Приложение 8 к приказу 8 н

Приложение N 8. Заявление о возврате суммы излишне уплаченного (взысканного, подлежащего возмещению) налога (сбора, страховых взносов, пеней, штрафа) (форма по КНД1150058)

См. рекомендуемый формат представления заявления о возврате суммы излишне уплаченного (взысканного, подлежащего возмещению) налога (сбора, страховых взносов, пеней, штрафа) в электронной форме, утвержденный приказом ФНС России от 23 мая 2017 г. N ММВ-7-8/[email protected]

См. данную форму в редакторе MS-Excel и образцы ее заполнения

Приложение N 8
к приказу ФНС России
от 14 февраля 2017 г. N ММВ-7-8/[email protected]

(1) Указывается уникальный (порядковый) номер заявления от заявителя в текущем году.

(2) Отчество указывается при наличии (относится ко всем листам заявления).

(3) Указать статью Налогового кодекса Российской Федерации (78, 79, 176, 203, 333.40), на основании которой производится возврат.

(4) Значение показателя налогового (расчетного) периода указывается с использованием десятизначного кода, разделенного знаками «.» (точка) в 3-м и 6-м знакоместах. Первые два знака значения показателя предназначены для указания налогового (расчетного) периода следующим образом: «МС» — месячный; «KB» — квартальный; «ПЛ» — полугодовой; «ГД» — годовой.

В 4-м и 5-м знаках значения показателя налогового (расчетного) периода для месячного налогового (расчетного) периода указывается номер месяца текущего отчетного года (принимает значения от 01 до 12), для квартального — номер квартала (принимает значения от 01 до 04), для полугодового — номер полугодия (принимает значения от 01 до 02).

В 7 -10 знаках значение показателя налогового (расчетного) периода указывается год.

При уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней и штрафов либо представления налоговой декларации (расчета, расчета по страховым взносам) один раз в год 4-й и 5-й знаки значения показателя налогового (расчетного) периода заполняются нулями («0»). Если законодательством о налогах и сборах установлены конкретные даты уплаты налога (сбора, страховых взносов) либо представления налоговой декларации (расчета, расчета по страховым взносам), то в значении показателя налогового (расчетного) периода указывается соответствующая дата.

Например: «MC.02.2016»; «КВ.01.2016»; «ПЛ.02.2016»; «ГД.00.2016»; «04.09.2016».

(6) 01 — на бумажном носителе (по почте); 02 — на бумажном носителе (лично); 03 — на бумажном носителе с дублированием на съемном носителе (лично);

04 — по телекоммуникационным каналам связи с электронной подписью; 05 — другое; 08 — на бумажном носителе с дублированием на съемном носителе (по почте);

09 — на бумажном носителе с использованием штрих-кода (лично); 10 — на бумажном носителе с использованием штрих-кода (по почте).

(7) 21 — паспорт гражданина Российской Федерации.

(8) Не заполняется, если указан ИНН.

(9) 21 — паспорт гражданина Российской Федерации; 03 — свидетельство о рождении; 07 — военный билет; 08 — временное удостоверение, выданное взамен военного билета;

10 — паспорт иностранного гражданина; 11 — свидетельство о рассмотрении ходатайства о признании лица беженцем на территории Российской Федерации по существу;

12 — вид на жительство в Российской Федерации; 13 — удостоверение беженца; 14 — временное удостоверение личности гражданина Российской Федерации;

15 — разрешение на временное проживание в Российской Федерации; 18 — свидетельство о предоставлении временного убежища на территории Российской Федерации;

23 — свидетельство о рождении, выданное уполномоченным органом иностранного государства; 24 — удостоверение личности военнослужащего Российской Федерации;

91 — иные документы.

(10) Код региона указывается в справочнике «Коды субъектов Российской Федерации» согласно приложению N 3 к Порядку заполнения налоговой декларации по водному налогу, утвержденному приказом ФНС России от 09.11.2015 N ММВ-7-3/[email protected] (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 26.01.2016, регистрационный номер 40785).

ПРИКАЗ ФНС РФ от 16.09.2016 № ММВ-7-8/[email protected]

МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНАЯ НАЛОГОВАЯ СЛУЖБА

ПРИКАЗ
от 16 сентября 2016 г. N ММВ-7-8/[email protected]

О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ
В ПРИКАЗ ФНС РОССИИ ОТ 25.12.2008 N ММ-3-1/[email protected] «О СОЗДАНИИ
ИНФОРМАЦИОННОГО РЕСУРСА РЕЗУЛЬТАТОВ РАБОТЫ ПО ЗАЧЕТАМ
И ВОЗВРАТАМ»

