Положения закона 94-фз

Сравнительная характеристика федеральных законов 44-ФЗ и 94-ФЗ в сфере госзакупок

Закон о контрактной системе 44-ФЗ РФ от 5 апреля 2013 года до сих пор вызывает массу вопросов, связанных с правильностью его применения на практике. Ранее действовавший закон о госзакупках 94-ФЗ от 21 июля 2005 года существенно отличался от теперешнего. Чтобы понять, в каких случаях необходимо обязательно следовать требованиям ныне действующего документа, рассмотрим основные отличия этих двух законодательных актов.

Основные нововведения в законодательство о проведении госзакупок

Новый Федеральный закон 44-ФЗ был принят с целью повышения эффективности расходования бюджетных средств. В законе 94-ФЗ не были предусмотрены нормы, касающиеся формирования и наблюдением за ходом исполнения заказа. В документе были установлены требования только к проведению процедуры торгов.

Если рассматривать введение изменений законодательства о госзакупках, можно выделить следующие новшества, которые вступили в силу с принятием Закона 44-ФЗ РФ:

  • Появился неограниченный доступ к информации о проведении закупок и всеми связанными с этим процессом этапами;
  • Стала обязательно публикация материалов обо всех основных этапах проведения торгов;
  • Создается государственный общественный комитет по контролю за государственными закупками;
  • Прописана ответственность заказчиков за исполнением требований законодательства в сфере закупок;
  • Определение исполнителей закупки зависит от ее предмета;
  • Предусматривается планирование на долгосрочную перспективу;
  • Установлено предельное значение понижение цены контракта (25%), после которого заказчик обязан предоставить обоснование по расчету цены;
  • В документации или плане закупки могут быть включены пункты о процедуре изменения или расторжения контракта;
  • Предусмотрен аудит исполнения контрактов.
  • Сфера применения Федерального закона 44-ФЗ РФ

    Федеральный закон 44-ФЗ имеет значительно большую сферу влияния. Хотя, нельзя не признать, что он усложнил процесс проведения государственных закупок. В нем предусмотрены разделы, регулирующие:

    • Планирование закупок;
    • Осуществление закупок;
    • Мониторинг и аудит закупок;
    • Контроль в сфере закупок;
    • Разрешение спорных ситуаций;
    • Осуществление отдельных видов закупок.
    • По сравнению с 94-ФЗ, новый нормативный акт распространяет свое действие не только на муниципальные и государственные предприятия, но и обычные юридические лица, и автономные учреждения. В то же время действие закона не распространяется на:

    • Международные закупки;
    • Закупки, по обеспечению безопасности лиц, подлежащих государственной защите;
    • Закупки драгоценных металлов и камней по пополнению Государственного фонда драгоценных металлов;
    • Назначение адвокатов в уголовном судопроизводстве и его привлечению по оказанию бесплатной юридической помощи;
    • Закупки избирательными комиссиями.
    • Основные отличия положений Законов 44-ФЗ и 94-ФЗ

      Если сравнивать общие положения, то по сравнению с 94-ФЗ, Федеральный закон № 44-ФЗ предусматривает:

      • Обязанность бюджетных учреждений соблюдать требования данного нормативного акта во всех случаях, кроме тех, когда закупки производятся:
      • За счет грантов, полученных безвозмездно
      • Если бюджетная организация является исполнителем по контракту на приобретение товаров (работ или услуг)
      • За счет полученных средств от предпринимательской деятельности
      • Установлены принципы контрактной системы, чего не было в законе 94-ФЗ
      • Законом 44-ФЗ предусмотрен перечень документов, которые должны быть предоставлены заказчиком. Ранее достаточно было разместить на официальном сайте торгов план-график закупок на год
      • Необходимо обоснование объекта закупки, установления его стоимости и способа выбора исполнителя. Закон 94-ФЗ требовал только обоснования цены контракта
      • Законом 94-ФЗ не были установлены требования о нормировании в сфере закупок. На данный момент установлено, что приобретаемые товары должны обеспечивать действительные нужды. А также разрабатываются нормы федеральных, муниципальных нужд и нужд субъектов РФ
      • Законом 44-ФЗ предусматривается создание контрактной службы, если годовой объем закупок превышает 100 млн. руб. При меньшем доходе необходимо назначать контрактного управляющего, ответственного за проведение закупок
      • Различаются условия по созданию комиссии и ее составу. Часть положений из закона 94-ФЗ перешло в новый законодательный акт
      • В ст. 31 Закона № 44-ФЗ установлены новые обязательные требования к участникам закупок
      • Законом 44-ФЗ введена обязанность предоставлять преимущество учреждениям УИС и организациям инвалидов
      • Заявки в размере не менее 15% годового объема закупок от субъектов малого предпринимательства обязаны принимать по 44-ФЗ. Условия и исключения прописаны в ст. 30
      • Ст. 31 44-ФЗ установлены новые критерии оценки заявок
      • Ранее установление денежного обеспечения заявок было правом, а не обязанностью заказчик. В ст. 44 Закона 44-ФЗ установлены условия обеспечения
      • По Закону 44-ФЗ может быть осуществлено банковское сопровождение контрактов. Ранее этой нормы не было
      • Изменены сроки отказа от проведения торгов. Согласно Закону 44-ФЗ, это возможно за 5 дней до окончания приема заявок на участие в конкурсе, либо за 2 дня до даты окончания срока подачи заявок для участия в котировках
      • Установлены методы установления начальной и максимальной цен контракта. Одновременно можно применять один или несколько методов
      • Законом 44-ФЗ установлено требование об описании объекта закупки
      • Что касается проведения самих торгов, то закон 44-ФЗ:

        • Расширил перечень способов проведения закупок
        • Появились положения о проведении централизованных закупок
        • Изменились сроки оценки и рассмотрении заявок, заключения контракта
        • Изменены условия проведения электронных аукционов и требования об их извещении
        • Новые условия размещения заявок для единственного поставщика.
        • Обеспечение по исполнению контракта по закону 44-ФЗ обязательно во всех случаях без исключения, как это было предусмотрено и в законе 94-ФЗ.

          Для справки — где узнать подробнее про особенности 44-ФЗ и 223-ФЗ:

          • В специальном материале Путеводитель по контрактной системе от разработчиков Консультант Плюс.
          • На тематических семинарах на нашем портале.
          • О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд

            (в ред. Федеральных законов

            от 31.12.2005 № 207-ФЗ, от 27.07.2006 № 142-ФЗ,

            от 20.04.2007 № 53-ФЗ (ред. 08.11.2007),

            от 24.07.2007 № 218-ФЗ (ред. 08.05.2010),

            от 08.11.2007 № 257-ФЗ, от 23.07.2008 № 160-ФЗ,

            от 01.12.2008 № 225-ФЗ, от 30.12.2008 № 308-ФЗ (ред. 08.05.2009),

            от 30.12.2008 № 323-ФЗ, от 28.04.2009 № 68-ФЗ,

            от 08.05.2009 № 93-ФЗ, от 01.07.2009 № 144-ФЗ,

            от 17.07.2009 № 147-ФЗ, от 17.07.2009 № 155-ФЗ,

            от 17.07.2009 № 164-ФЗ, от 23.11.2009 № 261-ФЗ,

            от 25.11.2009 № 273-ФЗ (ред. 08.05.2010), от 17.12.2009 № 316-ФЗ,

            от 27.12.2009 № 365-ФЗ, от 05.05.2010 № 78-ФЗ,

            от 08.05.2010 № 83-ФЗ, от 27.07.2010 № 240-ФЗ,

            от 03.11.2010 № 290-ФЗ, от 05.04.2011 № 56-ФЗ,

            от 21.04.2011 № 79-ФЗ, от 01.07.2011 № 169-ФЗ,

            от 11.07.2011 № 200-ФЗ, от 21.11.2011 № 326-ФЗ,

            от 21.11.2011 № 327-ФЗ, от 07.12.2011 № 417-ФЗ,

            от 07.12.2011 № 418-ФЗ, от 12.12.2011 № 426-ФЗ,

            от 20.07.2012 № 122-ФЗ, от 30.12.2012 № 318-ФЗ,

            с изм., внесенными Федеральным законом от 16.10.2012 № 174-ФЗ)

