Опасные ситуации ликвидация чс

Оглавление:

Опасные ситуации ликвидация чс

В соответствии с Федеральным законом «О защите населения и территорий от ЧС природного и техногенного характера», чрезвычайная ситуация (ЧС) – это обстановка на определенной территории, сложившаяся в результате аварии, опасного природного явления, стихийного бедствия, катастрофы, которые могут повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей природной среде, значительные материальные потери и нарушения условий жизнедеятельности.

Чрезвычайные ситуации природного характера возникают в результате опасных природных явлений или стихийных бедствий. Стихийное бедствие – это явление, не зависящее от воли человека, не связанное с его деятельностью, происходящее в результате резких изменений параметров окружающей природной среды. Каждому региону страны свойственны свои климато-географические условия. Следовательно и чрезвычайные ситуации в различных регионах будут иметь свою специфику.

В соответствии с Федеральным Законом «О защита населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» опасные природные явления подразделяются на десять групп:

1. Геофизические (эндогенные) опасные явления: извержения вулканов и гейзеров, землетрясения, выходы подземных газов на поверхность земли;

2. Геологические (экзогенные) опасные явления: обвалы, осыпи, оползни, лавины, сели, склоновый смыв, просадка лессовых пород, эрозия почв, абразия, просадка (провал) земной поверхности в результате карста курумы, пыльные бури;

3. Метеорологические опасные явления: ураганы (12 – 15 баллов), бури, шторма (9 – 11 баллов), смерчи (торнадо), шквалы, вертикальные вихри, крупный град, сильный дождь (ливень), сильный снегопад, сильный гололед, сильный мороз, сильная метель, сильная жара, сильный туман, засуха, суховей, заморозки;

4. Гидрологические опасные явления: высокие уровни воды (наводнения), половодье, дождевые паводки, заторы и зажоры, ветровые нагоны, низкие уровни воды, ранний ледостав и появление льда на судоходных водоемах и реках;

5. Морские гидрологические опасные явления: тропические циклоны (тайфуны), цунами, сильное волнение (5 баллов и более), сильное колебание уровня моря, сильный тягун в портах, ранний ледяной покров и припай, напор и интенсивный дрейф льдов, непроходимый (труднопроходимый) лед, обледенение судов и портовых сооружений, отрыв прибрежных льдов;

6. Гидрогеологические опасные явления: низкие уровни грунтовых вод, высокие уровни грунтовых вод;

7. Природные пожары: лесные пожары, торфяные пожары, пожары степных и хлебных массивов, подземные пожары горючих ископаемых;

8. Инфекционные заболевания людей: единичные случаи экзотичных и особо опасных инфекционных заболеваний, групповые случаи опасных инфекционных заболеваний, эпидемическая вспышка опасных инфекционных заболеваний, эпидемия, пандемия, инфекционные заболевания людей невыявленной этиологии;

9. Инфекционные заболевания животных: единичные случаи экзотичных и особо опасных инфекционных заболеваний, эпизоотии, панзоотии, энзоотии инфекционные заболевания сельскохозяйственных животных невыявленной этиологии;

10. Инфекционные болезни растений: прогрессирующая эпифитотия, панфитотия, болезни сельскохозяйственных растений невыявленной этиологии, массовое распространение вредителей растений.

Для защиты населения от чрезвычайных ситуаций природного характера разработан и осуществляется комплекс мероприятий. Все мероприятия можно разделить на две группы: заблаговременные мероприятия – те, которые проводятся для предупреждения чрезвычайных ситуаций и уменьшения ущерба то них, и оперативные мероприятия – те, которые проводятся при непосредственной угрозе чрезвычайных ситуаций и во время ЧС.

К заблаговременным мероприятиям относят:

— построение сети предсказания стихийных бедствий;

— построение защитных сооружений;

— создание запасов материальных средств для ликвидации последствий ЧС;

— обучение населения правилам безопасного поведения в условиях ЧС;

— подготовка аварийно-спасательных формирований;

и многие другие мероприятия.

К оперативным мероприятиям относятся:

— оповещение населения о чрезвычайной ситуации;

— укрытие населения и материальных средств от поражающих факторов ЧС;

— эвакуация населения и материальных средств в безопасных районах;

— проведение работ по ликвидации последствий ЧС;

и другие мероприятия, зачастую индивидуальные для различных ЧС.

Автономное существование человека в природе.

Случается порой, что волей обстоятельств человек оказывается в критическом положении—один.

Чрезвычайные ситуации техногенного характера, защи…

Чрезвычайная ситуация техногенного характера – это неблагоприятная обстановка.

