Контрактный управляющий в суде

Оглавление:

Закон № 44-ФЗ: продолжаем отвечать на вопросы читателей о новой системе закупок для государственных и муниципальных нужд. Часть 9

На вопросы наших пользователей по поводу применения Федерального закона от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон № 44-ФЗ) отвечают начальник отдела правовой экспертизы B2B-Center Дмитрий Казанцев и юрисконсульт B2B-Center Александра Подъяблонская.

Из этого материала вы узнаете, может ли одно учреждение назначить нескольких контрактных управляющих, как правильно рассчитать 5% совокупного годового объема денежных средств, что подразумевается под этапом исполнения контракта для целей проведения обязательной экспертизы и как Закон № 44-ФЗ решает вопрос об одноименности товаров.

Статьей 94 Закона № 44-ФЗ предусмотрено обязательное проведение экспертизы по результатам каждого этапа исполнения контракта. В наше учреждение поставка отдельных продуктов питания (хлеб, молочная продукция) осуществляется каждый день с оформлением товарно-транспортной накладной и счета-фактуры. Необходимо ли проводить экспертизу поставленного товара при каждой поставке?

КГУЗ ДПС Пионерская речка

Да, приемка товара является элементом исполнения контракта в соответствии с положениями ст. 94 Закона № 44-ФЗ. При осуществлении закупки экспертиза результатов, предусмотренных контрактом, производится всегда, вне зависимости от способа определения поставщиков и от периодичности этапов исполнения контракта. В Законе № 44-ФЗ перечислены случаи обязательного привлечения экспертов или экспертных организаций на основе договора (ч. 4 ст. 94 Закона № 44-ФЗ). Описанный Вами случай в такой перечень не входит, поэтому в данной ситуации Вы вправе проводить экспертизу собственными силами.

Может ли бухгалтер, работающий по гражданско-правовому договору, быть назначен контрактным управляющим?

Закон № 44-ФЗ: отвечаем на вопросы читателей о новой системе закупок для государственных и муниципальных нужд:

Заказчик может принять на должность контрактного управляющего нового работника или перевести на нее сотрудника с другой должности. В случае если контрактным управляющим назначается лицо, осуществляющее свои обязанности в рамках гражданско-правового договора, и впоследствии оно будет осуществлять обязанности управляющего на постоянной основе, разумным видится сделать его штатным сотрудником.

Дело в том, что Закон № 44-ФЗ однозначно не определяет, какой договор должен быть заключен – гражданско-правовой или трудовой. Однако из толкования его норм можно сделать вывод, что законодатель подразумевал наличие между заказчиком и контрактного управляющим именно трудовых отношений:

  • часть 2 ст. 38 Закона № 44-ФЗ определяет контрактного управляющего как «должностное лицо, ответственное за осуществление закупки или нескольких закупок» – следовательно, речь идет именно о работнике, а не об исполнителе услуги по гражданско-правовому договору. Кроме того, речь в законе идет о том, что конкурсный управляющий «назначается», что подразумевает наличие трудовых отношений;
  • члены контрактной службы, исполняющие аналогичные с конкурсным управляющим функции, названы в ч. 6 ст. 38 Закона № 44-ФЗ именно «работниками».
  • К тому же если Ваша организация будет постоянно привлекать к осуществлению закупок контрактного управляющего по гражданско-правовому договору, такой договор может быть признан судом трудовым – по заявлению самого контрактного управляющего либо трудовой инспекции (абз. 4 ст. 11 ТК РФ).

    Вне зависимости от правового основания, по которому контрактный управляющий выполняет свои функции, он должен иметь соответствующее образование. В соответствии с ч. 23 ст. 112 Закона № 44-ФЗ до 1 января 2017 года работником контрактной службы или контрактным управляющим может быть лицо, имеющее профессиональное образование или дополнительное профессиональное образование в сфере размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд.

    В Общероссийском классификаторе профессий рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов ОК 016-94 (ОКПДТР), утвержденном постановлением Госстандарта России от 26 декабря 1994 г. № 367, нет должности «Контрактный управляющий». Как тогда на эту должность назначить человека и что должно быть указано в приказе о назначении и трудовой книжке?

    Трудовым законодательством РФ не предусмотрено обязательного закрепления должности в ОКПДТР. Для назначения контрактным управляющим достаточно введения новой должности в штатное расписание организации, разработки должностной инструкции конкурсного управляющего и издания соответствующего приказа. Обращаем Ваше внимание на то, что последовательность действий должна быть именно такой, поскольку невозможно назначить работника на должность, отсутствующую в штатном расписании. В приказе допустимо использовать формулировку «о назначении должностного лица, ответственного за осуществление закупок (контрактного управляющего)».

    Однако ч. 5 ст. 144 ТК РФ обязывает государственные и муниципальные учреждения руководствоваться единым тарифно-квалификационным справочником работ и профессий рабочих, а также единым квалификационным справочником должностей руководителей, специалистов и служащих. В этих справочниках должность «контрактный управляющий» пока отсутствует. До изменения этих документов предпочтительнее всего, чтобы обезопасить себя от претензий проверяющего органа, выбрать другую подходящую по функционалу должность (например, «юрисконсульт») и указать в его должностной инструкции полный перечень функций и полномочий, приведенных в ч. 4 ст. 38 Закона № 44-ФЗ.

    Существуют три возможных варианта назначения контрактного управляющего:

  • принятие на работу нового сотрудника на должность контрактного управляющего (или иную должность с аналогичным функционалом) с заключением трудового договора;
  • перевод работника на должность контрактного управляющего (или иную должность с аналогичным функционалом) с заключением соглашения об изменении определенных сторонами условий трудового договора;
  • совмещение работником организации должностей по правилам ст. 60.2 ТК РФ (при этом в соответствии со ст. 151 ТК РФ работнику производится доплата, а в его должностную инструкцию вносятся соответствующие изменения).
  • Для чего нужны контрактная служба и контрактный управляющий?