            Глава 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

            Статья 1. Предмет и цели регулирования настоящего Федерального закона

            1. Настоящий Федеральный закон регулирует отношения, связанные с размещением заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных, муниципальных нужд, нужд бюджетных учреждений (далее — размещение заказа), в том числе устанавливает единый порядок размещения заказов, в целях обеспечения единства экономического пространства на территории Российской Федерации при размещении заказов, эффективного использования средств бюджетов и внебюджетных источников финансирования, расширения возможностей для участия физических и юридических лиц в размещении заказов и стимулирования такого участия, развития добросовестной конкуренции, совершенствования деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления в сфере размещения заказов, обеспечения гласности и прозрачности размещения заказов, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере размещения заказов.

            2. Настоящий Федеральный закон применяется в случаях размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд и нужд бюджетных учреждений, за исключением случаев, если такие услуги оказываются международными финансовыми организациями, созданными в соответствии с международными договорами, участником которых является Российская Федерация, а также международными финансовыми организациями, с которыми Российская Федерация заключила международные договоры. Перечень указанных международных финансовых организаций утверждается Правительством Российской Федерации.

            3. Особенности размещения государственного оборонного заказа, заказа на поставку материальных ценностей в государственный резерв могут устанавливаться иными федеральными законами.

            4. Действие настоящего Федерального закона не распространяется на отношения, связанные:

            1) с назначением адвоката органом дознания, органом предварительного следствия, судом для участия в качестве защитника в уголовном судопроизводстве в соответствии с Уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации, судом для участия в качестве представителя в гражданском судопроизводстве в соответствии с Гражданским процессуальным кодексом Российской Федерации;

            2) с привлечением адвоката к оказанию гражданам юридической помощи бесплатно в соответствии с Федеральным законом «О бесплатной юридической помощи в Российской Федерации».

            44-ФЗ О контрактной системе: отличия от 94-ФЗ. Основные изменения в правовом регулировании государственных и муниципальных закупок по законам № 44-ФЗ и № 94-ФЗ

            С 01 января 2014 г. вступает в силу федеральный закон от 05 апреля 2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – закон № 44-ФЗ). Соответственно утрачивает силу федеральный закон от 21 июля 2005 года № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» (далее – закон № 94-ФЗ).

            Для специалиста, сталкивающегося в процессе осуществления профессиональной деятельности с государственными и муниципальными закупками, как на стороне заказчика, так и на стороне поставщика, крайне важно понять основные отличия закупок по закону № 44-ФЗ от размещения заказов по закону № 94-ФЗ. Предлагаем краткий анализ важнейших изменений в данной сфере.

            1. Сфера правового регулирования.

            Закон № 94-ФЗ содержит 9 глав, 65 статей; регулирует вопросы размещения государственных и муниципальных заказов путем проведения конкурсов, аукционов (в т.ч. в электронной форме), запросов котировок; размещение заказа у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика), а также порядок обжалования действий (бездействия) заказчика, комиссии, уполномоченного органа, специализированной организации, оператора электронной площадки.

            Сфера регулирования закона № 44-ФЗ существенно шире. Он содержит 8 глав, 114 статей, требует принятия более 60 подзаконных нормативных актов на федеральном уровне, а также устанавливает возможность регулирования отдельных вопросов в сфере закупок на уровне субъекта Российской Федерации и на муниципальном уровне.

            Закон № 44-ФЗ и принимаемые в соответствии с ним подзаконные нормативные акты системно регулируют вопросы планирования, нормирования, обоснования закупок, способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей), включая закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя); мониторинг и аудит в сфере закупок; порядок исполнения государственных и муниципальных контрактов и экспертизы полученных результатов; информационное обеспечение контрактной системы, контроль в сфере закупок и порядок обжалования действий (бездействия) различных участников контрактной системы, в том числе контрактных управляющих, должностных лиц контрактной службы.

            Закон № 94-ФЗ распространяет свое действие на заключение контрактов (договоров) на поставку товаров, выполнения работ, оказание услуг.

            Закон № 44-ФЗ регулирует, кроме того, приобретение недвижимости, аренду и иные договоры, предполагающие оплату из бюджетных средств в целях обеспечения государственных и муниципальных нужд. Понятие закона № 44-ФЗ «Закупка для обеспечения государственных и муниципальных нужд» существенно шире «размещения заказа» по закону № 94-ФЗ, закупка заканчивается исполнением обязательств по контракту.

            2. Принципы закупок.

            Закон № 94-ФЗ не содержит каких-либо специальных норм о принципах размещения заказов. При этом анализ общих положений закона позволяет выделить следующие основные принципы размещения заказов:

          • единство размещения заказов
          • эффективное использование бюджетных средств
          • развитие конкуренции
          • информационная открытость размещения заказов
          • Закон № 44-ФЗ определяет следующие принципы функционирования контрактной системы:

          • открытость и прозрачность информации (вся информация в сфере закупочной деятельности должна размещаться в единой информационной системе, быть полной и достоверной)
          • обеспечение конкуренции (добросовестной ценовой и неценовой конкуренции)
          • профессионализм заказчиков (предполагающей, в т.ч. создание профессиональной контрактной службы заказчика)
          • стимулирование инноваций
          • единство контрактной системы
          • ответственность за результативность, эффективность осуществления закупок
          • 3. Планирование, обоснование закупок.

            Закон № 94-ФЗ лишь упоминает о необходимости размещения на официальном сайте планов-графиков размещения заказов, не связывая с таким размещением наступления каких-либо правовых последствий.

            В законе № 44-ФЗ планированию посвящена отдельная вторая глава, которая устанавливает необходимость формирования, утверждения и ведения планов закупок (на 3 года) и планов-графиков (на финансовый год), обоснования закупок, с учетом установленных норм и моделей централизации. Закупки, не предусмотренные планами-графиками или не соответствующие информации, включенной в план-график, не могут быть осуществлены.

            При подготовке плана-графика осуществления закупок заказчик обязан обосновать начальные (максимальные) цены контрактов, цены контрактов с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), используя методы и источники информации, указанные в статье 22 закона № 44-ФЗ. При этом приоритет закреплен за методом сопоставимых рыночных цен (анализа рынка).

            Закон № 44-ФЗ предполагает введение нормирования в сфере закупок в форме установления требований к закупаемым заказчиком товарам, работам, услугам (в том числе предельной цены товаров, работ, услуг) и (или) нормативных затрат на обеспечение функций государственных органов, органов управления государственными внебюджетными фондами, муниципальных органов.

            Закон № 44-ФЗ запрещает закупки товаров, работ, услуг, которые имеют избыточные потребительские свойства или являются предметами роскоши.

