Реестре примерных основных общеобразовательных программ — Доброе дело

Реестре примерных основных общеобразовательных программ

Оглавление:

Реестре примерных основных общеобразовательных программ

8(495)912-63-37
[email protected]

Реестр примерных основных образовательных программ: Примерная основная образовательная программа основного общего образования

Реестр примерных программ является государственной информационной системой, которая ведётся на электронных носителях и функционирует в соответствии с едиными организационными, методологическими и программно-техническими принципами, обеспечивающими её совместимость и взаимодействие с иными государственными информационными системами и информационно-телекоммуникационными сетями. (Часть 10 статьи 12 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, № 53, ст. 7598; 2013, № 19, ст. 2326).

ОСНОВНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 08 апреля 2015 г. № 1/15) 1

[1] В редакции протокола № 3/15 от 28.10.2015 федерального учебно-методического объединения по общему образованию.

Содержание

1. Целевой раздел примерной основной образовательной программы основного общего образования. 5

1.1. Пояснительная записка. 5

1.1.1. Цели и задачи реализации основной образовательной программы основного общего образования. 5

1.1.2.Принципы и подходы к формированию образовательной программы основного общего образования. 7

1.2. Планируемые результаты освоения обучающимися основной образовательной программы основного общего образования. 10

1.2.1. Общие положения. 10

1.2.2. Структура планируемых результатов. 11

1.2.3. Личностные результаты освоения ООП

1.2.4. Метапредметные результаты освоения ООП.. 17

1.2.5. Предметные результаты

1.2.5.1. Русский язык. 28

1.2.5.2. Литература. 31

1.2.5.3. Иностранный язык (на примере английского языка).39

1.2.5.4. Второй иностранный язык (на примере английского языка).48

1.2.5.5. История России. Всеобщая история. 58

1.2.5.6. Обществознание. 62

1.2.5.7. География. 72

1.2.5.8. Математика. 78

1.2.5.9. Информатика. 115

1.2.5.10. Физика. 121

1.2.5.11. Биология. 131

1.2.5.12. Химия. 139

1.2.5.13. Изобразительное искусство. 143

1.2.5.14. Музыка. 157

1.2.5.15. Технология. 162

1.2.5.16. Физическая культура. 175

1.2.5.17. Основы безопасности жизнедеятельности. 178

1.3. Система оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования. 185

2.Содержательный раздел примерной основной образовательной программы основного общего образования. 199

2.1. Программа развития универсальных учебных действий, включающая формирование компетенций обучающихся в области использования информационно-коммуникационных технологий, учебно-исследовательской и проектной деятельности. 199

2.2. Примерные программы учебных предметов, курсов. 227

2.2.1 Общие положения. 227

2.2.2. Основное содержание учебных предметов на уровне основного общего образования. 228

2.2.2.1. Русский язык. 228

2.2.2.2. Литература. 236

2.2.2.3. Иностранный язык. 258

2.2.2.4. Второй иностранный язык (на примере английского языка)267

2.2.2.5. История России. Всеобщая история. 275

2.2.2.6. Обществознание. 316

2.2.2.7. География. 321

2.2.2.8. Математика. 343

2.2.2.9. Информатика. 371

2.2.2.10. Физика. 382

2.2.2.11. Биология. 391

2.2.2.12. Химия. 405

2.2.2.13. Изобразительное искусство. 410

2.2.2.14. Музыка. 416

2.2.2.15. Технология. 428

2.2.2.16. Физическая культура. 440

2.2.2.17. Основы безопасности жизнедеятельности. 443

2.3. Программа воспитания и социализации обучающихся. 450

2.4. Программа коррекционной работы.. 492

3. Организационный раздел примерной основной образовательной программы основного общего образования. 506

3.1. Примерный учебный план основного общего образования. 506

3.1.1. Примерный календарный учебный график. 516

3.1.2. Примерный план внеурочной деятельности. 517

3.2.Система условий реализации основной образовательной программы. 521

3.2.1. Описание кадровых условий реализации основной образовательной программы основного общего образования. 521

3.2.2. Психолого-педагогические условия реализации основной образовательной программы основного общего образования. 527

3.2.3. Финансово-экономические условия реализации образовательной программы основного общего образования. 529

3.2.4. Материально-технические условия реализации основной образовательной программы.. 541

3.2.5. Информационно-методические условия реализации основной образовательной программы основного общего образования 544

3.2.6. Механизмы достижения целевых ориентиров в системе условий. 551

3.2.7. Сетевой график (дорожная карта) по формированию необходимой системы условий

Скачать полный текст документа: [PDF], [Word].

Реестр образовательных программ по ФГОС на 2017-2018 учебный год

Статьи по теме

Реестр образовательных программ — информационная база данных, которая на федеральном уровне систематизирует примерные и адаптированные образовательные программы. Работа осуществляется и хранится на электронных носителях. Реестр формируется согласно методологическим, организационным и программно-техническим принципам, благодаря чему достигается взаимодействие сервиса с другими телекоммуникационными сетями и государственными инфосистемами.

Доступ к Реестру:

  • бесплатный и всеобщий;
  • без ограничений по числу обращений к информационной системе от каждого пользователя.
  • Как разработать учебный план основного общего образования в соответствии с ФГОС?

    Отвечает Елена Губанова, профессор кафедры управления образовательными системами им. Т.И. Шамовой ИСГО МПГУ, кандидат педагогических наук, доцент

    Реестр образовательных программ по ФГОС: принципы составления

    Создание Реестра было инициировано представителями Министерства обрнауки, которые таким образом решили облегчить процесс разработки образовательных программ для детских садов и школ. Поскольку образовательные программы достаточно вариативны и представлены в широком разнообразии, чтобы образовательные учреждения могли выбрать подходящие для реализации и ознакомления заинтересованных лиц (представителей администрации, педагогов, методических работников, общественности) необходима их систематизация.

    Сохраните это себе, чтобы не потерять:

    Наполнение веб-портала реестра образовательных программ на 2017-2018 учебный год по ФГОС регламентировано законом «Об образовании в Российской Федерации». В главе 2 ст. 12 пункте 11 говорится о создании ПООП или реестра примерных основных образовательных программ. Информация организуется согласно иерархическому и фасетному методам. Веб-ресурс классифицирует программы по образовательным уровням на ПООП:

  • дошкольного образования;
  • начального;
  • основного общего образования;
  • среднего, которая в свою очередь подразделяется на ПООП гуманитарного, естественно-научного, социально-экономического, универсального и технологического профилей.
  • Отдельную группу занимают программы:

  • коррекционной работы с учениками;
  • по учебным предметам;
  • формирования УУД;
  • внеурочной работы.
  • Новые возможности для карьерного роста

    Попробуй бесплатно! Учебная программа «Управление образовательной организацией». За прохождение — диплом о профессиональной переподготовке. Учебные материалы представлены в формате наглядных конспектов с видеолекциями экспертов, сопровождаются необходимыми шаблонами и примерами.

