Процессуальное положение прокурора в уголовном судопроизводстве

Прокурор в уголовном процессе. Его полномочия

Прокурор – должностное лицо, уполномоченное в пределах компетенции, установленной УПК РФ, осуществлять от имени государства уголовное преследование, а также надзор за процессуальной деятельностью органов дознания и предварительного следствия.

В качестве прокурора в уголовном процессе могут действовать: Генеральный прокурор РФ и подчиненные ему прокуроры, их заместители и иные должностные лица органов прокуратуры, участвующие в уголовном судопроизводстве и наделенные соответствующими полномочиями Законом о прокуратуре (п. 31 ст. 5 УПК РФ).

Прокурор действует на всех стадиях уголовного процесса, но его полномочия на различных стадиях процесса неодинаковы.

Широкими полномочиями прокурор наделен на стадиях возбуждения уголовного дела и предварительного расследования. Он осуществляет надзор за исполнением законов органами, выполняющими оперативно-разыскную деятельность (ОРД), дознание и предварительное следствие.

Его полномочия в досудебных стадиях носят властно-распорядительный характер, чем существенно отличаются от полномочий прокурора в судебных стадиях процесса.

Иные полномочия, используемые прокурором в процессе расследования уголовного дела, можно распределить по следующим группам:

  1. дача согласия на возбуждение следователем (дознавателем) перед судом ходатайств об избрании, отмене или изменении меры пресечения в виде заключения под стражу или домашнего ареста, о временном отстранении от должности, вынесении постановления, разрешающего осуществление контроля и записи переговоров, наложении ареста на имущество или почтово- телеграфные отправления, производстве личного обыска, обыска или выемки в жилище;
  2. дача органам, осуществляющим ОРД, дознание и предварительное следствие, в письменном виде обязательных для них указаний, дача санкций на производство некоторых следственных действий, непосредственное участие в предварительном расследовании, решение по существу вопросов, возникающих в процессе расследования, продление срока предварительного расследования;
  3. разрешение отводов, заявленных нижестоящему прокурору, следователю, дознавателю, а также их самоотводов, отстранение следователей или дознавателей от производства расследования, изъятие уголовного дела у органа дознания и передача его следователю, а также от одного органа расследования другому с обязательным указанием оснований такой передачи и изменения подследственности;
  4. утверждение обвинительного заключения (акта) и направление дела в суд, возвращение дела дознавателю или следователю со своими указаниями о производстве дополнительного расследования, приостановление или прекращение производства по делу, осуществление иных полномочий, предусмотренных законом.

В судебных стадиях прокурор выступает в качестве государственного обвинителя – стороны, поддерживающей обвинение от имени государства, либо в качестве должностного лица, уполномоченного принимать меры к устранению нарушений закона.

Рубрикатор

Прокурор, его процессуальное положение на различных стадиях уголовного процесса.

Прокурор, его процессуальное положение на различных стадиях уголовного процесса.

Прокурор как должностное лицо, уполномоченное в пределах своей компетенции осуществлять от имени государства уголовное преследование в ходе уголовного судопроизводства, а также надзор за процессуальной деятельностью органов дознания и органов предварительного следствия (ч. 1 ст. 37).

Прокурором по уголовному делу могут считаться следующие должностные лица прокуратуры: Генеральный прокурор РФ; ,нижестощие прокуроры;,прокуроры отделов;, заместители всех вышеуказанных должностных лиц;,прокуроры специализированных прокуратур и их заместителей;, старшие помощники и помощники прокуроров.

Согласно ст. 37 УПК РФ прокурор в уголовном процессе в качестве основной функции осуществляет уголовное преследование.

Эту функцию вправе выполнять все вышеуказанные лица в прокуратуре, в том числе и помощники прокурора, которые осуществляют исключительно в судебных стадиях в одной форме поддержания государственного обвинения. Никаких других процессуальных функций осуществлять помощники прокурора не могут.

Кроме уголовного преследования прокурор в уголовном процессе осуществляет две дополнительные функции:

1)надзор за процессуальной деятельностью органов предварительного следствия и дознания;

2)процессуальное руководство деятельностью дознавателя.

Все полномочия прокурора можно разделить на полномочия в досудебном и в судебном производстве.

В свою очередь в досудебном производстве можно выделить полномочия по надзору:

1) проверка исполнения требований ФЗ при приеме регистрации о сообщении преступления;

2) вынесения постановлений о направлении соответствующих материалов в орган предварительного расследования для решения вопроса об уг.преследовании;

3) требование от органов предварительного расследования устранения нарушений ФЗ допущенных в ходе предварительного расследования;

4) истребовать и проверять законность и обоснованность решений РСО, следователя, органа дознание, дознавателя об отказе в возбуждении уголовного дела, приостановлении и прекращении уголовного дела, а также принимать по этим актам соответствующие решения; 5)возвращать уголовное дело дознавателю, следователю со своими письменными указаниями о производстве дополнительного расследования об изменении объема обвинения, квалификации содеянного, пересоставлении обвинительного заключения, обвинительного акта или обвинительного постановления, а также для устранения иных выявленных недостатков.

Все остальные полномочия указанные в ч.2 ст.37 УПК РФ не относятся к функции надзора. Это либо полномочие по руководству деятельности дознавателя, либо полномочия по уголовному преследованию.

В судебных стадиях прокурор утрачивает свои руководящие надзорные полномочия, в ходе них он выполняет единственную функцию — уголовное преследование (обвинение).

Данная функция осуществляется путем реализации прокурором полномочий государственного обвинителя (ст.246 УПК РФ). Прокурор как государственный обвинитель обязан поддерживать обвинения по делам публичного и частно-публичного обвинения, которые возбуждены в общем порядке.

В судебных стадиях прокурор представляя сторону в условиях состязательности обладает равными правами со стороной защиты (ст. 244 УПК РФ).

Предъявление для опознания: понятие и порядок производства.

Предъявление для опознания представляет собой процессуальное отождествление по мысленному образу лицом объекта, который оно ранее воспринимало.

Следователь может предъявить для опознания лицо или предмет свидетелю, потерпевшему, подозреваемому или обвиняемому. Для опознания может быть предъявлен и труп.