            4. Способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей).

            Закон № 94-ФЗ устанавливает следующие способы размещения заказов:

            1) путем проведения торгов в форме конкурса, аукциона, в том числе аукциона в электронной форме;

            2) без проведения торгов (запрос котировок, у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика).

            Закон № 44-ФЗ делит способы определения поставщиков на конкурентные и неконкурентные (закупка у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя)).

            К конкурентным способам отнесены конкурсы (открытый конкурс, конкурс с ограниченным участием, двухэтапный конкурс, закрытый конкурс, закрытый конкурс с ограниченным участием, закрытый двухэтапный конкурс), аукционы (аукцион в электронной форме (далее также — электронный аукцион), закрытый аукцион), запрос котировок, запрос предложений.

            Таким образом, заказчики и поставщики должны освоить новые способы закупок: конкурс с ограниченным участием, двухэтапный конкурс, запрос предложений. Условия применения данных способов определены, соответственно, в статьях 56, 57 и 83 закона № 44-ФЗ.

            Существенно сократилось в законе № 44-ФЗ количество оснований для закупок у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя). Ограничения на закупки на сумму до 100 тыс. руб., а для образовательных учреждений и учреждений культуры – на сумму до 400 тыс. руб., установлены не по принципу ограничения закупок одноименных товаров в течение квартала, как в законе № 94-ФЗ, а в форме установления предельного объема закупок в стоимостном и процентом выражении.

            Согласно требованиям закона № 44-ФЗ, при осуществлении закупок у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) необходимо обосновать в документально оформленном отчете невозможность или нецелесообразность использования иных способов определения поставщика (подрядчика, исполнителя), а также цену контракта и иные существенные условия контракта. Кроме того, в отдельных случаях в единой информационной системе необходимо разместить извещение о проведении закупки не позднее чем за пять дней до даты заключения контракта.

            5. Информационное обеспечение закупок.

            Согласно требованиям закона № 94-ФЗ вся информация о размещении заказов должна размещаться на официальном сайте www.zakupki.gov.ru .

            Закон № 44-ФЗ предполагает создание единой информационной системы в сфере закупок, которая будет представлять собой совокупность информации о закупках (включая справочную, нормативную информацию, реестры, планы, отчеты, библиотеку типовых контрактов), содержащейся в базах данных, информационных технологий и технических средств, обеспечивающих формирование, обработку, хранение такой информации, а также ее предоставление с использованием официального сайта единой информационной системы в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

            Единая информационная система будет выполнять не только контрольно-информационные функции, но и с 01 января 2016 г. должна обеспечивать юридически значимый электронный документооборот, включая подачу заявок в электронной форме и подписание контрактов посредством электронной подписи.

            6. Требования к участникам закупок.

            Требования к участникам размещения заказа в законе № 94-ФЗ делятся на основные и дополнительные.

            Краткое содержание основных требований:

            • соответствие требованиям законодательства РФ
            • непроведение ликвидации участника – юридического лица
            • неприостановление деятельности участника
            • отсутствие у участника размещения заказа задолженности по начисленным налогам, сборам и иным обязательным платежам в бюджеты любого уровня или государственные внебюджетные фонды за прошедший календарный год, размер которой превышает двадцать пять процентов балансовой стоимости активов участника
            • К дополнительным требованиям, которые устанавливаются по желанию заказчика, отнесены:

            • обладание исключительными правами на объекты интеллектуальной собственности, с учетом специфики предмета контракта
            • отсутствие сведений об участнике в реестре недобросовестных поставщиков
            • В законе № 44-ФЗ вышеперечисленные дополнительные требования становятся основными и обязательными. Кроме того, добавлены новые обязательные требования к участникам закупки:

            • правомочность участника заключать контракт
            • отсутствие в реестре недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) не только информации об участнике закупки — юридическом лице, но и информации об учредителях, о членах коллегиального исполнительного органа, лице, исполняющем функции единоличного исполнительного органа участника закупки
            • о тсутствие у участника закупки — физического лица либо у руководителя, членов коллегиального исполнительного органа или главного бухгалтера юридического лица — участника закупки судимости за преступления в сфере экономики, а также неприменение в отношении указанных физических лиц наказания в виде лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью и административного наказания в виде дисквалификации
            • В отдельных случаях, установленных Правительством РФ, заказчик обязан при проведении конкурсов с ограниченным участием, двухэтапных конкурсов, закрытых аукционов устанавливать дополнительные требования к участникам, в том числе к наличию:

              1) финансовых ресурсов для исполнения контракта;

              2) на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов для исполнения контракта;

              3) опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации;

              4) необходимого количества специалистов и иных работников определенного уровня квалификации для исполнения контракта.

              7. Порядок проведения конкурса.

              Открытые конкурсы по закону № 44-ФЗ по принципам и порядку проведения во многом похожи на конкурсы по закону № 94-ФЗ, но имеют следующие основные отличия:

            • извещение должно быть размещено в единой информационной системе не менее чем за 20 дней до даты вскрытия конвертов с заявками (по закону № 94-ФЗ – не менее чем за 30 дней)
            • в случае внесения изменений в извещение, конкурсную документацию срок до даты окончания срока подачи заявок должен быть продлен так, чтобы он составлял не менее чем десять рабочих дней (по закону № 94-ФЗ – не менее 20 дней)
            • заказчик вправе установить возможность подачи заявки только в письменной форме (по закону № 94-ФЗ заявки подаются в письменной форме или в форме электронного документа)
            • процедуры рассмотрения и оценки заявок оформляются по закону № 44-ФЗ одним протоколом (по закону № 94-ФЗ отдельно оформляется протокол рассмотрения заявок и отдельно – протокол оценки и сопоставления заявок)
            • Процедура оценки заявок по закону № 44-ФЗ осуществляется с возможным использованием не менее двух из пяти критериев:

              1) цена контракта;

              2) расходы на эксплуатацию и ремонт товаров, использование результатов работ;

              3) качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки;

              4) квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.

              5) стоимость жизненного цикла товара или созданного в результате выполнения работы объекта.

              По закону № 94-ФЗ заказчик вправе использовать не менее двух из восьми предлагаемых законом критериев, т.е. количество критериев оценки конкурсных заявок существенно сократилось. При этом по-прежнему обязательным является использование критерия «цена контракта» или нового критерия «стоимость жизненного цикла».

              Если конкурс, проводимый по закону № 44-ФЗ, будет признан не состоявшимся в случаях, когда подана одна заявка, соответствующая требованиям, только одна заявка признана соответствующей требованиям, по результатам предквалификационного отбора только один участник признан соответствующим требованиям, контракт с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) может быть заключен только по согласованию с контролирующим органом. По закону № 94-ФЗ контракт с единственным участником заключался без каких-либо согласований.

              В соответствии с требованиями закона № 44-ФЗ, если заявки (допущенные участники) по конкурсу отсутствуют, заказчик проводит повторный конкурс; а если повторный конкурс признан по указанным причинам несостоявшимся – запрос предложений.

              Обеспечение заявки на участие в конкурсе по закону № 44-ФЗ в отличие от закона № 94-ФЗ может быть представлено не только путем перечисления денежных средств, но и в форме банковской гарантии.

              Обеспечение контракта при проведении конкурсов по закону № 44-ФЗ является обязательным.

