Пособие здоровый ребенок — Доброе дело

Пособие здоровый ребенок

Пособие «Здоровый ребенок» в «Подарочном наборе для новорожденного»: теперь два в одном

    С 2001 года в Башкортостане, согласно Указу главы республики, при выписке из родильного дома матерям вручаются подарочные наборы для новорожденных, в которые входит специальный комплект детского белья. С марта же прошлого года, помимо комплекта детского белья, в этот подарочный набор включено еще и пособие для родителей «Здоровый ребенок» на башкирском и русском языках.

    Первая торжественная церемония вручения подарочного набора с вложенным в него пособием «Здоровый ребенок», состоялась в минувшем году накануне женского праздника 8 Марта в уфимском роддоме N4. Поздравляя счастливых родителей с рождением ребенка и вручая подарки от имени Президента РБ Муртазы Рахимова, заместитель министра здравоохранения РБ Ралида Шакирова тогда отметила, что пособие «Здоровый ребенок» в доступной форме объясняет молодым родителям принципы ухода за ребенком, его кормления, соблюдения основных санитарных норм.

    — Пособие «Здоровый ребенок» оказалось очень востребованным молодыми, и уже имеющими опыт, родителями, — сообщила агентству «Башинформ» Ралида Шакирова. – К нам поступает много благодарностей за то, что у родителей теперь есть такая нужная в воспитании ребенка книга. В то же время были высказаны пожелания соединить в одной книге и русский, и башкирский варианты издания – до этого пособие выпускалось двумя книгами на двух языках. Мы эти пожелания учли, и вот буквально на днях вышло новое издание пособия «Здоровый ребенок»-«Сэлэмэт бала», в котором есть и русский, и башкирский тексты, как говорится, два – в одном.

    Напомним, что пособие «Здоровый ребенок» разработано Министерством здравоохранения РБ совместно с башкирским отделением Союза педиатров России и издано Башкирским издательством «Китап» имени Зайнаб Биишевой.

    Учебное пособие

    по учебной дисциплине «Здоровый человек и его окружение»

    раздел «Здоровый ребенок»

    по специальности »Сестринское дело» 060109.

    Курбатова У.Б. – преподаватель по предмету «Сестринское дело в педиатрии» СПб медицинский колледж им. Бехтерева.

    Тимофеева Т.В. — преподаватель по предмету «Сестринское дело в педиатрии» СПб медицинский колледж № 1

    Корытина Г.К. – преподаватель по предмету «Сестринское дело в педиатрии» СПб МУ № 9.

    Казарова Т.М. – преподаватель по предмету «Сестринское дело в педиатрии» СПб МУ № 6.

    Великая Н.А. — преподаватель по предмету «Сестринское дело в педиатрии» СПб медицинский колледж им. Бехтерева.

    Фоменко И.С. — старший методист НУМЦ, преподаватель высшей квалификационной категории.

    Содержание

    Пояснительная записка 4

    АНТЕНАТАЛЬНЫЙ ПЕРИОД. 5

    СЕСТРИНСКИЙ УХОД ЗА ЗДОРОВЫМ ДОНОШЕННЫМ НОВОРОЖДЕННЫМ 11

    СЕСТРИНСКИЙ УХОД ЗА НЕДОНОШЕННЫМ НОВОРОЖДЕННЫМ 22

    ВСКАРМЛИВАНИЕ РЕБЕНКА ПЕРВОГО ГОДА ЖИЗНИ 25

    АНАТОМО-ФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ 40

    ДЕТЕЙ ГРУДНОГО ВОЗРАСТА 40

    МЕДИКО-СОЦИАЛЬНЫЕ АСПЕКТЫ 50

    РАБОТЫ С ДЕТЬМИ РАННЕГО И ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 50

    МЕДИКО-СОЦИАЛЬНЫЕ АСПЕКТЫ РАБОТЫ 56

    С ДЕТЬМИ ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 56

    СЛОВАРЬ ТЕРМИНОВ 63

    Профессиональная задача № 1 64

    Профессиональная задача № 2 66

    Профессиональная задача № 3 68

    Профессиональная задача № 4 69

    Профессиональная задача № 5 70

    Профессиональная задача № 8 73

    Профессиональная задача № 11 77

    Профессиональная задача № 12 78

    Профессиональная задача № 13 79

    Задания в тестовой форме 81

    Список литературы 87

    Пояснительная записка

    Пособие по учебной дисциплине «Здоровый человек и его окружение», раздел «Здоровый ребенок» составлено в соответствии с требования государственного стандарта второго поколения и примерной рабочей программой НУМЦ 2003 года.

    Пособие состоит из лекций, где имеется план изложения, отражены современные требования к организации ухода, вскармливанию, диспансерного наблюдения и профилактики заболеваний у детей различного возраста.

    После каждой лекции имеются вопросы дл контроля знаний. Контролирующая программа знаний представлена заданиями в тестовой форме и блоком профессиональных задач.

    После изучения раздела студенты должны знать особенности течения антенатального периода, анатомо-физиологические особенности недоношенного и доношенного ребенка, оценку физического и психомоторного развития, принципы вскармливания детей младенческого периода, подготовку и адаптацию детей к ДДУ, школе, проблемы детей школьного возраста.

    На изучение раздела отводится 46 часов, из них теория – 14, практика – 32, самостоятельная внеаудиторная работа – 15 часов.

    Пособие предназначено для преподавателей и студентов училищ и колледжей.

    Учебное пособие на тему Здоровый ребенок

    Успейте воспользоваться скидками до 60% на курсы «Инфоурок»

    государственного бюджетного образовательное учреждение

    среднего профессионального образования

    «Свердловского областного медицинского колледжа»

    Цикловая методическая комиссия

    Клинических дисциплин сестринског дела

    Учебное пособие для студентов

    ПМ.01.Проведение профилактических мероприятий

    МДК 01.01. Здоровый человек и его окружение

    раздел: «Здоровые дети»

    ПМ 02. Участие в лечебно-диагностическом и реабилитационном процессах

    МДК 02.01. Сестринский уход при различных

    заболеваниях и состояниях

    раздел: «Особенности оказания сестринской помощи детям»

    для самостоятельной работы студентов по специальностям:

    060101 «Лечебное дело» — повышенный уровень

    060501 «Сестринское дело» — базовый уровень

    Учебное пособие для студентов ПМ.01.Проведение профилактических мероприятий, МДК 01.01.Здоровый человек и его окружение; ПМ.02. Участие в лечебно-диагностическом и реабилитационном процессах, МДК 02.01.Сестринский уход при различных заболеваниях и состояниях, раздел: «Особенности оказания сестринской помощи детям» / преподаватели Нежданова Е.Е., Распутина Н.Э. Ирбитский филиал ГБОУ СПО СОМК, 2013 – 60/13588

    Рассмотрено на заседании

    От «___»_________201_ г.

    Методическое пособие составлено на основании рабочих программ по ПМ. 01. Проведение профилактических мероприятий, МДК 01.01. «Здоровый человек и его окружение»; ПМ 02. «Участие в лечебно-диагностическом и реабилитационном процессах», МДК 02.01. «Сестринский уход при различных заболеваниях и состояниях», раздел: «Особенности оказания сестринской помощи детям», а также приказа Министерства Здравоохранения Российской Федерации №364 от 22.12.1995 года «О мерах по развитию медицинской профилактики в Российской Федерации».

    Федеральные государственные образовательные стандарты нового поколения, вступившие в действие, в которых центральное место в содержании профессионального образования занимает новая структурная единица – профессиональный модуль, органично интегрирующий прохождение практики с усвоением теоретического материала. Поэтому требования к результатам обучения формулируются, как перечень видов профессиональной деятельности и соответствующих профессиональных компетенций.