Опознающие предварительно допрашиваются об обстоятельствах, при которых они видели предъявленные для опознания лицо или предмет, а также о приметах и особенностях, по которым они могут его опознать.

Не может проводиться повторное опознание лица или предмета тем же опознающим и по тем же признакам.

Лицо предъявляется для опознания вместе с другими лицами, по возможности внешне сходными с ним. Общее число лиц, предъявляемых для опознания, должно быть не менее трех. Это правило не распространяется на опознание трупа. Перед началом опознания опознаваемому предлагается занять любое место среди предъявляемых лиц, о чем в протоколе опознания делается соответствующая запись.

При невозможности предъявления лица опознание может быть проведено по его фотографии, предъявляемой одновременно с фотографиями других лиц, внешне сходных с опознаваемым лицом. Количество фотографий должно быть не менее трех.

Предмет предъявляется для опознания в группе однородных предметов в количестве не менее трех.

Если опознающий указал на одно из предъявленных ему лиц или один из предметов, то опознающему предлагается объяснить, по каким приметам или особенностям он опознал данные лицо или предмет. Наводящие вопросы недопустимы.

В целях обеспечения безопасности опознающего предъявление лица для опознания по решению следователя может быть проведено в условиях, исключающих визуальное наблюдение опознающего опознаваемым. В этом случае понятые находятся в месте нахождения опознающего.

По окончании опознания составляется протокол. В протоколе указываются условия, результаты опознания и по возможности дословно излагаются объяснения опознающего. Если предъявление лица для опознания проводилось в условиях, исключающих визуальное наблюдение опознаваемым опознающего, то это также отмечается в протоколе

Прокурор в уголовном судопроизводстве: процессуальное положение в различных стадиях

Статус прокурора регламентирован ст. 37 УПК и другими положениями уголовно-процессуального права.

Прокурор является должностным лицом, уполномоченным в пределах компетенции, установленной УПК, осуществлять от имени государства уголовное преследование в ходе уголовного судопроизводства, а также надзор за процессуальной деятельностью органов дознания и органов предварительного следствия (ч. 1 ст. 37 УПК).

В стадии возбуждения уголовного дела прокурор проверяет исполнение требований закона о приеме, регистрации и сообщений о преступлениях; выносит мотивированное постановление о направлении соответствующих материалов в следственный орган или орган дознания для решения вопроса о возбуждении уголовного преследования по фактам выявленных прокурором нарушений закона.

Полномочия прокурора в уголовном деле можно разделить на две группы:

– непосредственное осуществление уголовного преследования;

– надзор за процессуальной деятельностью органов дознания и предварительного следствия.

Прокурор осуществляет уголовное преследование во всех стадиях уголовного судопроизводства.

В ходе досудебного производства по уголовному делу прокурор уполномочен:

– проверять исполнение требований федерального закона при приеме, регистрации и разрешении сообщений о преступлениях;

– выносить мотивированное постановление о направлении соответствующих материалов в следственный орган или орган дознания для решения вопроса об уголовном преследовании по фактам выявленных прокурором нарушений уголовного законодательства;

– требовать от органов дознания и следственных органов устранения нарушений федерального законодательства, допущенных в ходе дознания или предварительного следствия;

– давать дознавателю письменные указания о направлении расследования, производстве процессуальных действий;

– давать согласие дознавателю на возбуждение перед судом ходатайства об избрании, отмене или изменении меры пресечения либо о производстве иного процессуального действия, которое допускается на основании судебного решения;

– истребовать и проверять законность и обоснованность решений следователя или руководителя следственного органа об отказе в возбуждении, приостановлении или прекращении уголовного дела и принимать по ним решение в соответствии с УПК;

– отменять незаконные или необоснованные постановления нижестоящего прокурора, а также незаконные или необоснованные постановления дознавателя в порядке, установленном УПК;

– рассматривать представленную руководителем следственного органа информацию следователя о несогласии с требованиями прокурора и принимать по ней решение;

– участвовать в судебных заседаниях при рассмотрении в ходе досудебного производства вопросов об избрании меры пресечения в виде заключения под стражу, о продлении срока содержания иод стражей либо об отмене или изменении данной меры пресечения, а также при рассмотрении ходатайств о производстве иных процессуальных действий, которые допускаются на основании судебного решения, и при рассмотрении жалоб в порядке, установленном ст. 125 УПК;

– разрешать отводы, заявленные дознавателю, а также его самоотводы;

– отстранять дознавателя от дальнейшего производства расследования, если им допущено нарушение требований УПК;

– изымать любое уголовное дело у органа дознания и передавать его следователю с обязательным указанием оснований такой передачи;

– передавать уголовное дело или материалы проверки сообщения о преступлении от одного органа предварительного расследования другому (за исключением передачи уголовного дела или материалов проверки сообщения о преступлении в системе одного органа предварительного расследования) в соответствии с правилами, установленными ст. 151 УПК, изымать любое уголовное дело или любые материалы проверки сообщения о преступлении у органа предварительного расследования федерального органа исполнительной власти (при федеральном органе исполнительной власти) и передавать его (их) следователю Следственного комитета РФ с обязательным указанием оснований такой передачи;

– утверждать постановление дознавателя о прекращении производства по уголовному делу;

– утверждать обвинительное заключение или обвинительный акт по уголовному делу;

– возвращать уголовного дела дознавателю, следователю со своими письменными указаниями о производстве дополнительного расследования, об изменении объема обвинения либо квалификации действий обвиняемых или для пересоставления обвинительного заключения или обвинительного акта и устранения выявленных недостатков;

– осуществлять иные полномочия, предоставленные прокурору УПК.

В ходе судебного разбирательства участие прокурора обязательно, так как он действует от имени государства и как ответственный перед ним поддерживает обвинение в строгом соответствии с законом или отказывается от обвинения если в суде не нашли подтверждения доказательства положенные в основу обвинения на досудебном производстве. При этом он пользуется равными правами с другими участниками судебного разбирательства.

Отношение прокурора с другими участниками судопроизводства должны строиться на основе принципов состязательности и равноправия сторон, независимости судей и их подчинения только закону.

В стадиях апелляционного, кассационного и надзорного производства прокурор поддерживает представление и высказывает свое мнение по поводу законности и обоснованности жалоб других участников процесса.