              При проведении закрытых конкурсов закон № 44-ФЗ, в отличие от закона № 94-ФЗ, предусматривает возможность размещения в единой информационной системе извещения о проведении закрытого конкурса в случае, когда сведения, составляющие государственную тайну, содержатся в конкурсной документации или в проекте контракта. Извещение в этом случае размещается в единой информационной системе не менее чем за тридцать дней до даты вскрытия конвертов с заявками на участие в конкурсе.

              8. Порядок проведения электронного аукциона.

              Процедура электронного аукциона, как одно из наиболее существенных достижений закона № 94-ФЗ в свете создания антикоррупционных механизмов и обеспечения развития конкуренции, практически без изменений перенесена в закон № 44-ФЗ; внесены лишь незначительные изменения в некоторые процедурные вопросы.

              Распоряжением Правительства РФ от 31 октября 2013 г. № 2019-р утвержден новый Перечень товаров, работ, услуг, в случае осуществления закупок которых заказчик обязан проводить аукцион в электронной форме (электронный аукцион). Из перечня, в сравнении с действующим в рамках закона № 94-ФЗ, исключены отдельные виды медицинского оборудования, а также работы по строительству, реконструкции, капитальному ремонту с начальной ценой контракта свыше 150 млн. руб. для государственных нужд и свыше 50 млн. руб. – для муниципальных нужд.

              Минимальный срок размещения извещения при проведении электронных аукционов с начальной ценой более 3 млн. руб. в законе № 44-ФЗ сокращен с 20 до 15 дней до даты окончания срока подачи заявок; для коротких аукционов срок не изменился – не менее 7 календарных дней.

              Внесение изменений в извещение и документацию об аукционе возможно не позднее чем за 2 дня до окончания срока подачи заявок. При этом срок подачи заявок должен быть продлен таким образом, чтобы до окончания срока подачи заявок оставалось не менее 7 дней.

              Установление обеспечения заявок и контракта является обязательным. При этом, в случае если начальная (максимальная) цена контракта не превышает 3 млн. руб., обеспечение заявок должно быть установлено строго в размере одного процента этой цены.

              В случае признания аукциона несостоявшимся правовые последствия аналогичны установленным законом № 44-ФЗ для конкурсов: заказчик либо направляет на согласование в контролирующий орган сведения об аукционе в целях заключения контракта с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), либо проводит запрос предложений (в случае отсутствия и отклонения всех заявок).

              В составе первой части заявки на участие в электронном аукционе закон № 44-ФЗ требует указания на товарный знак (его словесное обозначение), знак обслуживания, фирменное наименование, патенты, полезные модели, промышленные образцы, наименование места происхождения товара или наименование производителя предлагаемого для поставки товара при условии отсутствия в документации об аукционе указания на товарный знак, знак обслуживания, фирменное наименование, патенты, полезные модели, промышленные образцы, наименование места происхождения товара или наименование производителя.

              9. Порядок проведения запроса котировок.

              Запрос котировок как наиболее простой и быстрый способ закупки стандартных товаров и услуг сохранен в законе № 44-ФЗ с небольшими изменениями.

              Ограничения на проведение запроса котировок установлены не только лимитом начальной (максимальной) цены – не более 500 тыс. руб., но и в процентах – не более 10% от годового объема средств, запланированных на закупки, и в абсолютном выражении – не более 100 млн. руб. в год.

              Законом № 44-ФЗ в целях предотвращения коррупции предусмотрена обязательная процедура публичного вскрытия конвертов и открытия доступа к заявкам в форме электронных документов при проведении запроса котировок.

              В случае наличия единственной заявки процедура заключения контракта с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) аналогична установленной для конкурса и аукциона – по согласованию с контролирующим органом.

              Продление срока подачи заявок предусмотрено законом № 44-ФЗ только в случае отклонения всех поступивших заявок.

              Еще одной актуальной новеллой закона № 44-ФЗ является введение возможности внесения изменений в извещение о проведении запроса котировок – не позднее чем за два рабочих дня до даты истечения срока подачи заявок на участие в запросе котировок.

              10. Контроль и обжалование в сфере закупок.

              Количество контролирующих органов в контрактной системе существенно увеличилось. В систему контролирующих органов добавлены уполномоченные органы субъекта РФ, органы местного самоуправления, федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий правоприменительные функции по кассовому обслуживанию исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, финансовые органы субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, органы управления государственными внебюджетными фондами; органы внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля. Предусмотрена также возможность осуществления общественного и ведомственного контроля в сфере закупок.

              Порядок обжалования действий (бездействия) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки не претерпел в законе № 44-ФЗ существенных изменений.

              Добавлены новые субъекты, действия (бездействие) которых можно обжаловать – это уполномоченные учреждения, должностные лица контрактной службы, контрактные управляющие. В качестве лиц, имеющих право на подачу жалобы, в законе 44-ФЗ появились осуществляющие общественный контроль общественные объединения, объединения юридических лиц. Расширились полномочия контролирующего органа, рассматривающего жалобы и проводящего плановые и внеплановые проверки. В частности, Федеральная антимонопольная служба и ее территориальные органы наделены теперь полномочиями по осуществлению контроля за соблюдением при осуществлении закупок требований к энергетической эффективности товаров, работ, услуг, в том числе за наличием в документации о закупке, извещении об осуществлении закупки или в проекте контракта требований в отношении энергетической эффективности, предъявляемых к закупаемым товарам, работам, услугам для государственных или муниципальных нужд.

              Контрольный орган в сфере закупок наделен в законе № 44-ФЗ правом проводить внеплановую проверку не только в случае подачи жалобы, но и при поступлении иной информации о нарушении законодательства РФ, в том числе и из единой информационной системы.

              11. Содержание контракта, исполнение обязательств, экспертиза исполнения.

              В законе № 44-ФЗ сохранены жесткие ограничения на внесение изменений в заключенные контракты. К содержанию контракта предъявляются теперь более детальные требования. В контракт включается обязательное условие о порядке и сроках оплаты товара, работы или услуги, о порядке и сроках осуществления заказчиком приемки поставленного товара, выполненной работы (ее результатов) или оказанной услуги в части соответствия их количества, комплектности, объема требованиям, установленным контрактом, а также о порядке и сроках оформления результатов такой приемки. В контракт также включается обязательное условие о сроках возврата заказчиком поставщику (подрядчику, исполнителю) денежных средств, внесенных в качестве обеспечения исполнения контракта.

              Законом № 44-ФЗ, как и законом № 94-ФЗ, предусмотрено обязательное включение в проект контракта условий и размеров ответственности заказчика и поставщика (подрядчика, исполнителя). Постановлением Правительства РФ от 25 ноября 2013 г. № 1063 установлены правила определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем), и размера пени, начисляемой за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом, что на практике ограничит размеры штрафов и пени, указываемых заказчиком в проектах контрактов.

              Если цена контракта превышает на федеральном уровне – 1 млрд. руб., а на региональном и муниципальном уровне – 100 млн. руб., законом № 44-ФЗ установлена обязанность поставщика (подрядчика, исполнителя) предоставить заказчику информацию о своих выгодоприобретателях, единоличном исполнительном органе хозяйственного общества (директоре, генеральном директоре, управляющем, президенте и других), членах коллегиального исполнительного органа хозяйственного общества, руководителе, а также о соисполнителях и субподрядчиках.

