Муниципальная собственность введение

Рубрикатор

Муниципальная собственность. Введение

Введение

Муниципальная собственность является определяющей частью финансово -экономической базы местного самоуправления и одним из главных рычагов реализации местной социально-экономической политики.

Муниципальная собственность призвана обеспечивать интересы большого количества людей: лиц, проживающих на территории городского или сельского поселения либо иного муниципального образования. Она охватывает умелое использование и распоряжение: имеющимися в собственности муниципального образования денежными средствами; муниципальными предприятиями и организациями; зданиями и сооружениями как производственного, так и непроизводственного назначения; муниципальным жилым фондом и нежилыми помещениями, а также другим движимым и недвижимым имуществом.

Сегодня существует множество проблем в управлении муниципальной собственностью. Муниципальная собственность — самостоятельная форма собственности, особый вид публичной (общественной) собственности, представляет собой совокупность экономических отношений, возникающих между органами местного самоуправления (их представителями) в процессе реализации ими социально-экономических функций и иными субъектами экономической деятельности и обеспечивающих условия сохранения и воспроизводства объектов жизнеобеспечения муниципального образования в целях удовлетворения приоритетных потребностей местного сообщества. В настоящее время муниципальная собственность занимает достойное место в структуре форм собственности Российской Федерации.

Характерными особенностями муниципальной собственности являются:

Непосредственная связь данной собственности с интересами местного сообщества, воплощение в ней особой совокупности экономических отношений между человеком и властью, отнесение ее к разновидности публичной (общественной) собственности.

Сущность и назначение муниципальной собственности предполагает, что целью управления является решение вопросов местного значения, т.е. вопросов непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения муниципального образования. Субъекты, реализующие право владения, пользования и распоряжения муниципальной собственностью, действуют в публичном интересе, установленном их предметами ведения, компетенцией и полномочиями. Состояние объектов муниципальной собственности и муниципальных хозяйствующих субъектов целиком на совести местных органов власти и управления. Муниципальная собственность является одним из важнейших элементов современной экономической системы. Эта собственность включает в себя ши- рокую сеть объектов как хозяйственного, так и социально-бытового назначе- ния, локализованную в рамках муниципального образования и являющуюся основой территориальной воспроизводственной системы. От уровня развития муниципальной собственности, а также эффективности использования её составляющих и всей системы в целом во многом зависит качество жизни местного населения.

При этом следует подчеркнуть, что процесс формирования муниципальной собственности в муниципальных образованиях России ещё не завершён. Территориальные, отраслевые особенности муниципальной собственности, формы использования её производственной, финансовой и социальной составляющей ещё не имеют устоявшихся проявлений, требуют изучения и оптимизации. Муниципальная собственность служит основой независимости и самостоятельности местного самоуправления, инструментом социальной защиты и поддержки населения территории.

В России выполнение этих функций муниципальной собственности приобретает особую значимость

Целью данного диплома является найти различные варианты усовершенствования управления муниципальной собственностью.

Муниципальная собственность как материальная основа местного самоуправления. Ее состав

Главная > Реферат >Менеджмент

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования Ленинградский государственный университет имени А. С. Пушкина

Управление государственной и

Тема: Муниципальная собственность


как материальная основа местного самоуправления.

Специальность «ГМУ» 4 (5.5)

Оглавление

Тема: Муниципальная собственность 1

как материальная основа местного самоуправления. 1

Основные способы формирования муниципального имущества 8

В соответствии со ст. 215 ГК РФ муниципальная собственность — имущество, принадлежащее на праве собственности городским и сельским поселениям, а также другим муниципальным образованиям. В настоящее время не существует единого нормативного акта федерального уровня, который бы регулировал вопросы муниципальной собственности.

Согласно ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» в состав муниципальной собственности входят средства местного бюджета, муниципальные внебюджетные фонды, имущество органов местного самоуправления, а также муниципальные земли и другие природные ресурсы, находящиеся в муниципальной собственности, муниципальные предприятия и организации, муниципальные банки и другие финансово-кредитные организации, муниципальные жилищный фонд и нежилые помещения, муниципальные учреждения образования, здравоохранения, культуры и спорта, другое движимое и недвижимое имущество.

От имени муниципального образования права собственника осуществляют органы местного самоуправления, а также физические и юридические лица, которым муниципальные органы доверили осуществление прав собственника. В случаях и порядке, предусмотренных законом, права собственника в отношении муниципального имущества может осуществлять непосредственно население муниципального образования.

Имущество, находящееся в муниципальной собственности, закрепляется за муниципальными предприятиями и учреждениями во владение, пользование и распоряжение. Муниципальное унитарное предприятие, которому имущество принадлежит на праве хозяйственного ведения, владеет, пользуется и распоряжается этим имуществом в пределах, установленных законом (право хозяйственного ведения). Казенное муниципальное предприятие, а также учреждение в отношении закрепленного за ним имущества осуществляет в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, заданиями собственника и назначением имущества права владения, пользования и распоряжения им. При этом собственник имущества вправе изъять излишнее либо не используемое по назначению имущество, закрепленное за казенным муниципальным предприятием. Средства местного бюджета и иное муниципальное имущество, не закрепленное за муниципальными предприятиями и учреждениями, составляют муниципальную казну соответствующего городского, сельского поселения или другого муниципального образования.