    Государство ежегодно пытается ужесточить требования к государственным и муниципальным закупкам товаров и услуг, совершенствуя старые и принимая новые законы и подзаконные акты.

    Одним из новшеств законодательства в сфере закупок стал федеральный закон 44 фз «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд». Данный закон ввел в закупочные отношения понятия «контрактная служба» (КС) и «контрактный управляющий» (КУ).

    Разбираемся в основных понятиях 44-ФЗ

    Вводя данные понятия, законодатель исходил из того, что КС или КУ смогут регулировать эффективность и экономичность расходования бюджетных средств, что позволит избежать незаконных закупок, коррупции, мошенничества. В статье 38 закона 44-ФЗ четко и понятно указаны случаи, когда Заказчику следует создавать контрактную службу или назначать контрактного управляющего.

    Если разобраться, закон частично освобождает Заказчика от ответственности в сфере закупок. Посудите сами, КС или КУ полностью занимаются ведением закупки. На них возлагаются обязанности, начиная от планирования закупки и заканчивая отслеживанием исполнения контракта. Составление протоколов, проектов договоров, закупочной документации, план-графиков, и это далеко не весь перечень документальной базы, которую должный вести КУ или КС. А значит в случае всевозможных проверок, именно они будут отвечать по всей строгости закона. Соответственно, работники КС или КУ должны иметь широкий законодательный кругозор, регулярно совершенствовать свои знания, уметь применить полученное на практике.

    Если контрактная служба по 44 ФЗ может иметь в своем составе необходимое количество работников, то контрактный управляющий единолично берет на себя исполнение всех функций в сфере закупок. Несомненно, правильная работа КС или КУ во многом зависит от правильности составления внутренних локальных актов. К самому главному документу Заказчика относится «Положение о закупках». Контрактная служба 44 ФЗ в своей деятельности должна руководствоваться «Положением о контрактной службе», контрактный управляющий по федеральному закону 44 ФЗ должен ориентироваться на свою должностную инструкцию. Именно в вышеуказанных документах должны содержаться четкие права и обязанности работников в сфере закупок. По сути, Заказчику не нужно «придумывать велосипед», за него уже все придумал закон (например, Приказ Минэкономразвития России от 29.10.2013 № 631 утверждающее Типовое положение). Заказчику остается только правильно применить все нормы на практике.

    Создание контрактной службы

    Создавая контрактную службу или назначая на должность контрактного управляющего, заказчику следует грамотно продумать весь ход действий. Для создания КС мало издать приказ, необходимо выделить отдельное структурное подразделение внутри своего учреждения или создать постоянно действующий состав сотрудников, без формирования структурного подразделения.

    Помимо всего, КС должна иметь руководителя, который и будет нести всю ответственность за действия службы. Речь идет не только о дисциплинарной ответственности, но и об административной, которая предусматривает наложение штрафа. Так как действия в сфере закупок теперь доступны широкому кругу лиц, благодаря размещению документации о закупках в сети «Интернет», КС или КУ должны в сроки, установленные законом, размещать информацию о предстоящих и прошедших закупках, современно обновлять положения, если в них вносились изменения, опубликовывать отчеты о закупках, размещать план-графики и пр.

    Закон оставляет открытым перечень полномочий КС и КУ, что позволяет Заказчику предъявлять дополнительные требования, не противоречащие закону.

    Несомненно, законодательство в сфере закупок еще не раз будет изменено или дополнено, практическая основа федерального закона 44-ФЗ еще до конца не сформирована, что влечет за собой большое количество ошибок.

    Подводя итог, можно дать совет тем, кто напрямую имеет отношение к сфере закупок: регулярно отслеживайте вносимые поправки в законы, читайте больше практических примеров, судебную практику, совершенствуйте свои познания с помощью различных семинаров и научных книг. Только применяя все перечисленное, можно наладить работу и избежать возможных ошибок.

    Также читайте на нашем сайте про различия 44 фз и 223 фз.

    Контрактный управляющий по 44-ФЗ: цели и задачи

    Есть такая профессия – закупки проводить. Называется она контрактный управляющий. Важно понимать, какие задачи перед профессией ставит законодательство, а вместе с ним — руководство. Давайте разберемся в этом вместе.

    Контрактный управляющий — это должностное лицо, которое назначается заказчиком в качестве ответственного за осуществление закупок, включая исполнение каждого контракта (ст. 38 Закона 44-ФЗ).

    Назначается контрактный управляющий при выполнении двух условий:

  • Совокупный годовой объем закупок заказчика не превышает 10 млн. рублей;
  • У заказчика отсутствует контрактная служба.
  • Функции и полномочия контрактного управляющего

    Контрактная служба и контрактный управляющий в равной степени наделяются следующими функциями и полномочиями:

    1. Подготавливают и размещают в ЕИС:

    • план закупок и изменения в него;
    • план-график и изменения в него;
    • извещения об осуществлении закупок;
    • документацию о закупках;
    • проекты контрактов;
    • приглашения принять участие в определении поставщиков закрытыми способами.
    • 2. На стадии планирования закупок организуют консультации с поставщиками (подрядчиками, исполнителями) и участвуют в них. Определяют лучшую цену товаров, работ, услуг, лучшие технологии и другие параметры.

      3. Обеспечивают закупки, в том числе заключение контрактов.

      4. Участвуют в рассмотрении дел об обжаловании результатов определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) и подготавливают материалы для претензионно-исковой работы.

      5. Осуществляют иные полномочия, предусмотренные Законом № 44-ФЗ.

      Контрактный управляющий несет ответственность в пределах осуществляемых им полномочий (ч. 5 ст. 38 Закона № 44-ФЗ).

