Ребёнок имеет право свободно выражать свое мнение

Комментарии к ст. 57 СК РФ

Согласно ст. 12 Конвенции о правах ребенка, ребенку, способному сформулировать свои собственные взгляды, должно быть обеспечено право свободно выражать эти взгляды по всем вопросам, затрагивающим ребенка, причем взглядам ребенка уделяется должное внимание в соответствии с возрастом и зрелостью ребенка. Таким образом, комментируемая статья развивает положение ст. 12 Конвенции о правах ребенка.

Право выражать свое мнение предоставлено ребенку, поскольку он, так же как и родители, имеет право принимать активное участие в решении вопросов, касающихся непосредственно его жизни и интересов. Ребенок правомочен довести до сведения родителей и других членов семьи свое мнение по любому вопросу, связанному с его интересами, в любой доступной для него форме. Семейный кодекс РФ в комментируемой статье не устанавливает, с какого именно возраста с мнением ребенка надлежит считаться, однако, как было сказано выше, в Конвенции о правах ребенка закреплено, что такое право предоставляется человеку, способному сформулировать свои собственные взгляды. Причем взглядам ребенка должно уделяться подобающее внимание в соответствии с возрастом и зрелостью ребенка. Следовательно, ребенок вправе выражать свое мнение тогда, когда он достигает определенного уровня развития, позволяющего ему выразить собственную точку зрения на тот или иной вопрос, непосредственно касающийся его интересов (выбор образовательного учреждения, спортивной секции и т.п.). Свое мнение с этого момента ребенок вправе выражать не только в кругу семьи, но он вправе быть заслушанным в ходе любого судебного или административного разбирательства. Например, ребенок вправе выражать свое мнение при рассмотрении в суде дела о месте жительства ребенка при раздельном проживании родителей (см. комментарий к ст. 65 СК РФ).

В зависимости от возраста ребенка его мнению законом придается различное правовое значение. Согласно комментируемой статье, учет мнения ребенка, достигшего десяти лет, является обязательным. Принятие во внимание или отклонение мнения детей, не достигших десяти лет, является прерогативой родителей. Ребенок в этом возрасте еще не обладает достаточной зрелостью и способностью осознавать свои интересы, хотя бывает и способен сформулировать свое мнение, поэтому родители, а в установленных законом случаях — опекуны и должностные лица, не обязаны мотивировать свое несогласие с мнением ребенка. Вместе с тем это не означает, что если ребенок достиг десяти лет, с его мнением обязательно следует соглашаться, поскольку и в этом возрасте ребенок хотя и может формулировать свое мнение, но может и не сознавать своих интересов в должной степени. Например, ребенок вполне может просить позволить ему жить с родителем-алкоголиком, который не запрещает ему пить пиво. В этой связи учет мнения ребенка означает, что оно будет заслушано и, в случае если оно противоречит интересам ребенка, мотивированно отклонено.

Комментируемая статья содержит исчерпывающий перечень вопросов, по которым суд, органы опеки и попечительства могут принять решение только с согласия ребенка, достигшего десятилетнего возраста, даже если это и не соответствует его интересам. К таким вопросам относятся следующие: а) об изменении имени и фамилии ребенка (ст. 59 СК РФ); б) о восстановлении отца или матери ребенка в родительских правах (ст. 72 СК РФ); в) об усыновлении ребенка (ст. 132 СК РФ); г) об изменении фамилии, имени и отчества усыновленного ребенка (ст. 134 СК РФ); д) о записи усыновителей в качестве родителей (ст. 136 СК РФ); е) об изменении фамилии, имени и отчества ребенка при отмене усыновления (ст. 143 СК РФ); ж) о передаче ребенка на воспитание в приемную семью (ст. 154 СК РФ).

Следует иметь в виду и разъяснения Постановления Пленума Верховного Суда РФ N 10, который поясняет в п. 20, что если при разрешении спора, связанного с воспитанием ребенка, судом будет признано необходимым опросить ребенка в судебном заседании в целях выяснения его мнения по рассматриваемому вопросу, то следует предварительно выяснить мнение органа опеки и попечительства о том, не окажет ли неблагоприятное воздействие на ребенка его присутствие в суде. Опрос ребенка производится судом с учетом возраста и развития ребенка в присутствии педагога в обстановке, исключающей влияние на него заинтересованных лиц. При опросе ребенка суду необходимо выяснить, не является ли мнение ребенка следствием воздействия на него заинтересованных лиц, осознает ли он свои собственные интересы при выражении своего мнения, как он его обосновывает и тому подобные обстоятельства (п. 20 Постановления Пленума Верховного Суда РФ N 10).

Право ребенка выражать свое мнение

«Каждому гарантируется свобода мысли и слова, мнения и убеждения», провозглашает статья 29 Конституции РФ. Это конституционное положение отражено в статье 57 Семейного кодекса РФ, которая закрепляет право ребенка выражать свое мнение.

