Госпошлина доклад

Государственная пошлина и её формирование

Главная > Реферат >Финансы

Глава I. Теоретические основы формирования государственной

Понятие государственной пошлины и принципы ее

Место государственной пошлины в налоговой системе РФ 8

Виды государственной пошлины 11

Глава II. Экономические основы уплаты государственной пошлины 14

2.1 Плательщики государственной пошлины, объекты обложения,

система ставок, порядок и сроки уплаты 14

2.2 Особенности уплаты и размеры гос. пошлины за гос.

регистрацию актов гражданского состояния и другие

юридически значимые действия 18

2.3. Размеры государственной пошлины за совершение

нотариальных действий 22

2.4. Размеры государственной пошлины за государственную

регистрацию, а также за совершение прочих юридически

значимых действий 24

2.5. Размеры государственной пошлины по делам,

рассматриваемым арбитражных судах 27

2.6. Размеры государственной пошлины по делам,

рассматриваемым в судах общей юрисдикции, мировыми

Глава III. Особенности предоставления государственной пошлины 31

3.1 Льготы по государственной пошлине для отдельных

категорий лиц 31

3.2 Основания и порядок возврата или зачета государственной

Список литературы 40

Налоговый кодекс РФ дополнен главой 25.3 «Государственная пошлина», в соответствии с которой большая часть лицензионных сборов переведена в государственную пошлину, являющуюся федеральным сбором. Таким образом, за лицензирование всех видов деятельности, по которым согласно Федеральному закону «О лицензировании отдельных видов деятельности» от 8 августа 2001 г. лицензии выдают как федеральные, так и региональные органы исполнительной власти, взимается теперь государственная пошлина.

Кроме того, в состав госпошлины как федерального сбора включены многие неналоговые доходы, существовавшие до 1 января 2005 года. В их число входят регистрационные сборы, уплачиваемые в соответствии с Федеральным законом «О животном мире» от 24 апреля 1995 г., Законом РФ от 23 сентября 1992 г. «О правовой охране топологий интегральных микросхем», Законом РФ от 23 сентября 1992 г. «О правовой охране программ для электронных вычислительных машин и баз данных», Кодексом торгового мореплавания и др. Все они согласно этим законам устанавливались Правительством РФ.

В состав госпошлины как федерального сбора вошла плата за государственную регистрацию, которая уплачивалась в соответствии с Федеральным законом от 21 июля 1997 г. «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» и оставалась до 1 января 2005 г. в распоряжении учреждений юстиции, осуществляющих такую регистрацию.

Рассмотрение новаций законодательства о государственной пошлине является достаточно актуальной темой сегодня, так как литературы обобщающей историю становления и современное состояние государственной пошлины практически нет. Поэтому рассмотрение вопросов, касающихся как теории так и практики применения государственной пошлины на сегодняшний день необходимо.

Основной целью дипломной работы является раскрытие понятия государственной пошлины и принципы ее формирования.

Задачами курсовой работы являются:

1) определение места государственной пошлины в налоговой системе РФ;

2) рассмотрение механизма нормативно-правового регулирования института государственной пошлины;

3) рассмотрение объектов обложения государственной пошлиной;

4) определение круга плательщиков государственной пошлины;

5) рассмотрение категорий льгот по уплате государственной пошлины;

6) представление видов ставок государственной пошлины;

7) рассмотрение порядка расчета и уплаты государственной пошлины;

Глава I. Теоретические основы формирования государственной пошлины

1.1 Понятие государственной пошлины и принципы ее формирования

На сегодняшний день государственная пошлина регулируется Главой 25.5 Налогового Кодекса Российской Федерации.

Государственная пошлина — сбор, взимаемый с лиц, указанных в статье 333.17 Налогового Кодекса РФ, при их обращении в государственные органы, органы местного самоуправления, иные органы и (или) к должностным лицам, которые уполномочены в соответствии с законодательными актами Российской Федерации, законодательными актами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, за совершением в отношении этих лиц юридически значимых действий.

Ранее законодательно определение понятия государственной пошлины давалось в ст. 1 Закона РФ «О государственной пошлине», согласно которой под государственной пошлиной понимался установленный названным Законом обязательный и действующий на всей территории Российской Федерации платеж, взимаемый за совершение юридически значимых действий либо выдачу документов уполномоченными на то органами или должностными лицами.

Глава 25.3 НК РФ определила правовую природу государственной пошлины – это не просто платеж, а именно сбор, под которым в соответствии с п. 2 ст. 8 НК РФ понимается обязательный взнос, взимаемый с организаций и физических лиц, уплата которого является одним из условий совершения в отношении плательщиков сборов государственными органами, органами местного самоуправления, иными уполномоченными органами и должностными лицами юридически значимых действий, включая предоставление определенных прав или выдачу разрешений (лицензий).

Поскольку государственная пошлина определена Налоговым кодексом РФ как сбор, отличительные признаки сбора характерны и для государственной пошлины. Основными признаками сбора и государственной пошлины являются, прежде всего, те свойства, которые присущи как налогам, так и сборам и пошлинам — это обязательность их уплаты. Следующим признаком государственной пошлины является принудительный характер ее уплаты. По общему правилу государственная пошлина уплачивается до подачи заявлений и иных документов на совершение юридически значимых действий. В этом проявляется добровольный характер уплаты государственной пошлины. Принудительность ее уплаты проявляется в тех последствиях, которые влечет неуплата или неполная уплата государственной пошлины.

Четкого критерия отграничения государственной пошлины от иных сборов законодателем не установлено. Сборы взимаются за совершение юридически значимых действий, включая предоставление определенных прав или выдачу разрешений (лицензий), а государственная пошлина — за совершение юридически значимых действий, предусмотренных главой 25.3. Налогового кодекса РФ (выдача документов их копий и дубликатов приравнивается к юридически значимым действиям).

1.2 Место государственной пошлины в налоговой системе РФ

Государственная пошлина зачисляется в федеральный бюджет по делам, рассматриваемым арбитражными судами, Конституционным Судом РФ и Верховным Судом РФ. В остальных случаях государственная пошлина зачисляется в доход местных бюджетов. Денежные средства, вносимые в виде налогов, не имеют целевого назначения, они поступают в бюджет и направляются на нужды государства.