Согласно Конституции РФ и иному федеральному законодательству органы местного самоуправления управляют муниципальной собственностью. Муниципальная собственность признается и защищается государством равным образом с государственной, частной и иными формами собственности.

Права собственника в отношении имущества, входящего в состав муниципальной собственности, от имени муниципального образования осуществляют органы местного самоуправления, а в случаях, предусмотренных законами субъектов РФ и уставами муниципальных образований, население непосредственно.

Муниципальная собственность как материальная

основа местного самоуправления.

Муниципальная собственность – имущество, находящееся в собственности местного сообщества. Термины «муниципальная собственность» и «муниципальное имущество» могут использоваться как идентичные.

Состав муниципального имущества определяется в соответствии с федеральными законами и законами субъектов РФ.

Согласно Федеральному закону 2003г., в состав муниципального имущества входит:

Имущество, необходимое для решения вопросов местного значения, включая муниципальные земли и некоторые природные ресурсы;

Имущество, предназначенное для осуществления органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий;

Имущество, предназначенное для обеспечения деятельности органов и должностных лиц местного самоуправления, муниципальных служащих, работников муниципальных предприятий и учреждений.

Федеральный закон 2003г. конкретизирует состав муниципального имущества, которое может находится в собственности поселений, муниципальных районов и городских округов. Общий подход состоит в том, что в муниципальной собственности должно находится только имущество, необходимое для выполнения полномочий органов местного самоуправления как публичной власти. Имущество, предназначенное для коммерческого использования (извлечения прибыли), должно быть перепрофилировано или передано другим собственникам.

Муниципальное имущество в зависимости от его назначения может быть разделено на 2 группы:

Имущество, при помощи которого осуществляется хозяйственная деятельность,

имущество, обеспечивающее выполнение управленческих и иных нехозяйственных функций местного самоуправления.

Имущество, обеспечивающее производство продукции и оказание муниципальных услуг, закрепляется за муниципальными предприятиями и учреждениями на праве хозяйственного ведения (это право подлежит отмене) или оперативного управления. Другая часть имущества, т.е. средства местного бюджета и муниципальное имущество, не закрепленное за муниципальными предприятиями и учреждениями, составляет казну муниципального образования.

Органы местного самоуправления от имени муниципального образования самостоятельно владеют, пользуются и распоряжаются муниципальным имуществом. В соответствии с законом они вправе передавать муниципальное имущество во временное или постоянное пользование физическим и юридическим лицам, органам государственной власти и органам местного самоуправления, отчуждать, совершать с ними иные сделки.

Порядок и условия приватизации муниципального имущества определяются населением непосредственно или представительными органами местного самоуправления самостоятельно, при этом доходы от приватизации муниципального имущества поступают в полном объеме в местный бюджет.

Органы местного самоуправления могут участвовать в создании хозяйственных обществ, в том числе межмуниципальных, необходимых для осуществления полномочий по решению вопросов местного значения. Они определяют цели, условия и порядок деятельности муниципальных предприятий и учреждений, утверждают их уставы. Муниципальная собственность признается и защищается государством равным образом с государственной, частной или иными формами собственности.

Природные ресурсы и, в первую очередь земля, являются важнейшей предпосылкой комплексного развития территории. Платежи за землю являются одним из основных источников доходов местных бюджетов. Земля имеет двойственную природу. С одной стороны, это природный ресурс и физическая подоснова городской (сельской) планировки. С другой стороны, это стоимость.

В России отношение к земле, как к стоимости, только формируется, а доля доходов от использования земли (земельный налог и арендная плата) не превышает 4-5 % доходов местных бюджетов. Федеральный закон 2003г. относит к вопросам местного значения поселений и городских округов в сфере землепользования планирование застройки территории, территориальное зонирование земель, установление правил землепользования и застройки территории, изъятие земельных участков в соответствующих границах для муниципальных нужд, в том числе путем выкупа, осуществление земельного контроля за использование земель. На муниципальные районы аналогичные функции возложены в отношении земель межселенных территорий. Кроме того, на городские округа и муниципальные районы возложены функции ведения кадастра землеустроительной и градостроительной документации. Однако распоряжение земельными участками осуществляется органами местного самоуправления только в отношении участков, находящихся в муниципальной собственности.

Формирование муниципальной собственности на землю к настоящему времени еще не завершено. Федеральный закон «О разграничении государственной собственности на землю», принятый в 2001г., относит к муниципальной собственности:

Земли особо охраняемых природных территорий местного значения, земли водного фонда, занятые обособленными водными объектами, находящимися в муниципальной собственности.

Земли сельскохозяйственного назначения, земли населенных пунктов и иные земли, на которых располагается недвижимое имущество, находящееся в муниципальной собственности

Земельные участки, на которых располагается недвижимое имущество, находящееся в частной собственности, не приобретенные собственником имущества в установленном порядке

Земельные участки, которые были предоставлены гражданину, коммерческой организации, органу местного самоуправления, а также муниципальному унитарному предприятию, муниципальному учреждению, другой некоммерческой организации, которые созданы органами местного самоуправления

Земельные участки, под поверхностью которых находятся участки недр местного значения.

