Преступления в общественных местах и на улицах — Доброе дело

Преступления в общественных местах и на улицах

Преступления в общественных местах и на улицах

Право/5. Уголовное право и криминология

К. ю. н. Тарубаров В.В.

филиал ГОУ ВПО «Кубанский государственный университет» в г. Армавире, Россия

Преступления, совершаемые в общественных местах: профилактика и факторы, способствующие их совершению

Рассматривая преступность как социальное явление, следует иметь в виду, что оценка одних явлений в качестве причин, а других – в качестве условий носит относительный характер. Вместе с тем, условия преступности и отдельных преступлений, представляющие собой разновидность детерминации, способствуют совершению противоправных посягательств, обеспечивая действия причин. И если причины преступности в целом носят социально-психологический характер, то условия предопределяются недостатками в организационно-управленческой сфере, изъянами законодательного порядка, техническими факторами и т.п.

Недостатки в организации и обеспечении правопорядка в общественных местах и на улицах весьма существенно влияют на состояние криминальной ситуации. Специалисты отмечают, что практика организации и осуществления предупредительной деятельности органов внутренних дел длительное время стала страдать серьезными недостатками. Более чем двадцатилетний опыт работы системы МВД по реализации этой функции, несмотря на многочисленные эксперименты, организационные и функциональные преобразования, не дал ожидаемых результатов с точки зрения повышения эффективности борьбы с преступностью. Так, с учетом низкой заработной платы сотрудников патрульно-постовой службы и высокого некомплекта кадров в этих подразделениях, вряд ли можно обеспечить выполнение обязательных норм ежесуточного выставления нарядов ППС и выделения автотранспорта для несения патрульно-постовой службы на улицах, объектах транспорта и в других общественных местах.

До сих пор наблюдается спад, а в ряде регионов и полное свертывание предупредительной деятельности[1]. Это отчасти просматривается и при анализе ответов опрошенных нами сотрудников. Так, 10,5% из них связывают рост преступлений в общественных местах с «недостаточно эффективной профилактической работой ОВД». При этом разница в оценках данной проблемы у сотрудников ППС и участковых уполномоченных весьма существенна: 2% против 20% соответственно. Видимо, участковые уполномоченные считают, что они с учетом специфики своей работы уделяют какую-то часть времени профилактической работе. Сотрудники же ППС, ежедневно осуществляя патрулирование общественных мест и улиц, считают, что наличие на маршрутах патрулирования сотрудников является действенной мерой профилактики.

Серьезным, хотя и не главным, показателем эффективности борьбы с преступностью является соотношение сил и средств системы уголовной юстиции с фактическими результатами ее деятельности. Продолжающиеся реорганизации служб и подразделений, перевод сотрудников из одного подразделения в другое, раздутость управленческих штатов, нечеткость соответствующих полномочий, противоречия в нормативной базе и т.п. не позволяют добиться положительных результатов в работе.

Наряду с этим были ослаблены организационные основы борьбы с преступностью: практически полностью нивелировано участие общественности в борьбе с преступностью, система общественного воздействия на нарушителей порядка разрушена. Около половины опрошенных нами сотрудников (47,9%) считают, что этому способствует также «низкий уровень активности граждан, оказывающих содействие ОВД в предупреждении преступлений». Более того, п роведенный нами опрос сотрудников ОВД показал, что представители правопорядка не считают приоритетным создание условий для более активного привлечения населения к профилактической работе ОВД . Только 15,6 % участковых уполномоченных посчитали необходимым пере ориентировать стратегию борьбы с преступлениями, совершаемыми в общественных местах, в данном направлении. Несмотря на то, что среди сотрудников ППС на данную проблему никто не обратил внимания, большая часть из них (55,1%) все же считает необходимым привлекать граждан к охране общественного порядка, так как это будет способствовать укреплению доверия с сотрудниками ОВД. Участковые уполномоченные, напротив, в абсолютном большинстве случаев считают, что привлекать граждан к охране общественного порядка не нужно, так как «они только мешают и доставляют массу неудобств» (28,9%) и «это опасно для их жизни и здоровья» (22,2%). Число «мешающих» выполнять служебные обязанности граждан велико и среди опрошенных сотрудников ППС (39,4%). Такой подход к более активному привлечению общественности к предупреждению преступлений, на наш взгляд, является следствием либо укоренившегося в сознании сотрудников имиджа самостоятельности и «одиночества» в решении оперативных задач, либо это связано с фактами противоправной деятельности (вымогательство взяток, незаконное задержание, превышение должностных полномочий), где присутствие посторонних лиц нежелательно. В этой связи вполне справедливо замечание Д.А. Рясова, утверждающего, что «для значительной части сотрудников ведущей деятельностью является не та, которой они заняты официально, а теневая, которая приносит больше дохода»[2].

Изучая современное состояние общественных формирований, участвующих в охране общественного порядка и безопасности, некоторые исследователи также констатируют, что при значительном осложнении криминальной обстановки с начала 90-х годов появилась негативная тенденция снижения активности общественности, в частности, добровольных народных дружин в охране общественного порядка и обеспечении общественной безопасности, до минимума сократилась их численность. Отрицательное влияние здесь оказало также отсутствие в условиях рыночных отношений материальных стимулов у представителей общественности в выполнении задач охраны правопорядка[3].

На сложившуюся ситуацию существенно влияет недостаточный потенциал правоохранительных органов, осуществляющих предупреждение, выявление, регистрацию, раскрытие, расследование преступлений. Так, 68,9% опрошенных участковых уполномоченных считают, что сотрудники не способны осуществить реальный контроль за криминогенной обстановкой в результате частого отвлечения от выполнения своих непосредственных обязанностей. При этом существенным фактором здесь является неудовлетворительное материальное стимулирование деятельности сотрудников, обуславливающее пассивность и снижение служебного рвения и активности в выявлении преступлений.

Как отмечают некоторые исследователи, явным недостатком управления в системе профилактики является отсутствие в документах планирования объективных количественных критериев оценки профилактической деятельности и мер по ее контролю. Согласно сложившейся в практике концепции, собственно деятельность по предупреждению, предотвращению и пресечению правонарушений в общественных местах (проведение конкретных мероприятий) удовлетворительно может осуществляться на основании общих положений регламентирующих документов, в рамках должностных инструкций уполномоченных сотрудников и не требует неотложных мер по ее совершенствованию. Очевидно, предполагается, что при нормальном состоянии базы профилактики и планирования работы, будут эффективно решаться и все задачи профилактики правонарушений в общественных местах.

