Ставка по экологическому налогу

Экологический налог представляет собой плату субъектов хозяйствования за вредное воздействие на окружающую среду, которое они оказывают при осуществлении хозяйственной деятельности. Налог предназначен для формирования средств на финансирование мероприятий, связанных с поддержанием экологического благополучия в государстве: стимулирование охраны природы потребителями, разработку и внедрение безотходных технологий, утилизацию отходов и т.п. Кроме фискальной функции, экологический налог выполняет и регулирующую функцию – используется в качестве инструмента организации эффективного природопользования, предполагающего минимальное загрязнение окружающей среды. Экологический налог – это республиканский налог, формирующий республиканский и местный бюджеты. Его доля (вместе с налогом за добычу природных ресурсов) в структуре налоговых доходов Беларуси невелика и за 2012 год составила 2,5%.

Порядок исчисления и уплаты экологического налога изложен в главе 19 НК РБ. Плательщиками экологического налога признаютсяорганизации и индивидуальные предприниматели.

Не являются плательщиками экологического налога бюджетные организации; организации и индивидуальные предприниматели, перешедшие на применение упрощенной системы налогообложения; плательщики единого налога для производителей сельскохозяйственной продукции; индивидуальные предприниматели, уплачивающие единый налог; крестьянские (фермерские) хозяйства в течение трех лет со дня их государственной регистрации в части деятельности по производству продукции растениеводства (кроме цветов и декоративных растений), животноводства (кроме пушного звероводства), рыбоводства и пчеловодства.

Плательщиками налога за захоронение отходов производства на объектах захоронения отходов признаются собственники отходов производства.

Объектами налогообложения экологическим налогом признаются:

1) выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух;

2) сброс сточных вод;

3) хранение, захоронение отходов производства;

4) ввоз на территорию Республики Беларусь озоноразрушающих веществ, в том числе содержащихся в продукции.

Следует отметить, что экологическим налогом за выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух облагаются только те загрязняющие вещества, которые перечислены в приложении 6 к НК РБ.

Налоговая база экологического налога определяется как фактические объемы:

— выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух;

— сбросов сточных вод;

— отходов производства, подлежащих хранению, захоронению;

— озоноразрушающих веществ, в том числе содержащихся в продукции, заявленных для получения разового разрешения на ввоз на территорию Республики Беларусь и вывоз за ее пределы озоноразрушающих веществ и (или) продукции, содержащей озоноразрушающие вещества, ограниченных к ввозу на территорию Республики Беларусь по основаниям неэкономического характера, выдаваемого Министерством природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь.

Налоговая база определяется плательщиками по каждому объекту налогообложения на основе данных первичного учета.

Ставки экологического налога по объектам налогообложения устанавливаются в размерах согласно приложениям 6 – 8 к НК. Ставка экологического налога за ввоз на территорию Республики Беларусь озоноразрушающих веществ устанавливается в размере 23000 белорусских рублей за 1 килограмм озоноразрушающих веществ, в том числе содержащихся в продукции, ввозимых на территорию Республики Беларусь.

Льготы по налогу установлены в виде понижения ставок налога, уменьшения исчисленной суммы налога и освобождения от уплаты налога. Например: освобождаются от уплаты крестьянские (фермерские) хозяйства в течение 3-х лет с момента регистрации. Уменьшение исчисленной суммы налога предусмотрено для плательщиков, направляющих капитальные вложения на строительство, реконструкцию объектов размещения, обезвреживания, использования отходов производства и др. цели защиты окружающей среды. При этом право на уменьшение размера экологического налога возникает у субъекта хозяйствования, начиная с того налогового периода (квартала), в котором осуществлены (оплачены) расходы на финансирование (освоение) капитальных вложений, при условии соответствующего отражения на счетах бухгалтерского учета, но не более исчисленной суммы экологического налога. Сумма освоенных (оплаченных) капитальных вложений, не зачтенная в отчетном налоговом периоде, может учитываться в следующих налоговых периодах, в том числе и в следующем году.

Налоговым периодом экологического налога, за исключением экологического налога за ввоз на территорию Республики Беларусь озоноразрушающих веществ, в том числе содержащихся в продукции, признается календарный квартал.

Экологический налог за захоронение отходов производства на объектах захоронения отходов исчисляется владельцами объектов захоронения отходов и предъявляется ими собственникам отходов производства дополнительно к тарифам за захоронение отходов производства на объектах захоронения отходов.

Сумма экологического налога исчисляется как произведение налоговой базы и налоговой ставки.

Плательщики ежеквартально представляют в налоговые органы налоговую декларацию (расчет) не позднее 20-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом по форме, установленной МНС РБ.

Налоговые декларации (расчеты) за хранение отходов производства на объектах хранения отходов представляются плательщиками – владельцами объектов хранения отходов в налоговый орган не позднее 20-го числа месяца, следующего за отчетным кварталом, в котором возникло налоговое обязательство по экологическому налогу.

Налоговые декларации за ввоз на территорию Республики Беларусь озоноразрушающих веществ в налоговые органы не представляются.

Уплата экологического налога, за исключением налога за ввоз на территорию Республики Беларусь озоноразрушающих веществ, производится ежеквартально не позднее 22-го числа месяца, следующего за истекшим кварталом. Уплата экологического налога за ввоз на территорию Республики Беларусь озоноразрушающих веществ производится до осуществления ввоза на территорию Республики Беларусь озоноразрушающих веществ.

Уплата экологического налога владельцами объектов захоронения отходов производится в размере фактически полученных от собственников отходов производства сумм налога за захоронение отходов производства.