Земли населенных пунктов классифицируются (зонируются) по трем признакам:

Тема управления государственной и муниципальной собственностью в современной России одна из самых актуальных. Институт собственности представляет собой совокупность правовых норм, закрепляющих принадлежность материальных благ конкретным лицам, возможность владеть, пользоваться и распоряжаться ими, а также обеспечивать защиту правомочий собственников в случае их нарушения. Основными источниками регулирования отношений собственности в Российской Федерации являются: Конституция Российской Федерации, раздел II Гражданского кодекса Российской Федерации «Право собственности и другие вещные права» (ст. 209-306). В Российской Федерации признается частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности. За категорией «собственность» стоит чрезвычайно сложная и многослойная система общественных отношений, как экономических, так и юридических, которые настолько взаимопереплетены, что их трудно отделить друг от друга.

Цель данной работы: показать механизм управления государственной и муниципальной собственностью.

Ш дать определение понятиям государственная и муниципальная собственность;

Ш рассмотреть методы управления государственной и муниципальной собственностью;

Ш определить состав и объекты государственной и муниципальной собственности;

Ш рассмотреть особенности управления государственной собственностью.

Сущность и особенности управления государственной и муниципальной собственностью

Российской Федерации на основании пункта 1 статьи 212 ГК РФ признаются частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности. При этом права всех собственников защищаются законом и судом равным образом.

Общеизвестно, что понятие собственность на имущество включает в себя право владения — физическое обладание этим имуществом, право пользования — возможность использования имущества и получения дохода от этого использования и право распоряжения — возможность продать, обменять, подарить или иным образом распорядиться имуществом.

Согласно пункту 1 статьи 214 ГК РФ государственной собственностью в Российской Федерации является:

Ш имущество, принадлежащее на праве собственности Российской Федерации (федеральная собственность);

Ш имущество, принадлежащее на праве собственности субъектам Российской Федерации — республикам, краям, областям, городам федерального значения, автономной области, автономным округам (собственность субъекта Российской Федерации).

При этом от имени Российской Федерации и субъектов Российской Федерации на основании пункта 1 статьи 125 ГК РФ могут своими действиями приобретать и осуществлять имущественные права и обязанности, выступать в суде органы государственной власти в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.

Муниципальной собственностью в соответствии с пунктом 1 статьи 215 ГК РФ является имущество, принадлежащее на праве собственности городским и сельским поселениям, а также другим муниципальным образованиям. От имени муниципальных образований своими действиями могут приобретать и осуществлять имущественные права и обязанности, выступать в суде органы местного самоуправления в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.

На основании пункта 1 статьи 296 ГК РФ право оперативного управления представляет собой владение, пользование и распоряжение казенным предприятием или учреждением закрепленным за ним имуществом в пределах, установленных законом, в соответствии с целями деятельности этого казенного предприятия или учреждения, заданиями собственника и назначением имущества. При этом согласно пункту 1 статьи 297 такое предприятие вправе отчуждать или иным способом распоряжаться всем закрепленным за ним имуществом лишь с согласия собственника этого имущества.

Наиболее полный перечень возможных объектов муниципальной собственности содержится в ст. 29 ФЗ «Об общих принципах организации МСУ в РФ».

Данный перечень является открытым, что предполагает возможность нахождения в муниципальной собственности и иных объектов. В частности таких как: пакеты акций, доли участия в хозяйственных обществах, транспортные средства, малоценное имущество и др.

В законе дано простое перечисление возможных объектов собственности без какой-либо классификации. Классифицировать же их можно по разным признакам. Например, как движимое и недвижимое имущество.

Если в основе формирования муниципальной собственности заложены критерии, определяющие состав и границы муниципального хозяйства, то можно выделить следующие 4 группы муниципальной собственности:

1. Сфера социальной защиты населения и жилищно-коммунального хозяйства, основная задача которых состоит в обеспечении повседневных нужд населения, удовлетворении потребностей в жилье, тепле, медицинском обслуживании, образовании и т.д.

2. Транспорт и связь, к сфере которых относится не только общественный транспорт, но и оказание любых других транспортных услуг населению.

3. Торговля, бытовое обслуживание, общественное питание и строительство, основная задача которых состоит в обеспечении нужд населения, неудовлетворенных в силу различных причин (высокие цены, недостаточный ассортимент и т.д.) частным сектором.

4. Недвижимость и прежде всего земельные ресурсы.

Государственная собственность подразделяется на федеральную собственность, т.е. собственность, принадлежащую Российской Федерации, и собственность, принадлежащую субъектам Федерации — республикам, краям, областям, городам федерального значения, автономной области, автономным округам. Государственная собственность по-прежнему характеризуется единством фонда, но лишь в пределах того субъекта, которому она принадлежит, как бы он ни вводил ее в гражданский оборот: непосредственно или при посредстве действующих от своего имени юридических лиц, что чаще всего и бывает.

