Кадровое обеспечение деятельности судов

30. ОРГАНИЗАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СУДОВ ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ

В целях укрепления самостоятельности и независимости судов общей компетенции Федеральным законом от 8 января 1991 г. «О судебном департаменте при Верховном Суде Российской Федерации» учрежден новый орган – Судебный департамент, осуществляющий организационное обеспечение деятельности судов общей юрисдикции среднего и основного звена.

Под организационным обеспечением деятельности судов понимаются мероприятия кадрового, финансового, материально-технического и иного характера, направленные на создание условий для полного и независимого осуществления правосудия. Созданная для этой цели система Судебного департамента включает аппарат самого департамента, а также его управления (отделы) в субъектах РФ и соответствующие учреждения.

Специфика функций и организационной структуры Судебного департамента определяет и особенности правового регулирования его деятельности. Судебный департамент, его учреждения и органы на местах в своей деятельности руководствуются Конституцией РФ, федеральными законами, указами Президента РФ, постановлениями Правительства РФ, распоряжениями Председателя ВС РФ, а также решениями органов судейского сообщества, принятыми в пределах их полномочий.

Полномочия Судебного департамента можно разграничить применительно к основным направлениям его деятельности: кадровое, организационное и материально-техническое обеспечение судов.

Кадровое обеспечение включает: – определение потребности судов в кадрах; обеспечение работы по отбору и подготовке кандидатов на должности судей; взаимодействие с образовательными учреждениями, осуществляющими подготовку и повышение квалификации судей и сотрудников аппаратов судов;

– ведение статистического и персонального учета судей и работников аппаратов судов. Организационное обеспечение включает:

– изучение организации работы судов и разработку мер по ее совершенствованию;

– разработку научно обоснованных нормативов нагрузки судей и работников аппаратов судов;

– ведение судебной статистики, организацию делопроизводства работы архивов судов; взаимодействие с органами юстиции при составлении сводного статистического отчета;

– организацию разработки и внедрения программно-аппаратных средств для ведения судопроизводства и делопроизводства, работу по систематизации законодательства.

Материально-техническое обеспечение деятельности судов охватывает:

– разработку и представление в Правительство РФ согласованных с Председателем ВС и Советом судей РФ предложений о финансировании судов, мировых судей и квалификационных коллегий судей;

– организацию строительства, ремонта и технического оснащения зданий и помещений суда;

– организацию материального и социального обеспечения судей и работников аппарата судов. Судебный департамент состоит из следующих основных подразделений: главного управления организационно-правового обеспечения деятельности судов, главного управления обеспечения деятельности военных судов; главного финансово-экономического управления. В структуру входит ряд других подразделений: кадровые, контрольно-ревизионное, капитального строительства, учебных и образовательных учреждений.

Возглавляет Судебный департамент Генеральный директор, который назначается и освобождается от должности Председателем ВС РФ с согласия Совета судей РФ.

Кадровое обеспечение судебной системы

В настоящее время наблюдается острая нехватка судей и работников аппаратов судов. В то же время по-прежнему растет число поступающих в суды исковых заявлений, жалоб и обращений о разрешении споров. Повышается сложность и трудоемкость рассматриваемых дел. Это ведет к дальнейшей перегрузке судей и работников аппаратов судов.

Федеральным законом «О мировых судьях в Российской Федерации» введен институт мировых судей, но к настоящему времени корпус мировых судей сформирован лишь наполовину. Необходима организация финансирования мировых судов во всех субъектах Российской Федерации. По имеющимся оценкам, это позволит снизить нагрузку на районное звено судов общей юрисдикции на 30-40 процентов.

Введение должностей помощника федерального судьи суда общей юрисдикции (в районных и приравненных к ним судах) и помощника федерального судьи арбитражного суда позволит освободить судей от технической работы и даст им возможность сосредоточиться на осуществлении основной функции — отправлении правосудия.

Статьей 47 Конституции Российской Федерации установлено право обвиняемого на рассмотрение его дела судом с участием присяжных заседателей. В целях реализации этой нормы предполагается введение суда присяжных заседателей во всех субъектах Российской Федерации для обеспечения реального равенства граждан перед законом и судом.

Необходимо увеличение численности судей, работников аппаратов и обслуживающего персонала судов общей юрисдикции в связи с предполагаемой с 1 января 2004 г. передачей в ведение суда санкционирования следственных действий, предусмотренных статьями 22 и 25 Конституции Российской Федерации.

В целях реализации Программы необходимо ввести институт администраторов арбитражных судов.

В целях реализации Федерального закона «Об увеличении штатной численности судей и работников аппаратов арбитражных судов в Российской Федерации» должна быть увеличена штатная численность арбитражных судов.

Развитие материально-технического обеспечения судебной системы

Повышение заработной платы.

Программа предусматривает повышение заработной платы судей до уровня, существовавшего до 17 августа 1998 г. Для этого среднюю заработную плату судей следует увеличить в 1,6 раза в 2002 году, а к 2006 году довести до 28500 рублей в месяц (в ценах 2001 года). Повышение заработной платы работникам аппаратов судов должно осуществляться одновременно с повышением денежного содержания федеральных государственных служащих.

Улучшение размещения судов и обеспечение судей жильем.

Существующая система финансирования строительства, реконструкции, ремонта зданий, помещений судов и строительства (приобретения) жилья для судей и работников аппаратов судов неэффективна.

В настоящее время 719 (34 процента) зданий судов общей юрисдикции располагаются в неприспособленных для осуществления правосудия зданиях, в аварийном состоянии находятся 162 (7,8 процента) здания суда. Нуждаются в реконструкции 10 аварийных зданий арбитражных судов, необходимо строительство 28 новых зданий для их размещения.

Каждый пятый судья арбитражных судов нуждается в обеспечении либо улучшении жилищных условий.

В 2002 — 2006 годах предлагается существенно улучшить состояние зданий, занимаемых федеральными судами.

В 2000 году на строительство и реконструкцию зданий судов было выделено 93,784 млн. рублей (7 процентов от потребности), на строительство и приобретение жилья для судей — 37 млн. рублей (5,1 процента от потребности).

В соответствии с Программой планируется обеспечить полное финансирование завершения строительства, реконструкции и капитального ремонта зданий судов, существенно увеличить расходы на текущий ремонт.