Следует отметить, что нормами НК РБ плательщикам экологического налога предоставлено право применять упрощенный порядок уплаты экологического налога, согласно которому сумма экологического налога может исчисляться ими исходя из установленных годовых лимитов и соответствующих ставок налога. Такой порядок вправе применять плательщики экологического налога при наличии установленных годовых лимитов.

Суммы экологического налога включаются организациями и индивидуальными предпринимателями в затраты по производству и реализации товаров (работ, услуг), учитываемые при налогообложении.

Пример. Организация имеет разрешение на выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух, в котором указаны следующие объемы выбросов:

— ксилол (3-й класс опасности) – 0,25 т/год;

— сероводород (2-й класс опасности) – 0,15 т/год;

— ртуть (1-й класс опасности) – 0,0013 т/год;

Организация приняла решение исчислять экологический налог по упрощенной схеме, то есть исходя из установленного годового лимита. Фактические объемы выбросов за 2013 г. составили: ксилол – 0,23 т; сероводород –0,13т; ртуть – 0,0012т.

Ставка экологического налога за выбросы в атмосферный воздух ксилола составляет – 1255225 рублей, ртути – 126835814 рублей, сероводорода – 3796698 рублей.

В декларации, представленной по сроку 20 апреля, организация укажет следующие суммы экологического налога:

по ксилолу 300 тыс. рублей (0,25×1255225);

по ртути 200 тыс. рублей (0,0013×126835814);

по сероводороду 600 тыс. рублей (0,15×3796698).

Итого годовая сумма экологического налога согласно лимиту составит 1100 тыс. рублей. В данном случае организация за I–III кварталы 2013 г. уплачивает экологический налог ежеквартально в размере 275 тыс. рублей (1/4 годовой суммы налога, исчисленной исходя из установленного лимита). По сроку 20 января 2014 года организация представит налоговую декларацию, в которой отразит сумму экологического налога, исчисленную исходя из фактических выбросов за год. За IV квартал 2013 г. исчисление и уплата экологического налога производится исходя из фактических годовых выбросов загрязняющих веществ с учетом сумм налога, уплаченных в I–III кварталах 2013 г.

Оглавление:

Экологический налог

Вы здесь: Главная › Экологический налог

Фактически экологический налог предусматривает взимание платы с пользователей природных ресурсов и с тех, чья деятельность оказывает определенное воздействие на окружающую среду. В официальные налоги РФ не входит экологический сбор как таковой. Но в НК отражены налоги, которые можно отнести к экологической категории. Кроме того, существует ряд неналоговых платежей, обязательных к уплате за нанесение вреда окружающей среде. В их число входит экологический сбор.

Разновидности эконалогов

Расчет экологических налогов осуществляется с учетом их разновидностей. Классифицируются сборы по использованию природных объектов. Так, к категории экологических налогов относятся:

  • транспортный налог (использование транспортных средств наносит вред окружающей среде);
  • налог на полезные ископаемые (оплачивается при добыче исчерпаемых природных ресурсов);
  • водный налог (уплачивается структурами, осуществляющими водозабор, использующими природные водоемы);
  • сбор за использование объектов животного мира (компенсирует урон природе, нанесенный охотой, ловлей ценных пород рыбы, ракообразных и т.п.).
  • Также к числу экологических может быть отнесен земельный налог. Он предусматривает компенсацию за нанесение вреда поверхностным почвам при размещении на объектах различных построек. Сумма налога определяется НК РФ.

    Налоговые ставки

    Ставки налогов регламентированы действующим налоговым кодексом. Так, по экологическому налогу за использование объектов животного мира они рассчитываются за одно животное или тонну биоресурса. Платежи по налогу делятся на разовые и периодические.

    Водный налог предусматривает широкий диапазон ставок. Расчетной единицей является 1000 кубометров воды. Налог на добычу ископаемых рассчитывается за тонну. Транспортный налог рассчитывается с учетом количества лошадиных сил для единицы техники. Земельный налог определяется по категории земель. Он включает два предела ставок.

    Экологические сборы, не являющиеся налогами (в частности, на размещение отходов, организацию сброса отравляющих веществ и т.п.), рассчитываются иначе. Как правило, ставка при этом не используется. Актуальными являются нормативные значения воздействия. Таковые устанавливаются Правительством РФ. С учетом территории и вида воздействия применяются корректирующие коэффициенты.

    Экологические налоги подлежат обязательной уплате, как и другие федеральные и региональные сборы (на прибыль организации, НДС и т.п.). Задолженность традиционно влечет за собой штрафные санкции. Их виды и финансовые эквиваленты могут быть разными.

    Уплата эконалогов

    Уплачивать налоги и экологический сбор должны юридические лица, использующие соответствующие ресурсы и получающие прибыль от определенных видов деятельности. Следует отметить, что обязанность уплаты экологического сбора (за утилизацию утративших потребительские свойства товаров) возлагается на производителей и импортеров. Свои нюансы имеет уплата экологических налогов на арендованных территориях. Обязательства плательщика закрепляется в договоре аренды. Грамотно составленный документ исключает риск возникновения споров на предмет того, кому рассчитываться по обязательствам – арендодателю или арендатору.

    Порядок исчисления и уплаты налогов регламентирован НК РФ. Им же предусмотрен в ряде случаев возврат налога. Какие плательщики могут на это рассчитывать?

    Получить консультацию на предмет оптимизации экологических налогов и сборов вы можете в компании «Консалтинг Премиум».

    Экологический налог организации. Расчет налога, ставки, учет

    Компания, оказывающая негативное влияние на окружающий мир, обязана совершать дополнительную плату за оказываемое воздействие. При этом опираться в данном случае следует на Закон №7-ФЗ «Об охране окружающей среды». В данной статье мы рассмотрим экологический налог организации, пример расчета сбора, налоговую ставку.