В целях координации действий налоговых органов по выполнению требований статей 78, 79, 176, 176.1, 203, 203.1 и 333.40 Налогового кодекса Российской Федерации при осуществлении операций зачета и возврата излишне уплаченных и излишне взысканных налоговых платежей, подлежащих возмещению налогоплательщику сумм налога на добавленную стоимость и акцизов, а также обеспечения автоматизации проведения налоговыми органами операций по зачетам и возвратам приказываю:
1. Внести в приказ ФНС России от 25.12.2008 N ММ-3-1/[email protected] «О создании информационного ресурса результатов работы по зачетам и возвратам» следующие изменения:
1.1. В приложении N 1:
1.1.1. В Разделе I «Учет операций налогового органа при обнаружении переплаты» в графе 22 слова «дата подписания» заменить словами «дата формирования».
1.1.2. В Разделе II «Учет операций налогового органа по осуществлению зачетов и возвратов излишне уплаченных сумм» в графах 44, 59 слова «дата подписания» заменить словами «дата формирования».
1.1.3. В Разделе III «Учет операций налогового органа по осуществлению зачетов и возвратов излишне взысканных сумм» в графах 41, 55 слова «дата подписания» заменить словами «дата формирования».
1.1.4. В Разделе IV «Учет операций налогового органа по возмещению налога путем зачетов и (или) возвратов» в графах 32, 55, 68 слова «дата подписания» заменить словами «дата формирования».
1.1.5. В Разделе I «Учет операций налогового органа при обнаружении переплаты» в графах 8 — 10 слова «извещение налоговым органом налогоплательщика» заменить словами «сообщение налогоплательщику».
1.1.6. В Разделе I «Учет операций налогового органа при обнаружении переплаты» в графах 22 — 23, в Разделе II «Учет операций налогового органа по осуществлению зачетов и возвратов излишне уплаченных сумм» в графах 44 — 46, 59 — 60, в Разделе III «Учет операций налогового органа по осуществлению зачетов и возвратов излишне взысканных сумм» в графах 41 — 42, 55 — 56, в Разделе IV «Учет операций налогового органа по возмещению налога путем зачетов и (или) возвратов» в графах 32 — 33, 55 — 56, 68 — 69 слова «извещение налогоплательщика» заменить словами «сообщение налогоплательщику».
1.1.7. В Разделе II «Учет операций налогового органа по осуществлению зачетов и возвратов излишне уплаченных сумм» в графах 18, 19, в Разделе III «Учет операций налогового органа по осуществлению зачетов и возвратов излишне взысканных сумм» в графах 16, 17 слова «справка о состоянии расчетов с бюджетом ф. 39-1» заменить словами «справка о состоянии расчетов по налогам, сборам, пеням, штрафам, процентам».
1.1.8. Раздел V «Учет операций налогового органа при осуществлении зачета и (или) возврата суммы НДС, заявленной к возмещению в заявительном порядке в соответствии со статьей 176.1 Налогового кодекса Российской Федерации» изложить в редакции согласно приложению к настоящему приказу.
1.2. В приложении N 2:
1.2.1. По тексту слова «извещение налогоплательщика» заменить словами «сообщение налогоплательщику»; слово «извещение» в соответствующем падеже заменить словом «сообщение» в соответствующем падеже; слова «отдел урегулирования задолженности и обеспечения процедур банкротства» в соответствующем падеже заменить словами «отдел, к компетенции которого относятся вопросы урегулирования задолженности,» в соответствующем падеже.
1.2.2. В абзацах 10 и 11 пункта 1.2 слово «инспекция» в соответствующем падеже заменить словами «налоговый орган» в соответствующем падеже.
1.2.3. В пункте 1.3 слова «инспекций ФНС России» заменить словами «налоговых органов».
1.2.4. Пункт 1.4 изложить в следующей редакции:
«1.4. При формировании приложений N N 1, 3 к приказу ФНС России от 03.03.2015 N ММВ-7-8/[email protected] «Об утверждении форм документов, используемых налоговыми органами при осуществлении зачета и возврата сумм излишне уплаченных (взысканных) налогов, сборов, пеней, штрафов» (далее — приказ ФНС России от 03.03.2015 N ММВ-7-8/[email protected]) предусматривается в случае изменения структуры налогового органа возможность подписания указанных форм начальниками отделов, к компетенции которых относятся вопросы урегулирования задолженности, учета и анализа, камеральных проверок.».
1.2.5. Пункт 2.5 изложить в следующей редакции:
«2.5. Сообщение о факте излишней уплаты (взыскания) налога (сбора, пени, штрафа) (направляется по форме согласно приложению N 2 к приказу ФНС России от 03.03.2015 N ММВ-7-8/[email protected]), сообщение о принятом решении о зачете (возврате) суммы излишне уплаченного налога (сбора, пени, штрафа) (направляется по форме согласно приложению N 4 к приказу ФНС России от 03.03.2015 N ММВ-7-8/90), решение об отмене решения о возврате (полностью или частично) суммы налога, заявленной к возмещению, в заявительном порядке и (или) решения о зачете суммы налога, заявленной к возмещению, в заявительном порядке в части суммы налога, не подлежащей возмещению (направляется по форме согласно приложению N 6 к приказу ФНС России от 03.03.2015 N ММВ-7-8/[email protected]) и сообщение об отмене решения о возврате (полностью или частично) суммы налога, заявленной к возмещению, в заявительном порядке и (или) решения о зачете суммы налога, заявленной к возмещению в заявительном порядке, в части суммы налога, не подлежащей возмещению (направляется по форме согласно приложению N 7 к приказу ФНС России от 03.03.2015 N ММВ-7-8/[email protected]) может быть передано руководителю организации (ее законному или уполномоченному представителю) или физическому лицу (его законному или уполномоченному представителю) лично под расписку. В случае, если лицо уклоняется от получения сообщения, оно направляется по почте заказным письмом или передается в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи либо через личный кабинет налогоплательщика. В случае передачи указанного сообщения в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи оно считается полученным с даты формирования протокола о доставке. В случае передачи указанного сообщения через личный кабинет налогоплательщика оно считается полученным по истечении одного рабочего дня с даты передачи.».
1.2.6. Пункт 2.7 изложить в следующей редакции:
«2.7. Форма решения о зачете суммы излишне уплаченного (взысканного) налога (сбора, пени, штрафа) приведена в приложении N 1 к приказу ФНС России от 03.03.2015 N ММВ-7-8/[email protected] Данная форма также применяется при осуществлении зачета сумм излишне уплаченного (взысканного) налога (сбора, пени, штрафа), а также подлежащих возмещению сумм налогов, сборов, пеней, штрафов разными налоговыми органами, находящимися на территории одного субъекта Российской Федерации.
Решение о межрегиональном зачете принимается или самостоятельно налоговым органом по месту учета организации, или по заявлению организации.».
1.2.7. Пункт 2.9 исключить.
1.2.8. Дополнить пунктом 2.10 следующего содержания:
«2.10. В случае формирования по форме согласно приложению N 1 к приказу ФНС России от 03.03.2015 N ММВ-7-8/[email protected] решения о зачете суммы переплаты налогоплательщика по налогу, сбору, пени и штрафу в счет предстоящих платежей, погашения недоимки по налогу, сбору, пени и штрафу в пределах одного ОКТМО и КБК, такое решение о зачете переплаты отражается путем переноса подлежащей зачету суммы переплаты из карточки «РСБ», где числится переплата, в карточку «РСБ» — куда она направляется, без направления данных решений на исполнение в органы Федерального казначейства.».
1.2.9. Пункт 3.1.1 изложить в следующей редакции:
«3.1.1. В данном разделе последовательно отражаются операции, проводимые налоговым органом при обнаружении факта излишней уплаты (излишнего взыскания) сумм налога, сбора, пени, штрафа в рамках реализации статей 78, 79 НК РФ.
Факт излишней уплаты (излишнего взыскания) налога, сбора, пени, штрафа (графа 4, заполняется автоматически) в отношении налогоплательщиков устанавливается с помощью автоматического процесса:
в ПК «СЭОД» — с помощью технологического процесса, запуск технологического процесса осуществляется сотрудниками отдела информационных технологий.
в АИС «Налог-3» — с помощью налогового автомата.
Датой обнаружения факта излишней уплаты (излишнего взыскания) налога считается дата формирования сообщения о факте излишней уплаты (взыскания) налога (сбора, пени, штрафа) налогоплательщику.
Периодичность формирования списка налогоплательщиков, имеющих суммы излишней уплаты (излишнего взыскания):
— по физическим лицам: в течение трех месяцев после наступления срока уплаты — по имущественным налогам, в течение пятнадцати рабочих дней после завершения камеральной налоговой проверки представленной первичной декларации без выявленных нарушений — по НДФЛ;
— по юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям — в течение пятнадцати рабочих дней после завершения камеральной налоговой проверки первичной декларации без выявленных нарушений.
Излишне уплаченная (взысканная) сумма рассчитывается программными средствами по каждому КБК на основании данных деклараций, данных налоговых проверок, данных ввода расчетных документов и данных по зачетам и возвратам.
Список передается для согласования в отдел камеральных проверок, отдел выездных проверок, аналитический отдел.
В аналитический отдел список передается в целях подтверждения полноты и правильности отражения в карточке «РСБ» уплаченных сумм.
В отдел выездных проверок список передается в целях подтверждения полноты и своевременности отражения в карточке «РСБ» сумм, начисленных по результатам выездных налоговых проверок.
Время согласования списка указанными отделами не должно превышать пять рабочих дней.
После этого списки налогоплательщиков, имеющих подтвержденную переплату, передаются в отдел, к компетенции которого относятся вопросы урегулирования задолженности, для проведения мероприятий по зачету в рамках статей 78, 79 НК РФ.
После проведения указанных мероприятий формируются сообщения о факте излишней уплаты (взыскания) налога (сбора, пени, штрафа).».
1.2.10. Абзац 1 пункта 3.1.3 изложить в следующей редакции:
«Графы 8 — 10 заполняются либо автоматически, либо отделом, в чьи функции входит отправка корреспонденции.».
1.2.11. Абзацы 2 и 3 пункта 3.1.3 исключить.
1.2.12. Абзац 4 пункта 3.1.3 изложить в следующей редакции:
«Сообщение о факте излишней уплаты (взыскания) налога (сбора, пени, штрафа) передается для вручения налогоплательщику в отдел, в чьи функции входит отправка корреспонденции.».
1.2.13. Абзац 10 пункта 3.1.4 изложить в следующей редакции:
«б) подготавливается сообщение о принятом решении о зачете (возврате) суммы излишне уплаченного налога (сбора, пени, штрафа).».
1.2.14. Абзац 11 пункта 3.1.4 исключить.
1.2.15. Абзац 13 пункта 3.1.4 изложить в следующей редакции:
«Сообщение о принятом решении о зачете (возврате) суммы излишне уплаченного налога (сбора, пени, штрафа) передается для вручения налогоплательщику в отдел, в чьи функции входит отправка корреспонденции.».
1.2.16. Абзац 14 пункта 3.1.4 изложить в следующей редакции:
«Графы 22 — 23 заполняются автоматически при формировании сообщения.».
1.2.17. Пункт 3.2.1 изложить в следующей редакции:
«3.2.1. Зачет (возврат) осуществляется на основании письменного заявления налогоплательщика (заявления, представленного в электронной форме с усиленной квалифицированной электронной подписью по телекоммуникационным каналам связи или представленного через личный кабинет налогоплательщика).
Отдел, в чьи функции входит ввод реквизитов заявления, вводит реквизиты поступившего заявления о зачете (возврате) излишне уплаченных (излишне взысканных) сумм налога (сбора, пени, штрафа) в графы 4 — 6, затем зарегистрированное заявление по реестру передается для ввода в отдел, в чью компетенцию входят функции ввода. После ввода заявление по реестру передается в отдел камеральных проверок, отдел выездных проверок для подтверждения факта излишней уплаты (излишнего взыскания) налога (сбора, пени, штрафа).
В отдел выездных проверок заявление передается на согласование в целях подтверждения полноты и своевременности отражения в КРСБ сумм, начисленных по результатам выездных налоговых проверок.
Указанные отделы в течение пяти рабочих дней согласовывают суммы налога (сбора, пени, штрафа). Затем заявление по реестру передается в отдел, к компетенции которого относятся вопросы урегулирования задолженности, для осуществления зачета (возврата).».
1.2.18. Абзацы 1 и 2 пункта 3.2.2 изложить в следующей редакции:
«Графы 7 — 17 заполняются отделом, в чью компетенцию входят функции ввода, на основании заявления, представленного налогоплательщиком.
В случае наличия расхождений по заявленной налогоплательщиком к зачету (возврату) сумме данным учета налоговых органов копия первоначально представленного заявления возвращается налоговым органом налогоплательщику без исполнения способами, указанными в пункте 2.5 настоящих методических рекомендаций. Реквизиты письма налогового органа отражаются в графах 28 — 30.».
1.2.19. Абзац 3 пункта 3.2.3 исключить.
1.2.20. Абзац 4 пункта 3.2.3 изложить в следующей редакции:
«в) графа 23.1 заполняется сотрудником отдела камеральных проверок после проведения им всего комплекса контрольных мероприятий. Дата окончания камеральной проверки декларации является начальной при исчислении срока принятия налоговым органом решения о зачете (возврате) излишне уплаченного налога в случае подачи налогоплательщиком заявления одновременно с предоставлением налоговой декларации, либо в период, когда срок, установленный статьей 88 НК РФ для проведения камеральной проверки не истек, с указанием в данном заявлении на зачет (возврат) суммы переплаты, образовавшейся по данной декларации. Отделом камеральных проверок после окончания камеральной проверки декларации заявление налогоплательщика для осуществления зачета (возврата) излишне уплаченного налога в течение трех дней по реестру передается в отдел, к компетенции которого относятся вопросы урегулирования задолженности.».
1.2.21. Абзац 6 пункта 3.2.4 изложить в следующей редакции:
«б) подготавливается сообщение о принятом решении о зачете (возврате) суммы излишне уплаченного налога (сбора, пени, штрафа).».
1.2.22. Абзац 7 пункта 3.2.4 исключить.
1.2.23. Абзац 8 пункта 3.2.4 изложить в следующей редакции:
«После заполнения граф 31 — 32 форма сообщения о принятом решении о зачете (возврате) суммы излишне уплаченного налога (сбора, пени, штрафа) и форма решения о зачете (возврате) суммы излишне уплаченного (взысканного) налога (сбора, пени, штрафа) заполняется в автоматическом режиме. Форма решения о зачете (возврате) суммы излишне уплаченного (взысканного) налога (сбора, пени, штрафа) приведена в приложении N 3 к приказу ФНС России от 03.03.2015 N ММВ-7-8/[email protected]».
1.2.24. Абзац 10 пункта 3.2.4 изложить в следующей редакции:
«Сообщение о принятом решении о зачете (возврате) суммы излишне уплаченного налога (сбора, пени, штрафа) передается для вручения налогоплательщику в отдел, в чьи функции входит отправка корреспонденции.».
1.2.25. Абзац 11 пункта 3.2.4 изложить в следующей редакции:
«Графы 44 — 46 заполняются автоматически при формировании сообщения о принятом решении о зачете (возврате).».