В стадии исполнения приговора прокурор принимает меры к своевременному и законному обращению приговора к исполнению. Вносит на рассмотрение суда и участвует в рассмотрении судьей вопросов, возникших в связи с исполнением приговора.

Процессуальное положение прокурора в уголовном процессе в дореволюционный период

Впервые прокуратура была образована во Франции в XIV в. в период инквизиционного процесса. Король Филипп IV Ордонансом от 25 марта 1302 года учредил прокуратуру как орган представительства интересов монарха.

Первоначально это был сугубо обвинительный, карательный орган. Прокуратура Франции была предназначена для исполнения воли короля, влияние которого на формирование ее органов и определение направлений в ее деятельности было весьма сильным. (Не без причины прокуроры вплоть до ликвидации монархии во Франции именовались «людьми короля»).

Сфера деятельности королевских прокуроров постоянно расширялась. При этом функции прокуратуры с момента ее возникновения отнюдь не сводились к сфере чисто правовой. Прокурор, как утверждал русский историк В.И. Веретенников, «является в точном и полном смысле глазами короля, через посредничество которых король может следить за правильностью хода всего государственного механизма».

В России прокуратура была учреждена указом Петра I от 12 января 1722 года. Она была создана исключительно как орган надзора за деятельностью государственного аппарата, в первую очередь Сената, ставшего к тому времени законодательным и высшим органом исполнительной власти и первоначально уголовным преследованием не занималась. Обвиняли преступление непосредственно в Сенате фискалы, которым эта обязанность вменялась Указом от 5 марта 1711 года.

В апреле 1722 года были приняты указы «О должности Сената», «О должности генерал-прокурора», «О должности обер-прокурора Синода», но и в них полномочия прокуроров по надзору за исполнением законов органами расследования и судом не были определены. Причина этого состояла, очевидно, в том, что судебные функции прокуратуры изначально не были приняты Петром I. Фактически прокуратура в области надзора за уголовно-правовой деятельностью в этот период и позднее осуществляла только попечение за арестантскими делами. Это было вызвано необходимостью, поскольку уголовные дела подолгу оставались без движения, остроги были переполнены, а труд колодников использовали местные начальники в свою пользу. А. Градовский писал, что «Генерал-прокурор и система подчиненных ему прокуроров была создана в интересах центральных учреждений и в этом отношении резко отличается от системы фискалов, учрежденных в виду интересов местной администрации; оттого учреждение это и не шло в глубь страны до самых реформ Екатерины, когда власть охранительная получила такое широкое развитие в местных установлениях».

Уголовное преследование в этот период осуществлялось полицией, которая была независима от местных органов власти и поэтому не подчинялась прокуратуре, не исполняла её указаний. Прокуроры наблюдали за ходом уголовных дел таким же образом, как и за всеми другими делами, производившимися в различных учреждениях, не оказывая на него никакого влияния.

После смерти Петра I прокуратура практически бездействовала особенно в период царствования Петра II и Анны Иоановны. В 1727 году, упраздняя надворные суды, была ликвидирована и должность состоявших при них прокуроров, т.е. прокуратура фактически прекратила свое существование. В декабре 1730 года началось восстановление в России данного органа, а полностью прокурорский надзор был восстановлен только при Елизавете Петровне Указом от 12 декабря 1741 года «О восстановлении всех прав Сената и подтверждении прав генерал-прокурора».

Однако прокуратура в этот период только наблюдала за внешним порядком делопроизводства, ее роль в осуществлении надзора была очень незначительной.

Положение прокуратуры упрочилось после вступления на престол Екатерины II. В 1764 году Екатерина II издает «Секретное наставление генерал-прокурору», в соответствии с которым генерал-прокурор превратился в государственного чиновника, в ведении которого были финансы, юстиция, государственный контроль, государственное казначейство и другие институты.

Как система специальных органов прокуратура была сформирована только после принятия «Учреждения для управления губерний» от 7 ноября 1775 года в соответствии, с которым в губерниях надзор осуществляла группа из 3 человек: прокурора и двух стряпчих, один из которых осуществлял общий надзор, другой — надзор по уголовным делам.

Губернские прокуроры имели обязанности, как «наблюдение за точным исполнением узаконений, охрана порядка, ими установленного, содействие пресечению противоправных им деяний и злоупотреблений». В уезде действовал подчиненный губернскому прокурору уездный стряпчий, который также должен был информировать губернского прокурора о совершаемых действиях и иных делах в уезде. С этого же времени на прокуратуру был возложен и надзор за исполнением законов полицией, которая вела дознание. Кроме того, прокуроры занимались также попечением о довольствии и содержании арестантов, о скором разрешении их дел, для чего они чаще ходили по тюрьмам, по крайней мере, раз в неделю, а именно « в пятницу после обеда».

Прокуратура осуществляла и судебный надзор. Участие прокурора в процессе приурочивалось собственно к моменту возбуждения уголовного дела, когда он предъявлял суду письменные заключения или предложения о порядке производства по делу, которое разрешалось судом по существу без участия прокурора. Губернский прокурор надзирал за сохранением в судебных решениях точной силы законов, за соблюдением процессуальной формы при осуществлении правосудия и порядка в суде, он наблюдал, чтобы суды не превышали свою компетенцию и не рассматривали неподсудные им дела, предотвращал волокиту и понуждал к безостановочному их разрешению, возбуждал дела «негласные», устранял самоуправство и злоупотребления и побуждал членов судов и чиновников судебных мест к точному исполнению своих обязанностей и т.д. Благодаря Учреждению о губерниях 1775 года увеличился аппарат прокуратуры на местах, появились прокуратуры при судах. В середине XVIII века у прокуратуры появился свой следственный аппарат. Екатерина II в 1762 году создает при Сенате новое ведомство — Тайную экспедицию, которая подчинялась непосредственно Генерал-прокурору и которая рассматривала дела связанные с государственными преступлениями. Дела в экспедиции возбуждались по доносам, применялись пытки и телесные наказания. Упразднил Тайную экспедицию только Александр I. В его манифесте по этому поводу говорилось, что все дела Тайной экспедиции в будущем рассматривать в 1 и 3 Департаментах Сената и во всех присутственных местах, где рассматриваются уголовные дела.