Особое внимание должно быть обращено на обеспечение органов федерального правосудия соответствующими рабочими площадями. При строительстве, реконструкции и капитальном ремонте зданий необходимо исходить из минимальной потребности 150 кв.метров на одного судью в судах районного звена и 160 кв.метров на одного судью в судах областного звена (с учетом введения судов присяжных).

По состоянию на 1 января 2001 г. 729 судей не обеспечены жильем, 2421 судья нуждаются в улучшении жилищных условий. Для обеспечения строительства (приобретения) жилья для судей и работников аппаратов судов предлагается перейти на систему предоставления за счет средств федерального бюджета федеральным судьям, нуждающимся в улучшении жилищных условий, беспроцентных ссуд на строительство (приобретение) жилья.

Программа предусматривает увеличение финансирования обеспечения федеральных судов предметами снабжения и расходными материалами.

Информационное обеспечение судебной системы.

Отсутствие необходимого целевого финансирования информатизации судебной системы не позволяет использовать современные информационные технологии, применяемые в судопроизводстве. Имеющиеся в судах разрозненные и устаревшие средства вычислительной техники не дают возможности организовать оперативный обмен информацией. Судьи и работники аппаратов судов не имеют оперативного доступа к базам данных по действующему законодательству и судебной практике.

Необходимо создание в судах компьютерных автоматизированных рабочих мест для судей, помощников судей и работников аппаратов судов, локальных вычислительных сетей, оснащенных централизованными и общедоступными информационно-правовыми и другими информационными ресурсами.

Информатизация судебной системы позволит обеспечить:

оперативную информационно-правовую поддержку правоприменительной деятельности судов;

открытость работы всей судебной системы;

повышение оперативности сбора и оформления судебных документов в процессе подготовки и слушания дел;

сокращение сроков рассмотрения дел;

формирование единой информационной технологии судебного делопроизводства в целях сокращения времени на переписку и передачу информации;

доступность для судей и работников аппаратов судов всего объема информации о законодательстве Российской Федерации и судебной практике;

полноту и достоверность информации о деятельности судов;

повышение оперативности сбора и обработки соответствующих статистических данных и обеспечение объективного анализа правоприменительной практики;

повышение эффективности кадрового, организационного, материально-технического и ресурсного обеспечения деятельности судов;

информационно-аналитическую поддержку принятия решений во всех сферах обеспечения судебной деятельности.

Укрепление научного потенциала судебной власти, создание системы профессиональной подготовки и переподготовки судей и работников аппаратов судов.

Важными факторами, существенно влияющими на уровень осуществления правосудия, являются профессиональная переподготовка и повышение квалификации судей и работников аппаратов судов.

Сложившаяся система обучения кадров позволила в 2000 году осуществить переподготовку и повышение квалификации около 1500 судей и работников аппаратов судов. Центральными звеньями этой системы являются Российская академия правосудия и Российская академия государственной службы при Президенте Российской Федерации. Исходя из установленных нормативов в 2002 году планируется повысить квалификацию 1136 судей, в 2003 году — 1508, в 2004 году — 1923, в 2005 году — 2338, в 2006 году — 2820 судей.

Каждый судья один раз в три года должен в течение месяца пройти повышение квалификации с отрывом от производства. Кроме того, из числа юристов, претендующих на звание судьи, не менее 1000 человек должны пройти предварительное обучение в течение 3-4 месяцев перед назначением на должность.

Дата добавления: 2015-09-29 ; просмотров: 1100 ; ЗАКАЗАТЬ НАПИСАНИЕ РАБОТЫ

Кадровое обеспечение деятельности судов

Председатель, заместители председателя арбитражного апелляционного суда назначаются на должность Президентом Российской Федерации сроком на шесть лет по представлению Председателя Верховного Суда Российской Федерации при наличии положительного заключения Высшей квалификационной коллегии судей Российской Федерации.

Судьи арбитражного апелляционного суда назначаются Президентом Российской Федерации без ограничения срока полномочий по представлению Председателя Верховного Суда Российской Федерации при наличии положительного заключения Высшей квалификационной коллегии судей Российской Федерации.

В соответствии с Законом Российской Федерации от 26 июня 1992 года № 3132-1 «О статусе судей в Российской Федерации» (далее – Закон) судьей может быть гражданин Российской Федерации:

1) имеющий высшее юридическое образование по специальности «Юриспруденция» или высшее образование по направлению подготовки «Юриспруденция» квалификации (степени) «магистр» при наличии диплома бакалавра по направлению подготовки «Юриспруденция»;

2) не имеющий или не имевший судимости либо уголовное преследование в отношении которого прекращено по реабилитирующим основаниям;

3) не имеющий гражданства иностранного государства либо вида на жительство или иного документа, подтверждающего право на постоянное проживание гражданина Российской Федерации на территории иностранного государства;

4) не признанный судом недееспособным или ограниченно дееспособным;

5) не состоящий на учете в наркологическом или психоневрологическом диспансере в связи с лечением от алкоголизма, наркомании, токсикомании, хронических и затяжных психических расстройств;

6) не имеющий иных заболеваний, препятствующих осуществлению полномочий судьи.

При соответствии требованиям, указанным выше, судьей арбитражного апелляционного суда, может быть гражданин, достигший возраста 30 лет и имеющий стаж работы в области юриспруденции не менее 7 лет.

В стаж работы в области юриспруденции, необходимый для назначения на должность судьи, включается время работы:

1) на требующих высшего юридического образования государственных должностях Российской Федерации, государственных должностях субъектов Российской Федерации, должностях государственной службы, муниципальных должностях, должностях в существовавших до принятия Конституции Российской Федерации государственных органах СССР, союзных республик СССР, РСФСР и Российской Федерации, должностях в юридических службах организаций, должностях в научных организациях;

2) в качестве преподавателя юридических дисциплин по профессиональным образовательным программам, в качестве адвоката или нотариуса.

Кандидатом на должность судьи не может быть лицо, подозреваемое или обвиняемое в совершении преступления, а также лицо, состоящее в близком родстве или свойстве (супруг (супруга), родители, дети, родные братья и сестры, дедушки, бабушки, внуки, а также родители, дети, родные братья и сестры супругов) с председателем или заместителем председателя того же суда.

