Взаимозависимые лица налог на прибыль

Оглавление:

ВЗАИМОЗАВИСИМЫЕ ЛИЦА В НАЛОГОВЫХ ПРАВООТНОШЕНИЯХ

Взаимозависимые лица в налоговых правоотношениях – это физические лица и (или) организации, особенности отношений между которыми могут оказывать влияние на условия и (или) результаты сделок, совершаемых этими лицами, и (или) экономические результаты деятельности этих лиц (представляемых ими лиц). При этом учитывается влияние, которое может оказываться в силу участия одного лица в капитале других лиц, в соответствии с заключенным между ними соглашением либо при наличии иной возможности одного лица определять решения, принимаемые другими лицами.

Как отмечалось Минфином в письме от 5 декабря 2012 г. N 03-01-18/9-187, в случае если в сделках между взаимозависимыми лицами создаются или устанавливаются коммерческие или финансовые условия, отличные от тех, которые имели бы место в сделках, признаваемых в соответствии с положениями НК РФ о взаимозависимых лицах сопоставимыми, между лицами, не являющимися взаимозависимыми, то любые доходы (прибыль, выручка), которые могли бы быть получены одним из этих лиц, но вследствие указанного отличия не были им получены, учитываются для целей налогообложения у этого лица.

С учетом изложенного взаимозависимыми лицами признаются:

  • организации в случае, если одна организация прямо и (или) косвенно участвует в другой организации и доля такого участия составляет более 25 процентов;
  • физическое лицо и организация в случае, если такое физическое лицо прямо и (или) косвенно участвует в такой организации и доля такого участия составляет более 25 процентов;
  • организации в случае, если одно и то же лицо прямо и (или) косвенно участвует в этих организациях и доля такого участия в каждой организации составляет более 25 процентов;
  • организация и лицо (в том числе совместно с членами семьи), имеющее полномочия по назначению (избранию) единоличного исполнительного органа этой организации или по назначению (избранию) не менее 50 процентов состава коллегиального исполнительного органа или совета директоров (наблюдательного совета) этой организации;
  • организации, единоличные исполнительные органы которых либо не менее 50 процентов состава коллегиального исполнительного органа или совета директоров (наблюдательного совета) которых назначены или избраны по решению одного и того же лица (физического лица совместно с его членами семьи);
  • организации, в которых более 50 процентов состава коллегиального исполнительного органа или совета директоров (наблюдательного совета) составляют одни и те же физические лица совместно с членами семьи;
  • организация и лицо, осуществляющее полномочия ее единоличного исполнительного органа;
  • организации, в которых полномочия единоличного исполнительного органа осуществляет одно и то же лицо;
  • организации и (или) физические лица в случае, если доля прямого участия каждого предыдущего лица в каждой последующей организации составляет более 50 процентов;
  • физические лица в случае, если одно физическое лицо подчиняется другому физическому лицу по должностному положению;
  • физическое лицо, члены его семьи: супруг (супруга), родители (в том числе усыновители), дети (в том числе усыновленные), полнородные и неполнородные братья и сестры, опекун (попечитель) и подопечный.
  • По перечисленным основаниям и при наличии признаков взаимозависимости организации и (или) физические лица, являющиеся сторонами сделки, вправе самостоятельно признать себя для целей налогообложения взаимозависимыми лицами.

    Суд может признать лица взаимозависимыми и по иным основаниям, если отношения между этими лицами обладают признаками взаимозависимости.

    При этом не признается взаимозависимостью:

  • прямое и (или) косвенное участие Российской Федерации, ее субъектов или муниципальных образований в российских организациях;
  • влияние на условия и (или) результаты сделок, совершаемых лицами, и (или) экономические результаты их деятельности оказываемые одним или несколькими другими лицами в силу их преимущественного положения на рынке или в силу иных подобных обстоятельств, обусловленных особенностями совершаемых сделок.
  • Под участием физического лица в организации признается совокупная доля участия этого физического лица и его супруги (супруга), родителей (в том числе усыновителей), детей (в том числе усыновленных), полнородных и неполнородных братьев и сестер, опекунов (попечителей) и подопечных.

    Доля участия одной организации в другой определяется суммой процентов долей прямого и косвенного участия одной организации в другой.

    Долей прямого участия одной организации в другой признается непосредственно принадлежащая одной организации доля голосующих акций, доля в уставном (складочном) капитале (фонде) или определяемая пропорционально количеству участников доля в другой организации.

    Долей косвенного участия одной организации в другой признаются:

  • все последовательности участия одной организации в другой организации через прямое участие каждой предыдущей организации в каждой последующей организации соответствующей последовательности;
  • доли прямого участия каждой предыдущей организации в каждой последующей организации соответствующей последовательности;
  • суммы произведения долей прямого участия одной организации в другой организации через участие каждой предыдущей организации в каждой последующей организации всех последовательностей.
  • Суммирование произведений долей прямого участия осуществляется в случае, когда определено несколько независимых последовательностей участия одной организации в другой организации через прямое участие каждой предыдущей организации в каждой последующей организации.

    При определении доли участия в целях налогообложения следует руководствоваться письмом Минфина России от 02.03.2012 N 03-03-10/19, согласно которому при определении доли необходимо учитывать положения Федерального закона от 26.12.1995 N 208-ФЗ «Об акционерных обществах», регулирующие вопросы определения категории акций (голосующих (обыкновенных) и привилегированных) и порядок их участия в деятельности акционерных обществ. При суммировании долей необходимо руководствоваться следующим примером: если ОАО владеет 75 процентами уставного капитала ЗАО, что составляет 100 процентов обыкновенных акций, в то время как другие акционеры владеют 25 процентами уставного капитала ЗАО, являющимися привилегированными акциями (без права голоса на общем собрании акционеров), то для целей определения доли участия одной организации в другой на долю ОАО приходится 100-процентный пакет голосующих акций ЗАО.

    Дополнительные обстоятельства участия одной организации в другой или физического лица в организации учитываются в судебном порядке.

    Взаимозависимые лица

    Актуально на: 5 июня 2017 г.

    ГК РФ признает равенство участников гражданских правоотношений и свободу договора (п. 1 ст. 1 ГК РФ). Физические лица и организации свободны в установлении своих прав и обязанностей по договорам (п. 2 ст. 1 ГК РФ). В то же время предусматривается, что стороны договора должны действовать добросовестно, когда они устанавливают, реализуют и защищают свои права и исполняют обязанности. Однако, несмотря на принцип свободы договора, есть категория лиц, к сделкам которых ФНС проявляет повышенное внимание. Речь идет о лицах, особенности отношений которых могут влиять на условия, результаты их сделок или на экономические результаты их деятельности. С точки зрения налогового законодательства, такие лица признаются взаимозависимыми (п. 1 ст. 105.1 НК РФ). Кто является взаимозависимыми лицами в налоговых правоотношениях 2017, расскажем в нашей консультации.