1.2.26. В пунктах 3.2.7, 3.3.7, 3.3.11, 3.4.9, 3.4.10, 3.5.8, 3.5.9 цифры «1/360» заменить словами «1/365 (на 1/366 — если год високосный).».
1.2.27. Пункт 3.2.9 исключить.
1.2.28. Пункт 3.3.1 изложить в следующей редакции:
«3.3.1. Отдел, в чьи функции входит ввод реквизитов заявления, вводит реквизиты поступившего заявления о зачете (возврате) излишне уплаченных (излишне взысканных) сумм в графы 4 — 6, затем зарегистрированное заявление по реестру передается для ввода в отдел, в чью компетенцию входят функции ввода. После ввода заявление по реестру передается в отдел камеральных проверок, в отдел выездных проверок для подтверждения факта излишней уплаты (излишнего взыскания), затем заявление по реестру передается в отдел, к компетенции которого относятся вопросы урегулирования задолженности, для осуществления зачета (возврата).
В отдел выездных проверок заявление передается на согласование в целях подтверждения полноты и своевременности отражения в КРСБ сумм, начисленных по результатам выездных налоговых проверок.».
1.2.29. Пункт 3.3.2 изложить в следующей редакции:
«3.3.2. Графы 7 — 12.4 заполняются отделом, в чью компетенцию входят функции ввода, на основании заявления, представленного налогоплательщиком.».
1.2.30. Абзац 1 пункта 3.3.4 изложить в следующей редакции:
«В случае непризнания факта излишнего взыскания или наличия расхождений по заявленной налогоплательщиком к возврату сумме, копия первоначально представленного заявления возвращается налоговым органом налогоплательщику без исполнения способами, указанными в пункте 2.5 настоящих методических рекомендаций.».
1.2.31. Пункт 3.3.5 изложить в следующей редакции:
«3.3.5. В случае отсутствия разногласий в данных учета налогового органа и налогоплательщика и подтверждения факта излишнего взыскания отделом, в чьи функции входит урегулирование задолженности, заполняются графы 22 — 26.».
1.2.32. Абзац 7 пункта 3.3.6 изложить в следующей редакции:
«б) подготавливается сообщение о принятом решении о зачете (возврате) суммы излишне уплаченного налога (сбора, пени, штрафа).».
1.2.33. Абзац 8 пункта 3.3.6 исключить.
1.2.34. Абзацы 10 и 11 пункта 3.3.6 изложить в следующей редакции:
«Сообщение о принятом решении о зачете (возврате) суммы излишне уплаченного налога (сбора, пени, штрафа) передается для вручения налогоплательщику в отдел, в чьи функции входит отправка корреспонденции. Сообщение о принятом решении о зачете (возврате) суммы излишне уплаченного налога (сбора, пени, штрафа) должно быть вручено налогоплательщику в течение пяти дней со дня принятия решения о проведении зачета.
Графы 41 — 42 заполняются автоматически при формировании сообщения.».
1.2.35. Пункт 3.3.13 исключить.
1.2.36. Абзац 8 пункта 3.4.2 изложить в следующей редакции:
«б) подготавливается сообщение о принятом решении о зачете (возврате) суммы излишне уплаченного налога (сбора, пени, штрафа).».
1.2.37. Абзац 9 пункта 3.4.2 исключить.
1.2.38. Абзацы 11 и 12 пункта 3.4.2 изложить в следующей редакции:
«Сообщение о принятом решении о зачете (возврате) суммы излишне уплаченного налога (сбора, пени, штрафа) передается для вручения налогоплательщику в отдел, в чьи функции входит отправка корреспонденции.
Графы 32 — 33 заполняются автоматически при формировании сообщения.».
1.2.39. Пункт 3.4.5 изложить в следующей редакции:
«3.4.5. Сумма, которая не была зачтена, подлежит возврату налогоплательщику по его письменному заявлению.
Отдел, в чьи функции входит ввод реквизитов заявления, вводит реквизиты поступившего заявления в графы 41 — 43, затем заявление передается для ввода в отдел, в чью компетенцию входят функции ввода. После ввода отделом, в чью компетенцию входят функции ввода, заявление передается в отдел, к компетенции которого относятся вопросы урегулирования задолженности.
Графы 44 — 48.4 заполняются отделом, в чью компетенцию входят функции ввода, на основании заявления, представленного налогоплательщиком.».
1.2.40. Абзацы 8 и 9 пункта 3.4.7 изложить в следующей редакции:
«Сообщение о принятом решении о зачете (возврате) суммы излишне уплаченного налога (сбора, пени, штрафа) передается в отдел, в чьи функции входит отправка корреспонденции, для вручения налогоплательщику.
Графы 55 — 56 заполняются автоматически при формировании сообщения.».
1.2.41. Абзацы 14 и 15 пункта 3.4.10 изложить в следующей редакции:
«Сообщение о принятом решении о зачете (возврате) суммы излишне уплаченного налога (сбора, пени, штрафа) передается в отдел, в чьи функции входит отправка корреспонденции, для вручения налогоплательщику.
Графы 68 — 69 заполняются автоматически при формировании сообщения.».
1.2.42. Абзац 8 пункта 3.5.2 изложить в следующей редакции:
«б) подготавливается сообщение о принятом решении о зачете (возврате) суммы излишне уплаченного налога (сбора, пени, штрафа).».
1.2.43. Абзац 9 пункта 3.5.2 исключить.
1.2.44. Абзацы 11 и 12 пункта 3.5.2 изложить в следующей редакции:
«Сообщение о принятом решении о зачете (возврате) суммы излишне уплаченного налога (сбора, пени, штрафа) передается в отдел, в чьи функции входит отправка корреспонденции, для вручения налогоплательщику.
Графы 24 — 25 заполняются автоматически при формировании сообщения.».
1.2.45. Абзац 5 пункта 3.5.5 изложить в следующей редакции:
«Отдел, в чьи функции входит ввод реквизитов заявления, вводит предложенные налогоплательщиком платежные реквизиты счета налогоплательщика, на который должны поступить денежные средства от возврата (из заявления о применении заявительного порядка возмещения налога) в графы 40 — 43.».
1.2.46. Абзацы 9 и 10 пункта 3.5.5 изложить в следующей редакции:
«Сообщение о принятом решении о зачете (возврате) суммы излишне уплаченного налога (сбора, пени, штрафа) передается в отдел, в чьи функции входит отправка корреспонденции, для вручения налогоплательщику.
Графы 44 — 45 заполняются автоматически при формировании сообщения о принятом решении о возврате.».
1.2.47. Абзацы 3 и 4 пункта 3.5.10 изложить в следующей редакции:
«Сообщение о принятом решении о зачете (возврате) суммы излишне уплаченного налога (сбора, пени, штрафа) передается в отдел, в чьи функции входит отправка корреспонденции, для вручения налогоплательщику.
Графы 62 — 63 заполняются автоматически при формировании сообщения о принятом решении.».
1.2.48. В абзаце 5 пункта 3.1.3, абзаце 12, 15 пункта 3.1.4, абзацах 11, 12 пункта 3.2.4, абзаце 9 пункта 3.3.6, абзацах 10, 13 пункта 3.4.2, абзацах 7, 10 пункта 3.4.7, абзацах 15, 16 пункта 3.4.10, абзацах 10, 13 пункта 3.5.2, абзацах 8, 11 пункта 3.5.5, абзацах 2, 5 пункта 3.5.10, абзацах 3, 4 пункта 3.5.12 слово «извещение» заменить словом «сообщение» в соответствующем падеже.
1.3. Приложения N 3 — 10 признать утратившими силу.
1.4. В приложении N 11:
1.4.1. В графе наименований показателя:
в строке 22 Раздела 1 «Учет операций налогового органа при обнаружении переплаты», в строке 44 Раздела II «Учет операций налогового органа по осуществлению зачетов и возвратов излишне уплаченных сумм», в строках 24, 44, 62 Раздела V «Учет операций налогового органа при осуществлении зачета и (или) возврата суммы НДС, заявленной к возмещению в заявительном порядке в соответствии со статьей 176.1 Налогового кодекса Российской Федерации» слова «дата подписания» заменить словами «дата формирования»;
в строке 22 Раздела 1 «Учет операций налогового органа при обнаружении переплаты», в строках 44, 45 Раздела II «Учет операций налогового органа по осуществлению зачетов и возвратов излишне уплаченных сумм» слова «извещение налогоплательщика» в соответствующем падеже заменить словами «сообщение налогоплательщику» в соответствующем падеже, в строке 10 Раздела 1 «Учет операций налогового органа при обнаружении переплаты» слово «извещение» заменить словом «сообщение».
1.4.2. В графе «Наименование первичного документа, на основании которого формируется показатель»:
в строках 8, 9, 10 Раздела 1 «Учет операций налогового органа при обнаружении переплаты» слова «Приложение 6 к приказу ФНС России от 25.12.2008 N ММ-3-1/[email protected]» заменить словами «Приложение N 2 к приказу ФНС России от 03.03.2015 N ММВ-7-8/[email protected]»;
в строках 11, 12, 13 — 15 Раздела 1 «Учет операций налогового органа при обнаружении переплаты», в строках 33 — 35 Раздела II «Учет операций налогового органа по осуществлению зачетов и возвратов излишне уплаченных сумм», в строках 29 — 31 Раздела III «Учет операций налогового органа по осуществлению зачетов и возвратов излишне взысканных сумм», в строках 23, 24, 26 Раздела IV «Учет операций налогового органа по возмещению налога путем зачетов и (или) возвратов», в строках 13, 14, 16 Раздела V «Учет операций налогового органа при осуществлении зачета и (или) возврата суммы НДС, заявленной к возмещению в заявительном порядке в соответствии со статьей 176.1 Налогового кодекса Российской Федерации» слова «Приложение 3, 4, 8 к приказу ФНС России от 25.12.2008 N ММ-3-1/[email protected]» заменить словами «Приложение N 1 к приказу ФНС России от 03.03.2015 N ММВ-7-8/[email protected]»;
в строках 17, 17.1, 18 — 20 Раздела 1 «Учет операций налогового органа при обнаружении переплаты», в строках 37, 38, 40, 41.1 Раздела II «Учет операций налогового органа по осуществлению зачетов и возвратов излишне уплаченных сумм», в строках 33, 34, 36, 37.1 Раздела III «Учет операций налогового органа по осуществлению зачетов и возвратов излишне взысканных сумм», в строках 27, 28, 30.1, 31 Раздела IV «Учет операций налогового органа по возмещению налога путем зачетов и (или) возвратов», в строках 17, 18, 21, 23 Раздела V «Учет операций налогового органа при осуществлении зачета и (или) возврата суммы НДС, заявленной к возмещению в заявительном порядке в соответствии со статьей 176.1 Налогового кодекса Российской Федерации» слова «Приложения 4, 8 к приказу ФНС России от 25.12.2008 N ММ-3-1/[email protected]» заменить словами «Приложение N 1 к приказу ФНС России от 03.03.2015 N ММВ-7-8/[email protected]»;
в строках 22, 23 Раздела 1 «Учет операций налогового органа при обнаружении переплаты», в строках 44, 45 Раздела II «Учет операций налогового органа по осуществлению зачетов и возвратов излишне уплаченных сумм», в строках 41, 42 Раздела III «Учет операций налогового органа по осуществлению зачетов и возвратов излишне взысканных сумм», в строках 32, 33, 55, 56, 68, 69 Раздела IV «Учет операций налогового органа по возмещению налога путем зачетов и (или) возвратов», в строках 24, 25, 44, 45, 62, 63 Раздела V «Учет операций налогового органа при осуществлении зачета и (или) возврата суммы НДС, заявленной к возмещению в заявительном порядке в соответствии со статьей 176.1 Налогового кодекса Российской Федерации» слова «Приложение 7 к приказу ФНС России от 25.12.2008 N ММ-3-1/[email protected]» заменить словами «Приложение N 4 к приказу ФНС России от 03.03.2015 N ММВ-7-8/[email protected]»;
в строках 18, 19 Раздела II «Учет операций налогового органа по осуществлению зачетов и возвратов излишне уплаченных сумм» в строках 16, 17 Раздела III «Учет операций налогового органа по осуществлению зачетов и возвратов излишне взысканных сумм» слова «Справка о состоянии расчетов, утвержденной» заменить словами «справка о состоянии расчетов по налогам, сборам, пеням, штрафам, процентам, утвержденная»;
в строках 42 — 43.4 Раздела II «Учет операций налогового органа по осуществлению зачетов и возвратов излишне уплаченных сумм», в строках 38, 40.1 — 40.4 Раздела III «Учет операций налогового органа по осуществлению зачетов и возвратов излишне взысканных сумм», в строках 53 — 54.4 Раздела IV «Учет операций налогового органа по возмещению налога путем зачетов и (или) возвратов», в строках 36 — 43, 58 — 61 Раздела V «Учет операций налогового органа при осуществлении зачета и (или) возврата суммы НДС, заявленной к возмещению в заявительном порядке в соответствии со статьей 176.1 Налогового кодекса Российской Федерации» слова «Приложение 5 к приказу ФНС России от 25.12.2008 N ММ-3-1/[email protected]» заменить словами «Приложение N 3 к приказу ФНС России от 03.03.2015 N ММВ-7-8/[email protected]»;
в строках 59, 60 Раздела II «Учет операций налогового органа по осуществлению зачетов и возвратов излишне уплаченных сумм», в строках 55, 56 Раздела III «Учет операций налогового органа по осуществлению зачетов и возвратов излишне взысканных сумм» слово «извещение» заменить словом «сообщение» в соответствующем падеже;
в строках 75 — 77 Раздела V «Учет операций налогового органа при осуществлении зачета и (или) возврата суммы НДС, заявленной к возмещению в заявительном порядке в соответствии со статьей 176.1 Налогового кодекса Российской Федерации» слова «Приложение N 10 к приказу ФНС России от 25.12.2008 N ММ-3-1/[email protected]» заменить словами «Приложение N 6 к приказу ФНС России от 03.03.2015 N ММВ-7-8/[email protected]»;
в строках 79, 80 Раздела V «Учет операций налогового органа при осуществлении зачета и (или) возврата суммы НДС, заявленной к возмещению в заявительном порядке в соответствии со статьей 176.1 Налогового кодекса Российской Федерации» слова «Приложение N 9 к приказу ФНС России от 25.12.2008 N ММ-3-1/[email protected]» заменить словами «Приложение N 7 к приказу ФНС России от 03.03.2015 N ММВ-7-8/[email protected]»;
1.4.3. В графе «Требования по ведению показателя»:
в строке 8 Раздела 1 «Учет операций налогового органа при обнаружении переплаты» слова «извещения налоговым органом налогоплательщика» заменить словом «сообщения налоговым органом налогоплательщику»;
в строке 9 Раздела 1 «Учет операций налогового органа при обнаружении переплаты» слова «извещения налоговым органом налогоплательщика» заменить словами «сообщения налоговым органом налогоплательщику»;
в строке 57 Раздела II «Учет операций налогового органа по осуществлению зачетов и возвратов излишне уплаченных сумм», в строках 39 и 53 Раздела III «Учет операций налогового органа по осуществлению зачетов и возвратов излишне взысканных сумм», в строках 53.1, 66 Раздела IV «Учет операций налогового органа по возмещению налога путем зачетов и (или) возвратов», в строках 37 и 56 Раздела V «Учет операций налогового органа при осуществлении зачета и (или) возврата суммы НДС, заявленной к возмещению в заявительном порядке в соответствии со статьей 176.1 Налогового кодекса Российской Федерации» цифры «1/360» заменить словами «1/365 (на 1/366 — если год високосный)».
2. Управлению информационных технологий (Т.В. Матвеева) в установленном порядке обеспечить доработку и размещение в Фонде алгоритмов и программ ФНС России программных средств, обеспечивающих ведение информационного ресурса результатов работы по зачетам и возвратам.
3. Руководителям управлений ФНС России по субъектам Российской Федерации и начальникам межрегиональных инспекций ФНС России по крупнейшим налогоплательщикам в пятидневный срок после размещения программного обеспечения в Фонде алгоритмов и программ ФНС России обеспечить установку программных средств и ведение информационного ресурса результатов работы по зачетам и возвратам.
4. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на заместителя руководителя Федеральной налоговой службы, координирующего вопросы урегулирования задолженности по обязательным платежам.