    Целью методического пособия является обобщение многообразных аспектов работы медицинского персонала детской поликлиники для организации учебной деятельности студентов на теоретических занятиях, а также учебной практике.

    Нежданова Елена Владимировна, преподаватель 1 категории Ирбитского филиала ГБОУ СПО «СОМК»;

    Распутина Наталья Эдуардовна, преподаватель 1 категории Ирбитского филиала ГБОУ СПО «СОМК»;

    Положение о работе Кабинета Здоровый ребенок …………………….7

    Оценка нервно-психического развития ……………………………………15

    Оценка физического развития ……………………………………………. 20

    Организация вскармливания детей раннего возраста ……………………37

    Здоровье – одно из важнейших жизненных ценностей. Указом президента России утверждена Концепция развития здравоохранения Российской Федерации до 2025 года, где особое внимание уделяется решению задач по укреплению здоровья населения, созданию условий и формированию мотивации для ведения здорового образа жизни, через внедрение эффективной системы профилактики.

    Главная роль в пропаганде здорового образа жизни, обучении родителей основным правилам воспитания детей принадлежит медицинским работникам, для которых охрана здоровья населения – профессиональный долг.

    В условиях внедрения образовательных стандартов нового поколения, повышения требований к качеству подготовки специалистов, необходимо обеспечить качественное обучение, готовить квалифицированных специалистов с разносторонней подготовкой, имеющих достаточный уровень профессиональной мобильности и удовлетворяющих потенциальные запросы современного рынка труда.

    Материал пособия приближен к той деятельности, которая ожидает медицинскую сестру, фельдшера на рабочем месте после окончания обучения, поэтому выделены темы:

    Организация медицинской помощи здоровым детям.

    Оценка физического и нервно-психического развития детей.

    Организация вскармливания детей раннего возраста.

    Данное пособие поможет в изучении и подготовки к теоретическому занятию и будет использоваться на практических занятиях для проведения комплексной оценки состояния ребенка и оказания квалифицированной помощи по вопросам организации вскармливания.

    Выполнение решения ситуационных задач, тестовых контролей, графологических диктантов способствует закреплению теоретических знаний и готовности их применения непосредственно в процессе профессиональной деятельности.

    После выполнения предложенных заданий результаты можно сверить с эталонами ответов данными в приложении.

    После изучения пособия:

    Студент должен освоить профессиональные компетенции:

    ПК 1.1. Проводить мероприятия по сохранению и укреплению здоровья населения и его окружения.

    ПК 1.2. Проводить санитарно-гигиеническое просвещение населения.

    ПК 2.1. Представлять информацию в понятном для пациента виде, объяснять ему суть вмешательств.

    ПК 2.2. Осуществлять лечебно-диагностические вмешательства, взаимодействуя с участниками лечебного процесса.

    ПК 2.3. Сотрудничать с взаимодействующими организациями и службами

    ПК 2.4. Применять медикаментозные средства в соответствии с правилами их использования.

    ПК 2.5. Соблюдать правила пользования аппаратурой, оборудованием и изделий медицинского назначения в ходе лечебно-диагностического процесса.

    ПК 2.6. Вести утвержденную медицинскую документацию.

    ПК 2.7. Осуществлять реабилитационные мероприятия.

    ПК 2.8. Оказывать паллиативную помощь.

    ОК 1.Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес

    ОК 2.Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их выполнение и качество

    ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.

    ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

    ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.

    ОК 6. Работать в коллективе и в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.

    ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), за результат выполнения заданий.

    ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, планировать и осуществлять повышение квалификации.

    ОК 9. Ориентироваться в условиях смены технологий в профессиональной деятельности.

    ОК 10. Бережно относиться к историческому наследию и культурным традициям народа, уважать социальные, культурные и религиозные различия.

    ОК 11. Быть готовым брать на себя нравственные обязательства по отношению к природе, обществу и человеку.

    ОК 12. Организовывать рабочее место с соблюдением требований охраны труда, производственной санитарии, инфекционной и противопожарной безопасности.

    ОК 13. Вести здоровый образ жизни, заниматься физической культурой и спортом для укрепления здоровья, достижения жизненных и профессиональных целей.

    Студент должен иметь практический опыт

    Анализировать информацию и выбирать главное

    Использовать полученные знания в практической деятельности

    Студент должен уметь:

    Оценить физическое и нервно-психическое развитие ребенка

    Оценить вскармливание ребенка и провести коррекцию

    Оказать квалифицированную консультативную помощь

    Организовать эффективное общение

    Студент должен знать:

    Организацию медицинской помощи здоровым детям

    Анатомо-физиологические особенности детей разного возраста

    Особенности вскармливания детей

    Вам предлагается внимательно изучить материалы методического пособия по теме «Организация медицинской помощи здоровым детям».

    на основные задачи кабинета профилактической работы с детьми

    на новые термины

    на должностную инструкцию медицинской сестры

    на временные отраслевые стандарты по профилактической работе.

    Роль детских поликлиник в воспитании здорового поколения является ведущей в системе организации медицинской помощи детям. Для закрепления и конкретизации знаний по данной теме:

    Студент должен знать:

    функциональные обязанности медицинской сестры детской поликлиники

    Студент должен уметь:

    организовать плановые посещения детьми кабинета здорового ребенка

    владеть техникой выполнения гигиенических, профилактических и лечебных манипуляций.

    Проконтролировать теоретические знания Вы можете, выполнив задания тестового контроля по данной теме.

    ПОЛОЖЕНИЕ О КАБИНЕТЕ ЗДОРОВОГО РЕБЕНКА (КЗР) ДЕТСКОЙ ПОЛИКЛИНИКИ

    Кабинет профилактической работы с детьми – кабинет здорового ребенка является организационно-методическим центром по вопросам развития, воспитания и охраны здоровья детей.

    Кабинет организуется в составе детской городской поликлиники на основании приказа МЗ РФ №455от 23.09.2003 «О совершенствовании деятельности органов и учреждений здравоохранения по профилактике заболеваний в Российской Федерации».

    В крупных детских поликлиниках Кабинет здорового ребенка может быть составной частью функционального подразделения по профилактической работе с детьми раннего и дошкольного возраста. Организация такого подразделения создает оптимальные условия для диспансеризации детского населения.

    В кабинете здорового ребенка работают фельдшер или медсестра, прошедшая подготовку по профилактической работе с детьми и санитарно-просветительной работе с населением.

    Руководство работой осуществляется заведующим одним из педиатрических отделений или заведующим поликлиникой.

    В кабинете могут проводиться консультации заведующего педиатрическим отделением, врача диетолога-нутрициолога, педагога-психолога, а также может проводиться аудиологический (поведенческий) скрининг с использованием звукореактотеста у детей в возрасте 1, 2, 4 мес. в соответствии с приказом МЗ и МП РФ №108 от 23.03.1996.

    Медицинский персонал работает под контролем главной (старшей) медсестры детской городской поликлиники.

    Согласно Положению (приложение №8 к приказу МЗ СССР № 60 от 19.01.1983) и приказу МЗ РФ №455 от 23.09.2003 года основными задачами Кабинета здоровый ребенок являются:

    пропаганда здорового образа жизни в семье;

    обучение родителей основным правилам воспитания детей раннего и дошкольного возраста (режим, питание, закаливание, массаж, гимнастика);

    санитарное просвещение родителей по вопросам гигиенического воспитания детей, профилактики заболеваний и отклонений в развитии ребенка;

    подготовка к поступлению в дошкольное учреждение и школу;

    контроль за нервно-психическим развитием детей.

