Эстафета правила — Доброе дело

Эстафета правила

Многие кто бывал на легкоатлетических соревнованиях, не могут дождаться времени проведения эстафет. Обычно назначают её в последний день соревнований или заключительным видом программы. Это самое интересное состязание, на которое стоит прийти и посмотреть. Обычно все трибуны ревут во время эстафеты.

Можно увидеть огромное напряжение всего тренерского состава и болельщиков. Эстафета поднимает командный дух и объединяет команду, которая её бегут. Если вы хоть раз в жизни, даже на уроках физкультуры бегали эстафету, то помните это чувство адреналина и захватывающих эмоций. Спортсменам необходимо сохранять спокойствие и выдержку на протяжении всего своего этапа.

Оглавление:

Какие виды эстафет бывают

Главными эстафетными дисциплинами являются 4х100 метров и 4х400 метров, это обычные дистанции на всех проводимых соревнованиях. На любительских состязаниях организаторы сами могут решить, какой вид эстафеты выбрать, это может быть и 4х60 метров, а могут быть этапы 4х800 метров.

Также есть такой вид эстафет как шведская. Заключается она в том, что участники проходят этапы разной протяжённости. Обычно дистанции идут на уменьшение. Есть такая эстафета под названием «шведка», состоит она из таких этапов как 800+400+200+100 метров.

Многие жители города видели уличные эстафеты, которые обычно приурочены к какому-либо празднику. Например, знаменитая майская эстафета, проводимая в честь «9 Мая». На таких состязаниях дистанции зависят от длины улиц и выдумки организаторов.

Какие существуют правила эстафетного бега

Главный момент в эстафете – это передача палочки. Если вдруг спортсмен потерял её, он долженподнять палочку и передать следующему бегуну. Зона передачи палочки составляет 20 метров. Обычно она выделяется белыми линиями. Соревнующимся людям, можно начинать разгон за 10 метров до этого коридора.

На официальных соревнованиях в эстафете 4 по 100 метров участники должны строго бежать по своим дорожкам. В дисциплине 4 по 400 метров нужно придерживаться своей дорожки только первый круг и 100 метров (первый вираж) второго этапа эстафеты.

Необходимо выполнять строгие правила:

  • Нельзя переходить на чужую дорожку, в случае невыполнения вся команда дисквалифицируется;
  • Спортсменам ни в коем случае нельзя помогать друг другу. Например, если у принимающего человека упала палочка, то только он может её поднять;
  • Атлету, которые уже пробежал дистанцию нельзя покидать свою дорожку, пока не освободятся все остальные.
  • Тренеры начинают обучать участников эстафеты с азов, т. е. с техники передачи эстафетной палочки. Есть два вариант:

    1. Во время прохождения дистанции спортсмен может переложить палочку в руку, которая ему удобней;
    2. Палочка остаётся в той руке, в которой её передали. Обычно такой вид используется в коротких эстафетах, чтобы не терять сокровенные доли секунд.
    3. Также спортсменам нужно чётко знать места, с которого необходимо начать разгон. Проходит не одна тренировка, чтобы чётко отработать этот момент.

      Во время дистанции спортсмен первого этапа вытягивает руку уже на середине, и при помощи голоса предупреждает следующего о передаче палочки. У другого спортсмена должна быть отведена руки назад и положение кисти, необходимо держать таким: большой палец направлен к бедру, а вся кисть – вниз. Тогда первый сможет без проблем вложить палочку в руку второму.

      Ещё спортсмены должны учитывать очень важный момент как скорость передачи. Её необходимо сохранять примерно равной у обоих передающих в зоне передачи палочки.

      Для тренера важно правильно подобрать участников эстафеты. Необходимо учитывать следующие моменты:

      1. Личные рекорды на конкретно этой дистанции;
      2. Правильная согласованность всех бегунов;
      3. Выполнение идеальной техники при передаче палочки;
      4. Командный дух всех участников.
      5. Когда все спортсмены чувствуют, какая огромная ответственность на них лежит, и каждый старается помочь другому, только тогда приходят победы.

        Видео: Техника эстафетного бега

        Техника эстафетного бега и обучение передачи палочки

        Единственной командной дисциплиной в легкой атлетике является эстафета, которая традиционно проводится в заключительной части соревнований. Участниками дисциплины становятся наиболее подготовленные спортсмены, которые с большей вероятностью принесут результат.

        Эстафетный бег – это дисциплина легкой атлетики, в которой результат достигается командными, а не индивидуальными усилиями. Классические соревнования проводятся исключительно на стадионе, но отдельные вариации эстафет могут проходить по шоссе.

        Техника эстафетного бега

        Технический аспект эстафеты ничем не отличается от спринтерского бега за исключением передачи палочки между участниками одной команды. В забеге принимают участие 4 спортсмена, которые распределяются по всей длине круга на расстоянии 100 метров между собой непосредственно перед стартом.

        Участник, бегущий на первом этапе, занимает положение низкого старта. Эстафетная палочка находится в правой руке согласно правилам соревнований. По команде “на старт” спортсмен снимает тренировочный костюм и направляется на дорожку. Сигнал “внимание” звучит после того, как все бегуны первого отрезка зафиксируют положение тела. Сигнал “марш” выполняется выстрелом с пистона или махом флага.

        Участники первого этапа бегут по виражу, поэтому после старта прижимаются к левой стороне дорожки, чтобы сократить длину дистанции. При этом наступать на левую линию дорожки запрещено.