Диаграмма 1. Место государственной пошлины в п. 1.6. доходной части бюджета

Государственная пошлина относится к налогам со стоимости исковых заявлений и сделок имущественного характера.

Центральное место в финансовой системе занимает государственный бюджет — самый крупный денежный фонд, за счет которого содержится оборонная система страны, силы правопорядка, значительная часть здравоохранения, с его помощью государство оказывает воздействие на экономические процессы. Для того чтобы лучше представить себе место государственной пошлины в формировании государственного бюджета местного уровня необходимо составить таблицу.

Таблица 1. Доходная часть бюджета Новочебоксарска за январь-ноябрь 2007 года

Уважаемые посетители сайта!

Оплата государственной пошлины по указанным в данном разделе реквизитам производится только
при выдаче документов Центральной аттестационной комиссии Ростехнадзора.

В случаях выдачи документов территориальными аттестационными комиссиями, реквизиты для уплаты государственной пошлины размещены на сайтах соответствующих территориальных органов Ростехнадзора.

«Согласно пункту 2 статьи 9 Федерального закона от 21 июля 1997 г. № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» за выдачу работнику организации, осуществляющей эксплуатацию опасных производственных объектов, аттестата в области промышленной безопасности уплачивается государственная пошлина в размерах и порядке, которые установлены законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.

Подпунктом 72 статьи 333.33 Налогового кодекса установлены следующие размеры государственной пошлины:

выдача документа об аттестации

внесение изменений в документ об аттестации, в связи с переменой фамилии, имени, отчества

выдача дубликата документа об аттестации, в связи с его утерей

Государственная пошлина за аттестацию подлежит уплате до подачи документов на ее совершение согласно подпункту 6 пункта 1 части 1 статьи 333.18 Налогового кодекса Российской Федерации. Плательщикам государственной пошлины в назначении платежа необходимо указывать «Государственная пошлина за проведение аттестации. (указать фамилии и инициалы аттестуемых работников)».
Отсутствие уплаты является основанием для отказа в проведении аттестации.
В случае прохождения аттестации с отрицательным результатом уплаченная сумма госпошлины на основании подпункта 4 пункта 1 статьи 333.40 Налогового кодекса Российской Федерации возврату не подлежит.

Платежные реквизиты для уплаты государственной пошлины за удостоверение об аттестации в Центральной аттестационной комиссии :

Получатель: Межрегиональное операционное УФК (Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору, л/с 04951004980);

ИНН 7709561778, КПП 770901001,

Операционный департамент Банка России г. Москва 701

расчетный счет — 40101810500000001901

КБК – 49810807081010900110 (выдача документа об аттестации)

КБК – 49810807081010920110 (внесение изменений в документ об аттестации, в связи с переменой фамилии, имени, отчества)

КБК – 49810807081010940110 (выдача дубликата документа об аттестации, в связи с его утерей)

  • Налоги и налоговая система
  • Налоговый кодекс Российской Федерации
  • Налоговые органы
  • Налоговые проверки
  • Налоговые правонарушения и ответственность за их совершение
  • Налоговое администрирование и налоговый контроль
  • Упрощенная система налогообложения
  • Принципы налогообложения
  • Функции налогов
  • Государственная пошлина

    Государственная пошлина — денежные суммы, взимаемые специально уполномоченными учреждениями (суд, нотариальные конторы, милиция, загсы, органы финансовой системы и т. п.) за совершение действий в интересах организаций и отдельных физических лиц и выдачу документов, имеющих юридическое значение (рассмотрение исковых заявлений, жалоб, удостоверение договоров, завещаний и доверенностей, регистрация актов гражданского состояния, государственная регистрация юридического лица, проспекта эмиссии ценных бумаг и т.д.).

    А современных условиях взимание государственной пошлины регулируется главой 25.3 Налогового кодекса России и определяется как сбор, взимаемый с организаций и физических лиц при обращении в государственные органы, органы местного самоуправления, иные органы и (или) к должностным лицам, которые уполномочены в соответствии с законодательными актами Российской Федерации, законодательными актами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, за совершением в отношении этих лиц юридически значимых действий, предусмотренных Налоговым кодексом, за исключением действий, совершаемых консульскими учреждениями Российской Федерации. При этом выдача документов (их дубликатов) приравнивается к юридически значимым действиям, а выдача копий документов не признается таковыми.

    Государственная пошлина включена в российскую налоговую систему, поэтому ее можно считать разновидностью налоговых платежей. Сходство с налогами заключается в обязательности уплаты в бюджет, в распространении на нее общих условий установления, предполагающих определение плательщика и всех шести элементов налогообложения, перечисленных в ст. 17 Налогового кодекса. Отличие же госпошлины от налогов состоит в целевом ее характере и возмездное™.

    Являясь федеральным сбором, государственная пошлина обязательна к уплате на всей территории России. Суммы пошлины, согласно статьям 50, 56, 61,611 и612 Бюджетного кодекса, зачисляются по нормативу 100% в доходы федерального бюджета, бюджетов субъектов Федерации и местных бюджетов.

    Плательщики государственной пошлины

    Плательщиками государственной пошлины признаются организации, в том числе иностранные, и физические лица (граждане России, иностранные граждане и лица без гражданства) в случае, если они:

    • обращаются за совершением юридически значимых действий, предусмотренных главой 25.3 Налогового кодекса;
    • выступают ответчиками в судах общей юрисдикции, арбитражных судах или по делам, рассматриваемым мировыми судьями, и если при этом решение суда принято не в их пользу и истец освобожден от уплаты государственной пошлины.
    • В случае обращения за совершением юридически значимого действия одновременно нескольких плательщиков, не имеющих права на льготы, госпошлина уплачивается плательщиками в равных долях. Если же среди лиц, одновременно обратившихся за совершением юридически значимого действия, есть лица, освобожденные от уплаты госпошлины, размер последней уменьшается пропорционально количеству лиц, освобожденных от ее уплаты. Оставшаяся часть суммы государственной пошлины уплачивается лицами, не освобожденными от ее уплаты.

      Объектом госпошлины являются услуги государственных органов, органов местного самоуправления, иных уполномоченных органов и должностных лиц. Налоговым кодексом установлен закрытый перечень объектов взимания пошлины, состоящий из 230 видов юридически значимых действий, которые можно объединить в четыре группы (табл. 20).