    Предприятие обязано стараться минимизировать отрицательное пагубное влияние на окружающую среду, выполняя и совершенствуя мероприятия по ее охране. Однако не всегда данные мероприятия полностью исключают вредное влияние. В случае, когда оно превышает определенные пределы, на виновника накладывается дополнительный платеж, размер и порядок расчета которого определяется российским правительством (Постановление №632 от 28.08.1992).

    Исчисление экологических платежей стало более упорядоченным и логичным после издания закона №458-ФЗ от 29.12.14, который ввел с января 2016г. ряд изменений.

    Кто платит экологический налог

    Плательщиками признаются все те лица, которые в ходе своей деятельности оказывают неблагоприятное воздействие на окружающий мир. К числу лиц, для которых устанавливается данная плата, можно отнести как юридических, так и физлиц с образованием ИП (исключение — лица, занимающиеся бизнесом на объектах 4 категории, оказывающие минимальное отрицательное влияние). Категория объекту присваивается при постановке его на учет в качестве источника вредного воздействия.

    Обязанность по уплате возникает абсолютно у всех лиц, связанных с природопользованием и оказывающих на природу влияние негативного характера. Не важно, на каком налоговом режиме работает предприятие.

    Под негативным воздействием, при наличии которого требуется уплата сбора, понимается:

  • Вредные выбросы в воздух;
  • Загрязняющие сбросы в воду;
  • Размещение производственных отходов, если они оказывают вредное влияние.
  • Функции по сбору и контролю платежей ложатся на Росприроднадзор, ранее этим занимался Ростехнадзор.

    Плательщик «экологического налога» должен поставить на учет объект, влияние которого пагубно сказывается на окружающей среде.

    Что является объектом обложения экологической платой

    Платить нужно за объекты стационарного характера, отрицательно влияющие на окружающую природу.

    В числе стационарных объектов – предприятия, расположенные на земле и неразрывно с ней связанные, совершающие выбросы в воздух и сбросы в воду. Также сюда включаются сооружения, предназначенные для складирования, захоронения производственных и потребительских отходов, различного рода хранилища. Если такие объекты размещения отходов не оказывают отрицательного воздействия на природные объекты, то экологическая плата с них не совершается. При этом должны быть в наличии результаты мониторинга окружающей среды, свидетельствующие о влиянии указанных сооружений на ее состояние.

    Предприятия должны выполнять платеж за вредное воздействие отдельно по каждому стационарному объекту по месту его территориального расположения.

    Сроки перечисления экологического платежа

    Руководствоваться при уплате экологического сбора нужно Письмом Росприроднадзора от 11.04.16 г. №AC-06-01-36/6155/.

    Согласно указанному Письму, отчетным периодом признается год. Сроки и механизм уплаты зависит от типа плательщика:

    1. малые и средние предприятия совершают платеж 1 раз в год по окончанию данного периода до 1 марта;
    2. прочие предприятия обязаны совершать квартальные авансовые платежи величиной одна четвертая от аналогичного платежа за прошедший год до 20 числа следующего месяца. По итогам года доплачивается недостающая сумма сбора.

    Указанные правила действуют с 1 янв. 2016г.

    За 2016г. нужно уплатить экологический сбор до 1 марта 2017 г. Предприятия, за исключение малых и средних, в течение 2016г. должны совершить 3 платежа равными частями в размере ¼ от суммарного фактического платежа за 2015 г. При этом в данную сумму не нужно включать суммы, уплаченные в 2015 г. в счет покрытия долга за предшествующие годы.

    Если предприятие создано в 2016 г., то авансовые платежи не совершаются, до 1 марта 2017 г. таким компаниям нужно будет совершить платеж в полном объеме за прошедший год.

    Платить нужно по месту расположения стационарного источника вредного воздействия.

    Пример расчета платежа в 2016 г.

    Компания размещает твердые бытовые отходы. За 2015 год была перечислена сумма сбора за вредное воздействие в размере 2000 руб. (без учета доначислений за прошлые годы).

    В 2016 г. нужно совершить следующие платежи:

  • 500 руб. – до 21 марта;
  • 500 руб. – до 20 июля;
  • 500 руб. – до 20 октября;
  • Исчисленная за год сумма платежа минус уплаченные авансы (1500 руб.) – до 1 марта 2017г.
  • Особенности расчета сбора за НВСО

    Порядок исчисления экологического сбора определен ст.16.3 Закона №7-ФЗ в ред. от 03.07.16.

    Плательщики самостоятельно исчисляют величину платежа путем умножения платежной базы на ставку с учетом коэффициентов, прописанных в указанной статье. При расчете применяются сведения экологического контроля.

    Базой выступает одна из следующих величин:

    • Объем веществ, выбрасываемых или сбрасываемых в окружающую среду;
    • Масса отходов, размещаемых на соответствующих объектах.
    • Задача плательщика — определить объем выбросов, сбросов или массу отходов. Сделать это можно самостоятельно или воспользоваться помощью специализированных организаций.

      Расчет проводится отдельно по каждому вредному веществу, включенному в соответствующий перечень, и по каждому классу опасности отхода.

      Для каждого вида вещества или отхода устанавливается своя ставка, размер которой определяется российским правительством. Кроме того, для особо охраняемых зон действуют дополнительные коэффициенты, которые также устанавливает Правительство РФ.

      Пункты 5 и 6 ст.16.3 определяет коэффициенты, которые нужно учитывать при исчислении платежа. Данные коэффициенты направлены на стимулирование плательщиков по снижению вредного воздействия.

      Правительством РФ установлены нормативы платы за выбросы, сбросы и отходы. Данные нормативы были утверждены Постановлением №344 от 12.06.2003. В приложение к постановлению включены коэффициенты, которые учитывают различные экологические факторы региона, состояния воздуха, воды в месте расположения объекта.

