Сро экспертиза отчета об оценке

Сро экспертиза отчета об оценке

4.2. Экспертиза отчета об оценке

То, что принято без доказательств,
может быть отвергнуто без доказательств.

Эвклид

Экспертиза отчета об оценке представляет собой действия эксперта или экспертов СРО оценщиков в целях формирования мнения эксперта или экспертов в отношении отчета, подписанного оценщиком или оценщиками, являющимися членами данной СРО, о соответствии требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности, стандартов и правил оценочной деятельности, а в случае проведения экспертизы отчета об определении рыночной стоимости объекта оценки — также о подтверждении рыночной стоимости объекта оценки, определенной оценщиком в отчете .
———————————
Статья 17.1 Закона об оценочной деятельности.

Со 2 июня 2016 г. экспертиза отчета проводится на добровольной основе на основании договора между заказчиком экспертизы и СРО оценщиков . Ранее экспертиза отчета проводилась в обязательном порядке при определении кадастровой стоимости объекта оценки, при оценке имущества должника при банкротстве, при определении цены размещения акций, если владельцем от 2 до 50 процентов включительно голосующих акций общества является государство и (или) муниципальное образование и т.д.
———————————
Пункт 8 ст. 3 Федерального закона от 2 июня 2016 г. N 172-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

Экспертиза отчета может быть проведена также по ходатайству стороны судебного разбирательства. В данной ситуации экспертиза отчета проводится, чтобы убедиться в правильности и точности представленного стороной отчета.
В судебной практике существует мнение, согласно которому, если достоверность отчета об оценке в установленном порядке не оспорена и не опровергнута, ходатайства о проведении экспертизы на предмет достоверности отчета оценщика в ходе рассмотрения дела не заявлялись, оснований считать его ненадлежащим доказательством не имеется .
———————————
Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 11 июня 2014 г. N Ф09-3444/14 по делу N А07-2152/2013.

Однако юристам важно знать правовые последствия в случае, когда ходатайство о проведении экспертизы на предмет достоверности отчета оценщика, представленного в материалы дела, удовлетворено судом.
Экспертизу отчета, подписанного оценщиком, проводит та СРО оценщиков, членом которой он является, руководствуясь при этом ст. 17.1 Закона об оценочной деятельности, ФСО N 5, а также утвержденными в ней стандартами и правилами.
Эксперт лишь формирует мнение о соответствии отчета об оценке требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности (в том числе требованиям Закона об оценочной деятельности, федеральных стандартов оценки и других актов уполномоченного федерального органа, осуществляющего функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности), стандартов и правил оценочной деятельности, а в случае проведения экспертизы отчета об определении рыночной стоимости объекта оценки — также о подтверждении рыночной стоимости объекта оценки, определенной оценщиком в отчете.
В ФСО N 5 установлен ряд требований к кандидатуре эксперта и в случае инициирования экспертизы отчета судом:
— экспертом не может быть оценщик, подписавший отчет, который подлежит экспертизе;
— эксперт не должен иметь имущественный интерес в объекте оценки.
Помимо этого, существует отдельный ФСО N 6, который устанавливает требования к уровню знаний эксперта СРО оценщиков, только при условии обладания которыми он сможет осуществлять подготовку заключений на отчеты иных оценщиков данной СРО. Закон об оценочной деятельности также предусматривает, что экспертиза отчета может проводиться экспертом по направлению, указанному в квалификационном аттестате и соответствующему объекту оценки, но данное требование будет действовать лишь с 1 июля 2017 г. .
———————————
Подпункт «е» п. 8 ст. 3 Федерального закона от 2 июня 2016 г. N 172-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

При проведении экспертизы отчета эксперт не вправе использовать информацию, которая стала известной после даты оценки. Регламентация непосредственно самой процедуры проведения экспертизы производится внутренними стандартами СРО оценщиков, ФСО устанавливает лишь требования к экспертному заключению. В нем указываются:
1) дата составления и номер экспертного заключения;
2) основание для проведения экспертизы отчета об оценке;
3) сведения о заказчике экспертизы отчета об оценке или ином органе, инициировавшем проведение экспертизы отчета об оценке (полное наименование, место нахождения, ОГРН (при наличии));
4) вид проводимой экспертизы отчета об оценке;
5) сведения об отчете об оценке (дата составления и порядковый номер отчета об оценке, информация, идентифицирующая объект оценки, дата определения стоимости объекта оценки), а также сведения об иных документах и материалах, представленных для экспертизы отчета об оценке;
6) сведения о допущениях и ограничительных условиях, с учетом которых проведена экспертиза отчета об оценке;
7) сведения об эксперте (экспертах), подписавшем (подписавших) экспертное заключение (фамилия, имя, отчество, регистрационный номер согласно реестру членов саморегулируемой организации оценщиков);
8) результаты проверки отчета об оценке на соответствие требованиям законодательства;
9) результаты проверки обоснованности выбранных оценщиком методов оценки в рамках каждого из использованных оценщиком подходов к оценке и проверки соответствия выполненного в отчете расчета стоимости объекта оценки соответствующим подходам и методам;
10) результаты и обоснование иных действий эксперта при проведении экспертизы на подтверждение стоимости;
11) вывод по итогам проведения экспертизы отчета об оценке, который должен быть обоснован .
———————————
Пункт 16 ФСО N 5, утв. Приказом Минэкономразвития России от 4 июля 2011 г. N 328 «Об утверждении Федерального стандарта оценки «Виды экспертизы, порядок ее проведения, требования к экспертному заключению и порядку его утверждения (ФСО N 5)».

Экспертное заключение может быть положительным (вывод о соответствии отчета законодательству и вывод о подтверждении стоимости объекта) или отрицательным (вывод о несоответствии отчета законодательству и неподтверждение стоимости объекта с указанием полного перечня нарушений). В соответствии с п. 18 ФСО N 5 не являются основанием для составления отрицательного заключения технические ошибки, не приведшие к нарушению требований законодательства и не отразившиеся на стоимости объекта оценки, определенной оценщиком в отчете об оценке.
Требования к оформлению экспертного заключения аналогичны требованиям к оформлению самого отчета. Единственный нюанс заключается в необходимости утверждения экспертного заключения руководителем экспертного совета СРО оценщиков либо иным уполномоченным лицом, а также в необходимости заверения руководителем исполнительного органа СРО оценщиков или иным уполномоченным лицом. Порядок утверждения и заверения устанавливается каждой СРО самостоятельно.

