Разрешение на вывески в москве

Оглавление:

Согласование вывески

В случае, если размеры, конструкция, содержание и место размещения информационной конструкциии (вывески или таблички) соответстветстует Правилам размещения и содержания информационных конструкций в городе Москве, утвержденным Постановлением 902-ПП от 25 декабря 2013 года, то такую конструкцию согласовывать не нужно, за исключением нескольких случаев.

Размещение подвесных конструкций

Размещение подвесных информационных конструкций осуществляется в соответствии с дизайн-проектом. Внешний вид, габариты подвесных информационных конструкций, а также количество подвесных информационных конструкций, размещаемых в одной галерее здания, строения, сооружения, определяются указанным дизайн-проектом. (12(2))

Размещение крышных конструкций

Внешний вид информационных конструкций (вывесок), размещаемых на крыше здания, строения, сооружения, определяется в соответствии с дизайн-проектом размещения вывески. (п. 21.9 введен постановлением Правительства Москвы от 29.04.2014 N 234-ПП)

Вертикальный формат вывесок

Критериями оценки дизайн-проекта размещения вывески на соответствие внешнему архитектурно-художественному облику города Москвы, в том числе являются: обоснованность использования вертикального формата в вывесках. (п. 25)

При наличии препятствий для размещения вывески в соответствии с Правилами

При наличии на фасадах объектов архитектурно-художественных элементов, препятствующих размещению информационных конструкций (вывесок), в соответствии с требованиями, установленными Правилами, а также в случае, если параметры информационной конструкции, размещаемой на внешних поверхностях нежилых объектов, не могут быть соблюдены без нарушения пропорциональности информационного поля и архитектурно-художественных элементов при размещении данной информационной конструкции (вывески) в соответствии с требованиями, установленными Правилами, размещение данных конструкций осуществляется согласно дизайн-проекту размещения вывески. (п. 22)

При размещении вывески на непрозрачной основе на объектах культурного наследия

Критериями оценки дизайн-проекта размещения вывески на соответствие внешнему архитектурно-художественному облику города Москвы, в том числе являются: обоснованность использования непрозрачной основы для крепления отдельных элементов вывески при размещении настенных конструкций на объектах, являющихся объектами культурного наследия, выявленными объектами культурного наследия либо объектами, построенными до 1952 г. включительно. (п. 25)

Размещение отдельно стоящих конструкций

Внешний вид информационных конструкций, вывесок, в виде отдельно стоящих конструкций, виды, параметры и характеристики которых относятся к установленным Правительством Москвы видам, параметрам и характеристикам объектов благоустройства территории, для размещения которых не требуется получение разрешения на строительство, определяется в соответствии с дизайн-проектом размещения вывески. (п. 7)

При размещении рекламных конструкций не содержащихся в ранее согласованном дизайн-проекте

Использование мест размещения вывесок, определенных в согласованном дизайн-проекте для размещения рекламных конструкций. (п. 10.6)

Размещение вывесок на внешних поверхностях торговых, развлекательных центров, кинотеатров, театров, цирков, автозаправочных станций

Размещение информационных конструкций, вывесок, на внешних поверхностях торговых, развлекательных центров, кинотеатров, театров, цирков, автозаправочных станций осуществляется в соответствии с дизайн-проектом. При этом указанный дизайн-проект должен содержать информацию и определять размещение всех информационных конструкций, размещаемых на внешних поверхностях указанных торговых, развлекательных центров, кинотеатров, театров, цирков, автозаправочных станций.

Размещение ценовых табло АЗС

Размещение ценовых табло АЗС за пределами границ земельных участков, занимаемых автозаправочными станциями, осуществляется в соответствии с дизайн-проектом размещения ценовых табло АЗС. (п. 12(2) введен постановлением Правительства Москвы от 15.05.2015 N 275-ПП

При размещении вывески на крышах зданий, строений, сооружений, расположенных по трассам проезда (передвижения) и в местах постоянного и временного пребывания объектов государственной охраны в городе Москве

Основанием для приостановления предоставления государственной услуги «Согласование дизайн-проекта размещения вывески» является необходимость получения согласования ФСО России при размещении вывески на крышах зданий, строений, сооружений, расположенных по трассам проезда (передвижения) и в местах постоянного и временного пребывания объектов государственной охраны в городе Москве. (п. 2.9.1.)

Порядок согласования

Приложение 2 к постановлению Правительства Москвы от 25 декабря 2013 г. № 902-ПП

Предоставление услуги по согласованию вывески осуществляется Комитетом по архитектуре и градостроительству города Москвы (далее — Комитет). (п. 2.3.1)

В качестве заявителей могут выступать юридические лица и индивидуальные предприниматели (п. 2.4.1) или иные лица, уполномоченные заявителем в установленном порядке. (п. 2.4.2)

При подаче заявки в электронном виде Заявителями могут выступать юридические лица и индивидуальные предприниматели, прошедшие в установленном порядке регистрацию на Портале государственных и муниципальных услуг (функций) города Москвы. (п. 2.4.3)

Документы, необходимые для предоставления государственной услуги (п. 2.5):

Запрос (заявление) на предоставление государственной услуги (далее — запрос). (п. 2.5.1.1.)

Правоустанавливающие документы, подтверждающие имущественные права заявителя на занимаемое здание, строение, сооружение, помещение. (п. 2.5.1.4.)

Документы, удостоверяющие (устанавливающие) права заявителя на земельный участок, при размещении отдельно стоящей вывески (при необходимости). (п. 2.5.1.5.)

Документы технической инвентаризации — поэтажный план помещения, выданный уполномоченной организацией. (п. 2.5.1.6.)

Утвержденный заявителем дизайн-проект размещения вывески, подготовленный и оформленный в соответствии с требованиями. (п. 2.5.1.7.)

Сроки согласования дизайн-проекта размещения вывески

Срок предоставления государственной услуги начинает исчисляться на следующий день после регистрации запроса. (п. 2.7.2.)

Срок регистрации запроса и документов, необходимых для предоставления государственной услуги, не может превышать (п. 2.7.3.):

При личном обращении — 30 минут; (п. 2.7.3.1.)

При подаче запроса с использованием Портала — один рабочий день. (п. 2.7.3.2.)

Срок предоставления государственной услуги — 15 рабочих дней; (п. 2.13.)