Предупреждение и ликвидация чрезвычайных ситуаций

Рассмотрение всего спектра чрезвычайных ситуаций позволяет выделить некоторые присущие им общие особенности, к числу которых относятся:

• принципиальная невозможность полного исключения вероятности возникновения ЧС;

• непредсказуемость точного времени и места появления ЧС, а также их конкретного вида;

• необходимость достаточного финансирования профилактических работ и обязательность замены устаревших или выработавших гарантийный срок видов оборудования, электропроводки, защитных устройств до возникновения техногенных ЧС;

• необходимость подготовки населения и территорий опасных районов к возникновению наиболее вероятных и тяжелых ЧС;

• обязательность практического обучения людей действиям и навыкам использования СИЗ при угрозе и возникновении ЧС;

• необходимость поддержания в готовности всех элементов системы связи и управления ГОЧС, а также периодического проведения учений по отработке совместных действий всех звеньев МЧС;

• максимальная информированность людей об угрозе возникновения ЧС, этапах и параметрах ее развития;

• предельная скорость выдвижения сил и средств ГОЧС для спасения людей, пострадавших при возникновении ЧС, а также оказанию им экстренной медицинской помощи и эвакуации;

• концентрация всех необходимых сил и средств ГОЧС для круглосуточного проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ (АС и ДНР) по ликвидации последствий ЧС.

Перечисленные принципы организации мер предупреждения и ликвидации ЧС, включая в себя и базовые принципы функционирования РСЧС, позволяют выделить аспект заблаговременных, превентивных действии всех эксплуатационных служб как основной в их повседневной работе, позволяющий с наименьшими затратами минимизировать ущерб от возникновения вообще любых ЧС.

Исполнение всех необходимых действий по обеспечению высокой эффективности системы защитных мероприятий в условиях угрозы и возникновения ЧС возлагается на руководителей предприятий и объектовых служб ГОЧС, глав местных администраций и муниципальных образований, руководителей субъектов Российской Федерации, руководителей министерств, агентств и служб во главе с Председателем Правительства Российской Федерации.

По своей сути вся система мер по предупреждению ЧС и защите от них населения и территорий включает в себя несколько основных блоков действий, к числу которых относятся:

• формирование структуры и детализированного алгоритма действия системы предупреждения и ликвидации последствий ЧС;

• профилактика и предупреждение максимального числа причин возникновения наиболее вероятных ЧС;

• заблаговременная подготовка и поддержание готовности системы защитных мер от возникновения наиболее вероятных ЧС;

• обучение населения, служебного персонала объектов основным действиям при угрозе и возникновении наиболее вероятных ЧС;

• отработка действий аварийных бригад объектов, спасательных команд и военизированных подразделений ГОЧС по ликвидации последствий возможных ЧС на конкретных объектах инфраструктуры.

Каждый из указанных программных блоков действий, в свою очередь, содержит в себе целый комплекс необходимых мероприятий, которые должны быть заранее сформированы, детализированы, доведены до автоматизма исполнения и поддерживаться в состоянии постоянной готовности к реализации при наступлении ЧС. Основной упор во всех перечисленных блоках действий должен быть сделан на заблаговременном, предупредительном характере всех мер по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.

Последнее обстоятельство оказывается чрезвычайно важным, поскольку, лишь отойдя от стратегии «латания дыр» уже возникших ЧС и перейдя к стратегии их профилактического предупреждения при поддержании постоянной высокой готовности защитных мер, можно реально повысить уровень безопасности населения и территорий в Российской Федерации.

В целом совершенно понятно, что до тех пор, пока в Российской Федерации не будет кардинально пересмотрена общая стратегия соотношения расходов на предупреждение и ликвидацию ЧС в пользу превентивных затрат на профилактическое обновление технических систем, страна будет и дальше продолжать нести непомерный груз затрат на ликвидацию последствий техногенных катастроф.

Рассматривая различные аспекты предупреждения ЧС, необходимо затронуть еще один вопрос, связанный с существующей в РСЧС градацией состояний готовности к возникновению ЧС. Принятая сейчас трехуровневая система режимов функционирования РСЧС (без учета ЧС – всего два режима) включает режим повседневной деятельности, режим повышенной готовности, режим чрезвычайной ситуации (уже при ее наступлении).

Практика показывает, что наличия лишь одного уровня повышенной опасности и, соответственно, готовности системы защитных мер в настоящее время уже недостаточно, поскольку степень угроз ЧС в техногенной, природной и социальной сферах жизнедеятельности должна адекватно отражаться в состояниях РСЧС, а возможностей для этого просто не предусмотрено.

В связи с появлением целого ряда сравнительно новых видов угроз, в том числе террористического характера, нахождение общества и РСЧС в состояниях либо повседневной деятельности (т.е. полной успокоенности), либо повышенной готовности (т.е. полной мобилизации) без всяких промежуточных состояний уже не обеспечивает в достаточной мере безопасность жизнедеятельности человека.

В качестве модернизированной современной системы степеней готовности РСЧС к отражению угроз возникновения ЧС целесообразно использовать четырехуровневую цветовую систему градаций уровней опасности, принятую в настоящее время в США и во многих странах Европы после событий 11 сентября 2001 г., аналогичную существующим у нас уровням готовности сил и средств ГО:

«зеленый» уровень, соответствующий режиму повседневной деятельности населения и предприятий (повседневная готовность сил и средств ГО);

«желтый» уровень, соответствующий состоянию каждодневной опасности и настороженности, не выходящей за рамки обычного поведения населения, обычной работы предприятий и предполагающей повседневные высокие меры защиты и безопасности (первоочередные мероприятия 1-й группы готовности ГО);

«оранжевый» уровень, соответствующий состоянию повышенной опасности из-за усиления степени угрозы возникновения ЧС и требующий активизации дополнительных мер защиты и безопасности (первоочередные мероприятия 2-й группы готовности ГО);

«красный» уровень, соответствующий очень высокой степени угрозы, связанной с реальной опасностью возникновения (но еще не наступившей) ЧС и необходимостью активизации чрезвычайных мер защиты и безопасности (общая степень готовности ГО).