Экспертиза отчетов об оценке в РФ

Законодательная база

Законодательство РФ содержит следующие три случая обязательного проведения экспертизы отчетов об оценке.

1. Согласно статье 130 «Оценка имущества должника» Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» орган, уполномоченный 1 на подготовку заключений по отчетам оценщиков, проверяет отчет об оценке и готовит мотивированное заключение, содержащее обоснование несоответствия отчета об оценке законодательству Российской Федерации об оценочной деятельности, федеральным стандартам оценки или недостоверности сведений, используемых в отчете об оценке, которое направляется арбитражному управляющему и в саморегулируемую организациюоценщиков (далее — СРОО), членом которой является оценщик, составивший данный отчет. СРОО обязана представить арбитражному управляющему и в уполномоченный орган экспертное заключение по отчету об оценке с обоснованием его соответствия илинесоответствия вышеуказанным требованиям.

В случае если СРОО представила экспертное заключение о несоответствии отчета об оценке требованиям к данному отчету, рыночная стоимость имущества, определенная в соответствии с данным отчетом, признается недостоверной и не может быть использована для утверждения начальной цены продажи предприятия должника, иного имущества должника.

2. Согласно статье 77 «Определение цены (денежной оценки) имущества»Федерального закона от 26.12.1995 N 208-ФЗ «Об акционерных обществах» «в случае, есливладельцем от 2 до 50 процентов включительно голосующих акций общества являютсягосударство и (или) муниципальное образование и определение цены (денежной оценки)имущества, цены размещения эмиссионных ценных бумаг общества, цены выкупа акцийобщества (далее — цена объектов) в соответствии с настоящей статьей осуществляетсясоветом директоров (наблюдательным советом) общества, обязательным являетсяуведомление федерального органа исполнительной власти, уполномоченногоПравительством Российской Федерации, о принятом советом директоров (наблюдательнымсоветом) общества решении об определении цены объектов» 2 . В уполномоченный орган 1 представляется копия отчета оценщика об оценке в случае, если его привлечение дляопределения цены объектов в соответствии с настоящим Федеральным законом являетсяобязательным, и в иных случаях, если для определения цены объектов привлекался оценщик.Уполномоченный орган, в случае принятия им решения о несоответствии отчета об оценке,подготовленного оценщиком, стандартам оценки и законодательству об оценочнойдеятельности, вправе направить мотивированное заключение в СРОО, членом которой является оценщик, осуществивший оценку, для проведения его экспертизы.

В случае подготовки СРОО по итогам экспертизы отрицательного заключения, цена объектов, определенная советом директоров (наблюдательным советом) общества в соответствии с настоящей статьей, признается недостоверной.

3. Согласно статье 7 Федерального закона от 05.01.2006 N 7-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об акционерных обществах», статьи 84.7 и 84.8 Федерального закона «Об акционерных обществах» при выкупе лицом, которое приобрело более 95 процентов акций открытого общества, ценных бумаг открытого общества по требованию данного лица или владельцев оставшихся акций цена выкупаемых ценных бумаг в случаях, предусмотренных настоящей статьей, не может быть ниже стоимости, определенной независимым оценщиком в отчете об оценке ценных бумаг и подтвержденной СРОО при проведении экспертизы такого отчета. Порядок проведения экспертизы отчета об оценке ценных бумаг, а также требования и порядок выбора СРОО, осуществляющей проведение экспертизы, определяются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим регулирование оценочной деятельности.

В отличие от двух первых случаев, экспертиза может проводиться СРОО, членом которой оценщик, составивший отчет, не является.

Таким образом, во всех трех случаях обязательного проведения экспертизы, предусмотренных законодательством, экспертиза направлена, в первую очередь, на проверку стоимости, определенной в отчете об оценке, в рамках проверки соблюдения оценщиком требований законодательства. При этом отсутствует единый подход к результатам экспертизы: в первом случае — это признание недостоверной стоимости, полученной в отчете, во втором — цены, установленной на основе отчета об оценке, в третьем – результатом экспертизы должно стать подтверждение стоимости в отчете.

Порядок проведения экспертизы отчетов об оценке

Законодатель не установил единый порядок проведения экспертизы отчетов об оценке. Согласно п.11 Федерального стандарта оценки № 1 3 «При проведении экспертизы отчета об оценке осуществляется совокупность мероприятий по проверке соблюдения оценщиком при проведении оценки объекта оценки требований законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности и договора об оценке, а также достаточности и достоверности используемой информации, обоснованности сделанных оценщиком допущений, использования или отказа от использования подходов к оценке, согласования (обобщения) результатов расчетов стоимости объекта оценки при использовании различных подходов к оценке и методов оценки.»

Термины достаточности и достоверности раскрыты далее в п. 19 ФСО №1. Информация считается достаточной, если использование дополнительной информации не ведет к существенному изменению характеристик, использованных при проведении оценки объекта оценки, а также не ведет к существенному изменению итоговой величины стоимости объекта оценки. Информация считается достоверной, если данная информация соответствует действительности и позволяет пользователю отчета об оценке делать правильные выводы о характеристиках, исследовавшихся оценщиком при проведении оценки и определении итоговой величины стоимости объекта оценки, и принимать базирующиеся на этих выводах обоснованные решения.

Порядок проведения экспертизы применительно к вышеуказанному третьему случаю обязательного проведения экспертизы установлен Приказом Минэкономразвития России от 29 сентября 2006 г. N 303. Данный порядок в обобщенной форме содержит требования законодательства к отчету об оценке применительно к проведению экспертизы, и уточняет, что в результате экспертизы выдается либо мотивированное положительное экспертное заключение, которое является подтверждением рыночной стоимости, определенной независимым оценщиком, либо отрицательное.