Муниципальная собственность введение

Актуальность темы исследования. Институтом собственности называется система правовых норм, которые фиксируют принадлежность вещественных благ определенным лицам, возможность владения, пользования и распоряжения ими, а также осуществлять защиту правомочий собственников в случае их нарушения. На сегодняшний день первоначальными источниками в Российской Федерации, которыми регулируются отношения собственности, признаются Конституция Российской Федерации, а также раздел II Гражданского кодекса Российской Федерации, посвященный правам собственности и иным вещным правам. В Российской Федерации признается государственная, муниципальная частная и прочие формы собственности. В настоящее время в рамках вопросов управления муниципальной собственностью в Российской федерации имеются определенные проблемы. В основном, они имеют отношение к разграничению государственной собственности по субъектам управления и полномочий по формированию доходов от применения предметов собственности, а также методологии ценообразования на объекты муниципальной собственности. Объект исследования – муниципальная собственность. Предмет исследования – политика, проводимая органами местного самоуправления, должностными лицами и деятельность в рамках своих полномочий. Цель исследования – определить основные положения муниципальной собственности как основного элемента экономической основы местного самоуправления. Задачи исследования: ? рассмотреть понятие и состав муниципальной собственности; ? рассмотреть порядок формирования муниципальной собственности; ? рассмотреть муниципальную собственность как основу местного самоуправления; ? рассмотреть муниципальную собственность как экономическую основу местного самоуправления; ? рассмотреть экономические объекты муниципальной собственности и управление ими; ? проанализировать проблемы эффективности управления муниципальной собственностью; ? предложить пути решения проблем эффективности управления муниципальной собственностью. Методы исследования — теоретический и метод обработки данных.

Муниципальная собственность относится к целому населению муниципального образования и предназначается для удовлетворения его важнейших жизненных потребностей. Из этого можно сделать следующий вывод, что нужно ограничить вероятность совершения органами местного самоуправления действий, которые могли бы привести к разорению муниципальных образований. Порядок образования муниципальной собственности, как правило, напрямую зависит от решения вопроса разграничения собственности между Российской Федерацией, ее субъектами и муниципальными образованиями. В научной литературе приводятся следующие различия государственной и муниципальной собственности. Первым основанием является разграничение данных видов собственности по субъектам. Субъектом государственной собственности выступает население Российской Федерации, а также органы государственной власти. Субъектом же муниципальной собственности является население муниципального образования, а также органы местного самоуправления, которые не входят в систему органов государственной власти. Вторым основанием является разграничение данных видов собственности по объектам. Объектом права государственной собственности признается всякое имущество, а объектом муниципальной собственности является всякое имущество, кроме имущества, находящегося исключительно в государственной собственности. Третьим основанием является приобретение и прекращение права собственности. Отдельные причины приобретения права государственной собственности не могут быть причинами приобретения права муниципальной собственности, к примеру, это может быть национализация или международный договор. Следующим основанием является разграничение данных видов собственности по содержанию. Права собственника муниципальной собственности могут быть ограничены, к примеру, это относится к праву распоряжения (право распоряжения государственными дотациями, которые входят в местный бюджет, ограничено государственными органами). Если говорить об экономической основе местного самоуправления, то ее составляют имущество, которое находится в муниципальной собственности, а также средства местных бюджетов. Именно муниципальная собственность выступает важнейшей составной частью экономической основы местного самоуправления. Экономическими объектами муниципальной собственности признаются муниципальные учреждения, а также унитарные предприятия. Под учреждением понимается некоммерческая организация, которая создается собственником для реализации управленческих, социально-культурных или прочих функций некоммерческого характера. На основе положений действующего законодательства учреждение создается гражданином или юридическим лицом, в данном случае указанное учреждение будет являться частным, либо соответственно Российской Федерацией, субъектами Российской Федерации, муниципальными образованиями, в данном случае указанное учреждение будет являться государственным или муниципальным. Таким образом, проблемы, которые связаны с эффективностью управления муниципальной собственностью определены, как правило, недочетом законодательства, призванного формировать обстоятельства для нормального функционирования всех участников правовых отношений, в том числе в экономической и социальной областях. Собственно в этом месте и осуществляется система управления муниципальной собственностью в отдельно взятом муниципальном образовании. В особенности значительной является социальная направленность муниципальной собственности. Несомненна также проблема громоздкости и обветшалости значительного количества объектов муниципальной собственности.

Управление муниципальной собственностью на примере г.о. Самара

Главная > Реферат >Экономика

1. Теоретические аспекты управления муниципальной собственностью……. 6

1.1. Сущность управления муниципальной собственностью..…………………..6

1.2. Нормативно-правовое обеспечение муниципального управления. ……13

1.3. Механизмы рационального использования муниципальной собственности. ………………………………………………………….…………19

2. Анализ управления муниципальным имуществом в г.о. Самара за период 2006-2009гг………………………………………………………………………….25

2.1. Исполнение городского бюджета Самары за данный период. 25

2.2. Итоги реализации плана приватизации муниципального имущества городского округа Самара в период 2007-2009 гг…………………. …………..32

3. Мероприятия, направленные на повышение эффективности управления собственностью г.о. Самара.….…………………………………. ……. …….…38

Муниципальная собственность является определяющей частью финансово-экономической базы местного самоуправления и одним из главных рычагов реализации местной социально-экономической политики. Муниципальная собственность призвана обеспечивать интересы большого количества людей: лиц, проживающих на территории городского или сельского поселения либо иного муниципального образования. Она охватывает умелое использование и распоряжение:

имеющимися в собственности муниципального образования денежными средствами;

муниципальными предприятиями и организациями;

зданиями и сооружениями как производственного, так и непроизводственного назначения;

муниципальным жилым фондом и нежилыми помещениями;

а также другим движимым и недвижимым имуществом.