Нужно признать, что работа по предупреждению и пресечению преступлений в общественных местах далека от совершенства и недостаточно эффективна. И главная причина здесь – в организационных просчетах руководителей подразделений и служб органов внутренних дел. По мнению некоторых авторов, разгул уличной преступности во многом связан с реальной безнаказанностью виновных, с серьёзными проблемами в охране общественного порядка и патрульно-постовой службы[4]. Очень важное значение здесь имеют планирование, рациональная расстановка сил и средств, задействованных в системе единой дислокации. Систематический и полный анализ оперативной обстановки в районах служит отправной точкой в борьбе с преступлениями, совершенными на улицах, позволяет определять территории или их участки, где совершается наибольшее число посягательств, а также своевременно принимать управленческие решения.

Важным подспорьем является также и система реагирования на различного рода заявления и сообщения о происшествиях. Об этом свидетельствует и статистика: если потерпевший обратился за помощью не позже 15 минут после происшествия — положительный результат будет достигнут в 86,1% случаях; до трех часов — 31,3%; до суток -17,3%. Эти цифры необходимо постоянно доводить до сведения граждан.

Особое место в системе криминогенных детерминант преступлений, совершаемых в общественных местах, занимают факторы правового характера. На одном из заседаний Госсовета в г. Ростове-на-Дону В.В. Путин отмечал, что существовавшая до 1991 года система борьбы с преступностью содержала широкий спектр взаимоувязанных мер. Эффективно действовали нормы уголовного и административного права по привлечению к ответственности за пьянство в общественных местах, тунеядство, самогоноварение, бродяжничество, попрошайничество, вовлечение несовершеннолетних в противоправную деятельность, нарушения режима административного надзора. Большая роль в профилактической работе отводилась медицинским учреждениям. Существовала система мер принудительного лечения от алкоголизма и наркомании. Немаловажную профилактическую роль выполняли советы общественности, товарищеские суды, комиссии по трудоустройству, по борьбе с пьянством и т.п. Все эти элементы имели достаточно надежную, ясную и точную правовую регламентацию, включающую правовой механизм реализации правовых норм и ответственность за их нарушение[5]. В настоящее время, не только ученые и практические работники, но и политики осознают, что правовые рычаги воздействия на преступность не работают.

Прошлый отечественный опыт борьбы с преступностью при всех его недостатках и перегибах оставался надежным компонентом сдерживания преступности во всех ее проявлениях. Так, начало перестройки, объявленное в апреле 1985 г., и ознаменовавшееся объявлением в Советском Союзе антиалкогольной кампании положительно сказалось на снижении алкоголизма, а равно на многих его вредных последствиях, в том числе некоторых видах преступности.

Сотрудники ППС в качестве проблем организационного, технического и иного характера, которые затрудняют эффективное осуществление деятельности по профилактике преступлений и правонарушений в общественных местах, на первое место (89,8%) ставят «отсутствие реальных правовых механизмов воздействия на правонарушителей (например, в отношении лиц, находящихся в общественном месте в состоянии опьянения)» и незаинтересованность в службе (55,1%) . И с этим можно согласиться. Если ю ридическое принуждение (угроза и реальность применения санкции) не срабатывает, рассчитывать на позитивное поведение лиц с отклоняющимся или правонарушающим поведением не приходится.

Непременным атрибутом многих преступлений, совершаемых в общественных местах, является алкогольное опьянение (причем, как преступников, так и потерпевших). Этому во многом способствует низкая питейная культура, обязательное соблюдение многочисленных питейных традиций и обычаев, что превращает распитие алкоголя и злоупотребление им в непременный атрибут повседневной жизни.

Своевременное предотвращение и пресечение проявлений пьянства в общественных местах в целом регламентировано административным законодательством. Вместе с тем, эффект от составления административных проколов практически нулевой. Большим подспорьем в разрешении этой проблемы являлась деятельность медицинских вытрезвителей. Однако в настоящее время система вытрезвления граждан, находящихся в общественных местах в состоянии алкогольного опьянения, оставляет желать лучшего.

Еще одну группу условий, способствующих совершению преступлений в общественных местах, представляют недостатки технического характера.

Немаловажным условием, способствующим совершению преступлений в общественных местах, является виктимное поведение потерпевших. Как отмечают некоторые исследователи, преступления, совершаемые на улицах и других общественных местах, считаются наиболее социально опасными, так как они всеми своими формами активно воздействуют на сознание большой массы людей. Данные преступления обостряют социальную напряженность, при этом требуют от государства значительных ресурсных затрат на обеспечение необходимого антикриминогенного контроля[6].

Подытоживая сказанное выше, следует выделить основные блоки криминогенных факторов, предопределяющих широкую распространенность преступлений в общественных местах:

1) социально-экономические катаклизмы в обществе, отразившиеся на усилении материального неравенства, ослаблении возможностей для создания необходимых условий в правовом и культурном воспитании, организации досуга и отдыха граждан и т.п. В условиях же большой привлекательности для многих граждан общественных мест, высокой плотности населения и недостаточном социальном контроле соблазн потенциальных правонарушителей предопределяет их противоправное поведение;

2) нравственно-психологические детерминанты, обусловившие повышенную социальную конфликтность и напряженность среди населения, сформировавшие негативные привычки и стереотипы противоправного поведения, что в условиях низкого уровня правосознания некоторой части граждан и лояльного отношения общества и государства к деструктивным формам поведения (пьянство, наркомания, детская безнадзорность и беспризорность, сексуальные отклонения и т.п.) способствует совершению преступлений в общественных местах;

3) правовые факторы, отражающиеся в недостатках, изъянах и пробелах в регламентации общественных отношений. Расширение же масштабов и повышение степени общественной опасности противоправных посягательств в общественных местах; эскалация насилия, жестокости и агрессивности преступных проявлений пока не находит понимания у законодателя относительно адекватных и жестких методов реагирования на них.

4) недостатки в формировании стратегии и тактики противодействия административным правонарушениям и преступлениям, совершаемым в общественных местах, ресурсном и финансовом обеспечении борьбы с ними, недостаточный уровень технического и организационно-управленческого потенциала этих мест, слабое взаимодействие с другими субъектами профилактики и общественностью.

1. Малков В.Д. Теоретические, правовые и организационные проблемы деятельности органов внутренних дел по предупреждению и профилактике преступлений и иных правонарушений. //Общество и право. – 2008. – №3.; Алексеев А.И., Овчинский В.С., Побегайло Э.Ф. Российская уголовная политика: преодоление кризиса. М.: Норма, 2006. – С. 65-66.

2. Рясов Д.А. Преступность сотрудников органов внутренних дел: Монография. М.: Илекса, 2009. С. 122.