    Кабинет здорового ребенка должен стать основным пропагандистом охраны и поощрения грудного вскармливания в соответствии с Декларацией ВОЗ/ ЮНИСЕФ.

    ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ КЗР

    Для равномерного распределения нагрузки медперсонала кабинета здорового ребенка профилактические приемы детей, не посещающих детские дошкольные учреждения, должны планироваться по графику, в зависимости от числа участков.

    Направление в кабинет детей 1-го года жизни проводится после профилактического приема педиатра. Медсестра кабинета здорового ребенка разъясняет матери новые рекомендации педиатра и наглядно демонстрирует их, используя методические материалы кабинета.

    Дети 2-го и 3-го годов жизни должны посетить кабинет здорового ребенка до профилактического приема у педиатра – для диагностики уровня нервно-психического развития и оценки поведения в декретированные сроки. По показаниям дети посещают Кабинет здорового ребенка после приема, если возникает необходимость уточнить новые для данного ребенка рекомендации педиатра по вопросам режима, питания, физического воспитания, организации бодрствования, подготовки к поступлению в дошкольное учреждение и т.д. Посещению кабинета детьми 2-го и 3-го годов жизни должен предшествовать патронаж участковой медсестры, которая отражает в карте развития (форма №112/ у) данные о поведении ребенка, а также о развитии различных навыков у детей. Медсестра кабинета знакомится с этими данными, а затем проводит диагностику нервно-психического развития детей по остальным показателям с предварительной оценкой по группам развития и назначениями на следующий возрастной период.

    Данные об уровне нервно-психического развития медсестра заносит в карту учета посещений кабинета – во вкладыш, который должен быть вклеен в форму, и использоваться участковым врачом для комплексной оценки состояния здоровья ребенка.

    МЕДИЦИНСКАЯ ДОКУМЕНТАЦИЯ КЗР

    Учетная форма № 112/ у – история развития ребенка

    Карта-вкладыш посещений КЗР

    Учетная форма № 038/ у – журнал учета санитарно-просветительной работы

    Повышение квалификации медсестер кабинета здорового ребенка проводится в установленном порядке на специальных курсах или в училище повышения квалификации медработников.

    От качества работы медсестры кабинета во многом зависит эффективность профилактического раздела обслуживания детской поликлиники. Основными критериями эффективности являются уровень и динамика состояния здоровья детей по группам развития, оцениваемые заведующим педиатрическим отделением.

    ВРЕМЕННЫЕ ОТРАСЛЕВЫЕ СТАНДАРТЫ ПО ПРОФИЛАКТИЧЕСКОЙ РАБОТЕ С ДЕТЬМИ

    (Приказ МЗ РФ № 151 от 07.05.1998г.)

    Плановые посещения детьми кабинета здорового ребенка

    Диагностика и оценка функционального состояния организма:

    выявление жалоб – 1мсяц, 6 месяцев, 9 месяцев, 12 месяцев

    сбор сведений о поведении ребенка – 1 месяц, 6 месяцев, 9 месяцев, 12 месяцев

    санитарно-гигиенические условия – 6 месяцев, 9 месяцев, 12 месяцев

    режим – 6 месяцев, 9 месяцев, 12 месяцев

    вскармливание и питание – 6 месяцев, 9 месяцев, 12 месяцев

    физическое воспитание и закаливание – 6 месяцев, 9 месяцев, 12 месяцев

    воспитание и воздействие – 6 месяцев, 9 месяцев, 12 месяцев

    До 1 – 2 года (ежеквартально)

    диагностика и оценка нервно-психического развития

    сбор сведений о поведении ребенка

    2 – 3 года (два раза в год)

    оценка с определением варианта группы развития

    диагностика и оценка функционального состояния организма

    РОЛЬ КАБИНЕТА ЗДОРОВОГО РЕБЕНКА В

    НАБЛЮДЕНИИ ЗА КОРМЯЩИМИ МАТЕРЯМИ

    Основные функциональные обязанности в наблюдении за лактирующими женщинами в детской поликлинике должен взять на себя кабинет здорового ребенка. При кабинете необходимо выделить прием врача-педиатра для осуществления длительного мониторинга за беременными групп риска, кормящими матерями с нарушенной функцией лактации и их детьми. Наблюдение должно начинаться уже с 1-го месяца лактации. Участковый врач после патронажа новорожденного на дому должен при любом подозрении на нарушение процесса становления лактопоэза направить мать в кабинет здорового ребенка.

    В кабинете достаточно одного приема врача в неделю, чтобы определиться с состоянием лактации в каждом индивидуальном случае, с тактикой наблюдения за кормящей женщиной. В остальное время всю работу с кормящими матерями должны проводить грамотная медицинская сестра или фельдшер, владеющие навыками массажа грудных желез. Мнение о характере лактации складывается на основании регулярного посещения женщиной с ребенком кабинета с целью проведения контрольных кормлений. Контроль кормлений необходимо проводить в течение 1 – 2 недель ежедневно, через день или 2 раза в неделю, желательно в одни и те же часы, при необходимости 2 раза в день. Это именно тот срок и порядок наблюдения, который требуется для принятия мер, помогающих матери в становлении ее лактационной функции. В этот период путем применения массажа грудных желез устраняются явления лактостаза, начинающегося мастита, проводятся разработка и массаж сосков, назначается лечение трещин сосков. Особое внимание уделяется обучению женщины правильной технике кормления для своевременного предупреждения и устранения «соскового» сосания. Медицинская сестра учит молодую мать грамотному сцеживанию молока, докармливанию ребенка из чашки или с ложки. Ведется строгий контроль за состоянием здоровья новорожденного , его весовой кривой ,определяется необходимость введения докорма.

    ПЕРЕЧЕНЬ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ЗНАНИЙ И НАВЫКОВ МЕДИЦИНСКОЙ СЕСТРЫ (ФЕЛЬДШЕРА)

    КАБИНЕТА ЗДОРОВОГО РЕБЕНКА

    1. Основной минимум теоретических знаний:

    основные данные медико-генетического, социального и биологического анамнеза и их значение для развития ребенка; значение обследования семьи на наследственную патологию;

    режим и питание беременной;

    режим и питание кормящей матери;

    подготовка будущей матери к процессу лактации;

    работа с лактирующей женщиной по вопросам поддержания и сохранения грудного вскармливания;

    профилактика токсико-септических заболеваний у новорожденных и мастита у матерей;

    анатомо-физиологические особенности новорожденных;

    патологические состояния новорожденных и детей первых месяцев жизни;

    особенности физического и нервно-психического развития детей первых 3-хорошо лет жизни;

    вскармливание детей 1-го года жизни: естественное, смешанное, искусственное; организация питания детей старше года;

    гигиеническое воспитание детей;

    профилактика пограничных состояний (рахит, анемия, расстройства питания, экссудативный диатез);

    календарь прививок у детей раннего возраста: противопоказания и показания к прививкам;

    оказание экстренной помощи детям.

    2. Владение техникой выполнения гигиенических, профилактических и лечебных манипуляций:

    сцеживание грудного молока и массаж грудных желез;

    владение техникой правильного прикладывания ребенка к груди;

    правильное пеленание ребенка;

    гигиенический туалет ребенка раннего возраста;

    купание ребенка: гигиенические и лечебные ванны (соленые, хвойные, с дубовой корой);

    уход за кожей ребенка, туалет пупочной области;

    проведение антропометрии, измерение температуры тела;

    определение частоты пульса, дыхания;

    постановка газоотводной трубки, очистительной клизмы;

    закаливающие процедуры (обливание стоп, обтирание, общее обливание, воздушные и солнечные ванны);

    диагностика нервно-психического развития и поведения детей первых 3-хорошо лет жизни;

    массаж и гимнастика детей раннего возраста (комплексы гимнастики для каждой возрастной группы);

    приготовление соков, смесей, блюд прикорма, возрастные примерные меню.