При наличии подобной дифференцированной системы градации уровней опасностей само возникновение ЧС оказывается намного более ожидаемым для населения событием, а его негативные последствия характеризуются меньшим числом жертв и ущербом.

Дополнительные «желтый» и «оранжевый» уровни опасности делают систему защитных мер и поведение населения более адекватными реально возрастающей степени угроз и готовыми к соответствующему отклику на них, позволяя реализовать тем самым обществу и государству стратегию «предупреждения причин ЧС».

Для сравнения: действующая до сих пор в Российской Федерации система защитных мер противодействия ЧС основана на использовании лишь традиционных «зеленого» и «красного» уровней функционирования РСЧС и по сути реализует общепринятую у нас стратегию «ликвидации последствий ЧС», что и продемонстрировала энергетическая катастрофа, случившаяся в Москве и прилегающих к ней областях в конце мая 2005 г.

К числу мероприятий, осуществляемых силами и средствами ГОЧС при ликвидации последствий практически любых ЧС, относятся следующие основные действия, лежащие в основе АС и ДНР:

• разведка очага поражения, дающая информацию о характере и масштабах ЧС;

• локализация очага поражения, спасение людей из горящих зданий и сооружений;

• вскрытие заваленных защитных сооружений, розыск и извлечение людей из-под завалов;

• оказание пострадавшим первой медицинской помощи, их эвакуация из зоны поражения;

• санитарная обработка людей, обеззараживание техники и территорий в зоне поражения;

• расчистка в завалах путей движения транспорта и строительной техники, обустройство таких путей на зараженных территориях;

• укрепление или обрушение строительных конструкций, препятствующих безопасному проведению аварийно-спасательных работ;

• локализация аварий коммунальных и энергетических систем, их восстановление и подключение.

В целом ликвидация последствий ЧС считается завершенной по окончании всех АС и ДНР, в ходе которых спасены все пострадавшие люди, найдены жертвы ЧС и восстановлена работоспособность основных коммуникаций.

В дальнейшем производят окончательную расчистку завалов и вывоз разрушенных фрагментов строительных конструкций, намечают общий план необходимых строительно-восстановительных работ и осуществляют его реализацию в заданные сроки с привлечением к этим работам специализированных проектных и строительно-монтажных организаций.

Выводы

Чрезвычайная ситуация (ЧС) – это состояние или обстановка на определенной территории, сложившиеся в результате катастрофы или стихийного бедствия и повлекшие человеческие жертвы, значительный ущерб здоровью людей или окружающей природной среде.

По сфере возникновения различают техногенные, природные (физические, биологические), социальные и комбинированные ЧС. По масштабам последствии их делят на локальные, местные, территориальные, региональные, федеральные и трансграничные. По структуре развития ЧС имеют следующие основные фазы: накопления отклонений, инициирующего события, активного развития, действия остаточных и вторичных поражающих факторов, активной ликвидации последствий.

Государственная система предупреждения и ликвидации ЧС (РСЧС) имеет следующие структурные уровни: федеральный, межрегиональный, региональный, муниципальный и объектовый.

Основными направлениями деятельности РСЧС являются профилактика и предупреждение возникновения ЧС (как основное и способное снизить ущерб от ЧС), аварийно-спасательные работы и ликвидация последствий ЧС.

Система градации состояний угрозы ЧС, принятая в РСЧС, требует большей дифференциации и введения дополнительных уровней угроз.

Ликвидация чрезвычайных ситуаций: руководство спасательными и неотложными работами

1 декабря 2013г. Чрезвычайная ситуация – это особая обстановка на отдельной территории, сложившаяся в результате опасного природного явления, аварии, катастрофы, стихийного бедствия, которая влечет за собой человеческие жертвы, приносит ущерб здоровью людей и природе, приводит к значительным материальным потерям и нарушениям условий жизнедеятельности людей.

Для ликвидации чрезвычайных ситуаций привлекаются все силы и средства, имеющиеся на объекте. Руководят работами лица, ответственные за предупреждение и организацию аварийно-спасательных работ в зонах чс.

В зоны ЧС первыми прибывают руководители аварийно-спасательных служб и формирований. Они принимают на себя ответственность за ликвидацию ЧС и руководят работами до прибытия других ответственных лиц, определенных планами предупреждения опасных ситуаций или назначенных руководителями организаций или местными и центральными исполнительными органами.

Руководство и решения ответственных лиц являются обязательными в выполнении всеми гражданами и организациями, находящимися в зонах ЧС.