        Спортсмен на втором отрезке занимает положение высокого старта. Когда до участника второго этапа остается 20 метров, второй спортсмен начинает разбег. Сократив расстояние до нескольких метров 1 номер говорит “Оп” и выставляет правую руку с эстафетной палочкой вперед. Второй спортсмен отводит левую руку назад ладонью вверх. После передачи эстафеты спортсмен 1 этапа медленно останавливается и остается на своей дорожке. Получивший палочку бегун сокращает дистанцию до третьего спортсмена. Третий передает четвертому.

        Когда четвертый участник команды получил эстафету, он начинает заключительный отрезок эстафеты. Ему не нужно передавать палочку, поэтому 4 отрезок показывает лучший результат. Как правило, на заключительный этап выставляется лидер, который обладает большей скоростью.

        Финиширование в эстафете идентично бегу на короткие дистанции и производится тремя способами:

      6. Пробеганием
      7. Рывок грудью вперед
      8. Финиш боком
      9. После финиша легкоатлет постепенно снижает скорость, после чего переходит на ходьбу. Рекомендуется снижать скорость на протяжении 30-50 метров.

        Виды эстафетного бега

        Существуют разновидности эстафет, которые регламентируются Международной ассоциацией легкоатлетических федераций (IAAF) и позволяют устанавливать мировые рекорды. Также существуют нетрадиционные эстафетные дистанции.

        ИААФ регламентирует:

      10. Олимпийские дистанции 4 по 100 и 4 по 400 метров. Забеги проводятся для представителей женских и мужских команд.
      11. Мировые рекорды могут быть установлены в беге на 4×100, 4×200, 4,400 и 4×800 метров для женщин и мужчин.
      12. Также мужчины имеют возможность установить рекорд на 4×1500 м.
      13. Нетрадиционные дистанции:

      14. Шведская эстафета, когда участники бегут отрезки 100x200x400x800 метров или в обратном порядке. При этом состав может быть смешанным.
      15. Эстафеты, создаваемые организатором для спортивного праздника, могут иметь любой вид. Но фиксирование рекордов допустимо только на уровне непосредственно праздника, если таковой проводится регулярно.
      16. Соревнования по беговым эстафетам проводятся согласно установленным правилам. Если соревнования носят не официальный характер, правила становятся рекомендацией к проведению.

        Правила эстафетного бега

        Правила соревнований регламентируются ИААФ и становятся обязательными для выполнения на всех официальных соревнованиях. Если соревнования проходили без строго соблюдения правил, тогда результаты признаются недействительными на международной арене.

        Длина эстафетной палочки 28-30 см, окружность 12-13 см, а масса 50-150 грамм. Изготавливается из древесного, металлического или пластмассового материала в виде полой трубки. Цвет красный, желтый, оранжевый или любой другой, который будет легко различим для судей и болельщиков.

        Эстафетная палочка должна находиться в руках участников команды от старта и до финиша. При этом существует правило, согласно которому передача осуществляется из правой руки в левую, а из левой в правую. Таким образом, с палочкой в правой руке бегут 1 и 3, а в левой 2 и 4 этапы.

        Передача производится в 20-метровой зоне. Если эстафета была передана до или после указанной зоны команда дисквалифицируется. Палочка должна вкладываться в руку, т.е. ее нельзя бросать или перекатывать. Если палочка упала, то поднять ее разрешается спортсмену, который нес эстафету. В противном случае снимается вся команда.

        Каждый спортсмен бежит по своей дорожке от 1 до 4 этапа. Каждый участник может бежать только один отрезок. Если эстафету пробежало 3 и менее человек, тогда команда снимается с эстафеты. Любое нарушение одного из спортсменов является поводом для дисквалификации всей команды.

        Если эстафета подразумевает отрезки 400 и более метров, тогда после первого круга разрешается бег по общей дорожке. При этом старт и первый этап проходит по отдельным дорожкам.

        Тест об эстафетном беге

        Начать!

        Эстафетный бег. Техника, правила, виды, дистанции

        Эстафетный бег — это всегда напряженная атмосфера на трибунах. Волнение, которое охватывает болельщиков и спортсменов в заключительный день соревнований, нельзя передать словами. Если спринтерский забег заканчивается примерно за 10-20 секунд и отличается напряженностью, то эстафеты – это спринт, помноженный на 4. Познакомиться со всеми тонкостями эстафетного бега, конечно же, стоит

        Немного истории

        Впервые соревнования по эстафетному бегу начали проводиться в XIX веке. В 1908 году эстафета была официально включена в программу Олимпийских игр. Только в тот год проводилась эстафета не такая, которую мы привыкли видеть на нынешних соревнованиях по легкой атлетике, а так называемая шведская эстафета. Ее суть заключается в том, что каждый этап атлет бежит свою дистанцию. Например, на Олимпийских играх в Лондоне в 1908 году проводилась эстафета 200-200-400-800 м. Уже на следующей Олимпиаде в 1912 году в программе появились привычные современному обывателю эстафеты 4х100 м и 4х400 м.

        Сегодня ни одни соревнования по легкой атлетике, даже регионального уровня, не обходятся без эстафетного бега. Он позволяет поставить жирную точку в противоборстве разных команд, а заодно и удовлетворить жажду зрелищ болельщиков. Следует отметить, что эстафеты пользуются большой популярность не только в легкой атлетике, но и в других циклических видах спорта. Причем, как показывает практика именно на эстафеты собирается большое количество болельщиков как на стадионах, так и за экранами телевизоров, не зависимо от вида спорта.