3. Овчинникова Л.И . К вопросу об участии граждан в охране общественного порядка // Проблемы совершенствования деятельности органов внутренних дел и внутренних войск в особых условиях: сборник научных трудов. – М.: ВНИИ МВД России, 2004. – С. 38.

4. Насильственная преступность / Под ред. В.Н.Кудрявцева, А.В.Наумова. М., 1997. – С.28.

5. Доклад В.В. Путина на заседании Государственного Совета Российской Федерации «О первоочередных мерах по реализации государственной системы профилактики правонарушений и обеспечению общественной безопасности в Российской Федерации». Ростов-на-Дону, 2007. С. 17.

6. Котельникова О.А., Головешкин А.М. Виктимологические аспекты региональной уличной преступности //Общество и право. – 2008. – № 3.

ПОНЯТИЕ И ХАРАКТЕРИСТИКА УЛИЧНОЙ ПРЕСТУПНОСТИ

В статье рассматриваются основные показатели современной уличной преступности в России (состояние, динамика и структура), характеризуются признаки уличной преступности, особенности, отличающие ее от бытовой, предлагается прогноз криминогенной ситуации в сфере общественного порядка, формулируется авторское определение уличной преступности.

В 2008 г. на улицах городов и других населенных пунктов России зарегистрировано 385871 преступление. Здесь совершается каждый второй грабеж, каждое третье разбойное нападение или уголовно наказуемое хулиганство.

Каждое второе преступление, совершенное на улицах городов и населенных пунктов, относится к категории тяжких и особо тяжких. Около 124,4 тыс., или каждое седьмое, тяжких или особо тяжких преступлений было совершено на улице.

По мнению 13% пользователей Интернета, посетивших официальный сайт МВД России, наибольшее внимание сотрудникам милиции необходимо обратить на борьбу с уличной преступностью.

В связи с неблагополучным развитием ситуации в сфере экономики в городах Российской Федерации можно прогнозировать экономический спад, сокращение рабочих мест на предприятиях и в учреждениях, в том числе иностранных граждан, так как больше всего от кризиса пострадали именно те сферы, где трудились мигранты, — строительство, жилищно-коммунальное хозяйство, торговля и сфера обслуживания.

Все это не может не обострять криминогенную обстановку в Российской Федерации и позволяет на 2009 г. прогнозировать рост количества уличных преступлений, в том числе краж, грабежей и разбоев. Мотивы таких преступлений сегодня связаны с завладением доступными объектами посягательств, как правило, мобильными телефонами, вещами, в том числе оставленными в автомашинах.

Так, основными предметами преступного посягательства на улицах являются: средства связи, в том числе сотовые телефоны, — 36,1%, автомототранспорт — 10,6%, деньги — 9,8%, радио, теле- и аудиоаппаратура, оргтехника — 8%, промышленные товары — 8,1%, личные документы — 4,2%, предметы личного имущества — 2%, ювелирные изделия — 0,9% и др.

Министр внутренних дел Р.Г. Нургалиев отмечает, что на сегодняшний день проблема уличных преступлений (краж, грабежей и разбоев) стоит крайне остро, поскольку совершаются они с особой дерзостью, и жертвой может стать каждый гражданин, независимо от благосостояния и социального положения.

В 91,5% случаев преступного посягательства на улице потерпевшим является одно лицо, в 25,7% — женщины, в 10,7% — несовершеннолетние.

Преступники идут на различные ухищрения и свою преступную деятельность планируют заранее, высматривая и выслеживая жертву. Ими становятся дети, девушки, люди в нетрезвом состоянии, т.е. те, которые не в полной мере могут воспрепятствовать преступному деянию и быстро среагировать на него. 35,5% уличных преступлений совершается в вечернее время — с пяти вечера до часа ночи на неосвещенных участках улиц. 37% происходит в ночное время, а оставшиеся преступления приходятся на дневное время. Зачастую несовершеннолетние подвергаются нападению своих же сверстников. К сожалению, криминогенная обстановка такова, что никто не застрахован от уличного грабежа или разбоя даже у подъезда собственного дома.

Преступность, проявляющаяся на улицах городов и других населенных пунктов, представляет собой относительно самостоятельную часть общекриминальной картины на территории Российской Федерации, называемую уличной преступностью.

В общей сложности на улицах совершаются преступления, предусмотренные более чем 50 статьями УК РФ, но по удельному весу преобладают лишь несколько видов преступлений. К наиболее типичным следует отнести:

а) преступления против жизни и здоровья (убийства, причинение вреда здоровью);
б) преступления против половой неприкосновенности и половой свободы (изнасилование);
в) преступления против собственности (кража, грабеж, разбой, мошенничество);
г) преступления против общественной безопасности и общественного порядка (хулиганство, вандализм, незаконное ношение оружия);
д) преступления против здоровья населения (незаконный оборот наркотиков).

При сопоставлении преступлений, предусмотренных одной и той же статьей (ее частью) УК РФ, совершаемых на улицах и в других сферах общественной жизни города (населенного пункта), например бытовых, можно выделить следующие особенности и основные отличия уличной преступности:

— уличные преступления совершаются в местах с ослабленным (наименее организованным) социальным контролем, преступник является одним из толпы прохожих, не знакомых друг другу;

— фактор внезапности уличных преступлений — жертва чаще всего не ожидает нападения и не готова дать соответствующий отпор преступнику;

— преступник и жертва на улице на момент совершения преступления незнакомы либо перед этим познакомились на улице. Поэтому потерпевшие или свидетели в основном не могут восстановить в памяти и передать словами индивидуальные признаки внешности и одежды преступников, использованных преступниками оружия или автотранспорта (около 80% граждан вообще не могут никак описать преступников);

— анонимность преступного поведения на улице подкрепляет у виновного расчет на безнаказанность, низкую мобильность милиции, не позволяющую оперативно нейтрализовать криминогенную ситуацию;

— возможности внутригородской миграции в пределах значительной территории населенного пункта (неограниченность свободы перемещений по улицам в любое время суток) позволяют преступнику после совершения преступления беспрепятственно скрыться в толпе прохожих, зданиях, парках, скверах и т.п.;

— многовариантность выбора на улицах из числа прохожих потенциальных жертв;

— уличные преступления совершаются в условиях очевидного для преступника и жертвы (группы преступников и группы жертв) невмешательства очевидцев — лиц, случайно оказавшихся в данном месте. В подавляющем большинстве случаев очевидцы пассивны и стараются удалиться от места совершения правонарушения (активное невмешательство), особенно в крупных населенных пунктах.