    ДОЛЖНОСТНАЯ ИНСТРУКЦИЯ МЕДИЦИНСКОЙ СЕСТРЫ КАБИНЕТА ЗДОРОВОГО РЕБЕНКА

    На должность медицинской сестры кабинета здорового ребенка назначается лицо, имеющее среднее специальное медицинское образование и прошедшее специальную подготовку.

    Назначается и увольняется главным врачом больницы в соответствии с законодательством.

    Подчиняется заведующему педиатрическим отделением, старшей медицинской сестре поликлиники (отделения).

    Информация по данным женских консультаций о беременных женщинах на обслуживаемой территории.

    Работа с беременными женщинами при посещении КЗР: знакомство с режимом работы поликлиники, врачом-педиатром и медицинской сестрой участка.

    Оказание помощи участковой службе по работе с детьми:

    проведение бесед с родителями по вопросам охраны здоровья ребенка, выдача методической литературы;

    обучение родителей методике ухода за детьми, организация режима дня, обучение возрастным комплексам массажа, гимнастики, закаливающих процедур;

    проведение скрининг теста детям на снижение слуха (аудиометрия);

    профилактика рахита у детей путем назначения витамина Д;

    проведения общего УФО, массажа;

    подготовка детей к поступлению в дошкольное учреждение.

    Комплектация материалов для оформления кабинета, ведение необходимой рабочей документации, учет инструктивно-методических материалов, связь с учреждениями по санитарному просвещению.

    Целенаправленная работа в поддержку естественного вскармливания:

    контроль становления лактации, «расцеживание» с первых дней после выписки из роддома;

    проведение контрольных кормлений в КЗР или на дому неоднократно в течение дня;

    рекомендации по питанию и режиму женщины в период кормления грудью.

    Преемственность в работе с участковой службой, информация по всем недочетам в воспитании здорового ребенка.

    Контроль за своевременностью проведения детям курсов общего УФО, массажа, посещения педагога детьми старшего возраста.

    Контролировать работу участковых медицинских сестер.

    Вносить предложения по улучшению организации работы.

    Повышать свою квалификацию 1 раз в 5 лет.

    Несет ответственность за достоверность статистических данных, нечеткое или несвоевременное выполнение обязанностей, предусмотренных настоящей инструкцией и правилами внутреннего трудового распорядка больницы.

    Ответьте на вопросы тестового контроля

    Периоды детского возраста:

    Установите соответствие продолжительности каждого периода, отметив стрелочками нужный вариант:

    от начала родовой деятельности до рождения ребенка

    Медсестра кабинета «Здоровый ребенок» имеет право:

    Повышать свою квалификацию один раз в десять лет

    Вносить предложения по улучшению организации работы

    Корректировать назначения врача

    Медсестра кабинета «Здоровый ребенок» несет ответственность за:

    Назначение лечебных процедур

    Несвоевременное выполнение обязанностей, предусмотренных инструкцией и правилами внутреннего распорядка

    Низкие показатели рождаемости в городе

    Медсестра кабинета «Здоровый ребенок» обязана:

    Осуществлять патронажи к больным детям

    Регистрировать беременных женщин на предприятиях города

    Осуществлять контроль становления лактации у кормящих мам

    Гестационный возраст доношенного ребенка:

    Частота дыхательных движений новорожденного в минуту:

    15-20 дыхательных движений

    25-30 дыхательных движений

    40-60 дыхательных движений

    80-100 дыхательных движений

    Выберите один правильный ответ

    Масса доношенного ребенка при рождении в кг:

    Частота сердечных сокращений в 1 минуту у новорожденного:

    Оценка здорового новорожденного по шкале Апгар:

    Найти ответы для проверки тестового контроля Вы сможете в приложении.

    Внимательно изучите предложенный материал!

    ОЦЕНКА НЕРВНО-ПСИХИЧЕСКОГО И ФИЗИЧЕСКОГО

    на методику формирования возрастных групп

    на методику оценки нервно-психического развития

    на алгоритм оценки физического развития

    студент должен знать:

    Правила оценки физического и нервно-психического развития

    Закономерности нарастания веса и роста, окружности головы, груди

    Факторы, влияющие на рост и развитие

    Значение физического воспитания

    студент должен уметь:

    Оценить физическое развитие при помощи центильных таблиц

    Оценить нервно-психическое развитие ребенка грудного возраста

    Оказать квалифицированную консультативную помощь, уделяя внимание вопросам здорового образа жизни

    Организовать эффективное общение с пациентом

    Для оценки нервно-психического развития ребенка необходимо установить его точный возраст и отнести к соответствующей условной возрастной группе. В настоящее время общепринятой считается следующая группировка по возрасту:

    МЕТОДИКА ФОРМИРОВАНИЯ ВОЗРАСТНЫХ ГРУПП

    С момента рождения и до 15 дней (развитие ребенка оценивается по средним показателям для новорожденных):

    1 месяц – от 16 дней до 1 месяца 15 дней;

    2 месяца – от 1 месяца 16 дней до 2 месяцев 15 дней;

    3 месяца – от 2месяцев 16 дней до 3 месяцев 15 дней и т.д.

    После первого года и до 3,5 лет:

    1,5 года (18 месяцев) – от 1 года до 3 месяцев до 1 года 8 месяцев 29 дней;

    2 года (24 месяца) – от 1 года 9 месяцев до 2 лет 2 месяцев 29 дней;

    2,5 года (30 месяцев) – от 2 лет 3 месяцев до 2 лет 8 месяцев 29 дней;

    3 года (36 месяцев) – от 2 лет 9 месяцев до 3 лет 2 месяцев 29 дней;

    3,5 года – от 3 лет 3 месяцев до 3 лет 8 месяцев 29 дней.

    4 года от 3 лет 9 месяцев до 4 лет 5 месяцев 29 дней;

    5 лет – от 4 лет 6 месяцев до 5 лет 5 месяцев 29 дней.

    МЕТОДИКА ОЦЕНКИ НЕРВНО-ПСИХИЧЕСКОГО

    Для комплексной оценки нервно-психического развития детей необходимо проверить каждый показатель отдельно.

    Полученную поведенческую реакцию сравнить не только с соответствующим возрастом, но и с последующим декретированным.

    Пример: ребенку 2 мес. 17 дней.

    Оценка поведенческих реакций проводится на возраст 3 мес.

    Вы можете использовать сокращения:

    Аз – анализатор зрения;

    Др – движения руки;

    Рп – речь понимаемая;

    Ас – анализ слуха;

    До – движения общие;

    Ра – речь активная;

    Н – навыки умения.

    1. Проверка зрительно-ориентировочных реакций (Аз) (смотри таблицу №1)

    1.1. Медицинский работник показывает ребенку яркую игрушку, фиксируя ее неподвижно на определенное время (30 – 40 сек).

    Ребенок поворачивает голову и внимательно смотрит на игрушку.

    Вывод: зрительно-ориентировочная реакция соответствует возрасту 3 мес.

    1.2. Медицинский работник просит мать уйти из поля зрения ребенка, а затем подойти к пеленальному столику, на котором он находится.