Стоимость согласования дизайн-проекта размещения вывески

Предоставление государственной услуги, которая является необходимой и обязательной, осуществляется бесплатно. (п. 2.12)

Результат согласования дизайн-проекта размещения вывески

Форма и способ получения документа и (или) информации, подтверждающих результат предоставления государственной услуги, в том числе отказ в предоставлении государственной услуги, указываются заявителем в запросе. (п. 2.11.3.)

Выдача результата предоставления государственной услуги в форме электронного документа с использованием Портала не лишает заявителя права получить указанный результат в форме документа на бумажном носителе. (п. 2.11.3.)

Сведения о конечных результатах предоставления государственной услуги вносятся в Реестр дизайн-проектов, согласованных Комитетом по архитектуре и градостроительству города Москвы (далее — Реестр), являющийся составной частью Базового регистра, в течение одного рабочего дня с момента принятия решения о предоставлении государственной услуги в следующем составе (п. 2.11.4.):

— заявитель (юридическое лицо — наименование организации, ОГРН, ИНН; индивидуальный предприниматель — фамилия, имя, отчество, ОГРНИП, ИНН);

— дата выдачи согласования;

Заявителя вправе получить указанный результат в форме документа на бумажном носителе или в электронной форме, заверенный электронной подписью уполномоченного должностного лица. (п. 2.11.5.)

Информация, содержащаяся в Реестре, является открытой и доступной для ознакомления с ней заинтересованных лиц и подлежит размещению в информационно-телекоммуникационной сети Интернет с использованием автоматизированной информационной системы «Общегородская платформа открытых данных», за исключением случаев, когда в интересах сохранения государственной, служебной или иной охраняемой законом тайны такой доступ должен быть ограничен в соответствии с законодательством Российской Федерации. (п. 2.11.6.)

Требования к дизайн-проекту размещения вывески в городе Москве

Приложение 2 к Административному регламенту предоставления государственной услуги города Москвы «Согласование дизайн-проекта размещения вывески»

1. Дизайн-проект размещения вывески включает текстовые и графические материалы.

2. Текстовые материалы оформляются в виде пояснительной записки и включают:

— сведения об адресе объекта;

— сведения о типе конструкции вывески, месте ее размещения;

— сведения о способе освещения вывески;

3. Графические материалы дизайн-проекта при размещении вывески на внешних поверхностях зданий, строений, сооружений включают:

— чертежи всех фасадов объекта (ортогональные, на которых предполагается размещение вывески с указанием мест размещения вывески, ее параметров (длина, ширина, высота) и типа конструкций);

— фотомонтаж (графическая врисовка вывески в месте ее предполагаемого размещения в существующую ситуацию с указанием размеров). Выполняется в виде компьютерной врисовки конструкции вывески на фотографии с соблюдением пропорций размещаемого объекта;

— фотографии предполагаемого места размещения вывески, выполненные не более, чем за один месяц до обращения за получением государственной услуги, в количестве не менее 3 цветных фотографий (в формате не менее 10 на 15 и не более 13 на 18). Фотографии объекта должны быть напечатаны с разрешением не менее 300 dpi, с соблюдением контрастности и цветопередачи. Фотофиксацию необходимо производить с двух противоположных сторон (слева и справа от предполагаемого места размещения вывески) на расстоянии 40—50 метров и по центру с необходимого расстояния, захватывающего место размещения вывески и иные конструкции, размещенные на всей плоскости внешних поверхностей здания, строения, сооружения, а также сопредельные фасады здания.

4. Дополнительные требования к дизайн-проекту размещения вывески, предоставляемому в электронной форме (далее — электронный документ):

4.1. Формирование электронного документа должно осуществляться с использованием единого файлового формата PDF (версия 1.7).

4.2. Электронный документ готовится путем сохранения из векторных программ.

4.3. Состав материалов сформированного электронного документа и форма их предоставления (дизайн книг и чертежей) должны быть такими, чтобы при их распечатке было обеспечено изготовление полной бумажной версии документа — без каких-либо дополнительных действий со стороны пользователя.

4.4. Электронные образы сохраняются в цветном режиме с разрешением не менее 300 dpi.

4.5. В сохраненном электронном образе должен отсутствовать эффект деформации изображения.

4.6. Поворот изображений производится до горизонтального уровня. Изображение очищается от мусора, выравнивается, убираются тени, проводится обрезка краев.

4.7. Количество образов должно соответствовать количеству листов в исходном документе. Не допускается наличие на электронных образах черных полей по краям изображения больше 1 мм, полос, пятен, размытость изображения, влияющих на читаемость и отсутствующих на оригинале, нарушение порядка следования страниц документа.

Критерии оценки дизайн-проекта размещения вывески

п. 25 Приложения 1 к постановлению Правительства Москвы от 25 декабря 2013 г. № 902-ПП

— обеспечение сохранности внешнего архитектурного облика города Москвы;

— соответствие местоположения и эстетических характеристик информационной конструкции (вывески) (форма, параметры (размеры), пропорции, цвет, масштаб и др.) стилистике объекта (классика, ампир, модерн, барокко и т.д.), на котором она размещается;

— привязка настенных конструкций к композиционным осям конструктивных элементов фасадов объектов;

— соблюдение единой горизонтальной оси размещения настенных конструкций с иными настенными конструкциями в пределах фасада объекта на уровне линии перекрытий между первым и вторым этажами для многоквартирных домов, между первым и вторым этажами, а также вторым и третьим этажами — для иных объектов;

— обоснованность использования прозрачной основы для крепления отдельных элементов настенной конструкции (бесфоновые подложки);

— обоснованность использования непрозрачной основы для крепления отдельных элементов вывески при размещении настенных конструкций на объектах, являющихся объектами культурного наследия, выявленными объектами культурного наследия либо объектами, построенными до 1952 г. включительно.

Установка наружной вывески: какие сложности ждут ее владельца

Вывеска — это своего рода визитная карточка любого предприятия розничной торговли и сферы услуг, будь то магазин, парикмахерская, кафе или автосервис. Она информирует о том, что находится внутри, и тем самым привлекает внимание потенциальных клиентов. Согласитесь, что вход в заведение без яркой красивой вывески выглядит довольно уныло.

Вывеска — что же это такое? Обозначение места входа в заведение или все-таки реклама? Окончательного ответа на этот вопрос до сих пор нет

Именно поэтому на стадии открытия бизнеса его владельцы уделяют немало внимания оформлению и дизайну вывески. Благодаря огромному количеству фирм, занимающихся изготовлением вывесок, ее внешний вид зависит лишь от вашей фантазии и кошелька. Это может быть и обычный световой короб, и объемные буквы, и внушительная крышная установка.