    Ведением реестра занимается утвержденная Министерством организация-оператор, управляющая серверами и веб-ресурсами, на которых размещается Реестр программ по ФГОС. Она же собирает, обрабатывает и анализирует информационные ресурсы системы, проводит экспертизу представленных программ и размещает их на веб-портале. В задачи организации-оператора входит тщательное документирование всех процессов: выдача заключений, оформление протоколов, составление приказов.

    Общие положения реестра образовательных программ по ФГОС 2017-2018

    Создание и работа Реестра непосредственно зависят от соблюдения организационных, нормативно-правовых и информационного-технических условий, кадрового обеспечения и достаточного финансирования. Чтобы обеспечить полноценный доступ к информации, с веб-портала Реестра можно будет перейти на различные образовательные порталы, включая сайт Министерства образования и науки.

    Для кого формируется Реестр? База данных программ необходима учителям и воспитателям, руководителям школ и дошкольных образовательных учреждений, методистам, представителям системы дополнительного педобразования и организаций профессионального образования, сотрудникам органов управления, родителям учеников и воспитанников ДОУ.

    Всех пользователей веб-портала можно условно поделить на группы:

  • организация-оператор, которая назначается Министерством обрнауки и имеет доступ ко всем разделам базы данных, включая закрытую часть, чтобы иметь возможность вносить и модерировать тексты ПООП, добавлять новостные сообщения, анонсы мероприятий, экспертные заключения, министерские приказы;
  • анонимы — пользователи, которые не прошли регистрацию, но могут посещать все разделы веб-портала, изучать информацию, скачивать любые файлы, открытые для свободного доступа, участвовать в обсуждении ПООП, которые проходят экспертизу;
  • администратор Реестра — представитель организации-оператора, который имеет право доступа ко всем разделам информационной системы и может вносить в ее любые изменения;
  • эксперт общественного обсуждения — пользователь, который прошел регистрацию и может добавлять комментарии к программам, которые находятся на экспертизе.
  • Зачем разрабатывается Реестр? В базе данных упорядочиваются и учитываются образовательные программы согласно их статусу (разрабатываемые, реализуемые, заканчивающие действие, завершенные), ведется учет изменений, которые были внесены в ПООП. Благодаря нему педработники и образовательные учреждения получают необходимую методическую помощь, необходимую для выбора существующих и разработке собственных программ.

    Достигнуть поставленных перед Реестром целей, можно будет, если создать благоприятные условия, чтобы:

  • максимальное число разработчиков программ было задействовано в работе;
  • деятельность экспертов и координационного совета по экспертизе программ была публичной, а ее результаты — доступны общественности;
  • перед внесением ПООП в реестр проводилось общественное обсуждение и открытая оценка;
  • для удовлетворения запросов пользователей и обновления структуры информационной системы.
  • Какие задачи возложены на Реестр? Информационная система такого типа призвана выполнять задачи, связанные с поиском, систематизацией, хранением и комфортным использованием положений образовательных программ. Реестр образовательных программ Министерства Обрнауки РФ позволяет:

  • вести учет утвержденных ПООП, внесенных в программы изменений, сведений об их качестве;
  • автоматизированно обрабатывать и искать информацию о программах;
  • собирать сведения и впоследствии анализировать данные о частоте обращений различных групп пользователей к Реестру;
  • использовать систему в научных целях, разрабатывая технологии решения проблем развития дошкольного и среднего общего образования;
  • сохранять и защищать информацию, содержащуюся в Реестре;
  • совершенствовать принципы проведения сравнительного анализа программ, оценки тенденций российского образовательного процесса и перспектив его развития;
  • создавать условия для здоровой конкуренции между разработчиками программ, которые, имея свободный доступ к текстам других ПООП, смогут проводить тщательную оценку и исправление тактических ошибок в своих работах;
  • сформировать практику экспертизы, защиты и предупреждения программ от недобросовестного отношения по ее реализации;
  • сохранить на территории РФ единые требования к качеству образовательных программ и в перспективе создать условия для разработки новых стандартов.
  • Считается, что реестр по ФГОС примерных образовательных программ положительно скажется на развитии образования в России. Станут возможными открытый доступ к текстам программ и их общественное обсуждение, проведение экспертиз и оценок специалистами и рядовыми гражданами. Таким образом, возрастет интерес к развитию образования и расширению числа программ не только у работников образовательной сферы, но и других групп населения. Расширится арсенал средств для разработки программ, включая курсы повышения квалификации, научно-методические рекомендации.

    В связи с этим у экспертов будет больше возможностей для развития практической и научной мысли, а у руководителей — механизмы выбора ПООП для своего образовательного учреждения и проведения научно-обоснованной экспертизы предлагаемых вариантов. Рядовые педработники с помощью Реестра подготовятся к разработке своих вариантов учебных программ, расширяя горизонты видения собственной образовательной области.

    Помимо ключевых задач Реестр будет выполнять дополнительные функции:

  • Выдача выписки из реестра и свидетельства о внесении ПООП в документ.
  • Методическая помощь для разработчиков оригинальных образовательных программ на базе примерных.
  • Организация инструктивно-методических собраний и совещаний.
  • Реестр примерных основных образовательных программ: составление и внесение изменений

    В документе указываются паспортные данные каждой программы и ее номер в реестре, по которым ее можно будет идентифицировать. Каждая ПООП автоматически получает номер, который после нельзя изменить. Чтобы программы можно было сравнить между собой, принимая решение о выборе той или иной ПООП, в реестр образовательных программ включается систематизированные по определенным параметрам сведения о каждой из них. Параметры сравнения выбирает и утверждает координационный совет. Полную и краткую информацию о программе ее разработчики передают организации-оператору, чтобы координационный совет рассмотрел и утвердил ее.

    К составлению Реестра применимы общие принципы формирования федеральных реестров. Ключевым из них остается принцип единого порядка форм, методов и подходов для достижения сопоставимости сведений. Помимо него при составлении информационной системы руководствуются и прочими принципами

    Чтобы заявка попала на экспертизу, ПООП проверяют на соответствие требованиям:

  • Корректно оформлен паспорт программы.
  • ПООП содержит целевой, организационный и содержательный разделы, соответствующие требованиям ФГОС.
  • Имеется глоссарий с расшифровками всех сокращений и обозначений, понятий и терминов, представленных в программе.
  • Внесен список методических и нормативных документов, литературных источников, которые использовались при разработке программы.
  • Присутствуют методические рекомендации для сотрудников сферы образования по адаптации или разработке основной программы на базе ПООП.
  • Есть раздел, в котором указаны перспективы реализации ПООП в ближайшие несколько лет.
  • Заявка составляется в трех экземплярах в бумажном формате, каждый из которых заверяется подписью руководителя и печатью организации, а также на любом электронном носителе.