Кроме порядка проведения экспертизы отчетов об оценке, установленного для третьего случая, порядок экспертизы был регламентирован для Росимущества Приказом Федерального агентства по управлению федеральным имуществом от 09.10.2007 №185 «Об утверждении порядка проведения экспертизы отчетов об оценке», однако в связи с преобразованием ФАУФИ в ФАУГИ данный приказ утратил силу.

Национальным советом по оценочной деятельности (НСОД) подготовлены «Рекомендации НСОД по проведению экспертизы отчетов по оценке» (Протокол № 3 от 05 марта 2009 г.). В данном документе НСОД рекомендует всем потребителям услуг по оценке, с целью получения квалифицированных объективных экспертных заключений, привлекать для проведения экспертиз отчетов об оценке экспертные советы СРОО.

В законодательстве СРОО в общем случае не ограничены в отношении проведения экспертизы отчетов об оценки оценщиков, являющихся членами других СРОО. Кроме того, законодательством в отношении экспертизы отчетов об оценке не установлены какие-либо ограничения в отношении субъектов, имеющих право проводить экспертизу отчетов об оценке. Вместе с тем во всех случаях обязательного проведения экспертизы отчетов об оценке в качестве такого субъекта определены СРОО, при этом как указано в статье 24.2 Федерального закона «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» № 135-ФЗ от 29 июля 1998г экспертизу отчетов об оценке ценных бумаг, а также экспертизу иных видов отчетов оценщиков в соответствии с законодательством осуществляет экспертный совет СРОО.

СРОО самостоятельно утверждают собственные положения о проведения экспертизы. При этом, например, у Российского общества оценщиков есть два документа: «Положение о порядке проведения экспертизы отчетов Российским обществом оценщиков» от 27 мая 2009 года и «Методические рекомендации по экспертизе отчетов об оценке» 25 июня 2008 г. В первом описывается общие и организационные положения, во втором методические.

Проблемы экспертизы отчетов об оценке

Краеугольным камнем противоречий существующих положений по экспертизе отчетов об оценке является отношение к выявлению и указанию замечаний, существенно влияющих на стоимость, в терминах законодательства: проверка достоверности и наличия фактов введения в заблуждение. Существующие положения различных СРОО предполагают возможность проведения экспертизы на соответствие законодательству без проверки на наличие таких замечаний. В частности, вышеуказанные Методические рекомендации РОО содержат административную экспертизу (экспертизу соблюдения) и техническую экспертизу, которые допускают отсутствие проверки точности расчетов и достоверность данных. При этом в определении административной экспертизы указано, что она проводится для проверки всем требованиям или нормам (Федеральным стандартам оценки и Федеральному закону «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» № 135-ФЗ от 29 июля 1998г).

В настоящее время отсутствуют четкие единые требования к процедуре экспертизы отчётов об оценке и к содержанию экспертных заключений, понятные всем субъектам рынка оценочных услуг. В тоже время экспертные советы СРОО, множество государственных и коммерческих организаций (в т.ч. ФАУГИ и его территориальные органы, Комитеты по управлению имуществом субъектов РФ и муниципальных образований, РЖД, МРСК, Газпром, Лукойл, Госкорпорации, банки и многие другие) проводят экспертизу отчетов об оценке и выносят своё решение о качестве работы оценщиков. Опыт общения с экспертами, проверяющими отчеты об оценке, показывает, что далеко не все они понимают сложность, важность и ответственность своей работы. Нередки случаи, когда экспертизу отчетов об оценке проводят специалисты, не имеющие необходимых знаний и опыта даже по оценке. В результате в таких заключениях замечания носят не просто формальный, но зачастую и ошибочный характер. Оценщики, получив такое «заключение-рекламацию», не знают, что делать, и как реагировать на замечания эксперта. Подобное положение характерно для всех регионов России. На наш взгляд, также недопустима ситуация, когда на один и тот же отчёт об оценке в зависимости от того, кто проводит экспертизу, может быть выдано как положительное, так и отрицательное заключение или два отрицательных, но с замечаниями взаимоисключающими друг друга.

Не лучше и другая ситуация, когда выдаётся положительное заключение на отчёт об оценке, в котором содержатся ошибки, необходимость исправления которых очевидна, например, наличие двойного счёта или арифметические ошибки, существенно влияющие на величину рыночной стоимости. Вред такого «государственного» и «профессионального» подхода к экспертизе отчётов об оценке очевиден: в случае своевременного выявления факта подготовки такого «положительного» заключения и исправления ошибок, содержащихся в отчёте об оценке, итоговая величина рыночной стоимости изменяется в разы или в десятки раз, что, при совершении сделки по стоимости указанной в первоначальной версии отчёта, могло нанести ущерб, например, государству в миллиарды рублей.

Обучение экспертизе отчетов об оценке

С начала 2009 года ЗАО «Экспертный совет» провел цикл семинаров – мастер-классов «Экспертиза отчётов об оценке объектов недвижимости и бизнеса». Семинар был проведён в десяти региональных центрах России: г. Краснодар, г. Ростов-на-Дону, г. Воронеж, г. Казань, г. Самара, г. Уфа, г. Екатеринбург, г. Челябинск, г. Пермь, г. Новосибирск.

Авторами и ведущими семинаров – мастер-классов являются А.В. Каминский и К.Е. Калинкина. А.В. Каминский в 2002-2005 гг. возглавлял Экспертный совет РОО, а затем с 2005г. по 2008г. работал заместителем начальника Управления – начальником отдела оценки Управления учета имущества, анализа, оценки и контроля его использования Росимущества. К.Е. Калинкина, к.э.н., член Экспертного совета и вице-президент НП «СРО АРМО» в тот же период (2005-2008 гг.) организовывала и проводила экспертизу отчетов об оценке пакетов акций в Росимуществе. Семинар был подготовлен по результатам проведения в Росимуществе экспертизы более двенадцати тысяч отчетов об оценке собственности, стажировок специалистов территориальных управлений Росимущества, а также с учётом опыта лучших российских и международных оценочных компаний. Партнерами и соорганизаторами семинаров выступали СРОО оценщиков и их региональные отделения: Ассоциация российских магистров оценки, Межрегиональный союз оценщиков, Российское общество оценщиков, Национальная коллегия специалистов-оценщиков, а также государственные органы власти, высшие учебные заведения и образовательные центры. Информационным партнёром ЗАО «Экспертный совет» является «Аppraiser.ru. Вестник оценщика»

В семинарах приняли участие около 500 человек: члены экспертных советов СРО оценщиков, ведущие оценщики и эксперты оценочных компаний, сотрудники профильных подразделений государственных и муниципальных органов власти, выступающие заказчиками оценочных работ и осуществляющие экспертизу отчетов об оценке, представители крупных коммерческих структур, в том числе банков и финансово-промышленных групп.