      Задачи контрактного управляющего

      Помимо Закона № 44-ФЗ, существует документ «Об утверждении типового положения (регламента) о контрактной службе» (далее — Положение). Он утвержден Приказом Минэкономразвития России от 29.10.2013 № 631. Это Положение может использоваться и для контрактного управляющего. Ведь по смыслу ч. 1 ст. 38 Закона № 44-ФЗ контрактный управляющий назначается вместо контрактной службы. Следовательно, их функции должны быть совершенно идентичны.

      В Положении более подробное, нежели в законе, перечислены функции и полномочия контрактного управляющего. Задачи, стоящие перед контрактным управляющим прописаны в п. 4, 5 и 15 данного Положения.

      Выделим следующие задачи контрактного управляющего:

      1 задача — организовать и вести процесс закупок.

      Делать это нужно «от и до»: начиная с планирования, и заканчивая разрешением споров с поставщиками и госорганами. Причем начать нужно с себя, так как так как назначить контрактным управляющим можно гражданина, имеющего высшее образование или дополнительное профессиональное образование в сфере закупок.

      Вебинары по госзакупкам и электронным торгам в Контур.Школе – это рассмотрение самых актуальных и важных тем. Вы освежите знания, узнаете все нововведения, разберетесь, как правильно участвовать в электронных торгах. Вебинары будут полезны как новичкам, так и состоявшимся специалистам.

      2 задача — работать в соответствии с законодательством.

      Контрактный управляющий обязан руководствоваться:

    • Конституцией РФ;
    • Законом № 44-ФЗ
    • Гражданским кодексом;
    • Бюджетным кодексом;
    • нормативными правовыми актами о контрактной системе;
    • иными нормативными правовыми актами РФ;
    • положением о контрактном управляющем.
    • 3 задача — заключать выгодные заказчику контракты.

      Выполнение первых двух задач контрактным управляющим должно приводить к реализации третьей задачи — контракты должны заключаться на наиболее выгодных условиях. То есть, контрактный управляющий должен позаботиться о том, чтобы были закуплены по максимально выгодной цене именно те товары, работы и услуги, которые действительно необходимы заказчику.

      Цель всей деятельности контрактного управляющего в обобщении трех задач: экономия бюджетных средств при закупке нужных товаров, работ и услуг, организованной по правилам, определенными нормативными правовыми актами.

      Обязанности заказчика перед контрактным управляющим

    • не проводить переговоров с участниками закупок до выявления победителя определения поставщика, кроме случаев, прямо предусмотренных законодательством;
    • не допускать разглашения сведений, ставших ему известными в ходе проведения процедур определения поставщика (подрядчика, исполнителя), кроме случаев, прямо предусмотренных законодательством;
    • не допустить возникновения оснований, по которым заключенный контракт может быть признан судом недействительным, в том числе, по такому основанию, как личная заинтересованность контрактного управляющего в заключении и исполнении контракта;
    • не допускать в своей работе нарушений законодательства о контрактной системе, которые могут привести не только к наложению штрафа на самого контрактного управляющего, как на должностное лицо, но и на заказчика, как на юридическое лицо. Например, за неразмещение плана-графика на официальном сайте может быть оштрафован не только контрактный управляющий на 50 00 рублей, но и заказчик, причем на сумму в 10 раз больше — 500 000 рублей (ч. 3 ст. 7.30 КоАП РФ).
    • Онлайн — курсы повышения квалификации и профессиональной переподготовки для поставщиков и заказчиков по 44-ФЗ и 223-ФЗ. Знания и документ о повышении квалификации или профпереподготовке от 40 до 256 часов.

      Письмо Минфина России от 09.11.2017 № 24-01-09/74489 «О создании контрактной службы, назначении контрактного управляющего и требованиях к ним»

      Общие требования к контрактной службе и контрактному управляющему определяются на основании положений статьи 38 Закона о контрактной системе, а также Типового положения (регламента) о контрактной службе, утвержденного Приказом Минэкономразвития России от 29.10.2013 N 631 (далее — Типовое положение).

      Положениями части 1 статьи 38 Закона о контрактной системе предусмотрено, что заказчики, совокупный годовой объем закупок которых превышает сто миллионов рублей, создают контрактные службы (при этом создание специального структурного подразделения не является обязательным).

      В соответствии с частью 2 статьи 38 Закона о контрактной системе, в случае если совокупный годовой объем закупок заказчика в соответствии с планом-графиком не превышает сто миллионов рублей и у заказчика отсутствует контрактная служба, заказчик назначает должностное лицо, ответственное за осуществление закупки или нескольких закупок, включая исполнение каждого контракта (далее — контрактный управляющий).

      Положениями части 6 статьи 38 Закона о контрактной системе предусмотрено, что работники контрактной службы, контрактный управляющий должны иметь высшее образование или дополнительное профессиональное образование в сфере закупок.

      В соответствии с пунктом 6 Типового положения контрактная служба создается одним из следующих способов
      1) создание отдельного структурного подразделения
      2) утверждение заказчиком постоянного состава работников заказчика, выполняющих функции контрактной службы без образования отдельного структурного подразделения (далее — контрактная служба без образования отдельного подразделения).

      Таким образом, положения статьи 38 Закона о контрактной системе, Типового положения распространяются на всех работников контрактной службы, а также ее руководителя, созданной как в форме отдельного структурного подразделения, так и без образования отдельного подразделения.

      Образование специалиста по госзакупкам

      При приеме специалиста на должность специалист по госзакупкам обязательно ли наличие обучение по 44 фз? или достаточно высшего образования? И может специалист работать на этой должности без образования по 44-ФЗ (работа в ЕИС,площадки, наличие ЭЦП) и нести ответственность? Обязан ли работодатель обучить работника?