        В чем популярность эстафетного бега

        В первую очередь эстафетный бег – это интересно. Различные игровые эстафетки проводят в школе для маленьких детей, а также эстафеты используются как тренировочный прием и для подготовки взрослых спортсменов. Эстафета порождает большую жажду победы и желание выкладываться, поскольку спортсмен ощущает ответственность не только за себя, но и за свой результат. Помимо этого, с помощью тренировочных эстафет можно психологически подготовить к одиночным забегам атлетов.

        Самой популярной является эстафета 4х100 метров. Не меньше зрителей собирает и 4х400 метров, но темпы стометровки все же делают спринтерскую эстафету много зрелищнее. Многие любят спринты именно за этот бешеный ритм и накал страстей. В эстафетах все это повторяется аж 4 раза подряд. Каждый последующий атлет пытается наверстать упущенное или, наоборот, создать больший гандикап для своего товарища.

        Особенности эстафетного бега

        В первую очередь это единственная командная дисциплина легкой атлетики. Залог победы тут только слаженная и отточенная работа всех участников эстафетной команды. Тренироваться эстафетная команда должна вместе и оттачивать момент передачи эстафеты.

        Отсюда вытекает и еще одна особенность – это бег с эстафетной палочкой. Момент передачи в легкоатлетических эстафетах, в отличие от других видов спорта – это передача эстафетной палочки. Ее нельзя бросать своему товарищу и крайне нежелательно ее ронять, поскольку поднимать придется ее только тому, кто выпустил ее из рук последний.

        Бег с эстафетной палочкой требует ряд небольших поправок в технике бега. Во-первых, старт второго и последующих этапов производится уже без колодок. С одной стороны, это сказывается на скорости и мощности разгона. С другой стороны, эстафетчикам разрешено начинать разгон примерно за 10 метров до передачи палочки. Вся сложность заключается как раз в том, что бегуну очень важно поймать момент, когда начинать разгон и принимать эстафету. Если начать его слишком рано, то придется сбавлять скорость в конце зоны передачи, если слишком поздно, то не получится набрать достаточную скорость для успешного прохождения этапа.

        Существует одно сильное различие в дисциплинах 4х100 и 4х400 метров, и оно заключается не в длине дистанции. Дело в том, что участники эстафеты 4х100 м всю дистанцию должны пройти только по своей дорожке. В то время как на эстафете 4х400 м по отдельной дорожке бегут только первый этап, а последующие стремятся занять место на первой дорожке.

        Дистанции в эстафетном беге

        Несмотря на то, что эстафеты очень зрелищны, на официальных крупных соревнованиях проводят всего 2 эстафетные дисциплины – это 4х100 и 4х400 м. Международная федерация легкой атлетики регистрирует рекорды и в других дисциплинах, таких как 4х200 м, 4х800 м и 4х1500 м, но соревнования на этих дистанциях не проводится. То ли из-за чрезмерной перегруженности атлетов, то ли из-за большого количества видов на соревнованиях.

        Вообще, дистанции в эстафетном беге бывает самые разные. Все зависит только от воображения организаторов. Следует отметить, что речь не идет об официальных крупных соревнованиях, где воображение организаторов строго ограничено регламентом. Очень интересно посмотреть на эстафету 4х60 или 4х110 метров с барьерами. Рекорды на этих дисциплинах уже не регистрируется Федерацией, но скучными они от этого не становятся.

        Не самым зрелищным, но довольно интересным является экиден. Экиден представляет собой эстафету на классической марафонской дистанции. Другими словами, 42 195 метров пробегает не 1 человек, а 6, причем длина отрезков чередуется между каждым этапом. Соответственно и мировой рекорд на экидене, который, кстати, тоже официально зарегистрирован IAAF (международная ассоциация легкоатлетических федераций), быстрее, чем рекорд классического марафона примерно на 6 минут.

        Последнее время все чаще проводятся эстафеты и в кроссовых дисциплинах. Вот именно здесь все зависит только от организаторов. На различных любительских или неофициальных соревнованиях можно встретить любые эстафеты, включая шведские, которые были описаны много.

        Поскольку эстафетный бег очень зрелищный и привлекает много зрителей, то часто начинают проводить различные коммерческие старты. На них может и не быть точного регламента по формированию команды, зато могут быть весьма ценные призы. Например, на одном из таких стартов в 2015 году в Новосибирске за победу на первом этапе давали новенький автомобиль.

        Этапы эстафетного бега классически делятся на 3 различных:

        Сильнейших атлетов принято ставить на первый и последний этап. Например, ямаец Усейн Болт в основном бегает последним – финишный этап.

        Правила эстафетного бега

        Что касается общих правил, то они не сильно отличаются от правил гладкого спринта. Основное внимание акцентируется на моменте передачи и тут есть ряд нехитрых правил. В первую очередь палочка должна быть передана в специальном коридоре, длинна которого для эстафеты 4х100 метров составляет 20 метров. В самом начале коридора атлет может начать разгон, но выбежать из него он должен уже с палочкой в руках. Одной из частых ошибок на соревнованиях является передача эстафеты вне коридора.

        Следующее правило касается как момента передачи, так и движения по ходу дистанции. Запрещено мешать другим атлетам – участникам эстафеты. В свою очередь, если был нарушен процесс передачи палочки соперников в ходе падения или нечайно, то команда не понесет ответственности.