    Ребенок при виде матери дает «комплекс оживления».

    Вывод: зрительно-ориентировочная реакция соответствует возрасту 4 месяцев.

    1.3. Медицинский работник просит подойти к ребенку сотрудника поликлиники.

    Ребенок отвечает «комплексом оживления».

    Вывод: ребенок не отличает «чужих» от «близких». Зрительно-ориентировочная реакция соответствует возрасту 4 месяцев (+ 1 месяц).

    2. Проверка слуховых ориентировочных реакций (Ас) проводится с помощью аудиотестеров (рекомендуется использовать звукореактотест ЗРТ-01.)

    Медицинский работник производит шумовые эффекты одним из вышеперечисленных приспособлений, находясь за пределами видимости ребенка. Реакция считается положительной, если ребенок три раза отвечает на звук одной или несколькими реакциями (смотри таблицу №1).

    В нашем примере ребенку 2 мес. 17 дней. Ребенок реагирует, прислушиваясь и поворачивая голову на звук.

    Вывод: слуховые ориентировочные реакции соответствует возрасту 4 месяца (+ 1 месяц).

    Таким образом, проводится исследование всех остальных показателей. Допускается оценка некоторых показателей из анамнеза (ответов матери на определенные вопросы).

    По каждому показателю производится отдельная запись.

    Пример: ребенку 2 мес. 17 дней (оценка проводится на возраст 3 месяца).

    Аз – 4 месяца (+ 1 месяц)

    Э – 4 месяца (+ 1 месяц)

    Ас – 4 месяца (+ 1 месяц)

    ПОКАЗАТЕЛИ НЕРВНО-ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА ПЕРВОГО ГОДА ЖИЗНИ

    Кратковре-менно фиксирует взгляд на блестящем предмете и следит за ним

    Следит взглядом за движущей-ся перед глазами игрушкой

    Фиксирует взгляд на неподвижных предметах в любом положении

    Отличает чужих от близких

    Слуховые ориентировочные реакции

    Вздрагивает при резком звуке и мигает

    Отчетливое слуховое сосредото-чение

    Поворачив-ает голову на звук

    Различает тон, с которым к нему обращаются

    Улыбается в ответ на речь взрослого

    В ответ на разговор проявляет радость

    Попытка держать голову, лежа на животе

    Хорошо держит голову 1-2 минуты в вертикаль-ном положении

    Хорошо удерживает голову, лежа на животе. Есть упор ног

    Поворачи-вается со спины на живот

    Стоит, не подгибая ног, при поддержке подмышки

    Поворачи-вается с живота на спину. Подползает к игрушке

    Движения руки и действия с предметами

    Случайно наталкива-ется на игрушку, висящую над грудью

    Захватывает подвешен-ную игрушку

    Четко берет игрушку, которую держит взрослый над грудью ребенка

    Свободно берет игрушки из разных положений

    Продолжает долго гулить

    Произносит слоги «ма», «ба» (начало лепета)

    Навыки и умения в процессах

    Берет пищу губами с ложки при кормлении

    Самостояте-льно садится, сидит. Самостояте-льно встает

    Ходит при поддержке на обе руки

    Влезает на невысокую поверхность и слезает с нее

    Стоит самостояте-льно без опоры

    Постукивает игрушкой об игрушку, переклады-вает игрушки из одной руки в другую

    Игрушками занимается долго

    Действует с предметами по-разному (катает, вынимает в зависимос-ти от свойств)

    Открывает, закрывает (коробку, матрешку), вкладывает один предмет в другой

    Ставит кубики один на другой, снимает и надевает кольцо пирамидки

    Приготовитель-ные этапы развития речи

    Произносит слоги многократ-но (лепечет)

    Громко, повторно произносит различные слоги

    Подражает слышимым слогам, которые имелись в его лепте

    Подражает разным словам взрослого

    Произносит первые слова-обозначе-ния «мама», «ав-ав», «кис-кис»

    Произносит 8-10 слов

    На вопрос «где» находит предмет, лежавший в определен-ном месте

    По просьбе взрослого делает «ладушки, до свидания»

    Знает свое имя. На вопрос «где» находит и достает предмет из множества игрушек

    Знает названия частей тела, дает знакомый предмет по просьбе взрослого

    Выполняет элементар-ные требования взрослых

    Выполняет элементар-ные требования взрослых (увеличивается запас понимае-мых слов)

    Пьет из чашки ,которую держит взрослый

    Сам держит корочку хлеба (сухарик)

    Умеет пить из чашки, придерживая ее руками

    Сам берет чашку и пьет

    МЕТОДИКА ОЦЕНКИ ФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ

    Основной особенностью ребенка до года являются высокие темпы роста физического развития. Динамику физического развития ребенка можно проследить по таблицам №2, №3.

    ДИНАМИКА ФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ДОНОШЕННЫХ ДЕТЕЙ НА ПЕРВОМ ГОДУ ЖИЗНИ

    за истекший период, г.

    за истекший период, см.

    Прибавка массы и длины тела доношенных детей на первом году жизни (по данным Института Педиатрии АМН СССР, 1966.) Таблица Когана

    ДИНАМИКА ФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ НЕДОНОШЕННЫХ ДЕТЕЙ НА ПЕРВОМ ГОДУ ЖИЗНИ

    Масса при рождении, г.

    Средние месячные прибавки массы (г) и длины тела (см) на первом году жизни у недоношенных детей (В.И. Чистякова 1979)

    Пример: Ребенок родился с весом 3500г, ростом 51 см. В настоящее время ему 3 месяца. Определите его долженствующий вес (ДВ) и долженствующий рост (ДР).

    Решение: ДВ=3500+600+800+800=5700 г ДР=51+3+3+2,5=59,5

    ОЦЕНКА ПАРАМЕТРОВ ФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ПО ЦЕНТИЛЬНЫМ ТАБЛИЦАМ

    Центильные распределения наиболее строго и объективно отражают распределение признаков среди здоровых детей. Колонки центильных таблиц показывают количественные границы признака у определенного процента (центиля) детей данного возраста и пола. При этом за средние, или условно нормальные, величины принимают значения, свойственные половине здоровых детей данного возраста и пола – в интервале от 25 до 75 центиля.

    Каждый измерительный признак (рост, масса тела, окружность груди) может быть помещен в свою область (коридор) центильной шкалы соответствующей таблицы. В зависимости от того, где расположен этот коридор, можно формулировать оценочные суждения и принимать решения.

    Область или коридор №1.

    Область или коридор №2.

    Область или коридор №3.

    Область или коридор №4.

    Область или коридор №5.

    Область или коридор №6.

    Область или коридор №7.

    встречающихся у детей редко (не чаще 3%). Ребенок с таким уровнем признака должен проходить специальное консультирование и по показаниям обследование.
    Область «низких величин», встречающихся у 7% (от 3 до 10 центиля) здоровых детей. Показано консультирование и обследование при наличие других отклонений в состоянии здоровья и развития.

    Область величин «ниже среднего», (от 10 до 25 центилей) свойственных 15% здоровых детей данного пола и возраста.

    Область «средних величин», свойственных 50% (от 25 до 75 центиля) здоровых людей и поэтому наиболее характерных для данной возрастно-половой группы.

    Область величин «выше среднего» (от 75 до 90 центиля), свойственных 15% здоровых детей.

    Область «высоких величин», свойственных 7% здоровых детей (от 90 до 97 центиля). Медицинское решение зависит от существа признака и состояния других органов и систем.

    Область «очень высоких» величин, (от 97 центиля), свойственных не более чем

    3% детей. Требуется консультирование и обследование.

