Основы организации конституционного суда российской федерации

Конституционный Суд РФ: основы организации и полномочия

Конституционный Суд РФ: основы организации и полномочия.
В соответствии с ч. 1 ст. 125 и ч. 1 ст. 128 Конституции РФ Конституционный Суд РФ должен состоять из 19 судей, назначаемых Советом Федерации по представлению Президента РФ, которое готовится и вносится с соблюдением установленного порядка.
Основные положения такого порядка определены в ст. 9 Закона о Конституционном Суде. В соответствии с ними подбор кандидатов на должность судьи этого суда начинается с проведения работы по подготовке к рассмотрению Президентом РФ предложений, касающихся конкретных кандидатур. Право вносить такие предложения предоставлено членам (депутатам) Совета Федерации, депутатам Государственной Думы, а также законодательным органам субъектов РФ, высшим судебным органам и федеральным юридическим ведомствам, всероссийским юридическим сообществам, юридическим научным и учебным заведениям. Другими словами, круг лиц и органов, которые могут проявить инициативу в данном вопросе, довольно широк.
Указанная статья Закона о Конституционном Суде устанавливает также, что внесенное Президентом РФ представление должно быть рассмотрено Советом Федерации в 14-дневный срок. Порядок предварительного обсуждения представленных кандидатов и принятия решения детально определен его Регламентом. Решение о назначении принимается на пленарных заседаниях Совета Федерации индивидуально по каждой предложенной кандидатуре путем тайного голосования. Назначенным считается тот кандидат, который наберет большинство голосов от общего количества членов (депутатов) Совета Федерации.
Лицо, назначенное на должность, приводится к присяге Председателем Совета Федерации и после этого становится полноправным судьей Конституционного Суда РФ.

Полномочия КРФ
Общее представление о полномочиях (компетенции) формируемого таким образом суда дают ч. 2-5 и 7 ст. 125 Конституции РФ и ст. 3 Закона о Конституционном Суде. В соответствии с этими предписаниями они (его полномочия) охватывают четыре основных направления, связанных с обеспечением верховенства Конституции РФ:
• разрешение дел о соответствии Конституции РФ федеральных законов, нормативных актов конституций республик, уставов, законов и иных нормативных актов субъектов РФ, изданных по ограниченному кругу вопросов (см. п. “б” ч. 2 ст. 125 Конституции РФ), а также договоров, заключаемых органами государственной власти Российской Федерации или субъектов РФ, и не вступивших в силу международных договоров Российской Федерации;
• разрешение споров о компетенции между органами государственной власти, как федеральными, так и на уровне субъектов РФ;
• проверка (по жалобам граждан и Уполномоченного по правам человека, по запросам судов) конституционности законов, применяемых или подлежащих применению при разбирательстве конкретных дел;
• толкование Конституции РФ (по запросам Президента РФ, Совета Федерации, Государственной Думы, Правительства РФ, органов законодательной власти субъектов РФ).

Организация Конституционного Суда Российской Федерации

Рассмотрение и разрешение входящих в компетенцию Конституционного Суда РФ вопросов осуществляется в его заседаниях.

Конституционный Суд РФ согласно ст. 21 Закона о Конституционном Суде в заседаниях рассматривает все вопросы, относящиеся к его полномочиям по осуществлению конституционного судопроизводства, а также принимает послания Конституционного Суда РФ, принимает Регламент Конституционного Суда РФ и вносит в него изменения и дополнения, принимает решения о представлении судьи Конституционного Суда РФ к награждению государственной наградой РФ, а также об обращении к Президенту РФ с ходатайством о даче им согласия на принятие судьей Конституционного Суда РФ награды или иного знака отличия иностранного государства; принимает решения о приостановлении или прекращении полномочий судьи Конституционного Суда РФ, а также о наличии оснований для досрочного прекращения Советом Федерации полномочий Председателя или заместителей Председателя Конституционного Суда РФ, осуществляет иные полномочия, предусмотренные Законом о Конституционном Суде.

Текущее руководство работой Конституционного Суда РФ осуществляется его Председателем и двумя заместителями Председателя, назначаемыми из числа судей Конституционного Суда РФ Советом Федерации по представлению Президента РФ сроком на шесть лет.

Председатель Конституционного Суда РФ в соответствии со ст. 24 Закона о Конституционном Суде руководит подготовкой заседаний Конституционного Суда, созывает их и председательствует на них; вносит на обсуждение Конституционного Суда вопросы, подлежащие рассмотрению в заседаниях; распределяет между судьями обращения для предварительного изучения; представляет Конституционный Суд в отношениях с государственными органами и организациями, общественными объединениями, по уполномочию Суда выступает с заявлениями от его имени; осуществляет общее руководство аппаратом Конституционного Суда, представляет на утверждение Конституционного Суда кандидатуры руководителей его аппарата и Секретариата, а также Положение о Секретариате и структуру аппарата. В соответствии с Законом о Конституционном Суде и Регламентом Конституционного Суда Председатель может осуществлять и другие полномочия, издавая по вопросам, относящимся к сфере его компетенции, приказы и распоряжения.

Заместители Председателя Конституционного Суда РФ осуществляют по уполномочию Председателя его отдельные полномочия, а также выполняют иные обязанности, возложенные на них Председателем Конституционного Суда РФ. При невозможности исполнения Председателем Конституционного Суда РФ своих обязанностей их временно исполняет один из заместителей Председателя по его уполномочию (ст. 25, 26 Закона о Конституционном Суде).

Деятельность Конституционного Суда РФ обеспечивает аппарат, состоящий из Секретариата и иных подразделений.

В состав Секретариата Конституционного Суда входят: четыре отраслевых управления, осуществляющих научноаналитическое обеспечение Конституционного Суда по соответствующим отраслям права (конституционных основ публичного права, конституционных основ частного права, конституционных основ трудового права и социальной защиты, конституционных основ уголовной юстиции), управления правовой информации, редакционно-издательское, международных связей, изучения и обобщения зарубежной практики конституционного контроля, правовой информации; отделы анализа и обобщения практики Конституционного Суда, по связям со средствами массовой информации, по приему граждан и работе с письмами, по обеспечению делопроизводства и ряд других подразделений. Секретариат осуществляет организационное, научно-аналитическое, информационно-справочное и иное обеспечение Конституционного Суда, ведет прием посетителей, содействует судьям в подготовке дел и иных вопросов, решает иные задачи. В отличие от аппаратов других судов Секретариат Конституционного Суда обладает в судопроизводстве определенными процессуальными полномочиями, поскольку Закон о Конституционном Суде относит к числу его функций рассмотрение обращений в адрес Конституционного Суда РФ в предварительном порядке и в случаях, когда эти обращения не затрагивают вопросов, требующих изучения судьями Конституционного Суда, и уведомление заявителей о несоответствии их обращений установленным требованиям.