Руководитель
Федеральной налоговой службы
М.В.МИШУСТИН

Раздел V см. в СПС «Консультант Плюс»

Приказ Федеральной налоговой службы (ФНС России) от 2 декабря 2013 г. N ММВ-7-8/[email protected] г. Москва «О внесении изменений в приказ Федеральной налоговой службы от 3 октября 2012 г. N ММВ-7-8/[email protected]»

Зарегистрирован в Минюсте РФ 14 февраля 2014 г.

Регистрационный N 31328

В соответствии с пунктом 4 статьи 31, пунктом 5 статьи 69, пунктом 4 статьи 76 и пунктом 13 статьи 77 Налогового кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, N31, ст. 3824; 2013, N 30, ст. 4081) и в связи с принятием федеральных законов от 28.06.2013 N 134-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части противодействия незаконным финансовым операциям» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2013, N 26, ст. 3207) и от 23.07.2013 N 248-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие законодательные акты Российской Федерации, а также о признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2013, N 30, ст. 4081) приказываю:

1. Наименование, абзацы третий и четвертый пункта 1 приказа Федеральной налоговой службы от 03.10.2012 N ММВ-7-8/[email protected] «Об утверждении форм документа о выявлении недоимки, требования об уплате налога, сбора, пени, штрафа, а также документов, используемых налоговыми органами при применении обеспечительных мер и мер взыскания задолженности по обязательным платежам в бюджетную систему Российской Федерации» (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 18.12.2012, регистрационный номер 26179; «Российская газета», 2012, N 296) после слова «штрафа» дополнить словом «, процентов».