      Включать в КС работников только с высшим образованием, без дополнительного профессионального образование в сфере закупок нельзя, если это не высшее образование в сфере закупок.Учитывая Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее — Закон № 273 ФЗ»), принцип профессионализма заказчика, предусмотренный ст. 9 Федеральным законом от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее — Закон № 44-ФЗ), а также в соответствии с ч. 6 ст. 38 данного закона, работники контрактной службы должны иметь высшее образование в сфере закупок или дополнительное профессиональное образование в сфере закупок.

      Так, согласно ст. 69 Закона № 273-ФЗ высшее образование имеет целью обеспечение подготовки высококвалифицированных кадров по всем основным направлениям общественно полезной деятельности в соответствии с потребностями общества и государства, удовлетворение потребностей личности в интеллектуальном, культурном и нравственном развитии, углублении и расширении образования, научно-педагогической квалификации. При этом к освоению программ бакалавриата или программ специалитета допускаются лица, имеющие среднее общее образование. Тогда как, к освоению программ магистратуры допускаются лица, имеющие высшее образование любого уровня.

      Читайте также:

      В свою очередь, исходя из ст. 76 Закона № 273-ФЗ дополнительное профессиональное образование направлено на удовлетворение образовательных и профессиональных потребностей, профессиональное развитие человека, обеспечение соответствия его квалификации меняющимся условиям профессиональной деятельности и социальной среды. Дополнительное профессиональное образование осуществляется посредством реализации дополнительных профессиональных программ (программ повышения квалификации и программ профессиональной переподготовки). При этом к освоению дополнительных профессиональных программ допускаются:

      лица, имеющие среднее профессиональное и (или) высшее образование;лица, получающие среднее профессиональное и (или) высшее образование.Внимание:Обращаем внимание на то, что к освоению дополнительных профессиональных программ не допускаются лица, имеющие среднее общее образование.В ст. 9. и ч. 6 ст. 38 Закона № 44-ФЗ заложен следующих подход к отбору лиц, которые могут быть работниками контрактной службы.

      Первый случай. Если физическое лицо имеет высшее образование в сфере закупок, то оно может быть сразу работником контрактной службы.Второй случай. Если физическое лицо имеет высшее образование, которое не является высшим образованием в сфере закупок, либо имеет любое среднее профессиональное образование, то оно может стать работником контрактной службы исключительно после получения высшего образования в сфере закупок либо дополнительного профессионального образования в сфере закупок.Вместе с тем в соответствии с ч. 23 ст. 112 Закона № 44-ФЗ, до 1 января 2017 года работником контрактной службы может быть лицо, имеющее профессиональное образование в сфере размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд, или лицо, имеющее дополнительное профессиональное образование в сфере размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд. При этом такое образование должно быть подтверждено соответствующим документом.

      Учитывая изложенное, в настоящее время работником контрактной службы может быть физическое лицо, имеющее:Профессиональное образование в сфере размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд (до 1 января 2017 года);Дополнительное профессиональное образование в сфере размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд (до 1 января 2017 года);Дополнительное профессиональное образование в сфере закупок.Рекомендация: Сроки обучения специалистов в сфере закупок

      Следует отметить, что сам Федеральный закон от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее — Закон № 44-ФЗ) требований к минимальному количеству часов обучения не устанавливает.

      Требования к дополнительному профессиональному образованию установлены в ст. 76 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее — Закон № 273-ФЗ).

      Дополнительное профессиональное образование направлено на удовлетворение образовательных и профессиональных потребностей, профессиональное развитие человека, обеспечение соответствия его квалификации меняющимся условиям профессиональной деятельности и социальной среды (ч. 1 ст. 76 Закона № 273-ФЗ).

      Дополнительное профессиональное образование осуществляется посредством реализации дополнительных профессиональных программ (программ повышения квалификации и программ профессиональной переподготовки) (ч. 2 ст. 76 Закона № 273-ФЗ).

      Содержание дополнительной профессиональной программы определяется образовательной программой, разработанной и утвержденной организацией, осуществляющей образовательную деятельность, если иное не установлено Законом № 273-ФЗ и другими федеральными законами, с учетом потребностей лица, организации, по инициативе которых осуществляется дополнительное профессиональное образование (ч. 6 ст. 76 Закона № 273-ФЗ).

      Согласно п. 12 Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным профессиональным программам, утвержденного приказом Минобрнауки России от 1 июля 2013 г. № 499, формы обучения и сроки освоения дополнительной профессиональной программы определяются образовательной программой и (или) договором об образовании. Срок освоения дополнительной профессиональной программы должен обеспечивать возможность достижения планируемых результатов и получение новой компетенции (квалификации), заявленных в программе. При этом минимально допустимый срок освоения программ повышения квалификации не может быть менее 16 часов, а срок освоения программ профессиональной переподготовки — менее 250 часов.

      Также существует совместное письмо Минэкономразвития России № 5594-ЕЕ/Д28и, Минобрнауки России № АК-553/06 от 12 марта 2015 г. «О направлении методических рекомендаций» (далее – Методические рекомендации).

      Методические рекомендации разработаны в целях реализации единой государственной политики в области дополнительного профессионального образования специалистов в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, повышения уровня квалификации должностных лиц, занятых в сфере закупок (п. 1.1 Методических рекомендаций).

      Рекомендуется устанавливать минимальный срок освоения Программ вне зависимости от используемых технологий обучения не менее 108 часов, за исключением случаев, установленных п. 2.4 Методических рекомендаций.

      Согласно п. 2.4 Методических рекомендаций в случае реализации Программ в целях обучения руководителей организаций-заказчиков минимальный срок обучения по таким Программам может быть снижен до 40 часов.