С учетом того, что в силу Закона о Конституционном Суде местом постоянного пребывания Конституционного Суда РФ является город Санкт-Петербург, в целях обеспечения доступа граждан и их объединений к конституционному правосудию, постоянной связи Конституционного Суда РФ с другими органами государственной власти РФ, субъектам РФ, содействия в осуществлении Конституционным Судом РФ своих полномочий создано представительство Конституционного Суда РФ в г. Москве.

Основы организации Конституционного Суда РФ и его полномочия

Главная > Курсовая работа >Государство и право

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ОРЛОВСКАЯ РЕГИОНАЛЬНАЯ АКАДЕМИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ»

КАФЕДРА КОНСТИТУЦИОННОГО И МУНИЦИПАЛЬНОГО ПРАВА

на тему «Основы организации Конституционного Суда РФ и его полномочия»

Студентка группы 11ЮПВ

I. Конституционный Суд РФ- судебный орган конституционного 5

1.1 Законодательство о Конституционном Суде РФ 11

II. Основы организации Конституционного Суда РФ 13

2.1 Гарантии деятельности Конституционного Суда РФ 21

III. Полномочия Конституционного Суда РФ 25

3.1 Состав, порядок образования, срок полномочий и принципы деятельности

Конституционного Суда РФ 35

Библиографический список 39

Актуальность темы исследования, как нам представляется, обусловлена также ее слабой разработанностью в аспекте происходящих перемен, связанных со становлением гражданского общества, в условиях демократизации во всем мире.

Цели работы ориентирована на комплексное исследование полномочий Конституционного суда и тенденций их развития для формулирования теоретических положений и практических предложений по повышению эффективности работы Конституционного суда в новых условиях.

Для достижения указанной цели были поставлены соответствующие задачи по исследованию следующих вопросов:

-Конституционный Суд РФ- судебный орган конституционного

— Основы организации Конституционного Суда РФ

— Полномочия Конституционного Суда РФ

— Состав, порядок образования, срок полномочий и принципы деятельности Конституционного Суда РФ

— Законодательство о Конституционном Суде РФ

Работа выполнена с применением различных методов исследования, в том числе формально-логического, системного, аналитического, сравнительно-правового и иных методов научного познания.

Объект исследования- общественные отношения. Предметом исследования является основы организации Конституционного Суда РФ и его полномочия.

В работе использовалась практика работы Конституционного суда. Теоретической базой данного исследования являются труды российских правоведов (Басангов Д.А., Бондарь Н.С., Гаджиев Г.А., Муратова Н.Г., Кушнир Г.А., Захаров В.В., Витрука Н.В.).

Основными источниками сведений, необходимых для выполнения данной курсовой работы, являются законодательные акты Российской Федерации – Конституция России 1993 г., Федеральный Конституционный закон о Конституционном Суде Российской Федерации от 21 июля 1994 г., некоторые постановления Конституционного Суда РФ.

Курсовая работа состоит из трех глав и трех параграфов. В первой главе описывается правовой статус Конституционного Суда Российской Федерации. Во второй главе основы организации Конституционного Суда Российской Федерации. И в третьей главе раскрывается полномочия Конституционного Суда Российской Федерации.

I. Конституционный Суд РФ- судебный орган конституционного контроля

Конституционный Суд является судебным органом конституционного контроля. Конституционный Суд в нашей стране в его нынешнем виде появился в 1994 г. Конституция РФ была принята 12 декабря 1993 г., федеральный конституционный закон «О Конституционном Суде в РФ» был принят 21 июля 1994 г., т.е. практически спустя полгода после Конституции РФ, а федеральный конституционный закон «О судебной системе в РФ», был принят 31 декабря 1996 г.

Причиной принятия федерального конституционного закона, определяющего правовое положение Конституционного Суда, послужило:

Во-первых, сама Конституция РФ предусматривает, что деятельность Конституционного Суда должна регулироваться именно Федеральным конституционным законом, а не просто федеральным законом. Для принятия или внесения изменения в любой федеральный конституционный закон необходимо получить его одобрение не менее, чем 2/3 от голосов Федерального собрания РФ, в которое входят Государственная Дума РФ и Совет Федерации (нижняя и верхняя палаты парламента). Таким образом, принятие именно в форме (федерального конституционного закона) правового акта, регулирующего деятельность (правовой статус Конституционного Суда РФ), объясняется тем, что такую форму законодательного акта очень трудно изменить, что придает законодательную стабильность основных положений деятельности Конституционного Суда РФ.

Во-вторых, причина такого скорейшего принятия федерального конституционного закона «О Конституционном Суде в РФ» заключается в той политической ситуации, которая существовала в стране на тот период времени.

Россия, проводя демократические преобразования, стала первой на территории СССР страной, учредившей в декабре 1990 г. специализированный орган судебного конституционного контроля, внеся изменения в ст. 119 Конституции РСФСР. 12 июля 1991 г. был принят Закон РСФСР «О Конституционном Суде РСФСР», в октябре 1991 г. избран его первый состав. 1

В период с 1992 г. до 1993 г. деятельность Конституционного Суда РФ внесла значительный вклад в становление конституционного правосудия в нашей стране, хотя реакция общественности была неоднозначна. Учитывая ситуацию острой конфронтации между органами законодательной и исполнительной власти, Конституционный Суд РФ оказался вовлеченным в водоворот политических страстей. Все эти факторы привели к приостановлению деятельности Конституционного Суда РФ осенью 1993 г.

В процессе подготовки проекта новой Конституции обсуждались иные организационно-правовые формы осуществления конституционного правосудия, например возможность создания конституционной коллегии в составе Верховного Суда РФ, возложение конституционно-контрольной функции на Верховный Суд РФ в целом (такая модель действует в США); возможность образования Высшего судебного присутствия как своеобразной надстройки над Конституционным, Верховным и Высшим Арбитражным судами. Последний пример является абсолютным нововведением в мировой практике. Некоторые из внесенных предложений, которые бы вели к понижению значения Конституционного Суда РФ и передаче его функций каким-другим структурам, объяснялись реакцией общественности на политические обстоятельства, предшествующие этому периоду.

Конституция России 1993 г. сохранила Конституционный Суд как самостоятельный институт власти, хотя и внесла изменения в его компетенцию. Однако на момент вынесения Конституции РФ на всенародное голосование между авторами – составителями проекта не было единого мнения по поводу точной характеристики Конституционного Суда. Этот пробел в Конституции восполнил федеральный конституционный закон «О Конституционном Суде РФ», который на основе ст. 128 Конституции РФ установил полномочия, порядок образования и деятельности Конституционного Суда. 2

Статья 165 Конституции, которая действовала ранее, давала Конституционному Суду чрезвычайно широкую характеристику. Она характеризовала его как высший орган судебной власти по защите конституционного строя. Статья 1 федерального конституционного закона «О Конституционном Суде Российской Федерации» дает более четкое определение Конституционного Суда РФ – это судебный орган конституционного контроля, самостоятельно и независимо осуществляющий судебную власть посредством конституционного судопроизводства.

В этом определении отражены основные черты Конституционного Суда РФ:

– правовой статус – судебный орган;

– функция – осуществление конституционного контроля;

– главные принципы деятельности – самостоятельное и независимое осуществление судебной власти;

– процессуальная форма деятельности – конституционное судопроизводство.

Таким образом, Конституция РФ дала Конституционному Суду РФ особые полномочия, которые значительно отличают его от других судебных органов власти.

Являясь специальным органом судебной власти, Конституционный Суд РФ, учитывая возлагаемые на него функции и полномочия по обеспечению верховенства и непосредственного действия Конституции РФ и баланса властей, выступает еще и как высший конституционный орган одного уровня с федеральными звеньями президентской, законодательной и исполнительной властей. В этом выражается его двуединая правовая природа. По сравнению с предшествующим законом о Конституционном Суде и действовавшей ранее Конституцией федеральный конституционный закон «О Конституционном Суде» не использует термин «высший» при определении Конституционного Суда.

И он действительно не является высшим органом в том понимании, что он не возглавляет какую-либо систему судебных органов, в том числе конституционные (уставные) суды субъектов РФ и не является для судебной системы надзорной, кассационной либо апелляционной инстанцией.

Однако не следует упускать из вида и то обстоятельство, что Конституционный Суд РФ все же можно назвать высшим органом в том смысле, что он занимает высшее положение в механизме конституционного контроля в стране, не поднадзорен никаким инстанциям, его решения носят обязательный характер, в том числе для всех других высших государственных структур, связан при осуществлении судопроизводства только Конституцией РФ как вершиной правовой системы и федеральным конституционным законом «О Конституционном Суде». В силу такого особого статуса Конституционного Суда из всех высших судебных органов только его компетенция наряду с компетенцией Президента РФ, палат Федерального Собрания, Правительства РФ определена непосредственно и развернуто в Конституции РФ.

Конституционное судопроизводство – это процессуальная форма деятельности конституционных судов, которые применяют и интерпретируют конституционные нормы и решают различные юридические дела, относящиеся к их компетенции. Результат конституционного судопроизводства – устранение неопределенности в вопросе о соответствии нормативного акта либо договора Конституции РФ, подтверждение или отрицание полномочий соответствующего органа государственной власти издать акт или совершить действие правового характера либо дать официальное истолкование Конституции РФ. Конституционное судопроизводство – это регламентированная федеральным конституционным законом «О Конституционном Суде РФ» и законодательными актами субъектов РФ о конституционных (уставных) судах деятельность конституционных судов по осуществлению целей и задач правосудия в соответствии с предоставленными этим судам правомочиями. 3

В отличие от других высших государственных структур, например Федерального Собрания, Президента, полномочия Конституционного Суда как органа не ограничены каким-либо сроком, что обеспечивает его большую самостоятельность, независимость во взаимоотношениях с законодательной и исполнительной ветвями власти. Этим же целям служит принцип несменяемости конституционных судей в течение срока, на который они назначены. Срок полномочий судьи Конституционного Суда неоднократно изменялся законодателем. В настоящее время установлено, что полномочия судьи Конституционного Суда не ограничены определенным сроком, но предельный возраст пребывания в этой должности – 70 лет. Это последнее изменение сроков полномочий внесено в федеральный конституционный закон о Конституционном Суде в апреле 2005 г. В течение указанного периода полномочия судьи могут быть прекращены или приостановлены не иначе, как в порядке и по основаниям, установленным ФКЗ о Конституционном Суде.

Принципы деятельности Конституционного Суда Российской Федерации

Основные принципы деятельности Конституционного Суда РФ перечислены в ст. 5 Федерального конституционного закона «О Конституционном Суде Российской Федерации». Эти принципы не противоречат принципам правосудия, а дополняют их и отражают определенную специфику деятельности данного судебного органа.

Принцип независимости применительно к деятельности Конституционного Суда РФ означает, что данный судебный орган и входящие в его состав судьи не зависят от любых иных государственных органов, общественных объединений, должностных и физических лиц.

В соответствии со ст. 29 Федерального конституционного закона «О Конституционном Суде Российской Федерации» судьи данного судебного органа независимы и при осуществлении своих полномочий руководствуются только Конституцией РФ и указанным законом.

В своей деятельности судьи Конституционного Суда РФ выступают в личном качестве и не представляют каких бы то ни было государственных органов, общественных объединений, политических партий и движений, государственных и негосударственных предприятий, учреждений, организаций, должностных лиц, государственных и территориальных образований, наций, социальных групп.

Решения Конституционного Суда РФ выражают соответствующую Конституции РФ правовую позицию судей РФ, свободную от политических пристрастий.

Судьи Конституционного Суда РФ принимают решения в условиях, исключающих постороннее воздействие на свободу их волеизъявления. Они не вправе запрашивать или получать от кого бы то ни было указания.

В соответствии со ст. 7 Федерального конституционного закона Конституционный Суд РФ не зависит в организационном, финансовом и материальном отношении от любых других органов. Финансирование данного судебного органа производится за счет федерального бюджета и обеспечивает возможность независимого осуществления конституционного судопроизводства в полном объеме.

