Транспортный налог электропогрузчики

Нужно ли платить транспортный налог на электропогрузчики?

Налоговый кодекс РФ так определяет объект налогообложения транспортным налогом:

Цитата: Статья 358. Объект налогообложения

1. Объектом налогообложения признаются автомобили, мотоциклы, мотороллеры, автобусы и другие самоходные машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу, самолеты, вертолеты, теплоходы, яхты, парусные суда, катера, снегоходы, мотосани, моторные лодки, гидроциклы, несамоходные (буксируемые суда) и другие водные и воздушные транспортные средства (далее в настоящей главе — транспортные средства), зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.
2. Не являются объектом налогообложения:
1) весельные лодки, а также моторные лодки с двигателем мощностью не свыше 5 лошадиных сил;
2) автомобили легковые, специально оборудованные для использования инвалидами, а также автомобили легковые с мощностью двигателя до 100 лошадиных сил (до 73,55 кВт), полученные (приобретенные) через органы социальной защиты населения в установленном законом порядке;
3) промысловые морские и речные суда;
4) пассажирские и грузовые морские, речные и воздушные суда, находящиеся в собственности (на праве хозяйственного ведения или оперативного управления) организаций и индивидуальных предпринимателей, основным видом деятельности которых является осуществление пассажирских и (или) грузовых перевозок;
5) тракторы, самоходные комбайны всех марок, специальные автомашины (молоковозы, скотовозы, специальные машины для перевозки птицы, машины для перевозки и внесения минеральных удобрений, ветеринарной помощи, технического обслуживания), зарегистрированные на сельскохозяйственных товаропроизводителей и используемые при сельскохозяйственных работах для производства сельскохозяйственной продукции;
6) транспортные средства, принадлежащие на праве оперативного управления федеральным органам исполнительной власти, где законодательно предусмотрена военная и (или) приравненная к ней служба;
7) транспортные средства, находящиеся в розыске, при условии подтверждения факта их угона (кражи) документом, выдаваемым уполномоченным органом;
8) самолеты и вертолеты санитарной авиации и медицинской службы;
9) суда, зарегистрированные в Российском международном реестре судов.

Получается, что электропогрузчик будет являться объектом налогообложения, если подлежит регистрации.

Согласно Постановлению Правительства РФ от 12.08.1994 N 938 (ред. от 12.11.2012) «О государственной регистрации автомототранспортных средств и других видов самоходной техники на территории Российской Федерации» подлежат регистрации машины с максимальной мощностью электродвигателя, превышающей 4 кВт.

Если по паспорту мощность Вашего электропогрузчика превышает 4 кВт, то он подлежит регистрации и является объектом налогообложения транспортным налогом.

Транспортный налог электропогрузчики

Ссылка не верна или страница была удалена

Если Вы попали на эту страницу, перейдя
по ссылке внутри нашего сайта, пожалуйста, сообщите нам неверный адрес.

Для заказа бесплатной демонстрации возможностей информационно-правового обеспечения ГАРАНТ перейдите по ссылке

© ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС», 2018. Система ГАРАНТ выпускается с 1990 года. Компания «Гарант» и ее партнеры являются участниками Российской ассоциации правовой информации ГАРАНТ.

Все права на материалы сайта ГАРАНТ.РУ принадлежат ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС». Полное или частичное воспроизведение материалов возможно только по письменному разрешению правообладателя. Правила использования портала.

Портал ГАРАНТ.РУ зарегистрирован в качестве сетевого издания Федеральной службой по надзору в сфере связи,
информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзором), Эл № ФС77-58365 от 18 июня 2014 года.

ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС», 107392, г. Москва, ул. Халтуринская, д. 6А, [email protected]

8-800-200-88-88
(бесплатный междугородный звонок)

Редакция: +7 (495) 647-62-38 (доб. 3145), [email protected]

Отдел рекламы: +7 (495) 647-62-38 (доб. 3161), [email protected] Реклама на портале. Медиакит

Если вы заметили опечатку в тексте,
выделите ее и нажмите Ctrl+Enter

Электропогрузчики и штабелеры в составе основных средств предприятия. Нюансы учета и налоговые последствия

Электропогрузчики и штабелеры — «складская» самоходная техника, обязательный атрибут любого современного склада. Для целей бухгалтерского и налогового учета, в соответствии с ПБУ 6/01 и Налоговым кодексом РФ, данная техника является амортизируемым имуществом и относится к объектам основных средств организаций.

Особенности учета и налогообложения самоходной техники вызывают множество вопросов у бухгалтеров. В каких случаях следует регистрировать технику в государственных органах? Платить или не платить транспортный налог? Каковы налоговые последствия отсутствия государственной регистрации самоходной техники?

В данной статье мы постараемся ответить на самые важные из этих вопросов.

1. Выбор амортизационной группы для электропогрузчиков и штабелеров

При введении в эксплуатацию объектов основных средств (далее — ОС), в соответствии со ст. 258 Налогового Кодекса и с учетом классификации ОС (утверждена Постановлением Правительства РФ №1 от 01.01.2002г.), налогоплательщик самостоятельно устанавливает срок полезного использования (далее — СПИ) объекта. В соответствии с установленным СПИ определяется амортизационная группа ОС.

На наш взгляд, при установлении СПИ для «складской техники» можно использовать следующие коды:

  • для штабелеров — код ОКОФ 14 2921030 /3/ «машины и оборудование погрузочно-разгрузочное, транспортное, оборудование лабораторное для сельского хозяйства», соответствующий коду 14 2921030 классификации ОС раздела «Машины и оборудование» и третьей амортизационной группе (имущество с СПИ свыше 3 лет до 5 лет включительно);
  • для электропогрузчиков – код ОКОФ 15 3599030 /9/ «средства транспортные внутриобъектовые на электрической тяге (электокары, электропогрузчики, электротележки и прочие), соответствующий коду 15 3599301 «электропогрузчики» классификации ОС раздела «Средства транспортные» и третьей амортизационной группе (имущество с СПИ свыше 3 лет до 5 лет включительно).
  • Обратите внимание: порядок определения СПИ должен быть закреплен в учетной политике организации. Это обязательный ее элемент.

    2. Порядок регистрации самоходной техники в государственных органах

    Так какая же техника подлежит регистрации в государственных органах? Обратимся к действующему законодательству.

    Постановлением Правительства РФ №938 от 12.08.1994г. (далее – Постановление №938) установлено, что государственной регистрации на территории РФ подлежат самоходные дорожно-строительные машины и иные машины с рабочим объемом двигателя внутреннего сгорания более 50 куб.см. или максимальной мощностью электродвигателя более 4 кВт, принадлежащие юридическим и физическим лицам (выдержка из п. 1 Постановления №938).

    Таким образом, мы должны обратиться к технической документации на самоходную технику и выяснить мощность электродвигателя каждой единицы техники.

    К сожалению, не редки случаи, когда в бухгалтерии нет никаких документов на оборудование, кроме накладной и счета-фактуры. Как же быть? Необходимо сделать запрос о предоставлении технического паспорта на оборудование в отдел, ответственный за хранение и эксплуатацию самоходной техники. В случае утери этого документа придется обращаться за его восстановлением к заводу-изготовителю. Так же, необходимую информацию о мощности оборудования компании может предоставить поставщик оборудования, если техника приобреталась через торговую организацию, а не на заводе.

    Итак, мы выяснили мощность нашей самоходной техники. Дальше речь пойдет только о том оборудовании, которое подлежит государственной регистрации, т.е. мощность которого превышает 4 кВт.

    Какой орган государственной власти осуществляет регистрацию самоходной техники, мощность которой превышает 4 кВт?

    В соответствии с п. 2 Постановления №938, регистрацию самоходной техники осуществляют органы государственного надзора за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники в РФ (далее – органы гостехнадзора).

    На зарегистрированную самоходную технику органами гостехнадзора выдаются документы, подтверждающие прохождение государственной регистрации самоходных машин, а так же государственные регистрационные знаки.

    Сроки прохождения государственной регистрации собственниками самоходных машин.