    Взаимозависимые лица: НК РФ

    Условия признания лиц взаимозависимыми перечислены в п. 2 ст. 105.1 НК РФ. Так, взаимозависимыми лицами для целей налогообложения признаются:

  • организации в случае, если доля прямого или косвенного участия одной организации в другой составляет более 25%;
  • гражданин и организация в случае, если доля прямого или косвенного участия физлица в организации составляет более 25%;
  • организации в случае, если доля прямого или косвенного участия в каждой из них одного и того же лица составляет более 25%;
  • физическое лицо, его супруг (супруга), родители (в т.ч. усыновители), дети (в т.ч. усыновленные), полнородные и неполнородные братья и сестры, опекун (попечитель) и подопечный (далее именуются физлицо совместно с его взаимозависимыми лицами);
  • организация и лицо (в т.ч. физлицо совместно с его взаимозависимыми лицами), которое уполномочено назначать единоличный исполнительный орган такой организации (например, генерального директора) или не менее 50% коллегиального исполнительного органа или совета директоров такой организации;
  • организации, если их единоличные исполнительные органы либо не менее 50 % коллегиального исполнительного органа или совета директоров назначены или избраны по решению одного и того же лица (физлица совместно с его взаимозависимыми лицами);
  • организации, в которых более 50% коллегиального исполнительного органа или совета директоров составляют одни и те же физлица совместно с их взаимозависимыми лицами;
  • организация и лицо, которое является ее единоличным исполнительным органом;
  • организации, в которых единоличным исполнительным органом является одно и то же лицо;
  • организации или физлица в случае, если доля прямого участия каждого предыдущего лица в каждой последующей организации составляет более 50%;
  • физлица в случае, если одно физлицо подчиняется другому физлицу по должностному положению.
  • В судебном порядке взаимозависимыми лицами признаются и иные лица (п. 7 ст. 105.1 НК РФ).

    Сделки между взаимозависимыми лицами: налоговые риски 2017

    Мы привели понятие взаимозависимых лиц в налоговом законодательстве и условия, при которых лица признаются таковыми. Однако необходимо учитывать, что один лишь факт взаимозависимости не является налоговым правонарушением. Налоговые риски и ответственность могут возникнуть олько тогда, когда в сделках между взаимозависимыми лицами коммерческие или финансовые условия отличаются от рыночных. Например, были намеренно занижены цены по сделке. В этом случае налоговые органы могут доначислить налоги, пересчитав выручку взаимозависимых лиц исходя из рыночных условий (ст. 105.3 НК РФ). Методы, которые используют налоговые органы при определении соответствия рыночным цен, применяемых во взаимозависимых сделках, для целей налогообложения доходов (прибыли, выручки) предусмотрены гл. 14.3 НК РФ.

    Взаимозависимые лица в налоговых правоотношениях — 2017-2018

    Взаимозависимые лица в налоговых правоотношениях 2017-2018 года — это субъекты, которые могут быть представлены как гражданами, так и организациями. Взаимозависимые лица, порядок их признания, а также нормы права, устанавливающие порядок возникновения правовых последствий сделок между ними, — предмет рассмотрения в настоящей статье.

    Взаимозависимые лица для целей в налоговых правоотношений в 2017-2018 гг. по НК РФ – это …

    Взаимозависимыми лицами для целей налогообложения российский законодатель называет 2 и более субъекта правоотношений, каждый из которых может оказывать влияние на заключение сделок другим или другими субъектами, а также на экономические результаты осуществляемой другим или другими субъектами деятельности (п. 1 ст. 105 НК РФ).

    В соответствии с п. 2 ст. 105 НК РФ взаимозависимые лица для целей налогообложения — это:

  • 2 юрлица, если одно владеет не менее чем 25% капитала другого;
  • физлицо и юрлицо, если физлицо владеет более чем 25% капитала юрлица;
  • 2 и более юрлица, если одно и то же физлицо владеет более чем 25% капитала в каждом из соответствующих юрлиц;
  • физлицо и юрлицо, если у физлица есть полномочия по назначению директора либо не менее чем 50% руководящего состава юрлица;
  • 2 и более юрлица, имеющие директоров (не менее чем 50% от состава руководства), назначенных одним и тем же физлицом;
  • 2 и более юрлица, имеющие совет директоров, сформированный на 50% и более из одних и тех же физлиц;
  • юрлицо и физлицо, если физлицо — директор юрлица;
  • 2 и более юрлица, в которых директор — одно и то же физлицо;
  • 3 и более юрлица, если первое владеет не менее чем 50% капитала второго при том, что второе владеет не менее чем 50% капитала третьего (которое, в свою очередь, может владеть не менее чем 50% капитала 4-го, и далее по аналогичной схеме);
  • физлицо, а также два и более юрлица, если физлицо владеет не менее чем 50% капитала первого юрлица, которое владеет не менее чем 50% капитала второго юрлица (которое, в свою очередь, может владеть не менее чем 50% капитала 3-го, и далее по аналогичной схеме);
  • 2 физлица, если одно в силу служебного положения подчиняется другому;
  • близкие родственники — супруги, дети и родители, братья и сестры, опекуны и подопечные.
  • Доля близких родственников во владении капиталами одного и того же юрлица суммируется, и если она достигает указанных в перечне выше значений, то все они рассматриваются как субъекты взаимозависимых сделок (п. 3 ст. 105.1 НК РФ).

    Взаимная зависимость лиц может устанавливаться в отдельных соглашениях между ними либо иной возможностью, предопределяющей влияние одного лица на другое (п. 1 ст. 105.1 НК РФ).

    Взаимосвязанные лица и налоговое право РФ

    Среди финансовых и юридических терминов часто используется понятие «взаимосвязанные лица». Данный термин в чем-то схож с понятием «взаимозависимые лица», но в налоговом праве он не используется.

    Взаимосвязанные лица – субъекты, соответствующие хотя бы одной из перечисленных ниже характеристик:

    • 1 лицо прямо (косвенно) контролирует другое;
    • один или несколько сотрудников работают в нескольких организациях, например директором в 1-й и 2-й компании является один и тот же человек;
    • несколько юрлиц связаны договорными правоотношениями и совместно работают с целью получения прибыли, включая расходы и убытки;
    • работник и работодатель;
    • 2 компании контролируются третьим лицом;
    • 2 лица прямо или косвенно контролируют третье лицо;
    • лица являются родственниками или членами одной семьи.
    • Понятие взаимосвязанности лиц приведено в ст. 37 приложения 1 к Таможенному кодексу Евразийского экономического союза. Один из критериев, предопределяющих возникновение соответствующих последствий, — контролируемость сделок с участием взаимозависимых лиц. Изучим данный аспект подробнее.

      Соотношение взаимной зависимости и контролируемости в налоговом праве: нюансы

      Итак, сделка с участием взаимозависимых субъектов может иметь правовые последствия, если будет признана контролируемой. Это будет означать, что ФНС обратит на нее пристальное внимание и изучит на предмет необоснованного занижения или завышения сумм, передаваемых от одного субъекта к другому. Отклонения в ценах сделки между взаимозависимыми лицами могут использоваться:

    • для занижения налоговой базы в целях уменьшения сумм налога;
    • завышения налоговой базы в целях исчисления более крупного вычета.
    • Контролируя сделку, ФНС вправе осуществлять корректность исчисления налогов:

      Так, сделка не будет признана контролируемой, если, к примеру, оба взаимозависимых лица работают по упрощенке. Но если первое использует УСН, а второе — ОСН, а годовые обороты по контракту превышают 60 млн руб., то ФНС будет контролировать соответствующую сделку (п. 3 ст. 105.14 НК РФ).

      Кроме того, если одна сторона сделки — спецрежимник, а обороты по контракту превышают 100 млн руб. в год, то ФНС тоже будет контролировать соответствующую сделку (подп. 3 п. 2 ст. 105.14 НК РФ, п. 3 ст. 105.14 НК РФ). Отметим, что в случае, если спецрежимник-«упрощенец» является продавцом (поставщиком) по сделке, при превышении выручки 150 млн руб. (лимит в 2017 году) он будет рассматриваться ФНС как субъект уплаты налогов на ОСН. И с того момента налоговики будут контролировать его сделки на общих основаниях.