      Для большинства сотрудников повышение квалификации в сфере закупок должно составлять не менее 108 часов, профессиональная переподготовка должна составлять не менее 250 часов.Исключение составляют руководители заказчиков – для них повышение квалификации в сфере закупок должно составлять не менее 40 часов.Вместе с тем, согласно ч. 1 ст. 60 Закона № 273-ФЗ в РФ выдаются:1) документы об образовании и (или) о квалификации, к которым относятся документы об образовании, документы об образовании и о квалификации, документы о квалификации;2) документы об обучении, к которым относятся свидетельство об обучении, свидетельство об освоении дополнительных предпрофессиональных программ в области искусств, иные документы, выдаваемые в соответствии со ст. 60 Закона № 273-ФЗ организациями, осуществляющими образовательную деятельность.При этом частью 3 ст. 60 Закона № 273-ФЗ лицам, успешно прошедшим итоговую аттестацию, выдаются документы об образовании и (или) о квалификации, образцы которых самостоятельно устанавливаются организациями, осуществляющими образовательную деятельность.Согласно ч. 4 ст. 60 Закона № 273-ФЗ лицам, успешно прошедшим государственную итоговую аттестацию, выдаются документы об образовании и документы об образовании и о квалификации. Образцы и порядок оформления таких документов о высшем образовании утверждены приказами Минобрнауки России от 01.10.2013 № 110, от 13.02.2014 № 112. Согласно п. 2 приказа Минобрнауки России от 13.02.2014 № 112, а также в соответствии с положениями Приказа Минобрнауки России от 13.02.2014 № 112 организациями, осуществляющими образовательную деятельность по реализуемым ими аккредитованным образовательным программам высшего образования выдаются соответствующие дипломы.Таким образом, документом, подтверждающим наличие высшего образования в сфере закупок будет служить именно диплом (государственного и негосударственного образца).В соответствии с п. 1 ч. 10 ст. 60 Закона № 273-ФЗ повышение или присвоение квалификации по результатам дополнительного профессионального образования подтверждается удостоверением о повышении квалификации или дипломом о профессиональной переподготовке. При этом в соответствии с ч. 2 ст. 76 Закона № 273-ФЗ к освоению дополнительных профессиональных программ допускаются:1) лица, имеющие среднее профессиональное и (или) высшее образование;2) лица, получающие среднее профессиональное и (или) высшее образование.Таким образом, документом, подтверждающим наличие дополнительного профессионального образования в сфере закупок будет служить удостоверение о повышении квалификации или дипломом о профессиональной переподготовке.С 1 января 2017 года работники контрактной службы или контрактные управляющие должны иметь высшее образование или дополнительное профессиональное образование в сфере закупок.Т.е., рекомендовано «прохождение» такими работниками программ повышения квалификации или профессиональной переподготовки в объеме не менее 108 часов.Рекомендация: Как назначить контрактного управляющего

      Когда заказчику назначить контрактного управляющего, чем занимается такой сотрудник и какое образование должен иметь, как принять его на работу и какая административная ответственность ему грозит, расскажем в рекомендации.Когда нужен контрактный управляющий Если совокупный годовой объем закупок не превышает 100 млн руб., у вас есть выбор: создать контрактную службу или назначить контрактного управляющего (ч. 2 ст. 38 Закона от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ). При этом выделять отдельную должность контрактного управляющего в штатном расписании не обязательно. Об этом сказано в письме Минэкономразвития России от 18 февраля 2015 г. № ОГ-Д28-2128. Выполнять функции контрактного управляющего может сотрудник учреждения, у которого есть специальное образование. При этом неважно, какую должность такой сотрудник занимает. Главное – отразить функции контрактного управляющего в должностной инструкции такого специалиста.

      Кроме того, вы вправе назначить контрактного управляющего в отношении одной закупки. Для этого издайте приказ. Но одновременно назначить контрактного управляющего и создать контрактную службу нельзя. Это не предусмотрено законодательством.

      Ситуация: может ли руководитель учреждения назначить нескольких контрактных управляющих и возложить на каждого из них определенные функции Да, заказчик вправе назначить несколько ответственных лиц за определенные закупки (п. 2 приложения к письму Минэкономразвития России от 30 сентября 2014 г. № Д28и-1889).

      Четко разграничьте закупки между такими контрактными управляющими. Если же вы хотите распределить функции между несколькими сотрудниками, например, назначить одного ответственным за планирование, а другого – за подготовку извещений, закупочной документации, проектов контрактов, то создайте контрактную службу. Ведь контрактный управляющий отвечает за закупку от начала и до конца. В этом его отличие от сотрудника контрактной службы, на которого можно возложить только часть обязанностей по закупке, например планирование.

      Ситуация: может ли один сотрудник быть контрактным управляющим и в администрации, и в созданном ею муниципальном казенном учреждении Да, но только если сотрудник одновременно состоит в штате двух организаций – администрации и муниципального казенного учреждения.Если сотрудник состоит только в штате администрации, то руководителю муниципального казенного учреждения он не подчиняется. Назначить такого сотрудника на должность контрактного управляющего муниципального учреждения нельзя. Такой вывод следует из части 2 статьи 38 Закона № 44-ФЗ. Норма указывает на то, что заказчик назначает контрактным управляющим должностное лицо. Речь идет о сотруднике, который состоит в штате учреждения.

      Ситуация: можно назначить контрактным управляющим руководителя учреждения Да, руководитель заказчика может быть контрактным управляющим. Закон № 44-ФЗ не содержит запрета на это.

      Ситуация: можно ли специалисту, который занимается закупками, присвоить должность «экономист с исполнением обязанностей контрактного управляющего»Да, можно.Положения Закона № 44-ФЗ не требуют вводить должность контрактного управляющего. Заказчик вправе назначить должностное лицо, ответственное за закупки. Возможные названия должностей перечислены в приказе Минтруда России от 10 сентября 2015 г. № 625н. Данный документ утвердил профессиональный стандарт «Специалист в сфере закупок». Заказчик вправе применять как перечисленные в нем названия должностей, так и другие на свое усмотрение.