Конституционный Суд РФ самостоятельно и независимо осуществляет информационное и кадровое обеспечение своей деятельности.

Никакого ограничения правовых, организационных, финансовых информационных, материально-технических, кадровых и других условий деятельности Конституционного Суда РФ не допускается.

Независимость судьи Конституционного Суда РФ согласно ст. 13 вышеуказанного Федерального конституционного закона обеспечивается его несменяемостью, неприкосновенностью, равенством прав судей, порядком приостановления и прекращения полномочий судьи, правом на отставку, обязательностью установленной процедуры конституционного судопроизводства, запретом любого вмешательства в судебную деятельность, предоставлением судье материального и социального обеспечения, гарантий безопасности, соответствующих его высокому статусу.

Любое вмешательство в деятельность Конституционного Суда РФ не допускается и влечет за собой предусмотренную законом ответственность.

Принцип коллегиальности в деятельности Конституционного Суда РФ обеспечивает широкое обсуждение вопросов и недопущение ошибок при принятии соответствующих решений.

В соответствии со ст. 30 Федерального конституционного закона «О Конституционном Суде Российской Федерации» рассмотрение дел и принятие решений по ним производятся Конституционным Судом РФ коллегиально, т.е. после их обсуждения. Все вопросы выносятся па голосование, причем все судьи обладают равными правами как при обсуждении вопросов, так и при формулировании итогового решения.

Если судья Конституционного Суда РФ при голосовании остался в меньшинстве, то он вправе изложить свое особое мнение в письменном виде. Особое мнение судьи подлежит опубликованию вместе с итоговым решением, принятым всем составом суда.

Конституционный Суд РФ правомочен принимать решения в заседаниях при наличии не менее 2/3 от общего числа судей. При определении кворума не принимаются в расчет судьи, отстраненные от участия в рассмотрении дела, и судьи, полномочия которых приостановлены.

Принцип гласности обеспечивает открытое рассмотрение дел, назначенных к слушанию в заседании Конституционного Суда РФ (ст. 31 названного Федерального конституционного закона). Присутствующие могут фиксировать ход заседания с занимаемых ими мест. При этом кино- и фотосъемка, видеозапись, прямая радиотрансляция и телетрансляция заседания допускается лишь с разрешения суда.

Проведение закрытых заседаний допускается лишь в случаях, предусмотренных ст. 55 Федерального конституционного закона. Суд назначает закрытое заседание, когда это необходимо для соблюдения охраняемой законом тайны, обеспечения безопасности граждан, защиты общественной нравственности.

На закрытом заседании присутствуют судьи Конституционного Суда РФ, стороны и их представители. Возможность присутствия других участников процесса и сотрудников, непосредственно обеспечивающих нормальный ход заседания, определяется председательствующим по согласованию с судьями.

Дела в закрытых заседаниях рассматриваются с соблюдением общих правил конституционного судопроизводства. В любом случае решения Конституционного Суда РФ провозглашаются публично и должны быть официально опубликованы. Поэтому в тексте решений нельзя приводить сведения, которые ставят под угрозу охраняемую законом тайну.

Принцип состязательности и равноправия сторон в деятельности Конституционного Суда РФ закреплен в ст. 35 Федерального конституционного закона «О Конституционном Суде Российской Федерации». Основное содержание данного принципа заключается в том, что стороны в заседании Конституционного Суда РФ пользуются равными правами и возможностями по отстаиванию своей позиции.

Состязательность подразумевает активное поведение сторон, представление ими документов, иных доказательств, участие в исследовании доказательств противоположной стороны, выдвижение доводов, аргументирующих свою позицию по делу, опровержение доводов противоположной стороны, предложение суду принять определенное решение и использование иных прямо не запрещенных законом возможностей.

Сторонами в конституционном судопроизводстве являются:

— заявители — органы или лица, направившие в Конституционный Суд РФ обращение;

— органы или должностные лица, издавшие либо подписавшие акт, конституционность которого подлежит проверке;

— государственные органы, компетенция которых оспаривается.

Представителями сторон по должности могут выступать:

— руководитель органа, подписавший обращение в Конституционный Суд РФ;

— руководитель органа, издавшего оспариваемый акт или участвующего в споре о компетенции;

— должностное лицо, подписавшее оспариваемый акт;

— любой член (депутат) Совета Федерации или депутат Государственной Думы из числа обратившихся с запросом.

Представителями сторон могут быть также адвокаты или лица, имеющие ученую степень по юридической специальности, полномочия которых подтверждаются соответствующими документами. При этом каждая из сторон может иметь не более трех представителей, хотя равного числа представителей от каждой из сторон по закону не требуется.

В Федеральном конституционном законе «О Конституционном Суде Российской Федерации» помимо основных также закреплены иные принципы конституционного судопроизводства.

Принцип устности разбирательства (ст. 32) содержит требование, согласно которому все производство в Конституционном Суде РФ осуществляется в устном порядке, путем судоговорения. В ходе рассмотрения дела заслушиваются показания сторон, показания экспертов и свидетелей, оглашаются документы. Выступающие в процессе лица при изложении своих позиций вправе использовать письменные записи и иные документы.

Вместе с тем в заседании суда могут не оглашаться документы, которые были представлены для ознакомления судьям и сторонам либо содержание которых излагалось в заседании по данному делу.

Решение, принятое по результатам судебного разбирательства, также подлежит обязательному оглашению.

Принцип языка конституционного судопроизводства (ст. 33) в качестве основного правила содержит положение о том, что производство в Конституционном Суде РФ ведется на русском языке. Это в полной мере отвечает назначению русского языка как государственного и обеспечивает возможность большинства лиц пользоваться им в различных сферах жизни. В соответствии с ч. 4 ст. 1 Федерального закона от 01.06.2005 № 53-ФЗ «О государственном языке Российской Федерации» русский язык является языком, способствующим взаимопониманию, укреплению межнациональных связей народов Российской Федерации в едином многонациональном государстве.

В то же время данное правило не свидетельствует о дискриминации лиц, которые используют другие языки. Участникам процесса, которые не владеют русским языком, обеспечивается право давать объяснения на другом языке и пользоваться услугами переводчика. Лицо может использовать как свой родной язык, так и любой другой язык, которым оно свободно владеет, причем право на выбор языка общения в конституционном судопроизводстве принадлежит самому участнику процесса.