    Запомните! Показатели, лежащие во втором и шестом коридорах, требуют настороженности в отношении риска серьезных отклонений состояния здоровья ребенка, а показатели, находящиеся в 1-ом и 7-ом коридорах, отражают явную патологию.

    АЛГОРИТМ ОЦЕНКИ ФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ У ДЕТЕЙ

    Определить значение коридоров

    очень низкое (1 коридор);

    низкое (2 коридор);

    ниже среднего (3 коридор);

    среднее (4 коридор);

    выше среднего (5 коридор);

    высокое (6 коридор);

    очень высокое (7 коридор).

    Определить гармоничность (по длине, массе, окружности груди)

    Гармоничность оценивается по разности коридоров показателей физического развития относительно основного показателя – длины. До 1-го года вместо показателя окружности груди можно учитывать окружность головы.

    Физическое развитие (по гармоничности) может быть:

    гармоничное – разница между коридорами не более 1;

    дисгармоничное – разница между коридорами равна 2;

    резко дисгармоничное – разница между коридорами 3 и более.

    Рассчитывается только для здоровых детей. Определяется как сумма трех коридоров основных показателей развития (длины, массы; окружности груди):

    микросоматический – сумма коридоров составляет до 10;

    мезосоматический – сумма от 11 до 15 включительно;

    макросоматический – сумма более 15.

    отношение высоты головы к росту:

    12-14 лет и у взрослого – 1/8

    РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ДЛИНЫ ТЕЛА (СМ) ПО ВОЗРАСТУ (МАЛЬЧИКИ)

    РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ДЛИНЫ ТЕЛА (СМ) ПО ВОЗРАСТУ (ДЕВОЧКИ)

    РАСПРДЕЛЕНИЕ МАССЫ ТЕЛА (КГ) ПО ВОЗРАСТУ (МАЛЬЧИКИ)

    РАСПРЕДЕЛЕНИЕ МАССЫ ТЕЛА (КГ) ПО ВОЗРАСТУ (ДЕВОЧКИ)

    РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ОКУРЖНОСТИ ГРУДИ (СМ) ПО ВОЗРАСТУ (МАЛЬЧИКИ)

    РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ОКРУЖНОСТИ ГРУДИ (СМ) ПО ВОЗРАСТУ (ДЕВОЧКИ)

    РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ОКРУЖНОСТИ ГОЛОВЫ (СМ) ПО ВОЗРАСТУ (МАЛЬЧИКИ)

    РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ОКРУЖНОСТИ ГОЛОВЫ (СМ) ПО ВОЗРАСТУ (ДЕВОЧКИ)

    Пример: на приеме мама с ребенком (девочкой) 5 мес.: 19 дней. Вес – 6,9 кг, рост 65 см, окружность груди 43 см, окружность головы – 42 см. Определить гармоничность физического развития и соматотип.

    Решение (согласно алгоритма):

    Возраст 6 месяцев;

    Окружность груди – 4

    Окружность головы – 4

    Физическое развитие гармоничное;

    Соматотип мезосоматический (сумма коридоров — 12).

    Для закрепления знаний выполните предложенные задачи:

    Дайте комплексную оценку развития ребенка.

    Девочка 2 мес. 10 дней, вес 5200 гр., рост 56 см., окружность груди 36 см.

    Ребенок длительно следит за движущейся игрушкой, поворачивает голову на голос взрослого, пытается держать головку лежа на животе.

    Девочка 7 мес. 20 дней, вес 9 кг., рост 70 см., окружность груди 43 см.

    Ребенок ходит при поддержке за обе руки, с предметами действует по-разному, знает свое имя и название частей тела, пьет из чашки, слегка придерживая ее руками.

    Мальчик 5 мес. 13 дней, вес 9 кг., рост 70 см., окружность груди 46 см.

    Ребенок активно ползает, снимает пищу с ложки, длительно гулит.

    Мальчик 6 мес. 10 дней. вес 7 кг., рост 65 см., окружность груди 42 см.

    Ребенок переворачивается со спины на живот, начинает захватывать подвешенную игрушку, начинает гулить.

    Мальчик 11 мес. 23 дней, вес 10 кг., рост 75 см., окружность груди 50 см.

    Ребенок самостоятельно ходит, сам берет чашку и пьет, произносит 8-10 слов.

    Найти и проверить ответы на задачи можно в приложении.

    МЕТОДИКА КОМПЛЕКСНОЙ ОЦЕНКИ РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ

    Методика комплексной оценки развития детей включает оценку биологической зрелости детей.

    в грудном раннем возрасте:

    нервно-психическое развитие (методика изложена в теме «Оценка нервно-психического развития детей»);

    сроки прорезывания молочных зубов;

    в дошкольном возрасте:

    длина тела и ее годовые прибавки;

    сроки прорезывания постоянных зубов;

    В зависимости от полученных результатов по степени биологического созревания дети подразделяются на 3 группы:

    со своевременным развитием;

    с отставанием в развитии;

    с опережением в развитии.

    Оценка прорезывания молочных и постоянных зубов

    Молочные зубы начинают прорезываться в возрасте 6 месяцев и заканчивают к 2-м годам (таблица 12).

    Долженствующее количество молочных зубов определяется по формуле:

    п – 4 (где п – количество месяцев возраста ребенка).

    Смена молочных зубов на постоянные начинается в 5-6 лет.

    Для оценки темпов прорезывания постоянных зубов (таблица 13) подсчитывают их общее количество на верхней и нижней челюсти. Учитываются зубы всех стадий прорезывания – от четкого выступания режущего края у зуба над десной, до зуба, полностью сформировавшегося.

    В зависимости от сроков прорезывания постоянных зубов дети подразделяются на 3 группы:

    со своевременным темпом прорезывания

    с замедленным темпом прорезывания

    с ускоренным темпом прорезывания

    СРОКИ ПРОРЕЗЫВАНИЯ МОЛОЧНЫХ ЗУБОВ

    Верхние боковые резцы

    нижние боковые резцы

    ВОЗРАСТНЫЕ НОРМАТИВЫ ПРОРЕЗЫВАНИЯ

    ПОСТОЯННЫХ ЗУБОВ (МОСКВА, 1990)

    Число постоянных зубов

    НАРАСТАНИЕ МАССЫ И ДЛИНЫ ТЕЛА У ДЕТЕЙ СТАРШЕ ГОДА

    Среднегодовая прибавка массы тела

    где п – число лет,

    19 – средний вес в 5 лет.

    10,5 – масса в один год,

    30 – средний вес в 10 лет.

    особенностью 2-го года жизни ребенка является более интенсивное увеличение массы тела – 2,5-3 кг;

    формула 10,5 + 2п применима от 1 года до 10 лет.

    Старше 10 лет для подсчета массы тела можно использовать формулу И.М. Воронцова:

    возраст х 3 + последняя цифра возраста.

    Пример: возраст – 12 лет.

    масса тела = 12 х 3 – 2 = 38 (кг).

    За первый год жизни ребенок прибывает в росте на 25 см.

    За второй год вырастает на ½ от прибавки за первый год жизни, то есть на 12-13 см.

    За третий год – на 1 /3 (на 8 см).

    За четвертый год – на ¼ (на 6 см).

    В 4 года рост должен быть 100 см.

    Дети старше 4-х лет вырастают приблизительно на 6 см в год. Таким образом, длину тела у детей старше 4 лет можно рассчитать по формуле:

    Длина тела удваивается в 4 года,

    утраивается в 12 лет

    по сравнению со средней величиной этого показателя при рождении.