Тема управления муниципальной собственностью в современной России одна из самых актуальных. Во-первых, ещё двадцать лет назад такой формы собственности на территории Российской Федерации не было. Процесс её становления продолжается и сегодня. Во-вторых, эффективность деятельности властных структур обусловлена жизнеспособной структурой местного самоуправления: «ведь почти все государственные решения, касающиеся интересов граждан, так или иначе проходят через местные органы, реализуются в жизнедеятельности местных сообществ» 1 . Люди ощущают результаты государственной политики и оценивают её сквозь призму удовлетворения своих жизненных нужд и интересов. Именно этим нуждам и интересам местного сообщества и призвана служить муниципальная собственность. И этому, в первую очередь, способствует грамотное и эффективное управление муниципальной собственностью.

Целью курсовой работы является исследование механизмов управления имуществом, выявление путей совершенствования процесса управления в г.о. Самара.

Рассмотреть сущность муниципальной собственности, как экономической основы МСУ;

Рассмотреть механизмы рационального управления муниципальной собственностью;

Провести социально-экономический анализ муниципального образования г.о. Самара;

Сформулировать перспективные направления в сфере управления муниципальной собственностью в г.о. Самара;

Предложить новые пути совершенствования управления муниципальной собственностью.

Курсовая работа состоит из введения, трех глав, заключения, библиографического списка.

В первой главе будут рассмотрены теоретические аспекты, касающиеся муниципальной собственности. Понятие, основополагающие законодательные акты, постановления и указы, способы и методы рационального использования муниципального имущества.

Во второй главе подробно рассмотрим деятельность органов местного самоуправления в отношении исполнения бюджета и выполнения плана приватизации. Будут выявлены проблемы в управлении муниципальной собственностью.

В третьей главе курсовой работы будут предложены пути совершенствования управления муниципальной собственностью.

При написании курсовой работы мною были использованы следующие методы научного исследования:

— Экономический анализ (сравнительный метод);

— Изучение нормативно-правовой базы;

— Изучение монографических публикаций и статей;

-Статистический метод (индексный);

В ходе выполнения работы использовались: учебная литература, федеральные законы, законы субъектов РФ, муниципальные нормативно-правовые акты, а также официальные данные, полученные из статистических сборников Федеральной службы государственной статистики.

1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ УПРАВЛЕНИЯ МУНИЦИПАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТЬЮ

1.1. Сущность управления муниципальной собственностью

Одним из важнейших механизмов, при помощи которого происходит управление территориальным развитием, является собственность, находящаяся в распоряжении органа власти и управления.

Для изучения механизма управления муниципальным имуществом необходимо выяснить, что же представляет собой объект управления, принципы и способы его формирования.

Муниципальная собственность – это собственность муниципального образования (ст. 215 ГК РФ), то есть имущество городских и сельских поселений, а также их финансы, которые – в то же время – выделены в отдельную составляющую (совокупность денежных средств, формируемых и используемых для решения вопросов, связанных с финансированием тех или иных мероприятий).

В состав муниципальной собственности входят: средства местных бюджетов; муниципальные внебюджетные фонды; имущество органов местного самоуправления; муниципальные земли другие природные ресурсы; муниципальные предприятия и организации, муниципальные банки и другие кредитно-финансовые организации; муниципальный жилищный фонд и нежилые помещения; муниципальные учреждения образования, здравоохранения, культуры и спорта; иное движимое недвижимое имущество.

В исключительной собственности муниципальных образований находятся те объекты, которые имеют особо важное значение для жизнеобеспечения определённого населённого пункта либо территории, для сохранения историко-культурного наследия. К таким объектам можно также отнести, например, городские парки, памятники культуры.

В соответствие с Федеральным законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 6 октября 2003 года №131-ФЗ в муниципальной собственности не может находиться имущество, не предназначенное:

для решения вопросов местного значения;

для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления;

для обеспечения деятельности органов местного самоуправления, должностных лиц местного самоуправления, муниципальных служащих, работников муниципальных предприятий и учреждений.

Основные способы формирования муниципальной собственности делятся на две основные категории:

передача объектов государственной собственности в собственность муниципального образования в порядке разграничения собственности между уровнями власти;

формирование собственности через взимание налогов и иных обязательных платежей, подлежащих зачислению в местный бюджет;

формирование муниципальной собственности в результате коммерческой и некоммерческой деятельности муниципальных предприятий учреждений;

приобретение имущества по сделкам и по иным основаниям, предусмотренным законодательством.

В основу формирования муниципальной собственности положены следующие принципы:

— целевого соответствия требованиям федерального законодательства;

— достаточности собственности для обеспечения эффективного решения вопросов местного значения;

— соблюдения динамического равновесия между доходообразующими и бюджетообразующими объектами муниципальной собственности с учётом возможностей бюджетно-налоговой системе.

Соответственно эффективное управление муниципальной собственностью должно строиться на основе этих принципов, направлено на достижение оптимальной пропорции между вещественным и стоимостным проявлениями собственности, а также предполагать объединение усилий государства и муниципалитетов.