Предоставление несовершеннолетнему права на всестороннее развитие, уважение человеческого достоинства нацелено на формирование полноценной личности, способной жить в коллективе, обладающей качествами, полезными обществу, семье, близким. В этом заинтересованы и государство, и семья в целом. Реализуется это право, в том числе и, путем предоставления ребенку возможности выражать свое мнение. Статья 57 Семейного кодекса РФ (Далее – СК РФ) говорит на этот счет следующее: «Ребенок вправе выражать свое мнение при решении в семье любого вопроса, затрагивающего его интересы, а также быть заслушанным в ходе любого судебного или административного разбирательства».

Учет мнения ребенка, достигшего возраста 10 лет, обязателен, за исключением случаев, когда это противоречит его интересам. В случаях, предусмотренных СК РФ (статьи 59, 72, 132, 134, 136, 143, 145 Семейного кодекса Российской Федерации), органы опеки и попечительства или суд могут принять решение только с согласия ребенка, достигшего возраста 10 лет. Обязанность учитывать мнение – это не то же самое, что принять позицию ребенка. Учет мнения ребенка заключается в том, чтобы мнение родителей было скорректировано с учетом мнения ребенка.

Конвенция о правах ребенка(Далее – Конвенция) также затрагивает этот вопрос. Статья 12 предоставляет ребенку, способному сформулировать свои собственные взгляды, гарантию, что ему должно быть обеспечено право свободно выражать эти взгляды по всем, затрагивающим его, вопросам.

Взглядам ребенка уделяется должное внимание в соответствии с его возрастом и зрелостью. Кстати, это право подразумевает не только желание или нежелание пить молоко с пенкой или что-то в этом роде. Право на свободу выражения своего мнения – это право искать, получать и передавать информацию, выбирать самостоятельно, что слушать и что читать. Ребенок вправе высказывать свое мнение при решении в семье любого вопроса, затрагивающего его интересы, потому что он – личность.

С какого возраста это возможно? Конвенция говорит: тогда, когда ребенок может сформулировать собственные взгляды. На самом деле до 10 лет ребенок может высказать свое мнение, его учтут, но следовать ему никто – ни суд, ни родители, — не обязаны. С 10 лет в некоторых случаях согласие является обязательным. Так, без согласия ребенка, достигшего 10 лет, невозможно:

  • изменение фамилии и имени ребенка (ст. 59 СК РФ);
  • восстановление в родительских правах (ст. 72 СК РФ);
  • усыновление ребенка (ст. 132 СК РФ);
  • изменение фамилии, имени и отчества ребенка при усыновлении (ст. 134 СК РФ);
  • запись усыновителей в качестве родителей усыновленного ребенка (ст. 136 СК РФ);
  • изменение фамилии, отчества и имени ребенка при отмене усыновления (ст. 143 СК РФ);
  • устройство ребенка под опеку и попечительство (ст. 145 СК РФ).
  • Как правило, в конфликтной ситуации мнение ребенка выясняет орган опеки и попечительства. Если суд принимает решение выявить мнение несовершеннолетнего путем опроса непосредственно в судебном заседании, то предварительно выясняют у специалиста органа опеки и попечительства, не окажет ли присутствие в суде неблагоприятного воздействия на ребенка. Опрос производится с учетом возраста и развития ребенка в присутствии педагога, в обстановке, исключающей воздействие заинтересованных лиц. При опросе выясняется, не повлиял ли на мнение ребенка один из родителей или другой заинтересованный человек, осознает ли ребенок собственные интересы при выражении этого мнения и как он его обосновывает и т.д.

    Разумеется, на практике все не так радужно. В некоторых случаях, когда мнение ребенка, достигшего возраста десяти лет, выявлялось органом опеки и попечительства и на данное обстоятельство имелось указание в заключении названного органа, в материалах дела в то же время отсутствовали сведения о том, кем конкретно из представителей органа опеки и попечительства, когда и при каких обстоятельствах это мнение ребенка было выяснено.

    Такая ситуация имела место при разрешении спора Гурьевским районным судом Калининградской области по иску К. (отца ребенка) к Х. (матери ребенка) об определении места жительства несовершеннолетнего (1996 года рождения). Судом было принято решение об удовлетворении иска и определении места жительства несовершеннолетнего ребенка вместе с отцом с учетом признания иска ответчиком и заключения органа опеки и попечительства, согласно которому, исходя из результатов обследования жилищных условий сторон, а также мнения самого несовершеннолетнего, изъявившего желание проживать с отцом, определение места жительства ребенка с отцом будет соответствовать его интересам. Вместе с тем, согласно справке Калининградского областного суда по материалам обобщения судебной практики ни из актов обследования условий жизни, ни из актов посещения ребенка не следует, что представителем органа опеки и попечительства выяснялось мнение ребенка. Каких-либо пояснений по данным обстоятельствам в протоколе судебного заседания также не содержится, в связи с чем, как указал Калининградский областной суд, обоснованность заключения органа опеки и попечительства со ссылкой на мнение ребенка, по существу, ничем не подтверждена. Таким образом, есть основания полагать, что имело место нарушение требований ст. 57 СК РФ.

