Закон о виртуальных деньгах

Оглавление:

Закон о виртуальных деньгах

Введите ваш запрос для начала поиска.

Проректор Санкт-Петербургского государственного университета по учебной работе, доцент Кафедры трудового права.

Подписывайтесь на нас:

Виртуальные деньги

Электронные деньги, а также расчеты через мобильные телефоны теперь узаконены, рассказывает «РГ».

А владельцы пластиковых карточек получили дополнительную защиту. Если возникнет сбой, и деньги с нее уйдут не по назначению, то отвечать за это будет банк.

Все новые правила прописаны в Законе «О национальной платежной системе». На днях он был подписан президентом и сегодня опубликован в «Российской газете». Спустя 90 дней закон вступит в силу.

Электронные деньги приравниваются к безналичным платежам. Пользоваться ими можно как угодно. Покупать в Интернете товары, услуги, участвовать в благотворительных акциях. И даже одолжить деньги знакомым. Работающие по удаленной системе люди могут получать на свои электронные кошельки зарплату. Правда, для этого им необходимо пройти идентификацию — то есть представить оператору свои паспортные данные. Идентификация не нужна, если сумма ежедневных платежей из электронного кошелька не более 15 тысяч рублей и не более 40 тысяч рублей в месяц.

Максимальная сумма, которую человек может положить на свой электронный кошелек, — 100 тысяч рублей. Но при этом надо помнить, что проценты на эти деньги начисляться не будут. Кроме того, оператор не имеет права кредитовать своего клиента. Впрочем, основная задача таких средств — это все-таки микроплатежи. Кстати, и сейчас, как правило, один платеж из электронного кошелька не превышает тысячи рублей.

Владельцы мобильников, если у них на счету достаточно денег, тоже могут потратить их на покупку товаров и услуг. Полезные новации, благодаря закону, появляются для владельцев пластиковых карточек. Например, сейчас платежные системы идут на разные уловки. Они устанавливают небольшую комиссию за операции по карточке, при этом ограничивая ее размер. Скажем, при снятии налички в банкомате видите надпись «комиссия 2,5 процента», но «не менее 80 рублей». Это значит, что при снятии или перечислении 10 рублей, с вас все равно дополнительно спишут 80 рублей. Теперь эти хитрости запрещены.

Но самое главное — за все проблемы с карточкой нести ответственность будет банк, а не ее владелец. Если деньги с пластика списаны случайно, без вашего ведома и желания, то вы смело можете требовать у банка возмещения ущерба. И он обязан вернуть деньги. Если, конечно, не докажет, что вы пользовались карточкой не по правилам. Например, передали ее кому-то из знакомых или родственников. Однако бремя доказательства лежит именно на банке, а не на человеке. Правда, при этом вы должны обратиться в кредитную организацию не позже следующего дня после того, как получили уведомление о списании денег.

При этом обо всех платежах, проведенных по пластику или из вашего электронного кошелька, оператор обязан незамедлительно информировать клиента. Если это требование не выполнено, а деньги ушли со счета, то и спорить об их возврате нечего — вам обязаны вернуть пропавшие деньги без всяких споров.

Фактически «виртуальные» деньги существуют в нашей стране достаточно давно. Но до сих пор четких правил игры на этом рынке не было. Платежные системы, которые работают с карточками, а также компании, занимающиеся электронными деньгами, никто, по сути, не контролировал. Теперь все они попадают под строгий надзор Центробанка. Платежные системы будут внесены в специальный реестр, и человек сможет понять, легально или нет существует организация. А оператором электронных денег может быть только кредитная организация, работающая по лицензии ЦБ.

Горячая линия

По этому телефону на ваши вопросы об электронных деньгах и новом законе ответит президент Ассоциации региональных банков, член Комитета Госдумы по финансовым рынкам Анатолий Геннадьевич Аксаков.

Звоните в понедельник, 4 июля, с 10.00 до 11.30 по московскому времени.

Все об электронных деньгах: учет и налогообложение

Подготовлено с использованием материалов сайта buh.ru

Многие интернет-магазины используют электронные деньги (WebMoney, Яндекс.Деньги и т.п.) для приема платежей за свои товары и услуги. Сегодня мы поясним правовой статус электронных денег, а также дадим рекомендации по их бухгалтерскому и налоговому учету.

Главное, что нужно знать об электронных деньгах

Главный документ, который сейчас регулирует обращение электронных денег, был принят чуть более года назад. Это Федеральный закон от 27.06.2011 № 161-ФЗ «О национальной платежной системе» (далее – Закон № 161-ФЗ).

Согласно закону, электронные деньги (ЭД) представляют собой «информационный» эквивалент реальных денежных средств. Иными словами, это средства, информация о которых учитывается без открытия банковского счета. Их обращение ограничено конкретной электронной платежной системой (ЭПС). Превратить электронные деньги в рубли можно, только выведя их из ЭПС. Наиболее известные и популярные в России электронные платежные системы – WebMoney, Яндекс.Деньги и RBK Money (обе недавно получили лицензии небанковской кредитной организации), Rapida (с 2011 года НКО «Рапида» вошла в группу НОМОС-БАНКа).

С юридической точки зрения, особняком в этом ряду стоят Webmoney. Эта платежная система, строго говоря, оперирует не электронными деньгами (в том виде, как они описаны в Законе), а имущественными правами на ценности, которые хранятся в компаниях – Гарантах.

Таким образом, Webmoney не вполне подпадают под действие Закона № 161-ФЗ. Поэтому им не надо регистрироваться в качестве НКО или заключать договор с банком. В то же время, на них вполне распространяется действие закона 07.08.2001 № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма».