2. Приложения NN 2, 3 и 11 изложить в редакции согласно приложениям NN 1 — 3 к настоящему приказу.

3. Приложения NN 4-6 после слов «об уплате налога, сбора, пени, штрафа» дополнить словом «, процентов».

4. Приложения N 7 и N 8 изложить в редакции согласно приложениям N 4 и N 5 к настоящему приказу.

5. Управлению информационных технологий (Т.В. Матвеева), ФГУП ГНИВЦ ФНС России (В.Б. Безруков) обеспечить доработку соответствующих программных средств и их размещение в Фонде алгоритмов и программ Федеральной налоговой службы в установленном порядке.

6. Руководителям управлений Федеральной налоговой службы по субъектам Российской Федерации довести настоящий приказ до нижестоящих налоговых органов.

7. Пункт 4 настоящего приказа вступает в силу с 1 января 2015 года.

8. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на заместителя руководителя Федеральной налоговой службы, координирующего вопросы урегулирования задолженности по обязательным платежам.

Руководитель Федеральной налоговой службы М. Мишустин

Приказ Минздрава России от 12 ноября 2012г. № 572н

Приказ, Минздрав России, 08 февраля 2013

В соответствии со статьей 37 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2011, № 48, ст. 6724; 2012, № 26, ст. 3442, 3446) приказываю:

1. Утвердить прилагаемый Порядок оказания медицинской помощи по профилю «акушерство и гинекология (за исключением использования вспомогательных репродуктивных технологий)».

2. Признать утратившими силу:

приказ Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 2 октября 2009 г. № 808н «Об утверждении Порядка оказания акушерско-гинекологической помощи» (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 31 декабря 2009 г., регистрационный № 15922);

приказ Министерства здравоохранения Российской Федерации от 14 октября 2003 г. № 484 «Об утверждении инструкций о порядке разрешения искусственного прерывания беременности в поздние сроки по социальным показаниям и проведения операции искусственного прерывания беременности» (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 25 ноября 2003 г., регистрационный № 5260).

Министр
В.И. Скворцова

Категории: Минздрав России; приказ; порядок; приказ.

Приложение 8 к приказу 8 н

  • Главная
  • Защита прав
  • Ментальная инвалидность
  • Нормативно-правовые акты
  • Приказ Минздрава РФ от 8 апреля 1998 г. N 108 «О скорой психиатрической помощи»

Приказ Минздрава РФ от 8 апреля 1998 г. N 108 «О скорой психиатрической помощи»

В целях реализации Закона Российской Федерации «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании», совершенствования и дальнейшего развития скорой психиатрической помощи

1. Организовать работу бригад скорой психиатрической помощи в соответствии с:

1.1. Положением о врачебных и фельдшерских бригадах скорой психиатрической помощи (приложение 1);

1.2. Штатными нормативами медицинского персонала бригад скорой психиатрической помощи (приложение 2);

1.3. Примерным перечнем специального оснащения бригады скорой психиатрической помощи (приложение 3);

1.4. Методическими рекомендациями по организации работы бригад скорой психиатрической помощи (приложение 4).

2. Руководителям органов управления здравоохранением субъектов Российской Федерации:

2.1. Организовать систематическую учебу персонала скорой психиатрической помощи.

2.2. Обеспечить регулярное проведение конференций медицинского персонала психиатрических учреждений и бригад скорой помощи для обсуждения практики психиатрического освидетельствования и госпитализации в недобровольном порядке.

3. Считать недействующими на территории Российской Федерации Приложение 9 к приказу Минздрава СССР от 12.12.80 N 1270, пункт 4 Приложения 10 и пункты 1.1.5, 1.2.7, 1.3.1. Приложения 11 к приказу Минздрава СССР от 29.12.84 N 1490.

4. Контроль за выполнением настоящего приказа возложить на заместителя Министра Стародубова В.И.
Министр
Т.Б.Дмитриева

от 8 апреля 1998 г. N 108
Положение
о врачебных и фельдшерских бригадах скорой психиатрической помощи

1. Врачебные и фельдшерские бригады скорой психиатрической помощи (далее — психиатрические бригады) организуются в составе станции (подстанции, отделения) скорой медицинской помощи, психоневрологического диспансера, психиатрической больницы , а также центральной районной больницы.

2. В своей деятельности психиатрические бригады руководствуются Законом Российской Федерации «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании».

3. На психиатрические бригады распространяются утвержденные Минздравом России Положения о скорой медицинской помощи.

4. Психиатрические бригады обеспечивают скорую психиатрическую помощь по месту пребывания пациента, в том числе в лечебно-профилактических учреждениях.

5. Задачами психиатрических бригад являются:

оказание скорой психиатрической помощи;

осуществление врачом-психиатром освидетельствования лица без его согласия или без согласия его законного представителя и госпитализации в недобровольном порядке в соответствии с действующим законодательством;

транспортировка лиц, страдающих психическими расстройствами, по направлению врача-психиатра в сопровождении среднего медицинского персонала.

6. Психиатрические бригады не имеют права на выдачу документов, удостоверяющих временную нетрудоспособность, судебно-психиатрических и других экспертных заключений, в том числе и по поводу наличия или отсутствия алкогольного опьянения, не выдают каких-либо иных письменных справок. Все необходимые рекомендации пациентам, их законным представителям и медицинскому персоналу психиатрических учреждений даются устно.

7. Психиатрические бригады осуществляют свою работу во взаимодействии с психоневрологическими диспансерами (отделениями, кабинетами), при необходимости направляют в их адрес сведения и рекомендации.

8. Психиатрические бригады при наличии медицинских показаний обязаны осуществлять скорую психиатрическую помощь добровольно обратившимся к ним лицам.

9. Район обслуживания психиатрическими бригадами определяется приказом органа управления здравоохранением субъекта Российской Федерации.

10. Психиатрические бригады обеспечиваются необходимыми медикаментами, медицинским оборудованием и транспортом.

11. Психиатрические бригады не направляются на вызовы без указаний на наличие у предполагаемого пациента психических расстройств.

12. При оказании скорой психиатрической помощи, когда иными методами невозможно предотвратить со стороны пациента действия, представляющие непосредственную опасность для него или других лиц, по решению врача-психиатра применяются меры физического стеснения в наиболее щадящих формах, в том числе с использованием широких лент из плотной хлопчатобумажной ткани. Эти меры осуществляются при контроле со стороны медицинского персонала, их форма и продолжительность указываются врачом-психиатром в медицинской документации.

13. При получении сведений о совершении пациентом агрессивных действий, о том, что он вооружен, забаррикадировался, владеет приемами борьбы, рукопашного боя и др., врач-психиатр заблаговременно извещает об этом сотрудников милиции, которые принимают необходимые меры в порядке, установленном действующим законодательством.

14. При осуществлении госпитализации опись имеющихся при пациенте ценностей, денег, документов, а также предметов, которые могут быть использованы в качестве оружия, вносится врачом-психиатром бригады в медицинскую документацию. Все перечисленное передается под расписку врачу приемного отделения стационара.

15. Число врачебных психиатрических бригад устанавливается в соответствии со штатными нормативами, утвержденными Минздравом России. Число фельдшерских бригад определяется органами управления здравоохранением субъектов Российской Федерации.

16. Врачебные (в составе врача и двух фельдшеров или врача, фельдшера и санитара) и фельдшерские (в составе трех фельдшеров, или двух фельдшеров и санитара) психиатрические бригады обеспечиваются специально оборудованным санитарным автомобилем и специальным оснащением по примерному перечню, утвержденному Минздравом России.

При отсутствии необходимого числа фельдшеров бригады могут комплектоваться, в индивидуальном порядке, другим средним медицинским персоналом.

17. В крупных городах (с населением свыше 1 млн.жителей) из бригад психиатрической помощи могут быть организованы самостоятельные специализированные станции (подстанции) скорой медицинской помощи или отделения психиатрических и психоневрологических учреждений. При организации такого рода станций, подстанций и отделений на них, помимо утвержденных для них штатных нормативов, распространяются штатные нормативы скорой медицинской помощи.

18. Общее руководство деятельностью психиатрических бригад осуществляется администрацией учреждения, в составе которого они организованы. Методическое руководство деятельностью психиатрических бригад осуществляется главным психиатром органа управления здравоохранением.
Начальник Управления
организации медицинской
помощи населению
А.И.Вялков

к приказу Минздрава РФ

от 8 апреля 1998 г. N 108
Штатные нормативы
медицинского персонала бригад скорой психиатрической помощи

1. Врачебный персонал:

1.1 Должности врачей-психиатров устанавливаются из расчета:

а) 1 круглосуточный пост на 300 тысяч населения в городах с численностью населения свыше 100 тысяч жителей, но не менее одного круглосуточного поста на город;

б) 1 круглосуточный пост на 50 тысяч жителей городов с численностью населения до 100 тысяч жителей и поселков городского типа вместе с сельским населением, принятым на обслуживание согласно договору с муниципальными органами исполнительной власти.
2. Средний медицинский персонал:

2.1. Должности фельдшеров устанавливаются соответственно должностям врачей-психиатров, предусмотренным п.1.1.