    Право ребенка на выражение мнения ограничивается, нарушается, а высказанное мнение часто искажается или получает неправильное толкование. Этому есть как минимум три причины:

    • судьи (как правило, женщины) отрицательно относятся к участию ребенка в судебном процессе;
    • как следствие – недостаток устоявшейся судебной практики;
    • пассивность тех, кто должен быть более всего заинтересован в выяснении истинного мнения ребенка.
      То есть родителей.
    • Таким образом, право ребенка выражать свое мнение в контексте семейного законодательства представляет собой признание за ребенком права голоса, в одних случаях – совещательного, в других, прямо указанных в законе, – решающего. Фиксируя право ребенка на выражение своего мнения в виде общей нормы, законодатель не связывает возникновение этого права и возможность его реализации с достижением ребенком определенного возраста. Следовательно, степень внимания к взглядам или мнению ребенка при решении конкретного вопроса не может и не должна зависеть от его возраста, несмотря на то, что правовое значение высказанного им мнения меняется в зависимости от степени зрелости ребенка, как правило, возрастающей с его возрастом.

      Статья 57 СК РФ. Право ребенка выражать свое мнение

      Новая редакция Ст. 57 СК РФ

      Ребенок вправе выражать свое мнение при решении в семье любого вопроса, затрагивающего его интересы, а также быть заслушанным в ходе любого судебного или административного разбирательства. Учет мнения ребенка, достигшего возраста десяти лет, обязателен, за исключением случаев, когда это противоречит его интересам. В случаях, предусмотренных настоящим Кодексом (статьи 59, 72, 132, 134, 136, 143, 145), органы опеки и попечительства или суд могут принять решение только с согласия ребенка, достигшего возраста десяти лет.

      Комментарий к Статье 57 СК РФ

      Ребенок имеет право выражать свое мнение при решении в семье любого вопроса, затрагивающего его интересы. Мнение ребенка также учитывается в ходе любого судебного или административного разбирательства. Мнение ребенка должно по общему правилу быть выражено при непосредственном общении, однако возможно также использование технических средств.

      Следует учитывать, что законодатель не абсолютизирует указанное право ребенка, поскольку учитываться оно будет только в том случае, когда его интересы совпадают с общественно признанными и нужными для него с интересами.

      Учет мнения ребенка, достигшего возраста десяти лет, обязателен, за исключением случаев, когда это противоречит его интересам. В случаях, предусмотренных СК (статьи 59, 72, 132, 134, 136, 143, 154), органы опеки и попечительства или суд могут принять решение только с согласия ребенка, достигшего возраста десяти лет.

      Закон не содержит указания на минимальный возраст, начиная с которого ребенок обладает этим правом. В Конвенции ООН о правах ребенка (ст. 12) закреплено, что такое право предоставляется ребенку, способному сформулировать свои собственные взгляды. Следовательно, как только ребенок достигнет достаточной степени развития для того, чтобы это сделать, он вправе выражать свое мнение при решении в семье любого вопроса, затрагивающего его интересы, в частности при выборе образовательного учреждения, формы обучения и т.п. С этого же времени он имеет право быть заслушанным в ходе любого судебного или административного разбирательства, непосредственно его касающегося и затрагивающего его интересы.

      По данному вопросу Верховный Суд в п. 6 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 27 мая 1998 г. N 10 «О применении судами законодательства при разрешении споров, связанных с воспитанием детей» отметил следующее: если при разрешении спора, связанного с воспитанием детей, суд придет к выводу о необходимости опроса в судебном заседании несовершеннолетнего в целях выяснения его мнения по рассматриваемому вопросу (ст. 57 Семейного кодекса РФ), то следует предварительно выяснить мнение органа опеки и попечительства о том, не окажет ли неблагоприятного воздействия на ребенка его присутствие в суде.

      Опрос следует производить с учетом возраста и развития ребенка в присутствии педагога, в обстановке, исключающей влияние на него заинтересованных лиц.

      При опросе ребенка суду необходимо выяснять, не является ли мнение ребенка следствием воздействия на него одного из родителей или других заинтересованных лиц, осознает ли он свои собственные интересы при выражении этого мнения и как он его обосновывает и тому подобные обстоятельства.

      Другой комментарий к Ст. 57 Семейного кодекса Российской Федерации

      1. Хотя присутствие ребенка в суде — нежелательное явление, это не может более явиться основанием для воспрепятствования ребенку свободно выразить свое мнение в суде, что было бы грубым нарушением требований ст.57 СК РФ. Суд должен всемерно содействовать ребенку в реализации его прав. Так, чтобы обеспечить ребенку возможность действительно свободно выразить свое мнение, родители и иные заинтересованные в исходе дела лица должны удаляться из зала судебного заседания.

      2. В статье 57 СК РФ определен возраст, начиная с которого учет мнения ребенка обязателен, а в ряде случаев необходимо его согласие (например, на изменение имени в соответствии со ст.59 СК РФ). Однако в ст.57 СК РФ не установлен минимальный возраст ребенка, начиная с которого он вправе выражать свое мнение. Значит ли это, что годовалый ребенок вправе предстать перед судом? С позиций здравого смысла — едва ли.

      Ответ на этот вопрос позволяют дать новая Конституция РФ и Конвенция о правах ребенка от 1989 г. Пункт 1 ст.12 Конвенции предусматривает обязанность каждого из государств-участников обеспечить ребенку, способному сформулировать свои собственные взгляды, право свободно выражать их по всем вопросам, затрагивающим ребенка, причем взглядам ребенка должно уделяться должное внимание в соответствии с возрастом и зрелостью ребенка. Статья 13 Конвенции, также направленная на обеспечение свободного выражения ребенком своего мнения, предусматривает исчерпывающий перечень оснований для ограничения этого права.