Манифестом от 8 сентября 1802 года должность генерал-прокурора была объединена с должностью министра юстиции, который являлся руководителем всей прокурорской системы. Первым министром юстиции и одновременно генерал-прокурором был Г.Р. Державин. В 1802 году в циркулярном ордере, подготовленном и разосланном губернским прокурорам Г.Р. Державиным, и подтвержденном Указом Сената от 15 декабря 1802 года, впервые в истории прокуратуры говорилось об отдельном направлении деятельности — надзоре за расследованием преступлений. Прокуроры обязаны были наблюдать «не происходит ли где кому пристрастных допросов, бесчеловечных истязаний и притеснений всякого рода на обвинение невинности, а с другой стороны упущения и послабления преступлениям, а наипаче сокрытия нестерпимых деяний». Кроме того, на прокуроров возлагалась обязанность ходатайствовать и настаивать в губернском правлении, чтобы следствие проведено было в надлежащую ясность, точность и окончено с совершенным беспристрастием так, чтобы высшей инстанции не было сомнений, ни надобности требовать доследования, когда следствие окончено и преступление открыто». О любом нарушении следовало докладывать министру и представлять ему краткие сообщения о ходе расследования уголовных дел. Кроме того, ежемесячно прокурорами генерал-прокурору представлялись подробные ведомости по делам следственным (преступлениям по должности) и уголовным.

Расследование преступлений в общем порядке возлагалось на полицию, кроме того, существовал и специальный следственный аппарат по особым категориям уголовных дел, например, по конокрадству и кормчеству. Непосредственно следствием занимались частные приставы, городничие, помощники городничих, квартальные надзиратели, становые приставы, земские исправники. По особым, нерядовым делам расследование может быть поручено любому должностному лицу или комиссии в любом составе. Дореформенное следствие было медлительным и малоэффективным. Ю.В. Мещеряков отмечает, что следствие отличалось произволом, взяточничеством, производилось часто письмоводителями, а не должностными лицами, велось необъективно. Все это создавало препятствия для скорого и справедливого рассмотрения уголовных дел в судах. Высок был и процент уголовных дел, возвращенных на доследование (31%), следователей привлекали к ответственности за часто допускаемые нарушения процессуального закона, поэтому поле деятельности для прокуратуры было достаточно широкое. Проблемы заключались в том, что законодательно полномочия прокурора определены не были, поэтому, как указывает Н.В. Муравьев, прокуратура в уголовном процессе представлялась малозаметным и малозначащим придатком к полицейскому розыску.

Участие прокуроров на предварительном расследовании заключалось в том, что они должны были возбуждать уголовное преследование и только. Проверять законность расследования они могли только в суде или при визировании, стряпчие могли так же только присутствовать при проведении следствия. Сами проводить следственные действия могли в трех случаях: по особо важным делам в составе коллегиальной следственной комиссии; губернский стряпчий — по должностным преступлениям и только по поручению губернского правления; уездный стряпчий — в составе временного отделения земского суда по делам о скоропалительной смерти для выяснения истинности ее причины.

Стряпчие, при осуществлении надзора за расследованием уголовных дел, производимого полицией, вправе были давать предписания и поручения, например для производства допроса отдельных лиц. Уездным стряпчим, производить следствие было запрещено, они могли только наблюдать за ним.

В 30-40 годы XIX века началась подготовка судебной реформы, которая охватывала изменения и следствия, прокурорской системы, судебной системы, адвокатуры. В 1860 году были рассмотрены в Государственном совете и утверждены императором Учреждение судебных следователей, Наказ судебным следователям, Наказ полиции о производстве первоначальных исследований по преступлениям и проступкам и пр.

В Наказе судебным следователям относительно их взаимоотношений с прокурором говорилось, что требования прокурора это законный и обязательный повод к начатию следствия, самостоятельное решение следователя о начале расследования и отправление уголовного дела в надлежащее судебное место требует обязательного уведомления уездного стряпчего, прокурор вправе знакомиться с материалами уголовного дела, давать следователю предложения.

Эти позиции собственно были сохранены и в «Основных положениях о прокурорском надзоре» 1862 года, в соответствии с которыми прокуроры надзирали за законностью и поддерживали государственное обвинение в суде, осуществляя тем самым уголовное преследование. Кроме того, им подчинялись полицейские чины при производстве уголовного дознания, они получали сведения обо всех начатых следствиях и лицах, задержанных, располагали властью, обеспечивающей исполнение следователями их указаний, могли требовать освобождения лиц, в отношении которых доказательств их причастности к преступлению было недостаточно, и, наоборот, в необходимых случаях, требовали задержания обвиняемого.

В основу преобразований реформы 1864 г. был положен принцип разделения властей (насколько его вообще можно было применить в России того времени), судебная власть отделялась от законодательной, исполнительной, судебной. В законе отмечалось, что в судебном процессе «власть обвинительная отделяется от судебной». Провозглашалось равенство всех перед законом. В соответствии с Уставом уголовного судопроизводства 1864 года прокуратура (прокуроры окружных судов и их товарищи) осуществляла надзор за производством дознания органами полиции и предварительного следствия судебными следователями, надзор в местах лишения и ограничения свободы, участвовала в судах при рассмотрении уголовных дел. И.Я. Фойницкий, исследуя положение прокурора в уголовном судопроизводстве, указывал, что «несмотря на чрезвычайно широкий объем работы по охранению закона, лежащей на прокуратуре, в деятельности ее преимущественное значение имеет другая сторона — обвинительная. Переходя в уголовном процессе от следственного порядка к состязательному, законодатель вынужден был озаботиться организацией обвинения и возложить его на прокуратуру. В этом качестве она руководит дознанием, наблюдает за предварительным следствие и возбуждает уголовное преследование. В качестве органа, поставленного в главе дознания, прокуратура имеет в своем подчинении полицию, с которой сноситься предложениями и которой прокурор судебной палаты может давать инструкции. Окончанием дознания не прекращается руководство прокуратуры предварительным производством: оно распространяется и на предварительное следствие (ст. 249, 278,287 УУС). Право возбуждения уголовного преследования принадлежит прокуратуре только по делам, преследуемым в публичном порядке в общих судебных местах».