    Владельцы самоходных машин должны зарегистрировать их в органах гостехнадзора в течение срока действия регистрационного знака «Транзит» или в течение пяти суток после приобретения, таможенного оформления самоходной техники (выдержка из п. 3 Постановления №938).

    Обратите внимание: юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие торговлю транспортными средствами в предусмотренном законодательством Российской Федерации порядке, не регистрируют транспортные средства, предназначенные для продажи.

    Регистрация самоходных машин в органе гостехнадзора производится на основании паспортов самоходных машин, а также заключенных договоров или иных документов, удостоверяющих право собственности на оборудование и подтверждающих возможность допуска их к эксплуатации на территории РФ (выдержка из п. 4 Постановления №938).

    Паспорта самоходных машин, произведенных на территории РФ, выдаются предприятиями-изготовителями (п. 2 Постановления Правительства РФ №460 от 15.05.1995г.)

    Паспорта самоходных машин, ввозимых на территорию РФ выдаются таможенными органами с 01.09.2001г. (Письмо ФТС РФ №01-11/37386от 11.09.2008г.)

    3. Транспортный налог

    Должна ли организация, зарегистрировавшая в установленном порядке самоходную технику в органах гостехнадзора, уплачивать транспортный налог? Да, должна. В соответствии с п. 1 ст. 358 гл. 28 «Транспортный налог» Налогового Кодекса РФ, объектом налогообложения признаются самоходные машины и другие транспортные средства (далее в настоящей главе — транспортные средства), зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством РФ.

    Такого же мнения придерживается Минфин РФ. В соответствии с Письмом Министерства Финансов РФ от 25.08.2009 №03-05-05-04/09

    «…следует учитывать, что понятие «транспортное средство» для целей применения гл. 28 Налогового кодекса Российской Федерации (далее — Кодекс) определено ст. 358 Кодекса. В соответствии с указанной статьей Кодекса транспортными средствами, признаваемыми объектом налогообложения транспортным налогом, в частности, являются самоходные машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу, зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.

    Таким образом, самоходные машины и механизмы на пневматическом или гусеничном ходу, зарегистрированные в органах государственного надзора за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники в Российской Федерации, на которые выданы паспорта самоходных транспортных средств, являются объектом обложения транспортным налогом».

    Для определения налоговой ставки, по которой будет рассчитываться транспортный налог, воспользуемся ставкой, предназначенной для категории «другие самоходные транспортные средства, машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу (с каждой лошадиной силы)» в соответствии с п.1 ст.361 Налогового Кодекса РФ.

    В Налоговом Кодексе она установлена в размере 2.5 рубля на одну лошадиную силу (одна лошадиная сила равна 735,5 Вт или 0,7355 кВт).

    Обратите внимание: конкретный размер ставки налога утверждается законами субъектов РФ.

    4. Налоговые и административные последствия

    Пришло время разобраться, какие же налоговые и административные последствия влечет за собой отсутствие регистрации самоходных машин в органах гостехнадзора.

    В случае несвоевременной регистрации самоходной техники в органах гостехнадзора, в соответствии с п.1 ст. 12.1 КоАП РФ на организацию может быть наложен административный штраф в размере от трехсот до восьмисот рублей.

    Пока ничего страшного? Но есть и более серьезные риски. Их мы рассмотрим подробно.

    Отсутствие государственной регистрации самоходной техники противоречит нормам действующего законодательства. Соответственно, при проведении налоговой проверки, инспекция может прийти к выводу, что организация, не зарегистрировавшая самоходную технику в установленном порядке и нарушившая требования закона, не вправе учесть расходы в виде амортизационных отчислений с данной техники для целей налога на прибыль.

    Есть ли у налоговых инспекторов основания для подобных выводов? Если внимательно ознакомиться с положениями Налогового кодекса РФ и других нормативных актов, то можно сделать однозначный вывод – да, такие основания есть.

    Рассмотрим подробнее положения Налогового Кодекса РФ.

    В соответствии с п. 1 ст. 252 гл. 25 Налогового Кодекса РФ, налогоплательщик уменьшает полученные доходы на сумму произведенных расходов (за исключением расходов, указанных в статье 270 Кодекса). Расходами признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты (а в случаях, предусмотренных статьей 265 Кодекса, убытки), осуществленные (понесенные) налогоплательщиком. Под документально подтвержденными расходами понимаются затраты, подтвержденные документами, оформленными в соответствии с законодательством Российской Федерации.

    На основании п. 1 ст. 256 Налогового Кодекса РФ, амортизируемым имуществом в целях настоящей главы признается имущество, которое находится у налогоплательщика на праве собственности, используется им для извлечения дохода и стоимость которых погашается путем начисления амортизации.

    На основании п. 1 ст. 258 Налогового Кодекса РФ, амортизируемое имущество распределяется по амортизационным группам в соответствии со сроками его полезного использования. Сроком полезного использования признается период, в течение которого объект основных средств или объект нематериальных активов служит для выполнения целей деятельности налогоплательщика.

    Какие выводы можно сделать по прочтении этих выдержек из Налогового Кодекса?

    Имущество, стоимость которого мы собираемся погашать путем начисления амортизации, должно принадлежать организации и использоваться в производственных и коммерческих целях. При этом не следует забывать, что использование самоходной техники четко регламентировано.

    Так, налогоплательщику следует обратить внимание на п. 2.15 «Правил государственной регистрации тракторов, самоходных дорожно-строительных и иных машин и прицепов к ним органами государственного надзора за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники в РФ» который гласит, что эксплуатация машин без свидетельства о регистрации запрещается.

    Кроме того, Постановлением Правительства РФ №460 от 15.05.1995г., в целях упорядочения регистрации, учета, допуска к эксплуатации и предотвращения фактов хищения на территории РФ тракторов, прицепов и полуприцепов, самоходных дорожно-строительных и иных машин, введены с 01.09.1995г. паспорта на самоходные машины и другие виды техники.

    На основании п. 1 Постановления №460, наличие указанных паспортов является обязательным условием для регистрации этих машин и допуска их к эксплуатации.

    Таким образом, организация не имеет права использовать в целях своей деятельности самоходную технику, государственная регистрация которой не проведена в порядке, установленном действующим законодательством.

    Соответственно, такая техника не отвечает понятиям «основные средства организации» и «амортизируемое имущество организации», т.к. одним из условий признания объекта основным средством для бухгалтерского учета и амортизируемым имуществом в целях налогового учета, является возможность его использования в целях производственной деятельности предприятия.

    Это значит, что организация не может учесть начисленную амортизацию по такой самоходной технике для целей налогового учета по налогу на прибыль.

    Такую точку зрения подтверждает и арбитражная практика.

    Так, например, в Постановлении ФАС Западно-Сибирского округа от 18.06.2010г. по делу №А27-19317/2009, налоговая инспекция привлекла к ответственности налогоплательщика за совершение налогового правонарушения в части неполной уплаты суммы налога на прибыль, с доначислением налога и соответствующих сумм пени.

    Основанием доначисления налога на прибыль послужил вывод инспекции о неправомерном отнесении обществом в состав расходов, связанных с производством и реализацией, суммы амортизационных отчислений по транспортному средству (фронтальный погрузчик L-34).

    При этом, проверяющие руководствовались следующим:

    «…По мнению инспекции, общество, как собственник, имеет право использовать транспортное средство в производственных целях при наличии допуска к эксплуатации, и срок полезного использования в целях применения статьи 258 Налогового кодекса РФ не может начинаться ранее даты, с которой налогоплательщик вправе реализовать право пользования транспортным средством, то есть срок полезного использования не может начинаться ранее даты регистрации транспортного средства в органах Гостехнадзора.

    …Не согласившись с решением инспекции, общество обратилось в арбитражный суд.

    Отказывая в удовлетворении заявленных требований по рассматриваемому эпизоду, суды, руководствуясь положениями статей 247, 252, 256, 258 Налогового кодекса Российской Федерации, статьей 209 Гражданского кодекса Российской Федерации, Приказом Минфина Российской Федерации от 30.03.2001 N 26н «Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету «Учет основных средств ПБУ 6/01», признали законным и обоснованным вывод налогового органа о неправомерности отнесения налогоплательщиком в состав расходов, связанных с производством и реализацией, спорной суммы амортизационных отчислений.