      Статью 57 СК РФ следует применять с учетом этих норм Конвенции. Лишь неспособность ребенка сформулировать свое мнение может рассматриваться как основание для ограничения права выразить его. Собственно говоря, об ограничении права здесь приходится говорить весьма условно, поскольку выразить мнение в суде можно лишь посредством его устного или письменного изложения. Отсюда следует, что пока у ребенка отсутствует способность сформулировать свое мнение, не возникает и само право на выражение его в суде. Представляется также, что сознанием ребенка должна охватываться также и цель выражения им своего мнения.

      Как установить, способен ли ребенок сформулировать свое мнение? Представляется, основной объективный критерий при решении этого вопроса — возраст ребенка. По достижении определенного возраста ребенок должен предполагаться способным к этому. Учет возрастного критерия возможен путем применения по аналогии ст.28 ГК РФ, поскольку допустимость применения гражданского законодательства к семейным отношениям по аналогии предусмотрена в ст.5 СК РФ (см. комментарий к ней).

      Согласно ст.28 ГК РФ ребенок по достижении 6 лет вправе самостоятельно совершать отдельные виды сделок (например, мелкие бытовые сделки). Разумно предположить, что по крайней мере с того же возраста ребенок способен сформулировать и свое мнение о том, с кем из родителей он хотел бы проживать, осознавая при этом, перед кем и для каких целей он такое мнение выражает. Обоснованность такого мнения и его соответствие интересам ребенка оцениваются судом.

      Поэтому с шестилетнего возраста ребенок должен быть допущен в судебное заседание, если он в устной или письменной форме, самостоятельно или через кого-либо из участников процесса сообщил суду о своем желании выразить собственное мнение по касающемуся его вопросу.

      В случае возникновения обоснованного сомнения в способности конкретного ребенка в возрасте шести и более лет сформулировать и выразить свое мнение должна быть назначена соответствующая судебная экспертиза. Если в результате экспертизы будет установлено, что данный ребенок не в состоянии сформулировать свое мнение, это должно быть отражено в решении по делу. При заслушивании мнения ребенка должен присутствовать квалифицированный педагог, который может с разрешения председательствующего в судебном заседании задавать ребенку вопросы в порядке, предусмотренном ст.173 ГПК для допроса несовершеннолетнего свидетеля.

      Однако следует учитывать, что допрос несовершеннолетнего свидетеля и выражение ребенком своего мнения — это совершенно разные правовые институты. Порядок выражения ребенком мнения в гражданском процессуальном законодательстве не определен, поэтому здесь часто допускаются ошибки. Приглашение ребенка для выражения мнения часто отражается в протоколах судебного заседания как вызов его для допроса в качестве свидетеля. Такое нарушение может послужить основанием для отмены решения в связи с существенным нарушением норм процессуального права. Необходимость допроса несовершеннолетнего в качестве свидетеля определяется судом, в то время как выражение ребенком своего мнения — это его личное неимущественное право, реализуемое им по своей инициативе.

      Не исключено, что и в более раннем возрасте ребенок способен выразить свое мнение. Априорный отказ в выражении мнения в этом случае был бы неправомерен. В затруднительных случаях суд, как и в случае с ребенком старше шести лет, вправе назначить судебно-психиатрическую или судебно-психологическую экспертизу для выяснения вопроса о способности ребенка самостоятельно сформулировать свое мнение.

      3. Ни родители, ни кто-либо иной не вправе оказывать незаконное воздействие на ребенка с целью формирования или искажения его действительного мнения либо понуждения к его выражению. Выражение мнения должно быть свободным. Но оказание давления не следует смешивать с разъяснением ребенку его прав. Это — право и обязанность родителей, а в необходимых случаях — и органов опеки и попечительства (ст.8, 63, 64 СК РФ).

      4. Если при разрешении спора, связанного с воспитанием детей, суд придет к выводу о необходимости опроса в судебном заседании несовершеннолетнего в целях выяснения его мнения по рассматриваемому вопросу (ст.57 СК РФ), то следует предварительно выяснить мнение органа опеки и попечительства о том, не окажет ли неблагоприятного воздействия на ребенка его присутствие в суде. Опрос следует производить с учетом возраста и развития ребенка в присутствии педагога, в обстановке, исключающей влияние на него заинтересованных лиц.

      При опросе ребенка суду необходимо выяснять, не является ли мнение ребенка следствием воздействия на него одного из родителей или других заинтересованных лиц, осознает ли он свои собственные интересы при выражении этого мнения и как он его обосновывает, и тому подобные обстоятельства.

      Кого считать ребенком

      Согласно ст. 1 закона Федерации «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации», а также, ст. 54 пункта 1 «Семейного кодекса» Российской Федерации, ребенком считается лицо, которому не исполнилось 18 лет.

      Дети разных возрастов относятся к разным категориям. В зависимости от категории и детям и их родителям (или лицам, которые их заменяют), законодательством РФ предоставлены разные права и обязательства.