Никто не должен вмешиваться в деятельность руководителей относительно управления ликвидацией чрезвычайных ситуаций. Можно только отстранить их от исполнения обязанностей в установленном порядке, после чего назначить другое должностное лицо или принять руководство на себя, если это позволяет законодательство.

Если возникла крайняя необходимость (непосредственная угроза жизни или здоровью людей), руководители ликвидации ЧС могут самостоятельно принимать следующие решения:

• проведение эвакуации населения;

• остановка деятельности организаций, которые находятся в зонах ЧС;

• спасательные и другие неотложные работы на территориях организаций или объектах, находящихся в зонах возникновения ЧС;

• ограничение доступа людей в опасные зоны;

• разбронирование материальных резервов для своевременной ликвидации ЧС организаций, которые находятся в зонах ЧС;

• использование транспортных средств, средств связи и другого имущества организаций, в соответствии с действующим законодательством. После проведения работ возмещаются расходы;

• привлечение к проведению спасательных и других работ добровольных АСФ, спасателей, которые не входят в состав указанных формирований. У них должны быть документы, подтверждающие их аттестацию на участие а аварийно-спасательных работах;

• привлечение к проведению неотложных работ населения на добровольной основе, граждан с их согласия (не спасателей);

• принятие других мер, определенных развитием ЧС и ходом выполнения спасательных работ.

Руководители ликвидации ЧС принимают все меры по быстрому информированию соответствующих государственных органов и служб, руководства организаций о принятии тех или иных решений.

Руководствующие ликвидацией ЧС, аварийно-спасательными формированиями имеют право получать достоверную информацию в полном объеме о прохождении чрезвычайных ситуаций, чтобы можно было организовать спасательные и неотложные работы.

Если технически невозможно провести весь объем неотложных спасательных работ, руководители ликвидации ЧС могут принять решение о приостановке определенных работ полностью или частично, в первоочередном порядке предприняв возможные меры по спасению людей, которые находятся в опасной зоне.

Естественно, жизнь и здоровье людей находится на первом месте. После предотвращения опасности и защиты пострадавших аварийно-спасательные формирования переходят к устранению последствий чрезвычайных ситуаций.
Аварийно-спасательная службы Москвы оказывает широкий спектр услуг по организации спасательных работ, а также по стационарному наблюдению за аварийно-опасными объектами производства. Связаться с нами можно при помощи страницы Контакты.

Телефоны для быстрой связи:

Москва: +7 (495) 518-47-27

Санкт-Петербург: +7 (812) 996-75-72

Сайт пожарных | Пожарная безопасность

Главная / Энциклопедия / Термин, определение, понятие: Ликвидация чрезвычайной ситуации ( ЧС )

Ликвидация чрезвычайной ситуации ( ЧС )

Ликвидация чрезвычайной ситуации – это аварийно-спасательные и другие неотложные работы (АСДНР), проводимые при возникновении чрезвычайных ситуаций и направленные на спасение жизни и сохранение здоровья людей, снижение размеров ущерба окружающей среде и материальных потерь, а также на локализацию зон чрезвычайных ситуаций, прекращение действия характерных для них опасных факторов.

Цели и задачи ликвидации чрезвычайной ситуации

Ликвидацию чрезвычайной ситуации проводят с целью спасения жизни и сохранения жизни и здоровья людей, снижения размеров ущерба окружающей природной среде и материальных потерь, а также локализации зоны чрезвычайной ситуации, прекращения действия характерных для них опасных факторов.

Выполнение комплекса мероприятий при чрезвычайной ситуации, направленны на выполнение следующих задач:

  • прекращение или снижение до минимально возможного уровня воздействия вредных и опасных факторов, представляющих угрозу для жизни и здоровья людей, животных и окружающей среды;
  • спасение жизни и сохранение здоровья людей;
  • локализацию зон чрезвычайной ситуации, прекращение действия характерных для них опасных факторов;
  • первоочередное жизнеобеспечение пострадавшего населения;
  • приведение в пригодное к использованию состояние технических и материальных средств, зданий и сооружений, систем жизнеобеспечения населения.

Мероприятия проводимые при ликвидации чрезвычайной ситуации

Ликвидация чрезвычайной ситуации включает следующие основные мероприятия:

  • разведку с целью выявления вида чрезвычайной ситуации, обнаружения источников опасности, определения масштаба и границы зоны чрезвычайной ситуации, непрерывное наблюдение и контроль за изменением обстановки в зоне чрезвычайной ситуации;
  • анализ данных разведки, наблюдение, контроль и оценку обстановки в зоне чрезвычайной ситуации;
  • принятие решения на проведение АСДНР;
  • проведение аварийно-спасательных и других неотложных работ;
  • обеспечение процесса ликвидации чрезвычайной ситуации;
  • жизнеобеспечение населения и сил ликвидации чрезвычайной ситуации.
  • Планирование, подготовку и осуществление мероприятий по ликвидации чрезвычайной ситуации организуют соответствующие органы управления в территориальных и ведомственных подсистемах РСЧС и в их звеньях (комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайной ситуации и обеспечению пожарной безопасности (КЧС), органы управления ГОЧС). Планирование осуществляется заблаговременно на основе прогнозирования и анализа обстановки, которая может сложиться на конкретной территории при возникновении чрезвычайной ситуации, а также учета местных условий, особенностей и возможностей, влияющих на организацию защиты населения. Основным планирующим документом является План действий по предупреждению и ликвидации чрезвычайной ситуации, который служит руководящим документом по выполнению мероприятий при угрозе и возникновении чрезвычайной ситуации. При угрозе возникновения чрезвычайной ситуации в целях защиты населения осуществляются следующие мероприятия:

  • проверка готовности систем и средств оповещения, управления и связи;
  • приведение в готовность средств защиты; подготовка к выдаче или выдача населению средств индивидуальной защиты и медицинской профилактики;
  • проведение санитарных и противоэпидемических мер;
  • подготовка к эвакуации (переселению), а при необходимости проведение эвакуации населения из районов и участков, которым угрожает опасность.
  • Непосредственное руководство работами по ликвидации чрезвычайной ситуации осуществляет руководитель работ по ликвидации чрезвычайной ситуации, предусмотренный соответствующими документами или назначенный органами исполнительной власти, к компетенции которых относится ликвидация возникшей чрезвычайной ситуации.

    Этапы ликвидации чрезвычайной ситуации

    Ликвидация чрезвычайной ситуации осуществляется в три этапа силами и средствами организаций, органов местного самоуправления, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, на территории которых возникла чрезвычайная ситуация, сосредоточенными соответственно в первом, втором и третьем (резерве) эшелонах. При недостаточности вышеуказанных сил и средств, по запросу органов управления, организующих ликвидацию чрезвычайной ситуации, могут привлекаться силы и средства федеральных органов исполнительной власти (подразделения Минобороны России, войска гражданской обороны, другие войска и воинские формирования) в соответствии с заблаговременно разработанными Планами взаимодействия, как правило, во втором или третьем эшелоне (резерве).

    На первом этапе принимаются экстренные меры по защите населения, предотвращению развития или уменьшению воздействия возникшей чрезвычайной ситуации и подготовке к развертыванию (проведению) аварийно-спасательных, аварийно-восстановительных и других неотложных работ.

    К экстренным мерам защиты населения относятся:

  • оповещение об опасности;
  • использование средств защиты;
  • соблюдение режимов поведения;
  • эвакуация из районов, в которых существует опасность поражения людей;
  • применение средств медицинской профилактики и оказание пострадавшим первой медицинской и других видов помощи.
  • Для предотвращения развития и (или) уменьшения последствий аварии (катастрофы, стихийного бедствия) аварийно-спасательными силами постоянной готовности (первый эшелон) проводится их локализация, приостановка или изменение технологического процесса производства, предупреждение и тушение пожаров. Устанавливается оцепление района аварии, катастрофы или стихийного бедствия, регулируется движение. Особое внимание уделяется предотвращению паники, информации населения об обстановке, указаниям и рекомендациям о порядке его поведения.

    Основной задачей второго этапа является выполнение силами второго эшелона аварийно-спасательных, аварийно-восстановительных и других неотложных работ. Одновременно продолжается выполнение начатых на первом этапе мероприятий по защите населения и уменьшению воздействия поражающих факторов чрезвычайной ситуации. Работы ведутся непрерывно с необходимой сменой личного состава и соблюдением техники безопасности.

    На третьем этапе в основном решаются задачи по первоочередному жизнеобеспечению населения в районах, пострадавших в результате чрезвычайной ситуации, а также аварийно-восстановительные работы. На данном этапе к работам могут подключаться силы третьего эшелона (резерва). Жизнеобеспечение пострадавшего населения направлено на создание условий, необходимых для сохранения и поддержания жизни, здоровья и работоспособности людей при нахождении их в зоне чрезвычайной ситуации и при эвакуации (временном отселении). В этих целях проводятся следующие мероприятия:

  • расселение эвакуируемого населения в безопасных районах, обеспечение его продовольствием, предметами первой необходимости, медицинской помощью и трудоустройством;
  • временное размещение населения, оставшегося без крова, в уцелевших сооружениях, палатках, юртах, вагонах-домиках, временно возводимых постройках, железнодорожных вагонах и др.;
  • обеспечение населения незагрязненными (незараженными) продуктами питания, водой и предметами первой необходимости;
  • обеспечение деятельности предприятий коммунального хозяйства, транспорта и учреждений здравоохранения;
  • организация учета и распределения материальной помощи;
  • проведение необходимых санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий;
  • проведение работы среди населения по снижению последствий психологического воздействия чрезвычайной ситуации, ликвидации шоковых состояний.
  • При необходимости продолжается выполнение аварийно-восстановительных работ.