2.2. Должности фельдшера или медицинской сестры по приему вызовов и передаче их бригаде, если скорая психиатрическая помощь функционирует в составе психиатрического (психоневрологического) учреждения, устанавливаются из расчета 1 круглосуточный пост.
3. Младший медицинский персонал

3.1 Должности санитара (санитарки) устанавливаются соответственно должностям врача или фельдшера на каждую врачебную или фельдшерскую бригаду.

Начальник Управления планирования,
финансирования и развития
Н.Н.Точилова

Приложение 3
к приказу Минздрава РФ
от 8 апреля 1998 г. N 108

Примерный перечень специального оснащения бригады скорой психиатрической помощи

Одноразовые шприцы 10 штук

Стаканчики для приема лекарств 5 штук

Ленты из плотной хлопчатобумажной ткани

(200см х 10см) 3 штуки

Аминазин табл.0,025 2 упаковки

амп.2,5%-2,0 5 упаковок

Тизерцин табл.0,025 1 упаковка

амп.2,5%-1,0 10 упаковок

Хлорпротиксен табл.0,015 1 упаковка

табл.0,05 1 упаковка

Трифтазин табл.0,005 1 упаковка

Стелазин амп.0,005 1 упаковка

Галоперидол табл.0,0015 1 упаковка

табл.0,005 1 упаковка

амп.0,05%-1,0 5 упаковок

Сонапакс та6л.0,01 2 упаковки

Реланиум табл.0,005 2 упаковки

Седуксен амп.0,5%-2,0 10 упаковок

Феназепам табл.0,0005 1 упаковка

табл.0,001 1 упаковка

Амитриптилин табл.0,025 1 упаковка

амп.0,025 2 упаковки

Мелипрамин табл.0,025 1 упаковка

амп.0,025 1 упаковка

Циклодол табл.0,002 1 упаковка

Акинетон амп.,0025 1 упаковка

Фенобарбитал табл. 0,1 2 упаковки

Карбамазепин (тегретол. финлепсин)

табл 0,2 1 упаковка

Начальник Управления организации
медицинской помощи населению
А.И.Вялков

Приложение 4
к приказу Минздрава РФ

от 8 апреля 1998 г. N 108
Методические рекомендации
по организации работы бригад скорой психиатрической помощи

Скорая психиатрическая помощь является видом гарантированной государством психиатрической помощи. В системе психиатрической службы ей принадлежит особенно важная роль. Специализированные бригады скорой психиатрической помощи функционируют в нашей стране начиная с 1928 года. В конце 50-х — начале 60-х годов они получили более широкое распространение. В настоящее время скорая психиатрическая помощь в городах осуществляется в большинстве регионов России. Вместе с тем, организации этого вида помощи уделяется еще недостаточно внимания.

Основной задачей психиатрической бригады является оказание скорой психиатрической помощи в случаях внезапного развития или обострения психических расстройств в любом месте пребывания пациента, включая медицинские учреждения. Помощь может ограничиваться медицинскими мероприятиями после осмотра пациента, рекомендацией обращения в психоневрологический диспансер (отделение, кабинет) или сопровождаться госпитализацией в психиатрический стационар. Кроме того, психиатрическая бригада выполняет задачу транспортировки психически больных по направлению врача-психиатра с использованием специального автотранспорта и в сопровождении подготовленного среднего медицинского персонала.

Скорая психиатрическая помощь функционирует круглосуточно.

Особое значение работа психиатрических бригад приобретает в современных условиях в связи с введением правовых норм, относящихся к психиатрическому освидетельствованию и госпитализации в психиатрический стационар в недобровольном порядке. В связи с этим значительно повысилась ответственность врача психиатрической бригады за принятие решения о госпитализации, а работа психиатрических бригад значительно усложнилась. Скорая психиатрическая помощь оказалась на переднем крае реализации законодательства в области психиатрии.

С другой стороны, строгие критерии недобровольной госпитализации, связанные с констатацией опасности больного для себя и окружающих, в виде, например, непосредственной физической угрозы, требуют нередко тесного взаимодействия психиатрической бригады с сотрудниками милиции. В большей степени, чем прежде, врач нуждается в поддержке милиции с целью соблюдения правовых норм и создания безопасных условий для осмотра пациента.

Назревшими являются и другие проблемы скорой психиатрической помощи. Прежде всего это создание предпосылок для ее дальнейшего развития; она не должна предназначаться преимущественно лишь для населения крупных городов. С учетом местных условий должен решаться вопрос, входит ли психиатрическая бригада в структуру станции скорой помощи или является составной частью психоневрологического диспансера. Остается неоднородной нагрузка бригад. В определенной степени этим обусловлена проблема повышения качества помощи: строгое соблюдение законности, время прибытия к месту вызова, объем и характер оказываемой помощи, оснащенность бригад и автотранспорта и др.

Обращение за скорой психиатрической помощью.
Структура контингента больных. Госпитализация.

Анализ показывает, что частота обращений за данным видом помощи обнаруживает колебания: лица, ежегодно осматриваемые психиатрическими бригадами, составляют 16,0 — 19,0 на 10 тыс.населения в год. Среди этих лиц, определенную часть составляют иногородние, а также лица без определенного места жительства. По тем или иным мотивам в городах, привлекательных для психически больных — мигрантов, приезжающих, например, с целью обращения в различные инстанции, может достигать 20 % от общего числа больных, к которым вызывается психиатрическая бригада.

Вызовы поступают из разных источников; последние отражают острый характер развития психической патологии. Психиатрическую бригаду чаще всего вызывают члены семьи и близкие больных (примерно 40%), реже работники милиции (30%), сотрудники по работе (5%), десятые доли процента составляют вызовы к больным, поступающие от случайных лиц. Практика показывает, что при наличии заведомо ложных вызовов предпочтителен прием вызовов от должностных лиц или от родственников пациента (называющих себя и сообщающих свои координаты). В сомнительных случаях предлагают тем, кто вызывает психиатрическую бригаду, обратиться вначале в органы милиции, жилищные конторы и пр. Самостоятельно больные обращаются за скорой психиатрической помощью лишь в 1-2% случаев. Вызовы к больным врачами психоневрологического диспансера составляют около 20%. В этих случаях роль бригады скорой психиатрической помощи обычно сводится к транспортировке больных по направлению психиатра диспансера.

Нозологическая структура контингента больных, ежегодно осматриваемых психиатрическими бригадами, зависит от особенностей региона. Доля больных алкоголизмом и алкогольными психозами достигает 20-40%. Отмечается тенденция к росту числа лиц с наркоманиями и токсикоманиями, однако их доля в регионах, не отличающихся большой распространенностью этих видов зависимости, остается в пределах одного процента. Наибольшая часть вызовов к больным шизофренией (более 40%), органическими поражениями головного мозга, в том числе с атеросклеротическим и старческим слабоумием (более 20%).

Среди лиц, к которым вызывается психиатрическая бригада, число мужчин обычно несколько превышает число женщин.

Вызовы поступают к лицам всех возрастов, однако чаще — к лицам трудоспособного возраста.

Порядок приема вызовов. Все обращения (без исключения) за скорой психиатрической помощью регистрируются диспетчером. Принимая вызов, диспетчер выясняет данные о местонахождении лица, к которому вызывается бригада, его фамилию, имя, отчество, возраст, а также фамилию, имя, отчество вызывающего, его отношение к указанному лицу — родственник (степень родства), сотрудник (должность), сосед, работник ЖЭКа и др., его телефон. Диспетчер, опрашивая вызывающего, уточняет: причину обращения, наблюдался (лечился) ли предполагаемый пациент ранее по поводу психического расстройства, в чем особенности поведения и высказываний в настоящее время, которые могут указывать на наличие психического заболевания, в том числе свидетельствующие об опасности для себя или окружающих, беспомощности, динамике, в частности, утяжелении состояния. Диспетчер вносит полученные данные в журнал записи вызовов скорой медицинской помощи и передает все ставшие ему известными сведения дежурному врачу, который принимает решение о направлении психиатрической бригады по месту вызова или об отказе в этом. В последнем случае, в зависимости от ситуации, он информирует вызывающего, куда следует обратиться (например, в милицию или, в соответствии с Законом, с заявлением в психоневрологический диспансер для получения санкции судьи на психиатрическое освидетельствование и др.). При отказе в направлении бригады на вызов, причины отказа вносятся врачом в журнал записи вызовов скорой медицинской помощи. Принимая вызов, врач инструктирует вызывающего о необходимых мерах до приезда бригады (по возможности обеспечить надзор, предупреждая опасные действия, переместить из производственного помещения в безопасное место и др.). При выезде к задержанному органами МВД врач бригады должен быть ознакомлен с письменным рапортом об обстоятельствах и причинах задержания. При этом должны быть приняты меры к установлению личности задержанного, проведен его досмотр с составлением соответствующих документов.

В случае вызова в лечебно-профилактическое учреждение, сведения должны быть получены от врача этого учреждения, располагающего необходимыми данными о пациенте. В этих случаях, помимо данных о психическом состоянии, обязательны подробные данные о соматических (неврологических) расстройствах, в связи с которыми пациент находится на стационарном лечении, данные о проведенных консультациях со специалистами.