        Еще в начале ХХ века одна команда решила пойти на хитрость и обработала ладони клейким веществом. Благодаря этому, передача эстафетной палочки не составила труда. Сегодня же, категорически запрещается чем-либо обрабатывать руки, надевать на них перчатки, а также другими нечестными способами облегчать момент передачи эстафеты. Ведь это не просто бег, а бег с эстафетной палочкой, мастерство передачи которой можно отточить только на многочисленных и систематических тренировках.

        Потеря палочки – еще одно грубое нарушение, но в отличие от других его можно исправить. Сделать это можно подобрав палочку, причем делать это должен тот, кто ее уронил. Скорее всего, это будет грозить 100% проигрышем, но в спорте бывает всякое.

        Техника эстафетного бега

        Техника прохождения дистанции ничем не отличается от техники гладкого бега на соответствующую дистанцию. Если в барьерном беге атлет должен по ходу преодолевать еще и препятствия, то в эстафетном беге ничего такого нет, и он должен лишь мчаться вперед навстречу к победе. Старт первого этапа на эстафете (речь идет о классических 4х100 и 4х400 метрах) производится с низкого старта. Последние стартуют после передачи эстафеты с разгона.

        Основная особенность техники эстафетного бега, как и правил, заключается в моменте передачи палочки. Эстафетный бег – один из тех видов бега, в котором залогом победы является не только физическая подготовка. Именно поэтому на тренировках уделяется очень много внимания моменту передачи палочки. Существует несколько различных способов и техник передачи палочки.

        Эстафетный бег на 100 и 400 метров имеет собственную технику передачи палочки, которая эффективна только на определенной дистанции. Участник, стартующий на первой стометровке, удерживает палочку в правой руке. Приближаясь к зоне передачи, он должен прижаться к левому краю беговой дорожки и передать палочку в левую руку товарищу по команде, который в свою очередь начинает движение по правой бровке этой же дорожки. Этот участник в момент передачи палочки третьему этапу прижимается к правому краю дорожки и передает палочку в правую руку третьему этапу и так далее.

        Некоторые участники перекладывают палочку в правую руку, чтобы было легче ее передавать и двигаться с ней по дистанции. Этот способ лучше подходит для эстафеты 4х400 м и более, так как на нем теряются драгоценные доли секунд.

        Эстафетный бег – это еще и умение вовремя начать разгон и в нужный момент забрать палочку из рук своего товарища по команде. Следующий этап должен начинать разгон примерно за 10 метров до приближения предыдущего этапа. За время, пока он его догоняет, следующий этап должен набрать максимальную скорость. Если старт будет проводиться из положения близкого к положению низкого старта, то расстояния в 2 метров хватит для набора этой скорости. Палочка должна передаваться на одинаковой скорости. Эта тонкость, которой может похвастаться только эстафетный бег, вырабатывается на многочисленных тренировках. Эстафетные команды с опытом зачастую более успешные, чем новые.

        Заключение

        Эстафетный бег – одна из самых зрелищных беговых дисциплин. Ее любят как взрослые, так и дети. Когда хотя бы вкратце знакомишься с ней, то понимаешь, что техника эстафетного бега, очень специфична и сложна. Она требует развития не только индивидуальных качеств атлета, но и командную согласованность. Только совокупность всех этих элементов позволит команде подняться на вершину пьедестала.

        Использование игровых эстафет на уроках физической культуры

        Презентация к уроку

        Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

        Забота о всестороннем развитии подрастающего поколения всегда находится в центре внимания. Важной составной частью гармонично развивающейся личности является физическое совершенство. Эффективность физического воспитания школьников связана, в частности, с повышением творческой инициативы учителя, поиском нестандартных организационно-методических приёмов. Правильно организованный двигательный режим укрепляет здоровье, дает возможность добиться значительного улучшения показателей физической подготовленности обучающихся. В настоящее время игровые эстафеты пользуются большой популярностью у школьников. Эстафеты – веселые соревнования, которые предоставляют возможность создать хороший командный дух и сотрудничество. В основе эстафет лежат физические упражнения. Большое разнообразие игровых эстафет способствует решению специальных задач физического воспитания.

        Виды эстафет. Исходя из способа действий участников эстафеты делятся на поочередные и совместные. В первом виде эстафет участники один за другим выполняют обусловленные действия. Поочередные эстафеты могут быть: а) на месте, без перемещения участников (“игровые гонки”); б) с передвижением различными способами; в) с передвижением и дополнительными действиями — например, преодолением препятствий. Совместные эстафеты характеризуются: а) групповым передвижением, где успех решает согласованность действий членов каждой команды; б) поочередным передвижением с последующими коллективными действиями. Есть также эстафеты, занимающие промежуточное положение, в которых участники действуют поочередно небольшими группами.

        Эстафеты классифицируются и по количеству заданий. Эстафеты, в которых выполняется одно задание (бег на определенное расстояние, ведение мяча, переноска предметов и т.д.), принято называть простыми, а при наличии двух и более заданий — комбинированными. Задания, включенные в эстафету, выполняются следующим образом: а) заранее обусловленным способом, что применяется при повторении и закреплении пройденного материала; б) произвольным способом, когда участникам дается право выбора наиболее рационального или удобного для них варианта.