    Успех проведения мероприятий по ликвидации чрезвычайной ситуации достигается:

  • заблаговременной подготовкой и приведением в готовность органов управления, сил и средств к действиям при чрезвычайной ситуации;
  • оперативным реагированием на возникновение чрезвычайной ситуации, развертыванием системы управления;
  • принятием обоснованного решения на ликвидацию чрезвычайной ситуации и претворением его в жизнь;
  • непрерывным и устойчивым управлением работами по ликвидации чрезвычайной ситуации, организацией взаимодействия участников ликвидации чрезвычайной ситуации;
  • ведением АСДНР в любое время года, в любую погоду до полного их завершения с соблюдением мер безопасности и своевременной сменой формирований;
  • организацией всестороннего обеспечения работ по ликвидации чрезвычайной ситуации.
  • Источники: Безопасность России. Защита населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. –М., 1999; Руководство по действиям органов управления и сил РСЧС при угрозе и возникновении чрезвычайных ситуаций. –М., 1996; Организация и ведение гражданской защиты (выпуск №6). –Новогорск, 2003; ГОСТ Р 22.0.02-2016 Безопасность в чрезвычайных ситуациях. Термины и определения; ГОСТ Р 22.8.01-96 Безопасность в чрезвычайных ситуациях. Ликвидация чрезвычайных ситуаций. Общие требования.

    1 ОПАСНЫЕ СИТУАЦИИ И ЕДИНАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ СИСТЕМА ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ И ЛИКВИДАЦИИ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ

    ОПАСНЫЕ СИТУАЦИИ И ЕДИНАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ СИСТЕМА ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ И ЛИКВИДАЦИИ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ

    Под чрезвычайной ситуацией (ЧС) принято понимать обстановку на определенной территории, сложившуюся в результате аварии, стихийного или иного бедствия, которые могут повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей природной среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности населения. ЧС возникают не сразу, как правило, они развиваются постепенно из происшествий техногенного, социального или природного характера.

    Надо сказать, что защита населения является важнейшей задачей Единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, органов государственной власти, а также местного самоуправления всех уровней, руководителей всех учреждений (в том числе и школ) и предприятий.

    К числу основных задач этой системы в области защиты населения отнесены:

    ? прогноз чрезвычайных ситуаций;

    ? сбор, обработка, обмен и выдача информации в области защиты населения;

    ? подготовка населения к действиям в чрезвычайных ситуациях;

    ? ликвидация чрезвычайных ситуаций;

    ? создание резервов финансовых и материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций.

    Всё население нашей страны имеет право на защиту своей жизни, здоровья, а также имущества в случае возникновения чрезвычайной ситуации. Вместе с тем, каждый человек должен сам заботиться о собственной безопасности. Граждане Российской Федерации обязаны участвовать в мероприятиях по защите от чрезвычайных ситуаций и обучаться действиям в подобных ситуациях.

    Защита населения достигается применением целого ряда мер, среди которых:

    ? прогноз возможных чрезвычайных ситуаций и их последствий для населения;

    ? непрерывное наблюдение за состоянием окружающей среды;

    ? оповещение населения об угрозе и возникновении чрезвычайной ситуации;

    ? эвакуация людей из опасных зон;

    ? подготовка к действиям в чрезвычайных ситуациях населения, руководителей предприятий и организаций, органов управления;

    ? проведение спасательных работ.

    Природные катаклизмы приводят к уничтожению материальных ценностей, нанесению увечий и гибели людей. Подлинным бичом являются землетрясения, которые обычно охватывают обширные территории, приводят к огромным разрушениям и многочисленным человеческим жертвам. Наводнения, лесные и торфяные пожары, селевые потоки и оползни, бури, ураганы, смерчи, снежные заносы и обледенения — всё это, к сожалению, частые спутники жизни человечества.

    Под чрезвычайной ситуацией природного происхождения понимается неблагоприятная обстановка на определенной территории, сложившаяся в результате опасного природного явления, которое может повлечь за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей, материальные потери и нарушения условий жизнедеятельности населения.

    Источником природной чрезвычайной ситуации является опасное природное явление или процесс, причиной возникновения которого может быть: землетрясение, вулканическое извержение, оползень, обвал, сель, карст, эрозия, цунами, лавина, наводнение, сильный ветер, смерч, сильные осадки, засуха, заморозки, туман, гроза, природный пожар.

    Но не каждое опасное природное явление приводит к возникновению чрезвычайной ситуации. Нет оснований считать чрезвычайной ситуацию, если опасные природные явления происходят там, где человек не живет и не ведет никакой деятельности.

    На территории нашей страны находят свое проявление практически все опасные природные явления, а с некоторыми можно столкнуться при поездках в США, Индию, Египет и другие страны.

    Опасные ситуации и единая государственная система по предупреждению и ликвидации ЧС

    Успейте воспользоваться скидками до 60% на курсы «Инфоурок»

    Описание презентации по отдельным слайдам:

    Опасные ситуации и единая государственная система предупреждения и ликвидации ЧС Учитель: Макаренко И.А. 7 класс

    Чрезвычайная ситуация (ЧС) — это обстановка на определенной территории, сложившаяся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, стихийного или иного бедствия, которые могут повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей.

    ЧС классифицируются: по причинам возникновения (природные, техногенные, социальные, биологические, экологические); скорости распространения; по масштабу.

    РСЧС – Единая государственная система предупреждения и ликвидации ЧС

    Основные задачи РСЧС Прогноз ЧС; Сбор, обработка, обмен и выдача информации в области защиты населения; Подготовка населения к действиям в ЧС; Ликвидация ЧС; -создание резервов финансовых и материальных ресурсов для ликвидации ЧС.