Безразличие, индифферентное отношение очевидцев к потерпевшим, фактам аморального и противоправного поведения укрепляют преступный расчет преступника;

— преступления на улицах в большинстве зарегистрированных случаев совершаются в ситуациях виктимного поведения жертвы;
— у лиц, совершающих кражи, грабежи и разбои, отмечается преобладание устоявшегося типа корыстного поведения;
— уличная преступность имеет высокий уровень латентности (по мнению экспертов, до 2/3 уличных правонарушений не попадает в поле зрения правоохранительных органов).

Главная отличительная особенность бытового преступления от уличного заключается в субъективном составе бытовых отношений — муж, жена, дети, соседи, друзья, сослуживцы, знакомые и т.п. и существующей связи между ними — родственная, соседская, производственная, досуговая и т.п.

В этой связи принято выделять четыре вида бытовых отношений: семейно-бытовые, коммунально-бытовые, досугово-бытовые и производственно-бытовые.

Поэтому, например, убийство виновным на улице знакомого ему лица в связи с возникшей между ними ссорой нельзя считать уличным преступлением — оно бытовое.

Бытовое преступление всегда совершается в сфере бытовой жизнедеятельности людей по мотивам, возникшим на основе неприязненных отношений. То есть возникновение мотива, его формирование на основе неприязненных отношений и реализация органически связаны с бытовой сферой, в которой одновременно находились преступник и жертва.

В статистической информации ГИАЦ МВД России уличные преступления входят в структуру преступности, существующей в общественных местах. Отдельно выделяются преступления, совершаемые на улицах, площадях, в парках и скверах. Так, на улицах, площадях, в парках и скверах в 2008 г. кражи составили 30,3%, грабежи и разбои — 31,1%, наркопреступления — 6,2%, факты хулиганства — 1,3%, убийства, умышленное причинение тяжкого вреда здоровью и изнасилование — 1,8%.

Основная доля уличных преступлений, совершенных с участием несовершеннолетних, приходится на грабежи (23% от общего числа совершенных), кражи (45% от общего числа совершенных).

Большой проблемой остается так называемая пьяная уличная преступность. Практически каждое десятое уличное преступление из зарегистрированных совершено в состоянии алкогольного опьянения.

Чаще всего с уличными преступлениями сталкиваются сотрудники наружных милицейских служб (ДПС ГИБДД — 44%, ППСМ — 36%, вневедомственной охраны — 20%). В Российской Федерации ежедневно для охраны общественного порядка задействуется свыше 90 тысяч сотрудников указанных служб. Именно они первыми приходят на помощь попавшим в беду гражданам, задерживая правонарушителей по горячим следам, тем самым пресекая, возможно, еще не одно преступление.

Вместе с тем в городах из-за увеличивающегося числа уличных грабежей 47% сообщений в ОВД поступает спустя час после совершения преступления, 25% — по истечении суток. Поэтому более чем 70% преступлений раскрыть по горячим следам патрульно-постовым нарядам становится крайне затруднительным.

Статистика свидетельствует, что с наступлением холодов в осенне-зимний период и сокращением светового дня количество преступлений, совершаемых на улицах, возрастает. Местами концентрации основных видов уличных преступлений становятся набережные, лесопарковые зоны, плохо освещенные жилые массивы.

Анализ показателей уличной преступности в 23 городах России (в том числе Москве, Санкт-Петербурге и Московской области) за последние три года показал, что на 250 улиц и переулков общей протяженностью примерно в 220 километров уличные преступления совершались только примерно на 30 улицах общей протяженностью 30 километров, что составляет всего лишь 12% протяженности рассматриваемого количества улиц и переулков (250).

Так, наиболее небезопасными в столице являются улицы и общественные места в Юго-Восточном, Юго-Западном и Центральном округах. В Москве действуют устойчивые группы преступников, в основном из числа подростков или приезжих из других регионов, которые специализируются на нападениях на одиноких граждан, преимущественно женщин, с целью грабежа или насилия.

Таким образом, для преступности в городе существенное значение имеет «фактор улицы». В условиях сельской местности любая связь, как правило, ограничена лицами известными или быстро становится достоянием окружающих. Даже в урбанизированной зоне появление в поселке (селе) жителей ближайшего поселения, «чужих», нездешних всегда обнаруживается, привлекает внимание, фиксируется в сознании людей. Иное дело в городе. Там возникают множественные изолированные анонимные микросвязи. «Обезличивание» индивидов является условием совершения грабежей и разбоев, значительной доли причинения вреда здоровью, изнасилований, а в ряде случаев и убийств, так как в условиях улиц виновные осуществляют акты насилия над людьми незнакомыми.

В целом в городе легче подготовить и скрыть преступление, имеется более благоприятная возможность воспользоваться доходом от преступлений, раствориться в толпах людей, долгое время оставаясь неразоблаченным.

С учетом изложенного можно сформулировать определение уличной преступности — это система преступлений (против личности; против собственности, общественной безопасности, общественного порядка и здоровья населения), проявляющаяся на открытой для доступа всех лиц части инфраструктурной территории населенного пункта, характеризующейся слабым социальным контролем, пассивностью граждан в отношении предотвращения и пресечения преступных проявлений и анонимностью субъектов таких отношений.

научная статья по теме ПРЕСТУПЛЕНИЯ, СОВЕРШАЕМЫЕ В ОБЩЕСТВЕННЫХ МЕСТАХ, КАК ЧАСТЬ ОБЩЕЙ ПРЕСТУПНОСТИ. СОСТОЯНИЕ, ТЕНДЕНЦИИ И ВОПРОСЫ ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ Государство и право. Юридические науки

Цена:

Авторы работы:

Научный журнал:

Год выхода:

Текст научной статьи на тему «ПРЕСТУПЛЕНИЯ, СОВЕРШАЕМЫЕ В ОБЩЕСТВЕННЫХ МЕСТАХ, КАК ЧАСТЬ ОБЩЕЙ ПРЕСТУПНОСТИ. СОСТОЯНИЕ, ТЕНДЕНЦИИ И ВОПРОСЫ ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ»

ПРЕСТУПЛЕНИЯ, СОВЕРШАЕМЫЕ В ОБЩЕСТВЕННЫХ МЕСТАХ, КАК ЧАСТЬ ОБЩЕЙ ПРЕСТУПНОСТИ

Состояние, тенденции и вопросы предупреждения

Специалисты давно заметили закономерность, согласно которой для увеличения в России числа зарегистрированных преступлений на 1 млн требовался период в 10 лет. И действительно, первый рубеж в 1 млн преступлений был зафиксирован в 1980 г., следующий (2 млн) — в 1991 г., третий (3 млн) — в 1999 г. Четвертый (4 млн) рубеж, называемый «криминальным взрывом», ожидался гораздо раньше, и для этого имелись все основания уже в 2006 г., когда было зафиксировано более 3,8 млн преступлений1.