      Ситуация: контрактный управляющий – отдельная штатная единица или можно назначить контрактным управляющим сотрудника, который уже работает в организации. Вы вправе сами определить, кто будет контрактным управляющим, – вводить в штатное расписание отдельную должность не обязательно. Назначить контрактного управляющего можно и из числа имеющихся сотрудников. Закон № 44-ФЗ требует лишь, чтобы с 2017 года все контрактные управляющие имели высшее или дополнительное профессиональное образование в сфере закупок (ч. 6 ст. 38 Закона № 44-ФЗ).

      Ситуация: вправе ли заказчик исключить контрактного управляющего из членов комиссии Да, вправе. Для этого заказчику достаточно прописать в положении или регламенте о контрактной службе условие о том, что работники контрактной службы членами комиссии по закупкам стать не могут. Это прямо предусмотрено пунктом 8 Типового положения, которое Минэкономразвития России утвердило приказом от 29 октября 2013 г. № 631.

      Нормативные документы не указывают, обязательно ли исключать контрактного управляющего из членов комиссии. Поэтому заказчик самостоятельно принимает решение, устанавливать или нет данное ограничение.Чем занимается контрактный управляющий. Контрактный управляющий выполняет следующие функции (ч. 4 ст. 38 Закона № 44-ФЗ):

      Совет: Используйте проект типового положения (регламента) о контрактной службе в качестве ориентира, когда будете готовить должностную инструкцию. Данный документ подготовило Минэкономразвития России (приказ от 29 октября 2013 г. № 631).

      Заказчики возлагают на контрактного управляющего и контрактную службу идентичные функции и полномочия (ч. 4 ст. 38 Закона № 44-ФЗ). Но даже с учетом этого не копируйте нормы названного проекта в должностную инструкцию контрактного управляющего. Просто возьмите их за основу. Пока проект оставляет широкий простор для совершенствования.

      В Системе размещены примеры должностных регламентов контрактных управляющих государственного и муниципального заказчиков, а также пример должностной инструкции контрактного управляющего бюджетного учреждения.

      Должностную инструкцию утверждает руководитель учреждения. Для этого он издает приказ. Ознакомьте контрактного управляющего с приказом под роспись.Ситуация: можно ли включить контрактного управляющего заказчика в комиссию по закупкам уполномоченного органа. Можно, если такую возможность предусмотрели в решении о создании уполномоченного органа или решении о наделении полномочиями уполномоченного органа.Если вы включите контрактного управляющего в комиссию по закупкам уполномоченного органа, это увеличит риск заинтересованности сотрудника в результатах закупки. Соответственно, вероятность того, что участник закупки обжалует протокол подобной комиссии, возрастет. А решение, которое комиссия приняла в нарушение требований Закона № 44-ФЗ, в том числе части 6 статьи 39, может обжаловать каждый участник закупки. Об этом сказано в части 9 статьи 39 Закона № 44-ФЗ.

      Контрактный управляющий несет административную ответственность, которая предусмотрена статьей 2.4 КоАП РФ. Виды административных правонарушений в сфере закупок и размеры штрафов представлены в таблице.

      Если при проверке заказчика контрольный орган найдет признаки административного правонарушения в действиях контрактного управляющего, он может привлечь его к ответственности. При этом работу заказчика на федеральном уровне контролирует ФАС России, на региональном и местном уровнях – его территориальные управления. Данные органы проверяют действия заказчиков в сфере закупок, в том числе в рамках гособоронзаказа, и закупок, сведения о которых составляют гостайну. Об этом сказано в части 3 статьи 99 Закона № 44-ФЗ, пункте 2 постановления Правительства РФ от 26 августа 2013 г. № 728, пункте 1 Положения, утвержденного постановлением Правительства РФ от 30 июня 2004 г. № 331.

      Антимонопольная служба изучает материалы дела об административном правонарушении и может признать нарушение малозначительным. Тогда должностное лицо ФАС России освободит контрактного управляющего от административной ответственности (ст. 2.9 КоАП РФ). Если контрольный орган все же наложил административный штраф на сотрудника, контрактный управляющий вправе его обжаловать. Суд также может освободить специалиста от ответственности и ограничиться устным замечанием, если нарушение малозначительно.

      Пример обжалования административного штрафа в суде Контрактный управляющий направила сведения о недобросовестном поставщике в ФАС России на 14 дней позже установленного срока. Контрольный орган наложил на нее административный штраф в размере 20 000 руб.Контрактный управляющий обратилась в суд и выиграла дело. Судья пояснил, что подобное нарушение не повлекло ни вреда, ни тяжких последствий. Формально действия сотрудника содержат признаки административного правонарушения. Но оно не существенно (решение Городищенского районного суда Волгоградской области от 23 марта 2016 г. по делу № 12-91/2016).Ситуация: кто вправе обжаловать в суде действия контрактного управляющего Обжаловать в судебном или в административном порядке действия (бездействие) контрактного управляющего имеют право (ст. 105 Закона № 44-ФЗ):

      Готовит и размещает в единой информационной системе (далее – ЕИС) план закупок и план-график закупок, вносит изменения в них.Готовит и размещает в ЕИС извещения о проведении закупок, документацию о закупках и проекты контрактов.Готовит приглашения принять участие в закрытых закупках, направляет приглашения потенциальным участникам.Проводит закупки и заключает контракты.Участвует в рассмотрении дел об обжаловании результатов закупок, готовит материалы для претензионно-исковой работы.При планировании закупок организует консультации с поставщиками и участвует в таких консультациях. Определяет состояние конкурентной среды на рынках.Законодатель оставил данный перечень открытым. Поэтому вы вправе определить дополнительные функции и полномочия для контрактного управляющего.Совет: Расширьте функционал контрактного управляющего дополнительными обязанностями, которые прямо связаны с его основной деятельностью.Кроме того, контрактный управляющий должен готовить и размещать в ЕИС отчет об исполнении контракта и о результатах отдельного этапа его исполнения. Об этом сказано в части 11 статьи 94 Закона № 44-ФЗ, пункте 4 Положения, утвержденного постановлением Правительства РФ от 28 ноября 2013 г. № 1093.