    ЧС природного происхождения Это неблагоприятная обстановка на определенной территории, сложившаяся в результате опасного природного явления, которое может повлечь за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей, материальные потери и нарушения условий жизнедеятельности населения.

    Большинство опасных явлений взаимосвязаны. Например, землетрясения вызывают обвалы и оползни, сход селевых потоков, цунами, лавины.

    Стр. 11-12 Д/З §1 стр. 8-13

    • Макаренко Инна Андреевна
    • 270
    • 30.09.2016
    • Номер материала: ДБ-224965

      Свидетельство о публикации данного материала автор может скачать в разделе «Достижения» своего сайта.

      Не нашли то что искали?

      Вам будут интересны эти курсы:

      Благодарность за вклад в развитие крупнейшей онлайн-библиотеки методических разработок для учителей

      Опубликуйте минимум 3 материала, чтобы БЕСПЛАТНО получить и скачать данную благодарность

      Сертификат о создании сайта

      Добавьте минимум пять материалов, чтобы получить сертификат о создании сайта

      Грамота за использование ИКТ в работе педагога

      Опубликуйте минимум 10 материалов, чтобы БЕСПЛАТНО получить и скачать данную грамоту

      Свидетельство о представлении обобщённого педагогического опыта на Всероссийском уровне

      Опубликуйте минимум 15 материалов, чтобы БЕСПЛАТНО получить и скачать данное cвидетельство

      Грамота за высокий профессионализм, проявленный в процессе создания и развития собственного учительского сайта в рамках проекта «Инфоурок»

      Опубликуйте минимум 20 материалов, чтобы БЕСПЛАТНО получить и скачать данную грамоту

      Грамота за активное участие в работе над повышением качества образования совместно с проектом «Инфоурок»

      Опубликуйте минимум 25 материалов, чтобы БЕСПЛАТНО получить и скачать данную грамоту

      Почётная грамота за научно-просветительскую и образовательную деятельность в рамках проекта «Инфоурок»

      Опубликуйте минимум 40 материалов, чтобы БЕСПЛАТНО получить и скачать данную почётную грамоту

      Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение редакции может не совпадать с точкой зрения авторов.

      Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако редакция сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

      ОПАСНЫЕ СИТУАЦИИ И ЕДИНАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ СИСТЕМА ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ И ЛИКВИДАЦИИ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ

      Чрезвычайные ситуации классифицируются в зависимости от количества людей, пострадавших в этих ситуациях, людей, у которых оказались нарушенными условия жизнедеятельности, от размера материального ущерба, а также от границы зон распространения поражающих факторов чрезвычайных ситуаций.

      Для ликвидации чрезвычайных ситуаций в нашей стране создана специальная система — Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (кратко РСЧС).

      РСЧС имеет свои силы, предназначенные для ликвидации чрезвычайных ситуаций (это подразделения МЧС, МВД, ФСБ и других государственных органов). Если этих сил недостаточно, то для ликвидации крупных чрезвычайных ситуаций могут привлекаться Вооруженные Силы Российской Федерации, Войска гражданской обороны Российской Федерации, другие войска и воинские формирования в соответствии с законодательством Российской Федерации.

      прогноз чрезвычайных ситуаций;

      сбор, обработка, обмен и выдача информации в области защиты населения;

      подготовка населения к действиям в чрезвычайных ситуациях;

      ликвидация чрезвычайных ситуаций;

      создание резервов финансовых и материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций.

      В данном учебнике мы подробно рассмотрим опасные и чрезвычайные ситуации, возникающие в результате природных явлений и неблагоприятных факторов.

      □ прогноз возможных чрезвычайных ситуаций и их последствий для населения;

      □ непрерывное наблюдение за состоянием окружающей среды;

      □ оповещение населения об угрозе и возникновении чрезвычайной ситуации;

      □ эвакуация людей из опасных зон;

      □ подготовка к действиям в чрезвычайных ситуациях населения, руководителей предприятий и организаций, органов управления;

      О проведение спасательных работ.

      Особое внимание уделяется подготовке учащейся молодежи. Введение в 1991 году в государственных общеобразовательных учреждениях нового курса — «Основы безопасности жизнедеятельности» — тому подтверждение.

      Отнеситесь серьезно к изучению и практическому освоению данного курса. То, что хорошо усвоено в юности, остается на всю жизнь, а эти знания пригодятся всегда.

      В последнее время отмечается опасная тенденция увеличения числа природных катастроф. Сейчас они происходят в 5 раз чаще, чем 30 лет назад, а экономический ущерб, наносимый ими, возрос в 8 раз. Год от года растет число жертв от последствий чрезвычайных ситуаций.

      Главной причиной такой неутешительной статистики эксперты считают растущую концентрацию населения в крупных городах, расположенных в зонах повышенного риска.

      Изучение наиболее вероятных чрезвычайных ситуаций, их особенностей и возможных последствий, обучение правилам поведения в подобных условиях призвано подготовить человека к выбору правильного решения для выхода из чрезвычайной ситуации с наименьшими потерями.