    Чтобы попасть в реестр образовательных программ по ФГОС ООО, адаптированные и примерные программы проходят экспертную оценку. При этом одного положительного отзыва недостаточно, чтобы ПООП попала в Реестр, минимум две экспертные организации должны составить положительное резюме программы, которое опирается не на субъективное мнение, а на параметры и критерии оценки, которые утверждены Минобрнауки. В заключении о проведении экспертизы специалисты рекомендуют или не рекомендуют включить программу в Реестр.

    Организация-оператор не только вносит изменения в осуществление экспертизы, но и совместно с координационным советом разрабатывает порядок их внесения.

  • Все пользователи Реестра могут изучать тексты ПООП, таким образом, программы выносятся на общественное обсуждение, однако рецензенты должны высказывать аргументированное, а эмоционально субъективное мнение. Создаются аргументы «за» или «против» одобрения программы, разрабатываются опросы, чтобы участники могли опровергнуть или поддержать мнение других пользователей.
  • Открытое обсуждение позволяет не только привлечь мнения рядовых пользователей, но также сформировать сообщество непрофессионалов, которые, наряду с профессиональными отраслевыми экспертами, выполнят экспертизу заявок программ.
  • Зарегистрировавшись, пользователи могут через специальную форму отправить предложения на внесение изменений в перечень нормативно-правовых актов, которые регламентируют работу Реестра, внести предложения по улучшению работы информационной системы.
  • Ведение федерального реестра примерных образовательных программ

    Реестр адаптированных образовательных программ — это база данных, созданная в качестве методической помощи детским садам и школам, которые, используя примерные программы, смогут разработать оригинальные.

    По мере разработки проектов, модерации текстов и завершения срока действия ПООП, наполняется Реестр. Новые данные вносятся в информационную систему исключительно на основании приказа Министерства обрнауки. Организация-оператор формирует, структурирует, регулирует и распространяет информацию, содержающуюся в базе данных.

    До полного завершения проекта Реестра он может размещаться на сервере исполнителя, а после переносится на серверы организации-оператора, которые соответствуют министерских техническим требованиям и были им одобрены. Доступ к Реестру открывается после издания соответствующего приказа Министерства обрнауки. Пользователи должны иметь возможность регистрироваться на портале Реестра, искать данные об участниках Реестра и по паспортным данным программы.

    Организация-оператор, курирующая Реестр, выполняет ряд функций:

  • вносит в базу данных информацию об объектах учета, присваивая им реестровые номера (в течение месяца после издания министерского приказа о внесении ПООП в веб-портал, администратор уведомляет разработчиков программы о том, что их проект был внесен в веб-портал);
  • включает изменения в Реестр;
  • выполняет учет объектов инфосистемы и наблюдение за ними;
  • мониторит и анализирует использование объектов Реестра, чтобы собирать достоверную статистику периодичности обращений к программе, оценке ее пользователями, характером отзывов на ПООП;
  • исключает сведения о программах из Реестра, аннулируя их реестровый номер, прекращая мониторинг и перенося сведения в архив.
  • Организации-разработчики могут подавать запросы на корректировку текста программ, которые уже внесены в Реестр. Его оформляют в письменном виде, а после направляют организации-оператору, указывая паспортные данные программы и ее регистрационный номер. Решение о целесообразности внесения изменений выносит координационный совет, о чем организация-оператор в течение месяца должна проинформировать разработчиков программы. Если требуются правки технического характера, организация-оператор самостоятельно вносит их.

    Ликвидация реестра примерных адаптированных образовательных программ выполняется в соответствии с действующим законодательством. После ликвидации сведения переносятся в Государственный архив.

    Министерство обрнауки координирует выделение средств организации-оператору, предназначенных на проведение экспертизы и ведение веб-портала Реестра. Финансирование осуществеляется согласно госзаданию, которое организация-оператор получает сроком на год. Экспертные организации привлекаются на безвозмездной основе, поощряется привлечение разработчиков в инициативном порядке на аналогичных условиях.

    Структура государственного реестра образовательных программ по ФГОС ООО

    Веб-портал Реестра ПООП в обязательном порядке включает девять разделов

  • Раздел 1. Единый федеральный реестр примерных основных образовательных программ
  • Раздел 2. Реестр примерных образовательных программ
  • Раздел 3. Мероприятия
  • Раздел 4. Работа координационного совета
  • Раздел 5. Экспертиза ПООП всех уровней общего образования
  • Раздел 6. Общественное обсуждение
  • Раздел 7. Методическая служба
  • Раздел 8. База нормативных документов
  • Раздел 9. Контакты / информация в реестре будет представлена в «окне» контакты
  • Общее описание Реестра образовательных программ по ФГОС включает:

  • Перечисление целей, задач базы данных, целевых групп, для которых создается информационная система.
  • Нормативную базу проекта (законодательные акта, министерские приказы, решения координационного совета).
  • Сведения о порядке внесения данных в Реестр, организациях-разработчиках и выдвигаемых к ним требованиям.
  • Требования к ПООП, которые выдвигаются в ходе проведения профессиональной и технической экспертизы, список документов на экспертизу и порядок их подачи, принципы прохождения экспертизы.
  • В этом разделе в подразделе касательно получения свидетельства о внесении ПООП в Реестр перечисляются основания, по которым программу заносят в базу данных:

  • экспертные заключения различных видов экспертиз;
  • рекомендации Совета по отбору ПООП;
  • приказ Министерства Обрнауки.
  • Уточняется порядок выдачи свидетельства и периодичность обновления информации о выданных документах.

    Описывается порядок исключения программы из Реестра или выдачи отказа на ее внесение, перечисляются основания для такого решения и министерские приказы, регулирующие размещение программ в Реестре.

    Реестр примерных образовательных программ, которые можно будет адаптировать для конкретных образовательных учреждений делится по образовательным уровням и профилям: дошкольное, начальное, среднее образование, а также технологический, гуманитарный, универсальный, социально-экономический и естественно-научный профили. В базу данных попадают программы, которые прошли различные экспертизы, были утверждены координационным советом, о чем свидетельствует соответствующий министерский приказ. Каждая ПООП имеет свой паспорт и аннотацию, составленную разработчиками программы, а ее текст доступен в информационной системе для скачивания и просмотра в форматах HTML, PDF и DOC (MS Word).