Отбор кандидатов на должность судьи осуществляется на конкурсной основе.

Об открытии вакантных должностей председателя, заместителя председателя и судей арбитражного апелляционного суда объявляет Высшая квалификационная коллегия судей Российской Федерации, публикация объявлений осуществляется в «Российской газете». Информация о вакантных должностях судей размещается также на официальном сайте Высшей квалификационной коллегии судей Российской Федерации ( http://www.vkks.ru ).

Любой гражданин, достигший установленного возраста, имеющий высшее юридическое образование по специальности «Юриспруденция» или высшее образование по направлению подготовки «Юриспруденция» квалификации (степени) «магистр» при наличии диплома бакалавра по направлению подготовки «Юриспруденция», требуемый стаж работы по юридической профессии и не имеющий заболеваний, препятствующих назначению на должность судьи, вправе сдать квалификационный экзамен на должность судьи, который принимается Высшей экзаменационной комиссией по приему квалификационного экзамена на должность судьи.

Квалификационный экзамен на должность судьи сдают граждане, не являющиеся судьями, и судьи, пребывающие в отставке более трех лет подряд, за исключением граждан, которые имеют ученую степень кандидата юридических наук или доктора юридических наук и которым присвоено почетное звание «Заслуженный юрист Российской Федерации», а также судей, пребывающих в отставке и привлекаемых к осуществлению правосудия в порядке, установленном статьей 7.1 Закона. Результаты квалификационного экзамена действительны в течение трех лет после его сдачи, а после назначения гражданина на должность судьи — в течение всего времени пребывания его в качестве судьи и в течение трех лет подряд, исчисляемых непрерывно после ухода или удаления его в отставку.

После сдачи квалификационного экзамена гражданин, соответствующий требованиям к кандидату на должность судьи, предусмотренным Законом, вправе обратиться в Высшую квалификационную коллегию судей Российской Федерации с заявлением о рекомендации его на вакантную должность судьи, приложив документы, перечисленные в пункте 6 статьи 5 Закона.

По результатам рассмотрения заявлений всех граждан, претендующих на должность судьи, итогов проверки достоверности представленных документов и сведений, и с учетом результатов квалификационного экзамена Высшая квалификационная коллегия судей Российской Федерации принимает решение о рекомендации одного или нескольких из них кандидатом на должность судьи.

В случае если ни один из граждан, претендующих на должность судьи, не соответствует требованиям к кандидатам на должность судьи, предъявляемым Законом, Высшая квалификационная коллегия судей Российской Федерации принимает в отношении каждого из этих граждан мотивированное решение об отказе в рекомендации на должность судьи и объявляет в средствах массовой информации о новом времени и месте приема и рассмотрения заявлений от претендентов на должность судьи.

Решение Высшей квалификационной коллегии судей Российской Федерации о рекомендации кандидатом на должность судьи может быть обжаловано в судебном порядке, если коллегией нарушен установленный Законом порядок отбора претендентов на должность судьи. Решение об отказе в рекомендации на должность судьи может быть обжаловано в судебном порядке как в связи с нарушением порядка отбора претендентов на должность судьи, так и по существу решения.

Кадровое обеспечение судебных органов: некоторые проблемные вопросы и пути их решения (Орлов А.В.)

Дата размещения статьи: 12.12.2017

Важнейшим направлением деятельности любого государственного органа является кадровая работа. Данное утверждение справедливо для всех без исключения органов государственной власти и органов местного самоуправления: важность и необходимость грамотно выстроенной работы по поиску и развитию их кадрового потенциала давно осознаны и описаны в доктрине. При этом исследователи, как правило, уделяют большую часть своего внимания проблемам кадрового обеспечения органов исполнительной власти, отмечая, что в последнее время наблюдается устойчивая тенденция усиления роли органов и институтов исполнительной власти в современных государствах .
———————————
См., например: Тенденции развития контроля за деятельностью публичной администрации в зарубежных государствах: Монография / Отв. ред. В.И. Лафитский, И.Г. Тимошенко. М., 2015; Минх Г.В. Законодательная инициатива Президента Российской Федерации как конституционно-правовой институт // Журнал российского права. 2016. N 1. С. 89 — 99.

Между тем для развитого правового государства значение судебных органов, осуществляющих правосудие и выполняющих контрольные функции по отношению к двум другим ветвям власти, ничуть не меньше, чем значение исполнительных органов. В этой связи роль кадровой работы в организации судебной деятельности также трудно переоценить. При этом кадровое обеспечение судебных органов имеет существенные особенности, вызванные прежде всего спецификой правового статуса судов. Как справедливо указано в научной литературе, обособленность судебной власти заключается в том, что суды образуют самостоятельную систему государственных органов, организационное обеспечение деятельности которых происходит через органы судебной власти. Взаимодействие судебной власти с другими ветвями власти осуществляется в пределах и на основании законов, гарантирующих независимость судов и судей .
———————————
Правоохранительные и судебные органы России: Учебник / Под ред. Н.А. Петухова, А.С. Мамыкина. М., 2015.