      Характеристика государственных пошлин. Таблица 20

      Запросы, ходатайства и жалобы, подаваемые в Конституционный суд (5 видов, ст. 33323)

      Исковые и иные заявления и жалобы, подаваемые в арбитражные суды (13 видов, ст. 33321)

      Исковые и иные заявления и жалобы, подаваемые в суды общей юрисдикции и мировым судьям (14 видов, ст. 33319)

      Государственная регистрация актов гражданского состояния (7 видов, ст. 33326)

      Государственная регистрация программы для ЭВМ, базы данных и топологии интегральной микросхемы (7 видов, ст. 33330)

      Государственная регистрация юридических лиц, физических лиц- предпринимателей и прочая государственная регистрация (126 видов, ст. 33333)

      Выдача документов, связанных с приобретением (выходом из) гражданства, въездом (выездом) из России (26 видов, ст. 33328)

      Осуществление федерального пробирного надзора (6 видов, ст. 33331)

      С 29 декабря 2010 г. пошлина не взимается в случае внесения изменений в выданный документ, направленных на исправление ошибок, допущенных органом или должностным лицом, выдавшим документ, при совершении им юридически значимого действия.

      Налоговой базой государственной пошлины является либо сама услуга по совершению юридически значимого действия, либо цена предъявляемого иска.

      Налоговый период, определяемый ст. 55 Налогового кодекса, применительно к госпошлине, как правило, отсутствует, что объясняется установленными Кодексом сроками ее уплаты.

      Сроки уплаты пошлины предполагают, как правило, ее уплату в предварительном порядке, т. е. до совершения юридически значимого действия. Однако есть два исключения из этого правила, когда пошлина взимается в последующем порядке и когда можно говорить о налоговом периоде, а именно:

      1. в десятидневный срок со дня вступления в законную силу решения суда, если организации и физические лица выступают ответчиками в судах и решение суда принято не в их пользу, а истец освобожден от уплаты госпошлины;
      2. не позднее 31 марта года, следующего за годом регистрации судна в Российском международном реестре судов или за последним годом, в котором было осуществлено такое подтверждение, в случае обращения за ежегодным подтверждением регистрации судна. Налоговым кодексом установлены индивидуальные размеры (ставки) государственной пошлины в зависимости от органов, совершающих юридически значимые действия, а также характера сделок или выдаваемых документов. Установлены как специфические (твердые), так и адвалорные, а также смешанные ставки налогообложения. Преобладают специфические (твердые) ставки, установленные в рублях. В числе адвалорных, составляющих смешанные ставки, имеют место как пропорциональные, так и прогрессивные ставки.

      Пропорциональная пошлина по документам имущественного характера может быть дифференцирована в зависимости от степени родства. В прогрессивной государственной пошлине ставка растет по мере увеличения базы обложения (суммы в исковых заявлениях имущественного характера, образуя сложную прогрессию).

      Размеры пропорциональной (прогрессивной) государственной пошлины могут быть дополнительно ограничены минимальным и максимальным пределами. Иногда размер госпошлины дополнительно учитывает единицу объема (постраничное удостоверение документов). Так как объектом госпошлины являются 230 видов юридически значимых действий, приведем лишь некоторые примеры ставок государственной пошлины.

      Налоговые льготы при уплате государственной пошлины

      По уплате в бюджет государственной пошлины главой 25.3 Налогового кодекса установлено около 90 льгот, которые изложены в статьях 333.35 — 333.39 и которые классифицируются как в разрезе совершаемых юридически значимых действий, так и в зависимости от категории плательщиков и форм совершаемых действий. При этом органам власти субъектов Федерации и муниципалитетами не представлено право устанавливать дополнительные льготы.

      Льготы могут быть: условные (проживание совместно с наследодателем на день смерти) и безусловные; частичные (50% для инвалидов 1-й и 2-й групп по нотариальным действиям) и полные.

      Освобождаются от уплаты государственной пошлины государственные органы и организации, полностью финансируемые из бюджета, учреждения культуры. От уплаты всех видов государственной пошлины освобождены следующие категории физических лиц: Герои Советского Союза, Герои Российской Федерации и полные кавалеры ордена Славы; участники и инвалиды Великой Отечественной войны.

      Льготы установлены также в зависимости от форм совершаемых действий. В частности, от уплаты пошлины по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции и мировыми судьями, освобождаются истцы по искам о взыскании заработной платы (денежного содержания) и иным требованиям, вытекающим из трудовых правоотношений, а также по искам о взыскании пособий; общественные организации инвалидов, выступающие в качестве истцов и ответчиков; истцы — инвалиды I и II группы.

      Полное изложение всех льгот в силу их многочисленности не представляется возможным в рамках учебного пособия, поэтому при необходимости следует обращаться к упомянутым выше статьям 333.35 — 333.39 Налогового кодекса.

      Государственная пошлина уплачивается по месту совершения юридически значимого действия в наличной или безналичной форме. Безналичная форма уплаты подтверждается платежным поручением с отметкой банка или соответствующего территориального органа Федерального казначейства (иного органа, осуществляющего открытие и ведение счетов), в том числе производящего расчеты в электронной форме, о его исполнении. Наличная форма уплаты госпошлины подтверждается либо квитанцией установленной формы, выдаваемой плательщику банком, либо квитанцией, выдаваемой плательщику должностным лицом или кассой органа, в который производилась оплата.

      Статьей 333.40 Налогового кодекса предусмотрены основания и порядок возврата или зачета уплаченной государственной пошлины. В частности, уплаченная пошлина должна быть возвращена плательщику частично или полностью в случае:

    • уплаты государственной пошлины в большем размере, чем это предусмотрено главой 25.3 Налогового кодекса;
    • возвращения заявления, жалобы или иного обращения или отказа в их принятии судами либо отказа в совершении нотариальных действий уполномоченными на то органами и (или) должностными лицами. Если государственная пошлина не возвращена, ее сумма за- считывается в счет уплаты государственной пошлины при повторном предъявлении иска, если не истек трехгодичный срок со дня вынесения предыдущего решения и к повторному иску приложен первоначальный документ об уплате государственной пошлины;
    • прекращения производства по делу или оставления заявления без рассмотрения судом общей юрисдикции или арбитражным судом.