    Размещается информация о проведении мероприятий, посвященных экспертизе или разработке программ, публикуются отчеты о проведенных мероприятиях. Раздел содержит следующие подразделы:

    1. Анонсы мероприятий — указываются дата, время и место проведения, перечисляются участники, цели и программа мероприятия. Обязательно подключается форма регистрации на мероприятие.
    2. Отчеты о мероприятиях в текстовом, фото или видеоформатах.
    3. Архивы с указанием электронных версий раздаточных материалов, тезисов презентаций, докладов и экспертиз прошедших мероприятий.
    4. Посвящен деятельности координационного совета. В этом разделе публикуются положения и состав Совета, график проведения заседаний и их протоколы, решения, принятые координационным советом.

      Экспертизе программ посвящен раздел, в котором указывают:

    5. Список организаций, одобренных и утвержденных координационным советом, которые бесплатно проводят профессиональную экспертизу ПООП.
    6. Информацию об экспертах в формате личного кабинета (ФИО, место работы, регион, должность, дополнительные сведения).
    7. Экспертные заключения — параметры и критерии проведения профессиональной и технической экспертиз, формы экспертных заключений.
    8. График и ход проведения экспертизы.
    9. В раздел выносятся программы, которые проходят экспертизу. По каждой из них выносится паспортная информация, чтобы каждый мог ознакомиться с текстом проекта программы, заключениями экспертных и религиозных организаций, органов управления РФ.

      Общественному обсуждению программы посвящен раздел базы данных, в который вынесены:

    10. Запросы организаций и граждан, которые поступают в ходе общественного обсуждения ПООП. В них указывается полная паспортная информация об организации или физическом лице и текст запроса.
    11. Форма отправки запроса для пользователей, которые прошли регистрацию на портале.
    12. В разделе, посвященном методической службе, указываются сведения о разработке образовательных программ с примерами, даются ответы на популярные вопросы разработчиков касательно экспертизы и работы над программами. Здесь публикуются методические рекомендации для разработчиков на примере уже существующих программ.

      Нормативные документы сферы образования.

      Контактные данные для связи с организацией-оператором, координационным советом и Министерства образования и науки РФ.

      Пройдите повышение квалификации в «Школе менеджера образования»

      Курс «Управление образовательной организацией» — это знания и навыки по управлению ресурсами, кадрами, развитием образовательной организации.

      Дистанционно! Вы сами выбираете удобное время для обучения!

      Приложение. Порядок разработки примерных основных образовательных программ, проведения их экспертизы и ведения реестра примерных основных образовательных программ

      Порядок
      разработки примерных основных образовательных программ, проведения их экспертизы и ведения реестра примерных основных образовательных программ
      (утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 28 мая 2014 г. N 594)

      С изменениями и дополнениями от:

      7 октября 2014 г., 9 апреля 2015 г.

      Приказом Минобрнауки РФ от 7 октября 2014 г. N 1307 в пункт 1 внесены изменения

      1. Настоящий Порядок определяет правила разработки примерных основных образовательных программ, проведения их экспертизы и ведения реестра примерных основных образовательных программ (далее соответственно — примерная программа, реестр).

      Настоящий Порядок не устанавливает особенности разработки, проведение; экспертизы и включения в реестр примерных основных профессиональных образовательных программ, содержащих сведения, составляющие государственную тайну, и примерных основных профессиональных образовательных программ в области информационной безопасности.

      См. Особенности разработки примерных основных профессиональных образовательных программ, содержащих сведения, составляющие государственную тайну, и примерных основных профессиональных образовательных программ в области информационной безопасности, проведения их экспертизы и включения в реестр примерных основных образовательных программ, утвержденные приказом Минобрнауки России от 9 июня 2017 г. N 536

      Приказом Минобрнауки РФ от 7 октября 2014 г. N 1307 в пункт 2 внесены изменения

      2. Примерные программы разрабатываются по:

      основным общеобразовательным программам (образовательным программам дошкольного образования, образовательным программам начального общего образования, образовательным программам основного общего образования, образовательным программам среднего общего образования);

      основным профессиональным образовательным программам (образовательным программам среднего профессионального образования — программам подготовки квалифицированных рабочих, служащих, программам подготовки специалистов среднего звена; образовательным программам высшего образования — программам бакалавриата, программам специалитета, программам магистратуры, программам подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре (адъюнктуре), программам ординатуры, программам ассистентуры-стажировки);

      основным образовательным программам в части учебных предметов, курсов дисциплин (модулей).

      3. Примерные основные образовательные программы разрабатываются с учетом их уровня и направленности на основе федеральных государственных образовательных стандартов, если иное не установлено Федеральным законом от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»*(1). Примерные программы включают в себя рекомендуемую учебно-методическую документацию (примерный учебный план, примерный календарный учебный график, примерные рабочие программы учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), иных компонентов), определяющую рекомендуемые объем и содержание образования определенного уровня и (или) определенной направленности, планируемые результаты освоения образовательной программы, примерные условия образовательной деятельности, включая примерные расчеты нормативных затрат оказания государственных услуг по реализации образовательной программы*(2).

      4. Примерные программы разрабатываются на русском языке и в соответствии с настоящим Порядком.

      5. Проекты примерных основных общеобразовательных программ разрабатываются по заказу Министерства образования и науки Российской Федерации и (или) учебно-методическими объединениями в системе общего образования, проекты примерных основных профессиональных программ разрабатываются участниками отношений в сфере образования (далее — разработчики).

      II. Проведение экспертизы проектов примерных основных общеобразовательных программ

      Приказом Минобрнауки России от 9 апреля 2015 г. N 387 в пункт 6 внесены изменения

      6. Проекты примерных программ направляются разработчиками для организации проведения экспертизы в федеральное учебно-методическое объединение по общему образованию (далее — федеральное УМО по общему образованию), создаваемое Министерством образования и науки Российской Федерации.

      В случае если федеральное УМО является разработчиком проекта примерной основной общеобразовательной программы, то оно самостоятельно организует проведение экспертизы проекта примерной основной общеобразовательной программы

      Приказом Минобрнауки России от 9 апреля 2015 г. N 387 в пункт 7 внесены изменения

      7. Федеральное УМО по общему образованию в течение 7 рабочих дней со дня получения проекта примерной программы направляет его в определяемую им для проведения экспертизы организацию (далее — организация) и размещает на сайте fgosreestr.ru информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» (далее — сайт) для информирования общественности.

      К экспертизе примерных основных общеобразовательных программ с учетом их уровня и направленности (в части учета региональных, национальных и этнокультурных особенностей) привлекаются уполномоченные органы государственной власти субъектов Российской Федерации*(3).

      Примерные программы в части учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), направленных на получение обучающимися знаний об основах духовно-нравственной культуры народов Российской Федерации, о нравственных принципах, об исторических и культурных традициях мировой религии (мировых религий), проходят экспертизу в централизованной религиозной организации на предмет соответствия их содержания вероучению, историческим и культурным традициям этой организации в соответствии с ее внутренними установлениями*(4).