В 2007 г. произошло снижение общей преступности (- 7,1%), которое некоторые оптимисты посчитали закономерным процессом на фоне стабилизации экономики, роста благосостояния населения, укрепления национальной валюты и т.п.

По нашему мнению, реальных оснований для спада преступности в России пока не наблюдается.

Во-первых, динамика преступности последних лет свидетельствует о явно неблагоприятных тенденциях. Несмотря на колебания динамического ряда общей преступности, линейный тренд (графически выраженная основная тенденция) демонстрирует рост (см. рис. 1).

Зарегистрировано преступлений Линейный тренд

Рис. 1. Динамика преступности в России (1997—2007).

По мнению специалистов, искусственное занижение регистрируемой преступности на фоне ее фактического роста, а также высокий уровень латентно-сти продуцируют новые преступления, формируя у граждан привлекательный имидж криминального образа жизни2.

Во-вторых, в правоохранительных органах в связи с продолжающимися процессами реорганизации в насто-

B.В. ТАРУБАРОВ, соискатель РЮИ МВД России

ящий период наблюдается состояние неопределенности и апатии. Низкий уровень заработной платы, недостаток социальных и правовых гарантий, утрата престижа и авторитета службы, расширение круга обязанностей и увеличение нагрузки приводят к снижению результативности показателей их деятельности (раскрываемость, количество дел, направленных в суд, и т.п.).

В-третьих, введение усложненной системы учета и регистрации преступлений по новому УПК РФ, когда для возбуждения уголовного дела следователем требовалось согласие прокурора3, в совокупности с декриминализацией ряда наиболее распространенных преступлений в 2003 г. также способствовало занижению реальных показателей преступности и росту безнаказанности преступников4.

Безусловно, реальный рост современной преступности должен объективно сопровождаться количественными и качественными изменениями ее составляющих — отдельных видов и групп преступлений. Это отчасти относится и к преступлениям, совершаемым в общественных местах, которые занимают значительную часть преступности. В статистической отчетности МВД России данная группа преступлений стала выделяться сравнительно недавно. Обобщение данных о преступлениях, совершаемых в общественных местах и на улицах, производилось ранее на основании совместного указания ГУООП МВД России и ГИЦ МВД России от 15 марта 1999 г. № 12/812, в котором были определены признаки и особенности этих преступлений.

В настоящее время учет этих преступлений осуществляется в соответствии с новым совместным Приказом и Положением Генеральной прокуратуры РФ, МВД России, МЧС России, Минюста России, ФСБ России, Минэкономразвития России, ФСКН России № 39 / № 1070 / № 1021 / № 253 / № 780 / № 353 / № 399 от 29 декабря 2005 г. «О едином порядке регистрации уголовных дел и учета преступлений».

Несмотря на законодательную регламентацию и казалось бы четкие предписания сотрудникам, выставляющим статистические карточки о совершенном в том или ином месте преступлении, возникает немало трудностей в учете рассматриваемой группы деяний. В частности, преступления, совершаемые в общественных местах, нередко отождествляются с улич-ными5. При этом некоторые авторы последним придают бульшую значимость и «ведомый» характер.

Так, М.А. Ашихмин на первое место ставит оперативную обстановку на улицах, а затем уже «и в других общественных местах»6.

C.Н. Золотухин, очевидно, осознавая трудности в разграничении этих категорий, считает не совсем правильным отражение в официальной статистике уличных преступлений и таких деяний, которые совершаются в общественных местах. Чтобы устранить

данное противоречие, автор предлагает использовать термин «уличное пространство», куда подпадают не только улицы как таковые, но и иные общественные места7.

Примерно к такому же выводу приходит и Ю.В. Кивич, считая целесообразным принимать за границы улиц все, что находится вне пределов жилых массивов, строений, огороженных территорий учреждений и объектов (улицы, скверы, парки, дворы подъездов многоквартирных домов, пляжи и т.п.), что «принято называть общественными местами»8.

Не в полной мере разрешил эту проблему и вышеназванный нормативный акт. В соответствии с его требованиями в показателе «преступление совершено в общественном месте» должны отражаться сведения о преступлениях, совершенных:

— в местах, предназначенных для общего пользования, гражданами во время реализации в этих местах общественных функций;

— в местах, используемых гражданами для передвижения, работы, учебы, отдыха, проведения массовых мероприятий, а также в местах общего пользования;

— в местах с открытым свободным доступом в любое время года и суток (улицы, площади, бульвары, скверы и т.п.);

— в помещениях и на территориях учреждений, предприятий, организаций, предназначенных для обслуживания населения в установленные часы работы (зрелищные предприятия, городской транспорт, включая метрополитен, предприятия торговли, общественного питания и бытового обслуживания, спортивные учреждения, лесопарковые зоны, берега открытых водоемов (озера, пруды, водохранилища), непосредственно водоемы и прилегающие к ним зоны отдыха и зеленых насаждений в черте городов и других населенных пунктов, а также используемые во время проведения санкционированных массовых мероприятий (гуляний) территории, находящиеся за чертой населенного пункта). Выделенные нами курсивом места совершения преступлений, считающихся общественными, либо имеют прямое отношение к улице (места, используемые гражданами для передвижения, городской транспорт), либо вообще не относятся к ней (лесопарковые зоны, берега открытых водоемов и т.п.).

В реквизите 21 Положения «О едином порядке регистрации уголовных дел и учета преступлений» указано, что из общего количества преступлений, совершенных в общественных местах, учитываются как уличные те преступления, которые совершены в тех местах, к которым имелся свободный доступ в любое время года, суток, где объективно была необходимость выставления патрульно-постовых нарядов (согласно плану комплексного использования сил и средств единой дислокации):

— на улицах, площадях, проспектах, бульварах, набережных, мостах, путепроводах, эстакадах и т.п. (включая остановки, в том числе на конечных пунктах транспорта);

— на специально оборудованных пляжах (за исключением ведомственных и закрывающихся на определенные сроки);

— на рынках, стадионах, танцплощадках в период их работы (за исключением крытых торговых и спортивных комплексов, залов, танцевальных веранд, закрывающихся на определенные сроки);

— в парках, скверах, переулках, тупиках, дворах (за исключением частных владений);

— в лесопарковых зонах, на берегах открытых водоемов, непосредственно на водоемах, а также в

прилегающих к ним зонах отдыха и зеленых насаждений в черте городов и других населенных пунктов.