Физическое лицо может использовать электронные деньги без идентификации. Однако для вывода электронных средств платежа ему уже придется идентифицировать свою личность. А вот юрлицо или ИП для использования электронных денег обязаны пройти идентификацию (п. 7 ст. 10 Закона № 161-ФЗ).

С чего начать?

С 29 сентября 2012 года электронные платежные системы не могут сами выпускать электронную валюту и должны либо достичь соглашения с одним из действующих банков, либо зарегистрироваться в качестве НКО.

Чтобы рассчитываться электронными деньгами, организация должна cначала заключить договор с оператором ЭПС (п. 1 ст. 4 и п.1 ст. 9 Закона № 161-ФЗ) и зарегистрироваться на сайте оператора.

Обратите внимание: в договоре должны быть прописаны все услуги, которые оператор будет представлять организации-клиенту.

Для того чтобы получить корпоративное электронное средство платежа, организация должна предъявить банку или НКО свидетельство о постановке на налоговый учет (п. 1 ст. 86 НК РФ). При этом оператор по переводу денежных средств вправе отказать клиенту в заключении договора об использовании электронного средства платежа ( п.2 ст.9 Закона № 161-ФЗ).
Что касается Webmoney, для приема платежей через эту систему на вашем сайте вам нужно получить специальный аттестат продавца (выдается бесплатно, при условии, что у вас уже есть персональный аттестат Webmoney, который предусматривает проверку паспортных данных физлица).

Для электронных денег организации не открывается отдельный банковский счет. Расчеты через оператора проходят только электронными деньгами, с помощью так называемого «электронного кошелька» (п. 19 ст. 3 Закона № 161-ФЗ). Однако клиент – юрлицо или ИП – обязан иметь банковский счет, на который каждый банковский день будет переводиться остаток его электронных денег из электронного кошелька. Вы можете открыть счет у оператора ЭДС (если это банк) либо предоставить ему информацию о своем банковском счете, открытом в другой кредитной организации.

Электронные деньги: ограничения

Остаток электронных денег на корпоративном кошельке в конце банковского дня не должен превышать 100 000 руб. либо эквивалент этой суммы в другой валюте (по курсу ЦБ РФ на конец рабочего дня оператора). Сумма остатка может превысить лимит только в одном случае: если превышение произошло из-за того, что официальный курс иностранной валюты вырос (п. 8, 9 ст. 10 Закона № 161-ФЗ). Когда остаток превышает 100 тысяч, оператор обязан выводить излишек на банковский счет компании. При этом никакого распоряжения от владельца денег не потребуется.

Электронные кошельки юрлица и ИП пополняют только путем перечисления со своего банковского счета (ч. 3 ст. 7 Закона № 161-ФЗ). Пополнить счет через подотчетных лиц нельзя.

Компании и предприниматели не могут рассчитываться электронными деньгами между собой. Одним из участников расчетов обязательно должно быть физическое лицо (ч. 9 ст. 7 Закона № 161-ФЗ). Есть ограничение по размеру одной транзакции: физлицо не может перевести на счет фирмы сумму, превышающую 15 тыс. руб. Таким образом, принимать оплату электронными деньгами будет удобно только тем магазинам, чей средний чек не превышает те самые 15 тысяч.

Переводы электронных денег осуществляются по распоряжению клиента. Как только деньги «ушли» с вашего счета и поступили на счет получателя, перевод становится безотзывным и окончательным.

По распоряжению организации остаток (его часть) электронных денег может быть переведен только на банковский счет клиента (п. 22 ст. 7 Закона № 161-ФЗ. Юрлицо или предприниматель не могут напрямую вывести деньги из электронного кошелька наличными.

Оператор имеет право прекратить или приостановить ваше пользование электронным кошельком. Это возможно на основании уведомления, полученного от вас (как клиента), или при выявленных нарушениях договора, который вы заключили с оператором (п. 9 ст. 9 Закона № 161-ФЗ).

Начиная с 2013 года, у операторов появятся новые обязанности:

информирование клиентов о каждой совершенной операции с применением электронных средств платежа, для чего будут отправляться уведомления (п. 4 ст. 9 Закона № 161-ФЗ);

представление компании документов, связанных с использованием электронных средств платежа. Порядок их представления прописывается в договоре (п. 7 ст. 9 Закона № 161-ФЗ);

  • если оператор получит от клиента уведомление об использовании средства платежа без его согласия или об утрате, то оператор должен возместить клиенту сумму операции, которая была совершена без его согласия (п. 12 ст. 9 Закона № 161-ФЗ).
  • Известите налоговую инспекцию

    О том, что ваша фирма или вы сами в качестве ИП завели электронный кошелек, нужно проинформировать налоговую службу. Подп. 1.1 п. 2 ст. 23 НК РФ гласит: организации и предприниматели должны информировать налоговый орган о возникновении или прекращении права использовать корпоративные электронные средства платежа для переводов электронных денежных средств. Это нужно сделать в течение семи дней с того дня, когда у вас появился корпоративный электронный кошелек. Сообщение составляется по форме С-09-1, код КНД 1110009. Форма сообщения и особенности ее заполнения утверждены приказом ФНС России от 09.06. 2011 № ММВ-7-6/[email protected]

    За отказ от регистрации вас может ожидать штраф 5000 рублей по статье 129 Налогового кодекса. А за повторное нарушение – и все 20 000 рублей.

    Обратите внимание: налоговые органы получили право блокировать электронные кошельки компаний или взыскивать электронные средства в счет неуплаченных налогов, штрафов и пени (п. 2, 3 ст. 76 НК РФ). Это возможно в тех же случаях, в которых приостанавливаются операции по банковскому счету (п. 2 ст. 45, п. 8 ст. 46, ст. 76 НК РФ).