На семинарах, на основе содержательной части фрагментов заключений Росимущества и СРОО, рассматривались нарушения законодательства об оценочной деятельности, допущенные оценщиками в отчётах об оценке объектов недвижимости и бизнеса, обсуждаются варианты их исправления. Основное внимание уделялось рассмотрению ошибок, исправление которых существенно влияет (может повлиять) на итоговую величину рыночной стоимости объекта оценки. Участники семинара имели возможность закрепить рассмотренный материал на мастер-классе в процессе самостоятельной подготовки замечаний на фрагменты реальных, но обезличенных отчётов об оценке с последующим обсуждением и анализом их работы авторами семинара.

На семинарах рассматривались примеры экспертных заключений, содержащих ошибочные замечания, подготовленные различными организациями. На конкретных примерах демонстрировались ответственность экспертов за решения, принятые на основе подготовленных ими заключений на отчёты об оценке, предлагались эффективные механизмы защиты оценщиков от произвола некомпетентных экспертов.

В начале семинара участники часто высказывали мнение, что экспертизой отчетов могут заниматься оценщики, обладающие базовыми знаниями в области оценки, а возможно и не имеющие таковых. Мастер-класс по подготовке экспертных заключений показал участникам семинара, что подготовить качественное отрицательное заключение на отчёт об оценке очень непросто. По результатам мастер-класса все участники семинара признали, что экспертами должны быть только наиболее опытные оценщики. В случае наличия ошибок в отчёте об оценке эксперт должен не только выявить их, но и сформулировать замечания, понятные не только оценщику, но и заказчику отчёта, из которых ясна существенность нарушений с точки зрения влияния их на стоимость. На семинаре на конкретных примерах показывалось, что заказчика, в подавляющем большинстве случаев, не интересует экспертиза по формальным признакам. Нужна стоимостная экспертиза, направленная на выявление возможных ошибок в отчётах об оценке, существенно влияющих на итоговую величину рыночной стоимости объекта оценки.

Разработка единых методических рекомендаций по экспертизе отчетов об оценке

14 июля 2009 года состоялось расширенное заседание Экспертного совета НП «АРМО», основным вопросом, рассматриваемым на Заседании, был вопрос о требованиях к проведению экспертизы отчетов об оценке, а также о требованиях к содержательной части экспертных заключений. На заседании присутствовали крупнейшие заказчики оценочных работ – представители Министерства обороны Российской Федерации, ОАО «РЖД», ОАО «ЛУКОЙЛ» и ГК «Олимпстрой».

Приглашенные представители заказчиков оценочных работ и экспертизы отчетов об оценке сошлись во мнении, что экспертиза отчетов об оценке на соответствие законодательству об оценочной деятельности в РФ может производиться только с точки зрения стоимости объекта оценки. Они согласились с тем, что их интересует итоговая величина стоимости объекта оценки и возможные последствия неправильного ее определения, а именно, какой материальный ущерб может быть нанесен в результате использования неверной оценочной стоимости при проведении сделки. Таким образом, в экспертизе отчета об оценке заказчиков, прежде всего, интересует, содержит ли отчет об оценке ошибки, исправление которых влечет за собой существенное изменение стоимости. Итогом заседания стало принятие требований к содержательной части экспертного заключения на отчет об оценке, не соответствующий законодательству об оценочной деятельности в РФ. Также было принято решение о создании рабочей группы по разработке Методических рекомендаций по проведению экспертизы отчетов об оценке.

6 августа 2009 года состоялось первое заседание рабочей группы, в состав которой вошли: представители СРОО: НП «АРМО», НП «МСО», НП «ОПЭО»; члены СРО «РОО» и «СМАО»; представители государственных структур: Федеральная служба по финансовым рынкам, Управление Федеральной налоговой службы по г. Москве, ГУ Московская лаборатория судебной экспертизы Министерства юстиции РФ, Фонд имущества г. Санкт-Петербурга, Санкт-Петербургское ГУП «Городское управление инвентаризации и оценки недвижимости» (ГУП «ГУИОН»); представители крупнейших корпоративных заказчиков оценки: ОАО «РЖД», ОАО «ЛУКОЙЛ», ГК «Олимпстрой», Фонд «РЖС», ОАО «Газпром», ОАО «Межрегиональная распределительная сетевая компания», ГК «Ростехнологии»; представители банковских структур: ГК «Банк развития и внешнеэкономической деятельности (Внешэкономбанк)», ОАО «Газпромбанк», ОАО «Российский Сельскохозяйственный Банк», Ассоциация Российских банков (АРБ).

На заседании вновь была поднята проблема существования множества видов экспертиз. Все участники рабочей группы согласились с тем, что административная и техническая экспертиза (в терминах Международных стандартов оценки (МСО)) не имеют права на существование, поскольку противоречат действующему законодательству об оценочной деятельности.

Рассматривались и другие методические проблемы экспертизы отчетов об оценке. В частности, оживленное обсуждение вызвал вопрос о необходимости осмотра объекта оценки при проведении экспертизы в связи с необходимостью проверки достоверности информации об объекте оценки. Большинство участников выразило мнение, что эксперт проводит экспертизу при допущении, что информация по объекту оценки, приведенная в отчете, может считаться достоверной, если у эксперта отсутствуют основания считать иначе; объектом исследования является отчет об оценке, а не объект оценки, а подтвердить характеристики объекта оценки на прошедшую дату оценки физически невозможно.