    При заключении мирового соглашения до принятия решения арбитражным судом возврату истцу подлежит 50% суммы уплаченной им государственной пошлины. Данное положение не применяется в случае, если мировое соглашение заключено в процессе исполнения судебного акта арбитражного суда.

    Налоговым кодексом предусмотрены также отдельные случаи, когда уплаченная государственная пошлина не возвращается плательщику. В частности, не подлежит возврату уплаченная государственная пошлина при добровольном удовлетворении ответчиком требований истца после обращения последнего в арбитражный суд и вынесения определения о принятии искового заявления к производству, а также при утверждении мирового соглашения судом общей юрисдикции.

    Не подлежит возврату и государственная пошлина, уплаченная за государственную регистрацию заключения брака, расторжения брака, перемены имени, внесение исправлений и изменений в записи актов гражданского состояния, в случае, если впоследствии не была произведена государственная регистрация соответствующего акта гражданского состояния или не были внесены исправления и изменения в записи актов гражданского состояния.

    Не подлежит возврату государственная пошлина, уплаченная за государственную регистрацию прав, ограничений (обременении) прав на недвижимое имущество, сделок с ним, в случае отказа в государственной регистрации. В случае же прекращения государственной регистрации права, ограничения (обременения) права на недвижимое имущество, сделки с ним на основании соответствующих заявлений сторон договора возвращается половина уплаченной государственной пошлины. Возврат излишне уплаченной или взысканной суммы госпошлины производится по заявлению плательщика, которое подается в орган (должностному лицу), уполномоченный совершать юридически значимые действия, за которые уплачена (взыскана) государственная пошлина. Если государственная пошлина подлежит возврату в полном размере, к заявлению прилагаются подлинные платежные документы, если же она подлежит возврату частично, — копии платежных документов.

    Решение о возврате плательщику излишне уплаченной (взысканной) суммы государственной пошлины принимает орган (должностное лицо), осуществляющий действия, за которые уплачена (взыскана) государственная пошлина.

    Возврат излишне уплаченной (взысканной) суммы государственной пошлины осуществляется органом Федерального казначейства.

    Заявление о возврате излишне уплаченной (взысканной) суммы государственной пошлины по делам, рассматриваемым в судах, а также мировыми судьями, подается плательщиком в налоговый орган по месту нахождения суда, в котором рассматривалось дело. Заявление о возврате излишне уплаченной (взысканной) суммы государственной пошлины может быть подано в течение трех лет со дня уплаты указанной суммы. Возврат излишне уплаченной (взысканной) суммы государственной пошлины производится в течение одного месяца со дня подачи указанного заявления о возврате.

    Плательщик государственной пошлины имеет также право на зачет излишне уплаченной (взысканной) суммы государственной пошлины в счет суммы государственной пошлины, подлежащей уплате за совершение аналогичного действия. Зачет производится по заявлению плательщика, предъявленному в уполномоченный орган (должностному лицу), в который (к которому) он обращался за совершением юридически значимого действия. Заявление о зачете суммы излишне уплаченной (взысканной) государственной пошлины может быть подано в течение трех лет со дня принятия соответствующего решения суда о возврате государственной пошлины из бюджета или со дня уплаты этой суммы в бюджет.

    Возврат или зачет излишне уплаченных (взысканных) сумм государственной пошлины производится в порядке, установленном главой 12 Налогового кодекса.

    Согласно Налоговому кодексу, плательщику государственной пошлины предоставлено право получать отсрочку или рассрочку уплаты по ходатайству заинтересованного лица в пределах срока, установленного пунктом 1 статьи 64 Кодекса. При этом на сумму государственной пошлины, в отношении которой предоставлена отсрочка или рассрочка, проценты не начисляются в течение всего срока, на который предоставлена отсрочка или рассрочка.

    Налоговые органы осуществляют проверку правильности исчисления и уплаты государственной пошлины в государственных нотариальных конторах, органах записи актов гражданского состояния и других органах, организациях, осуществляющих в отношении пла- телыциков действия, за осуществление которых взимается государственная пошлина. При этом все эти органы и организации обязаны в порядке, установленном Министерством финансов РФ, представлять в налоговые органы информацию о совершенных ими юридически значимых действиях.

    Государственная пошлина порядок уплаты, виды, размер, порядок возврата Заочное решение. Сущност

    Главная > Реферат >Государство и право

    Вопрос 17. Государственная пошлина: порядок уплаты, виды, размер, порядок возврата.

    Фактически ни одно государство, при формировании своего бюджета, не может обойтись без использования в своей налоговой системе, сборов и пошлин. И хотя размер собираемых пошлин в бюджете государств, занимает, как правило, не значительное место, тем не менее, им придается важное самостоятельное финансовое значение.

    Пошлины, в отличие от налогов имеют целью лишь покрытие издержек государственного учреждения, а не извлечение дохода. Пошлины и сборы не имеют финансового значения, присущего налогам. При уплате пошлины или сбора всегда присутствуют специальная цель (за что конкретно уплачивается пошлина) и специальные интересы (плательщик в той или иной мере непосредственно ощущает возмездность платежа). В этом смысле сборы и пошлины являются индивидуальными платежами. Но поскольку государство обязано предоставлять основной объем своих услуг независимо от способности получателя оплатить их, покрытие государственных расходов не может осуществляться за счет индивидуальных платежей, дающих какие-либо права. «Принцип правового государства отвергает коммерциализацию государственного управления и ограничивает расходы, связанные с оказанием услуг государством в ответ на платежеспособный спрос» 1

    Цель взыскания пошлины или сбора (пошлинный принцип) состоит лишь в покрытии без убытка, но и без чистого дохода, издержек учреждения, в связи с деятельностью которого взимается пошлина. Но этот принцип далеко не всегда соблюдается на практике. Довольно часто плата за услуги превышает связанные с ней расходы. Мало того, в ряде случаев не платеж устанавливается ради покрытия расходов, а само действие признается обязательным ради взыскания платежа. Это утверждение справедливо, например, в отношении введения различных регистраций и т.п.

    Данное обстоятельство свидетельствует о том, что пошлины и сборы, хотя и взимаются в связи с оказанием индивидуальных услуг, не могут рассматриваться как платежи по обязательствам, договорные платежи. Это — денежные повинности, взимаемые в индивидуальном порядке в связи с услугой публично-правового характера.