      Одновременно и несовершеннолетним, и малолетним считается ребенок в возрасте от нуля до 14 лет.

      Ребенка от 14 до 18 лет принято считать несовершеннолетним. С этого возраста ребенок обязан отвечать за свои поступки, так как наступлением четырнадцати лет он (как сказано в ст. 20 пункта 2 УК РФ), несет уголовную ответственность за часть своих деяний, а именно – убийство по ст. 105 УК РФ, похищение человека по ст. 126 УК РФ, сексуальное насилие (ст. 131 и 132 УК РФ), угон транспортного средства (ст. 166 УК РФ), совершение террористического акта и захват заложников по ст. ст. 205 и 206, хищение и вымогательство оружия и наркотических средств (ст. 226 и 229 УК РФ) и др.

      Полная уголовная ответственность наступает в 16 лет.

      До достижения ребенком 14-летнего возраста всю ответственность за его поступки несут родители или лица, заменяющие их.

      Конвенция о правах ребенка

      Наряду с ответственностью, ребенок наделен и множеством прав, среди которых – право выражать свое мнение и отстаивать собственную точку зрения.

      Право ребенка выражать предусмотрено, прежде всего, в Конвенции о правах ребенка. Она была принята решением 44/25 Генеральной Ассамблеи ООН в 1989 году. Согласно ст. ст. 12 и 13, ребенку, который осознает и свободно выражает свое мнение и потребности, должно быть предоставлено право быть услышанным. Таким правом наделены дети, которым исполнилось десять лет.

      Ст. 12 Конвенции гласит о том, что государство должно предоставить ребенку возможность свободно проявлять свои взгляды и мнения по вопросам, которые непосредственно его касаются. Такая возможность гарантирует ребенку право быть услышанным на судебных заседаниях, которые затрагивают его интересы. Он может принимать участие в судебных разбирательствах либо лично, либо через своего представителя – физическое или юридическое лицо/орган. Процедура заслушивания ребенка в суде предусмотрена процессуальными нормами законодательства государства.

      Ст. 13 Конвенции предоставляет ребенку право свободно выражать свое мнение любым удобным для него способом: устно, письменно, через произведения искусства или при помощи других средств. Также, в пункте 2 предусматриваются некоторые ограничения, при которых право несовершеннолетнего выражать свое мнение не представляется возможным. Такими ограничениями, в частности, является охрана государственной безопасности, соблюдение общественного порядка, обеспечение уровня здоровья, нравственности граждан государства.

      Когда ребенок имеет право выражать свое мнение по российскому законодательству

      В Российской Федерации свобода мысли, слова, мнения и убеждений гарантирована каждому гражданину 29 ст. Конституции РФ.

      О право ребенка выражать свое мнение говорится в ст. 57 СК РФ.

      В частности, данная статья сообщает о том, что ребенок имеет право выражать свое мнение в семейных советах по тому или иному вопросу. Особенно это касается обсуждений вопросов относительно непосредственно интересов ребенка.

      Также данное право ребенка выражать свое мнение предусмотрено и другими законами СК РФ. Ст. ст. 59, 72, 132, 134, 136, 143, 145 СК предусматривают принятие органами опеки и попечительства и в ходе судебных заседаний решений исключительно с согласия ребенка, которому исполнилось 10 лет. Решения принимаются в случае, если они не противоречат безопасности ребенка, а их последствия не несут для него вреда. Следует заметить, что право ребенка выражать свое мнение не тождественно принятия его позиции.

      Реализуя право ребенка выражать свое мнение, родители корректируют свои собственные. В отдельных случаях (касаемо условий безопасности, состояния здоровья и т.д.) родители должны переубедить ребенка переосмыслить и поменять свои суждения согласно мерам предосторожности.

      Право несовершеннолетнего обращаться в органы опеки

      Российским законодательством предусмотрено ряд случаев, когда несовершеннолетнее лицо имеет право отправится в органы опеки и попечительства с целью собственной защиты. К таким случаям, в частности, относятся:

    • Ситуации злоупотребления родителей, что гарантировано ст. 56 СК РФ. К родительским злоупотреблениям зачисляют алкоголизм, наркоманию, аморальный образ жизни.
    • Злоупотребления родительскими правами относительно ребенка, жестокое обращение, физическое, психологическое, сексуальное насилие, ограничение прав ребенка, воспрепятствование его гармоничному психо-физическому развитию (ст. 69 СК РФ).
    • Во всех перечисленных случаях ребенок может обратиться в органы опеки и попечительства при районных администрациях или в прокуратуру. Соответствующие органы обязаны учесть обстоятельства, изложенные ребенком и заняться устранением проблем. Именно такими способами реализуется предоставленное Законом право ребенка выражать свое мнение.

      С наступлением 14 лет, несовершеннолетний может сам обратиться в суд с целью защиты своих прав.

      Органы защиты прав и интересов ребенка

      Административный порядок защиты прав ребенка входит в компетенцию органов опеки и попечительства, а также правоохранительных органов (ст. 8 СК РФ).