      Приказом Минобрнауки России от 9 апреля 2015 г. N 387 в пункт 8 внесены изменения

      8. Организация в месячный срок после получения проекта примерной программы готовит экспертное заключение и направляет его в федеральное УМО по общему образованию.

      Приказом Минобрнауки России от 9 апреля 2015 г. N 387 в пункт 9 внесены изменения

      9. Проект примерной программы с прилагаемым экспертным заключением рассматривается на заседании федерального УМО по общему образованию в течение 30 рабочих дней со дня их получения федеральным УМО по общему образованию.

      Приказом Минобрнауки России от 9 апреля 2015 г. N 387 в пункт 10 внесены изменения

      10. По результатам рассмотрения проекта федеральное УМО по общему образованию принимает одно из следующих решений:

      б) одобрить примерную программу и перевести предыдущую примерную программу в раздел архива в реестре;

      г) направить проект примерной программы на доработку с последующим повторным рассмотрением на заседании федерального УМО по общему образованию.

      Приказом Минобрнауки России от 9 апреля 2015 г. N 387 в пункт 11 внесены изменения

      11. Решение федерального УМО по общему образованию оформляется протоколом, копия которого в течение 5 рабочих дней с момента принятия решения федеральным УМО по общему образованию направляется в Министерстве образования и науки Российской Федерации.

      Приказом Минобрнауки России от 9 апреля 2015 г. N 387 в пункт 12 внесены изменения

      12. Министерство образования и науки Российской Федерации направляет разработчику выписку из протокола заседания федерального УМО по общему образованию с решением федерального УМО по общему образованию об отклонении проекта либо о направлении проекта на доработку в течение 5 рабочих дней со дня принятия соответствующего решения федеральным УМО по общему образованию.

      Приказом Минобрнауки России от 9 апреля 2015 г. N 387 в пункт 13 внесены изменения

      13. При поступлении в Министерство образования и науки Российской Федерации доработанного проекта, по которому федеральным УМО по общему образованию было принято решение о направлении его на доработку с последующим повторным рассмотрением федеральным УМО по общему образованию, осуществляется повторное размещение указанного проекта на сайте, проведение его экспертизы и рассмотрение федеральным УМО по общему образованию в соответствии с настоящим Порядком.

      III. Проведение экспертизы проектов примерных основных профессиональных программ

      14. Проекты примерных программ направляются разработчиками в учебно-методические объединения в системе профессионального образования для организации проведения экспертизы.

      15. Разработку примерных программ подготовки научно-педагогических кадров в адъюнктуре обеспечивают федеральные органы исполнительной власти, в которых законодательством Российской Федерации предусмотрены военная или иная приравненная к ней служба, служба в органах внутренних дел, служба в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, примерных программ ассистентуры-стажировки — федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере культуры, примерных программ ординатуры — федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения*(5).

      Приказом Минобрнауки РФ от 7 октября 2014 г. N 1307 пункт 16 изложен в новой редакции

      16. Учебно-методическое объединение в системе профессионального образования в течение 7 рабочих дней со дня получения проекта примерной программы направляет его в организацию и размещает на сайте для информирования общественности.

      Информация об изменениях:

      Приказом Минобрнауки РФ от 7 октября 2014 г. N 1307 в пункт 17 внесены изменения

      17. Организация в месячный срок после получения проекта примерном программы готовит экспертное заключение и направляет его в учебно-методическое объединение в системе профессионального образования.

      18. Проект примерной программы с прилагаемым экспертным заключением рассматривается на заседании учебно-методического объединения в системе профессионального образования в течение 30 рабочих дней со дня их получения.

      19. По результатам рассмотрения проекта учебно-методическое объединение в системе профессионального образования принимает одно из следующих решений:

      а) одобрить примерную программу;

      в) отклонить проект примерной программы;

      Приказом Минобрнауки РФ от 7 октября 2014 г. N 1307 в подпункт «г» внесены изменения

      г) направить проект примерной программы на доработку с последующим повторным рассмотрением на заседании учебно-методического объединения в системе профессионального образования.

      20. Решение учебно-методического объединения в системе профессионального образования оформляется протоколом, копия которого в течение 5 рабочих дней с момента принятия решения направляется разработчикам.

      21. При поступлении в учебно-методическое объединение в системе профессионального образования доработанного проекта, по которому было принято решение о направлении его на доработку с последующим повторным рассмотрением, осуществляется повторное размещение указанного проекта на сайте, проведение его экспертизы и рассмотрение в соответствии с настоящим Порядком.

      Приказом Минобрнауки РФ от 7 октября 2014 г. N 1307 наименование Главы IV изложено в новой редакции

      IV. Ведение реестра

      Приказом Минобрнауки РФ от 7 октября 2014 г. N 1307 в пункт 22 внесены изменения

      22. Реестр является государственной информационной системой*(7), которая ведется на электронных носителях и функционирует в соответствии с едиными организационными, методологическими и программно-техническими принципами, обеспечивающими ее совместимость и взаимодействие с иными государственными информационными системами и информационно-телекоммуникационными сетями.

      23. Информация, содержащаяся в реестре, является общедоступной*(8).

      24. Организации, которым предоставляется право ведения реестра, устанавливаются Министерством образования и науки Российской Федерации*(9) (далее — оператор).

      Приказом Минобрнауки РФ от 7 октября 2014 г. N 1307 в пункт 25 внесены изменения

      25. Ведение реестра осуществляется оператором путем:

      внесения в реестр реквизитов решения об одобрении примерной программы, реквизитов решения о переводе примерной программы в раздел архива, по которой принято такое решение;

      технического обеспечения функционирования реестра;

      автоматизированной обработки информации, содержащейся в реестре;

      предоставление доступа к примерным программам, содержащимся в реестре;

      обеспечения сохранности информации, содержащейся в реестре;

      обеспечения защиты информации, содержащейся в реестре.

      26. Ведение реестра осуществляется с применением технических и программных средств, прошедших соответствующую проверку и сертификацию.

      27. Примерная программа после одобрения направляется Министерством образования и науки Российской Федерации или учебно-методическим объединением в системе профессионального образования в течение 10 рабочих дней оператору.

      28. Оператор размещает примерную программу в реестре в течение 5 рабочих дней со дня ее поступления.

      29. Решение о переводе в раздел архива примерной программы, включенной в реестр, направляется Министерством образования и науки Российской Федерации или и учебно-методическим объединением в системе профессионального образования в течение 10 рабочих дней с момента принятия такого решения оператору.

      30. Оператор переводит в раздел архива примерную программу, включенную в реестр, в течение 5 рабочих дней со дня поступления от Министерства образования и науки Российской Федерации или учебно-методического объединения в системе профессионального образования соответствующего решения.