Диспетчер принимает также вызовы на транспортировку пациентов из лечебно-профилактических учреждений (для перевода в психиатрический стационар), из психиатрической больницы (для перевода в другой психиатрический стационар), из психоневрологического диспансера (отделения, кабинета) для помещения больного в психиатрический стационар. При записи обращения по данному поводу диспетчером указываются паспортные данные пациента, сведения о проведении психиатрического освидетельствования (дата, время, кем проведено), характер госпитализации (добровольный, недобровольный). Если пациент находится в соматическом стационаре и осмотрен врачом-психиатром — данные о наличии заключения психиатра, наименование учреждения, куда должен быть доставлен пациент, наличие направления, а также рекомендации, если они имеются, по организации транспортировки,фамилия имя отчество сотрудника, передавшего вызов, его телефон.

В случае недобровольной госпитализации фельдшерская бригада может быть использована для транспортировки только в том случае, если она направляется к пациенту не позднее, чем в течение суток после его осмотра врачом-психиатром.
Госпитализация больных

Доля госпитализируемых с участием психиатрических бригад в общем числе больных, помещаемых в психиатрические больницы, в разных регионах неодинакова и обнаруживает в последние годы различную динамику. Она колеблется в пределах от 10 до 30% от всех госпитализаций.

Увеличение данного показателя свидетельствует о снижении активности работы психоневрологического диспансера по раннему выявлению приступов и обострений психических заболеваний, подлежащих стационарному лечению, о менее активной амбулаторной терапевтической работе. Большая часть больных, осматриваемых психиатрическими бригадами, госпитализируется (60-70%).
Правовое регулирование

Психиатрическое освидетельствование и госпитализация, обычно осуществляемые с участием психиатрических бригад, могут быть добровольными, когда больной сам обращается или не возражает против осмотра психиатром, госпитализации, или недобровольными, когда пациент освидетельствуется и стационируется вопреки его желанию. Закон Российской Федерации «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании» предусматривает, что недобровольное освидетельствование осуществляется в случае, если по имеющимся данным обследуемое лицо совершает действия, дающие основания предполагать, а недобровольная госпитализация — в случае, если у него врачом установлено тяжелое психическое расстройство, которое обусловливает:

а) его непосредственную опасность для себя или окружающих, или

б) его беспомощность, то есть неспособность самостоятельно удовлетворять основные жизненные потребности, или

в) существенный вред его здоровью вследствие ухудшения психического состояния, если лицо будет оставлено без психиатрической помощи.

При одинаковых критериях недобровольного освидетельствования и госпитализации имеются различия в юридической процедуре. Решение о недобровольной госпитализации принимает сам врач, а решение о недобровольном освидетельствовании врач принимает только в случаях соответствия состояния критерию «а». Если же речь идет о критериях «б» и «в», на недобровольное освидетельствование необходимо получить санкцию судьи.

Необходимо, однако, указать на правовые аспекты, связанные с особенностями работы бригады скорой и неотложной психиатрической помощи. Эта работа строится на обслуживании неотложных случаев; бригада вызывается и к ранее не освидетельствованным психиатром, и к не состоящим под диспансерным наблюдением лицам.

1. Вызов психиатрической бригады должен быть принят, если пациент находится в неблагоприятных бытовых условиях и «тяжелое психическое расстройство» у него соответствует любому из трех критериев. Когда условия неблагоприятны (отсутствие наблюдения, ухода за больным, пребывание его вне семьи, на улице и т.д.), беспомощный пациент (критерий «б») и пациент с плохим клиническим прогнозом в случае оставления его без психиатрической помощи (критерий «в») становятся опасными для себя. В этих случаях критерии «б» и «в» статьи 23 совпадают с критерием «а» и пациент должен быть недобровольно освидетельствован психиатром скорой помощи.

Отказ от оказания неотложной помощи таким пациентам становится равносилен отказу от выполнения врачебного долга.

Недопустимо перекладывание психоневрологическим диспансером всей работы по недобровольному освидетельствованию на бригаду психиатрической помощи. Диспансер должен ее осуществлять в соответствии со статьями 23, 24 и 25 Закона, получая предварительно санкцию судьи. Однако при острых проявлениях психического расстройства, потребовавшего обращения за скорой психиатрической помощью, когда пациент не может быть оставлен без помощи при условии соответствия психического состояния критериям недобровольной госпитализации, диспетчер (дежурный врач) скорой помощи руководствуется не только 23, но и 29 статьей, причем последняя является решающей.

2. Диспетчер (дежурный врач) скорой психиатрической помощи, принимая вызов, может быть дезориентирован тем, что обращающиеся ошибочно оценили и представили действия лица как болезненные или предвзято изложили факты. В подобных случаях, если данное лицо отказывается от психиатрической помощи, психиатр, прибыв по месту вызова и оценив ситуацию, самостоятельно решает вопрос о проведении психиатрического освидетельствования и может отказаться от его проведения или, проведя беседу с данным лицом, может установить только, что оно не нуждается в неотложной психиатрической помощи в недобровольном порядке, поскольку такая помощь, при негативном к ней отношении, может быть оказана только с помощью недобровольного помещения в больницу, а признаков соответствия состояния лица критериям недобровольной госпитализации (статья 29, критерии а,б,в) нет. Врач-психиатр при этом не решает вопрос, страдает ли данное лицо психическим заболеванием и в каком виде психиатрической помощи оно нуждается. Он лишь устанавливает, что данное лицо не нуждается в неотложной психиатрической помощи в недобровольном порядке. Именно об этом он делает запись в медицинской документации, обосновывая ее полученными на месте данными. В этих случаях недобровольное освидетельствование считается не проведенным, а врач не нарушает ст.23 Закона о психиатрической помощи. Пациенту, заявителю, сделавшему вызов психиатра, и другим присутствующим лицам следует объяснить, что уточненные в беседе обстоятельства необходимы для принятия решения о необходимости освидетельствования.

Необходимо обращать также внимание на некоторые правовые положения, не вытекающие только из специфики оказания скорой психиатрической помощи, но имеющие большое значение при ее оказании.

1. Закон не выделяет ни одного из трех (а, б, в) критериев недобровольной госпитализации в качестве главного. Во избежание невыполнения врачебного долга недопустима абсолютизация критерия опасности пациента для себя и окружающих (а) как наиболее доказательного, и игнорирование двух других критериев. Важно, чтобы решение врача было всегда достаточно мотивировано описанием психического состояния пациента.

2. В случаях, когда пациент по своему психическому состоянию не может выразить свое отношение к госпитализации (обратиться с просьбой или дать согласие), когда он, например, находится в состоянии измененного сознания (делирий, онейроид, сумеречное состояние), или когда имеет место острый психоз с выраженной растерянностью, крайней загруженностью психотическими переживаниями, или выраженное слабоумие, при котором личностное отношение к факту госпитализации установить невозможно (но легко склонить такого пациента к подписи под документом о согласии на госпитализацию) — во всех этих случаях помещение в больницу должно оформляться только как недобровольное.

3. Недобровольная госпитализация начинается с момента реализации принятого врачом-психиатром решения о помещении пациента в больницу независимо от его желания после его освидетельствования по месту вызова, поскольку с этого момента в случае необходимости принимаются меры принуждения.

4. В направлении на госпитализацию психиатр должен дать предметное и доказательное описание психического состояния пациента, из которого достаточно определенно можно заключить, что оно соответствует одному из трех критериев недобровольной госпитализации; должно быть указано, что пациент стационируется недобровольно, а также какому критерию ст.29 (а, б, в) его состояние соответствует.

5. В соответствии с ч.3 ст. 30 Закона работники милиции принимают меры для предотвращения действий, угрожающих жизни и здоровью окружающих со стороны госпитализируемого лица или других лиц, а также при необходимости для розыска и задержания лица, подлежащего госпитализации. Сотрудники милиции обязаны оказывать содействие медицинским работникам при осуществлении недобровольной госпитализации и обеспечивать безопасные условия для доступа к госпитализируемому лицу и его осмотра. Это вытекает также из более общих положений ст. 2 и 10 Закона РСФСР «О милиции», где указано, что в задачи милиции входит обеспечение личной безопасности граждан, охрана общественной безопасности, а также оказание помощи должностным лицам и учреждениям в осуществлении их законных прав и интересов. Отмечается также, что милиция обязана оказывать помощь гражданам, находящимся в беспомощном либо ином состоянии, опасном для их здоровья и жизни, принимать сообщения о событиях, угрожающих личной и общественной безопасности и своевременно принимать меры. Поэтому помощь медицинским работникам в случае необходимости при неотложной госпитализации — одна из форм выполнения милицией своих обязанностей.
Организационные аспекты

С введением правовых основ деятельности психиатрической службы важное значение приобретает адекватная современным условиям организация работы скорой психиатрической помощи в различных регионах России.

1. В настоящее время скорая психиатрическая помощь преимущественно (почти 84%) находится в ведении общей скорой медицинской помощи и значительно реже в структуре учреждений психиатрической службы.

Включение скорой психиатрической помощи в структуру учреждений психиатрической службы позволяет:

оперативно знакомиться с имеющейся в психоневрологическом диспансере информацией о пациенте до выезда бригады к месту вызова, данных о его склонности к общественно опасным действиям и др.;

получать информацию от участковых психиатров, сотрудничать с ними при осуществлении госпитализации, оперативно используя фельдшерские бригады, а также получать сведения из стационара, позволяющие оценить правильность принятых решений;

поддерживать более высокий уровень психиатрической квалификации сотрудников психиатрических бригад, быть в курсе всех новых требований, нормативных положений; использовать новые психотропные средства и методы лечения.