              Для проверки предоставленных поставщиком (подрядчиком, исполнителем) результатов, предусмотренных контрактом, в части их соответствия условиям контракта заказчик обязан в соответствии с требованиями закона № 44-ФЗ провести экспертизу. Экспертиза результатов, предусмотренных контрактом, может проводиться заказчиком своими силами или к ее проведению могут привлекаться эксперты, экспертные организации. В некоторых случаях заключения контрактов с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) проведение внешней экспертизы исполнения контракта является обязательным

              Результаты отдельного этапа исполнения контракта, информация о поставленном товаре, выполненной работе или об оказанной услуге должны отражаться заказчиком в отчете, размещаемом в единой информационной системе.

              12. Финансовое сопровождение процедур закупок.

              В законе № 44-ФЗ предусмотрена возможность установления случаев обязательного банковского сопровождения контрактов.

              Обеспечение контрактов, согласно требованиям части 1 статьи 96 закона № 44-ФЗ, при проведении конкурентных процедур закупок является обязательным. Кроме того, в случае, если цена при проведении конкурсов или аукционов снижена на 25 или более процентов, одним из возможных вариантов антидемпинговых мер, согласно закону № 44-ФЗ, является предоставление обеспечения контракта в размере, превышающем в полтора раза размер, установленный в документации конкурса или аукциона.

              При проведении конкурсов и аукционов обязательным также является установление обеспечения заявок. На денежные средства, перечисленные в качестве обеспечения заявок при проведении электронных аукционов, участникам подлежат выплате доходы (проценты).

              Завершая краткий сравнительный анализ правового регулирования государственных и муниципальных закупок в соответствии с законами № 94-ФЗ и 44-ФЗ, следует отметить не только значительное расширение сферы правового регулирования в рамках контрактной системы, но и существенное увеличение объема обязанностей заказчиков, уполномоченных органов, связанных с планированием закупок и исполнением контрактов.

              Богацкая С.Г. — ведущий преподаватель-консультант по государственным и муниципальным закупкам, корпоративным закупкам по ФЗ-223 УМЦ «Финконт».

              Сравнительная характеристика Закона о госзакупках № 94-ФЗ и Закона о контрактной системе № 44-ФЗ

              ЮСС «Система Юрист» 2014

              http://www.1jur.ru/#/document/117/15855/?step=2

              Основные положения, претерпевшие изменения

              Федеральный закон от 21 июля 2005 г. № 94-ФЗ

              Федеральный закон от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ

              Общие положения

              Регулирует отношения, связанные с размещением заказа для государственных (муниципальных) нужд и нужд бюджетных учреждений.

              На отношения, связанные с назначением адвоката в установленных законом случаях, не распространяется

              Кроме того, при сдаче имущества в аренду применять положения закона необязательно

              Не распространяется на отношения, связанные с назначением адвоката. Иные случаи, когда закон не применяется, предусмотрены в части 2 статьи 1 Закона № 44-ФЗ.

              Применяется при сдаче имущества в аренду (п. 3 ч. 1 ст. 1 Закона № 44-ФЗ)

              Особенности закупок бюджетными учреждениями

              При размещении заказа бюджетные учреждения обязаны соблюдать положения Закона № 94-ФЗ. При этом источник финансирования заказа (средства субсидий, внебюджетные источники) значения не имеет

              Бюджетные учреждения вправе не учитывать требования Закона № 44-ФЗ, если закупки проводятся:

            • за счет грантов, полученных от граждан и организаций на безвозмездной и безвозвратной основе (если грантодатель не поставил другие условия);
            • для приобретения товаров (работ, услуг) согласно контракту, по которому бюджетное учреждение является исполнителем;
            • за счет средств, полученных от другой приносящей доход деятельности, в том числе в рамках видов деятельности, предусмотренных уставом (за исключением средств ОМС).
            • В этих случаях учреждение может применять положения Закона от 18 июля 2011 г. № 223-ФЗ. Чтобы воспользоваться этим правом, нужно принять положение о закупке и разместить его на официальном сайте (www.zakupki.gov.ru/223) до окончания текущего года.

              Внимание! Принятое учреждением решение о проведении закупок в соответствии с Законом № 223-ФЗ не может быть изменено в текущем году.

              В остальных случаях (в частности, при размещении заказа за счет средств субсидий) бюджетные учреждения должны соблюдать требования Закона № 44-ФЗ

              Особенности закупок автономными учреждениями

              Законом не установлено

              Автономные учреждения должны соблюдать требования Закона № 44-ФЗ при проведении закупок за счет средств бюджета, выделенных на капвложения в объекты государственной (муниципальной) собственности

              Информация о размещении заказов публикуется на официальном сайте госзакупок (www.zakupki.gov.ru)

              Создается единая информационная система (ЕИС) в сфере закупок. Информация, содержащаяся в ЕИС, размещается на официальном сайте 1 .

              ЕИС будет обеспечивать:

            • формирование, обработку, хранение и представление данных участникам контрактной системы;
            • контроль за информацией о закупках (вступит в силу с 1 января 2016 года);
            • использование усиленной неквалифицированной электронной подписи для подписания электронных документов;
            • подачу заявок в электронной форме на участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) и открытие доступа к таким заявкам.
            • Сведения и документы, которые должна содержать ЕИС, установлены частью 3 статьи 4 Закона № 44-ФЗ.

              Субъекты РФ (муниципальные образования) вправе создавать региональные и муниципальные информационные системы в сфере закупок, которые должны быть интегрированы (связаны) с ЕИС

              Установлены принципы контрактной системы:

              Законом не установлены

              Предусмотрено применение антидемпинговых мер. При снижении участником конкурса или аукциона цены на 25 процентов и более к нему предъявляются следующие требования.

              Если начальная (максимальная) цена контракта больше 15 млн руб., при подписании контракта участник обязан предоставить обеспечение исполнения контракта, которое в полтора раза превышает размер, указанный в документации (но не менее чем в размере аванса).

              Если начальная (максимальная) цена контракта меньше или равна 15 млн руб., участник закупки при подписании контракта может предоставить на выбор:

            • обеспечение исполнения контракта, которое в полтора раза превышает размер, указанный в документации (но не менее чем в размере аванса);
            • информацию, подтверждающую добросовестность
            • Подготовка к размещению заказа

              Для размещения заказа заказчик должен предварительно составить план-график закупок на очередной финансовый год и разместить его на официальном сайте

              С 1 января 2015 года для проведения закупок заказчики должны составлять:

              1. План закупок на срок действия Закона о соответствующем бюджете на очередной финансовый год и плановый период. План закупок должен содержать, в частности:

            • идентификационный код закупки;
            • цель закупки;
            • сроки (периодичность) планируемых закупок;
            • информацию об обязательном общественном обсуждении закупки.
            • 2. Планы-графики 2 в соответствии с планами закупок.

              В Законе № 44-ФЗ расширен состав сведений, которые включаются в план-график. В частности, план-график должен будет содержать:

            • способ и обоснование определения поставщика (подрядчика, исполнителя);
            • дату начала закупки;
            • размер предоставляемого обеспечения заявки участника закупки и обеспечения исполнения контракта;
            • информацию о банковском сопровождении контракта
            • Внимание! Закупки, не предусмотренные планами-графиками, заказчик провести не сможет

              (ст. 16, 17, 21, 114 Закона № 44-ФЗ)

              Установлено требование только об обосновании начальной (максимальной) цены контракта

              С 1 января 2015 года заказчику нужно обосновывать все закупки. Обоснование нужно делать при формировании плана закупок и плана-графика. При этом обоснованию подлежат, в частности:

            • объект закупки;
            • начальная (максимальная) цена контракта;
            • способ определения поставщика.
            • Порядок обоснования закупок и форма такого обоснования будет установлена Правительством РФ

              Нормирование в сфере закупок

              Требования не установлены

              Приобретаемые заказчиком товары (работы, услуги) должны обеспечить госнужды. При этом они не должны иметь избыточных характеристик и не могут являться предметами роскоши.