    Суд кассационной инстанции поддерживает выводы судов.

    … Таким образом, как правильно указано судами, с учетом изложенных норм, наличие регистрации является в данном случае необходимымусловием для эксплуатации обществом транспортного средства».

    Справедливости ради, необходимо отметить, что арбитражная практика по схожим спорным ситуациям различна. Есть решения судов, которые поддерживают налогоплательщиков.

    Так, например, Постановление ФАС Московского округа от 07.09.2010г., по делу №А40-152876/09-13-1221.

    Налогоплательщик обратился в суд с заявлением о признании недействительным решения ИФНС о привлечении его к ответственности в части:

  • взыскания налога на прибыль, соответствующих пеней и штрафа;
  • налога на добавленную стоимость и соответствующих пеней.
  • Изучив материалы дела, суды приняли сторону налогоплательщика, указав следующее:

    «….Довод инспекции о том, что амортизация по катку должна начисляться не ранее государственной регистрации катка, правомерно отклонен судебными инстанциями как не основанный на нормах налогового законодательства.

    Суды обоснованно указали, что в 2006 году порядок начала начисления амортизации по основным средствам регламентировался п. 2 ст.259 НК РФ, в соответствии с которым предусмотрено, что начисление амортизации по объекту амортизируемого имущества начинается с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором этот объект был введен в эксплуатацию.

    Исследовав представленные в материалы дела доказательства, суды правильно применили нормы материального права и правомерно исходили из того, что права на транспортные средства не подлежат обязательной государственной регистрации, в ГИБДД (Гостехнадзоре) подлежат регистрации сами транспортные средства, что является специальной регистрацией и носит исключительно информационный (учетный) характер; амортизация по катку — 84ДТ подлежит начислению начиная с 1-го числа месяца, следующего за месяцем ввода в эксплуатацию, что и было соблюдено заявителем».

    Тем не менее, считаем необходимым обратить внимание налогоплательщика, что при возникновении спорных ситуаций в части признания начисленной амортизации для целей налога на прибыль организаций, свою позицию предприятию, скорее всего, придется доказывать в суде.

    5. Выводы и рекомендации

    Обобщая вышесказанное, мы приходим к следующим выводам.

    Бухгалтеру необходимо контролировать приобретение организацией самоходных машин и своевременно запрашивать техническую документацию, подтверждающую их мощность.

    Срок полезного использования самоходной техники, подлежащей государственной регистрации, должен быть установлен с учетом ПБУ 6/01, статьи 258 Налогового кодекса РФ, учетной политики. При этом необходимо учитывать положения «Правил государственной регистрации тракторов, самоходных дорожно-строительных и иных машин и прицепов к ним органами государственного надзора за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники в РФ».

    Во избежание налоговых рисков по налогу на прибыль организаций, следует придерживаться норм действующего законодательства, руководствуясь Постановлением №938 своевременно регистрировать самоходные машины, максимальная мощность электродвигателя которых превышает 4 кВт, в органах гостехнадзора.

    Предоставление налоговой декларации по транспортному налогу и уплата транспортного налога на самоходные машины, максимальная мощность электродвигателя которых превышает 4 кВт, обязательна в соответствии со ст. 358 Налогового Кодекса РФ.

    Выражаю надежду, что этот материал поможет налогоплательщикам избежать неприятных налоговых последствий.

    Подписывайтесь на главное от «Клерка» на Яндекс.Дзен. Самый умиротворяющий бухгалтерский сервис.

    Автопогрузчик куплен и введен в эксплуатацию в 2012 году.
    Подлежат ли автопогрузчики государственной регистрации, если они не участвуют в дорожном движении?
    Если автопогрузчики подлежат регистрации, но не зарегистрированы, то можно ли списать в этом случае на расходы при исчислении налога на прибыль затраты на амортизацию, ГСМ, ремонт?
    Должен ли быть исчислен транспортный налог и налог на имущество?

    Обязанность по уплате того или иного налога непосредственным образом связана с возникновением у налогоплательщика соответствующего объекта налогообложения (п. 1 ст. 38 НК РФ).

    Налог на имущество организаций

    В соответствии с п. 1 ст. 373 НК РФ плательщиками налога на имущество организаций признаются организации, имеющие имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со ст. 374 НК РФ.

    Согласно п. 1 ст. 374 НК РФ объектами налогообложения для российских организаций признается движимое и недвижимое имущество (в том числе имущество, переданное во временное владение, в пользование, распоряжение, доверительное управление, внесенное в совместную деятельность или полученное по концессионному соглашению), учитываемое на балансе в качестве объектов основных средств в порядке, установленном для ведения бухгалтерского учета, если иное не предусмотрено ст.ст. 378, 378.1 НК РФ.

    Порядок бухгалтерского учета основных средств регламентирован нормами ПБУ 6/01 «Учет основных средств» (далее — ПБУ 6/01).

    В соответствии с п. 4 ПБУ 6/01 актив принимается организацией к бухгалтерскому учету в качестве основного средства, если одновременно выполняются следующие условия:

    а) объект предназначен для использования в производстве продукции, при выполнении работ или оказании услуг, для управленческих нужд организации либо для предоставления организацией за плату во временное владение и пользование или во временное пользование;

    б) объект предназначен для использования в течение длительного времени, т.е. срока продолжительностью свыше 12 месяцев или обычного операционного цикла, если он превышает 12 месяцев;

    в) организация не предполагает последующую перепродажу данного объекта;

    г) объект способен приносить организации экономические выгоды (доход) в будущем.

    Согласно п. 5 ПБУ 6/01 активы стоимостью более 40 000 рублей, в отношении которых выполняются условия, предусмотренные в п. 4 ПБУ 6/01, должны учитываться в составе основных средств.

    Инструкцией по применению Плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций, утвержденной приказом Минфина России от 31.10.2000 N 94н, для обобщения информации о наличии и движении основных средств организации, находящихся в эксплуатации, запасе, на консервации, в аренде, доверительном управлении, предусмотрен счет 01 «Основные средства». Основные средства принимаются к бухгалтерскому учету по счету 01 по первоначальной стоимости.

    Таким образом, с момента принятия автопогрузчика в качестве объекта основных средств на учет по счету 01 он учитывается в составе имущества, признаваемого объектом обложения налогом на имущество организаций вне зависимости от отсутствия регистрации в органах гостехнадзора.

    Вместе с тем, например, в постановлении ФАС Северо-Западного округа от 03.04.2012 N А56-25929/2011 по делу N А56-25929/2011 судьи встали на сторону налогоплательщика, не включившего не прошедший регистрацию автопогрузчик в состав имущества, облагаемого налогом на имущество. В рассмотренной судом ситуации налогоплательщик, несмотря на ввод автопогрузчика в эксплуатацию, учитывал его на счете 08 «Вложения во внеоборотные активы» до момента регистрации его в органах гостехнадзора, поскольку считал, что до регистрации первоначальная стоимость автопогрузчика не сформирована, так как плата за регистрацию включается в его первоначальную стоимость.

    К сведению:

    Отметим, что движимое имущество, принятое с 1 января 2013 года на учет в качестве основных средств, не признается объектом налогообложения (пп. 8 п. 4 ст. 374 НК РФ).

    В НК РФ не содержится определения понятия «движимое имущество». Соответственно, по правилам п. 1 ст. 11 НК РФ в данном случае следует применять для классификации движимого и недвижимого имущества определения, установленные гражданским законодательством.

    Понятия движимого и недвижимого имущества раскрываются в ст. 130 ГК РФ, где, в частности, указано, что к недвижимым вещам относятся земельные участки, участки недр и все, что прочно связано с землей, то есть объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе здания, сооружения, объекты незавершенного строительства. Вещи, не относящиеся к недвижимости, включая деньги и ценные бумаги, признаются движимым имуществом. Регистрация прав на движимые вещи не требуется, кроме случаев, указанных в законе.