По нашему мнению, только некоторые из указанных выше мест (улицы, площади, проспекты, бульвары, набережные, мосты, путепроводы, эстакады, переулки, тупики и дворы) относятся к территории улиц. Что же касается других мест — стадионы, рынки, спортивные комплексы и т.п., то даже с учетом «1. открытого пространства» и «свободного доступа» вряд ли их можно отнести к улице.

Отметим, что С.И. Ожегов определяет улицу как: «два ряда домов и пространство между ними, предназначенное для прохода и проезда, а также само это пространство. 2. Пространство, место вне жилых помещений, под открытым небом»9.

Исходя из анализа положений вышеназванного Положения уличные преступления являются составной частью преступлений, совершаемых в общественных местах. Следовательно, понятие «преступление, совершенное в общественном месте» шире понятия «уличное преступление». Однако столь «размытые» и нечеткие признаки рассматриваемых преступлений, а тем более имеющие место противоречия не позволяют дать им объективную и всестороннюю криминологическую оценку10.

Тем не менее сказанное не означает, что обобщенные данные и выводы, относящиеся к интересующему нас объекту, не нужны. Типичная характеристика преступлений, совершаемых в общественных местах, может служить исходной базой для определения задач и средств их решения применительно к разработке конкретных программ предупреждения преступлений.

Как отмечают исследователи, выделение городских зон по их функциональным признакам (административные и политические центры, промышленные зоны, торговые зоны, зоны отдыха, культурно-просветительные центры и т.п.) имеет важное значение для специализации профилактической работы в сверхкрупном городе11.

По мнению В.И. Гладких, многообразие и сложность выполняемых крупным городом функций предполагает дальнейшую специализацию внутригородского пространства и особый характер территориальной взаимосвязи производственной, жилой и обслуживающей частей города12.

Итак, созданные государством учреждения и места для развития полезного общения, удовлетворения интересов и потребностей, проведения культурного отдыха и досуга и есть общественные места. Они как раз и обладают определенной спецификой и представляют повышенную общественную опасность не только своими масштабами, но и тем, что формируют у граждан чувство страха, тревоги, опасения стать жертвой преступления, находясь даже в тех местах, где уровень виктимности был всегда низким.

Примеров можно привести предостаточно: массовые беспорядки на Манежной площади в Москве 9 июня 2002 г., бе

Для дальнейшего прочтения статьи необходимо приобрести полный текст. Статьи высылаются в формате PDF на указанную при оплате почту. Время доставки составляет менее 10 минут. Стоимость одной статьи — 150 рублей.

Пoхожие научные работы по теме «Государство и право. Юридические науки»

ГУМБАТОВА АЙГЮН МАМЕД КЫЗЫ — 2013 г.

ВАЛЕЕВ Т., КАЗАК Б. — 2012 г.

КАРИМОВА ГУЛЬНАЗ ЮРИСОВНА — 2010 г.

СУЛАМАНИДЗЕ Г.А. — 2011 г.

МАЛЬКОВ СЕРГЕЙ МИХАЙЛОВИЧ, НЕВИРКО ДМИТРИЙ ДМИТРИЕВИЧ, ШИНКЕВИЧ ВЛАДИМИР ЕФИМОВИЧ — 2010 г.

Профилактика уличных преступлений.doc

Охрана общественного порядка и обеспечение общественной безопасности является важной функцией государства, выполнение которой возложено законом на полицию – систему государственных органов исполнительной власти, призванной защищать жизнь, здоровье, права и свободы граждан, собственность, интересы общества и государства от преступных и других противоправных посягательств, наделенных правом применения мер принуждения. И современные требования, предъявляемые государством и обществом к органам внутренних дел, явно указывают, на то, что проблема совершенствования деятельности органов внутренних дел в обеспечении общественного порядка на улицах и в других общественных местах актуальна и многогранна.

Повышение эффективности и качества деятельности органов внутренних дел по профилактике уличных преступлений обусловлено еще и тем, что решения в области борьбы с преступностью, обеспечения общественного порядка и безопасности носят ярко выраженный политический характер, несут большую социальную нагрузку, формируя общественное мнение и фокусируя правоохранительную деятельность полиции в ее наглядном проявлении. Не случайно профилактика преступлений, совершаемых на улицах и в других общественных местах, из года в год признается одной из приоритетных задач, стоящих перед полицией.

Настоящее аналитическое исследование имеет своей целью всестороннее выявление и изучение факторов, влияющих на формирование преступности на улицах и в других общественных местах, определение роли подразделений органов внутренних дел в раскрытии и расследовании преступлений этой категории, а также предложение мер для дальнейшего улучшения этой работы.

При подготовке анализа использованы статистические сведения штаба МО МВД России «Змеиногорский».

Общее состояние преступности на улицах и в других общественных местах

Состояние преступности на территории Змеиногорского и Третьяковского районов на улицах и в других общественных местах за 12 месяцев 2016 года по сравнению с анализируемым периодом 2015 года характеризуется своей не стабильностью. По итогам 12 месяцев 2016 года на территории Змеиногорского и Третьяковского районов произошло снижение общего числа преступлений, с 651 до 574, что составляет (-11,8%). Следует отметить, что произошло снижение преступлений совершенных в общественных местах с 132 до 91, что составляет (-31,1%), на территории Змеиногорского района с 81 до 65, что составляет (-19,8%), на территории Третьяковского района с 51 до 26, что составляет (-19,8%). Произошло снижение преступлений совершенных на улицах с 93 до 71, что составляет (-23,7%), на территории Змеиногорского с 55 до 51, что составляет (-7,3%), а на территории Третьяковского района с 38 до 20, что составляет (-47,4%). Стоит отметить, что на обслуживаемой территории МО МВД России «Змеиногорский» преступлений совершенных на улицах таких как: разбой и хулиганств не допущено. Количество преступлений категории «тяжкие и особо тяжкие», увеличилось с 0 до 1, что составляет (+100%).

Количество краж, совершенных на улицах уменьшилось с 35 до 24, что составляет (-31,4%), на территории Змеиногорского района с 24 до 17, что составляет (-29,7%), на территории Третьяковского района с 11 до 7, что составляет (-36,4%).

Итого в статистику 2016 года перешло 7 преступлений совершенных в общественных местах и 4 преступления совершенных на улицах.

Также стоит отметить, всего на территории обслуживания МО МВД России «Змеиногорский» совершено 71 преступление категории совершенных на улицах и общественных местах, из них 27 преступлений совершенных в отдаленных населенных пунктах Змеиногорского и Третьяковского районов.