Необходимо отметить, что основной ценностью кадрового обеспечения судебной деятельности, предопределяющей его содержание, является направленность на осуществление независимого и беспристрастного правосудия, соблюдение установленных гарантий независимости и самостоятельности судебных органов и статуса судей в Российской Федерации. Отечественное законодательство о судебной системе относит кадровое обеспечение судебной деятельности к разновидности организационного обеспечения деятельности судов, под которым, в свою очередь, понимаются мероприятия кадрового, финансового, материально-технического, информационного и иного характера, направленные на создание условий для полного и независимого осуществления правосудия (ч. 1 ст. 44 ФКЗ от 28.04.1995 N 1-ФКЗ «Об арбитражных судах в Российской Федерации», ч. 1 ст. 37 ФКЗ от 07.02.2011 N 1-ФКЗ «О судах общей юрисдикции в Российской Федерации»). Уполномоченным органом в сфере организационного обеспечения деятельности судов является Судебный департамент при Верховном Суде Российской Федерации.
Примечательно, что кадровое обеспечение судебной деятельности нашло свое отражение в законодательстве, что еще раз показывает важность данной работы. Вместе с тем объединение мероприятий кадрового характера в одну группу с финансовыми, материально-техническими и информационными также представляется оправданным, поскольку они объединены общей целью — обеспечение независимости и самостоятельности судебной власти — и находятся между собой в обширной взаимосвязи. Кроме того, осуществление указанных мероприятий является для судов, безусловно, несвойственной функцией, не связанной напрямую с осуществлением правосудия. Для выполнения данных функций в составе арбитражных судов и судов общей юрисдикции действуют аппараты судов, которые осуществляют организационное обеспечение деятельности судов по осуществлению правосудия.
Вместе с тем в соответствии с положениями действующего законодательства о судах общей юрисдикции и арбитражных судах кадровая работа не относится к функциям аппаратов данных судов, как, например, материально-техническое обеспечение суда или социально-бытовое обслуживание его сотрудников. Данное обстоятельство представляется упущением законодателя: нельзя утверждать об отсутствии взаимосвязи кадровой работы и осуществления правосудия. Как было отмечено выше, данная работа направлена в первую очередь на обеспечение независимости и самостоятельности судебных органов, сохранение и дальнейшее развитие высокого профессионального уровня судей и государственных служащих судов. Полагаем, что без выполнения указанных задач качественное осуществление правосудия не представляется возможным. Кроме того, отбор сотрудников аппарата суда, развитие их кадрового потенциала и карьерного роста также являются важной частью кадровой работы и имеют существенное значение для надлежащего осуществления правосудия.
В научных исследованиях под мероприятиями по кадровому обеспечению судебных органов понимают определение потребностей судов в кадрах; отбор и подготовку кандидатов на должности судей; взаимодействие с образовательными учреждениями, осуществляющими подготовку и повышение квалификации судей и работников аппаратов судов; ведение статистического и персонального учета судей и работников аппаратов судов; информационно-правовое обеспечение судов; методическое и организационное обеспечение психологического сопровождения судебной деятельности; создание нормативной базы прохождения государственной гражданской службы в федеральных судах; контроль исполнения законов и нормативных актов о государственной гражданской службе; аттестацию государственных гражданских служащих и присвоение им классных чинов; мобилизационную работу; работу по защите государственной тайны и секретного делопроизводства; наградную работу .
———————————
Правоохранительные и судебные органы России: Учебник / Под ред. Н.А. Петухова, А.С. Мамыкина. М., 2015.

Указанный перечень представляется достаточным. Вместе с тем при анализе перечисленных мероприятий можно заметить, что их абсолютное большинство выполняется непосредственно кадровыми подразделениями соответствующих федеральных судов. Кроме того, кадровая работа, проводимая непосредственно Судебным департаментом при Верховном Суде Российской Федерации (в частности, отбор и подготовка кандидатов на должности судей, нормативное регулирование кадровой деятельности судов, обеспечение работы Центральной наградной комиссии), также опирается на деятельность кадровых служб судов общей юрисдикции и арбитражных судов.
Необходимо отметить, что осуществление организационного обеспечения деятельности судебной власти самими судебными органами является безусловной гарантией ее самостоятельности и независимости. Например, лишь с 1998 года организационное обеспечение деятельности судов общей юрисдикции осуществляется не органом исполнительной власти — Министерством юстиции, а Судебным департаментом при Верховном Суде Российской Федерации. Данное обстоятельство, безусловно, снизило возможность воздействия исполнительных органов на различные аспекты судебной деятельности, в том числе и осуществление независимого правосудия.
Однако по вопросу о том, к какой ветви власти: исполнительной или судебной — относится Судебный департамент при Верховном Суде Российской Федерации, существует несколько точек зрения . Неслучайно и то, что организационное обеспечение деятельности высших судов Российской Федерации — Конституционного Суда и Верховного Суда — возложено на них самих. Таким образом, полагаем целесообразным закрепление на законодательном уровне за федеральными судами общей юрисдикции и федеральными арбитражными судами полномочий по кадровому обеспечению данных судов в целях соблюдения конституционных гарантий независимости судебной власти.
———————————
См., например: Коновалов А.О. Некоторые проблемы реализации внесудебных механизмов защиты конституционного права на доступ к информации о деятельности судов в Российской Федерации // Актуальные проблемы российского права. 2013. N 6. С. 673 — 678; Корякин И.И. Нормативно-правовое регулирование организационного обеспечения деятельности судов общей юрисдикции // Административное право и процесс. 2014. N 11. С. 63 — 66; Лукин М.М. Соотношение понятий «орган государственной власти» и «государственный орган» в правовой системе России на примере Центрального банка Российской Федерации // Конституционное и муниципальное право. 2014. N 11. С. 31 — 36; Тарасов А.М. Президентский контроль // Законодательство. 2003. N 4. С. 45 — 53.