    Регистрация прав на движимые вещи требуется только в случаях, указанных в законе (п. 2 ст. 130 ГК РФ).

    Транспортный налог

    Плательщиками транспортного налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством РФ зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со ст. 358 НК РФ (ст. 357 НК РФ).

    Из содержания ст. 358 НК РФ следует, что автопогрузчики, в том числе предназначенные для выполнения погрузочно-разгрузочных работ внутри предприятия без выезда на дороги общего пользования, как таковые, не исключены из объектов обложения транспортным налогом.

    Обязанность регистрации транспортных средств (далее — ТС) автовладельцами установлена постановлением Правительства РФ от 12.08.1994 N 938 «О государственной регистрации автомототранспортных средств и других видов самоходной техники на территории Российской Федерации» (далее — Постановление N 938).

    При этом, как следует из п. 1 Постановления N 938, обязательность регистрации не распространяется на автомототранспортные средства, трактора, самоходные дорожно-строительные и иные машины с рабочим объемом двигателя внутреннего сгорания до 50 куб. см (включительно) или максимальной мощностью электродвигателя до 4 кВт.

    Правила регистрации автомототранспортных средств и прицепов к ним (утверждены приказом МВД России от 24.11.2008 N 1001) (далее — Правила регистрации) также не распространяются на упомянутые ТС, а также на ТС с максимальной конструктивной скоростью до 50 км/час и прицепы к ним, в том числе предназначенные для движения по автомобильным дорогам общего пользования (п. 1 Правил регистрации).

    В соответствии с п. 2 Постановления N 938 и п. 1.4 Правил государственной регистрации тракторов, самоходных дорожно-строительных и иных машин и прицепов к ним (утверждены Минсельхозпродом России 16.01.1995, далее — Правила) регистрацией тракторов, самоходных дорожно-строительных, мелиоративных, сельскохозяйственных и других машин, имеющих рабочий объем двигателя более 50 куб. см и не предназначенных для движения по дорогам общего пользования, занимаются органы гостехнадзора.

    Если автопогрузчики имеют рабочий объем двигателя внутреннего сгорания более 50 куб. см, то они подлежат обязательной регистрации в органах Гостехнадзора и облагаются транспортным налогом в общеустановленном порядке.

    Если автопогрузчики имеют рабочий объем двигателя внутреннего сгорания не более 50 куб. см и, следовательно, не подлежат государственной регистрации в органах гостехнадзора, то они не являются объектом налогообложения.

    Отметим, согласно Общероссийскому классификатору основных фондов ОК 013-94 (ОКОФ) (утвержден постановлением Госстандарта РФ от 26.12.1994 N 359) автопогрузчики выведены за рамки вида основных средств с кодом 14 2915020 «Оборудование подъемно-транспортное подвижное (кроме автопогрузчиков)» и выделены как отдельный вид основных фондов с кодом 14 2915540 «Автопогрузчики».

    Из вышеизложенного следует, что автопогрузчики, исходя из своих технических характеристик подлежащие обязательной регистрации в соответствии с положениями Постановления N 938 и Правилами регистрации, подлежат обложению транспортным налогом. Об этом, в частности, говорится в письме Минфина России от 17.08.2007 N 03-05-06-04/35.

    Следовательно, транспортные средства общества подлежат государственной регистрации в органах государственного технического надзора и в силу этого обстоятельства признаются объектами обложения транспортным налогом.

    Уклонение общества от совершения действий по государственной регистрации транспортных средств не освобождает его от уплаты транспортного налога (постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.11.2013 N 17АП-11466/13).

    Таким образом, объектом обложения транспортным налогом являются все транспортные средства, которые подлежат государственной регистрации, за исключением тех средств, которые не являются объектом налогообложения в соответствии с п. 2 ст. 358 НК РФ. Данный вывод согласуется с позицией Президиума ВАС РФ, изложенной в постановлении от 07.06.2012 N 14341/11.

    Однако, тем не менее, и в ситуации, когда автопогрузчики не подлежат обязательной регистрации в соответствии с законодательством РФ, возможны споры с налоговым органом. Хотя суды поддерживают позицию налогоплательщика.

    Например, в постановлении ФАС Московского округа от 08.12.2008 N КА-А40/10120-08 суд, удовлетворяя требования налогоплательщика, указал на следующие признаки объектов ОС, в силу которых они не являются объектами обложения транспортным налогом. В частности, спорные ТС (портальные краны, автоконтейнеровозы, специализированные автопогрузчики для контейнеров и т.п.):

    1) не имели паспортов самоходной техники;

    2) не были зарегистрированы в установленном порядке в органах Гостехнадзора и ГИБДД, следовательно, не являлись ТС, используемыми на дорогах общего пользования.

    Вывод суда был обоснован, в частности, ссылками на ст. 358 НК РФ, нормы Постановления N 938.

    Напомним также, что нарушение правил государственной регистрации ТС всех видов, механизмов и установок в случае, если такая регистрация обязательна, может быть основанием для привлечения организации к административной ответственности (ч. 1 ст. 19.22 КоАП РФ).

    Согласно п. 4 Постановления N 938 сведения о регистрации, изменении регистрационных данных (типа транспортных средств, их назначения или сведений о собственнике) и снятии с учета транспортных средств, подлежащих предоставлению юридическими и физическими лицами войскам, воинским формированиям и органам в соответствии с Положением о военно-транспортной обязанности, утвержденным Указом Президента Российской Федерации от 02.10.1998 N 1175, и перечнями транспортных средств, утвержденными Министерством обороны Российской Федерации, передаются подразделениями Государственной инспекции и органами гостехнадзора в военные комиссариаты в соответствии с порядками организации межведомственного информационного взаимодействия, определяемыми соответственно Министерством внутренних дел Российской Федерации и Министерством обороны Российской Федерации, Министерством сельского хозяйства Российской Федерации и Министерством обороны Российской Федерации с использованием единой системы межведомственного электронного взаимодействия.

    В п. 4 Перечня N 1 техники, гужевого и вьючного транспорта, предоставляемых организациями войскам, воинским формированиям и органам, утвержденном приказом Минобороны РФ от 31.12.1999 N 628, указаны подъемно-транспортные машины и механизмы: краны на пневмоколесном движителе и гусеничные, автопогрузчики, погрузчики самоходные, электропогрузчики, конвейеры передвижные.

    Расходы (ГСМ, ремонт и другое), понесенные организацией при эксплуатации автопогрузчика

    Расходы (ГСМ, ремонт и другое), понесенные организацией при эксплуатации автопогрузчика, не зарегистрированного в органах гостехнадзора, можно учесть при исчислении налога на прибыль, если рабочий объем двигателя не более 50 куб. см ((или максимальной мощностью электродвигателя до 4 кВт (включительно)) при условии, что имеется паспорт на автопогрузчик, полученный от завода-производителя.

    Если рабочий объем двигателя у незарегистрированного автопогрузчика более 50 куб. см, то, по мнению налоговиков, расходы, понесенные при его эксплуатации, нельзя учесть при исчислении налога на прибыль, так как они не отвечают критериям п. 1 ст. 252 НК РФ (письмо Управления МНС России по г. Москве от 25.11.2004 N 26-12/76625). То есть расходы экономически не обоснованы, так как без регистрации в органах гостехнадзора автопогрузчик нельзя использовать по назначению, так как эксплуатация машин без свидетельства о регистрации запрещается (п. 2.23 Правил) (смотрите постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 18.06.2010 N А27-19317/2009).

    Однако существуют и судебные решения в пользу налогоплательщика (постановления ФАС Западно-Сибирского округа от 04.10.2010 N А27-975/2010, Московского округа от 07.09.2010 N А40-152876/09-13-1221 и Северо-Западного округа от 08.05.2008 N А56-18079/2007, ФАС Северо-Западного округа от 07.11.2005 N А56-44438/2004, ФАС Поволжского округа от 05.06.2007 N А12-18805/06). В частности, судьи пришли к выводу, что факт регистрации транспортного средства не является необходимым условием для начисления амортизации.

