Предложения в закон об образовании

МОСКВА, 25 мая — РАПСИ. Проект поправок в закон об образовании, предполагающий изучение государственных языков субъектов РФ на добровольной основе, не будет принят, пока формулировка законопроекта не устроит всех без исключения, в том числе представителей руководства национальных республик, сообщил в пятницу РАПСИ председатель Комитета Госдумы РФ по образованию и науке Вячеслав Никонов.

«Я уверен, что уже до первого чтения законопроекта мы сможем провести экспертное обсуждение, которое позволит выработать такую формулировку закона, которая устроила бы всех без исключения, в том числе и представителей руководства национальных республик. Комитет ни в коем случае не допустит принятие такого законопроекта, который бы ущемлял права людей на изучение родного языка», — пояснил Никонов.

Никонов также добавил, что в настоящее время законопроект находится в рассылке, и Комитет получает предложения по его возможному совершенствованию со стороны законодательных и исполнительных органов всех субъектов РФ.

Спикер также подчеркнул, что Комитет будет настаивать на том, чтобы все подзаконные акты, которые будут приняты в связи с поправкой, были представлены ко второму чтению, а не к третьему, как это предусмотрено регламентом Госдумы. Никонов объяснил это необходимостью детально проанализировать то, как законопроект будет соотноситься с образовательными программами.

«Кроме того, в Комитете и во фракции «Единая Россия» есть мнения о том, что нужно создавать специальный фонд, который дополнительно будет заниматься поддержкой национальных языков. Потому что в настоящее время существует большая проблема, связанная с подготовкой учебных пособий по целому ряду языков», — заключил Никонов.

Проект поправок в закон об образовании был внесен депутатами всех фракций Госдумы в апреле. Законопроект закрепляет изучение государственных языков субъектов Российской Федерации и родных языков из числа языков народов Российской Федерации на добровольной основе, выраженной в письменных заявлениях родителей обучающихся.

Оглавление:

Законопроекты, находящиеся на рассмотрении в Комитете

Депутаты Государственной Думы
М.В.Дегтярев
В.Е.Деньгин
Б.А.Чернышов

Депутаты Государственной Думы
А.Г.Аксаков
И.А.Ананских
А.Л.Бурков
В.Г.Газзаев
В.К.Гартунг
А.Н.Грешневиков
Е.Г.Драпеко
М.В.Емельянов
О.Н.Епифанова
С.И.Крючек
С.М.Миронов
О.А.Николаев
О.А.Нилов
Г.З.Омаров
А.А.Ремезков
Н.И.Рыжак
А.В.Терентьев
Ф.С.Тумусов
Г.П.Хованская
А.В.Чепа
О.В.Шеин

Депутаты Государственной Думы
Б.А.Чернышов

Депутаты Государственной Думы
В.Г.Газзаев
М.В.Емельянов
О.Н.Епифанова
Д.А.Ионин
С.М.Миронов
О.А.Николаев
О.А.Нилов
А.А.Ремезков
А.В.Терентьев
Ф.С.Тумусов
А.В.Чепа

Депутаты Государственной Думы
Н.Д.Боева
А.А.Гетта
Н.В.Говорин
И.Х.Зиннуров
Т.В.Касаева
С.Н.Коткин
И.Е.Марьяш
Е.А.Митина
О.В.Савастьянова
А.Н.Ткачев
И.А.Яровая

Депутаты Государственной Думы
О.Н.Смолин

Депутаты Государственной Думы
Р.И.Бальбек
К.М.Бахарев
Д.А.Белик
О.Ф.Ковитиди
А.Д.Козенко
Н.В.Поклонская
С.Б.Савченко
С.П.Цеков
М.С.Шеремет

Депутаты Государственной Думы
И.В.Белых
Е.В.Бондаренко
О.А.Бондарь
Л.Н.Духанина
Н.Г.Земцов
Н.В.Костенко
Д.В.Ламейкин
И.В.Медведев
И.С.Минкин
В.М.Новиков
О.В.Окунева
М.В.Романов
Д.В.Саблин
И.В.Сапко
Р.Ш.Хайров

Фракция Всероссийской политической партии «ЕДИНАЯ РОССИЯ»

Государственное Собрание (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия)

Государственное Собрание — Курултай Республики Башкортостан
Депутаты Государственной Думы
Р.Р.Ишсарин

Депутаты Государственной Думы
В.А.Бекетов
А.В.Вайнберг
Д.Ю.Василенко
Л.С.Гумерова
З.Ф.Драгункина
В.М.Кресс
В.В.Куликов
В.П.Марков
В.И.Матвиенко
И.Н.Морозов
С.Е.Рыбаков
И.Ю.Тихонова
Л.В.Тягачёв
И.М.Умаханов
И.К.Чернышенко

Депутаты Государственной Думы
В.М.Власов

Депутаты Государственной Думы
Г.З.Омаров
О.В.Шеин

Фракция Политической партии СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ

Депутаты Государственной Думы
С.В.Бессараб
Н.Н.Болтенко
А.А.Волков
Т.А.Гигель
Л.С.Гумерова
З.Ф.Драгункина
А.А.Журавлев
В.М.Кресс
Д.В.Ламейкин
Е.В.Попова
И.Ю.Тихонова

Фракция Всероссийской политической партии «ЕДИНАЯ РОССИЯ»
Депутаты, не входящие во фракции

Депутаты Государственной Думы
Л.Н.Духанина
Т.В.Касаева
Е.А.Митина
В.М.Новиков
Д.И.Савельев
О.Н.Смолин

Фракция Всероссийской политической партии «ЕДИНАЯ РОССИЯ»
Фракция Политической партии ЛДПР — Либерально-демократической партии России
Фракция Политической партии «КОММУНИСТИЧЕСКАЯ ПАРТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»

Депутаты Государственной Думы
А.В.Скоч
О.Н.Смолин

Фракция Всероссийской политической партии «ЕДИНАЯ РОССИЯ»
Фракция Политической партии «КОММУНИСТИЧЕСКАЯ ПАРТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»

Депутаты Государственной Думы
Ж.И.Алферов
Г.А.Зюганов
И.И.Мельников
Т.В.Плетнева
О.Н.Смолин
М.В.Щапов

Фракция Политической партии «КОММУНИСТИЧЕСКАЯ ПАРТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»

Депутаты Государственной Думы
В.М.Власов
В.В.Жириновский
Я.Е.Нилов
Е.В.Строкова
В.В.Сысоев
Б.А.Чернышов