Судебная реформа принципиально изменила роль прокурора в уголовном процессе: из формального надзирателя (каким он был везде, и в том числе в суде уголовном) прокурор прекратился в активного обвинителя центральную фигуру в борьбе с преступностью. Составители судебных уставов прямо указывали, что уголовное преследование является главным предметом занятий современного прокурорского надзора, что «прокурор должен являться публичным обвинителем во всех уголовных делах и вести их во всех судебных инстанциях в качестве представителя правительства и закона». В статье 4 Устава уголовного судопроизводства было указано, что «по уголовным делам, подведомственным общим судебным установлениям, обличение обвиняемых перед судом возлагается на прокуроров и их товарищей». Вместе с тем, возлагая на прокурора бремя обвинительной власти, законодатель сохранил за ним и обязанность надзора за законностью в судебной сфере, причем обе эти обязанности прокурор исполнял одновременно. Особенно ярко это проявлялось на стадии предварительного расследования, когда прокурор и возбуждал уголовные дела, и становился стороной в процессе, и надзирал, руководил действиями следователя.

Сочетание обвинительной и надзорной функции в лице прокурора превращало его в хозяина процесса на стадии предварительного расследования. Производство всех дознаний происходило под руководством, а иногда и при активном участии прокуроров. Прокуроры претендовали даже на то, чтобы лично определять, кому из полицейских чиновников поручать дознание, чтобы этого не произошло, потребовалось специальное определение Сената, которое запрещало им требовать, чтобы уездные начальники, полицмейстеры и их помощники лично исполняли поручения прокуроров по производству дознаний и следствий по уголовным делам. Зато прокурорам было предоставлено право давать непосредственные поручения чинам сыскных отделений в отношении производства розыска. Руководящая роль прокурора при производстве предварительного следствия была закреплена, прежде всего, в ст. 281 Устава уголовного судопроизводства, которая обязывала следователя исполнять законные требования прокурора или его товарища, с отметкой в протоколах, какие именно меры приняты по его требованию. Эта норма на практике вызвала много споров. Большинство исследователей приходили к выводу, что незаконные требования прокурора не должны ни в коей мере исполняться следователем. Но по вопросу о том, все ли законные требования прокурора обязательны к исполнению или только те, которые следователь сочтет обоснованными, существовали разногласия. Зависимость следователей от прокуроров закреплялась также в некоторых статьях Учреждения судебных установлений. Так в соответствии со ст. 213 следователи назначались на должность по представлениям прокуроров окружных судов; представления прокурора нередко было достаточно для перевода следователя из одного округа в другой.

После окончания следствия следователь передавал дело прокурору для начала следующей стадии процесса — предание обвиняемого суду. Устав уголовного судопроизводства предоставлял прокурору право требовать дополнения следствия, признанного следователем окончательным, независимо от того передавал ли он его в суд для рассмотрения, или предлагал прекратить его за отсутствием признаков преступления или по другим основаниям. Заключение прокурора о предании обвиняемого суду излагалось в форме обвинительного акта по делам, по которым проводилось следствие. Если палата соглашалась с обвинительным актом, то в соответствии с ее определением дело направлялось в окружной суд для рассмотрения.

Наибольший авторитет и известность прокуроры приобрели в качестве государственных обвинителей в суде. Одним из аргументов противников судебной реформы было указание на отсутствие опытных судебных ораторов. Но уже в первые годы деятельности новых судов развеялись все страхи и опасения на этот счет. В обществе стали известны имена не только выдающихся адвокатов, но и талантливых прокуроров, таких как С.А. Андреевский, М.Ф. Громницкий, В.И. Жуковский, А.Ф. Кони, Н.В. Муравьев и др.

А.Ф. Кони в статье «Приемы и задачи прокуратуры (из воспоминаний судебного деятеля)» указывал, что «основные черты слагавшегося русского типа обвинителя были, — за исключением редких, но печальных уклонений в область бездушной риторики, — спокойствие, отсутствие личного озлобления против подсудимого, опрятность приемов обвинения, чуждая к возбуждению страстей, и искажению данных дела и, наконец, что весьма важно, полное отсутствие лицедейства в голосе, в жесте и в способе держать себя в суде. К этому надо добавить простоту языка, свободного, в большинстве случаев, от вычурности или от громких и «жалких» слов.

Со временем стала более ощутима поляризация сторон в судебном заседании, хотя авторы судебной реформы предполагали, что прокурор соединит в себе функции «блюстителя закона», «взыскателя наказания» и «защитника невинности», т.е. фактически будет «говорящим судьей». Стало понятно, что негативное моральное воздействие на лиц прокурорского надзора оказывало их участие в расследовании и обвинении по уголовным делам, в ходе которых во имя достижения цели не брезговали не только тенденциозным подбором свидетелей, искаженным и односторонним освещением событий преступления, но и в некоторых случаях и нарушением законов. Из «говорящего судьи» прокурор превратился в «говорящего жандарма».

После введения в действие Судебных уставов полномочия прокуроров по отношению к следователям стали расширяться: следователи представляли прокурорам отчеты о своей деятельности, в ведении прокуроров находились все прекращенные следственные производства. С 1871 года следователи стали представлять сведения о «начатии дела и об окончании следствия. Первое из них одновременно с начатием производства следствия и, во всяком случае, никак не позднее трех дней со времени действительного приступа к производству оного, а второе — одновременно с окончанием следствия.

В соответствии с законом от 14 августа 1881 года «О мерах по охранению государственного порядка и общественного спокойствия» следователи обязывались препровождать к прокурорскому надзору копии со всех постановлений об аресте, состоящих на основании этого закона.

Поскольку между следователями и прокурорскими работниками возникали споры, Министерство юстиции в 1896 году издало специальный циркуляр, в котором указывалось, что разногласия между судебными следователями и прокурорским надзором разрешаются Судебной палатой.

С 1896 года право осуществлять надзор за дознанием и следствием получили и губернские прокуроры, они же поддерживали в судах обвинение по уголовным делам.

