь в виду, что административной ответственности подлежит лицо, достигшее возраста 16 лет.

      Так, статья 20.2 КоАП РФ устанавливает, что нарушение участником публичного мероприятия установленного порядка проведения собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования, влечет наложение административного штрафа в размере от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей или обязательные работы на срок до сорока часов.

      При этом стоит отметить, что родители правонарушителей, не достигших 16 лет, могут быть привлечены к ответственности за неисполнение или ненадлежащее исполнение родительских обязанностей (ч.1 ст.5.35 КоАП РФ), так как нарушение ребенком установленного законом порядка, несоблюдение общепринятых норм поведения, говорит об отсутствии надлежащего контроля за несовершеннолетним ребенком, за его досугом, равнодушии к его воспитанию, в отсутствии достаточного внимания и заботы, влекущих нарушение ребенком порядка проведения собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования.

      Подготовлено прокуратурой Советского района г. Рязани

      Смотрите еще:

      • Ст40 закона о прокуратуре 22 статья ФЗ «О прокуратуре» Прокуратура Российской Федерации — общегосударственная централизованная система служб, которая осуществляет от имени РФ контроль за соблюдением Конституции Российской Федерации и законов, действующих на […]
      • Закон 12-44-1 фз Федеральный закон от 28 декабря 2017 года № 423-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части использования государственных информационных систем на государственной гражданской службе Российской […]
      • Договор купли продажи по мат капиталу Как оформить договор купли-продажи жилья с использованием материнского капитала? Материнский (семейный) капитал — это одна из мер государственной поддержки семей с несколькими детьми. Его можно использовать в том числе для улучшения […]
      • 3 года статья ук рф Статья 3. Принцип законности 1. Преступность деяния, а также его наказуемость и иные уголовно-правовые последствия определяются только настоящим Кодексом. 2. Применение уголовного закона по аналогии не допускается. Комментарий к Ст. 3 УК […]
      • Правила соблюдения постов Правила соблюдения постов ПРАВОСЛАВНЫЙ КАЛЕНДАРЬ СЕДМИЦА > О МНОГОДНЕВНЫХ ПОСТАХ В Православном календаре имеются особые дни – дни поста. Самый главный - Великий Пост, в 2018 году - с 19 февраля по 7 апреля. Следующий бывает каждый год […]
      • Камышин нотариусы Нотариусы Камышин Ниже представлен список нотариусов в выбранной категории. Чтобы посмотреть подробную информацию по конкретному нотариусу, кликните по ФИО нотариуса. Нотариус Артамонникова Светлана Васильевна Телефон: +79608847758 Адрес: […]
      • Нотариусы новоуральска Нотариусы Новоуральск Ниже представлен список нотариусов в выбранной категории. Чтобы посмотреть подробную информацию по конкретному нотариусу, кликните по ФИО нотариуса. Телефон: +7 (34370) 9-39-55 Адрес: 624130 г. Новоуральск, ул. […]
      • 1 понятие налога и сбора их признаки 1. Понятие, признаки налога и сбора. Цель взимания налога и сбора. Правовое значение признаков налога и сбора Под налогом понимается обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме […]