Ликвидация муниципального унитарного предприятия — Доброе дело

Ликвидация муниципального унитарного предприятия

Оглавление:

Как совершается ликвидация МУП

Муниципальное унитарное предприятие — субъект без прав на собственность, в том числе на раздел имущества в случае ликвидации. Это главное отличие при проведении процедуры. Устав структуры данной формы собственности должен содержать информацию о субъектах, которым принадлежат активы предприятия.

Остальные правовые нормы применимы к МУП в случае проведения ликвидации, а также банкротства, слияния и прочих подобных административных процедур.

Регламентом для ликвидации служит Гражданский Кодекс, Федеральный закон и другие применимые законодательные акты.

Основы и причины для закрытия

Основания для ликвидации МУП аналогичны, как и с предприятиями других форм собственности.

В частности причиной для принудительной ликвидации являются:

  • деятельность при отсутствии лицензии;
  • признание регистрации недействительной;
  • деятельность, не оговоренная в уставе или противоречащая уставу;
  • многократное допущение грубых нарушений законодательства;
  • иные нарушения.
  • Перечень оснований является базовым для ликвидации юридических лиц.

    В случае, когда ликвидация проводится добровольно, решение принимается государственными органами управления, представитель которых обязательно должен быть включен в состав назначенной комиссии.

    Причиной добровольной ликвидации может служить неэффективная деятельность унитарного предприятия, нерациональное расходование средств.

    Собственником МУП является государство, приказ о ликвидации составляется в региональных органах управления и подписывается главой округа

    Нюансы схемы

    Порядок ликвидации муниципальных субъектов оговорен в законе 161 ф3 редакции 2007 года. Статус «унитарного» может быть присвоен только государственным предприятиям, следовательно, их имущество принадлежит Российской Федерации.

    Этим обусловлено главное отличие при ликвидации МУП от юридических лиц других форм собственности – остаточные активы, финансовые средства и прочее имущество не распределяется между пайщиками, работниками, а переходит в фонд государства.

    Уполномоченные органы власти прибегают к ликвидации МУП крайне редко, так как данные предприятия оказывают прямое влияние на экономическо-социальную жизнь региона. Альтернативой может быть реорганизация или слияние.

    Слияние или присоединение возможно при условии наличия общего владельца фондов, имущества и активов. В противном случае реорганизация допустима при изменении права собственности.

    Статья 65 Гражданского Кодекса исключает возможность признать банкротом даже убыточное казенное учреждение.

    Принятие решения

    Решение о ликвидации унитарного предприятия принимается учредителем или судом, если для последнего есть законные причины – неустранимые нарушения при регистрации, систематические грубые в ходе деятельности, противоречие уставу и прочее.

    После принятия решение начинается делопроизводство по ликвидации в порядке, определенном законом.

    Постановление о ликвидации МУП может быть вынесено администрацией округа и подписано главой местного государственного органа управления. Решение выносится на обсуждение советом депутатов.

    Правом инициировать ликвидацию наделены другие собственники предприятия, при условии согласования с органами местной власти.

    После решения учредителем МУП назначается ликвидационная комиссия, которая наделяется правом управления структурой в процессе делопроизводства.

    На практике к полной ликвидации МУП прибегают редко, более распространенная процедура относительно муниципальных учреждений – реорганизация, в этом случае сохраняется большинство рабочих мест и функции учреждения в социально-экономической жизни региона.

    Так же, как и для остальных юридических лиц, обязательна публикация решения о ликвидации в печатных источниках.

    Реорганизация

    Порядок ликвидации МУП в 2018 г. подразумевает преимущественно виды процедуры, при которых осуществляется реорганизация субъекта.

    Реорганизация МУП имеет следующие формы:

  • Слияние. Участвовать могут два и более предприятия.
  • Присоединение к МУП одного и более субъектов.
  • Разделение предприятия на два и более.
  • Выделение из МУП одной или нескольких структур.
  • Преобразование МУП в юридическое лицо иной формы собственности.
  • Условие для слияния или присоединения – наличие общего собственника. При слиянии права и обязательства ликвидируемых учреждений переходят к вновь образованному.

    Прочие варианты

    В случаях, когда реорганизация, создание филиалов и прочие виды, при которых частично или полностью сохраняются функции МУП и рабочие места, нецелесообразна, принимается решение о ликвидации.

    Данная процедура может иметь следующие формы, в зависимости от инициатора:

    Как будет ликвидирована организация или не будет ликвидирована, если есть долги

    МУП ликвидируется по инициативе учредителя .Учредителем является администрация муниципального района.В результате ликвидации образовалась задолженность по выплате работникам зарплаты и др.выплаты.Т.к организация ликвидируется, то мы не можем принимать заявления на выполнение работ т.к выполнение этих работ требует определенное время и позтому средств на выплаты у нас нет. Кто в этом случае должен все оплачивать, это же происходит не по вине директора?

    Ответы юристов (4)

    В процессе ликвидации предполагается расчет с кредиторами, в том числе и с работниками по заработной плате.

    Поскольку учреждение муниципальное, администрация будет принимать меры к ликвидации задолженности в любом случае, в том числе и за счет продажи имущества, стоящего на балансе МУП.

    Есть какое-либо имущество на балансе предприятия?

    Уточнение клиента

    01 Ноября 2016, 11:07

    Есть вопрос к юристу?

    Дополню правовое обоснование.

    Федеральный закон от 14.11.2002 N 161-ФЗ
    «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях»

    Статья 7. Ответственность унитарного предприятия

    1. Унитарное предприятие несет ответственность по своим обязательствам всем принадлежащим ему имуществом.

    Унитарное предприятие не несет ответственность по обязательствам собственника его имущества (Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования).
    2. Российская Федерация, субъект Российской Федерации, муниципальное образование не несут ответственность по обязательствам государственного или муниципального предприятия, за исключением случаев, если несостоятельность (банкротство) такого предприятия вызвана собственником его имущества. В указанных случаях на собственника при недостаточности имущества государственного или муниципального предприятия может быть возложена субсидиарная ответственность по его обязательствам.

    3. Российская Федерация, субъекты Российской Федерации или муниципальные образования несут субсидиарную ответственность по обязательствам своих казенных предприятий при недостаточности их имущества.
    Статья 35. Ликвидация унитарного предприятия
    1. Унитарное предприятие может быть ликвидировано по решению собственника его имущества.
    2. Унитарное предприятие может быть также ликвидировано по решению суда по основаниям и в порядке, которые установлены Гражданским кодексом Российской Федерации и иными федеральными законами.
    3. Ликвидация унитарного предприятия влечет за собой его прекращение без перехода прав и обязанностей в порядке правопреемства к другим лицам.
    4. В случае принятия решения о ликвидации унитарного предприятия собственник его имущества назначает ликвидационную комиссию.
    С момента назначения ликвидационной комиссии к ней переходят полномочия по управлению делами унитарного предприятия. Ликвидационная комиссия от имени ликвидируемого унитарного предприятия выступает в суде.
    5. В случае, если при проведении ликвидации государственного или муниципального предприятия установлена его неспособность удовлетворить требования кредиторов в полном объеме, руководитель такого предприятия или ликвидационная комиссия должны обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании государственного или муниципального предприятия банкротом.
    6. Порядок ликвидации унитарного предприятия определяется Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом и иными нормативными правовыми актами.
    Гражданский кодекс
    Статья 63. Порядок ликвидации юридического лица
    6. После завершения расчетов с кредиторами ликвидационная комиссия составляет ликвидационный баланс, который утверждается учредителями (участниками) юридического лица или органом, принявшими решение о ликвидации юридического лица. В случаях, установленных законом, ликвидационный баланс утверждается по согласованию с уполномоченным государственным органом.
    Статья 64. Удовлетворение требований кредиторов ликвидируемого юридического лица
    1. При ликвидации юридического лица после погашения текущих расходов, необходимых для осуществления ликвидации, требования его кредиторов удовлетворяются в следующей очередности:
    в первую очередь удовлетворяются требования граждан, перед которыми ликвидируемое юридическое лицо несет ответственность за причинение вреда жизни или здоровью, путем капитализации соответствующих повременных платежей, о компенсации сверх возмещения вреда, причиненного вследствие разрушения, повреждения объекта капитального строительства, нарушения требований безопасности при строительстве объекта капитального строительства, требований к обеспечению безопасной эксплуатации здания, сооружения;
    во вторую очередь производятся расчеты по выплате выходных пособий и оплате труда лиц, работающих или работавших по трудовому договору, и по выплате вознаграждений авторам результатов интеллектуальной деятельности;

    Как правило, учредитель передает необходимое для ликвидации унитарного предприятия имущество, как минимум для расчетов с работниками.

    С введением процедуры ликвидации предприятия работники не утрачивают права обращаться в прокуратуру и в суд с требованиями о выплате заработной платы.

    Учредитель, хотя по закону и не несет субсидиарной ответственности по долгам предприятия, но отвечает за ликвидацию предприятия, поскольку решение о ликвидации предприятия принимается в форме постановления администрации, как правило и в нем, как правило, указаны конечные сроки ликвидации.

    С уважением! Г.А. Кураев

    К сказанному Коллегой добавлю, что в постановлении администрации так же и указывается порядок расчёта с кредиторами, в том числе имеется ввиду и порядок расчёта с работниками по долгам за заработную плату.

    имущества, стоящего на балансе нет

    В таком случае руководствуясь, ст. Статья 224. Банкротство ликвидируемого должника

    1. В случае, если стоимость имущества должника — юридического лица, в отношении которого принято решение о ликвидации, недостаточна для удовлетворения требований кредиторов, такое юридическое лицо ликвидируется в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным законом.
    3. При обнаружении обстоятельств, предусмотренных пунктом 1 настоящей статьи, после принятия решения о ликвидации юридического лица и до создания ликвидационной комиссии (назначения ликвидатора) заявление о признании должника банкротом должно быть подано в арбитражный суд собственником имущества должника — унитарного предприятия, учредителем (участником) должника или руководителем должника.

    пункта 2 статьи 226 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» собственник имущества должника — унитарного предприятия, учредители (участники) должника, руководитель должника и председатель ликвидационной комиссии (ликвидатор), совершившие нарушение требований, предусмотренных пунктами 2 и 3 статьи 224 настоящего Федерального закона, несут субсидиарную ответственность за неудовлетворенные требования кредиторов по денежным обязательствам и об уплате обязательных платежей должника.

    На основании вышеизложенного все требования о выплате вполне могут быть предъявлены администрации муниципального района.

    Порядок ликвидации муниципального унитарного предприятия

    Унитарное предприятие — правовая форма коммерческой организации, имущество которой не является собственностью предприятия и не подлежит разделу над доли между участниками.

    Основные законопроекты, которые регулируют деятельность данного вида организаций, являются Гражданский Кодекс РФ и ФЗ №161 «О государственных и муниципальных предприятиях».

    Согласно ст. 61 ГК РФ ликвидация унитарного предприятия — комплекс правовых мер (юридических и бухгалтерских), направленный на полное прекращение деятельности организации без передачи прав и обязанностей третьим лицам (без правопреемства).

    Ликвидация унитарного предприятия зависит от вида организации:

    • Все случаи очень индивидуальны и зависят от множества факторов.
    • Знание базовых основ желательно, но это не гарантирует решение именно вашей проблемы.
    • Информация порой устаревает быстрее, чем мы успеваем ее обновлять на сайте. (Простите нас)
    • Просто опишите ситуацию, чтобы узнать у дежурного консультанта, как решить вашу задачу

    • Телефоны для Москвы: +7 (499) 703-43-52
    • Для регионов 8 (800) 333-45-16 ДОБ.530

    • ликвидация государственного унитарного предприятия;
    • ликвидация муниципального унитарного предприятия;
    • ликвидация федерального государственного унитарного предприятия.

    Порядок ликвидации

    Ликвидация унитарного предприятия может быть инициирована органами местного самоуправления либо судебными органами. Основания и порядок судебной ликвидации прописан в Гражданском Кодексе РФ и других ФЗ.

    Среди видов прекращения деятельности предприятия выделяют: добровольная ликвидация, принудительная ликвидация, банкротство, слияние, присоединение, реорганизация.

    Наиболее популярным видом ликвидации предприятия, который влечет его прекращение существования в полной мере, является добровольная ликвидация или банкротство.

    Пошаговая инструкция о ликвидации обособленного подразделения в статье по ссылке.

    При добровольной ликвидации порядок ее проведения таков:

  • Принятие решения о необходимости ликвидации организации органами местного самоуправления. Составление соответствующего приказа.
  • Назначение ликвидационной комиссии, в том числе ее главы либо ликвидатора в единственном числе. Единственный ликвидатор назначается, если предприятие небольшое. В состав комиссии при ликвидации муниципального унитарного предприятия должен входить представитель органов местного самоуправления. С момента создания комиссии, ее члены выступают полномочными представителями компании с правом ведения дел, в том числе имеют право представляет интересы предприятия в суде.
  • Уведомление государственных структур (ФНС) о начале процесса ликвидации унитарного предприятия. Форма уведомления о решении по вопросу ликвидации предприятия — P15001, форма уведомления о сборе ликвидационной комиссии — P15002.
  • Реорганизация и ликвидация унитарного предприятия проводится с оповещением сотрудников о предстоящей ликвидации/ реорганизации предприятия (не менее, чем за 2 месяца до закрытия). Подготовка обязательной документации для предстоящего сокращения штата, уведомление ближайшей службы занятости. Оповещение в данном случае должно быть составлено в письменной форме и включать данные по численности и должностям сокращаемых сотрудников.
  • Размещение соответствующего объявления о начале процедуры ликвидации в официальном издании «Вестник государственной регистрации».
  • Оповещение кредиторов о начале процесса ликвидации в письменном виде.
  • Спустя 2 месяца после официального оповещения (срок для предъявления требований кредиторов), составление промежуточного ликвидационного баланса (ПЛБ). Утверждение данного документа должно проводится на общем собрании участников предприятия либо другими органами, принявшими решение о прекращении деятельности.
  • При необходимости (если средств организации не хватает для погашения всех обязательств) организация публичных торгов для полной или частичной продажи имущества предприятия.
  • Погашение задолженностей перед кредиторами происходит в порядке законной очередности (ст. 64 ГК РФ) сразу после утверждения ПБ, в том числе утверждения очередности погашения задолженностей.
  • Итогом полного погашения обязательств перед кредиторами станет составление ликвидационного баланса (ЛБ).
  • Оставшееся имущество после погашения кредиторской задолженности передается собственнику.
  • Исключение предприятия из ЕГРЮЛ. В ФНС направляется заявление по форме P15002
  • Прекращение деятельности МУПа завершается уничтожением печатей, сдачей документации в архив.
  • В случае, если по итогам проверки ликвидационной комиссии и составления промежуточного ликвидационного баланса выявляется неспособность рассчитаться по обязательствам организации перед кредиторами, глава комиссии (либо кредитор) должен обратится в местный Арбитражный суд с заявлением о признании юридического лица банкротом.

    В случае, если денежных средств не хватило для погашения задолженностей, кредиторы имеют право потребовать через суд возмещения задолженности за счет личного имущества собственника предприятия.

    Признание унитарного муниципального предприятия банкротом

    Основным отличием в процессе признания унитарного предприятия банкротом от других видов юридических лиц является спорный вопрос по законности права руководителя такой организации самостоятельно подавать в арбитражный суд заявление о признании лица банкротом.

    Из отражающих процесс ликвидации юридических лиц законопроектов получить однозначный ответ вам не удастся. Загвоздка состоит в том, что МУПы не обладают правом собственности, на них возложены лишь обязанности управления и хозяйственного ведения подведомственного имущества.

    На законных основаниях в суд может обратиться собственник, а руководитель унитарного предприятия должен своевременно направить ему письменное предложение при наличии первых признаков банкротства организации (невозможности рассчитаться с кредиторами даже путем продажи имущества с торгов).

    Кроме собственника имущества унитарного предприятия, подать заявление в суд имеет право кредитор или др. уполномоченные органы.

    Основным критерием, при наличии которого унитарное муниципальное образование может претендовать на признание банкротства, является:

  • Задолженность в государственный бюджет либо внебюджетные органы в размере от 100 тыс. руб.
  • Нарушение сроков погашения данных обязательств (см. п. 1) более, чем на 3 месяца.
  • Непосредственно порядок ликвидации МУПа через процедуру банкротства проводится аналогичным образом, как и для других юридических образований:

  • Наблюдение. На данном этапе необходимо проанализировать финансовое состояние компании, эта задача возложена на финансового управляющего. На основании изученных данных составляется реестр требований кредиторов. Переход к следующему этапу инициируется собранием кредиторов.
  • Финансовое оздоровление.
  • Внешнее управление.
  • Конкурсное производство. Этап конкурсного производства осуществляется по стандартного схеме для любого юридического лица и начинается с инвентаризации имущества предприятия. Далее проводятся мероприятия по максимальному сбору возможной дебиторской задолженности. В итоге полученные средства (конкурсная масса) идут на погашение обязательств перед кредиторами в соответствии с составленным на этапе наблюдения реестром требований кредиторов. Для погашения долгов компании так же возможно организовать торги для реализации имущества предприятия.
  • Если появляется возможность, оформление мирового соглашения.
  • После завершения всех возможных законных способов расчета с кредиторами, оставшиеся долги организации признаются аннулированными. Итогом процесса банкротства является внесение данных о ликвидации в ЕГРЮЛ и получение соответствующего свидетельства о признании предприятия банкротом.
  • Все подробности законного проведения процедуры банкротства можно узнать из ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)».

    Цены на ликвидацию ООО с долгами, по ссылке.

    Интересуетесь, как закрыть нулевую фирму ООО? Какие необходимые требования для закрытия, читайте по этому адресу.

    Основания для принудительной ликвидации

    Основания для принудительной ликвидации унитарного предприятия соответствуют общим основаниям для любых юридических образований:

  • Осуществление деятельности без соответствующих разрешений и лицензий.
  • Грубые и систематические нарушения законодательства РФ, которые имеют неустранимый характер.
  • Проведение деятельности, противоречащей Уставу и целям создания организации.
  • Отказ устранения причин, которые послужили основанием для приостановки государственными органами деятельности организации.
  • Иные причины, установленные ГК РФ.
  • Помните, что Арбитражный суд в праве признать недействительным ликвидацию юридического лица даже в том случае, когда оно уже удалено из ЕГРЮЛ. Причиной тому могут послужить грубые нарушения порядка и сроков ликвидации.

    Поэтому, начиная процесс прекращения деятельности организации независимо от способов ликвидации, придерживайтесь установленного законного порядка.

    Итак, закрытие предприятия (МУПа) практически не отличается от прекращения деятельности других видов юридических лиц, но имеет некоторые тонкости и нюансы (в том числе в формах заявлений). Поэтому перед началом процесса закрытия МУПа, уточните все «подводные камни», с которыми вы можете столкнуться.

  • Телефоны для СПБ: +7 (812) 309-57-61
  • Ликвидация муниципального унитарного предприятия

    Пунктом 2 упомянутой статьи определено, что имущество государственного или муниципального унитарного предприятия находится соответственно в государственной или муниципальной собственности и принадлежит такому предприятию на праве хозяйственного ведения или оперативного управления.

    Ликвидация унитарного предприятия влечет за собой его прекращение без перехода прав и обязанностей в порядке правопреемства к другим лицам.

    Минимальный размер уставного фонда государственного унитарного предприятия (ГУП) установлен п. 3 ст. 12 Закона N 161-ФЗ — он должен составлять не менее пяти тысяч минимальных размеров оплаты труда, установленных федеральным законом на дату государственной регистрации предприятия.

    Если собственник имущества (уполномоченный орган государственного или муниципального управления) унитарного предприятия в течение шести календарных месяцев после окончания финансового года не принимает решение об уменьшении уставного фонда, о восстановлении размера чистых активов до минимального размера уставного фонда, о ликвидации или реорганизации государственного или муниципального предприятия, его кредиторы вправе потребовать прекращения или досрочного исполнения обязательств и возмещения причиненных им убытков.

    В следующем выпуске — Добровольная ликвидация общественного фонда: порядок и налогообложение.

    Ликвидация муниципального унитарного предприятия — понятие, порядок и этапы, сроки ликвидации государственного унитарного предприятия

    Особенности ликвидации муниципальных унитарных предприятий объясняются специфичностью данной организационно-правовой формы. Ключевой характеристикой унитарных предприятий заключается полное отсутствие их права собственности на имеющееся в распоряжении компании имущество.

    Еще одной отличительной особенностью муниципальных унитарных предприятий является то, что их имущество неделимо, из-за чего оно не может быть распределено после ликвидации по вкладам, в том числе и между сотрудниками подобного предприятия.

    Объясняется все это достаточно просто — имущество, которое было выделено унитарному предприятию в момент его создания, находится в государственной, либо муниципальной собственности и принадлежит предприятию исключительно на праве хозяйственного ведения, либо оперативного управления. Этим и объясняется тот момент, что фирменное наименование унитарного предприятия, согласно действующему законодательству, должно содержать указание на то, кто является собственником его имущества. Ну а в уставных документах такого юридического лица должно быть указано, кому конкретно принадлежит имущество унитарного предприятия.

    Откладывает свой отпечаток на процедуру ликвидации и тот факт, что по своим обязательствам унитарное предприятие отвечает всем своим имуществом, но при этом ответственности по обязательствам собственника данного имущества оно не несет.

    Порядок и этапы.

    Ликвидация муниципального унитарного предприятия может быть осуществлена:

    • по решению собственника его имущества.
    • по решению суда.
    • В обоих случаях данная процедура происходит в определенном порядке, установленном действующим законодательством. Ликвидация муниципального унитарного предприятия предполагает прекращение его деятельности без перехода прав и обязанностей предприятия к другим лицам в порядке правопреемства.

      Несмотря на ряд существенных отличий данной организационно-правовой формы от многих других, процесс ликвидации такого предприятия довольно похож на ликвидацию других предприятий. Так, в случае принятия решения о прекращении деятельности унитарного предприятия должна быть назначена ликвидационная комиссия, состав которой определяет собственник его имущества.

      Сразу же момента назначения данной комиссии, она получает полномочия по управлению всеми делами унитарного предприятия. На данную комиссию также возлагается обязанность представления ликвидируемого предприятия в суде.

      В случае, если во время проведении ликвидации муниципального унитарного предприятия была установлено, что оно неспособно в полном объеме удовлетворить требования кредиторов, то руководитель такого предприятия, либо же ликвидационная комиссия, обязаны обратиться в арбитражный суд, подав заявление о признании такого предприятия банкротом.

      Сам же порядок ликвидации муниципального унитарного предприятия зависит от того, добровольная ли эта процедура, либо принудительная.

      При добровольной ликвидации придерживаются следующего порядка:

    • Принимается решения о необходимости ликвидации унитарной организации и составляется приказ.
    • Назначается ликвидационная комиссия.
    • Осуществляется уведомление государственных структур о начале процесса ликвидации муниципального унитарного предприятия.
    • Производится письменное персональное оповещение сотрудников о предстоящей ликвидации предприятия (не позднее, чем за 2 месяца до его ликвидации).
    • Размещается соответствующее объявление в СМИ о начале процедуры ликвидации муниципального унитарного предприятия.
    • Проводится оповещение кредиторов.
    • Составляется промежуточный ликвидационный баланс. Его утверждение должно быть проведено на общем собрании участников унитарного предприятия.
    • Расчет с кредиторами в порядке законной очередности (при необходимости выполняется организация публичных торгов для продажи имущества.
    • Составляется ликвидационный баланс.
    • Происходит передача оставшегося имущества собственнику.
    • Выполняется сдача документов в архив и уничтожение печатей.
    • Исключение муниципального унитарного предприятия из ЕГР.
    • В данном случае все достаточно просто. Однако, в случае с принудительной ликвидацией, все выглядит не так радужно. Обычно она связана с признанием юридического лица банкротом. Главная проблема тут заключается в том, что муниципальные унитарные предприятия не обладают правом собственности на имущество, и на них возложены лишь только обязанности управления им. Поэтому руководитель такого предприятия не может обратиться в суд для признания банкротства.

      На законных основаниях сделать это может лишь собственник, кредитор, либо другие уполномоченные органы. Еще одна имеющаяся проблема — это то, что если денежных средств муниципального унитарного предприятия не хватило для погашения имеющихся задолженностей, то кредиторы могут потребовать через суд возмещения задолженности из личного имущества собственника предприятия.

      Срок ликвидации.

      Сегодня срок ликвидации унитарного предприятия составляет довольно внушительный промежуток, который может длиться несколько лет. Максимального срока этой процедуры и вовсе не существует, а минимальный несколько превышает два месяца — именно столько времени, согласно действующего украинского законодательства, должно обязательно отводиться на то, чтобы все кредиторы муниципального унитарного предприятия успели подать заявления о компенсации.

      Разумеется, это может отнять и куда больше времени — все зависит от компетентности ликвидатора. И поэтому мы рекомендуем доверять эту непростую процедуру только опытным профессионалам в данной сфере, лучшие из которых работают в юридической компании Варантум.

      Ликвидация унитарного предприятия: ее особенности и последствия

      На сегодняшний день в правовом поле под унитарным предприятием подразумевают правовую форму коммерческих организаций, имущественный комплекс которых не составляет собственность предприятия и ни при каких обстоятельствах не может подлежать разделу на части и распределению между всеми участниками. Порядок создания, реорганизации и ликвидации частных, муниципальных, государственных унитарных предприятий занимает важное место в правовом поле. Все моменты, касающиеся регулирования деятельности этой категории предприятий прописаны позициями двух основных законодательных документов: Гражданский Кодекс России и Федеральный Закон №161 «О государственных и муниципальных предприятиях».

      В частности, ст. 61 ГК определяют ликвидацию унитарного предприятия в виде комплекса правовых нормативных мер юридического и бухгалтерского характера. Он направлен на окончательное и всеобъемлющее прекращение какой либо работы организации при полном отсутствии передачи права и всего объема разрешенных законом обязанностей иным юридическим и физическим лицам.

      Возможность и необходимость ликвидации унитарного предприятия

      Как уже упоминалось, вопросы реорганизации и ликвидации унитарного предприятия решаются ГК и Федеральным Законом №161. В связи с тем, что унитарное предприятие можно назвать достаточно своеобразной формой предпринимательской инициативы, при ней присутствуют определенные нюансы ликвидационной процедуры. Как уже было сказано выше, УП отличает специфичность этой организационно-правовой формы. Ключевая характеристика унитарных предприятий — это отсутствие прав собственности на балансовое и пребывающее в распоряжении фирмы имущество.

      Начало процедуры может быть проведено в следующих случаях:

    • Решение собственника имущественного комплекса УП.
    • Решение судебной инстанции первой ступени.
    • Инициация процедуры ликвидации возможно, если произошла потеря финансовых интересов собственника к работе предприятия, фиксируется постоянная низкая рентабельность или убыточность УП, не достигнута поставленная цель, закончился срок договоров, и нет причин продления.

      Необходимость ликвидации возникает при нарушении правовых процедур при организации, ведении хозяйственной деятельности без лицензий, сертификатов и других разрешительных документов, при неоднократных нарушениях правовых документов или компания осуществляет противозаконную деятельность.

      Далее рассмотрен порядок ликвидации унитарного предприятия по решению собственника или суда, соответствующее постановление о таком и другие важные нюансы процедуры.

      Порядок проведения

      Ликвидационные мероприятия включают несколько последовательных этапов, следующих один за другим. В элементарном порядке это выглядит следующим образом:

    • Создание ликвидационной комиссии, состав которой определен компанией собственником, назначение ее председателя.
    • После этого момента комиссией осуществляется полное руководство и деловое администрирование субъекта, что подлежит ликвидации.
    • Приказом по компании определена процедура ликвидации и оговаривается срок ее осуществления.
    • Решением комиссии установлен метод оповещения кредиторов о предстоящей процедуре ликвидации.
    • Комиссия в срок не более чем 3 дня вносит сведения в Единый Государственный Реестр Юрлиц о начале ведения ликвидационной компании.
    • Важно соблюсти все указанные правила, иначе будет выдан отказ в ликвидации. Далее рассмотрим решение о ликвидации частного и муниципального унитарного предприятия.

      Принятие решения о ликвидации

      Решение о начале процедуры ликвидации предприятия принимает руководящий орган компании – собственника. Это может быть совет директоров, совет учредителей или иной предусмотренный законодательством орган.

      Решение принимается коллегиальным способом, при соблюдении кворума. Подтверждающим документом является Протокол собрания, подписанный полагающимися лицами и вынесенное Решение.

      Для того чтобы начать процедуру ликвидации следует обладать следующим пакетом документов:

      1. Уведомление форма Р15001.
      2. Решение собственников о начале ликвидации.
      3. Сведения о составе ликвидационной комиссии, личные данные ликвидатора, нотариальный документ для ведения деятельности.
      4. Внесение данных о процедуре в «Вестник государственной регистрации», с указанием юридических реквизитов предприятия.
      5. Затем местный орган регистрации предоставляются Заявление о государственной регистрации Ф Р16001, документ, подтверждающий уплату государственной пошлины, оригинальный вариант ликвидационного баланса с синей печатью и подписями уполномоченных лиц.

        Процедуру ликвидации инициируют в случаях наличия задолженности по бюджетным и внебюджетным платежам более 100 000, 00 руб. и нарушения сроков погашения 91 и более дней. Процедура ликвидации проводится по определенной схеме:

      6. Осуществление наблюдения за предприятием. Проводится анализ финансового состояния.
      7. Составление реестра кредиторских требований.
      8. Финансовая санация и осуществление внешнего управления.
      9. Проведение конкурсного производства.
      10. Оптимизация дебиторских выплат.
      11. Организация торгов по вопросу реализации имущественного комплекса предприятия.
      12. Возможное оформление и подписание мировых соглашений.
      13. Массив оставшихся долгов организации признается как аннулированные.
      14. Последствия ликвидации унитарного предприятия, вопросы его имущества рассмотрены ниже.

        Последствия упразднения

        Итог процедуры ликвидации — данные о ликвидации, внесенные в ЕГРЮЛ и полученное соответствующее свидетельство о признании компании как ликвидированное.

      15. При неправильном ведении ликвидационных процедур обычно у руководителя УП возникают проблемы законодательного порядка.
      16. При нарушении нормативных актов возможно признание ликвидации как несостоявшейся.

      Для того чтобы избежать негативных последствий и не вернуть проведенную процедуру в уже пройденное русло, следует прекратить существование юридического лица в точном соответствии с законодательной базой РФ.

      Про ликвидацию частного унитарного предприятия расскажет это видео:

      Порядок ликвидации государственного унитарного предприятия

      Вопрос-ответ по теме

      Во всех комментариях и статьях в основном говорится об ООО, АО, а вот о гос. предприятии (предприятие области нет). Возможно ли описать процедуру добровольной ликвидации государственного предприятия (срок, порядок и т. п.)?

      Порядок ликвидации государственного унитарного предприятия ( далее ГУП) определяется статьями 61 — 64.1 ГК РФ. О том , в каких случаях и как ликвидируется ГУП , читайте в рекомендации ниже.

      При государственной регистрации ликвидации ГУП Вы можете ориентироваться на рекомендацию Как зарегистрировать ликвидацию ООО, так как процедура регистрации ликвидации ГУП не отличается от процедуры ликвидации ООО.

      Обоснование данной позиции приведено ниже в материалах « Системы Юрист».

      « Государственное или муниципальное унитарное предприятие ( далее — предприятие) можно ликвидировать*:

      Такое правило установлено в статье 35 Федерального закона от 14 ноября 2002 г. № 161-ФЗ « О государственных и муниципальных унитарных предприятиях» ( далее — Закон об унитарных предприятиях).

      Ликвидация унитарного предприятия по решению собственника его имущества

      Как правило , решение о ликвидации предприятия принимает собственник его имущества , то есть Российская Федерация , ее субъект или муниципальное образование ( п. 1 ст. 2, п. 1 ст. 35 Закона об унитарных предприятиях). Другими словами , добровольная ликвидация встречается на практике гораздо чаще , нежели принудительная.

      Порядок принятия решения от имени Российской Федерации в отношении федеральных государственных унитарных предприятий установлен в подпунктах « б» и «в» пункта 3 постановления Правительства Р. Ф. от 3 декабря 2004 г. № 739 «О полномочиях федеральных органов исполнительной власти по осуществлению прав собственника имущества федерального государственного унитарного предприятия»*. О том , какие органы принимают решения о ликвидации предприятий от имени субъектов РФ и муниципальных образований , уточняется в иных актах.

      Собственник вправе принять решение о ликвидации предприятия в любой момент и независимо от каких-либо условий*.

      Вместе с тем , может сложиться ситуация , когда у собственника возникнет обязанность ликвидировать предприятие. Так , если по окончании финансового года стоимость чистых активов предприятия окажется меньше минимального размера уставного фонда, установленного на дату госрегистрации такого предприятия , и в течение трех месяцев стоимость чистых активов не будет восстановлена до этого размера , собственнику понадобится либо ликвидировать , либо реорганизовать юридическое лицо ( абз. 2 п. 2 ст. 15 Закона об унитарных предприятиях). Подробнее об этом см. В каких случаях и в каком порядке может проводиться уменьшение уставного фонда унитарного предприятия.

      Собственник имущества унитарного предприятия принял решение о его ликвидации. Можно ли добиться отмены такого решения через суд

      Как правило , нельзя.

      Дело в том , что законодательство не предусматривает каких-либо ограничений права собственника на принятие решения о ликвидации предприятия.

      Пример из практики: суд отказал в иске о признании недействительным постановления администрации муниципального образования о ликвидации предприятия , указав , что действующим законодательством не предусмотрено ограничение права собственника на принятие такого решения

      Глава администрации муниципального образования К. принял постановление « О ликвидации муниципального унитарного предприятия « М.»».

      Не согласившись с указанным постановлением , МУП « М.» обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании постановления недействительным.

      Суд отказал в иске , указав на следующее. Пункт 1 статьи 35 Закона об унитарных предприятиях предусматривает , что предприятие может быть ликвидировано по решению собственника его имущества. От имени муниципального образования права собственника имущества унитарного предприятия осуществляют органы местного самоуправления в рамках их компетенции , установленной актами , определяющими статус этих органов ( п. 1 ст. 2 Закона об унитарных предприятиях). Порядок принятия решений о создании , реорганизации и ликвидации муниципальных предприятий определяется представительным органом муниципального образования ( п. 5, 6 ч. 10 ст. 35 Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ « Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»; далее — Закон о принципах организации местного самоуправления).

      Суд посчитал , что порядок принятия решений о ликвидации муниципальных предприятий , установленный в муниципальном образовании К., был соблюден. В частности , решение о ликвидации МУП « М.» приняло уполномоченное лицо — глава администрации.

      При этом суд отметил , что ни Гражданский кодекс РФ , ни Закон об унитарных предприятиях не предусматривают ограничение права собственника на принятие решения о ликвидации предприятия ( постановление ФАС Центрального округа от 3 октября 2011 г. по делу № А68−9276/2010).

      Однако суд может встать на сторону предприятия и признать решение о ликвидации недействительным в каждом из следующих случаев:

    • нарушен порядок принятия решения о ликвидации предприятия ( к примеру , решение принял неуполномоченный орган);
    • нарушены государственные ( муниципальные) интересы.

    Пример из практики: суд признал недействительным постановление главы администрации города о ликвидации предприятия , указав на нарушение установленного в городе порядка принятия решений о ликвидации. Помимо этого суд обратил внимание на то , что в постановлении не были указаны причины ликвидации предприятия , которое являлось единственным в городе

    Комитет по управлению имуществом города Т. принял решение о создании МУП « З.» с целью бесперебойного и постоянного обеспечения населения печатной продукцией и получения соответствующей прибыли. Основным видом деятельности предприятия стала розничная торговля книгами , журналами , газетами , писчебумажными и канцелярскими товарами , а также техническими носителями информации.

    Позднее глава администрации города Т. издал постановление о ликвидации МУП « З.» и назначил ликвидационную комиссию.

    Полагая , что указанное постановление является незаконным и нарушает права предприятия на осуществление уставной деятельности , МУП « З.» обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании постановления недействительным.

    Суд указал , что порядок принятия решений о создании , реорганизации и ликвидации муниципальных предприятий определяется представительным органом муниципального образования ( п. 5, 6 ч. 10 ст. 35 Закона о принципах организации местного самоуправления). Как установил суд , аналогичные положения содержит и устав города Т.

    Однако на дату принятия оспариваемого постановления городская дума ( представительный орган города Т.) не утвердила порядок принятия решений о создании , реорганизации или ликвидации муниципальных предприятий и учреждений. При этом устав МУП « З.» предусматривает , что предприятие можно реорганизовать или ликвидировать лишь по решению городской думы , а также по решению суда по основаниям и в порядке , установленным действующим законодательством.

    В результате суд пришел к выводу о том , что решение о ликвидации МУП « З.» был вправе принять только представительный орган — городская дума. При этом суд учел , что устав МУП « З.» не является типовым и в него не были внесены изменения после утверждения Положения о муниципальных унитарных предприятиях муниципального образования города Т. ( п. 4.2 этого положения предусматривает , что решение о ликвидации предприятия принимает глава администрации города).

    Суд отклонил доводы ответчика и третьих лиц о том , что в отсутствие порядка принятия решений о ликвидации муниципальных предприятий решение о ликвидации МУП « З.» в силу статей 61 и 63 Гражданского кодекса РФ может принимать глава администрации города. По мнению суда , законодатель императивно предусмотрел необходимость определения такого порядка и отнес это к исключительной компетенции представительного органа местного самоуправления ( ст. 35 Закона о принципах организации местного самоуправления).

    Кроме того , суд учел , что в оспариваемом постановлении не были указаны причины и обстоятельства , которые побудили администрацию города Т. принять решение о ликвидации МУП « З.». Вместе с тем , данное предприятие является единственным предприятием в городе , осуществляющим розничную торговлю книжной продукцией. Оно добросовестно уплачивало налоги и не было убыточным. Суд принял во внимание и тот факт , что ликвидация МУП « З.» могла повлечь за собой увольнение 18 человек.

    Отклонил суд и довод ответчика о том , что собственник вправе ликвидировать созданное им предприятие без каких-либо оснований в силу положений статьи 61 Гражданского кодекса Р. Ф. Суд указал , что в рассматриваемом случае нормы гражданского законодательства подлежат применению в совокупности с положениями Закона о принципах организации местного самоуправления , в связи с чем при принятии решений о ликвидации муниципальных предприятий и учреждений необходимо учитывать публично-правовую природу муниципальной собственности и приоритет муниципальных интересов.

    В итоге суд удовлетворил требование МУП « З.» и признал постановление главы администрации города Т. о ликвидации предприятия недействительным ( постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 14 июля 2009 г. № 20АП-2509/2009 по делу № А68−1210/09).

    Ликвидация унитарного предприятия по решению суда

    По решению суда предприятие может быть ликвидировано по основаниям и в порядке , которые установлены Гражданским кодексом РФ и иными федеральными законами ( п. 2 ст. 35 Закона об унитарных предприятиях). Речь идет о следующих случаях*:

  • государственная регистрация предприятия признана недействительной , в том числе в связи с допущенными при его создании грубыми нарушениями закона , если они носят неустранимый характер;
  • предприятие ведет деятельность без надлежащего разрешения ( лицензии), в том числе после аннулирования полученной ранее лицензии ( п. 1 информационного письма Президиума ВАС РФ от 13 января 2000 г. № 50 «Обзор практики разрешения споров , связанных с ликвидацией юридических лиц ( коммерческих организаций)»);
  • предприятие осуществляет деятельность , запрещенную законом , либо с нарушением Конституции Р. Ф. , либо с иными неоднократными или грубыми нарушениями закона или иных правовых актов.

    Такие правила установлены в пункте 3 статьи 61 Гражданского кодекса РФ.

    Иным федеральным законом , устанавливающим основание для ликвидации предприятия , является Федеральный закон от 26 октября 2002 г. № 127-ФЗ «О несостоятельности ( банкротстве)». В соответствии с пунктом 3 статьи 149 данного закона определение арбитражного суда о завершении конкурсного производства считается основанием для внесения в ЕГРЮЛ записи о ликвидации должника.