        По способу организации, пути перемещения участников эстафеты подразделяются также на линейные, в которых команды строятся в колонну или шеренгу и движутся до противоположного пункта и обратно (челночным способом) или выполняют задание по цепочке (например, передача мяча на месте с поочередным перемещением игроков); круговые, в которых или сами игроки перемещаются по кругу, или команды строятся в круг и, стоя на месте, передают эстафету по цепочке (движение идет в одну сторону), и встречные, в которых половина участников каждой команды располагается на противоположной стороне площадки и перемещение игроков или передача эстафеты идет навстречу друг другу.

        Эстафеты группируются по видам упражнений: гимнастические, легкоатлетические, лыжные, с элементами спортивных игр и т.д. Они могут быть также тематическими (сюжетными) и комическими. Иногда в них включается серия различных упражнений, и каждый игрок или группа участников выполняет свое персональное задание.

        Команду-победителя в эстафете определяют следующие показатели: 1) быстрота выполнения заданий; 2) точность или качество их выполнения; 3) комплексная оценка. В первом случае результат фиксируется: а) по последнему участнику; б) по каждому участнику отдельно, а затем по общей сумме очков, завоеванных командой. Во втором случае действует очковая система — выигрывает команда, допустившая наименьшее число ошибок. В третьем случае надо выполнить задания не только быстро, но и качественно, с соблюдением установленных правил, так как за каждую ошибку команде начисляются штрафные очки, для чего заранее определяется “стоимость” возможного нарушения (в секундах или очках).

        Подбор эстафет. Учитель должен четко знать, с какой целью он подбирает то или иное игровое задание, какие педагогические задачи собирается решать. Это могут быть задачи образовательные — закрепление, совершенствование изучаемых двигательных действий в новых, непривычных условиях: на фоне эмоционального возбуждения, при сочетании конкретного упражнения-задания с другими двигательными действиями и т. д. К примеру, в занятия баскетболом или гандболом полезно включать эстафеты с ведением, передачей и ловлей мяча, бросками мяча в цель.

        При подборе эстафет акцент можно сделать на развитии определенных двигательных качеств: быстроты, прыгучести, точности и координации движений, а также умения согласовывать свои действия с действиями партнеров, быстро переключаться от одних действий к другим и т. д. Можно поставить на первый план и воспитательные задачи. Например, с целью воспитания чувств коллективизма, товарищества в эстафету включаются задания, успех выполнения которых зависит от согласованности действий участников, их взаимопомощи и взаимостраховки. Для воспитания смелости и решительности целесообразно включать упражнения, требующие проявления волевых усилий. Для воспитания сообразительности и творческого мышления могут даваться усложненные задания, в которых успех решает тактика преодоления препятствий, выбор наиболее рациональных способов выполнения двигательных действий.

        Часто подбираются эстафеты, обеспечивающие комплексное решение ряда задач: к примеру, серия простых эстафет со сменой исходных положений и различными действиями участников при проведении дней здоровья, спортивного часа в группе продленного дня или физкультурного праздника. Особое место занимают эстафеты в соревнованиях “Веселые старты”, “А ну-ка, парни!”, “А ну-ка, девушки!”, “Папа, мама и я — спортивная семья”, в массовых физкультурных праздниках. При составлении мероприятий учитывается их зрелищность, задания могут иметь тематическую направленность. Имеет значение и очередность эстафет — в конец программы обычно ставится наиболее сложная и увлекательная комбинированная эстафета для всех участников праздника.

        Таким образом, при подборе эстафет необходимо учитывать: форму занятий, целевую установку, состав группы (возраст, пол, количество занимающихся и т.д.), уровень физической и технической подготовленности участников; характер их деятельности перед игрой и непосредственно после ее окончания; условия проведения (размеры зала, площадки, наличие инвентаря).

        Организация эстафет. Нередко эстафеты утрачивают педагогическую ценность из-за плохой организации. Поэтому при их проведении необходимо соблюдать ряд правил. В частности, эстафету нужно считать законченной лишь тогда, когда все члены команды заняли свои места в строю и выровнялись. Для повышения организованности и дисциплины можно вводить и такие правила: не выбегать из строя, не кричать,— за нарушения которых команда может быть наказана штрафными очками или даже проигрышем. В эстафете очень важно объективно определить команду-победителя. Следовательно, надо вовремя фиксировать все нарушения правил и соответствующим образом учитывать их при подведении итогов, по возможности предупреждать эти нарушения. Приведем пример. Во время линейных эстафет с бегом многие участники в азарте борьбы раньше времени выбегают из-за стартовой линии. При подведении же итогов победа присуждается команде, заканчивающей игру первой, даже если она чаще других нарушала правила. Это вызывает справедливую обиду у членов команд, которые были дисциплинированнее и точнее соблюдали условия эстафеты.

        Есть несколько путей устранения подобных недочетов. Можно, например, так подбирать задания, чтобы сама обстановка и условия игры обязывали игроков выполнять правила. Достигается это различными приемами. В той же линейной эстафете перед каждой командой устанавливается стойка, возвращающийся игрок передает эстафету следующему участнику с одной стороны, а тот обязан начинать бег с другой стороны от стойки. Есть вариант, когда перед командой ставится препятствие, преодолеть которое обязаны и передающий и принимающий эстафету участники. Иногда целесообразно ввести какое-либо обязательное задание, предшествующее движению, к примеру, приняв эстафету, сначала пролезть в обруч или повернуться на 360°, а потом начинать бег.