    По нашему мнению, регистрация является специальной регистрацией самого транспортного средства и носит исключительно информационный (учетный) характер (постановление ФАС Московского округа от 14.07.2009 N КА-А40/5553-09, обращаем Ваше внимание на то, что в данном постановлении речь идет о Федеральном законе от 10.12.1995 N 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения») и не может влиять на порядок исчисления налога на прибыль, в частности на порядок списания затрат на ГСМ, начисления амортизации в налоговом учете и ремонт автопогрузчика (письма Минфина России от 20.11.2007 N 03-03-06/1/816, от 13.06.2012 N 03-03-06/1/303, постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 05.05.2012 N А27-10607/2011).

    Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ

    аудитор Пивоварова Марина

    Контроль качества ответа:

    Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ

    профессиональный бухгалтер Мягкова Светлана

    10 января 2014 г.

    Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.

    Применение нового ОКОФ в учете организаций госсектора

    С 1 января 2017 года действует новый классификатор основных фондов ОК013-2014 (СНС 2008) (далее также – Классификатор, ОКОФ ОК 013-2014). Классификатор является нормативным документом в области стандартизации

    Для целей бухгалтерского (бюджетного) учета организациями госсектора ОКОФ ОК 013-2014 применяется в случаях, предусмотренных федеральными стандартами, если иное не установлено уполномоченными органами государственного регулирования бухгалтерского учета (Введение ОКОФ ОК 013-2014). Отметим, что федеральный стандарт для госсектора «Основные средства», утв. Приказом Минфина России от 31 декабря 2016 г. № 257н (размещен на официальном сайте www.minfin.ru и представлен на регистрацию в Минюст России) не содержит ссылок на Классификатор. А Инструкцией по применению единого плана счетов, утв. приказом Минфина России от 1 декабря 2010 г. № 157н (далее – Инструкция № 157н), предусмотрена группировка основных средств и порядок аналитического учета согласно прежнему классификатору ОКОФ ОК 013-94. Поэтому до введения в действие федеральных стандартов и внесения изменений в Инструкцию № 157н порядок применения нового ОКОФ для организаций госсектора определен в письме Минфина России от 27 декабря 2016 г. № 02-07-08/78243.

    На что надо обратить внимание при применении Классификатора для целей бухгалтерского учета?

    1

    ОКОФ ОК 013-2014 применяется для группировки основных средств, принимаемых к бухгалтерскому (бюджетному) учету с 1 января 2017 года. При этом объекты, принятые к учету в составе основных средств до этой даты, подлежат отражению в бухгалтерском (бюджетном) учете согласно Инструкции № 157н с группировкой в соответствии с прежним ОКОФ ОК 013-94 и сроками полезного использования указанных объектов, установленными с учетом Классификации основных средств, включаемых в амортизационные группы (далее – Классификация ОС). Переводить основные средства, принятые к учету до 1 января 2017 года, на новый ОКОФ и пересчитывать амортизацию не надо.

    К сведению. В целях налогового учета тоже не надо пересчитывать амортизацию по основным средствам, принятым на учет до 1 января 2017 (письмо Минфина России от 08 ноября 2016 г. № 03-03-РЗ/65124).

    2

    Объектами классификации в ОКОФ ОК 013-2014 являются основные фонды. Классификатор разработан на основе гармонизации с Системой национальных счетов (СНС 2008) Организации Объединенных Наций, Европейской комиссии, Организации экономического сотрудничества и развития, Международного валютного фонда и Группы Всемирного банка, а также с Общероссийским классификатором продукции по видам экономической деятельности (ОКПД2) ОК 034-2014 (КПЕС 2008) и предназначен в том числе для перехода на классификацию основных фондов, принятую в международной практике на основе СНС 2008. Вследствие этого группировка основных средств в Классификаторе, в отличие от прежнего ОКОФ ОК 013-94, не совпадает с группировкой и аналитическими счетами по Инструкции № 157н.

    В целях перехода от применения прежнего ОКОФ ОК 013-94 к новому Классификатору приказом Росстандарта от 21 апреля 2016 г. № 458 утверждены прямой и обратный переходные ключи между редакциями ОКОФ ОК 013-94 и ОК 013-2014. Однако при применении указанных ключей могут возникнуть несоответствия и противоречия, например:

  • в новых кодах ОКОФ ОК 013-2014 отсутствуют позиции для объектов учета, которые по своим критериям являются основными средствами;
  • для нефинансовых активов, которые отвечают понятию материальных запасов, в новом ОКОФ предусмотрен код.
  • В этих и иных неурегулированных ситуациях комиссия по поступлению и выбытию активов организации госсектора может принимать самостоятельное решение по отнесению указанных объектов к соответствующей группе основных средств и определению срока полезного использования, основываясь на положениях Инструкции № 157н.

    Важно. Нормы Инструкции 157н приоритетны по отношению к положениям ОКОФ.

    3

    Если комиссии по поступлению и выбытию активов учреждения приняла решение об учете нефинансового актива в составе объектов основных средств, то поиск соответствующего кода ОКОФ, как и раньше, можно проводить несколькими способами, в частности:

    • по названию основного средства;
    • по его предназначению.
    • Проводя поиск по точному названию основного средства, указанному в документах поставщика, редко сразу удается достичь результата. Поиск следует вести по ключевым словам.

      В ОКОФ ОК 013-2014 мы не найдем объект с названием «газонокосилка». А вот проведя поиск по ключевому слову «газон» или «косилка», легко удастся найти код 330.28.30.40 «Косилки для газонов, парков или спортивных площадок».

      Если поиск по названию (ключевым словам) не удался, то можно попробовать другие методы и продолжить искать по «обобщенному» названию объекта или же по его назначению. Кроме того, объект можно отнести к «прочим». Дело в том, что для многих групп ОКОФ предусмотрены соответствующие коды, например:

    • 330.13.92.29.190 «Изделия текстильные готовые прочие, не включенные в другие группировки»;
    • 330.28.22.11.190 «Подъемники, не включенные в другие группировки»
    • 330.28.23.13.190 «Машины, содержащие счетные устройства, прочие, не включенные в другие группировки»;
    • 330.28.25.13.119 «Оборудование холодильное прочее».

    ПРИМЕР

    Ищем код ОКОФ для холодильника фармацевтического. Поиск по слову «холодильник» результата не даст, а вот применив слово «холодильное» найдем несколько значений. Наиболее подходящие из них 330.28.25.13.111 «Шкафы холодильные» и 330.28.25.13.119 «Оборудование холодильное прочее».

    Поиск в Классификаторе по предназначению основного средства можно условно разделить на два этапа:

    1) определение, к какой из группировок основных средств, перечисленных в ОКОФ, относится объект;

    2) поиск в этой группировке наиболее подходящего кода, в том числе «группировочного».

    Организация госсектора приобрела факсимильный аппарат с автоответчиком. Комиссией по поступлению и выбытию активов с учетом назначения и характеристик устройства принято решение об его отнесении к группировке 320.00.00.00.000 «Информационное, компьютерное и телекоммуникационное (ИКТ) оборудование» и учету по группировочному коду 320.26.30.23 «Аппараты телефонные прочие, устройства и аппаратура для передачи и приема речи, изображений или других данных, включая оборудование коммуникационное для работы в проводных или беспроводных сетях связи (например, локальных и глобальных сетях)». В комментарии к этому коду указано, что к нему относятся в том числе и факсимильные аппараты с автоответчиком.

    Если найти решение на двух первых этапах работы не удалось, а объект относится к основным средствам, то возможно применить прежний ОКОФ ОК 013-94 и произвести поиск по нему, а затем найти код из ОКОФ ОК 013-2014, воспользовавшись прямым переходным ключом. Если соответствие не найдено, то можно использовать прежний ОКОФ ОК 013-94 (см. письмо Минфина России от 27 декабря 2016 г. № 02-07-08/78243).

    4

    Применение ОКОФ обусловлено еще и тем, что для срока полезного использования основного средства прежде всего надо воспользоваться Классификацией ОС (п. 44 Инструкции № 157н), в которой с 1 января 2017 года указаны коды ОКОФ ОК 013-2014.