              Общие правила нормирования в сфере закупок должно определить Правительство РФ. На основании этих правил будут разработаны и утверждены правила нормирования закупок для федеральных нужд, нужд субъектов РФ и муниципальных нужд

              Крупные закупки товаров (работ, услуг) для государственных и муниципальных нужд на сумму свыше 1 млрд руб. подлежат общественному обсуждению (письмо Правительства РФ от 2 августа 2012 г. № АД-П13-4450, информационное сообщение Минэкономразвития России от 3 августа 2012 г.)

              В 2014–2015 годах общественному обсуждению также подлежат закупки на сумму свыше 1 млрд руб. При этом региональным и муниципальным законодательством могут быть установлены другие случаи проведения обязательного общественного обсуждения

              С 1 января 2016 года вводится в действие норма об обязательном общественном обсуждении закупок. Случаи его проведения и порядок установит Правительство РФ. При этом на региональном (местном) уровне дополнительно могут быть установлены другие случаи и порядок обязательного общественного обсуждения закупок.

              По результатам обсуждения могут быть внесены изменения в запланированные закупки либо закупки могут быть отменены.

              Внимание! Закупки, подлежащие обязательному общественному обсуждению, не могут быть проведены без такого обсуждения

              Создание не предусмотрено

              Если совокупный годовой объем закупок в соответствии с планом-графиком превышает 100 млн руб,. заказчик обязан создать контрактную службу. При этом создавать специальное структурное подразделение необязательно.

              Если совокупный годовой объем закупок менее 100 млн руб., заказчик назначает должностное лицо, ответственное за осуществление закупок (включая исполнение каждого контракта), – контрактного управляющего.

              Сотрудники контрактной службы, контрактный управляющий должны иметь высшее образование или дополнительное профессиональное образование в сфере закупок

              Функции и полномочия контрактной службы (контрактного управляющего) приведены в части 4 статьи 38 Закона № 44-ФЗ

              До размещения (опубликования) извещения о проведении конкурса, аукциона, запроса котировок заказчик создает соответственно:

            • котировочную комиссию.
            • Кроме того, может быть создана единая комиссия.

              Число членов комиссии должно быть не менее пяти.

              До начала проведения соответствующей закупки заказчик создает комиссию по осуществлению закупок. Исключение – закупка у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя).

              Заказчик может создавать:

            • конкурсную комиссию;
            • аукционную комиссию;
            • котировочную комиссию;
            • комиссию по рассмотрению заявок на участие в запросе предложений и окончательных предложений;
            • единую комиссию.
            • В составе конкурсной, аукционной или единой комиссии должно быть не менее пяти человек.

              В составе котировочной комиссии, комиссии по рассмотрению заявок на участие в запросе предложений и окончательных предложений – не менее трех человек.

              В комиссию нельзя включать:

            • лиц, подавших заявки на участие в конкурсе, аукционе или запросе котировок;
            • штатных сотрудников организаций, подавших заявки;
            • лиц, которые могут быть подвержены влиянию со стороны участников размещения заказа (в т. ч. участников (акционеры, члены правления, кредиторы) организаций – потенциальных поставщиков по заказам на поставку товаров (выполнение работ, оказание услуг));
            • должностных лиц, непосредственно осуществляющих контроль в сфере размещения заказов
            • Помимо установленных ранее ограничений, в состав комиссии не могут быть включены:

            • лица, состоящие в браке с руководителем участника закупки;
            • лица, которые являются близкими родственниками (родителями и детьми, дедушкой, бабушкой и внуками, полнородными и неполнородными братьями и сестрами);
            • лица, которые являются усыновителями руководителя или усыновленными руководителем участника закупки;
            • лица, которые были привлечены в качестве экспертов для проведения экспертной оценки конкурсной документации, заявок на участие в конкурсе, оценки соответствия участников конкурса дополнительным требованиям
            • Требования к участникам закупки

              Установлены следующие обязательные требования к участникам:

              1. Соответствие требованиям, установленным к поставщикам товаров (работ, услуг), являющихся предметом торгов.

              2. Непроведение ликвидации участника и отсутствие решения арбитражного суда о признании участника – организации, ИП банкротом и об открытии конкурсного производства.

              3. Неприостановление деятельности участника в порядке, предусмотренном КоАП РФ, на день подачи заявки на участие в торгах.

              4. Отсутствие у участника задолженности по налогам, сборам и иным обязательным платежам за прошедший календарный год, размер которой превышает 25 процентов балансовой стоимости активов участника.

              Участник считается соответствующим установленному требованию, если он обжалует наличие указанной задолженности, и решение по такой жалобе на день рассмотрения заявки не принято.

              Заказчик вправе установить также следующие требования к участникам :

              1. Обладание исключительными правами на объекты интеллектуальной собственности, если в связи с исполнением контракта заказчик приобретает права на объекты интеллектуальной собственности.

              2. Отсутствие в реестре недобросовестных поставщиков сведений об участниках размещения заказа

              Помимо установленных ранее требований введены новые обязательные требования:

              1. Правомочность участника закупки заключать контракт.

              2. Отсутствие у участника закупки (гражданина или руководителя, членов коллегиального исполнительного органа или главного бухгалтера организации) судимости за преступления в сфере экономики. А также неприменение в отношении указанных лиц наказания в виде лишения права занимать определенные должности (заниматься определенной деятельностью), которые связаны с поставкой товара, выполнением работы, оказанием услуги, являющихся объектом закупки, и административного наказания в виде дисквалификации.

              3. Обладание участником закупки исключительными правами на результаты интеллектуальной деятельности, если в связи с исполнением контракта заказчик приобретает права на такие результаты.

              4. Отсутствие между участником закупки и заказчиком конфликта интересов

              Заказчик вправе установить дополнительные требования к поставщику:

              1. об отсутствии в реестре недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) информации об участнике закупки – организации (в т. ч. информации об учредителях, членах коллегиального исполнительного органа, лице, исполняющем функции единоличного исполнительного органа участника закупки) (ч. 1.1 ст. 31 Закона № 44-ФЗ);
              2. о привлечении к исполнению контракта субподрядчиков, соисполнителей из числа субъектов малого предпринимательства или социально ориентированных некоммерческих организаций (ч. 5 ст. 30 Закона № 44-ФЗ)

              Участие учреждений и предприятий уголовно-исполнительной системы (УИС) и организаций инвалидов

              Заказчик вправе предоставить преимущества учреждениям УИС и организациям инвалидов

              Заказчик обязан предоставлять преимущества учреждениям УИС и организациям инвалидов. Преимущества для указанных участников установлены в части 2 статьи 28 и части 3 статьи 29 Закона № 44-ФЗ

              Участие субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций

              Заказчики обязаны размещать заказы у субъектов малого предпринимательства в размере не менее чем десять и не более чем двадцать процентов годового объема поставок товаров (работ, услуг) в соответствии с перечнем, установленным Правительством РФ. При этом начальная (максимальная) цена контракта (цена лота) не должна превышать 15 млн руб.