Однако заказать оригинальную вывеску, а также получить согласие на ее установку от собственников или арендаторов того здания, на котором она будет висет ь ч. 5 ст. 19 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ (далее — Закон о рекламе); п. 3 ч. 2 ст. 44 Жилищного кодекса РФ , — это полдела. Поговорим, какие еще сложности подстерегают организации и предпринимателей, которые решили воплотить эту идею в жизнь.

Вывеска — это реклама или нет?

Почему вначале нужно ответить на этот вопрос? Потому что на установку наружной рекламной конструкции требуется разрешение, выдаваемое местными властями на определенный сро к ч. 9 ст. 19, ч. 17 ст. 19 Закона о рекламе . И, по идее, если вывеска не является рекламной конструкцией, значит, и получать на нее разрешение не нужно.

Но однозначно ответить на поставленный вопрос не так-то просто. А все из-за того, что в нашем законодательстве нет четкого определения, что такое вывеска.

За выдачу разрешения на установку рекламной конструкции нужно уплатить госпошлину 3000 руб., которая идет в доход местного бюджет а подп. 105 п. 1 ст. 333.33 НК РФ; п. 2 ст. 61.1, п. 2 ст. 61.2 Бюджетного кодекса РФ .
В случае отказа местного органа в выдаче разрешения на установку рекламной конструкции уплаченная госпошлина не возвращаетс я Письмо Минфина России от 20.03.2009 № 03-05-04-03/06 .

Закон о рекламе говорит, что его действие не распространяется на информацию, раскрытие, распространение либо доведение до потребителя которой является обязательным, а также на вывески и указатели, не содержащие сведений рекламного характер а пп. 2, 5 ч. 2 ст. 2 Закона о рекламе .

По Закону о защите прав потребителей изготовитель (исполнитель, продавец) обязан с помощью вывески довести до сведения потребителя свою организационно-правовую форму, фирменное наименование, адрес и режим работ ы п. 1 ст. 9 Закона РФ от 07.02.92 № 2300-1; п. 2 ст. 1473 ГК РФ . Вся эта информация указывается на небольшой информационной табличке, размещаемой обычно справа или слева от входа в помещение либо прямо на двери. Как правило, никакого разрешения для ее установки местные власти не требую т п. 2.4.2 Правил. утв. Постановлением Правительства Москвы от 21.11.2006 № 908-ПП ; п. 3.4.1 Положения. принятого Решением Липецкого горсовета депутатов от 28.07.2009 № 1111; п. 1.2 Правил. утв. Решением Совета депутатов Гатчинского муниципального района ЛО от 30.11.2007 № 91; п. 2.5.2 Правил. утв. Постановлением Гордумы г. Н. Новгорода от 21.06.2006 № 46; п. 12.43 раздела Д Кодекса благоустройства. утв. Решением Тверской гордумы от 24.04.2001 № 56 .

На вывеске, о которой мы ведем речь, то есть на конструкции, вывешиваемой обычно над входом в помещение, как правило, указывается:

  • коммерческое обозначение, к примеру «Мир бильярда»;
  • профиль деятельности организации и вид реализуемых товаров (оказываемых услуг), например «Универсам “Седьмой континент”», «Магазин цифровой техники “Ион”», «Итальянская мебель», «Кафе “Атаман”», «Крымские вина».

Реклама — информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания, в частности, к товарам (работам, услугам), их производителям и продавцам, на формирование или поддержание интереса к ним и их продвижение на рынк е пп. 1—3 ст. 3 Закона о рекламе .

Федеральная антимонопольная служба, которая контролирует соблюдение законодательства о реклам е ч. 1 ст. 33 Закона о рекламе; пункт 1, подп. 5. ‌ 3.1.1 п. 5 Положения. утв. Постановлением Правительства РФ от 30.06.2004 № 331 , не так давно согласилась, что такие вывески, размещенные в месте ведения деятельности, под понятие рекламы не подпадаю т Письмо ФАС России от 23.07.2009 № АЦ/24234 .

ВАС РФ еще в прошлом веке разъяснил, что размещение уличной вывески (таблички) с наименованием организации как указателя ее местонахождения является общераспространенной практикой, соответствует сложившимся в России обычаям делового оборота и не может рассматриваться как реклам а п. 18 Информационного письма Президиума ВАС РФ от 25.12.98 № 37 . Со ссылкой на эту позицию ВАС РФ арбитражные суды отказывались признавать рекламными самые различные вывески, в частности, выполненные в виде:

  • внушительных крышных установок, например «Балтика» (товарный знак одноименной пивоваренной компании ) Постановление № Ф04-4507/2009(11813-А45-43) ; логотип универсама «Седьмой континент » Постановление № КГ-А40/4212-10 ; товарные знаки «Hyundai», «Mitstrongishi Motors», «Peugeot», размещенные на зданиях автосалоно в Постановления № Ф09-8948/10-С1, № Ф09-8770/10-С1, № Ф09-8680/10-С1 ; слова «Торговый центр» и табло в виде круга со словосочетанием «Торговый центр ПЛАНЕТА » Постановление № Ф03-7191/2010 ;
  • объемных букв, например «Универсам 24 часа » Постановление № КГ-А40/4212-10 ; «Северный кредит» (название банка ) Постановление № А13-8181/2009 ; «кинотеатр “Космос”», «Кассы», «Кафе » Постановление № А46-18247/2009 ;
  • настенных щитов и панно, к примеру «Почта России » Постановление № 09АП-10389/2008-ГК ; «Швейное предприятие ПАНИТИ. Paniti. 270-07-80. 270-58-71» Постановление № Ф09-5147/10-С1 ; «АСКОМ агентство недвижимости» и «АСКОМ, вход со двора » Постановление № Ф03-8108/2010 ; «Областной центр оценки 269-48-00, 247-92-20» Постановление № Ф09-5547/10-С1 ; «Юридическая Компания РБК Русбизнесконсалт» и «Туризм Недвижимость РБК Русбизнесконсалт » Постановление № А46-2419/2010 ; «5 ПЯТЕРОЧКА. Универсам экономкласса » Постановление № А12-20100/2008 .
  • Суды также подкрепляли свою позицию тем, что целью всех этих вывесок была не реклама, а информирование потребителей о месте нахождения фирмы, а также обозначение места входа. Эти вывески не способны сформировать у людей предпочтительный интерес приобрести товары (работы, услуги) именно в этом магазине, агентстве, банке и т. д. Кроме того, зачастую вывеска является средством индивидуализации предприятия, способом реализации права на коммерческое обозначени е п. 1 ст. 1538 ГК РФ .