    Бухгалтерский учет электронных денег

    Для бухгалтерского учета e-денег может использоваться счет 55 «Специальные счета в банках», субсчет «Электронные деньги». Могут быть выделены отдельные субсчета по платежным системам или видам электронных денег. Например, такой субсчет логично будет выделить для Webmoney (об этом более подробно ниже). В учетной политике необходимо закрепить перечень таких субсчетов (п. 8 ПБУ 1/2008 «Учетная политика организации»).

    Получение денег от покупателей

    Платежи ваших покупателей за товар отражаем следующим образом:

    Дебет 55 субсчет «Электронные деньги» Кредит 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками»

    – получены электронные деньги в качестве предоплаты от покупателя (физического лица) за товары, работы или услуги;

    Дебет 55 субсчет «Электронные деньги» Кредит 90 субсчет «Выручка»

    – получена выручка от розничной продажи.

    Вывод денег из электронной системы на банковский счет организации

    Для учета поступления электронных денег вашему бухгалтеру придется завести субсчет «Электронные деньги» на счете 55 «Специальные счета».

    Дебет 51 «Расчетный счет» Кредит 55, субсчет «Электронные деньги»

    – денежные средства из электронной платежной системы выведены на расчетный счет.

    За операцию перевода электронных денег на банковский счет большинство платежных систем удержат вознаграждение. Его вы можете включить в прочие расходы как вознаграждение за оказанные вам услуги банков (п. 11 ПБУ 10/99 «Расходы организации»).

    – учтены расходы на перевод денежных средств на расчетный счет;

    Дебет 19 «НДС по приобретенным ценностям» Кредит 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами»

    – отражен НДС, предъявленный электронной платежной системой в составе платы за услуги перевода на расчетный счет;

    Дебет 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами» Кредит 55 субсчет «Электронные деньги»

    – списана оплата услуг ЭПС за вывод средств на расчетный счет.

    Пополнение электронного счета с деньгами с расчетного счета

    Пополнить свой электронный кошелек вы можете только одним способом: переведя средства со своего банковского счета (п. 3 ст. 7 Закона № 161-ФЗ):

    Дебет 55 субсчет «Электронные деньги» Кредит 51

    – введены в ЭПС денежные средства с расчетного счета.

    Сумму комиссии вы можете спокойно вписать в прочие расходы как вознаграждение за оказанные вам услуги банков.

    Вебмани логично было бы учитывать как ценные бумаги. Но планом счетов не предусмотрено специального счета для отражения ценных бумаг, не относящихся к финансовым вложениям. Фактически, электронный чек Webmoney представляет собой денежное требование к чекодателю. Поэтому уместно использовать счет 76 «Расчеты с прочими дебиторами и кредиторами».

    Дебет 76 «Расчеты с прочими дебиторами и кредиторами» Кредит 51 «Расчетный счет»

    – перечислены денежные средства на счет организации-продавца чеков за купленные чеки.

    Дебет 76 «Расчеты с прочими дебиторами и кредиторами» субсчет «Электронные чеки» Кредит 76 «Расчеты с прочими дебиторами и кредиторами»

    – электронные чеки путем транзакции переданы организации.

    Взаиморасчеты с физическими лицами

    Пункт 9 статьи 7 Закона № 161-ФЗ запрещает организациям и предпринимателям рассчитываться между собой электронными денежными средствами. Получать платежи от организаций смогут только обычные граждане, не являющиеся индивидуальными предпринимателями. К примеру, вы можете рассчитаться электронными деньгами с фрилансером, который выполняет работы на вашем сайте. Юридически правильно будет оформить гражданско-правовой договор с удаленно работающими сотрудниками, надомниками.

    В бухгалтерии выплаты фрилансерам и комиссию, которую удержала с вас платежная система, можно отразить так:

    Дебет 76 Кредит 55 субсчет «Электронные деньги»

    – перечислены электронные деньги в оплату услуг, оказанных гражданином, либо в качестве предоплаты за его услуги;

    Дебет 91-2 «Прочие расходы» Кредит 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами»

    – учтены расходы на перевод денежных средств;

    – отражен НДС, предъявленный электронной платежной системой в составе платы за услуги перевода;

    – оплачены услуги электронной платежной системы.

    Налоговый учет электронных денег

    Закон № 161-ФЗ фактически уравнивает электронные деньги с другими средствами платежа. Поэтому для целей налогового учета нет разницы, в какой форме вы получаете выручку и оплачиваете услуги – через расчетный счет, наличными или электронными деньгами.
    Исключением являются, опять же, Webmoney. Налог с вывода Webmoney юридически правильно будет платить аналогично налогу с продажи ценных бумаг. Когда вы выводите их на банковский счет, то, с точки зрения закона, продаете ценные бумаги WMR банку. А раз происходит продажа, то в зависимости от вашего статуса,вы платите налог на прибыль, НДФЛ или единый налог УСН.

    Если вы получаете деньги от физических лиц как плату за товары, работы или услуги, то платеж формально считается авансом либо выручкой. Поэтому не забывайте начислять авансовый НДС, составлять авансовые счета-фактуры и регистрировать их в книге продаж, а затем, после отгрузки, принимать налог к вычету, зарегистрировав авансовый счет-фактуру в книге покупок.

    Обратите внимание: обслуживание электронных платежей не относится к банковским операциям, не облагаемым НДС по условиям подпункта 3 пункта 3 статьи 149 НК РФ. Поэтому оператор, если он является плательщиком НДС и не применяет специальные налоговые режимы, в составе вознаграждения взимает НДС в общем порядке.

    Для вычета налога на добавленную стоимость клиенту необходим счет-фактура. Он может быть выставлен на бумажном носителе или в электронном виде (п. 1 ст. 169 НК РФ).