Принципиальная особенность современного состояния муниципальной собственности состоит в том, что в преобладающей своей части она является доходопотребляющей, а не доходопроизводящей. Огромная часть (до 60-70%) бюджетных доходов (с учётом кредиторской задолженности бюджета) направляется на цели поддержания объектов муниципальной собственности в минимально работоспособном состоянии. Другой особенностью современной производственной составляющей муниципальной собственности является низкий технологический уровень и значительная изношенность её производственных объектов. Это оказывает влияние на стоимость муниципальных услуг.

Объемы муниципальной собственности должны соответствовать выполняемым органами местного самоуправления функциям (решаемым вопросам местного значения). Например, наличие в муниципальной собственности учреждений здравоохранения и образования связано с выполнением функций организации, содержания и развития муниципальных учреждений здравоохранения, учреждений дошкольного, основного общего и профессионального образования.

Создание и обеспечение функционирования муниципальных предприятий, обслуживающих жилищное и коммунальное хозяйство, вызвано возложенными на местное самоуправление обязанностями по содержанию и использованию муниципального жилищного фонда и нежилых помещений, муниципальному дорожному строительству и озеленению территории муниципального образования, организации, содержанию и развитию муниципальных энерго-, газо-, тепло- и водоснабжения и канализации и т. п.

Это не означает, что все без исключения функции местного самоуправления должны быть обеспечены объектами муниципальной собственности.

Их отсутствие в ряде случаев может быть компенсировано либо непосредственно финансовыми ресурсами, имеющимися в распоряжении органов местного самоуправления, либо услугами частного сектора, оказываемыми местному населению на основе муниципального заказа 2 .

Система местного самоуправления занимает особое место в государстве в силу своей общественно-государственной природы. С этой точки зрения она выполняет две важнейшие функции:

— связь между государством и населением;

— связь между государством и мелким собственником.

Особенности положения местного самоуправления в государстве и, прежде всего, его двойственная природа накладывают отпечаток и определяют особенности муниципального хозяйства.

Двойственность природы местного самоуправления применительно к муниципальному хозяйству проявляется в том, что муниципальное хозяйство значительной степени носит черты частного хозяйства, так как выступает на рынке как самостоятельный и, что особенно важно, равноправный субъект хозяйственной деятельности. То есть оно может самостоятельно использовать находящуюся в его распоряжении собственность, финансовые ресурсы, землю. Однако использовать все эти ресурсы органы местного самоуправления должны в целях выполнения общественных функций, возложенных на них.

Муниципальное хозяйство представляет собой «акционерное общество» 3 , участниками которого являются все жители муниципального образования. Однако, выплаты «дивидендов по акциям» производятся в виде общественно значимых товаров и услуг. В этом проявляется общественный характер муниципального хозяйства, поскольку жители являются одновременно и заказчиками услуг, оказываемых органами местного самоуправления по их поручению, и коллективным собственником муниципального имущества.

Муниципальная собственность (4)

Главная > Реферат >Экономическая теория

Глава 1.Муниципальная собственность как один из форм собственности. 4

1.1. Основные понятия муниципальной собственности. 4

1.2. Зарождение и этапы развития муниципальной собственности в России. 7

1.3. Местное самоуправление и муниципальная собственность. 12

1.4. Правовое регулирование и защита муниципальной собственности. 15

Глава 2. Муниципальная собственность в России. 20

2.1. Формирование и управление муниципальной собственностью. 20

2.2. Система органов и эффективность управления муниципальной собственностью в г. Набережные Челны. 25

2.3. Проблемы управления муниципальной собственностью и пути повышения эффективности управления муниципальной собственностью. 30

2.4. Тенденции развития муниципальной собственности в России. 34

Список использованной литературы. 41

В России всё ещё осуществляется переход от командно- административной экономики к рыночной экономике. Основным принципом рыночной экономики, как известно, является многообразие форм собственности. Это свою очередь дало возможность развитию муниципальной собственности в России.

Также с распадом СССР в России начался развитие местного самоуправления. В Конституции Российской Федерации 1993 года, глава 8 посвящена регулированию местного самоуправления.

Как известно, местное самоуправление – это самое приближённое людям уровень власти, и на него ложиться большая ответственность, так как местное самоуправление решает самые насущные проблемы населения.

Тема управления муниципальной собственностью в современной России одна из самых актуальных. Во-первых, ещё двадцать лет назад такой формы собственности на территории Российской Федерации не было. Процесс её становления продолжается и сегодня. Во-вторых, эффективность деятельности властных структур обусловлена жизнеспособной структурой местного самоуправления: ведь почти все государственные решения, касающиеся интересов граждан, так или иначе проходят через местные органы, реализуются в жизнедеятельности местных сообществ. Люди ощущают результаты государственной политики и оценивают её сквозь призму удовлетворения своих жизненных нужд и интересов.

Экономическую основу местного самоуправления составляет муниципальная собственность. Именно нуждам и интересам местного сообщества и призвана служить муниципальная собственность. И этому, в первую очередь, способствует грамотное и эффективное управление муниципальной собственностью.

В течение длительного времени федеральная власть практически не уделяла внимания проблемам местного самоуправления и муниципальной собственности. В конечном итоге это непосредственно сказывается на уровне жизни населения в российских городах и селах. Одним из источников сложившейся ситуации является низкое качество законодательной базы местного самоуправления.