    УВЕЛИЧЕНИЕ ОКРУЖНОСТИ ГОЛОВЫ И ГРУДИ У ДЕТЕЙ

    При рождении _________ 33-35 см

    К 1 году _______________46-47 см

    К 5 годам ______________50-51 см

    К 15 годам _____________54-57 см

    Интенсивность увеличения окружности головы:

    ежемесячно на первом году жизни – 1 см,

    от 1 до 5 лет – 1 см (в среднем год),

    от 5 до 15 лет – 0,5 см (в среднем год).

    окружность груди при рождении 32-34 см.

    на первом году 1,3 см в месяц (в среднем)

    В возрасте 3-х месяцев происходит перекрест размеров окружностей головы и груди. После 3-х месяцев темпы роста окружности груди более интенсивны, и к году окружность груди больше окружности головы.

    Пример: Возраст – 3 месяца

    Расчет окружности головы = 35 + 3 = 38 см, окружность груди

    = 34 +1,3 х 3 = 38 см.

    Пример: Возраст – 1 год.

    Окружность головы = 35 х 1 = 47 см.

    Окружность груди = 34 + 1,3 х 12 = 49 см.

    Использование индексов помогает существенно уточнить представление о степени гармоничности и биологическом возрасте ребенка. Наиболее часто используются индексы Чулицкой и Эрисмана.

    Индекс Чулицкой – индекс упитанности. Определяется у детей до 3-х лет.

    Рассчитывается по формуле:

    3 окружности плеча (см) + Окружность бедра (см) +

    Окружность голени (см) – Рост (см)

    Индекс Эрисмана – оценивает степень развития грудной клетки и пропорциональность. Определяется у детей до 15 лет, чаще используются для контроля физического развития школьников.

    окружность груди (см) – полурост (см).

    Внимательно изучите предложенный материал по вопросам ОРГАНИЗАЦИИ ВСКАРМЛИАНИЯ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА

    на программу успешного грудного вскармливания;

    на принципы оптимального грудного вскармливания;

    на преимущества грудного вскармливания;

    на подготовку беременной женщины к лактации;

    на вопросы вскармливания новорожденного и ребенка грудного возраста.

    После изучения материала:

    преимущества грудного вскармливания

    правила кормленья грудью

    факторы, влияющие на лактацию

    проблемы, возникающие при вскармливании грудного ребенка

    оценить кормление грудью

    оценить фактический вес ребенка грудного возраста

    составить меню ребенку разного возраста

    оказать квалифицированную консультативную помощь кормящей женщине и членам ее семьи

    организовать эффективное общение

    Проверить свои знания Вы сможете, решив предложенные задачи из данного пособия.

    ДЕСЯТЬ ПРИНЦИПОВ УСПЕШНОГО ГРУДНОГО ВСКАРМЛИВАНИЯ ПРИМЕНИТЕЛЬНО К ДЕТСКОЙ ПОЛИКЛИНИКЕ

    (На основе Декларации ВОЗ/ЮНИСЕФ «Охрана, поощрение и поддержка грудного вскармливания, особая роль родовспомогательных служб», 1989 г.)

    Каждому детскому амбулаторно-поликлиническому учреждению, осуществляющему медико-профилактическую работу среди детей раннего возраста, следует:

    Иметь зафиксированную в письменном виде политику в отношении практики грудного вскармливания и регулярно доводить ее до сведения всего медико-санитарного персонала.

    Обучать весь медико-санитарный персонал необходимым навыкам для осуществления этой политики.

    Информировать всех беременных женщин о преимуществах и методах грудного вскармливания.

    Информировать беременных женщин о важности раннего начала грудного вскармливания в течение первого получаса после родов.

    Показывать матерям, как кормить грудью и как сохранить лактацию, даже если они должны быть отделены от своих детей.

    Не давать младенцам никакой иной пищи или питья, кроме грудного молока, в течение первых шести месяцев жизни, за исключением случаев медицинских показаний. Пропагандировать и поощрять продолжение грудного вскармливания до 2-х лет и более с соответствующим возрасту введением продуктов прикорма.

    Практиковать круглосуточное совместное размещение матери и ребенка.

    Поощрять грудное вскармливание по требованию.

    Не давать младенцам, находящимся на грудном вскармливании, никаких искусственных средств, имитирующих грудь или успокаивающих.

    Поощрять создание групп поддержки матерей и информировать матерей о возможности обращения в эти группы за консультативной помощью. Создавать в детской поликлинике обстановку поддержки семей, в которых есть дети, вскармливаемые грудью.

    Осуществлять преемственность в работе детской поликлиники, женской консультации и акушерского стационара.

    ПРИНЦИПЫ ОПТИМАЛЬНОГО ГРУДНОГО ВСКАРМЛИВАНИЯ

    Начинать грудное вскармливание после рождения ребенка в течение первых 30 – 60 минут, что обусловлено:

    наличием у новорожденного «поискового» рефлекса, ориентированного на грудь матери, и возможностью его реализации в первый час жизни;

    необходимостью запуска нейроэндокринных механизмов регуляции лактации у родильницы;

    стимуляцией ранней выработки окситоцина в организме женщины, способствующего удалению участков хориона, выделяющих плацентарный прогестерон (ингибитор образования пролактина);

    необходимостью профилактики бактериальных осложнений у новорожденного ребенка (поступление с первыми каплями молозива антител – так называемая живая теплая вакцинация);

    «запоминаем» ребенком соска грудной железы матери.

    Осуществлять кормления «по требованию» младенца.

    Исключать «бутылочный» докорм, особенно в первые дни жизни, с целью профилактики «соскового» сосания.

    Осуществлять исключительно грудное вскармливание в течение первых шести месяцев.

    Не отказывать ребенку в грудном кормлении после блюд прикорма.

    Не прекращать грудное вскармливание при заболеваниях матери и ребенка (за исключением абсолютных противопоказаний).

    Стремиться продолжать грудное вскармливание до 2-х лет.

    ПРЕИМУЩЕСТВА ГРУДНОГО ВСКАРМЛИВАНИЯ

    Преимущества для ребенка. Материнское молоко – уникальный продукт, созданный самой природой. Оно способно обеспечить жизнь и здоровье малыша, защитить его от инфекций, предупредить развитие различных заболеваний и нарушений обмена веществ (аллергия, ожирение, сахарный диабет).

    Исключительная ценность грудного молока, прежде всего, определяется его составом, имеющим родственную связь с составом клеток организма ребенка.

    Белки женского молока – это, в основном, сывороточные белки высокой биологической ценности. В них содержатся все незаменимые аминокислоты, столь необходимые ребенку для правильного роста, развития, формирования различных органов. Преимуществом белков женского молока является их легкое переваривание и усвоение. Это обусловлено тем, что в желудке ребенка женское молоко образует рыхлые сгустки с большой поверхностью, что облегчает действие пищеварительных соков.

    Жиры женского молока представляют собой тонкую эмульсию, состоящую из очень мелких жировых шариков, так же, как и белки, легкодоступных воздействию пищеварительных соков. Кроме того, в женском молоке содержится специальный расщепляющий жиры фермент – липаза, что значительно уменьшает напряженность еще слабых собственных процессов пищеварения малыша. Крайне необходимы ребенку насыщенные жирные кислоты (линоленовая), принимающие участие в построении клеток нервной системы. Они не присутствуют ни в одной искусственной смеси. Грудное молоко определяет интеллект ребенка: чем больше жира в женском молоке, тем выше развитие интеллекта младенца.