Принцип непрерывности судебного заседания (ст. 34) устанавливает, что заседание Конституционного Суда РФ по каждому делу происходит непрерывно, за исключением времени, отведенного для отдыха или необходимого для подготовки участников процесса к дальнейшему разбирательству, а также для устранения обстоятельств, препятствующих нормальному ходу заседания.

Перерывы в судебных заседаниях должны быть вызваны реальной необходимостью. Во время перерыва по одному делу запрещено рассматривать и принимать решения по другим делам. Этот запрет вызван чем, что внутреннее убеждение судей должно формироваться путем исследования материалов дела и представленных сторонами доказательств, и на этот процесс могут оказать негативное влияние сведения по другим делам, которые будут восприниматься судьями и приведут к ошибкам.

§ 2. Конституционный Суд РФ: полномочия и основы организации

В соответствии с ч. 1 ст. 125 и ч. 1 ст. 128 Конституции РФ Кон­ституционный Суд РФ должен состоять из названного выше коли­чества судей, назначаемых Советом Федерации по представлению Президента РФ, которое готовится и вносится с соблюдением уста­новленного порядка.

Основные положения такого порядка определены в ст. 9 Зако­на о Конституционном Суде. В соответствии с ними подбор канди­дата на должность судьи этого Суда начинается с проведения рабо­ты по подготовке предложений, касающихся конкретных кандида­тур. Право на внесение предложений предоставлено членам (депу­татам) Совета Федерации, депутатам Государственной Думы, а так­же законодательным (представительным) органам субъектов Феде­рации, высшим судебным органам и федеральным юридическим ведомствам, всероссийским юридическим сообществам, юридическим научным и учебным заведениям. Другими словами, круг лиц и ор­ганов, которые могут проявить инициативу в данном вопросе, доволь­но широк. При этом по складывающейся практике подбора канди­датов в судьи Конституционного Суда РФ те, кому дозволено вно­сить предложения, могут называть не одну кандидатуру на каждую вакансию. Это даже стимулируется. Например, Указ Президента РФ «О замещении вакантных должностей федеральных судей» от 25 декабря 1993 г. прямо предусмотрел, что Министерство юстиции РФ и Всероссийский съезд судей должны включить в свои предложе­ния по заполнению вакантных должностей судей Конституционно­го Суда РФ по две кандидатуры на каждую такую должность. В Указе также сказано, что материалы, необходимые для внесения кандидатур на рассмотрение Федерального Собрания, готовит Госу­дарственно-правовое управление Президента РФ (ныне — Главное государственно-правовое управление Президента РФ).

Указанная статья Закона о Конституционном Суде устанавли­вает также, что внесенное Президентом РФ представление должно быть рассмотрено Советом Федерации в четырнадцатидневный срок. Порядок предварительного обсуждения в Совете Федерации пред­ставленных кандидатов и принятия там решения детально регули­руется Регламентом Совета Федерации Федерального Собрания, утвержденным 6 февраля 1996 г. и претерпевшим впоследствии многочисленные изменения и дополнения. Решение о назначении принимается индивидуально по каждой предложенной кандидату­ре путем тайного голосования. Назначенным считается тот кандидат, который наберет большинство голосов от общего количества членов депутатов Совета Федерации.

Лицо, назначенное на должность, приводится к присяге Председ­ателем Совета Федерации и после этого становится полноправным судьей Конституционного Суда РФ.

Общее представление о полномочиях и содержании деятельности формируемого таким образом суда дают части 2-5 и 7 ст. 125 Конституции РФ и ст. 3 Закона о Конституционном Суде. В соответствии с этими предписаниями она (его деятельность) состоит из четырех основных направлений:

— разрешение (по запросам перечисленных в Конституции РФ должностных лиц и органов) дел о соответствии Конституции РФ федеральных законов, нормативных актов Президента РФ, Совета Федерации, Государственной Думы, Правительства РФ, конституции республик, уставов, законов и иных нормативных актов субъектов Федерации, изданных по ограниченному кругу вопросов (см. п. «б» ч.2 ст. 125 Конституции РФ), а также договоров, заключаемых органами государственной власти Российской Федерации или субъектов Федерации, и не вступивших в силу международных договоров Российской Федерации;

— разрешение споров о компетенции между органами государственной власти, как федеральными, так и на уровне субъектов Федерации;

— проверка (по жалобам граждан и Уполномоченного по правам человека, запросам судов) конституционности законов, применяемых или подлежащих применению при разбирательстве конкретных дел;

— толкование Конституции РФ (по запросам Президента РФ, Совета Федерации, Государственной Думы, Правительства РФ, органов законодательной власти субъектов Федерации).

На Конституционный Суд РФ возлагаются также дача заключения о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения Президента РФ в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления, участие в совершенствовании законодатель­ства путем реализации права законодательной инициативы. Он вправе принимать и другие решения, связанные с выполнением его функций (приостанавливать или прекращать полномочия своих судей, прекращать их отставку, привлекать к ответственности лиц, не выполняющих или отказывающихся выполнять требования Конституционного Суда, и др.), а также утверждать весьма ответственный нормативный акт — Регламент Конституционного Суда РФ (ниже — Регламент), в котором содержатся правила по многим вопросам организации внутренней деятельности, или корректировать его.

Базовые принципы организации и деятельности Конституционного Суда РФ во многом сходны с теми, которые положены в основу организации и деятельности других судов (см. гл. IV учебника). К ним относятся, как сказано в ст. 5 и 29—35 Закона о Консти­туционном Суде, прежде всего независимость судей, коллегиаль­ность, гласность, состязательность и равноправие сторон. Но есть и особенности. К примеру, среди принципов не упоминается принцип законности. Это можно объяснить тем, что Конституционный Суд РФ при осуществлении своих полномочий должен руководствоваться требованиями не любого закона или соответствующего ему иного нормативного акта, а вполне определенных двух — Конституции РФ и Закона о Конституционном Суде (см. ст. 2 Закона). Не упомянуты среди принципов организации и деятельности также принципы пре­зумпции невиновности, обеспечения права подозреваемого, обвиня­емого и подсудимого на защиту, участия представителей народа в отправлении правосудия, обеспечения права гражданина на судеб­ную защиту, осуществления правосудия только судом.