Результатом заседания группы стало утверждение структуры Методических рекомендаций по экспертизе отчетов об оценке и требований к содержательной части экспертного заключения на отчет об оценке.

——
1 В настоящее время — Росимущество
2 в случаях:
— определения денежной оценки имущества, вносимого в оплату акций, при оплате дополнительных акций неденежными средствами (пункт 3 статьи 34 Закона об акционерных обществах);
— определения цены, по которой оплачиваются дополнительные акции общества, размещаемые посредством подписки (пункт 1 статьи 36 Закона об акционерных обществах);
— определения цены, по которой оплачиваются эмиссионные ценные бумаги общества, размещаемые посредством подписки (пункт 1 статьи 38 Закона об акционерных обществах);
— определения цены приобретения обществом размещенных акций (пункт 4 статьи 72 Закона об акционерных обществах);
— определения цены выкупа акций обществом у акционеров (пункт 3 статьи 75 Закона об акционерных обществах);
— определения цены отчуждаемого или приобретаемого имущества (услуг) в рамках крупной сделки (пункт 2 статьи 78, пункт 2 статьи 79 Закона об акционерных обществах);
— определения цены отчуждаемых либо приобретаемых имущества или услуг в рамках сделки с заинтересованностью (пункт 7 статьи 83 Закона об акционерных обществах).
3 «Общие понятия оценки, подходы к оценке и требования к проведению оценки (ФСО №1)», утвержденного Минэкономразвития России от 20 июля 2007 года N 256.

Поделиться ссылкой в социальных сетях:

Комментарии к материалу: (пока комментариев нет)

В целях повышения качества отчетов об оценке и повышения ответственности оценщиков — членов Партнерства за оказываемые услуги по оценке

средний срок экспертизы отчета об оценке

1000 отчетов

ежегодно проверяется экспертами нашего Партнерства

30 экспертов

в составе Экспертного совета Партнерства

выданных положительных экспертных заключений

Экспертиза включает в себя:

  • Проверку соответствия отчета об оценке действующему в РФ законодательству об оценочной деятельности
  • Анализ достаточности и достоверности используемой информации
  • Проверку соответствия отчета об оценке стандартам оценочной деятельности
  • Анализ обоснованности сделанных оценщиком допущений
  • Проверку правильности произведенных расчетов
  • Проверку соответствия использованной методики оценки стандартам оценки и правомерности ее применения к оцениваемому объекту
  • Проверку обоснованности определения стоимости объекта оценки
  • Экспертное заключение на бумажном носителе и в формате электронного документа

    Как проходит экспертиза?

    Отзывы об экспертизе отчетов

    ООО «Техническая экспертиза и оценка»

    Челябинская область, г. Челябинск

    ООО «Техническая экспертиза и оценка» сотрудничает с НП СРО «СВОД» с 2014г.

    НП СРО «СВОД» качественно и быстро проводит экспертизы отчетов об оценке с выдачей конструктивных замечаний. Эксперты партнерства консультируют по нестандартным ситуциям, возникающим в ходе оценки, отслеживают судебную и иную практику, связанную с оценочной деятельностью.

    Партнерство ведет активную образовательную деятельность. Наши специалисты посещают обучающие мероприятия, приобретая актуальные знания по современным тенденциям оценочной деятельности.

    НП СРО «СВОД» — компания, объединяющая высококвалифицированных специалистов и экспертов, профессионально выполняющая взятые на себя обязательства по работе с членами партнерства.

    Рекомендуем НП СРО «СВОД» как надежное партнерство с хорошо организованной работой с оценщиками.

    Директор, А.В. Киприянов

    ООО «Оценка. Консалтинг. Аудит»

    Удмуртская Республика, г. Ижевск

    ООО «Оценка. Консалтинг. Аудит» успешно сотрудничает с НП СРО «СВОД» с 2014 года в области предоставления экспертных заключений на подготовленные оценщиками ООО «Оценка. Консалтинг. Аудит» отчеты об оценке.

    В процессе сотрудничества работники НП СРО «СВОД» зарекомендовали себя грамотными, квалифицированными специалистами, вдумчивыми, внимательными партнерами, способными качественно, гибко и оперативно решать поставленные задачи в условиях динамичного изменения и развития законодательных и нормативных документов.

    В своей деятельности Партнерство соблюдает взаимные договоренности и ценит сложившиеся деловые отношения.

    Все вышесказанное позволяет позиционировать НП СРО «СВОД» как надежную компанию по предоставлению качественных консалтинговых и информационных услуг, обладающую высокой деловой репутацией.

    Заместитель директора, А.Г. Желудова

    ООО «Бизнес Центр Оценки»

    Республика Хакасия, г. Абакан

    НП СРО «СВОД» является нашим партнером в области оценки и экспертизы отчетов в течении 3-х лет.

    Партнерство принимает активное участие в профессиональной подготовке наших оценщиков, которые являются членами НП СРО «СВОД». Проводит постоянное обучение и повышение квалификации оценщиков, а также занимается подготовкой молодых специалистов-оценщиков. НП СРО «СВОД» предоставляет нашим оценщикам возможность совместной с экспертами работы над отчетом (в режиме on-line). За время сотрудничества Партнерство показало свою высокую профессиональность, способность с полной ответственностью подходить к поставленным задачам, выполнять работы качественно и в срок. Отличительной чертой работы НП СРО «СВОД» является высокий профессионализм, организованность сотрудников компании и сильный командный дух.

    Рекомендуем НП СРО «СВОД» как надежного и стабильного делового партнера.

    Директор, Л.И. Бахтина

    ООО «Агентство оценки «Гранд Истейт»

    Самарская область, г. Самара

    С 2013г. ООО «Агентство оценки «Гранд Истейт» является членом НП «ЛИГА НОО «СВОД», а сотрудники ООО «Агентство оценки «Гранд Истейт» являются членами НП СРО «СВОД», в связи с этим довольно часто наши сотрудники обращаются в Партнерство с заявками на проведение экспертизы отчетов об оценке. Хотелось бы отметить, что экспертиза отчетов об оценке производится в точно обговоренные сроки, замечаний у сотрудников нашей организации по проведению экспертизы отчетов об оценке нет.