      Так как нормативы были установлены еще в 2003 г., то при расчете платы за НВОС нужно учитывать дополнительный коэффициент. В 2016 г. его величина равна 2,56, в 2017 г. – 2,67. В 2005 г. в 344 постановление были внесены корректировки Постановлением №410.

      Узнать свой норматив негативного воздействия можно через Росприроднадзор. Для этого следует сообщить о виде своей деятельности и изготавливаемой продукции. На основании таких данных Росприроднадзор определит ориентировочные нормативы для плательщика, исходя из которых, и нужно проводить расчет «экологического сбора».

      При исчислении базы учитываются следующие величины загрязнений:

    • Допустимые нормативы;
    • Временно разрешенные нормативы;
    • Лимиты и их превышение.
    • В зависимости от величины фактических загрязнений считается сбор путем умножения выбросов (сбросов) на соответствующую ставку, установленную для нормативных, лимитных и сверхлимитных загрязнений, после чего проводится суммирование полученных показателей. При расчете нужно учитывать все положенные коэффициенты (из п.3, 6 ст.16.3 Закона №7-ФЗ, из п.2 и приложения 2 к Постановлению 344, из Постановления 410).

      От суммы платежа отнимаются расходы на осуществление мероприятий, направленных на нейтрализацию и снижение отрицательного влияния на природу. Данные затраты должны подтверждаться документально.

      КБК для уплаты сбора в 2016 г

      При заполнении платежной документации на совершение экологического платежа необходимо использовать следующие КБК:

      Порядок исчисления и уплаты экологического налога

      Отправить на почту

      Экологический налог — понятие, которое на сегодняшний день отсутствует в НК РФ. В России оно неофициально используется для обозначения некоторых платежных обязательств — экологического и утилизационного сборов, платы за негативное воздействие на окружающую среду. Однако скоро в кодексе может появиться отдельная глава, посвященная этому налогу.

      Экологические налоги в России: перспективы введения

      Экологический налог в Российской Федерации на данный момент не является юридической категорией. Данное понятие не закреплено в каких-либо источниках права. Некоторые эксперты ожидают, что этот налог будет дополнять транспортный налог, установленный гл. 28 НК РФ. Так, на уровне Правительства рассматриваются инициативы по введению норм, позволяющих государству взимать сбор с владельцев автомобилей, исходя из экологических характеристик транспортных средств.

      Экологический налог, таким образом, предполагается взимать в корреляции с интенсивностью загрязнения окружающей среды тем или иным транспортным средством. Вероятно, в первую очередь он будет рассчитан на владельцев автомобилей устаревших моделей, что, по мнению чиновников, поможет стимулировать приобретение россиянами машин новых марок, в том числе отечественного производства. Это положительно скажется на рынке автомобильного ритейла и положении дел на российских автозаводах.

      Оценка правительственной инициативы по введению экологического налога неоднозначна. С одной стороны, эксперты считают, что соответствующий сбор, действительно, может стать дополнительным драйвером роста автомобилестроения и продаж транспортных средств в Российской Федерации.

      С другой стороны, такая инициатива оценивается как не вполне корректная в силу того, что многие российские автолюбители, владея машиной, могут фактически не пользоваться ей. Нередко автомобили старых, неэкологичных моделей стоят в гараже как вспомогательное средство транспорта, в то время как их владельцы ездят на более новых авто. Соответственно, существенного вреда окружающей среде такие машины не приносят, но, исходя из логики предлагаемой инициативы, человеку придется платить за них налог.

      Экологический налог и одноименный сбор: соотнесение понятий

      Отметим, что в правовой системе РФ зафиксировано понятие «экологический сбор». Оно раскрывается в ст. 24.5 закона «Об отходах производства и потребления» от 24.06.1998 № 89.

      Экологический сбор — это не налог, однако относится к доходам федерального бюджета. Он должен уплачиваться производителями либо импортерами товаров, которые подлежат утилизации по факту утраты ими необходимых потребительских свойств.

      О том, в каких конкретно случаях производители и импортеры становятся плательщиками этого сбора, читайте в материале «Росприроднадзор уточнил, как производителям и импортерам платить экологический сбор».

      Ставка экологического сбора определяется, исходя из средних сумм издержек на сбор, транспортировку, обработку, а также утилизацию конкретного изделия или единицы его массы (п. 5 ст. 24.5 закона № 89).

      Денежные средства, которые поступят в федеральный бюджет от плательщиков экологического сбора, будут направлены на реализацию государственных программ в форме выплаты субсидий субъектам РФ на софинансирование экологических региональных программ, направленных на оптимизацию обращения с отходами, а также компенсацию издержек на утилизацию товаров, утерявших потребительские свойства (п. 10 ст. 24.5 закона № 89).

      Таким образом, между понятиями «экологический налог» (его юридическое закрепление предполагается в перспективе) и «экологический сбор» (уже зафиксированного в источниках права) есть следующие ключевые различия:

    • первое предполагает регулирование посредством положений НК РФ, второе — общим налоговым законодательством, а также подзаконными правовыми актами (в данном случае — постановлениями Правительства РФ);
    • первое предполагает отнесение к налоговым доходам бюджета (по всей вероятности, федерального), второе классифицируется как неналоговый сбор;
    • налоговые поступления в федеральный (и иные) бюджет впоследствии могут расходоваться на разные цели, а в случае с экологическим сбором поступившие средства должны использоваться в конкретных целях.
    • О ключевых моментах, определяющих правила расчета сбора, оплаты и подачи отчетности по нему, читайте в статье «Пример заполнения декларации по экологическому сбору».