Фракция Политической партии ЛДПР — Либерально-демократической партии России

Депутаты Государственной Думы
Р.Ф.Абубакиров
Т.О.Алексеева
М.М.Бариев
Р.А.Баталова
И.Б.Богуславский
О.Г.Борзова
В.В.Бурматов
О.Д.Валенчук
А.Б.Василенко
А.Б.Выборный
М.Н.Гасанов
Н.В.Герасимова
Р.Э.Гольдштейн
А.В.Жарков
А.А.Журавлев
В.М.Заварзин
А.В.Ильтяков
Л.И.Калашников
А.В.Каминский
Г.А.Карлов
А.Е.Карпов
П.Р.Качкаев
В.Б.Кидяев
Ф.А.Клинцевич
А.Г.Когогина
В.М.Кононов
И.Е.Костунов
С.В.Кривоносов
Т.Г.Кузьминых
Е.И.Кузьмичева
Н.И.Макаров
В.Ю.Максимов
Р.М.Марданшин
С.Ш.Мурзабаева
Е.Л.Николаева
А.П.Петров
Ю.А.Петров
В.Е.Позгалев
С.А.Попов
А.А.Ремезков
В.И.Ресин
И.К.Роднина
О.В.Савченко
Г.К.Сафаралиев
М.С.Селимханов
Е.Н.Сенаторова
Ф.С.Сибагатуллин
А.Г.Сидякин
М.В.Слипенчук
М.Е.Старшинов
С.Ю.Тен
В.В.Терешкова
А.Н.Ткачев
У.М.Умаханов
П.М.Федяев
А.И.Фокин
Р.Ш.Хайров
Д.О.Хороля
О.В.Хоронжук
С.В.Чижов
Н.А.Шайденко
Н.В.Школкина
А.Ч.Эркенов
М.Х.Юсупов
В.В.Якушев
И.А.Яровая

Депутаты Государственной Думы
Р.А.Азимов
А.И.Аршинова
В.И.Афонский
Г.А.Балыхин
М.М.Бариев
О.Ю.Баталина
Д.А.Белик
И.В.Белых
С.В.Бессараб
Е.В.Бондаренко
О.А.Бондарь
А.Ю.Брыксин
Р.Б.Букачаков
В.П.Водолацкий
А.Б.Выборный
М.Т.Гаджиев
М.С.Гаджиев
М.А.Гадыльшин
Ф.Г.Ганиев
И.И.Гильмутдинов
Н.В.Говорин
А.А.Журавлев
И.Х.Зиннуров
В.В.Иванов
В.В.Кабанова
А.В.Каличенко
А.В.Канаев
В.Н.Карамышев
А.Е.Карпов
В.И.Катенев
А.Б.Клыканов
А.Г.Кобилев
А.Н.Красноштанов
Д.В.Ламейкин
А.А.Максимов
Н.В.Малов
И.С.Минкин
В.М.Миронова
М.А.Мукабенова
В.В.Николаева
Л.А.Огуль
И.В.Осипов
С.А.Пахомов
Д.С.Перминов
А.И.Петров
Н.Н.Пилюс
П.И.Пимашков
В.Н.Плотников
А.А.Поляков
В.А.Пушкарев
З.Я.Рахматуллина
И.К.Роднина
М.В.Романов
С.Б.Савченко
И.В.Сапко
Т.В.Сапрыкина
Г.К.Сафаралиев
М.С.Селимханов
А.Н.Силанов
В.И.Синяговский
А.В.Скоч
В.С.Скруг
К.Г.Слыщенко
О.Н.Смолин
И.В.Станкевич
В.В.Суббот
М.В.Сураев
И.М.Тетерин
А.Ф.Тихомиров
А.В.Туров
Л.Н.Тутова
А.З.Фаррахов
П.М.Федяев
Т.И.Фролова
Р.Ш.Хайров
А.А.Хохлов
В.А.Шаманов
Ю.Н.Швыткин
М.С.Шеремет
Е.Б.Шулепов

Фракция Всероссийской политической партии «ЕДИНАЯ РОССИЯ»
Депутаты, не входящие во фракции
Фракция Политической партии «КОММУНИСТИЧЕСКАЯ ПАРТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»

Депутаты Государственной Думы
В.В.Белоусов
В.В.Гутенев
М.В.Дегтярев
В.М.Кононов
О.Л.Михеев
Д.Г.Новиков
А.В.Чепа
В.А.Черешнев
К.И.Черкасов
А.Ч.Эркенов

Фракция Всероссийской политической партии «ЕДИНАЯ РОССИЯ»
Фракция Политической партии ЛДПР — Либерально-демократической партии России
Фракция Политической партии СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ
Фракция Политической партии «КОММУНИСТИЧЕСКАЯ ПАРТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»

Статья 7. Полномочия Российской Федерации в сфере образования, переданные для осуществления органам государственной власти субъектов Российской Федерации

1. К полномочиям Российской Федерации в сфере образования, переданным для осуществления органам государственной власти субъектов Российской Федерации (далее также — переданные полномочия), относятся следующие полномочия:

1) государственный контроль (надзор) в сфере образования за деятельностью организаций, осуществляющих образовательную деятельность на территории субъекта Российской Федерации (за исключением организаций, указанных в пункте 7 части 1 статьи 6 настоящего Федерального закона), а также органов местного самоуправления, осуществляющих управление в сфере образования на соответствующей территории;

2) лицензирование образовательной деятельности организаций, осуществляющих образовательную деятельность на территории субъекта Российской Федерации (за исключением организаций, указанных в пункте 7 части 1 статьи 6 настоящего Федерального закона);

3) государственная аккредитация образовательной деятельности организаций, осуществляющих образовательную деятельность на территории субъекта Российской Федерации (за исключением организаций, указанных в пункте 7 части 1 статьи 6 настоящего Федерального закона);

4) подтверждение документов об образовании и (или) о квалификации.

2. Финансовое обеспечение осуществления переданных полномочий, за исключением полномочий, указанных в части 10 настоящей статьи, осуществляется за счет субвенций из федерального бюджета, а также в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных в бюджете субъекта Российской Федерации на указанные цели не менее чем в размере планируемых поступлений в бюджет субъекта Российской Федерации от уплаты государственной пошлины, связанной с осуществлением переданных полномочий и зачисляемой в бюджет субъекта Российской Федерации в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации.

3. Общий размер субвенций из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на осуществление переданных полномочий определяется на основании методики, утвержденной Правительством Российской Федерации, исходя из:

1) количества муниципальных районов и городских округов на территории субъекта Российской Федерации, внутригородских муниципальных образований городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя;

2) количества организаций, осуществляющих образовательную деятельность, и их филиалов, в отношении которых полномочия по государственному контролю (надзору) в сфере образования, лицензированию образовательной деятельности и государственной аккредитации образовательной деятельности переданы органам государственной власти субъектов Российской Федерации.

4. Средства на осуществление переданных полномочий носят целевой характер и не могут быть использованы на другие цели.

5. В случае использования средств, предусмотренных на осуществление переданных полномочий, не по целевому назначению федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю и надзору в финансово-бюджетной сфере, осуществляет взыскание указанных средств в порядке, установленном бюджетным законодательством Российской Федерации.

6. Федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования:

1) принимает нормативные правовые акты по вопросам осуществления переданных полномочий, в том числе административные регламенты предоставления государственных услуг и исполнения государственных функций в сфере переданных полномочий, а также вправе устанавливать целевые прогнозные показатели осуществления переданных полномочий;

2) осуществляет согласование назначения на должность руководителей органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющих переданные полномочия;

3) по представлению федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по контролю и надзору в сфере образования, вносит в Правительство Российской Федерации предложения об изъятии полномочий Российской Федерации в сфере образования, переданных для осуществления органам государственной власти субъектов Российской Федерации, у органов государственной власти субъектов Российской Федерации;

4) по результатам ежегодного доклада об осуществлении органами государственной власти субъектов Российской Федерации переданных полномочий подготавливает предложения о совершенствовании законодательства об образовании.

7. Федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю и надзору в сфере образования:

1) осуществляет контроль за нормативно-правовым регулированием, осуществляемым органами государственной власти субъектов Российской Федерации по вопросам переданных полномочий, с правом направления обязательных для исполнения предписаний об отмене нормативных правовых актов или о внесении в них изменений;

2) осуществляет контроль и надзор за полнотой и качеством осуществления органами государственной власти субъектов Российской Федерации переданных полномочий с правом проведения проверок соответствующих органов государственной власти субъектов Российской Федерации, а также указанных в пункте 1 части 1 настоящей статьи организаций, осуществляющих образовательную деятельность, и обладает правом выдачи обязательных для исполнения предписаний об устранении выявленных нарушений, направления предложений об отстранении от должности должностных лиц органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющих переданные полномочия, за неисполнение или ненадлежащее исполнение указанных полномочий;

3) осуществляет согласование структуры органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющих переданные полномочия;

4) издает методические рекомендации и обязательные для исполнения инструктивные материалы по осуществлению органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации переданных полномочий;

5) устанавливает требования к содержанию и формам отчетности, а также порядок представления отчетности об осуществлении переданных полномочий;

6) анализирует причины выявленных нарушений при осуществлении переданных полномочий, принимает меры по устранению выявленных нарушений;

7) представляет в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования, ежегодный доклад об осуществлении органами государственной власти субъектов Российской Федерации переданных полномочий.

8. Высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации (руководитель высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации):

1) назначает на должность руководителей органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющих переданные полномочия, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования;

2) утверждает по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере образования, структуру органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющих переданные полномочия;

3) организует деятельность по осуществлению переданных полномочий в соответствии с законодательством об образовании;

4) обеспечивает предоставление в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю и надзору в сфере образования:

а) ежеквартального отчета о расходовании предоставленных субвенций, о достижении целевых прогнозных показателей;

б) необходимого количества экземпляров нормативных правовых актов, принимаемых органами государственной власти субъекта Российской Федерации, по вопросам переданных полномочий;

в) информации (в том числе баз данных), необходимой для формирования и ведения федеральных баз данных по вопросам контроля и надзора в сфере образования;

5) имеет право до принятия нормативных правовых актов, указанных в пункте 1 части 6 настоящей статьи, утверждать административные регламенты предоставления государственных услуг и исполнения государственных функций в сфере переданных полномочий, если данные регламенты не противоречат нормативным правовым актам Российской Федерации (в том числе не содержат не предусмотренные такими актами дополнительные требования и ограничения в части реализации прав и свобод граждан, прав и законных интересов организаций) и разрабатываются с учетом требований к регламентам предоставления федеральными органами исполнительной власти государственных услуг и исполнения государственных функций.

9. Контроль за расходованием средств на осуществление переданных полномочий осуществляется в пределах установленной компетенции федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в финансово-бюджетной сфере, федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере образования, Счетной палатой Российской Федерации.

10. Финансовое обеспечение осуществления переданных полномочий по подтверждению документов об образовании и (или) о квалификации осуществляется в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных в бюджете субъекта Российской Федерации на указанные цели не менее чем в размере планируемых поступлений в бюджет субъекта Российской Федерации от уплаты государственной пошлины, связанной с осуществлением переданных полномочий и зачисляемой в бюджет субъекта Российской Федерации в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации.

Госдума приняла в первом чтении правительственный законопроект «Об образовании в РФ», которым устанавливается четкая система уровней образования от дошкольного до послевузовского, сохраняется ЕГЭ и предусматривается система дистанционного обучения.

Версия 5.1.11 beta. Чтобы связаться с редакцией или сообщить обо всех замеченных ошибках, воспользуйтесь формой обратной связи.

© 2018 МИА «Россия сегодня»

Сетевое издание РИА Новости зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) 08 апреля 2014 года. Свидетельство о регистрации Эл № ФС77-57640

Учредитель: Федеральное государственное унитарное предприятие «Международное информационное агентство «Россия сегодня» (МИА «Россия сегодня»).

Главный редактор: Анисимов А.С.

Адрес электронной почты Редакции: [email protected]

Телефон Редакции: 7 (495) 645-6601

Настоящий ресурс содержит материалы 18+

Регистрация пользователя в сервисе РИА Клуб на сайте Ria.Ru и авторизация на других сайтах медиагруппы МИА «Россия сегодня» при помощи аккаунта или аккаунтов пользователя в социальных сетях обозначает согласие с данными правилами.

Пользователь обязуется своими действиями не нарушать действующее законодательство Российской Федерации.

Пользователь обязуется высказываться уважительно по отношению к другим участникам дискуссии, читателям и лицам, фигурирующим в материалах.

Публикуются комментарии только на тех языках, на которых представлено основное содержание материала, под которым пользователь размещает комментарий.

На сайтах медиагруппы МИА «Россия сегодня» может осуществляться редактирование комментариев, в том числе и предварительное. Это означает, что модератор проверяет соответствие комментариев данным правилам после того, как комментарий был опубликован автором и стал доступен другим пользователям, а также до того, как комментарий стал доступен другим пользователям.

Комментарий пользователя будет удален, если он:

  • не соответствует тематике страницы;
  • пропагандирует ненависть, дискриминацию по расовому, этническому, половому, религиозному, социальному признакам, ущемляет права меньшинств;
  • нарушает права несовершеннолетних, причиняет им вред в любой форме;
  • содержит идеи экстремистского и террористического характера, призывает к насильственному изменению конституционного строя Российской Федерации;
  • содержит оскорбления, угрозы в адрес других пользователей, конкретных лиц или организаций, порочит честь и достоинство или подрывает их деловую репутацию;
  • содержит оскорбления или сообщения, выражающие неуважение в адрес МИА «Россия сегодня» или сотрудников агентства;
  • нарушает неприкосновенность частной жизни, распространяет персональные данные третьих лиц без их согласия, раскрывает тайну переписки;
  • содержит ссылки на сцены насилия, жестокого обращения с животными;
  • содержит информацию о способах суицида, подстрекает к самоубийству;
  • преследует коммерческие цели, содержит ненадлежащую рекламу, незаконную политическую рекламу или ссылки на другие сетевые ресурсы, содержащие такую информацию;
  • имеет непристойное содержание, содержит нецензурную лексику и её производные, а также намёки на употребление лексических единиц, подпадающих под это определение;
  • содержит спам, рекламирует распространение спама, сервисы массовой рассылки сообщений и ресурсы для заработка в интернете;
  • рекламирует употребление наркотических/психотропных препаратов, содержит информацию об их изготовлении и употреблении;
  • содержит ссылки на вирусы и вредоносное программное обеспечение;
  • является частью акции, при которой поступает большое количество комментариев с идентичным или схожим содержанием («флешмоб»);
  • автор злоупотребляет написанием большого количества малосодержательных сообщений, или смысл текста трудно либо невозможно уловить («флуд»);
  • автор нарушает сетевой этикет, проявляя формы агрессивного, издевательского и оскорбительного поведения («троллинг»);
  • автор проявляет неуважение к русскому языку, текст написан по-русски с использованием латиницы, целиком или преимущественно набран заглавными буквами или не разбит на предложения.
  • Пожалуйста, пишите грамотно — комментарии, в которых проявляется пренебрежение правилами и нормами русского языка, могут блокироваться вне зависимости от содержания.

    Администрация имеет право без предупреждения заблокировать пользователю доступ к странице в случае систематического нарушения или однократного грубого нарушения участником правил комментирования.

    Пользователь может инициировать восстановление своего доступа, написав письмо на адрес электронной почты [email protected]

    В письме должны быть указаны:

    • Тема – восстановление доступа
    • Логин пользователя
    • Объяснения причин действий, которые были нарушением вышеперечисленных правил и повлекли за собой блокировку.

    Если модераторы сочтут возможным восстановление доступа, то это будет сделано.

    В случае повторного нарушения правил и повторной блокировки доступ пользователю не может быть восстановлен, блокировка в таком случае является полной.

    Подробная информация о проекте федерального закона «Об образовании в Российской Федерации»

    Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (.html, .pdf, 15.3 Мб)

    Проект федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» (.pdf, 1.18 Мб )

    Пояснительная записка к проекту федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» (.pdf, 124 Кб )

    Проект федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации» (.pdf, 742 Кб )

    Пояснительная записка к проекту федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации» (.pdf, 83 Кб )

    Приказ Минобрнауки России от 6 сентября 2012 г. № 690 «Об утверждении плана разработки актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и Министерства образования и науки Российской Федерации, необходимых для реализации Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации»» (.pdf, 1.44 Мб )

    Проект федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» (версия 3.0.5) (.pdf, 1.16 Мб)

    Пояснительная записка к проекту федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» (.pdf, 99 Кб )

    Проект федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации» (.pdf, 655 Кб )

    Пояснительная записка к проекту федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации» (.pdf, 55 Кб )

    Проект федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» (версия 3.0.4) (.html; .pdf, 1.3 Мб)

    Проект федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации» (.html; .pdf, 667 Кб)

    Проект федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» (на 15 июля 2011 года, версия 3.0) (.pdf, 1.09 Мб; .odt, 223 Кб)

    Проект федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» (на 14 октября 2011 года, версия 3.0.2) (.pdf, 1.29 Мб; .odt, 245 Кб)

    Проект федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» (версия 3.0.3) (.pdf, 1.25 Мб; .odt, 260 Кб)

    Проект федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» (на 1 декабря 2010 года, версия 2) (.pdf, 1.14 Мб; .odt, 301 Кб)

    Гражданская инициатива

    За бесплатное образование и медицину

    Рубрика: Народные альтернативы реформе образования

    Почему Россия может создать лучшую систему образования в мире.

    Почему Россия может создать лучшую систему образования в мире.

    Но возможно ли это в стране побеждающей культурной революции? …

    Последний год уже каждому показал, что Россия вновь оказалась в ситуации «быть или не быть». И если Россия выберет «не быть», то пощады ей не будет.

    К обсуждению предложений по реформированию школьного образования в России

    К обсуждению предложений по реформированию школьного образования в России

    Далее приведены краткие предложения по реформированию школьного, которые собирали в МГУ в 2008 г. Там они «ушли в песок». Публикую у себя на сайте.

    1. Нельзя начинать новый этап реформы школы, не сделав отчета о том, что сделано в предыдущий период. Безуспешные попытки объявить о начале нового этапа реформы образования предпринимались Я.Кузьминовым и пр. в 2004 г., в 2008 г. «Безотчетные» попытки реформирования системы образования не дадут эффекта из-за отсутствия кредита доверия работников системы образования, растраченного реформаторами в предыдущий период бездумного реформирования. Нужно подготовить такие материалы, но оценки сделанного должны прозвучать с уровня более высокого, чем Министерство образования и науки. Пример такого выступления имеется в Белоруссии (http://www.sb.by/post/64375/).
    (далее…)

    Научить хотеть узнать История создания ФМШ кажется фантастической на фоне современных образовательных реформ

    Научить хотеть узнать История создания ФМШ кажется фантастической на фоне современных образовательных реформ

    В истории нашего отечества нет другого образовательного проекта, который имел бы такую долгую жизнь и был бы так плодоносен, как проект ФМШ. Красивая идея. Блестящее воплощение, надолго пережившее своих создателей. История создания ФМШ кажется фантастической на фоне современных образовательных реформ

    Аналитическая записка НАТО об образовании в СССР 1959 г.

    Аналитическая записка НАТО об образовании в СССР 1959 г.

    В мае 1959 года д-р Ц.Р.С. Мэндэрс подготовил для комитета по вопросам науки НАТО доклад на тему «Научно техническое образование и кадровые резервы в СССР». С ним мы и предлагаем вам ознакомиться.

    СОВЕТ СЕВЕРОАТЛАНТИЧЕСКОГО СОЮЗА
    (далее…)

    От слова «образ»

    Вызовы, стоящие перед Россией, заставляют рассматривать систему образования как отрасль человекостроения, которая подчиняется не «невидимой руке рынка» и умозрительным «западным образцам», а законам и требованиям развития страны.

    АНАЛИЗ ОТВЕТА ИЗ МИНОБРНАУКИ О ФЗ-83 И ЗАКОНЕ «ОБ ОБРАЗОВАНИИ В РФ»

    Автор: Александр Ярославцев

    АНАЛИЗ ОТВЕТА ИЗ МИНОБРНАУКИ О ФЗ-83 И ЗАКОНЕ «ОБ ОБРАЗОВАНИИ В РФ»

    В долгожданном ответе из Министерства образования и науки по поводу наших поправок в закон «Об образовании в РФ» (N 273-ФЗ) и требований отмены закона N 83-ФЗ заявляется, что закон ФЗ-83 выражает стратегию развития образования, ставит задачу повышения доступности образования и повышения его качества путем введения финансовой независимости образовательных учреждений и их конкуренции между собой. Заявлено, что благодаря Закону N 83-ФЗ и бурной чиновничьей деятельности созданы условия для реализации поставленных целей. Однако, никаких доказательств повышения доступности и качества образования в связи с введением ФЗ-83 – нет, а наоборот чиновники закрывают десятки тысяч школ, ликвидируют или подвергают слиянию, и, таким образом – уничтожению сотни уникальных ВУЗов, на многих специальностях в ВУЗах сводят до минимума бюджетные (бесплатные) места или они исчезают совсем. Сама жизнь показывает нам обратное чиновничьему ответу. Так же – есть экспертные заключения, что ФЗ-83 может привести только к ухудшению общедоступности и качества образования. Конечно, для отдельных людей, может и повысится качество образования, для тех – кто будет в состоянии платить за дополнительные уроки для своих детей в школах и сессии по 100 000 рублей в год в ВУЗах.
    (далее…)

    Как советский школьник «сделал» Америку

    Как советский школьник «сделал» Америку

    Они никогда не виделись и даже не писали друг другу писем. Алексей Куцков вырос в Москве, Стивен Лапекас — в Чикаго. Их судьбы пересеклись лишь однажды, когда обоим было по 16 лет. Советскому и американскому школьникам суждено было представлять свои державы в одном из эпизодов исторического соревнования СССР и США — чья система образования лучше. И Алексей Куцков победил. Советский десятиклассник претворил в жизнь заветную мечту Никиты Хрущева: он не только догнал, но и перегнал Америку. На целых два года…
    (далее…)

    В Ульяновске создали общественное движение «За советскую школу»

    В Ульяновске создали общественное движение «За советскую школу»

    Виктория Чернышева, Ульяновск

    Отменить антиконституционные законы, разрушающие образование! Внести народные поправки в закон об образовании! Открытое обращение педагогов и общественных активистов к президенту Путину

    Отменить антиконституционные законы, разрушающие образование! Внести народные поправки в закон об образовании! Открытое обращение педагогов и общественных активистов к президенту Путину

    Уважаемый Владимир Владимирович!

    Обращаемся к Вам как к гаранту Конституции, прав и свобод человека и гражданина РФ в связи с ответом Министерства образования РФ на наше открытое обращение от 1.02.2013 г. относительно антиконституционного характера принятого ФЗ РФ от 29.12.2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее — Закона). Аргументы Министерства образования РФ недостаточны для того, чтобы считать этот Закон соответствующим Конституции РФ. Ни одно из сформулированных инициативной группой критических замечаний по сути не опровергнуто. В нарушение логики (допускается логическая ошибка — «круг в доказательстве») ответ Министерства образования РФ изобилует ссылками на текст Закона в качестве обоснования правомочности этого же самого Закона.
    (далее…)

    Народная инициатива в образовании

    Автор: Наумова Екатерина

    Народная инициатива в образовании

    Изменения в образовании и само существование образования как общественного института всегда связываются с деятельностью государства. Если это распространение грамотности, открытие церковно-приходских или земских школ, создание первого университета, то это непременно почин государства, радеющего за процветание страны и за просвещение «темного» народа. Народная инициатива в общественной жизни не акцентируется историей, особенно народная инициатива в образовании. Народ ошибочно рассматривается как объект, а не как субъект истории. История никогда не учитывает этот живой источник изменений, фиксируя только косные формы государственных постановлений, не принимая во внимание то, что государственная реформа может быть лишь логическим завершением, правовым закреплением давно идущего общественного процесса. Другое дело, что эта реформа может входить в противоречие с народной инициативой. Вообще, две силы во все времена боролись в человеческих обществах. С одной стороны – народные движения, стремившиеся к большей свободе, к более широкой общественной солидарности; с другой – сила государства, которому выгодно было, наоборот, порвать между подданными все непосредственные связи, отдалить их друг от друга [3;11]. Возникнув задолго до государства, общество длительное время обходилось без него [5]. Поэтому логично предположить, что народная инициатива первична по отношению к государственной, в том числе и в сфере обучения. Так, в Древней Индии появились сначала семейные и лесные школы (вокруг гуру-отшельника собирались его верные ученики; обучение проходило на свежем воздухе) [6]. Даже истоки высшего образования лежат в народной инициативе. Это создание философской школы — Академии Платоном, создание Мусеума Птолемеем [6]. Образование по самой своей сути народно. Оно возникает по инициативе народа и для народа, когда появляется органическая потребность в нём. Лишь со временем народная инициатива может перейти в руки государства. В Древнем Египте школы возникли как семейный институт, и только затем они стали появляться при храмах, дворцах царей и вельмож [6]. Происходит институализация образования. При этом интересы народа могут продолжать соблюдаться, то есть такие функции образования, как обучающая и социо-культурная, дополняют друг друга. Но они могут и войти в конфликт друг с другом, если между потребностями общества и государства возникнет противоречие. В результате чего возникает отчуждение образования от народа. Государство начинает использовать образование в своих целях, чтобы создать необходимый ему экономико-политический тип человека. Отчуждённое от человека образование теряет свою «легитимность» в глазах народа. Образовательные институты становятся мёртвыми, бессмысленными механизмами для производства социального сырья. Образование как бы теряет свой настоящий смысл, свою душу. Тогда народ снова пытается одушевить мертвые механизмы, очеловечить их, приблизить к себе, вдохнуть новый смысл. Так периодически вновь и вновь возникает народная инициатива. Можно сказать, что этот процесс постоянно повторяется. Вся история образования в мире и в России – это история чередования государственной и народной инициативы, их совпадения или расхождения. Пока эти инициативы не расходятся, они равны, как и народ равен государству, а государство равно народу, если они ни в чём друг другу не противоречат. Ведь с точки зрения народа государства либо вообще нет, либо оно противоречит народу, а с точки зрения государства народа тоже либо вообще нет, либо он противоречит государству. Государственная инициатива в образовании – это комплекс мер, направленных на реформу образования в интересах государства. Народная инициатива – это комплекс мер, направленных на усовершенствование образования в интересах народа. Народная инициатива в образовании – это стремления народа самостоятельно определять формы, методы, объёмы, цель и содержание своего обучения, не согласуясь с целями государства, если они глубоко чужды стремлениям, идеалам и ценностям народа. Народная инициатива рождается тогда, когда государственная инициатива становится инородной. Она может возникать как дополнение или как «противотенденция». Синонимом к термину народная в данном понятии могут быть такие термины, как горизонтальная, низовая инициатива, в противовес вертикальной, иерархической, верховой. Народная инициатива основана на непосредственных связях между людьми, а государственная, будучи «спущенной сверху», делает правительство посредником всех межличностных взаимодействий.
    (далее…)