        В тех эстафетах, где основным критерием оценки является качество исполнения, вводятся штрафные очки. Однако бывают случаи, когда количество ошибок у каждой команды подсчитано, а учитель затрудняется определить победителя. Поэтому при системе штрафных очков нужно заранее установить их значимость и довести ее до сведения участников. Например, проводится эстафета “Бег по кочкам”, участники которой должны как можно быстрее и точнее выполнить задание. Каждой команде предварительно начисляется по 25 очков. Если команда заканчивает бег первой, эта сумма за ней сохраняется. За второе место снимается 2 очка, за третье — 4 и т. д. Каждая ошибка (заступ за “кочку”) оценивается в 1 штрафное очко. Команда заканчивает, к примеру, эстафету второй, но, имея 3 ошибки, получает в итоге 20 очков (25—2—3) и занимает первое место, так как команда, закончившая эстафету первой, допустила 6 ошибок и заработала 19 очков (25— 6).

        Большой интерес у детей вызывают эстафеты, в которых время фиксируется по секундомеру. В этих случаях команды не только соревнуются друг с другом, но и при повторении игры стараются улучшить свой результат. В подобных эстафетах штрафные очки целесообразно определять в секундах.

        В большинстве эстафет оптимальное число игроков в каждой команде 8—12 человек. В отдельных эстафетах их число меньше — 5—6 человек. При большом количестве участников целесообразнее скомплектовать 3—4 команды и провести между ними соревнование одновременно по круговой (все команды встречаются между собой поочередно) или олимпийской (по жеребьевке с выбыванием) системе. Большое количество игроков в команде допустимо лишь в комбинированных эстафетах, где участники выполняют задания группами, или же в тех случаях, когда в выполнении заданий участвуют сразу все игроки или определенная их часть (например, передвижение всей команды с взаимосцеплением, передача по цепочке сразу нескольких мячей и т. п.). Надо учесть, что ценность эстафет — в активной деятельности участников. Длительное же ожидание игроками своей очереди снижает эффективность игры.

        Если эстафеты проводятся внутри класса, группы продленного дня, то комплектовать команды надо с таким расчетом, чтобы они были относительно равными по силам. Это обостряет борьбу и обеспечивает большую объективность в определении победителя. Состав команд в этом случае может быть и постоянным на протяжении длительного времени. В этом случае счет побед и поражений ведется, к примеру, в течение всего учебного года. В младшей возрастной группе ряд эстафет можно проводить между командами мальчиков и девочек.

        Непременное условие четкой организации эстафет — своевременная и хорошо продуманная подготовка мест их проведения. С учетом поставленных задач, вида и содержания эстафеты делается разметка, устанавливаются ориентиры и ограничители, заранее готовится необходимый инвентарь. В школах целесообразно иметь оборудование и инвентарь, специально изготовленные для проведения эстафет: самокаты, мешки, конусообразные фишки, стойки, наборы досок, фанерных планшетов, обручей, скакалок, кеглей, флажков разного цвета, гимнастических матов, мячей и т.д.

        При разметке площадки и расстановке инвентаря на пути движения участников для удобства действий и с целью профилактики травматизма нужно соблюдать ряд правил:

        1. Если препятствие преодолевается прыжком в длину с разбега, то за ним оставлять свободное пространство до 4—5 м.
        2. В местах соскоков с высоких препятствий уложить маты (в зале) или предусмотреть ямы с песком или опилками (на площадке).
        3. Высоту препятствий для перелезания, прыжков, соскоков, бега по узкой опоре регулировать с учетом возраста и подготовленности ребят.
        4. Включая в эстафеты кувырки, оговорить чтобы игроки выполняли их с места или не более чем с двух-трех шагов разбега. Исключение может быть сделано для юношей, выполняющих кувырки или длинный кувырок на поролоновые маты.
        5. На пути движения не должно быть предметов, о которые участник может споткнуться.
        6. Расстановку команд, интервал между ними и пути движения участников надо спланировать так, чтобы полностью исключить возможность столкновений.
        7. Если препятствие сложное, то целесообразно обеспечить в месте его преодоления страховку.
        8. Для детей младшего школьного возраста в целях безопасности в эстафеты не рекомендуется включать кувырки вперед, бег по узкому буму или рейке гимнастической скамейки, лазанье по канату (часто дети соскальзывают и обжигают ладони и бедра), бег до касания стены. Объяснение эстафеты должно быть кратким и понятным. Прежде чем приступить к объяснению, необходимо построить команды в исходное положение. Затем сообщить участникам название эстафеты и ее содержание (перечень заданий в запланированной последовательности их выполнения), перечислить основные правила. Второстепенные замечания и уточнения можно давать по ходу игры. Необходимо рассказать о цели действий каждого игрока и команды в целом, а также об условиях определения победителей. Затем сообщаются условные сигналы начала и окончания эстафеты, а также ее остановки, если это потребуется. В заключение следует ответить на возникшие вопросы. В случаях, когда содержанием эстафеты предусмотрено точное соблюдение техники выполнения какого-либо задания (например, комбинированная эстафета) или некоторые условия соревнований непонятны участникам, желательно всю эстафету или часть заданий показать. Это может сделать либо учитель, либо один из играющих. В эстафетах, где для победы решающую роль играет слаженность действий участников, тактика их взаимодействия или выбранные способы преодоления препятствий, следует дать ребятам некоторое время на обдумывание. Это воспитывает сознательное отношение к занятиям, позволяет проявить сообразительность и находчивость. В целях максимальной объективности иногда целесообразно менять команды местами при повторении эстафеты, а также менять инвентарь в тех случаях, когда от его качества зависит результат игры.