    В связи с благополучным опытом работы, мы рекомендуем оценочным организациям Некоммерческое партнерство «ЛИГА независимых оценочных организаций «Свободный Оценочный Департамент», как надежного партнера!

    Генеральный директор, А.В. Ульянин

    ООО «Атлант оценка»

    ООО «Атлант оценка» благодарит НП СРО «СВОД» за плодотворную работу в области экспертизы отчетов об оценке. В частности, благодарим экспертов СРО «СВОД» за грамотную работу и методическую помощь при составлении и экспертизе отчетов об оценке земельных участков в целях оспаривания кадастровой стоимости. Следует отметить, что специалисты Партнерства являются настоящими профессионалами своего дела, способными тщательно проанализировать объект оценки, найти и выделить главное. Благодаря этому все наши отчеты об оценке успешно защищаются в судах и государственных органах.

    Сотрудничество с экспертами НП СРО «СВОД» позволило значительно улучшить качество отчетов об оценке и профессиональный уровень оценщиков.

    С наилучшими пожеланиями и в надежде на дальнейшее успешное сотрудничество!

    Генеральный директор, Д.К. Степанов

    ООО «АБН — Консалт»

    ООО «АБН — Консалт» выражает благодарность всем экспертам за качественное и квалифицированное проведение работ по экспертизе отчетов об оценке и оказанию методологической и правовой поддержки в сфере оценочной деятельности.

    Особенную признательность выражаем в связи с готовностью сотрудников НП СРО «СВОД» максимально оперативно разрешать возникающие в ходе работ вопросы.

    Компетентность специалистов НП СРО «СВОД» в процессе сотрудничества способствует повышению качества работ оценщиков нашей компании.

    Генеральный директор, А.А. Кудрин

    ООО «Консалтинг Групп»

    Свердловская область, г. Екатеринбург

    В ноябре 2013 года наша компания впервые обратилась в НП СРО «СВОД» по вопросу проведения экспертизы отчета об оценке. Экспертированием отчета занималась заместитель председателя Экспертного совета Шихранова Лидия Владимировна. Хочется отметить, что экспертиза отчета была проведена точно в срок и со скидкой в размере 10% от стоимости. Скидка была предоставлена нашей компании, как члену НП ЛИГА НОО «СВОД».

    Мы рекомендуем Некоммерческое партнерство «ЛИГА независимых оценочных организаций «Свободный Оценочный Департамент» всем компаниям, работающим на рынке оценки!

    Директор, Савченко Т.Н.

    ООО «Консалтинговая компания «АГАТА»

    Республика Башкортостан, г. Уфа

    НП СРО «СВОД» неоднократно брало на себя договорные обязательства по проведению стоимостной экспертизы отчетов об оценке выполненных сотрудниками нашей компании.

    Высокая квалифицированность сотрудников НП СРО «СВОД и оперативность позволили исполнить указанные обязательства своевременно и предоставить качественные результаты.

    За время нашего партнерства мы смогли неоднократно убедиться в надежности и профессионализме НП СРО «СВОД» в решении сложных вопросов.

    Готовы рекомендовать НП СРО «СВОД» как надежного и ответственного делового партнера.

    Желаем вам дальнейших успехов в профессиональной деятельности!

    Директор, В.Ю. Шлёнкин

    ООО «Телеком-Трейд»

    ХМАО — Югра, г. Югорск

    Выражаю искреннюю благодарность коллективу экспертов НП СРО «СВОД» за оперативную информационную поддержку, высокий профессионализм, принципиальность в вопросах соблюдения законодательства об оценочной деятельности.

    Рекомендую НП СРО «СВОД» как надежного, профессионального партнера в сфере услуг по оценке.

    Директор, В.В. Забияко

    ГУП МО «МОБТИ»

    Московская область, Красногорский р-н

    Государственное унитарное предприятие Московской области «Московское областное бюро технической инвентаризации» выражает благодарность руководству и сотрудникам НП СРО «СВОД» за оперативную и качественную работу по проведению экспертизы отчетов об оценке, выполненных оценщиками ГУП МО «МОБТИ». Эксперты НП СРО «СВОД» отличаются высоким профессионализмом, оперативным взаимодействием с оценщиками, умением выполнять работу качественно и в максимально сжатые сроки.

    Надеемся на дальнейшее плодотворное сотрудничество!

    Заместитель генерального директора, П.С. Бабкин

    Исполнительная дирекция

    Ознакомиться с порядком подписания электронных документов для Росреестра: ЗДЕСЬ

    Проверить подлинность подписи на портале госуслуг после подписания документов: ЗДЕСЬ

    Согласно ст. 17.1. ФЗ № 135 «Об оценочной деятельности в Российской Федерации, под экспертизой отчета понимаются действия эксперта или экспертов саморегулируемой организации оценщиков в целях проверки отчета, подписанного оценщиком или оценщиками, являющимися членами данной саморегулируемой организации, в соответствии с видом экспертизы, в том числе проверки на:

  • соответствие требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности, в том числе требованиям Федерального закона, федеральных стандартов оценки и других актов уполномоченного федерального органа, осуществляющего функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности, и (или) стандартов и правил оценочной деятельности;
  • подтверждение стоимости объекта оценки, определенной оценщиком в отчете.
  • Результатом экспертизы отчета является положительное или отрицательное экспертное заключение, подготовленное экспертом или экспертами саморегулируемой организации оценщиков.

    Положительным экспертным заключением для видов экспертизы, установленных настоящей статьей, признается экспертное заключение, содержащее вывод о соответствии отчета требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности, в том числе настоящего Федерального закона, федеральных стандартов оценки и других актов уполномоченного федерального органа, осуществляющего функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности, и (или) стандартов и правил оценочной деятельности или о подтверждении стоимости объекта оценки, определенной оценщиком в отчете.