    После того как код ОКОФ для основного средства тем или иным методом будет установлен, может возникнуть проблема с определением срока полезного использования (для основных средств стоимостью свыше 40 000 рублей).

    Работать с Классификацией ОС непросто. Если бы устанавливалось соответствие: один код ОКОФ, одна амортизационная группа для этого кода, то проблем и вопросов не было бы. На самом деле в Классификации можно встретить следующие варианты увязки кодов ОКОФ с амортизационной группой:

    Таблица 1. Увязка кодов ОКОФ с амортизационными группами

    Считаем налоги на землю, транспорт и имущество

    Интервью с Алексеем Валентиновичем Сорокиным, начальником отдела имущественных и прочих налогов Минфина России провела Н.В. Горшенина, заместитель главного редактора журнала «Актуальная бухгалтерия».

    Земельный, транспортный налоги и налог на имущество (подробно о налоге на имущество мы писали на страницах «Актуальной бухгалтерии» № 7, 2008) вызывают у бухгалтеров подчас не меньше вопросов, чем федеральные. Взять хотя бы сроки получения или выбытия объектов налогообложения по этим налогам. От этого во многом зависит порядок расчета налога и размер налоговой базы. Иногда все карты может спутать то обстоятельство, что договор купли-продажи имущества подлежит госрегистрации. Когда в таком случае переходит право уплачивать налог на имущество от продавца к покупателю? На эти и другие интересные вопросы мы попросили ответить Алексея Валентиновича Сорокина, начальника отдела имущественных и прочих налогов Минфина России.

    Здравствуйте, Алексей Валентинович! Вот наш первый вопрос. Фирма доплачивает транспортный налог за 2007-й и 2008 годы. Можно ли провести такую доплату одним платежным поручением? Есть ли в таком случае какие-нибудь особенности в заполнении платежки?

    Поскольку в рассматриваемой ситуации речь идет о сумме, подлежащей доплате в отношении одного налога, то каких-либо ограничений в возможности уплаты этой суммы одним платежным поручением нет. При этом в платежке следует указать, за что и за какие периоды подлежат уплате перечисляемые суммы.

    Автомобиль приобретен в I квартале 2009 года — 23 марта. Зарегистрировали его на компанию уже 10 апреля 2009 года. С какого месяца фирма обязана платить налог? Как оформить авансовый расчет по транспортному налогу за I квартал 2009 года (какие сведения указывать в графе 5 расчета)?

    В данном случае следует учитывать, что плательщиками транспортного налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством РФ зарегистрированы транспортные средства (ст. 357 НК РФ), а объектом налогообложения (ст. 358 НК РФ) — в частности, автомобили, зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством РФ.

    Поскольку приобретенный организацией автомобиль зарегистрирован в органах ГИБДД МВД России в апреле 2009 года, то указанное транспортное средство признается объектом обложения транспортным налогом только со II квартала 2009 года. Следовательно, у организации возникают обязанности по исчислению сумм авансовых платежей по транспортному налогу в отношении вышеназванного автомобиля и, соответственно, представлению расчета по авансовому платежу только начиная с расчетов за II квартал 2009 года.

    Организация в августе 2008 года поменяла юридический адрес и, соответственно, налоговую инспекцию. В итоге часть налогового периода транспортные средства состояли на учете в муниципальном образовании с одним ОКАТО, а часть налогового периода — с другим. Надо ли по итогам года подавать 2 налоговые декларации по транспортному налогу: одну в прежнюю налоговую инспекцию, а другую — в новую?

    Согласно статье 363.1 Налогового кодекса нало­гоплательщики-организации по истечении налогового периода представляют в налоговый ор­ган по месту нахождения транспортных средств, если иное не предусмотрено настоящей статьей, налоговую декларацию по налогу.

    Следовательно, если в течение календарного года в организации изменился юридический адрес, повлекший за собой изменение места нахождения принадлежащего ему транспортного средства (места регистрации), то у организации возникает обязанность по подаче в налоговый орган декларации по новому месту нахождения транспортных средств. При этом указанная норма Налогового кодекса не содержит требований по представлению нескольких деклараций в налоговые органы в связи с изменением места нахождения транспортного средства в течение календарного года.

    Необходимо учитывать следующее. Транспортный налог является региональным и зачисляется в бюджеты субъектов РФ. Поэтому если новым местом нахождения транспортных средств стала территория другого субъекта РФ, то организации следует представить в налоговую инспекцию каждого субъекта РФ налоговые декларации. В них рассчитывают суммы налога, исходя из количества месяцев фактического нахождения транспортных средств на территории соответствующего субъекта РФ.

    Организация купила электропогрузчики, бывшие в употреблении. На учет в ГИБДД их поставить нет возможности, так как на них нет документов (паспорта самоходной машины и справки-счета). Как быть в таком случае?

    Как уже отмечалось выше, объектом налогообложения признаются транспортные средства, зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством РФ.

    Таким образом, если приобретенные организацией электропогрузчики не прошли государственную регистрацию, то они не могут рассматриваться в качестве объекта налогообложения до их регистрации.

    Надо ли начислять транспортный налог на транспортные средства, которые зарегистрированы в Госгортехнадзоре России, например пневмоколесные, гусеничные краны и другие грузоподъемные механизмы, в Ростехнадзоре — бульдозеры, экскаваторы, тракторы?

    Понятие «транспортное средство» для целей применения главы 28 Налогового кодекса определено статьей 358 Кодекса. Транспортными средствами, которые признаются объектом налогообложения транспортным налогом, в частности, являются автомобили, мотоциклы, мотороллеры, автобусы и другие самоходные машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу, зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством РФ.

    Порядок регистрации транспортного средства определен постановлением о государственной регистрации автомототранспортных средств и других видов самоходной техники на территории РФ (пост. Правительства РФ от 12.08.1994 № 938). Из пункта 2 этого документа следует, что все транспортные средства, относящиеся к автомототранспорту, имеющие максимальную конструктивную скорость более 50 километров в час, предназначенные для движения по автомобильным дорогам общего пользования, регист­рируются в органах Государственной инспекции безопасности дорожного движения МВД России (ГИБДД). Все другие самоходные машины, включая автомототранспортные средства с максимальной конструктивной скоростью 50 километров в час и менее, — в органах Государственного надзора за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники в РФ.

    Следовательно, если перечисленные в вопросе технические средства зарегистрированы в органах ГИБДД или органах Государственного надзора за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники, то независимо от того, для каких целей они предназначены и какое оборудование на них размещено, они будут являться объектом налогообложения транспортным налогом, если иное не установлено пунктом 2 статьи 358 Кодекса.

    Компания получает в лизинг спецтехнику и автомобили. Техника зарегистрирована в ГИБДД на лизингополучателя, а на балансе учитывается у лизингодателя. Кто в этом случае будет являться плательщиком транспортного налога?

    Обязанность государственной регистрации транспортных средств установлена Федеральным законом о безопасности дорожного движения (Федеральный закон от 10.12.1995 № 196-ФЗ). Также в соответствии с пунктом 3 статьи 20 Федерального закона о финансовой аренде (лизинге) (Федеральный закон от 29.10.1998 № 164-ФЗ) по соглашению сторон лизингодатель вправе поручить лизингополучателю регистрацию предмета лизинга на имя лизингодателя. При этом в регистрационных документах обязательно указываются сведения о собственнике и владельце (пользователе) имущества.

    Правилами регистрации автомототранспортных средств и прицепов к ним в ГИБДД МВД России (правила, утв. приказом МВД России от 24.11.2008 № 1001) предусмотрена возможность регистрации транспортных средств, используемых по договору лизинга, за одним из участников договора лизинга по их письменному соглашению.

    Таким образом, если по договору лизинга транспортные средства зарегистрированы за лизингополучателем, то плательщиком транспортного налога должен признаваться лизингополучатель.

    Как правильно начислять транспортный налог на автомобиль, если в ПТС в категории автомобиля стоит «В», а в наименовании — «грузовой»?