          Эстафету следует повторять несколько раз, и только после этого окончательно выявлять победителя. Иногда можно заранее обусловить число повторений, учтя при этом сложность заданий, их целевую установку и время, которое потребуется на проведение эстафеты. Итоги подводятся после каждого повторения эстафеты. При этом указываются причины побед и поражений, разъясняется эффективность разумных, быстрых и точных действий. Это повышает образовательную и воспитательную роль эстафет в занятиях физическими упражнениями.

          Учителя физической культуры, совместно с учителями математики обрабатывают информацию и вносят в банк данных достижений обучающихся в области физической культуры и спорта.

          Эстафетный бег

          В программу летних Олимпийских игр включен единственный командный легкоатлетический вид состязаний – эстафетный бег. Суть его заключается в передаче во время движения эстафетной палочки от одного спортсмена другому. Побеждает команда, сумевшая первой перейти финишную черту, не нарушив правила.

          Эстафетные состязания часто организуются на городских стадионах, школьных спортивных площадках. Командные забеги могут быть приурочены к праздникам или общественно-политическим событиям. Иногда между собой соревнуются команды различных образовательных учреждений или предприятий.

          Традиционным снарядом для эстафетного бега принято считать эстафетную палочку. Ее изготавливают из алюминия и покрывают краской яркого цвета, например, желтого или красного. Но в Японии существуют соревнования на марафонской дистанции с передачей товарищам по команде ленты, которую бегун надевает через плечо. Такое состязание носит название экиден. Во время движения передающий эстафету должен снять с себя ленту и успеть отдать ее следующему спортсмену.

          Программа забегов

          Основными эстафетными дистанциями для спортивных состязаний являются забеги 4х100 и 4х400. Расшифровывается это таким образом. Для дисциплины 4х100 – команда из 4-х человек с помощью передачи палочки должна преодолеть 400 м. Во втором случае, соответственно, общая дистанция для команды такого же будет равна 1600 м.

          Существует также вид эстафет, называемый шведским или смешанным, в котором каждый последующий этап короче предыдущего или, наоборот, длиннее. Таким образом, проводятся соревнования 800−600−400−200; 400−300−200−100; 400−800−1200−1600.

          Способы передачи палочки

          Можно выделить несколько техник передачи эстафеты:

          Например, сборная России использует первый способ, а команда США отдает предпочтение второму. При этом передача сверху вниз считается более рискованной, потому что палочка может выпасть из рук.

          Также техника передачи может осуществляться с перекладыванием палочки из левой руки в правую и без перекладывания.

          Во время состязаний важна внимательность, согласованность действий и умение бежать в ногу с товарищем. Без этого четкая и быстрая передача снаряда невозможна. Поэтому тренер должен уделять внимание не только выработке навыков передачи эстафеты, но и поддерживать коллективный дух.

          Правила и нюансы

        9. Передача эстафетной палочки должна осуществляться не в любом месте, а только в определенных коридорах.
        10. Финишем считается момент пересечения черты туловищем бегуна.
        11. Во время движения нельзя мешать участникам другой команды совершать маневры. Любое намеренное действие, направленное против соперников, грозит штрафом.
        12. Старт участников совершается одновременно по команде «Марш».
        13. Правила для разных дистанций отличаются. В стометровых эстафетный бег участники перемещаются каждый по своему кругу. Для разгона участникам второго, третьего и четвертого этапов предоставляется дополнительный коридор в 10 м. Для забегов в 400 м такой возможности не дается. Спортсмены стартуют одновременно в коридоре длиной 20 м.
        14. Бегун должен с помощью голосовой команды сообщить следующему участнику о готовности передать эстафетную палочку примерно за 2 беговых шага.
        15. Передавший эстафету спортсмен покидает стадион только после того, как мимо него пробегут участники всех команд.
        16. Для передачи палочки передающий и получающий эстафету бегут некоторое время в ногу. При этом второй участник должен выбрать такой темп, чтобы бежать не слишком быстро, иначе он перегонит товарища до передачи снаряда, и не слишком медленно, чтобы палочка не выпала.
        17. Если спортсмен уронил эстафетную палочку на пол, он и только он может поднять ее и продолжить движение.
        18. Нельзя переходить на чужие дорожки – это грозит команде дисквалификацией.
        19. Эстафетный бег может быть не засчитан, если нарушены следующие правила:

          • снаряд утерян или поднят другим членом команды;
          • передача осуществлена за пределами коридора;
          • была попытка помешать другой команде;
          • один из участников не пробежал положенную дистанцию или вышел на соседний круг.
          • За эстафетными соревнованиями интересно наблюдать, и не менее увлекательно в них участвовать. К слову, эстафеты существуют не только в беге, но еще в таких видах спорта, как биатлон, плавание, конькобежный спорт.

            Эстафета правила

            Шведская дистанция- 800х400х200х100

            Малая шведская 400х300х200х100

            На соревнованиях по эстафетному бегу все уча­стники должны нести эстафетную палочку в руке и при смене этапа передавать ее из рук в руки в зоне передач участнику своей команды. Перебра­сывать палочку не разрешается.

            — При передаче эстафеты запрещается всякая помощь, в т.ч. и подталкивание участника. Участ­ники бегущие на последнем этапе должны пересечь линию финиша с эстафетной палочкой.

            — Каждый участник команды имеет право бе­жать только один этап.

            — Участник, передавший эстафету, должен по­кинуть дорожку так, чтобы не помешать участни­кам других команд.