14 преступлений категории совершенных на улицах и общественных местах таких как ст. 264 УК РФ.

Из них в г.Змеиногорске – 11, с.Староалейское – 3.

Динамика основных показателей совершенных на улицах и в других общественных местах.

Распределение преступлений совершенных на улицах по времени суток на территории Змеиногорского района.

Анализ преступлений совершенных на улицах по времени показывает, что на территории Змеиногорского района с сентября текущего года наибольшее количество преступлений совершается в период с 17:00 часа до 01:00 часов. В утренние часы криминальная активность проявляется намного слабее. Исходя из проведенного анализа по времени совершения преступлений, график несения службы наружным нарядам ОВ ППСП на территории г. Змеиногорска необходимо оставить без изменения:

2 – я смена с 18:00 до 03:00. (суббота и воскресенье 3 – я смена с 22:00 до 07:00)

Распределение преступлений совершенных на улицах по времени суток на территории Третьяковского района.

Анализ преступлений совершенных на улицах по времени показывает, что на территории Третьяковского района с августа текущего года (в декабре текущего года преступлений совершенных на улицах допущено не было) наибольшее количество преступлений совершается в период с 18:00 часов до 24:00 часов. В утренние часы криминальная активность проявляется намного слабее. Исходя из проведенного анализа по времени совершения преступлений, график несения службы наружным нарядам ОВ ППСП на территории с. Староалейское необходимо оставить без изменения:

2 – я смена с 18:00 до 03:00.

Одним из детерминирующих факторов, оказывающих негативное влияние на состояние уличной преступности, является пьянство и алкоголизм среди населения. Ни для кого не секрет, что лица, злоупотребляющие спиртными напитками, способны стать как потерпевшими, так и пре​ступниками.

Анализ работы ОВ ППСП по выявлению административных

правонарушений на обслуживаемой территории МО МВД России Змеиногорский за январь 2016 года.

ст. 20.20 КоАП РФ

ст. 20.21 КоАП РФ

На территории Змеиногорского района.

На территории Третьяковского района.

Немаловажное значение в вопросах профилактики и предупреждения преступности имеет работа подразделения ОВ ППСП по выявлению административных правонарушений.

По итогам 12 месяцев 2016 года в ходе профилактики сотрудниками ОВ ППСП выявлено 8 фактов употребления наркотических средств, в результате которых были составлены протокола об административном правонарушении по ст.6.9. КоАП РФ.

Выявлен 1 факт незаконного оборота наркотиков. В ходе чего изъято из незаконного оборота:

Марихуана – 58 грамм.

По итогам 12 месяцев 2016 года общее количество выявленных административных правонарушений осталось на прежнем уровне 2016 год 804 (АППГ-807). Однако снижено, выявления административных правонарушений по ст. 20.21 КоАП РФ (появление в общественных местах в состоянии опьянения) с 767 до 756, что составляет (-1,4%). Выявления административных правонарушений по ст. 20.20 КоАП РФ (распитие алкогольной и спиртосодержащей продукции) снизилось с 6 до 5, что составляет (-16,7%), выявления административных правонарушений по ст. 20.1 КоАП РФ (мелкое хулиганство) с 15 до 9, что составляет (-40%).

На территории Змеиногорского района выявления общего количества административных правонарушений произошел рост с 456 до 459, что составляет (+0,7%), выявления административных правонарушений по ст. 20.21 КоАП РФ (появление в общественных местах в состоянии опьянения) с 430 до 421, что составляет (-2,1%), выявления административных правонарушений по ст. 20.20 КоАП РФ (распитие алкогольной и спиртосодержащей продукции) с 6 до 5, что составляет (-16,7%), выявления административных правонарушений по ст. 20.1 КоАП РФ (мелкое хулиганство) с 9 до 5, что составляет (-44,4%).

На территории Третьяковского района выявления общего количества административных правонарушений осталось на уровне анализируемого периода прошлого года 348. Снижено выявления административных правонарушений по ст. 20.21 КоАП РФ (появление в общественных местах в состоянии опьянения) с 337 до 335, что составляет (-0,6%). Выявления административных правонарушений по ст. 20.1 КоАП РФ (мелкое хулиганство) с 6 до 4, что составляет (-33,3%).

Что касается предмета преступного посягательства, то фактор сезонности в рассматриваемой категории противоправных деяний все более отходит на второй план. Если до развития сотовой телефонизации в летний период закономерно прогнозировался рост числа хищений велосипедов и угона транспортных средств, а в осенне-зимний период – меховых изделий, то в настоящее время кражи, происходят в отношении владельцев мобильных телефонов, радиостанций, автомагнитол, планшетов и другого имущества, на протяжении всего времени, сделав проблему преступности на улицах и в общественных местах круглогодичной.

Среди основных причин роста числа преступлений на протяжении анализируемого периода следует выделить управление транспортными средствами водителей в состоянии опьянения, будучи лишенными права управления. Иными словами, с увеличением количества автотранспортных и мотто-транспортных средств у населения и нежеланием их владельцев соблюдать элементарные меры соблюдения правил дорожного движения возрастает и количество преступников.

Следует отметить, что в зимний период текущего года в связи с выпадением большого количества осадков, снежный покров на улицах районов и города достигал до 3 — 5 метров. Владельцы транспортных средств, не имеющие возможности хранить свои автомобили в гаражах, в связи с отсутствием дорог и проездов по большинству улиц города вынуждены были оставлять транспортные средства чуть ли на проезжей части дорог, вдали от своих домовладений, и имущество, находящееся в автомобилях (магнитолы, рации, антенны, АКБ, денежные средства и т.д.) становились легкой добычей преступного элемента. Из 6 краж с автомобилей, произошедших за 12 месяцев 2016 года, транспортные средства не были оборудованы сигнализацией, одно даже не закрыто.

Структура уличной преступности.

В структуре уличной преступности преобладают преступления корыстного характера – кражи чужого имущества – 24, что составляет (33,6%) от общего количества зарегистрированных преступлений совершенных на улице.

На втором месте в структуре уличной преступности преступления ответственность за которые предусмотрена ст. 264 УК РФ – 14, что составляет (19,6%) от общего количества зарегистрированных преступлений совершенных на улице.

На третьем месте в структуре уличной преступности преступления связанные с причинением вреда здоровья – 9, что составляет (12,6%) от общего количества зарегистрированных преступлений совершенных на улице.

Анализ уличной преступности на обслуживаемой территории

МО МВД России Змеиногорский за 12 месяцев 2016 года

Преступления, совершенные в общественных местах за 6 месяцев 2014 год.

Общественное место — территория или пространство массового скопления и потенциального нахождения людей, открытое для их свободного посещения и перемещения.