    Комментарий к ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ

    Федеральный закон Российской Федерации № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» был принят Государственной Думой 21 декабря 2012 г., одобрен Советом Федерации 26 декабря 2012 г., 29 декабря 2012 г. подписан Президентом и опубликован 31 декабря 2012 г., за исключением нескольких статей вступил в силу 1 сентября 2013 г.

    Русская Православная Церковь приняла самое активное участие в работе над законопроектом . В результате в текст закона было включено большинство принципиально важных предложений Русской Православной Церкви, касающихся вопросов религиозного образования.

    Впервые федеральный закон закрепляет возможность реализации в общеобразователь ных организациях комплексного курса основ духовно-нравстве нной культуры народов России.

    Часть 1 статьи 87 закона предусматривает принципиальную возможность реализации вышеназванного курса в рамках основных образовательных программ. Причем эта возможность предоставлена образовательным организациям любых организационно-п равовых форм и форм собственности, включая муниципальные и государственные школы.

    Формулировка ч.1 ст.87 закона позволяет реализовывать комплексный курс основ духовно-нравстве нной культуры народов России (в рамках основной образовательной программы) различным образом: 1) может реализовываться школой как обязательный предмет в рамках ФГОС; 2) при отсутствии данной образовательной области в стандарте может реализовываться за счет части образовательной программы, формируемой участниками образовательного процесса; 3) может реализовываться и в рамках ФГОС, и одновременно углубляться за счет части, формируемой участниками образовательного процесса (профильное образование). При этом ничто в законе не запрещает православным школам продолжать реализовывать свою практику преподавания вероучительных предметов наряду с ОРКСЭ. Таким образом, как видим, возможности частных школ, как минимум, не сузились, а возможности муниципальных школ принципиально расширились.

    Выбор одного из учебных курсов, дисциплин, предметов (модулей), включенных в основные общеобразователь ные программы, осуществляется родителями (законными представителями) обучающихся. Закрепление указанного положения в законе было необходимо в качестве гарантии реализации родителями принадлежащего им приоритетного права на воспитание и образование своих детей в соответствии с собственными убеждениями и мировоззрением.

    Вновь принятый закон впервые предоставляет Церкви ряд важных полномочий в сфере общего образования.

    Во-первых, примерные основные образовательные программы в части курсов основ духовно-нравстве нной культуры должны будут проходить экспертизу в централизованной религиозной организации — на предмет соответствия содержания курсов нормам вероучения, историческим и культурным традициям данной централизованной религиозной организации в соответствии с ее внутренними установлениями.

    Во-вторых, в ч. 6 ст. 87 указано, что централизованные религиозные организации привлекаются к учебно-методичес кому обеспечению учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей), направленных на получение обучающимися знаний об основах духовно-нравстве нной культуры народов Российской Федерации, нравственных принципах, исторических и культурных традициях мировой религии (мировых религий), об основах конфессиональног о вероучения.

    Таким образом, у Церкви впервые появляется возможность реально влиять на содержание программ и учебно-методичес ких пособий по курсу основ духовных культур.

    Далее, закон регулирует некоторые аспекты деятельности конфессиональных образовательных организаций.

    Важно, что удалось отстоять позицию Церкви в вопросе о том, что учредителями конфессиональных (православных) общеобразователь ных организаций могут являться как религиозные организации (приходы, монастыри, епархии и т.д.), так и нерелигиозные организации и физические лица.

    Однако включать в часть основных образовательных программ программы учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), обеспечивающих религиозное образование (религиозный компонент), вправе только те образовательные организации, которые имеют действующее представление соответствующей религиозной организации или централизованной религиозной организации. Для Русской Православной Церкви это — конфессиональное представление, выдаваемое Синодальным Отделом религиозного образования и катехизации на основании специального Положения, утвержденного Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Кириллом 29.11.2010 г.

    Как видим, уже существующая практика выдачи конфессиональног о представления закреплена и новым законом. Более того, наличие конфессиональног о представления прописано как необходимое условие реализации программ религиозного компонента в общеобразователь ных организациях.

    Однако если частные образовательные организации имеют право на основании конфессиональног о представления реализовывать программы религиозного компонента, то те общеобразователь ные организации, которые учреждены религиозными организациями, обязаны включать в часть основных образовательных программ, формируемую участниками образовательного процесса, учебные предметы, курсы, дисциплины (модули), обеспечивающие религиозное образование.

    При этом примерные образовательные программы и учебно-методичес кое обеспечение в части учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), обеспечивающих религиозное образование (религиозный компонент), утверждаются, в нашем случае, централизованной религиозной организацией (для тех конфессий, где отсутствуют централизованные религиозные организации, законодатель предусмотрел утверждение программ религиозными организациями – ч.10 ст.87 Закона).

    Русская Православная Церковь уже активно действует в этом направлении. В частности, существует разработанный синодальным Отделом религиозного образования и катехизации Стандарт православного компонента общего образования, утвержденный решением Священного Синода Русской Православной Церкви 27.07.2011 г. (журнал № 76). По всем обязательным и дополнительным предметам религиозного компонента, предусмотренным Стандартом (основам православной веры, церковнославянск ому, греческому и латинскому языкам, церковному пению, логике и т.д.), разработаны примерные образовательные программы по всем ступеням общего образования. Программы утверждены председателем Отдела религиозного образования и катехизации Русской Православной Церкви митрополитом Ростовским и Новочеркасским Меркурием и размещены на официальном сайте Отдела.