    Впрочем, бизнесменам от разъяснений ФАС и большого количества положительной судебной практики не легче, и вот почему.

    Местные власти на любую вывеску требуют разрешение

    Власти на местах, отвечающие за размещение наружной рекламы и информации, требуют получать разрешение или, по крайней мере, согласовывать с ними практически любую вывеску над заведением, независимо от того, рекламная она или нет. Обоснование этому вполне разумное: вывески не должны нарушать сложившийся архитектурный облик местности и должны соответствовать нормам технической безопасности.

    И законопослушным бизнесменам приходится идти и получать разрешительную документацию на свою вывеску.

    В каждом городском округе и муниципальном районе — свои требования к размещению рекламных и информационных конструкций, свои правила выдачи разрешений на их установку и свои органы, которые этим занимаются. Поэтому, как вы понимаете, мы не в силах рассказать, как это происходит в каждой конкретной местности. Везде свои особенности и нюансы. Где-то проще получить разрешение на вывеску, где-то сложнее.

    Помимо госпошлины за выдачу разрешения на установку рекламной конструкции, орган местного самоуправления не вправе взимать дополнительную плату за подготовку, оформление разрешения и совершение иных, связанных с этим, действи й ч. 12 ст. 19 Закона о рекламе .

    В большинстве случаев, чтобы получить разрешение на обычную вывеску, приходится немало побегать по кабинетам либо обращаться к услугам фирм-посредников, предлагающих свою «помощь» за вознаграждение. Но Москва, видимо, переплюнула всех по сложности процедуры получения разрешения! Без преувеличения можно сказать, что столичные предприниматели, желающие получить у московских властей разрешение, обречены пройти семь кругов бюрократического ада.

    Мнение читателя

    “ Открывая свой бизнес, мы с мужем даже не подозревали, что одной из основных проблем будет установка обычной вывески. Ее нам делала специализированная фирма. Потом выяснилось, что на вывеску нужно разрешение от местных органов власти. В составе пакета документов — электрическая схема вывески. Фирма-исполнитель нам ее предоставила. Однако управу эта схема не устроила. Они потребовали получить (не бесплатно, разумеется) схему у специальной службы, созданной при управе. При этом вывеску пришлось снова снимать и разбирать по винтику. В итоге изготовление вывески обошлось намного дешевле, чем оформление всех бумажек на нее ” .

    Юлия,
    владелица хлебопекарни, г. Москва

    Этот процесс способен «съесть» едва ли не больше сил, нервов и времени, чем вся организация собственного дела. Перед тем как подать заявление на выдачу разрешения в службу «одного окна» Комитета рекламы, информации и оформления г. Москвы, необходимо собрать целую кипу экспертных и технических заключений из различных инстанций (Москомархитектура, Москомнаследие, административно-техническая инспекция, ГУП «Горинфор» и проч. ) п. 2.1 Регламента и приложение 1 к нему. утв. Постановлением Правительства Москвы от 21.11.2006 № 908-ПП .

    А эти инстанции, в свою очередь, нередко принимают к рассмотрению лишь документы, подготовленные своими «карманными» конторами, естественно, за отдельную плату. Кроме того, некоторые документы имеют ограниченный срок действия. Если пропустишь дату окончания действия документа, придется получать его заново.

    Московские фирмы-посредники, как они сами про себя пишут, «имеющие налаженные связи с нужными инстанциями», готовы взять на себя все тяготы по получению рекламного разрешения за «скромное» вознаграждение в размере 40—50 тыс. руб. Но эта сумма зачастую просто неподъемна для какого-нибудь только что открывшегося маленького магазинчика, кафе, ремонта одежды. И не будем забывать, что через 5 лет, когда срок разрешения истече т п. 3.8.2 Регламента. утв. Постановлением Правительства Москвы от 21.11.2006 № 908-ПП ; ч. 5 ст. 19, ч. 17 ст. 19 Закона о рекламе , придется снова либо бегать по инстанциям, либо раскошеливаться.

    В этих условиях неудивительно, что в Москве многие предприятия в сфере услуг устанавливают свои вывески безо всякого разрешения. При этом кто-то платит ежемесячную мзду нужному человеку в управе взамен на «закрытие глаз», а кто-то вообще никому ничего не платит, уповая на то, что в мегаполисе у властей просто до всех не дойдут руки. А что еще прикажете делать? Самим получить разрешение практически нереально, а обращаться к посредникам — дорого.

    Требуемого разрешения на вывеску у вас нет: что за это грозит

    Обнаружив, что вы установили вывеску без разрешения, местные власти могут выписать вам предписание демонтировать ее в установленный сро к ч. 10 ст. 19 Закона о рекламе . Если вы не исполните это предписание, местный орган может:

  • обратиться в суд с иском о принудительном демонтаже вами вывеск и ч. 22 ст. 19 Закона о рекламе . И тут уже все зависит от решения суда. Если суд сочтет вывеску рекламной, вы должны будете оплатить из своего кармана расходы по ее демонтажу и уничтожени ю см., например, Постановление № Ф09-5147/10-С1 . Однако большое количество положительной судебной практики, приведенной выше, позволяет надеяться, что в иске местным властям будет отказано со ссылкой на то, что требования Закона о рекламе, предусматривающие необходимость оформления разрешения на размещенную конструкцию, не распространяются на информационные вывеск и см., например, Постановление № Ф09-5147/10-С1 ;
  • самостоятельно (без обращения в суд) принять решение о демонтаже якобы рекламной вывески. В этом случае действия местного органа или само решение тоже можно попытаться оспорить. Некоторые суды считают, что установленные рекламные конструкции можно принудительно демонтировать только в судебном порядке. Поэтому демонтаж, произведенный без соответствующего решения суда, не может быть признан законны м Постановления № А66-4665/2007; № А82-12996/2009-18, № А82-14890/2008-29; № КГ-А40/1853-10; № 16АП-881/10(1) . Но если «самовольная» вывеска размещена на здании, находящемся в муниципальной собственности, то действия местных властей по демонтажу, скорее всего, будут признаны правомерным и Постановление Президиума ВАС РФ от 16.11.2010 № 8263/10 .
  • Административный штраф