Таким образом, можно сделать вывод, что прокуратура, начиная с момента своего появления в России и до судебной реформы 1864 года, фактически уголовным преследованием не занималась. Эта функция появилась у прокуратуры только с реформой 1864 года. Поскольку в основе преобразований судебной реформы был положен принцип разделения властей, а судебный процесс был построен на основе принципа состязательности, в деятельности прокуратуры стала превалировать обвинительная сторона, прокурор стал выполнять обязанности государственного обвинителя в судебных заседаниях. Обвинительный уклон представителей прокуратуры привел к тому, что из «говорящего судьи», т.е. лица соединяющего в себе функции «блюстителя закона», «взыскателя наказания» и «защитника невинности» каким его хотели видеть реформаторы, прокурор превратился в «говорящего жандарма».

3.3. Прокурор, его процессуальный статус и задачи в различных стадиях уголовного процесса

Указанные виды уголовно-процессуальной деятельности осуществляют Генеральный прокурор РФ и подчиненные ему прокуроры субъектов РФ, районные (городские) прокуроры, военные прокуроры и прокуроры специализированных прокуратур, их заместители и иные должностные лица органов прокуратуры, участвующие в уголовном судопроизводстве и наделенные соответствующими полномочиями Федеральным законом «О прокуратуре Российской Федерации» (п. 31 ст. 5 УПК РФ).

Уголовно-процессуальные полномочия прокурора, устанавливаются не только ст. ст. 37 и 246 УПК РФ, но и некоторыми другими статьями

УПК РФ. Указания Генерального прокурора РФ по вопросам предварительного следствия и дознания, не требующим законодательного регулирования, являются обязательными для исполнения (ст. 30 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации»).

Правовой статус прокурора можно разделить на три части. Общий статус, права и обязанности на досудебных и на судебных стадиях.

К общим правам, присущим прокурору вне зависимости от того, на какой стадии уголовного процесса он участвует, относятся следующие: 1)

осуществлять уголовное преследование (ч. ч. 1 и 3 ст. 21 УПК

собирать доказательства (ч. 1 ст. 86 УПК РФ); 3)

заявлять отводы (ч. 1 ст. 64 УПК РФ); 4)

иные общие полномочия.

Общие обязанности прокурора: 1)

устраниться от участия в производстве по уголовному делу, при наличии оснований для отвода (ч. 1 ст. 62 УПК РФ); 2)

оценивать доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на совокупности имеющихся в уголовном деле доказательств, руководствуясь при этом законом и совестью (ч. 1 ст. 17 УПК РФ); 3)

выносить законные, обоснованные и мотивированные постановления; 4)

иные общие обязанности.

Согласно ч. 2 ст. 37 УПК РФ на досудебных стадиях уголовного процесса прокурор вправе, а в некоторых случаях и обязан: 1)

проверять исполнение требований федерального закона при приеме, регистрации и разрешении сообщений о преступлениях.

Регистрация — это присвоение каждому поступающему сообщению о преступлении и иной информации о правонарушении порядкового номера и фиксация в учетной документации кратких соответствующих све-

дений о них согласно установленному порядку ; 2)

возбуждать уголовное дело и в порядке, установленном УПК РФ, поручать его расследование дознавателю, следователю, нижестоящему прокурору либо принимать его к своему производству; 3)

участвовать в производстве предварительного расследования и в необходимых случаях давать письменные указания о направлении расследования, производстве следственных и иных процессуальных действий либо лично производить отдельные следственные и иные процессуальные действия; 4)

давать согласие дознавателю, следователю на возбуждение уголовного дела в соответствии со ст. 146 УПК РФ; 5)

давать согласие дознавателю, следователю на возбуждение перед судом ходатайства об избрании, отмене или изменении меры пресечения либо о производстве иного процессуального действия, которое допускается на основании судебного решения; 6)

разрешать отводы, заявленные нижестоящему прокурору, следователю, дознавателю, а также их самоотводы; 7)

отстранять дознавателя, следователя от дальнейшего производства расследования, если ими допущено нарушение требований УПК РФ при производстве предварительного расследования; 8)

изымать любое уголовное дело у органа дознания и передавать его следователю, передавать уголовное дело от одного следователя прокуратуры другому с обязательным указанием оснований такой передачи; 9)

передавать уголовное дело от одного органа предварительного расследования другому в соответствии с правилами, установленными ст. 151 УПК РФ, изымать любое уголовное дело у органа предварительного расследования и передавать его следователю прокуратуры с обязательным указанием оснований такой передачи; 10)

отменять незаконные или необоснованные постановления нижестоящего прокурора, следователя, дознавателя в порядке, установленном УПК РФ; 11)

поручать органу дознания производство следственных действий, а также давать ему указания о проведении оперативно-розыскных мероприятий; 12)

продлевать срок предварительного расследования; 13)

утверждать постановление дознавателя, следователя о прекращении производства по уголовному делу; 14)

утверждать обвинительное заключение или обвинительный акт и направлять уголовное дело в суд; 15)

возвращать уголовное дело дознавателю, следователю со своими указаниями о производстве дополнительного расследования; 16)

приостанавливать или прекращать производство по уголовному

Помимо названных прав и обязанностей прокурор наделен широким кругом и иных полномочий. Так, прокурор вправе: 1)

продлять срок проверки заявления (сообщения) о преступлении до 10 суток, а при необходимости проведения документальных проверок или ревизий — до 30 суток (ч. 3 ст. 144 УПК РФ); 2)

знакомиться с документами, на основании которых лица задержаны или заключены под стражу, а также требовать от администрации создания условий, обеспечивающих права задержанных и заключенных под стражу (ст. 33 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации»); 3)

отменить указание нижестоящего прокурора (ч. 4 ст. 38 УПК

в случаях, указанных в ч. 2 ст. 75 УПК РФ, признать доказательство недопустимым (ч. 2 ст. 88 УПК РФ).

Приведенный перечень прав прокурора нельзя признать исчерпывающим. Помимо прав на досудебных стадиях у прокурора есть и обязанности: 1)

немедленно освободить своим постановлением каждого в нарушение закона подвергнутого задержанию или предварительному заключению (ст.