    «Входной» НДС можно принять к вычету на общих основаниях в соответствии со статьями 171 и 172 НК РФ.

    Продавец должен отразить в налоговом учете всю сумму дохода, поступившего в его электронный кошелек от покупателя, включая вознаграждение оператора электронной платежной системы (п. 2 ст. 249 НК).

    Одновременно с этим сумму вознаграждения оператора следует включить в состав прочих расходов (подп. 25 п. 1 ст. 264 НК). Комиссии, взимаемые оператором за проведение платежей (п. 12 ст. 5 Закона № 16-ФЗ), считаются оплатой услуг банка. Поэтому организация включает их в состав внереализационных расходов на основании подпункта 15 пункта 1 статьи 265 НК РФ.

    Расходы можно подтвердить документами (например, актами выполненных работ, отчетами), полученными от оператора платежной системы и заверенными цифровой подписью (письмо Минфина России от 11.01.2011 № 03-03-06/1/3) или в бумажном виде. А сервис Яндекс.Деньги, например, в конце месяца присылает клиентам бумажный отчет об оборотах по электронному кошельку. Документ заверен печатью системы и подписью ее ответственного лица.

    Если вы применяете УСН, то плату за услуги платежной системы также можно учесть при расчете налога (подп. 9 п. 1 или пп. 24 п. 1 ст. 346.16 НК РФ).

    Электронные деньги

    В цикле статей, посвященных электронным деньгам, я постараюсь ответить на вопрос о том, что такое электронные деньги, а также дать юридическую оценку по вопросам обращения с электронными деньгами.

    Согласно пункту 18 статьи 3 Закона № 161-ФЗ электронные деньгиэто денежные средства, которые предварительно предоставлены одним лицом другому лицу, учитывающему информацию о размере предоставленных денежных средств без открытия банковского счета, для исполнения денежных обязательств лица, предоставившего денежные средства, перед третьими лицами и в отношении которых лицо, предоставившее денежные средства, имеет право передавать распоряжения исключительно с использованием электронных средств платежа.

    Необходимые условия для создания электронных денег (электронных платежных систем)

    Электронные деньги популярны во всем мире, с их помощью можно получать оплату за товары, работы, услуги, а также самому оплачивать товары, работы, услуги, мобильную связь, интернет и многое другое.

    В России функционируют такие электронные платежные системы (электронные системы расчетов), как WebMoney, MoneyMail, Яндекс.Деньги, RUpay и другие. Оплату товаров через электронной системы расчетов системы предлагает любой интернет-магазин.

    Как отмечает Д. Протасов, фактически электронные деньги создать может каждый, кто создаст платежную систему, которая:

    обеспечивает безопасность электронных кошельков пользователей;

    имеет сеть приема наличных денег и (или) имеет договоренность об обмене электронными деньгами с аналогичной действующей платежной системой;

  • имеет договоренности с продавцами, принимающими в качестве оплаты ее условные электронные единицы.
  • Эти простые условия стали причиной возникновения и развития многочисленных внутренних платежных систем различных сервисов, начиная от игровых и заканчивая социальными сетями. Но внутренние деньги позволяют оплачивать услуги только данного сервиса: приобретение всяких «фишек» в интернет-играх, оплату дополнительных возможностей в социальных сетях и т.п. В подобных внутренних платежных системах обналичивание электронных денег, как правило, не предусматривается.

    Электронные платежные системы расчетов

    Следующий уровень электронных денег представляют платежные системы, более тесно интегрированные с банковской системой и с реальными продавцами товаров и услуг. Выполняется то же самое, но на основании договора платежная система управляет электронным кошельком продавца и при поступлении денег на его счет переводит реальные деньги.

    Оператор системы — это юридическое лицо, а не кредитная организация, осуществляющая банковские операции. Он лишь предоставляет пользователям возможность применять систему электронных расчетов и является организатором платежей, оказывая посреднические услуги ее участникам.

    Юридическая (правовая) основа электронных денег и электронных систем расчетов

    Чтобы стать участником электронной системы расчетов, надо зарегистрироваться в системе и оформить договор с оператором. Как правило, это происходит на сайте электронной системы рачетов (договор заключается в электронном виде). Согласно пункту 1 статьи 160 и пункту 2 статьи 434 ГК РФ сделка может быть совершена путем обмена документами посредством электронной связи, позволяющей достоверно установить, что документ исходит от стороны по договору. В этом случае считается, что договор заключен в письменной форме.

    Расчеты в электронной системе расчетов производятся с использованием специальных внутрисистемных электронных денег, которые определенным образом соотносятся с реальными валютами мира, т.е. при внесении в электронные платежные системы платежа наличными или безналичными деньгами происходит их превращение в электронные средства платежа. По сути, электронные деньги не являются деньгами в традиционном понимании этого слова, определенном в статье 140 ГК, а представляют из себя лишь условную стоимость денег. В пользу этого говорят следующие факты:

    электронные деньги действуют только внутри одной электронной платежной системы;

    настоящие деньги остаются у оператора электронной системы расчетов;

    при операциях с электронными деньгами расчетный счет не открывается, да и сам термин «расчетный счет» не употребляется;

    при расчетах через электронные платежные системы движения реальных денег не происходит (оперируя юридическими терминами обращение условных виртуальных единиц происходит путем уступки права требования к эмитенту и порождает обязательства по исполнению денежных обязательств в размере предъявленных условных виртуальных единиц. Таким образом, под сделкой перевода условных виртуальных единиц от одного лица к другому следует понимать уступку права требования (цессию). Кредитором в такой сделке выступает пользователь электронной платежной системы, дебитором – оператор электронной платежной системы);

    «электронный кошелек» по своей правовой природе представляет не ничто иное, как способ учета прав требований;

    электронные деньги по окончании сделки обмениваются (выводятся) на реальные через банки.