    Если вы установили вывеску без разрешения местных властей, придется постоянно жить в страхе, что «за вами придут»

    С апреля 2010 г. в КоАП введе н п. 34 ст. 1, ст. 3 Федерального закона от 28.12.2009 № 380-ФЗ штраф за установку рекламной конструкции без предусмотренного законодательством разрешени я ст. 14.37, примечание к ст. 2.4 КоАП РФ :

  • для организаций — от 50 000 до 80 000 руб.;
  • для их руководителей (предпринимателей) — от 3000 до 5000 руб.
  • Протокол об этом правонарушении имеют право составлять только сотрудники полици и п. 1 ч. 2 ст. 28.3 КоАП РФ , которые могут посетить вас с подачи местных властей. Однако вопрос о наложении штрафа будет решаться в арбитражном суд е ч. 3 ст. 23.1 КоАП РФ . И суд вполне может решить, что поскольку вывеска — это не рекламная конструкция, то и ответственности за ее самовольную установку быть не може т Постановление № А56-39038/2010 .

    Имейте в виду, что представители местных органов не вправе оштрафовать вас за самовольное размещение вывески на основании регионального КоАП или иного закона субъекта РФ. Потому что административная ответственность может быть предусмотрена региональным законом только в случае, если она не предусмотрена КоАП Р Ф п. «к» ч. 1 ст. 72, ст. 76 Конституции РФ; Постановления № КА-А41/8837-10; № А70-5894/2010 .

    Кстати, в некоторых регионах (например, в Москве и в Рязани) местные нормы об ответственности за установку объектов наружной рекламы и информации без оформления разрешения и проведения технической экспертизы уже признаны недействующим и Определение Верховного суда РФ от 14.01.2009 № 5-Г08-105; Решение Рязанского областного суда от 04.05.2010 .

    Ситуацию с размещением вывесок очень хорошо иллюстрирует поговорка «куда ни кинь — всюду клин». Доказывать свое право на размещение вывески без получения разрешения в любом случае придется в суде. А это означает — идти на открытый конфликт с местными властями. О том, что при желании они могут устроить предпринимателям «веселую» жизнь, рассказывать не надо. Поэтому каждый предприниматель в каждом конкретном регионе должен сам для себя решить, что ему выгоднее — получить разрешение и некоторое время спать спокойно или быть готовым к конфронтации и спорам.

    Но все же хочется добавить в эту большую бочку дегтя маленькую ложку меда. Все расходы по изготовлению, монтажу и «легализации» вывески можно в полном объеме учесть в «прибыльных» расхода х подп. 28, 49 п. 1, п. 4 ст. 264, подп. 3 п. 1 ст. 254, п. 1 ст. 256 НК РФ .

    Регистрация и согласование наружной рекламы по новым правилам

    Регистрация наружной рекламы ПО НОВЫМ ПРАВИЛАМ за 3 минуты.

    Постановление Московского Правительства от 25 декабря 2013 г. N 902-ПП случилось.
    (текст его здесь — ссылка ведет на сайт Правительства Москвы)

    Наружная реклама в г.Москве в очередной раз детально регламентирована.
    В ЧЕМ СУТЬ ЧЕЛОВЕЧЕСКИМ ЯЗЫКОМ?

    1. Теперь ответственность за то,что ВЫВЕСКА УПАДЕТ НА ГОЛОВУ ПРОХОЖЕМУ переложена с государства на владельца и(или)изготовителя вывески.
    Это результат того,что госорганы вывеску теперь проверяют на соответствие Правилам и Требованиям после монтажа,а не до того.

    Раньше качество изготовления и монтажа наружной рекламы с заданной периодичностью контролировалось специальными уполномоченными организациями — теперь это дело совести и здравого смысла владельца и (или) изготовителя вывески!

    Обратите внимание — в тексте специально указано «И / ИЛИ» потому,что неизвестно точно — до кого дотянется Закон в час «Х»(падения вывески) в условиях массовых фирм-однодневок.
    До Заказчика Вывески или до Изготовителя Вывески.
    Может — ни до кого.

    2.Итак, РАЗРЕШИТЕЛЬНЫЙ ПОРЯДОК в наружной рекламе ЯКОБЫ отменен.
    Точнее — минимизирован.
    Но реально этого нет — разрешения остались во всей красе,но теперь — с минимальной ответственностью разрешающих.

    Так выглядит труднопонимаемый алгоритм ,что разместил на своем сайте Москомархитектуры — делай что хочешь,но «без обид» Потом.

    Что предлагается —
    если вы теперь хотите повесить вывеску,то просто берете и лично читаете Постановление от 25.12.2013 г. N 902-ПП на сайте Правительства Москвы,где подробно написано КУДА,с КАКИМИ РАЗМЕРАМИ и ЧТО можно вешать.Там все довольно многословно и запутанно,но разобраться можно.

    Затем, с помощью vyveski.ru или сами — на кухне,либо в гараже изготавливаете вывеску (информационную конструкцию) в соответствии с этими требованиями.

    Потом МОЛЧА монтируете ее, где положено — строго по Правилам Размещения из Постановления 902-ПП.

    МОГУТ БЫТЬ «ОСОБЫЕ СЛУЧАИ»

    а) Ваш дом стоит на так называемой «значимой» улице из вот ЭТОГО СПИСКА (ссылка ведет на сайт Правительства Москвы)
    дорог и магистралей, для которых в течение 2013-2015 годов будут разработаны Архитектурно-художественные концепции. Там еще более детально прописаны все архитектурно-художественные решения,что рекомендованы Правительством именно для данного места.

    Тогда вы опять-таки можете сами все вешать(самостоятельно,выполняя концепцию), но ЛУЧШЕ,чтобы не наломать дров,согласовать свой дизайн-проект в Комитете по архитектуре и градостроительству города Москвы (в МКА,так его называют на административном жаргоне).
    б)
    Ваш случай НЕ ТИПИЧНЫЙ. Магазин ваш — на чердаке или в подвале.Или что-то иное, ОСОБОЕ,однако, наружная реклама нужна, как воздух. Но под Правила из 902-ПП она не укладывается.
    Что делать.
    Вешаться?
    Нет — МОЖНО опять идти на поклон в Москомархитектуру и стараться согласовать там свой проект, исходя из возможного.
    Т.е. В ЛЮБОМ СЛУЧАЕ бодаться за проект нужно идти.