не реже одного раза в год проверять состояние и условия хранения вещественных доказательств, правильность ведения документов по их

приему и учету, о результатах проверки составлять акт ; 3)

принимать предусмотренные УПК РФ меры по установлению события преступления, изобличению лица или лиц, виновных в совершении преступления, в каждом случае обнаружения признаков преступления (ч. 2 ст. 21 УПК РФ); 4)

обеспечить участие защитника в деле в случаях, предусмотренных законом (ст. 51 УПК РФ), если защитник не был приглашен самим обвиняемым или другими лицами по его поручению, и др.

Прокуроры не осуществляют надзора за деятельностью судов, они поддерживают государственное обвинение, обеспечивая его законность и обоснованность. Осуществляя уголовное преследование в суде, прокурор выступает в качестве государственного обвинителя. Поэтому при осуществлении уголовного судопроизводства он наделен следующими правами: 1)

получить копию постановления судьи:

а) о направлении уголовного дела по подсудности,

б) о назначении предварительного слушания,

в) о назначении судебного заседания (ч. 1 ст. 227 УПК РФ);

г) о прекращении уголовного дела на стадии подготовки к судебному заседанию (ч. 4 ст. 239 УПК РФ); 2)

знакомиться с материалами дела (ч. 4 ст. 246 УПК РФ); 3)

иметь время, необходимое для подготовки к участию в судебном разбирательстве (ч. 4 ст. 246 УПК РФ); 4)

участвовать в судебном разбирательстве (ч. 1 ст. 246 УПК РФ); 5)

поддерживать перед судом государственное обвинение (ч. 4 ст. 246 УПК РФ); 6)

отказаться в порядке и по основаниям, установленным УПК РФ, от осуществления уголовного преследования (ч. 5 ст. 37 УПК РФ), от обвинения (ч. 7 ст. 246 УПК РФ); 7)

изменять обвинение в сторону смягчения в ходе предварительного слушания (ч. 5 ст. 236 УПК РФ), а также во время судебного разбирательства вплоть до до удаления суда в совещательную комнату для постановления приговора (ч. 8 ст. 246 УПК РФ); 8)

заявлять ходатайства (ст. 230 УПК РФ); 9)

в начале судебного следствия по уголовным делам публичного и частно-публичного обвинения изложить предъявленное подсудимому обвинение (ч. 1 ст. 273 УПК РФ); 10)

представлять доказательства (ч. 5 ст. 246 УПК РФ); 11)

участвовать в исследовании доказательств (ч. 5 ст. 246 УПК

излагать суду свое мнение по существу обвинения, а также по другим вопросам, возникающим в ходе судебного разбирательства (ч. 5 ст. 246 УПК РФ); 13)

участвовать в прениях сторон (ст. 292 УПК РФ); 14)

высказывать суду предложения о применении уголовного закона и назначении подсудимому наказания (ч. 5 ст. 246 УПК РФ); 15)

знакомится с протоколом судебного заседания (ч. 7 ст. 259 УПК

Прокурор имеет и иные права.

При рассмотрении судом уголовным дел прокурор обязан:

участвовать в судебном разбирательстве уголовных дел публичного и частно-публичного обвинения (ч. 2 ст. 246 УПК РФ);

подчиняться законным распоряжениям председательствующего в судебном заседании;

отказаться от обвинения и изложить суду мотивы отказа, если в результате судебного разбирательства прокурор придет к убеждению, что данные судебного следствия не подтверждают предъявленного подсудимому обвинения (ч. 7 ст. 246 УПК РФ);

опровергать доводы, представленные стороной защиты, при рассмотрении ходатайства об исключении доказательства, заявленного стороной защиты на том основании, что доказательство было получено с нарушением требований УПК РФ (ч. 4 ст. 235 УПК РФ);

предъявить или поддержать предъявленный потерпевшим гражданский иск, если этого требует охрана прав граждан, общественных или государственных интересов (ч. 6 ст. 246 УПК РФ);

выполнять иные предусмотренные законом обязанности.

Прокуроры осуществляют полномочия независимо от федеральных

органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, общественных объединений и в строгом соответствии с действующими на территории Российской Федерации законами; действуют гласно в той мере, в какой это не противоречит требованиям законодательства РФ об охране прав и свобод граждан, а также законодательства РФ о государственной и иной специально охраняемой законом тайне; информируют федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов РФ, органы местного самоуправления, а также население о состоянии законности.

Письменные указания прокурора органу дознания, дознавателю, следователю, данные в порядке, установленном УПК РФ, являются обязательными. Обжалование полученных указаний вышестоящему прокурору не приостанавливает их исполнения, за исключением случаев, когда следователь представил уголовное дело вышестоящему прокурору с письменным изложением своих возражений в случае несогласия со следующими указаниями прокурора: 1)

о привлечении лица в качестве обвиняемого; 2)

о квалификации преступления; 3)

об объеме обвинения; 4)

об избрании меры пресечения либо отмене или изменении меры пресечения, избранной следователем в отношении подозреваемого или обвиняемого; 5)

об отказе в даче согласия на возбуждение перед судом ходатайства об избрании меры пресечения или о производстве иных процессуальных действий, предусмотренных п. п. 2 — 11 ч. 2 ст. 29 УПК РФ; 6)

о направлении уголовного дела в суд или его прекращении; 7)

об отводе следователя или отстранении его от дальнейшего ведения следствия; 8)

о передаче уголовного дела другому следователю.

Требования прокурора, вытекающие из его полномочий, подлежат

безусловному исполнению в установленный срок. Умышленное невыполнение таких требований влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от десяти до пятнадцати минимальных размеров оплаты труда; на должностных лиц — от двадцати до тридцати минимальных размеров оплаты труда (ст. 17.7 КоАП РФ).

Прокурор является должностным лицом, уполномоченным в пределах компетенции, предусмотренной УПК РФ и ФЗ «О прокуратуре Российской Федерации», осуществлять от имени государства уголовное преследование в ходе уголовного судопроизводства, а также надзор за процессуальной деятельностью органов дознания и органов предварительного следствия.

В этой связи прокурор рассматривается законодателем как участник процесса со стороны обвинения.