    Какие же практические выводы можно сделать из сказанного:

    электронным деньгам свойственно внутреннее противоречие — с одной стороны они являются средством платежа, с другой — обязательством эмитента, которое должно быть выполнено в традиционных неэлектронных деньгах.

    Распространённым заблуждением является отождествление электронных денег с безналичными деньгами.

    Необходимо разделять понятия «электронные деньги», «карта экспресс – оплаты» (КЭО) и «банковская карта».

    В отношении электронных денег употребление термина «деньги» неверно и может применяться лишь с достаточной долей условности. Фактически цифровая наличность — это электронное средство учета каких-либо активов, прав требования и имущества (примерно таких же, как на лицевом счете мобильного телефона).

  • Электронные деньги правильно называть электронными средствами учета или просто электронными средствами. И по этой же причине полагаю, что как налоговые органы, так и судебные приставы погорячились с заявлениями о возможности обращения взыскания на электронные деньги, но об этом чуть позже.
  • Усиление контроля за онлайн-платежами и упрощенная идентификация клиентов при денежных переводах
    (Федеральный закон от 5 мая 2014 г. № 110-ФЗ)

    С целью борьбы с терроризмом 05.05.2014 Президент РФ подписал Закон № 110-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (вступил в силу 16.05.2014), которым внесены поправки о неперсонифицированных электронных платежах. Основные изменения сводятся к следующему:

    вводится понятие упрощенная идентификация клиента — физического лица (упрощенная идентификация) — под которой понимается совокупность мероприятий по установлению в отношении клиента — физического лица фамилии, имени, отчества (если иное не вытекает из закона или национального обычая), серии и номера документа, удостоверяющего личность, и подтверждению достоверности этих сведений одним из следующих способов:

    с использованием оригиналов документов и (или) надлежащим образом заверенных копий документов;

    с использованием информации из информационных систем органов государственной власти, Пенсионного фонда Российской Федерации, Федерального фонда обязательного медицинского страхования и (или) государственной информационной системы, определенной Правительством Российской Федерации;

    с использованием единой системы идентификации и аутентификации при использовании усиленной квалифицированной электронной подписи или простой электронной подписи при условии, что при выдаче ключа простой электронной подписи личность физического лица установлена при личном приеме.

    ведена процедура упрощенной идентификации. Ее будут проходить физлица в определенных законом случаях. Устанавливаются ФИО, серия и номер документа, удостоверяющего личность. Достоверность данных можно подтвердить разными способами. Например, предъявить оригиналы документов, проверить сведения в системах госорганов и государственных внебюджетных фондов. Определены способы такой процедуры;

    лицам, прошедшим упрощенную идентификацию, разрешено проводить анонимные платежи в пользу юридических лиц и ИП со следующими ограничениями:

    остаток электронных денег (в любой момент) должен составлять не менее 60 000 рублей;

    общая сумма неперсонифицированных электронных платежей за месяц — 200 000 рублей;

    между физлицами, не прошедшими упрощенную идентификацию, такие платежи запрещены;

    общая сумма, которую можно переводить с использованием 1-го неперсонифицированного электронного средства платежа в течение 1 месяца, осталась прежней — 40 000 рублей.

    над некоммерческими организациями установлен более жесткий контроль. Будут следить за следующими операциями. Получение денег (имущества) на сумму от 100 000 рублей (в т. ч. в иностранной валюте) от других государств, международных и иностранных организаций, иностранцев и апатридов. Расходование этих средств (имущества);

    как и ранее, переводить электронные деньги можно и без идентификации клиента-физлица. При этом остаток (в любой момент) не должен превышать 15 000 рублей.

    Таким образом с 16.05.2014:

    вы по-прежнему можете:

    оплачивать любые счета и квитанции;

    делать покупки в российских интернет-магазинах, которые принимаются вашей платежной системой;

    пополнять счет любыми способами — наличными (через терминалы), с банковской карты или со счета в любом банке мира.

    переводить деньги на другой счет в платежной системе, на карту Visa или MasterCard, на банковский счет физического лица;

    получать переводы на свой счет со счетов других пользователей.

    олачивать покупки в зарубежных интернет-магазинах.

    Статья написана и размещена 21 декабря 2011 года. Дополнена — 14.12.2013, 17.05.2014, 25.10.2014

    Копирование статьи без указания прямой ссылки запрещено. Внесение изменений в статью возможно только с разрешения автора.

    Электронные деньги и закон (памятка от Центробанка)

    Не так давно был принят закон об электронных денежных средствах, и, как водится, закону потребовались пояснения от Центробанка. Долгожданные пояснения к закону Центробанк выпустил в виде памятки в конце декабря 2013 года.

    Электронные деньги

    Центральный Банк России не только лишает банковские организации лицензий и проводит политику, направленную на стабилизацию курса рубля, но и регулирует моменты, которые ближе к повседневной жизни. Одним из таких моментов является электронный оборот денежных средств.

    Согласно опросам населения, доверия к электронным деньгам по-прежнему не наблюдается, тем более, если речь идет об оборотах средств, превышающих месячную заработную плату.

    В большинстве случаев электронными деньгами пользуются несовершеннолетние лица, оплачивающие медиа контент из сети интернет. Вторую строчку рейтинга пользователей занимает более возрастная группа, оплачивающая услуги мобильной связи и коммунальных платежей. Долгое время законом никак не регулировались подобные платежи. Кроме того, в законе попросту не было понятия электронных денег. Все началось с роста объемов, когда электронные денежные средства стали большими «стаями» бесконтрольно курсировать по сети.