      Природные катаклизмы приводят к уничтожению материальных ценностей, нанесению увечий и гибели людей. Подлинным бичом являются землетрясения, которые обычно охватывают обширные территории, приводят к огромным разрушениям и многочисленным человеческим жертвам. Наводнения, лесные и торфяные пожары, селевые потоки и оползни, бури, ураганы, смерчи, снежные заносы и обледенения — все это, к сожалению, частые спутники жизни человечества.

      По данным ООН, только за последние 20 лет на нашей планете стихия унесла более 3 млн человеческих жизней. Стихия вынуждает людей учиться выживанию, анализировать свои поступки, чтобы встретить любое проявление природы осмысленно и без паники.

      Чрезвычайная ситуация складывается только тогда, когда в результате природного явления возникает реальная угроза человеку и окружающей его природной среде, и наступают опасные последствия.

      Все опасные природные явления можно разделить на шесть больших групп в зависимости от механизма их происхождения: геофизические, геологические, метеорологические (агрометеорологические), морские гидрологические, гидрологические, природные пожары. Подробнее они показаны на схеме «Опасные природные явления» (с. 13, 14).

      Между опасными природными явлениями существует весьма тесная связь. Землетрясения вызывают обвалы и оползни, сход селевых потоков, цунами, лавины. Многие ураганы и смерчи сопровождаются сильными ливнями, грозами и градом. Кроме того, стихийные бедствия часто влекут за собой техногенные аварии и катастрофы, социальные беды и конфликты (нарушение тепло- энергоснабжения, ДТП, кражи и насилие).

      Вопросы и задания

      1. Дайте определение чрезвычайной ситуации природного происхождения.

      2. Когда опасное природное явление не приводит к возникновению чрезвычайной ситуации? Приведите примеры.

      3. Назовите основные задачи Единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС) в области защиты населения.

      4. Внимательно изучите приведенные в параграфе блок-схемы опасных природных явлений и составьте подобные блок-схемы с опасными явлениями природы, характерными для вашей местности.

      5. Какие техногенные и социальные проблемы могут сопровождать опасные природные явления?

      6. Подготовьте краткое сообщение об опасных природных явлениях (их масштабах и последствиях), произошедших в вашем городе, населенном пункте за последние 2—3 года.

      7. Свидетелями каких опасных природных явлений могут стать туристы в районах Северной Африки, на побережье Мексиканского залива, на островах Тихого и Индийского океанов?

      Дата добавления: 2015-10-19 ; просмотров: 187 . Нарушение авторских прав

      Смотрите еще:

      • Пенсии неработающим гражданам Стаж и пенсия не работая как законно получить стаж, пенсионные баллы и пенсию не работая или на неофициальной работе Сколько нужно стажа для пенсии По новой пенсионной реформе минимальный стаж для назначения пенсии по старости и […]
      • Тойота 2е впускной коллектор Toyota Voltz ZZE136 (1ZZ-FE, FWD) › Бортжурнал › Замена прокладки впускного коллектора 1ZZ-FE Чтобы скучно не было 25.01.2015ODO 178 766 кмАвто: Toyota Voltz 2002, FWD, АКППДвигатель 1ZZ-FE.P.S.: двигатель не родной, контрактный, общий […]
      • Детские пособие в 2013 год Пособия в 2013 году В соответствии со статьей 10 Федерального закона №216-ФЗ от 03.12.2012 "О федеральном бюджете на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов" размер индексации государственных пособий гражданам, имеющим детей, с 1 […]
      • Приказ 28 министра обороны рф Приказ Министра обороны РФ от 28 февраля 2018 г. № 106 "О внесении изменений в приказ Министра обороны Российской Федерации от 7 декабря 2015 г. № 733 «Об организации комплектования Вооруженных Сил Российской Федерации солдатами […]
      • Закон о тишине 2013 в москве Закон г. Москвы от 9 декабря 2015 г. N 68 "О внесении изменений в Закон города Москвы от 12 июля 2002 года N 42 "О соблюдении покоя граждан и тишины в ночное время в городе Москве" и статью 3.13 Закона города Москвы от 21 ноября 2007 года […]
      • Закон о телевидении 2018 Госдума приняла закон об увеличении лимита рекламного времени на ТВ Госдума приняла в третьем, окончательном чтении закон, позволяющий телеканалам увеличивать продолжительность рекламы в эфире до 20% от времени вещания в час. По […]
      • Фкз о высшем арбитражном суде Федеральный конституционный закон от 28 апреля 1995 г. N 1-ФКЗ "Об арбитражных судах в Российской Федерации" (с изменениями и дополнениями) Федеральный конституционный закон от 28 апреля 1995 г. N 1-ФКЗ"Об арбитражных судах в Российской […]
      • Налоги на автомобили 2013 В Москве с 1 января 2013 года увеличатся ставки транспортного налога Мосгордумой принят закон, в соответствии с которым в столице увеличиваются ставки транспортного налога. Документ приводит ряд положений Закон г. Москвы от 9 июля 2008 г. […]