      Плата за вредное воздействие на экологию

      Экологическим налогом в России также неофициально называют плату за негативное воздействие на окружающую среду (НВОС). В отличие от экологического сбора, который был введен только в 2014 году, плата за НВОС существует уже давно. Она была установлена законом «Об охране окружающей среды» от 10.01.2002 № 7.

      Рассматриваемый платеж — это, как и экологический сбор, не налог. Его статус звучит как «публично-правовой платеж» (определение Конституционного суда РФ от 10.12.2002 № 284-О), который можно отнести к категории фискальных сборов. В данном случае — сборов компенсационного характера (за вредное воздействие на экологию).

      Перечислять плату за НВОС должны организации и физлица, как российские, так и иностранные, которые работают в РФ в сфере природопользования, а также те фирмы, которые пользуются арендованным оборудованием, оказывающим вредное воздействие на экологию.

      Расчет данной платы предприятия осуществляют самостоятельно в соответствии с положениями постановлений Правительства РФ:

    • от 28.08.1992 № 632;
    • от 12.06.2003 № 344.
    • Перечислять соответствующие платежи необходимо до 20 числа месяца, который следует за отчетным кварталом.

      Администрирует соответствующие платежные обязательства Управление Федеральной службы в сфере природопользования.

      Итак, ни экологический сбор, ни плата за вредное воздействие на окружающую среду в РФ на данном этапе не являются налогами. Поэтому понятие экологического налога пока в законодательстве РФ никак не закреплено.

      Экологический налог в Беларуси

      Вместе с тем де-юре данный термин присутствует в другой стране ЕАЭС — Беларуси, и потому нам, россиянам, ожидающим введения в РФ налога экологического, полезно будет изучить опыт соседнего государства в части правовых норм, регулирующих его исчисление и уплату.

      О составе ЕАЭС и обязанностях его членов читайте в статье «Таможенный союз Евразийского экономического союза (нюансы)».

      Экологический налог в Беларуси вполне соответствует критериям полноценного налога. Положения, регулирующие его исчисление и уплату, зафиксированы на уровне национального законодательства, а именно — в Налоговом кодексе Республики Беларусь.

      Так, плательщиками соответствующего налога, установленного в Беларуси, являются организации и ИП. Также к субъектам уплаты этого налога относятся собственники отходов производства, практикующие захоронение подобных веществ.

      Объектами налогообложения признаются:

    • выбросы веществ в атмосферу;
    • сброс водных стоков;
    • хранение и захоронение веществ, относящихся к отходам производства;
    • ввоз в Республику Беларусь веществ, разрушающих озоновый слой, как в чистом виде, так и в составе какой-либо продукции.
    • Базу экологического налога в Беларуси формируют зафиксированные объемы:

    • выбросов веществ в атмосферу;
    • сточных вод;
    • веществ, относящихся к категории производственных отходов и подлежащих хранению либо захоронению;
    • веществ, разрушающих озоновый слой (представленных в чистом виде либо в составе продукции).
    • Дифференцирование ставок налога

      Ставки по экологическому налогу в Беларуси установлены для каждого объекта налогообложения и практически ежегодно меняются в сторону повышения.

      Если речь идет о выбросах веществ в атмосферу, то их величина зависит от класса опасности веществ. Если не определено, к какому классу опасности относится то или иное вещество, выбрасываемое в атмосферу, экологический налог не исчисляется.

      Что касается ставки по экологическому налогу за сброс предприятиями сточных вод, ее величина зависит от типа водоема, в который производится сброс.

      Экологический налог на отходы зависит от класса опасности этих отходов. Существуют и ставки для сбора за хранение отходов, также зависящие от класса их опасности, причем за хранение отходов 4 класса опасности взимание экологического налога в РБ не предусмотрено.

      Есть ставка, установленная в отношении экологического налога на ввоз в РБ озоноразрушающих веществ, включая те, что присутствуют в составе какой-либо продукции.

      Налоговый период, расчет суммы налога, сроки уплаты

      Налоговый период экологического налога в Беларуси (кроме сбора за ввоз озоноразрушающих веществ) — календарный квартал. Налогоплательщики обязаны предоставлять в Министерство по налогам и сборам РБ декларацию до 20 числа месяца, который следует за прошедшим отчетным кварталом.

      Декларации по налогу за хранение веществ, относящихся к отходам производства, предоставляются в упомянутое ведомство до 20 числа месяца, следующего за тем, в котором у плательщика возникло обязательство по перечислению в госбюджет данного налога.

      Уплата в бюджет РБ экологического налога (кроме той его разновидности, что предусмотрена за ввоз в Беларусь озоноразрушающих веществ) осуществляется ежеквартально до 22 числа месяца, который следует за прошедшим отчетным кварталом. Уплата в госбюджет налога на ввоз в РБ озоноразрушающих веществ должна осуществляться еще до того, как они будут ввезены на территорию республики.

      Уплата в госбюджет экологического налога плательщиками, которые владеют объектами захоронения веществ, относящихся к категории отходов, должна осуществляться в корреляции с суммами, которые перечисляют им собственники данных веществ.

      Суммы налога на выбросы веществ в атмосферу, сбросы сточных вод, хранение либо захоронение веществ, относящихся к отходам производства, а также на ввоз в РБ озоноразрушающих веществ налогоплательщики включают в структуру затрат по производству и реализации товаров.

      Формула расчета установленного законами РБ экологического налога предполагает умножение величины налоговой базы и установленной ставки. Определение фактических объемов, характеризующих выбросы веществ в атмосферу, предполагает суммирование показателей по выбросам в зависимости от класса опасности веществ. Соответствующие выбросы не рассматриваются дифференцированно по конкретным видам веществ.

      Если общая величина выбросов, допущенных предприятием, менее 3 тонн, то уплата экологического налога необязательна. В МНС Беларуси в этом случае подается нулевая декларация.