              Исключение – размещение заказов для нужд обороны и безопасности государства

              Требования к размещению заказов у социально ориентированных некоммерческих организаций не установлены

              Заказчики обязаны проводить закупки в размере не менее чем пятнадцать процентов годового объема закупок, предусмотренного планом-графиком:

            • у субъектов малого предпринимательства;
            • у социально ориентированных некоммерческих организаций, которые ведут деятельность, предусмотренную пунктом 1 статьи 31.1 Федерального закона от 12 января 1996 г. № 7-ФЗ.
            • закупки для обеспечения обороны и безопасности государства;
            • закупки услуг по предоставлению кредитов;
            • закупки товаров, работ, услуг, которые относятся к сфере деятельности субъектов естественных монополий;
            • закупки в области использования атомной энергии.
            • При закупках у данных субъектов начальная (максимальная) цена контракта не должна превышать 20 млн руб.

              Участниками должны являться исключительно субъекты малого предпринимательства, социально ориентированные некоммерческие организации, которые обязаны декларировать свою принадлежность в заявках на участие

              Обязательным критерием оценки и сопоставления заявок является цена контракта (единицы товара, услуги). Также дополнительными критериями оценки могут быть (на выбор):

            • функциональные характеристики (потребительские свойства) или качественные характеристики товара;
            • качество работ, услуг, квалификация участника. При этом комиссия вправе оценивать деловую репутацию участника, наличие у него опыта выполнения работ (оказания услуг), наличие производственных мощностей, технологического оборудования, трудовых, финансовых ресурсов и иные показатели, необходимые для выполнения работ (оказания услуг), в том числе квалификацию работников участника;
            • расходы на эксплуатацию товара;
            • расходы на техническое обслуживание товара;
            • сроки (периоды) поставки товара, выполнения работ, оказания услуг;
            • срок предоставления гарантии качества товара, работ, услуг;
            • объем предоставления гарантий качества товара, работ, услуг.
            • Организатор конкурса не может установить критерии, не предусмотренные пунктом 2 Правил, утвержденных постановлением Правительства РФ от 10 сентября 2009 г. № 722

              Устанавливаются следующие критерии оценки заявок:

            • цена контракта;
            • расходы на эксплуатацию и ремонт товаров (использование результатов работ);
            • качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки;
            • квалификация участников закупки (в т. ч. наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, деловой репутации, специалистов и иных работников с необходимым уровнем квалификации).
            • Документацией о закупке (за исключением аукциона) должно быть установлено не менее чем два критерия, один из которых – цена. Исключение установлено для следующих случаев:

              1. При проведении запроса предложений заказчик вправе не применять вышеприведенные критерии оценки заявок. Он может установить критерии по своему усмотрению. Кроме того, заказчик может не применять установленные величины значимости критериев.

              2. Если заключается контракт жизненного цикла (предусматривает закупку товара или работы, последующие обслуживание, эксплуатацию в течение срока службы, ремонт, утилизацию поставленного товара, созданного в результате выполнения работы объекта), заказчик вправе в качестве критерия установить стоимость жизненного цикла товара. Такой критерий включает в себя расходы на закупку товара (выполнение работы), последующие обслуживание и эксплуатацию в течение срока их службы, ремонт, утилизацию

              Обеспечение заявок при проведении конкурса, аукциона

              При размещении заказа заказчик вправе потребовать внести денежные средства в качестве обеспечения заявки на участие в конкурсе.

              Размер обеспечения заявки на участие в торгах не может превышать 5 процентов начальной (максимальной) цены контракта. Обеспечение заявки на участие в аукционе в электронной форме при размещении заказа у субъектов малого предпринимательства не может превышать 2 процентов начальной (максимальной) цены

              При проведении конкурсов и аукционов заказчик обязан установить требование к обеспечению заявок. Обеспечение может быть предоставлено путем внесения денежных средств или банковской гарантией. Обеспечение на участие в электронных аукционах – только путем внесения денежных средств.

              Размер обеспечения заявки должен составлять от 1/2 процента до 5 процентов начальной (максимальной) цены контракта. Если при проведении аукционов начальная (максимальная) цена контракта не превышает 3 млн руб., размер обеспечения составляет 1 процент такой цены.

              Если закупка проводится с участием организаций УИС, инвалидов, субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций, размер обеспечения заявки не может превышать 2 процентов начальной (максимальной) цены контракта

              Банковское сопровождение контрактов

              Правительство РФ, высший исполнительный орган государственной власти субъекта РФ (местная администрация) могут определять случаи осуществления банковского сопровождения контрактов

              Отказ от проведения торгов

              Заказчик вправе отказаться от проведения торгов:

            • не позднее чем за пятнадцать дней до даты окончания срока подачи заявок на участие в конкурсе;
            • не позднее чем за десять дней до даты окончания подачи заявок на участие в аукционе
            • Указания о возможности отказа от проведения запроса котировок в Законе отсутствуют

              Заказчик вправе отменить определение поставщика (подрядчика, исполнителя) не позднее чем:

            • за пять дней до даты окончания срока подачи заявок на участие в конкурсе или аукционе;
            • за два дня до даты окончания срока подачи заявок на участие в запросе котировок
            • Начальная (максимальная) цена контракта

              Начальную (максимальную) цену контракта (договора) (цену лота) определяет заказчик исходя из сложившихся текущих цен на товары (работы, услуги) (ст. 19.1 Закона № 94-ФЗ)

              Установлены следующие методы определения начальной (максимальной) цены контракта:

            • метод сопоставимых рыночных цен (анализа рынка);
            • нормативный метод (если законодательно предусмотрены предельные цены);
            • тарифный метод (если цены подлежат госрегулированию);
            • проектно-сметный метод (на строительные и ремонтные работы и на работы по сохранению объектов культурного наследия);
            • затратный метод (если невозможно применить другие методы).

            При этом начальная (максимальная) цена определяется в том числе при заключении контракта с единственным исполнителем.

            При определении начальной (максимальной) цены контракта можно применять один или нескольких методов.

            Внимание! Метод сопоставления рыночных цен является приоритетным. Использовать другие методы можно в случаях, определенных Законом № 44-ФЗ

            Описание объекта закупки (техническое задание)

            Установлены правила описания объекта закупки, в частности:

          • описание должно носить объективный характер;
          • использование стандартных показателей, требований, условных обозначений и терминологии;
          • документация о закупке должна содержать изображение поставляемого товара;
          • документация о закупке должна содержать информацию о месте, датах начала и окончания, порядке и графике осмотра участниками закупки образца или макета товара;
          • документация о закупке должна содержать указание на международные непатентованные наименования лекарственных средств.
          • Полные правила формирования описания объекта закупки приведены в статье 33 Закона № 44-ФЗ

            Способы проведения торгов

            Размещение заказа может осуществляться:

            1. Путем проведения торгов в форме:

          • открытого или закрытого конкурса;
          • открытого аукциона в электронной форме или закрытого аукциона.
          • 2. Без проведения торгов путем:

          • запроса котировок;
          • у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика)
          • Расширены способы проведения закупок.