      Мы изучили вопрос о том, как проходят сделки между взаимозависимыми лицами. Подробности см. здесь.

      Критерии признания сделок контролируемыми указаны в пп. 1–3 ст. 105.14 НК РФ.

      Ознакомиться с данными критериями можно здесь.

      В свою очередь, в п. 4 ст. 105.14 НК РФ содержатся критерии непризнания сделок контролируемыми. Полезно обратить внимание на письмо ФНС от 2.11.2012 № ЕД-4-3/18615. В нем ведомство предупреждает налогоплательщиков о том, что будет:

    • контролировать любые сделки взаимозависимых лиц, дающие повод говорить об установлении в контрактах нерыночных цен в целях уклонения от налогов;
    • проводить камеральные проверки с использованием методов выявления необоснованной налоговой выгоды плательщика в соответствии с нормами гл. 14.3 НК РФ.

    На практике это может означать доначисление налогов в порядке, установленном гл. 14.2 НК РФ (в частности, на основании п. 5 ст. 105.3 НК РФ). Однако если налогоплательщик решит оспорить подобные активности ФНС в суде, у него есть хорошие шансы отстоять свою позицию. Дело в том, что ВС РФ в решении от 1.02.2016 № АКПИ15-1383 фактически установил, что ФНС не имеет необходимых полномочий для проверки цен, устанавливаемых взаимозависимыми лицами по неконтролируемым сделкам.

    Подобные оценки действий ФНС можно встретить и в других судебных прецедентах.

    Каким образом лица признаются взаимозависимыми для целей налогообложения

    Взаимозависимость лиц может устанавливаться:

  • в силу положений закона (на основании критериев, рассмотренных нами выше);
  • в порядке самостоятельного признания лицами своей взаимной зависимости;
  • по решению суда.
  • Взаимозависимыми лицами для целей налогообложения признаются не только субъекты бизнеса, но также и физлица. Изучим данный аспект подробнее.

    Когда взаимозависимыми лицами признаются физлица

    Юрисдикция НК РФ в части регулирования сделок между взаимозависимыми лицами также распространяется на граждан, не зарегистрированных как ИП и не имеющих отношения к деятельности хозяйственных обществ. Так, в соответствии с подп. 11 п. 2 ст. 105.1 НК РФ взаимозависимыми лицами признаются близкие родственники — об этом мы сказали выше.

    Присутствие в НК РФ указанной нормы означает, в частности, что взаимозависимые физлица не могут пользоваться налоговыми вычетами на основе сделок, заключаемых между собой (п. 5 ст. 220 НК РФ). Так, например, человек не вправе оформлять имущественный вычет, купив жилье у родственника (даже если сделка сопровождается реальными денежными расчетами и уплатой НДФЛ продавцом).

    Взаимозависимыми лицами в налоговых правоотношениях могут быть как физлица, так и организации. Если речь идет о сделках только с участием физлиц (не имеющих статуса ИП), то их взаимная зависимость является препятствием для пользования установленными НК РФ налоговыми вычетами. Взаимозависимые юрлица (а также физлица, имеющие отношение к их деятельности и те, что находятся в служебной субординации) могут иметь ограничения в части определения финансовых условий заключения сделок, если соответствующие правоотношения будут признаны контролируемыми.

    Кроме того, если ФНС посчитает, что сделки, не являющиеся контролируемыми, заключаются между взаимозависимыми бизнес-структурами в целях получения ими необоснованной налоговой выгоды, то может устроить проверку и доначислить налоги. Но у налогоплательщиков есть хорошие шансы оспорить подобные действия ФНС в судебном порядке.

    Узнать больше о нюансах взаимозависимых сделок вы можете в статьях:

    Узнавайте первыми о важных налоговых изменениях

    Налог на имущество и взаимозависимые лица (нюансы)

    Отправить на почту

    Налог на имущество взаимозависимые лица уплачивают с оговорками в части применяемых льгот. Рассмотрим, какие особенности имеет этот сбор для ситуаций взаимозависимости.

    Особенности льгот по имуществу при взаимозависимости

    С 2015 года в гл. 30 НК РФ внесен ряд корректировок (закон РФ «О внесении изменений в часть 2 Налогового кодекса…» от 24.11.2014 № 366-ФЗ), повлиявших на порядок учета для расчета налога за период 2013–2014 годов на движимое имущество, не считавшееся объектом обложения этим налогом:

  • Скорректирован текст подп. 8 п. 4 ст. 374 НК РФ, вследствие чего непризнаваемым для обложения налогом оказалось не всё движимое имущество, а только та часть основных средств (ОС), которая включается в 1–2 амортизационные группы.
  • Введен дополнительный п. 25 в ст. 381 НК РФ, что обусловило отнесение движимого имущества, приобретенного с 2013 года, к льготируемому, за исключением полученного при:
    • реорганизации или ликвидации юрлица;
    • поступлении от взаимозависимого лица.
    • С 01.01.2017 текст п. 25 ст. 381 НК РФ снова откорректирован. Результатом этой корректировки стало неприменение ограничений, связанных с взаимозависимостью и реорганизацией (ликвидацией), к железнодорожному подвижному составу, произведенному после 01.01.2013.

      В 2017 году в НК РФ введена новая ст. 381.1, которая уточнила порядок применения освобождения от уплаты налога по движимому имуществу. Это освобождение с 2018 года становится зависимым от решения, принятого регионом.

      Признаки, при которых юридические и физические лица считаются взаимозависимыми, определены в п. 2 ст. 105.1 НК РФ:

    • Имеет место участие (прямое или косвенное) юрлица или физлица в организации (или одновременно в нескольких организациях) в доле, превышающей 25% (подп. 1–3).
    • Назначение до 50% состава исполнительных органов юрлица зависит от определенных юрлиц или физлиц (подп. 4–6).
    • Физлицо является единоличным исполнительным органом юрлица или юрлиц (подп. 7–8).
    • Имеет место преемственность участия юрлица или физлица в череде юрлиц в доле, превышающей 50% (подп. 9).
    • Между физлицами существуют отношения должностной подчиненности или близкородственные связи (подп. 10–11). Эти отношения в определении взаимозависимости организаций оказываются важными для вопросов назначения исполнительных органов юрлиц.
    • Таким образом, с 2015 года приобретение юрлицом движимых ОС, входящих в амортизационную группу выше, чем вторая, у любого из лиц, отвечающих признакам взаимозависимости, влечет за собой включение этих ОС в базу по налогу на имущество, начисляемому организациями. В том числе с 2015 года под этот налог попадает и то движимое имущество, которое поступило от взаимозависимых лиц в 2013–2014 годах и на протяжении этих 2 лет налогом не облагалось (письмо ФНС РФ от 01.06.2015 № БС-4-11/[email protected]).

      О том, какие дополнительные льготы по налогу могут устанавливаться в регионах, читайте в материале «Кто освобождается от уплаты налога на имущество?».

      Влияние стоимости ОС на расчет налога

      Базой для расчета налога по имуществу, являющемуся движимым, служит его среднегодовая остаточная стоимость, определенная из данных бухучета (п. 1 и 3 ст. 375 НК РФ).

      Особое значение здесь приобретает следующий момент. Имущество, бывшее в эксплуатации, следует принимать к учету, относя его к той же амортизационной группе, к которой оно причислялось предыдущим собственником (п. 12 ст. 258 НК РФ). При этом остаточный срок эксплуатации будет соответствовать фактическому оставшемуся или может быть увеличен (п. 7 ст. 258 НК РФ).

      О том, какими могут быть варианты порядка расчета налога, читайте в статье «Какой порядок расчета налога на имущество организаций?».

      Учет взаимозависимости при арендных отношениях

      Факт получения или передачи в аренду при наличии взаимозависимости взаимодействующих в этом процессе лиц не влечет за собой появления обязанности уплаты налога ни у собственника, ни у арендатора.

      Для первого будет иметь значение тот факт, что имущество им получено от лица, не считающегося взаимозависимым, и это избавит его от необходимости платить налог.

      У арендатора, временно использующего полученное (пусть даже и от взаимозависимого лица) имущество, объект для обложения налогом также не появляется, поскольку это имущество не отражается у него в балансе. Исключением здесь будет ситуация поступления от лица, характеризуемого как взаимозависимое, имущества по договору лизинга с учетом в балансе у лизингополучателя. Если такое имущество было получено в 2013–2014 годах, то с 2015 года по нему необходимо уплачивать налог (письмо Минфина РФ от 30.03.2015 № 03-05-05-01/17326).

      Особые ситуации по взаимозависимости

      Несмотря на достаточную прозрачность текста п. 25 ст. 381 НК РФ, в отношении его применения возникает ряд вопросов, связанных с такими обстоятельствами, как:

    • уточнение круга взаимозависимых лиц, для которых актуален этот пункт;
    • признание факта поступления от взаимозависимого лица;
    • изменение ситуации в части взаимозависимости.
    • Так, например, не следует считать лицами, отвечающими признакам взаимозависимости, тех, отношения между которыми можно приравнять к форме контроля со стороны государства, несмотря на факт непосредственного участия в создании контролируемых лиц и назначении их исполнительных органов. Такого рода участие позволяет не относить лиц к взаимозависимым, если нет других оснований для этого (п. 5 ст. 105.1 НК РФ). Минфин РФ поясняет такого рода ситуации для взаимоотношений между:

    • федеральными и территориальными органами исполнительной власти (письмо от 13.01.2016 № 03-05-04-01/315);
    • Банком России и созданными им образовательными учреждениями (письмо от 09.06.2016 № 03-05-04-01/33762).
    • Можно не считать объект ОС полученным на условиях взаимозависимости, если:

    • он поступил через комиссионера, расцениваемого как взаимозависимое лицо, но при этом поставщик ОС не имеет признаков взаимозависимости ни по отношению к получателю (покупателю), ни по отношению к комиссионеру (письмо Минфина РФ от 30.06.2015 № 03-05-05-01/37781);
    • участие в нём взаимозависимого лица выразилось в работах по монтажу и поставке комплектующих (письмо Минфина РФ от 11.11.2015 № 03-05-05-01/64856);
    • он создан путем монтажа из частей, приобретенных как у взаимозависимых, так и у невзаимозависимых лиц (письмо Минфина РФ от 16.12.2015 № 03-05-04-01/73730).
    • Если взаимозависимое физлицо, у которого было приобретено имущество, через какое-то время перестало отвечать признакам взаимозависимости, то в части обязанности по включению такого имущества в налоговую базу изменений не произойдет. Это объясняется тем, что взаимозависимость имеет значение для момента принятия объекта к учету. Все прочие изменения в характере взаимоотношений взаимозависимых лиц значения иметь уже не будут.

      О том, для каких еще налогов важна взаимозависимость, читайте в материале «Взаимозависимые лица в налоговых правоотношениях — 2016».

      В части принятых на учет объектов движимого имущества, поступивших от взаимозависимых лиц, юрлица с 2015 года являются плательщиками налога на имущество. Однако существует ряд ситуаций, позволяющих этот налог не уплачивать.

      Взаимозависимые лица и контролируемые сделки

      Для установления субъекта налоговой ответственности с 1 января 2012 года Законом от 18 июля 2011 года № 227-ФЗ введено понятие взаимозависимых лиц и установлены критерии отнесения к ним, закреплено понятие контролируемых сделок и сформулирован их перечень.

      Если особенности отношений между лицами могут оказывать влияние на условия и (или) результаты совершаемых ими сделок и (или) экономические результаты деятельности этих лиц, такие лица признаются взаимозависимыми.

      Отметим, что ранее вопросам взаимозависимости и соответствия, в целях налогообложения, цен по сделкам рыночному уровню отводились статьи 20 и 40 Налогового кодекса. Но практика показала в целом относительную неэффективность этих норм.

      Положения статей 20 и 40 еще распространяют свое действие на правоотношения и сделки, которые имели место до 1 января 2012 года.

      Перечень оснований, по которым лица признаются взаимозависимыми, существенно расширен по сравнению со старой редакцией статьи 20 Налогового кодекса (ранее таких случаев было только три).

      Новый перечень оснований, по которым налогоплательщики признаются взаимозависимыми, содержится в пункте 2 статьи 105.1 Налогового кодекса и включает в себя 11 случаев:

      1) организации в случае, если одна организация прямо и (или) косвенно участвует в другой организации и доля такого участия составляет более 25 процентов;

      2) физическое лицо и организация в случае, если такое физическое лицо прямо и (или) косвенно участвует в такой организации и доля такого участия составляет более 25 процентов;

      3) организации в случае, если одно и то же лицо прямо и (или) косвенно участвует в этих организациях и доля такого участия в каждой организации составляет более 25 процентов;

      4) организация и лицо (в том числе физическое лицо совместно с его взаимозависимыми лицами – родственниками в соответствии с пп. 11 п. 2 ст. 105.1 НК РФ), имеющее полномочия по назначению (избранию) единоличного исполнительного органа этой организации или по назначению (избранию) не менее 50 процентов состава коллегиального исполнительного органа или совета директоров (наблюдательного совета) этой организации;

      5) организации, единоличные исполнительные органы которых либо не менее 50 процентов состава коллегиального исполнительного органа или совета директоров (наблюдательного совета) которых назначены или избраны по решению одного и того же лица (физического лица совместно с его взаимозависимыми лицами – родственниками в соответствии с пп. 11 п. 2 ст. 105.1 НК РФ);

      6) организации, в которых более 50 процентов состава коллегиального исполнительного органа или совета директоров (наблюдательного совета) составляют одни и те же физические лица совместно с взаимозависимыми лицами – родственниками;

      7) организация и лицо, осуществляющее полномочия ее единоличного исполнительного органа;

      8) организации, в которых полномочия единоличного исполнительного органа осуществляет одно и то же лицо;

      9) организации и (или) физические лица в случае, если доля прямого участия каждого предыдущего лица в каждой последующей организации составляет более 50 процентов;

      10) физические лица в случае, если одно физическое лицо подчиняется другому физическому лицу по должностному положению;

      11) физическое лицо, его супруг (супруга), родители (в том числе усыновители), дети (в том числе усыновленные), полнородные и неполнородные братья и сестры, опекун (попечитель) и подопечный.

      Доли прямого и косвенного участия организаций и физических лиц в других организациях выражаются в процентах.

      Долей прямого участия одной организации в другой организации признается непосредственно принадлежащая одной организации доля голосующих акций другой организации или непосредственно принадлежащая одной организации доля в уставном (складочном) капитале (фонде) другой организации. Если определение таких долей невозможно, то долей прямого участия является непосредственно принадлежащая одной организации доля, определяемая пропорционально количеству участников в другой организации.