Преступления , совершаемые в общественных местах, обладают определенной спецификой и представляют повышенную общественную опасность не только своими масштабами и последствиями, но и тем, что формируют у граждан чувство страха, тревоги, опасения стать жертвой преступления.

Анализ характеристик лиц, совершающих преступления в общественном месте, позволил получить некоторые особенности криминологического портрета преступников.

Итак, по данным Управления Комитета по правовой статистике и специальным учетам за 6 месяцев 2014 года по Карагандинской области зарегистрировано 2743 преступления, совершенных в общественных местах, что составляет 23,6% от общего числа зарегистрированных преступлений (11609), в том числе на улицах совершено 1612 преступлений.

В структуре преступлений совершенных в общественных местах преобладают преступления средней и небольшой тяжести.

Абсолютное большинство преступлений в общественных местах совершаются в группе лиц – 275 случаев (370).

Росту преступлений, совершаемых в общественных местах, способствуют спиртные напитки. Так, в состоянии алкогольного опьянения совершили 64 преступления в общественных местах.

Преимущественно преступления, совершаемые в общественных местах, совершаются лицами несовершеннолетнего возраста – 41.

Устойчивое противоправное поведение, совершающих преступления в общественных местах, связано с наличием у них преступного опыта, так количество ранее совершавших составило 29 преступлений.

Лица без гражданства совершили 2 преступления за этот отчетный период.

Сравнительно низкий уровень образования преступников (37% преступников имели незаконченное среднее образование, 45% — среднее образование) подтверждает закономерность, согласно которой преступление свойственно чаще всего малообразованным и недостаточно культурным людям.

Преступлений, как и по другим видам преступлений в большей степени совершены мужчинами, тем не менее, присутствие женщин, совершающих преступления в общественных местах (83) свидетельствует о продолжающихся негативных процессах феминизации преступности.

Отсутствие прочных семейных отношений существенно влияет на криминогенную активность преступников. Почти 80% осужденных, совершивших преступления в общественном месте, на момент совершения преступления не состояли в браке.

Преобладание среди преступников лиц, у которых отсутствует желание заниматься выполнением каких-либо трудовых или общественно-полезных функций. На долю лиц, не имеющих определенных занятий, приходится более 1/4 всех преступников рассматриваемой категории (19,0%).

Лицам, совершающим преступления в общественных местах зачастую свойственны такие негативные характеристики как, невоспитанность, озорство, буйство, бесчинство, бесстыдство, хамство, наглость, цинизм и т.п.

Отдельно выделяются и факторы технического характера, влияющие на состояние правопорядка в общественных местах: слабая техническая обеспеченность мест массового скопления граждан, отсутствие надлежащей охраны объектов собственности, недостаток систем видеонаблюдения и т.п.

Разработка самого понятия «уличная преступность» имеет не только теоретическое, но и практическое значение. Важно определить границы улицы как социальной сферы, где наиболее типичны и относительно устойчивы варианты преступного поведения. Так, как уже было отмечено, одним из основных элементов сферы городской улицы принято считать преобладающую анонимность общения, поведения людей.

С учетом вышеизложенного можно сформулировать определение уличной преступности — это система преступлений (против личности; против собственности, общественной безопасности, общественного порядка и здоровья населения), проявляющаяся на открытой для доступа всех лиц части инфраструктурной территории населенного пункта, характеризующейся слабым социальным контролем, пассивностью граждан в отношении предотвращения и пресечения преступных проявлений и анонимностью субъектов таких отношений.

Так, за 6 месяцев 2014 год в сравнении с аналогичным периодом 2013 года на 28,7% снизилось количество преступлений совершенных в общественных местах, уличных преступлений на 33,7%.

Статистика свидетельствует, о том, что с наступлением холодов в осенне-зимний период и сокращением светового дня количество преступлений, совершаемых на улицах, возрастает. Местами концентрации основных видов уличных преступлений становятся набережные, лесопарковые зоны, плохо освещенные жилые массивы, подъезды.

Во избежание таких неприятных ситуаций следует придерживаться некоторых правил поведения:

  • вести себя более осторожно;
  • исключить передвижение по безлюдным, плохо освещенным улицам;
  • исключить демонстрацию предметов, явившихся впоследствии предметами преступного посягательства;
  • не заводить длительных разговоров с незнакомыми людьми;
  • не задерживаться допоздна;
  • не вступать в конфликт с посетителями увеселительных заведений и т.п.

Прокурор отдела Управления А.Зейнешева

Смотрите еще:

  • Закон от 19122005 163-фз Федеральный закон от 27 июня 2018 г. N 163-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации" Документ является поправкой к Комментарии Российской […]
  • Как исчислить сумму налога на доходы физических лиц Как высчитать НДФЛ из зарплаты Актуально на: 24 января 2018 г. По общему правилу заработная плата облагается НДФЛ по ставке 13% для резидентов и 30% для нерезидентов. И каждый работодатель, будучи налоговым агентом, должен исчислить, […]
  • Осаго если водитель пьян Получение выплаты по ОСАГО при ДТП с пьяным водителем Согласно Правилам дорожного движения (далее – Правила, ПДД) водителю запрещается, при каких бы то ни было обстоятельствах управлять автотранспортным средством в пьяном виде. Это […]
  • Размер пособия по безработице оренбург Сколько платят на бирже труда по безработице Биржа труда – учреждение, входящее в систему государственного регулирования рынка труда. Биржа занимается посредническими функциями, осуществляемыми между работодателями и гражданами, […]
  • Общественное обсуждение закон Статья 24. Общественное обсуждение Статья 24. Общественное обсуждение См. комментарии к статье 24 настоящего Федерального закона 1. Под общественным обсуждением в настоящем Федеральном законе понимается используемое в целях общественного […]
  • Досрочное сокращение как оформить Типичный образец заявления на досрочное увольнение по сокращению штата: как написать этот документ? Бывают случаи, когда при сокращении сотрудников на предприятии часто возникают ситуации, когда одна из сторон трудовых отношений выбирает […]
  • Сапожников адвокат Сапожников Юрий Юрьевич (Юрист) Опытный юрист практик, основное направление деятельности - защита компаний в суде (арбитражный процесс). Юрист специализируется на гражданском, корпоративном, хозяйственном и других отраслях права. Высокая […]
  • Приказ въезд на территорию "Детский сад №8 "Капелька" Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение " Детский сад № 8 « Капелька» Приказ 01.09.2017 г. №30/8 «Об организации пропуска автотранспорта на территорию МБДОУ " Д/с № 8 «Капелька» […]