            1. Конкурентные способы. Помимо способов, которые были установлены Законом № 94-ФЗ (запрос котировок, открытый конкурс, открытый аукцион в электронной форме, закрытые конкурс и аукцион), введены следующие способы:

            2. Закупка у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя)

            Положения не предусмотрены

            Установлено, что могут быть созданы госорган (муниципальный орган), казенное учреждение, уполномоченные на определение поставщиков для заказчиков. При этом не допускается возлагать на них полномочия на обоснование закупок, определение условий контракта и подписание контракта. Контракты должны подписывать заказчики, для которых были определены поставщики (подрядчики, исполнители)

            Оценка и рассмотрение заявок

            Поданные заявки комиссия рассматривает в течение 20 дней со дня вскрытия конвертов

            Максимальный срок оценки и сопоставления заявок не может превышать 10 дней со дня подписания протокола рассмотрения заявок. В некоторых случаях такой срок не может превышать 30 дней (например, если начальная (максимальная) цена контракта превышает 50 млн руб.)

            Общий срок рассмотрения и оценки на участие в конкурсе не может превышать 20 дней с даты вскрытия конвертов с заявками. В случае проведения конкурса на поставку товара, выполнение работы либо оказание услуги в сфере науки, культуры или искусства заказчик вправе продлить срок рассмотрения и оценки заявок, но не более чем на 10 рабочих дней

            Заключение контракта

            По итогам конкурса контракт заключается не ранее чем через 10 дней со дня размещения на официальном сайте протокола оценки и сопоставления заявок с победителем конкурса.

            Победитель конкурса должен подписать и представить заказчиков в срок, установленный конкурсной документацией.

            При уклонении победителя от заключения контракта заказчик вправе:

          • либо обратиться в суд с иском о требовании о понуждении победителя заключить контракт, а также о возмещении убытков;
          • либо заключить контракт с участником конкурса, заявке которого присвоен второй номер
          • По результатам конкурса контракт заключается не ранее чем через 10 дней и не позднее чем через 20 дней с даты размещения в ЕИС протокола рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсе.

            Победитель конкурса обязан подписать контракт и представить все его экземпляры заказчику в течение 10 дней с даты размещения в ЕИС протокола рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсе или (при проведении закрытого конкурса) с даты подписания такого протокола.

            При уклонении победителя от заключения контракта заказчик вправе обратиться в суд с иском о возмещении убытков в части, не покрытой суммой обеспечения заявки, и заключить контракт с участником, заявке которого присвоен второй номер

            Условия проведения

            Заказчик обязан проводить аукцион в электронной форме, если необходимо разместить заказ на поставку товаров (выполнение работ, оказание услуг), которые включены в перечень, утвержденный распоряжением Правительства РФ

            Заказчик обязан проводить электронный аукцион, если он проводит закупки товаров, работ, услуг, включенных:

          • в перечень, установленный Правительством РФ;
          • дополнительный перечень, установленный высшим исполнительным органом государственной власти субъекта РФ, – при проведении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения нужд субъекта РФ.
          • Исключение составляют случаи закупок путем проведения запроса котировок, запроса предложений, осуществления закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя).

            Включение товаров, работ, услуг в указанные перечни осуществляется при одновременном выполнении следующих условий:

          • существует возможность сформулировать подробное и точное описание объекта закупки;
          • критерии определения победителя такого аукциона имеют количественную и денежную оценку
          • Извещение о проведении аукциона

            По общему правилу извещение должно быть размещено на официальном сайте не менее чем за 20 дней до даты окончания подачи заявок на участие в открытом аукционе в электронной форме. При этом если начальная цена контракта не превышает 3 млн руб., то заказчик вправе разместить извещение не менее чем за семь дней

            По общему правилу заказчик должен разместить в ЕИС извещение о проведении электронного аукциона не менее чем за 15 дней до даты окончания срока подачи заявок на участие в аукционе. Если начальная (максимальная) цена контракта не превышает 3 млн руб., заказчик размещает извещение не менее чем за семь дней до даты окончания срока подачи заявок

            У единственного поставщика (подрядчика, исполнителя)

            Размещение заказа на сумму, не превышающую 100 000 руб.

            Размещение заказа возможно в случае, если сумма поставок одноименных товаров (работ, услуг) в течение квартала не превышает 100 000 руб.

            Закупка товара (работы, услуги) возможна на сумму, не превышающую 100 000 руб., если совокупный годовой объем таких закупок:

          • не превышает 5 процентов размера средств от общего объема закупок по плану-графику;
          • составляет не более чем 50 млн руб. в год.
          • Такие ограничения не распространяются на закупки для нужд сельских поселений

            Размещение заказа на сумму, не превышающую 400 000 руб.

            Размещение заказа возможно в случае, если сумма поставок одноименных товаров (работ, услуг) в течение квартала не превышает 400 000 руб. для нужд:

          • театров, цирков, музеев, домов культуры, клубов, библиотек, архивов;
          • государственных образовательных учреждений;
          • учреждений, осуществляющих концертную деятельность;
          • телерадиовещательных учреждений
          • Закупка товара (работы, услуги) на сумму, не превышающую 400 000 руб., возможна (при соблюдении обязательных условий):

          • государственными (муниципальными) образовательными учреждениями и учреждениями культуры, уставными целями деятельности которых являются сохранение, использование и популяризация объектов культурного наследия;
          • другими государственными (муниципальными) учреждениями: зоопарками, планетариями, парками культуры и отдыха, заповедниками, ботаническими садами, национальными парками, природными парками, ландшафтными парками, театрами, учреждениями, осуществляющими концертную деятельность, телерадиовещательными учреждениями, цирками, музеями, домами культуры, дворцами культуры, клубами, библиотеками, архивами.
          • Совокупный годовой объем таких закупок не должен превышать:

          • 50 процентов средств от общего объема закупок по плану-графику;
          • 20 млн руб. в год.
          • Остальные случаи

            Смотрите еще:

            • Контрактный управляющий в суде Закон № 44-ФЗ: продолжаем отвечать на вопросы читателей о новой системе закупок для государственных и муниципальных нужд. Часть 9 На вопросы наших пользователей по поводу применения Федерального закона от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ "О […]
            • Письмо для экспертизы Письмо для экспертизы Независимая судебно-медицинская экспертиза. СУДМЕДЭКС.РФ Написать письмо, руководству, судебно-медицинской экспертизы. Ценовая политика устанавливается индивидуально после первичного обращения и зависит от […]
            • Размещение плана графика приказ Примерная форма приказа о внесении изменений в план-график закупок (подготовлено экспертами компании "Гарант") Настоящая форма разработана в соответствии с положениями ст. 21 Федерального закона от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной […]
            • Разрешение санэпиднадзора что это Роспотребнадзор С 1 июля 2010 вступило в силу Соглашение таможенного союза по санитарным мерам. В связи с этим, СЭЗ (санитарно – эпидемиологические заключения) больше не выдаются. Ранее выданные СЭЗ действовали до 1 января 2012 […]
            • Реестр недобросовестных поставщиков фас официальный сайт справка Реестр недобросовестных поставщиков - официальный сайт ФАС Единая информационная база формируется согласно положениям статьи 104 федерального закона 44-ФЗ от 5 апреля 2013 года. Обязанность ведения реестра возложена на контролирующий […]
            • Закон 12-44-1 фз Федеральный закон от 28 декабря 2017 года № 423-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части использования государственных информационных систем на государственной гражданской службе Российской […]
            • Приказ 13 н мз рф Приказ Министерства здравоохранения Российской Федерации (Минздрав России) от 26 февраля 2013 г. N 94н г. Москва "О внесении изменений в приказ Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 12 февраля 2007 г. […]
            • Гос контракт на экспертизу Какой способ закупки применяется при проведении в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" государственной […]