В настоящее время приняты и действуют более 100000 нормативно-правовых актов, регулирующих организацию и деятельность органов местного самоуправления. Законодательная база, определяющая экономическую и хозяйственную деятельность органов местного самоуправления, далека от полноты и совершенства и не обеспечивает самостоятельности местного самоуправления в решении вопросов местного значения.

Институт муниципальной собственности получил свое закрепление в Законах «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации” 1 , в Конституции Российской Федерации 2 . В соответствии с действующей Конституцией «в Российской Федерации признаются и защищаются равным образом частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности». Таким образом, Конституция закрепила наличие муниципальной собственности и ее равноправие с другими формами собственности, а также наделила органы местного самоуправления правом на самостоятельное управление этой собственностью.

В связи с этим целью работы является изучения природы института муниципальная собственности, изучение деятельности органов местного самоуправления по управлению муниципальной собственностью: их компетенция, практика управления и эффективность деятельности. Для достижения цели курсовой работы необходимо решение следующих задач:

изучение категории «муниципальная собственность» с экономической и правовой точки зрения;

изучение управления, формирования и состав муниципальной собственности в городе Набережные Челны;

изучение местных органов власти, участвующих в управлении муниципальной собственностью;

выявление основных проблем, препятствующих наиболее эффективному управлению муниципальной собственностью;

поиск путей решения существующих проблем, в том числе с использованием стороннего опыта.

Глава 1.Муниципальная собственность как один из форм собственности.


1.1. Основные понятия муниципальной собственности.

Там, где есть экономическая деятельность, там всегда присутствует проблема собственности. Отношения собственности пронизывают всю систему экономических отношений и сопровождают человека с момента его рождения до ухода в иной мир. Везде и всюду мы постоянно наталкиваемся на один общий коренной вопрос: кому принадлежит экономическая власть, кто присваивает материальные условия существования людей, является хозяином земли, фабрики, духовного богатства?

Рассматривая муниципальную собственность, в том числе как объект управления, необходимо, прежде всего, рассмотреть понятие «собственность», его понимание наукой. В науке существуют довольно многочисленные и весьма неоднозначные толкования этого вопроса.

Значительной популярностью пользуется вещественное понимание собственности – как отношение людей к вещам, в том числе денежным знакам.

Например, П. Самуэльсон считает, что собственность есть владение товарами или денежными суммами. Макконнелл и Брю характеризуют собственность как распоряжение материальными ресурсами. Подобное понимание встречается и у советских обществоведов: «собственность – принадлежность каких-либо объектов субъекту, которым могут быть отдельные люди, их группы, государство, общество». Между тем Г.И. Черкасов в своей книге «Общая теория собственности» отмечает, что «там, где нет отношений между людьми, не существует и собственности». 3

Широкое распространение имеет юридическое толкование собственности, согласно которому «это понятие относится к совокупности прав». Данный подход является слишком узким, так как в реальной жизни собственность далеко не всегда юридически оформляется или соответствует правовым нормам.

Сторонники многопланового толкования собственности видят природу данного явления в отношениях двоякого рода: и между людьми, и между людьми и вещами. С одной стороны, это правомерно: ведь собственность без участия людей и вещей существовать не может; с другой – отношения между людьми далеко не всегда обусловлены собственностью и их отношением к ней.

Нас же первую очередь интересует экономические отношения, которые складываются по поводу собственности. Экономические отношения собственности — это, прежде всего отношения, складывающиеся между субъектами экономической деятельности по поводу неких благ. При этом принимаются во внимание, прежде всего фактические отношения — кто контролирует объект собственности, обладает полной информацией о нём, принимает решения о порядке его использования, отчуждения и распределении прибыли.

Собственность бывает в разных формах. Конституция Российской Федерации, принятая 1993 году, в статье 8 указывает, что в Российской Федерации признаются и защищаются равным образом частная, государственная, муниципальная и другие формы собственности. Также в статье 9, ч. 2 Конституции РФ гласит, что «земля и другие природные ресурсы могут находиться в частной, государственной, муниципальной и иных формах собственности».

Подробней остановимся в муниципальной собственности.

МУНИЦИПАЛЬНАЯ СОБСТВЕННОСТЬ — одна из трех основных форм собственности, признаваемых законодательством Российской Федерации. Гражданский Кодекс Российской Федерации также устанавливает (п. 1 ст. 212), что в Российской Федерации признаются частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности. Субъектами права муниципальной собственности выступают муниципальные образования. От их имени права по владению, пользованию и распоряжению муниципальной собственностью осуществляют органы местного самоуправления (ст. 132 Конституции РФ).

Одним из источников, регулирующих право муниципальной собственности, является Гражданский Кодекс Российской Федерации. В п. 1 ст. 215 даётся определение муниципальной собственности – «имущество, принадлежащее на праве собственности городским и сельским поселениям, а также другим муниципальным образованиям» 4 .

В соответствии с Гражданским Кодексом Российской Федерации Муниципальная собственность является самостоятельным участником гражданских (имущественных) правоотношений.

По нашему мнению, здесь необходимо разъяснить различия между муниципальной и государственной собственностью, так как есть трудности, связанные с путаницей этих понятий.