      Доля косвенного участия определяется в следующем порядке:

      1) определяются все последовательности участия одной организации в другой организации через прямое участие каждой предыдущей организации в каждой последующей организации соответствующей последовательности;

      2) определяются доли прямого участия каждой предыдущей организации в каждой последующей организации соответствующей последовательности;

      3) суммируются произведения долей прямого участия одной организации в другой организации через участие каждой предыдущей организации в каждой последующей организации всех последовательностей.

      Сделки с участием посредников

      Реализация товаров, работ и услуг взаимозависимому лицу через посредников приравнивается к сделкам между взаимозависимыми лицами. Такая сделка будет контролируемой, если посредники:

    • не выполняют в данной совокупности сделок никаких дополнительных функций, за исключением организации перепродажи товаров (работ, услуг);
    • не принимают на себя никаких рисков и не используют никаких активов для организации перепродажи.
    • Сделки между российскими взаимозависимыми лицами

      Если все стороны и выгодоприобретатели по сделке между взаимозависимыми лицами зарегистрированы в России или являются налоговыми резидентами России, то сделки признаются контролируемыми при наличии хотя бы одного из следующих условий (пп. 1–5 п. 2 ст. 105.14 НК РФ):

    • сумма доходов по данным сделкам за календарный год превышает установленный лимит. В 2012 году он составлял три миллиарда рублей, в 2013 году – два миллиарда рублей. С 2014 года действует лимит в один миллиард рублей;
    • одна из сторон сделки является плательщиком на- лога на добычу полезных ископаемых, исчисляемого по налоговой ставке, выраженной в процентах. При этом предметом сделки должно быть соответствующее добытое полезное ископаемое, а сумма доходов по сделкам между сторонами за календарный год должна превышать 60 миллионов рублей;
    • среди сторон сделки есть плательщики единого сельскохозяйственного налога или единого налога на вмененный доход и лица, не являющиеся их плательщиками. Сумма доходов по таким сделкам должна превышать 100 миллионов рублей за календарный год;
    • хотя бы одна из сторон сделки – участник проекта «Сколково», применяющий освобождение от уплаты налога на прибыль или исчисляющий его по нулевой ставке. Среди других сторон сделки должно быть лицо, не освобожденное от уплаты налога на прибыль и не применяющее нулевую ставку. Сумма доходов по таким сделкам должна превышать 60 миллионов рублей за календарный год;
    • хотя бы одна из сторон сделки является резидентом особой экономической зоны, в которой установлены специальные льготы по налогу на прибыль, а среди других сторон есть лицо, им не являющееся. Сумма доходов по сделкам между этими лицами за календарный год должна превышать 60 миллионов рублей. Это условие применяется с 1 января 2014 года.
    • Внешнеторговые сделки

      Сделки в области внешней торговли товарами мировой биржевой торговли являются контролируемыми, если их предметом являются товары, входящие в состав следующих товарных групп:

    • нефть и товары, выработанные из нефти;
    • черные металлы;
    • цветные металлы;
    • минеральные удобрения;
    • драгоценные металлы и драгоценные камни.
    • Коды этих товаров определяются в соответствии с Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности.

      Эти сделки являются контролируемыми, если сумма доходов по таким сделкам, совершенным с одним лицом, превышает 60 миллионов рублей за календарный год.

      Сделки, одной из сторон которых является лицо, зарегистрированное в офшорах

      Новыми положениями Налогового кодекса установлено, что контролируемыми являются сделки, одной из сторон которых является лицо, местом регистрации, либо местом жительства, либо местом налогового резидентства которого являются государство или территория, включенные в перечень офшорных зон. Этот перечень утвержден приказом Минфина России от 13 ноября 2007 года № 108н.

      Офшорная зона – это государство или территория, предоставляющие льготный налоговый режим и (или) не предусматривающие раскрытия и предоставления информации при проведении финансовых операций. При этом если деятельность российской организации образует постоянное представительство в государстве или на территории, включенных в этот перечень, и анализируемая сделка связана с этой деятельностью, то в части этой сделки такая организация рассматривается как резидент офшора.

      Сумма доходов по таким сделкам также должна превышать 60 миллионов рублей за календарный год.

      Есть еще одно условие, необходимое для признания любой сделки контролируемой. В результате совершения данных сделок хотя бы одной стороне нужно учесть доходы, расходы или стоимость добытых полезных ископаемых, в результате чего должна увеличиться или уменьшиться база по налогу на прибыль, налогу на доходы физических лиц, налогу на добычу полезных ископаемых или налогу на добавленную стоимость. При этом в ходе проверки полноты исчисления и уплаты налогов в связи с совершением сделок между взаимозависимыми лицами проверяются только эти четыре налога.

      Какие сделки не являются контролируемыми

      Существует несколько исключений, когда сделки при соблюдении перечисленных условий не признаются контролируемыми (п. 4 ст. 105.14 НК РФ):

      1) сделки между участниками одной и той же консолидированной группы налогоплательщиков;

      2) сделки между лицами, которые соответствуют одновременно всем следующим условиям:

    • стороны сделки зарегистрированы в одном субъекте Российской Федерации;
    • у них нет обособленных подразделений в других регионах и за рубежом;
    • они не уплачивают налог на прибыль в бюджеты других регионов Российской Федерации;
    • у них нет убытков, учитываемых в целях налога на прибыль;
    • отсутствуют обстоятельства для признания совершаемых такими лицами сделок контролируемыми в соответствии с подпунктами 2–7 пункта 2 статьи 105.14 Налогового кодекса.
    • Даже если сделка не соответствует признакам контролируемой, она может быть признана такой через суд. Это возможно при наличии достаточных оснований полагать, что данная сделка входит в группу однородных сделок, совершенных в целях сокрытия контролируемой сделки.

      Если в сделках между взаимозависимыми лицами устанавливаются условия, отличные от тех, которые устанавливались бы для лиц, не являющихся взаимозависимыми, то доходы, которые могли бы быть получены одной из сторон, но из-за особых условий сделки получены не были, все равно нужно учесть для целей налогообложения.

      Если фирма совершает контролируемые сделки, то о них нужно сообщить в налоговую инспекцию по месту своего нахождения.

      Соответствующее уведомление представляется за календарный год не позднее 20 мая года, следующего за этим годом. Его форма утверждается ФНС России. Форма уведомления должна содержать следующие реквизиты:

      1) отчетный календарный год;
      2) предметы сделок;
      3) сведения об участниках контролируемых сделок;
      4) суммы полученных доходов и произведенных расходов по этим сделкам.

      Несвоевременное представление уведомления, а также указание в нем недостоверных сведений о контролируемых сделках влечет за собой наложение штрафа в раз- мере 5 тысяч рублей (ст. 129.4 НК РФ).

      Уведомление о контролируемых сделках следует направлять в налоговый орган без ограничений по суммам доходов по всем контролируемым сделкам. То есть в уведомление нужно включать все контролируемые сделки, независимо от их суммы (ст. 105.16 НК РФ)

      Сообщение о контролируемой сделке

      Если фирма совершает сделки с взаимозависимыми лицами по ценам, отклоняющимся от рыночных, то она имеет право уплатить налоги исходя из рыночных цен. Также у налогоплательщика есть право уплачивать авансовые платежи по налогу на прибыль и перечислять налог на добавленную стоимость и налог на добычу полезных ископаемых за налоговые периоды соответствующего календарного года исходя из фактических цен сделки. Когда год закончится, можно скорректировать налоговую базу и доплатить налоги, если отклонение цен от рыночных повлекло занижение этих налогов. При этом нужно будет сдать уточненные декларации. Образовавшуюся недоимку по всем налогам нужно будет погасить не позднее 28 марта следующего года.