    Виды экспертизы, порядок ее проведения, требования к экспертному заключению и порядку его утверждения устанавливаются ФЗ № 135.

    В случае, если экспертиза отчета является обязательной и отчет составлен оценщиками, являющимися членами разных саморегулируемых организаций оценщиков, экспертиза указанного отчета проводится во всех саморегулируемых организациях оценщиков, членами которых являются оценщики, составившие указанный отчет. Если экспертиза отчета проведена одновременно в нескольких саморегулируемых организациях оценщиков, указанный отчет может быть использован для целей оценки только в случае, если все экспертные заключения на указанный отчет являются положительными.

    Для чего нужна экспертиза?

    Проведение экспертизы и получение соответствующего заключения помогает заказчику оценки лучше разобраться в том, насколько качественно выполнен отчет, избежать серьезных ошибок при заключении сделок, решить вопрос, может ли данный отчет использоваться для принятия управленческих решений. Экспертное заключение является весомым аргументом в судебных спорах.

    Существуют нормы действующего законодательства РФ, которые предусматривают обязательное проведение экспертизы отчетов об оценке в СРО:

    • Оценка имущества должника согласно статье 130 «Оценка имущества должника» Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)».
    • Определение цены размещения акций согласно статье 77 «Определение цены (денежной оценки) имущества» Федерального закона от 26.12.1995 N 208-ФЗ «Об акционерных обществах» «в случае, если владельцем от 2 до 50 процентов включительно голосующих акций общества являются государство и (или) муниципальное образование и определение цены (денежной оценки) имущества, цены размещения эмиссионных ценных бумаг общества, цены выкупа акций общества (далее — цена объектов) в соответствии с настоящей статьей осуществляется советом директоров (наблюдательным советом) общества, обязательным является уведомление федерального органа исполнительной власти, уполномоченного Правительством Российской Федерации, о принятом советом директоров (наблюдательным советом) общества решении об определении цены объектов.»
    • Обязательный выкуп акций согласно статье 7 Федерального закона от 05.01.2006 N 7-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об акционерных обществах», статьи 84.7 и 84.8 Федерального закона «Об акционерных обществах»

    Эксперты РОО

    Экспертиза отчетов об оценке проводится членами Экспертного совета Общероссийской общественной организации «Российское общество оценщиков» (ЭС РОО). ЭС РОО является органом саморегулируемой организации оценщиков РОО, созданным для осуществления экспертизы отчетов об оценке объектов оценки в соответствии с законодательством РФ.

    Членом Экспертного совета РОО является специалист высокой квалификации, соответствующий требованиям «Положения о порядке проведения экспертизы отчетов об оценке объектов оценки Общероссийской общественной организацией «Российское общество оценщиков» и избранный в состав экспертного совета Общим собранием членов РОО.

    Экспертный совет РОО осуществляет свою деятельность уже более десяти лет. В его состав входят ведущие практикующие оценщики, преподаватели профильных вузов; многие из членов ЭС ведут научно-исследовательскую деятельность и являются авторами учебников и методических материалов по оценке.

    Эксперты РОО в своей деятельности руководствуются:

  • Федеральным законом “Об оценочной деятельности в Российской Федерации” № 135-ФЗ от 29 июля 1998г.
  • Федеральными стандартами оценки;
    • Сводом Стандартов Оценки Российского общества оценщиков;
    • «Положением об Экспертном Совете РОО»;
    • «Положением о порядке проведения экспертизы отчетов об оценке объектов оценки Общероссийской общественной организацией «Российское общество оценщиков»;
    • «Методическими рекомендациями по экспертизе отчетов об оценке».
    • «Методическими рекомендациями по оценке акций в соответствии с требованиями ФЗ «Об акционерных обществах» № 208 – ФЗ от 26.12.1995 (в редакции от 24.07.2007 N 220-ФЗ)
    • Приказом № 303 Министерства экономического развития РФ;
    • Наши заказчики:

      К нам обращаются ведущие оценочные компании, начинающие оценщики и опытные профессионалы, а также юридические и физические лица – заказчики оценки, в том числе:

    • Правительственные структуры;
    • Территориальные управления Росимущества;
    • Департамент городского заказа капитального строительства г.Москвы;
    • Федеральный фонд содействия развитию жилищного строительства;
    • Государственные корпорации:
    • ГК «Олимпстрой»
    • ГК Государственная корпорация «Российская корпорация нанотехнологий»;
    • Ведущие банки, в т.ч. ОАО «Сбербанк России»
    • ФГУП «РОСМОРПОРТ»;
    • ОАО «ГАЗПРОМ»;
    • ОАО «ЛУКОЙЛ»;
    • ОАО «РЖД»;
    • ОАО «ФСК ЕЭС»;
    • Правоохранительные органы, арбитражные суды субъектов Российской Федерации.

      Позвоните нам : +7 (495) 221-04-25

      Экспертиза отчетов об оценке

      Э кспертиза отчета об оценке в соответствии со статьей 17.1 Федерального закона — действия эксперта или экспертов саморегулируемой организации оценщиков в целях формирования мнения эксперта или экспертов в отношении отчета, подписанного оценщиком или оценщиками, о соответствии требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности (в том числе требованиям Федерального закона, федеральных стандартов оценки и других актов уполномоченного федерального органа, осуществляющего функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности), а в случае проведения экспертизы отчета об определении рыночной стоимости объекта оценки также о подтверждении рыночной стоимости объекта оценки, определенной оценщиком в отчете. Экспертиза отчета проводится на добровольной основе на основании договора между заказчиком экспертизы и саморегулируемой организацией оценщиков.

      Экспертиза отчетов об оценке необходима для проверки качества и достоверности выполненной оценщиком работы. Это гарантия того, что оценщик правильно определил рыночную стоимость объекта оценки, что работа проведена с соблюдением всех требований законодательства. Экспертиза отчета об оценке является неотъемлемой частью профессиональной оценочной практики.

      Экспертиза отчетов об оценке производится только членами Экспертного совета НП «АРМО».

      Экспертный совет – специализированный орган контроля качества соблюдения и выполнения членами НП «АРМО» требований законодательства, правил и стандартов профессиональной деятельности.