    • Правоохранительные органы подразделяются на прокуратуру и органы МВД.
    • Прокуратура в процессе защиты прав ребенка руководствуется следующими методами:
    • Предъявление иска об ограничении/лишении родительских прав или отмене усыновления (ст. 70, 73 и 142 СК РФ);
    • Представление в суд требования о восстановлении нарушенных прав ребенка (ст. 21 Закона «О прокуратуре РФ»);
    • Участие в судебных заседаниях (ст. 35 Закона «О прокуратуре РФ», ст. 72, 73, 125, 140 СК РФ);
    • Предостережение о том, что недопустимо нарушение прав ребенка и устранение нарушений закона (ст. 24 и 25 Закона «О прокуратуре РФ»);
    • Опротестование при наличии оснований, предусмотренных Законом «О прокуратуре РФ» актов других органов, которые напрямую относятся к защите прав ребенка.
    • Сотрудники органов МВД принимают участие в розыске личностей, которые уклоняются от исполнения судебных решений касательно защиты прав ребенка и принудительном исполнении решения суда.

      С целью защиты прав ребенка в семье создана Комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав. В ее компетенцию входят подача в суд иска о лишении родителей их прав, представлении интересов ребенка в суде, контроль над условиями воспитания и т.д.

      Перечень вопросов, по которым суд может принять решение с согласия ребенка

      Любой ребенок, достигший десятилетнего возраста, имеет возможность быть услышанным в суде и рассчитывать на позитивное решение его интересов.

      К вопросам, по которым может быть принято решение с согласия ребенка, в частности, относятся следующие:

    • Смена имени и фамилии ребенка гарантирует ст. 59 СК РФ;
    • Возобновление родительских прав отца/матери (ст. 132 СК РФ);
    • Усыновление ребенка (ст. 134 СК РФ);
    • Изменение ФИО усыновленного ребенка предвидено ст. 134 СК РФ;
    • Указание усыновителей в качестве родителей или опекунов (ст. 136 СК РФ);
    • Изменение ФИО в случае аннулирования усыновления (ст. 143 СК РФ);
    • Прием ребенка на воспитание в другую семью (ст. 154 СК РФ);
    • Проживание несовершеннолетнего с одним из родителей в случае их развода.

    1. Ребенок имеет право свободно выражать свое мнение; это право включает свободу искать, получать и передавать информацию и идеи любого рода, независимо от границ, в устной, письменной или печатной форме, в форме произведений искусства или с помощью других средств по выбору ребенка.

    2. Осуществление этого права может подвергаться некоторым ограничениям, однако этими ограничениями могут быть только те ограничения, которые предусмотрены законом и которые необходимы:

    a) для уважения прав и репутации других лиц; или

    b) для охраны государственной безопасности или общественного порядка (ordre public), или здоровья или нравственности населения.

    1. Государства-участники признают право ребенка на свободу ассоциации и свободу мирных собраний.

    2. В отношении осуществления данного права не могут применяться какие-либо ограничения, кроме тех, которые применяются в соответствии с законом и которые необходимы в демократическом обществе в интересах государственной безопасности или общественной безопасности, общественного порядка (ordre public), охраны здоровья или нравственности населения или защиты прав и свобод других лиц.

    1)Какие 2 права ребенка зафиксированы в приведенных статьях Конвенции?

    2)Используя собственный социальный опыт,приведите пример реализации каждого из названных прав.

    3)Какие ограничения этих прав предусмотрены Конвенцией?

    4)Подтвердите необходимость любого из ограничений прав ребенка конкретными примерами.

    Статья 13: Свобода выражения мнения

    Ребенок имеет право свободно выражать свое мнение; это право включает свободу искать, получать и передавать информацию и идеи любого рода, независимо от границ, в устной, письменной или печатной форме, в форме произведений искусства или с помощью других средств по выбору ребенка.

    Осуществление этого права может подвергаться некоторым ограничениям, однако этими ограничениями могут быть только те ограничения, которые предусмотрены законом и которые необходимы:

    (a) для уважения прав и репутации других лиц; или

    (b) для охраны государственной безопасности или общественного порядка (ordre public), или здоровья или нравственности населения.

    О чем говорится в статье 13?

    Статья 13 закрепляет право детей на свободу выражения мнения. Первая часть статьи поддерживает право детей «искать, получать и распространять информацию и идеи любого рода», в различных форматах и ​​без границ. Вторая часть лимитирует ограничения, которые могут быть наложены на это право.

    Статья 13 является одной из группы статей Конвенции по правам ребенка, устанавливающей гражданские и политические права детей.

    Почему это право важно?

    О свободе выражения мнений детей говорят редко, но это является важным показателем того, насколько дети рассматриваются как праводержатели. Через выражение своих чувств и мнений дети могут описывать случаи, когда соблюдались или нарушались их права, а также учиться отстаивать права других людей. Всеобщая декларация прав человека и Международный пакт о гражданских и политических правах (статья 19) закрепляет это право для каждого, но включение конкретной статьи о свободе выражения мнения в Конвенции по правам ребенка подчеркивает, что гражданские и политические права в равной степени относятся к детям в той же мере как и ко всем людям. В конце концов, для того, чтобы общество развивалось открытым и демократическим путем, должны учитываться мнения всех социальных групп населения, а не только самых влиятельных из них.

    Какие могут возникнуть проблемы?