    Следует особо подчеркнуть, что пошлина или сбор выплачиваются не за услугу, а в связи с услугой, причем с той, которую оказывает государственный орган, действуя в общих интересах, реализуя свои государственно-властные функции. Так, уплата пошлины при подаче искового заявления в суд сопряжена с правом конкретного лица на судебную защиту, однако определяется общественно полезной функцией суда — поддержанием режима законности.

    Характер пошлин и сборов предполагает использование иных принципов при определении размера платежа, нежели те, которые применяются при налогообложении. Учет платежеспособности лица в этом случае не может быть определяющим, ибо приведет не к установлению равенства, а к его нарушению. Действительно, лица, получающие одну и ту же услугу, платили бы разные суммы пошлины. Поэтому размер пошлины или сбора определяют исходя из характера и размера услуги (принцип эквивалентности) и устанавливают, как правило, в конкретной сумме. Денежная сумма может быть неэквивалентна расходу, понесенному в связи с оказанием услуги. Однако это не означает абсолютной свободы при определении размера платежа.

    Размер пошлины или сбора, во-первых, должен быть обоснован. При определении их сумм нельзя исходить лишь из финансовых соображений — размеры сумм необходимо сопоставлять с целями, ради которых установлены платежи. В тех случаях, когда платеж с разумной точки зрения несопоставим с выгодой, полученной плательщиком, или с расходом, понесенным государственным органом, пошлинный принцип следует считать нарушенным. Размер пошлины или сбора, во-вторых, не должен ограничивать возможность граждан использовать основные конституционные права, возможность получать от государственных органов те или иные услуги, поскольку эти права предоставляются гражданам вне всякой зависимости от внесения каких-либо платежей.

    Виды пошлин различны. Выделяют пошлины, взимаемые в связи с предоставлением административных услуг (например, за рассмотрение ходатайства о получении или прекращении гражданства); пошлины, взимаемые за предоставление какого-либо права (например, за выдачу разрешений на право охоты); пошлины, взимаемые как компенсация за определенные расходы общества в интересах конкретных лиц (например, пошлины с владельцев крупнотоннажных транспортных средств, оказывающих повышенное разрушающее действие на автодороги) 2 . Выделяют также пошлины, взимаемые в определенных сферах государственной деятельности: судебные, таможенные, нотариальные и др.

    В российском законодательстве существуют три вида пошлин: государственная, регистрационная, таможенная.

    Государственная пошлина взимается за ряд услуг в пользу плательщика — принятие исковых заявлений и других документов судом, совершение нотариальных действий, регистрация актов гражданского состояния, выдача документов и др., а также за предоставление особого права (например, право на охоту).

    Регистрационные пошлины взимаются при обращении лица с заявкой о выдаче патентов на изобретение, промышленный образец, полезную модель и др.

    Таможенные пошлины взимаются при совершении экспортно-импортных операций.

    В 1991 году на территории Российской Федерации вступил в силу Закон РФ от 09.12.91 N 2005-1 «О государственной пошлине». В данном Законе было дано определение государственной пошлины и закреплены ее основные элементы: плательщики, объекты взимания, ставки, порядок и сро­ки уплаты.

    В соответствии с этим Законом под государственной пошлиной понимается установленный обязательный и действующий на всей территории РФ платеж, взимаемый за совершение юридически значимых действий либо выдачу документов уполномоченными на то органами или должностными лицами.

    Таким образом, сущность государственных пошлин заключается в том, что органы государственной власти Российской Федерации, их центральные и местные учреждения по роду своей деятельности обязаны оказывать ряд услуг юридическим и физическим лицам за плату в порядке взимания установленной законом государственной пошлины.

    Виды государственной пошлины. В зависимости от органа, на которого возложена обязанность удерживать государственную пошлину, различают государственную пошлину, взимаемую при обращении:

    1) в суды общей юрисдикции, к мировым судьям, в арбитражные суды, в Конституционный Суд Российской Федерации и конституционные (уставные) суды субъектов Российской Федерации;

    2) в нотариальные органы;

    3) в органы записи актов гражданского состояния (ЗАГСы) и иные уполномоченные органы;

    4) в органы внутренних дел и другие уполномоченные органы при совершении действий, связанных с приобретением гражданства Российской Федерации, выходом из гражданства Российской Федерации, с въездом в Российскую Федерацию и выездом из Российской Федерации;

    5) в федеральные органы исполнительной власти по вопросам официальной регистрации программы для электронных вычислительных машин, базы данных и топологий интегральных микросхем;

    6) в государственные учреждения по осуществлению федерального пробирного надзора;

    7) в иные государственные органы, органы местного самоуправления, иные уполномоченные органы и (или) к соответствующим должностным лицам.

    Порядок уплаты государственной пошлины. При обращении за государственной регистрацией прав, пошлина должна быть уплачена плательщиками до подачи заявления на совершение юридически значимого действия 3 .

    Глава 25.3 НК РФ предусматривает широкий круг услуг и плательщиков, освобождаемых от уплаты государственной пошлины. Льготы можно разделить на два вида: освобождение от уплаты государственной пошлины, а также отсрочка (рассрочка) платежа (см. Приложение 1).

    Государственная пошлина уплачивается в наличной или безналичной форме. Факт уплаты пошлины плательщиком в безналичной форме подтверждается платежным поручением с отметкой банка (либо органом федерального казначейства) о его исполнении.

    Факт уплаты пошлины плательщиком в наличной форме подтверждается квитанцией установленной формы, выдаваемой плательщику банком, либо квитанцией, выдаваемой плательщику должностным лицом или кассой органа, которым производилась оплата, по форме, установленной федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов. Если за совершением юридически значимого действия обратились одновременно несколько плательщиков, государственная пошлина уплачивается плательщиками в равных долях (округление допускается до единиц рублей, т.е. если сумма пошлины 500 рублей, а плательщиков 3 физических лица, то заполняется три квитанции по 166, 167 и 167 рублей). Если, среди лиц, обратившихся за совершением юридически значимого действия, одно лицо (несколько лиц) освобождено (освобождены) от уплаты госпошлины, размер госпошлины уменьшается пропорционально количеству лиц, освобожденных от ее уплаты. При этом оставшаяся часть суммы уплачивается лицом (лицами), не освобожденными от уплаты госпошлины (например, если за регистрацию права плательщиками являются 2 физических лица и муниципальное образование г.Омска, то заполняется 2 квитанции от физических лиц по 167 рублей каждая).