    Категория транспортного средства в целях налогообложения должна определяться исходя из типа транспортного средства и его назначения (категории), указанных в паспорте транспортного средства на основании одобрения типа транспортного средства (пост. Госстандарта России от 01.04.1998 № 19). Паспорт транспортного средства (ПТС) — это документ, действующий на территории РФ для регистрации и допуска транспортных средств к эксплуатации. Паспорт транспортного средства подтверждает в том числе наличие одобрения типа транспортного средства, которое непосредственно указывается в ПТС.

    Следовательно, тип транспортного средства, указанный в ПТС, должен соответствовать сведениям, указанным в одобрении типа транспортного средства (сертификате соответствия).

    Согласно Положению о паспортах транспортных средств и паспортах шасси транспортных средств (утв. приказами от 23.06.2005 МВД России № 496, Минпромэнерго России № 192, Минэкономразвития России № 134) в строке 4 «Категория ТС (A, B, C, D, прицеп)» ПТС указывается категория, которая соответствует классификации транспортных средств, установленной конвенцией. При этом перевод категорий транспортных средств, указываемых в одобрении типа транспортного средства, в категории транспортных средств по классификации конвенции производится согласно указанному положению в соответствии со сравнительной таблицей категорий транспортных средств по классификации Комитета по внутреннему транспорту Европейской экономической комиссии ООН и по классификации Конвенции о дорожном движении (приведена в Приложении № 3 к приказу (приказы от 23.06.2005 МВД России № 496, Минпромэнерго России № 192, Минэкономразвития России № 134) ).

    Так, например, согласно Приложению № 3 к приказу к транспортным средствам категории «B» (по классификации Конвенции о дорожном движении) относятся как механические транспортные средства для перевозки пассажиров, имеющие не менее 4 колес и не более 8 мест для сидения (кроме места водителя) (легковые), так и механические транспортные средства для перевозки грузов, максимальная масса которых — не более 3,5 тонны (грузовые). Следовательно, указание в паспорте транспортного средства категории «B» не свидетельствует о том, что транспортное средство относится к легковому либо к грузовому транспортному средству.

    В строке 3 «Наименование (тип ТС)» паспорта транспортного средства согласно вышеназванному положению указывается характеристика транспортного средства, определяемая его конструкторскими особенностями, назначением и приведенная в одобрении типа транспортного средства, например «Легковой», «Автобус», «Грузовой — самосвал, фургон, цементовоз, кран» и т. п.

    Аналогично в соответствии с отраслевой нормалью ОН 025 270-66 «Классификация и система обозначения автомобильного подвижного состава, а также его агрегатов и узлов, выпускаемых специализированными предприятиями» и пунктом 2.2.2 раздела 2.2 Положения о паспортах транспортных средств и шасси транспортных средств в строке 2 паспорта транспортного средства «Марка, модель ТС» приводится условное обозначение транспортного средства, состоящее из буквенного, цифрового или смешанного обозначения. Вторая цифра цифрового обозначения модели транспортного средства указывает на его тип (вид автомобиля), например «1» — легковой автомобиль, «7» — фургоны, «9» — специальные. Таким образом, в рассмат­риваемом примере автомобиль относится к категории грузовых.

    По мнению представителей Федеральной налоговой службы РФ ( письмо ФНС России от 23.03.2009 № 3-3-05/192), сроки по уплате авансовых платежей по налогу на имущество необходимо исчислять в рабочих днях, если в законах субъектов РФ нет уточнения, что они рассчитываются в календарных днях. Можно ли руководствоваться данной позицией?

    Порядок исчисления сроков, установленных законодательством о налогах и сборах, определен статьей 61 Налогового кодекса. Сроки, установленные законодательством о налогах и сборах, определяются календарной датой — указанием на событие, которое должно неизбежно наступить, или на действие, которое должно быть совершено, либо периодом времени, который исчисляется годами, кварталами, месяцами или днями. Течение срока начинается на следующий день после календарной даты или наступления события (совершения действия), которым определено его начало (пп. 1,2 ст. 61 НК РФ).

    В пункте 6 статьи 61 Кодекса прямо указано, что срок, определенный днями, исчисляется в рабочих днях, если он не установлен в календарных днях. При этом рабочим днем считается день, который не признается в соответствии с законодательством РФ выходным и (или) нерабочим праздничным.

    Кроме того, пунктом 7 статьи 61 Кодекса установлено, что в случаях, когда последний день срока приходится на день, признаваемый в соответствии с законодательством РФ выходным и (или) нерабочим праздничным, днем окончания срока считается ближайший следующий за ним рабочий день.

    Согласно статьям 111 и 112 Трудового кодекса при 5-дневной рабочей неделе работникам предоставляются 2 выходных дня в неделю, при 6-дневной рабочей неделе — один выходной день, а при совпадении выходного и нерабочего праздничного дней выходной переносится на следующий после праздничного рабочий день.

    Таким образом, в случаях, когда срок уплаты авансовых платежей по налогам в соответствии с законодательством субъекта РФ о налогах и сборах или нормативным правовым актом муниципального образования о местных налогах и сборах установлен периодом, который исчисляется днями, например не позднее 30 дней с даты окончания соответствующего отчетного периода, а работникам организации предоставляются 2 выходных дня в неделю, уплата авансовых платежей, например, за I, II и III кварталы 2009 года производится не позднее 14 мая 2009 года, 11 августа 2009 года и 12 ноября 2009 года.

    Если ОС приобретается 1 января или 31 декабря, то входит ли его стоимость в расчет среднегодовой стоимости в целях исчисления налога на имущество? Если объект выбывает 1 января или 31 декабря, то учитывается ли он при расчете в этом случае? Включается ли стоимость основного средства, приобретенного 1-го числа месяца, в данные на 1-е число этого месяца?

    Объектами налогообложения (ст. 374 НК РФ) для российских организаций признается движимое и недвижимое имущество (в т. ч. имущество, переданное во временное владение, пользование, распоряжение, доверительное управление, внесенное в совместную деятельность или полученное по концессионному соглашению), учитываемое на балансе в качестве объектов основных средств в порядке, установленном для ведения бухгалтерского учета, если иное не предусмотрено статьей 378 Кодекса.

    Налоговая база по налогу определяется как среднегодовая стоимость имущества, признаваемого объектом налогообложения (ст. 375 НК РФ). Среднегодовая стоимость имущества, признаваемого объектом налогообложения (ст. 376 НК РФ), за налоговый период определяется как частное от деления суммы, полученной в результате сложения величин остаточной стоимости имущества на 1-е число каждого месяца налогового периода и последнее число налогового периода (т. е. 31 декабря т. г.), на число месяцев в налоговом периоде, увеличенное на единицу.

    Исходя из этого следует, что при расчете среднегодовой стоимости имущества учитывается величина остаточной стоимости имущества на начало дня 1-го числа каждого месяца налогового периода и остаточной стоимости имущества по состоянию на конец года. Причем следует учитывать операции, произведенные 31 декабря и свидетельствующие о наличии и движении основных средств и их остаточной стоимости (т. е. берутся данные баланса на конец дня).

    Обособленное подразделение компании выделено на отдельный баланс и имеет свой расчетный счет. На балансе филиала стоит автомобиль, который выполняет работы по месту нахождения головной организации. Филиал и головная организация находятся в разных районах и состоят на учете в разных ИФНС. Кто в таком случае должен начислять налог на имущество и представлять расчет (декларацию): обособленное подразделение или головная организация?

    Особенности исчисления и уплаты налога на имущество организаций в отношении организаций, имеющих обособленные подразделения, определены в статье 384 Налогового кодекса. Согласно указанной статье организация, в состав которой входят обособленные подразделения, имеющие отдельный баланс, уплачивает налог (авансовые платежи по налогу) в бюджет по месту нахождения каждого из обособленных подразделений в отношении имущества, признаваемого объектом налогообложения в соответствии со статьей 374 Кодекса, находящегося на отдельном балансе каждого из них.

    При применении названной статьи следует учитывать, что обязанность организации по исчислению и уплате налога на имущество организаций по месту нахождения ее обособленного подразделения, имеющего отдельный баланс, возникает только в отношении имущества, учитываемого подразделением на его отдельном балансе, если иное не установлено статьей 385 Налогового кодекса.