      Экспертный совет в своей деятельности руководствуется Федеральным законом «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» №135-ФЗ от 29.07.1998г. и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, федеральными стандартами оценки, стандартами и правилами оценочной деятельности, установленными НП «АРМО», а также Положением об Экспертном совете НП «АРМО».

      Экспертом НП «АРМО» (членом экспертного совета НП «АРМО») признается член НП «АРМО», сдавший единый квалификационный экзамен и избранный в состав экспертного совета НП «АРМО» общим собранием членов.

      Экспертный совет в своей деятельности руководствуется принципами разумности, доступности и обеспечения интересов членов.

      Высокий профессиональный уровень и практический опыт членов Экспертного совета НП «АРМО» позволяет при проведении экспертизы отчетов об оценке учитывать как отраслевую специфику, так и специфику объекта оценки. Все это вызывает доверие со стороны оценщиков и потребителей оценочных услуг.

      Заказчиками услуг по экспертизе отчетов об оценке могут выступать оппоненты Заказчика оценки, Заказчик оценки и сами оценщики.

    • Повышение доверия заказчика оценки/потребителя услуг к отчету об оценке
    • Повышение профессионального уровня оценщиков
    • Дополнительные преимущества при квалификационном отборе или тендере на оказание услуг по оценке
    • Снижение риска подачи жалобы на отчет в саморегулируемую организацию оценщиков при осуществлении оценки для сделки с государственным или муниципальным имуществом
    • Заказчик оценки

      • Снижение риска опротестования сделки, для которой осуществляется оценка
      • Снижение корпоративных рисков при оценке, затрагивающей интересы миноритарных акционеров
      • Снижение риска подачи жалобы на отчет в саморегулируемую организацию оценщиков в результате которой срок осуществления сделки увеличивается
      • Повышение доверия к отчетности, документам, материалам и т.д., при подготовке которых использовались, в том числе результаты отчета об оценке
      • Для того чтобы заказать экспертизу отчета об оценке Вам необходимо заполнить заявку на проведение экспертизы отчета об оценке. Заявка будет рассмотрена. В зависимости от загруженности отдела на это может уйти несколько дней.

        Для заключения договора необходимо предоставить реквизиты заказчика договора. Реквизиты обязательно должны включать в себя: Наименование заказчика, ИНН, КПП, ОГРН, Банковские реквизиты, сведения о лице, уполномоченном на заключение договора (включая Ф.И.О, должность, основание) для юридического лица, ИНН и ОГРНИП для ИП; паспортные данные для физического лица; адрес местоположения; контакты ответственного лица.

        Стандартный порядок проведения экспертизы отчета об оценке предусматривает два этапа: первоначальную проверку отчета с подготовкой экспертного заключения, содержащего выявленные несоответствия требованиям законодательства об оценочной деятельности (при их наличии), и передачу его оценщику для устранения выявленных несоответствий; повторную проверку отчета об оценке после устранения выявленных нарушений (при их наличии). Продолжительность первого этапа составит 10 (десять) рабочих дней, продолжительность второго этапа 5 (пять) рабочих дней. Период, в течение которого Оценщик будет устранять выявленные несоответствия, не относится к компетенции нашей организации и не может быть определен в договоре на проведение экспертизы.

        Для проведения экспертизы отчета об оценке в обязательном порядке необходимо предоставить отчет об оценке в 2-х экземплярах (один экземпляр — Отчет на бумажном носителе, в прошитом, пронумерованном и скрепленном подписью оценщика виде; один экземпляр – электронная копия Отчета), с полным комплектом необходимых приложений и иллюстративных материалов и приложением задания на оценку объекта оценки, договора на оценку объекта оценки.

        Смотрите еще:

        • Замена административного наказания другим Замена исправительных работ другим видом наказания был осужден по 158 средняя тяжесть.назначили исправительные работы на срок 8 месяцев (май 2016),т.к. до этого не привлекался и компенсировал причиненный ущерб в полном объеме. на первом […]
        • Исковое заявление об истребовании из чужого незаконного владения Исковое заявление об истребовании из чужого незаконного владения В Куйбышевский районный суд г. Омска Истец: Б., проживающий: Омская область, г. . ул. . . Ответчик: 1. Путнева Валентина Нестеровна, зарегистрирована по адресу: г. Омск, ул. […]
        • Приказ 205 форма 31 Приказ Министерства природных ресурсов и экологии РФ от 8 августа 2014 г. № 356 “О внесении изменений в Типовую форму решения о предоставлении водного объекта в пользование, принимаемого Федеральным агентством водных ресурсов, его […]
        • Налог на доход с продажи квартиры Как не платить или уменьшить налог при продаже жилья Одним из самых актуальных вопросов при продаже квартиры (или другого жилья) является вопрос о том, как не платить или хотя бы уменьшить подоходный налог от ее продажи. В данной статье […]
        • Налог за продажу дома и земельного участка 2018 Покупка или продажа земельного надела – это юридическое действие перехода прав собственности и, согласно требованиям законодательства, должна проходить процедуру регистрации. В результате в рамках межведомственного взаимодействия […]
        • Сиделки для детей с проживанием Сиделки для детей с проживанием 21.08.2018 09:15 Частные услуги Гуру Apr 6 2018, 15:23 Телефон: ‎ 8 906 382 14 77 (Фаина)- Предлагаю услуги сиделки (в доме,в стационаре,с проживанием);- женщина 50л аккуратная,чистоплотная,без […]
        • Приказ 234 от 30041996 Приказ Минздрава России от 19.05.2017 N 234н "О внесении изменений в Положение об аккредитации специалистов, утвержденное приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 2 июня 2016 г. N 334н" (Зарегистрировано в Минюсте […]
        • Разгадай правило по которому звуки объединены в группы продолжи запись Дидактический материал Дидактический материал ННОУ «Троицкая Православная школа» Дидактический материал (карточки) по математике Учитель начальных классов г. Троицка Харламова Оксана Викторовна 5 + 1 6 + 1 7 + 1 6 – 1 5 – 1 4 – […]