    Углеводы грудного молока представлены, в основном, молочным сахаром – лактозой, которая обладает способностью стимулировать развитие в кишечнике ребенка полезной микрофлоры (бифидо-бактерий) и подавляет рост патогенных микробов. Состав микрофлоры кишечника – основной показатель, который значительно отличается у детей, находящихся на грудном и искусственном вскармливании. У первых преобладают бифидобактерии, у искусственников их содержание снижено и широко представлена условно-патогенная и патогенная флора.

    Женское молоко отличается оптимальным составом минеральных веществ, необходимых для нормального роста и развития ребенка. Так, кальций и фосфор в грудном молоке находятся в легкоусвояемой форме и в идеальном соотношении (2:1), что обеспечивает нормальный рост и развитие костной ткани ребенка. Поэтому дети, получающие молоко матери, значительно реже болеют рахитом, чем дети, вскармливаемые искусственными смесями. В женском молоке содержатся и такие важные минеральные вещества, как железо, медь, цинк, калий, которые хорошо усваиваются.

    Витаминный состав женского молока удовлетворяет потребности младенца. Однако во многом содержание в грудном молоке витаминов, железа, йода определяет рацион питания матери.

    К числу уникальных свойств материнского молока относится содержание в нем так называемых защитных факторов – специальных иммунологически активных веществ, обеспечивающих защиту организма от инфекций. Организм новорожденного еще не в состоянии их вырабатывать. К таким факторам относятся лизоцим, интерферон, лактоферин, иммуноглобулины, бифидофактор, подавляющие рост болезнетворных микробов и повышающие уровень защиты организма ребенка. Поэтому дети, находящиеся на грудном вскармливании, болеют значительно реже.

    И еще одно невосполнимое искусственными смесями качество материнского молока – это содержание в нем целого комплекса ростовых факторов, специальных гормонов, регулирующих рост и развитие ребенка.

    У детей, получающих материнское молоко,

    наблюдаются оптимальные темпы физического

    и нервно-психического развития!

    Особое значение имеет эмоциональный фактор – тесный контакт с матерью во время кормления грудью обеспечивает положительные эмоции, более спокойное, уравновешенное поведение ребенка, лучшее развитие интеллекта. Отмечено, что дети, вскормленные грудью матери, отличаются более устойчивой психикой, более контактны и доброжелательны, более привязаны к близким. В последующем из них вырастают хорошие, внимательные и любящие родители.

    Роль молозива. Молоко прибывает на 2-3-й день после родов. До этого времени грудная железа вырабатывает молозиво, богатое белком (содержание белка в 3 — 4 раза больше, чем в зрелом молоке), иммуноглобулинами, лимфоцитами, макрофагами, витаминами А и К. Важно, чтобы ребенок получил первые капли молозива сразу после рождения. Это обеспечит малыша энергией и питательными веществами в первые дни его жизни. Молозиво способствует более быстрому отхождению первородного кала (тем самым очищает кишечник ребенка) и обладает желчегонным действием. Но самая важная функция молозива – защитная, обусловленная содержанием специфических факторов иммунитета.

    Преимущества для матери и семьи.

    Грудное вскармливание – это удобно и чисто. Ребенок, сосущий грудь, стимулирует освобождение окситоцина, который сокращает матку и ускоряет возвращение ее к нормальным размерам. Это помогает снизить риск маточного кровотечения после родов.

    Кормление грудью усиливает выработку пролактина и благодаря этому оказывает противозачаточный эффект.

    Вскармливание грудью хотя бы одного ребенка снижает риск заболевания раком молочной железы на 50%, защищает от рака яичников.

    Грудное вскармливание снижает количество невротических реакций у женщин, способствует налаживанию дружных и прочных отношений в семье.

    Грудное вскармливание укрепляет связь между матерью и ребенком не только в раннем возрасте, но и на всю жизнь. Матери, вскармливающие ребенка грудью, в последующие годы сохраняют более высокую степень внимания, ласки и заботы о ребенке, чем при вскармливании из бутылки.

    Выгодно со всех точек зрения:

    Грудное молоко уникально. Это идеальное питание для ребенка.

    Грудное молоко всегда готово к употреблению: его не надо готовить, оно всегда при матери.

    Никаких хлопот со стерилизацией бутылочек, сосок, подогреванием искусственной смеси.

    Грудное молоко всегда свежее, стерильное и оптимальной температуры: оно не может прокиснуть или испортиться, даже если мама не кормила ребенка целый день.

    Грудное вскармливание экономически выгодно для семьи.

    Кормление грудью удобно и комфортно: не надо вставать ночью и подогревать искусственную смесь – достаточно приложить малыша к груди.

    Важность грудного вскармливания

    в первые 6 месяцев жизни и до 2-х лет

    Грудное молоко идеально подходит для питания младенцев первых 6 месяце. Оно полностью удовлетворяет потребности ребенка в питательных веществах, обеспечивает тесный контакт матери и младенца. Всемирная ассамблея здравоохранения (май 200 г.) утвердила тезис Инносетинской Декларации: «Все женщины в качестве глобальной цели достижения оптимального здоровья должны практиковать исключительно грудное вскармливание до 6 месяцев и далее с прикормами до 2-х лет».

    Даже с введением прикормов и на втором году жизни грудное молоко выполняет питательную функцию, а самое главное – грудное вскармливание гарантирует ребенку защищенность, формирует в нем уверенность в себе, дарит минуты близости с самым дорогим на Земле человеком – мамой.

    Смотрите еще:

    • Исковое заявление по договору аренды транспортного средства образец Исковое заявление по договору аренды транспортного средства образец Автострахование Жилищные споры Земельные споры Административное право Участие в долевом строительстве Семейные споры Гражданское право, ГК РФ […]
    • Заявление на мат Помощь Материальная помощь к отпуску Актуально на: 8 июня 2016 г. В разных организациях доплаты к отпуску называют по-разному: премией, пособием, но чаще материальной помощью. Однако такого понятия, как материальная помощь к отпуску, в статьях […]
    • Заполненный образец приказа на увольнение Оформляем приказ на увольнение по форме Т-8 Прекращение трудовых отношений оформляется приказом, заверенную копию которого сотрудник вправе получить на руки. По требованию работника работодатель также должен выдать выписку из распоряжения […]
    • Проживание в санаториях кисловодска Отдых в санатории в Кисловодске с детьми Мы предлагаем лечебные и оздоровительные программы для детей по нескольким клиническим профилям: Частые простудные заболевания Неврологические симптомы или расстройства Заболевания органов […]
    • Приказы хранения лекарственных препаратов Как правильно хранить лекарства в ЛПУ? Правила хранения лекарственных средств в рамках приказа 706н Хранение лекарственных средств регламентируется приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 23 августа 2010 года N […]
    • Страховой калькулятор осаго 2018 Калькулятор ОСАГО 2018 Онлайн калькулятор ОСАГО 2018 — бесплатное приложение, позволяющее самостоятельно рассчитать стоимость полиса обязательного страхования гражданской ответственности автостраховки в режиме ONLINE. Сегодня произвести […]
    • Размер пособия по старости в израиле Кому положено пособие по старости в Израиле в 2018 году Говоря об этой стране, можно выделить три особенности, которые являются фундаментом благополучия местных жителей: Привлечение иностранных инвесторов. А сегодняшний день приток […]
    • Образец приказ о доведении заработной платы до мрот Приказ о доплате до МРОТ Иногда зарплата работников ниже минимального размера оплаты труда. В некоторых случаях ее необходимо «дотягивать» до «минималки». Для того, чтобы это сделать, на предприятии должен быть издан приказ о доплате до […]