      *(1) Часть 9 статьи 12 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 53, ст. 7598; 2013, N 19, ст. 2326; N 23, ст. 2878; N 27, ст. 3462; N 30, ст. 4036; N 48, ст. 6165; 2014, N 6, ст. 562, ст. 566; N 19, ст. 2289).

      *(2) Пункт 10 статьи 2 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 53, ст. 7598; 2013, N 19, ст. 2326; N 23, ст. 2878; N 27, ст. 3462; N 30, ст. 4036; N 48, ст. 6165; 2014, N 6, ст. 562, ст. 566; N 19, ст. 2289).

      *(3) Часть 12 статьи 12 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 53, ст. 7598; 2013, N 19, ст. 2326; N 23, ст. 2878; N 27, ст. 3462; N 30, ст. 4036; N 48, ст. 6165; 2014, N 6, ст. 562, ст. 566; N 19, ст. 2289).

      *(4) Часть 3 статьи 87 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 53, ст. 7598; 2013, N 19, ст. 2326; N 23, ст. 2878; N 27, ст. 3462; N 30, ст. 4036; N 48, ст. 6165; 2014, N 6, ст. 562, ст. 566; N 19, ст. 2289).

      *(5) Часть 13 статьи 12 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 53, ст. 7598; 2013, N 19, ст. 2326; N 23, ст. 2878; N 27, ст. 3462; N 30, ст. 4036; N 48, ст. 6165; 2014, N 6, ст. 562, ст. 566; N 19, ст. 2289).

      *(6) Часть 3 статьи 87 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 53, ст. 7598; 2013, N 19, ст. 2326; N 23, ст. 2878; N 27, ст. 3462; N 30, ст. 4036; N 48, ст. 6165; 2014, N 6, ст. 562, ст. 566; N 19, ст. 2289).

      *(7) Часть 10 статьи 12 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 53, ст. 7598; 2013, N 19, ст. 2326; N 23, ст. 2878; N 27, ст. 3462; N 30, ст. 4036; N 48, ст. 6165; 2014, N 6, ст. 562, ст. 566; N 19, ст. 2289).

      *(8) Часть 10 статьи 12 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 53, ст. 7598; 2013, N 19, ст. 2326; N 23, ст. 2878; N 27, ст. 3462; N 30, ст. 4036; N 48, ст. 6165; 2014, N 6, ст. 562, ст. 566; N 19, ст. 2289).

      *(9) Часть 11 статьи 12 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 53, ст. 7598; 2013, N 19, ст. 2326; N 23, ст. 2878; N 27, ст. 3462; N 30, ст. 4036; N 48, ст. 6165; 2014, N 6, ст. 562, ст. 566; N 19, ст. 2289).

      Государственное бюджетное профессиональное
      образовательное учреждение Новосибирской области «Новосибирский промышленно-
      энергетический колледж»

      Образовательные программы

      Федеральный Закон «Об образовании в Российской Федерации» №273_ФЗ от 29.12.2012г.
      2. В Российской Федерации по уровням общего и профессионального образования, по профессиональному обучению реализуются основные образовательные программы, по дополнительному образованию — дополнительные образовательные программы.
      3. К основным образовательным программам относятся:
      1) основные общеобразовательные программы — образовательные программы дошкольного образования, образовательные программы начального общего образования, образовательные программы основного общего образования, образовательные программы среднего общего образования;
      2) основные профессиональные образовательные программы:
      а) образовательные программы среднего профессионального образования — программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих, программы подготовки специалистов среднего звена;
      б) образовательные программы высшего образования — программы бакалавриата, программы специалитета, программы магистратуры, программы подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре (адъюнктуре), программы ординатуры, программы ассистентуры-стажировки;
      3) основные программы профессионального обучения — программы профессиональной подготовки по профессиям рабочих, должностям служащих, программы переподготовки рабочих, служащих, программы повышения квалификации рабочих, служащих.
      4. К дополнительным образовательным программам относятся:
      1) дополнительные общеобразовательные программы — дополнительные общеразвивающие программы, дополнительные предпрофессиональные программы;
      2) дополнительные профессиональные программы — программы повышения квалификации, программы профессиональной переподготовки.
      5. Образовательные программы самостоятельно разрабатываются и утверждаются организацией, осуществляющей образовательную деятельность, если настоящим Федеральным законом не установлено иное.
      .
      7. Организации, осуществляющие образовательную деятельность по имеющим государственную аккредитацию образовательным программам (за исключением образовательных программ высшего образования, реализуемых на основе образовательных стандартов, утвержденных образовательными организациями высшего образования самостоятельно), разрабатывают образовательные программы в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами и с учетом соответствующих примерных основных образовательных программ.
      .
      9. Примерные основные образовательные программы разрабатываются с учетом их уровня и направленности на основе федеральных государственных образовательных стандартов, если иное не установлено настоящим Федеральным законом.
      10. Примерные основные образовательные программы включаются по результатам экспертизы в реестр примерных основных образовательных программ, являющийся государственной информационной системой. Информация, содержащаяся в реестре примерных основных образовательных программ, является общедоступной.
      11. Порядок разработки примерных основных образовательных программ, проведения их экспертизы и ведения реестра примерных основных образовательных программ, особенности разработки, проведения экспертизы и включения в такой реестр примерных основных профессиональных образовательных программ, содержащих сведения, составляющие государственную тайну, и примерных основных профессиональных образовательных программ в области информационной безопасности, а также организации, которым предоставляется право ведения реестра примерных основных образовательных программ, устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования, если иное не установлено настоящим Федеральным законом.
      12. К экспертизе примерных основных общеобразовательных программ с учетом их уровня и направленности (в части учета региональных, национальных и этнокультурных особенностей) привлекаются уполномоченные органы государственной власти субъектов Российской Федерации.
      .
      14. Уполномоченными федеральными государственными органами в случаях, установленных настоящим Федеральным законом, разрабатываются и утверждаются примерные дополнительные профессиональные программы или типовые дополнительные профессиональные программы, в соответствии с которыми организациями, осуществляющими образовательную деятельность, разрабатываются соотве
      тствующие дополнительные профессиональные программы.
      15. Уполномоченными федеральными государственными органами в случаях, установленных настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, разрабатываются и утверждаются примерные программы профессионального обучения или типовые программы профессионального обучения, в соответствии с которыми организациями, осуществляющими образовательную деятельность, разрабатываются соответствующие программы профессионального обучения.

      Статья 12. Образовательные программы

      1. Образовательные программы определяют содержание образования. Содержание образования должно содействовать взаимопониманию и сотрудничеству между людьми, народами независимо от расовой, национальной, этнической, религиозной и социальной принадлежности, учитывать разнообразие мировоззренческих подходов, способствовать реализации права обучающихся на свободный выбор мнений и убеждений, обеспечивать развитие способностей каждого человека, формирование и развитие его личности в соответствии с принятыми в семье и обществе духовно-нравственными и социокультурными ценностями. Содержание профессионального образования и профессионального обучения должно обеспечивать получение квалификации .