    Внимание! Суд может принять решение о ликвидации унитарного предприятия , если оно не привело свой устав в соответствие с нормами Закона об унитарных предприятиях.

    Переходные положения Закона об унитарных предприятиях предусматривают , что в срок до 1 июля 2003 года все унитарные предприятия обязаны привести свои уставы в соответствие с нормами этого закона ( п. 2 ст. 37 Закона об унитарных предприятиях).

    В настоящее время все еще существуют предприятия , которые эту обязанность не исполнили. Таким предприятиям необходимо учитывать риск принудительной ликвидации и постараться привести свои уставы в соответствие с законом в максимально короткие сроки.

    Пример из практики: суд удовлетворил требование налоговой инспекции о ликвидации малого государственного предприятия , поскольку оно не привело свой устав в соответствие с нормами Закона об унитарных предприятиях

    Инспекция ФНС России обратилась в арбитражный суд с заявлением о ликвидации малого государственного предприятия « Ч.».

    Заявленное требование инспекция мотивировала тем , что действующее законодательство не предусматривает такой организационно-правовой формы юридического лица , как малое предприятие. Ответчик , по мнению инспекции , не привел свои учредительные документы в соответствие с Законом об унитарных предприятиях.

    Суд удовлетворил заявленное требование и возложил обязанности по ликвидации предприятия на собственника его имущества ( территориальное управление Росимущества) и учредителя ликвидируемого лица ( государственное предприятие). При вынесении решения суд руководствовался следующими нормами права:

  • пунктом 6 статьи 6 Федерального закона от 30 ноября 1994 г. № 52-ФЗ « О введении в действие части первой Гражданского кодекса Российской Федерации»;
  • пунктом 2 статьи 37 Закона об унитарных предприятиях;
  • пунктами 2 и 3 статьи 61 Гражданского кодекса РФ;
  • пунктом 2 статьи 25 Федерального закона от 8 августа 2001 г. № 129-ФЗ « О государственной регистрации юридических лиц».

    При этом суд учел тот факт , что в ходе судебного разбирательства предприятие заняло принципиально противоположную позицию и отказалось устранить допущенные им нарушения ( постановление ФАС Волго-Вятского округа от 7 июня 2007 г. по делу № А79−5689/2006,определением ВАС РФ от 4 октября 2007 г. № 12144/07 отказано в передаче дела в Президиум ВАС РФ для пересмотра в порядке надзора).

    Порядок ликвидации унитарного предприятия

    Независимо от того , кто принял решение о ликвидации предприятия ( собственник его имущества или суд), собственнику нужно назначить ликвидационную комиссию*.

    С момента назначения ликвидационной комиссии к ней переходят полномочия по управлению делами предприятия. Ликвидационная комиссия от имени ликвидируемого предприятия выступает в суде. Такие правила установлены в пункте 4 статьи 35 Закона об унитарных предприятиях.

    Ликвидационная комиссия обязана совершить ряд действий , направленных на прекращение деятельности предприятия.

    Ликвидация считается завершенной , а предприятие — прекратившим свое существование после внесения в ЕГРЮЛ сведений о его прекращении ( п. 9 ст. 63 ГК РФ)*.

    Смотрите еще:

    • Нотариус обнинск попова телефон Нотариусы Обнинск Ниже представлен список нотариусов в выбранной категории. Чтобы посмотреть подробную информацию по конкретному нотариусу, кликните по ФИО нотариуса. Нотариус Киселева Марина Владимировна Телефон: +7 (48439) 5-79-35 […]
    • Нотариус парфенова Нотариус Парфенова Валентина Степановна +7 (499) 653-60-72 доб. 342 – Москва и МО Телефон нотариуса: +7 (8152) 53-54-61 54-01-29 Адрес: 183050 г. Мурманск, ул. Беринга, д. 6 понедельник: 09:00 18:00 среда: 09:00 18:00 четверг: […]
    • Приказ 205 форма 31 Приказ Министерства природных ресурсов и экологии РФ от 8 августа 2014 г. № 356 “О внесении изменений в Типовую форму решения о предоставлении водного объекта в пользование, принимаемого Федеральным агентством водных ресурсов, его […]
    • Помещение на судне 5 букв spanwords.info Поиск ответов на кроссворды по тематикам (спорт, музыка и т.д). Алфавитный указатель Поиск ответов на кроссворды по начальным буквам слова. Подбор слов Поиск ответов на кроссворды по известным буквам в слове. Популярные […]
    • Реквизиты на оплату госпошлины за расторжение брака через суд Оплата госпошлины за расторжение брака Если супруги приняли решение юридически оформить разрыв, необходимо выполнить ряд действий. В самом простом случае для развода понадобится только оплаченная каждой стороной госпошлина за расторжение […]
    • Нотариус советская 22 Добро пожаловать на официальный сайт нотариуса Тверского городского нотариального округа Тверской области Аракчеевой Нины Ильиничны. В нотариальной конторе ведет прием нотариус Тверского городского нотариального округа Тверской области […]
    • Минюст приказ 276 Приказ Минтранса РФ N 276, Минюста РФ N 210, МВД РФ N 548, Минтруда РФ 542Н от 21.09.2016 Зарегистрировано в Минюсте России 19 октября 2016 г. N 44081 МИНИСТЕРСТВО ТРАНСПОРТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИN 276 МИНИСТЕРСТВО ЮСТИЦИИ РОССИЙСКОЙ […]
    • Закон рк о трудоустройстве О занятости населения Закон Республики Казахстан от 6 апреля 2016 года № 482-V ЗРК. Примечание РЦПИ! Порядок введения в действие настоящего Закона см. ст.39 Вниманию пользователей! Для удобства пользования РЦПИ создано ОГЛАВЛЕНИЕ. […]