Различия муниципальной собственности и государственной в научной литературе проводятся по следующим основаниям:

по субъектам. Субъектом государственной собственности является народ РФ и органы государственной власти, а субъектом муниципальной собственности – население муниципального образования и органы местного самоуправления, не входящие в систему органов государственной власти;

по объектам. Объектом права государственной собственности может быть любое имущество, а объектом муниципальной собственности – любое имущество, кроме того, что может находиться только в государственной собственности;

по основаниям приобретения и прекращения права собственности. Некоторые основания приобретения права государственной собственности не могут быть основаниями приобретения права муниципальной собственности (например, национализация или международный договор);

по содержанию. Права собственника муниципальной собственности могут быть ограничены, например, это относится к праву распоряжения (право распоряжения государственными дотациями, входящими в местный бюджет, ограничено государственными органами).

Теперь нам следует узнать вкратце, что такое местное самоуправление и муниципальное образование.

Местное самоуправление — система организации и деятельности граждан, обеспечивающая самостоятельное решение населением вопросов местного значения, управление муниципальной собственностью, исходя из интересов всех жителей данной территории.

Муниципальное образование — это населенная территория, в границах которой местное самоуправление осуществляется непосредственно и(или) через выборные и иные органы местного самоуправления в целях решения вопросов местного значения. Муниципальным образованием может быть городское или сельское поселение, муниципальный район, городской округ либо внутригородская территория города федерального значения.

Статус Муниципальной образовании определяется Конституцией РФ, Федеральным Законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 6 октября 2003 года, законодательством субъектов РФ, а также уставом соответствующего Муниципального образования. 5

В этом параграфе мы рассмотрели основные понятия темы муниципальной собственности. Узнали понятия собственности, через это понятия пришли к понятию муниципальной собственности. Также рассмотрели понятия местного самоуправления, муниципального образования. Эти понятия более подробно раскроем в следующих параграфах.

Отношения собственности лежат в основе построения любого современного общества. Процессу потребления товарно-материальных ценностей всегда предшествует процесс их обособления и отчуждения. В историческом аспекте процесс отчуждения, присвоении и потребления во многом определялся возможностью индивида или группы людей физически воздействовать на остальных членов общества. В современном мире процесс организации общественных отношений в части потребления различных благ регламентируется законодательством и гарантируется государством.

Государственная и муниципальная формы собственности получили свое развитие в условиях необходимости выполнения социальных, экономических и политических функций, и не возможности установления права частной собственности на отдельные предметы природно-ресурсного потенциала (воздушное пространство, водные объекты и т.д.).

В современном мире государство и муниципалитеты являются крупнейшими собственниками различного рода имущества. От эффективности процесса управления данной формой общественной собственности во многом зависит уровень развития экономики, благосостояния общества, показатели деятельности отдельных хозяйствующих субъектов. В связи с этим представляется актуальным изучение процесса отношений собственности и управление государственной и муниципальной собственностью.

Смотрите еще:

  • Закон от 19122005 163-фз Федеральный закон от 27 июня 2018 г. N 163-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации" Документ является поправкой к Комментарии Российской […]
  • Размер пособия по безработице оренбург Сколько платят на бирже труда по безработице Биржа труда – учреждение, входящее в систему государственного регулирования рынка труда. Биржа занимается посредническими функциями, осуществляемыми между работодателями и гражданами, […]
  • Сайт воркутинского городского суда республики коми Воркутинский городской суд Республики Коми Согласно приказа наркома юстиции Коми АССР № 36 от 23 августа 1943 г. был образован Кожвинский нарсуд III участка в п. Воркута, а с 12 января 1944 г. был переименован в нарсуд I участка города […]
  • Сапожников адвокат Сапожников Юрий Юрьевич (Юрист) Опытный юрист практик, основное направление деятельности - защита компаний в суде (арбитражный процесс). Юрист специализируется на гражданском, корпоративном, хозяйственном и других отраслях права. Высокая […]
  • Как уйти на удо с поселениями Какие нужны документы, чтобы выйти по УДО с колонии-поселения? Срок 9 месяцев колония поселения.Какие документы нужны чтоб выйти по УДО с колонии-поселения. Ответы юристов (1) Здравствуйте. «Осужденный, к которому может быть применено […]
  • Как исчислить сумму налога на доходы физических лиц Как высчитать НДФЛ из зарплаты Актуально на: 24 января 2018 г. По общему правилу заработная плата облагается НДФЛ по ставке 13% для резидентов и 30% для нерезидентов. И каждый работодатель, будучи налоговым агентом, должен исчислить, […]
  • Нотариусы петрозаводск чеботарёв Нотариусы Петрозаводск Ниже представлен список нотариусов в выбранной категории. Чтобы посмотреть подробную информацию по конкретному нотариусу, кликните по ФИО нотариуса. Нотариус Барышева Надежда Юрьевна Телефон: +7(88142)700087 Адрес: […]
  • Правило вынесения из под корня Правило вынесения из под корня Глава II. КВАДРАТНЫЕ КОРНИ § 6. ПРИМЕНЕНИЕ СВОЙСТВ АРИФМЕТИЧЕСКОГО КВАДРАТНОГО КОРНЯ Урок 44. Вынесение множителя из-под знака корня. Внесение множителя под знак корня Цель: рассмотреть и отработать […]