Организация кадровой политики в судебных органах также сопряжена с известными особенностями. Традиционно кадровое обеспечение судов рассматривается исследователями через призму отбора и подготовки кандидатов на должности судей. Вопросы пополнения судейского корпуса, совершенствования деятельности судов и органов судейского сообщества в указанной сфере являются предметом пристального изучения ученых-юристов. Вместе с тем, по нашему мнению, недостаточно освещено в литературе кадровое обеспечение судебных органов в сфере государственной гражданской службы.
Данная тема имеет большое значение для организации судебной деятельности, прежде всего ввиду непосредственного влияния государственных служащих, составляющих аппарат суда, на работу судов, в том числе и при осуществлении ими правосудия, а также по причине того, что на сегодняшний день работники аппаратов судов являются наиболее часто используемым резервом для отбора кандидатов на судейские должности. Таким образом, можно сказать, что, развивая кадровое обеспечение судов государственными служащими сегодня, государство улучшает качество судейского корпуса в будущем.
Дополнительной особенностью кадрового обеспечения аппаратов судов является трудность подбора высококвалифицированных кандидатов на должности государственных служащих вследствие невысокого денежного содержания, с одной стороны, и постоянным перемещением перспективных молодых людей в крупные города России. При таких обстоятельствах судам необходимо не только тщательно подходить к отбору сотрудников аппаратов судов, но и обращать пристальное внимание на их дальнейшее развитие, профессиональный и карьерный рост. Сказанное актуально для любых регионов России: начиная от Сибири и Дальнего Востока, спецификой которых являются обширная площадь; проблемы транспортной доступности; отдаленность от ведущих юридических центров страны, и заканчивая Центральной Россией, особенностями которой можно назвать близость Москвы как основного центра притяжения высококвалифицированных специалистов, невысокий уровень оплаты труда государственных служащих вследствие отсутствия территориальных надбавок и т.д.
Нельзя не отметить и отсутствие единых подходов к кадровой работе в судах общей юрисдикции, военных, арбитражных судах и мировой юстиции.
В описанных нами условиях большое значение приобретает формирование кадрового резерва судебных органов как технологии, позволяющей гарантировать стабильность кадрового обеспечения судебной деятельности и создавать условия для профессионального роста кандидатов на должности государственной службы в аппаратах судов.
Работа по формированию кадрового резерва в федеральных государственных органах регулируется положениями Федерального закона от 27.07.2004 N 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации», Указом Президента Российской Федерации от 01.02.2005 N 112 «О конкурсе на замещение вакантной должности государственной гражданской службы Российской Федерации», Указом Президента Российской Федерации от 27.09.2005 N 1131 «О квалификационных требованиях к стажу государственной гражданской службы (государственной службы иных видов) или стажу работы по специальности для федеральных гражданских служащих», Указа Президента Российской Федерации от 01.02.2005 N 110 «О проведении аттестации государственных гражданских служащих Российской Федерации», Указа Президента Российской Федерации от 31.12.2005 N 1574 «О реестре должностей федеральной государственной гражданской службы».
Стоит отметить повышенное в последнее время внимание государства к рассматриваемой в данной работе теме. Так, издан Указ Президента Российской Федерации от 11.08.2016 N 403 «Об Основных направлениях развития государственной гражданской службы Российской Федерации на 2016 — 2018 годы». Основными направлениями развития государственной гражданской службы определены совершенствование управления кадровым составом гражданской службы и повышение качества его формирования; совершенствование системы профессионального развития гражданских служащих, повышение их профессионализма и компетентности; повышение престижа гражданской службы; совершенствование антикоррупционных механизмов в системе гражданской службы. В целях реализации указанных направлений, в частности, должно быть обеспечено повышение объективности и прозрачности процедуры проведения конкурсов на замещение вакантных должностей гражданской службы и включение в кадровый резерв государственных органов, для чего необходимо до 2018 года внедрить единую методику проведения конкурсов; начиная с 2017 года обеспечивать кандидатам на замещение вакантных должностей гражданской службы и включение в кадровый резерв государственных органов возможность представления в электронном виде документов для участия в конкурсе.
Кроме того, вопросы формирования кадрового резерва могут регулироваться локальными актами, принятыми соответствующими федеральными государственными органами. Между тем в судебной системе до сих пор не принят данный акт на уровне Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации, что представляется упущением, так как в соответствии с ч. 1 ст. 44 Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации» формирование кадрового резерва, организация работы с кадровым резервом и его эффективное использование относятся к составу кадровой работы, следовательно, входят в полномочия Судебного департамента. Непосредственная работа с кадровым резервом ведется кадровым подразделением соответствующего суда. Таким образом, полагаем, данное обстоятельство является дополнительным аргументом в пользу законодательного наделения федеральных судов полномочиями по кадровому обеспечению судебной деятельности.
В целях надлежащей реализации указанных полномочий судам необходимо уделять особое внимание формированию кадрового резерва посредством подбора, подготовки и карьерного роста кандидатов на замещение должностей государственной гражданской службы и его активному практическому использованию. Следует отметить, что закон наделяет суд как федеральный государственный орган мощным орудием кадровой работы — конкурсом по включению в кадровый резерв. При надлежащей организации данного мероприятия, включая оповещение широкого круга юридической общественности, работу с высшими учебными заведениями, возможно добиться увеличения количества кандидатов в кадровый резерв суда, повысить уровень образования и квалификации претендентов.
Кроме того, необходимо уделять большое внимание содержательной стороне конкурса — определению критериев оценки претендентов.
Не стоит забывать, что современное общество стало более мобильно, и поиск подходящих вакансий вне места своего постоянного проживания уже не является чем-то необычным. В науке уже высказываются мнения, что идея единого кадрового пространства — это тенденция современной эпохи . Между тем проведение конкурсов для включения в кадровый резерв обладает известной спецификой, обусловленной протяженностью территории Российской Федерации. Так, молодому специалисту, выпускнику вуза, как правило, затруднительно приезжать в другой регион несколько раз (для подачи документов и для прохождения собеседования) без последующего гарантированного трудоустройства. Однако в случае, если регион, где расположен суд, испытывает кадровый голод, например, вследствие отсутствия научной юридической школы, привлечение кандидатов на должности сотрудников аппарата суда из других субъектов Российской Федерации становится жизненно необходимым.
———————————
См.: Новокрещенов А.В. Кадры для органов власти (инновационный подход к пониманию и реализации государственной кадровой политики) // Государственная власть и местное самоуправление. 2013. N 9. С. 20.

Разрешить данную проблему возможно путем использования систем видеоконференц-связи, которыми оснащены практически все федеральные суды общей юрисдикции и федеральные арбитражные суды. Так, в рамках арбитражного процесса использование видеоконференц-связи уже зарекомендовало себя как одно из наиболее востребованных прав лиц, участвующих в деле, и гарантий доступности правосудия. Видеоконференц-связь активно используется и для проведения различных совещаний между судами по вопросам судебной практики и организации судебной деятельности. Полагаем, что использование данной технологии при проведении конкурсов по формированию кадрового резерва способно существенно улучшить ситуацию с кадровым обеспечением судов, является гарантией права граждан на равный доступ к государственной службе и отвечает правилам эффективного использования государственного имущества.
Арбитражным судом Центрального округа успешно использован такой способ проведения второго этапа конкурса по включению в кадровый резерв для замещения должностей государственной службы в аппарате суда. Для участия в указанном конкурсе более 40 претендентов подали заявления, четверть из них — государственные гражданские служащие иных арбитражных судов (Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа, Арбитражный суд Белгородской области, Арбитражный суд Тульской области, Арбитражный суд города Севастополя), для которых личное участие в конкурсном испытании (собеседовании) явилось затруднительным в силу территориальной удаленности. В целях реализации такого принципа гражданской службы как равный доступ граждан к гражданской службе независимо от места жительства Арбитражным судом Центрального округа было обеспечено проведение заседания конкурсной комиссии с использованием системы видеоконференц-связи, в результате которого государственные гражданские служащие иных арбитражных судов были включены в кадровый резерв указанного суда.
Заслуживают внимания и содержащиеся в литературе доводы о необходимости расширения функционала федеральной государственной информационной системы «Федеральный портал управленческих кадров» в части проведения предварительной квалификационной оценки кандидатов в дистанционной форме, представления кандидатами электронных копий документов для подтверждения соответствия квалификационным требованиям к вакантным должностям, формирования единой базы вакансий .
———————————
См.: Современные кадровые технологии в органах власти: Монография / Под общ. ред. С.Е. Прокофьева, А.М. Беляева, С.Г. Еремина. М., 2015.