    Ключевые моменты

    Закон обязал компании, предоставляющие услуги перевода, приема, хранения электронных денежных средств, оформить свою деятельность в качестве банковской организации. Эта мера поспособствовала прозрачности совершаемых операций, поскольку подобные компании отныне обязаны предоставлять банковскую отчетность. Кроме того, теперь организации, которые занимаются переводом электронных средств, должны оповещать Банк России о своей деятельности. У Центрального Банка имеется список организаций, официально уведомивших Центробанк о своем намерении осуществлять подобную деятельность. С данным списком можно ознакомиться здесь. Настоятельно рекомендуется ознакомиться с этим списком тем, кто на постоянной основе пользуется электронными деньгами, особенно тем, кто хранит на своем электронном счете (электронном кошельке) существенные суммы.

    Несмотря на то, что поток электронных денежных средств был взят под контроль, электронные деньги проигрывают деньгам, хранящимся в банковской организации. В подтверждении этому может служить ситуация со страхованием вкладов. Так, если банковские вклады населения страхуются государством в пределах 700 000 рублей, то электронные денежные средства не подпадают под федеральный закон о страховании вкладов (№177-ФЗ). Кроме того, в отличие от банковских вкладов, на электронные деньги, хранящиеся на виртуальном счете (электронном кошельке), не допускается осуществлять начисление процентов, в каких бы формах это начисление не происходило, — иногда начисление процентов завуалировано под выплату клиенту вознаграждения.

    Законом регламентирован и максимально допустимый остаток электронных денежных средств на виртуальном счете. Так, нельзя иметь на счете более 100 000 рублей, если счет является персонифицированным, — принадлежит конкретному человеку. Если на виртуальном счете подразумевается наличие суммы в иностранной валюте, то в переводе на рубли значение не должно превышать все те же 100 000 рублей. При этом пересчет на рубли должен производиться исходя из текущего официального курса Банка России. Если иностранная валюта, скажем, американский доллар, резко возросла в цене, то сумма на виртуальном счете может быстро перевалить за максимально установленный барьер в 100 тысяч рублей, что нарушит букву закона.

    Если счет не персонифицирован, то хранить на нем более 15 000 рублей не разрешено. В том числе, на неперсонифицированный счет накладываются ограничения по максимально допустимой сумме переводов на другие счета. Так, со счета нельзя переводить более 40 000 рублей в месяц.

    Закон об электронных деньгах

    Депутаты Госдумы приняли закон о национальной платежной системе в окончательном чтении

    Депутаты нижней палаты российского парламента приняли во втором и третьем чтениях закон «О национальной платежной системе», внесенный в Госдуму правительством РФ 15 ноября прошлого года. Принятый документ устанавливает правовые и организационные основы национальной платежной системы, регулирует порядок оказания платежных услуг, в том числе осуществления перевода денежных средств, использования электронных средств платежа, деятельность субъектов национальной платежной системы, а также определяет требования к организации и функционированию платежных систем, порядок осуществления надзора и наблюдения в национальной платежной системе.

    «Мы проделали огромную работу и внесли существенные изменения в законопроект ко второму чтению. Полностью пересмотрены подходы к регулированию в национальной платежной системе», — прокомментировал принятие закона глава комитета Госдумы по финансовому рынку Владислав Резник.

    В частности, в новом законе регулируется на равных конкурентных возможностях вопрос взаимодействия национальных и международных платежных систем, подчеркнул Резник. Инфраструктура платежной системы включает расчетный центр, платежно-клиринговый и процессинговый центр. При этом в законе подчеркивается, что расчетный и платежно-клиринговый центры должны быть локализованы в России.

    Закон также регулирует вопросы, связанные с электронными средствами платежа, и закрепляет права и обязанности всех участников этих договорных отношений. К примеру, операторы платежной системы будут нести ответственность за списание средств, не санкционированное клиентом.

    Закон также предоставляет возможность использования электронных денежных средств при оплате услуг и товаров. Документом вводятся три вида электронных средств платежа для осуществления расчетов электронными денежными средствами: «неперсонифицированное электронное средство платежа», не требующее идентификации; «персонифицированное электронное средство платежа» с максимальной суммой электронных денежных средств на счете 100 тыс. рублей; а также «корпоративное электронное средство платежа» для идентифицированных юридических лиц, причем максимальный остаток электронных денежных средств на конец рабочего дня будет составлять 100 тыс. рублей.

    В законопроекте описана сфера применения электронных денег — новой формы безналичного расчета. По словам Резника, перевод электронных денег будет осуществляться исключительно кредитными организациями по поручению своих клиентов. Банк России будет выдавать таким операторам «облегченные» лицензии, дающие право на работу с электронными денежными средствами.

    Есть и еще одно законодательное новшество — использование мобильного телефона для осуществления различных платежей, в таком случае оператор электронных денежных средств может заключить договор с оператором связи.

    Госдума также приняла во втором и третьем чтениях закон «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в связи с принятием федерального закона «О национальной платежной системе»». Поправки в действующее законодательство предусматривают, в частности, право налоговых органов взыскать задолженность с индивидуального предпринимателя или с организации путем списания электронных денег в случае отсутствия средств на банковских счетах.

    FAQ: Как платить налоги с электронных денег

    21 ноября 2013 в 13:29

    В июне 2011 года в силу вступил закон «О национальной платёжной системе», который стал регулировать, в том числе, налогообложение электронных денег. H&F спросил у юриста, какие вопросы появились за время его действия, и предпринимателя — о его опыте.

    Никита СОШНИКОВ

    Какой тип электронного кошелька нужно использовать?