    Таким образом — глубоко теоретически, МОЖНО ВООБЩЕ НИЧЕГО НЕ СОГЛАСОВЫВАТЬ и плевать на всех(условно). Мол, я все понял из Постановления и именно то что разрешено и надо изготовлю и смонтирую!
    Но вы представляете себе, как в Москве что-то
    уверенно начнут монтировать на улице без всяких разрешений?

    Первый же милиционер работу остановит просто так или по жалобе соседа(конкурента).

    Что разумнее тогда сделать?
    Идти на монтаж наружной рекламы с утвержденным в Москомархитектуре дизайн-проектом наружной рекламы, полноценной проектно-технической документацией и НЕЗАВИСИМОЙ ЭКСПЕРТИЗОЙ технических решений проекта.
    Совсем хорошо —
    сделать «послемонтажную» экспертизу качества работ.
    Если лень и жаба душат — последнее можно не делать.


    3. Назначен срок,после которых РАНЕЕ ПОЛУЧЕННЫЕ РАЗРЕШЕНИЯ на наружную рекламу уже не действуют.
    Это 1 июля 2016 года.
    После этого дня оставшиеся в живых ЗАКЛЕЕННЫЕ ПЛЕНКОЙ ИЛИ ЗАКРЫТЫЕ СВЕТОВЫМИ КОРОБАМИ ВИТРИНЫ и любые окна станут
    абсолютно незаконными.
    Закрытые(снаружи и изнутри) пленкой или световыми панно витрины —
    это первые и самые главные враги Постановления 902-ПП.

    Второй страшный враг там — НАРУШЕНИЕ ЕДИНОЙ ГОРИЗОНТАЛЬНОЙ ОСИ монтажа вывесок на фасадах зданий.Все вывески(разных организаций) теперь должны быть выравнены по одной линии(между первым и вторым этажом)

    4. В противовес Свободе Монтажа Вывесок(бумажной) Создана МАШИНА УНИЧТОЖЕНИЯ НЕЗАКОННОЙ НАРУЖНОЙ РЕКЛАМЫ(реальная).Она работает так:

    а) хозслужбы и эксплуатирующих службы Управ районов в качестве «органов чувств»,что вместе с полицией фиксируют нарушения в наружке «на своем районе»;

    б) информация передается в ОАТИ (Объединенную Административно-Техническую Инспекцию),что выдает предписания владельцу «неправильной» или незаконной вывески демонтировать ее или привести в надлежащий,в соответствии с Постановлением номер 902-ПП, вид и выписывают штрафы от 75 до 500 и более тысяч рублей.

    Тогда при получении соответствующего предписания ОАТИ, хозслужбы под руководством Управ районов сами демонтируют незаконные информационные конструкции.
    Раньше,до специальных «компаний зачистки», незаконная наружка висела беспрепятственно.

    Итак,
    ЧТО ПОЛУЧАЕМ В СУХОМ ОСТАТКЕ и РЕЗУЛЬТАТЕ?
    Объем наружной рекламы в городе Москве заметно ограничен.
    Причина?
    Современной Москве чиновничьей мелкие и средние бизнесмены уже не нужны.
    Плюс торговля уходит с улиц в интернет,нужда в вывесках все меньше.


    Однако,размещение предпринимателями наружной рекламы ЗАМЕТНО (якобы) упростилось.
    Теперь каждый желающий,собрав пакет документов, может сам создать дизайн-проект и получить согласование в МКА.
    Может даже не получать(если уверен в себе и знаниях регламентирующих положений).

    Вот список документов для визита в Москомархитектуру.

    — доказательства прав на визит,на занимаемое помещение,на бизнес-деятельность (не забываем Устав и выписку из ЕГРЮЛ);

    — БТИ на нужное помещение;

    — собственно Дизайн-Проект в виде Альбома,где есть Правильные Цветные фото со всех сторон, ортогональные проекции фасадов здания (фактически,чертежи дома с размерами и в нужном электронном формате), фотопривязка.

    Другой вариант —
    ПЕРЕЛОЖИТЬ ВСЮ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ за изделие наружной рекламы на ее изготовителя и регистратора в лице организации.
    Не забываем — ОДНА жалоба,что ваша «вывеска светит в окно» или «раскачивается на ветру» — и Постановление N 902-ПП нарушено.

    Цена вопроса:12-15 000 рублей(на январь 2014 года)
    Звоните —
    8(495)9584069
    8(495)9520901

    Мы изготавливаем и монтируем вывески больше 20 лет.

    Есть много хитростей,что позволяют легально обойти ограничения чиновников на наружную рекламу и ее согласование.

    Вопросы,которые обычно задают: согласование дизайн-проекта информационной конструкции по новым правилам,согласование дизайн-проекта вывески,бесплатное согласование дизайн-проекта наружной рекламы,согласование макета вывески в Москомархитектуре,как правильно сделать дизайн-проект вывески в соответствии с новыми правилами наружной рекламы,где согласовать дизайн вывески по новым правилам,нужно ли разрешение на вывеску,есть ли разрешение на вывески по новым правилам,повесить вывеску без разрешения — можно ли,новые правила согласования вывесок в Москве,зачем согласовывать дизайн-проект вывески,заказать дизайн-проект вывески в Москве по новым правилам наружной рекламы,получить архитектурно-художественную концепцию улицы,список улиц,для которых разработаны архитектурно-художественные концепции,мой дом расположен на улице,для которой разработана архитектурно-художественная концепция — что делать,нужно ли регистрировать вывеску теперь,вешать вывеску можно без регистрации,как вешать вывеску без регистрации?

    А раньше, до 2014 года согласование наружной рекламы в г.Москве осуществлялось так.

    Регистрация наружной рекламы после роста в прошлом году штрафов за рекламу для организаций от 5000 до 7000$ сравнялась по «цене в случае проблемы» со стоимостью изготовления большой крышной рекламной установки!Увы,с этим жить.Каков сейчас порядок действий по регистрации наружной рекламы в городе Москве?

    1. Чтобы получить разрешение на наружную рекламу вам нужно сначала придумать:

    а) содержание вашей будущей наружной рекламы(важно-с учётом её предстоящей регистрации);
    б) форму существования вашей будущей наружной рекламы(с прицелом на её будущее согласование).