Кроме того, в рамках расширения единого кадрового пространства федеральных судов считаем возможным внести в законодательство изменения о возможности назначения на должность государственной службы аппарата суда без проведения конкурсных процедур кандидата, состоящего в кадровом резерве суда вышестоящей инстанции (для районных судов — верховные, краевые, областные суды; для арбитражных судов субъектов Российской Федерации — арбитражные, апелляционные и кассационные суды). В связи с большей сложностью рассматриваемых дел и возникающих в процессе работы вопросов в судах вышестоящих инстанций кандидаты, состоящие в кадровом резерве данных судов, вполне способны нести государственную службу и в нижестоящих судах.
Полагаем, что содержащиеся в настоящей статье предложения смогут внести свою лепту в процесс совершенствования кадровой работы судебных органов и положительно повлиять на кадровое обеспечение судебной деятельности в России.

Литература

1. Коновалов А.О. Некоторые проблемы реализации внесудебных механизмов защиты конституционного права на доступ к информации о деятельности судов в Российской Федерации // Актуальные проблемы российского права. 2013. N 6. С. 673 — 678.
2. Корякин И.И. Нормативно-правовое регулирование организационного обеспечения деятельности судов общей юрисдикции // Административное право и процесс. 2014. N 11. С. 63 — 66.
3. Лукин М.М. Соотношение понятий «орган государственной власти» и «государственный орган» в правовой системе России на примере Центрального банка Российской Федерации // Конституционное и муниципальное право. 2014. N 11. С. 31 — 36.
4. Минх Г.В. Законодательная инициатива Президента Российской Федерации как конституционно-правовой институт // Журнал российского права. 2016. N 1. С. 89 — 99.
5. Новокрещенов А.В. Кадры для органов власти (инновационный подход к пониманию и реализации государственной кадровой политики) // Государственная власть и местное самоуправление. 2013. N 9. С. 17 — 20.
6. Правоохранительные и судебные органы России: Учебник / Под ред. Н.А. Петухова, А.С. Мамыкина. М.: Российский государственный университет правосудия, 2015. 436 с.
7. Современные кадровые технологии в органах власти: Монография / Под общ. ред. С.Е. Прокофьева, А.М. Беляева, С.Г. Еремина. М.: Юстицинформ, 2015. 661 с.
8. Тарасов А.М. Президентский контроль // Законодательство. 2003. N 4. С. 45 — 53.
9. Тенденции развития контроля за деятельностью публичной администрации в зарубежных государствах: Монография / Отв. ред. В.И. Лафитский, И.Г. Тимошенко. М.: ИНФРА-М, 2015. 446 с.

Обеспечение деятельности судов общей юрисдикции

Как уже отмечалось, работа судов общей юрисдикции организуется председателями соответствующих судов, их заместителями, а также такими коллегиальными органами, как президиумы судов. В то же время в деятельности судов возникает множество вопросов, связанных с финансовым, материально-техническим, информационно-аналитическим и иным обеспечением их деятельности, решение которых не должно перелагаться на саму судебную власть, поскольку иное могло бы привести к нарушению принципа разделения власти в государстве и созданию режима административной зависимости внутри системы судов.

С учетом этого Законом о Судебном департаменте был учрежден Судебный департамент при Верховном Суде РФ, на который и возложено организационное обеспечение деятельности верховных судов республик, краевых и областных судов, судов городов федерального значения, судов автономной области и автономных округов, районных судов, военных и специализированных судов, органов судейского сообщества, а также финансирование мировых судей (обязанность обеспечения работы Верховного Суда РФ в соответствии со ст. 32 Закона о судебной системе возлагается на его аппарат).

Судебный департамент не входит в структуру Верховного Суда РФ, а является самостоятельным государственным органом. Он не вправе вмешиваться в осуществление судами правосудия. Проводя в рамках организационного обеспечения деятельности судов мероприятия кадрового, финансового, материально-технического и иного характера, он призван способствовать укреплению самостоятельности судов, независимости судей, созданию условий для полного и независимого осуществления правосудия.

Возглавляет Судебный департамент Генеральный директор, приравненный по рангу к федеральному министру, у которого есть несколько заместителей.

В структуру Судебного департамента согласно закону входят: главное управление организационно-правового обеспечения деятельности судов; главное управление обеспечения деятельности военных судов; главное финансово- экономическое управление; управление государственной службы и кадрового обеспечения; контрольно-ревизионное управление; управление делами; управление капитального строительства, эксплуатации зданий и сооружений; отдел учебных и образовательных учреждений; отдел международно-правового сотрудничества; аппарат Высшей квалификационной коллегии судей РФ.

Органами Судебного департамента, образующими с ним единую систему, являются управления и отделы Судебного департамента в субъектах РФ.