    Что касается государственных и муниципальных образовательных организаций, то, как уже было указано выше, для них возможна реализация курса основ духовно-нравстве нной культуры на профильном уровне, за счет обеих частей основной образовательной программы и вне ее рамок.

    В ч. 11 ст. 87 закрепляется право образовательных организаций, учрежденных религиозными организациями, « устанавливать дополнительные к предусмотренным настоящим Федеральным законом условия приема на обучение, права и обязанности обучающихся, основания для их отчисления, вытекающие из внутренних установлений соответствующей религиозной организации или централизованной религиозной организации, в ведении которых находятся эти образовательные организации » . Здесь имеется в виду возможность образовательной организации обуславливать прием принадлежностью ребенка к определенной религиозной традиции, подчинение его дополнительным требованиям к поведению и т.д. Кроме того, поскольку религиозное образование и воспитание может предполагать участие в богослужениях, что возможно только при условии согласия ребенка и его родителей, то систематическое уклонение ребенка от участия в таинствах, в общей молитве и т.п. может быть расценено как выражение несогласия, что может повлечь его отчисление. Основания для этого также теперь закреплены в законе, что имеет важное значение для практической деятельности школ. Многие православные школы и ранее производили набор учащихся, учитывая религиозную принадлежность детей. Однако прямое закрепление этого права в законе позволяет этим школам оставаться в рамках правового поля, осуществляя отбор по религиозному признаку при приеме на обучение.

    И, наконец, ч. 12 ст. 87 предусматривает для образовательных организаций и педагогов дисциплин религиозного компонента и основ духовных культур возможность общественной аккредитации в централизованных религиозных организациях. При этом « порядок общественной аккредитации и права, предоставляемые аккредитованной образовательной организации и педагогическому работнику, устанавливаются проводящей такую аккредитацию централизованной религиозной организацией».

    В целях реализации данного полномочия, переданного Церкви, Синодальный Отдел разработал проекты двух документов: Положение об общественной аккредитации Русской Православной Церкви педагогического работника, преподающего учебные предметы, курсы, дисциплины (модули) православной культуры и Положение об общественной аккредитации Русской Православной Церкви образовательных организаций .

    Предлагается передать проведение общественной аккредитации педагогов епархиям, на территории которых трудятся учителя. Предусматриваетс я, что епархии самостоятельно будут определять и права, и иные привилегии для аккредитованных ими педагогических работников. При этом критерии и требования аккредитации будут разрабатываться и устанавливаться централизованно Синодальным Отделом образования.

    Общественная аккредитация образовательных организаций будет осуществляться Синодальным отделом религиозного образования. Предусматриваетс я, что аккредитованы при Русской Православной Церкви будут те образовательные организации (включая муниципальные и государственные) , которые реализуют программы основ православной культуры на профильном уровне. Конкретные критерии и требования к таким профильным школам с углубленным изучением православной культуры подробно разрабатываются специалистами Отдела.

    Что касается «экономического» блока, то анализ текста закона в этой части позволяет сделать следующие краткие выводы:

    Положения пп. 3, 6 ч. 1 ст. 8 во взаимосвязи с ч. 5 ст. 99 закона предусматривают бюджетное финансирование частных школ за счет бюджетных ассигнований субъектов Федерации в форме субсидий. Размер субсидий для негосударственны х школ рассчитывается с учетом нормативов, определяемых субъектами Федерации для муниципальных школ. Субсидии предназначаются для возмещения затрат, включая расходы на оплату труда, приобретение учебников, пособий, средств обучения, игр, игрушек (за исключением расходов на содержание зданий и коммунальные услуги).

    Следует констатировать, что, к сожалению, формулировки закона в этой части позволяют его неоднозначное толкование.

    Действующее законодательство позволяет (и содержит все механизмы реализации) равное нормативное бюджетное финансирование муниципальных, государственных и частных школ. В то же время закон не обязывает региональные власти осуществлять именно равное финансирование.

    Сложно сказать, является ли это недостатком юридической техники, либо регионам намеренно предоставлен слишком большой простор для «творческого» применения положений закона. В том числе и по этой причине крайне важное значение приобретает региональное законодательство в сфере образования, как раз и призванное конкретизировать нормы федерального закона. В связи с изложенным хотелось бы призвать епархиальные отделы религиозного образования сосредоточить все силы на работе с региональными законопроектами, с целью максимально реализовать на местном уровне возможности, предоставленные федеральным законодательство м.

    Еще один принципиально важный момент нового закона, на котором необходимо кратко остановиться, — новая статья 86 «Обучение по дополнительным общеразвивающим образовательным программам, имеющим целью подготовку несовершеннолетн их обучающихся к военной или иной государственной службе, в общеобразователь ных организациях, профессиональных образовательных организациях». Была воспринята предложенная Церковью концепция данного вида образования, терминология.

    Важно, что статьей 86 вводится определение «казачий кадетский корпус» как разновидность общеобразователь ной организации со специальным названием. Безусловно, данный факт может быть оценен положительно.

    В то же время с некоторыми положениями данной статьи согласиться сложно. В частности, представляется необоснованным тот факт, что в число возможных учредителей казачьих кадетских корпусов не включены казачьи общества (войсковые казачьи общества), образованные в соответствии с Федеральным законом «О государственной службе российского казачества». Закон устанавливает, что организация образовательной деятельности в казачьих кадетских корпусах должна осуществляться в порядке, установленном Федеральным органом по контролю в сфере образования. Представляется очевидным, что указанный порядок не позволит в полной мере учесть в образовательной деятельности духовные традиции, культуру и уклад казачества, не говоря уже о региональных традициях конкретных войсковых обществ. Учитывая, что для суворовских, нахимовских, морских кадетских корпусов организация и осуществление образовательной деятельности предусмотрены в порядке, определяемом органами, в чьем ведении они находятся, представляется целесообразным и логичным предусмотреть и для казачьих кадетских корпусов аналогичный порядок, определив их в ведение конкретных войсковых казачьих обществ как сегодня и сложилось на практике. Полагаю, что необходимо законодательно закрепить более широкие права и компетенцию казачьих обществ в сфере казачьего кадетского образования. Это тем более обоснованно, что казачество законом РСФСР от 26 апреля 1991 г. № 1107-I признано репрессированной культурно-истори ческой общностью, имеющей право, в том числе, на культурную реабилитацию, что означает «осуществление комплекса мероприятий по восстановлению их духовного наследия и удовлетворению культурных потребностей» (ст.11 Закона РСФСР № 1107-I).