    Во многих странах люди лишены возможности выражать свободно свое мнение. И в то время как в одних странах Интернет открывает новые возможности для правозащитников (включая детей), журналистов и широкой общественности выражать свое мнение и делиться новыми идеями, в других власти ссылаются на угрозы национальной безопасности как предлог для сужения гражданских и политических прав (Азербайджан, Бахрейн, Гамбия).

    В некоторых странах происходит подавление целевых групп меньшинств, которые воспринимаются как неподконтрольные государству — или представлены в качестве таковых, с целью укрепления своей власти и национальной идентичности. В Чили, например, представители коренного народа Мапуче, включая детей, были задержаны по обвинению в терроризме, целью которого якобы было утверждение своего права на исконные земли.
    В других же местах, где у взрослых есть право свободно выражать свое мнение, традиционное отношение к детям таково, что их должно быть «видно, но не слышно»’. Комитет по правам ребенка выражает обеспокоенность по отношению к государствам по поводу недостатка правовых гарантий детей в возрасте до 18 лет, в силу традиционных отношений в семье и других параметров, которые затрудняют поиск и свободное распространение информации у детей (Грузия).

    Аргументы в защиту детей часто используются в качестве предлога для ограничения гражданских и политических прав детей и узаконивания дискриминации. В 2007 году, например, Европейский комитет по социальным правам, который следит за соблюдением странами Европейской социальной хартии, обнаружил, что в Хорватии обучающая программа по половому воспитанию детей дискриминирует по признаку сексуальной ориентации. Но доступ к честной и объективной информации является прерогативой для возможности детей сделать свободный и осознанный выбор.

    Тем не менее, несмотря на все препятствия, присутствие детей в рамках протестных движений по всему миру в последние годы свидетельствует об их желании быть услышанными, от соблюдения и уважения властью их прав, до желания собственного контроля над своими телами (Чили, Великобритания).

    Что следует делать государствам?

    Комитет по правам ребенка подчеркнул, что недостаточно лишь гарантирования Конституцией свободы выражения мнения; право детей на свободное выражение мнения должно быть четко гарантировано законодательством.

    Право детей на свободу выражения мнения тесно связано со статьей 14 (свобода мысли, совести и религии), 15 (свобода собраний) и 17 (доступ к информации). Оно также имеет тесные связи со статьей 12 (право детей быть услушанными). В Замечании общего порядка Комитета по правам ребенка по статье 12 отмечается сходство между этими двумя статьями, но уточняются и их различия. В то время как статья 12 обязывает государства принимать правовые основы и механизмы, необходимые для оказания помощи детям в принятии активного участия по всем вопросам, затрагивающим их интересы, право же на свободу выражения мнения не влечет за собой такие действия. Вместо этого государства должны воздерживаться от вмешательства в это право и стремиться содействовать созданию такой атмосферы, которая уважает права детей выражать свои взгляды.

    Каждый человек несет ответственность за то, чтобы поощрять детей к самовыражению. Однако руководство должно всегда осуществляться в контексте с Конвенцией по правам ребенка в целом и должно уважать и поощрять способности детей принимать свои собственные решения с самого раннего возраста, и их мнения должны учитываться в соответствии с их возрастом и степенью зрелости, в соответствии со статьей 5 (развивающиеся способности) и 12 (право быть услушанным). Обеспечение доступа детей к информации из различных источников является ключевым фактором в помощи детям составить их собственное мнение о том, что они думают и как они выражают свою позицию.

    Игра является одним из способов, в которых дети развивают способность выражать себя с раннего возраста. Поэтому жизненно важно, чтобы у них была возможность играть и принимать участие в развлекательных мероприятиях, культурной жизни и искусстве (статья 31). Усилия по расширению участия детей должны также предусматривают право детей, принадлежащих к группам меньшинств, на свою собственную культуру, исповедовать свою религию и говорить на родном языке (статья 30).

    Право детей на свободу выражения мнения также было в высокой степени проанализировано в различных областях. Установленный Комитетом день общей дискуссии о средствах массовой информации, например, подчеркнул права детей на участие в средствах массовой информации. В то же время, Замечание общего порядка о целях образования предусматривает возможность выражать детьми мнения не только о содержании образования, но и о методах преподавания и о школьной среде в целом. В другом случае, Комитет выразил обеспокоенность в связи с запретом на ношение религиозных символов в школах как нарушение статьи 13. Подробнее в статье 14 (свобода мысли, совести и религии).

    Возможны некоторые ограничения в отношении статьи 13 — например, в отношении насильственных и порнографических материалов — но они должны соответствовать ограничениям, установленным в Конвенции по правам ребенка. Кроме того, строгие правила регулируют публикацию информации в средствах массовой информации, которая может привести к идентификации конкретного ребенка. Но любые ограничения должны быть сбалансированы с правом детей на получение и распространение информации и должны быть прописаны в законе.

    В других документах, Замечание общего порядка Комитета по ВИЧ и СПИДу предусматривает возможность предоставления детям высказаться о своем опыте в этом вопросе. Замечание общего порядка о правах детей с ограниченными возможностями указывает на важность этого права. Это подкрепляется Конвенцией о правах инвалидов (статья 21), которая указывает на то, что люди с ограниченными возможностями должны иметь возможность самовыражения «посредством любых форм общения по их выбору. Правило 13 Правил, касающихся защиты несовершеннолетних, лишенных свободы гласит, что дети, находящиеся в местах лишения свободы должны пользоваться всеми аспектами этого права, которые являются совместимыми с лишением свободы.