            — В эстафете 4×100 м каждая команда пробегает всю дистанцию по отдельной дорожке. В эстафете 4×400 м первые три виража в каждой команде про­бегаются по своим дорожкам, а затем переходят на общую первую дорожку.

            — В эстафетном беге с более длинными этапами, как правило, проводится по общей дорожке на всей дистанции, но при старте на вираже рекомендует­ся бежать по отдельным дорожкам до конца перво­го поворота.

            Эстафетная палочка передается в 20-метровой зоне передачи. Определяющим является положе­ние самой палочки, а не участника. Участники, принимающие эстафету, должны начать бег (стар­товать) в пределах зоны передачи, причем оконча­нием передачи считается момент, когда палочка оказалась в руке принимающего спортсмена. В э тафетах длиной до 200 м (4×100м, 4×200м) при беге по отдельным дорожкам принимающим эстафету разрешается стартовать за 10 м до начала зоны пе­редач, т.е. в зоне разбега.

            — При падении эстафетной палочки, уронивший должен ее поднять, не мешая уча­стникам других команд, и продолжить бег от мес­та, где была поднята палочка (при этом нельзя со­кращать дистанцию).

            — Эстафетная палочка представляет собой цель­ную, гладкую, полую трубку, круглую в сечении, сделанную из дерева, металла или другого твердо­го материала. Длина палочки 28-30 см. Ее вес дол­жен быть 50г., а длина в окружности — 12-13 см. Она должна быть окрашена в яркие цвета, чтобы ее легче было видно во время соревнований.

            — Состав команд и порядок бега в эстафете дол­жен быть сообщен не позднее чем за час до сорев­нований. Если эстафета стартовала, разрешается замена только двух спортсменов на последующих кругах соревнований. Замены могут быть сделаны только из числа заявленных участников. Если спортсмен, который уже стартовал в предыдущем круге, был заменен на запасного спортсмена, он не может вернуться в свою команду.

            Круговая эстафета

            Задачи: закрепление навыка бега по повороту; совершенствование умения передавать эстафету в игровой обстановке.

            Инвентарь: не требуется.

            Место: спортивная площадка.

            Построение

            Расшифровку значков смотрите в Условных обозначениях.

            Содержание

            По сигналу преподавателя первые в колоннах игроки команд начинают бег по кругу.

            Достигнув своей колонны, игрок касается плеча второго игрока, а сам быстро встает в колонну с внутренней стороны круга.

            Остальные игроки смещаются на один шаг вперед.

            Варианты бега: из различных исходных положений; боком приставными шагами; спиной вперед, прыжками на обеих.

            Нельзя создавать препятствия для бега другим игрокам преждевременным выходом на беговую часть дорожки.

            После того как все игроки пробегут по кругу, занимающиеся, которые начинали бег первыми, вновь оказавшись крайними в колоннах, поднимают руку.

            Побеждает команда, раньше закончившая эстафету.

            Вместо касания плеча можно передавать эстафету эстафетной палочкой.

            Тогда каждый игрок, стоящий с внешней стороны колонны, отводит правую руку назад, готовясь принять эстафету.

            Смотрите еще:

            • Уплотнения коллектора Уплотнение выпускного коллектора многоцилиндрового двигателя внутреннего сгорания Изобретение позвбляет снизить износ уплотняющей поверхности (П) прокладки. Для этого во фланце коллектора (к) 1 выполнена радиальная выточка, а между […]
            • Приказ мвд о конвоировании Приказ МВД России от 18 августа 2014 г. № 697 "О внесении изменений в Перечень должностей в изоляторах временного содержания подозреваемых и обвиняемых, подразделениях охраны и конвоирования подозреваемых и обвиняемых, выполнение […]
            • Приказ мчс россии 156 от 2011 Приказ МЧС РФ от 31 марта 2011 г. N 156 "Об утверждении Порядка тушения пожаров подразделениями пожарной охраны" (утратил силу) Приказ МЧС РФ от 31 марта 2011 г. N 156"Об утверждении Порядка тушения пожаров подразделениями пожарной […]
            • Детские пособие в 2013 год Пособия в 2013 году В соответствии со статьей 10 Федерального закона №216-ФЗ от 03.12.2012 "О федеральном бюджете на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов" размер индексации государственных пособий гражданам, имеющим детей, с 1 […]
            • Закон владимирской области 11-оз 2003 Закон Владимирской области от 14 февраля 2003 г. N 11-ОЗ "Об административных правонарушениях во Владимирской области" Закон Владимирской области от 14 февраля 2003 г. N 11-ОЗ "Об административных правонарушениях во Владимирской области" […]
            • Ликвидация ооо балансы Обновление: 9 августа 2017 г. Нередки случаи, когда организация не ведет хозяйственной деятельности с момента ее открытия, не имеет работников, движения денежных средств по счетам и не планирует вести деятельность в дальнейшем. Баланс […]
            • Субсидия на оплату квартиру Как получить субсидии на оплату коммунальных услуг (квартплату)? Субсидии на оплату коммунальных услуг предоставляются определенным категориям граждан в соответствии с жилищным законодательством РФ. Чтобы узнать подробности о процедуре […]
            • Гарантированная сумма возврата вкладов Гарантированная сумма возврата вкладов Принятие решения об обращении в суд Всегда можно договориться Правила написания искового заявления. В Москве 35 районных суда и более 300 мировых судей! Какой из них нужен Вам? За […]