    Уплата государственной пошлины должны быть произведена отдельно по каждому юридически значимому действию, за совершение которого обращается заявитель (заявители), и каждым плательщиком, т.е. каждый плательщик обязан предоставить самостоятельный документ, подтверждающий оплату пошлины по каждому действию, с четким указанием его вида.

    Основания и порядок возврата или зачета государственной пошлины

    Уплаченная государственная пошлина подлежит возврату частично или полностью в случае:

    1) уплаты государственной пошлины в большем размере, чем это предусмотрено законодательством;

    2) возвращения заявления, жалобы или иного обращения или отказа в их принятии судами либо отказа в совершении нотариальных действий уполномоченными на то органами и должностными лицами. Если государственная пошлина не возвращена, ее сумма засчитывается в счет уплаты государственной пошлины при повторном предъявлении иска, если не истек трехгодичный срок после вынесения предыдущего решения и к повторному иску приложен первоначальный документ об уплате государственной пошлины;

    3) прекращения производства по делу или оставления иска без рассмотрения судом общей юрисдикции или арбитражным судом.

    При заключении мирового соглашения до вынесения судебного решения арбитражным судом возврату истцу подлежит 50 процентов суммы уплаченной им государственной пошлины. Данное положение не применяется в случае, если мировое соглашение заключено в процессе исполнения судебного акта арбитражного суда.

    Не подлежит возврату уплаченная государственная пошлина при добровольном удовлетворении ответчиком требований истца после обращения последнего в арбитражный суд и вынесения определения о принятии заявления к производству, а также при утверждении мирового соглашения судом общей юрисдикции;

    4) отказа лиц, уплативших государственную пошлину, от совершения юридически значимого действия до обращения в уполномоченный орган (к должностному лицу), совершающий (совершающему) данное юридически значимое действие;

    5) отказа в выдаче паспорта гражданина Российской Федерации для выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию, удостоверяющего в случаях, предусмотренных законодательством, личность гражданина Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации и на территории Российской Федерации, проездного документа беженца.

    Не подлежит возврату государственная пошлина, уплаченная за государственную регистрацию заключения брака, перемены имени, внесение исправлений и изменений в записи актов гражданского состояния, в случае, если впоследствии не была произведена государственная регистрация соответствующего акта гражданского состояния или не были внесены исправления и изменения в записи актов гражданского состояния.

    Возврат излишне уплаченной (взысканной) суммы государственной пошлины производится по заявлению плательщика государственной пошлины, поданному в налоговый орган по месту совершения действия, за которое уплачена (взыскана) государственная пошлина.

    Заявление может быть подано в течение трех лет со дня уплаты излишне уплаченной (взысканной) суммы государственной пошлины. К данному заявлению прилагаются: решения, определения и справки судов, организаций, осуществляющих действия, за которые уплачивается (взимается) государственная пошлина, об обстоятельствах, являющихся основанием для полного или частичного возврата излишне уплаченной (взысканной) суммы государственной пошлины, в соответствующих случая – акты налоговых проверок организаций и должностных лиц, а также платежные поручения или квитанции с подлинной отметкой банка, подтверждающие уплату государственной пошлины, в случае, если государственная пошлина подлежит возврату в полном размере, а в случае, если она подлежит возврату частично, – копии указанных платежных документов.

    Возврат суммы излишне уплаченной (взысканной) государственной пошлины производится за счет средств бюджета, в который произошла переплата.

    При прекращении государственной регистрации права, ограничения (обременения) права на недвижимое имущество, сделки с ним на основании соответствующих заявлений сторон договора возвращается половина уплаченной государственной пошлины.

    Возврат уплаченной государственной пошлины в случаях, если решения судов приняты полностью или частично не в пользу государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц, производится за счет средств бюджета, в который производилась уплата.

    Плательщик государственной пошлины имеет право на зачет излишне уплаченной (взысканной) суммы государственной пошлины в счет суммы государственной пошлины, подлежащей уплате за совершение аналогичного действия. Указанный зачет производится по заявлению плательщика, предъявленному в орган либо должностному лицу, в который (к которому) он обращался за совершением юридически значимого действия.

    Заявление о зачете суммы излишне уплаченной (взысканной) государственной пошлины может быть подано в течение трех лет со дня принятия соответствующего решения суда о возврате государственной пошлины из бюджета или со дня уплаты этой суммы в бюджет. К заявлению о зачете суммы излишне уплаченной (взысканной) государственной пошлины прилагаются: решения, определения и справки судов, организаций, осуществляющих действия, за которые уплачивается государственная пошлина, об обстоятельствах, являющихся основанием для полного возврата государственной пошлины, а также платежные поручения или квитанции с подлинной отметкой банка, подтверждающие уплату государственной пошлины.

    Функции по обеспечению соблюдения положений налогового законодательства возложены на налоговые органы. Они осуществляют проверку правильности исчисления и уплаты государственной пошлины в государственных нотариальных конторах, органах записи актов гражданского состояния и других органах, организациях, осуществляющих в отношении плательщиков действия, за осуществление которых в соответствии с действующим налоговым законодательством взимается государственная пошлина.

    38. Заочное решение. Сущность и значение. Условия вынесения заочного решения.

    В гражданском судопроизводстве под заочным решением понимается — судебное решение, постановленное без предшествующего состязания сторон вследствие неявки на суд одной из них, истца или ответчика.

    Несмотря на немалые особенности заочного производства, со­держание заочного решения аналогично содержанию решения, вынесенного после стандартного разбирательства дела.

    Заочное решение должно отвечать требованиям, предусмот­ренным ст. 198 ГПК РФ, и состоять из четырех статей: вводной, описательной, мотивировочной и резолютивной.