      Какие цены признаются рыночными

      Статья 105.3 Налогового кодекса устанавливает, что при определении налоговой базы цена, примененная в сделке, признается рыночной, если Федеральной налоговой службой России не доказано иное, либо если налогоплательщик не произвел самостоятельно корректировку сумм налога. Кроме того, признаются рыночными цены:

      1) если они применяются в сделках в соответствии с предписаниями антимонопольного органа;

      2) если сделка была заключена по результатам биржевых торгов, проведенных в соответствии с законодательством Российской Федерации или законодательством иностранного государства;

      3) если цена, примененная в сделке, определена в соответствии с соглашением о ценообразовании.

      Кроме того, если при совершении сделки проведение оценки является обязательным, то стоимость объекта оценки, определенная оценщиком, является основанием для определения рыночной цены.

      Налоговые проверки по сделкам между взаимозависимыми лицами

      С 1 января 2012 года введен новый вид налоговых про- верок: проверка полноты исчисления и уплаты налогов в связи с совершением сделок между взаимозависимыми лицами (ст. 105.17 НК РФ). Проводить такие проверки будет ФНС России по месту ее нахождения. Соответствующее полномочие зафиксировано в пункте 2 статьи 105.3 и пункте 1 статьи 105.17 Налогового кодекса. С этого момента запрещено проверять соответствие цен рыночным в рамках выездной или камеральной проверки.

      Основаниями для проведения проверки по сделкам между взаимозависимыми лицами являются:

    • уведомление о контролируемых сделках, поданное налогоплательщиком;
    • извещение налоговой инспекции, выявившей в ходе камеральной или выездной проверки факты совершения незаявленных контролируемых сделок;
    • • выявление контролируемой сделки при проведении ФНС России повторной выездной проверки.
    • Решение о проведении проверки может быть вынесено не позднее двух лет со дня получения уведомления или извещения. Проверяемый период не должен превышать трех календарных лет, предшествующих году вынесения решения.

      Сама проверка не должна длиться больше шести месяцев, но этот срок может быть продлен.

      Проведение проверки правильности применения цен не препятствует проведению выездных и камеральных проверок за этот же период.

      Методы проверки цен

      Нормами Налогового кодекса закреплены методы, которые Федеральная налоговая служба может использовать при проведении проверки. Их пять:

      1) метод сопоставимых рыночных цен. Этот метод является приоритетным, то есть применение других методов допускается, только если его применение невозможно или выводы по нему могут быть недостоверны. Этот метод заключается в сопоставлении цены, примененной в анализируемой сделке, с ин- тервалом рыночных цен. Интервал рыночных цен определяется в порядке, установленном статьей 105.9 Налогового кодекса;

      2) метод цены последующей реализации (ст. 105.10 НК РФ). При применении этого метода сопоставляется валовая рентабельность, полученная стороной анализируемой сделки при последующей перепродаже товара, приобретенного по анализируемой сделке, с рыночным интервалом валовой рентабельности. Рыночный интервал валовой рентабельности определяется в порядке, предусмотренном статьей 105.8 Налогового кодекса;

      3) затратный метод (ст. 105.11 НК РФ). Он заключается в сопоставлении валовой рентабельности затрат стороны анализируемой сделки с рыночным интервалом валовой рентабельности затрат в сопоставимых сделках. Этот показатель определяется по правилам статьи 105.8 Налогового кодекса;

      4) метод сопоставимой рентабельности (ст. 105.12 НК РФ). Он заключается в сопоставлении операционной рентабельности, сложившейся у стороны анализируемой сделки, с рыночным интервалом операционной рентабельности в сопоставимых сделках, определенным в порядке, предусмотрен- ном статьей 105.8 Налогового кодекса;

      5) метод распределения прибыли (ст 105.13 НК РФ). По этому методу сопоставляются фактическое распределение между сторонами сделки совокупной прибыли, полученной всеми сторонами этой сделки, и распределение прибыли между сторонами сопоставимых сделок.

      В последний день проверки проверяющий обязан составить справку о проведенной проверке, в которой фиксируются предмет и сроки проведения проверки. Эта справка вручается представителю проверенной организации.

      Если по результатам проверки выявлено отклонение цен по контролируемым сделкам от рыночных, и это отклонение повлекло занижение налогов, составляется акт проверки. Его тоже должны вручить налогоплательщику. На акт можно представить возражения в течение 20 дней с момента его получения.

      Рассмотрение акта проверки и других материалов проверки и вынесение решения производится в порядке, предусмотренном статьей 101 Налогового кодекса.

      Недоимку, установленную в ходе проверки сделок между взаимозависимыми лицами, можно взыскать только в судебном порядке (пп. 4 п. 2 ст. 45 НК РФ).

      Ответственность за применение нерыночных цен

      Ответственность за неуплату налога в результате при- менения цен, отличающихся от рыночных, установлена пунктом 1 статьи 129.3 Налогового кодекса. Она заключается в наложении штрафа в размере 40 процентов от неуплаченной суммы налога, но не менее 30 тысяч рублей.

      Однако такой размер штрафа допускается применять за налоговые периоды, начавшиеся в 2017 году. При доначислении налогов за 2012–2013 годы штраф не назначается. В 2014–2016 годах штраф составит 20 процентов от неуплаченной суммы налога.

      Статья 129.3 устанавливает случаи освобождения налогоплательщика от ответственности. Таких случаев два:

      1) если налогоплательщик представит документы, обосновывающие рыночный уровень примененных цен;

      2) если налогоплательщик заключил соглашение о ценообразовании.

      Если у Вас есть вопрос — задайте его здесь >>

      Читайте также по теме:

      Практическая энциклопедия бухгалтера

      Все изменения 2018 года уже внесены в бератор экспертами. В ответе на любой вопрос у вас есть всё необходимое: точный алгоритм действий, актуальные примеры из реальной бухгалтерской практики, проводки и образцы заполнения документов.

      Какие сделки настораживают ФНС больше других

      Нередко на практике не очень добросовестные налогоплательщики многократно (по сравнению с рыночной) завышают (занижают) цену при реализации тех или иных активов, преследуя цель «сэкономить» на налоге на прибыль или НДС. Они считают: раз такая сделка не подпадает под критерий контролируемой в целях применения НК РФ, пересчитывать результат реализации налоговая не вправе.

      Но, как показывает арбитражная практика, налоговые органы нашли способ привлекать к ответственности таких налогоплательщиков.

      Несколько слов о контролируемых сделках

      Исходя из смысла ст. 105.14 НК РФ контролируемыми являются сделки между взаимозависимыми лицами, с учетом особенностей, предусмотренных настоящей статьей, в частности, если годовая сумма доходов по сделкам между названными лицами превышает 1 млрд руб. (пп. 1 п. 2). При применении одной из сторон спецрежима контролируемыми будут считаться сделки: со взаимозависимым лицом на УСНО – если годовая сумма цен сделок превышает 60 млн руб. (пп. 4 п. 2); на системе налогообложения в виде ЕСХН или ЕНВД – более 100 млн руб. (пп. 3 п. 2).

      При реализации тех или иных объектов, цены которых в разы отличаются от рыночных, их собственники руководствуются следующими соображениями. Сделки не превышают миллиардный порог, взаимозависимость, прикрытую многоходовыми схемами, нелегко доказать, то есть сделка не подпадает под категорию контролируемой. Кроме того, в рамках камеральной или налоговой проверки пересчитывать цену сделки исходя из рыночной ИФНС не вправе (контролируемыми сделками занимается центральный аппарат ФНС).

      Однако здесь есть одно но.