И это вполне объяснимо: Конституционный Суд РФ не вершит правосудия по конкретным гражданским или уголовным делам. У него другая задача. Он осуществляет принципиально иную функцию (полномочие) — конституционный контроль (см. ст. 1 Закона о Кон­ституционном Суде). Здесь нет обвиняемых, подсудимых и их защит­ников, нет истцов и ответчиков, их представителей, нет граждан (иностранцев или лиц без гражданства) или организаций, спорящих с физическими или юридическими лицами, конкретными государ­ственными органами. Гражданин участвует в конституционном су­допроизводстве в крайне ограниченных пределах. Он может оказать­ся лишь в роли лица, поддерживающего свою жалобу на то, что по его конкретному делу (гражданскому, арбитражному, администра­тивному или уголовному), рассматриваемому в соответствующем суде или ином правоохранительном органе, применен или может быть применен закон, противоречащий Конституции РФ и ущемля­ющий его конституционные права и свободы.

Своеобразие принципов организации и деятельности Конститу­ционного Суда РФ проявляется также в том, что они порой напол­няются несколько иным содержанием по сравнению с принципами отправления правосудия. Скажем, принцип коллегиальности консти­туционного судопроизводства не предполагает возможности привле­чения к рассмотрению дел представителей народа, ибо вопросы, по которым Конституционный Суд РФ уполномочен принимать реше­ния, требуют от тех, кому доверено участвовать в этом, глубоких профессиональных знаний в области права. Вполне естественно ни у народных, ни у присяжных или арбитражных заседателей нет и не должно быть такого рода знаний. Иначе регламентируются и изъятия из общего правила о гласности судопроизводства. Она в Конституционном Суде РФ может быть ограничена по весьма ши­роким основаниям. Если в суде общей юрисдикции двери зала су­дебных заседаний могут быть закрыты, например, для охраны го­сударственной тайны или тайны частной жизни гражданина, а в арбитражном — еще и для охраны коммерческой тайны, то в данном суде основанием для ограничения гласности может послужить потребность в охране любой тайны, в том числе служебной и профессиональной. Возможны и иные изъятия из данного принципа. К примеру, зал заседаний Суда может посетить не каждый желающий; в соответствии с § 32 и 33 Регламента реализация возможности присутствовать на открытых заседаниях в значительной мере зависит от пристава Суда (см. ниже в данном параграфе) и от специально созданной службы, осуществляющей пропуск граждан в здание. Не свободен доступ и представителям средств массовой информации: такие представители, аккредитованные при Конституционном Суде, проходят в зал судебных заседаний по аккредитационным удостоверениям, а другие журналисты— по списку, представленному пресс­ой Конституционного Суда в отдел судебных заседаний.

Рассмотрение дел, подведомственных Конституционному Суду РФ, и принятие по ним решений осуществляются на заседаниях Суда, которые могут проходить лишь в коллегиальном составе — в пленарном заседании или заседаниях палат.

В пленарных заседаниях должны участвовать все судьи Конституционного Суда РФ. Отсутствие судьи на таком заседании возможно лишь по уважительной причине. Пленарное заседание правомочно принимать решения по рассматриваемым делам или вопросам при наличии не менее двух третей от общего числа назначенных судей (без учета тех судей, полномочия которых приостановлены в установленном порядке). Руководит его работой Председатель Суда.

В принципе пленарное заседание вправе рассмотреть любой вопрос, подведомственный Конституционному Суду РФ. Однако Закон о Конституционном Суде выделяет из общей суммы вопросов такие, которые могут быть рассмотрены только на пленарных заседаниях. К ним отнесены вопросы:

— о соответствии Конституции РФ конституций республик и уставов субъектов Федерации. Иные законодательные акты (федеральные законы, законодательство, принимаемое соответствующими органами субъектов Федерации, нормативные акты Президента РФ, Совета Федерации, Государственной Думы, Правительства РФ) с точки зрения их конституционности в пленарных заседаниях, как правило, не рассматриваются;

— о толковании Конституции РФ;

— о даче заключения о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения Президента РФ в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления;

— о посланиях Конституционного Суда РФ;

— о выступлении с законодательной инициативой.

Только пленарные заседания вправе рассмотреть также ряд важных вопросов, связанных с организацией работы суда в целом:

— об избрании Председателя, заместителя Председателя и судьи-секретаря Конституционного Суда РФ;

— о формировании персонального состава палат Суда (см. ниже),

— об утверждении Регламента Конституционного Суда РФ и внесении изменений в него;

— об установлении очередности рассмотрения дел в пленарных заседаниях, а также о распределении дел между палатами;

— о приостановлении или прекращении полномочий судей, а также о досрочном освобождении от должности Председателя Суда, его заместителя или судьи-секретаря Суда.

Остальные вопросы, отнесенные к ведению Конституционного Суда РФ, должны рассматриваться и разрешаться, как правило, уже упомянутыми палатами. Формируются палаты на пленарных засе­даниях только из числа судей, назначенных в данный Суд. Делает­ся это путем жеребьевки, которая проводится по правилам, изложен­ным в Регламенте.

Таких палат может быть две. В одну из них должно входить не более десяти судей, а в другую — девяти. Председатель Суда и его заместитель не могут входить в состав одной палаты. Персональный состав каждой из палат подлежит обновлению, как минимум, раз в три года. Председательствуют на их заседаниях поочередно судьи, входящие в их состав. Они правомочны принимать решения, если на заседании присутствует не менее трех четвертей судей — членов конкретной палаты.

Правила проведения заседаний Суда (пленарных и в составе палат) в соответствии с Законом о Конституционном Суде в основ­ном одинаковы.

Как в пленарных заседаниях, так и в заседаниях в составе палат центральной фигурой является судья. Он наравне с другими судь­ями активно участвует в разбирательстве дела: вправе предвари­тельно знакомиться со всеми материалами, подлежащими обсужде­нию, задавать во время заседания вопросы сторонам, свидетелям, экспертам, свободно излагать свою позицию при обсуждении всех вопросов, возникающих по ходу заседания, в том числе при выне­сении итогового решения. Ему, как и другим судьям, предоставлено право решающего голоса по всем рассматриваемым вопросам. От участия в разбирательстве конкретного дела судья может быть от­странен только в случаях, четко указанных в законе. К примеру, это возможно, когда объективность судьи в разрешении дела может быть поставлена под сомнение ввиду его родственных или супружеских отношений с просителями сторон. Решение об отстранении дол­жно быть мотивированным и поддержанным большинством участву­ющих в заседании судей. Перед принятием такого решения отстра­няемый судья вправе изложить свои соображения.