    Поскольку автомобиль, являющийся движимым имуществом, учитывается на балансе об­особленного подразделения организации, налог на имущество должен быть исчислен и уплачен в бюджет организацией по месту нахождения указанного подразделения.

    При этом декларация по налогу (расчет по авансовому платежу) может быть представлена в налоговый орган представителем обособленного подразделения организации при наличии документа, подтверждающего полномочия представителя налогоплательщика.

    Фирма приобрела имущество, которое не используется в производственной деятельности, и в ближайшем будущем использовать его компания не собирается. Оборудование стоит на складе и не работает. Если имущество в бухгалтерском учете числится на счете 08, то надо ли включать его в базу по налогу на имущество?

    Порядок учета на балансе организаций (за исключением кредитных и бюджетных) объектов основных средств регулируется, в частности, ПБУ 6/01 (утв. Приказом Минфина России от 30.03.2001 № 26н).

    Пунктом 4 ПБУ 6/01 определены условия, при которых актив принимается организацией к бухгалтерскому учету в качестве основных средств. Исходя из этих условий объект принимается к бухгалтерскому учету в качестве основного средства и, соответственно, включается в базу по налогу на имущество организаций, когда данный объект приведен в состояние, пригодное для использования, то есть независимо от ввода его в эксплуатацию. Таким образом, если приобретенное имущество пригодно для эксплуатации и не требует монтажа, то оно должно подлежать учету в составе основных средств и включаться в объект обложения налогом на имущество организаций.

    Компания продала часть здания (в т. ч. земельный участок под ним) в апреле 2009 года. Право собственности на часть здания и земельный участок фирма перерегистрировала в этом же месяце, а вот покупатель не зарегистрировал свое право собственности на часть здания и землю под ним. В каком порядке компания должна начислять налог на имущество и земельный налог?

    В данном случае необходимо учитывать, что если между организациями был заключен договор купли-продажи рассматриваемых объектов недвижимости, то переход права собственности (т. е. прекращение права собственности у продавца и возникновение права собственности у покупателя) в соответствии с установленным порядком регистрации прав происходит одновременно.

    Учитывая это, следует полагать, что в рассматриваемой ситуации такого перехода права собственности юридически не произошло и собственником рассматриваемых объектов остается организация-продавец, которая, в свою очередь, остается плательщиком налога на имущество и земельного налога.

    При этом необходимо обратить внимание на то, что в соответствии с пунктом 3 статьи 551 Гражданского кодекса в случае, когда одна из сторон уклоняется от государственной регистрации перехода права собственности на недвижимость, суд вправе по требованию другой стороны вынести решение о государственной регистрации перехода права собственности. Сторона, необоснованно уклоняющаяся от государственной регистрации перехода права собственности, должна возместить другой стороне убытки, вызванные задержкой регистрации.

    Если в декларации по земельному налогу был неверно указан кадастровый номер, а КБК и код ОКАТО указаны верно, то надо ли подавать «уточненку»?

    В этой ситуации следует воспользоваться положениями пункта 1 статьи 81 Налогового кодекса. Данная норма предусматривает, что при обнаружении налогоплательщиком в декларации, поданной им в налоговый орган, недостоверных сведений, а также ошибок, не приводящих к занижению суммы налога, подлежащей уплате, налогоплательщик вправе внести необходимые изменения в налоговую декларацию и представить в налоговый орган уточненную декларацию. При этом уточненная налоговая декларация, направленная после истечения установленного срока подачи декларации, не считается представленной с нарушением срока. Обратите внимание, что данная норма Налогового кодекса определяет права, а не обязанности налогоплательщика.

    Н.В. Шорохова, налоговый консультант компании «UHY Янс-Аудит»

    Из Приложения № 3 к Положению о паспортах транспортных средств и паспортах шасси транспортных средств (утв. приказом МВД России № 496, Минпромэнерго России № 192, Мин­экономразвития России № 134 от 23.06.2005) следует, что к категории «В» могут относиться:

    • механические транспортные средства для перевозки пассажиров, имеющие не менее 4 колес и не более 8 мест для сидения (кроме места водителя);

    • механические транспортные средства для перевозки грузов, максимальная масса которых — не более 3,5 тонны.

    То есть транспортные средства категории «В» могут являться как грузовыми, так и легковыми.

    По мнению Минфина России, категория транспортного средства в целях налогообложения должна определяться исходя из типа транспортного средства и его назначения (категории), указанных в ПТС. При этом финансовое ведомство поясняет, что в строке 3 «Наименование (тип ТС)» ПТС указывается характеристика транспортного средства, определяемая его конструкторскими особенностями, назначением, например «Легковой», «Автобус», «Грузовой — самосвал, фургон, цементовоз, кран» и т. п. Аналогично в строке 2 ПТС «Марка, модель ТС» указывается условное обозначение транспортного средства, состоящее из буквенного, цифрового или смешанного обозначения, при этом 2-я цифра цифрового обозначения модели транспортного средства указывает на его тип (вид автомобиля), например «1» — легковой автомобиль, «7» — фургоны, «9» — специальные (письмо Минфина России от 17.01.2008 № 03-05-04-01/1).

    Таким образом, если в рассматриваемом случае у компании в ПТС указано: «Категория «В», а наименование «Грузовой», то, по нашему мнению, организации следовало исчислять налог по ставкам, предусмотренным для грузовых автомобилей. Налогоплательщику надо представить уточненные декларации, доначислить и доплатить соответствующую сумму налога в бюджет, а также перечислить пени за периоды, в которых налог исчислялся неправильно (ст. 81 НК РФ).

    Если компания не согласна с наименованием автомобиля, указанным в ПТС, ей следует обратиться в орган, в ыдавший ПТС.

    Смотрите еще:

    • Как рассчитать госпошлину при подаче иска Госпошлина при подаче административного искового заявления Государственная пошлина — то обязательный денежный сбор, который нужно заплатить государству при обращении в суд. Госпошлина за подачу административного искового заявления […]
    • Адвокат с 5 стажем Адвокат с 5 стажем Подписаться на рассылку E-mail рассылка и электронный маркетинг. UniSender — это веб-сервис для организации массовой персонализированной рассылки для своих клиентов и подписчиков. Список адвокатов со стажем […]
    • Правила по проверке сиз КОМПЕТЕНТНОЕ ЛИЦО ПО ПРОВЕРКЕ СИЗ ОТ ПАДЕНИЯ С ВЫСОТЫ В соответствии с Правилами по охране труда при работе на высоте (Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 28.03.2014 № 155н «Об утверждении Правил по […]
    • Как рассчитать штрафные санкции по налогам Какие штрафы по налогу на прибыль (размеры и нарушения)? Отправить на почту Штраф по налогу на прибыль взимается за допущение нарушений, предусмотренных НК РФ. Рассмотрим, за какие налоговые проступки и в каком размере могут быть […]
    • Приказ росстата п-4 Приказ Росстата (Федеральная служба государственной статистики) от 02 марта 2018 г. №104 В соответствии с подпунктом 5.5 Положения о Федеральной службе государственной статистики, утвержденного постановлением Правительства Российской […]
    • Правила умножения и деления чисел в степени Свойства степени Напоминаем, что в данном уроке разбираются свойства степеней с натуральными показателями и нулём. Степени с рациональными показателями и их свойства будут рассмотрены в уроках для 8 классов. Степень с натуральным […]
    • Образец приказ о создании группы хассп Оформляем документы ХАССП: Форма приказа о группе ХАССП Одним из первых документов на любом пищевом предприятии, которое имеет намерение исполнить требование ТР ТС 021/2011 и работать на принципах ХАССП является Приказ о создании группы […]
    • Как заплатить штраф из полиции Как оплатить штраф за нарушение ПДД в Украине? Способ 1 - через терминал полицейскогоБыстро, удобно, надежно, однако такими терминалами оснащены далеко не все полицейские, да и для оплаты “здесь и сейчас” у вас должны быть банковская […]