      Получение необоснованной налоговой выгоды

      Если дело доходит до судебного разбирательства, то арбитры, оценивая доказательства, представленные налоговиками, используют разъяснения Пленума ВАС, данные в Постановлении от 12.10.2006 № 53 (далее – Постановление № 53) [1] .

      Налоговый орган может представить суду доказательства необоснованного возникновения у налогоплательщика налоговой выгоды. Признание судом такой выгоды необоснованной влечет отказ в удовлетворении требований налогоплательщиков, связанных с ее получением (п. 2, 11 Постановления № 53).

      При этом доводы, которыми руководствуются арбитры, таковы. Налоговое законодательство основывается на признании всеобщности и равенства налогообложения. Каждое лицо должно уплачивать законно установленные налоги и сборы (ст. 3 НК РФ). Избежание налогообложения в результате совершения действий, направленных на получение необоснованной налоговой выгоды, является неправомерным поведением участника гражданского оборота, поскольку приводит к возникновению у лиц, обязанных уплачивать налог, неоправданного преимущества в сравнении с другими налогоплательщиками, нарушению публичного интереса.

      Исходя из смысла п. 3, 4 Постановления № 53 налоговая выгода будет считаться необоснованной в случаях:

    • если она получена налогоплательщиком вне связи с осуществлением реальной предпринимательской или иной экономической деятельности;
    • если для целей налогообложения учтены операции не в соответствии с их действительным экономическим смыслом, не обусловленные разумными экономическими или иными причинами (целями делового характера).
    • Отметим, что в п. 6 Постановления № 53 перечислен ряд обстоятельств (одним из которых названа взаимозависимость участников сделок), которые сами по себе не могут служить основанием для признания налоговой выгоды необоснованной, а только в совокупности и взаимосвязи с иными обстоятельствами (в частности, указанными в п. 5).

      Рассмотрим, в каких случаях налоговикам удалось доказать получение налогоплательщиками необоснованной налоговой выгоды вследствие уменьшения налоговой базы (увеличения расходов или занижения выручки).

      Многократное превышение рыночной цены и другие факторы

      В качестве примера приведем Определение от 22.07.2016 № 305-КГ16-4920, принятое Судебной коллегией по экономическим спорам. Обстоятельства дела, которое в нем рассматривалось, заключались в следующем.

      Налогоплательщик реализовал три объекта недвижимости по ценам 9 440 тыс. руб., 950 тыс. руб. и 710 тыс. руб.

      Налоговые инспекторы выяснили, что покупателями были три организации, являющиеся взаимозависимыми по отношению к продавцу (руководитель общества выступал директором двух из них, а также он вместе с сыном являлся участником всех трех организаций).

      Налоговики назначили экспертизу, согласно заключению которой рыночная стоимость зданий составляла 273 656 тыс. руб., 222 040,2 тыс. руб. и 82 746,8 тыс. руб. соответственно.

      На основе этих обстоятельств инспекторы пришли к выводу о занижении обществом дохода от реализации зданий. Это повлекло за собой начисление недоимки исходя из дохода, соответствующего рыночному уровню стоимости данных объектов недвижимости. Общий размер доначислений и штрафных санкций составил порядка 454 млн руб., которые и пытался обжаловать налогоплательщик.

      Судьи первых двух инстанций установили, что поведение налогоплательщика при определении условий сделок было продиктовано прежде всего целью получения налоговой экономии. Такой вывод был сделан исходя из совокупности следующих факторов.

      Во-первых, сделки были заключены между взаимозависимыми лицами, что означает способность таких лиц оказывать влияние на условия и (или) результаты совершаемых ими сделок.

      Во-вторых, цены, указанные в договорах купли-продажи зданий, многократно отклонялись от рыночного уровня цен (более чем в 29,230 и 116 раз соответственно).

      В-третьих, у налогоплательщика отсутствовали разумные экономические причины к установлению цены в столь заниженном размере.

      Таким образом, судьи первых двух инстанций признали законным решение налогового органа, отметив, что совершение действий в обход закона влечет применение к налогоплательщику тех положений законодательства о налогах и сборах, которые он стремился избежать.

      Однако судьи АС МО (кассационная инстанция) направили дело на новое рассмотрение, указав на необходимость учесть факторы, повлиявшие на уровень цен, примененных в сделках. Инспекция обратилась в Верховный суд, и Судебная коллегия оставила в силе решения судов первой и апелляционной инстанций.

      Прежде всего высшие арбитры напомнили, что по общему правилу стороны договора свободны в определении его условий, в том числе условия о цене предмета сделки. Поэтому отличие цены сделки от рыночной не может служить самостоятельным основанием для вывода о неисполнении участником сделки обязанности по уплате налогов.

      Кроме того, налоговые инспекции в рамках проводимых ими камеральных и выездных проверок также не наделены полномочиями по непосредственному определению в целях налогообложения доходов (прибыли, выручки) взаимозависимых лиц, являющихся сторонами сделки, в связи с отклонением примененной ими цены от рыночного уровня, поскольку налоговой контроль за трансфертным ценообразованием (ТЦО) осуществляется лишь центральным аппаратом ФНС и при условии, что соответствующая сделка считается контролируемой согласно гл. 14.4 НК РФ, а доходы (расходы) по ней признаются в налоговом учете с 2012 года.

      Вместе с тем Судебная коллегия пришла к следующему выводу.

      Вывод Судебной коллегии

      Существенность и выраженность отклонения примененной налогоплательщиком цены от рыночного уровня в совокупности с иными обстоятельствами совершения спорных операций могут иметь юридическое значение, если при проведении проверок установлены признаки получения необоснованной налоговой выгоды, в частности, указанные в п. 3 Постановления № 53.

      В заключение высшие арбитры отметили, что выводы судов по данному делу о законности решения инспекции согласуются с пп. 7 п. 1 ст. 31 НК РФ, согласно которому налоговые органы наделены компетенцией по определению недоимки расчетным путем в случае отсутствия у налогоплательщика учета доходов и расходов, учета объектов налогообложения, ведения учета с нарушением установленного порядка, приведшего к невозможности исчислить налоги.

      Указанная норма не исключает возможность исчисления размера недоимки только методами, изложенными в гл. 14.3 НК РФ, используемыми при определении налоговой базы в сделках, сторонами которых являются взаимозависимые лица. Она допускает определение недоимки также на основании сведений о рыночной стоимости объекта оценки, если с учетом всех обстоятельств дела эти сведения позволяют сделать вывод не о точной величине, но об уровне дохода, который действительно мог быть получен при совершении сделок аналогичными налогоплательщиками.

      Иными словами, при выявлении совокупности факторов, свидетельствующих о получении необоснованной налоговой выгоды, ее размер может быть определен не только путем применения вышеуказанных методов, но и иным способом, например, путем назначения экспертизы. (В Определении № 305-КГ16-4920 отмечено, что Законом об оценочной деятельности [2] презюмируется достоверность отчета оценщика.)

      Этот пример не единственный. Так, в Определении ВС РФ от 22.11.2016 № 306-КГ15-16059 рассматривался налоговый спор, в котором налоговики смогли убедить суд о занижении налогоплательщиком облагаемой базы по налогу на прибыль и НДС в результате существенного занижения цены реализованного недвижимого имущества по сравнению с рыночной. При этом налоговики собрали доказательства о многоступенчатой схеме движения денежных средств путем создания фиктивного документооборота.

      О документах, подтверждающих получение необоснованной налоговой выгоды, составленных за несколько лет до совершения сделки

      Однако налоговая инспекция не приняла всю сумму расходов в расчет облагаемой базы по налогу на прибыль, выявив в ходе проверки следующие обстоятельства.