      В России законодательно установлены 2 понятия, имеющие отношение к платежам за экологию. Это экологический сбор и плата за НВОС. Однако они не являются налоговыми платежами. Экологического налога в РФ нет. Однако рассматривается возможность его введения. За образец при этом может быть взят подобный налог, существующий в Республике Беларусь.

      Узнавайте первыми о важных налоговых изменениях

      Экологический налог в 2017–2018 годах — сроки уплаты, ставки

      Экологический налог не упоминается в Налоговом кодексе РФ, хотя некоторые виды платежей могут попадать под это понятие. Что собой представляет экологический налог и какие существующие в России сборы могут охарактеризовать данное словосочетание, рассмотрим в нашей специальной рубрике.

      Что такое экологический налог

      Чтобы понять, что такое экологический налог, обратимся к расшифровке понятий, составляющих его название. Термин «экология» характеризует в первую очередь взаимоотношения человека (а в нашем случае — еще и организации) и окружающей среды, а понятие «налог», корни которого идут от древнего оброка, определяет некую плату за пользование имущественными объектами.

      Таким образом, сущность экологического налога состоит во взимании платы за пользование природными ресурсами и воздействие на окружающую среду. В настоящее время ввиду отсутствия в налоговой системе России такого вида налога это может быть обеспечено неналоговыми методами. Хотя некоторые налоги, отраженные в НК РФ, могут попадать под характеристики, присущие экологическому налогу. Какие это налоги и почему они могут быть отнесены к этой категории, рассмотрим ниже.

      Существуют также и неналоговые платежи, которые действующее законодательство требует уплатить в результате нанесения вреда окружающей природе. К ним относятся экологический сбор и плата за негативное воздействие на окружающую среду, которые также можно рассматривать как разновидности экологического налога.

      Отметим, что в странах ЕАЭС существует полноценный экологический налог, для которого сформулированы все основные элементы налогообложения.

      Какие налоги можно отнести к экологическим

      С учетом ранее рассмотренного понятия экологического налога разберемся в перечне налогов, уплата которых возникает в связи с использованием объектов природы:

    • Сбор за пользование объектами животного мира и водными биологическими ресурсами — необходимость исчисления этого налога представляет собой компенсацию за причиненный природе урон в результате охоты и ловли животных или водных обитателей (например, рыбы или раков), сокращающий их численность.
    • Водный налог — платится за забор воды и использование водных объектов, что также вносит дисбаланс в экологическую обстановку в связи с ограниченностью водных ресурсов.
    • Налог на добычу полезных ископаемых — уплачивается за осуществление добычи природных ресурсов, например, нефти и угля, которые являются исчерпаемыми.
    • Транспортный налог — исчисляется за пользование транспортными средствами, наносящими вред окружающей среде.
    • О том, что планируется усовершенствовать в транспортном налоге, чтобы повысить его экологическую составляющую, подробно рассказывается здесь.

      А о планах по освобождению владельцев электромобилей от уплаты транспортного налога узнайте по ссылке.

    • Земельный налог — уплачивается за пользование земельными объектами, на которых расположены различные постройки, наносящие вред поверхностным почвам.
    • Каждый из вышеуказанных налогов отражает плату за воздействие человека или организации на окружающую среду, которое наносит экологический вред природе, и может косвенно считаться экологическим налогом.

      Ставки и сроки уплаты каждого из перечисленных налогов за 2017–2018 годы приведены в таблице:

      Экологический налог 2017–2018

      Сбор за пользование объектами животного мира и водными биологическими ресурсами

      В ст. 333.3 НК РФ указан перечень ставок в рублях за 1 животное или за 1 тонну биологического ресурса

    • По животному миру: предусмотрен разовый сбор при получении разрешения на добычу. Например, если разрешение получено 06.08.2017, оплату необходимо произвести 06.08.2017.
    • По биологическим ресурсам: разовый платеж при получении разрешения на добычу, затем регулярные ежемесячные платежи до 20 числа каждого месяца. Например, разрешение получено 26.03.2017, оплату нужно совершить 26.03, 20.04, 20.05, 22.06, 20.07, 20.08, 21.09, 20.10, 20.11, 21.12.2017 и т. д. до окончания срока действия такого разрешения.
    • По водным ресурсам, подлежащим изъятию: до 20 числа месяца, следующего за последним месяцем действия разрешения на добычу. Например, если разрешение закончилось 11.11.2017, платеж нужно произвести до 20.12.2017
    • Ст. 333.12 НК РФ отражает большой список ставок в рублях за 1000 куб. м воды

    • I кв. — до 20.04.2017;
    • II кв. — 20.07.2017;
    • III кв. — 20.10.2017;
    • IV кв. — 22.01.2018
    • Налог на добычу полезных ископаемых (НДПИ)

      Ст. 342 НК РФ, процентная ставка в рублях или за 1 тонну, или за 1000 куб. м добытых ископаемых

    • январь — до 27.02.2017;
    • февраль — 27.03.2017;
    • март — 25.04.2017;
    • апрель — 25.05.2017;
    • май — 26.06.2017;
    • июнь — 25.07.2017;
    • июль — 25.08.2017;
    • август — 25.09.2017;
    • сентябрь — 25.10.2017;
    • октябрь — 27.11.2017;
    • ноябрь — 25.12.2017;
    • декабрь — 25.01.2018.
    • Как уплатить НДПИ в 2018 году, узнайте здесь

      Ст. 361 НК РФ указывает ставки в рублях на каждую лошадиную силу, значения которых изменяются в зависимости от количества л. с. При этом региональные власти могут максимально увеличить или уменьшить ставки в 10 раз.