    Эта страница является частью руководства по правам детей, изложенных в статьях Конвенции ООН о правах ребенка. Руководство объясняет, что означают эти права, почему они важны и что государства должны делать, чтобы их гарантировать.

    Тема 14 -15 — Задание №6 Ознакомьтесь с содержанием двух статей Конвенции о правах ребенка (1989 г.), выполните задания и ответьте на вопросы.

    Ознакомьтесь с содержанием двух статей Конвенции о правах ребенка (1989 г.), выполните задания и ответьте на вопросы.

    Часть I

    Статья 13

    1. Ребенок имеет право свободно выражать свое мнение; это право включает свободу искать, получать и передавать информацию и идеи любого рода, независимо от границ, в устной, письменной или печатной форме, в форме произведений искусства или с помощью других средств по выбору ребенка.
    2. Осуществление этого права может подвергаться некоторым ограничениям, однако этими ограничениями могут быть только те ограничения, которые предусмотрены законом и которые необходимы:
      • а) для уважения прав и репутации других лиц; или
      • б) для охраны государственной безопасности или общественного порядка (order public), или здоровья или нравственности населения.
      • Статья 15

      • Государства-участники признают право ребенка на свободу ассоциации и свободу мирных собраний.
      • В отношении осуществления данного права не могут применяться какие-либо ограничения, кроме тех, которые применяются в соответствии с законом и которые необходимы в демократическом обществе в интересах государственной безопасности или общественной безопасности, общественного порядка (order public), охраны здоровья или нравственности населения или защиты прав и свобод других лиц.

    1) Какие два права ребенка зафиксированы в приведенных статьях Конвенции?

    ОТВЕТ: право свободно выражать свое мнение и право свободно выражать свое мнение

    2) Используя собственный социальный опыт, приведите пример реализации каждого из названных прав.

    ОТВЕТ: Когда родители что-то решают они спрашивают у ребенка, что они думают по этому поводу, то есть интересуются его мнением. У нас в школе дети могут устраивать мирные собрания

    3) Какие ограничения этих прав предусмотрены Конвенцией?

    ОТВЕТ: которые необходимы в демократическом обществе в интересах государственной безопасности или общественной безопасности, общественного порядка, охраны здоровья или нравственности населения или защиты прав и свобод других лиц

    4) Подтвердите необходимость любого из ограничений прав ребенка конкретными примерами.

    ОТВЕТ: Если мнение ребенка не уважает права другого человека и нарушает его репутацию, то необходимо ограничить его. Например, когда высказывая свое мнение, ребенок обижает дедушку, в этот момент он проявляет неуважение и ему нужно запретить.

    Смотрите еще:

    • Земельные субсидии Субсидии на восстановление земель увеличат до 2 млрд рублей В Минсельхозе предлагают увеличить ежегодный объем субсидирования аграриев, восстанавливающих заброшенные участки, до 2 млрд рублей. По расчетам ведомства это позволит за […]
    • Общество защиты прав потребителей харьков Инспекции по правам потребителей Харькова 1. Инспекция по вопросам защиты прав потребителей в Харьковской области Адрес: Харьков, ул. Сумская, 45 Телефон: +380 (57) 700-39-65; тел./факс: +380 (57) 700-39-68 Режим работы: пн-чт […]
    • Субсидия для военнослужащих очередь Льготная очередь по получению жилищной субсидии для военнослужащего Здравствуйте! Подскажите пожалуйста: В конце 2016 г. ВВК был признан негоден к военной службе с категорией «Д». 2.01.2017г. закончился контракт по предельному возрасту. […]
    • Получить разрешение опеки Как правильно подать запрос в Отдел опеки и попечительства Для подачи в суд мне нужна копия Постановления на опекунство на мою мать,подтверждающая,что опекуном является мой брат,т.е. ее сын.Как правильно написать заявление в Отдел опеки и […]
    • Сколько долг налога Налоговый долг: когда и как можно признать его безнадежным Законом предусмотрена возможность признать в судебном порядке долги по налогам безнадежными, если инспекция их так и не взыскала за трехлетний срок. Однако на практике у судов […]
    • Служебная записка на новую штатную единицу Штатное расписание: дополнительная штатная единица Как вводится дополнительная штатная единица? Возникла потребность в расширении штата организации. Нужно увеличить штатное расписание. Все знают, что «штатка» – это документ, в котором […]
    • Штатное расписание юрист Штатное расписание: творим самостоятельно Оштрафовать фирму за отсутствие штатного расписания нельзя: это не нарушение трудового или налогового законодательства. Ведь обязанность иметь такой документ прямо в Трудовом кодексе не прописана. […]
    • Образец приказа о приеме по срочному трудовому договору Приказ о приеме на работу по срочному трудовому договору: образец На временные работы организация берет сотрудника и заключает с ним срочный трудовой контракт (договор). Как составитьприказ о приеме на работу по срочному трудовому […]