    Придумали?
    Набросали эскиз карандашом на бумаге? (у нас это делается на компьютере бесплатно (здесь))
    Теперь делаем дизайн-проект(рисуем картинку будущей наружной рекламы) в Corel Draw . При этом Имеется в виду, что у вас уже есть цифровая фотография того места, куда собираемся разместить наружную рекламу. После обработке этой фотографии в Photoshop, инсталлируем её в Corel Draw и интегрируем в специальный типовой бланк.

    Так и в такой типовой бланк — см. образец 1.

    Регистрация наружной рекламы началась.
    Внизу,под картинкой(ПРИВЯЗКОЙ, как её называют профессионалы наружной рекламы)ставятся фиксации согласия с данным графическим и конструкторским решением арендодателя и(или)балансодержателя помещений.

    2. Теперь готовим Письмо и Заявление в «службу одного окна» в Департамент Средств Массовой информации и рекламы г. Москвы.

    К этому письму нужно приложить:

    А) Заключение о соответствии содержания рекламы и визуальной формы её существования принятым нормам.

    См. образец 2.

    Например, в названиях марок товаров на иностранных языках в рекламных текстах эти названия должны быть меньше русскоязычного текста в 2 раза.

    Продолжительность этого этапа работ регистрации наружной рекламы — 5 рабочих дней после оплаты счёта на 6-13000 руб. (цена зависит от количества уникальных операций, которые придётся делать ГлавАПУ по вашему заказу, например, если рекламных установок 2, а не 1, то цена, соответственно, вырастает почти вдвое)

    Б)Заключение экспертной организации о соответствии изделия чертежам,ГОСТ,СНиП и Правилам электроустановок.
    Электрическая часть проходит экспертизу если площадь демонстрационного поля рекламной установки больше 6 м.кв.

    Продолжительность работ — 30 рабочих дней после оплаты Договора на выполнение работ.
    Цена «пляшет» от 15 до 40 т. р. в зависимости от площади рекламного поля объекта(-ов) наружной рекламы и информации.

    3. Оба вышеназванных документа вместе с Письмом и Заявлением на оформление технической документации готовятся для передачи в «Службу одного окна»Департамента средств массовой информации и и рекламы города Москвы. Нужно также приложить договор аренды на помещения по тому адресу, где вы хотите разместить наружную рекламу или свидетельство о собственности, соответственно.

    4. Возможно,на заключительном этапе регистрации наружной рекламы (перед получением итоговых разрешений) потребуется приложить квитанцию об оплате госпошлины. Сейчас оплата госпошлины для того,чтобы разместить наружную рекламу существует не всегда(в Москве).
    А регионах — она в почти всегда существует.
    Как там есть ,обычно, и необходимость согласовывать какие-то решения в местных органах власти. Такая практика(замедляющая процедуру получения разрешения на наружную рекламу) существовала в Москве ещё пару лет назад.
    Теперь она сохранилась только в регионах России.

    5. Результатом обращения в службу одного окна станут 2 документа.
    А) Разрешение на размещение ОНРИ (объекта наружной рекламы и информации). См. образец 3.
    Б) Технический паспорт. См. образец.4.

    Документ номер 3(Разрешение на установку объекта наружной рекламы и информации),на самом деле,очень неприятный реверс имеет(на обороте).Там 12 квадратиков — мини-таблиц,что фиксируют ЕЖЕГОДНЫЕ ВЗНОСЫ рекламодателями платежей городу за право размещения наружной рекламы.Они колеблются от 15 до 50 долларов за квадратный метр наружной рекламы в год.Базовый тариф там сейчас 16000 рублей в год и есть формула расчёта индивидуальной ежегодной стоимости размещения рекламной конструкции,куда включены площадь и место размещения — прежде всего.Также есть понижающие коэфициенты — за показ поочерёдно нескольких изображений(в том числе и вашего) или «плохое место» размещения(например,между вашей наружной рекламой и водителями машин,на которые работает рекламное сообщение — полоса с встречным движением транспорта). Собственно говоря- взимаемые с вас каждый год деньги за право размещения,это и есть главный итог регистрации наружной рекламы.

    Не забудьте,что хотя разрешение на монтаж наружной рекламы даётся на пять лет,ежегодную техническую экспертизу рекламной установки вам придётся делать каждый год.

    У документа номер 4(Технического паспорта) на обороте указано именно об этих ОСОБЫХ УСЛОВИЯХ — паспорт имеет силу только в условиях прохождения рекламной конструкцией ежегодного технического обследования.

    Регистрация наружной рекламы займёт 1.5-2.5 месяца беготни и оперативной оплаты бесконечных счетов.

    Мы понимаем,что сейчас всё у вас перемешалось в голове,поэтому,немного упростим.В общем случае, регистрация наружной рекламы в виде графической схемы представима так:

    Стоимость услуг регистрации наружной рекламы,конечно,в разных фирмах незначительно колеблется,но обычно каждый шаг(условный день труда)там близок к расходам на оплату труда добросовестного сотрудника,что «не дозвонился,поэтому сходил сам,узнал — сделал,оказалось неправильно — переделал через два дня и сходил ещё раз».

    Естественно,что тут ошибки минимизированы,а эффект «вошёл не в ту дверь,не в тот день,не знал,не понял,не успел,не сделал»(и повлёк издержки на переделку вывески или штраф за рекламу 5-7000$) минимизированы.

    Согласование вывески в Москве

    Согласование вывески, её регистрация и размещение на сегодняшний день процесс, с которым многие предприниматели ещё не сталкивались, а потому совершают массу ошибок и допускают упущения. В соответствии с Постановлением Правительства Москвы №902-ПП от 23.12.2013 «О размещении информационных конструкций в городе Москве» согласовывать вывеску требуется не всегда, но в случае необходимости, согласование осуществляется Комитетом по архитектуре и градостроительству г. Москвы.

    Согласовать информационную вывеску в Москве и получить разрешение на её установку в кратчайшие сроки в соответствии со всеми Правилами поможет Вам «МосАрхПроект» — компания с многолетним опытом работы в этой сфере.

    Сегодня, как никогда, вопрос согласования вывесок стал весьма актуальным. Многие предприниматели хотят заявить о себе, разместив информационные конструкции. И очень важно сделать это правильно. Отсутствие соответствующего пакета документов влечёт за собой, как правило, штрафные санкции, включая демонтаж информационной конструкции. На плечи нарушившего Закон предпринимателя лягут расходы по демонтажу плюс все внушительные денежные штрафы.