      О некоторых юридических аспектах несоответствия примерных основных общеобразовательных программ начального общего и основного общего образования требованиям ФГОС

      Главная > Консультации > правовое обеспечение > О некоторых юридических аспектах несоответствия примерных основных общеобразовательных программ начального общего и основного общего образования требованиям ФГОС

      Данная публикация в первую очередь адресована руководителям образовательных организаций, руководителям организаций, осуществляющих образовательную деятельность, их заместителям, курирующим вопросы образовательной деятельности на уровне начального общего и основного общего образования.

      Анализ основных образовательных программ, размещённых на официальных сайтах образовательных организаций, в очередной раз подтверждает, что уровень компетентности должностных лиц, отвечающих за вопросы разработки тех или иных локальных актов ОО, в том числе основной образовательной программы, крайне низок. Главная проблема — отсутствие правовой культуры в работе с нормативно-правовыми актами.

      В Федеральном законе от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее — Закон) (ст.2) определено, что федеральный государственный образовательный стандарт — совокупность обязательных требований к образованию определенного уровня и (или) к профессии, специальности и направлению подготовки, утвержденных федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования.

      В статье 11 «Федеральные государственные образовательные стандарты и федеральные государственные требования. Образовательные стандарты» Закона указано:

    13. Федеральные государственные образовательные стандарты и федеральные государственные требования обеспечивают:
      1) единство образовательного пространства Российской Федерации;
      2) преемственность основных образовательных программ;
      3) вариативность содержания образовательных программ соответствующего уровня образования, возможность формирования образовательных программ различных уровня сложности и направленности с учетом образовательных потребностей и способностей обучающихся;
      4) государственные гарантии уровня и качества образования на основе единства обязательных требований к условиям реализации основных образовательных программ и результатам их освоения.
    14. Федеральные государственные образовательные стандарты, за исключением федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования, образовательные стандарты являются основой объективной оценки соответствия установленным требованиям образовательной деятельности и подготовки обучающихся, освоивших образовательные программы соответствующего уровня и соответствующей направленности, независимо от формы получения образования и формы обучения.
    15. Федеральные государственные образовательные стандартывключают в себя требования к:
      1) структуре основных образовательных программ (в том числе соотношению обязательной части основной образовательной программы и части, формируемой участниками образовательных отношений) и их объему;
      2) условиям реализации основных образовательных программ, в том числе кадровым, финансовым, материально-техническим и иным условиям;
      3) результатам освоения основных образовательных программ.
    16. Вывод 1. Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС) предъявляет обязательные требования к структуре основных образовательных программ.

      В соответствии с ч.3. ст. 12 Закона к основным образовательным программам относятся:

      1) основные общеобразовательные программы — образовательные программы дошкольного образования, образовательные программы начального общего образования, образовательные программы основного общего образования, образовательные программы среднего общего образования;
      2) основные профессиональные образовательные программы:

      а) образовательные программы среднего профессионального образования — программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих, программы подготовки специалистов среднего звена;

      б) образовательные программы высшего образования — программы бакалавриата, программы специалитета, программы магистратуры, программы подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре (адъюнктуре), программы ординатуры, программы ассистентуры-стажировки;

      3) основные программы профессионального обучения — программы профессиональной подготовки по профессиям рабочих, должностям служащих, программы переподготовки рабочих, служащих, программы повышения квалификации рабочих, служащих.

      Вывод 2. Требования к структуре основных образовательных программ начального общего и основного общего образования устанавливаются федеральным государственным образовательным стандартом соответствующего уровня образования.

      Выяснили, что структура образовательной программы соответствующего уровня образования образовательной организации должна соответствовать требованиям ФГОС. Именно ФГОС является отправной точкой в разработке данного документа образовательной организации.

      Переходим к рассмотрению ФГОС начального общего и основного общего образования, которые утверждены соответствующими приказами Министерства образования и науки Российской Федерации:

    17. Приказ Минобрнауки России от 06.10.2009 № 373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» (сокращённо — ФГОС НОО);
    18. Приказ Минобрнауки России от 17.12.2010 № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» (сокращённо — ФГОС ООО).
    19. Важно! В работе с документом всегда использовать его актуальную редакцию.

      Отдельного внимания заслуживает пункт 7 Приказа Минобрнауки России от 17.12.2010 № 1897, в котором указано, что «стандарт должен быть положен в основу деятельности:

      работников образования, разрабатывающих основные образовательные программы основного общего образования с учетом особенностей развития региона Российской Федерации, организации, осуществляющей образовательную деятельность, запросов участников образовательных отношений;

      руководителей организаций, осуществляющих образовательную деятельность, их заместителей, отвечающих в пределах своей компетенции за качество реализации основной образовательной программы основного общего образования;

      сотрудников организаций, осуществляющих оценку качества образования, в том числе общественных организаций, объединений и профессиональных сообществ, осуществляющих общественную экспертизу качества образования в организациях, осуществляющих образовательную деятельность;

      разработчиков примерных основных образовательных программ основного общего образования;

      работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность педагогического профиля и методических структур в системе общего образования;

      авторов (разработчиков) учебной литературы, материальной и информационной среды, архитектурной среды для основного общего образования;

      руководителей и специалистов государственных органов исполнительной власти и органов местного самоуправления, обеспечивающих и контролирующих финансирование организаций, осуществляющих образовательную деятельность по реализации основных образовательных программ основного общего образования;

      руководителей и специалистов органов государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющих государственное управление в сфере образования, государственный контроль (надзор) в сфере образования;

      руководителей и специалистов государственных органов исполнительной власти, обеспечивающих разработку порядка и контрольно-измерительных материалов итоговой аттестации выпускников основной школы;

      руководителей и специалистов государственных органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющих разработку положений об аттестации педагогических работников государственных и муниципальных организаций, осуществляющих образовательную деятельность».

      Вывод 3. В своей деятельности указанные лица руководствуются федеральным государственным образовательным стандартом соответствующего уровня образования.

      Обратим внимание на части 9, 10 статьи 12 Закона, где зафиксировано:

      • примерные основные образовательные программы разрабатываются с учетом их уровня и направленности на основе федеральных государственных образовательных стандартов, если иное не установлено настоящим Федеральным законом.
      • примерные основные образовательные программы включаются по результатам экспертизы в реестр примерных основных образовательных программ, являющийся государственной информационной системой. Информация, содержащаяся в реестре примерных основных образовательных программ, является общедоступной.
      • Вывод 4. Разработчики примерных образовательных программ обязаны руководствоваться требованиями ФГОС.