В соответствии со своим предназначением Судебный департамент: организационно обеспечивает деятельность всех, кроме Верховного Суда РФ, судов общей юрисдикции, органов и учреждений Судебного департамента, а также Всероссийского съезда судей и образуемых им органов судейского сообщества; управляет органами и учреждениями Судебного департамента; разрабатывает по вопросам своего ведения проекты федеральных законов и иных нормативных правовых актов; разрабатывает и представляет в Правительство РФ согласованные с Председателем Верховного Суда РФ и Советом судей РФ предложения о финансировании судов, мировых судей и органов судейского сообщества; изучает организацию деятельности судов и разрабатывает предложения о ее совершенствовании; вносит в установленном порядке в Верховный Суд РФ предложения о создании либо об упразднении судов; определяет потребность судов в кадрах; обеспечивает работу по отбору и подготовке кандидатов на должности судей; взаимодействует с образовательными учреждениями, осуществляющими подготовку и повышение квалификации судей и работников аппаратов судов; обеспечивает отбор и профессиональную подготовку работников аппарата Судебного департамента и работников органов и учреждений Судебного департамента; ведет судебную статистику, организует делопроизводство и работу архивов судов; взаимодействует с органами юстиции при составлении сводного статистического отчета; рассматривает жалобы и заявления граждан в пределах своей компетенции; организует строительство зданий, а также ремонт и техническое оснащение зданий и помещений судов, органов и учреждений Судебного департамента, выполняет ряд других сложных и важных функций. Финансирование судов, мировых судей и квалификации судей осуществляется Судебным департаментом за счет федерального бюджета.

Решая стоящие перед ним задачи, Судебный департамент вправе запрашивать в установленном порядке у государственных и иных органов, учреждений, организаций, должностных лиц и получать от них необходимые документы и материалы; контролировать расходование бюджетных средств судами, а также органами и учреждениями Судебного департамента; проводить ревизии их финансово-хозяйственной деятельности; привлекать в установленном порядке для выполнения законопроектных, экспертных, исследовательских работ и дачи консультаций научные организации, работников государственных и иных органов, учреждений и организаций, специалистов и экспертов; вносить в Верховный Суд РФ и Правительство РФ предложения об улучшении условий труда, материального и социального обеспечения судей, работников аппаратов судов и аппарата Судебного департамента, а также работников органов и учреждений Судебного департамента.

Управление (отдел) Судебного департамента в субъекте РФ осуществляет организационное обеспечение деятельности районных судов, органов судейского сообщества субъекта РФ, а также финансирование мировых судей. Управление (отдел) осуществляет подбор кандидатов на должности судей; организует и обеспечивает работу экзаменационной комиссии по приему квалификационного экзамена на должность судьи; изучает организацию деятельности районных судов и принимает меры по ее совершенствованию; ведет судебную статистику, организует делопроизводство и работу архивов судов; финансирует районные суды и органы судейского сообщества в субъекте РФ; контролирует расходование ими бюджетных средств, проводит ревизии их финансово-хозяйственной деятельности; финансирует возмещение издержек по делам, рассматриваемым мировыми судьями, которые относятся на счет федерального бюджета; осуществляет материально-техническое обеспечение районных судов, организует строительство, ремонт и техническое оснащение зданий и помещений районных судов; принимает во взаимодействии с судами, органами судейского сообщества и правоохранительными органами меры по обеспечению независимости, неприкосновенности и безопасности судей, а также безопасности членов их семей; организует материальное и социальное обеспечение судей районных судов, в том числе пребывающих в отставке, работников аппаратов районных судов; осуществляет иные меры по обеспечению деятельности районных судов и органов судейского сообщества субъекта РФ.

Руководит управлением (отделом) судебного департамента субъекта РФ начальник, назначаемый на должность Генеральным директором Судебного департамента по согласованию с председателем соответствующего областного или приравненного к нему суда.

Обеспечение деятельности Верховного Суда РФ осуществляет его аппарат, который включает в себя: секретариаты Председателя и первого заместителя Председателя Верховного Суда РФ, аппараты заместителей Председателя Верховного Суда РФ, секретариат Пленума, аппараты судебных коллегий, в том числе аппараты судебных составов; управление систематизации законодательства и анализа судебной практики; управление делами (документооборота и делопроизводства); управление кадров и государственной службы; управление правовой информатизации; планово-финансовое управление; хозяйственное управление; отдел специального контроля; первый отдел; международно-правовой отдел; отдел по связям со средствами массовой информации и некоторые другие подразделения. На аппарат возлагается задача создания надлежащих условий для деятельности Верховного Суда РФ и прежде всего для осуществления правосудия по рассматриваемым им делам.

Сотрудники соответствующих подразделений аппарата Верховного Суда выполняют следующие функции: осуществляют прием и регистрацию поступающих в Верховный Суд документов (гражданских и уголовных дел, жалоб, представлений и др.); готовят материалы дел к рассмотрению в заседаниях суда; производят вызов в судебные заседания участвующих в них лиц; осуществляют протоколирование и стенографирование заседаний Пленума и Президиума Верховного Суда, а также заседаний судебных коллегий, рассматривающих дела по первой инстанции; оформляют рассмотренные дела и обеспечивают хранение их материалов. Сотрудниками аппарата также ведется анализ и обобщение судебной практики, готовятся информационные и аналитические материалы, касающиеся деятельности судов, в том числе по подлежащим разрешению в судебных заседаниях или в заседании Пленума Верховного Суда вопросам применения закона.

В издаваемом Верховным Судом РФ «Бюллетене Верховного Суда Российской Федерации» для всеобщего сведения публикуются постановления Пленума, а также выборочно постановления Президиума, определения коллегий, решения областных и приравненных к ним судов, которые могут иметь значение для выработки направлений развития судебной практики по гражданским, административным и уголовным делам. В нем также публикуются обзоры судебной практики, статьи по вопросам применения законодательства.

Важную роль в обеспечении деятельности Верховного Суда РФ играет созданный при нем Научно-консультативный совет, в задачи которого входит разработка научно обоснованных рекомендаций по наиболее сложным и принципиальным вопросам судебной практики. Такие рекомендации могут разрабатываться в связи с подготовкой разъяснений Пленума Верховного Суда по вопросам судебной практики, разработкой проектов законодательных и иных нормативных актов, рассмотрением в судебных заседаниях конкретных дел.

Состав Научно-консультативного совета утверждается Пленумом Верховного Суда РФ по представлению Председателя Верховного Суда РФ и включает в себя: председателя Научно-консультационного совета (Председатель Верховного Суда РФ), ученого секретаря (секретарь Пленума Верховного Суда РФ) и членов совета из числа ученых- юристов, судей, работников правоохранительных органов, адвокатов.

Организационное обеспечение деятельности областного и приравненного к нему суда осуществляется администратором соответствующего суда, реализующим свои полномочия под контролем соответствующих подразделений Судебного департамента и во взаимодействии с ними. В своей текущей деятельности администратор суда подчиняется председателю суда и выполняет его распоряжения.