    Обращаясь в компанию «МосАрхПроект» по вопросу согласования размещения вывески Вы не будете тратить своё драгоценное время и здоровье для хождения по инстанциям, чтобы получить его. Все заботы о его решении и ответственность за результат мы возьмём на себя, а Вам останется лишь принять выполненную работу.

    Место расположения информационной конструкции, её параметры, соотношение с архитектурно-художественными элементами на фасаде – всё это требует строгого соблюдения Постановления Правительства г. Москвы №902-ПП.

    Компания «МосАрхПроект» осуществляет согласование информационных вывесок и их регистрацию в городе Москве, располагающихся:

  • на фасадах встроенных и пристроенных торговых и других площадей;
  • на зданиях торговых и развлекательных центров, кинотеатров, театров и цирков;
  • на крышах зданий и сооружений;
  • как отдельно стоящие конструкции в виде стел (включая стелы возле торговых центров и на АЗС);
  • на объектах культурного наследия;
  • на сложных фасадах и т.п.
  • В некоторых случаях согласование вывески является обязательным, и мы готовы помочь Вам решить все вопросы, связанные с подготовкой пакета необходимой документации.

    Мы поможем Вам разобраться и оптимизировать процедуру размещения информационной конструкции, которая поможет Вам заявить о своём бизнесе.

    «МосАрхПроект» предоставляет как отдельные услуги по оформлению разрешительной документации на установку информационных конструкций, так и полный пакет услуг – от разработки грамотного дизайн-проекта любых вывесок до получения письменного согласования на их размещение. Сосредотачивая весь процесс «в одних руках», мы даём гарантию того, что все работы будут выполнены качественно, а документы – оформлены в полном соответствии с Законом.

    Наши сотрудники – профессионалы своего дела, которые дадут Вам исчерпывающую консультацию по всем вопросам касательно конкретно Вашей ситуации, и помогут реализовать проект согласования вывески.

    Воспользуйтесь картой административно-территориальных границ действия 902-ПП, размещённой на этой странице сайта, чтобы выяснить, входит ли Ваш объект в зону распространения этого Постановления.

    Обращайтесь к нам по указанным контактам, чтобы узнать все нюансы процесса согласования вывески в Москве , получить грамотно разработанный дизайн-проект, выполненный в соответствии со всеми требованиями к вывескам, и сэкономить своё время.

    В Москве упростят правила размещения вывесок

    Правила размещения и содержания информационных конструкций в Москве дополнят, рассказал главный архитектор столицы Сергей Кузнецов.

    «Процедура согласования вывесок в Москве была максимально упрощена. Если вывески или другие рекламно-информационные конструкции соответствуют новым стандартам размещения, разработанным Москомархитектурой и утвержденным постановлением Правительства Москвы от 25 декабря 2013 года № 902-ПП, то разрешение не требуется вовсе. В ином случае подать заявку на рассмотрение индивидуального дизайн-проекта размещения вывески можно онлайн», — отметил он.

    Теперь предпринимателям планируется разрешить закреплять настенные информационные конструкции в простенках между окнами. В случае размещения вывесок на внешних поверхностях торговых, развлекательных центров, кинотеатров, театров, цирков в качестве заявителей выступают лица, управляющие названными объектами, или юридические лица, индивидуальные предприниматели, осуществляющие деятельность в этих помещениях с разрешения владельца.

    Предпринимателям не придется самостоятельно предоставлять документ, подтверждающий имущественные права заявителя на весь объект. Эта информация будет получена Москомархитектурой в рамках межведомственного взаимодействия. А вот доверенность на представление интересов физического лица придется заверить у нотариуса.

    Кроме того, 1 июля вступят в силу новые требования к размещению вывесок за пределами Третьего транспортного кольца. Они будут регламентировать цвет, форму и стиль конструкций, исключат хаотичное расположение элементов и позволят сохранить исторический облик города. Архитектурно-художественные концепции размещения вывесок подготовлены для 86 крупных улиц.

    Смотрите еще:

    • Права потребителей возврат товара россия "О ЗАЩИТЕ ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ" (с изменениями от 2 июня 1993 г., 9 января 1996 г., 17 декабря 1999 г., 30 декабря 2001 г., 22 августа, 2 ноября, 21 декабря 2004 г., 27 июля, 16 октября, 25 ноября 2006 г., 25 октября 2007 г., 23 июля 2008 […]
    • Заявление о пересмотре решения суда по вновь открывшимся обстоятельствам Образец заявления о пересмотре решения суда по вновь открывшимся обстоятельствам В Щелковский городской суд Московской области Истец: Иванов Иван Иванович Ответчик: ЗАО "Путь успеха" Место расположения: Московская область, г.. […]
    • Инструкция по заполнению декларации налога на имущество за 2014 год Как заполнить декларацию по налогу на имущество Статья опубликована в журнале "Вестник бухгалтера Московского региона" № 5 октябрь 2015 г. Л. Г. Федорова, В. Н. Горностаев, эксперты службы правового консалтинга ГАРАНТ Остаточная […]
    • Закон о пневматические пистолеты ОГЛАВЛЕНИЕ СТАТЬИ Классификация пневматики Что хочется сказать – даже второй тип оружия, который от 3 до 4 Дж, со стальными шариками имеет начальный полет снаряда в 100 – 170 м/с. А это достаточно много, так что может нанести как минимум […]
    • Племенная собственность это Малый академический словарь. — М.: Институт русского языка Академии наук СССР . Евгеньева А. П. . 1957—1984 . Смотреть что такое "племенной" в других словарях: ПЛЕМЕННОЙ — ПЛЕМЕННОЙ, племенная, племенное (книжн.). 1. прил. к племя. […]
    • Закон 83 фз с изменениями Федеральный закон от 27 ноября 2017 г. N 347-ФЗ "О внесении изменений в статьи 2 и 11 Федерального закона "Об автономных учреждениях" и статью 30 Федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской […]
    • 39 закон о сми Закон "О СМИ" Закон РФ от 27 декабря 1991 г. N 2124-I"О средствах массовой информации" С изменениями и дополнениями от: 13 января, 6 июня, 19 июля, 27 декабря 1995 г., 2 марта 1998 г., 20 июня, 5 августа 2000 г., 4 августа 2001 г., 21 […]
    • Федеральный закон от 30 марта 1999г 52 Федеральный закон от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" (с изменениями и дополнениями) Федеральный закон от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ"О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" С […]