Согласно ст. 37 УПК РФ в ходе досудебного производства по уголовному делу прокурор уполномочен:

  • проверять исполнение требований федерального закона при приеме, регистрации и разрешении сообщений о преступлениях;
  • выносить мотивированное постановление о направлении соответствующих материалов в следственный орган или орган дознания для решения вопроса об уголовном преследовании по фактам выявленных им нарушений уголовного законодательства;
  • требовать от органов дознания и следственных органов устранения нарушений федерального законодательства, допущенных в ходе дознания или предварительного следствия;
  • давать дознавателю письменные указания о направлении расследования, производстве процессуальных действий;
  • давать согласие дознавателю на возбуждение перед судом ходатайства об избрании, отмене или изменении меры пресечения либо о производстве иного процессуального действия, которое допускается на основании судебного решения;
  • отменять незаконные или необоснованные постановления нижестоящего прокурора, а также незаконные или необоснованные постановления дознавателя в порядке, установленном УПК РФ;
  • рассматривать представленную руководителем следственного органа информацию следователя о несогласии с требованиями прокурора и принимать по ней решение;
  • участвовать в судебных заседаниях при рассмотрении в ходе досудебного производства вопросов об избрании меры пресечения в виде заключения под стражу, о продлении срока содержания под стражей либо об отмене или изменении данной меры пресечения, а также при рассмотрении ходатайств о производстве иных процессуальных действий, которые допускаются на основании судебного решения, и при рассмотрении жалоб в порядке, установленном ст. 125 УПК РФ;
  • разрешать отводы, заявленные дознавателю, а также его самоотводы;
  • отстранять дознавателя от дальнейшего производства расследования, если им допущено нарушение требований УПК РФ;
  • изымать любое уголовное дело у органа дознания и передавать его следователю с обязательным указанием оснований такой передачи;
  • передавать уголовное дело от одного органа предварительного расследования другому (за исключением передачи уголовного дела в системе одного органа предварительного расследования) в соответствии с правилами, установленными статьей 151 УПК РФ, изымать любое уголовное дело у органа предварительного расследования федерального органа исполнительной власти (при федеральном органе исполнительной власти) и передавать его следователю Следственного комитета при прокуратуре Российской Федерации с обязательным указанием оснований такой передачи;
  • утверждать постановление дознавателя о прекращении производства по уголовному делу;
  • утверждать обвинительное заключение или обвинительный акт по уголовному делу;
  • возвращать уголовное дело дознавателю, следователю со своими письменными указаниями о производстве дополнительного расследования, об изменении объема обвинения либо квалификации действий обвиняемых или для пересоставления обвинительного заключения или обвинительного акта и устранения выявленных недостатков;
  • осуществлять иные полномочия, предоставленные прокурору УПК РФ.
  • По мотивированному письменному запросу прокурора ему предоставляется возможность ознакомиться с материалами находящегося в производстве уголовного дела.

    В ходе судебного производства по уголовному делу прокурор поддерживает государственное обвинение, обеспечивая его законность и обоснованность.

    Прокурор вправе в порядке и по основаниям, которые установлены УПК РФ, отказаться от осуществления уголовного преследования с обязательным указанием мотивов своего решения.

    Полномочия прокурора, предусмотренные ст. 37 УПК РФ, осуществляются прокурорами района, города, их заместителями, приравненными к ним прокурорами и вышестоящими прокурорами.

    В случае несогласия руководителя следственного органа либо следователя с требованиями прокурора об устранении нарушений федерального законодательства, допущенных в ходе предварительного следствия, прокурор вправе обратиться с требованием об устранении указанных нарушений к руководителю вышестоящего следственного органа. В случае несогласия руководителя вышестоящего следственного органа с указанными требованиями прокурора прокурор вправе обратиться к Председателю Следственного комитета Российской Федерации или руководителю следственного органа федерального органа исполнительной власти (при федеральном органе исполнительной власти). В случае несогласия Председателя Следственного комитета Российской Федерации или руководителя следственного органа федерального органа исполнительной власти (при федеральном органе исполнительной власти) с требованиями прокурора об устранении нарушений федерального законодательства, допущенных в ходе предварительного следствия, прокурор вправе обратиться к Генеральному прокурору Российской Федерации, решение которого является окончательным.

    Полномочия прокурора в уголовном деле: Видео

    Смотрите еще:

    • Торговый сбор уменьшает налог усн Учет при УСН - упрощенке уплаты торгового сбора Для учета торгового сбора при УСН "доходы" нужен раздельный учет по видам деятельности В письме от 27.03.15 № 03-11-11/16902 дано подробное разъяснение некоторых моментов уменьшения […]
    • Уничтожение продуктов закон Вступило в силу постановление об уничтожении санкционной продукции С сегодняшнего дня ввезенная на территорию РФ сельскохозяйственная продукция, сырье и продовольствие, страной происхождения которых является государство, принявшее решение […]
    • Где и как оформить развод Как оформить развод: куда и где подать заявление на развод Как происходит процесс развода? С чего начать? Какие документы необходимы? Что нужно оплатить? Куда идти, что делать и как быстро это все происходит? Для того чтобы […]
    • Постановление о делегировании полномочий Официальный сайтГатчинского муниципального района полномочия главы администрации Гатчинского муниципального района Ленинградской области частично делегировать: Первому заместителю главы администрации Гатчинского муниципального […]
    • Правила дорожного движения из пластилина Мастерим поделки на тему правила дорожного движения Содержание статьи: 3 варианта на выбор Как сделать светофор Сценарий Приключения Незнайки в шумном городе Чтобы дети знали, как и на какой свет переходить улицу, чего нельзя […]
    • Имеет ли право ревизорро проводить проверку Ответы на любые вопросы В середине 2014 года, на российском телеканале «Пятница!» начала выходить программа «Ревизорро» – развлекательное шоу социальной направленности, ведущая которой проверяет качество услуг предоставляемых в […]
    • Налог на имущество элементы налога Налог на имущество организаций (региональный налог) Глава 30 НК РФ "Налог на имущество организаций" Налоговая база определяется как среднегодовая стоимость имущества, признаваемого объектом налогообложения. При этом имущество учитывается […]
    • Единый реестр государственных и муниципальных контрактов официальный сайт Реестр государственных и муниципальных контрактов обоснуется в Интернете Установлен порядок ведения реестра государственных и муниципальных контрактов, а также гражданско-правовых договоров бюджетных учреждений. Правительство РФ утвердило […]