    В заключение не могу не остановиться еще на ряде положений закона, вызывающих тревогу.

    После принятия законопроекта в первом чтении в проекте текста закона, рекомендованного Государственной Думой к принятию во втором чтении, появились вызывающие беспокойство дополнения и поправки, нигде (ни на одной из стадий) ранее не обсуждавшиеся, однако вошедшие в официальный текст Закона.

    В частности, в статью 44 (Права, обязанности и ответственность родителей) внесены поправки (дополнения), предусматривающи е, что родители имеют право выбирать формы получения образования и формы обучения , организации , осуществляющие образовательную деятельность, языки, факультативные и элективные предметы, курсы, дисциплины, модули из перечня, предлагаемого организацией, с учетом мнения ребенка, а также с учетом рекомендаций психолого-медико -педагогической комиссии (при их наличии).

    Формулировка ч. 3 ст. 44 означает, что не только конкретную образовательную организацию родители не смогут выбрать без учета мнения комиссии, но и, например, семейную форму обучения, или форму самообразования и т.д. Кроме того, и факультативные курсы (а это часть религиозного компонента в православных школах) можно выбрать тоже только с учетом рекомендаций комиссии.

    Данная уточняющая норма (ч. 3 ст. 44 Закона) сводит на нет декларацию ч. 1 ст. 44 о том, что родители имеют преимущественное право на обучение и воспитание своих детей. Ч. 3 ст. 44 противоречит международным нормам в указанной сфере, провозглашающим право и свободу родителей обеспечивать религиозное и нравственное воспитание своих детей в соответствии со своими собственными убеждениями. В связи с этим обращает на себя внимание еще одна поправка, а именно: из ст. 4 исключена ссылка на международные договоры Российской Федерации (присутствовавша я во всех предыдущих версиях законопроекта), и в качестве источников права в сфере образования указывается только национальное законодательство .

    Представляется, что учет мнения комиссии (и вообще обращение к комиссии) имеет право на существование только в случае, когда ребенок не справляется с программой (неаттестован, рекомендован на повторное обучение и т.д.) или имеет какие-либо ограничения к обучению по состоянию здоровья или в иных подобных нестандартных ситуациях, когда объективно требуется заключение специалиста, обладающего специальными познаниями в области медицины, педагогики, психологии. На каком основании при нормальной ситуации кто-то ограничивает права родителей и их свободу?

    Невозможно не учитывать то обстоятельство, что в современных условиях данный механизм способен превратиться в средство давления и шантажа, породить очередные коррупционные сборы с несчастных родителей, которые будут готовы заплатить за то, чтобы мнение комиссии совпало с их выбором.

    Полагаю, что указанная норма должна быть исключена из текста закона. До ее исключения, полагаю, данная норма не должна применяться судами как противоречащая нормам, содержащимся в международных актах, ратифицированных РФ.

    К сожалению, малый объем прав родителей в сфере образования их детей – общая тенденция закона, прослеживавшаяся с первых версий законопроекта. Почти всё, что зафиксировано в законе, – это не реальные права, а нормы-декларации (поскольку не подкреплены встречными обязанностями).

    Представляется крайне важным законодательно закрепить возможность родителей влиять на содержание образовательного процесса в отношении своего ребенка, расширить их возможности. Общецерковная группа внесла свои предложения в этой части, но, к сожалению, они были отклонены (кроме небольшого фрагмента).

    Таким образом, несмотря на безусловный прорыв в том, что касается собственно религиозного образования, новый закон имеет ряд серьезных недостатков, недоработок, ряд норм вызывает обоснованную тревогу. В настоящий момент предстоит очень большая и важная работа над подзаконными актами, конкретизирующим и и развивающими нормы нового закона.

    Комментарий подготовлен главным юрисконсультом Синодального о тдела религиозного образования и катехизации Русской Православной Церкви Еленой Зайчиковой .

    Смотрите еще:

    • Правило вынесения из под корня Правило вынесения из под корня Глава II. КВАДРАТНЫЕ КОРНИ § 6. ПРИМЕНЕНИЕ СВОЙСТВ АРИФМЕТИЧЕСКОГО КВАДРАТНОГО КОРНЯ Урок 44. Вынесение множителя из-под знака корня. Внесение множителя под знак корня Цель: рассмотреть и отработать […]
    • Отмена досрочной пенсии силуанов Отмена пенсии работающим пенсионерам Работающие пенсионеры имеют право на получение заслуженных пенсионных выплат. А отмена пенсии данной категории лиц, по сути, противоправное действие со стороны государства. Несмотря на это, […]
    • Размер штрафа за детское кресло Штраф за езду без детского кресла и правила перевозки детей 2018 Ответ кратко: штраф – 3000 рублей, скидки нет, до 12 лет спереди надо использовать только автокресло, на заднем сидении можно использовать альтернативы: бустеры и […]
    • Снос перегородки в квартире разрешение Что не нужно согласовывать при перепланировке квартиры? Практически каждый владелец квартиры желает сделать ее более удобной. Но, прежде чем взяться за изменение внутреннего облика жилья, стоит помнить, что для некоторых переделок […]
    • Приказ 134 от 23032018 Положение о краевых соревнованиях по плаванию на 2018 год УТВЕРЖДАЮ Первый заместитель министра спорта Красноярского края Положение о краевых соревнованиях по плаванию на 2018 год номер-код вида спорта: 0070001611Я I. Общие […]
    • Приказы главного врача по црб ГБУЗ СО Туринская ЦРБ имени О.Д. Зубова Приказ главного врача Государственное бюджетное учреждение здравоохранения Свердловской области «Туринская центральная районная больница имени О.Д. Зубова» ПРИКАЗ № 70а «19» февраля 2016 […]
    • Налоги по зп рк Онлайн калькулятор зарплаты для ТОО на общеустановленном режиме (2018 г.) Заработная плата работника к начислению ОПВ - обязательная пенсионная выплата СО - социальные отчисления ИПН - индивидуальный подоходный налог СН - социальный […]
    • Заявление о пересмотре решения суда по вновь открывшимся обстоятельствам Образец заявления о пересмотре решения суда по вновь открывшимся обстоятельствам В Щелковский городской суд Московской области Истец: Иванов Иван Иванович Ответчик: ЗАО "Путь успеха" Место расположения: Московская область, г.. […]