      Штрафные санкции на заказчиков за нарушение законодательства о закупках

      В статье расскажем, кого можно привлечь к административной ответственности: должностное или юридическое лицо? Как избежать привлечения к ответственности невиновного сотрудника? А также срок давности и обжалование постановлений.

      Повышайте квалификацию на курсе «Профессиональное управление государственными и муниципальными закупками, 256 ак.часов» для контрактных управляющих, специалистов контрактных служб и закупочных комиссий. Программа разработана на основе требований профессионального стандарта «Специалист в сфере закупок».За нарушение законодательства РФ о контрактной системе в сфере закупок предусмотрена ответственность (ст. 107 закона № 44-ФЗ).

      Ответственность за нарушение законодательства в области закупок

      Лица, виновные в нарушении законодательства РФ в сфере закупок, несут дисциплинарную, гражданско-правовую, административную, уголовную ответственность ( ч. 1 ст. 107 Закона № 44-ФЗ) .

      Остановимся на административной ответственности. Кто будет к ней привлечен?

    • должностное лицо — в случае совершения им административного правонарушения, связанного с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей: контрактный управляющий или работник контрактной службы.
    • юридическое лицо — если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения норм и правил, предусмотренных КоАП РФ, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по соблюдению указанных норм.
    • Обратите внимание, что назначение административного наказания юридическому лицу не освобождает от административной ответственности за это же правонарушение должностное лицо, физическое лицо, равно как и привлечение к административной ответственности физического лица не освобождает от ответственности юридическое лицо.

      Зачастую уполномоченные органы привлекают к ответственности именно должностных лиц, т.е. сотрудников, избегая привлечения к ответственности юридических лиц. Привлечь к ответственности и наложить штраф на должностное лицо могут даже при увольнении сотрудника из организации-заказчика, если не истек срок давности.

      Особенности административной ответственности:

    • национализированность:
    • назначается только за административные проступки;
    • субъект ответственности определяется широким кругом уполномоченных лиц;
    • административная ответственность применяется к не подчиненным лицам;
    • не влечет за собой судимость;
    • к административной ответственности чаще привлекают во внесудебном (административном) порядке.
    • Как избежать привлечения к ответственности невиновного сотрудника

      Как подстраховать сотрудников от риска привлечения к ответственности за нарушения, к которым они не имеют никакого отношения? Бывает так, что по итогам проверки контрольные органы в закупочных документах выявляют нарушения, например нарушение при составлении плана-графика. Ответственность за составление плана-графика лежит на контрактной службе, т.е. теоретически к ответственности могут быть привлечены все ее сотрудники.

      Для того, чтобы избежать рисков привлечения к ответственности невиновных сотрудников, заказчикам рекомендуется:

    • в положении о контрактной службе детализировать должностные полномочия каждого сотрудника контрактной службы с указанием конкретных действий, сроков, отведенных на их осуществление, прописать наименование должностей;
    • прописать взаимодействие структурных подразделений заказчика, ответственных за те или иные стадии осуществления закупочной деятельности;
    • сделать лист ознакомления ответственных сотрудников с регламентом и должностными полномочиями, закрепленными за ними.
    • Можно ли оспорить штраф и как это сделать

      Штраф имеет смысл оспаривать, если его наложили незаконно или с нарушением порядка привлечения к административной ответственности. Вопрос об обжаловании можно рассматривать в следующих случаях:

    • когда лицо привлекают к ответственности по истечении срока давности;
    • когда нарушен порядок привлечения к ответственности, например, когда нарушение не доказано, отсутствуют факты, подтверждающие, что лицо, привлекаемое к ответственности нарушило закон.
    • Например, за направление сведений в реестр контрактов ответственна контрактная служба и за нарушения могут привлечь к ответственности всю службу, но есть конкретный сотрудник, за которым указанные функции закреплены. Таким образом, если уполномоченный орган привлек к ответственности всю контрактную службу, невиновные сотрудники могут оспорить штраф.

      Обратите внимание на правильность составления протокола об административных правонарушениях. Если он составлен неправильно, суд может не привлечь к ответственности, т.к. указанный протокол является основным по делу об административном правонарушении. Обратите внимание на надлежащее уведомление о месте и времени рассмотрении дела об административном правонарушении. Если уполномоченный орган не уведомил обвиняемое лицо, то штраф необходимо оспорить. Так же и в случае, если лицо уже подвергалось за данное нарушение административному наказанию.

      Куда обжаловать постановление об административном правонарушении

      Органы власти, которые уполномочены рассматривать жалобы:

      1. Федеральная антимонопольная служба (далее — ФАС России);
      2. Уполномоченные органы исполнительной власти субъектов РФ;
      3. Уполномоченные органы местного самоуправления.

      Контрольный орган выбирается в зависимости от того, для каких нужд совершалась закупка:

    • муниципальные нужды — любой из названных органов;
    • нужды субъекта РФ — ФАС России или орган исполнительной власти субъекта РФ;
    • федеральные нужды или государственный оборонный заказ — ФАС России.
    • Если было вынесено решение по наложению штрафа, оно может быть обжаловано в течение 10 дней с момента получения решения (по почте или на руки). Физическое лицо, на которого было составлено постановление, может направить обжалование в районные суды, а юридическое — в арбитражные. Арбитражный суд может принять обжалование от физического лица, но затем остановить процесс, но таким образом будет пропущен 10-дневный срок.

      Постановление по делу об административном правонарушении может быть обжаловано лицом, в отношении которого вынесено постановление.