    По закону для расчётов электронными деньгами индивидуальные предприниматели и организации должны использовать корпоративные кошельки, позволяющие идентифицировать получателя. Интернет-магазины и сервисы электронной коммерции не могут принимать оплату через анонимные или персональные кошельки.

    Открыть корпоративный электронный кошелёк можно только на основе договора с оператором электронной платёжной системы. Максимальный остаток по такому кошельку составляет 100 000 рублей, в случае превышения этой суммы оператор переводит разницу на банковский счёт клиента. Вывести деньги с корпоративного кошелька или, наоборот, пополнить его можно только через расчётный счёт в банке.

    Кроме того, юридические лица и ИП могут вести расчёты электронными деньгами только с физическими лицами — например, получать от них оплату за товары, работы или услуги.

    Когда возникает налогооблагаемый доход?

    Статус электронных денежных средств, зачисляемых в корпоративные кошельки предпринимателей, приравнен к статусу денег на расчётных счетах в банках. Как и в случае с банковскими счетами, налогоплательщики обязаны в течение семи дней сообщать налоговым органам об открытии или закрытии электронных кошельков. В случае непредставления этих сведений предпринимателям грозит штраф в размере 5 000 рублей.

    Поступление электронных денег в корпоративный кошелёк является основанием для уплаты налогов. При этом моментом возникновения дохода является именно момент зачисления электронных денег в кошелёк, а не их последующий вывод на расчётный счёт в банке. Дата получения средств отражается в сообщении оператора платёжной системы или выписке операций по электронному кошельку. В сумму дохода для уплаты налогов не входит комиссия оператора, которая, в свою очередь, может быть учтена в качестве расходов при определении налоговой базы.

    Отдельно стоит упомянуть про WebMoney, так как расчёты c использованием этой платёжной системы не подпадают под действие закона «О национальной платёжной системе», а титульные знаки WebMoney рассматриваются в качестве электронных чеков на предъявителя. Налоги с платежей в системе WebMoney продолжают определяться в порядке, предусмотренном для операций с ценными бумагами.

    Какие налоговые риски стоит учитывать при расчёте электронными деньгами?

    Согласно налоговому законодательству, в случае выплаты денег в пользу физических лиц с банковского счета (например, в качестве вознаграждения за оказанные услуги) у ИП и компаний возникают обязанности налогового агента по удержанию и перечислению в бюджет суммы налога на доходы физических лиц.

    Несмотря на то что закон не предусматривает аналогичных положений для электронных денег, налоговые органы с высокой долей вероятности будут указывать на возможность удержания налога и требовать от предпринимателей перечисления соответствующих сумм в бюджет.

    Кроме того, выплаты в пользу физических лиц на основании трудовых или гражданско-правовых договоров требуют уплаты социальных страховых взносов. Регулярное перечисление денег на электронные кошельки фрилансеров может привести к проблемам при проверках контролирующими органами.

    Налоговые органы получили возможность запрашивать у кредитных организаций информацию об остатках и переводах электронных денежных средств предпринимателей. Таким образом, налоговый контроль в отношении движения электронных денег осуществляется в полном объёме.

    Алексей САПКИН

    Ничего сложного в уплате налогов с выручки, принимаемой в электронных деньгах, нет. Вы заключаете договор напрямую с платёжной системой или с одним из интеграторов, они принимают электронные деньги, удерживают свою комиссию, а на расчётный счёт приходит самый обычный безнал — мечта бухгалтера.

    Есть всего один сложный момент в налоговом учёте выручки, поступающей электронными деньгами. Причём мало кто из стартаперов о нём знает, а ООО «Ремонтник.ру» в свое время от случайной недоплаты налогов спас адвокат Максим Бобров.

    Дело в том, что юридически деньги становятся вашими в момент оплаты. Списалось у клиента 100 рублей, и эти 100 рублей сразу считаются вашими. Поэтому налоги (например, 6% при УСН) надо платить с этой суммы, а не с той, которую платёжная система пришлёт вам на расчётный счёт после удержания комиссии. Есть большой соблазн рассчитывать налог на основании банковской выписки (так легче, чем сопоставлять реестры продаж), но это всё равно налоговое нарушение.

    Если вы заработаете, скажем, 100 млн рублей через «Яндекс.Деньги» (с их комиссией 5%), то недоплата при использовании 6% упрощёнки составит 100 млн х 0,06 х 0,05 = 300 000 руб. Плюс пени.

    Поскольку с 2011 года мы стали привлекать серьёзные инвестиции, с момента создания юрлица решили принимать все электронные деньги «по-белому» — ещё тогда, когда их оборот никак не регулировался и фактически можно было их не показывать и нигде не отражать. С вступлением в силу соответствующего закона это стало не только незаконным, но и технически невозможным: все платёжные системы, кроме WebMoney, ввели соответствующие ограничения.

    В правовом поле

    Буквально на следующий день после вступления в силу положения закрылись обменные пункты популярной в КР системы «Вэбмани». С их помощью пополняют электронные кошельки или снимают средства, в том числе чтобы делать покупки в Интернете. Кроме того, невозможным стало перечисление денег через банкоматы, обслуживаемые некоторыми другими операторами.

    На местных интернет-сайтах, где пользователи могли получить информацию о работе обменных пунктов «Вэбмани», в данный момент «висят» следующие сообщения: «. Истек последний срок, отведенный для регистрации на территории КР. Регистрацию необходимо произвести в Национальном банке, в дальнейшем финансовые операции должны проводиться через один из коммерческих банков республики. К сожалению, крупные меж-дународные системы, в том числе и «Вэбмани», не зарегистрировались в НБКР, и фактически с первого октября 2017 года их деятельность в КР запрещена. Мы приостанавливаем услуги по продаже титульных знаков «Вэбмани» в терминальных сетях страны».