      На момент приобретения недвижимость представляла собой двухэтажное кирпичное здание в аварийном состоянии.

      Физическое лицо являлось сотрудником ОАО «К», которое было учредителем ОАО «КД» – учредителя нашего налогоплательщика. Иными словами, продавец являлся сотрудником взаимозависимой с налогоплательщиком организации, что могло повлиять на результат сделки по приобретению имущества.

      Налоговики нашли документы (датированные 2006 годом), свидетельствующие о том, что физическое лицо приобрело указанный объект по цене 6,2 млн руб. и через 43 дня реализовало его по цене 126,4 млн руб. (что в 21 раз превышало стоимость приобретения) без видимых причин удорожания (какие-либо улучшения в это имущество не вносились).

      В ходе проверки был привлечен оценщик, из отчета которого следовало, что рыночная стоимость объекта на дату приобретения в 2006 году составляла 14,8 млн руб.

      Инспекторы пришли к выводу: стороны договорились о завышении физлицом цены сделки для того, чтобы налогоплательщик, приобретя недвижимость по такой высокой цене, получил налоговую выгоду в виде завышения расходов, уменьшающих сумму доходов от реализации.

      В результате налоговики сочли обоснованной для включения в состав расходов при расчете налога на прибыль рыночную цену – 14,8 млн руб., и арбитры с ними согласились.

      Налогоплательщик, оспаривая в суде решение налоговой инспекции, привел довод об отсутствии у нее права проверять сделку по приобретению недвижимого имущества в 2006 году, совершенную за пределами проверяемого периода (2010 год).

      Однако судьи отклонили этот довод, поскольку инспекция проверяла обоснованность расходов, заявленных в проверяемом периоде.

      Какова вероятность проверок цен на рыночность?

      Так, в Определении от 11.04.2016 № 308-КГ15-16651 по делу № А63-11506/2014 Судебная коллегия по экономическим спорам ВС РФ пришла к выводам, аналогичным тем, которые были сделаны в предыдущих судебных актах.

      В частности, было отмечено следующее. Во-первых, по сравнению со ст. 40 НК РФ положения разд. V.1 НК РФ сузили круг контролирующих органов, наделенных полномочиями по контролю цен в сделках между взаимозависимыми лицами на соответствие цен рыночным, предоставив такие полномочия исключительно ФНС.

      Во-вторых, в силу прямого запрета, закрепленного в абз. 3 п. 1 ст. 105.17 НК РФ, контроль соответствия цен, примененных в контролируемых сделках, не может быть предметом выездных и камеральных проверок.

      Что касается вопроса о наличии необоснованной налоговой выгоды, на основании которой были произведены доначисления налога на прибыль, Судебная коллегия отметила: инспекция в ходе выездной налоговой проверки, выявив факт взаимозависимости общества с контрагентами по сделкам, ограничилась констатацией данного факта, не установив совокупность условий, свидетельствующих о согласованных действиях взаимозависимых лиц в целях получения необоснованной налоговой выгоды. Однако сама по себе взаимозависимость участников сделок не может служить основанием для признания налоговой выгоды необоснованной.

      Что можно посоветовать организациям, которые в погоне за так называемой налоговой «экономией» совершают сделки по ценам, далеким от рыночных, и которых наверняка волнует вопрос о том, какова вероятность, что в ходе выездной или камеральной налоговых проверок ИФНС будет сличать цену сделки с рыночной?

      Если сделка не отвечает понятию контролируемой, привлечь налогоплательщика к налоговой ответственности можно в случае, если контролеры докажут получение им необоснованной налоговой выгоды. О наличии таковой можно говорить исходя из совокупности следующих факторов:

    • многократное отклонение указанной в договорах купли-продажи зданий цены от рыночного уровня цен;
    • заключение сделок между взаимозависимыми лицами, что означает способность таких лиц оказывать влияние на условия и (или) результаты совершаемых ими сделок;
    • отсутствие разумных экономических причин к установлению цены в столь заниженном размере.
    • Итак, налоговики не будут проверять поголовно все сделки. Ведь, как было отмечено выше, отличие цены сделки от рыночной не может служить самостоятельным основанием для вывода о неисполнении участником сделки обязанности по уплате налогов. Но при наличии многократного превышения рыночной цены в совокупности с другими факторами у налоговиков будет прекрасная возможность доказать свою правоту, если дело дойдет до судебного разбирательства.

      [1] Дополнительно см. статью С. И. Егоровой «О получении необоснованной налоговой выгоды вследствие уменьшения налоговой базы», № 8, 2016.

      [2] Федеральный закон от 29.07.1998 № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации».

      [3] Определением ВС РФ от 03.11.2016 № 309-КГ16-11051 отказано в передаче данного дела для пересмотра в Судебную коллегию по экономическим спорам.

      Подписывайтесь на главное от «Клерка» на Яндекс.Дзен. Самый умиротворяющий бухгалтерский сервис.

      Смотрите еще:

      • Правила оформления докторской диссертации Как защитить диссертацию Правила оформления диссертации Текст диссертации должен быть напечатан на бумаге формата А4 на одной стороне листа через 1,5 межстрочных интервала, шрифт – Times New Roman, размер шрифта — 12–14 пунктов; поля […]
      • Приказ 748 мвд рф Приказ МВД РФ от 1 апреля 2011 г. № 154 “Об утверждении формы справки о дорожно-транспортном происшествии” 2. Министрам внутренних дел, начальникам ГУВД, УВД по субъектам Российской Федерации обеспечить доведение до сведения сотрудников […]
      • Федеральный закон n 63-фз Федеральный закон от 6 апреля 2011 г. N 63-ФЗ "Об электронной подписи" (с изменениями и дополнениями) Федеральный закон от 6 апреля 2011 г. N 63-ФЗ"Об электронной подписи" С изменениями и дополнениями от: 1 июля 2011 г., 10 июля 2012 г., […]
      • Упрощенная система уплаты налогов НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ 4.8 Специальные налоговые режимы 4.8.1 Упрощенная система налогообложения Применение упрощенной системы налогообложения установлено главой 26.2 «Упрощенная система налогообложения» НК РФ. Налогоплательщиками признаются […]
      • Штраф гибдд южно сахалинск Штрафы ГИБДД Южно-Сахалинск Бесплатный онлайн сервис проверки штрафов ГИБДД и оплаты. Мы сообщим вам о появлении новых штрафов в кратчайшие сроки так, что вы успеет оплатить их с 50% скидкой Штрафы ГИБДД - гарантия оплаты После оплаты […]
      • Гибдд тверь узнать штрафы Штрафы ГИБДД Тверь Бесплатный онлайн сервис проверки штрафов ГИБДД и оплаты. Мы сообщим вам о появлении новых штрафов в кратчайшие сроки так, что вы успеет оплатить их с 50% скидкой Штрафы ГИБДД - гарантия оплаты Гарантия […]
      • Разрешение санэпиднадзора что это Роспотребнадзор С 1 июля 2010 вступило в силу Соглашение таможенного союза по санитарным мерам. В связи с этим, СЭЗ (санитарно – эпидемиологические заключения) больше не выдаются. Ранее выданные СЭЗ действовали до 1 января 2012 […]
      • Резюме для арбитражного суда Образцы резюме - шаблоны - чистые бланки - анкеты - примеры написания Вход в систему Информация Фото из резюме пользователей Популярное За сегодня: За всё время: Новые резюме пользователей Сейчас на сайте olgadickey456536 […]