      В КоАП РФ установлено, что жалоба на постановление, вынесенное должностным лицом, подается вышестоящему должностному лицу либо в районный суд по месту рассмотрения дела. Если жалоба поступила одновременно в суд и к вышестоящему должностному лицу, ее рассматривает суд.

      Жалоба может быть подана в течение 10 дней со дня вручения или получения копии постановления по делу. Пропуск срока может быть восстановлен судьей, должностным лицом, правомочным рассматривать жалобу, по ходатайству ее автора.

      Срок рассмотрения жалоб — 10 дней со дня их поступления. Жалобы рассматриваются судьями и должностными лицами единолично. При их рассмотрении проверяется законность и обоснованность вынесенного постановления. Порядок обжалования установлен ст. 30 КоАП РФ.

      Каков может быть результат:

    • Жалоба остается без удовлетворения и постановление остается без изменений.
    • Постановление отменяется и дело направляется на новое рассмотрение.
    • Постановление отменяется и дело прекращается.
    • Изменяется мера административного наказания при условии, что оно не будет усилено.
    • Положение лица ухудшено быть не может.

      Срок давности привлечения к административной ответственности

      Срок давности составляет 1 год с момента совершения административного правонарушения. Он отсчитывается не с момента рассмотрения жалобы (выявления правонарушения), а с момента совершения. К примеру, должен быть размещен протокол по итогам закупки, но он не был размещен. Крайний срок размещения такого протокола будет началом отсчета. В течение года с этого момента лицо могут привлечь к административной ответственности. Лицо, принимающее решение, в течение этого времени выносит постановление о привлечении к ответственности или снимает обвинения.

      При длящемся административном правонарушении сроки, предусмотренные ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ, начинают исчисляться со дня обнаружения административного правонарушения.

      Документы по Закону № 44-ФЗ

      Вопрос-ответ по теме

      Какие должны быть приказы по работе с Законом № 44-ФЗ в организации?

      В данном случаи необходимы следующие документы:

      1. Положение об отделе

      2. Должностные инструкции

      3. Положение о создании единой комиссии+Приказ о создании единой комиссии,

      4.Положение о приемочной комиссии+ Приказ, либо приказ о возложении обязанностей по приемке товара на определенное должностное лицо.

      5. Если заказчик не будет создавать контрактную службу, а просто назначит контрактного управляющего, то должностные инструкции контрактного управляющего.

      Дополнительно, будет целесообразно отдельно проверить предусматривает ли положение об отделе взаимодействие с другими службами. Так же отдельно рекомендуем Приказ на организацию планирования закупок в соответствии с п.6 ч.4 ст.38

      Для получения полного доступа к порталу Про-госзаказ.ру необходимо зарегистрироваться.
      Выберите социальную сеть для быстрой авторизации на портале:

      Как создать контрактную службу

      «Управление закупками (120 часов)»
      Программа разработана согласно методическим рекомендациям Минэкономразвития России и Минобрнауки России и полностью соответствует Профстандарту.

      Контрактную службу необходимо создавать когда совокупный годовой объем закупок заказчика превышает 100 млн руб.

      Если совокупный годовой объем закупок не превышает 100 млн руб. заказчик либо создает контрактную службу, либо назначает должностное лицо – контрактного управляющего. Один управляющий может отвечать за все закупки заказчика. Или может быть несколько управляющих, каждый из которых будет отвечать за одно из направлений закупок.

      Эти правила установлены частями 1 и 2 статьи 38 Закона от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ (далее – Закон № 44-ФЗ).

      Ситуация: как заказчику создать контрактную службу, если его совокупный годовой объемом закупок менее 100 млн руб.

      Если совокупный годовой объем закупок заказчика не превышает 100 млн руб., можно издать приказ о создании контрактной службы одним из способов. В зависимости от выбранного способа нужно определить категорию руководителя контрактной службы. Также этим же приказом можно утвердить положение о контрактной службе.

      Смотрите еще:

      • Письмо для экспертизы Письмо для экспертизы Независимая судебно-медицинская экспертиза. СУДМЕДЭКС.РФ Написать письмо, руководству, судебно-медицинской экспертизы. Ценовая политика устанавливается индивидуально после первичного обращения и зависит от […]
      • Положения закона 94-фз Сравнительная характеристика федеральных законов 44-ФЗ и 94-ФЗ в сфере госзакупок Закон о контрактной системе 44-ФЗ РФ от 5 апреля 2013 года до сих пор вызывает массу вопросов, связанных с правильностью его применения на практике. Ранее […]
      • Гос контракт на экспертизу Какой способ закупки применяется при проведении в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" государственной […]
      • Приказ 13 н мз рф Приказ Министерства здравоохранения Российской Федерации (Минздрав России) от 26 февраля 2013 г. N 94н г. Москва "О внесении изменений в приказ Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 12 февраля 2007 г. […]
      • Ст 45 закона 44-фз Правила ведения реестра банковских гарантий приведены в соответствие со ст. 45 Закона № 44-ФЗ В Правилах ведения и размещения в ЕИС реестра банковских гарантий, а также в Правилах формирования и ведения закрытого реестра банковских […]
      • Реестр недобросовестных поставщиков фас официальный сайт справка Реестр недобросовестных поставщиков - официальный сайт ФАС Единая информационная база формируется согласно положениям статьи 104 федерального закона 44-ФЗ от 5 апреля 2013 года. Обязанность ведения реестра возложена на контролирующий […]
      • Размещение плана графика приказ Примерная форма приказа о внесении изменений в план-график закупок (подготовлено экспертами компании "Гарант") Настоящая форма разработана в соответствии с положениями ст. 21 Федерального закона от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной […]
      • Постановление о делегировании полномочий Официальный сайтГатчинского муниципального района полномочия главы администрации Гатчинского муниципального района Ленинградской области частично делегировать: Первому заместителю главы администрации Гатчинского муниципального […]