§ 1. Основы организации Конституционного Суда Российской Федерации и его полномочия

Конституция Российской Федерации, устанавливая судебную систему Российской Федерации, закрепляет, что судебная власть осуществляется посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства.

Одним из высших федеральных органов судебной власти является Конституционный Суд Российской Федерации — судебный орган конституционного контроля, самостоятельно и независимо осуществляющий судебную власть посредством конституционного судопроизводства.

Судебный конституционный контроль- важный элемент системы разделения властей. В некоторых государствах конституционный контроль возложен на общую судебную систему (США, Канада, Япония и др.). Другие страны (Австрия, ФРГ, Италия и др.) в этих целях создали конституционные суды. В СССР до конца 80-х гг. идея судебного конституционного контроля отвергалась ввиду отсутствия конституционного принципа разделения властей.

В 1988 г. был создан Комитет Конституционного надзора СССР, который являлся скорее парламентским, чем судебным органом. Он имел ограниченную компетенцию, был наделен правом лишь приостанавливать, а не отменять признанные им неконституционными правовые акты, за исключением актов, нарушающих основные права и свободы человека.

В декабре 1990 г. в Российской Федерации был учрежден Конституционный Суд как специализированный орган судебного конституционного контроля. Порядок его формирования и компетенция регламентировались Законом Российской Федерации о Конституционном Суде от 12 июля 1991 г.

В связи с принятием Конституции Российской Федерации 1993 г., установившей в ст. 125 новые положения, регламентирующие организацию и основы полномочий Конституционного Суда Российской Федерации, в июле 1994 г. был принят Федеральный конституционный закон «О Конституционном Суде Российской Федерации»1. В декабре 2001 г. был принят

Глава 8. Конституционный Суд Российской Федерации

Федеральный конституционный закон «О внесении изменений и дополнений в Федеральный конституционный закон «О Конституционном Суде Российской Федерации»» (№4-ФКЗ от 15 декабря 2001 г.). Данным Законом были внесены значительные изменения и дополнения в нормы, устанавливающие механизм реализации решений Конституционного Суда Российской Федерации, а также уточнены некоторые вопросы, связанные со, статусом судьи.

Конституционный Суд Российской Федерации состоит из девятнадцати судей, назначаемых на должность Советом Федерации тайным голосованием по представлению Президента Российской Федерации. Назначенным на должность судьи считается лицо, получившее при голосовании большинство от общего числа членов Совета Федерации1. Судья Конституционного Суда Российской Федерации назначается на должность на срок 15 лет. Предельный возраст пребывания в должности — 70 лет. Назначение на эту должность на второй срок не допускается.

Основными принципами деятельности судей являются: независимость, несменяемость, неприкосновенность, равенство прав судей.

Полномочия Конституционного Суда Российской Федерации установлены ст. 125 Конституции Российской Федерации и ст. 3 Закона о Конституционном Суде. К их числу относятся прежде всего полномочия по разрешению дел о соответствии Конституции Российской Федерации:

а) федеральных законов, нормативных актов Президента Российской Федерации, Совета Федерации, Государственной Думы, Правительства Российской Федерации;

б) конституций республик, уставов, а также законов и иных нормативных актов субъектов Российской Федерации, изданных по вопросам, относящимся к ведению органов государственной власти Российской Федерации и совместному ведению органов государственной власти Российской Федерации и органов государственной власти субъектов Российской Федерации;

г) не вступивших в силу международных договоров Российской Федерации. Конституция Российской Федерации закрепила четкий ограниченный перечень субъектов, которые могут обращаться в Конституционный Суд с запросами по разрешению дел о соответствии этих актов Конституции Российской Федерации. Это: Президент Российской Федерации, Совет Федерации, Государственная Дума, одна пятая членов Совета Федерации

СЗРФ. 1994. № 13. Ст. 1447.

О требованиях к судьям см. § 2 гл. 10.

Раздел II. Судебная система Российской Федерации

или депутатов Государственной Думы, Правительство Российской Федерации, Верховный Суд Российской Федерации, Высший Арбитражный Суд Российской Федерации, органы законодательной и исполнительной власти субъектов Российской Федерации. Об ограничении перечня субъектов свидетельствует тот факт, что по ранее действовавшему закону этим правом были наделены партии и общественные организации и каждый депутат.

Конституционный Суд Российской Федерации разрешает споры о компетенции:

б) между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации;

в) между высшими органами государственной власти субъектов Российской Федерации.

Важным полномочием обладает Конституционный Суд Российской Федерации в области защиты прав и свобод граждан. Суд по жалобам на нарушение конституционных прав и свобод граждан и по запросам судов проверяет конституционность закона, примененного или подлежащего применению в конкретном деле.

Конституционный Суд Российской Федерации наделен правом толкования Конституции Российской Федерации, которое он дает по запросам Президента Российской Федерации, Совета Федерации, Государственной Думы, Правительства Российской Федерации, органов законодательной власти субъектов Российской Федерации.

Конституционный Суд Российской Федерации по запросу Совета Федерации дает заключение о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения Президента Российской Федерации в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления.

Конституционный Суд Российской Федерации наделен правом выступать с законодательной инициативой по вопросам своего ведения.

Конституционный Суд осуществляет полномочия, предоставляемые ему Конституцией Российской Федерации и федеральными конституционными законами; он может также пользоваться правами, предоставляемыми ему заключенными в соответствии со ст.

В целях недопущения втягивания Конституционного Суда в политическую борьбу и разграничения сферы его деятельности с деятельностью других судов в законодательстве закрепляются положения, ограничивающие компетенцию Конституционного Суда Российской Федерации. Так, ст. 3 Закона о Конституционном Суде устанавливает, что Конституцион-

Глаеа 8. Конституционный Суд Российской Федерации

ный Суд Российской Федерации решает исключительно вопросы права. При осуществлении конституционного судопроизводства Конституционный Суд воздерживается от установления и исследования фактических обстоятельств во всех случаях, когда это входит в компетенцию других судов или иных органов.