    Однако резолютивная часть заочного решения имеет особенности. Эта часть обычного решения должна содержать выводы суда об удовлетворении иска либо об отказе в удовлетворении иска полностью или в части, указание на распределение судебных расходов, срок и порядок обжалования решения суда. В резолю­тивной части заочного решения, кроме перечисленных моментов, должны быть указаны дополнительно срок и порядок подачи за­явления об отмене этого решения суда. Значит заключительная часть заочного решения в соответствии со ст. 237 ГПК РФ предус­матривает два способа его обжалования для ответчика и один – для истца. У сторон должна быть четкая информация относительно сроков обжалования и судов, куда им следует обращаться.

    Судебное решение всегда объявляется публично. Истец, уча­ствовавший в разбирательстве дела, обычно ожидает провозглаше­ния решения в целом или его резолютивной части в зале судебно­го заседания и затем может получить копию в обычном порядке. Ответчику копия такого решения должна быть выслана не позднее трех дней со дня его принятия в окончательной форме с уведомле­нием о вручении. Аналогична процедура в случаях, когда истец просил рассмотреть спор в заочном порядке без его явки в судеб­ное заседание 4 .

    Понятие и значение заочного производства

    Институт заочного производства известен многим правовым системам мира. В Англии, например, согласно статистическим данным заочное рассмотрение дел доминирует над обычным в количественном отношении как в Высоком суде, так и в судах графств. Российские ученые исследовали социально-экономичес­кие и юридические причины указанного явления. Это — и убеж­денность ответчика в безнадежности ведения защиты, и отсутствие свободного времени для совершения необходимых формальностей, и незнание деталей судопроизводства при ведении сторонами дел без адвокатской помощи. Аналогичные ситуации сложились и в гражданском процессе США, Франции, ФРГ.

    В России Устав гражданского судопроизводства 1864 г. содер­жал положения о завершении рассмотрения дел заочными реше­ниями в судах общих (ст. 718—735) и мировых (ст. 145—155).

    В Российской Федерации аналогичная судебная процедура в принципе восстановлена в 1995 г. путем включения в ГПК РСФСР новой гл. 161 «Заочное решение». В ГПК РФ содержится гл. 22, именуемая «Заочное производство», что с учетом содержания норм данной главы более точно, чем название гл. 16 1 ГПК РСФСР.

    Восстановление заочного производства и заочного решения в российском процессе вызвано необходимостью закрепления до­полнительных гарантий реализации принципа состязательности, повышения уровня ответственности сторон за свои действия (без­действия), ускорения разрешения споров, сокращения числа дел, рассматриваемых по стандартному процессуальному регламенту.

    До дополнения ГПК РСФСР гл. 161 суды выносили лишь ре­шения одного вида, которыми заканчивалось судебное разбира­тельство. С октября 1995 г. суды получили полномочие прини­мать решения после так называемого заочного рассмотрения дел.

    Сложившееся заочное производство кратко можно определить как разбирательство и разрешение гражданского дела по упрощен­ному варианту процессуального регламента при согласии истца и в отсутствие ответчика, надлежащим образом извещенного о времени и месте судебного заседания, не сообщившего об уважи­тельных причинах неявки и не просившего о рассмотрении дела в его отсутствие.

    В литературе предложены различные определения конструкции заочного производства. Так, И.В. Уткина считает таковым «поря­док рассмотрения и разрешения конкретного гражданского дела в случае неявки ответчика, надлежащим образом извещенного о вре­мени и месте судебного заседания, не сообщившего о причинах неявки и не просившего о рассмотрении дела в его отсутствие, если против этого не возражает истец, с вынесением решения, именуемого заочным» 5 . Другой пример: «. заочное производство — это установленный законом порядок проведения судебного заседа­ния и вынесение решения по иску в отсутствие ответчика» 6 .

    Условия и порядок заочного производства

    Для возникновения заочного производства и его завершения заочным решением необходимо наличие определенных условий. Так, ответчик должен быть формально уведомлен о времени и месте судебного заседания и в деле есть об этом достоверные све­дения. Здесь действуют общие правила гл. 10 ГПК РФ. В интере­сах лица, предпочитающего скорейшее окончание процесса, предпринять все возможное для извещения ответчика.

    Однако ответчик может отсутствовать на заседании по различ­ным обстоятельствам: неявка вызвана уважительными причинами, о которых суд извещен; ответчик просил рассмотреть дело в его отсутствие; стороны, не ходатайствовавшие о разбирательстве дела без них, не явились без уважительных причин по вторичному вы­зову; ответчик не пришел, но присутствует его представитель. В перечисленных случаях нельзя выносить заочное решение.

    По действующему законодательству существенным моментом является согласие истца на заочное производство по делу. Как свидетельствует практика, такое согласие имеет место, когда истец субъективно уверен в правильности своей позиции, подтверждае­мой весомыми фактами, доказательствами, юридическими аргу­ментами, желает быстрее получить окончательное решение суда по заявленному требованию и, что не менее важно, обоснованно не ожидает ходатайства ответчика о пересмотре заочного решения со ссылками на серьезные аргументы защиты против иска в слу­чае его удовлетворения, а также уважительность мотивов неявки на заседание 7 .

    Статья 233 ГПК РФ предусматривает условия, при которых возможно вынесение заочного решения. В числе таких условий: 1) неявка ответчика; 2) надлежащее его извещение о времени и месте судебного заседания; 3) согласие истца на рассмотрение дела в порядке заочного производства; 4) отсутствие уважительных причин неявки; 5) отсутствие просьбы ответчика о рассмотрении дела в его отсутствие.

    Если истец не согласен на рассмотрение дела в порядке заоч­ного производства, суд откладывает разбирательство и направляет неявившемуся ответчику извещение о времени и месте нового су­дебного заседания 8 . Истец может возражать против вынесения заочного решения, причем достаточно даже немотивированного несогласия. Это вытекает из принципа диспо-зитивности и не подлежит судебному вмешательству и контролю.

    В каждом процессе суд согласно ст. 165 ГПК РФ и при отсут­ствии на заседании ответчика должен наряду с другими правами и обязанностями разъяснить истцу, что такое заочное решение и какими могут быть правовые результаты его вынесения. Наряду с указанием на более оперативную защиту, обязательным элемен­том разъяснения следует считать предупреждение о возможных способах пересмотра этого решения.

    Если ответчик был извещен, об этом имеются сведения в деле, но он не явился без объяснения причин, или суд признал их не­уважительными, и истец согласен на заочное производство, суд выносит определение о заочном рассмотрении дела. Практика неоднородна, а именно, одни суды составляют такие определения в виде отдельного документа, другие включают его в протокол за­седания.