        Переходим к рассмотрению примерных образовательных программ начального общего и основного общего образования, которые размещены на сайте Реестра примерных основных общеобразовательных программ.

        Многочисленные мониторинги и контрольные мероприятия, проводимые уполномоченными органами исполнительной власти в сфере образования, дают право указать на распространённую ошибку образовательных организаций при разработке основной образовательной программы — копирование текста примерной образовательной программы соответствующего уровня образования без последующей «адаптации» под свою образовательную организацию. В документах некоторых образовательных организаций не удаляется даже само слово «примерная» основная образовательная программа (примерный учебный план, примерный календарный учебный график и т. д.). Обратите внимание, что Закон разводит понятия «Примерная основная образовательная программа» и «Образовательная программа»:

      • примерная основная образовательная программа — учебно-методическая документация (примерный учебный план, примерный календарный учебный график, примерные рабочие программы учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), иных компонентов), определяющая рекомендуемые объем и содержание образования определенного уровня и (или) определенной направленности, планируемые результаты освоения образовательной программы, примерные условия образовательной деятельности, включая примерные расчеты нормативных затрат оказания государственных услуг по реализации образовательной программы;
      • образовательная программа — комплекс основных характеристик образования (объем, содержание, планируемые результаты), организационно-педагогических условий и в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, форм аттестации, который представлен в виде учебного плана, календарного учебного графика, рабочих программ учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), иных компонентов, а также оценочных и методических материалов.
      • Вывод 5. Образовательная организация реализует основную образовательную программу (соответствующего уровня образования), а не примерную основную образовательную программу. Проверьте в своих документах!

        В ходе разработки примерных образовательных программ с их последующим одобрении Федеральным учебно-методическим объединением по общему образованию при Российской академии образования были использованы первоначальные тесты соответствующих приказов Минобрнауки России, которыми были утверждены ФГОСы соответствующего уровня образования. Однако в образовательные стандарты иногда вносятся изменения, а в примерные образовательные программы, к сожалению, разработчики их не вносят, т. е. на сайте http://fgosreestr.ru/ размещены примерные основные образовательные программы, которые не учитывают изменения ФГОС. К чему это приводит:

      • Несоответствие названий предметов и предметных областей.
      • Несоответствие требований к структуре рабочих программ учебных предметов (курсов, дисциплин и т. д.).
      • Вносимые изменения в федеральный государственный образовательный стандарт не отражаются в образовательных программах образовательных организаций (не вносятся изменения в текст самого документа, а также не принимаются локальные акты ОО, которыми вносятся необходимые изменения (приказы, протоколы педагогических советов и т. д.).

    Ярким примером является распространённая ошибка в названии предметных областей. Предметная область «Филология» исчезла из стандартов ФГОС НОО и ФГОС ООО ещё 31 декабря 2015 г., но в образовательных программах, учебных планах образовательных организаций данная ошибка допускает и по сей день.
    В примерной основной образовательной программе начального общего образования указано

    Вариант 1

    В основной образовательной программе НОО, учебном плане образовательной организации должно быть (без слова примерный)

    В примерной основной образовательной программе основного общего образования указано

    Вариант № 1

    В основной образовательной программе ООО, учебном плане образовательной организации должно быть (без слова примерный)

    В части 7 ст.12 Закона сказано, что «организации, осуществляющие образовательную деятельность по имеющим государственную аккредитацию образовательным программам (за исключением образовательных программ высшего образования, реализуемых на основе образовательных стандартов, утвержденных образовательными организациями высшего образования самостоятельно), разрабатывают образовательные программы в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами и с учетом соответствующих примерных основных образовательных программ». Таким образом, законодатель указывает на неукоснительное соблюдение требований ФГОС, а про примерные основные образовательные программы сказано «с учётом». Таким образом, ещё раз акцентируем внимание, что первоисточником для образовательной организации является ФГОС.

    По вопросу несоответствия в некоторой части примерных основных образовательных программ требованиям ФГОС было направлено письмо в Российскую академию образования (Федеральное учебно-методическое объединение по общему образованию одобряет примерные основные образовательные программы). В официальном ответе Российской академии образования сказано, что наши «аргументы и сведения, содержащиеся в Вашем обращении, будут приняты к сведению и учтены в дальнейшей работе».

    А пока аргументы и сведения не учтены в работе, рекомендуем:

  • Проверить и привести в соответствие с требованиями ФГОС документы образовательной организации, в которых указывается ссылка на ФГОС соответствующего уровня.
  • Внести необходимые изменения в соответствии с установленным в образовательной организации Порядке.
  • Помните! Надзорные органы в своей деятельности руководствуются требованиями федерального государственного образовательного стандарта соответствующего уровня образования, а не примерными основными образовательными программами.

    А как у вас обстоят дела с точки зрения соответствия документов, разработанных образовательной организацией, относительно учебного предмета «Астрономия»?

    Смотрите еще:

    • Минобрнауки приказ 1324 от 10122013 ПРИКАЗ Минобрнауки России (Министерства образования и науки РФ) от 10 декабря 2013 г. №1324 В соответствии с пунктом 3 части 2 статьи 29 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (Собрание […]
    • 2013 следственный комитет Следственный комитет Российской Федерации Об утверждении Положения о проверке достоверности и полноты сведений, представляемых гражданами, претендующими на замещение должностей федеральной государственной службы в Следственном комитете […]
    • Приказ министерства образования от 27102011 2562 Приказ Министерства образования и науки РФ от 30 августа 2013 г. N 1014 "Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам дошкольного […]
    • Приказ 684 минобрнауки Приказ Министерства образования и науки РФ от 23 июня 2014 г. N 684 "Об утверждении образца и описания медали "За особые успехи в учении" Приказ Министерства образования и науки РФ от 23 июня 2014 г. N 684"Об утверждении образца и […]
    • Приказ 1008 от 29082013 Miassats.Ru Приказ Министерства образования и науки РФ от 29 августа 2013 г. N 1008 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам» Приказ Министерства […]
    • Приказ по жкх 2012 Приказ Министерства жилищно-коммунального хозяйства Ставропольского края от 14 сентября 2012 г. N 325-о/д "Об утверждении порядка расчета размера платы за коммунальную услугу по отоплению в Ставропольском крае" Приказ Министерства […]
    • 30 федерального закона об образовании в российской федерации Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 14 июня 2013 г. N 464 г. Москва "Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам среднего […]
    • Приказ перечень учебников рекомендованных в 2018-2018 учебном году Приказ перечень учебников рекомендованных в 2018-2018 учебном году На основании части 1 статьи 35 Федерального закона от 29 декабря2012 г. № 273-ФЭ «Об образовании в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 27Э-ФЗ) обучающимся […]