К основным задачам администратора суда относятся: принятие мер по организационному обеспечению деятельности суда, подготовке и проведению судебных заседаний; взаимодействие с адвокатурой, правоохранительными и другими государственными органами по вопросам обеспечения деятельности суда; принятие мер по обеспечению надлежащих материальных и бытовых условий для судей и работников аппарата суда; обеспечение судей и работников аппарата суда нормативными правовыми актами, юридической литературой; организация охраны здания, помещений и другого имущества суда в нерабочее время и др.

В своей деятельности администратор суда опирается на аппарат суда, который, однако, непосредственно подчиняется председателю суда. Аппарат суда состоит из ряда самостоятельных подразделений (группа консультантов, канцелярия, секретариат, экспедиция, архив и др.), которые призваны непосредственно создавать надлежащие условия для осуществления правосудия. Работающие в аппарате суда помощники судьи, советники, консультанты, секретари (судебного заседания, судебного состава, президиума суда), инспектора и другие должностные лица являются государственными служащими, которые выполняют следующие функции: ведут кодификационную и аналитическую работу; осуществляют подготовку дела к рассмотрению в судебном заседании; извещают лиц, вызванных в судебное заседание, о месте, дате и времени заседания; проверяют явку в суд; ведут протокол судебного заседания; оформляют рассмотренные дела; ведут делопроизводство в суде; выполняют поручения судей и другие служебные обязанности.

Организационное обеспечение деятельности районного суда возложено на администратора этого суда, который осуществляет свои полномочия под контролем соответствующего управления (отдела) Судебного департамента субъекта РФ и во взаимодействии с ним. Администратор районного суда назначается на должность начальником управления (отдела) Судебного департамента по представлению председателя районного суда, подчиняется председателю суда и выполняет его распоряжения.

Полномочия администратора районного суда, равно как и полномочия сотрудников аппарата этого суда, аналогичны полномочиям соответственно администратора и аппарата областного или приравненного к нему суда, хотя, как правило, они менее масштабны.

Обеспечение деятельности военных судов. Деятельность Военной коллегии Верховного Суда РФ обеспечивается аппаратом Верховного Суда, а всех остальных военных судов – Судебным департаментом при Верховном Суде РФ. Обеспечение военных судов транспортом, средствами связи, вооружением, служебными помещениями, их обслуживание и эксплуатация возлагается на соответствующие органы Вооруженных Сил РФ.

Аппараты военных судов, как и аппараты иных судов общей юрисдикции, создают условия для рассмотрения дел, проводят систематизацию законодательства, ведут информационно-справочную работу, обобщают судебную практику, выполняют другие обязанности, обеспечивающие осуществления правосудия.

Обеспечение деятельности мирового судьи осуществляется по двум каналам: федеральному и субъекта РФ.

Обеспечение заработной платы мировых судей и социальных выплат, предусмотренных для судей федеральными законами, является расходным обязательством Российской Федерации и осуществляется через управление (отдел) Судебного департамента при Верховном Суде РФ в субъекте РФ. За счет федерального бюджета через органы Судебного департамента производится и возмещение издержек, покрываемых по делам, рассматриваемым мировыми судьями.

Финансовое, материально-техническое и иное обеспечение деятельности мировых судей, в том числе обеспечение заработной платы работникам их аппаратов, осуществляют органы исполнительной власти соответствующего субъекта РФ в порядке, установленном законом соответствующего субъекта РФ.

Работники аппарата мирового судьи являются государственными служащими субъекта РФ. На них возлагаются обязанности по приему и регистрации корреспонденции, обеспечению ведения приема граждан и рассмотрения дел мировым судьей, протоколирования хода судебного заседания, оформления материалов рассмотренных дел, осуществление информационно-справочной работы.

Смотрите еще:

  • Сро экспертиза отчета об оценке Сро экспертиза отчета об оценке 4.2. Экспертиза отчета об оценке То, что принято без доказательств,может быть отвергнуто без доказательств. Эвклид Экспертиза отчета об оценке представляет собой действия эксперта или экспертов СРО […]
  • Юрист краснодар телефон Бесплатные консультации юриста в Краснодаре по телефону 8 (800) 775-39-72 бесплатно! Бесплатные консультации юристов по телефону в Краснодаре и Краснодарском крае, юридические консультации в Краснодаре по телефону и онлайн консультации […]
  • Статья 15 закона 255-фз Порядок исчисления пособий по материнству и детству согласно Федерального закона №343-ФЗ Фонд социального страхования Российской Федерации (далее - Фонд) доводит до Вашего сведения, что 8 декабря 2010 года Президентом Российской Федерации […]
  • Осужденный подал иск в суд МОСКВА, 18 июл — РАПСИ. Замоскворецкий суд Москвы привлек две организации в качестве третьих лиц по исковому заявлению ФСИН о взыскании свыше 2,2 миллиарда рублей компенсации с ее бывшего директора Александра Реймера, осужденного на 8 лет […]
  • Военному прокурору волгоградского гарнизона Военнослужащему Военные прокуратуры окружные и гарнизонные Главная военная прокуратура Главный военный прокурор Генерал-полковник юстиции Фридинский Сергей Николаевич Приемная ГВП: 8(495) 247-54-67 Тел. дежурного по ГВП: 8(495) 693-64-17 […]
  • Закон о тишине москва консультант Закон о тишине в Москве с 1 января 2016 года Добрый вечер , снимаю комнату в Москве , мой сосед в соседней комнате , играет на скрипке начиная с 8 утра и заканчивая иногда около 23:00. Хотел бы узнать подходит для этого случая закон […]
  • Заявление юрлица о вступлении Заявление юрлица о вступлении Образцы документов. Образцы договоров, контрактов, приказов, соглашений. Далее--> Образцы заявлений. Образцы заявлений, обращений, исков, резюме. Далее--> Образцы для налоговой. Образцы деклараций, форм […]
  • Не нашедшие разрешения вопросы ВС РФ готовит новые разъяснения по вопросам применения судами таможенного законодательства Фото: пресс-служба ВС РФ ВС РФ в ближайшее время рассмотрит вопрос о принятии новых разъяснений, посвященных вопросам разрешения таможенных споров […]