    Согласно ст. 40 ГПК РФ иск может быть предъявлен совместно несколькими истцами или к нескольким ответчикам, т.е. возникает процессуальное соучастие. Часть 2 ст. 233 ГПК РФ предусматрива­ет вынесение заочного решения лишь при соучастии на ответной стороне. Оно допустимо при неявке в судебное заседание всех от­ветчиков.

    Возможность заочного производства при неявке истца или не­которых из числа истцов при активном соучастии действующим российским законодательством не предусмотрена.

    Для заочного производства, известного английскому граждан­скому процессу, характерно, что заочное решение в большинстве случаев выносит помощник судьи без формального судебного за­седания, если ответчик в установленные сроки не зарегистриро­вал подтверждения вручения ему исковых материалов или пись­менного отзыва по существу исковых требований (ч. 12 и 13 Пра­вил гражданского судопроизводства 1998 г.).

    Порядок вынесения заочного решения в российском процессе отличается от английской модели. Так, согласно ст. 234 ГПК РФ в заочном производстве суд проводит судебное заседание в общем порядке, исследует и оценивает доказательства, представленные заинтересованными субъектами при возникновении дела и в ходе его подготовки, учитывает их доводы и лишь затем на основе всех материалов принимает заочное решение. Начало состяза­тельности действует в полном объеме.

    Истец вправе заявлять различные ходатайства, в том числе впервые ссылаться на новые обстоятельства и представлять новые доказательства непосредственно на стадии судебного разбиратель­ства. Суд также может предложить истцу сообщить дополнитель­ную информацию 9 . Но если такие материалы способны существенно повлиять на конечный результат процес­са, а ответчику о них ранее ничего не сообщалось, суду очевидно необходимо поставить вопрос о том, не следует ли отложить раз­бирательство дела и информировать ответчика о неизвестных ему действиях истца. После перерыва рассмотрение спора может быть продолжено по общим правилам ГПК. Не исключено, что новое судебное заседание будет обычным, например, при явке ответчи­ка или при несогласии истца на заочное производство.

    Имеются и некоторые ограничения прав истца, связанные с принципом диспозитивности. Истец, согласившийся на заочное рассмотрение дела, не может без уведомления ответчика изме­нить предмет или основание иска, увеличить размер исковых тре­бований (ч. 4 ст. 233 ГПК РФ). Причины очевидны: подобного Рода изменения создали бы угрозу интересам ответчика, который осведомлен только о первоначально сформулированных элемен­тах требования и намерен именно по поводу этого требования не присутствовать на судебном заседании.

    Однако не исключена ситуация, когда истец, согласившийся на заочное производство, всех фактов основания требований не доказал, а равно в случаях, если ответчик хотя и отсутствует на судебном заседании, но еще при подготовке дела к разбиратель­ству представил веские аргументы в свою пользу 10 . Здесь суд, исходя из исследованных материалов, обя­зан отказать в иске и вынести заочное решение в пользу ответчи­ка. Отказ в иске может последовать и в результате применения судом норм материального права, т.е. определения юридических отношений сторон, не совпадающего с утверждениями истца 11 .

    По иску Соколова к ОАО «Арго» о восстановлении на работе от имени ответчика в суде принимали участие юрисконсульт и адвокат. В раз­бирательстве дела участвовал и директор ОАО «Арго».

    Возможно ли участие в деле двух представителей ответчика?

    Задание: оформите исковое заявление от имени Соколова.

    Методические рекомендации: при ответе на вопрос необходимо оз­накомиться с положениями гл.5 ГПК РФ.

    В Октябрьский районный суд
    От Истца – Соколова Ивана Ивановича,
    проживающего по адресу: пр. Кольский д. 143 корп. 3 кв. 26
    Ответчик – ОАО «Арго»
    находящееся по адресу: пр. Кольский д. 51 строение 3

    Смотрите еще:

    • Сайт воркутинского городского суда республики коми Воркутинский городской суд Республики Коми Согласно приказа наркома юстиции Коми АССР № 36 от 23 августа 1943 г. был образован Кожвинский нарсуд III участка в п. Воркута, а с 12 января 1944 г. был переименован в нарсуд I участка города […]
    • Льготы пенсионерам по налогам в красноярске Транспортный налог в Красноярском крае в 2018-2017 г. Порядок, ставки и сроки уплаты транспортного налога в Красноярском крае на 2017-2018 год установлены Законом Красноярского края от 08.11.2007 N 3-676 «О транспортном налоге» (с […]
    • Приказ фсб 278 2007 Приказ ФСБ РФ от 31 мая 2007 г. № 278 “О порядке и условиях выплаты военнослужащим органов федеральной службы безопасности денежной компенсации вместо предоставления дополнительных суток отдыха” Во исполнение пункта 3 статьи 11 […]
    • Что характеризует физический закон Интегрированный урок физики, литературы, русского языка. Решение задач по теме: "Законы Ньютона"на литературном материале. Урок развития речи: сочинение — рассказ Разделы: Физика Цели: развивающая: умение видеть мир в многообразии; […]
    • Закон україни про туберкульоз Закону України «Про боротьбу із захворюванням на туберкульоз» Про внесення змін до Закону України «Про боротьбу із захворюванням на туберкульоз» Верховна Рада України п о с т а н о в л я є: Внести зміни до Закону України «Про боротьбу із […]
    • Заявление на предоставление лицензии на опо Prom-Nadzor.ru Заявление о предоставлении лицензии на эксплуатацию взрывопожароопасных и химически опасных производственных объектов I, II и III классов опасности Бланк организации соискателя лицензии Федеральная служба по […]
    • План мероприятий по локализации и ликвидации последствий аварий на опо это План мероприятий по локализации и ликвидации последствий аварий Кому необходимо разрабатывать ПЛАС Разработка ПЛАС является обязательной (согласно Постановления Правительства РФ №730) для предприятий попадающих под действие ФЗ-116 "О […]
    • Социальный налог в германии Налоги с заработной платы в Германии При поступлении на работу в любое учреждение Германии каждому принятому сотруднику оформляется карта зарплаты. В ней указываются все налоги работника, а также вычитаемые из дохода социальные выплаты. […]