    • физлица за 2017 год до 01.12.2018;
    • организации — сроки уплаты авансовых платежей и налога указаны в законах субъектов РФ, например, в соответствии с законом «О транспортном налоге в Московской области» от 16.11.2002 № 129/2002-ОЗ авансовые платежи необходимо уплатить до 28.04, 28.07, 30.10.2017, а налог — до 28.03.2018
    • Ст. 394 НК РФ определяет 2 предела ставок: до 0,3% и до 1,5% — в зависимости от категории земель.

    • физлица за 2017 год — до 01.12.2018;
    • организации — сроки уплаты авансовых платежей и налога указаны в законах субъектов РФ, например, в соответствии с законом «О земельном налоге в Санкт-Петербурге» от 23.11.2012 № 617-105 авансовые платежи необходимо уплатить до 02.05, 31.07, 31.10.2017, а налог — до 12.02.2018

    Как осуществить уплату экологического сбора

    Экологический сбор — это понятие, введенное ст. 24.5 закона «Об отходах производства и потребления» от 24.06.1998 № 89-ФЗ. Обязанность уплаты такого экологического налога возлагается при утилизации продукции, утратившей потребительские свойства, на следующих лиц:

    При этом указанный платеж начиная с 2017 года (т. е. с платежа за 2016 год) осуществляется однократно до 15 апреля года, следующего за отчетным (подп. «а» п. 2 постановления Правительства РФ от 08.10.2015 № 1073).

    Контроль за уплатой сбора возложен на Росприроднадзор, а суммы поступают в федеральный бюджет РФ.

    О том, как определить значение ставки экологического налога, говорится в статье «Порядок исчисления и уплаты экологического налога».

    Расчет такого вида экологического налога производится с учетом отклонений фактического значения от установленных Правительством РФ нормативов.

    Отчетность по экологическому сбору так же, как и платеж, является ежегодной и подается в Росприроднадзор в срок, установленный для уплаты сбора (подп. «б» п. 2 постановления Правительства РФ от 08.10.2015 № 1073).

    Форму, которую надо использовать для составления отчета за 2017 год, можно увидеть здесь.

    Пример заполнения декларации по экологическому сбору смотрите в данной публикации.

    По каким основаниям возникает плата за негативное воздействие на окружающую среду

    Другой вид экологического налога, существующий уже много лет, — это плата за негативное воздействие на окружающую среду.

    О нормативных документах, отражающих особенности экологического налога, говорится в статье «Порядок исчисления и уплаты экологического налога».

    Обязанность его перечисления в бюджет возникает по следующим основаниям:

  • при осуществлении выбросов от стационарных объектов.
  • при организации сбросов загрязняющих веществ.
  • при размещении отходов.
  • ВАЖНО! В расчете платы не существует такого понятия, как ставка. Так же, как и в экологическом сборе, расчет платежа осуществляется с учетом нормативных значений того или иного воздействия. Нормативы устанавливаются Правительством РФ и корректируются на коэффициенты в зависимости от вида воздействия и территории его возникновения.

    Разобраться с нюансами отчетности и перечисления платы за негативное воздействие на окружающую среду (НВОС) помогут материалы:

    При этом важно обратить внимание на некоторые нюансы исчисления указанного сбора. Например, если отходы размещаются на придворовой территории арендуемого помещения, кто тогда должен платить за загрязнения — арендатор или арендодатель?

    Правильный ответ в такой ситуации поможет найти корректно составленный договор аренды: если в нем предусмотрен переход права собственности на отходы арендатору, то плату вносит он. В противном случае плательщиком сбора будет арендодатель как собственник помещения. Именно такие разъяснения дает Росприроднадзор в информации «О порядке внесения платы за негативное воздействие на окружающую среду», размещенной на сайте этой службы. Отметим, что если у арендодателя заключен договор со специализированной организацией на вывоз мусора, предусматривающий переход права собственности на этот мусор, то ему не придется уплачивать такой экологический налог, т. к. этим займется специализированная организация. Соблюдение правильности исчисления и уплаты указанного платежа осуществляется тем же органом, который контролирует уплату экологического сбора (Росприроднадзором).

    По итогам каждого квартала плательщики подают в него расчеты по экологическому налогу за негативное воздействие на окружающую среду и туда же уплачивают платежи по нему. Сроки уплаты этого вида экологического налога за 2017 год приходятся на 20.04, 20.07, 20.10.2017 и 20.01.2018. Перенос срока для этого платежа в связи с выходными днями не действует.

    Как Минприроды планирует изменить срок платежей за негативное воздействие на окружающую среду, расскажем в публикации.

    Как видим, несмотря на то что экологического налога в настоящее время в нашей стране нет, его функции выполняются другими налоговыми и неналоговыми платежами.

    О том, как в РФ решается вопрос платы за соблюдение экологической обстановки, а также об опыте других стран по этому вопросу, вы всегда сможете узнать из материалов нашей рубрики «Экологический налог».

    Новые ставки экологического налога необходимо применять с 1 января 2018 года

    10.01.2018 13329 0 0

    Увеличены ставки должны применяться налогоплательщиками при исчислении налоговых обязательств экологического налога за объекты налогообложения, возникшие с 1 января 2018 года, — обращают внимание в ГУ ГФС в Волынской области .