    Связаться с теми, кто поместил объявления в Интернете, корреспонденту «РГ» не удалось.

    Между тем в Национальном банке не согласны с утверждением, что в республике с первого октября введен именно запрет на деятельность операторов международных систем. Финансовый регулятор предложил «РГ» свое видение ситуации.

    «Положение, в котором установлены требования о регистрации в Национальном банке, было принято еще 30 марта 2016 года. Начиная с того времени в целях поддержки бизнеса, связанного с электронными деньгами, сроки прохождения регистрации продлевались четыре раза, а сама ее процедура была максимально упрощена. Нацбанку неясны причины отказа от прохождения регистрации, так как этот процесс довольно прост. В данном случае речь идет о желании операторов работать в Киргизии в правовом поле в соответствии с законодательством республики. Национальный банк не преследует цель ограничить деятельность или же осложнить работу с электронными деньгами. Принятое требование необходимо для упорядочения и сбора информации об участниках рынка, что является нормальной практикой для правового государства», — отметили в НБ КР.

    «У каждой страны есть свои правила и требования, в соответствии с которыми работают участники того или иного рынка. Требования положения не запрещают представителям международных систем электронных денег в любой момент подать документы, пройти регистрацию в Национальном банке и впредь осуществлять свою деятельность на территории КР. Срок прохождения регистрации составляет 15 дней», — добавили в регуляторе.

    По данным Нацбанка на конец октября 2017-го, регистрацию прошли четыре международные системы электронных денег, в числе которых и российская РНКО «Платежный центр».

    «Так как деятельность международных систем без регистрации в Национальном банке запрещается, и это установлено законом, то за нарушение законодательства страны предусмотрена ответственность. В отношении поднадзорных организаций (коммерческие банки, операторы платежных систем) Национальный банк вправе применить такие меры воздействия, как предписания, штрафные санкции, временное приостановление или ограничение проведения отдельных видов платежей и операций, отзыв лицензии», — предупредили в НБ КР.

    Независимые же эксперты полагают, что нежелание тех же «Вэбмани» регистрироваться в Нацбанке связано с такими пунктами положения, как, к примеру, обязанность осуществлять свою деятельность на основании лицензии, выдаваемой Национальным банком, и заключать договор с каким-либо коммерческим банком. «То есть работать по своим правилам операторы больше не смогут. В пунктах «Вэбмани», например, больше не смогут устанавливать курсы покупки и продажи электронных долларов, разница между которыми превышает порой пять-семь сомов, в то время как в обычных обменках маржа равняется 10-20 тыйынам», — отметили эксперты.

    Не так давно правоохранительные органы КР ликвидировали сеть распространителей синтетических наркотиков. «Было установлено, что группировка наладила в Бишкеке сбыт наркотических средств и психотропных веществ через зашифрованные интернет-магазины. Обнаружены электронные кошельки, которые использовались преступниками для получения денежных средств от лиц, желающих приобрести наркотики. Деньги сначала переводились из одного ОсОО в Бишкеке на счет фирмы-посредника в Казахстане, далее средства поступали в Армению, а затем на электронный счет банка в Москве. Потом они переводились на банковские карты, после чего обналичивались в банкоматах в Киргизии, Казахстане и России.

    Смотрите еще:

    • Ук рсфср ст 89 Законодательная база Российской Федерации Бесплатная консультация Федеральное законодательство Главная ЗАКОН РСФСР от 27.10.60 "ОБ УТВЕРЖДЕНИИ УГОЛОВНОГО КОДЕКСА РСФСР" (вместе с "УГОЛОВНЫМ КОДЕКСОМ РСФСР") "Свод законов РСФСР", […]
    • Табачный закон с 1 июня Закон о запрете курения с 1 июня 2013: текст закона 1 июня 2013 года вступает в силу закон о запрете курения - "антитабачный закон". Данный документ вводит ощутимые ограничения для курильщиков и направлен на уменьшение количества курящих […]
    • Какие льготы многодетным матерям одиночкам Многодетная мать-одиночка. Права, льготы Статус многодетной матери присваивается женщинам, имеющим на своем иждивении 3 и более детей, не достигших 18 лет. Рождения ребенка вне брака, либо по истечении 300 дней со дня расторжения […]
    • Коэффициент осаго ростовская область Калькулятор ОСАГО использует официальные коэффициенты и тарифы (указание ЦБ РФ от 19 сентября 2014 г. № 3384-У и указание ЦБ РФ от 20 марта 2015 г. № 3604-У). Стоимость ОСАГО зависит от: типа(категории) и назначения транспортного […]
    • Решение суда о взыскании денежных средств в порядке регресса Апелляционное определение СК по гражданским делам Суда Ханты-Мансийского автономного округа от 16 апреля 2013 г. (ключевые темы: ипотечное кредитование - солидарные должники - солидарная ответственность - регресс - исполнение […]
    • Иск по алиментам гпк рф Все об алиментах – пошаговая инструкция Если у Вас возникли вопросы по взысканию алиментов, изменению размера алиментов, прекращению уплаты алиментов - звоните нам 8(8442)50-56-79, мы бесплатно проконсультируем по всем интересующим Вас […]
    • Ккм и штрафы Штрафы за отсутствие онлайн кассы Новый порядок работы с кассами вводит и новые санкции на его нарушение. Штрафные санкции за неисполнение положений Федерального закона № 54-ФЗ «О кассах» прописаны в Кодексе РФ «Об административных […]
    • Простые солнечные коллекторы Солнечное отопление Вы спросите: зачем понадобились солнечные коллектора, ведь есть солнечная электростанция энергией от которой можно греть и воду тоже? Вопрос резонный. Поговорим об этом. А Вы когда-нибудь задумывались почему ездить на […]