Значительным изменением в структурной организации Конституционного Суда (согласно Закону о Конституционном Суде 1994 г.) стало создание в нем двух палат, включающих десять и девять судей. Персональный состав палат определяется путем жеребьевки, порядок проведения которой установлен Регламентом Конституционного Суда Российской Федерации. Председатель и заместитель Председателя не могут входить в состав одной и той же палаты. Персональный состав палат не должен оставаться неизменным более чем три года подряд. На заседаниях палат председательство-вание осуществляется судьями поочередно.

На пленарных заседаниях может быть рассмотрен любой вопрос, входящий в компетенцию Конституционного Суда. Вместе с тем в законе установлено, что Конституционный Суд исключительно в пленарных заседаниях:

1) разрешает дела о соответствии Конституции Российской Федерации конституций республик и уставов субъектов Российской Федерации;

2) дает толкование Конституции Российской Федерации;

3) дает заключение о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения Президента Российской Федерации в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления;

4) принимает послания Конституционного Суда;

5) решает вопрос о выступлении с законодательной инициативой по вопросам своего ведения.

На пленарных заседаниях Конституционный Суд решает также организационные вопросы: избирает Председателя, заместителя Председателя и судью-секретаря; формирует персональные составы палат; принимает Регламент Конституционного Суда и вносит в него изменения и дополнения; устанавливает очередность рассмотрения дел в пленарных заседаниях, а также распределяет дела между палатами; принимает решения о приостановлении или прекращении полномочий судьи, о досрочном освобождении от должности Председателя, заместителя Председателя и судьи-секретаря Конституционного Суда.

Закон устанавливает круг вопросов, подлежащих рассмотрению в заседаниях палат. В заседаниях палат Конституционный Суд разрешает дела, отнесенные к его ведению и не подлежащие рассмотрению исключительно в пленарных заседаниях. ^

В заседаниях палат Конституционный Суд:

1. Разрешает дела о соответствии Конституции Российской Федерации:

а) федеральных законов, нормативных актов Президента, Совета Феде-Рации, Государственной Думы, Правительства Российской Федерации;

Раздел II Судебная система Российской Федерации

Глава 8 Конституционный Суд Российской Федерации

б) законов и иных нормативных актов субъектов Российской Федерации, изданных по вопросам, относящимся к ведению органов государственной власти Российской Федерации и совместному ведению органов государственной власти федерации и ее субъектов;

в) договоров между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, договоров между органами государственной власти субъектов Российской Федерации;

г) не вступивших в законную силу международных договоров Российской Федерации.

2. Разрешает споры о компетенции:

а) между федеральными органами государственной власти;

б) между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти ее субъектов;

в) между высшими государственными органами субъектов Российской Федерации.

3. По жалобам на нарушение конституционных прав и свобод граждан и по запросам судов проверяет конституционность закона, примененного или подлежащего применению в конкретном деле.

Закон о Конституционном Суде устанавливает полномочия выборных должностных лиц суда.

Председатель Конституционного Суда Российской Федерации: руководит подготовкой пленарных заседаний Конституционного Суда, созывает их и председательствует на них; вносит на обсуждение суда вопросы, подлежащие рассмотрению в пленарных заседаниях и заседаниях палат; представляет Конституционный Суд в отношениях с государственными органами и организациями, общественными объединениями; по уполномочию суда выступает с заявлениями от его имени; осуществляет общее руководство аппаратом суда; представляет на утверждение Конституционного Суда кандидатуры руководителей секретариата Конституционного Суда и других подразделений аппарата, а также Положение о секретариате и штатное расписание аппарата; издает приказы и распоряжения.

Заместитель Председателя Конституционного Суда осуществляет по уполномочию Председателя отдельные его функции, а также выполняет свои обязанности, возложенные на него Конституционным Судом.

Судья-секретарь Конституционного Суда Российской Федерации: осуществляет непосредственное руководство работой аппарата суда; организационно обеспечивает подготовку и проведение заседаний Конституционного Суда; доводит до сведения соответствующих органов, организаций и лиц решения, принятые судом и информирует Конституционный Суд об их исполнении; организует информационное обеспечение судей и др.

Смотрите еще:

  • Законы о федеральном бюджете на 2012 Законы о федеральном бюджете на 2012 22 ноября 2011 года 25 ноября 2011 года (в ред. Федеральных законов от 05.06.2012 N 48-ФЗ, от 28.07.2012 N 127-ФЗ, от 06.12.2012 N 216-ФЗ) Статья 10. Особенности установления отдельных расходных […]
  • Понятие и виды преступлений против свободы чести и достоинства личности Лекция 3. Преступления против свободы, чести и достоинства личности 3.1. Понятие и виды преступлений против чести и достоинства личности Данную категорию преступлений образуют посягательства, включенные в главу 17 УК РФ. Фактически в […]
  • Приказ 102 о паспорте врачебного участка ДЛЯ СТУДЕНТОВ / Тема 1 / Приказ N 102 О паспорт Приказ Минздравсоцразвития РФ от 09.02.2007 N 102"О паспорте врачебного участка (педиатрического)"(вместе с "Инструкция по заполнению учетной формы N 030/у-пед "Паспорт врачебного участка […]
  • Решение суда о взыскании денежных средств в порядке регресса Апелляционное определение СК по гражданским делам Суда Ханты-Мансийского автономного округа от 16 апреля 2013 г. (ключевые темы: ипотечное кредитование - солидарные должники - солидарная ответственность - регресс - исполнение […]
  • Приказ зубной техник Приказ Министерства образования и науки РФ от 20 октября 2009 г. N 435 "Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по специальности 060203 […]
  • Уход на пенсию судьи Статья 15. Отставка судьи Федеральным законом от 15 декабря 2001 г. N 169-ФЗ в статью 15 настоящего Закона внесены изменения Действие статьи 15 (за исключением пункта 3) настоящего Закона распространено на судей, ушедших на пенсию с этой […]
  • 1443 статья штраф Что грозит за вождение в нетрезвом виде на мопеде без прав? Здравствуйте, подскажите пожалуйста, мужа задержали за вождение в нетрезвом виде на мопеде без прав. Я так понимаю ему грозит штраф 30т.р. Можно ли ее уменьшить если в доме […]
  • Разрешение на монтаж электричества Лицензия на проведение электромонтажных работ Добрый день. Я планирую открыть ИП, по электромонтажным работам, работы в квартирах и частных домах (коттеджи). Никак не могу понять, для того чтоб мне проводить эти работы, нужна ли лицензия […]