Утрата указанных преимуществ сотрудничества с другими учреждениями, оказывающими психиатрическую помощь может особенно отрицательно сказываться при децентрализации скорой психиатрической помощи в наиболее крупных городах при включении психиатрических бригад в подстанции общемедицинской скорой помощи. Отсутствие связи и тесных контактов с психиатрической службой приводит их к профессиональной изоляции.

В других случаях следует учитывать следующие аргументы в пользу включения психиатрических бригад в состав общемедицинской скорой помощи:

лучшие условия для технического обеспечения автотранспорта;

наличие некоторых общих аспектов помощи;

приближение к общей медицинской практике и большее знакомство с соматической патологией, в практике работы некоторых психиатрических бригад нередко играющей важную роль (при смешанной патологии, решении вопроса о транспортабельности больных и др.).

Определение структурной принадлежности психиатрической бригады может решаться в зависимости от местных условий и возможностей. Однако, при любых вариантах должно быть обеспечено внимание к организации скорой психиатрической помощи со стороны главного психиатра и организационно-методического отдела по психиатрии. Должны быть реализованы все преимущества установления более тесных связей бригады с психиатрическими учреждениями, вплоть до использования компьютерного банка данных о больных психоневрологического диспансера. В крупных городах возможна организация самостоятельной станции скорой психиатрической помощи.

Главному психиатру и оргметодотделу по психиатрии необходимо организовать:

систематическую учебу медицинского персонала скорой психиатрической помощи;

участие врачей и фельдшеров психиатрических бригад в конференциях психиатрических (психоневрологических) учреждений;

регулярное обсуждение, случаев недобровольной госпитализации, особенно спорных, или ошибок, явившихся, например, причиной судебных исков;

обеспечение бригад постоянными консультантами — сотрудниками кафедры НИИ психиатрии, наиболее опытными врачами.

2. Более чем в половине регионов России показатель обеспеченности населения бригадами скорой психиатрической помощи находится в границах, определенных действующими нормативами. Однако, данный вид помощи сконцентрирован преимущественно в крупных городах. Дальнейшее ее развитие должно происходить в городах со средней и малой численностью населения, а также в сельских районах, где психиатрическая бригада чаще выполняет функции транспортировки, доставляя больных по направлению участкового психиатра в психиатрическую больницу.

Необходимо использовать существующие нормативы не только для городского, но и для всего населения района обслуживания. При наличии в сельских районах общемедицинской скорой помощи возможно пойти по пути специализации по психиатрии хотя бы одной из выездных бригад общего профиля, проведя соответствующую специализацию врача, а также обучив другой медицинский персонал бригады.

Организация работы психиатрических бригад должна способствовать реализации законодательства в области психиатрии, с учетом того, что вопросы недобровольного освидетельствования или госпитализации может решать только врач-психиатр.

3. Оргметодотдел по психиатрии должен изучать нагрузку на бригаду. Обычно прослеживается обратная зависимость между радиусом района обслуживания и количеством вызовов. Чем больше радиус обслуживания, тем меньше количество осуществляемых выездов бригады. При избыточном числе бригад скорой и неотложной психиатрической помощи они начинают выполнять несвойственные им функции: осуществлять так называемые непрофильные вызовы, оказывать помощь психоневрологическому диспансеру в обслуживании больных. И то, и другое не является рациональным.

На количество вызовов, выполненных бригадой за смену, может влиять большая обращаемость населения, связанная с недостаточной активностью психоневрологического диспансера.

Следует признать оптимальной среднюю нагрузку с осуществлением бригадой 4-6 вызовов в суточную смену. Однако допустимы отклонения от этого числа в зависимости от местных условий, что должно устанавливаться расчетами оргметодотдела с учетом числа бригад, радиуса обслуживания, времени, затрачиваемого на дорогу, и других факторов.

Опыт показывает, что в городах с населением более 1 млн. не всегда целесообразно использовать полностью норматив создания однотипных психиатрических бригад. Более адекватна их частичная дополнительная профилизация. Так, могут быть выделены бригада скорой детско-подростковой психиатрической помощи, помощи пациентам соматопсихиатрического профиля (при смешанной патологии, осуществлении вызовов в многопрофильные соматические стационары), реанимационно-психиатрического профиля (для оказания помощи в случаях фебрильной кататонии, злокачественного нейролептического синдрома, тяжелых алкогольных делириев и др.).

4. В целях повышения качества скорой психиатрической помощи населению, следует прежде всего обратить внимание на такой ее показатель, как время, в течение которого пациент ожидает прибытия психиатрической бригады. По имеющимся данным, более чем в половине случаев бригада прибывает на вызов со значительной задержкой. Разрыв между осмотром больного участковым врачом-психиатром, принявшим решение о недобровольной госпитализации, и осуществлением этой госпитализации фельдшерской бригадой в таких случаях может привести к тяжелым последствиям.

5. Важным аспектом организации работы психиатрических бригад является работа диспетчера, поскольку решение об отказе принимаются в 10-13% случаев: непрофильные вызовы; получение диспетчером сведений, из которых не очевидно, что речь идет о психических расстройствах, а следует, например, обратиться в органы милиции; при отсутствии данных о нуждаемости в скорой помощи можно ограничиться профессиональным советом и др.

В значительной части этих случаев только врач-психиатр может квалифицированно и ответственно оценить ситуацию, получив информацию по телефону, и принять решение об отказе.

6. Важным аспектом работы бригад является организация взаимодействия врачей-психиатров и фельдшеров бригады с работниками органов МВД, в чьей помощи они нередко нуждаются при выполнении своих профессиональных обязанностей.

Путь разрешения трудностей совместной работы скорой психиатрической помощи и органов милиции, существующих в некоторых регионах, в усилении контактов психиатрических служб с органами МВД, организации совместных совещаний с обсуждением взаимодействия. Там, где эти контакты существуют, трудности возникают реже.

7. Улучшению организации работы психиатрической бригады способствуют тщательный подбор квалифицированных кадров (целесообразно принимать на работу лиц, имеющих не менее трех лет психиатрического стажа), полная укомплектованность ими бригады.

8. Необходимо улучшать материально-технические обеспечения скорой психиатрической помощи. Многие психиатрические бригады до настоящего времени размещаются в небольших, плохо приспособленных помещениях, нуждаются в средствах для удержания возбужденных больных, средствах радиосвязи, автотранспорте с современным его техническим обеспечением. Необходимо улучшение обеспечения психиатрических бригад медикаментозными препаратами.
Лечебные мероприятия

Выделяются два вида лечебных мероприятий при острых и неотложных состояниях в практике скорой психиатрической помощи.

1. Первый связан с тем обстоятельством, что врач принимает решение о госпитализации пациента. В этом случае назначение лекарственных средств

Смотрите еще:

  • Гражданство россии в кыргызстане Получение гражданства РФ в Кыргызстане. т.е. по. Не нашел в теме о получении гражданства РФ. В списке документов, которые надо предоставить в посольство РФ первой строкой идет бланк-заявление об отказе от кыргызского гражданства. Сегодня […]
  • Презентация правила поведения в общественных местах для дошкольников Образовательный портал Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования Главная Публикации в журнале Коррекционная педагогика Презентация […]
  • Правила умножения и деления чисел в степени Свойства степени Напоминаем, что в данном уроке разбираются свойства степеней с натуральными показателями и нулём. Степени с рациональными показателями и их свойства будут рассмотрены в уроках для 8 классов. Степень с натуральным […]
  • Повелитель зоны на сталкер закон дегтярева Изменения, вносимые модом: 1) Добавлено головокружение возле аномалий 2) Добавлены новые группировки 3) Добавлен в спавн друзей монстров 4) Добавлены все экзoскелеты и уникальное оружие 5) Изменён инвентарь и HUD полностью 6) Изменены […]
  • Фед закон 152-фз Закон "О персональных данных" Федеральный закон от 27 июля 2006 г. N 152-ФЗ"О персональных данных" С изменениями и дополнениями от: 25 ноября, 27 декабря 2009 г., 28 июня, 27 июля, 29 ноября, 23 декабря 2010 г., 4 июня, 25 июля 2011 г., 5 […]
  • Закон 46-фз штрафы Федеральный закон от 5 марта 1999 г. N 46-ФЗ "О защите прав и законных интересов инвесторов на рынке ценных бумаг" (с изменениями и дополнениями) Федеральный закон от 5 марта 1999 г. N 46-ФЗ"О защите прав и законных интересов инвесторов […]
  • Семейный кодекс рф последняя редакция развод Семейный кодекс (СК РФ) С изменениями и дополнениями от: 29 декабря 1995 г., 15 ноября 1997 г., 27 июня 1998 г., 2 января 2000 г., 22 августа, 28 декабря 2004 г., 3 июня, 18, 29 декабря 2006 г., 21 июля 2007 г., 24 апреля, 30 июня 2008 […]
  • Закон об органах судебного сообщества Федеральный закон от 14 марта 2002 г. N 30-ФЗ "Об органах судейского сообщества в Российской Федерации" (с изменениями и дополнениями) Федеральный закон от 14 марта 2002 г. N 30-ФЗ"Об органах судейского сообщества в Российской […]