    Пункты 39 — 43 раздела I Закона Украины от 07.12.2017 №2245-VIII «О внесении изменений в Налоговый кодекс Украины и некоторые законодательные акты Украины относительно обеспечения сбалансированности бюджетных поступлений в 2018 году», вступили в силу с 1 января 2018 года, изложенные в новых размерах и по сравнению с действующими в 2017 году увеличены на 11.2 процента ставки экологического налога, определенных:

    — пунктами 243.1-243.4 статьи 243 НКУ, а именно: ставки налога за выбросы в атмосферный воздух отдельных загрязняющих веществ стационарными источниками загрязнения; ставки налога за выбросы в атмосферный воздух стационарными источниками загрязнения загрязняющих веществ (соединений), которые не вошли в пункт 243.1 этой статьи и на которые установлен класс опасности (кроме двуокиси углерода), ставки налога применяются в зависимости от установленных ориентировочно безопасных уровней воздействия таких веществ (соединений ) в атмосферном воздухе населенных пунктов; ставки налога за выбросы двуокиси углерода;

    — пунктами 245.1 и 245.2 статьи 245 НКУ — ставка налога за сбросы отдельных загрязняющих веществ в водные объекты;

    — пунктами 246.1 и 246.2 статьи 246 НКУ — ставка налога за размещение отходов в специально отведенных для этого местах или на объектах;

    — пунктом 247.1 статьи 247 НКУ — ставка налога за образование радиоактивных отходов (включая уже накопленные)

    — пунктом 248.1 статьи 248 НКУ — ставка налога за временное хранение радиоактивных отходов их производителями сверх установленного особыми условиями лицензии срок.

    Какие ставки экологического налога применять в 2018 году

    Вопрос: По состоянию на 01.01.2018 в НК не внесены никакие изменения и дополнения. Могут ли плательщики экологического налога при его исчислении в текущем году применять ставки, указанные в НК в редакции 2017 года?

    Ответ: В 2018 году не применяются ставки экологического налога, указанные в НК. Рассчитывать налог следует по ставкам, установленным Указом от 25.01.2018 N 29 (далее — Указ N 29).

    Обоснование: Объектами обложения экологическим налогом признаются :

    — выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух, указанные в соответствующих разрешениях на выбросы или в комплексных природоохранных разрешениях;

    — сброс сточных вод;

    — хранение, захоронение отходов производства.

    В случае наличия указанных объектов обложения (кроме упомянутых в п. 2 ст. 205 НК) организации и ИП уплачивают экологический налог .

    Согласно налоговому законодательству по каждому объекту обложения экологическим налогом установлены свои ставки. Их размеры предусмотрены в приложениях 6 — 8 к НК .

    Поскольку по состоянию на 01.01.2018 в НК не внесены никакие изменения и дополнения, можно сделать вывод, что плательщики экологического налога исчисляют его по ставкам прошлого года. Однако это не так.

    27.01.2018 вступил в силу Указ N 29. Им в том числе установлены ставки экологического налога на 2018 год. Размеры ставок указаны в приложениях 4 — 6 к Указу N 29 .

    Обращаем внимание, в случае коллизии между нормативными правовыми актами положено руководствоваться нормой акта, обладающего более высокой юридической силой .

    Таким образом, поскольку указ имеет большую силу, чем кодекс, при исчислении экологического налога в течение 2018 года следует использовать ставки, установленные Указом N 29.

    Отметим, по сравнению с прошлым годом размеры ставок экологического налога выросли. Например, в 2017 году ставка за выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух (суммарно за 1 тонну веществ второго класса опасности) составляла 769,97 руб., а в 2018 году — 826,95 руб.

    Иных изменений в отношении экологического налога Указом N 29 не предусмотрено. В остальном при его исчислении и уплате следует руководствоваться нормами и положениями НК. В частности, в случаях, оговоренных в НК, плательщики экологического налога вправе применять к ставкам определенные коэффициенты .

    Смотрите еще:

    • Споры базарова и павла петровича конспект План-конспект урока по литературе (10 класс) по теме: Урок литературы в 10 классе на тему: "Евгений Базаров и Павел Петрович Кирсанов - конфликт поколений или конфликт идеологий?" (По роману И.С. Тругенева "Отцы и дети".) Цель урока: […]
    • Федеральный закон о средней школе Права учащихся ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ УЧАЩИХСЯ Права и обязанности ребенка охраняются Конвенцией ООН о правах ребенка, иными международными конвенциями и действующим законодательством РФ. 1. Учащийся имеет право на: 1.1. На свободу […]
    • Как написать претензию интернет Претензия интернет магазину (претензия интернет магазину по товару надлежащего качества) (юр. адрес продавца) _______ 07.06.12г. я приобрела в Вашем интернет-магазине цифровой техники - МП3-плеер Sony, стоимостью 2990 рублей. Выбранный […]
    • Правила по охране труда в легкой промышленности ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПРАВИЛ ПО ОХРАНЕ ТРУДА ПРИ ПРОВЕДЕНИИ РАБОТ В ЛЕГКОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ В соответствии со статьей 209 Трудового кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, N 1, ст. 3; 2006, N 27, ст. […]
    • Соотношение ндс к налогу на прибыль Проверка деклараций по НДС и налогу на прибыль ФНС России регулярно приводит контрольные соотношения к налоговым декларациям. Причем ранее налоговая служба делала это с пометкой для служебного пользования. Теперь данные соотношения […]
    • Постановление верховного суда сентябрь 2012 Постановление Пленума Верховного Суда СССР от 16 августа 1984 г. N 14 "О применении судами законодательства, обеспечивающего право на необходимую оборону от общественно опасных посягательств" (не действует) Постановление Пленума […]
    • Приказ фсин россии 463 от 10082011 Приказ Федеральной службы исполнения наказаний от 31 октября 2013 г. N 615 "О внесении изменений в приказ ФСИН России от 10.08.2011 N 463 "Об утверждении Инструкции по делопроизводству в учреждениях и органах уголовно-исполнительной […]
    • Периоды включающиеся в трудовой стаж Статья 10. Периоды работы и (или) иной деятельности, включаемые в страховой стаж Статья 10. Периоды работы и (или) иной деятельности, включаемые в страховой стаж Согласно Постановлению Конституционного Суда РФ от 19 ноября 2015 г. N 29-П […]